«Дом, в котором…» М. Петросян – краткое содержание

Дом, в котором…

Микропересказ : Дом населён детьми-инвалидами с паранор­мальными способностями, которые боятся жизни за его стенами. В конце учебного года некоторые выпускники бесследно исчезают, а пропитанный страданиями дом сносят.

Книга 1 . Курильщик

Дом инвалидов, стоящий на окраине города, местные жители не любили, называли Серым Домом и считали странным. Дети в Доме делились на группы, у каждой из которых был вожак. Ребёнок, попавший в Дом, менял имя на кличку.

Один из новичков, инвалид-колясочник Курильщик, незнакомый с правилами и историей Дома, попал в четвёртую группу под предводи­тельством Слепого, ребят из которой боялись и уважали.

Курильщик — инвалид-коля­сочник, новый обита­тель Серого Дома, наиболее «нормальный» из четвёртой группы, насто­ящее имя — Эрик Циммерман.

Слепой — вожак четвёртой и всего Дома, слепой, но ловкий и опасный, неопрятный, невы­сокий, щуплый, очень бледный, черно­во­лосый, с закры­ва­ющей глаза чёлкой и очень длин­ными, подвиж­ными паль­цами рук, оборо­тень.

Курильщик с трудом приживался в группе, где все, кроме спокойного и рассуди­тельного Чёрного, казались ему странными.

‍ Чёрный — спокойный, почти здоровый подро­сток из четвёртой, имеет проблемы со зрением, физи­чески очень развит, светлые волосы ёжиком, голубые глаза, друг Куриль­щика, в детстве назы­вался Спортс­меном.

Постепенно Курильщик начал узнавать о прошлом Дома и о странной смерти одного из членов стаи — состайников. Чёрный рассказал ему о недавно уволившемся воспитателе Ральфе.

Ральф — воспи­та­тель Серого Дома, на левой руке отсут­ствуют два пальца, что прикры­вает чёрной перчаткой, прора­ботал 15 лет, един­ственный, кого уважали его обита­тели, другие клички — Чёрный Ральф, Р Первый.

Курильщик видел странные сны, но всё ещё считал необычные правила Серого Дома игрой.

Нет человека счастливее, чем настоящий дурак.

Вскоре главарь группы Псов начал претендовать на место главы Дома. Между ним и Слепым, по правилам Дома, состоялся смертельный бой, Слепой победил. К ужасу и возмущению Курильщика, серодомцы восприняли это убийство как нормальное явление.

Повествование перемежается Интермедиями, в которых рассказывается о прошлом Слепого и Сфинкса, которых опекал один из воспитателей.

‍ Сфинкс — второй в Доме после Слепого, его друг, зеле­но­глазый, родился без рук, носит протезы, которые назы­вает граб­лями, лысый вслед­ствие Прыжка, в детстве назы­вался Кузне­чиком, чувствует людей, умеет слушать.

Домом фактически управляли старшеклассники. Один из них, мудрец и колдун, стал учителем Сфинкса.

Сфинкса положили на протези­рование в интернатскую больницу — Могильник — самое страшное место в Доме, насквозь пропитанное болезнью и страданиями. Там он узнал об «изнанке» — параллельной реальности, которую создал Дом. Способных попасть туда по собственной воле и вернуться называли Ходоками, а тех, кто попадал на изнанку случайно, — Прыгунами. Время на изнанке текло не так, как в реальности.

Один из четвёртой группы, колясочник Лорд, был Прыгуном.

Лорд — инвалид-коля­сочник из четвёртой группы, «медо­во­во­лосый и серо­глазый, красивый, как эльфий­ский король», с очень белой кожей, умеет быстро и изящно пере­ме­щаться без коляски.

Под воздействием наркотиков он «прыгнул» на изнанку Дома, впал в ступор и попал в Могильник. Слепой был Ходоком, он воспринимал изнанку как лес и превращался там в оборотня.

Сфинкс, вернувшийся с протези­рования, и Слепой собрали в стаю всех обиженных и отверженных. К ним присоединился Табаки, самый вредный колясочник Дома, а затем и Чёрный.

‍ Шакал Табаки — инвалид-коля­сочник из четвёртой группы, мелкий, тощий, грязный, с тёмными лохма­тыми воло­сами и огром­ными ушами, знаток истории Дома, впослед­ствии — Храни­тель Времени, старая кличка — Вонючка.

Книга 2 . Шакалиный восьмидневник

После полугодового отсутствия в Дом вернулся воспитатель Ральф. Он знал, что его воспитанники боятся «наружности» — жизни вне интерната, и хотел избавить их от этого страха. По просьбе Слепого, Ральф вызволил Лорда из психбольницы.

В Доме ввели новый закон: теперь парням разрешалось общаться с девушками. К зиме между мальчиками и девочками Дома установились дружеские отношения. У Сфинкса появилась подружка.

Началась ежегодная Самая длинная ночь, полная чудес. Ральф обнаружил, что время в Доме остановилось, и эта ночь действительно оказалась самой длинной.

Внутренние часы давно простучали рассвет. Но ночь не кончается. Потому что это Самая Длинная ночь, та, что приходит лишь раз в году.

В Интермедиях рассказывается, как Сфинкс обрёл силу. Слепой по ночам охранял любимого воспитателя и читал сны спящих. Он стал кандидатом на звание Вожака Дома.

Книга 3 . Пустые гнёзда

Прошло полгода, близился выпуск, в Доме стало тревожно. Многие ещё помнили ужасы предыдущего выпуска, когда большая часть старшеклассников покончила с собой. Тогда, увидев лужи крови, Сфинкс впервые попал на изнанку Дома, где для него прошло семь лет. В реальном мире он несколько месяцев пролежал в коме, а очнувшись, сменил прозвище. Тогда же погиб его любимый воспитатель.

Сфинксу не нравилось на изнанке. Он был убеждён, что Дом сам выбирает, кому быть Прыгуном.

Дом не отвечает за тех, кого не пускает в себя. Он не отвечает даже за тех, кого впустил.

Во время Самой длинной ночи между Чёрным и Слепым произошёл бой за место Вожака Дома. Слепой снова победил, использовав свой дар, а Чёрный стал вожаком Псов.

Многие воспитатели хотели перенести день выпуска, чтобы выпускники не успели нахулиганить, и заранее удалить из Дома самых опасных. Считая это жестоким, Ральф спустился в подвал, чтобы порыться в архивах, и выяснил, что сторож Дома — бывший директор, уволенный за беспорядки перед тем кровавым выпуском.

Сторож рассказал воспитателю много интересного, хотя Ральф уже и сам начал догадываться, что Дом — особое место. Построивший его человек основал фонд, чтобы поддерживать Дом в хорошем состоянии. Он завещал ему всё своё состояние при условии, что в Доме будут жить только дети-инвалиды. Почти за сто лет Дом пропитался энергией детских душ и стал создавать собственную реальность.

Ральф понял, что Дом меняет живущих в нём детей. Он относился к своим воспитанникам не как к несчастным детям-инвалидам, а как к незнакомым и опасным существам. Воспитатель привлёк на свою сторону Курильщика, и тот начал вести дневник, где записывал всё происходящее в Доме, чтобы потом дать прочесть Ральфу.

Слепой покрылся сыпью. Это Болезнь Потерявшихся — так Дом отмечает тех, кому в наружности делать нечего. Лорд догадался, что Табаки — могущественный Хозяин Времени — вечный ребёнок, вечный старик. Табаки перенёс Лорда в реальность, где тот родился здоровым.

Слепой попросил одного из Прыгунов в ночь перед выпуском увести на изнанку всех умственно отсталых, которым не место в наружности. Он предложил Сфинксу вместе с ним навсегда уйти в параллельный мир, где он станет совершенно здоровым, но тот отказался: он хотел прожить свою жизнь среди людей с любимой девушкой. Друзьям предстояло расстаться навеки.

Наступила Ночь сказок, последняя перед выпуском. Четвёртая группа устроила вечеринку, Чёрный рассказал об угнанном им автобусе, на котором все желающие могут тайно покинуть Дом, не проходя через выпуск.

Чёрный увёз многих ребят на автобусе. Умственно отсталые ментально ушли на изнанку, а их тела впали в состояние, похожее на летаргию. После торопливого выпуска Дом снесли.

Эпилог

В эпилоге рассказывается о дальнейшей судьбе основных героев. Слепой и Табаки бесследно исчезли: их Дом изменил сильнее всех, они умели уходить на изнанку не только ментально, но и физически.

Пребывающих в летаргии умственно отсталых назвали «спящими», о них много писали в прессе, но никто не понимал сути этого явления. Постепенно они начали исчезать: уходить на изнанку физически. Там «спящие» превращались в нормальных маленьких детей, присмат­ривающий за ними Прыгун возвращал их в реальность и пристраивал в бездетные семьи.

Курильщик, так и не поддавшийся влиянию Дома, стал художником, в его странных картинах были отголоски навеянных Домом снов. Что на самом деле они означали, понимал только Сфинкс, ставший детским психологом.

После выпуска Сфинкс понял, что его любимой не существует: её создал Дом, чтобы удержать его в себе. Осознав это, он пошёл к руинам Дома, чтобы попрощаться, ведь когда-то он покинул его, не оглядываясь. Сжалившись над ним, Дом вернул ему девушку и Слепого, превратившегося на изнанке в ребёнка.

Понравился ли пересказ?

Ваши оценки помогают понять, какие пересказы написаны хорошо, а какие надо улучшить. Пожалуйста, оцените пересказ:

Что скажете о пересказе?

Что было непонятно? Нашли ошибку в тексте? Есть идеи, как лучше пересказать эту книгу? Пожалуйста, пишите. Сделаем пересказы более понятными, грамотными и интересными.

Краткое содержание Мариам Петросян Дом в котором.

Действия книги происходят в Доме, школе-интернате для детей-инвалидов. Хотя школу это место напоминает мало, и далеко не все учащиеся инвалиды.

“Всё началось с красных кроссовок”, которые нашёл на дне своей сумки юноша по кличке Курильщик. Он жил в первой, образцово-показательной группе, учащиеся которой сплошь и рядом лицемеры и ябеды, помешанные на правилах, были крайне недовольны вызывающим цветом новой обуви одногруппника. Они написали заявление директору, с просьбой избавить их от этого выскочки. И их избавили: перевели Курильщика в другую группу. С этого момента начинается его настоящее знакомство с Домом, так как Фазаны представляют собой своеобразный замкнутый социум, мало чем связанный с другими группами.

Постепенно Курильщик знакомится со многими обитателями Дома, с его особенностями, традициями и законами. Так, в Доме всего пять групп: первая – Фазаны, вторая – Крысы, третья– Птицы, четвёртая, не имеющая названия, и шестая – Псы. Все группы отличаются друг от друга, у каждой свои особенности и причуды. Кроме того, всех учащихся, учителей и даже директора называют по кличкам. Имён в Доме нет.

Если бы Дом был показан только с точки зрения Курильщика, то всё происходящее казалось бы Большой Игрой: странной, непонятной, временами жестокой, но всё же игрой. Однако в книге есть главы и от лица других героев: Сфинкса, Слепого, Шакала Табаки, Лорда. Есть также и интермедии, что-то вроде детских воспоминаний героев, с помощью них можно узнать о прошлых выпусках, о том, как главные герои стали теми, кем они являются.

Дом не простое место. В каком-то смысле он живой. В коридорах его временами ходят призраки умерших, а некоторые избранные могут, направляясь в конкретное место, оказаться на безлюдном шоссе, а то и в Лесу. Дом хранит в себе другой мир, который здесь называют Изнанкой. Некоторые – Ходоки, могут попасть туда, когда пожелают, другие – Прыгуны, оказываются там не по своей воле и могу провести неопределённое количество времени.

“Ничего по-настоящему страшного не случается до последнего лета”,– говорится в одной из первых глав. ” Последнее лето” означает выпуск. Обитатели Дома не знают ничего о том, что они окрестили Наружностью. И они бояться её. Ни один выпуск в Доме не прошёл спокойно. Первый называли “выпуск самоубийц”: двенадцать попыток суицида и пять из них удачные. Следующий был ещё хуже: учащиеся разделились на две враждующие группы и перед уходом устроили кровавую резню.

Нынешнее поколение так же проходит через это, каждый делает важный выбор: уйти или остаться. Уйти – означает уйти в Наружность и остаться в обычном человеческом мире. Курильщик и некоторые другие возвращаются в свои семьи. Рыжий, Конь, Чёрный, Гибрид, почти все Псы уезжают на украденном автобусе и создают свою общину. Сфинкс становится детским психологом. Остаться – значит остаться с Домом, уйти в другой мир, в Изнанку. Ходоки уходят сразу, среди них Слепой, Рыжая и несколько других, Прыгуны же в реальности лежат в коме, но постепенно Ходоки перетаскивают их полностью, и в реальном мире они исчезают.

Выпуск является кульминацией и финалом произведения, а большая часть книги не насыщена событиями. Больше описывается быт героев, раскрываются их характеры. Все это для того, чтобы понять, почему каждый из них сделал свой выбор.

Произведение напоминает пазл на тысячу деталей, который складывается в абстрактную картину. И каждый пазл содержит в себе собственный смысл. Наиболее важные вещи, которым учит “Дом, в котором. “, это то, что нужно уметь смотреть на вещи с разных сторон, не доверять общепринятым стереотипам, заглядывать в самую суть вещей. Что бояться может каждый, даже тот, кто с виду кажется суровым и самодостаточным. Также книга показывает, что если ты находишься не на своем месте, то жизнь в любом случае найдет способ поставить тебя туда, где ты должен быть. И нельзя не отметить то, как замечательно и необычно в произведении показывается важность дружбы и взаимопонимания.

Размышления и анализ рассказа

Сложно однозначно сказать, почему получила такую популярность книга художницы Мариам Петросян. «Дом, в котором…». Это тяжелая история обитателей интерната, имеющих инвалидности. Ребята живут здесь всегда, интернат становится для них закрытой страной. В ней распределены все функции и роли пожизненно, никому никуда не уйти отсюда.

Автор придумала прозвища себе и героям своего романа. Она зашифровала описание намеренно, потому что социальный прототип ситуации довольно легко опознаваем. Мариам Петросян не говорит напрямую, что она списала из жизни, а что придумала. Но догадаться не сложно, ведь жизненные реалии часто острее любых писательских фантазий.

Кто же действующие лица этих угрюмых стен? «Фазаны» на инвалидных колясках, «Крысы»-хулиганы, «Грустные птицы» и другие. По это все подростки, причем парни. А повествование ведется от имени мальчика Эрика, который как бы за всем наблюдает со стороны. Но все коллизии страшного и мистического дома Эрик прокомментировать не может. Переплетения событий предлагается закончить в своем воображении читателям.

Постояльцы Дома решают для себя вопрос, что будет после того, как они выпустятся из интерната по возрасту. Если они уйдут, Дом снесут. Поэтому муки обитателей рождает альтернатива – остаться в доме навсегда и быть снесенными вместе с ним в некий параллельный мир. Или попробовать приспособиться к жизни за стенами Дома. И то, и другое пугает ребят, потому что они не готовы для таких тяжелых решений.

Писательница хочет дать понять – в человеческом обществе адаптировать больных, не похожих на других мальчиков и парней надо не двумя вариантами выбора, а гораздо большим количеством. Чтобы оба решения не казались героям ее надрывной истории тупиком и концом жизни.

Читатели и критики увидели высокую публицистическую и в чем-то обличающую ноту «Дома, в котором…» Именно поэтому книга собрала массу букинистических премий и продолжает волновать сердца людей разных возрастов.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

Петросян Мариам – Дом в котором. Картинка к рассказу

Сейчас читают

В кабинете у доктора Фауста стоит все необходимое для работы. Ему нужно как можно скорее закончить написание рукописей, поэтому он работает не только днем, но и ночью.

Николай Чикильдеев служил лакеем, но сильно заболел и перестал справляться с работой в гостинице. Все материальные средства, которые семья накопила, потратили на лечение ног кормилица, но это ни как не облегчило его жизнь.

Действие происходят в 1702 году, с этого и начинается первая песня. Царь Петр направился в город Архангельск, где грозят войной шведы. Узнав, что приезжает сам царь, шведы благодаря мощи всего Российского флота отступили.

Близ Симонова монастыря, неподалеку от Москвы обитала девушка Лиза и ее старая матушка. Жили они бедно. Старушка слабела изо дня в день. Только Лиза заботилась о деньгах.

Невероятное историческое значение имеет роман Пруса «Кукла». Его выпустили отдельным изданием в газете «Курьер цодзенны» примерно в 1890-е годы. Прус дополнил роман глубоким изучением психологии людей

Мариам Петросян “Дом в котором…”: краткое содержание

Мариам Петросян – профессиональный художник. В её планы не входила писательская карьера. Тем не менее, в 1991 году она начала писать книгу «для себя», не собираясь когда-либо её публиковать. Через несколько лет роман “Дом, в котором…” был практически готов. Петросян подарила рукопись своей подруге, жившей в Москве. Сын подруги передал рукопись своему знакомому, который, в свою очередь, отдал будущую книгу ещё кому-то. В результате, после длительного «путешествия» рукопись оказалась у главного редактора издательства «Гаятри».

Издательство предложило Петросян сотрудничество. С начала «путешествия» рукописи до выхода книги прошло более десяти лет. Финал романа Петросян дописывала в спешке. Книга была опубликована в 2009 году. В общей сложности на работу над романом ушло около двадцати лет.

По словам автора, образы многих героев её первого и последнего романа появились задолго до того, как она начала писать. Идея создать замкнутый социум на ограниченном пространстве возникла у писательницы, когда она некоторое время жила со своим мужем в двухкомнатной квартире в Москве.

В соседней комнате жили армянские студенты, образовав своеобразное микрогосударство, в котором были свои законы и порядки. Свод правил, которые нельзя было нарушать ни при каких обстоятельствах, висел на стене в комнате студентов.

Краткое содержание

Действие происходит в интернате для детей, имеющих инвалидность. У обитателей интерната нет имён, только клички. Время и место действия не известны. Автор умышленно абстрагируется от объективной реальности, не указывая никаких сведений, благодаря которым читатели могли бы установить страну или эпоху. Интернат должен предстать единственным реальным миром, который видят читатели, и в котором обитают инвалиды. Действительность вне Дома рассматривается воспитанниками как нечто враждебное и неизвестное.

При более близком знакомстве с Домом оказывается, что, как и в любом государстве, в интернате существуют свои собственные законы. Воспитанники Дома периодически покидают интернат, чтобы перейти в параллельный мир. Одни пациенты совершают переход по доброй воли, других в параллельную реальность «забрасывает». «Уйти» может только сознание. Оставшееся в интернате тело воспитанника впадет в кому, в которой может оставаться в течение нескольких недель или дней. Сознанию при этом кажется, что человек прожил в параллельном мире долгие годы.

Никто из пациентов не хочет покидать интернат, к укладу жизни которого они так привыкли. Кроме этого, во время каждого выпуска воспитанников случаются всевозможные несчастья. Однако Дом всё-таки придётся покинуть, так как ходят слухи, что после последнего выпуска он будет снесён. Одни пациенты принимают решение вернуться в мир, из которого они пришли в интернат и научиться жить заново. Другие пациенты планируют остаться, чтобы перейти в параллельную реальность и пробыть там некоторое время.

Характеристика персонажей

Герои романа поделены на несколько групп.

Примерные Фазаны

Эта группа пациентов-колясочников не интересуется жизнью остальных воспитанников. Фазаны-колясочники (в романе используется слово «колясники») заняты учёбой и заботой о своём здоровье. Воспитанник по кличке Курильщик, который также относится к колясочникам, считает Фазанов ябедами и лицемерами. Поссорившись со своими собратьями по несчастью, Курильщик переходит в другую группу.

Шумные Крысы

Пациенты, именуемые Крысами, носят особенные причёски и отличаются крутым нравом. Крысы носят при себе холодное оружие.

Возможно вы сможете заинтересовать вашего ребенка увлекательной книгой Мариам Петросян “Сказка про собаку, которая умела летать”, рассказывающей о щенке, который имел крылья.

В следующей нашей статье мы предлагаем вам ознакомиться с биографией Мариам Петросян – современной талантливой армянской писательницы, известной по ее двух произведениях.

Грустные Птицы

Пациентов этой группы отличает постоянный траур, который они вынуждены носить по умершему брату своего предводителя. Все Птицы увлекаются цветоводством.

Безымянная группа

Одна из групп Дома не имеет определённого названия. Её предводителем является пациент по кличке Слепой, которого также считают лидером интерната.

Псы в кожаных ошейниках

Группа воспитанников, называемых Псами, занимает две комнаты интерната. Пациенты-Псы носят кожаные ошейники.

Некоторые персонажи достойны отдельного описания. Наибольший интерес читателей вызывает Македонский. Воспитанник не является больным. Живя когда-то со своим дедушкой, Македонский участвовал в культе, который был создан его престарелым родственником. После смерти дедушки мальчик стал жить у других родственников. «Сверхспособности» Македонского вызвали у его новых опекунов непреодолимый страх, и они отправили мальчика в интернат.

Автор упоминает в своём произведении только мужское население Дома. Девушки живут в другом крыле здания и практически не участвуют в жизни юношей.

Анализ произведения

Роман М. Петросян был удостоен нескольких премий, первые из которых были получены уже в 2009 году. Однако далеко не все критики отнеслись к книге благодушно. Помимо немалого количества достоинств, был отмечен и целый ряд серьёзных недостатков. По мнению некоторых критиков, автор нарушил морально-этические нормы, сделав главными героями романа обитателей интерната для инвалидов. Подробное описание замкнутого мира больных детей может показаться слишком неэтичным.

Недосказанность и неоконченность также вызывают недовольства. Возникает впечатление, что перед читателем находится не весь роман, а только какая-то его часть, а начало и конец остались где-то в недосягаемости. Автор не пытается устранить это впечатление, нарочно подчёркивая его неоконченным названием. Однако заглавие «Дом, в котором…» заставляет потенциального читателя выбрать именно эту книгу. Каждому захочется узнать, что же произошло в этом доме.

Петросян позиционирует себя в своём романе не как кукловода, который дёргает за ниточки, передвигая марионетки, а как наблюдателя. Автору-наблюдателю всюду открыт доступ. Он легко может посмотреть на загадочный Дом глазами любого из своих персонажей. Главные герои абсолютно самостоятельны. Они возникают перед мысленным взором только тогда, когда сочтут нужным это сделать.

Автор-наблюдатель
Писательница утверждает, что вошла в Дом вместе с Курильщиком и начала встречать своих персонажей одного за другим. Каждый герой обладал своим собственным характером, который не нужно было придумывать, достаточно было просто его нарисовать. Сначала Мариам считала лидером одного главного героя. Затем она поняла, что ошиблась, когда встретила Слепого.

Позиция наблюдателя не позволяет автору получить ответы на многие вопросы. В результате, в недоумении остаются и сами читатели. Без ответа оставлен и самый главный вопрос: действительно ли в загадочном интернате существовал вход в параллельный мир, посещать который могли только воспитанники? Посещения параллельной реальности описано слишком неопределённо. От ответа на поставленный вопрос будет зависеть жанр всего произведения. Визиты в потустороннюю реальность заставляют читателей вспомнить самую известную сказку Л. Кэрролла «Алиса в стране чудес». Великолепный мир, в который попала маленькая Алиса, оказался сном. Параллельная реальность, куда так часто уходили пациенты Дома, могла быть обыкновенными галлюцинациями, возникшими под действием принятых лекарств.

Краткое содержание Мариам Петросян Дом в котором…

Действия книги происходят в Доме, школе-интернате для детей-инвалидов. Хотя школу это место напоминает мало, и далеко не все учащиеся инвалиды.

«Всё началось с красных кроссовок», которые нашёл на дне своей сумки юноша по кличке Курильщик. Он жил в первой, образцово-показательной группе, учащиеся которой сплошь и рядом лицемеры и ябеды, помешанные на правилах, были крайне недовольны вызывающим цветом новой обуви одногруппника. Они написали заявление директору, с просьбой избавить их от этого выскочки. И их избавили: перевели Курильщика в другую группу. С этого момента начинается его настоящее знакомство с Домом, так как Фазаны представляют собой своеобразный замкнутый социум, мало чем связанный с другими группами.

Постепенно Курильщик знакомится со многими обитателями Дома, с его особенностями, традициями и законами. Так, в Доме всего пять групп: первая – Фазаны, вторая – Крысы, третья– Птицы, четвёртая, не имеющая названия, и шестая – Псы. Все группы отличаются друг от друга, у каждой свои особенности и причуды. Кроме того, всех учащихся, учителей и даже директора называют по кличкам. Имён в Доме нет.

Если бы Дом был показан только с точки зрения Курильщика, то всё происходящее казалось бы Большой Игрой: странной, непонятной, временами жестокой, но всё же игрой. Однако в книге есть главы и от лица других героев: Сфинкса, Слепого, Шакала Табаки, Лорда. Есть также и интермедии, что-то вроде детских воспоминаний героев, с помощью них можно узнать о прошлых выпусках, о том, как главные герои стали теми, кем они являются.

Дом не простое место. В каком-то смысле он живой. В коридорах его временами ходят призраки умерших, а некоторые избранные могут, направляясь в конкретное место, оказаться на безлюдном шоссе, а то и в Лесу. Дом хранит в себе другой мир, который здесь называют Изнанкой. Некоторые – Ходоки, могут попасть туда, когда пожелают, другие – Прыгуны, оказываются там не по своей воле и могу провести неопределённое количество времени.

«Ничего по-настоящему страшного не случается до последнего лета»,– говорится в одной из первых глав. » Последнее лето» означает выпуск. Обитатели Дома не знают ничего о том, что они окрестили Наружностью. И они бояться её. Ни один выпуск в Доме не прошёл спокойно. Первый называли «выпуск самоубийц»: двенадцать попыток суицида и пять из них удачные. Следующий был ещё хуже: учащиеся разделились на две враждующие группы и перед уходом устроили кровавую резню.

Нынешнее поколение так же проходит через это, каждый делает важный выбор: уйти или остаться. Уйти – означает уйти в Наружность и остаться в обычном человеческом мире. Курильщик и некоторые другие возвращаются в свои семьи. Рыжий, Конь, Чёрный, Гибрид, почти все Псы уезжают на украденном автобусе и создают свою общину. Сфинкс становится детским психологом. Остаться – значит остаться с Домом, уйти в другой мир, в Изнанку. Ходоки уходят сразу, среди них Слепой, Рыжая и несколько других, Прыгуны же в реальности лежат в коме, но постепенно Ходоки перетаскивают их полностью, и в реальном мире они исчезают.

Выпуск является кульминацией и финалом произведения, а большая часть книги не насыщена событиями. Больше описывается быт героев, раскрываются их характеры. Все это для того, чтобы понять, почему каждый из них сделал свой выбор.

Произведение напоминает пазл на тысячу деталей, который складывается в абстрактную картину. И каждый пазл содержит в себе собственный смысл. Наиболее важные вещи, которым учит «Дом, в котором…», это то, что нужно уметь смотреть на вещи с разных сторон, не доверять общепринятым стереотипам, заглядывать в самую суть вещей. Что бояться может каждый, даже тот, кто с виду кажется суровым и самодостаточным. Также книга показывает, что если ты находишься не на своем месте, то жизнь в любом случае найдет способ поставить тебя туда, где ты должен быть. И нельзя не отметить то, как замечательно и необычно в произведении показывается важность дружбы и взаимопонимания.

Размышления и анализ рассказа

Сложно однозначно сказать, почему получила такую популярность книга художницы Мариам Петросян. «Дом, в котором…». Это тяжелая история обитателей интерната, имеющих инвалидности. Ребята живут здесь всегда, интернат становится для них закрытой страной. В ней распределены все функции и роли пожизненно, никому никуда не уйти отсюда.

Автор придумала прозвища себе и героям своего романа. Она зашифровала описание намеренно, потому что социальный прототип ситуации довольно легко опознаваем. Мариам Петросян не говорит напрямую, что она списала из жизни, а что придумала. Но догадаться не сложно, ведь жизненные реалии часто острее любых писательских фантазий.

Кто же действующие лица этих угрюмых стен? «Фазаны» на инвалидных колясках, «Крысы»-хулиганы, «Грустные птицы» и другие. По это все подростки, причем парни. А повествование ведется от имени мальчика Эрика, который как бы за всем наблюдает со стороны. Но все коллизии страшного и мистического дома Эрик прокомментировать не может. Переплетения событий предлагается закончить в своем воображении читателям.

Постояльцы Дома решают для себя вопрос, что будет после того, как они выпустятся из интерната по возрасту. Если они уйдут, Дом снесут. Поэтому муки обитателей рождает альтернатива – остаться в доме навсегда и быть снесенными вместе с ним в некий параллельный мир. Или попробовать приспособиться к жизни за стенами Дома. И то, и другое пугает ребят, потому что они не готовы для таких тяжелых решений.

Писательница хочет дать понять – в человеческом обществе адаптировать больных, не похожих на других мальчиков и парней надо не двумя вариантами выбора, а гораздо большим количеством. Чтобы оба решения не казались героям ее надрывной истории тупиком и концом жизни.

Читатели и критики увидели высокую публицистическую и в чем-то обличающую ноту «Дома, в котором…» Именно поэтому книга собрала массу букинистических премий и продолжает волновать сердца людей разных возрастов.

Дом, в котором…

«Дом — это стены и стены осыпающейся штукатурки… Узкие переходы лестничных маршей. Мошкара, танцующая под балконными фонарями. Розовые рассветы сквозь марлевые занавески. Мел и замусоренные парты. Солнце, тающее в красной пыли дворового прямоугольника. Блохастые собаки, дремлющие под скамейками. Ржавые трубы, перекрещивающиеся и свивающиеся в спирали под треснувшей кожей стен. Неровные ряды детских ботинок со скошенными носами, выстроенные вдоль кроватей. К входящему Дом поворачивается острым углом. Это угол, об который разбиваешься до крови. Потом можно войти.»

«Дом, в котором…» — роман Мариам Петросян. Состоит из трех частей: «Курильщик», «Шакалиный восьмидневник» и «Пустые гнезда».

Сеттинг и сюжет [ править ]

Время и страна подчеркнуто не указаны [1] . Действие происходит в интернате для детей-инвалидов, который его обитатели называют просто Дом. Невзирая на наличие педагогов и воспитателей, реального контроля над детьми у них нет, и в Доме царит праздник непослушания, вплоть до убийств и изготовления наркотиков. Тем не менее, у детей есть собственные жесткие законы, их коллектив иерархичен и разделен на стаи, во главе каждой из которых стоит вожак.

Обитатели Дома воспринимают его как собственный мир, а внешнего мира, который они называют Наружностью, по большей части боятся. Соответственно, боятся они и выпуска, и по этой причине каждый из прежних выпусков сопровождался катастрофой — волной самоубийств, массовой бойней и т. д. К тому же грядущий выпуск, до которого осталось меньше года, должен стать последним, поскольку интернат собираются закрыть.

Сюжет начинается с того, что обычного парня по прозвищу Курильщик, новичка в Доме, почти ничего не понимающего в происходящем вокруг, переводят из самой образцово-показательной группы в самую крутую, управляемую непосредственно вожаком всего Дома. Разумеется, не все в ней рады его появлению. Параллельно с этим разворачивается история из недавнего прошлого, посвященная взрослению большинства членов этой группы.

Однако сюжет, начавшись как история о празднике непослушания и роман воспитания, постепенно сворачивает в сторону мистики. Оказывается, что в Доме существует многослойный параллельный мир, в который можно попадать иногда по собственной воле, а иногда — нет, что многие персонажи на самом деле значительно старше, чем кажутся, что существуют различные временные ветки («круги»), в которых события происходят по-разному, что можно отправиться на новый круг с целью переиграть прошлое… Постепенно оказывается, что почти все, происходящее в Доме, происходит отнюдь не просто так. Кроме того, обо всей этой мистике не принято и даже опасно говорить открыто, из-за чего обсуждается она путем намеков, недомолвок и иносказаний. В результате книга превращается в высококачественный вывих мозга, приводящий к большому количеству откровений у холодильника и необузданных догадок.

Интересной особенностью сюжета является то, что все мистические происшествия даются иносказательно, в пересказе героев или в виде ощущений под действием наркотиков. Поэтому после прочтения книги не ясно, было ли в ней что-то, невозможное в привычном нам мире, или нет.

Тропы и штампы [ править ]

— Безрукий, лысый… — Душенька загибает когтистые пальцы, перечисляя, — перенёсший бог весть какое заболевание, которое так и не удалось диагностировать… Выглядит на все двадцать пять… Нет, определённо. На твоём месте, я бы поискала кого получше. — Не думаю, — отвечает Русалка медленно, — что вы в этом хоть немного разбираетесь. — В чём? — хмурится Душенька.. — В любви, — отвечает Русалка.

Дом, в котором…

«Дом, в котором…» — роман Мариам Петросян, опубликованный в 2009 году. Представляет собой яркое и своеобразное описание замкнутого социума, его характерных особенностей, нюансов адаптации новичка в сложившемся коллективе на примере интерната для детей-инвалидов. Место и время действия намеренно абстрагированы, а в сюжете значимую роль играют фантастические мотивы.

Содержание

История создания

Книгу Мариам начала писать в 1991 году [1] , но идея Дома, образы его героев появились раньше.

У романа не было изначально заданного сюжета. Всё началось с простой истории: некий мальчик попадает в новое место, в чужое окружение [2] . По словам Петросян, она придумывала героев, создавала им ситуации, и дальше они уже действовали сами, а она с интересом наблюдала за ними [3] . И знакомилась с жителями Дома она вместе с новичком, который попал туда незадолго перед выпуском.

Я тогда писала одновременно три вещи. Одна — про мальчика, которого звали Эрик. У него был очень хороший отчим. Отчим и привёз его в этот дом. Вместе с ним я открывала Дом для себя — первым встретившимся мне персонажем был Бандерлог Лэри. Я решила, что он там главный. Потом Эрик познакомился с Чёрным, и я поняла, что нет, пожалуй, главный именно Чёрный. Потом появились Сфинкс, Слепой и все остальные. [1]

В некоторых деталях сюжета нашли своё отражение эпизоды жизни писательницы. Она вспоминает, как в московский период своей жизни ей с мужем довелось пожить в двухкомнатной квартире, где обитали девять студентов-армян. Ребята спали в одной комнате, на ночь клали на пол матрасы, и в той квартире действовали установленные ими правила, например, не водить на ночь девчонок. Этот свод законов висел на стене, и его старались соблюдать [2] .

Очень непростым был путь, который проделала книга, прежде чем попасть в издательство. В 1998 году Мариам подарила рукопись своей московской знакомой, а сын знакомой отдал книгу своему другу. Роман пролежал в столе у друга почти десяток лет, пока тот не собрался переезжать. Найдя книгу, он прочёл её, дал почитать брату, брат отдал подруге, а та — своему преподавателю вокала. У преподавателя брала уроки Шаши Мартынова, главный редактор издательства «Гаятри», и она решила прочесть рукопись. А прочитав, начала по этой же цепочке искать автора — ведь книга не была подписана [1] . И в январе 2007 года раздался звонок из издательства.

На предложение напечатать книгу Мариам попросила время до сентября [3] — для того, чтобы дописать финал. «Тогда мне казалось, что год это очень много. Этот год пролетел с ужасающей быстротой», — вспоминала писательница [1] . Финал писался с трудом — попытки собрать сюжет во что-то цельное приводили к обрыву сюжетных нитей и дырам в изложении, а персонажи сопротивлялись и не хотели участвовать в финале, не желали расставаться и уходить в наружность [3] .

Название романа было изменено перед публикацией:

Книга называлась «Дом, который…». Тоже, конечно, не ахти что, но старое название для меня было говорящим и ассоциировалось с «Домом, который построил Джек». А новое ни с чем не ассоциируется. В издательстве Livebook объяснили, что нынешнее название предложил какой-то очень известный поэт — уж не знаю, кто именно. [3]

Сюжет

Юноша по кличке Курильщик ссорится со своей группой — образцово-показательными лицемерами и ябедами, и его переводят в другую. С этого момента и начинается его настоящее знакомство с Домом — интернатом для детей-инвалидов с более чем столетней историей, местом, полным тайн и мистики. Вместе с Курильщиком читатель знакомится с обитателями Дома, с его правилами и с установившимися традициями. Узнаёт, что всех обитателей, даже воспитателей и директоров, зовут только по кличкам, что до выпуска осталось меньше года, а страх перед «наружностью» — тем, что находится за пределами Дома — таков, что ни один выпуск не проходит спокойно. Предыдущий выпуск, семь лет назад, стал самым страшным в истории Дома — выпускники, разделённые на две группировки, схлестнулись в смертельной битве…

Когда автор даёт возможность увидеть Дом глазами других воспитанников, оказывается, что существует параллельный мир, «изнанка дома». Что некоторые обитатели — Ходоки, они умеют уходить туда, исчезая в реальном мире, и возвращаться назад. А иных — Прыгунов — туда забрасывает, и вернуться они могут спустя дни и недели пребывания в коме в реальном мире, но прожив при этом многие годы там. Что директор не властен над воспитателем, воспитатель — над Слепым, а Слепой считает, что он не лидер в интернате, а лишь исполняет волю Дома.

С приближением развязки открывается всё больше неизвестного, и всё больше возникает вопросов. И главный вопрос для обитателей — уйти или остаться, ведь после этого выпуска Дом будет снесён. И одни выбирают уйти: уйти в наружность и навсегда остаться в том мире, где они родились. А другие — остаться: остаться с Домом и уйти в иной, принадлежащий только им мир. Может быть, не навсегда.

Персонажи

В основной период действия — в последний год перед выпуском — в Доме пять групп старших воспитанников. Первая — Фазаны, примерная группа колясочников (в книге используется слово колясник), в которой все сконцентрированы на учёбе и здоровье и далеки от жизни остальных обитателей Дома. Вторая группа — Крысы, обладатели немыслимых причёсок, шумные и вспыльчивые, у них всегда с собой ножи или бритвы. Ученики третьей группы, Птицы, постоянно носят траур в память об умершем брате-близнеце их предводителя Стервятника, выращивают растения в горшках. Шестая группа — Псы: они ходят в железных ошейниках. В четвёртой группе, не имеющей своего названия, лидером является Слепой, он же считается вожаком всего Дома.

  • Слепой — лидер Дома и вожак четвертой группы. Невысокий и щуплый брюнет с длинной, закрывающей глаза чёлкой, со светлой кожей и очень длинными, подвижными пальцами рук. Слеп с рождения. Неожиданно силен и ловок в драке. Видит чужие сны. Замкнутый, необщительный, временами психически неадекватен, проявляет признаки социопатии. По просьбе воспитателя Лося, которого Слепой боготворит, становится другом и защитником Кузнечика-Сфинкса. Единственный, кто видел бойню предыдущего выпуска. Не признает “наружность”, оказавшись там однажды, заболевает. Ходок, на изнанке Дома – лесной оборотень и, по-видимому, зряч.
  • Сфинкс (до своего Прыжка имел прозвище Кузнечик) — безрукий; как правило, носит протезы. Зелёные глаза; в детстве были белые волосы, отливающие рыжим, во время Прыжка полностью их потерял («неизвестная инфекция»), остались только брови. В детстве был изгоем в своей группе “Хламовнике”, но, по просьбе Слепого, получил от старшеклассника Седого амулет, который должен был помочь ему раскрыть свою силу и сделать лидером Дома. Вместе с ближайшими друзьями Волком и Слепым устроил раскол в “Хламовнике” и образовал свою группу “Чумные дохляки”, которая позже разделилась на третью и четвертую. По воспоминаниям Черного, покорял окружающих своим обаянием. После своего первого прыжка на “изнанке Дома” прожил несколько страшных лет, потому впоследствии не пользуется даром Прыгуна. Считает Дом злым существом, виновным во всех несчастьях его обитателей, отказывается от предложения Слепого перевести его на изнанку целиком в ночь выпуска. Получает в свое распоряжение перо цапли, которое использует, чтобы переменить судьбу своего друга Слепого и научить его любви к миру “наружности”.
  • Шакал Табаки, когда-то носил кличку Вонючка — колясник, однако в книге упоминается, что ноги его слушаются. Мелкий и тощий, лохматая шевелюра, огромные уши. Хранитель традиций Дома, знаток его истории, легенд, взаимоотношений обитателей. Любит коллекционировать разнообразные предметы.
  • Лорд — колясник, обладатель невероятно красивой внешности, умеет быстро и изящно перемещаться без коляски. А ближе к концу книги передвигается с помощью костылей. В Дом попал лишь за три года до выпуска и на момент начала действия уже имел максимально допустимое число предупреждений в личном деле — три. Светловолосый, с волосами медового цвета, сероглазый, с очень белой кожей.
  • Чёрный, ранее носил кличку Спортсмен — не имеет ни физических недостатков (за исключением того, что носит очки), ни болезней, отдалён от традиций и понятий Дома, хотя живёт в нём давно. Чёрный передал врачам впавшего в оцепенение в результате приёма наркотика Лорда, в то время как остальные из четвёртой группы сочли этот поступок немыслимым. Физически очень развит, занимается на тренажёрах. Светлые волосы ёжиком, голубые глаза.
  • Македонский — попал в Дом за два года до выпуска. В детстве исполнял роль Ангела в культе, придуманном его дедом. После смерти деда жил с родственниками, которые не выдержали его сверхъестественных способностей, а также осаждавших их жилище поклонников культа, и пристроили мальчика в Дом, хотя инвалидом он не являлся. Табаки сразу же увидел в нём красного дракона, и действительно, в один из дней накануне выпуска Македонский ненадолго превращается в дракона. Блондин, весной выступают веснушки на лице и руках.
  • Курильщик — колясник. Единственный персонаж, чьё имя упоминается в романе, — Эрик Циммерман.
  • Лось — воспитатель, был убит при битве кланов накануне предыдущего выпуска. Синие глаза, серые волосы, нос с горбинкой.
  • Чёрный Ральф, или Р Первый — воспитатель. Единственный из взрослых, кто всерьёз относится к тайнам Дома. На левой руке отсутствуют два пальца.

Девушки живут в другом крыле, и вплоть до самых последних месяцев существования Дома их жизнь мало пересекается с жизнью юношей. Наиболее подробно рассмотрены несколько из них.

  • Крыса – главный “летун” дома – закупается в Наружности сигаретами, амулетами и прочим. Тощая, бледная и темноглазая, с татуировкой в виде крысы на плече. Впоследствии после Длинной Габи становится любовницей Слепого. По слухам, носит под одним из ногтей бритву. В какой-то мере является садомазохисткой.
  • Русалка – девушка Сфинкса, тихая, уютная и женственная. Отличается невероятно длинными волосами, за что и получила это имя.
  • Рыжая – девушка Лорда ,озорная , в детстве была головной болью всех воспитателей. Очень яркие огненные волосы и черные глаза.

Премии

  • Русская премия — победитель в номинации «Крупная проза» (2010).
  • «Большая книга» — 3 место в номинации «Приз зрительских симпатий» (2009).
  • «Портал» — победитель в номинации «Открытие себя (имени В. И. Савченко)» (2010).
  • «Странник» — победитель в номинации «Необычная идея» (2010) [4] .
  • «Студенческий Букер» (2010), «за умелое переплетение жанров, простоту стиля и необычность художественных средств» [5] .
  • Звёздный мост — Серебряный кадуцей в номинации «Дебютные книги» (2010).

Издания

  • Мариам Петросян. Дом, в котором… — М .: Гаятри / Livebook, 2009. — 960 с. — 5000 экз. — ISBN 978-5-9689-0174-3

Издана в ноябре 2009 года тиражом 5000 экз. В 2010 и 2011 годах производились доптиражи по 5000 экз. [6]

  • Mariam Petrosjan.La casa del tempo sospeso = The house that = Дом, в котором / Traduzione di Emanuela Guercetti. — Milano: Salani, 2011. — 880 с. — (Mondi fantastici Salani). — ISBN 978-8-8625-656-22

Итальянский перевод представлен на прошедшей с 12 по 16 апреля 2011 года Туринской книжной ярмарке [1] . Роман вышел под названием La casa del tempo sospeso — «Дом вне времени», «Дом с остановившимся временем». Автор перевода — Эмануэла Гуэрчетти. Книга поступила в продажу 5 мая.

Примечания

  1. 12345Мариам Овнанян.«Дом, в котором…» — обретённая книга. Yerevan.ru (24.03.2011). Архивировано из первоисточника 29 июля 2012.Проверено 10 мая 2011.
  2. 12Константин Мильчин.Дом, в котором Мариам Петросян // Русский репортёр. — 2010. — № 24 (152) от 24 июня.
  3. 1234Галина Юзефович.Мариам Петросян: «Новых книг от меня ждать не стоит…». «Частный корреспондент» (12.04.2010). Архивировано из первоисточника 29 июля 2012.Проверено 13 мая 2011.
  4. Премия «Странник». Лаборатория фантастики. — Список обладателей премии. Проверено 25 июля 2011.
  5. Литературная премия «Студенческий Букер — 2010». Студенческий Букер. — Пресс-релиз премии. Архивировано из первоисточника 29 июля 2012.Проверено 25 июля 2011.
  6. «Дом, в котором…». Лаборатория фантастики. — Информация об издании. Проверено 10 мая 2011.

Wikimedia Foundation . 2010 .

  • Доля (фамилия)
  • Дом, где стекает кровь

Полезное

Смотреть что такое “Дом, в котором…” в других словарях:

Дом, в котором я живу — Дом, в котором я живу … Википедия

Дом, в котором я живу (фильм) — Дом, в котором я живу Жанр Кинороман Режиссёр Лев Кулиджанов Яков Сегель Автор сценария Иосиф Ольшанский Нина Руднева В главных ролях Оператор Вячес … Википедия

Дом в котором я живу — Дом, в котором я живу Жанр Кинороман Режиссёр Лев Кулиджанов Яков Сегель Автор сценария Иосиф Ольшанский Нина Руднева В главных ролях Оператор Вячес … Википедия

ДОМ, В КОТОРОМ Я ЖИВУ — «ДОМ, В КОТОРОМ Я ЖИВУ», СССР, киностудия им. М.Горького, 1957, ч/б, 10 ч., 2744 м., 100 мин. Кинороман. В 1956 году на Всесоюзном конкурсе на лучший сценарий первую премию получила работа Иосифа Ольшанского «Дом, в котором я живу». В то время в… … Энциклопедия кино

Дом-музей Виктора Гюго — Дом музей Ви … Википедия

Дом ужасов Хаммера — Hammer House of Horror … Википедия

Дом без адреса — Жанр психологическая драма, мистический триллер Режиссёр Андрей Холенко … Википедия

Дом Иоанна Марии Вианнея — Дом музей святого Иоанна Марии Вианнея, Дардилли, департамент Рона, Франция … Википедия

Дом-музей Рерихов в Улан-Баторе — Улаанбаатар дахь Рерихийн гэр музей Здание музея Дата основания 6 июля 2009 год … Википедия

Дом-музей Сталина в Гори — Дата основания 1937 Местонахождение Гори … Википедия

Мариам Петросян – Дом, в котором.

  • 80
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5

Мариам Петросян – Дом, в котором. краткое содержание

На окраине города, среди стандартных новостроек, стоит Серый Дом, в котором живут Сфинкс, Слепой, Лорд, Табаки, Македонский, Черный и многие другие. Неизвестно, действительно ли Лорд происходит из благородного рода драконов, но вот Слепой действительно слеп, а Сфинкс — мудр. Табаки, конечно, не шакал, хотя и любит поживиться чужим добром. Для каждого в Доме есть своя кличка, и один день в нем порой вмещает столько, сколько нам, в Наружности, не прожить и за целую жизнь. Каждого Дом принимает или отвергает. Дом хранит уйму тайн, и банальные «скелеты в шкафах» — лишь самый понятный угол того незримого мира, куда нет хода из Наружности, где перестают действовать привычные законы пространства-времени.

Дом — это нечто гораздо большее, чем интернат для детей, от которых отказались родители. Дом — это их отдельная вселенная.

Дом, в котором. – читать онлайн бесплатно ознакомительный отрывок

— Балованный ты, — вздохнул Конь. — Ваши колясники — не колясники, а черти какие-то. Пожил бы у нас в Гнезде…

Проблемы Гнезда Лэри не трогали. Его расстраивало нежелание Коня понять простые вещи. И посочувствовать.

— Конь, — сказал он. — Ты все понимаешь. Только не хочешь. Добыча Лога не должна разъезжать по его логову.

Сказав это, он тут же усомнился. Логово Лога? По идее, у Логов его не бывает. Потому что в своем логове Лог уже не Лог.

Запутавшись, Лэри мотнул головой.

— У меня из-за него какие-то особенные прыщи. Звери, а не прыщи. Это нервное.

Конь сочувственно крякнул. У Лэри все прыщи были особенные. Взрывы и воронки от взрывов, извергающиеся вулканы и кратеры вулканов. Что угодно, только не простые прыщи. Конь в прыщах разбирался, у него самого их было немало. Слегка помогали спиртовые примочки и совершенно не помогали мази, а Лэри не помогало ничего и никогда, потому что от взрывов на лице спасения не бывает. Конь осмотрел близлежащие кратеры, не заметил никаких перемен к худшему, но говорить об этом не стал.

— Я сегодня дал ему по морде, — сообщил Лэри безрадостно. — Утром.

— Ничего, — передернулся Лэри. — Утерся.

— А остальные? — с интересом спросил Конь.

— Тоже ничего, — совсем с другой интонацией произнес Лэри.

— Он весь — один сплошной повод.

Они замолчали. Две длинные, тощие фигуры в черной коже сидели нога на ногу. Каждый покачивал в воздухе остроносым сапогом. Сзади их можно было бы перепутать, если бы не белая грива Коня, стянутая в хвост.

— Помпей сказал… — начал Конь осторожно.

— Пожалуйста, не надо, — скривился Лэри. — Знать не желаю, что он там сказал. Успеем еще наслушаться.

— Ты что имеешь в виду? — удивился Конь. — Что он сумеет? Не факт.

Лэри только вздохнул.

— Не надо меня утешать. Я уже смирился.

Конь подергал губу.

— Черт, Лэри, — сказал он возмущенно, — ты просто не имеешь права так думать! Нельзя быть таким… непатриотом. Я бы на твоем месте себе такого не позволял.

Лэри уставился на Коня:

— Ты это серьезно? — спросил он. — При чем тут патриотизм? Нас десять, а их двадцать с лишним. Ты считать умеешь?

— Иногда один воин стоит десяти, — высокопарно заметил Конь.

Лэри посмотрел на него с жалостью.

— Ты считать умеешь? — еще раз спросил он.

Конь промолчал. Порывшись в карманах, достал карамельку и протянул ее Лэри. В открытое окно порывом ветра швырнуло горсть сухих листьев. Конь подобрал один упавший и, почесывая переносицу, принялся его рассматривать.

— Осень, — сказал он, поднеся скрученный лист к носу Лэри. — До следующего лета еще уйма времени. Помпей не из старых, но мы-то с тобой знаем…

— Что ничего по-настоящему страшного не случается до последнего лета, — со слабой улыбкой закончил за него Лэри. — Эх, Конь, только это меня и держит. Не то я бы, наверное, уже спятил.

Конь раскрошил жухлый лист и отряхнул ладонь.

— Ну так не забывай, — попросил он.

О цементе и непостижимых свойствах зеркал

В четвертой нет телевизора, накрахмаленных салфеток, белых полотенец, стаканов с номерами, часов, календарей, плакатов с воззваниями и чистых стен. Стены от пола до потолка расписаны и забиты полками и шкафчиками, рюкзаками и сумками, увешаны картинами, коллажами, плакатами, одеждой, сковородками, лампами, связками чеснока, перца, сушеных грибов и ягод. Со стороны это больше всего похоже на огромную свалку, карабкающуюся к потолку. Кое-какие ее фрагменты туда уже добрались и закрепились, и теперь раскачиваются на сквозняке, шелестя и позвякивая, или просто висят неподвижно.

Внизу свалку продолжает центральная кровать, составленная из четырех обычных и застеленная общим гигантским пледом. Это и спальное место, и гостиная, и просто пол, если кому-то вздумается срезать путь напрямую. На ней мне выделили участок. Кроме меня здесь ночуют Лорд, Табаки и Сфинкс, так что участок совсем маленький. Чтобы на нем заснуть, требуются специальные навыки, которые у меня еще не выработались. Через спящих в четвертой перешагивают и переползают, ставят на них тарелки и пепельницы, прислоняют к ним журналы… Магнитофон и три настенные лампы из двенадцати не выключаются никогда, и в любое время ночи кто-нибудь курит, читает, пьет кофе или чай, принимает душ или ищет чистые трусы, слушает музыку или просто шастает по комнате. После Фазаньего отбоя ровно в девять такой режим переносится с трудом, но я очень стараюсь приспособиться. Жизнь в четвертой стоит любых мучений. Здесь каждый делает, что хочет и когда захочет, и тратит на это столько времени, сколько считает нужным. Здесь даже воспитателя нет. Люди четвертой живут в сказке. Только чтобы понять это, надо попасть сюда из первой.

За три дня я научился:

— запекать картошку на электроплитке;

— курить чужие сигареты;

— не спрашивать который час.

Я так и не научился:

— варить черный кофе, не обливая плитку;

— играть на губной гармошке;

— ползать так, чтобы все, глядя на меня, не кривились;

— не задавать лишних вопросов.

Сказку портил Бандерлог Лэри. Он никак не мог смириться с моим присутствием в четвертой. Его раздражало все. Как я сижу, лежу, говорю, молчу, ем и особенно как передвигаюсь. При одном взгляде на меня его перекашивало.

Пару дней он ограничивался тем, что обзывал меня придурком и обгаженной курицей, потом чуть не сломал мне нос якобы за то, что я сидел на его носках. Никаких носков подо мной не оказалось, зато потом все утро пришлось расписывать учителям, как я неудачно упал, пересаживаясь в коляску, и ни один из них мне не поверил.

За завтраком первая ликовала, разглядывая мою физиономию. Подозрительная таблетка от Шакала боль не сняла, зато усыпила так основательно, что с последнего урока пришлось отпроситься. Чтобы прийти в себя, я залез под душ и уснул прямо в кабинке. Оттуда меня каким-то образом перетащили в спальню.

Во сне я увидел Гомера. С выражением глубокого отвращения на лице он бил меня тапком. Потом мне приснилось, что я лиса, которую выкуривают из норы злые охотники. Они как раз вытаскивали меня за хвост, когда я проснулся.

Открыл глаза и увидел сомкнувшиеся над головой углы подушек. Между ними оставался маленький просвет, в который заглядывал желтый воздушный змей, пришпиленный к потолку. Заглядывал, потому что на нем было нарисовано лицо. Еще ко мне просачивались клубы пахнущего ванилью дыма. Так что лисьи кошмары возникли не на пустом месте.

Ссылка на основную публикацию