«Детство Никиты» Л. Н. Толстого —- краткое содержание

Краткое содержание Толстой Детство Никиты

В данном рассказе Алексей Николаевич рассказывает о проворном мальчике Никите. Никита является главным персонажем данного произведения. Детство Никиты проходило очень радужно и беззаботно. Никита с самого раннего возраста полюбил природу и все, что с ней связанно. Мальчик очень много времени проводил у речки. Он любил смотреть на то, как речка замедляется и ускоряется. Ему нравилась растительность, которая росла на берегу реки.

Кроме того, Никита очень любил проводить время в лесу. Ему очень нравились деревья. Он любил играть под ними. У Никиты было несколько друзей. Мальчику нравилось проводить с ними время и они вместе играли на природе. Никиту было сложно заманить домой. Его сердце тянулось к природе.

Вскоре мальчик начал учиться. Учеба давалась ему очень тяжело. Никите было сложно усваивать предметы, хотя он был очень умный и сообразительный. Вместо учебы ему хотелось играть и проводить время со своими друзьями.

Учителем Никиты был Аркадий Иванович. Учитель замечал, что мальчик не расположен к учебе. Аркадий Иванович не ругал мальчика, а давал ему жизненные советы о том, что учеба пригодится ему в жизни. Мальчик прислушивался к учителю, потому что Аркадий Иванович подавал информацию Никите таким образом, что мальчику приходилось задуматься о смысле сказанного учителем.

Аркадий Иванович беседовал с родителями мальчика время от времени, но не выдавал его. Он не рассказывал о том, что мальчик плохо учится и иногда пропускает уроки. Но он говорил о том, что родителям необходимо быть более внимательными к мальчику. Учитель снисходительно относился к мальчику, но из всех сил пытался приучить его к учебе.

Наступила зима, и Никита побежал смотреть на первый снег. Когда выпал снег, Мальчик уже не мог сдерживать своих чувств. Ему так понравилось то, что природа поменяла себя. Ему была в радость такая погода. Никита не ощущал холода играю в снегу. Он построил себе убежище из снега. Получилась настоящая хижина. Он залез в неё и взял с собой скамейку, которую подарили ему для катания. После того, как Никита залез во внутрь, он заблокировал вход. Ему нравилось находится в этом месте.

Данный рассказ учит тому, что нужно любить и уважать природу. Кроме того, необходимо прислушиваться к советам старших. Люди в возрасте всегда имеют опыт, который очень важен, когда человек только начинает свою жизнь.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

Толстой Алексей Николаевич. Все произведения

  • Аэлита
  • Водяной
  • Гадюка
  • Гиперболоид инженера Гарина
  • Граф Калиостро
  • Детство Никиты
  • Золотой ключик, или Приключения Буратино
  • Иван да Марья
  • Кикимора
  • Пётр Первый
  • Русалка
  • Русский характер
  • Синица
  • Хождение по мукам

Детство Никиты. Картинка к рассказу

Сейчас читают

Произведение Хармса — старуха повествует нам о молодом человеке с плохими мыслями в голове. Одна мысль об «убийстве детей» чего стоит. Так вот в один прекрасный день, этот паренёк прогуливался по своему району.

В одном царстве жил купец, и был он очень богат. Но самым большим богатством он считал троих своих дочерей. Отправляясь в далёкие страны по торговым делам, купец спросил дочерей, что им привезти с дальних краёв в подарок.

В книге рассказывается про рыцаря по имени Белокурый Экберт, который жил в маленьком городке под названием Гарц. Ему было сорок лет. Он был женат на Берте. Они сильно любили друг друга

Смешная история произошла однажды с Денисом и его друзьями. В то лето рабочие выполняли ремонт их дома, и ребятам нравилось играть среди досок, кирпичей и песка. Вскоре ремонтную бригаду сменили маляры.

Дикая не большая птичка (чирок – свистунок) собралась перевести своих утяток на озеро. Путь предстоял не лёгкий: из лесной местности надо было пройти к воде, обойдя деревню

Детство Никиты

Повесть имеет автобио­гра­фический характер и основана на воспоминаниях автора о собственном детстве. Повествование ведётся от третьего лица.

Зимой Никите сделали скамейку для катания с горы, и мальчик с утра хотел убежать к крутым речным берегам, но его поймал учитель Аркадий Иванович, «удивительно расторопный и хитрый» человек. Никите пришлось умыться, позавтракать и заниматься сперва арифметикой, потом — чистописанием.

Во время чистописания Никите повезло — привезли почту. Аркадий Иванович, который ждал письма, отвлёкся, и мальчик улизнул. Подойдя к реке Чагре, Никита увидел своих приятелей — мальчишек с «нашего конца» деревни Сосновки. Чуть дальше виднелись их враги, «кончанские» — ребята с дальнего конца деревни.

Накататься вдосталь Никите не удалось — его быстро настиг Аркадий Иванович и сообщил, что пришло письмо от отца из Самары. Он обещал прислать Никите подарок настолько большой, что для него потребуется отдельная подвода, а на Рождество к ним приедет подруга матушки Анна Аполлосовна Бабкина с детьми. Аркадий Иванович тоже получил письмо от своей невесты — самарской учительницы.

Никита попытался разузнать о подарке у своего приятеля из людской. Мишка Коряшонок ничего не знал, зато сообщил о предстоящей битве между «нашими» и «кончанскими». Никита обещал участвовать.

Ночью Никите приснилось, что кот хочет остановить маятник больших часов, висевших в зале на летней половине дома. Мальчик знал: если маятник остановится, «всё треснет, расколется, зазвенит и, как пыль, исчезнет», но пошевелиться не мог. Вдруг Никита совершил отчаянное усилие воли и взлетел. Он увидел, что на футляре часов стоит бронзовая вазочка, и хотел взять то, что там лежит, но злая старушка с портрета схватила его худыми руками, а злой старичок с соседней картины ударил длинной курительной трубкой по спине.

Никита упал и проснулся — его разбудил Аркадий Иванович и сообщил, что с сегодняшнего дня начинаются рождественские каникулы.

На Никиту свалилось четырнадцать его собственных дней, — делай, что хочешь.

В тот же день состоялся бой между «нашими» и «кончанскими». Под напором «кончанских» «наши» дрогнули и побежали. Никите стало обидно, и он изо всех сил ударил главаря «кончанских» Стёпку Карнаушкина, у которого, как утверждал Мишка, был заговорённый кулак.

Это переломило ход боя — «наши» кинулись на «кончанских» и гнали их пять дворов. Стёпка так зауважал Никиту, что предложил ему «дружиться», и бывшие неприятели обменялись ценными подарками.

Вечером было скучно. На чердаке выл ветер. Никита представлял, как Ветер, «мохнатый, весь в пыли и паутине, сидит смирно» и воет от скуки. Тоску прервал приезд Анны Аполлосовны с сыном Виктором, учеником второго класса гимназии, и необычайно хорошенькой девятилетней дочкой Лилей.

Никита был очарован красотой Лили. Когда утром на гуляющих во дворе мальчиков напал бык Буян, Виктор упал от страха на землю, а Никита остановил свирепое животное. За этим подвигом в окно наблюдала Лиля, что очень обрадовало мальчика.

Через день в усадьбу пришёл обоз, в котором был обещанный Никите подарок — двухвёсельная лодка. Несколько вечеров перед Рождеством дети клеили из цветной бумаги украшения для ёлки. Потом в гостиной поставили огромное, до потолка, дерево и украсили его звёздами, пряниками, яблоками и свечами.

Вечером Никиту, Виктора, Лилю и детей из Сосновки впустили в гостиную к ёлке.

Она стояла, как огненное дерево, переливаясь золотом, искрами, длинными лучами. Свет от неё шёл густой, тёплый, пахнущий хвоей, воском, мандаринами, медовыми пряниками.

Дети разобрали подарки, и праздник начался. Никитина мама Александра Леонтьевна играла на рояле, а Аркадий Иванович водил с детьми хороводы вокруг ёлки. Во время этой суеты Никита ухитрился остаться с Лилей наедине и поцеловать её. После чая Никита пошёл провожать довольных и уставших гостей. На душе у него было легко и счастливо.

Никита предпочитал сидеть дома с Лилей, Виктор же сдружился с Мишкой Коряшонком. Они построили на канаве за прудом снежную крепость и вызвали «кончанских» на бой. Стены из снега не помогли: «кончанские» пошли на приступ, и вскоре «защитники крепости побежали через камыши по льду пруда».

Никита не понимал, почему ему скучно играть с мальчишками. Глядя на Лилю, он чувствовал счастье, «будто где-то внутри у него вертится, играет нежно и весело музыкальный ящичек».

Мальчик рассказал Лиле свой сон, и девочка захотела узнать, есть ли на самом деле на часах бронзовая вазочка, и что в ней лежит. На часах красного дерева в дедушкином кабинете действительно стояла вазочка, в которой Никита нашёл «тоненькое колечко с синеньким камешком». Мальчик немедленно надел это колечко на пальчик Лили.

Гости собрались уезжать. Лиля обещала писать, а Никите казалось, «что всему на свете конец», и он больше никогда не увидит тень от огромного Лилиного банта на стене комнаты.

После отъезда Бабкиных каникулы у Никиты кончились. Аркадий Иванович ввёл новый предмет — алгебру, которая оказалась скучнее и суше арифметики. Отец мальчика, Василий Никитьевич, ожидавший в Самаре получения наследства, написал, что дело задерживается, ему придётся «поехать в Москву хлопотать» и дома он будет только к великому посту.

Письмо расстроило Александру Леонтьевну. Василий Никитьевич давно не был дома, и она боялась, что Никита окончательно забудет отца. Никита же знал, что всегда будет помнить этого весёлого, краснощёкого человека, немного беспечного и легкомыс­ленного. Увлекаясь, Василий Никитьевич мог потратить последние деньги на совершенно ненужную вещь, чем иногда доводил жену до слёз.

Ударили сильные морозы. Никиту редко выпускали во двор. Мальчик ходил скучный и вспоминал о Лиле. Заметив это, Александра Леонтьевна решила, что сын болен. Никите отменили занятия по алгебре, стали давать касторку и пораньше отправлять спать. Повеселел Никита через три недели, когда с юга подул сильный сырой ветер.

Вслед за ветром к старым гнёздам прилетели грачи, и началась весна. Никита ходил сонный, одурелый от ветра и крика грачей, его мучили зловещие предчувствия. Однажды, забравшись в плугарскую будку, Никита начал просить Бога, чтобы всё было хорошо, а ему снова стало легко. Молитва помогла: матушка взглянула на него не строго, как в последние дни, а нежно и ласково, как раньше.

Ночью прошёл сильный ливень, а на следующее утро начался весенний паводок. Днём Никиту напугало известие, что Василий Никитьевич тонет в заполненном талыми водами овраге.

Вечером счастливо спасённый Василий Никитьевичь пил дома чай и рассказывал, как добирался до дома на только что купленном породистом жеребце, не смог перебраться через заполненный водой овраг и действительно чуть не утонул, да мужики вовремя подоспели — вытащили и его, и коня. Александра Леонтьевна была так счастлива, что даже не стала сердиться на мужа за совершенно ненужную покупку.

Три дня у Василия Никитьевича был жар, но долго болеть было некогда — надо было готовиться к севу. Александра Леонтьевна затеяла в доме большую весеннюю уборку. Затем в усадьбе красили яйца и пекли куличи. За неделю родители Никиты так устали, что не поехали стоять великую заутреню, да и Аркадий Иванович, не получивший письма от невесты, пребывал в мрачном настроении.

Никиту отпустили к заутрене в Колокольцево одного, велев остановиться у старинного отцовского приятеля Петра Петровича Девятова. Никита быстро раззнакомился с шестью сыновьями и дочерью Петра Петровича. Братья наперебой жаловались Никите на сестру Анну — страшную ябеду.

После заутрени и пасхального угощения Анна ходила за Никитой по пятам. Мальчику было неудобно и стыдно, да и братья Девятовы начали над ним посмеиваться. Наконец, Никита понял: Анна чувствовала к нему то же самое, что и он к Лиле, но всё равно отверг дружбу девочки.

Ни с кем, только с одной Лилей у него могли быть те странные слова, особенные взгляды и улыбки. А с другой девочкой — это уж было предательство и стыдно.

Пришла весна, между деревьями забегали чёрные дрозды, а в лесу закуковала кукушка. Однажды Василий Никитьевич спросил сына, какая лошадь из табуна ему более по душе. Никита указал на кроткого, тёмно-рыжего мерина Клопика и подумал, что этот разговор был неспроста.

В день рождения Никиты, одиннадцатого мая, на воду пруда была спущена новая лодка. Потом Василий Никитьевич провозгласил Никиту «лягушиным адмиралом» и поднял на флагштоке адмиральский штандарт с изображением стоящей на задних лапах лягушки.

Однажды Никита нашёл желторотого скворчонка, выпавшего из гнезда, и забрал его в дом. Мальчик назвал птенца Желтухиным, смастерил ему домик, кормил его червяками и защищал от домашнего кота. Сначала Желтухин боялся Никиту и думал, что тот его непременно съест, потом привык, научился летать и стал членом семьи наравне с котом Василием Васильичем и ежом Ахилкой.

Желтухин прожил у Никиты до осени и научился говорить по-русски. Весь день скворец летал по саду, а вечером возвращался в свой домик на подоконнике. Осенью Желтухина сманили в стаю перелётные скворцы.

Настали свободные дни между весенними полевыми работами и покосом. Мишку Коряшонка поставили пасти лошадей, и Никита уходил к нему на целый день — учился ездить верхом. Александра Леонтьевна боялась, что сын переломает себе руки и ноги, но Василий Никитьевич не хотел, чтобы из сына вырос «какой-нибудь несчастный Слюнтяй Макароныч» и подарил ему Клопика. Никита научился ухаживать за лошадью и с этого дня ездил только верхом.

Когда настало время созревать хлебам, в поместье пришла засуха. Родители Никиты ходили с озабоченными лицами.

Ещё один день этого окаянного пекла, и — вот тебе голодная зима, тиф, падает скот, мрут дети.

Аркадий Иванович тоже грустил — его невеста не смогла приехать в Сосновку из-за болезни матери и теперь увидится с женихом только осенью, в Самаре.

После обеда, когда родители Никиты прилегли отдохнуть, в комнату влетел Желтухин. Никита налил ему в блюдце воды, скворец напился, выкупался, а потом сел на барометр и сказал «нежным голосом»: «Бурря». И тут Никита увидел, как стрелка барометра с отметки «очень сухо» переместилась к надписи «буря». Вечером началась страшная гроза с проливным дождём. Урожай был спасён.

У Никиты появилась новая обязанность — ездить на Клопике в соседнее село за почтой. Злой пьяница-почмейстер никогда не отдавал газеты и журналы, пока сам их не прочтёт. Шесть раз в год он запивал, и тогда в почтовое отделение лучше было вовсе не входить.

В этот раз Никите снова достались только письма. Одно из них было от Лили. Девочка писала, что помнит Никиту и ещё не потеряла его колечко. На мальчика пахнуло воспоми­наниями о Рождестве и сердце его радостно забилось.

Уже три дня родители Никиты ссорились. Василий Никитьевич хотел поехать на ярмарку, чтобы продать норовистую кобылу, а Александра Леонтьевна не пускала мужа — боялась, что он потратит слишком много денег. Наконец, супруги пришли к соглашению: Василий Никитьевич пообещал жене «не тратить сумасшедших денег на ярмарке», для чего придумал продать там воз яблок.

В итоге яблоки так и остались непроданными, пришлось отдать их в придачу к кобыле. Василий Никитьевич, пряча глаза, сообщил Никите, что совершенно случайно и «страшно недорого» купил партию верблюдов, а завтра пойдёт смотреть тройку серых, в яблоках, лошадей — всё равно дома достанется на орехи.

Наступил август. Василий Никитьевич с сыном целые дни проводил на молотилке и сам подавал снопы в её «пыльные недра». Никите нравилось возвращаться домой на возу, полном свежей, золотистой соломы.

Разостлался светящимся туманом Млечный Путь. На возу, как в колыбели, Никита плыл под звёздами, покойно глядел на далёкие миры.

Пришла осень. Василий Никитьевич снова уехал в Самару и через неделю сообщил, что «дело с наследством. не продвинулось ни на шаг». Он не хотел жить вторую зиму врозь, просил Александру Леонтьевну переехать в город и грозился купить «две изумительные китайские вазы».

Александра Леонтьевна не любила город, но известие о покупке никому не нужных ваз побудило её собраться за три дня. Аркадий Иванович, напротив, был рад и предвкушал встречу с невестой.

В белом одноэтажном доме Александру Леонтьевну ожидали две китайские вазы и Анна Аполлосовна, а Никиту — разгневанная Лиля. Она потребовала назад своё письмо, и Никита с ужасом вспомнил, что так и не ответил на него. Мальчик начал оправдываться, и Лиля на первый раз простила его.

Для Никиты кончилось деревенское раздолье и началась городская жизнь в семи необжитых и тесноватых комнатах. Мальчик чувствовал себя пленником — таким же, как Желтухинн в первые дни. Через неделю Никита сдал экзамены и поступил во второй класс гимназии.

Что скажете о пересказе?

Что было непонятно? Нашли ошибку в тексте? Есть идеи, как лучше пересказать эту книгу? Пожалуйста, пишите. Сделаем пересказы более понятными, грамотными и интересными.

Краткое содержание «Детство Никиты»

Средняя оценка: 4.3

Всего получено оценок: 435.

О произведении

Повесть «Детство Никиты» А.Н. Толстого написана в 1920 году. В книге повествуется о жизни десятилетнего мальчика из дворянской семьи, раскрывается его духовный мир, фантазии и мечты, первая влюблённость и попытка писать стихи.

Это автобиографическая повесть, в которой нашли отражение детские воспоминания самого автора. В произведении большое внимание уделено красоте природы.

Рекомендуем читать онлайн краткое содержание «Детство Никиты» на нашем сайте. Пересказ произведения будет полезен для читательского дневника и подготовки к уроку литературы.

Главные герои

  • Никита – девятилетний мальчик, живой, любознательный, романтичный.
  • Лиля Бабкина – дочь Анны Аполлосовны, очень красивая девочка, спокойная, сдержанная, первая любовь Никиты.
  • Александра Леонтьевна – мать Никиты, добрая, нежная, заботливая.
  • Василий Никитьевич – отец Никиты, веселый, жизнерадостный, беспечный человек.

Другие персонажи

  • Бабкина Анна Аполлосовна – подруга Александры Леонтьевны, высокая, крупная громогласная женщина.
  • Виктор Бабкин – старший брат Лили, гордый, самостоятельный.
  • Аркадий Иванович – учитель Никиты, умный, хитрый, проницательный мужчина.
  • Анна Девятова – девочка, влюбленная в Никиту.

Краткое содержание

Плотник Пахом соорудил Никите чудесную скамейку для катания по снежным горкам. Мальчик встал пораньше, чтобы незамеченным домашними пробраться к речке: «там на крутых берегах намело сугробы, – садись и лети» . Но его планы испортил учитель Аркадий Иванович – «удивительно расторопный и хитрый» человек. Он велел Никите вначале умыться, позавтракать и приступить к урокам.

Во время чистописания герою очень повезло: Аркадий Иванович отвлекся на получение почты, и мальчик улизнул из дома. Возле речки он встретил друзей, мальчишек «с «нашего конца» деревни» , а чуть дальше «виднелись другие мальчишки, «кончанские», очень опасные» .Вдоволь накататься Никите не удалось: его догнал учитель и радостно сообщил, что его отец пообещал прислать Никите такой большой подарок, что для него понадобится целая подвода. Кроме того, на Рождество к ним пожалует мамина подруга, Бабкина Анна Аполлосовна с детьми. Счастлив же Аркадий Иванович был оттого, что получил письмо от своей невесты, которая учительствовала в Самаре.

На следующее утро Никита узнал, что у него начались рождественские каникулы – «четырнадцать его собственных дней, – делай, что хочешь» . В тот же день произошла драка между «нашими» ребятами и «кончанскими». Поначалу перевес был на вражеской стороне, но все изменилось, когда Никита изо всех сил ударил Степку Карнаушкина – главаря «кончанских». «Наши» ребята воодушевились, и гнали противника пять дворов. Степка был под впечатлением от мужества Никиты и предложил ему «дружиться» . В знак дружбы мальчики обменялись самыми ценными своими вещами: перочинным ножиком и свинчаткой.

Вскоре пожаловали гости – Анна Аполлосовна с сыном Виктором, учеником второго класса гимназии, и дочкой Лилей, необычайно хорошенькой девятилетней девочкой. Никита был очарован большими синими глазами и золотыми кудрями Лили. Он всячески старался привлечь ее внимание.

Перед Рождеством ребята своими руками делали украшения для елки. Приехал долгожданный обоз, и Никита получил свой подарок. Это была «двухвесельная крутоносая лодка» . Вечером Виктора, Лилю и Никиту, а также детвору из деревни впустили к нарядной, сверкавшей елке; «свет от нее шел густой, теплый, пахнущий хвоей, воском, мандаринами, медовыми пряниками» .

Дети разобрали подарки, и в доме начался праздник. Александра Леонтьевна играла на рояле, Аркадий Иванович водил с ребятами хороводы вокруг елки. Во время этой суеты Никита умудрился поцеловать Лилю. В тот вечер он чувствовал себя самым счастливым человеком на свете. Первая любовь пробудила в мальчике поэта, и он стал писать стихи.

Когда пришло время Бабкиным уезжать, Никита был подавлен: «ему казалось, что всему на свете — конец» . После отъезда гостей окончились каникулы, и Никита вновь приступил к занятиям. Отец мальчика, Василий Никитьевич, все никак не приезжал. Его задерживали дела по поводу получения наследства, и Александра Леонтьевна переживала, что Никита совсем забудет отца.

Пришла весна, а вместе с ней домой вернулся Василий Никитьевич. Он чуть было не утонул в овраге, заполненном талой водой, но его вовремя спасли мужики. В канун Пасхи Александра Леонтьевна затеяла генеральную уборку, в доме пекли куличи и красили яйца. Родители Никиты так устали, что отправили сына к заутрене одного, велев остановиться у хорошего друга семьи – Петра Петровича Девятова. У него было шесть сыновей и одна дочь Анна. Девочка привязалась к Никите и ходила за ним буквально по пятам. Никита понял, что Анна испытывала к нему те же чувства, что и он к Лиле. Но он решительно отверг дружбу девочки: «это уж было предательство и стыдно» .

В день рождения Никиты, отец спустил на воду подаренную новую лодку. Василий Никитьевич подарил сыну «перочинный ножик с двенадцатью лезвиями, весьма пригодный для морского дела, а также для того, чтобы его потерять» и провозгласил его «лягушиным адмиралом» .

Летом Никита учился ездить верхом на спокойном и добродушном Клопике. Теперь у мальчика, который не слезал с коня, появилась новая обязанность: ездить в соседнюю деревню за почтой. Однажды он получил письмо от Лили, и его сердце наполнилось счастливыми воспоминаниями о Рождестве.

Осенью Василий Никитьевич узнал, что дело о наследстве так и не продвинулось. Не желая провести еще одну зиму вдали от семьи, он перевез в Самару супругу и сына. На этом привольная деревенская жизнь Никиты закончилась: он «выдержал вступительный экзамен и поступил во второй класс» .

Заключение

В произведении Алексея Толстого описаны важнейшие моменты в жизни каждого человека – счастливое, безмятежное детство, первые «взрослые» навыки, мечты, желания. Это рассказ о том, как важно, чтобы дети росли в любви, заботе и взаимопонимании.

После ознакомления с кратким пересказом «Детства Никиты» рекомендуем прочесть повесть в полной версии.

Тест по повести

Проверьте запоминание краткого содержания тестом:

Пушкин сделал!

Разбор домашних заданий 1-4 класс

Home » читательский дневник » Толстой Алексей “Детство Никиты” Читательский дневник, краткое содержание

Толстой Алексей “Детство Никиты” Читательский дневник, краткое содержание

Автор: Толстой Алексей.

Название: «Детство Никиты».

Жанр: повесть.

Тема произведения: детство.

Число страниц: 320.

Главные герои и их характеристика

  1. Никита. Мальчик девяти лет. Живой и подвижный.
  2. Александра Леонтьевна. Его мать. Добрая и любящая.
  3. Лиля Бабкина. Девочка девяти лет. Подружка Никиты, добрая и красивая.
  4. Аркадий Иванович. Учитель Никиты. Строгий, справедливый.
  5. Стёпка и Мишка. Деревенские дети, товарищи Никиты.

О чём произведение (1-2 предложения – кратчайшее содержание)

В повести рассказывается о последнем годе детства мальчика Никиты, который тот проводит в своём имении под Самарой. Но детство заканчивается и начинается учеба в гимназии.

Сюжет – краткое содержание

  1. Никита живёт в деревне и ведёт обычную деревенскую жизнь, играет и учится.
  2. На Рождество Никита знакомится с девочкой Лилей, влюбляется в неё и дарит кольцо.
  3. Девочка уезжает, а Никита помогает в поле отцу, занимается хозяйственными делами.
  4. Мальчик весело проводит лето, приручает скворца и не отвечает на письмо Лили.
  5. На зиму семья переезжает в Самару, где Никита вновь встречает Лилю и мирится с девочкой.
  6. Мальчик поступает во второй класс, и счастливая пора детства заканчивается.

Понравившийся эпизод

Мне понравился эпизод со скворцом Желтухиным. Мальчик подобрал его на аллее, принёс домой и долго приручал. Скворец боялся, что мальчик съест его, но когда тот прогнал кота, понял, что сильнее Никиты зверя нет, и стал уважать мальчика.

План произведения для пересказа

  1. Учитель Аркадий Иванович.
  2. Начало зимы.
  3. Рождество.
  4. Знакомство с Лилей.
  5. Найденное кольцо.
  6. Разлука.
  7. Грачи прилетели.
  8. Возвращение отца.
  9. Полевые работы.
  10. Желтухин.
  11. Ярмарка.
  12. В Самаре.

Главная мысль

Детство – самая счастливая пора жизни человека, когда он ещё не обременён заботами и когда может жить в своё удовольствие.

Чему учит эта книга

Повесть учит любить детей, не баловать их, но и не держать в строгости. Учит любить природу и всех животных. Учит честности, доброте, благородству. Учит осознавать свои ошибки и уметь их исправлять. Учит ответственности.

Отзыв, отношение к произведению, чем понравилось произведение, моё отношение к прочитанному

Мне очень понравилась эта повесть, и особенно мальчик Никита. Никита был добрым мальчиком, он никого не обижал, хотя и любил подраться. Но эти драки были просто играми, принятыми среди деревенских детей. Зато Никита любил животных и всегда трогательно о них заботился.

Новые слова и выражения

Людская – комната для слуг в господском доме

Ломберный столик – прямоугольный столик для игры в карты.

Амазонка – костюм для верховой езды.

Пословицы к произведению

Детство – время золотое.

Добро того учить, кто слушает.

Усы пробиваются, а он с детством не прощается.

Овощи видно по рассаде, человека с детства.

Яблоко от яблони недалеко падает.

Здравствуйте! Меня зовут Мария, я автор сайта Пушкин сделал. Надеюсь, что мой сайт вам помогает, в свою очередь прошу помощи у вас. Моему сыну поставили диагноз аутизм. Ему необходимы ежедневные коррекционные занятия, если вы можете помочь, буду вам благодарна. Каждые ваши 10 рублей – еще один шанс для моего ребенка жить полноценной жизнью. Страница для сбора здесь

Краткое содержание повести «Детство Никиты» (А. Н. Толстой)

Всем любителям автобиографического жанра рекомендуем читать краткое содержание повести «Детство Никиты» – произведения А. Н. Толстого, в котором писатель описывает реальные факты и события из своего собственного детства. Повесть занимает достойное место в ряду аналогичных произведений Л. Н. Толстого, С. Т. Аксакова и М. Горького.

  1. Главные герои
  2. Краткое содержание
  3. Солнечное утро
  4. Аркадий Иванович
  5. Сугробы
  6. Таинственное письмо
  7. Сон
  8. Старый дом
  9. У колодца
  10. Битва
  11. Чем окончился скучный вечер
  12. Виктор и Лиля
  13. Елочная коробочка
  14. То, что было привезено на отдельной подводе
  15. Елка
  16. Неудача Виктора
  17. Что было в вазочке на стенных часах
  18. Последний вечер
  19. Разлука
  20. Будни
  21. Грачи
  22. Домик на колесах
  23. Необыкновенное появление Василия Никитьевича
  24. Как я тонул
  25. Страстная неделя
  26. Дети Петра Петровича
  27. Твердость духа
  28. Весна
  29. Поднятие флага
  30. Желтухин
  31. Клопик
  32. В купальне
  33. Стрелка барометра
  34. Письмецо
  35. Ярмарка в Пестравке
  36. На возу
  37. Отъезд

Главные герои

Никита – маленький мальчик (9-10 лет), в жизни которого происходит несколько важных событий (первая победа над трусостью, первая любовь, первая поездка верхом), знаменующих собой прощание с детством и начало формирования самостоятельной личности.

Аркадий Иванович – домашний учитель Никиты; добрый, но требовательный человек, страдающий от разлуки с невестой.

Александра Леонтьевна – мама Никиты; очень впечатлительная женщина, все время переживающая за судьбы мужа и сына.

Василий Никитьевич – отец Никиты; добродушный и легкомысленный человек.

Мишка Коряшонок – лучший друг Никиты, бойкий крестьянский мальчик.

Краткое содержание

Солнечное утро

Маленький мальчик Никита просыпается ранним утром и сразу же вспоминает, что вчера плотник Пахом сделал для него скамейку, на которой можно кататься с горок на речке.

Никита подумывает над тем, как бы незаметно убежать из дома и опробовать скамейку. В это время в дверь просовывается чья-то голова в очках со словами: «Встаешь, разбойник?».

Аркадий Иванович

Голова с рыжей бородкой принадлежит учителю Никиты – Аркадию Ивановичу. Он еще вчера догадался, что мальчик попытается сбежать на речку с новой скамейкой.

Аркадий Иванович следит, чтобы Никита умылся и почистил зубы, а затем ведет его к завтраку. За столом уже сидит мама мальчика. Она просит сына обязательно надеть башлык при выходе на улицу.

Учитель ведет Никиту на урок. Сперва он задает ему арифметическую задачу о продаже купцом сукна. Мальчик никак не может сосредоточиться. Он представляет себе этого купца. В воображении Никиты цифры оживают и начинают прыгать.

Закончив с арифметикой, Аркадий Иванович начинает диктант. Никита пишет под его диктовку, а сам все время думает о скамейке.

В коридоре раздаются шаги и голос матери: «Что, почту привезли?». Услышав это, Аркадий Иванович объявляет перерыв. Как только учитель выходит из комнаты, Никита быстро одевается, прячет башлык и бежит на речку.

Сугробы

На дворе стоит новенькая скамейка. Никита берет ее и бежит на речку, прихватывая на всякий случай лопатку. Прибежав к высоким обрывам, он видит вдалеке своих приятелей и «врагов» с другого конца деревни.

Никита скатывается на скамейке вниз и забирается обратно на берег. В самый последний момент он замечает, что к речке идет Аркадий Иванович. Мальчик съезжает обратно и выкапывает в сугробах укрытие – небольшую уютную пещерку. Забравшись внутрь, он закладывает выход.

Через щель Никита видит, как на лед выходит Аркадий Иванович. Он зовет мальчика, но боится лезть по сугробам, потому что проваливается в них по пояс.

Никита молчит. Тогда учитель говорит, что мама получила письмо из Самары. Мальчик отзывается и вылезает из своего укрытия.

Таинственное письмо

Письмо приходит от папы. Он пишет, что купил сыну подарок, такой большой, что его придется везти на отдельной подводе. Также в письме сказано, что скоро в гости приедет Анна Аполлосовна Бабкина с детьми.

В конце дня Никита встречается со своим лучшим другом – крестьянским мальчиком, которого зовут Мишка Коряшонок. Он зовет Никиту на следующий день «бить кончанских ребят» («врагов» с другого конца деревни).

Вечером Никита читает книгу «Всадник без головы».

Ночью Никите снится кошмар. Он оказывается в темной комнате, на стенах оживают портреты, а кот пытается остановить маятник часов. Мальчик в ужасе просыпается посреди ночи. Успокоившись и заснув, он видит продолжение сна, в котором собирается посмотреть, что лежит в вазочке на стенных часах.

Никиту будит Аркадий Иванович. Учитель поздравляет его с началом рождественских каникул. От радости мальчик тут же забывает о ночных страхах.

Старый дом

Каникулы продлятся целых две недели. Никита даже не знает, чем занять это время полной свободы. Он переходит в летнюю половину дома, которая зимой пустует и отапливается раз в неделю.

Мальчик ходит по пустым комнатам, смотрит в окна на занесенные снегом деревья. Он останавливается и долго смотрит на портреты своего прадеда и какой-то очень красивой женщины.

В конце концов Никите становится не по себе в одиночестве. Он бежит во двор.

У колодца

На дворе у колодца сидит Мишка и окунает рукавицы в воду. Он объясняет Никите, что все «кончанские» так делают. Обледеневшей рукавицей можно сильнее ударить. Мишка напоминает другу о предстоящей драке и говорит, что идти надо будет сразу же после обеда.

Битва

Никита с Мишкой, позвав еще троих мальчиков, приходят на «границу» между двумя половинами деревни и начинают «дражнить» врагов. Вскоре показываются «кончанские». Завязывается словесная перепалка. К обоим «лагерям» подтягиваются все новые и новые «бойцы».

Среди «кончанских» появляется Степка Карнаушкин и вызывает противника для драки один на один. Никто не решается принять вызов. Тогда «кончанские» с криками бросаются вперед. Друзья Никиты позорно бегут с «поля боя».

Разозлившись, Никита останавливается и встречает Степку ударом в грудь. Тот садится в снег. Увидев это, «кончанские» бросаются в бегство. Битва выиграна.

Когда Никита возвращается домой, его окликает Степка и предлагает «дружиться».

Чем окончился скучный вечер

Вечером Никита страшно скучает. Он разглядывает картинки в журнале, наблюдает за мамой и Аркадием Ивановичем, домашним ежом Ахилкой и котом Васькой. Неожиданно во дворе раздаются чьи-то голоса и громкие звуки. В дом заходит подруга мамы Анна Аполлосовна с сыном Виктором и дочкой Лилей.

Виктор и Лиля

На следующее утро Никита хвалится перед Виктором своей победой над Степкой. За завтраком он знакомится с Лилей – очень красивой вежливой девочкой.

Мальчики идут поиграть во дворе. Внезапно к ним направляется, выставив рога, страшный бык Баян. Убегая от него, Виктор падает в снег. Никита смело бросается на быка и бьет его шапкой по морде. Баян отступает. Никита замечает, что за этой схваткой наблюдала из окна Лиля.

До обеда мальчики катаются с горок на реке.

Елочная коробочка

За обедом Анна Аполлосовна говорит, что привезла с собой целый «чемодан разной дребедени» для украшения елки. Мама делает клей из крахмала и усаживает детей за работу.

Никита, Виктор и Лиля усердно клеят украшения. Никита, багрово покраснев от смущения, завязывает разговор с прекрасной девочкой. Перед сном он собирается открыть Виктору какую-то «тайну», но тот засыпает.

То, что было привезено на отдельной подводе

На следующее утро Никита встает раньше всех, чем очень удивляет Аркадия Ивановича. Он идет во двор и видит, как в деревню въезжает длинный обоз. На последней подводе лежит упомянутый в письме подарок отца – большая двухвесельная лодка.

На обозе привозят огромную елку и устанавливают ее в гостиной. Дети развешивают украшения, которых оказывается мало. Приходится опять весь день провести за работой.

В сочельник Никите, Виктору и Лиле запрещают до вечера заходить в гостиную. Наконец, приходят приглашенные деревенские ребятишки. Всех запускают в гостиную, где уже разложены подарки. Мама играет на пианино и поет, Аркадий Иванович водит с детьми хоровод.

Когда все дети идут пить чай, Никита в прихожей целует Лилю. В конце праздничного вечера он провожает деревенских ребят и, возвращаясь домой один, чувствует себя очень счастливым.

Неудача Виктора

Виктор заводит дружбу с Мишкой. Вместе они строят на речке снежную крепость. Виктор пишет письмо «кончанским», в которой всячески их обзывает и зовет на «битву».

В крепости занимают оборону несколько мальчиков во главе с Виктором. Приходит человек пятнадцать «кончанских». После недолгой перестрелки снежками они идут на приступ. Защитники крепости с позором убегают.

Что было в вазочке на стенных часах

Думая о Лиле, Никита пишет стихотворение про лес. Вечером он рассказывает девочке про свой страшный сон. Лиля предлагает пойти посмотреть на стенные часы. Они находятся в летней половине дома.

Дрожа от страха, дети заходят в темную комнату. Никита только сейчас понимает, что именно ее видел во сне. На часах действительно стоит вазочка. Мальчик достает из нее колечко и дарит его Лиле. В ответ девочка целует его. Никита преподносит ей свое стихотворение.

Последний вечер

Казавшиеся долгими каникулы заканчиваются. Воскресным вечером Анна Аполлосовна говорит детям, что завтра они уезжают. Перед сном Никита и Лиля прощаются, дав обещание писать друг другу письма.

На следующее утро Никиту, как обычно, будит Аркадий Иванович.

Разлука

От отца приходит еще одно письмо, в котором он пишет, что вынужден вновь задержаться по делу о наследстве. Все страдают от разлуки. Мама ждет папу. Аркадий Иванович постоянно думает о своей невесте, которая работает учительницей в городе. Никита не может забыть Лилю.

Будни

Тянутся скучные однообразные дни. Аркадий Иванович переходит от занятий арифметикой к алгебре. Никита часто вынужден сидеть дома, потому что стоят сильные морозы. Однако на улице ему тоже нечем заняться. Лучший друг Мишка пристрастился к игре в карты со взрослыми мужиками.

Никита в одиночестве бродит по двору и вспоминает счастливые каникулы, проведенные с Лилей.

Грачи

Однажды в воскресенье Никита, чтобы хоть как-то развеять скуку, приходит в людскую и садится играть с мужиками в карты. Проиграв и получив несколько ударов картами по носу, он идет на плотину и видит стаю грачей. Начинается весна.

Домик на колесах

Весна вселяет в душу Никиты какую-то непонятную тревогу. У него болит голова, все люди и животные кажутся чужими.

Бродя по двору, мальчик забирается в деревянный домик на колесах, который используется рабочими на поле в качестве жилья. Там он истово молится, прося у Бога, чтобы жизнь снова наладилась. После молитвы Никите становится немного полегче.

Необыкновенное появление Василия Никитьевича

Всю ночь идет дождь, а утром начинается половодье. Повсюду бегут ручьи, река выходит из берегов.

Никита выходит побродить по полям, но вдруг видит, что к его дому быстро скачет на лошади Степка. Он сообщает, что неподалеку «тонет» Василий Никитьевич.

На помощь отправляется множество мужиков. Вскоре они привозят закутанного в шубы, но улыбающегося отца Никиты.

Как я тонул

Поев, выпив водки и горячего чая, Василий Никитьевич рассказывает, как он тонул. Отец Никиты переночевал в двадцати верстах от дома у знакомого попа и, невзирая на его предостережения, решил ехать через залитые водой поля и овраги.

В первом глубоком овраге он вместе с конем провалился в снежную кашу и около часа провел к ледяной воде. Выбравшись с огромным трудом на берег, Василий Никитьевич увидел бегущих к нему на помощь мужиков.

После рассказа отец Никиты начинает сильно трястись и впадает в бред. Больного укладывают в кровать.

Страстная неделя

Василий Никитьевич проводит в постели три дня и совершенно выздоравливает. В доме все неделю идет генеральная уборка.

Субботним вечером работник Артем отвозит Никиту в село Колокольцовка, где будет проходить великая заутреня.

Дети Петра Петровича

Никита ждет заутрени в доме приятеля отца – Петра Петровича. Мальчик знакомится с шестью его сыновьями, которые ночью рассказывают ему про свои «подвиги».

Очень ранним утром все отправляются в церковь.

Твердость духа

Наевшись и напившись чаю после заутрени, мальчики выходят на улицу. На выгоне устраиваются различные игры, играет гармонь. За Никитой по пятам ходит дочка Петра Петровича – Анна. Девочка предупреждает, чтобы он ни с кем не связывался.

Никита идет на пруд. Анна от него не отстает. Мальчик понимает, что она в него влюбилась. Никита вспоминает Лилю и быстро уходит от навязчивой девчонки.

Весна

Весна набирает ход: солнце светит все ярче, лопаются почки на деревьях, поют птицы.

Однажды Никита садится у дороги и задумчиво наблюдает за табуном коней. Мимо проезжает Василий Никитьевич и спрашивает у сына, какая лошадь ему больше всего нравится. Мальчик указывает на жеребенка Клопика.

Поднятие флага

11 мая Никите исполняется десять лет. Аркадий Иванович и отец почтительно называют мальчика адмиралом. В подарок он получает великолепный перочинный ножик.

Главное событие происходит у пруда. Отец торжественно поднимает «лягушиный» флаг, а Никита и Аркадий Иванович отправляются в плавание на лодке.

Желтухин

Однажды Никита находит выпавшего из гнезда скворчонка и приносит его домой. Мама называет птенца Желтухиным. Скворец быстро привязывается к людям (особенно к Никите), разучивает несколько слов. Прожив в доме до осени, он улетает на юг.

Клопик

Мишка начинает работать помощником конюха и целыми днями скачет на лошадях. Никита учится у друга верховой езде, но пока что только на словах. Узнав об этом, отец решает подарить сыну Клопика. Василию Никитьевичу приходится целую неделю убеждать жену в том, что Никита уже не маленький, ему пора научиться ездить верхом.

Наконец, Никита впервые в жизни садится на лошадь. Он еще сильно боится и держится на Клопике очень неуклюже. Отец с матерью садятся в коляску и едут в гости. Мальчик скачет за ними, не помня себя от счастья.

В купальне

Одним из любимых развлечений Никиты становится посещение купальни. За лето мальчик очень хорошо научился плавать. Отец с сыном ждут, когда Аркадий Иванович заплывет на середину пруда. Затем они незаметно окружают учителя и бросаются его щекотать. Обычно Аркадию Ивановичу удается ускользнуть.

Радостные купальщики, возвращаясь домой, встречают Александру Леонтьевну, которая зовет их пить чай.

Стрелка барометра

Две недели стоит страшная жара. Если не пойдет дождь, весь урожай погибнет. Печальный Василий Никитьевич постоянно смотрит на стрелку барометра, но та не двигается с отметки «сухо».

Никита лежит на диване и видит, как к барометру подлетает Желтухин. Скворец отчетливо произносит: «Бурря». Мальчик подходит и замечает, что стрелка начала передвигаться. Он бежит к отцу и сообщает радостную новость.

Вечером вся семья собирается вместе и прислушивается к тому, что происходит на улице. Вскоре поднимается ветер, раздается гром, сверкают молнии и начинается сильнейший ливень.

Письмецо

Однажды Никита один на Клопике отправляется в соседнее село за почтой. Возвращаясь обратно, он перебирает письма и натыкается на конверт с надписью: «Передать Никите».

Письмо от Лили. Девочка пишет, что помнит и любит Никиту, хранит его колечко и ждет осенью в гости. Опьяненный радостью мальчик пускает Клопика в галоп.

Ярмарка в Пестравке

Три дня Василий Никитьевич уговаривает жену отпустить его на ярмарку в Пестравку. Александра Леонтьевна знает, что муж обязательно купит что-нибудь ненужное и вообще будет сорить деньгами. Наконец, она соглашается. Никита вместе с работником Артемом и Мишкой отправляются на ярмарку с возом подгнивших яблок – «падалицы».

За яблоки удается выручить сущие копейки, зато Василий Николаевич покупает… партию верблюдов. Артема, за которым числятся недоимки, задерживает урядник и садит в «клоповник».

На возу

Однажды в августе Никита возвращается на возу с молотьбы. Полевые работы заканчиваются. Прожит еще один трудовой год. Мальчик смотрит на звезды и мечтает когда-нибудь улететь к ним.

Отъезд

Осенью Василий Никитьевич уезжает в город продавать пшеницу. Через неделю от него приходит письмо. Отец Никиты сообщает, что дело о наследстве вынуждает его опять задержаться. Он советует жене переезжать к нему.

Александра Леонтьевна спешно собирается и вместе с сыном и Аркадием Ивановичем едет в город. В новой квартире Никита встречается с Лилей. Девочка рассержена. Она так и не получила ответа на свое письмо.

На следующий день Никиту принимают во второй класс гимназии. Для мальчика начинается новый этап жизни.

Закончил историко-филологический факультет. Восемь лет проработал в театре. Последние три года работаю в интернете, специализируясь на статьях по литературной и исторической тематикам.

Краткое содержание Детство Никиты Толстой для читательского дневника

Год: 1922 Жанр: рассказ

Главные герои: Никита – первоклассник, его друзья Мишка и Степка

Никита в огромном четырёхэтажном деревянном доме. Он очень крепко привязан с живой природой. Для мальчика нет лучшего места на свете, чем местность около речки, собственный сад и все остальные уголки природы, окружающей дом. Частью счастливых детских воспоминаний является детских учитель Никиты. Прекрасны мгновения, проведенные с детскими друзьями мальчика – Мишкой Коряшонком и Степкой Карнаушкином. Все это очень прекрасно, но кончается, когда Никита поступает во второй класс и уезжает из поместья.

Главная мысль. Рассказ воспевает прекрасные и беззаботные детские годы, детские воспоминанья, которые навсегда остаются в памяти взрослого человека как нечто прекрасное и волшебное. Важно о них помнить.

Краткое содержание Толстой Детство Никиты 4 класс

Учителем Никиты был Аркадий Иванович. Он был невыносимым человеком. У него была манера говорить не прямо все как есть, а намеками. Правда, он никогда не рассказывал о шалостях Никиты, на него не жаловался матушке, но ему удавалось так говорить с родителями о Никите, что бедному мальчику всегда приходилось внимательно прислушиваться к словам учителя.

Никита не любил учиться. Мальчику всегда казалось, что во время занятий солнышко и природа зовут его на улицу погулять у речки, повеселиться в местах, которые были его любимыми развлечениями.

Никита особенно обрадовался во время первого снега. Все везде было покрыто белоснежной пеленой. Мальчик положил на плечо скамейку, взял лопатку и побежал играться на свежем зимнем морозном воздухе, который ничуть не смущал мальчика.

Никита вырыл в снегу себе норку, зашел в нее и затащил туда свою скамейку, заложив снежными комами изнутри проход в пещеру. Домик казался мальчику чудесным замком, который есть только у него.

Одна огромная часть воспоминаний детских дней Никиты связана со старым деревянным четырёхэтажным домом. Каждый уголок дома, каждая доска имеет место в его светлых и ярких воспоминаниях.

Никита много времени проводит со своими двумя близкими друзьями Мишкой Коряшонком и Степкой Карнаушкином.

Никита впервые слабо узнает о том, что такое настоящая любовь. Он очень трепетно и особо нежно относится к своей сестре Лиле. Она для юного Никиты является воплощением всего красивого и прекрасного на свете. Никита с Лилей находят в забытой комнате огромного дома забытое всеми кольцо, которое когда-то принадлежало прабабушке детей. Для детей это кольцо имело особое значение, поскольку они знали о несчастной любви прадедушки Африкана Африканыча.

Прекрасные воспоминания о детстве кончаются с получением известия о поступлении Никиты во второй класс. В результате чего мальчик был вынужден покинуть этот излюбленный край.

Детские годы вспоминаются с теплотой.

4 класс, 5 класс.

Читать краткое содержание Детство Никиты. Краткий пересказ. Для читательского дневника возьмите 5-6 предложений

Толстой А.Н.. Краткие содержания произведений

  • Аэлита
  • Гадюка
  • Гиперболоид инженера Гарина
  • Детство Никиты
  • Золотой ключик или Приключения Буратино
  • Иван да Марья
  • Петр Первый (Петр 1)
  • Русалка
  • Русский характер
  • Хождение по мукам

Другие пересказы и отзывы для читательского дневника

Из-за весенней распутицы наступление советских войск было приостановлено. Среди бескрайних лесов Западной Украины застряли в грязи санитарные автобусы и машины с продовольствием, артиллерийский полк и обоз с боеприпасами.

В один из солнечных зимних дней мальчик торопится на каток. Одежда у него старая и мала, но коньки дорогие. Катание на коньках было его страстным увлечением. Он испытывал большую радость, катаясь на коньках.

Борис Годунов становится царем после убиения семилетнего царевича. Однако в одном монастыре находится безродный черноризец, который решает объявить себя царевичем Димитрием. Литовцы и поляки поддерживают его.

Это роман о детях, об их характерах и нравах. В школьном возрасте ребята придумывают себе развлечения. Главный герой – озорник и выдумщик, и всегда ищет приключения на свою голову.

Старик Анисим Квасов шел на свою делянку накосить для коровы травы. Направлялся он к предгорью, оставляя деревню позади. Здесь с давних пор были покосы. В пути он размышлял о жизни и смерти, вспоминал голодные годы и своего любимого коня

Детство Никиты — краткое содержание для читательского дневника

В данном рассказе Алексей Николаевич рассказывает о проворном мальчике Никите. Никита является главным персонажем данного произведения. Детство Никиты проходило очень радужно и беззаботно. Никита с самого раннего возраста полюбил природу и все, что с ней связанно. Мальчик очень много времени проводил у речки. Он любил смотреть на то, как речка замедляется и ускоряется. Ему нравилась растительность, которая росла на берегу реки.

Кроме того, Никита очень любил проводить время в лесу. Ему очень нравились деревья. Он любил играть под ними. У Никиты было несколько друзей. Мальчику нравилось проводить с ними время и они вместе играли на природе. Никиту было сложно заманить домой. Его сердце тянулось к природе.

Вскоре мальчик начал учиться. Учеба давалась ему очень тяжело. Никите было сложно усваивать предметы, хотя он был очень умный и сообразительный. Вместо учебы ему хотелось играть и проводить время со своими друзьями.

Учителем Никиты был Аркадий Иванович. Учитель замечал, что мальчик не расположен к учебе. Аркадий Иванович не ругал мальчика, а давал ему жизненные советы о том, что учеба пригодится ему в жизни. Мальчик прислушивался к учителю, потому что Аркадий Иванович подавал информацию Никите таким образом, что мальчику приходилось задуматься о смысле сказанного учителем.

Аркадий Иванович беседовал с родителями мальчика время от времени, но не выдавал его. Он не рассказывал о том, что мальчик плохо учится и иногда пропускает уроки. Но он говорил о том, что родителям необходимо быть более внимательными к мальчику. Учитель снисходительно относился к мальчику, но из всех сил пытался приучить его к учебе.

Наступила зима, и Никита побежал смотреть на первый снег. Когда выпал снег, Мальчик уже не мог сдерживать своих чувств. Ему так понравилось то, что природа поменяла себя. Ему была в радость такая погода. Никита не ощущал холода играю в снегу. Он построил себе убежище из снега. Получилась настоящая хижина. Он залез в неё и взял с собой скамейку, которую подарили ему для катания. После того, как Никита залез во внутрь, он заблокировал вход. Ему нравилось находится в этом месте.

Данный рассказ учит тому, что нужно любить и уважать природу. Кроме того, необходимо прислушиваться к советам старших. Люди в возрасте всегда имеют опыт, который очень важен, когда человек только начинает свою жизнь.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

Краткое содержание

Плотник Пахом соорудил Никите чудесную скамейку для катания по снежным горкам. Мальчик встал пораньше, чтобы незамеченным домашними пробраться к речке – «там на крутых берегах намело сугробы,- садись и лети». Но его планы испортил учитель Аркадий Иванович – «удивительно расторопный и хитрый» человек. Он велел Никите вначале умыться, позавтракать и приступить к урокам.

Во время чистописания герою очень повезло – Аркадий Иванович отвлекся на получение почты, и мальчик улизнул из дома. Возле речки он встретил друзей, мальчишек «с «нашего конца» деревни», а чуть дальше «виднелись другие мальчишки, «кончанские», очень опасные».Вдоволь накататься Никите не удалось – его догнал учитель, и радостно сообщил, что его отец пообещал прислать Никите такой большой подарок, что для него понадобится целая подвода. Кроме того, на Рождество к ним пожалует мамина подруга, Бабкина Анна Аполлосовна с детьми. Счастлив же Аркадий Иванович был оттого, что получил письмо от своей невесты, которая учительствовала в Самаре.

На следующее утро Никита узнал, что у него начались рождественские каникулы – «четырнадцать его собственных дней,- делай, что хочешь». В тот же день произошла драка между «нашими» ребятами и «кончанскими». Поначалу перевес был на вражеской стороне, но все изменилось, когда Никита изо всех сил ударил Степку Карнаушкина – главаря «кончанских». «Наши» ребята воодушевились, и гнали противника пять дворов. Степка был под впечатлением от мужества Никиты, и предложил ему «дружиться». В знак дружбы мальчик обменялись самыми ценными своими вещами: перочинным ножиком и свинчаткой.

Вскоре пожаловали гости – Анна Аполлосовна с сыном Виктором, учеником второго класса гимназии, и дочкой Лилей, необычайно хорошенькой девятилетней девочкой. Никита был очарован большими синими глазами и золотыми кудрями Лили. Он всячески старался привлечь ее внимание.

Перед Рождеством ребята своими руками делали украшения для елки. Приехал долгожданный обоз, и Никита получил свой подарок. Это была «двухвесельная крутоносая лодка». Вечером Виктора, Лилю и Никиту, а также детвору из деревни впустили к нарядной, сверкавшей елке – «свет от нее шел густой, теплый, пахнущий хвоей, воском, мандаринами, медовыми пряниками».

Дети разобрали подарки, и в доме начался праздник. Александра Леонтьевна играла на рояле, Аркадий Иванович водил с ребятами хороводы вокруг елки. Во время этой суеты Никита умудрился поцеловать Лилю. В тот вечер он чувствовал себя самым счастливым человеком на свете. Первая любовь пробудила в мальчике поэта, и он стал писать стихи.

Когда пришло время Бабкиным уезжать, Никита был подавлен – «ему казалось, что всему на свете — конец». После отъезда гостей окончились каникулы, и Никита вновь приступил к занятиям. Отец мальчика, Василий Никитьевич, все никак не приезжал. Его задерживали дела по поводу получения наследства, и Александра Леонтьевна переживала, что Никита совсем забудет отца.

Пришла весна, а вместе с ней домой вернулся Василий Никитьевич. Он чуть было не утонул в овраге, заполненном талой водой, но его вовремя спасли мужики. В канун Пасхи Александра Леонтьевна затеяла генеральную уборку, в доме пекли куличи и красили яйца. Родители Никиты так устали, что отправили сына к заутрене одного, велев остановиться у хорошего друга семьи – Петра Петровича Девятова. У него было шесть сыновей и одна дочь Анна. Девочка привязалась к Никите, и ходила за ним буквально по пятам. Никита понял, что Анна испытывала к нему те же чувства, что и он к Лиле. Но он решительно отверг дружбу девочки – «это уж было предательство и стыдно».

В день рождения Никиты, отец спустил на воду подаренную новую лодку. Василий Никитьевич подарил сыну «перочинный ножик с двенадцатью лезвиями, весьма пригодный для морского дела, а также для того, чтобы его потерять» и провозгласил его «лягушиным адмиралом».

Летом Никита учился ездить верхом на спокойном и добродушном Клопике. Теперь у мальчика, который не слезал с коня, появилась новая обязанность – ездить в соседнюю деревню за почтой. Однажды он получил письмо от Лили, и его сердце наполнилось счастливыми воспоминаниями о Рождестве.

Осенью Василий Никитьевич узнал, что дело о наследстве так и не продвинулось. Не желая провести еще одну зиму вдали от семьи, он перевез в Самару супругу и сына. На этом привольная деревенская жизнь Никиты закончилась – он «выдержал вступительный экзамен и поступил во второй класс».

Сюжет

Никите трудно слушать своего учителя. Он смотрит в окно, и ему кажется, что солнце, зеленые луга, речка и вся природа задорно зовут его играться и развлекаться. Но учитель умный — он разговаривает с родителями мальчика так, что тому приходится слушать его уроки. Никита любит зиму — строить снежные норки, прятаться в них и играть. Еще он много играет в старом деревянном доме с Мишкой и Степкой. У него есть сестренка Лиля, к которой он испытывает невероятную любовь и нежность. С сестренкой они нашли кольцо своей прабабушки и восхитились находкой — ведь они столько слышали о большой любви прабабушки и прадедушки. Играм приходит конец, когда мальчику пора готовиться ко второму классу школы.

Поэтизация мальчиком времен года

Краткое содержание рассказа «Детство Никиты» знакомит нас с хлебосольным празднованиям Рождества в усадьбе. Дети дворовых крестьян, так же, как и дети хозяина, изготавливают игрушки на елку. А когда она украшена и освещена десятками свечек, все малыши, счастливые от полученных подарков, в помещичьем доме встречают этот светлый праздник. Этот праздник главный герой повести любит больше других.

Описание весны и просыпающейся природы также входит в краткое содержание книги «Детство Никиты», поскольку занимает значимое место в книге. Ведь главный герой сам отождествляет себя с природой, искренно считая по велению души, что все природные богатства вокруг — родные ему. Его приводят в восторг десятки тысяч ручейков от тающего в марте снега в степи. Он, наслаждаясь, дышит полной грудью весенним «острым и чистым» воздухом. И чем-то очень значительным казался ледокол на реке, когда она показывала свой буйный нрав, поднимаясь над плотиной, и с шумом ниспадала в омуты.

А далее Алексей Толстой пишет по-детски восторженно о майских медовых трелях иволги. О плавающем в знойном летнем небе степном орле рассказывает нам «Детство Никиты». Очень краткое содержание этого произведения неизменно указывает на связь формирующейся личности главного героя с окружающим его миром. Не это ли является определяющей чертой детства? Возможно, к осознанию этого нюанса подводит нас Алексей Толстой?

Потребность мальчика ощущать это единство чрезвычайно важна для его личности. Поэтому даже учитель Аркадий Иванович не журит его, когда он сбегает с урока, чтобы посмотреть на реку. Неслучайно автором в главе «На возу» использовано столь романтичное сравнение: «На возу, словно в колыбели, Никита плыл под звездами, глядя на далекие миры».

Увлекательный мир Никиты

Ребенок воспринимает себя частью милой его сердцу усадьбы, расположенной посреди степи. Это самому Никите напоминает чудо: сотни миль голого пространства, а вокруг родительского дома — большой и густой сад, пруд. Растут тополя, осокоря, ветлы, липы.

В произведении дается подробное описание самого дома, его хозяйственных построек, не пустующих хлева и конюшни, сада, пруда, плотины.

Дается детское восторженное описание его таинственных комнат и тесненных переплетов давних книг в библиотеке. Этот дом хранит семейные предания о прадедушке Африкане Африканыче, измученном несчастной любовью. Он, по рассказам Николиной матушки, вел странный образ жизни. Ночью читал и писал, а днем спал. Хозяйство дедушка забросил, дворовые разбежались от него, на полях росла трава…

Украшено многими красочными и сочными сценами созерцания природы произведение «Детство Никиты». Краткое содержание повести можно свести к этому единению мальчика с природой. Он не просто ощущает себя ее частью, но и воспринимает ее через дофантазированные собой образы. Например, скворец в восприятии Никиты наделен человеческими качествами до такой степени, что получил прозвище Желтухин. Кота главный герой называет не иначе, как Василий Васильич, поэтизирует он и коней отчима, и всякую увиденную птицу, будь то яркая иволга или голосистый жаворонок.

Повесть «Детство Никиты» на сайте Топ книг

Повесть Толстого «Детство Никиты» читать популярно во многом благодаря наличию произведения в школьной программе. Это позволило книге занять высокое место среди лучших книг русской классики. И хотя интерес к повести носит сезонный характер мы наверняка еще не раз увидим ее среди лучших книг для детей на страницах нашего сайта Топ книг.

Желтухин сидел на кустике травы, на припеке, в углу, между крыльцом и стеной дома, и с ужасом глядел на подходившего Никиту.

Голова у Желтухина была закинута на спину, клюв с желтой во всю длину полосой лежал на толстом зобу.

Весь Желтухин нахохлился, подобрал под живот ноги. Никита нагнулся к нему, он разинул рот, чтобы напугать мальчика. Никита положил его между ладонями. Это был еще серенький скворец, — попытался, должно быть, вылететь из гнезда, но не сдержали неумелые крылья, и он упал и забился в угол, на прижатые к земле листья одуванчика.

У Желтухина отчаянно билось сердце: «Ахнуть не успеешь, — думал он, сейчас слопают». Он сам знал хорошо, как нужно лопать червяков, мух и гусениц.

Мальчик поднес его ко рту. Желтухин закрыл пленкой черные глаза, сердце запрыгало под перьями. Но Никита только подышал ему на голову и понес в дом: значит, был сыт и решил съесть Желтухина немного погодя.

Александра Леонтьевна, увидев скворца, взяла его так же, как и Никита, в ладони и подышала на головку.

— Совсем еще маленький, бедняжка, — сказала она, — какой желторотый, Желтухин.

Скворца посадили на подоконник раскрытого в сад и затянутого марлей окна. Со стороны комнаты окно также до половины занавесили марлей. Желтухин сейчас же забился в угол, стараясь показать, что дешево не продаст жизнь.

Снаружи, за белым дымком марли, шелестели листья, дрались на кусту презренные воробьи — воры, обидчики. С другой стороны, тоже из-за марли, глядел Никита, глаза у него были большие, двигающиеся, непонятные, очаровывающие. «Пропал, пропал», — думал Желтухин.

Но Никита так и не съел его до вечера, только напустил за марлю мух и червяков. «Откармливают, — думал Желтухин и косился на красного безглазого червяка, — он, как змей, извивался перед самым носом. — Не стану его есть, червяк не настоящий, обман».

Солнце опустилось за листья. Серый, сонный свет затягивал глаза, — все крепче вцеплялся Желтухин коготками в подоконник. Вот глаза ничего уже не видят. Замолкают птицы в саду. Сонно, сладко пахнет сыростью и травой. Все глубже уходит голова в перья.

Нахохлившись сердито — на всякий случай, Желтухин качнулся немного вперед, потом на хвост и заснул.

Разбудили его воробьи — безобразничали, дрались на сиреневой ветке. В сереньком свете висели мокрые листья. Сладко, весело, с пощелкиванием засвистал вдалеке скворец. «Сил нет — есть хочется, даже тошнит», — подумал Желтухин и увидал червяка, до половины залезшего в щелку подоконника, подскочил к нему, клюнул за хвост, вытащил, проглотил: «Ничего себе, червяк был вкусный».

Свет становился синее. Запели птицы. И вот сквозь листья на Желтухина упал теплый яркий луч солнца. «Поживем еще», — подумал Желтухин, подскочив, клюнул муху, проглотил.

В это время загремели шаги, подошел Никита и просунул за марлю огромную руку; разжав пальцы, высыпал на подоконник мух и червяков. Желтухин в ужасе забился в угол, растопырил крылья, глядел на руку, но она повисла над его головой и убралась за марлю, и на Желтухина снова глядели странные, засасывающие, переливающиеся глаза.

Когда Никита ушел, Желтухин оправился и стал думать: «Значит, он меня не съел, а мог. Значит, он птиц не ест. Ну, тогда бояться нечего».

Желтухин сытно покушал, почистил носиком перья, попрыгал вдоль подоконника, глядя на воробьев, высмотрел одного старого, с драным затылком, и начал его дразнить, вертеть головой, пересвистывать: фюють, чилик-чилик, фюють. Воробей рассердился, распушился и с разинутым клювом кинулся к Желтухину, — ткнулся в марлю. «Что, достал, вот то-то», — подумал Желтухин и вразвалку заходил по подоконнику.

Затем снова появился Никита, просунул руку, на этот раз пустую, и слишком близко поднес ее. Желтухин подпрыгнул, изо всей силы клюнул его в палец, отскочил и приготовился к драке. Но Никита только разинул рот и закричал: ха-ха-ха.

Так прошел день, — бояться было нечего, еда хорошая, но скучновато. Желтухин едва дождался сумерек и выспался в эту ночь с удовольствием.

Наутро, поев, он стал выглядывать, как бы выбраться из-за марли. Обошел все окошко, но щелки нигде не было. Тогда он прыгнул к блюдечку и стал пить, — набирал воду в носик, закидывал головку и глотал, — по горлу катился шарик.

День был длинный. Никита приносил червяков и чистил гусиным пером подоконник. Потом лысый воробей вздумал подраться с галкой, и она так его тюкнула, — он камешком нырнул в листья, глядел оттуда ощетинясь.

Прилетела зачем-то сорока под самое окно, трещала, суетилась, трясла хвостом, ничего путного не сделала.

Долго, нежно пела малиновка про горячий солнечный свет, про медовые кашки, — Желтухин даже загрустил, а у самого так и клокотало в горлышке, хотелось запеть, — но где, не на окошке же, за сеткой.

Он опять обошел подоконник и увидел ужасное животное: оно шло, кралось на мягких коротких лапах, животом ползло по полу. Голова у него была круглая, с редкими усами дыбом, а зеленые глаза, узкие зрачки горели дьявольской злобой. Желтухин даже присел, не шевелился.

Кот Василий Васильевич мягко подпрыгнул, впился длинными когтями в край подоконника — глядел сквозь марлю на Желтухина и раскрыл рот… Господи… во рту, длиннее Желтухиного клюва, торчали клыки… Кот ударил короткой лапой, рванул марлю… У Желтухина нырнуло сердце, отвисли крылья… Но в это время — совсем вовремя — появился Никита, схватил кота за отставшую кожу и швырнул к двери. Василий Васильевич обиженно взвыл и убежал, волоча хвост.

«Сильнее Никиты нет зверя», — думал после этого случая Желтухин, и, когда опять подошел Никита, он дал себя погладить по головке, хотя со страху все же сел на хвост.

Кончился и этот день. Наутро совсем веселый Желтухин опять пошел осматривать помещение и сразу же увидел дыру в том месте, где кот рванул марлю когтем. Желтухин просунул туда голову, осмотрелся, вылез наружу, прыгнул в текучий легкий воздух и, мелко-мелко трепеща крылышками, полетел над самым полом.

В дверях он поднялся и во второй комнате, у круглого стола, увидел четырех людей. Они ели, — брали руками большие куски и клали их в рот. Все четверо обернули головы и, не двигаясь, глядели на Желтухина. Он понял, что нужно остановиться в воздухе и повернуть назад, но не мог сделать этого трудного, на всем лету, поворота, — упал на крыло, перевернулся и сел на стол, между вазочкой с вареньем и сахарницей… И сейчас же увидел перед собой Никиту. Тогда, не раздумывая, Желтухин вскочил на вазочку, а с нее на плечо Никиты и сел, нахохлился, даже глаза до половины прикрыл пленками.

Отсидевшись у Никиты на плече, Желтухин вспорхнул под потолок, поймал муху, посидел на фикусе в углу, покружился под люстрой и, проголодавшись, полетел к своему окну, где были приготовлены для него свежие червяки.

Перед вечером Никита поставил на подоконник деревянный домик с крылечком, дверкой и двумя окошечками. Желтухину понравилось, что внутри домика — темно, он прыгнул туда, поворочался и заснул.

А тою же ночью, в чулане, кот Василий Васильевич, запертый под замок за покушение на разбой, орал хриплым мявом и не хотел даже ловить мышей, сидел у двери и мяукал так, что самому было неприятно.

Так в доме, кроме кота и ежа, стала жить третья живая душа — Желтухин. Он был очень самостоятелен, умен и предприимчив. Ему нравилось слушать, как разговаривают люди, и, когда они садились к столу, он вслушивался, нагнув головку, и выговаривал певучим голоском: «Саша», — и кланялся. Александра Леонтьевна уверяла, что он кланяется именно ей. Завидев Желтухина, матушка всегда говорила ему: «Здравствуй, здравствуй, птицын серый, энергичный и живой». Желтухин сейчас же вскакивал матушке на шлейф платья и ехал за ней, очень довольный.

Так он прожил до осени, вырос, покрылся черными, отливавшими вороньим крылом перьями, научился хорошо говорить по-русски, почти весь день жил в саду, но в сумерки неизменно возвращался в свой дом на подоконник.

В августе его сманили дикие скворцы в стаю, обучили летать, и, когда в саду стали осыпаться листья, Желтухин — чуть зорька — улетел с перелетными птицами за море, в Африку.

Ссылка на основную публикацию