Главный смысл названия комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль»

Смысл названия комедии Фонвизина Недоросль

Название произведения имеет символическое значение, при помощи которого писатель раскрывает основной смысл комедии, состоящий в проблемах образования, воспитания и просвещения молодого поколения того периода времени.

Под словесным значением данного выражения в XVIII веке понимаются молодые люди, не имеющие надлежащего образования либо только получающие его, то есть не достигшие уставленного образовательного уровня.

Ключевым персонажем в произведении, на примере которого писатель раскрывает насущную проблему, является недоросль Митрофанушка Простаков, отличающийся, несмотря на попытки родителей дать ребенку минимальное образование, стойким нежеланием постигать знания.

Герой характеризуется автором в качестве молодого человека, с детства привыкшего получать все желаемое от любящей матушки, ограждающей его от любых невзгод, считающего науку бесполезным, скучным и нудным занятием, предпочитающего получать знания о правилах поведения в светском обществе от необразованного кучера Вральмана.

Митрофан изображается в комедии как собирательный образ молодого дворянского поколения, которое не стремится получить образование, являясь невеждами и лентяями, ценящими лишь лоснящееся светское существование.

В образе Митрофанушки перед читателями предстает морально и умственно отсталый юноша, кажущийся за счет своей глупости и тупости гораздо младше по возрасту, чем есть на самом деле, демонстрирующийся избалованным, недалеким ребенком, который не ценит ни родительскую заботу и не желает самостоятельно принимать решения либо совершать поступки.

Писатель акцентирует внимание на наличие у юноши ума и способностей, однако подчеркивает его откровенное нежелание направлять их на собственное развитие и выполнение необходимых обязанностей.

Главной проблемой в создавшейся ситуации автор считает окружающую обстановку, которая оказывает непосредственное влияние на появление в обществе данных представителей молодого поколения, при этом произведение демонстрирует порочность воспитания и образования той эпохи в виде комедийного жанра, высмеивая все их недостатки и отрицательные черты.

Писатель, используя комичность изображения, иллюстрирует необходимость в проведении реформ и преобразований в образовательной системе страны с целью развития для будущего государства достойных членов общества.

Вариант 2

По определению словаря, он дает два смысла слову «недоросль», которое автор использует, как название для своего произведения. Первый смысл передает название молодого дворянина, который еще не достиг возраста совершеннолетия и еще на начавший государственную службу.

Второй смысл передает сообщение о юноше, который не обладает большим умом, не доучившийся.

Название произведения подходит второй смысл, ведь главным героем является Митрофан, который является настоящим портретом недоросля, он полностью погряз в глупости и невежественном отношении к окружающим людям.

Мама с самого детства потакала всем желаниям ребенка, старалась угодить каждому его капризу. Поэтому он привык торговаться не только с прислугой, но и с собственной матерью, он не разговаривал с людьми, автор говорил, что он фактически «лаял» на окружающих. Это позволило ему в полной мере проявить себя. Няню он называет «старой хрычкой» и не ценит ее внимания. Он привык, что все в доме исполняют его желания, стараются потакать ему и исполнять все, что ему говорят.

Он не научился быть самостоятельным человеком, а зачем, если вокруг него множество людей, способных удовлетворить его любые потребности, он не умеет ухаживать за собой, он просто проводит время, наслаждаясь им. Поэтому он привыкает к тому, что его насущные потребности постоянно удовлетворяются. Ему нет нужды учиться самостоятельности.

Главный герой человек достаточно эгоистичный, он старается завоевать доверие окружающих людей, только если они занимают более высокое положение, чем сам герой. Как только меняется положение персонажа, так же и меняется его отношение к нему.

Поэтому спустя время название «Митрофан» становится именем нарицательным. Многие обращаются к другим, с таким обращением, как к людям, которые не готовы бороться за собственное счастье и благополучие. Они полны эгоизма, не готовы бороться за собственное счастье. Таким образом, название «Недоросль» Фонвизина говорит о человеке необразованном, не способном заботиться о себе, обреченном на непонимание. Завершающим аккордом становится то, что молодой человек отрекается от матери, которая остро нуждается в его помощи.

Он думает только о себе, у него нет чувства жалости и желания помочь окружающим, даже родному человеку, который воспитывал его на протяжении долгого времени, потакал всем его капризам. Но она сама виновата в воспитании сына.

Сочинение 3

Комедия «Недоросль», написанная в 1781-82 годах, носит «говорящее» название. В нем отражена основная проблема, которую поднимает автор в произведении – недостатки воспитательной системы, характерные для дворянства 18 века.

До комедии Фонвизина слово «недоросль» не имело негативной окраски. В 1714 году Петром I был издан указ о необходимости поступления дворян на службу, гражданскую или военную. Для этого нужно было получить образование, подтвержденное свидетельством. Молодых дворян, которые еще не прошли обучение, и именовали недорослями.

После выхода комедии в свет само слово приобрело еще и осуждающее значение. Недоросль в произведении – Митрофан, юный дворянин, сын Простаковых. Его нельзя назвать образцовым юношей. Митрофан не желает получать образование, хотя родители все же нанимают для него учителей. Наука кажется юноше не только неинтересной и скучной, но и совершенно бесполезной. Он уверен, что дворянину грамота вовсе не нужна.

В произведении явно прослеживается, что основная проблема Митрофана – в воспитании. Его мать, госпожа Простакова, не имеет образования, но гордится этим, так как держит в своих руках управление всем имением. По мнению Простаковой, грамота в жизни не нужна, главными ценностями являются власть и деньги. В то же время она любит сына и излишне балует его.

Митрофан очень многое перенимает от матери. Он позволяет себе грубо разговаривать со слугами, стремясь показать свою власть, ценит в людях не ум и способности, а исключительно количество денег. Нежелание постигать науку, но в то же время готовность жениться и создать семью выдают в нем незрелость и глупость. Юноша смел на словах, но когда доходит до дела, оказывается несамостоятельным и неспособным на поступки. Даже к собственной матери Митрофан не относится уважительно.

В силу своего воспитания и неграмотности Митрофан кажется гораздо моложе своего настоящего возраста, зачастую выглядит избалованным и глупым ребенком. Он буквально «не дорос» до службы и чинов, до выхода во взрослую жизнь. Митрофана можно назвать недорослем как из-за отсутствия образования, так и в моральном отношении. Он невоспитан, груб, ведет себя заискивающе только с людьми, имеющими власть. Но стоит им этой власти лишиться, как случилось с Простаковой, Митрофан резко отталкивает их от себя. Юноша является недорослем также в гражданском смысле, так как не понимает своих обязанностей перед государством и не дорос до их выполнения.

Таким образом, Митрофан является собирательным образом молодых дворян 18 века, воспитанных в системе устаревших ценностей. Названием комедии автор отмечает важность проблемы воспитания на государственном уровне, ведь именно от таких «митрофанов» зависит будущее страны.

Также читают:

Картинка к сочинению Смысл названия комедии Недоросль

Популярные сегодня темы

Русская литература 19 века создала новый образ человека своей эпохи, который конфликтует с обществом, а общество отвергает его. Такой образ создал и Лермонтов в романе «Герой нашего времени».

Умчалась золотая осень, словно дымка, рассеянная дуновением ветра и вот-вот мчится прекрасная зимняя пора. Просыпаясь ясным, высоким утром, передо мной открывается великолепный вид за окном

Перед тем, как написать свое сочинение, я хочу сразу ответить на вопрос, поставленный в теме сочинения. Нет, нет и еще раз нет. Никто и никогда не сможет заменить ребенку его родителей. А теперь, объясню, почему я так думаю.

В рассматриваемом произведении писатель высмеивает такой порок, как чинопочитание. Показывает, как часто низшие сословия доводят его до полного абсурда.

Прежде всего стоит отметить небольшие очевидные сходства между Живаго и Пастернаком: это любовь к стихотворениям, литературе, воспитание в интеллигентной семье и профессия врача

Смысл названия комедии Недоросль Фонвизина сочинение

Значение слова «недоросль»

Итак, попробуем разобраться, что означает слово «недоросль». Смысл названия комедии сложно определить, не понимая его значения. Первоначально так называли молодых дворян, которые еще не достигли совершеннолетия и не поступили на государственную службу. Второе значение появилось после выхода в свет комедии Фонвизина. Словом «недоросль» стали называть недалекого юношу, недоучку. Главный герой комедии, Митрофанушка, является олицетворением молодого человека, погрязшего в невежестве и глупости.

Имея представление о значении этого слова, смысл названия комедии Фонвизина «Недоросль» будет понять намного проще.

Вариант 2

По определению словаря, он дает два смысла слову «недоросль», которое автор использует, как название для своего произведения. Первый смысл передает название молодого дворянина, который еще не достиг возраста совершеннолетия и еще на начавший государственную службу.

Второй смысл передает сообщение о юноше, который не обладает большим умом, не доучившийся.

Название произведения подходит второй смысл, ведь главным героем является Митрофан, который является настоящим портретом недоросля, он полностью погряз в глупости и невежественном отношении к окружающим людям.

Мама с самого детства потакала всем желаниям ребенка, старалась угодить каждому его капризу. Поэтому он привык торговаться не только с прислугой, но и с собственной матерью, он не разговаривал с людьми, автор говорил, что он фактически «лаял» на окружающих. Это позволило ему в полной мере проявить себя. Няню он называет «старой хрычкой» и не ценит ее внимания. Он привык, что все в доме исполняют его желания, стараются потакать ему и исполнять все, что ему говорят.

Он не научился быть самостоятельным человеком, а зачем, если вокруг него множество людей, способных удовлетворить его любые потребности, он не умеет ухаживать за собой, он просто проводит время, наслаждаясь им. Поэтому он привыкает к тому, что его насущные потребности постоянно удовлетворяются. Ему нет нужды учиться самостоятельности.

Главный герой человек достаточно эгоистичный, он старается завоевать доверие окружающих людей, только если они занимают более высокое положение, чем сам герой. Как только меняется положение персонажа, так же и меняется его отношение к нему.

Поэтому спустя время название «Митрофан» становится именем нарицательным. Многие обращаются к другим, с таким обращением, как к людям, которые не готовы бороться за собственное счастье и благополучие. Они полны эгоизма, не готовы бороться за собственное счастье. Таким образом, название «Недоросль» Фонвизина говорит о человеке необразованном, не способном заботиться о себе, обреченном на непонимание. Завершающим аккордом становится то, что молодой человек отрекается от матери, которая остро нуждается в его помощи.

Он думает только о себе, у него нет чувства жалости и желания помочь окружающим, даже родному человеку, который воспитывал его на протяжении долгого времени, потакал всем его капризам. Но она сама виновата в воспитании сына.

Проблемы, поднятые в комедии

Название произведения является характеристикой целой эпохи и поднимает проблемы воспитания молодых дворян и обличает нравы, царящие среди представителей этого класса.

Фонвизин подобрал очень смелые и оригинальные художественные средства для написания пьесы «Недоросль». Смысл названия комедии помогает увидеть проблемы общества того времени.

Все сцены произведения наполнены беспощадной и едкой сатирой, обличающей жизненный уклад Простаковых и Скотининых.

Для контраста автор приводит диалоги положительных представителей дворянского общества, Правдина и Стародума, высказывания которых затрагивают в том числе вопросы, касающиеся нравов в государстве.

Итак, первая проблема, которая волнует Фонвизина, — это плачевное состояние моральных устоев общества. Через реплики Стародума и Правдина автор высказывает идею о том, что полная власть помещиков над крепостными и отсутствие должного примера со стороны высшего общества стали причиной полного произвола. Как результат — представители дворянского сословия забыли о своих обязанностях и классовой чести, что практически привело к вырождению класса.

Так освещена проблема деградации представителей дворянства в пьесе «Недоросль». Смысл названия комедии открывается более полно, если знать изъяны общества того времени.

Вторая проблема, которую поднимает автор, — это вопрос воспитания. Его Фонвизин очень подробно рассматривает в произведении «Недоросль». Смысл названия комедии во многом связан с пробелами в этой сфере. Сарказм Фонвизина, с которым он изображает сцену экзамена Митрофанушки, является приговором воспитанию Скотининых и Простаковых.

Эта проблема так сильно волнует автора по той причине, что речь идет о передовых членах общества. Плохо, что молодой дворянин, долг которого – служба Отечеству, воспитывается в отсутствии нравственных принципов при полном равнодушии родителей к интересам общества. У героя комедии, Митрофана, не было других желаний, кроме как погонять голубей, покушать и жениться.

Придворная жизнь является примером для такого воспитания, ведь дворяне давно забыли, что такое служение на пользу государства.

Сочинение 3

Комедия «Недоросль», написанная в 1781-82 годах, носит «говорящее» название. В нем отражена основная проблема, которую поднимает автор в произведении – недостатки воспитательной системы, характерные для дворянства 18 века.

До комедии Фонвизина слово «недоросль» не имело негативной окраски. В 1714 году Петром I был издан указ о необходимости поступления дворян на службу, гражданскую или военную. Для этого нужно было получить образование, подтвержденное свидетельством. Молодых дворян, которые еще не прошли обучение, и именовали недорослями.

После выхода комедии в свет само слово приобрело еще и осуждающее значение. Недоросль в произведении – Митрофан, юный дворянин, сын Простаковых. Его нельзя назвать образцовым юношей. Митрофан не желает получать образование, хотя родители все же нанимают для него учителей. Наука кажется юноше не только неинтересной и скучной, но и совершенно бесполезной. Он уверен, что дворянину грамота вовсе не нужна.

В произведении явно прослеживается, что основная проблема Митрофана – в воспитании. Его мать, госпожа Простакова, не имеет образования, но гордится этим, так как держит в своих руках управление всем имением. По мнению Простаковой, грамота в жизни не нужна, главными ценностями являются власть и деньги. В то же время она любит сына и излишне балует его.

Митрофан очень многое перенимает от матери. Он позволяет себе грубо разговаривать со слугами, стремясь показать свою власть, ценит в людях не ум и способности, а исключительно количество денег. Нежелание постигать науку, но в то же время готовность жениться и создать семью выдают в нем незрелость и глупость. Юноша смел на словах, но когда доходит до дела, оказывается несамостоятельным и неспособным на поступки. Даже к собственной матери Митрофан не относится уважительно.

В силу своего воспитания и неграмотности Митрофан кажется гораздо моложе своего настоящего возраста, зачастую выглядит избалованным и глупым ребенком. Он буквально «не дорос» до службы и чинов, до выхода во взрослую жизнь. Митрофана можно назвать недорослем как из-за отсутствия образования, так и в моральном отношении. Он невоспитан, груб, ведет себя заискивающе только с людьми, имеющими власть. Но стоит им этой власти лишиться, как случилось с Простаковой, Митрофан резко отталкивает их от себя. Юноша является недорослем также в гражданском смысле, так как не понимает своих обязанностей перед государством и не дорос до их выполнения.

Таким образом, Митрофан является собирательным образом молодых дворян 18 века, воспитанных в системе устаревших ценностей. Названием комедии автор отмечает важность проблемы воспитания на государственном уровне, ведь именно от таких «митрофанов» зависит будущее страны.

Идея комедии

Смысл названия комедии Фонвизина «Недоросль» станет более ясен, если обратиться к идее, которую заложил автор в своем произведении. Денис Иванович хотел показать, что «недоросль» навсегда останется «недорослем» и никогда не изменится, не будет развиваться нравственно и духовно.

Митрофанушка – это сатирический персонаж, который олицетворяет молодое поколение того времени. Позднее это имя стало нарицательным, но тем не менее стоит узнать, каково истинное значение имени Митрофан.

Сочинение на тему почему фонвизин назвал свою комедию недоросль

До того, как Фонвизиным была написана комедия «Недоросль», слово, заключенное в названии, не носило ругательный оттенок, а обозначало человека, не достигшего совершеннолетия (21 года). Фонвизин впервые употребил слово «недоросль» в переносном значении, и после постановки пьесы это слово начало ассоциироваться у многих с Митрофанушкой, главным действующим лицом комедии, а значит, с «маменькиным сынком», невежественным бездельником. Название комедии подразумевает не только Митрофанушку. Оно характеризует целую эпоху и охватывает ряд проблем, поднятых в комедии: прежде всего, проблему дворянского воспитания, а также тему нравов дворянства того времени. Идея, заложенная в названии и содержании комедии, такова: Фонвизин через образ Митрофанушки хотел показать, что «недоросль» так и останется «недорослем» в любом возрасте. Молодой человек, выросший в доме Простаковых в окружении Скотининых, получая образование у Цыфиркиных и Вральманов, никогда не будет учиться уму-разуму, расти нравственно и духовно. Митрофанушка – образ сатирический, характеризующий молодое поколение того времени. Позже это имя стало нарицательным, синонимом круглого невежды, ничего не знающего и ничего не желающего знать. В буквальном переводе Митрофан означает «являющий свою мать», то есть похожий на свою мать. Это яркий тип избалованного «маменькиного сынка», выросшего в невежественной среде крепостнического дворянства. Домашняя обстановка и нелепое, уродливое воспитание духовно погубили и развратили его. Митрофан не лишен ума и сообразительности, но положительные его качества принимают знак «минус», он использует их не для выполнения заданий по математике, например, а исключительно для собственной выгоды. Он прекрасно видит, что полновластной хозяйкой в доме является его мать, и он подлаживается к ней, прикидывается нежно любящим ее сыном или пугает ее угрозой утопиться, если не уберегут его от кулаков дядюшки и будут мучить чтением часослова. Лень пронизывает всю жизнь Митрофанушки. Он не желает учиться, не хочет ничего делать, и даже собственную женитьбу видит как способ избавится от учителей и уроков: «Не хочу учиться – хочу жениться!» – заявляет он маменьке. Основная проблема воспитания того времени – недостаток самостоятельности. Будущие взрослые Митрофанушки знают, что все за них сделают родители или родственники: накормят, выучат, женят. А зачем тогда вообще учиться наукам и думать своей головой? Наиболее точно эту проблему Фонвизин высказывает устами Стародума: «Что для отечества может выйти из Митрофанушки, за которого невежды-родители платят еще и деньги невеждам-учителям? Сколько дворян-отцов, которые нравственное воспитание сынка своего поручают своему рабу-крепостному? Лет через пятнадцать и выходят вместо одного раба двое: старый дядька да молодой барин». К сожалению, даже если дворянский ребенок наделен от природы умом, способностью здраво мыслить и рассуждать, эти качества будут загублены на первых порах взросления усилиями родителей и учителей. Фонвизин ставит тему воспитания как важный общественный и политический вопрос: надо воспитывать дворян как граждан, как передовых и просвещенных деятелей страны, а не как нахлебников, невежд и барчуков. Таким образом, название комедии охарактеризовывает целое поколение дворянских детей в лице Митрофанушки, «жертвы» своего времени. У зрителей возникает закономерный вопрос: кто виноват, что делать? Просмотрев или прочитав комедию, начинаешь понимать, что виновата среда, в которой растут и образовываются будущие дворяне, и решить эту проблему в одночасье невозможно. Взрослые «недоросли», к сожалению, встречаются и в 21 веке. Однако, выход из этой ситуации прост, на первый взгляд, но сложен в реализации: учиться, не лениться и быть самостоятельным, а не надеяться на помощь со стороны.

Значение имени главного героя

Имя Митрофан буквально переводится на русский как «являющий свою мать», а значит, подобен ей. Так и есть. Мать мальчика — лидер в семье, именно на нее он стремится быть похожим. Митрофанушка не лишен природного ума, сообразительности, но использует эти качества исключительно в собственных интересах. Он маменькин сынок. Митрофанушка избалованный, вздорный, капризный.

Смысл названия пьесы «Недоросль» открывается в еще большей степени после осознания того, что имя подобрано автором не случайно.

Актуальность проблемы образования

Чтобы понять, насколько актуальна проблема образования, которую поднимает Фонвизин в своем произведении, нужно понимать, что происходит в современном обществе.

Безусловно, школа в наши дни не всегда способна пробудить интерес ребенка к обучению. Кроме того, многие родители стремятся дать образование, потому что так надо, для галочки, нередко донося это понимание до чада.

В результате получается, что и в наше время проблема, обозначенная автором комедии «Недоросль», не потеряла своей актуальности.

Какой смысл названия комедии Недоросль?

Комедия Д. Фонвизина носит очень «говорящее» и символичное название, но, чтобы понять его основной смысл, необходимо знать, в какое время было написано произведение.

В 1714 году в России был издан указ об обязательном поступлении дворян на службу с условием получения должного образования. Царь понимал, что не у всех возникнет желание напрягать свои умы, и ввёл понятие «недоросля», т.е. человек без образования. Недорослям не позволялось вступать в брак, так как они считались несознательными людьми, не готовыми ко взрослой жизни.

Ключевая роль в комедии отведена недорослю Митрофану, не желающего учиться ничему, несмотря на то, что родители наняли для него преподавателей. Да и откуда взяться в нем такому желанию, ведь его мать гордится своим невежеством, подчеркивая, что ей, дворянке, грамота ни к чему! Да и учителя были наняты не с благой целью дать сыну знания, а скорее потому, что так «пристало». Не удивительно, что за несколько лет он так ничему не обучился.

Считая науку бесполезной и нудной, Митрофан больше ценит уроки от кучера Вральмана, преподающего правила светской жизни. Главное – окружить себя похожими людьми, так же не стремящимися к образованию и просвещению, ценящими лишь поверхностный лоск света. Митрофан стал собирательным образом молодого дворянства, тех самых недорослей того времени – незрелых, апатичных, невежественных, ставящих состояние и положение выше чести и достоинства. Когда потерявшая свою власть мать нуждалась в его поддержке, он лишь холодно ее оттолкнул, бросив жестокое «отвяжись». Вот уж действительно, «злонравия достойные плоды». Несмотря на свой фактический возраст, он – всего лишь ребёнок, избалованной своей матерью и сызмальства ограждаемый от всех невзгод. Он действительно «не дорос» ни до женитьбы, ни до службы. В конце произведения Правдин справедливо отметил, что проку для страны от такого служащего не будет.

Писатель большое значение придавал именно воспитанию молодых людей, отмечая, что лишь должное образование и культурный уровень могут сделать из них достойных государственных деятелей. Название комедии вскоре стало нарицательным и ушло в народ: отныне всех невежд и лентяев будут называть «недорослями» и «митрофанушками». Более того, все проблемы, освященные Фонвизиным в 1781 году, актуальны и по сей день.

Чему комедия может научить ребенка

Выше были изложены основные моменты, которые Фонвизин хотел донести до читателей в пьесе «Недоросль». Характеристика комедии не может быть полной без обозначения того, чему данное произведение может научить ребенка.

На примере Митрофанушки, которого высмеивает автор, ученик восьмого класса может прийти к пониманию, насколько важно учиться, быть самостоятельным, ответственным.

Актуальность данной комедии проявляется в том, что ее часто ставят в театре. Зрители разных возрастов с удовольствием смотрят ее, смеются и, конечно, делают необходимые выводы.

Основной смысл названия комедии «Недоросль» Фонвизина

Значение слова «недоросль»

Итак, попробуем разобраться, что означает слово «недоросль». Смысл названия комедии сложно определить, не понимая его значения. Первоначально так называли молодых дворян, которые еще не достигли совершеннолетия и не поступили на государственную службу. Второе значение появилось после выхода в свет комедии Фонвизина. Словом «недоросль» стали называть недалекого юношу, недоучку. Главный герой комедии, Митрофанушка, является олицетворением молодого человека, погрязшего в невежестве и глупости.

Имея представление о значении этого слова, смысл названия комедии Фонвизина «Недоросль» будет понять намного проще.

Сочинение на тему: Смысл названия комедии Недоросль, Фонвизин

Смысл названия комедии «Недоросль»

«Недоросль» — наиболее известное произведение Дениса Ивановича Фонвизина. Пьеса появилась в 18 веке и носила социально-общественный характер. Так как в ней большое значение придается любым именам и названиям, и автор выбирал их неслучайно, слово «недоросль» также имеет свой подтекст. При Петре I недорослями называли дворянских детей, не достигших совершеннолетия и не поступивших на государственную службу. Есть предположение, что именно после книги Д. И. Фонвизина это слово стало нарицательным

и приобрело второй смысл — глуповатый юноша и недоучка. И даже имя Митрофан стало олицетворять подрастающее поколение, погрязшее в глупости и невежестве.

Митрофан — сын помещиков Простаковых. Мать юноши сама довольно невежественна и глупа, при этом обладает деспотичным и злонравным характером. Вместо того чтобы научиться хоть чему-то и научить своего сына, она часто хвастает своим невежеством, говоря, что ей как истинной дворянке не престало уметь читать. По ее мнению счастье заключается не в просвещении, а в жадности и власти над крепостными. Простакову отличает безграничная любовь к сыну. Ему позволено

все: оскорблять и унижать окружающих людей, не учиться, сидеть дом без дела и не идти на службу. Она нанимает для Митрофана учителей грамоты, счета и французского языка. Однако это делается не для просвещения юноши, а для того, чтобы не отстать от других дворян. Поэтому Митрофан не особо напрягает свой ум и может вообще ничего на уроках не делать. В результате он уже несколько лет обучается, а до сих пор не может и двух слов в предложении связать, или проделать простейшие математические упражнения. Через его поведение и речь автор пытается показать все черты недоразвитости и невоспитанности недоросля. У Митрофана полная моральная деградация. Он не только глуп и ленив, но и не умеет уважать труд и достоинства других. Так, например, он часто грубит своей няне и кормилице Еремеевне, которая с детства его кормит, одевает и от всего дурного защищает. Очевидно, что он перенял все отрицательные качества своей матушки, о чем свидетельствует имя, данное ему автором. Ведь Митрофан — это древнегреческое мужское имя, обозначающее «матерью явленный». Об отце юноши известно лишь то, что он ни в чем не смеет возразить своей супруге и безропотно выполняет все ее приказы. В такой атмосфере формируется деспотичный, безжалостный и корыстный характер Митрофана. Например, узнав, что их дальняя родственница Софья имеет богатое приданное, он не прочь на ней женится и по велению матушки готов даже выкрасть девушку. Однако когда их план проваливается, и у Простаковой отнимают имение, он спокойно отворачивается от матери и говорит, чтобы та отстала от него. Один из мудрых персонажей в пьесе, Стародум, говорит, что она пожинает плоды своего воспитания.

Актуальность названия пьесы видна и в последних сценах. Когда государственный служащий Правдин объявляет, что Митрофану пора на службу, Стародум отмечает, что толку из него отечеству не будет. В лице недоросля Митрофана автор показывает моральное разложение дворянского общества 18 века и хочет, чтобы читатели, узнав в юноше своих детей, попытались исправить их и своевременно занялись их воспитанием. Счастливой развязкой он подчеркивает победу здравого смысла над тупостью и невежеством.

Проблемы, поднятые в комедии

Название произведения является характеристикой целой эпохи и поднимает проблемы воспитания молодых дворян и обличает нравы, царящие среди представителей этого класса.

Фонвизин подобрал очень смелые и оригинальные художественные средства для написания пьесы «Недоросль». Смысл названия комедии помогает увидеть проблемы общества того времени.

Все сцены произведения наполнены беспощадной и едкой сатирой, обличающей жизненный уклад Простаковых и Скотининых.

Для контраста автор приводит диалоги положительных представителей дворянского общества, Правдина и Стародума, высказывания которых затрагивают в том числе вопросы, касающиеся нравов в государстве.

Итак, первая проблема, которая волнует Фонвизина, — это плачевное состояние моральных устоев общества. Через реплики Стародума и Правдина автор высказывает идею о том, что полная власть помещиков над крепостными и отсутствие должного примера со стороны высшего общества стали причиной полного произвола. Как результат — представители дворянского сословия забыли о своих обязанностях и классовой чести, что практически привело к вырождению класса.

Так освещена проблема деградации представителей дворянства в пьесе «Недоросль». Смысл названия комедии открывается более полно, если знать изъяны общества того времени.

Вторая проблема, которую поднимает автор, — это вопрос воспитания. Его Фонвизин очень подробно рассматривает в произведении «Недоросль». Смысл названия комедии во многом связан с пробелами в этой сфере. Сарказм Фонвизина, с которым он изображает сцену экзамена Митрофанушки, является приговором воспитанию Скотининых и Простаковых.

Эта проблема так сильно волнует автора по той причине, что речь идет о передовых членах общества. Плохо, что молодой дворянин, долг которого – служба Отечеству, воспитывается в отсутствии нравственных принципов при полном равнодушии родителей к интересам общества. У героя комедии, Митрофана, не было других желаний, кроме как погонять голубей, покушать и жениться.

Придворная жизнь является примером для такого воспитания, ведь дворяне давно забыли, что такое служение на пользу государства.

«Недоросль» смысл названия комедии Фонвизина

Денис Фонвизин написал свою комедию «Недоросль» в 1781-1782 годах. Произведение относится к литературному течению классицизма, поэтому особое внимание автор уделил выбору названия пьесы, сделав его «говорящим» и во многом определяющим основную проблематику комедии – вопросы воспитания и просвещения российского дворянства 18 века.

Чтобы понять смысл названия «Недоросль», необходимо уточнить происхождение и значение этого понятия. Так, в 1714 году Петр I издал указ о том, что все дворяне должны поступать на гражданскую либо военную службу. Однако основным условием продвижения по карьерной лестнице было получения свидетельства об образовании. Юношей, которые еще учились или только собирались идти учиться официально называли «недорослями».

В произведении Фонвизина «недорослем» является сын Простаковых – Митрофан. Несмотря на то, что родители все-таки пытаются его чему-то научить, нанимая учителей грамматики и арифметики, он не желает учиться. Наука ему кажется скучной и бесполезной, тогда как уроки «светской жизни», якобы преподаваемые Вральманом (на самом деле никаким не учителем-немцем, а конюхом), ему нравятся, ведь конюх советует ему не искать компании умных людей, а держаться «своих», а о науке рассуждает: «Как будто бы российский дворянин уж и не может в свете авансировать без российской грамоты!

Митрофан – классический представитель целой части молодого российского дворянства той эпохи. Воспитанный необразованной, жадной и грубой Простаковой (собирательный образ феодального дворянства, носителей устаревших ценностей), он перенимает ее личные ценности и манеру поведения, ценит в людях не ум и честность, а богатство и власть. Нежелание учиться, но скорая готовность жениться выдает в нем глупость и незрелость. Митрофан, за счет отсутствия образования и правильного воспитания, морально и умственно намного «моложе» своего возраста. Перед читателем (зрителем) появляется избалованный глупый ребенок, не ценящий своих родителей и не желающий делать что-либо сам, пока не сделают за него (ведь даже при тех учителях, которые у него были, он мог обучиться основам чтения и счета). Митрофан в буквальном смысле «не дорос» до женитьбы и чинов.

Характеристика Кутейкина в комедии «Недоросль» Фонвизина

После выхода пьесы, смысл названия комедии «Недоросль» Фонвизина кроме исторической трактовки получил второе, ироничное значение. «Недорослями» и «митрофанами» стали называть глупых, ленивых, грубых, невоспитанных молодых людей.

Более 200 лет назад Фонвизин написал пьесу, в которой поднял проблемы, актуальные и сегодня. Каждое поколение, перечитывая «Недоросль», открывает для себя не только искусный мир авторской иронии и красивого слога, но и перенимает вневременные ценности, важные для становления и самовоспитания настоящего человека.

Сочинения«Недоросль» проблема воспитания в комедии Фонвизина – сочинение по теме

Сочинения«Недоросль» анализ произведения Фонвизина

Идея комедии

Смысл названия комедии Фонвизина «Недоросль» станет более ясен, если обратиться к идее, которую заложил автор в своем произведении. Денис Иванович хотел показать, что «недоросль» навсегда останется «недорослем» и никогда не изменится, не будет развиваться нравственно и духовно.

Митрофанушка – это сатирический персонаж, который олицетворяет молодое поколение того времени. Позднее это имя стало нарицательным, но тем не менее стоит узнать, каково истинное значение имени Митрофан.

Смысл названия комедии Фонвизина «Недоросль»

Литературная деятельность Фонвизина началась еще со студенческих лет. Уже в его первых произведениях проявилась склонность к политической сатире. Широкую известность автору принесла комедия «Недоросль» (1782 г.), в которой он высмеял отсталость и бескультурье поместных дворян. Слово «Недоросль» образовано от слова «рост», «расти». А «расти» — значит вырастать, возрастать, увеличивать ум, приходить постепенно в возраст. Как раз все эти качества не присущи главному герою пьесы, в честь которого она названа, – Митрофану Простакову. В праздности Простакова, мать Митрофанушки, усматривает одну из главных привилегий своего сословия. Любимого сыночка она намерена как можно дольше держать в недорослях. Обязательное для дворянских подростков обучение «пристойным наукам» невежественная помещица считает тягостной обузой для Митрофана, хотя и вынуждена нанимать ему учителей. Педагоги недоросля, стараются вбить ему в голову какие-то знания, но Митрофан не проявляет себя ни в грамматике, ни в часослове, ни в географии, ни в какой-либо другой науке. Хотя и сами преподаватели оставляют желать лучшего. Один из учителей юноши и вовсе бывший кучер Стародума, который мастерски нашел себе новую работу. И фамилия у этого персонажа говорит сама за себя – Вральман. При таком воспитании Митрофан, не знающий никаких обязанностей, растет бездельником и черствым эгоистом. Он груб с преданной крепостной няней Еремеевной и с учителями. Бездушно относится главный герой и к собственным родителям. Недоросль, на первый взгляд, персонаж чисто комический. Выходы Митрофана на сцену и его реплики вызывают оживление в зрительном зале. Люди смеются, когда неуч Митрофанушка, не помня грамматический правил, выдумывает собственные определения частей речи. Но юноша показан не только бездельником: он уже в пятнадцать лет проявляет себя как бездушный помещик-крепостник, властно командует своими слугами. Возможно, «Недоросль» обозначает не только неразвитость и эгоизм отдельного человека, в данном случае – Митрофана, а отсталость всего дворянского сословия. Крепостничество и непросвещенная монархия вызывают у автора резкий протест. Фонвизин этим словом осуждает всех дворян прошлого: Скотинина, думающего лишь о свадьбах, да о свиньях; Простакову – властную и деспотичную госпожу; ее мужа, не имеющего собственного мнения вообще. Комедия выступала против таких порядков, когда одни люди являются собственностью других. Фонвизин, несомненно, очень рисковал, когда выразил свои взгляды в этом произведении. Ведь очень многие дворяне могли узнать в Простаковых-Скотининых самих себя. Однако пьеса все же была сыграна на сцене, и публика пришла в такой восторг, что на сцену летели кошельки с деньгами в качестве награды! Московские актеры долгое время опасались играть «Недоросля», боясь гнева помещиков. Но, к величайшему негодованию разоблаченных крепостников, произведение Фонвизина прочно утвердилось на русской сцене. Уроки, преподанные Фонвизиным Екатерине II и в «Недоросле», и в «Придворной грамматике», свидетельствуют о большом гражданском мужестве драматурга. А.С.Пушкин высоко оценил благородную деятельность Фонвизина, назвав его «другом свободы». Обличительная комедия «Недоросль» оказала значительное влияние на развитие русской сатирической драматургии.

Значение имени главного героя

Имя Митрофан буквально переводится на русский как «являющий свою мать», а значит, подобен ей. Так и есть. Мать мальчика — лидер в семье, именно на нее он стремится быть похожим. Митрофанушка не лишен природного ума, сообразительности, но использует эти качества исключительно в собственных интересах. Он маменькин сынок. Митрофанушка избалованный, вздорный, капризный.

Смысл названия пьесы «Недоросль» открывается в еще большей степени после осознания того, что имя подобрано автором не случайно.

Смысл названия комедии Недоросль

Смысл названия, по-моему, вполне прозрачен. Главный герой — Митрофанушка — и есть недоросль. Это значит, что он не дорос до нужного (нормального) уровня.

Он сын богатой, жадной и злобной барыни, а она в сыночке видит свою единственную радость. Она его избаловала ужасно. Он очень капризный, вредный.

Митрофан много есть — всяких пирогов, а после ему плохо, но все его жалеют и оправдывают. Всех за него ругают: слуг, учителей… он очень тупой. В смысле, тугой в обучении. За три года не научился ни читать, ни считать. Но говорит, что просто не хочет учиться, но уже хочет жениться.

Мамочка называет его детинушкой деликатного сложения. Он на таком питании, на воздухе вымахал так, что ни один кафтан не подходит.

То есть он вроде и вырос телом, но не дорос умом до взрослой жизни. Он ведет себя хуже ребенка! То на няньку, которая так его любит, кричит и ругается, то ее зовет на помощь. Только на него дядя с кулаками, как Митрофанушка орет: «Матушка, защити!» (Это он няньке.)

И еще он говорит маме, что так уж и быть, покажет свои знания, хотя их и нет. Парень-то считает, что пришел час его воли. Что хочу, то и делаю! Круто, но рано.

От матушки, только ее обвинили в жестокости и подобном, он сразу отказывается. Это для нее страшный удар! Она готова ради него даже убить, а он ее не любит, плюет на нее.

Про батюшку он, вообще, говорит, что тот — дрянь. Никакого уважения!

Я б с таким парнем дружить не смог. У него там и нет друзей. Он предаст и обманет. Надеюсь, после всей этой истории он взялся за ум.

В самом конце произведения решил я, что хорошо, если он и есть просто недоросль. Вот если бы он научился всему, стал вежливым, так он бы таким страшным злодеем мог стать. Он бы всех сумел обмануть! Так и очень хорошо, что он такой ленивый и вредный. Все сразу видят, кто перед ними!

Не дорос он до хорошего человека, но не дорос и до того, чтоб стать по-настоящему плохим.

Актуальность проблемы образования

Чтобы понять, насколько актуальна проблема образования, которую поднимает Фонвизин в своем произведении, нужно понимать, что происходит в современном обществе.

Безусловно, школа в наши дни не всегда способна пробудить интерес ребенка к обучению. Кроме того, многие родители стремятся дать образование, потому что так надо, для галочки, нередко донося это понимание до чада.

В результате получается, что и в наше время проблема, обозначенная автором комедии «Недоросль», не потеряла своей актуальности.

Какой смысл названия комедии Недоросль?

Комедия Д. Фонвизина носит очень «говорящее» и символичное название, но, чтобы понять его основной смысл, необходимо знать, в какое время было написано произведение.

В 1714 году в России был издан указ об обязательном поступлении дворян на службу с условием получения должного образования. Царь понимал, что не у всех возникнет желание напрягать свои умы, и ввёл понятие «недоросля», т.е. человек без образования. Недорослям не позволялось вступать в брак, так как они считались несознательными людьми, не готовыми ко взрослой жизни.

Ключевая роль в комедии отведена недорослю Митрофану, не желающего учиться ничему, несмотря на то, что родители наняли для него преподавателей. Да и откуда взяться в нем такому желанию, ведь его мать гордится своим невежеством, подчеркивая, что ей, дворянке, грамота ни к чему! Да и учителя были наняты не с благой целью дать сыну знания, а скорее потому, что так «пристало». Не удивительно, что за несколько лет он так ничему не обучился.

Считая науку бесполезной и нудной, Митрофан больше ценит уроки от кучера Вральмана, преподающего правила светской жизни. Главное – окружить себя похожими людьми, так же не стремящимися к образованию и просвещению, ценящими лишь поверхностный лоск света. Митрофан стал собирательным образом молодого дворянства, тех самых недорослей того времени – незрелых, апатичных, невежественных, ставящих состояние и положение выше чести и достоинства. Когда потерявшая свою власть мать нуждалась в его поддержке, он лишь холодно ее оттолкнул, бросив жестокое «отвяжись». Вот уж действительно, «злонравия достойные плоды». Несмотря на свой фактический возраст, он – всего лишь ребёнок, избалованной своей матерью и сызмальства ограждаемый от всех невзгод. Он действительно «не дорос» ни до женитьбы, ни до службы. В конце произведения Правдин справедливо отметил, что проку для страны от такого служащего не будет.

Писатель большое значение придавал именно воспитанию молодых людей, отмечая, что лишь должное образование и культурный уровень могут сделать из них достойных государственных деятелей. Название комедии вскоре стало нарицательным и ушло в народ: отныне всех невежд и лентяев будут называть «недорослями» и «митрофанушками». Более того, все проблемы, освященные Фонвизиным в 1781 году, актуальны и по сей день.

Другие сочинения: ← Характеристика и образ Софьи↑ Фонвизин Д.И.Тема и идея комедии Недоросль →

Чему комедия может научить ребенка

Выше были изложены основные моменты, которые Фонвизин хотел донести до читателей в пьесе «Недоросль». Характеристика комедии не может быть полной без обозначения того, чему данное произведение может научить ребенка.

На примере Митрофанушки, которого высмеивает автор, ученик восьмого класса может прийти к пониманию, насколько важно учиться, быть самостоятельным, ответственным.

Актуальность данной комедии проявляется в том, что ее часто ставят в театре. Зрители разных возрастов с удовольствием смотрят ее, смеются и, конечно, делают необходимые выводы.

17.1 Смысл названия комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль» (ЕГЭ по литературе)

В XVIII веке недорослем называли молодого дворянина, не достигшего 15 лет и пока не имеющего возможности поступить на государственную службу. В комедии «Недоросль» Денис Иванович Фонвизин придал этому слову новый, иронический смысл. Автор обличил пороки дворянства, указывая не только на Митрофанушку, которому предстоит служба, но и на всю его семью, не доросшую до понимания образованности, нравственности и гражданского долга.

Прежде всего, члены семьи Простаковых — Скотининых являются недорослями в умственном отношении.

«Без наук люди живут и жили», — такую точку зрения имеет мать Митрофана госпожа Простакова. Она нанимает учителей сыну не для того, чтобы он получил глубокие знания в разных областях, а для повышения статуса в глазах окружающих, так как «ныне век другой» и образованность очень ценится. Также Простакова говорит своему ребенку не учиться, а только делать вид, чтобы Митрофанушка не перетрудился и не утомился, сидя за книгами. Эта женщина не доросла до осознания истинного предназначения образования и не видит смысла в науках, прививая сыну такое же мнение.

Митрофан воспитан в соответствии с принципами своей матери. Он так же не стремится к знаниям и считает образование бесполезным. Несмотря на трёх нанятых для него учителей, молодой человек не имеет желания учиться. В кульминационной сцене экзамена Митрофана мы видим, что недоросль даже не понимает, что изучают география и история. Его мать считает, что география нужна только извозчикам, и ее сын имеет такое же мнение. История для него — это рассказы скотницы Хавроньи, которые он слушает вместе с Вральманом. Митрофанушка также считает, что дверь является прилагательным, потому что она «приложена к своему месту». Вся эта сатирическая сцена является подтверждением того, что Митрофан так же, как и мать, не дорос до понимания необходимости образования в современном обществе дворян.

Скотинин не уступает в необразованности своим членам семьи. Этот человек презирает науки и книги. Как и его сестра Простакова, он неграмотный и гордится тем, что «отроду ничего не читывал». Скотинин признается: «Я никогда не думаю». Наверное, единственным предметом его дум является разведение свиней, которых он очень любит. Для него свиной хлев гораздо ближе храма науки. Скотинин так же, как его сестра и племянник, является недорослем в умственном отношении.

Простакову, Митрофана и Скотинина можно назвать ещё недорослями в моральном плане. Они эгоистичны и не уважают достоинство других людей. Это наблюдается в их отношении к своим слугам и крестьянам. В начале пьесы Простакова ругает Тришку за сшитый для её сына кафтан, который оказался мал. Не стесняясь в выражениях, она называет его «скотом», «воровской харей» и «болваном». Это показывает ее как человека, не умеющего уважать людей, даже если они более низкого статуса. Её сын Митрофан тоже не считает, что к слугам нужно относиться вежливо. Свою няню Еремеевну он называет «старой хрычовкой», несмотря на всю её заботу и внимательность к своему подопечному. Как и Простакова, он не привык к хорошему отношению к людям. И Скотинин не ценит труд своих крестьян и воспринимает их только как рабочую силу, а не живых людей. Если будут убытки, он «сдерет со своих же крестьян». Скотинин так же не имеет уважения к людям и является жестоким помещиком. Таким образом, члены семьи не доросли до осознания важности уважительного отношения к людям.

Понимание своего гражданского долга так же не было привито Митрофану, Простаковой и Скотинину. Их образы противопоставлены положительным персонажам Стародуму, Правдину и Милону, которые, в отличие от Простаковых — Скотининых, честно служат государству. Стародум, увидев Митрофана, сказал: «Ну что для отечества может выйти из Митрофанушки. ». Человек, отдавший всю жизнь служению отечеству, не понимает, какую пользу такой необразованный, невежественный и ленивый дворянин может принести родине. Очевидно, что Митрофан не принесёт ничего хорошего обществу так же, как и его мать Простакова и дядя Скотинин. Мы видим, что члены семьи не доросли и до понимания своего долга перед государством.

Таким образом, смысл названия комедии заключается не только в статусе Митрофана, но и в умственной, нравственной и гражданской незрелости главных отрицательных персонажей. Благодаря пьесе Дениса Ивановича Фонвизина имя Митрофана стало нарицательным, и таких «митрофанов» — ленивых, грубых и необразованных людей — в современном обществе, к сожалению, немало. «Недоросль» всегда будет актуальным произведением, призывающим людей к знаниям, уважению к окружающим и честному служению отечеству.

2797. Смысл названия комедии Недоросль Фонвизина сочинение Русский язык

Сочинение — Смысл названия комедии Недоросль. Русский язык и литература. Анализ. Характеристика и образ

До написания Фонвизиным комедии «Недоросль», это слово использовалось для обозначения человека не достригшего совершеннолетия (в то время 21-го года). Название произведения не относится напрямую к Митрофанушке – главному герою комедии, а наоборот охватывает целое поколение того времени.

Главными темами данной комедии стали проблемы дворянского воспитания и нравственность дворян того времени.

Так какая же главная идея, заключена Фонвизиным в названии и содержании этого произведения? А она проста. Автор хотел рассказать читателю, о том, что недоросль так и останется таким необразованным и глупым до конца жизни, и это относится не только к конкретному герою. Митрофанушка, это сатирический образ, с помощью которого автор высмеивает молодых дворян того времени. В наши дни, имя главного героя этой комедии стало нарицательным и синонимом слов невежда, глупец и неуч.

При буквальном переводе имени «Митрофан», получается словосочетание «являющий свою мать», что напрямую относится к содержанию комедии «Недоросль». Автор всеми силами пытался показать нам «маменькиного сынка», выросшего в окружении невежд и глупцов. Фонвизин подчеркивает то, что мальчик не глуп и способен, но не хочет использовать свой ум для обучения и выполнения домашних работ. Из этого и вытекает второстепенная тема данной комедии: даже если юный дворянин наделен умом, желанием учиться и развиваться, то эти черты будут уничтожены родителями и учителями маленького дворянина. Фонвизин говорит о том, что дворянских детей нужно воспитывать как граждан своей страны и будущих её деятелей, а не как нахлебников и невежд.

Подводя итог, можно сказать, что название комедии описывает и охарактеризовывает ни конкретно мальчика по имени Митрофанушка, а целое поколение юных дворян того времени. Но кто виноват? Как с этим бороться? После прочтения произведения, становится ясно, что виной всему окружение и среда, в которой выросли дворянские дети, а решение этой проблемы требует большого количества времени. Такие «Недоросли» встречаются и в 21-ом веке, что подчёркивает актуальность этого произведения и в наши дни.

Смысл названия комедии Недоросль

Смысл названия, по-моему, вполне прозрачен. Главный герой — Митрофанушка — и есть недоросль. Это значит, что он не дорос до нужного (нормального) уровня.

Он сын богатой, жадной и злобной барыни, а она в сыночке видит свою единственную радость. Она его избаловала ужасно. Он очень капризный, вредный.

Митрофан много есть — всяких пирогов, а после ему плохо, но все его жалеют и оправдывают. Всех за него ругают: слуг, учителей… он очень тупой. В смысле, тугой в обучении. За три года не научился ни читать, ни считать. Но говорит, что просто не хочет учиться, но уже хочет жениться.

Мамочка называет его детинушкой деликатного сложения. Он на таком питании, на воздухе вымахал так, что ни один кафтан не подходит.

То есть он вроде и вырос телом, но не дорос умом до взрослой жизни. Он ведет себя хуже ребенка! То на няньку, которая так его любит, кричит и ругается, то ее зовет на помощь. Только на него дядя с кулаками, как Митрофанушка орет: «Матушка, защити!» (Это он няньке.)

И еще он говорит маме, что так уж и быть, покажет свои знания, хотя их и нет. Парень-то считает, что пришел час его воли. Что хочу, то и делаю! Круто, но рано.

От матушки, только ее обвинили в жестокости и подобном, он сразу отказывается. Это для нее страшный удар! Она готова ради него даже убить, а он ее не любит, плюет на нее.

Про батюшку он, вообще, говорит, что тот — дрянь. Никакого уважения!

Я б с таким парнем дружить не смог. У него там и нет друзей. Он предаст и обманет. Надеюсь, после всей этой истории он взялся за ум.

В самом конце произведения решил я, что хорошо, если он и есть просто недоросль. Вот если бы он научился всему, стал вежливым, так он бы таким страшным злодеем мог стать. Он бы всех сумел обмануть! Так и очень хорошо, что он такой ленивый и вредный. Все сразу видят, кто перед ними!

Не дорос он до хорошего человека, но не дорос и до того, чтоб стать по-настоящему плохим.

Какой смысл названия комедии Недоросль?

Комедия Д. Фонвизина носит очень «говорящее» и символичное название, но, чтобы понять его основной смысл, необходимо знать, в какое время было написано произведение.

В 1714 году в России был издан указ об обязательном поступлении дворян на службу с условием получения должного образования. Царь понимал, что не у всех возникнет желание напрягать свои умы, и ввёл понятие «недоросля», т.е. человек без образования. Недорослям не позволялось вступать в брак, так как они считались несознательными людьми, не готовыми ко взрослой жизни.

Ключевая роль в комедии отведена недорослю Митрофану, не желающего учиться ничему, несмотря на то, что родители наняли для него преподавателей. Да и откуда взяться в нем такому желанию, ведь его мать гордится своим невежеством, подчеркивая, что ей, дворянке, грамота ни к чему! Да и учителя были наняты не с благой целью дать сыну знания, а скорее потому, что так «пристало». Не удивительно, что за несколько лет он так ничему не обучился.

Считая науку бесполезной и нудной, Митрофан больше ценит уроки от кучера Вральмана, преподающего правила светской жизни. Главное – окружить себя похожими людьми, так же не стремящимися к образованию и просвещению, ценящими лишь поверхностный лоск света. Митрофан стал собирательным образом молодого дворянства, тех самых недорослей того времени – незрелых, апатичных, невежественных, ставящих состояние и положение выше чести и достоинства. Когда потерявшая свою власть мать нуждалась в его поддержке, он лишь холодно ее оттолкнул, бросив жестокое «отвяжись». Вот уж действительно, «злонравия достойные плоды». Несмотря на свой фактический возраст, он – всего лишь ребёнок, избалованной своей матерью и сызмальства ограждаемый от всех невзгод. Он действительно «не дорос» ни до женитьбы, ни до службы. В конце произведения Правдин справедливо отметил, что проку для страны от такого служащего не будет.

Писатель большое значение придавал именно воспитанию молодых людей, отмечая, что лишь должное образование и культурный уровень могут сделать из них достойных государственных деятелей. Название комедии вскоре стало нарицательным и ушло в народ: отныне всех невежд и лентяев будут называть «недорослями» и «митрофанушками». Более того, все проблемы, освященные Фонвизиным в 1781 году, актуальны и по сей день.

Смысл названия комедии Недоросль — Фонвизина

Недоросль – это комедийная пьеса Дениса Ивановича Фонвизина, написанная в 18 веке, в которой автор в сатирической форме высмеивает систему образования и воспитания в семьях дворян, посредством запечатления образов невоспитанных, корыстных и глупых людей. Каков же смысл названия данной пьесы?

Чтобы разобраться в причине, по которой автор назвал свое произведение так, нужно уточнить происхождение данного понятия исторически. Петром I Великим в 1714 году был дан указ о том, что все дворяне обязательно должны проходить обучение до своих 15 лет и иметь соответствующий документ, подтверждающий их образование. Без данного документа дворянам нельзя было вступать в брачные отношения. Молодых людей, не получивших пока образование, называли «недорослями». Император издал данный указ неслучайно, он выявил закономерность вырождения дворянского сословия, считал, что истинным дворянином должен считаться человек, трудящийся на благо государства. Но как передовому члену общества работать на благо своей страны без должного уровня образования? Об этом и заботился новый закон Петра.

К тому же, образование включает в себя не только учебные предметы, но и знания об этикете, о понятии добра и зла, о правильном и неправильном. Образование имеет своей целью воспитание дворянствующей молодежи благородной и честной, привитие нравственных принципов и осознания того, каковы интересы общества на данном этапе развития. Поэтому важность образования для дворянства особенно подчеркнута Петром.

Если обратиться к толковому словарю, «недоросль» имеет значение аналогичное вышесказанному – это личность, не достигшая совершеннолетия и еще не поступившая на службу. Так почему же сейчас, когда мы слышим «недоросль», в голову сразу приходит герой комедии Митрофанушка Простаков, глупый инфант и ленивец?

Смысл названия пьесы открывается, когда приходит осознание, что Митрофанушка – это собирательный образ всей дворянской прослойки того времени. Злонравные, неблаговоспитанные люди, не желающие получать знаний, абсолютно не самостоятельные, жаждущие лишь наживы, почестей и власти.

Митрофан оказывается же «недорослем» в первую очередь потому, что он не знает элементарных вещей, предметов школьной программы, которые преподаются ему достойными учителями (за исключением, конечно, Вральмана). Хоть, автор подчеркивает, юноша и имеет некоторые умственные способности, применять он их не намерен, в его интересы входит еда и собственное увеселение. Во время своего многострадального учения Митрофан произносит культовую фразу, ставшую девизом дворянской молодежи тех времен: «Не хочу учиться, хочу жениться».

Также «недоросль» Митрофан и потому, что его моральный облик не позволяет думать о нем иначе. Он грубит своей кормилице-няне, ругает отца и мать (которая, к слову сказать, его беззаветно любит), дерзит учителям. Слабовольный тиран, не знающий, чего он хочет, не стремящийся ни к чему, не ценящий заботы родителей, ленивый, предпочитающий шататься по голубятням, чем заняться наукой. Он кажется читателю не зрелым юношей шестнадцати лет (каковым является в действительности по пьесе), а маленьким неразумным ребенком, отчасти от того, что к нему так постоянно обращается мать, и отчасти от того, что своей глупостью и малодушием он не позволяет себе выглядеть старше в глазах читателя.

Семья Простаковых и Скотининых, по задумке автора, отражает поколение воспитателей таких «недорослей». Семья для ребенка – это главная опора, это среда для жизни и роста. Ребенок впитывает моральные устои семьи, именно родителями воспитывается честь, прилежание к учению, благородство души. А в такой семье, как у Митрофана, невозможно было вырасти нравственно одухотворенным человеком, что наглядно отображается Фонвизиным в комедии. «Без наук люди живут и жили» — так отзывается об учебе мать семейства Простакова, подчеркивая, что в их семье нет и никогда не было образованных людей. Стремление таких Митрофанов сделать все что угодно, лишь бы не учиться, покинуть семью и поскорее создать свою, является абсолютно нецелесообразным и даже вредным для общества. Какое наследие оставит после себя такой неглубокий, зловредный, глупый человек? Однозначно, поколение таких же невежественных недорослей.

Жизненный опыт Митрофана наглядно показал, что ценится в людях не ум и душа, а высокое дворянское положение, финансовая обеспеченность – его мать, дядя, а впоследствии и он сам, отчаянно лебезили перед людьми, имеющими достаток.

Смысл названия комедии «Недоросль» отражен автором в самом содержании пьесы – выявить и выложить перед читателем недочеты в системе образования такой огромной социальной прослойки, как дворянство, а также показать, что эти недочеты ведут к другим проблемам: нравственным, духовным. Ведут к проблемам в воспитании, позволяющим невеждам-недорослям недостойно обращаться со своими подданными, со своими членами семьи, в конце концом с самими собой. Ведут даже к таким серьезным последствиям, как распад государства, ведь вся власть того времени была сосредоточена в руках дворян, а если все дворяне будут такими, как Простаковы и Скотинины? Последствия непредсказуемы и пугающи.

Благодаря комедии Фонвизина, слово «недоросль», как и имя Митрофанушка, стало нарицательным для невежды, неуча, неглубокого человека без стремлений. Смысл названия лежит в расшифровке понятия, опирающегося на содержание этого сатирического произведения. Недоросший, недозрелый, недоучка, недовоспитанный, недоброжелательный, недобросовестный – все эти «недо», которые приходит на ум после анализа произведения Дениса Ивановича Фонвизина, являются четкой интеграцией слова «недоросль».

Главный смысл названия комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль»

Долг перед Отечеством

Для успеха любого дела правителю нужны кадры. И не просто рекрутированные, а хорошо подготовленные и обученные. Пётр Великий это понимал и ясно видел, что знать постепенно становится плохим помощником в реализации задуманных реформ из-за невежества и лени. А ведь именно на этих людей должна опираться власть.

И тогда царь стал наводить порядок и готовить будущую элиту страны. Почему он это делал? Просто видел: знатное происхождение не гарантирует формирования плеяды государственников. Все дворянские дети в законодательном порядке были обязаны пройти обучение до 15 лет. В этом возрасте сыновья должны были отправляться на государственную службу.

Мало того, Пётр I считал, что дворянин не должен быть бездельником. Именно поэтому он устраивал смотры, на которые обязаны были являться все знатные мужчины от мала до велика, и горе тому, кто рискнёт либо сам уклониться, либо сыночка спрятать!

По закону им даже смерть грозила. Но всё же никто казнён не был, а вот штрафы взимали, батогами били и ссылали, а имения отбирали и отписывали «на государя».

Таким способом царь-реформатор старался расшевелить «боярское болото». Милостью своей отмечал подданных не за высокородное происхождение, а по заслугам перед Отечеством. Как и следовало ожидать, подобные перемены понравились не всем. Находились и всячески отлынивавшие от исполнения государевой воли. Им хотелось ещё пожить в привычном ритме, как встарь бывало.

Но внук не стал последователем великого деда. При императоре Петре III вышел манифест 1762 г., коим государь пожаловал благородному дворянству российскому вольность и свободу. Это было практически позволение решать самостоятельно, служить на гражданке или в армии, или вообще нигде. Кроме того, после подписания документа дворянам было позволено выезжать за пределы государства свободно, но с оговоркой: в случае войны — вернуться незамедлительно и служить в армии.

Во время создания пьесы некоторые участники реформ ещё были живы. А дети их и внуки знали о петровских временах из рассказов старшего поколения, как говорится, из первых уст. И прекрасно понимали значение слова «недоросль». Почему комедия называется именно так, тоже всем было ясно, ведь именно 15-летний барчонок был главным героем этого сочинения.

Сочинение: Смысл названия пьесы «Недоросль» (Д.И. Фонвизин)

(408 слов) Комедия Д.И.Фонвизина «Недоросль» — классицистическое произведение, написанное в 18 веке. В нем затрагиваются многие важные вопросы, такие, как проблемы воспитания, образования и крепостного права. Может показаться, что название пьесы носит односторонний характер, но это не так. В него заложен и иной, более глубокий и актуальный смысл.

Стоит начать с того, что недорослем в 18 веке называли молодого дворянина, не достигшего совершеннолетия и не поступившего еще на государственную службу. Именно таким и является главный герой комедии Митрофан. Это показывает первый, а точнее, самый очевидный смысл названия пьесы. Ведь Митрофану действительно всего 15 лет: «Шестнадцать… исполнится около зимнего Николы…». Он нигде не работает, а его ежедневные занятия — это гонять голубей и играть «в чехарду с дворовыми мальчишками».

Однако образ главного героя, его характер и поступки уже давно приобрели «дурную славу», из-за чего слово «недоросль» получило другое нарицательное значение. Теперь под этим выражением скрывается сущность ленивого, грубого, необразованного и избалованного человека. Он ничего не умеет и не хочет научиться.

К Митрофану практически каждый день ходят учителя по разным дисциплинам, но мальчик из-за нежелания получать знания так и остался невеждой. Это видно из момента, когда Стародум проводил недорослю экзамен, чтобы проверить его успехи в изучении наук. Результаты были «впечатляющими». На вопрос, к какому роду относится слово «дверь», Митрофан отвечал: «Прилагательна… Потому что она приложена к своему месту». А про науку географию семья Простаковых будто слышит впервые: «…еоргафия…Господи боже мой! Пристали с ножом к горлу». Это показывает крайнюю «темность» главного героя, будто его вообще ничему не учили.

Кроме этого, Митрофан — человек злого нрава, эту черту характера он перенял у своей матери. Теперь и недоросль обижает слуг, оскорбляет учителей, называя их «гарнизонными крысами», и даже кричит на свою няню Еремеевну, которая вырастила мальчика и готова хоть умереть за него: «Ну, еще слово молви, стара хрычовка!». Всё это из-за отсутствия хорошего воспитания, основанного на гармоничном сочетании порицания и одобрения. Митрофан никогда не имел никаких ограничений в желаниях, а любые его прихоти исполнялись. Слепо любя своего ребенка, мать Митрофана отчитывала Еремеевну, когда та пыталась предостеречь мальчика от переедания. Несмотря на осведомленность о сытости сына, Простакова говорит: «Так тебе жаль шестой, бестия?». Митрофан, получая все, становился избалованным человеком.

Таким образом, в смысл названия пьесы «Недоросль» заложены разные идеи. Во-первых, это указание на возраст Митрофана и степень его образованности. Во-вторых, это емкое отражение основной проблемы пьесы, а именно невоспитанности и злонравия главного героя. В-третьих, автор намекает нам, что многие представители дворянства, наделенные властью и богатством, остаются таким же «недорослями» на всю жизнь, потому что у них нет стимула развиваться из-за крепостного права.

Автор: Александра Ватаг

Сатирическая зарисовка с натуры

В своей пьесе Денис Иванович Фонвизин показал нравы провинциальных дворян. Однако это не портреты реальных людей, а собирательные образы. И многие персонажи получили от автора имена и фамилии далеко не просто так.

Всё начинается с семьи

В своём имении жили помещики Простаковы. Драматург не уточняет, в какой губернии развиваются события, подчёркивая тем самым, что подобное возможно встретить в любом краю.

Глава семьи носил имя Терентий. Значение этого имени можно свести к слову «помощник». Женившись на властной и жестокой женщине из дворянского рода Скотининых, он стал бесхребетным подкаблучником и её помощником в безжалостных расправах над крестьянами. Будучи от природы робким и смирным, Простаков безропотно сносил унижение, оскорбления и даже побои от своей половины.

Оба родителя образованностью не отличались и даже читать не умели, а мать даже гордилась этим, пребывая в полной уверенности, что всякая учёба дворянам ни к чему. И отец, и мать безмерно любили своего единственного сына. Но порой родительская любовь калечит и судьбу, и душу ребёнка.

Смысл названия комедии Недоросль — Фонвизина

Недоросль – это комедийная пьеса Дениса Ивановича Фонвизина, написанная в 18 веке, в которой автор в сатирической форме высмеивает систему образования и воспитания в семьях дворян, посредством запечатления образов невоспитанных, корыстных и глупых людей. Каков же смысл названия данной пьесы?

Чтобы разобраться в причине, по которой автор назвал свое произведение так, нужно уточнить происхождение данного понятия исторически. Петром I Великим в 1714 году был дан указ о том, что все дворяне обязательно должны проходить обучение до своих 15 лет и иметь соответствующий документ, подтверждающий их образование. Без данного документа дворянам нельзя было вступать в брачные отношения. Молодых людей, не получивших пока образование, называли «недорослями». Император издал данный указ неслучайно, он выявил закономерность вырождения дворянского сословия, считал, что истинным дворянином должен считаться человек, трудящийся на благо государства. Но как передовому члену общества работать на благо своей страны без должного уровня образования? Об этом и заботился новый закон Петра.

К тому же, образование включает в себя не только учебные предметы, но и знания об этикете, о понятии добра и зла, о правильном и неправильном. Образование имеет своей целью воспитание дворянствующей молодежи благородной и честной, привитие нравственных принципов и осознания того, каковы интересы общества на данном этапе развития. Поэтому важность образования для дворянства особенно подчеркнута Петром.

Если обратиться к толковому словарю, «недоросль» имеет значение аналогичное вышесказанному – это личность, не достигшая совершеннолетия и еще не поступившая на службу. Так почему же сейчас, когда мы слышим «недоросль», в голову сразу приходит герой комедии Митрофанушка Простаков, глупый инфант и ленивец?

Смысл названия пьесы открывается, когда приходит осознание, что Митрофанушка – это собирательный образ всей дворянской прослойки того времени. Злонравные, неблаговоспитанные люди, не желающие получать знаний, абсолютно не самостоятельные, жаждущие лишь наживы, почестей и власти.

Митрофан оказывается же «недорослем» в первую очередь потому, что он не знает элементарных вещей, предметов школьной программы, которые преподаются ему достойными учителями (за исключением, конечно, Вральмана). Хоть, автор подчеркивает, юноша и имеет некоторые умственные способности, применять он их не намерен, в его интересы входит еда и собственное увеселение. Во время своего многострадального учения Митрофан произносит культовую фразу, ставшую девизом дворянской молодежи тех времен: «Не хочу учиться, хочу жениться».

Также «недоросль» Митрофан и потому, что его моральный облик не позволяет думать о нем иначе. Он грубит своей кормилице-няне, ругает отца и мать (которая, к слову сказать, его беззаветно любит), дерзит учителям. Слабовольный тиран, не знающий, чего он хочет, не стремящийся ни к чему, не ценящий заботы родителей, ленивый, предпочитающий шататься по голубятням, чем заняться наукой. Он кажется читателю не зрелым юношей шестнадцати лет (каковым является в действительности по пьесе), а маленьким неразумным ребенком, отчасти от того, что к нему так постоянно обращается мать, и отчасти от того, что своей глупостью и малодушием он не позволяет себе выглядеть старше в глазах читателя.

Семья Простаковых и Скотининых, по задумке автора, отражает поколение воспитателей таких «недорослей». Семья для ребенка – это главная опора, это среда для жизни и роста. Ребенок впитывает моральные устои семьи, именно родителями воспитывается честь, прилежание к учению, благородство души. А в такой семье, как у Митрофана, невозможно было вырасти нравственно одухотворенным человеком, что наглядно отображается Фонвизиным в комедии. «Без наук люди живут и жили» — так отзывается об учебе мать семейства Простакова, подчеркивая, что в их семье нет и никогда не было образованных людей. Стремление таких Митрофанов сделать все что угодно, лишь бы не учиться, покинуть семью и поскорее создать свою, является абсолютно нецелесообразным и даже вредным для общества. Какое наследие оставит после себя такой неглубокий, зловредный, глупый человек? Однозначно, поколение таких же невежественных недорослей.

Жизненный опыт Митрофана наглядно показал, что ценится в людях не ум и душа, а высокое дворянское положение, финансовая обеспеченность – его мать, дядя, а впоследствии и он сам, отчаянно лебезили перед людьми, имеющими достаток.

Смысл названия комедии «Недоросль» отражен автором в самом содержании пьесы – выявить и выложить перед читателем недочеты в системе образования такой огромной социальной прослойки, как дворянство, а также показать, что эти недочеты ведут к другим проблемам: нравственным, духовным. Ведут к проблемам в воспитании, позволяющим невеждам-недорослям недостойно обращаться со своими подданными, со своими членами семьи, в конце концом с самими собой. Ведут даже к таким серьезным последствиям, как распад государства, ведь вся власть того времени была сосредоточена в руках дворян, а если все дворяне будут такими, как Простаковы и Скотинины? Последствия непредсказуемы и пугающи.

Благодаря комедии Фонвизина, слово «недоросль», как и имя Митрофанушка, стало нарицательным для невежды, неуча, неглубокого человека без стремлений. Смысл названия лежит в расшифровке понятия, опирающегося на содержание этого сатирического произведения. Недоросший, недозрелый, недоучка, недовоспитанный, недоброжелательный, недобросовестный – все эти «недо», которые приходит на ум после анализа произведения Дениса Ивановича Фонвизина, являются четкой интеграцией слова «недоросль».

Сочинение на тему. Почему Митрофанушка стал недорослем?

Прочитав комедию Фонвизина «Недоросль», познакомившись с ее героями, лишний раз убеждаешься в том, какое огромное влияние оказывает общество, семья на воспитание человека, на формирование его характера, развитие интересов, его манеры поведения, речи.

Яркий пример тому – главный герой комедии Митрофанушка.

Единственный ребенок в семье, любимец матери, он вырос абсолютным невеждой, лодырем, бездельником, обжорой, озорником, эгоистом. Безграничная любовь матери, граничащая со вседозволенностью, сделала из обожаемого сына человека очень глупого, невежественного, ограниченного и самодовольного.

Причина его необразованности, невоспитанноти кроется в тех людях, среди которых он рос.

Митрофанушкина мать – госпожа Простакова – женщина необразованная, грубая, властная и в то же время нежно любящая мать. Ее отношение к сыну вызывает умиление. Конечно, госпожа Простакова понимает, что в новых условиях ее сыну нужно учиться, и она нанимает учителей.

Один из них недоучившийся семинарист Кутейкин, другой – отставной солдат Цыфиркин. Они знают немного. Их попытки научить Митрофана хотя бы этому немногому не имеют никакого положительного результата. Все их усилия безуспешны. А все потому, что главным воспитателем, не признающим никаких авторитетов, была и остается саамам Простакова со своей «твердой логикой» и такой же твердой моралью: «Нашел деньги, ни с кем не делись. Все себе возьми, Митрофанушка. Не учись этой дурацкой науке(арифметике)». Ее невежество сыграло злую шутку: честным учителям (Кутейкину и Цыфиркину) она решительно предпочла бывшего кучера немца Вральмана за то, что «он дитя не неволит». Мало того, что сам не учит, но и других учить не дает.

Господин Простаков и дядя Скотинин также не могли положительно повлиять на Митрофана, так как сами не были людьми добродеятельными. Один безвольный, слово не может сказать без приказа жены, другой помешан на свиньях, которые для него дороже всех на свете. Оба абсолютно невежественные и безграмотные.

Вот такие люди и окружают нашего Митрофана.

Он сын своей матери: невежественный, бессердечный, не уважающий и не любящий никого. В конце комедии мать пытается найти опору в сыне в трудной ситуации, а он хладнокровно дает понять, чтобы она оставила его в покое. Что посеешь – то и пожнешь!

Откуда же взяться доброте и сочувствию у Митрофана, если он даже не знает, что это такое.

Все его окружение антидобродеятельно, и он их персонаж.

Несколько интересных сочинений

  • Сочинение Примеры драгоценных книг из жизни
    Книги, играют не маловажную роль в развитии любой личности, даже сейчас в эпоху информационных технологий они являются основным источником знаний. Читая книги, мы познаем новые миры, и неизведанные глубины человеческой души
  • Образ и характеристика Хариты Огудаловой в пьесе Бесприданица Островского сочинение
    В произведении мы знакомимся с множеством персонажей и образов, созданных Островским, которые находятся преимущество в знатной области, то есть они, в большинстве своём знать.
  • Сочинение по рассказу Дары волхвов О. Генри
    Что не сделаешь ради любви! История одной молодой пары весьма поучительна. У них не было миллионов долларов, но они так любили друг друга, что готовы были отдать самое дорогое ради любимого человека
  • Гордость и гордыня: в чем отличие? сочинение
    В понятие гордость входит множество достоинств, таких как: успех, достижения, целеустремленность, упорство и т.д. Гордость подразумевает чувство радости, сочетаемое с чувством удовольствия
  • Сочинение Константин Треплев в пьесе Чайка Чехова (характеристика и образ героя)
    Чехов написал огромное количество разных произведений и многие из них изучаются в школе, как например «Чайка». Здесь главным героем стал молодой человек по имени Треплев Константин Гаврилович. Его отец был актером, которого знал весь мир.

Сочинения / По литературе / Какой смысл названия комедии Недоросль Фонвизина

Одна из выдающихся сатир и комедий «Недоросль», автор которой Денис Иванович Фонвизин, была написана в 18 веке в 1781году. Комедия носила политический и общественно социальный характер и вскоре стала одним из лучших достижений русской драматургии 18 века и обрела мировую известность, что конечно же принесло и самому автору славу.

В комедии остро затронуты проблемы взаимоотношений и воспитания того времени. Все произведение в образе Митрофанушки и его матери госпоже Простаковой описывает проблему воспитанности дворянства, их моральные устои, деспотичное и глумящиеся отношение дворянства по отношению к крепостным и прислуге.Само слово «недоросль» не носило глумливый характер, к примеру, при Петре I таким словом называли дворянских детей, которые еще не поступили на службу и не достигли совершеннолетия.

В комедии наоборот слово уже обретает нарицательный характер и отображает в себе смысл не доросшего морально и умственно человека.

По сюжету описывается глупая, злонравная и невежественная госпожа Простакова и ее сын Митрофан. Женщина не желает быть образованной и просвещать свой ум вместо этого она предпочитает занимать свое время расправой над своими подчинёнными. Единственный человек, которого она по-настоящему любит, холит и лелеет это её сын Митрофанушка.

Позже ребенку конечно нанимаются различные учителя, но не для того чтобы он был развитым или как то занять полезным его свободное время, а для того чтобы просто он не отстал от остальных дворянских детей. Естественно он слишком ленив, чтобы чему-либо обучаться и спустя несколько лет обучения уроки не приносят своих плодов, он остается также и глуп и не способен связать грамотно слов. Отец к воспитанию ребенка не прилаживает каких либо действий, так как он боится в чем либо возразить своей супруге и подчиняется её воле. В такой атмосфере мальчик полностью морально деградирует, он безжалостен, равнодушен и ищет во всем свою корысть.

Однако плоды такого воспитания не заставят себя долго ждать. Примером того служит случай, когда план по похищению и женитьбе на Софье срывается и у Простаковой отнимают имение. Сын, не долго думая, безо всякого зазрения совести отказывается от своей матери, так как от нее теперь не видит выгоды.

Название комедии особенно четко раскрыто в кульминационных действиях комедии. Когда Митрофану пора было заступить на службу, Стародум сомневается в его полезности отечеству.

Таким образом автор заявляет о главной проблеме своего времени. Подрастающее дворянство, которое должно стать в будущем опорой своему государству воспитывается не способным и не доросшим морально. Автор призывает к пересмотру политики относительно дворянства и к предотвращению разложения общества.

Ссылка на основную публикацию