Демон – анализ поэмы М.Ю. Лермонтова

Полный анализ стихотворения «Демон» (М.Ю. Лермонтов)

Делая полный анализ стихотворения «Демон», которое написал Михаил Юрьевич Лермонтов, стоит вспомнить о том, что оно занимало особое место в творчестве поэта.

  1. История создания
  2. Жанр, размер
  3. Темы и проблемы произведения
  4. Композиция
  5. Средства выразительности
  6. Смысл произведения

История создания

Поэма «Демон» не просто так занимает особое место в жизни и творчестве автора. Начало её создания было положено ещё юным четырнадцатилетним юношей, который на протяжении всей своей жизни вносил в неё коррективы и дополнения. Но он так и не успел самостоятельно опубликовать её. Без изменения осталась самая первая строчка, которую Михаил Юрьевич написал в 1829 году.

Сама поэма имеет очень интересную историю создания, которая заслуживает отдельного внимания.

Данное творение поэт посвятил своей любимой женщине. В 1838 году Михаил Юрьевич презентовал его Варваре Лопухиной, но поскольку он постоянно сомневался в качестве своего произведения – то вносил постоянно какие-то изменения и доработки.

Так же поэма «Демон» подверглась острой критике со стороны органа, который заведовал церковными делами. Они были возмущены содержанием поэмы, признавали его опасным. Именно это повлияло на то, что автору не удалось при жизни опубликовать данный текст.

Уже после смерти поэта в 1842 году впервые публикуются отрывки «Демона». И, лишь, в 1856 году она выходит полностью в Германии, не вошли в печать только диалоги героев. Полное же издание появилось только в 1857 году.

Но запреты на печать произведения не сильно повлияли на распространение текста. Текст неоднократно переписывался дворянами, и передавался приближенным. Это так же сыграло большую роль на интерес народа к данной поэме.

Так же данная история не обошлась и без мистических моментов. Люди, которые подробно изучали текст данного произведения, жаловались на появление странного поведения. Так же были замечены случаи того, когда люди сходили с ума от навязчивых, и преследующих их галлюцинаций. Например, художник Врубель, занимающийся иллюстрациями к произведению, так и не смог закончить свою работу. Его начали преследовать видения, которые он никак не мог объяснить. В итоге его психическое здоровье ухудшилось, поэтому закончить начатое ему так и не удалось.

Жанр, размер

Жанр данного произведения – поэма. Размер, к которому обратился автор для написания, четырехстопный ямб. Что же касается направления, то это романтизм, чему есть неопровержимые доказательства. Как и в других романтических произведениях, здесь присутствует герой, который отличается бунтарским характером.

Мы видим главного героя произведения – бунтарь по натуре, который был изгнан за неповиновение. Внутри него продолжается постоянная борьба. Ему приходится расплачиваться за свой взрывной характер. Тема борьбы так же присутствует на протяжении всего произведения. Мы видим противостояние Демона и Бога, а так же борьбу Демона, наверное, самую сложную из всех. Это борьба с самим собой, и своими желаниями, которые порой становятся сильнее.

Действие поэмы происходит в Грузии. Это так же является одной из особенностей романтизма, поскольку, таким образом, поэты пытаются подчеркнуть особенность и не типичность.

Михаил Юрьевич затрагивает религиозную тематику. Так же присутствуют ноты мифологии.

Поэма пропитана одиночеством, борьбой, любовью, а так же жаждой свободы. Совокупность всех этих особенностей указывает именно на романтизм.

Темы и проблемы произведения

Тема данной поэмы не типична для авторов русской литературы. Здесь затрагиваются проблемы любви, одиночества, борьбы.

Любовь была воспета многими авторами, которые показывали то, что она способна излечить даже самые очерствевшие и раненые души. Она способна развеять одиночество, дать силы и смысл. Именно таким предстает перед читателем Демон, который ищет свое спасение в любви. Но его отверженный дух не намерен искать пути спасения. Выбор им был сделан давно. Он сам выбрал свой путь, вступив в противостояние с Богом. Поэтому даже любовь не в силах помочь Демону, который выбрал свою непростую дорогу.

Многие авторы показывали любовь – как вершину, идеал. Но достичь её было очень не просто, и дано далеко не всем. Лермонтов так же показывает картину любви, которая так и не имела счастливого конца.

Тема веры так же имеет огромное значение в этом произведении. Благодаря своей вере Тамара спасается от вечных мучений в Аду. Сила её веры огромна, она продолжает верить в то, что Бог ей поможет. Поэтому она совершенно не поддается искушению Демона. Благодаря тому, что она осталась в монастыре и выбрала религию, полностью отрекшись от страсти, ей на помощь приходит Ангел.

Основной темой произведения можно назвать тему борьбы. Борьба добра со злом была представлена многими поэтами и до сих пор является актуальной. В душе каждого человека есть свой Демон и Ангел. Каждый день они ведут свою борьбу, искушая человека. Благодаря аллегории Михаил Юрьевич описывает человеческую душу с двух противоположных сторон. Постоянная борьба противоречий как нельзя лучше представлена в образе Тамары.

Так же поэме «Демон» затрагивается тема мистики. Данный прием так же достаточно часто встречается у представителей романтизма. Благодаря мистическим явлениям, поэты показывают недостижимость идеала, уводя читателя далеко вверх, подальше от земных проблем. Автор показывает параллельно существование двух миров – реальный, в котором мы проживаем всю свою жизнь, и мифический – в котором так часто борются наши души.

Композиция

Композиционно поэма «Демон» делится на две части, каждая из которых тесно переплетается. Одна из частей показывает нам возможность духовного возрождения. Вторая же часть рассказывает о соблазнении.

В завязке произведения автор показывает клятву Демона, которая так покорила Тамару. Далее действия развиваются, более подробно описываются взаимоотношения Тамары и Демона.

Клянусь полночною звездой,
Лучом заката и востока,
Властитель Персии златой
И ни единый царь земной
Не целовал такого ока;
Гарема брызжущий фонтан
Ни разу жаркою порою
Своей жемчужною росою
Не омывал подобный стан!
Еще ничья рука земная,
По милому челу блуждая,
Таких волос не расплела;
С тех пор как мир лишился рая,
Клянусь, красавица такая
Под солнцем юга не цвела.

Драматической сценой представляется убийство возлюбленного Тамары, и её последующие мучения. Раскрывается тема спасения Тамары в монастыре, а так же её идейный поединок с Демоном.

Кто этот всадник бездыханный?
Хранили след тревоги бранной
Морщины смуглого чела.
В крови оружие и платье;
В последнем бешеном пожатье
Рука на гриве замерла.
Недолго жениха младого,
Невеста, взор твой ожидал:

Кульминацией же является встреча с Тамарой.

О! кто ты? речь твоя опасна!
Тебя послал мне ад иль рай?
Чего ты хочешь.

Но молви, кто ты? отвечай…

Развязка – это смерть Тамары и поражение Демона.

И Ангел строгими очами
На искусителя взглянул
И, радостно взмахнув крылами,
В сиянье неба потонул.
И проклял Демон побежденный
Мечты безумные свои,
И вновь остался он, надменный,
Один, как прежде, во вселенной
Без упованья и любви.

Весь сюжет данного произведения построен на страданиях главного героя, которые возникают в результате его прошлых поступков. Автор умело использует антитезу, противопоставляя Демона всему миру, и Ангела – посланника с небес. Благодаря данному приему, читателю намного проще понять основную идею произведения.

Средства выразительности

Одним из главных средств выразительности, которые использует автор в данной поэме – это антитеза. Именно на ней строится вся композиция данного произведения. Так же в поэме большое количество эпитетов, которые автор использует очень умело и тем самым придает яркости произведению. Использование сравнений, метафор и олицетворений так же активно встречается в поэме «Демон». Можно сказать, что в данном тексте Михаил Юрьевич использовал огромное множество средств художественной выразительности.

Смысл произведения

В данной поэме автор пытается показать в первую очередь, что в душе каждого человека живут как Ангел, так и Демон. Они находятся в состоянии постоянного противостояния и борьбы, пытаясь склонить человека в свою сторону. Ангел помогает найти человеку правильный путь и избежать необдуманных поступков и решений. Демон же, постоянно лукавит и искушает неокрепшую душу. Но лишь от человека зависит к кому из них он прислушается, и какой путь выберет.

Хороший учитель способен привить любовь ребенка к языку и литературе, в то время как плохой учитель может погубить её. Человек, выбирающий данную профессию, должен осознавать то, что ему придется учиться новому всю жизнь, чтобы суметь донести все величие и красоту русской литературы.

Конспект урока «Философская поэма М.Ю.Лермонтова «Демон» план-конспект урока по литературе (10 класс) по теме

История создания

История написания поэмы «Демон» наталкивает на мысль, что произведение играло особую роль в жизни автора. Он начал работу над произведением в 14 лет, продолжал вносить корректировки в течение всей жизни, так и не опубликовав его самостоятельно. Несмотря на многочисленные исправления и доработки, первая строка осталась без изменения с 1829 года. («Печальный Демон, дух изгнанья»). Об этой работе автора сохранились весьма интересные факты:

  1. Любопытно узнать, кому посвящена поэма «Демон»? Автор подарил рукопись своей избраннице — Варваре Лопухиной. Это произошло в 1838 году. Он подписал ее: «Я кончил — и в груди невольное сомненье!». Он не был уверен в успехе произведения, поэтому постоянно дорабатывал его на протяжении всей жизни.
  2. Цензура жестоко обошлась в творением поэта-романтика. Синод (орган, заведующий церковными делами) запретил публикацию при жизни автора, ведь содержание произведения противоречило религиозным канонам и было признано опасным. После смерти М.Ю. Лермонтова отрывки из поэмы были напечатаны впервые в 1842 году в журнале «Отечественные записки». Целиком она вышла в 1856 году в Германии. Тираж составлял 28 экземпляров, но важно отметить, что диалог главных героев был вырезан. И только в 1857 году вышло второе издание поэмы «Демон», в котором диалог был опубликован.
  3. История создания «Демона» тесно связана с его распространением. Вопреки цензуре и запретам, посвящённые дворяне переписывали поэму друг у друга и передавали знакомым. Такая форма распространения окружила произведением еще большим ажиотажем со стороны публики.
  4. «Демон» имеет и свою мистическую историю. Многие художники-иллюстраторы и литературоведы, которые взялись за подробное изучение текста, замечали странности в своем поведении или даже сходили с ума от навязчивых видений. Самым известным примером является художник Врубель, который нарисовал иллюстрации к книге, но не завершил труд, так как его психическое здоровье пошатнулось. Он жаловался на навязчивые галлюцинации, где неизменно присутствовал нечистый дух.

«Мистический финал поэмы Лермонтова «Демон»»

Для того чтобы понять притягательность и привлекательность демонизма, нужно увидеть в нем и вторую сторону, сопряженную с первой и заключающуюся в безграничности человеческих возможностей, в свободной творческой воле человека. Те узкие пределы, которыми отмечен патриархально-естественный мир Тамары, уже не вмещают открывшуюся Лермонтову и человеку его времени широту реальной жизни, как не вмещает ее и несправедливый мир, устроенный богом. Жизнь вырвалась из своих берегов, предустановленных общественным развитием и теми формами, которые оно приняло. Вторая сторона демонизма и являет собой ту отрицательную энергию, которая уничтожает эти отжившие формы социальности, общественности, которая расшатывает до основания старую мораль и основанный на ней порядок жизни. Мистический финал (явление ангела, уносящего душу Тамары в рай) отражает, однако, реальную, объективную ценность любви Тамары, ее готовность жертвовать собой ради добра и неспособность Демона на преодоление эгоистических вожделений. Герои вновь возвращаются к прежним состояниям – Тамара, разобщенная с естественным состоянием, в мир чистой духовности (с темой рая связана и тема монастыря, куда добровольно заточила себя княжна), а Демон остается по-прежнему одиноким во вселенной. Тамара достойна высокой любви, Демон же лишен этого чувства. Трагедия героев развертывается па широком фоне природы, которая сохранила свою естественность, непосредственность и величие. Объективный мир – реальная жизненная ценность – продолжает жить прежней внутренней одухотворенной и гармонической жизнью: Как беззаботное дитя. Природа тешится шутя, Их вечный мир не возмутит.

Порыв Демона к свободе, к гармонии с мировым целым утверягдается в качестве законного и неотъемлемого права личности. Мысль о трагедии индивидуалистического сознания сочетается с апофеозом личности, которая постигла несовершенство мира и обрела недостижимый идеал нового общественного бытия. Лермонтовский Демон открывал передовому человеку 30-х годов безграничные пути свободы, раздвигая узкие рамки существенности, которые сковывали духовно-практическую активность личности.

Тем самым демонизм становится силой не только отрицательной, но и положительной, стихийно-созидательной. Он способствует возникновению новых отношений между людьми, новой морали, нового, в конечном итоге, порядка жизни. Для современников Лермонтова это было совершенно ясно, В свое раннее понимание демонизма Лермонтов вносит в поэме весьма существенный корректив. Вот почему в применении к поэме слова Белинского об отрицании ради утверждения, о разрушении ради созидания вполне обоснованны. Демоническая сила оказывается одновременно и страшной человеку и влекущей его, и губительной и родственной его стихийно-свободной творческой энергии. Эта вторая сторона демонизма связана в лермонтовской поэме как с протестом свободной личности против сковывающих ее общественных уз, так и с прославлением романтиком интеллектуальной мощи человеческого духа вообще.

Жизнь, в которой были бы согласны тело и душа, разум и чувства, жизнь, являющаяся в мечтах Демона, прообраз которой в самых общих контурах видится герою в естественной одухотворенности Тамары, достигается не на пути гордого и высокомерного презрения к земле, а в одухотворении земного, во внесении сознательного начала в стихийную жизнь природы и одновременно в горячем участии к судьбам живущих на земле людей. Новая жизнь, истоком которой служат стихийная природная среда и естественные законы первоначальной целостности человека, рождается на пересечении чувства и разума, жажды познания и высокой страсти. Отсюда возникает наделение Тамары разумностью, знанием законов бытия и желание приобщить Демона к естественной жизни, которая уже не выступает в качестве идеального мира, а является исходной реальностью для построения мечтаемой, идеальной действительности. И жизнью вечно молодою, Прохладой, солнцем и весною

По своему жанру «Демон» – мистериальная трагедия. Мгновение жизни вмещает вечность, а вечность протекает как мгновение. Сопряжение масштабности пространственной с масштабностью временной исполнено глубокого смысла. Для романтизма в целом и для Лермонтова в частности трагедия не носит локального характера. Сочетание трагедии и мистерии идет от романтических мистерий Байрона и непосредственно дает почувствовать читателю причастность содержания поэмы к мировым проблемам, к истории, настоящему и будущему всего человечества. Подобный жанровый синтез вполне в духе романтизма, для которого противоречия жизни выступили как глобальные и абсолютные.

В этом естественно-стихийном величии и замкнутом, внутренне нерасчлененном спокойствии заключены подлинная гармония и сам себя сознающий смысл. Абсолютные ценности покоятся именно в этом мире, и всякое нарушение гармонии чревато гибелью. Объективный мир предоставляет человеку широкие возможности для познания, для утверждения добра. Презрение к внешнему миру неизбежно ведет к потере жизненных ценностей, к утрате живой связи с людьми, к индивидуалистической позиции. Лермонтов-романтик в романтической поэме «Демон» сказал в защиту естественной гармоничности и непреложной цельности объективного мира больше, чем иной реалист. Он выразил ту важную для его современников мысль, что в этом несовершенном мире заключены истоки духовных богатств личности, жаждущей обновленья столь несправедливо устроенного бытия. Добычу жадно сторожит, И вечный ропот человека

Жанр, направление, размер

Жанр произведения — поэма, литературное направление — романтизм. Отверженный и одинокий герой-бунтарь, готовый идти наперекор судьбе, присущ романтическим поэмам, к которым можно отнести «Демон». Тексту присущи и другие романтические черты:

  1. Главный герой поэмы – изгнанник, который не может справиться с внутренней борьбой, Падший Ангел, который расплачивается за свое неповиновение. Более того, одним из главных признаков романтизма в поэме, который невозможно оставить без внимания — идея борьбы. Борьба между двумя героями заключается в противостоянии Демона и Бога. Также мы замечаем менее очевидный и уловимый внутренний конфликт Демона с самим собой: его земными желаниями и инфернальной сущностью.
  2. Место действия — экзотическая страна — Грузия. Такой выбор локации тоже указывает на романтизм, ведь авторы хотели сделать свое повествование максимально нетипичным.
  3. Отсылки к религиозным и мифологическим источникам — еще одно свойство романтизма. Поэты и писатели часто ссылались на исторические и мифологические сюжеты прошлого.
  4. Кроме того, читатель замечает традиционные романтические мотивы в «Демоне»: одиночество, злой рок, фатализм, бунт, несчастная любовь, свобода.

Размер «Демона» — четырехстопный ямб.

Действия, описанные в поэме, происходят в Грузии. Демон пролетает над вершинами Кавказа и замечает прекрасную Тамару, дочь Гудала. Она готовится к своей свадьбе и ждет жениха, который направляется к ней с богатым караваном верблюдов. Но по пути их настегают и убивают разбойники. Демон, который пленился красотой девушки, является и желает завладеть ею.

Испуганная Тамара просит родных отдать ее в монастырь, чтобы спастись от злых чар. Там она находит защиту, но в одну из ночей Демону удается пробраться к ней. Он соблазняет Тамару, и девушка погибает. Но ее душа все равно не остается с Демоном, Ангел спасает девушку и переносит в Рай.

Образы и символы

Образ юной и прекрасной девушки, которая верит в Бога, скромна и чиста, сталкивается с образом Демона. Он очень сложный и неоднозначный персонаж, обреченный на вечную тоску и одиночество. Главные образы в поэме «Демон» Многомудрый Литрекон расположил в таблице.

ДемонПадший Ангел блуждает и властвует над землей, но наскучившее зло не доставляет ему никакого наслаждения (Он не встречал сопротивленья – и зло наскучило ему). Все меняется, как только он замечает Тамару. Демон хочет обрести спасение через любовь к ней, он готов сеять добро. Впоследствии он раскрывается как дерзкий, настойчивый, страстный герой. Он не в состоянии совладать со своей гордыней и является ее жертвой, поэтому автор сочувствует ему, постоянно награждая его характеристикой «грустный». Злой дух — заложник судьбы, и бунт против нее для него оканчивается поражением. Образ Демона наделен типичными романтическими чертами: он одинок, горд и отрешен от мира.
ТамараТамара скромна и благочестива, хотя именно она является самой прекрасной девушкой на земле. Она честна и до конца сопротивляется злой силе. Спасение героиня находит в монастыре, то есть она готова отречься от всего, чтобы сохранить чистоту своей души. В борьбе за нее она пала, но раскаялась, и за ее старания ангел не позволил пропасть ее душе в объятиях сатаны.

Демон» Лермонтова: философская проблематика. Сюжет, система образов

философская проблематика поэмы необычайно сложна и многообразна. Лермонтов в «Демоне» отозвался на все те искания в области гносеологии и философии истории, которыми мучилась передовая русская мысль в 30—40-е годы.

«Демон» (1829 — 1839) принадлежит к числу наиболее загадочных и противоречивых произведений поэта. Сложность анализа заключается, в частности, в том, что в поэме существует несколько планов восприятия и истолкования текста: космический, включающий отношения Демона к Богу и вселенной, философский, психологический, но, конечно, не бытовой. К легенде о падшем ангеле, воевавшем против Бога, обращались многие европейские поэты: достаточно вспомнить Сатану в «Потерянном рае» Мильтона, Люцифера в «Каине» Байрона, Мефистофеля в «Фаусте» Гете.

Лермонтов, разумеется, не мог не учитывать уже существующую традицию, но он был вполне оригинален и в сюжете своей поэмы, и в трактовке главного образа. В лермонтовском Демоне сочетаются огромные внутренние силы и трагическое бессилие, стремление преодолеть одиночество, приобщиться к добру и недостижимость этих стремлений. Это мятежный протестант, который противопоставил себя не только Богу, но и людям, всему миру. Бунтарские, протестующие идеи Лермонтова прямо проявляются в поэме. Демон — гордый враг небес, «царь познанья и свободы». Это воплощение мятежного восстания против всего, что сковывает разум. Он отвергает мир,

Анализ поэмы «Демон» (М.Ю. Лермонтов)

Автор: Самый Зелёный · Опубликовано 30.01.2020 · Обновлено 30.01.2020

Многомудрый Литрекон поможет Вам растолковать поэму М.Ю. Лермонтова «Демон». Вы можете использовать анализ произведения по плану для написания сочинений и проверочных работ. Кроме того, разбор поэмы – отличный способ подробнее разобраться в творчестве Лермонтова, а эти знания пригодятся Вам на решающих экзаменах в старших классах.

История создания

История написания поэмы «Демон» наталкивает на мысль, что произведение играло особую роль в жизни автора. Он начал работу над произведением в 14 лет, продолжал вносить корректировки в течение всей жизни, так и не опубликовав его самостоятельно. Несмотря на многочисленные исправления и доработки, первая строка осталась без изменения с 1829 года. («Печальный Демон, дух изгнанья»). Об этой работе автора сохранились весьма интересные факты:

  1. Любопытно узнать, кому посвящена поэма «Демон»? Автор подарил рукопись своей избраннице — Варваре Лопухиной. Это произошло в 1838 году. Он подписал ее: «Я кончил — и в груди невольное сомненье!». Он не был уверен в успехе произведения, поэтому постоянно дорабатывал его на протяжении всей жизни.
  2. Цензура жестоко обошлась в творением поэта-романтика. Синод (орган, заведующий церковными делами) запретил публикацию при жизни автора, ведь содержание произведения противоречило религиозным канонам и было признано опасным. После смерти М.Ю. Лермонтова отрывки из поэмы были напечатаны впервые в 1842 году в журнале «Отечественные записки». Целиком она вышла в 1856 году в Германии. Тираж составлял 28 экземпляров, но важно отметить, что диалог главных героев был вырезан. И только в 1857 году вышло второе издание поэмы «Демон», в котором диалог был опубликован.
  3. История создания «Демона» тесно связана с его распространением. Вопреки цензуре и запретам, посвящённые дворяне переписывали поэму друг у друга и передавали знакомым. Такая форма распространения окружила произведением еще большим ажиотажем со стороны публики.
  4. «Демон» имеет и свою мистическую историю. Многие художники-иллюстраторы и литературоведы, которые взялись за подробное изучение текста, замечали странности в своем поведении или даже сходили с ума от навязчивых видений. Самым известным примером является художник Врубель, который нарисовал иллюстрации к книге, но не завершил труд, так как его психическое здоровье пошатнулось. Он жаловался на навязчивые галлюцинации, где неизменно присутствовал нечистый дух.

Жанр, направление, размер

Жанр произведения — поэма, литературное направление — романтизм. Отверженный и одинокий герой-бунтарь, готовый идти наперекор судьбе, присущ романтическим поэмам, к которым можно отнести «Демон». Тексту присущи и другие романтические черты:

  1. Главный герой поэмы – изгнанник, который не может справиться с внутренней борьбой, Падший Ангел, который расплачивается за свое неповиновение. Более того, одним из главных признаков романтизма в поэме, который невозможно оставить без внимания — идея борьбы. Борьба между двумя героями заключается в противостоянии Демона и Бога. Также мы замечаем менее очевидный и уловимый внутренний конфликт Демона с самим собой: его земными желаниями и инфернальной сущностью.
  2. Место действия — экзотическая страна — Грузия. Такой выбор локации тоже указывает на романтизм, ведь авторы хотели сделать свое повествование максимально нетипичным.
  3. Отсылки к религиозным и мифологическим источникам — еще одно свойство романтизма. Поэты и писатели часто ссылались на исторические и мифологические сюжеты прошлого.
  4. Кроме того, читатель замечает традиционные романтические мотивы в «Демоне»: одиночество, злой рок, фатализм, бунт, несчастная любовь, свобода.

Размер «Демона» — четырехстопный ямб.

Действия, описанные в поэме, происходят в Грузии. Демон пролетает над вершинами Кавказа и замечает прекрасную Тамару, дочь Гудала. Она готовится к своей свадьбе и ждет жениха, который направляется к ней с богатым караваном верблюдов. Но по пути их настегают и убивают разбойники. Демон, который пленился красотой девушки, является и желает завладеть ею.

Испуганная Тамара просит родных отдать ее в монастырь, чтобы спастись от злых чар. Там она находит защиту, но в одну из ночей Демону удается пробраться к ней. Он соблазняет Тамару, и девушка погибает. Но ее душа все равно не остается с Демоном, Ангел спасает девушку и переносит в Рай.

Образы и символы

Образ юной и прекрасной девушки, которая верит в Бога, скромна и чиста, сталкивается с образом Демона. Он очень сложный и неоднозначный персонаж, обреченный на вечную тоску и одиночество. Главные образы в поэме «Демон» Многомудрый Литрекон расположил в таблице.

ДемонПадший Ангел блуждает и властвует над землей, но наскучившее зло не доставляет ему никакого наслаждения (Он не встречал сопротивленья – и зло наскучило ему). Все меняется, как только он замечает Тамару. Демон хочет обрести спасение через любовь к ней, он готов сеять добро. Впоследствии он раскрывается как дерзкий, настойчивый, страстный герой. Он не в состоянии совладать со своей гордыней и является ее жертвой, поэтому автор сочувствует ему, постоянно награждая его характеристикой «грустный». Злой дух — заложник судьбы, и бунт против нее для него оканчивается поражением. Образ Демона наделен типичными романтическими чертами: он одинок, горд и отрешен от мира.
ТамараТамара скромна и благочестива, хотя именно она является самой прекрасной девушкой на земле. Она честна и до конца сопротивляется злой силе. Спасение героиня находит в монастыре, то есть она готова отречься от всего, чтобы сохранить чистоту своей души. В борьбе за нее она пала, но раскаялась, и за ее старания ангел не позволил пропасть ее душе в объятиях сатаны.

Тематика поэмы «Демон» выходит за рамки типичной русской литературы, и Многомудрый Литрекон посвятит ей больше времени, если читатель напишет в комментариях, чего не хватает. Автор затрагивает такие темы, как любовь, вера, одиночество, борьба добра и зла.

  • Любовь способна излечить даже самую израненную и уставшую душу, она является ключом к спасению от вечного одиночества Демона. Однако его судьба отверженного духа противостоит намерению Демона найти спасение. Он уже сделал свой выбор, когда пошел против Бога, и с тех пор его дорога определилась. Ее не изменить даже самым отчаянным порывом. Поэты-романтики часто изображали любовь как недоступный на Земле идеал, и Лермонтов продолжил данную традицию. Счастливой любви в тексте нет.
  • Вера спасает Тамару от вечных мук в Аду, она не поддается уговорам Демона и продолжает верить, что Бог ее спасет. Ее сопротивление страсти и самоотречение во имя религии в стенах монастыря — все это говорит в ее пользу, и Ангел спускается на выручку.
  • И основная тема, которая затрагивается во многих произведениях – борьба добра со злом. Ангел и Демон — это две стороны одной человеческой души. Они борются в каждом из нас, и очень важно осознавать, что не существует деления на отрицательных и положительных персонажей. Автор аллегорически описал две стороны человеческой сущности. Возможно, реально существующая героиня в тексте одна — это Тамара, душа которой разрывается от противоречий.
  • Мистика является одним из любимых приемов романтиков. Автор прибегают к ней, когда хотят оторваться от земных забот и показать идеал, недоступный действительности. Лермонтов создал свое двоемирие, показав жизнь духов и бытие людей.
  • Природа. Грузинские пейзажи подходят для описанных событий и подчеркивают страстную, гнетущую атмосферу произведения. Они олицетворяют непреклонный и знойный нрав злого духа.

Проблемы

Проблематика произведения «Демон» может быть описана объемнее, если читатели напишут Многомудрому Литрекону то, то нужно добавить в список.

  1. Гордыня. Для автора любовь – это святое неземное чувство, которое отзывается в нас чем-то мистическим и духовным. Она не может быть совместима с пороком и злом, она заставляет нас творить добро и отказываться от гордыни. Демон не мог выйти из своей гордой и надменной сущности, поэтому его страсть окрасилась в мрачные тона и убила Тамару. Чувства не победили в нем, а оказались побежденными более сильными порывами его души.
  2. Одиночество. Демон трагически одинок и тяжело переживает низвержение. Автор открыто сочувствует ему, понимая, что природу злого духа не изменить. Он таков, его таким создали, поэтому он обречен на одинокие скитания. В характере Демона прослеживается схожесть с нравом самого автора, которого современники считали желчным, замкнутым и неприветливым человеком, обреченным на уединение и нелюбовь.
  3. Бунт против своей природы — это тоже проблема, поднятая в произведении «Демон». Герой ненавидит свой путь и хочет перемениться, но метаморфоза невозможна. Ты — тот, кем тебе суждено быть, ты не делаешь себя сам — вот посыл, который пропагандировали многие поэты-романтики, поэтому все попытки Демона тщетны.
  4. Судьба. По мнению многих поэтов-романтиков, злой рок неумолим. Если что-то начертано на роду, то от этого не уйдешь. Так и Демон не смог уйти от себя, не сумел свернуть со своей дороги, как ни пытался.

Основная идея

Смысл поэмы «Демон» заключается в том, что герой объявляет войну самому себе, своему пути и характеру. Он решает все изменить и начать сначала. Для него любовь — яд, лишающий демона злых сил, которыми он так гордится. Она же лишает его независимости — того, ради чего персонаж променял рай на ад. Для него связь с Тамарой могла стать капитуляцией, признанием правоты отвергнутого Творца, но все же природа взяла свое: Демон убил не себя, а человека, которым завладел. Это говорит о его обреченности — конечной точке развития образа. Злой дух всегда останется таким: одиноким, грустным и мрачным напоминанием о том, какая кара ждет гордецов, осмелившихся уйти от Бога. Трагедия Демона — это невозможность изменить свою природу, даже пройдя через испытание любовью.

Главная мысль же заключается в том, что каждый из героев стоит перед нравственным выбором. Демон опять выбирает бунт вместо смирения, как и тогда, когда он пошел против Бога — своего создателя. Как и тогда, его мятеж не увенчался победой: он был напрасен, как и любое сопротивление судьбе. Но такова природа Демона: он не может смириться и избавиться от гордыни, поэтому он, вопреки запретам, идет за Тамарой в монастырь, бросает вызов Ангелу. Он хотел исцелиться любовью, но не заметил, как опять совершил одну и ту же ошибку, как опять стал заложником высокомерия. Его любовь оказалась такой же химерой, как и свобода от Бога. Ничто не может изменить его, потому что попытка измениться, противоречащая воле Творца и его законам, — это и есть его истинная сущность, против которой он выступает. А вот Тамаре удается противостоять искусителю с помощью веры, потому что она смиряется и уповает на волю Господа. Поэтому в конце произведения ее душа обретает смирение в Раю.

Средства выразительности

Для создания образов М. Ю. Лермонтов использует разнообразные тропы в поэме «Демон», это помогает проследить отношение автора и чувства героев.

  1. В первой части поэмы в описании Кавказской природы присутствуют сравнения: «как трещина жилище змея», «Терек, прыгая, как львица».
  2. В описании Демона используются эпитеты «дух изгнания», «злой дух», «давно отверженный».
  3. Также автор не скупится на олицетворения: «лучших дней воспоминанья пред ним теснилися толпой; Когда бегущая комета улыбкой ласковой привета любила поменяться с ним; И Терек, прыгая, как львица с косматой гривой на хребте, ревел».
  4. Один из главных средств выразительности является антитеза: Демон противопоставляется Богу, вера Тамары — безверию Демона, чистота души — пороку, невинность — страсти. Даже природа Грузии контрастна: на вершинах гор лежит снег, а на земле цветут яркие краски лета.

В поэме «Демон» еще очень много средств художественной выразительности, которые Многомудрый Литрекон добавит в текст, если в этом есть надобность, о которой стоит сообщить ему в комментариях.

Анализ поэмы «Демон» (М. Лермонтов)

Автор: Guru · Опубликовано 15.09.2017 · Обновлено 08.10.2017

Поэму М.Ю. Лермонтова «Демон» можно считать визитной карточкой писателя. Здесь мы видим и любимый автором Кавказ, и философские мысли автора относительно добра и зла. Не лишена поэма и темы невозможности любви, которая была так актуальна для самого Михаила Юрьевича. Мастерское изображение природы, полные психологизма и романтического пафоса диалоги, многообразие мифологических и фольклорных мотивов – всё это содержит в себе этот шедевр русской литературы.

История создания

Поэма «Демон» насчитывает 8 редакций, так как Лермонтов начал писать своё произведение ещё в возрасте 14 лет и возвращался к работе над своим детищем на протяжении всей жизни. Ранние редакции отличаются нецелостностью образов, большим количеством философских рассуждений. Поворотным для развития авторского замысла становится 1838 год, когда из-под пера поэта появляются 6-я и 7-я редакции. Теперь уже более зрелый творец не проводит параллель между Демоном и собой и наделяет своего героя монологами.

Поэма базируется на библейском мифе о падшем ангеле, а также обращается к грузинскому фольклору и деталям местного быта.

Жанр и направление

В эпоху романтизма авторы нередко обращаются к крупной форме поэзии. Интерес к герою-бунтарю, готовому противостоять судьбе, рождает жанр романтической поэмы, к которому относится и «Демон».

Главного персонажа поэмы можно назвать прототипом героя-изгнанника, прочно занявшего своё место в литературе романтизма. Это Падший Ангел, страдающий за свою дерзость и неповиновение. Само обращение к такому образу — характерная черта романтизма. Одним из первых был Мильтон («Потерянный Рай»), обращался к этому персонажу и повлиявший на русскую литературу Байрон, не обходит стороной вечный образ и А.С. Пушкин.

Поэма пронизана идеями борьбы как на глобальном уровне (противостояние Демона и Бога), так и внутри души отдельного персонажа (Демон желает исправиться, но гордыня и жажда наслаждения мучают его).

Наличие фольклорных мотивов также позволяет относить «Демона» к жанру именно романтической поэмы.

О чём?

В Грузии, в роскошном доме князя Гудала, живёт его дочь, девушка невероятной красоты, Тамара. Она ждёт своей свадьбы, двор уже убран к торжеству, но пролетавший над вершинами Кавказа Демон уже заметил девушку, он пленился ею. На свадьбу спешит жених, за ним следует богатый караван верблюдов, но в ущелье путников настигают разбойники. Так радость свадьбы оборачивается горем похорон.

Демон, теперь не имеющий соперников, является Тамаре, желая завладеть ею. Бедная девушка хочет найти защиты у Бога и уходит в монастырь. Там её стережёт Ангел-Хранитель, но однажды ночью Демон преодолел эту преграду и соблазнил девушку. Тамара погибла, но её душу спас Ангел и перенес в Рай, где она обрела покой.

Главные герои и их характеристика

  • Демон – весьма сложный персонаж поэмы. Сам образ Демона восходит ещё к Библейским сюжетам, но в поэме Лермонтова мы встречаем уже авторскую трактовку этого архетипа. Он наказан вечной жизнью, а существование его будет всегда сопровождаться одиночеством и тоской. Казалось бы, можно позавидовать этой уникальной возможности: с высоты птичьего полета наблюдать горные красоты, но и это наскучило герою. Даже зло уже не приносит ему удовольствие. Но характеристика Демона не может сводиться лишь к отрицательному. Он встречает девушку, сравнимую со сказочной девой, обладающую такой красотой, какую ещё «свет не видывал». Но она прекрасна не только внешностью и нарядами, а ещё и душой.
  • Тамара скромна, целомудренна, верит в Бога, она создана не для этого мира, неслучайно Демон желает обрести спасение через любовь к ней. Ощутив это новое для него чувство, Падший Ангел хочет творить только добро, встать на путь истинный. Но, как мы видим дальше, герой не может справиться со своей гордыней, и все его хорошие намерения оборачиваются прахом. Искуситель дерзок и настойчив, на пути к наслаждению он не собирается уступать ни мольбам беззащитной девушки, ни уговорам Божьего посланника.
  • Любовь. Особое место в поэме занимает любовь. Она имеет безграничную силу: иногда губит героев, иногда даёт надежду, а порой сулит вечные муки. Ревнивая спешка к невесте губит жениха Тамары, для Демона же эта девушка – надежда на спасение. Любовь пробуждает в Падшем Ангеле давно забытые чувства, она заставляет его, нагоняющего ужас, бояться и плакать.
  • Борьба. Отвергнутый Небом Демон больше не в силах выносить свои мучения. В поэме он предстаёт читателю уже потерявшим всякий вкус к существованию, даже зло не приносит ему удовольствия. Последний шанс отвоевать себе прощение – любовь юной чистой девушки. Тамара для Демона — орудие для борьбы с Небом. Он избавился от Ангела, соблазнил Тамару, но он не способен побороть себя, свои пороки, за что обречён страдать вечно. Тамара борется с искусителем, она не поддаётся его словам против Всевышнего, отчаянно желая избежать адской обители.
  • Одиночество. «Дух изгнанья» уже несколько столетий он скитается «в пустыне мира без приюта». Единственная отрада его существования – воспоминания о прошлом, когда он был среди своих собратьев — «чистых херувимов». Любовь к смертной чистой девушке заставляет Демона ещё острее чествовать свою тоску и одиночество. Кажется, что в какой-то момент он готов проявить смирение и преклониться перед Всевышним: он слышит вечернюю песню, она напоминает Падшему Ангелу о Рае. Демон, нагонявший до этого на всех страх и ужас, теперь плачет сам горячими слезами.
  • Вера. Только благодаря непоколебимой вере в Бога Тамара избегает от мук ада. Пренебрежительное отношение к религии губит, согласно авторскому замыслу, жениха княжны. Искушая красавицу, Демон шепчет ей, что Бог занят только небесными делами, а на земные не обращает внимания. Но девушка не поддалась наветам зла, за что душа её была спасена Ангелом-Хранителем.

Ангел и Демон – две стороны одной души. Человек по своей натуре двойственен, Добро и Зло всегда борются в нём. Предназначение главного героя поэмы – сеять сомнение, пробуждать лукавые мысли в человеке. За повиновение Демону Бог может жестоко наказать, как это и произошло с женихом Тамары.

Повержен и Демон, но так ли жестоко к нему Небо? Оно даёт изгнаннику шанс спастись через искреннюю любовь, ведущую к добродетели, но герой не справляется со своим отрицательным началом и тем самым губит себя и девушку.

Проблематика

Любовь и порок несовместимы – эту проблему актуализирует Лермонтов в «Демоне». Для автора это чувство, скорее, святое, данное Небом, нежели земное. Когда забывают о красоте душевной, а думают лишь о наслаждениях плоти, происходит подмена любви грехом. Истинное же чувство призывает к добродетели, самопожертвованию, отказу от гордыни.

Но не каждому дана способность именно так любить. Одержимый жаждой превосходства над Небом и желанием испытать удовольствие, впервые за много сотен лет, Демон обрывает последнюю спасительную нить. И Падший Ангел, и Тамара становятся жертвами греховной страсти, но почитающая Бога девушка спасается, а упрямо противостоящий Создателю Демон обрекает себя на вечные страдания. Так находит свое отражение нравственная проблема гордыни – темная сторона души каждого из нас.

Перед героями стоит проблема нравственного выбора. Демон между смирением и страстью выбирает последнее, за что получает ещё большее страдание. Жених Тамары прислушался к лукавому голосу и пренебрёг молитвой в дороге, за что жестоко поплатился, Тамаре же удаётся противостоять соблазнам искусителя, поэтому для неё открыты Врата Рая.

Критика

В оценке критиков «Демон» в определённые периоды своей литературной истории поэма представлена по-разному. Появление этого демонического образа на русской почве было в некотором роде литературным событием, рецензенты с трепетом относились к произведению, в первую очередь, потому, что осознавали, какую историю имеет за собой эта тема в мировой литературе. Один из крупнейших авторитетов критики того времени В.Г. Белинский сам признаётся, что «Демон» стал для него мерой «истин, чувств, красот». В.П. Боткин видел в поэме революционно взгляд на мироздание. Многие из исследователей творчества Лермонтова до сих спорят о важности некоторых редакций, не отдавая безоговорочно пальму первенства окончательному варианту.
Совершенно иной была критика более позднего периода. «Демон» стал объектом насмешек и издевательств, особенно реалисты, В. Зайцев, А. Новодворский, крайне негативно относились к одному из главных символов романтизма.

Реабилитирует поэму светоч поэзии начала прошлого столетия А. Блок, продолжая в своём стихотворении «Демон» традицию Лермонтова.

«Демон» Лермонтова: краткое содержание и анализ поэмы

Поэма М.Ю. Лермонтова «Демон». Читать полный текст, слушать аудиокнигу. Краткое изложение. Русская литература, 10 класс. Анализ и суть поэмы. Картина Врубеля «Демон».

«Демон»романтическая поэма М.Ю. Лермонтова о демоне, соблазнившем и погубившем молодую грузинскую княжну Тамару.

При жизни Лермонтова «Демон» был запрещён цензурой и распространялся в списках. Всего насчитывается восемь редакций произведения. Первое полное издание в России вышло лишь в 1860 году, через 19 лет после смерти автора.

Содержание

М.А. Врубель. Демон

Читать полный текст, слушать аудиоверсию

Полный текст поэмы Лермонтова «Демон» можно прочитать в «Викитеке». Аудиоверсия доступна на YouTube.

Краткое содержание поэмы «Демон»

Часть I

Печальный Демон, изгнанный с небес падший ангел, летит над горами Кавказа и над цветущей Грузией. Там седой князь Гудал готовится выдать замуж дочь — прекрасную княжну Тамару:

С тех пор как мир лишился рая,
Клянусь, красавица такая
Под солнцем юга не цвела.

Увидев Тамару, Демон испытывает давно забытые чувства, вспоминает о прежнем счастье, любви и красоте.

Тем временем жених Тамары, правитель Синодала, так спешит на свадьбу, что проезжает мимо часовни, не помолившись.

Его коварною мечтою
Лукавый Демон возмущал:
Он в мыслях, под ночною тьмою,
Уста невесты целовал.

На караван жениха нападают разбойники, он погибает. Лихой конь привозит его мёртвое тело к воротам Гудала. Тамара рыдает и слышит голос Демона: «Не плачь, дитя! Не плачь напрасно!». В её душе зарождается странное чувство к невидимому соблазнителю, которое и влечёт её, и пугает.

Часть II

Тамара отвергает всех новых женихов, которые к ней сватаются. Княжна признаётся отцу, что её искушает «дух лукавый», и уговаривает отпустить её в монастырь. Но и там она продолжает слышать манящий голос Демона.

Уж много дней она томится,
Сама не зная почему;
Святым захочет ли молиться —
А сердце молится ему.

Демон прилетает в монастырь к Тамаре. Он чувствует любовь, из его глаз падает слеза, насквозь прожигающая камень.

И входит он, любить готовый,
С душой, открытой для добра.

Однако в келье Тамары дорогу Демону преграждает охраняющий её ангел-херувим. Он обращается к Демону с упрёком и велит уходить. Тогда в Демоне вновь просыпается злоба. «Она моя», — заявляет дух, покоривший гордое сердце красавицы. Херувим, признав победу противника, улетает прочь. Демон признаётся Тамаре в любви.

Я тот, которому внимала
Ты в полуночной тишине,
Чья мысль душе твоей шептала,
Чью грусть ты смутно отгадала,
Чей образ видела во сне.
Я тот, чей взор надежду губит;
Я тот, кого никто не любит;
Я бич рабов моих земных,
Я царь познанья и свободы,
Я враг небес, я зло природы,
И, видишь, — я у ног твоих!

Демон говорит, что девушка одним своим словом могла бы вернуть его в ряды ангелов, заставить снова служить добру. Но Тамара не верит Демону, считает его речи обманом: «Твои слова — огонь и яд».

Собеседник продолжает убеждать её, что устал творить зло и страдает от одиночества. По просьбе Тамары он клянётся отречься от зла, вознести возлюбленную на небеса и сделать «царицей мира».

Клянусь я первым днём творенья,
Клянусь его последним днём.

Демон целует Тамару, и от этого поцелуя она погибает. Её хоронят на семейном кладбище возле церкви на склоне Казбека. Ангел встречается в небесах с Демоном и объявляет, что у того больше нет власти над душой Тамары. Бог забирает праведницу в Рай.

М.А. Врубель. Тамара и Демон

Анализ и суть поэмы

Поэма «Демон» написана в духе романтизма. Это значит, что в ней действуют исключительные герои в исключительных обстоятельствах. Действие происходит на Кавказе, который для русского читателя в то время был загадочным и экзотическим местом. Герои поэмы тоже необычны: это прекрасная княжна и мрачный могущественный Демон.

Тема поэмы — одиночество, изгнанничество, которые воплощает в себе Демон. Он лишён райского блаженства, ему положено вечно сеять зло, но «зло наскучило ему». Демон ищет покоя и любви, но не может их обрести — и это сближает его и с лирическим героем стихотворений Лермонтова, и с Печориным из «Героя нашего времени».

Трагедия Демона в том, что даже его попытка отречься от зла и обрести счастье обречена на провал: любовь адского духа убивает Тамару. Ангелы забирают её душу в Рай, и Демон навечно разлучается с возлюбленной.

Значительное место в произведении отведено пейзажам Кавказа, которые служат отправной точкой для философских размышлений. В частности, поэма завершается описанием разрушенного замка Гудала и уцелевшей церкви, где покоятся останки Тамары. В этом случае пейзаж служит аллегорией, символом вечности, противопоставленной скоротечной человеческой жизни и сиюминутным страстям.

Полностью поэма «Демон» была опубликована лишь в 1860-е годы, когда эпоха русского романтизма уже закончилась, а ему на смену пришёл реализм. В этих условиях «Демон» многим казался устаревшим произведением, его подвергали осмеянию, создавали на него пародии. Тем не менее поэма вошла в число классических произведений русской литературы. Интересу к лермонтовскому сочинению отчасти способствовало и появление оперы «Демон».

Опера «Демон»

В 1875 году в Мариинском театре состоялась премьера оперы Антона Рубинштейна «Демон» (на либретто Павла Висковатова). В начале XX века партию Демона исполнял Фёдор Шаляпин.

Полностью оперу в концертном исполнении можно посмотреть на YouTube. Партию Демона поёт Дмитрий Хворостовский.

Краткий и полный анализ поэмы М.Ю. Лермонтова “Демон”

Для того, чтобы осмыслить данное произведение, мы предлагаем краткий и полный анализ поэмы. Поэма написана красивым, эмоциональным языком. Действие поэмы происходит на Кавказе, описание природы которого усиливает красоту произведения. Образ Демона не раз появлялся в произведениях Лермонтова, что говорит о противоречивом внутреннем мире самого автора.

Год написания и публикации – 1839 год.
История создания – поэму «Демон» Лермонтов пишет с 14-ти лет, а целых десять лет поэт редактирует ее. Возможно, что на появление этого сюжета оказало влияние стихотворение Пушкина «Ангел».
Жанр – поэма.
Направление – романтизм.
Основная идея – в каждом человеке живут противоположные силы – и Ангел, и Демон. Для каждого человека важно, какой силе отдать предпочтение в жизни.
Тема – добро и зло и их вечная борьба, отражающая выбор жизненного пути человека.
Проблема – борьба Ангела и Демона за душу Тамары.
Композиция – прямая.

  1. п.1. Тематика и проблематика
  2. п.2. Идея и пафос (идейно-эмоциональная оценка)
  3. п.3. Основные герои (их место в образной системе)
  4. п.4. Литературные приёмы
  5. п.5. Конфликт произведения

п.1. Тематика и проблематика

Тема: Любовь.

Проблема: Любовь – прекрасное чувство, но не всякая любовь приводит к счастливому финалу. Важно разобраться, кто твой избранник. Иногда за нее платишь слишком большую цену.

Демон увидел девушку, которая сможет вернуть ему чувство любви. Он когда-то постоянно испытывал его, в образе херувима. До момента встречи с Тамарой злой дух нагонял лишь ужас, а теперь сомневается, боится и плачет. Тамара чувствует сильную тягу к этому непонятному духу, который приходит к ней по ночам. Она предполагает, что ему нельзя доверять. Девушка становится монашкой, скрываясь от него в монастыре, но от себя не убежишь. Дух очаровывает ее, и Тамара доверчиво поддается его демоническому обаянию. Миг их первого слияния в поцелуе приводит к трагической развязке. Его уста оказываются переполнены смертельным ядом.

Тема: Внутренняя борьба, главных героев.

Проблема: Внутренний конфликт может разрешиться по-разному, важно сделать правильный выбор.

Внутренняя борьба и дана для того, чтобы человек выбрал правильное решение, вышел на истинный путь. Не всегда это получается сразу. Сомнения одолевают и Демона, и Тамару. Небо отвергло Демона, но пришло время, когда он уже не в силах выносить свои мучения. Презрение к людям, одиночество завели главного героя в тупик. И вдруг Демон видит для себя выход – оказывается он может чувствовать и любить. Он мечется в этой неразберихе, не зная, как поступить. Тамара тоже борется с собой. Девушка чувствует, что Демон – это исчадие ада, но ее сильно влечет к нему. Он – красив, он говорит девушке неземные, пламенные речи. Тамара хочет помочь себе. Он согласна уйти в монастырь, чтобы остаться верной Богу, сохранить непорочной свою душу.

Тема: Одиночество.

Проблема: Одинокий человек свободен, но это лишь иллюзия свободы и тупик.

Демон изгнан, обречен на одиночество. Он измучен своей одинокой жизнью, не видит в ней никакой радости. Кажется, что, встретив Тамару, Демон готов вновь прийти к Богу.

Тема: Вера в Бога.

Проблема: Бог всегда есть, он направляет человека, но об этом не стоит забывать.

Вера в Бога помогла Тамаре избежать адских мук. Она идет в монастырь, стремится перервать путы этого мучительного контакта. Ее жених сильно поплатился за пренебрежение к молитве об успешной дороге. И Демону удалось погубить его.

Для меня Бог – это самое лучшее, что есть в мире, путь истины и справедливости. Люди, созвучные с Создателем живут радостно и легко. Я думаю, что этот путь возможен для каждого. И уверена, что Демон – дух, который стремится к перерождению, к возвращению в рай. Он вернется в рай уже с новым опытом. С тем опытом, что на пути зла ничего хорошего нет.

п.2. Идея и пафос

Пафос Демона – это его «гордая вражда» с небом, неустрашимое стремления к свободе. Он презирает людей, которые не умеют испытывать истинного счастья. Хотя и сам Демон не знает его, «злой дух» осужден на бесстрастность и одиночество. Его пламенные речи переполнены романтическим пафосом. В них так много чувства и силы. Его пылкое утверждение собственного видения мира вселяет уважение и интерес.

Мы слышим пафос и в описании Тамары – это дань необыкновенной красоте девушки. Красота Тамары не только внешняя, но и внутренняя. Так же, как и она сама, прекрасна ее душа.

Добро побеждает зло – пафос присутствует в развязке поэмы. Ангел не отдает Демону душу Тамары. Ее душа уже не видит Демона, не испытывает чувств к нему – и Демон здесь бессилен.

п.3. Основные герои (их место в образной системе)

Образ Ангела противоположен Демону. Посланник рая излучает любовь, прощение и веру в человека.

Образ Тамары символизирует красоту – это не просто красота женщины, а истинное великолепие всей жизни. Девушка живет в большом доме в окружении красивейшей природы. Монастырь, в котором она прячется от лукавого духа, также находится в красивом месте. Тамара прекрасна не только внешне, но и внутренне. Образ красоты здесь представлен как образ правильности жизни и ее радости. Тамара, как прекрасное божье творение, противопоставлена Демону. Но именно эта красота мутит его рассудок, вдохновляет стать на путь добра.

п.4. Литературные приёмы

В поэме мы видим психологизм – эмоции, чувства, внутреннее состояние персонажей выражено ярко, красиво и с большим мастерством.

Образ пути – важный символ, которым идет для себя каждый из персонажей поэмы. Кратко Лермонтов рассказывает о предыстории появления Демона – это падший Ангел, ранее обитавший на небесах. Восставший против Бога, он обречен на одиночество и скитания. Демон представлен «духом изгнанья», его образ печален. Складывается такое чувство, что Демон хочет любить, но обречен ненавидеть. Таков его выбор и его путь.

В поэме есть краткий эпизод, который, как бы, повторяет путь Демона. Жених Тамары в спешке не останавливается помолиться в часовне, нарушая обряд своих прадедов, и погибает. Этот эпизод символически отражает путь самого Демона, только более мягко. Жених не отвергает Бога, он лишь пренебрегает обрядом.

Душа Тамары, после сомнений и внутренней борьбы попадает в руки Ангела – это ее путь и ее выбор.

Лермонтов описывает отчий дом Тамары, как большой, но мрачный. Это описание уже заранее посвящает нас, что конец истории может быть трагическим. Но концовка не так уж тяжела, потому что Тамара попадает в рай, несмотря на старания лукавого духа.

Символически показан и уход Тамары в монастырь. Она всеми силами хочет спастись, остаться наедине с Богом, подумать, разобраться в себе.

Красивейшая природа Кавказа символически отражает великолепие Бога. Но, я думаю, что нет лучшей природы, которая подчеркнула холодную и бесстрастную сущность Демона, его величие и гордыню. Внутренний мир Демона красив, интересен и самобытен, как и надменная природа Кавказа.

п.5. Конфликт произведения

Конфликт поэмы, это конфликт каждого человека – его выбор между добром и злом. На чью сторону становиться, на сторону Ангела или Демона – это решает сам человек. Лермонтов верит, что этот конфликт разрешим в пользу истины и добра. И я полностью согласна с автором.

После мучительных сомнений Тамаре удается отдать свою душу в руки Ангела, а Демон, испытав чувство любви, уже не станет прежним. Рано или поздно он вернется к Богу – туда, откуда был изгнан когда-то, очень давно.

Анализ поэмы “Демон” М. Ю. Лермонтова на уроках литературы в 10 классе
презентация к уроку по литературе (10 класс) по теме

В презентации даётся художественный анализ поэмы “Демон”. Основная тема всего творчества М. Ю. Лермонтова – тема личности в её отношении к обществу. Центральный герой — гордая, свободолюбивая, мятежная и протестующая личность, стремящаяся к действию, к борьбе. Но в условиях социальной действительности 30-х годов такая личность не находит сферы приложения своим мощным силам, а потому и обречена на одиночество.

Скачать:

ВложениеРазмер
Лермонтов использовал в «Демоне» библейскую легенду о духе зла, свергнутом с неба за свой бунт против верховной божественной вла2.17 МБ
Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Презентация выполнена учителем русского языка и литературы Овчинниковой О. В. (для 10 класса) ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ АНАЛИЗ ПОЭМЫ «ДЕМОН»

КРИТИК В. Г. БЕЛИНСКИЙ О ПОЭМЕ: «…роскошь картин, богатство поэтического одушевления, превосходные стихи, высокость мыслей, обаятельная прелесть образов»..

Основная тема всего творчества Лермонтова – тема личности в её отношении к обществу. Центральный герой — гордая , свободолюбивая, мятежная и протестующая личность, стремящаяся к действию, к борьбе. Но в условиях социальной действительности 30-х годов такая личность не находит сферы приложения своим мощным силам, а потому и обречена на одиночество.

История создания поэмы Первый вариант «Демона» Лермонтов набрасывает пятнадцатилетним мальчиком, в 1829 году. С тех пор он неоднократно возвращается к этой поэме, создавая её различные редакции, в которых обстановка, действие и детали сюжета меняются, но образ главного героя сохраняет свои черты.

После первой ссылки на Кавказ, в 1838 году, Лермонтов создал новую редакцию. Поэма обогатилась яркими, живыми картинами природы. Лермонтов описал то, что сам видел. Его Демон пролетает теперь над вершинами Кавказа. Начало поэмы создает ощущение плавного полёта: Летал над грешною землёю…

КАКОВ ГЕРОЙ ПОЭМЫ? В «Демоне» Лермонтов дал своё понимание и свою оценку героя-индивидуалиста .

СЮЖЕТ ПОЭМЫ Лермонтов использовал в «Демоне » библейскую легенду о духе зла , свергнутом с неба за свой бунт против верховной божественной власти, и фольклор кавказских народов , среди которых были широко распространены предания о горном духе, поглотившем девушку-грузинку . Но под фантастикой сюжета здесь скрывается глубокий психологический, философский и социальный смысл.

ПУТЬ АБСОЛЮТНОГО ОТРИЦАНИЯ Что привело Демона к мучительному состоянию внутренней опустошённости , к одиночеству, в котором мы видим его в начале поэмы ?

«Святыня любви, добра и красоты» Кто для Демона является Идеалом достойной человека прекрасной свободной жизни? Какова завязка сюжета?

Демон остро ощутил пленительность Идеала (Тамары) и всем своим существом устремился к нему. В этом смысл попытки «возрождения» Демона, о которой рассказывается в условных библейско-фольклорных образах . НАЙДИТЕ В ТЕКСТЕ СТРОКИ, ИЛЛЮСТРИРУЮЩИЕ ЭТУ ПОПЫТКУ «ВОЗРОЖДЕНИЯ»

ЧТО стало причиной гибели Тамары и поражения Демона? И вновь остался он, надменный, Один, как прежде, во вселенной Без упованья и любви !

Внутренний смысл поэмы М. Ю. Лермонтова « Демон отрицает для утверждения, разрушает для созидания … Он не говорит, что истина, красота, благо – признаки, порождённые больным воображением человека; но говорит, что иногда не всё то истина, красота и благо, что считают за истину, красоту и благо » В. Г. Белинский

НЕОБХОДИМЫ ИНЫЕ ПУТИ БОРЬБЫ ЗА СВОБОДУ … Путём глубокого идейно-психологического анализа настроений тех представителей поколения 30-х годов, которые не шли дальше индивидуалистического протеста, Лермонтов в романтической форме показал бесперспективность подобных настроений и выдвинул перед прогрессивными силами необходимость иных путей борьбы за свободу.

ОБРАЗ БОГА В ПОЭМЕ В поэме Лермонтова Бог изображен сильнейши м тираном мира . А Демон – враг этого тирана. Самым жестоким обвинением творцу Вселенной служит им же созданная Земля . НАЙДИТЕ В ТЕКСТЕ ПОДТВЕРЖДЕНИЕ ЭТОМУ ОБВИНЕНИЮ

КАК БЫ ДЕЙСТВУЮЩЕЕ ЛИЦО ПОЭМЫ Этот злой, несправедливый Бог где-то за кулисами. Но о нём постоянно говорят, о нём вспоминают, о нём рассказывает Демон Тамаре, хотя он и не обращается к нему прямо. НАЙДИТЕ В ТЕКСТЕ ПРИМЕР, ИЛЛЮСТРИРУЮЩИЙ РАССКАЗ ДЕМОНА.

Язык поэмы эмоциональный, богатый эпитетами, метафорами, сравнениями, противопоставлениями и преувеличениями. НАЙДИТЕ В ТЕКСТЕ ПРИМЕРЫ ТРОПОВ. ЗАПИШИТЕ ИХ.

менЯЕТСЯ ритм, и Демон приближается: С тех пор отверженный блуждал В пустыне мира без приюта … Тень превращается в фигуру летящего живого существа. Демон всё ближе. Уже можно различить какой-то несколько жужжащий звук крыльев : «отвер ж енный» – «блу ж дал». КАКОЙ ФОНЕТИЧЕСКИЙ ПРИЁМ ИСПОЛЬЗУЕТ ЛЕРМОНТОВ?

ПРИРОДА В ПОЭМЕ Первая часть пути Демона – Военно-Грузинская дорога до Крестового перевала, самая величественная и дикая её часть. Вот и суровая скалистая вершина Казбека, покрытая снегом и льдом. Появляется ощущение холода, бесприютности, одиночества, подобное тому, с которым не расставался Демон.

ПРИРОДА В ПОЭМЕ Но вот Демон за Крестовым перевалом: И перед ним иной картины Красы живые расцвели … Полная жизни роскошная картина природы подготавливает нас к чему-то новому… На фоне этой благоуханной земли появляется впервые героиня поэмы.

Молодая груЗИНКА Тамара Что привлекло в ней Демона?

Философская И психологическая поэма Демон – бунтовщик без положительной программы , гордый мятежник , возмущенный несправедливостью законов Вселенной, но не знающий, что этим законам противопоставить. Это эгоист . Он страдает от одиночества, рвётся к жизни и к людям, и в то же время этот гордец презирает людей за их слабость.

ПЕЧОРИН И ДЕМОН Как Печорин, Демон не может освободиться от отравившего его зла, и, как Печорин, он не виновен в этом . Для самого поэта и для его передовых современников Демон был символом ломки старого мира, крушения старых понятий добра и зла. Поэт воплотил в нём дух критики и революционного отрицания.

«ДИКИЙ БРЕД» Свой труд над поэмой он не закончил и печатать не собирался. В конце 30-х годов Лермонтов от своего Демона отошёл и в поэме «Сказка для детей» (1839-1840) назвал его « диким бредом »: …и этот дикий бред Преследовал мой разум много лет. Но я, расставшись с прочими мечтами, И от него отделался – стихами .

«Демон» (1838 года сентября 8 дня) Сохранилась авторизованная копия этой редакции поэмы, подаренная Лермонтовым В.А. Лопухиной ( по мужу Бахметьевой) и находившаяся у её брата, друга Лермонтова . Драгоценная рукопись дошла до нас . Большая тетрадь из прекрасной плотной бумаги сшита белыми толстыми нитками, как обычно сшивал Лермонтов свои творческие тетради. Она хранится в Санкт-Петербурге , в библиотеке имени Салтыкова-Щедрина . Хотя рукопись переписана чужим ровным почерком, но обложка сделана самим поэтом. Сверху – крупно – подпись: «Демон». Внизу слева мелко: «1838 года сентября 8 дня». Заглавие старательно выведено и заключено в овальную виньетку.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока литературы 7 класс “«Две силы в поэме М.Ю.Лермонтова «Песнь про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» “

Урок по произведению М.Ю.Лермонтова “Песнь про. купца Калашникова”. Основная цель урока: формирование представлений о ” двух силах” в произведении: силе правды и власти.

Презентация к уроку литературы 6 класс по творчеству М.Ю.Лермонтова и анализу стихотворения “Парус”

В данной презентации материал по творчеству М.Ю.Лермонтова, а в частности по стихотворению “Парус”.

Обобщающий урок по лирике Лермонтова. Урок литературы. 6 класс

Обобщающий урок по изучению лирики М.Ю.Лермонтова.

Конспект урока литературы 6 класс “Анализ стихотворения А.С.Пушкина “Зимнее Утро””

В материале содержится конспект урока литературы 6 класс ,включающий анализ стихотворения АюС.Пушкина “Зимнее утро”.

“Анализ стихотворения Ф.И. Тютчева «Тени сизые смесились…» (конспект урока литературы, 10 класс)

Представленная работа – конспект урока по предмету «Литература» для обучающихся 10 класса вечерней школы при исправительной колонии. Для организации познавательной деятельности использован ассоциативн.

Рабочий лист к уроку литературы 6 класс . “Мотив одиночества в лирике М.Ю. Лермонтова”

В данный рабочий лист включены разноуровневые задания.

Урок литературы 8 класс (II вид) «Стихи М.Ю.Лермонтова «Молитва», «Ангел», «Когда волнуется желтеющая нива».

Урок предназначен для детей обучающихся в коррекционной школе для глухих и слабослышащих детей.

Ссылка на основную публикацию