Аустерлицкое сражение в романе “Война и мир” – анализ эпизода и характеристика поведения Андрея Болконского

Описание и анализ Аустерлицкого сражения в романе «Война и мир»

Батальные сцены занимают важное место в произведении Л. Н. Толстого. С их помощью автор демонстрирует трансформацию характеров героев, подчёркивает исключительную ценность человеческой жизни и трагичные последствия тщеславия императоров. Описание Аустерлицкого сражения в романе «Война и мир» является кульминацией событий, представленных в первом томе.

  1. Историческая основа описания
  2. Ход сражения
  3. Начало битвы
  4. Ранение Андрея Болконского
  5. Поражение русского войска

Историческая основа описания

Битву под Аустерлицем принято называть «сражением трёх императоров». В ней принимали участие сразу три крупные державы: Россия, Австрия и Франция. Проводя анализ отрывка, можно заметить, что Л. Н. Толстой описывает это событие, опираясь на исторические факты. Автор подмечает не только расстановку сил, ход битвы, но и настроения военачальников и простых солдат. Аустерлицкое сражение кратко описано в последних главах первого тома.

Александр Первый и Франц Второй были воодушевлены победами союзной армии. Императоры были уверены в сокрушительной победе над Наполеоном по нескольким причинам:

  1. Битве при Аустерлице предшествовало сражение при Шёнграбене, где русско-австрийские войска разгромили неприятеля.
  2. Полководцы были уверены в численном превосходстве союзной армии.
  3. Австрийские генералы невысоко оценивали военные таланты Наполеона.

Военную операцию разрабатывал генерал Вейротер. Он предполагал, что в расположении врага находится не более 40 тысяч солдат.

Русско-австрийская армия насчитывала около 80 тыс. человек. Большинство военачальников поддержало план генерала. Но среди участников совета были и те, кто открыто выступал против сражения.

М. И. Кутузов был уверен в поражении союзной армии. Своё мнение он пытался донести до императора, но встретил лишь непонимание. Толстой писал, что Вейротер на все замечания Михаила Илларионовича «отвечал твёрдой презрительной улыбкой». Князь Багратион и вовсе отказался приходить на военный совет и читать план наступления. Андрея Болконского, занимающего должность адъютанта Кутузова, пугало то, что Вейротер не знал точного расположения армии Наполеона.

Николай Ростов, состоящий в эскадре гусар, слышал крики тысячи французов. Во время разведки он не разглядел французского поста, по юноше открыли огонь. После того как Ростов доложил эту информацию командованию, планы наступления не были изменены.

И всё же никто из этих героев не отказался участвовать в сражении. Это противоречило их воспитанию, ведь честь и долг перед Отечеством были превыше всего.

Ход сражения

Решающий бой произошёл 20 ноября 1805 года возле города Аустерлиц. Эта дата вошла в историю как одно из самых крупных поражений Российской империи в XIX веке.

Начало битвы

Реальное соотношение сил было совсем не такое, как предполагал генерал Вейротер. Наполеон располагал армией численностью в 73, 5 тыс. человек. К тому же французский полководец намеренно инициировал отступление и скрывал часть подразделений.

В романе «Война и мир» Аустерлицкое сражение начинается в 5 часов утра. Автор описывает тёмное утро, вся окрестность покрыта густым туманом и дымом от солдатских костров. Первыми выступают подразделения с левого фланга:

  • пехота;
  • кавалерия;
  • артиллерия.

Колоннам дан приказ спускаться с горы навстречу противнику. Командование рассчитывало вытеснить врага на Богемские горы. Из-за густого тумана солдаты не видели ничего на расстоянии 10 шагов от себя. Этим и воспользовались французы, открыв огонь по рядам союзных войск. Ситуация усугублялась тем, что командование, находившееся в замешательстве, не отдавало никаких приказов.

Наполеон с основной частью армии располагался намного ближе, чем предполагал Вейротер. Он дождался рассвета и отдал приказ о наступлении на Праценские высоты. На этой стратегической точке располагались Кутузов, Болконский и часть дивизий. Русский полководец с недовольством наблюдал за ходом битвы и отдавал приказы, которые противоречили содержанию наступательного плана Вейротера.

К военачальнику присоединились императоры. Толстой делает краткое описание их настроения: «Так пахнуло на невесёлый кутузовский штаб молодостью, энергией и уверенностью в успехе…». Как только туман рассеялся, настроение Александра Первого сразу изменилось. Он призывал Кутузова выступить с колоннами, и полководец, вопреки здравому смыслу, был вынужден подчиниться.

Войско Кутузова напоролось на наступающих французов. Главнокомандующий получил ранение в лицо, а русско-австрийская армия обратилась в бегство.

Ранение Андрея Болконского

Даже получив ранение, Кутузов не переставал командовать войсками. На спуске с горы он заметил батарею, вступившую в бой с французами. Солдат русской армии, державший знамя, был убит. Чтобы поддержать боевой дух участников сражения, Андрей Болконский решает заменить знаменосца.

Молодой дворянин мечтал совершить боевой подвиг и прославиться. Его главным кумиром был Наполеон. Столичная молодёжь восхищалась храбростью и умом Бонапарта, не задумываясь, какой ценой ему даются победы. Андрей Болконский без колебаний повёл русскую батарею в бой.

Спустя несколько минут главный герой романа был ранен. Он упал спиной на снег и видел перед собой только «бескрайнее небо Аустерлица». Мечты о совершении подвига исчезли. Болконский мог только удивляться, почему он раньше не видел этого чистого неба над головой. Он осознал, что его прежняя жизнь была пуста и ничтожна.

После сражения раненый Андрей Болконский видит Наполеона. Бонапарт уже не кажется ему великим, он видит в нём ничтожного человека, погубившего тысячи жизней. Именно во время Аустерлицкого сражения меняются взгляды героя на жизнь.

Поражение русского войска

Толстой противопоставляет поведение французов и русских на поле боя. Он описывает уверенно наступающих врагов и находящихся в смятении солдат союзной армии. Подразделения князя Багратиона смогли отразить все атаки неприятеля, но это никак не повлияло на итог битвы. Уже в 5 часов вечера сражение было проиграно по всем фронтам. Россия и Австрия потеряли пол-армии.

Николай Ростов был отправлен к Кутузову для получения дальнейших распоряжений. Юный гусар, как и Андрей Болконский, мечтал совершить подвиг и увидеть императора. Но, в отличие от главного героя, Николаю Ростову недостаёт отваги и силы духа. Он боится умереть, поэтому не рвётся вступать в открытый бой.

По пути к Кутузову он видит Александра Первого. Автор описывает его совсем не так, как в начале битвы: «Государь был бледен, щёки его впали, глаза ввалились…». Ростов видит, как императору сообщают, что его армия потерпела поражение. Александр не может сдержать слёз. По мнению Л. Н. Толстого, битва закончилась поражением в силу нескольких причин:

  1. Наблюдалось недоверие между союзниками.
  2. Действия армии были плохо скоординированы.
  3. Отсутствие мотивации у простых солдат.

Николай Ростов, как и множество других участников сражения, был недостаточно храбрым. Андрей Болконский полностью переоценил свои взгляды на жизнь и пришёл к полному отрицанию войны. Александр Первый стал больше прислушиваться к мнению Кутузова. Именно этому военачальнику он доверит командование во время Отечественной войны 1812 года. Аустерлицкая битва изменила жизнь многих героев романа.

Сочинение Аустерлицкое сражение в романе Война и мир (анализ)

Завершающим эпизодом первого тома романа «Война и мир» является Аустерлицкое сражение. Все сражения описанные в произведении — пиковые точки повествования, в них эпохальные события переплетаются с личными трагедиями и переживаниями героев, жизнь граничит со смертью, а высокопоставленные личности принимают участие в судьбах простых солдат.

Битва под Аустерлицем была проиграна заранее и все это понимали. Багратион даже не явился на военный совет, предшествующий баталиям, так как считал его бесполезным. Но большинство генералов были пропитаны ложными надеждами на победу и воодушевили всю армию на веру в нее. Это сражение оказалось переломным моментом и в судьбе Андрея Болконского. Всю свою жизнь он восхищался Наполеоном и мечтал повторить его подвиг, когда полководец спас армию на Аркольском мосту. Во время атаки князь Андрей поднимает знамя, ведя солдат за собой, но при этом получает тяжелое ранение.

В то мгновение, когда жизнь героя находится на грани смерти, автор проверяет истинны ли идеалы Болконского. Когда человек находится на волосок от смерти, все ложное сразу отсеивается, остается только важное и вечное. Наблюдая величие природы и «бескрайнее небо Аустерлица» Андрей переосмысливает всю свою жизнь, его убеждения больше не кажутся безупречными, он сам не понимает, как не замечал раньше этого высокого безграничного неба. Все остальное кажется ему пустым и ничтожным.

В то время Наполеон был примером для подражания многих молодых солдат, которые хотели быть такими же отважными и смелыми как он. Они романтизировали подвиги Бонопарта, не осознавая, что за ними стояли тысячи человеческих жизней. Многие из них даже не могли подумать, что когда-нибудь встретятся с кумиром и для них такой случай был бы счастьем, но только не для Болконского. Тогда его отношение к императору резко изменилось, он казался ему маленьким и не таким значимым, как момент единения его души с природой в ту минуту.

Можно сказать, что в этой битве произошло перерождение души князя Андрея. Всего его идеалы развеялись, как прах, он увидел жизнь с другой стороны. Но само ранение Болконского никак не повлияло на ход битвы, этим Толстой хотел показать, что один человек никак не мог повлиять на ход сражения и на его исход. А сколько таких историй сопровождало всю войну, можно только догадываться.

Описание Аустерлицкого сражения — играет важную роль в концепции романа, оно помогает многим героям осознать настоящий ужас войны и изменить свое отношение в военным действиям и к собственным жизням.

Анализ Аустерлицкого сражения в романе Толстого Война и мир

Аустерлицкое сражение несло большие надежды на победу над Наполеоном. Но оказалось всё наоборот. Наполеон показал себя талантливым полководцем, разбил две армии – русскую и австрийскую.

Аустерлиц расположен на территории Австрии. Поэтому, австрийские военачальники взяли главное руководство битвой в свои руки. Русской армии отводилась второстепенная роль. Мнение Кутузова никто не слушал и всерьёз не воспринимал.

Военный совет перед битвой совсем не был похож на военный совет в Филях, а скорее напоминал базар тщеславных ворон. Они наперебой высказывали своё мнение, тешили свою самолюбие и амбиции, пытались самоутвердиться за счёт других. Кутузова даже слушать не стали. И он просто спал тихонько в уголочке. Князь Андрей Болконский сразу понял, что это сражение будет проиграно. Но честь русского офицера не позволила ему покинуть поле боя.

А вот зря они Кутузова слушать не стали. Он, может быть, единственный, реально оценивал противника. Наполеон был умный военачальник. Его разведка не дремала, а собирала данные о численности противника, его диспозиции. Численность двух армий была больше численности армии Наполеона, поэтому, ему надо было придумать какую-то военную хитрость и заманить противника в ловушку. Поэтому Кутузов и выжидал. Он пытался понять, что же предпримет Наполеон.

Он сам не посылает солдат на верную гибель. Ждёт, когда приказ о начале атаки отдаст лично император. И он отдаёт его. Русские солдаты гибнут ни за что, они – простые пешки в императорской игре. Не зря это сражение получило название «сражение трёх императоров». Солдатам не объяснили куда наступать и зачем. А отсутствие информации всегда порождает панику. Поэтому, было достаточно испуганного крика: «Обошли!», и армия пустилась в паническое отступление. И Кутузов был не в силах противостоять этому хаосу.

И героический поступок Андрея Болконского был бессмыслен. Даже знамя не подняло солдат в атаку. Причём, оно оказалось очень тяжёлым. Болконский хотел повторить аналогичный поступок Наполеона, увенчавшийся в своё время успехом. Но в данных обстоятельствах поступок Болконского был более показушным и бессмысленным, если не сказать глупым.

Вот к чему приводит отсутствие взаимопонимания между людьми, наделёнными такой высокой властью. Дух русской армии был практически на нуле. А без воодушевляющей идеи, без силы духа людей любое мероприятие обречено на провал.

Также читают:

Картинка к сочинению Аустерлицкое сражение в романе Война и мир

Популярные сегодня темы

Конечно, эта пословица рассказывает не о нормах питания, хотя буквальное понимание фразы «не откусывай больше, чем сможешь проглотить» тоже может принести пользу

Поэзия Николая Алексеевича Некрасова занимает почетное и достойное место в русской литературе. Он писал в стиле «натуральной школы». По его идейным соображениям стихи должны отражать реальную обстановку окружающей среды

Николай Васильевич Гоголь – величайший творец русской литературы. «Мертвые души» – известнейшее его творение. В данное произведение автор вложил все особенности собственного таланта

Сейчас уже сложно не верить в НЛО. Столько фильмов снято, книг написано, столько свидетельств… И хотя нет официального, но я хотел бы, чтоб пришельцы существовали.

Основные темы творчества Ф.П.Абрамова – проблема деревни и человек-труженик. Поднимаются они и в рассказе «О чем плачут лошади». Это лирическое повествование, основная мысль которого заключена в простой формуле

Аустерлицкое сражение в романе «Война и мир»

Роль императоров в Аустерлицком сражении

История человечества состоит из побед и поражений в войнах. В романе «Война и мир» Толстой описывает участие России и Австрии в войне против Наполеона. Благодаря российским войскам была выиграна битва при Шенграбене, и это придало сил и воодушевления государям России и Австрии. Ослепленные победами, занятые в основном самолюбованием, проводя военные смотры и балы, эти два человека привели свои армии к поражению при Аустерлице. Аустерлицкое сражение в романе «Война и мир» Толстой стало решающим в войне «трех императоров». Толстой показывает двух императоров сначала напыщенными и самодовольными, а после поражения растерянными и несчастными людьми.

Наполеон сумел обхитрить и разбить русско-австрийскую армию. Императоры бежали с поля боя, а после окончания битвы император Франц решил покориться Наполеону на его условиях.

Кутузов и Вейротер – кто виноват в поражении?

Основную роль в ведении этой войны взяли на себя австрийские военачальники, тем более что бои велись на территории Австрии. И сражение возле городка Аустерлиц в романе «Война и мир» тоже было продумано и спланировано австрийским генералом Вейротером. Принять в расчет мнение Кутузова или кого-нибудь еще, Вейротер не считал нужным.

Военный совет перед Аустерлицким сражением напоминает не совет, а выставку тщеславий, все споры велись не с целью достигнуть лучшего и правильного решения, а, как пишет Толстой: «…было очевидно, что цель… возражений состояла преимущественно в желании дать почувствовать генералу Вейротеру, столь самоуверенно, как школьникам-ученикам, читавшему свою диспозицию, что он имел дело не с одними дураками, а с людьми, которые могли и его поучить в военном деле».

Сделав несколько бесполезных попыток изменить ситуацию, Кутузов проспал все время, пока длился совет. Толстой явственно дает понять, насколько Кутузову претит вся эта напыщенность и самодовольство, старый генерал прекрасно понимает, что сражение будет проиграно.

Князь Болконский, видя все это вдруг явственно осознает, что весь этот показушный совет – лишь для того, чтобы удовлетворить собственные амбиции генералов обеих армий. «Неужели из-за придворных и личных соображений должно рисковать десятками тысяч и моей, моей жизнью?» думает Андрей Болконский. Но, как истинный сын своего отца, Болконский не может унизиться до того, чтобы отказаться принять участие в сражении, пусть даже наверняка зная, что оно будет проиграно.

Анализ сражения

Почему же сражение было проиграно, и отчего Кутузов пытался предотвратить эту атаку на французов? Опытный военный, он не был ослеплен небольшими победами над французской армией, и поэтому мог реально оценить противника. Кутузов прекрасно понимал, что Наполеон – умный стратег. Он был прекрасно осведомлен о численности российско-австрийских войск, и знал, что она превышает количество французских солдат. Поэтому было понятно – Бонапарт постарается предпринять какие-либо действия, чтобы обманом заманить неприятеля в ловушку. Именно поэтому Кутузов пытался оттянуть время, чтобы сориентироваться и понять, что задумал французский император.

Даже во время сражения, встретившись с царем, Кутузов медлит, и посылает солдат в атаку только после приказания российского императора.

В описании Аустерлицкого сражения в «Войне и мире» Толстой показывая поле боя с двух противоположных сторон, как бы противопоставляет императоров Наполеона, Александра и Франца.

Над обеими армиями одно и то же «…ясное голубое небо, и огромный шар солнца, как огромный пустотелый багровый поплавок, колыхался на поверхности молочного моря тумана». Но при этом французские войска идут в бой уверенно и с воодушевлением, а среди российско-австрийской армии вовсю идут внутренние трения и споры. От этого солдаты тоже чувствуют неуверенность и смятение. Включая описание природы в рассказ об Аустерлицкой войне в романе, Толстой словно описывает декорации в театре военных действий. Голубое небо Аустерлица, под которым бились и умирали люди, солнце, освещающее поле боя и солдат, уходящих в туман, чтобы стать обычным пушечным мясом в игре императорских амбиций.

Андрей Болконский

Для Андрея Болконского Аустерлицкое сражение – возможность показать себя, проявить все свои лучшие качества. Как Николай Ростов перед Шенграбенской битвой мечтал совершить подвиг, но, в момент опасности вдруг осознал, что его могут убить, так же и Болконский перед сражением думает о смерти. И удивление Ростова: «Убить меня? Меня, кого так любят все!» очень похоже на недоумение Болконского: «Неужели из-за придворных и личных соображений должно рисковать десятками тысяч и моей, моей жизнью?».

Но при этом результат этих мыслей у Ростова и Болконского разный. Если Ростов бежит в кусты, то Болконский готов идти навстречу опасности, чтобы «…наконец показать все то, что я могу сделать». Болконский тщеславен, так же как его отец, и его сын в будущем, но это тщеславие идет не от пустого бахвальства, а от благородства души. Он мечтает не о наградах, а о славе, о людской любви.

И в минуты его размышлений о грядущих подвигах Толстой словно опускает его на землю. Князь вдруг слышит глупую шутку солдат:
«Тит, а Тит?»
— Ну, — отвечал старик.
— Тит, ступай молотить, — говорил шутник.
— Тьфу, ну те к черту, — раздавался голос, покрываемый хохотом денщиков и слуг».

Те люди, ради любви которых Болконский готов идти на подвиги, даже не подозревают о его мечтах и размышлениях, они живут обычной походной жизнью и шутят свои глупые шутки.

Героическое поведение Андрея Болконского при Аустерлицком сражении Толстой описывает обыденными словами, без прикрас и пафоса. Тяжесть знамени, которое так сложно удерживать, что Болконский бежал «волоча его за древко», описание ранения, когда словно «… со всего размаха крепкою палкой кто-то из ближайших солдат, как ему показалось, ударил его в голову». Нет ничего высокопарного и героического в описании его подвига, но именно это и создает ощущение того, что героизм – это проявление душевного порыва в обыденности военных действий.

Князь Болконский не мог поступить как-то по-другому, хотя он прекрасно понимал, что итог битвы при Аустерлице был предрешен.

Словно подчеркивая суетность всего происходящего, Толстой снова возвращается к небу над Аустерлицем, которое теперь видит над собой Андрей Болконский. «Над ним не было ничего уже, кроме неба, — высокого неба, не ясного, но все-таки неизмеримо высокого, с тихо ползущими по нем серыми облаками. «Как тихо, спокойно и торжественно, совсем не так, как я бежал, — подумал князь Андрей, — не так, как мы бежали, кричали и дрались… совсем не так ползут облака по этому высокому бесконечному небу. Как же я не видал прежде этого высокого неба? И как я счастлив, что узнал его наконец. Да! все пустое, все обман, кроме этого бесконечного неба. Ничего, ничего нет, кроме его. Но и того даже нет, ничего нет, кроме тишины, успокоения. И слава Богу. »

Заключение

Подводя итог и проведя краткий анализ описания битвы под Аустерлицем, сочинение на тему Аустерлицкое сражение в романе «Война и мир» мне бы хотелось закончить цитатой из романа, которая очень четко отражает суть всех военных действий: «Как в часах результат сложного движения бесчисленных различных колес и блоков есть только медленное и уравномеренное движение стрелки, указывающей время, так и результатом всех сложных человеческих движений этих ста шестидесяти тысяч русских и французов — всех страстей, желаний, раскаяний, унижений, страданий, порывов гордости, страха, восторга этих людей — был только проигрыш Аустерлицкого сражения, так называемого сражения трех императоров, то есть медленное передвижение всемирно-исторической стрелки на циферблате истории человечества».

Чтобы не происходило в этом мире, все это лишь движение стрелки на часах…

Аустерлицкое сражение в романе «Война и мир»

Последним событием дебютного тома любовного произведения «Война и мир» является Аустерлицкая битва. Все столкновения, изложенные в литературной работе — важные точки произведения, в них важные события соединяются с личными потрясениями и испытаниями персонажей, жизнь переплетается со смертью, а влиятельные фигуры управляют жизнями обыкновенных солдат.

Сражение под Аустерлицем было обречено на поражение, так все считали. Багратион даже не приехал на военное собрание, предшествующее сражению, потому что считал его бессмысленным. Но подавляющее большинство высших чинов было переполнено фальшивой верой в успех и вдохновило этой глупостью все войска на веру в победу. Это битва стала решающем событием в жизни Андрея Болконского. Весь свой жизненный путь он восторгался Наполеоном и хотел сделать тоже самое, что сделал его кумир, когда будущий император сохранил армию на Аркольском мосту. В ходе штурма князь Андрей выставляет флаг, ведя воинов за собой, однако получает страшную рану.

И теперь, когда действительность персонажа находится на краю гибели, писатель рассматривает его идеалы, верны ли они? Когда само существование человека держится на волоске от гибели, все ненастоящее мгновенно отсекается, продолжает быть лишь главное и нетленное. Рассматривая грандиозность естества и «бескрайнее небо Аустерлица» Андрей переосмысляет весь свой жизненный путь, его взгляды более не выглядят идеальными, он сам не может понять, как не видел прежде этого большого бесконечного небосвода. Все прочее представляется ему пустующим и жалким, неважным.

В те времена Наполеон был эталоном для большого количества юнцов, которые рассчитывали стать такими же храбрыми и отважными как он. Они восхваляли деяния Бонопарта, не представляя, какой ценой он добился всего — за его деяниями стояли тысячи порушенных и уничтоженных жизней. Почти все эти юнцы даже не имели возможности предположить, что когда-либо увидятся с своим любимцем и для них подобный эпизод был бы высшим благом, только вот не для Болконского. В момент ранения его позиция к Наполеону резко изменилась, он представлялся ему маленьким и не таким важным, как его единение внутреннего мира с первозданным творением.

Можно смело говорить, что в такой схватке случилось кардинальное изменение внутреннего мира князя Андрея. Все его совершенства исчезли, как прах, он увидел мир по-другому. Однако рана Болконского не повлияла на сам процесс сражения, этим Толстой собирался продемонстрировать, что одна личность никак не смогла бы решить исход битвы и повлиять на его финал. А как много таких потерянных жизней было за всю войну, невозможно представить.

Изложение Аустерлицкого столкновения — играет значимую роль в описании любовного произведения, оно открывает глаза практически всем персонажам понять и увидеть истинный ужас войны, и переосмыслить заново свои жизни.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

Рассвет перед битвой

В бой выступали с первыми лучами солнца, чтобы успеть поубивать друг друга до темноты. Ночью не видно было кто свои, а кто солдаты противника. Первым зашевелился левый фланг русской армии, его по диспозиции направляли разбить правый фланг французов и отбросить их в Богемские горы. Жгли костры, чтобы уничтожить все, что нельзя было нести с собой, дабы не оставить врагу стратегические ценности в случае поражения.

Солдаты чувствовали скорое выступление, угадывали приближение сигнала по молчаливым австрийским колонновожатым, мелькающим среди русского войска. Колонны двинулись, каждый солдат не знал, куда он направляется, но шел привычным шагом в толпе тысячей ног своего полка. Туман был очень густой, а дым выедал глаза. Не видно было ни той местности, откуда все выступали, ни тех окрестностей, куда приближались.

Те, кто шли в середине, спрашивали, что там видно по краям, но никто ничего не видел перед собою в десяти шагах вперед. Все передавали друг другу, что со всех сторон, даже сзади идут русские колоны. Новость успокаивала, потому каждому было приятно, что вся армия идет туда, куда направляется он. Лев Толстой со свойственным ему гуманизмом раскрывает простые человеческие чувства людей, которые идут туманным рассветом убивать и быть убитыми, как требует воинский долг.

Сражение

Для осуществления обходного маневра союзное войско было разделено на восемь колонн. Главные силы, четыре колонны пехоты и одна — кавалерии, сошли с главной дороги в южном направлении, за ними следовала царская Лейб-гвардия. Построить полки и слаженно двинуть их на врага оказалось непростой задачей: австрийские и русские офицеры жаловались на отсутствие друг у друга должной подготовки, к тому же русских серьезно оскорбляли заносчивость и высокомерие союзников. Дополнительный хаос вносило то, что части до последнего сохраняли боевой порядок войсковых колонн, который ежевечерне корректировался, и командиры каждый день получали под свое начало новые боевые части.

Обходной маневр генерала Вейротера должен был неизбежно растянуть и ослабить фронт, чем и воспользовался Бонапарт. Он сосредоточил силы в центре и в утренних сумерках, дождавшись отхода левого фланга австро-русских полков, начал наступление. Стремительному удару 50 тысяч французских солдат противостоял малочисленный центр русской армии (всего 3,5 тысяч человек). После короткого боя они были вынуждены отступить. Французы атаковали, отлично рассчитав время, и легко разделались с союзными войсками по частям.

Левое крыло войска союзников оказалось окружено с тыла и с фронта, что спровоцировало его отступление по льду замерзшего пруда под обстрелом пушек. Правое крыло русско-австрийской армии под командованием Багратиона вынуждено было также отступить после стремительной атаки кавалерии Мюрата. Только благодаря прикрытию австрийской артиллерии Багратиону удалось сохранить и перегруппировать изрядно потрепанные части.

Императоры Александр и Франц бежали с поля боя ещё задолго до окончания сражения. Раненый Кутузов едва спасся от плена.

Утреннее сражение

Долго шли маршем солдаты в молочном тумане. Потом почувствовали беспорядок в своих рядах. Хорошо, что причину суеты можно было списать на немцев: австрийское командование решило, что между центром и правым флангом большое расстояние. Свободное пространство надо заполнить австрийской кавалерией с левого фланга. Вся кавалерия по приказу высшего начальства свернула резко влево.

Генералы ссорились, дух войска падал, а Наполеон наблюдал за противником сверху. Императору хорошо было видно противника, который копошился внизу, как слепой котенок. К девятому часу утра то там, то там слышно было первые выстрелы. Русским солдатам не видно было, куда надо стрелять и где перемещается враг, вот упорядоченная стрельба завязалась над речкой Гольдбах.

Приказы не поступали своевременно, потому что адъютанты долго блуждали с ними в густой утренней мгле. Беспорядочно и расстроенно начали сражение три первых колонны. Четвертая колонна во главе с Кутузовым оставалась на высоте. Через пару часов, когда русские солдаты уже устали и ослабели, а солнце полностью осветило долину, Наполеон отдал приказ к наступлению в направлении Праценских высот.

Аустерлицкое сражение в романе «Война и мир»

Союзная армия готовится к Аустерлицкому сражению. В штабе обсуждают план сражения. Кутузов знает, что оно будет проиграно. В то время, как австрийский генерал Вейротер читает диспозицию, он спит. У князя Андрея тоже был готов план сражения, однако ему не удалось его представить.

В ночь перед сражением князь Андрей мечтает, как он завтра обретет свой Тулон. Когда армия потерпит поражение, он выскажет обоим государям свой план. Болконский один поведет в бой дивизию и выиграет сражение. И следующее сражение тоже будет выиграно им одним. В мечтах он уже занимает место Кутузова.

Князь признается себе, что хочет только одного — славы. За нее он готов отдать самых родных и близких: отца, сестру, жену. В пять утра начинается движение союзных войск. Люди ничего не видят из-за сильного тумана и дыма от костров.

Кутузов, который возглавляет одну из колонн союзных войск, мрачен и не спешит начинать сражение. Государь недоволен и спрашивает, почему Кутузов медлит, ведь они не на параде и Не на Царицыном Лугу.

Кутузов отвечает, что не начинает именно потому, что они не на параде и не на Царицыном Лугу. Его ирония понятна всем. Повинуясь Александру, Кутузов отдает приказ к наступлению. Туман начинает рассеиваться. Русские вдруг видят французов, которые оказались намного ближе, чем все ожидали.

Войска бегут. Князь Андрей останавливает их на какое-то время: со знаменем в руках он бежит вперед, за ним батальон. Начинается рукопашная схватка. Раненый, Болконский падает. Он видит уже не сражающихся людей, а высокое небо, спокойное и торжественное. Он удивлен, что до сих пор его не замечал.

Ростов находится на правом фланге, который в девять часов утра еще не вступил в сражение. Багратион посылает его к Кутузову. По дороге Ростов видит расстроенные толпы русских солдат. Также он видит государя: тот очень бледен.

Герой жалеет, что из-за своей нерешительности не смог подойти к Александру и ему помог перейти канаву другой человек, капитан Толь. Государь пожал ему руку. Сражение проиграно.

Русские бегут, на узкой плотине их обстреливает французская артиллерия. Долохов прыгает на лед, кричит, что он держит. Однако лед гнется и трещит. За ним прыгают другие и тонут.

Князь Андрей лежит на Праценской высоте. Поле сражения объезжает Наполеон: он таким образом, рассматривая убитых и раненых, воспитывает в себе силу духа.

Глядя на Болконского, он говорит, что его смерть прекрасна. Князю, который видит небо, речь Наполеона кажется не более чем жужжанием мухи. Андрей стонет, его относят в госпиталь.

Ранение Андрея Болконского

Князь Андрей начинал Аустерлицкое сражение рядом с генералом Кутузовым, он с завистью смотрел в долину. Там в холодной молочной тьме слышались выстрелы, а на противоположных склонах угадывалась неприятельская армия. Михаил Илларионович со свитой стоял на краю деревни и нервничал, он подозревал, что колонна не успеет выстроиться в нужном порядке, пройдя деревню, но подъехавший генерал настаивал, что французы еще далеко по диспозиции.

Кутузов послал князя к командиру в третью дивизию с приказом приготовиться к бою. Адъютант Болконский исполнил поручение командующего. Полевой командир третей дивизии очень удивился, ему не верилось, что неприятель так близко. Боевому начальству казалось, что впереди имеются другие колонны солдат, которые первыми встретят неприятеля. Наладив упущение, адъютант вернулся обратно.

Встреча Кутузова с Александром I

Командующий выжидал, по-старчески, зевая. Вдруг с тыла послышалось приветствие полков по всей линии наступавшей русской армии. Скоро эскадрон всадников в разноцветных формах можно было различить. В направлении из Працена следовали императоры России и Австрии, окруженные своей свитой.

Фигура Кутузова преобразилась, он застыл, поклонившись перед монархом. Теперь это был верноподданный его величества, не рассуждающий и уповающий на волю государя. Михаил Илларионович переигрывал, салютуя молодому императору. Болконский подумал, что царь красив, у него прекрасные серые глаза с выражением возрастной невинности. Александр велел начинать сражение, хотя командующий всячески старался подождать, пока полностью рассеется туман.

Ход сражения

Наполеон знал, что союзной армией командует не опытный полководец М.И.Кутузов, а молодой император Александр I, который находился на троне всего четыре года. Из этого был сделан вывод, что союзники начнут действовать согласно австрийскому плану.

В 9 утра битва началась с наступления армии Наполеона на Праценские высоты. Удар пришелся на центр армии Александра I и эти части, несмотря на численное превосходство, вынуждены были отступить.

Следующим шагом императора Франции стала атака его главных сил на левое крыло русско-австрийской армии. Ему повезло с рельефом местности, из-за расположения в зоне боев прудов, союзные войска оказались едва ли не в окружении и стали отходить по замерзшему льду. Из-за огня артиллерии французов на прудах погибло около 1000 человек.

Правое крыло армии союзников под руководством Багратиона стало отступать под натиском кавалерии Мюрата. В результате, Михаил Кутузов был ранен и едва избежал плена, а императоры России и Австрии сбежали с поля боя еще до завершения битвы.

К вечеру этого дня ситуация на поле боя указывала на распад третьей коалиции. Для российской армии Аустерлиц стал позором, так как впервые со времена Петра I и Северной войны армия проиграла противнику крупное сражение. Для австрийцев поражения были более привычными. Александр I впал в смятение, а его свита разбежалась и собралась полностью только к утру.

Потери в сражении составили:

  • От 9 до 12 тыс. солдат французской армии.
  • 21 тыс. солдат русской армии.
  • 6 тыс. австрийцев.

Австрийский император заключил мир с Наполеоном, а Александр I продолжил войну уже в составе четвертой антифранцузской коалиции. Основным союзником для него в 1806-1807 годах стала Пруссия.

Одним из известных участников Аустерлицкого сражения по стороны России был граф Алексей Аракчеев. В 1808 году он на два года занял пост военного министра, а позже создавал военные поселения.

Рис. 3. Аустерлиц сражение.

Полковое знамя

Когда русское командование в силу погодных условий смогло рассмотреть и оценить расположение армии, оказалось, что противник находится в двух верстах, а не в десяти, как предполагал Александр по своей неопытности. Андрей успел заметить, что враги наступают в пятистах метрах от самого Кутузова, хотел предупредить апшеронскую колонну, но по рядам пробежала паника молниеносно.

Еще пять минут назад по тому месту проходили стройные колонны перед императорами коалиции, теперь бежали толпы перепуганных солдат. Масса отступавших не выпускала попавшего в нее и хаотично захватила Кутузова. Все происходило очень быстро. На спуске горы еще отстреливалась артиллерия, но французы были слишком близко.

Рядом стояла пехота в нерешительности, вдруг по ней открыли огонь, и солдаты без приказа начали отстреливаться. Раненый прапорщик уронил знамя. С криком «Урааааа!» князь Болконский подхватил упавшее полотнище, ни на миг не сомневаясь, что батальон последует за своим знаменем. Нельзя было сдавать французам пушки, потому что они сразу же повернут их против бегущих и обратят их в кровавое месиво.

За орудия уже кипел рукопашный бой, когда Андрей почувствовал удар по голове. Он не успел увидеть, чем закончился бой. Небо. Только синие небеса, не вызывающие никаких чувств и мыслей, как символ бесконечности разверзлись над ним. Наступила тишина и покой.

Итоги

Потери союзного войска составили немногим менее 30 тысяч человек, причем две трети из них были русскими. Французы потеряли всего около десяти тысяч человек.

Из всех побед, одержанных Наполеоном, именно битва при Аустерлице вошла в учебники военного искусства как одна из самых блестящих кампаний французского императора, а в профессиональном отношении, это была, пожалуй, самая ценная победа в жизни Наполеона. Император Франц II разочаровался, заявил о бессмысленности продолжения боевых действий против Франции и вывел Австрию из коалиции.

В последний раз Россия переживала настолько сокрушительное поражение в 1700 году в битве при Нарве, с тех пор в общественном сознании успело укрепиться мнение о непобедимости русской армии. Несмотря на разгром, для русских войск все закончилось не так печально, как могло быть — в конце концов основная масса войск (до 50 тыс. человек) организованно отступила, забрав с собой более половины артиллерии.

Проигравшие армии быстро извлекли уроки из поражения. Было проведено множество крупных и мелких реформ, касающихся тактики, структуры войск, модернизации вооружения. После этого русская и австрийская армии перестали быть легким противником и французам огромных усилий стоили победы 1807 и 1809 годов, за которыми с 1812 года последовала череда поражений.

Описание и анализ Аустерлицкого сражения в романе «Война и мир»

Роль императоров в Аустерлицком сражении

История человечества состоит из побед и поражений в войнах. В романе «Война и мир» Толстой описывает участие России и Австрии в войне против Наполеона. Благодаря российским войскам была выиграна битва при Шенграбене, и это придало сил и воодушевления государям России и Австрии. Ослепленные победами, занятые в основном самолюбованием, проводя военные смотры и балы, эти два человека привели свои армии к поражению при Аустерлице. Аустерлицкое сражение в романе «Война и мир» Толстой стало решающим в войне «трех императоров». Толстой показывает двух императоров сначала напыщенными и самодовольными, а после поражения растерянными и несчастными людьми.

Наполеон сумел обхитрить и разбить русско-австрийскую армию. Императоры бежали с поля боя, а после окончания битвы император Франц решил покориться Наполеону на его условиях.

Историческая сводка о битве при Аустерлице

Аустерлицкое сражение состоялось 20 ноября (по старому стилю – 2 декабря) 1805 года. Битва признана решающей, поворотной в ходе войны Третьей Антифранцузской коалиции и Франции. Здесь, под городком Аустерлиц (ныне – город, находящийся в Чехии, в исторической области Моравия), столкнулись силы армий императора Наполеона, а также императоров Александра I и Франца II. В результате сражения, Франция одержала решающую победу, что привело к ликвидации коалиции. Наполеон вступил на поле Аустерлица с меньшими силами, но потери союзников коалиции оказались несравнимо большими.

Читателю, однако, следует принять во внимание, что реальное сражение при Аустерлице и битва, описанная Львом Толстым – это не идентичные явления. Первое относится к области исторической действительности, а второе – к художественному, литературному переосмыслению событий.

Императоры и война: какова роль глав государств?

История, Клио, как известно, – капризная муза. Клио сохраняет имена «великих»: императоры и полководцы, ученые и писатели… Имена простых людей, солдат, работников теряются во тьме времени, во мраке ушедших эпох. Опыт, приобретенный человечеством, – это череда войн, побед и поражений, изобретений и научных прорывов.

Лев Толстой запечатлел образ битвы между Францией и объединенными силами России и Австрии. Ранее, российская армия одержала победу над французами в сражении под Шенграбеном. Это событие мотивировало русских идти дальше в войне с Наполеоном. Однако, вопреки численному превосходству главы России и Австрии проиграли сражение при Аустерлице.

Ученые-историки говорят: у побед и поражений есть много причин, но среди них – три главных. Во-первых, императоры-союзники были ослеплены победой; во-вторых, усыпленная бдительность и самолюбование заставило Франца и Александра расслабиться, не подготовившись, как следует, к дальнейшим битвам. Наконец, третья причина – военные парады и многочисленные балы не способствовали дисциплине и собранности солдат.

Слышали про Анну Каренину и ее туфли на платформе? Предлагаем узнать, кто написал роман “Анна Каренина”, а также ознакомиться с его кратким содержанием.

Это противостояние называют «войной трех императоров». Лев Толстой играет на контрасте, изображая правителей сражающихся держав самоуверенными и гордыми. Между тем, после поражения образы государей меняются: теперь это просто люди, охваченные отчаянием и потерянностью. Как итог, император Австрии Франц сдался Наполеону, приняв условия французского правителя. Россия же продолжила войну против Франции.

Несколько слов о составе войск противников

Представим данные в виде списка. Силы французской армии:

  1. Наполеон привел на поле Аустерлица больше 73-х тысяч человек, под управлением которых находилось почти 140 орудий. После битвы Франция потеряла 1 305 солдат убитыми, около 7 тысяч человек было ранено в бою, почти 600 французов попали в плен. Армия утратила одно знамя.
  2. Союзная армия Антифранцузской коалиции насчитывала более 85-ти тысяч солдат и почти 300 пушек. Потери российской и австрийской армий были значительно больше – 16 тысяч человек погибло в бою, 20 тысяч – оказалось в плену у французов. Почти 190 орудий – уничтожены, и утрачено больше сорока знамен.

Итак, на поле при Аустерлице вышли 60 тысяч русских солдат под предводительством генерала Михаила Кутузова и 25 тысяч австрийцев под командованием генерала Франца фон Вейротера. Читатель заметил, что армия императоров-союзников превосходила по численности французов, однако у Наполеона были в запасе большие войска. Французский император решил, что 73-х с половиной тысяч солдат – достаточно для того, чтобы победить в сражении. Демонстрировать же превосходящую армию – опасно в стратегическом плане.

Кутузов и Вейротер – кто виноват в поражении?

Основную роль в ведении этой войны взяли на себя австрийские военачальники, тем более что бои велись на территории Австрии. И сражение возле городка Аустерлиц в романе «Война и мир» тоже было продумано и спланировано австрийским генералом Вейротером. Принять в расчет мнение Кутузова или кого-нибудь еще, Вейротер не считал нужным.

Военный совет перед Аустерлицким сражением напоминает не совет, а выставку тщеславий, все споры велись не с целью достигнуть лучшего и правильного решения, а, как пишет Толстой: «…было очевидно, что цель… возражений состояла преимущественно в желании дать почувствовать генералу Вейротеру, столь самоуверенно, как школьникам-ученикам, читавшему свою диспозицию, что он имел дело не с одними дураками, а с людьми, которые могли и его поучить в военном деле».

Сделав несколько бесполезных попыток изменить ситуацию, Кутузов проспал все время, пока длился совет. Толстой явственно дает понять, насколько Кутузову претит вся эта напыщенность и самодовольство, старый генерал прекрасно понимает, что сражение будет проиграно.

Князь Болконский, видя все это вдруг явственно осознает, что весь этот показушный совет – лишь для того, чтобы удовлетворить собственные амбиции генералов обеих армий. «Неужели из-за придворных и личных соображений должно рисковать десятками тысяч и моей, моей жизнью?» думает Андрей Болконский. Но, как истинный сын своего отца, Болконский не может унизиться до того, чтобы отказаться принять участие в сражении, пусть даже наверняка зная, что оно будет проиграно.

Александр I и Франц II

В романе «Война и мир» писатель обращается к противопоставлению правителей России и Австрии. После поражения под Аустерлицем император Австрии принял решение прекратить сопротивление Наполеону.

Лев Толстой замечает, насколько странно, что над обеими армиями – одинаковое небо, однако французы воюют слажено и смело, между тем как русские и австрийцы не приходят к общему знаменателю в действиях на поле боя. Солдаты союзной армии полны неуверенности, пребывая в крайнем смятении чувств.

Аустерлицкое сражение обнажает подводные камни, раскрывая цинизм и жестокий реализм театра военных действий.

Солдаты – пушечное мясо, жертвы, которыми жонглируют вышестоящие руководители ради поощрения собственных амбиций.

Характеристика генералов Михаила Кутузова и Франца Вейротера

Австрийские генералы руководили основными силами союзных войск: сражение происходило на австрийской территории, поэтому такое решение казалось логичным. В рамках романа «Война и мир», автор предоставил центральную роль в планировании стратегии и утверждении тактики генералу Францу Вейротеру. Михаил Кутузов считал принятый план заведомо ложным и проигрышным, однако мнение русского полководца не принималось в расчет.

Лев Толстой, описывая совет военачальников перед сражением при Аустерлице, говорит, что это мероприятие напоминало больше выставку тщеславия, демонстрацию превосходства, самодовольства каждого из присутствовавших генералов. Военачальники желали дать понять австрийскому полководцу, что тому есть, чему поучиться у них.

Что касается Михаила Илларионовича, то во время совета генерал спал, потому что Кутузов осознал: к его мнению никто прислушиваться не станет, и вряд ли удастся что-либо изменить. Этот эпизод – один из центральных в описании писателем отношения к русскому генералу. Кутузова считали неподходящим для места, которое тот занимал.

Лев Толстой высказывает собственное мнение о совете через слова Андрея Болконского: дворянин говорит, что совет – это лишь повод удовлетворить амбиции собравшихся военачальников, но с таким настроем сражение обречено на поражение. Для Андрея Болконского, впрочем, битва при Аустерлице – один из главных моментов на пути духовных поисков персонажа. Пожалуй, каждый читатель, поклонник «Войны и мира» помнит эпизод, где раненый князь созерцает «небо Аустерлица». Князь уверен, что союзники проиграют сражение, но отступиться для дворянина – унизительно. Андрей задается вопросом, почему для потакания самодовольству и напыщенности вышестоящих необходимо подвергать опасности жизни сотен и тысяч людей, в том числе его собственную жизнь.

Анализ Аустерлицкой битвы и результаты сражения

Михаилу Кутузову писатель отводит центральную роль в осознании предстоящего поражения. Генерал прошел множество боев, поэтому победы французской армии не сбили Кутузова с толку. Полководец осознавал стратегический талант французского императора, но реально оценивал ситуацию. Учитывая то, что Наполеон знал о количестве солдат в армиях войск союзных императоров, поэтому логично, что француз приготовил для русских и австрийцев западню.

Михаил Илларионович просчитал ход Наполеона наперед: русский военачальник старался оттянуть начало битвы, чтобы разгадать, какая ловушка ждет союзные войска. Медлительность Кутузова проявилась и при непосредственном столкновении с французами уже на Аустерлицком поле.

Это хорошо что вы читаете книги! Предлагаем ознакомиться с характеристикой Пети Ростова в романе Льва Толстого “Война и мир”

По итогам сражения Австрия вышла из Антифранцузской коалиции, и Третья коалиция прекратила существование. Война против Франции продолжилась государствами в составе Четвертой коалиции, в которую вошли Россия, Пруссия, Швеция, Саксония и Великобритания. Эта война велась против Франции и ее союзников, а также сателлитов.

Проигрыш России оказал влияние на общественные умы и привел к распространению тягостного, угнетенного настроения среди масс. До Аустерлица российскую армию считали непобедимой, ведь русские не проигрывали сражений со времен Нарвской битвы. Однако, в литературе есть и другие мнения относительно результатов битвы при Аустерлице. Поражение не дезорганизовало союзные войска: наоборот, армии русских и австрийцев, отступая, заняли выгодное положение, сумев спасти большую часть орудий и остов солдат, воевавших под Прейсиш-Эйлау. Эта битва признана самое жестокой среди остальных сражений Франции и армий Четвертой коалиции. Главная ошибка французской армии состояла в том, что в упоении победой французы не уничтожили основной состав войск противника, позволив ему отступить.

Анализ сражения

Почему же сражение было проиграно, и отчего Кутузов пытался предотвратить эту атаку на французов?

Опытный военный, он не был ослеплен небольшими победами над французской армией, и поэтому мог реально оценить противника. Кутузов прекрасно понимал, что Наполеон – умный стратег. Он был прекрасно осведомлен о численности российско-австрийских войск, и знал, что она превышает количество французских солдат. Поэтому было понятно – Бонапарт постарается предпринять какие-либо действия, чтобы обманом заманить неприятеля в ловушку. Именно поэтому Кутузов пытался оттянуть время, чтобы сориентироваться и понять, что задумал французский император.

Даже во время сражения, встретившись с царем, Кутузов медлит, и посылает солдат в атаку только после приказания российского императора.

В описании Аустерлицкого сражения в «Войне и мире» Толстой показывая поле боя с двух противоположных сторон, как бы противопоставляет императоров Наполеона, Александра и Франца.

Над обеими армиями одно и то же «…ясное голубое небо, и огромный шар солнца, как огромный пустотелый багровый поплавок, колыхался на поверхности молочного моря тумана». Но при этом французские войска идут в бой уверенно и с воодушевлением, а среди российско-австрийской армии вовсю идут внутренние трения и споры. От этого солдаты тоже чувствуют неуверенность и смятение. Включая описание природы в рассказ об Аустерлицкой войне в романе, Толстой словно описывает декорации в театре военных действий. Голубое небо Аустерлица, под которым бились и умирали люди, солнце, освещающее поле боя и солдат, уходящих в туман, чтобы стать обычным пушечным мясом в игре императорских амбиций.

Анализ Аустерлицкого сражения в романе Толстого Война и мир

Аустерлицкое сражение несло большие надежды на победу над Наполеоном. Но оказалось всё наоборот. Наполеон показал себя талантливым полководцем, разбил две армии – русскую и австрийскую.

Аустерлиц расположен на территории Австрии. Поэтому, австрийские военачальники взяли главное руководство битвой в свои руки. Русской армии отводилась второстепенная роль. Мнение Кутузова никто не слушал и всерьёз не воспринимал.

Военный совет перед битвой совсем не был похож на военный совет в Филях, а скорее напоминал базар тщеславных ворон. Они наперебой высказывали своё мнение, тешили свою самолюбие и амбиции, пытались самоутвердиться за счёт других. Кутузова даже слушать не стали. И он просто спал тихонько в уголочке. Князь Андрей Болконский сразу понял, что это сражение будет проиграно. Но честь русского офицера не позволила ему покинуть поле боя.

А вот зря они Кутузова слушать не стали. Он, может быть, единственный, реально оценивал противника. Наполеон был умный военачальник. Его разведка не дремала, а собирала данные о численности противника, его диспозиции. Численность двух армий была больше численности армии Наполеона, поэтому, ему надо было придумать какую-то военную хитрость и заманить противника в ловушку. Поэтому Кутузов и выжидал. Он пытался понять, что же предпримет Наполеон.

Он сам не посылает солдат на верную гибель. Ждёт, когда приказ о начале атаки отдаст лично император. И он отдаёт его. Русские солдаты гибнут ни за что, они – простые пешки в императорской игре. Не зря это сражение получило название «сражение трёх императоров». Солдатам не объяснили куда наступать и зачем. А отсутствие информации всегда порождает панику. Поэтому, было достаточно испуганного крика: «Обошли!», и армия пустилась в паническое отступление. И Кутузов был не в силах противостоять этому хаосу.

И героический поступок Андрея Болконского был бессмыслен. Даже знамя не подняло солдат в атаку. Причём, оно оказалось очень тяжёлым. Болконский хотел повторить аналогичный поступок Наполеона, увенчавшийся в своё время успехом. Но в данных обстоятельствах поступок Болконского был более показушным и бессмысленным, если не сказать глупым.

Вот к чему приводит отсутствие взаимопонимания между людьми, наделёнными такой высокой властью. Дух русской армии был практически на нуле. А без воодушевляющей идеи, без силы духа людей любое мероприятие обречено на провал.

Андрей Болконский

Для Андрея Болконского Аустерлицкое сражение – возможность показать себя, проявить все свои лучшие качества. Как Николай Ростов перед Шенграбенской битвой мечтал совершить подвиг, но, в момент опасности вдруг осознал, что его могут убить, так же и Болконский перед сражением думает о смерти. И удивление Ростова: «Убить меня? Меня, кого так любят все!» очень похоже на недоумение Болконского: «Неужели из-за придворных и личных соображений должно рисковать десятками тысяч и моей, моей жизнью?».

Но при этом результат этих мыслей у Ростова и Болконского разный. Если Ростов бежит в кусты, то Болконский готов идти навстречу опасности, чтобы «…наконец показать все то, что я могу сделать». Болконский тщеславен, так же как его отец, и его сын в будущем, но это тщеславие идет не от пустого бахвальства, а от благородства души. Он мечтает не о наградах, а о славе, о людской любви.

И в минуты его размышлений о грядущих подвигах Толстой словно опускает его на землю. Князь вдруг слышит глупую шутку солдат: «Тит, а Тит?» — Ну, — отвечал старик. — Тит, ступай молотить, — говорил шутник. — Тьфу, ну те к черту, — раздавался голос, покрываемый хохотом денщиков и слуг».

Те люди, ради любви которых Болконский готов идти на подвиги, даже не подозревают о его мечтах и размышлениях, они живут обычной походной жизнью и шутят свои глупые шутки.

Героическое поведение Андрея Болконского при Аустерлицком сражении Толстой описывает обыденными словами, без прикрас и пафоса. Тяжесть знамени, которое так сложно удерживать, что Болконский бежал «волоча его за древко», описание ранения, когда словно «… со всего размаха крепкою палкой кто-то из ближайших солдат, как ему показалось, ударил его в голову». Нет ничего высокопарного и героического в описании его подвига, но именно это и создает ощущение того, что героизм – это проявление душевного порыва в обыденности военных действий.

Князь Болконский не мог поступить как-то по-другому, хотя он прекрасно понимал, что итог битвы при Аустерлице был предрешен.

Словно подчеркивая суетность всего происходящего, Толстой снова возвращается к небу над Аустерлицем, которое теперь видит над собой Андрей Болконский. «Над ним не было ничего уже, кроме неба, — высокого неба, не ясного, но все-таки неизмеримо высокого, с тихо ползущими по нем серыми облаками. «Как тихо, спокойно и торжественно, совсем не так, как я бежал, — подумал князь Андрей, — не так, как мы бежали, кричали и дрались… совсем не так ползут облака по этому высокому бесконечному небу. Как же я не видал прежде этого высокого неба? И как я счастлив, что узнал его наконец. Да! все пустое, все обман, кроме этого бесконечного неба. Ничего, ничего нет, кроме его. Но и того даже нет, ничего нет, кроме тишины, успокоения. И слава Богу. »

Аустерлицкое сражение в романе «Война и мир» — сочинение и анализ эпизода

Мы подготовили для Вас несколько вариантов сочинений про Аустерлицкое сражение в романе «Война и мир». Берите наши примеры для написания сочинения на урок литературы.

Вариант 1

Завершающим эпизодом первого тома романа «Война и мир» является Аустерлицкое сражение. Все сражения описанные в произведении — пиковые точки повествования, в них эпохальные события переплетаются с личными трагедиями и переживаниями героев, жизнь граничит со смертью, а высокопоставленные личности принимают участие в судьбах простых солдат.

Битва под Аустерлицем была проиграна заранее и все это понимали. Багратион даже не явился на военный совет, предшествующий баталиям, так как считал его бесполезным. Но большинство генералов были пропитаны ложными надеждами на победу и воодушевили всю армию на веру в нее. Это сражение оказалось переломным моментом и в судьбе Андрея Болконского. Всю свою жизнь он восхищался Наполеоном и мечтал повторить его подвиг, когда полководец спас армию на Аркольском мосту. Во время атаки князь Андрей поднимает знамя, ведя солдат за собой, но при этом получает тяжелое ранение.

В то мгновение, когда жизнь героя находится на грани смерти, автор проверяет истинны ли идеалы Болконского. Когда человек находится на волосок от смерти, все ложное сразу отсеивается, остается только важное и вечное. Наблюдая величие природы и «бескрайнее небо Аустерлица» Андрей переосмысливает всю свою жизнь, его убеждения больше не кажутся безупречными, он сам не понимает, как не замечал раньше этого высокого безграничного неба. Все остальное кажется ему пустым и ничтожным.

В то время Наполеон был примером для подражания многих молодых солдат, которые хотели быть такими же отважными и смелыми как он. Они романтизировали подвиги Бонопарта, не осознавая, что за ними стояли тысячи человеческих жизней. Многие из них даже не могли подумать, что когда-нибудь встретятся с кумиром и для них такой случай был бы счастьем, но только не для Болконского. Тогда его отношение к императору резко изменилось, он казался ему маленьким и не таким значимым, как момент единения его души с природой в ту минуту.

Можно сказать, что в этой битве произошло перерождение души князя Андрея. Всего его идеалы развеялись, как прах, он увидел жизнь с другой стороны. Но само ранение Болконского никак не повлияло на ход битвы, этим Толстой хотел показать, что один человек никак не мог повлиять на ход сражения и на его исход. А сколько таких историй сопровождало всю войну, можно только догадываться.

Описание Аустерлицкого сражения — играет важную роль в концепции романа, оно помогает многим героям осознать настоящий ужас войны и изменить свое отношение в военным действиям и к собственным жизням.

Вариант 2

Битва при Аустерлице была проигрышна изначально. Военные это понимали. Князь Багратион демонстративно не пришёл на военный совет. Он заранее знал исход этой битвы. Остальные генералы слепо верили в победу. Аустерлицкое сражение стало переломным моментом в жизни князя Андрея Болконского.

До этого он восхищался Наполеоном. Жаждал повторить его подвиг. Со знаменем в руках ворваться в боевые порядки противника и увлечь всех за собой. Андрей мечтает о славе, о награде. А вместо этого получает ранение. Лёжа на земле, он впервые в жизни обращает внимание на высокое небо и плывучие куда-то белые облака. Остальное для него теперь не важно.

После этого кумир был развенчан. Князь Андрей понял, что Наполеон обычный убийца, ему плевать на судьбы своих солдат и офицеров. Они, как марионетки, идут в бой по мановению его руки в белой перчатке. Наполеона интересуют собственные амбиции, слава.

Ранение повлияло только на мировоззрение Болконского, на ход битвы оно никак не повлияло. Один человек не в силах повлиять на ход сражения, как бы он ни старался. Если только он не Наполеон. Вот он повлиял на ход сражения. Он оказался талантливым гением, разгромившим две армии – русскую и австрийскую.

А всё из-за того, что союзники выясняли, кто из них главный – Россия или Австрия. Ведь Аустерлиц расположен на её территории. Кутузова всерьёз никто не воспринимал. Он не стал спорить с остальными. Забился в уголок и проспал весь совет. Он реально оценил силу, ум, военную хватку Наполеона

Да, две армии по численности были больше одной армии Наполеона. Поэтому, он собрал точные сведения о боеспособности обеих армий. Нашёл слабые места в их тактике и стратегии. И заманил их в ловушку.

А военный совет перед битвой был больше похож на балаган. Где, каждый высказывал своё мнение, перебивая и перекрикивая остальных. Умница князь Андрей сразу понял, что сражение уже проиграно. Но, как русский офицер, присягнувший царю и Отечеству, он не мог не идти в сражение.

Кутузов выжидал до последнего. Он пытался разгадать военную хитрость Наполеона. Он не может послать своих солдат и офицеров на верную гибель, не может взять на себя такую ответственность. Он ждёт, когда император отдаст приказ о наступлении. И он его отдал.

Не будучи опытным военным, не имея боевого опыта, он кинул русских солдат в мясорубку. Ему важно любой ценой вырвать победу у австрийского императора. Простым солдатам никто не объяснил, что надо делать. Они шли по полю навстречу своей гибели. И кем-то оброненное слово: «Обошли!» привело к панике, к хаосу.

Ряды дрогнули и смешались, армия спасалась бегством. И никто, даже сам Кутузов, не смог остановить бегущих солдат. Битва была позорно проиграна. Наполеон торжествовал победу. Он уже планировал новый поход на Россию.

Вариант 3

В истории всех военных событий, происходивших с Российской Империей в начале девятнадцатого века, особое место занимает битва по Аустерлицем – одно из решающих событий антифранцузской коалиции 1804-1805-ых годов, когда несколько сильнейших на тот момент держав, во главе с Россией, объединились дабы дать отпор набиравшей тогда существенное влияние Наполеоновской Франции.

Неудивительно, что в сюжете романа-эпопеи великого русского писателя Льва Николаевича Толстого «Война и мир» битве под Аустерлицем уделено немалое внимание, а само это событие становиться переломным как для отдельных персонажей, так и для всего сюжета произведения в целом.

Для начала стоит рассмотреть максимально общую характеристику сражения, данную Толстым. Автор уделяет большое внимание обстановке перед боем и настроем, царящем в каждом из лагерей. И если же французы подробно изучили численность русско-австрийских войск, рассмотрели командование этих войск и сделали стратегические выводы, то атмосфера в русском лагере напоминала «ярмарку тщеславий», поскольку каждый на нем лишь пытался показать насколько он «умный и расчётливый военный стратег», в то время как реальная стратегия мало кого интересовала. Толстой делает большой акцент на том, как Михаил Кутузов, будучи отстраненным от управления войсками в данной битве, пытался предупредить всех остальных командующих о том, что враг намного более хитер, чем им кажется, что, вероятнее всего, Бонапарт попытается завести русские войска в ловушку, поэтому необходимо максимально оттянуть момент сражения.

Однако военный совет, во главе с генералом Войтером, ослепленный прошлыми незначительными военными успехами, получив благоволение Александра Первого, не принимает во внимание слова Кутузова, из-за чего войска наполеона наносят русско-австрийскому войску сокрушительное поражение.

Здесь же стоит рассмотреть Аустерлицкое сражение не только как поражение русской армии, но и как поражение или, скорее, крах системы ценностей одного из главных героев «Войны и мира» — князя Андрея Болконского. Лежа под небом Аустерлицкого поля он понимает, что все те цели, которые он преследовал раньше (а именно – во время боя Андрей желал совершить геройский поступок ради славы и признания, ради удовлетворения собственных амбиций), в сущности являются пустышками, незаметной и маленькой суетой под этим «бескрайним голубым небом».

33. Андрей Болконский на поле боя под Аустерлицем (анализ эпизода романа Л. Н. Толстого «Война и мир»)

33. Андрей Болконский на поле боя под Аустерлицем (анализ эпизода романа Л. Н. Толстого «Война и мир»)

В жизни каждого человека бывают случаи, которые никогда не забываются и которые надолго определяют его поведение. В жизни Андрея Болконского, одного из любимых героев Толстого, таким случаем стало аустерлицкое сражение.

Уставший от суеты, мелочности и лицемерия высшего света, Андрей Болконский едет на войну. От войны он ждет многого: славы, всеобщей любви. В своих честолюбивых мечтах князь Андрей видит себя спасителем земли русской. Он хочет стать таким же великим, как Наполеон, а для этого Андрею нужен свой Тулон.

И в бою под Аустерлицем этот Тулон наступает. Князь Андрей в какой-то степени действительно становится героем-спасителем.

В ходе боя французы нанесли внезапный удар по русской армии: «Французов предполагали за две версты от нас, а они явились вдруг, неожиданно перед нами». Началась паника, неразбериха, русские бросились бежать. И в ту минуту князь Андрей понял, что вот он, его Тулон, именно сейчас суждено сбыться его честолюбивым мечтам: «Вот она, наступила решительная минута!» И как бы подтверждая эти мысли Болконского, Кутузов «дрожащим от сознания своего старческого бессилия голосом» обратился за помощью именно к князю: «Болконский, – прошептал он, указывая на расстроенный батальон и на неприятеля, – что ж это?» А князь Андрей хватает знамя, бежит в атаку, солдаты следуют его примеру. «Вот она!» – думал князь Андрей, схватив древко знамени и с наслаждением слыша свист пуль, очевидно направленных против него». Но честолюбивым мечтам князя не суждено было сбыться. Его ранили.

Предположим, что Андрея не ранили бы. Что было бы тогда? После удачного боя он получил бы орден, повышение, славу и уважение как герой, храбрый человек. Его гордость, честолюбие были бы удовлетворены, и, наверное, с войны бы вернулся герой-эгоист Андрей Болконский, довольный своей славой, но жаждущий еще более великой славы. Но не таков Толстой, чтобы допускать подобное. Его любимые герои должны пройти нравственное очищение через потери, страдания, испытания. И это ранение сделало Андрея совсем другим человеком.

Андрей упал, и его глазам открылось высокое аустерлицкое небо: «Над ним не было ничего уже, кроме неба, не ясного, но все-таки неизмеримо высокого, с тихо ползущими по нем серыми облаками». Болконский понял свою ничтожность перед вечностью, всю мелочность своих мечтаний и честолюбивых порывов, всю бессмысленность этой человеческой войны. В мире есть что-то, что главнее, важнее и выше всего этого: «Да, все пустое, все обман, кроме этого бесконечного неба». «Да, я ничего, ничего не знал до сих пор».

И именно в этот момент Болконский увидел своего кумира – Наполеона, увидел тот идеал, к которому он так стремился. Перед Андреем «был Наполеон – его герой, но в эту минуту Наполеон казался ему ничтожным человеком…» Это высокое небо Аустерлица помогло Андрею увидеть самого себя, того, прежнего. Теперь Андрей изменился, ему уже не был интересен Наполеон и все связанное с ним, потому что он теперь иначе понимал жизнь: «Глядя в глаза Наполеону, князь Андрей думал о ничтожности величия, о ничтожности жизни, которой никто не мог понять значения, и о еще большем ничтожестве смерти, смысл которой никто не мог понять и объяснить из живущих».

На аустерлицком поле князь Андрей как бы заново родился, обновился. Начиналась новая жизнь, полная исканий, надежд, «начинались сомнения, муки, и только небо обещало успокоение».

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Читайте также

“ВОЙНА НА БОБОВОМ ПОЛЕ МИЛАГРО” (The Milagro Beanfield War) США, 1988.118 минут.

“ВОЙНА НА БОБОВОМ ПОЛЕ МИЛАГРО” (The Milagro Beanfield War) США, 1988.118 минут. Режиссер Роберт Редфорд.В ролях: Чик Веннера, Карлос Рикельме, Джон Хёрд, Рубен Бладес, Даниел Стерн, Кристофер Уокен, Соня Брага, Мелани Гриффит, Ричард Бредфорд.В — 3; М — 3,5; Т — 3,5; Дм — 2; Р — 3; Д — 3; К — 3. (0,598)

34. Размышления Андрея Болконского по дороге в Отрадное (анализ эпизода романа Л. Н. Толстого «Война и мир»)

34. Размышления Андрея Болконского по дороге в Отрадное (анализ эпизода романа Л. Н. Толстого «Война и мир») Н. Г. Чернышевский в статье «О сочинение графа Толстого» основным приемом толстовского творчества назвал «диалектику души»: «Психологический анализ может,

35. Пути исканий князя Андрея в романе Л. Н. Толстого «Война и мир»

35. Пути исканий князя Андрея в романе Л. Н. Толстого «Война и мир» Смысл жизни … Мы часто задумываемся над тем, что может быть смыслом жизни. Нелегок путь исканий каждого из нас. Некоторые люди понимают, в чем смысл жизни и как и чем надо жить, только на смертном одре. То же

36. Образ Наташи Ростовой в романе Л. Н. Толстого «Война и мир»

36. Образ Наташи Ростовой в романе Л. Н. Толстого «Война и мир» Толстой в своем романе «Война и мир» представляет нам много разных героев. Он рассказывает нам об их жизни, об отношениях между ними. Уже почти с первых страниц романа можно понять, что из всех героев и героинь

37. Пьер Безухов – герой романа Л. Н. Толстого «Война и мир»

37. Пьер Безухов – герой романа Л. Н. Толстого «Война и мир» Л. Н. Толстой – писатель огромного, всемирного масштаба, так как предметом его исследований были человек, его душа. Для Толстого человек – часть Вселенной. Ему интересно то, какой путь проходит душа человека в

38. Кутузов и Наполеон в романе Л. Н. Толстого «Война и мир»

38. Кутузов и Наполеон в романе Л. Н. Толстого «Война и мир» Роман Л. Н. Толстого «Война и мир» является, по мнению известных писателей и критиков, «величайшим романом в мире». «Война и мир» – это роман-эпопея, событий из истории страны, а именно войны 1805—1807 гг.

39. Правда о войне в романе Л. Н. Толстого «Война и мир»

39. Правда о войне в романе Л. Н. Толстого «Война и мир» Центральное событие романа «Война и мир» – Отечественная война 1812 г., всколыхнувшая весь русский народ, показавшая всему миру его мощь и силу, выдвинувшая простых русских героев и гениального полководца, вскрывшая в

40. «Мысль семейная» в романе Л. Н. Толстого «Война и мир»

40. «Мысль семейная» в романе Л. Н. Толстого «Война и мир» «Война и мир» – русская национальная эпопея, в которой нашел отражение национальный характер русского народа в тот момент, когда решалась его историческая судьба. Л. Н. Толстой проработал над романом почти шесть

41. Семья Болконских и Курагиных в романе Л. Н. Толстого «Война и мир»

41. Семья Болконских и Курагиных в романе Л. Н. Толстого «Война и мир» Толстой в своем романе широко применяет прием антитезы, или противопоставление. Самые явные антитезы: добро и зло, война и мир, которые организуют весь роман. Другие антитезы: «правильно – неправильно»,

42. Партизанская война в романе Л. Н. Толстого «Война и мир»

42. Партизанская война в романе Л. Н. Толстого «Война и мир» После того как французы оставили Москву и двинулись на Запад по Смоленской дороге, начался крах французской армии. Войско таяло на глазах: голод и болезни преследовали его. Но страшнее голода и болезней были

51. Признание Раскольникова в преступлении (анализ эпизода из главы 8 части 6 романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»)

51. Признание Раскольникова в преступлении (анализ эпизода из главы 8 части 6 романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание») Роман Ф. М. Достоевского назван «Преступление и наказание». Действительно, в нем есть преступление – убийство старухи-процентщицы, и

Роман-эпопея Л.Н. Толстого «Война и мир»

Роман-эпопея Л.Н. Толстого «Война и мир» Не менее заметный след, чем Ф.М. Достоевский, оставил в русской и мировой литературе Л.Н. Толстой, вершиной творчества которого по праву признана «Война и мир». Это произведение издавна именуют не просто романом, а романам – эпопеей,

Ссылка на основную публикацию