«Чудак из 6 “Б”» В. Железникова – краткое содержание

Чудак из “6-Б” краткое содержание

Рассказ «Чудак из «6-Б»» Железникова был написан в 1962 году. Это история о жизни обычного школьника, которому повезло найти жизненное призвание уже в шестом классе.

Для читательского дневника и подготовки к уроку литературы рекомендуем читать онлайн краткое содержание «Чудак из «6-Б»».

Главные герои
Боря Збандуто – шестиклассник, чудаковатый, взбалмошный мальчик с большим сердцем.

Другие персонажи
Родители Бори – добрые люди, которые мечтают видеть в сыне порядочного человека.
Саша Смолин – лучший друг Бори, его единомышленник во многих жизненных вопросах.
Настя Монахова – одноклассница Бори и Саши, в которую они оба влюбились.
Нина (Колобок) – старшая вожатая, ответственная, правильная старшеклассница.
Наташа Морозова – первоклассница, очень честная, принципиальная, любознательная девочка.

Краткое содержание

Перед отъездом в командировку отец поручил Боре «купить подарок маме ко дню рождения». Мальчик взял десять рублей, заверив отца, что не подведет его.
Боря был очень принципиальным, и к своим годам усвоил истину: «главное в жизни – не поддаваться, а то погибнет всякая индивидуальность». Он даже специально не собирал марки, так как все в классе их собирали. По той же причине Боря плохо учился – их класс сплошь состоял из отличников и хорошистов.

Боря не любил «откладывать важные дела в долгий ящик», и уже на следующий день отправился за подарком для мамы. На улице он повстречал своего лучшего друга Сашку Смолина, которому он гордо продемонстрировал хрустящую десятку. Чтобы поднять свой авторитет, Боря сказал, что это его собственные деньги, которые он может тратить по своему усмотрению. Он решил разменять ее и купить два билета в кино.

Как-то раз, по дороге в школу Боря и Сашка встретили свою бывшую одноклассницу – Настю Монахову, которая училась с ними до четвертого класса. За время отсутствия Настя заметно похорошела, и она буквально «околдовала» друзей.

Придя в школу, Боря неожиданно для себя узнал, что его назначили вожатым в первый класс. Об этом ему сообщила «старшая вожатая Нина, которую прозвали Колобком» – толстая девочка, которая всегда что-то жевала. Боря согласился стать вожатым, но только для того, чтобы поразить Настю.

Боря воодушевился и стал представлять, как он замечательно подготовит своих первоклашек. Например, они могут перейти на «ускоренное обучение: за год – три класса», или же организует «для них учение во время сна». Он принялся было сочинять речь для первоклассников, но тут появился Сашка и друзья пошли гулять.
Спустя несколько дней, когда Боря уже позабыл о том, что его назначили вожатым, в его классе появились две маленькие девочки. Ученицы «1-А» напомнили Боре, что весь класс ждет его уже неделю. После уроков он отправился к своим подшефным, которые поначалу смотрели на него «с немым восхищением, как на бегемота в зоопарке», и даже написали на доске большими буквами «БОРЕ УРА!».
Боре было сложно сразу запомнить, кого как зовут. Он предложил малышам отправиться «в автоматическую фотографию», чтобы каждый сфотографировался и подписал свое фото. Спустя время он даже подружился с Наташей Морозовой, чья мама умерла, а отец пропадал в командировках в Африке. Но Боре было сложно признаться Сашке, что он привязался к «шмакодявке».

Вскоре первоклассники настолько одолели Борю, что он пришел в школу с подготовленным заявлением об уходе в «отставку с высокого поста вожатого». На днях он замечательно провел время с Настей, истратив еще один рубль из «маминой» десятки. Она как-то обмолвилась, «что нет в мире более скучного занятия, чем возиться с первоклассниками», и Боря решил завязать с «1-Б». Но, поразмыслив, он понял, как сильно успел привязаться к детям, и изменил свое решение.

Совершенно неожиданно для себя Боря узнал от Нины, что его собираются отстранить от должности по той причине, что он якобы влиял «дурно на детей». Мальчик всячески пытался сделать ребят лучше, но некоторые родители не одобрили его методы и пожаловались директору.
Когда Борю вызвали в кабинет к директору, он с удивлением обнаружил там Наташу Морозову. Девочка от имени всего класса отважно заступилась за своего вожатого, рассказав директору обо всех его достоинствах. Так Боря остался вожатым «1-А» класса.

Как-то раз Боря решил отвести ребят в цирк, и только двое из них не смогли пойти на представление – Зина, которая занималась плаваньем, и Гена, вынужденный помогать матери расчищать улицы от снега и льда. Ребята не захотели идти в цирк без своего одноклассника, и тогда Боря предложил помочь Генке побыстрее справиться с работой, что всем вместе пойти на представление. Дети, многие из которых оказались в цирке в первый раз, получили огромное удовольствие. Оно еще больше подкрепилось порцией мороженого, купленного Борей на последние «мамины» деньги.

Однажды Борю «посадили караулить первоклашек на контрольной». Заметив, что все его подопечные делают одну и ту же досадную ошибку, он написал на листике правильные ответы, а сам отвернулся. В итоге весь класс, за исключением честной Наташи Морозовой, получил пятерки и четверки.

И вот, наконец, наступил день рожденья мамы. Боря, у которого не было подарка, притворился, что забыл об этом важном событии. Мама тихо вышла из дома, и Боря понял, как ей было обидно, ведь ее не поздравили самые близкие люди, «как будто она жила не в семье, а на необитаемом острове». Позвонил отец, который опоздал всего лишь на пять минут, и не успел поздравить любимую женщину лично. Боря был вынужден признаться отцу, что так и не купил подарок. Не зная, что сказать в свое оправдание, он ответил, «проел на мороженое».

В подавленном настроении Боря пошел в школу, где узнал о ссоре между Настей и Сашей. Сашка так и не успел с ней помириться, потому что «неожиданно приехал ее отец и забрал ее с собой» на Дальний Восток. Решив исправиться и расставить все точки над «i», Боря признался в школе, что разрешил первоклашкам списывать на контрольной. Также он позвонил маме на работу и поздравил ее с днем рожденья. Боря помирился с Сашкой и пригласил его к себе домой, «на именинный пирог». Ощутив, что может жить той жизнью, которая ему по душе, Боря почувствовал себя по-настоящему счастливым.

Заключение
Повесть Железникова учит добру, милосердию, человеколюбию, но самое главное – умению дружить и никогда не бросать друзей в трудные минуты.

После ознакомления с кратким пересказом «Чудак из «6-Б»» рекомендуем прочесть произведение в полной версии.

Чудак из шестого «Б»

Весёлая история Бориса Збандуто, ученика шестого «Б» класса одной из московских школ.

Уезжая в командировку в Сибирь, отец поручил мне покупку подарка к маминому дню рождения — сам он вернуться к празднику не успевал. Так мне в руки попали десять рублей. Десятку я разменял на следующий день. Мой закадычный друг Сашка Смолин не поверил, что такие большие деньги — мои. Чтобы доказать это, я повёл его в кино. Но началась эта история с возвращения в нашу школу Насти Монаховой. Она уезжала на год — уехала гадким утёнком, а вернулась красавицей. Мы с Сашкой влюбились в неё одновременно. Именно из-за Насти я и согласился стать вожатым первого «А». Когда наша вожатая возложила на меня это ответственное поручение, смеялся весь класс: ну какой из меня вожатый. Только Настя сказала, что воспитать из малышни примерных октябрят — дело серьёзное. Эти слова и заставили меня согласиться.

Моя мама, учитель физкультуры и гимнастка, отнеслась к этому скептически — она считала меня балбесом. Я и сам очень быстро забыл о своей высокой миссии вожатого. Тем временем «наша дружба с Сашкой из-за Насти зашла в тупик». Когда я с ней разговаривал, Сашкина румяная физиономия становилась мертвенно-бледной, мне же лучший друг являлся в ночных кошмарах.

Моя малышня явилась за мной сама. Мне пришлось-таки зайти к ним в класс. Запомнить их всех я не смог, и сгоряча пообещал сводить весь первый «А» в автоматическую фотографию. Втягиваться в возню с октябрятами я начал после того, как глазастая первоклашка Наташа Морозова отвлекла меня от ответственного футбольного матча «шестой Б против шестого А». Девчонка испугалась собаки, и мне пришлось проводить её домой. По дороге я узнал, что мама Наташи умерла, отец работает в Африке врачом, а сама Наташа живет с бабушкой-пенсионеркой.

Сашка долго презирал меня за то, что я бросил матч, а «первоклассники одолели меня окончательно». Я с головой погрузился в проблемы первого «А», успевая при этом сводить Настю на прогулку и потратить очередной рубль из маминого подарка. За Настей мы с Сашкой решили «ухаживать под покровом полнейшей тайны, ‹…› пока она не полюбит одного из нас. Побеждённый гордо удалится».

Оказывается, Настя шутила, когда говорила о важности работы вожатого. Мне даже немного обидно стало. Однажды один из моих первоклашек попросил меня застегнуть ему штаны. Это было последней каплей. Я написал заявление о том, что «ухожу в отставку с высокого поста вожатого, поскольку это мешает моей личной жизни». Наша вожатая заявление моё взяла, но тут меня атаковали мои октябрята — начали просить, чтобы не уходил. Чтобы не поддаться жалости, я начал вспоминать, как разнимал драчунов, и зашивал Наташке порванное гвоздём платье. К моему удивлению «все эти воспоминания не вызвали во мне ни протеста, ни негодования». На прощание я всё же решил сводить моих подопечных в автоматическую фотографию. Зайдя в первый класс, я написал об этом на доске, и вдруг начал вспоминать о своих первоклашках, об их наивных и живых мордашках. На следующее утро я не только забрал у вожатой заявление, но и отказался идти с Настей в кино.

В кино Настя пошла с Сашкой, а я с головой погрузился в возню с октябрятами. На автоматическую фотографию и пирожки с повидлом я потратил еще несколько рублей из «подарочной» десятки.

А через некоторое время разразился скандал, «неожиданный и грандиозный. Меня вдруг решили с треском снять с должности вожатого». Как раз в тот день я должен был вести ребят в цирк. Хотел — в цирк, а попал к директору. Сидя в приёмной, я вспоминал, из-за чего всё это случилось. Началось с того, что Наташка испугалась ящерицы, которую подсунул ей в парту одноклассник. Тогда я решил бороться с трусостью научными методами — собрал первоклашек у себя и устроил в тёмной комнате «аттракцион ужасов». Стрельцова мою «психотерапию» только со второго раза. Дома она всё рассказала маме. Та немедленно отправилась к директору, и вместе с этой историей, поведала ему о двух других.

Одна из них произошла в самом начале моей деятельности, когда я ходил по домам своих подопечных. Отец первоклассника Толика коллекци­о­нировал фарфор. Мальчонка и угостил меня чаем из самой редкой коллекционной чашки, которую я, конечно, разбил. Я-то не знал, какая она редкая, поэтому осколки собрал и выкинул. Разразился скандал, о котором вскоре узнала Стрельцова-старшая.

Еще одна история произошла у Стрельцовых. Тогда старшие члены семьи Стрельцовых относились ко мне без предубеждения и спокойно оставили свою Зину на моё попечение. Зина пригласила Наташку и Толика, и веселье началось. В результате новая жёлтая юбка Зининой мамы оказалась испачкана чернилами. Я предложил её перекрасить. Пятно не исчезло, а мои отношения со Стрельцовой-старшей сильно осложнились.

Как на грех, в тот день, когда директор узнал о моих подвигах, я получил сразу пять двоек — Насте поручили подтягивать отстающих, и я решил во что бы то ни стало занять это место. Увидев эти двойки, директор вдруг вспомнил, что получил на меня письмо из милиции. «Дело в том, что меня вывели со скандалом из бассейна. Я там был на соревнованиях и засвистел в два пальца». Но засвистел-то я не просто так. Я тогда решил сделать из первоклашек спортсменов, вот я и привёл их в бассейн. Сердитый тренер заставил всех нас раздеться, но выбрал только Стрельцову. Я заявил ему, что «дело у них поставлено плохо» — соревнования проигрывают, а молодое и здоровое пополнение брать отказываются. После этого разговора были показательные соревнования, на которых я освистал пловца этого самого тренера.

Моя педагогическая карьера висела на волоске, когда в директорский кабинет вломились мои первоклашки и начали меня защищать и отстаивать. Вот тут директор и заметил у меня в руке тетрадь, куда я вклеил все моментальные фотографии своих малышей. Он полистал тетрадь и оставил меня вожатым.

В этот день я увидел Стрельцову-старшую ещё раз. Мы собирались в цирк, и заметили, что Генка не явился. Отправившись за ним, я обнаружил, что мальчишка помогает матери-уборщице сгребать снег — про цирк он ей не сказаал. Тогда мы все вооружились лопатами и начали помогать, а Стрельцова-старшая, проходя мимо, назвала меня чудаком, словно обругала. Но я на нее не обиделся, а в цирк мы всё равно попали, и я потратил на мороженное остатки заветной десятки.

Подарок я маме так и не купил. Мне пришлось притвориться, что я забыл о дне рождения. «Я окончательно запутался и как сын, и как воспитатель». Дело в том, что учительница моих первоклашек заболела, и мне поручили караулить класс во время контрольной. Я пожалел их и написал шпаргалку, которой восполь­зовались все, кроме Наташки. Она и получила единственную в классе двойку. Наташка — человек правдолюбивый, списывать она не стала принципиально, а когда я её упрекнул, девчонка перестала со мной разговаривать.

Днём позвонил папа и потребовал отчёта — что купил маме, когда и где. Пришлось признаться, что деньги я потратил. Так же смело я решил признаться нашей новой вожатой, что первоклашки списали из-за меня. Сашка тоже преподнёс мне сюрприз. Настя нашла у себя в парте букетик цветов, и решила, что положил их туда Сашка. Я уж решил, что пришла пора «гордо удалиться», как вдруг Сашка заявил, что он здесь не причём, а цветы Настя сама купила. Тут мне пришлось вмешаться и заявить, что этот несчастный букет принёс я. После этого Сашка долго бегал от меня, «как заяц». После этого я признался вожатой в преступлении, и поздравил маму по телефону.

В универмаге, где я пытался поймать Сашку, мне встретилась наша бывшая вожатая — теперь она работала продавщицей. Я рассказал ей всю историю. Она сказала, что у меня педагогическое призвание, и одолжила два рубля — маме на цветы. Потом я догнал Сашку, мы купили цветы и пошли ко мне на именинный пирог.

Несколько дней было тихо. Все первоклашки приходили ко мне, кроме Наташки, а потом я узнал, что у девчонки воспалился аппендицит, и её увезли в больницу. Бабушке её я сказал, что Наташа задержится в школе, а потом мы всем первым «А» заявились в больницу. Хирург удивился, успокоил меня, а потом подмигнул — он тоже оказался чудаком. Я подмигнул в ответ и вдруг подумал, что именно благодаря первому «А» я «живу жизнью, которая сделала меня счастливой».

Что скажете о пересказе?

Что было непонятно? Нашли ошибку в тексте? Есть идеи, как лучше пересказать эту книгу? Пожалуйста, пишите. Сделаем пересказы более понятными, грамотными и интересными.

Краткое содержание Железников Чудак из 6 б

Отец, уезжая в командировку, дал мне 10 рублей на подарок маме ко дню Рождения. Я клятвенно обещал не подвести и купить для нее что-то стоящее.

А на следующий день встретил лучшего друга Сашку Смолина, который не поверил, что у меня есть целая десятка. Тогда мы пошли в кино, где я разменял ее. Папа как почуял и позвонил в тот же день спросить, что я купил. Пришлось соврать и рассказать, как пол дня ходил в поисках и уже присмотрел кое-что. Названый адрес магазина заставил отца усомниться в его существовании. Пришлось на следующий день идти и проверять, что там продают.

Продавали там хозяйственные вещи. Старичок, стоявший за прилавком, видимо, работал там едва ли не с рождения – я и сам не заметил, как купил у него совершенно ненужный тюбик синей краски и кисточку. Естественно, на сдачу с десятки. Пришлось дома выкрасить кровать в синий цвет. Мама и тетя Оля этого не одобрили.

Как-то раз мы шли с Сашкой в школу и увидели новую девочку – Настю. Она раньше училась с нами, потом уехала и недавно вернулась. Настя изменилась, и мы с Сашкой начали соревноваться, кто ей больше понравится из нас.

Однажды в наш 6 «б» класс вошла Нина по прозвищу Колобок и объявила, что решением совета дружины меня хотят назначить на роль вожатого в 1 «а» класс. Все засмеялись, потому что организатор из меня был никакой. Особенно смеялся Сашка, выставляясь перед Настей. Но она вдруг повернулась ко мне и сказала, что мне предлагают серьезное дело.

И я неожиданно согласился.

Придя домой, принялся сочинять речь для моего первого выступления перед подопечными. Мама и бабушка особо не поверили, что из меня получится вожатый. Слишком часто я обещал и не выполнял обещаний.

Потом пришел Сашка, и разучивание речи я отложил, решив, что прочитаю по бумажке в случае чего. Так прошло несколько дней и все, включая меня, уже забыли о моем назначении. Не забыли только первоклашки, которые явились во время моего стояния с Сашкой на голове на спор, и напомнили о собрании. Пришлось пообещать им зайти после уроков.

А после занятий мы с Сашкой в холле дрались из-за Насти. Девочка вышла из библиотеки, и драка прекратилась. Беседы не вышло, поскольку дверь класса открылась и оттуда вылезли знакомые первоклашки и завопили, что вожатый пришел. Пришлось к ним идти.

Собрание было как в тумане – все время виделся Сашка, провожающий Настю. Поэтому я вскоре сбежал, предварительно познакомившись с подопечными. Детей было много, и все они восторженно таращились на меня.

Однажды мы играли в футбол. Рядом раздался писклявый голос Наташи из 1 «а». Она просила провести ее домой, поскольку боялась собаки. Пришлось попросить замену на воротах.

Обязанности тяготили меня. Но со временем я с удивлением начал замечать, что мне нравятся эти дети и нравится с ними общаться. Мы ходили с ними в цирк и собирались после уроков. Незаметно класс превратился в единый организм с девизом «один за всех, и все за одного».

Однажды пришла плохая новость – с меня хотят снять обязанности вожатого. Но детвора пришла к директору и попросила не делать этого.

Настя и Сашка смеялись надо мной. Оказывается, тогда она пошутила о серьезности поручения.

Но мне было все равно. Впервые я чувствовал себя счастливым. Дети верили мне, и я не мог больше врать или озорничать. Ведь для них я был примером.

Тяжело совершать плохие поступки, когда за тобой следуют хорошие, честные люди.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

Железников. Все произведения

  • История с азбукой
  • Каждый мечтает о собаке
  • Мальчик с красками
  • Путешественник с багажом
  • Разноцветная история
  • Рыцарь
  • Три ветки мимозы
  • Троп
  • Хорошим людям – доброе утро!
  • Чудак из 6 б
  • Чучело

Чудак из 6 б. Картинка к рассказу

Сейчас читают

По указу короля был объявлено, что тот, кто сделает самое невероятное, получит половину королевства и принцессу в жены.

Эммануил Кант – немецкий философ, в 1781 году опубликовал свое первое издание «Критики чистого разума», второе появилось в 1787 году. Кант разделяет познание на 2 вида, первое не зависит от опыта, а второе коренится в опыте

Писатель Шергин сначала стал известен как сказитель. Он собирал певческие сказы у Архангельских старцев и слышал от матери и исполнял сам, которые затем вошли в его дебютную книгу

Девочка Женя Люверс проживает в городе Пермь. Лето семья проводит на даче на берегу Камы. Проснувшись ночью, Женя испугалась звуков и огней, которые раздавались на противоположном берегу

Молодой художник гостил у своего друга. Рисовать ему не хотелось. Чтобы как-то скоротать время, он целый день бродил и любовался округой. Как-то гуляя, он попал в чужую усадьбу.

Краткое содержание «Чудак из “6-Б”»

Средняя оценка: 4.1

Всего получено оценок: 1066.

О произведении

Повесть «Чудак из шестого “Б”» Железникова написана в 1962 году. Это история о жизни обычного школьника, которому повезло найти призвание уже в шестом классе.

В произведении освещается важная тема — у каждого человека должно быть любимое дело, которое придаёт жизни смысл и делает его счастливым. Повесть учит также милосердию, человеколюбию, умению дружить.

Для читательского дневника и подготовки к уроку литературы рекомендуем читать онлайн краткое содержание «Чудак из “6-Б”». Проверить полученные знания можно при помощи теста на нашем сайте.

Главные герои

  • Боря Збандуто – шестиклассник, чудаковатый, взбалмошный мальчик с большим сердцем.

Другие персонажи

  • Родители Бори – добрые люди, которые мечтают видеть в сыне порядочного человека.
  • Саша Смолин – лучший друг Бори, его единомышленник во многих жизненных вопросах.
  • Настя Монахова – одноклассница Бори и Саши, в которую они оба влюбились.
  • Нина (Колобок) – старшая вожатая, ответственная, правильная старшеклассница.
  • Наташа Морозова – первоклассница, очень честная, принципиальная, любознательная девочка.

для самых нетерпеливых –

Краткое содержание

Перед отъездом в командировку отец поручил Боре «купить подарок маме ко дню рождения» . Мальчик взял десять рублей, заверив отца, что не подведет его.

Боря был очень принципиальным, и к своим годам усвоил истину: «…главное в жизни – не поддаваться, а то погибнет всякая индивидуальность» . Он даже специально не собирал марки, так как все в классе их собирали. По той же причине Боря плохо учился: их класс сплошь состоял из отличников и хорошистов.

Боря не любил «откладывать важные дела в долгий ящик» , и уже на следующий день отправился за подарком для мамы. На улице он повстречал своего лучшего друга Сашку Смолина, которому он гордо продемонстрировал хрустящую десятку. Чтобы поднять свой авторитет, Боря сказал, что это его собственные деньги, которые он может тратить по своему усмотрению. Он решил разменять ее и купить два билета в кино.

Как-то раз, по дороге в школу Боря и Сашка встретили свою бывшую одноклассницу – Настю Монахову, которая училась с ними до четвертого класса. За время отсутствия Настя заметно похорошела, и она буквально «околдовала» друзей.

Придя в школу, Боря неожиданно для себя узнал, что его назначили вожатым в первый класс. Об этом ему сообщила «старшая вожатая Нина, которую прозвали Колобком» – толстая девочка, которая всегда что-то жевала. Боря согласился стать вожатым, но только для того, чтобы поразить Настю.

Боря воодушевился и стал представлять, как он замечательно подготовит своих первоклашек. Например, они могут перейти на «ускоренное обучение: за год – три класса» , или же организует «для них учение во время сна» . Он принялся было сочинять речь для первоклассников, но тут появился Сашка и друзья пошли гулять.

Спустя несколько дней, когда Боря уже позабыл о том, что его назначили вожатым, в его классе появились две маленькие девочки. Ученицы «1А» напомнили Боре, что весь класс ждет его уже неделю. После уроков он отправился к своим подшефным, которые поначалу смотрели на него «с немым восхищением, как на бегемота в зоопарке» , и даже написали на доске большими буквами «БОРЕ УРА!».

Боре было сложно сразу запомнить, кого как зовут. Он предложил малышам отправиться «в автоматическую фотографию» , чтобы каждый сфотографировался и подписал свое фото. Спустя время он даже подружился с Наташей Морозовой, чья мама умерла, а отец пропадал в командировках в Африке. Но Боре было сложно признаться Сашке, что он привязался к «шмакодявке» .

Вскоре первоклассники настолько одолели Борю, что он пришел в школу с подготовленным заявлением об уходе в «отставку с высокого поста вожатого» . На днях он замечательно провел время с Настей, истратив еще один рубль из «маминой» десятки. Она как-то обмолвилась, «что нет в мире более скучного занятия, чем возиться с первоклассниками» , и Боря решил завязать с «1Б». Но, поразмыслив, он понял, как сильно успел привязаться к детям, и изменил свое решение.

Совершенно неожиданно для себя Боря узнал от Нины, что его собираются отстранить от должности по той причине, что он якобы влиял «дурно на детей» . Мальчик всячески пытался сделать ребят лучше, но некоторые родители не одобрили его методы и пожаловались директору.

Когда Борю вызвали в кабинет к директору, он с удивлением обнаружил там Наташу Морозову. Девочка от имени всего класса отважно заступилась за своего вожатого, рассказав директору обо всех его достоинствах. Так Боря остался вожатым «1А» класса.

Как-то раз Боря решил отвести ребят в цирк, и только двое из них не смогли пойти на представление – Зина, которая занималась плаваньем, и Гена, вынужденный помогать матери расчищать улицы от снега и льда. Ребята не захотели идти в цирк без своего одноклассника, и тогда Боря предложил помочь Генке побыстрее справиться с работой, что позволит всем вместе пойти на представление. Дети, многие из которых оказались в цирке в первый раз, получили огромное удовольствие. Оно еще больше подкрепилось порцией мороженого, купленного Борей на последние «мамины» деньги.

Однажды Борю «посадили караулить первоклашек на контрольной» . Заметив, что все его подопечные делают одну и ту же досадную ошибку, он написал на листике правильные ответы, а сам отвернулся. В итоге весь класс, за исключением честной Наташи Морозовой, получил пятерки и четверки.

И вот наконец наступил день рожденья мамы. Боря, у которого не было подарка, притворился, что забыл об этом важном событии. Мама тихо вышла из дома, и Боря понял, как ей было обидно, ведь ее не поздравили самые близкие люди, «как будто она жила не в семье, а на необитаемом острове» . Позвонил отец, который опоздал всего лишь на пять минут и не успел поздравить любимую женщину лично. Боря был вынужден признаться отцу, что так и не купил подарок. Не зная, что сказать в свое оправдание, он ответил, что «проел на мороженое» .

В подавленном настроении Боря пошел в школу, где узнал о ссоре между Настей и Сашей. Сашка так и не успел с ней помириться, потому что «неожиданно приехал ее отец и забрал ее с собой» на Дальний Восток. Решив исправиться и расставить все точки над «i», Боря признался в школе, что разрешил первоклашкам списывать на контрольной. Также он позвонил маме на работу и поздравил ее с днем рожденья. Боря помирился с Сашкой и пригласил его к себе домой, «на именинный пирог» . Ощутив, что может жить той жизнью, которая ему по душе, Боря почувствовал себя по-настоящему счастливым.

Заключение

Повесть Железникова учит добру, милосердию, человеколюбию, но самое главное – умению дружить и никогда не бросать друзей в трудные минуты.

После ознакомления с кратким пересказом «Чудака из «6-Б»» рекомендуем прочесть произведение в полной версии.

Тест по рассказу

Проверьте запоминание краткого содержания тестом:

Краткое содержание книги Железникова «Чудак из 6-б»

В 1962 году Владимир Карпович Железников написал повесть о мальчике по имени Боря. От сверстников он отличался тем, что уже в шестом классе нашёл призвание. Чтобы подготовиться к уроку литературы и заполнить читательский дневник, достаточно прочитать «Чудак из 6-б» в кратком содержании, а потом, если появится желание, можно изучить полный текст произведения.

  1. Главные и второстепенные персонажи
  2. Сжатый пересказ
  3. Назначение вожатым
  4. Поход в цирк и контрольная
  5. День рождения мамы
  6. Завершение истории

Главные и второстепенные персонажи

Главный герой повести — добрый и отзывчивый мальчик Боря Збандуто. В его жизни часто случаются забавные истории и приключения. Почти всегда герой находит остроумный выход. Взрослым шестиклассник кажется чудаком, однако он всегда готов прийти на помощь к тому, кто оказался в сложном положении. Другие персонажи книги:

  • Наташа Морозова. Любознательная девочка, очень добрая и честная. Наташа учится в 1 классе.
  • Нина (Колобок). Ответственная старшеклассница, вожатая. Любит, чтобы всё было правильно.
  • Настя Монахова. Девочка, в которую влюбились Боря и его лучший друг.
  • Саша Смолин. Приятель главного героя, поддерживает его во многих начинаниях. Любит Настю.
  • Родители Бори. Порядочные и добрые люди, мечтающие, чтобы сын вырос достойным, а не «оболтусом».

В повести много других героев, которых можно отнести к третьестепенным. Персонажи, без которых произведение не получилось бы таким реалистичным:

  • ученики 1 класса, в котором Збандуто назначили вожатым;
  • тётя Оля;
  • директор школы;
  • «Чайная Роза»
  • Валька Чижова;
  • мама Зины Стрельцовой;
  • другие знакомые Бори.

Сжатый пересказ

Уезжая в командировку, отец поручил Боре купить маме подарок ко дню рождения. Мальчик пообещал, что не подведёт. Отец дал 10 рублей, и Боря действительно хотел купить на них что-то хорошее, но помешал случай. На следующий день после отъезда отца герой собрался в магазин. На улице он встретился с Сашкой Смолиным — своим лучшим другом, и похвастался десяткой. Товарищ не поверил, и тогда Боря достал хрустящую купюру.

Чтобы доказать, что деньги его собственные, герой предложил сходить в кино. Через несколько дней позвонил отец и поинтересовался, что с подарком. Борис начал на ходу придумывать историю о том, что уже ходил в магазин под названием «Всё для женщин» и видел там кое-что интересное.

Отец удивился, так как на том месте, о котором говорил Боря, всегда была керосиновая лавка. Позже герой пошёл туда: действительно, на указанном им месте находился хозяйственный магазин. На всякий случай мальчик купил тюбик синей краски.

Придя домой, он подумал, что нужно покрасить кровать. Правда, было опасение, что мама расстроится, но Боря решил не обременять себя раздумьями.

Синяя кровать выглядела очень красиво — лучше, чем тогда, когда была облупившейся. Борина мама работала учителем физкультуры. Придя домой, она отвесила сыну подзатыльник. Выходка «балбеса» её сильно расстроила. В это время позвонила тётя Оля, и женщина пожаловалась на то, что натворил её «любимец». После разговора с родственницей мама Бориса безнадёжно махнула рукой, но мальчик расстраивался недолго: скоро его отвлекла обычная московская суета.

Назначение вожатым

Однажды Сашка и Борис шли в школу, и вдруг им встретилась Настя Мохова, которая раньше училась с ними в одном классе. С тех пор как ребята виделись последний раз, девочка заметно изменилась. Друзья сразу влюбились в нее. Придя в класс, главный герой узнал, что его назначают вожатым в 1 класс. Об этом сообщила Нина по прозвищу Колобок. Девочка была полной и постоянно что-нибудь жевала, поэтому её так прозвали.

Боря хотел чем-то удивить Настю, когда узнал, что она снова будет учиться с ними в одном классе, и с радостью согласился быть вожатым у первоклассников. Он воодушевился и стал мечтать о том, как интересно будет детям под его руководством.

Тем временем одноклассники развеселились и стали по-разному изменять его фамилию:

  • Надувато;
  • Донато;
  • Бандито.

Герой не расстроился, а пошёл домой, и по дороге всё рассуждал о том, каких дел «понаделает» со своими подопечными. Дверь в квартиру ему открыла гостья — Полина Харитоньевна. Когда-то мальчик перевёл её через дорогу, и с тех пор она часто приходила с тортом, чтобы попить с Бориной мамой чай.

Старушке было уже 80 лет, она носила несуразный салоп и всего опасалась. Мама героя говорила, что в Полине Харитоньевне живы пережитки. Мальчик начал произносить речь, которую приготовил для подопечных, и старушка испугалась. Боря заверил, что всё в порядке, просто его назначили вожатым. Тогда гостья успокоилась, назвала его Бокой и сказала, что теперь он должен показывать другим пример.

Через неделю в Борин класс пришли ученицы из 1 «А» и напомнили, что класс ждёт вожатого. После уроков Боря пошёл знакомиться с ребятами. Он не мог сразу запомнить имена всех детей, поэтому предложил всем сфотографироваться и подписать фото. У одной из девочек класса когда-то умерла мама, а папа часто уезжал в командировки. Ученицу звали Наташей Морозовой. Борис привязался к ней, но не хотел говорить об этом даже самому близкому другу.

Новоиспечённый вожатый хорошо ладил с детьми, но однажды Настя, с которой он гулял, сказала, что возня с первоклассниками — это скучно.

В тот день Борис как раз потратил ещё 1 рубль из десятки, предназначенной для покупки подарка. Он написал заявление с просьбой о том, чтобы его освободили с «высокого поста».

Поход в цирк и контрольная

Поразмыслив, мальчик всё же решил остаться вожатым у ребят, ведь он уже успел подружиться с ними. Но Нина по прозвищу Колобок сказала, что его хотят отстранить с этой должности. Окружающим кажется, будто Борис «плохо влияет» на детей. Чудаковатый шестиклассник применял не совсем обычные методы, направленные на то, чтобы первоклассники стали смелее, умнее и добрее. Но некоторые родители посчитали, что Борис воспитывает их детей неправильно, и на него поступила жалоба директору.

Когда мальчика позвали к директору на разговор, он вошёл в кабинет и увидел, что Наташа Морозова тоже пришла. Девочка решила заступиться за своего вожатого. Она так убедительно рассказала директору о достоинствах Бори, что он решил не отстранять мальчика от «должности».

Так герой остался вожатым у ребят. Однажды он решил сводить их в цирк. Оказалось, что 2 человека из класса не могут пойти. Зина Стрельцова занималась плаванием, и в этот день у неё была тренировка. А Гена должен был помогать маме чистить улицы от наледи, но ребята этого не знали и решили зайти за ним.

Мальчик сгребал снег лопатой, а его мать чистила тротуар скребком. Женщина начала отказываться от помощи ребят, но Гена проворно принёс инструмент, и вскоре работа была выполнена. Тогда тётя Маруся отпустила Генку в цирк.

Когда ребята пришли, представление уже началось, и контролёр не хотела их пускать. Улучив момент, дети всё же прошмыгнули в зал, и там их стал высмеивать клоун. Мальчики не растерялись и сказали, что работали, поэтому опоздали. Тогда клоун перестал смеяться и провёл всех на места, а Боря на последние деньги купил всем мороженого.

Вскоре героя попросили присмотреть за 1 классом, пока дети будут писать контрольную. Их учительница в тот день заболела. Мальчик заглянул в тетради и увидел, что все делают одинаковые ошибки. Тогда он написал решение на листке и сделал вид, что отвернулся. Записи быстро исчезли, и всё время, пока ребята выполняли контрольную работу, их вожатый смотрел в окно.

На следующий день выяснилось, что весь класс, кроме одного человека, получил пятёрки. Удивлённый герой решил выяснить, кто этот «размазня», не сумевший даже списать. Оказалось, честная Наташа Морозова решала сама. Она не захотела списывать из принципа. Боря сказал, что она всех подвела, и девочка быстро вышла из класса.

День рождения мамы

После гадких слов, сказанных в адрес Наташи, герой долго шёл за ней, кривлялся и шутил, желая, чтобы первоклассница перестала обижаться. Но девочка была непреклонна. Незадачливому вожатому было очень стыдно. Когда дошли до собаки, Наташа гордо прошагала мимо неё и скрылась в подъезде.

Скоро наступил день рождения мамы. Боря не купил подарка, и ему было стыдно. Он решил притвориться, будто забыл, какой сегодня день. О том, что маме горько, он догадался только тогда, когда она молча ушла. Через 5 минут позвонил папа, и мальчик сказал, что он опоздал с поздравлением. Отец спросил, что он подарил маме. Услышав ответ, папа расстроился и повесил трубку.

В этот же день Боря, решив подкараулить Сашку, спрятался в универмаге, и вдруг его кто-то окликнул. Это была Нина, которая раньше была у них вожатой. Из Колобка она превратилась в стройную девушку. Борис поведал ей о своей проблеме, и тогда Нина дала 2 рубля, чтобы он купил маме цветы. Также она рассказала свою историю: влюбившись в учителя, девушка больше не смогла каждый день видеть его и знать, что он встречается с какой-то дамой.

Завершение истории

Настя и Саша поссорились. Незадачливый влюблённый подложил девочке в парту цветы, а потом не захотел сознаться, что это он их подарил. Монахова чуть не плакала, и тогда Збандуто сказал, что это он. Иначе выглядело бы так, будто Настя сама себе подарила букет. Вскоре после этого девочка улетела с отцом на Дальний Восток.

В школе Збандуто признался, что это он подстроил всё так, чтобы дети списали правильные ответы. Его простили и разрешили остаться вожатым. На 2 рубля, которые дала Нина, мальчик купил маме цветы, а потом они вместе с Сашей пошли домой к Борису — есть именинный пирог. Друзья помирились и решили, что больше не нужно поступать как предатели.

Главная мысль повести заключается в том, что очень важно заниматься тем делом, которое по душе. Герой нашёл своё призвание в том, чтобы возиться с ребятишками, и не беда, что сначала многие над ним смеялись. В конце произведения Борис понял, как дороги ему эти несмышлёные первоклашки.

Железняков “Чудак из 6 “Б”: краткое содержание,главная мысль,главные герои?

Повесть Владимира Железникова Чудак из 6 “Б” посвящена взаимоотношениям ребят из этого класса и событиям, связанным с жизнью шестиклассника Бори Збандуто.

Краткое содержание.

  1. Борю Збандуто назначают вожатым в 1 “А” класс. Он соглашается, чтобы доказать Насте свою самостоятельность и завоевать в её глазах авторитет.
  2. Боря и его друг Сашка Смолин влюбились в Настю Монахову, но они решили, как настоящие рыцари, оставить выбор за прекрасной дамой.
  3. Проблемы первоклашек становятся проблемами самого Бори, и он помогает им трудных ситуациях: отводит домой испугавшуюся собаки Наташку, зашивает её порванное платье, вместе с ребятами помогает Генке и его матери убрать снег, чтобы мальчишка вместе со всеми смог пойти в цирк.
  4. Боря попадает и в курьёзные ситуации: разбил чашку из дорогого сервиза, испортил чернилами платье мамы Зины Стрельцовой, нахватал двоек, чтобы Настя взяла его “на буксир”.
  5. Потратил все деньги, оставленные отцом на подарок маме ко дню рождения на своих подопечных: ведёт их в автоматическую фотографию, угощает пирожками с повидлом, ведёт в цирк и покупает всем мороженое.

Главная мысль: Боря вдруг понял , что живёт жизнью, которая сделала его счастливым. Надо уметь брать на себя ответственность и принимать самостоятельные решения.

Главные герои:

Боря Збандуто, его друг Сашка Смолин, их одноклассница Настя Монахова, первоклассница Наташа Морозова.

Главный герой рассказа – шестиклассник Борька, немного чудоковат, немного эксцентричен и одновременно – довольно притягателен. У него есть лучший друг – Сашка Смолкин, они с Сашкой влюбились в одну и ту же девочку – Настю Монахову, но, как настоящие джентльмены, предоставили Насте сделать добровольный выбор между ними двумя.

Помимо Насти, в Борькиной жизни происходит еще одно важное событие – его назначают вожатым к первоклашкам. Постепенно Борька втягивается в работу и ребята становятся важной частью его жизни.

Главная мысль повести, наверное, состоит в том, что школа – отличное место, чтобы не только весело и с пользой провести детские годы, но и место, где молодые люди получают путевку в жизнь – учатся ответственности, испытывают первые привязанности и разочарования, учатся преодолевать трудности.

Произведение: “Чудак из шестого ‘Б'”.

Автор: Железников Владимир.

Жанр: повесть.

Рассказ в повести “Чудак из шестого ‘Б'” ведется от лица мальчика – Бориса Збандуто. Мальчика доброго, немного чудаковатого, веселого и эмоционального. Также читатель знакомится с Сашей, другом Бори. Им обоим нравилась одна девочка – Настя Монахова.

История начинается с того, что отец Бори уезжает в командировку и оставляет мальчику десять рублей на подарок маме ко дню рождения. Мальчик решил пойти за подарком сразу, так как не любил откладывать дела в долгий ящик. Но решив похвастаться перед другом, он разменял оставленные отцом деньги и немного потратил.

Когда Боря и его друг Саша идут в школу, они встречают бывшую одноклассницу Настю. Настя подросла и похорошела, она очень понравилась обоим мальчикам. В школе Бориса назначили вожатым в первый класс “А”, он согласился, чтобы произвести впечатление на Настю. Из-за девочки отношения Бори и Саши испортились.

Боря приступает к своим обязанностям вожатого первоклашек. Мальчик не замечает, как с радостью начинает заботиться и помогать юным школьникам. Он провожает домой маленькую Наташу, испугавшуюся собаки, ходит с ребятами на мероприятия. Ради своих подопечных он даже жертвует временем, которое мог бы провести с Настей. Это время девочка проводит с Сашей, Боре обидно, но своих первоклашек бросить он уже не может. Папины деньги, которые были даны на подарок, мальчик постепенно тратит на своих ребят. Когда дата дня рождения мамы подошла, подарка у Бори не было. Он пытался объяснить папе, почему потратил деньги.

Финал истории хороший: друзья мирятся, вместе поздравляют маму Бори и дарят ей цветы, купленные на деньги, которые ребятам одолжили.

Главная мысль: ответственность перед другими делает нас лучше. Когда мы заботимся о тех, кто от нас зависит, мы становимся добрее и лучше, так как осознаем, что должны подавать пример. Также повесть учит тому, что мы становимся счастливее, если помогаем другим. А настоящая дружба всегда побеждает, хотя среди друзей иногда бывают разногласия.

Главные герои произведения: мальчик Боря, его друг Саша, мама, Настя Монахова, первоклассница Наташа.

Главный герой повести Железникова “Чудак из шестого “Б” – Борька Збандуто, мальчик взбалмошный и чудаковатый, хотя и добрый. Отец мальчика уезжает и оставляет сыну деньги на подарок маме, ведь у неё скоро День рождения. А тут как раз его назначают пионервожатым у первоклашек и вскоре мальчик втягивается в их детские проблемы.

Он с удовольствием водит детей в фотостудию и в цирк, и даже угощает малышей мороженым, а деньги тем временем потихоньку заканчиваются. Больше всего Боря общается с Наташей Морозовой, он вникает в проблемы первоклашки и помогает ей в разных ситуациях.

У Бори есть друг Сашка Смолкин, и они умудряются влюбиться в одну и ту же девочку: похорошевшую Настю Монахову. Из-за девочки между ребятами возникает невидимая стена, которая в конце повествования будет разрушена.

Деньги закончились, а тут наступил мамин День рождения, и Борька решил сделать вид, что забыл об этом важном событии. Мама обижена, а тут еще папа позвонил и поинтересовался какой подарок он вручил имениннице. Мальчику пришлось признаться отцу в растрате денег, но выручила его продавщица, одолжив ему деньги на цветы.

Завершается история тем, что Боря с Сашей помирились и отправляются вместе поздравлять маму.

Главная мысль повести заключается в том, что перед совершением того или иного поступка нужно подумать о возможных последствиях. Повесть учит нас быть добрыми и отзывчивыми, признавать свои ошибки и исправлять их. Нужно быть ответственными за судьбу тех людей, которые тебе доверились.

“Чудак из шестого Б” – это повесть Владимира Железникова, написанная в советское время. В ней происходят события вокруг странноватого парня, который сначала согласился быть вожатым, потом хотел отказаться, а потом не хотел, чтобы его сняли с этого важного назначения.

Все начинается с того момента, что главному герою, фамилия его Збандуто по имени Борис, папа оставляет десять рублей для подарка маме, а сам отбывает в командировку. Главный герой похвалился лучшему другу Сашке, что у него есть десятка, поэтому пришлось разменять, пойти в кино. Так он незаметно начал трать деньги, оставленные для подарка маме. В другой раз мальчик купил синюю краску и выкрасил ею кровать дома: он пообещал по телефону папе, что зайдет в магазин “Все для женщин”, которого на самом деле не было, но Борис придумал, чтобы скрыть, что потратил часть денег. Мама была возмущена, поэтому отмерила сыну подзатыльник. Тетя Оля была расстроена, поэтому мальчик много думал о своем поступке: “Московская суета!”.

Однажды Борис и его приятель Сашка решили прогулять пару уроков. Но им встретилась симпатичная девочка Настя Монахова, в которой они узнали одноклассницу, которая училась вместе с ними, но потом уехала, ее не было год, а теперь вернулась, за это время изменилась. Мальчика понравилась Настя, они решили вернуться в школу и не пропускать. Оба были от Насти без ума. Позже решили, что пусть Настя сама выберет одного из двух ребят.

В этот день вожатая Нина выдвинула кандидатуру Саши в вожатые, то есть взять шефство над первым классом. Парень бы отказался, если бы не вмешалась Настя, серьезно ему заявив, глядя в глаза, что быть вожатым – важное дело.

Когда Боря вернулся домой, он хотел написать речь, чтобы выступить перед первым классом, но его отвлек Саша, поэтому удрал в окно гулять, а мама и Полина Харитоньевна только развели руками.

Однажды девочки из “первого А” зашла за Сашей, чтобы он пришел в класс, а Саша стоял на голове. Одна из девочек была Наташа. Когда закончились уроки, то Борис и Саша побежали наперегонки: им обоим хотелось проводить Настю домой. Но вышла заминка, ребята поссорились и едва не подрались. Ситуацию спас малыш, который выглянул из-за двери, узнал Бориса, поэтому пришлось идти к “подшефным” детям. Сначала хотел прочесть по листочку свою речь, а потом просто познакомился, стараясь запомнить детей по именам, хотя все равно не запомнил. Борис пообещал, что поведет детей фотографироваться.

На другой день Борис играл в футбол и к нему подошла Наташа Морозова, попросив проводить, так как там большая собака. Собака была небольшой, а у девочки большие глаза, как “пятаки”. Борис проводил ее, а она рассказала, что никогда не обманывает, а папа сейчас с нею и мамой не живет, потому что улетел: у него командировка в Африку. Девочка оказалась веселой, они подружились. Папа Бори тоже был в командировке, только в Сибири, находясь среди тофалов. Борису понравилась Наташа, он купил ей мороженое: пришлось разменять еще рубль из тех денег, что маме на подарок.

Потом Наташа пошла вместе с Борей к его дому, – его провожала – повстречали Сашу, тот расстроен был, что в футбол проиграли. Наташа бы оставила Борю и Сашу, возвращаясь сама, но появилась собака и Борис проводил Наташу.

На другой день Боря решил, что не хочет оставаться “вожатым”, так как под угрозой его личная жизнь, некогда воспитывать подрастающее поколение. Он думал о том, чтобы Настя не встречалась с Сашей. Между тем, он всегда помогал детям: то поможет Толе справиться с застежкой на штанах, то разнимает дерущихся ребят Генку Костикова и Гогу Бунятова. Однажды Гогу пришлось проводить к зубному врачу. Боря всегда помогал детям и говорил, как надо или не надо. Дети заступились за Борю, потому что не хотели, чтобы Боря их оставил. Они все вместе пришли к Нине, вожатой, когда Боря подавал заявление, чтобы его сняли с должности. Наташа догадалась, что Боря не хочет вести первый “А” из-за Насти. Она подошла и попросила Настю, чтобы та повлияла на Борю.

Збандуто передумал уходить от детей, поэтому он пошел и написал на классной доске, что все идут назавтра фотографироваться. Он не передумал, даже когда Настя подошла и предложила погулять. В этот день пошли в автоматическую фотографию, всем было интересно и весело. А потом ели пирожки, поэтому Боря снова потратил деньги из тех, что маме на подарок.

Боря потом снова оказывается под угрозой, что он не будет вожатым. Его ведут к директору. Но тот находит совместную фотографию, когда Саша водил детей фотографироваться. Поэтому оставляет на должности.

Когда у мамы было день рождения, сначала Саша не нашел сил ее поздравить: ему бы пришлось сознаться, то не купил подарок.

Борю выручает Нина, которая ушла из школы, она любила учителя без взаимности. Нина дает Боре деньги купить маме цветы и конфеты. Нина похудела, хотя была “как колобок”

Наташа попала к врачу, у нее приступ и операция. Хирург сказала Боре в холле, что дети могут на другой день прийти и проведать. Боря понял, что Наташа ему говорила про Борю, что он вожатый, так как Боря не один, а с детьми: все вместе пришли проведать Наташу.

Главные герои: Борис Збандуто

  • отец Бориса
  • мама Бориса
  • Тетя Оля
  • Саша, друг Бориса
  • Полина Харитоньевна – бабушка, которую спас Борис и она заходит в гости, она всегда на Сашиной стороне, ей восемьдесят лет, в ней сильно развиты буржуазные манеры.
  • Наташа Морозова
  • Нина, вожатая, любит учителя в школе
  • дети из первого “А”

Главная мысль: надо все делать сообща, делать что-то для других. Боря добрый, веселый, помогает детям и они его любят. Его называют “чудаком”, а на самом деле он искренний и отзывчивый, тратит личное время на детей, ему это нравится. Главные герой понимает, что дети к нему привыкли, он тоже привязался к ним.

Добрый и отзывчивый рассказ, главная мысль, что надо быть самим собой, никому не подражать, быть искренним, проявлять чувства, думать о других.

Краткое содержание повести «Чудак из 6 «Б» В. Железникова

Другие персонажи

Родители Бори – добрые люди, которые мечтают видеть в сыне порядочного человека.

Саша Смолин – лучший друг Бори, его единомышленник во многих жизненных вопросах.

Настя Монахова – одноклассница Бори и Саши, в которую они оба влюбились.

Нина (Колобок) – старшая вожатая, ответственная, правильная старшеклассница.

Наташа Морозова – первоклассница, очень честная, принципиальная, любознательная девочка.

А ещё у нас есть:

  • для самых нетерпеливых — Очень краткое содержание «Чудак из шестого «Б»»

Краткое содержание

Перед отъездом в командировку отец поручил Боре «купить подарок маме ко дню рождения». Мальчик взял десять рублей, заверив отца, что не подведет его.

Боря был очень принципиальным, и к своим годам усвоил истину: «…главное в жизни – не поддаваться, а то погибнет всякая индивидуальность». Он даже специально не собирал марки, так как все в классе их собирали. По той же причине Боря плохо учился: их класс сплошь состоял из отличников и хорошистов.

Боря не любил «откладывать важные дела в долгий ящик», и уже на следующий день отправился за подарком для мамы. На улице он повстречал своего лучшего друга Сашку Смолина, которому он гордо продемонстрировал хрустящую десятку. Чтобы поднять свой авторитет, Боря сказал, что это его собственные деньги, которые он может тратить по своему усмотрению. Он решил разменять ее и купить два билета в кино.

Как-то раз, по дороге в школу Боря и Сашка встретили свою бывшую одноклассницу – Настю Монахову, которая училась с ними до четвертого класса. За время отсутствия Настя заметно похорошела, и она буквально «околдовала» друзей.

Придя в школу, Боря неожиданно для себя узнал, что его назначили вожатым в первый класс. Об этом ему сообщила «старшая вожатая Нина, которую прозвали Колобком» – толстая девочка, которая всегда что-то жевала. Боря согласился стать вожатым, но только для того, чтобы поразить Настю.

Боря воодушевился и стал представлять, как он замечательно подготовит своих первоклашек. Например, они могут перейти на «ускоренное обучение: за год – три класса», или же организует «для них учение во время сна». Он принялся было сочинять речь для первоклассников, но тут появился Сашка и друзья пошли гулять.

Спустя несколько дней, когда Боря уже позабыл о том, что его назначили вожатым, в его классе появились две маленькие девочки. Ученицы «1А» напомнили Боре, что весь класс ждет его уже неделю. После уроков он отправился к своим подшефным, которые поначалу смотрели на него «с немым восхищением, как на бегемота в зоопарке», и даже написали на доске большими буквами «БОРЕ УРА!».

Боре было сложно сразу запомнить, кого как зовут. Он предложил малышам отправиться «в автоматическую фотографию», чтобы каждый сфотографировался и подписал свое фото. Спустя время он даже подружился с Наташей Морозовой, чья мама умерла, а отец пропадал в командировках в Африке. Но Боре было сложно признаться Сашке, что он привязался к «шмакодявке».

Вскоре первоклассники настолько одолели Борю, что он пришел в школу с подготовленным заявлением об уходе в «отставку с высокого поста вожатого». На днях он замечательно провел время с Настей, истратив еще один рубль из «маминой» десятки. Она как-то обмолвилась, «что нет в мире более скучного занятия, чем возиться с первоклассниками», и Боря решил завязать с «1Б». Но, поразмыслив, он понял, как сильно успел привязаться к детям, и изменил свое решение.

Совершенно неожиданно для себя Боря узнал от Нины, что его собираются отстранить от должности по той причине, что он якобы влиял «дурно на детей». Мальчик всячески пытался сделать ребят лучше, но некоторые родители не одобрили его методы и пожаловались директору.

Когда Борю вызвали в кабинет к директору, он с удивлением обнаружил там Наташу Морозову. Девочка от имени всего класса отважно заступилась за своего вожатого, рассказав директору обо всех его достоинствах. Так Боря остался вожатым «1А» класса.

Как-то раз Боря решил отвести ребят в цирк, и только двое из них не смогли пойти на представление – Зина, которая занималась плаваньем, и Гена, вынужденный помогать матери расчищать улицы от снега и льда. Ребята не захотели идти в цирк без своего одноклассника, и тогда Боря предложил помочь Генке побыстрее справиться с работой, что позволит всем вместе пойти на представление. Дети, многие из которых оказались в цирке в первый раз, получили огромное удовольствие. Оно еще больше подкрепилось порцией мороженого, купленного Борей на последние «мамины» деньги.

Однажды Борю «посадили караулить первоклашек на контрольной». Заметив, что все его подопечные делают одну и ту же досадную ошибку, он написал на листике правильные ответы, а сам отвернулся. В итоге весь класс, за исключением честной Наташи Морозовой, получил пятерки и четверки.

И вот наконец наступил день рожденья мамы. Боря, у которого не было подарка, притворился, что забыл об этом важном событии. Мама тихо вышла из дома, и Боря понял, как ей было обидно, ведь ее не поздравили самые близкие люди, «как будто она жила не в семье, а на необитаемом острове». Позвонил отец, который опоздал всего лишь на пять минут и не успел поздравить любимую женщину лично. Боря был вынужден признаться отцу, что так и не купил подарок. Не зная, что сказать в свое оправдание, он ответил, что «проел на мороженое».

В подавленном настроении Боря пошел в школу, где узнал о ссоре между Настей и Сашей. Сашка так и не успел с ней помириться, потому что «неожиданно приехал ее отец и забрал ее с собой» на Дальний Восток. Решив исправиться и расставить все точки над «i», Боря признался в школе, что разрешил первоклашкам списывать на контрольной. Также он позвонил маме на работу и поздравил ее с днем рожденья. Боря помирился с Сашкой и пригласил его к себе домой, «на именинный пирог». Ощутив, что может жить той жизнью, которая ему по душе, Боря почувствовал себя по-настоящему счастливым.

Чудак из шестого «Б» — Железников Владимир Карпович

Вандал, варвар, гунн! Но в отличие от них на тебе лежит печать цивилизации нескольких столетий! Может быть, ты считаешь, это не имеет значения? Посмотрим, посмотрим…

Из высказывания тети Оли в мой адрес.

Владимир Карпович ЖЕЛЕЗНИКОВ

ЧУДАК ИЗ ШЕСТОГО «Б»

Художник О. Коровин

ТЕТРАДЬ С ФОТОГРАФИЯМИ

Эта история началась с того, что отец, уезжая в командировку, поручил мне купить подарок маме ко дню рождения. Он оставил целых десять рублей, но, прежде чем удалиться, все же спросил:

— Надеюсь, ты меня не подведешь?

Я, конечно, успокоил его самым решительным образом.

Если бы с нами рядом была тетя Оля, то она обязательно сказала бы под руку: «Неистребим дух хвастуна!»

Это я-то хвастун?! Посмотрим, посмотрим…

Да! Вы же не знаете тети Оли. Это наша родственница и домашняя прорицательница. Она учительница литературы в отставке, ей уже за шестьдесят. Между прочим, большая благодетельница: уступила мне свою комнату, а сама переехала к сестре на другой конец Москвы. Получается, что она ничего, не тычет в нос своей добротой, как другие. Ну, отдала комнату и отдала и не напоминает. Но зануда! У-у-у, зануда номер один.

Она воспитывала меня с пеленок: говорят, запрещала писаться и плакать. И вроде бы ей удалось кое-чего добиться, но я думаю, это легенда, которую она распространяла сама. Не верится, чтобы я с моим характером поддался ей. Ни за что!

В общем, она умоталась, и слава богу, потому что я не люблю, когда меня постоянно воспитывают. Иногда даже хочется сделать что-нибудь хорошее, но специально отказываешь себе в этом, чтобы не подумали, будто я поддался воспитанию. Хотя тетя Оля это делает хитро и незаметно.

Но меня не проведешь. У меня глаз наметанный. Я давно усвоил: главное в жизни — не поддаваться, а то погибнет всякая индивидуальность. А ее надо беречь.

Я, например, принципиально не собираю марки, потому что в нашем классе их собирают все; плохо учусь, потому что у нас все учатся хорошо. Как-то я сострил на истории, что урок выучил, но отвечать не буду. Правда, за это меня выгнали из класса и влепили единицу, а отец обозвал балбесом и кричал, что я значение слова «индивидуальность» понимаю шиворот-навыворот.

Хе-хе-хе, если бы тетя Оля услышала словечко «умоталась»! Вот бы подняла шум: «Что ты делаешь с великим русским языком? Это же святыня святынь! На нем разговаривал сам Пушкин!»

Но оставим тетю Олю в покое.

Так вот, заметьте, уже на следующий день после отъезда отца я собрался идти за подарком. Я не люблю откладывать важные дела в долгий ящик.

Только я вышел на улицу, как встретил своего лучшего друга Сашку Смолина.

— Ты куда? — спросил Сашка.

— Никуда, — ответил я. — А ты?

— И я никуда, — сказал Сашка.

— А у меня, — сказал я, — есть десять рублей, — вытащил папину десятку и похрустел перед Сашкиным носом.

— Подумаешь! — сказал Сашка.

— Да это же мои собственные! — возмутился я.

— Ври, да не завирайся. Вот чем докажешь, чем?

Мне надо было остановиться и ничем не доказывать, но хотелось добить Сашку, и я небрежно сказал:

И разменял папину десятку.

А через несколько дней раздался междугородный телефонный звонок. Конечно, это звонил отец. Он беспокойный тип: стоит ему уехать, как тут же начинает названивать чуть ли не каждый день. Когда он узнал, что мамы нет дома, то стал спрашивать про подарок. Я сказал, что уже кое-куда ходил и кое-что видел.

— А куда? — дотошно спросил он.

— Естественно, в магазин.

— Что-то я такого магазина не знаю, — сказал недоверчиво отец. — А ты, часом, не врешь?

А мне понравилось название «Все для женщин». По-моему, прекрасное. А он так грубо: «Ты не врешь?» Недаром тетя Оля говорила про него, что недоверчивость мешает ему наслаждаться жизнью.

— А где он находится? — продолжал он допрос.

— На улице Веснина. Как свернешь, сразу по левую руку.

— Там всю жизнь была керосиновая лавка! — завопил папа.

— Ее снесли, — храбро ответил я. — И выстроили новый магазин.

Ну, а дальше в том же духе. Рассказал ему, как этот магазин выглядит и что там продают, а цены, цены, — куда там с нашей десяткой! Тут мой папаша почему-то тяжело вздохнул и повесил трубку.

А жаль! Я бы ему еще многое порассказал, не дали мне до конца расписать прелести магазина «Все для женщин».

Между прочим, я потом сходил на эту улицу Веснина. Папа оказался прав: там был хозяйственный магазин, и это вызвало у меня большое разочарование.

На всякий случай я вошел в лавку и… почему-то купил там тюбик синей краски и кисть. Я бы не стал покупать, но в лавке никого не было, а продавец, сухонький зловредный старик, вцепился в меня хваткой бульдога и навязал.

Я думаю, он в этой лавке работал еще до революции, а в то время, как известно, была конкурентная борьба, вот он и научился всучивать. А я без привычки растерялся: ухлопал ни за что ни про что еще один рубль из папиной десятки.

Чтобы как-то успокоиться, я решил пустить краску в дело. Пришел домой и выкрасил свою кровать в синий цвет. Получилось красиво. А то кровать старая, облупившаяся. Правда, когда я закончил красить, мною овладело легкое сомнение, что моя работа может не понравиться маме. Она вполне могла придраться к тому, что синих кроватей не бывает. А почему, ответьте мне, почему не может быть синей кровати?

Мы встретились с мамой вечером. Нет, она меня не ругала, а просто отвесила хороший подзатыльник.

Не знаю, зачем применять в наше время такие забытые средневековые методы воздействия. Можно придумать что-нибудь пострашнее. Например, не подзывать к телефону, когда звонит Сашка, или выключать телевизор на самом интересном месте.

Рука у мамы тяжелая, она преподаватель физкультуры, гимнастка, после ее подзатыльников у меня голова по два часа гудит. Я проверял по часам. Как после посещения воздушного парада: ты уже дома, и тишина, и самолеты не летают, а в голове гул.

Тут, к счастью, зазвонил телефон.

Мама сняла трубку. Это звонила тетя Оля.

— Приезжай, полюбуйся, что наделал твой любимец! — кричала мама. — Он выкрасил кровать в синий цвет. Может быть, ты теперь скажешь, что у него тяга к живописи! «Не ограничивайте мальчика в фантазии (это она повторяла слова тети Оли, передразнивая ее), дайте ему простор».

Мама повесила трубку и посмотрела на меня. Она действительно была расстроена. С ума сойти, из-за какой-то кровати она готова была заплакать.

— Ну чего ты? — сказал я. — Из-за кровати…

— Да нет, — ответила она, — из-за тебя. Растешь балбесом.

— Я обязательно исправлюсь, — сказал я. — Честное слово. Вот увидишь.

Мама безнадежно махнула рукой.

Эта безнадежность сильно меня огорчила. Я почти целый день об этом думал, но потом забыл. Московская суета!

Как-то мы тащились с Сашкой в школу из последних сил. И вдруг нас нагнала незнакомая девчонка.

Она улыбнулась нам, как старым знакомым, и сказала:

— Здравствуйте, мальчики. Не узнаете? Я Настя Монахова.

А я ее действительно не узнал, и Сашка тоже не узнал. Она училась с нами до четвертого класса, а потом на год уехала. Я внимательно посмотрел на нее. Она была Настя Монахова, но какая-то новая.

А мы только перед этим решили пропустить первых два урока и придумали, что соврем, будто одинокой старушке стало плохо на улице и нам пришлось отводить ее домой. Мы даже записку написали от имени этой одинокой старушки и, чтобы наш почерк не узнали, писали в две руки: букву — я, букву — Сашка.

Это все я придумал, потому что такой случай был в моей жизни, но произошел он не в будний день, а в воскресенье и я не смог им воспользоваться.

Ссылка на основную публикацию