Андрей Болконский и Пьер Безухов – духовные искания героев романа Л.Н. Толстого “Война и мир”

Духовные искания Болконского и Безухова в романе «Война и мир»

Духовные искания Болконского и Безухова в романе «Война и Мир» занимают много места, потому что они играют большую роль в повествовании. Толстой написал роман-эпопею, а это значит, что вместе с судьбой народа он изображает жизнь и героев, вовлеченных в важные исторические события. То, как оба центральных персонажа движутся вверх по лестнице своего духовного роста, как справляются с переживаниями и делают трудный жизненный выбор, описано в целых четырех томах. Их путь к внутреннему идеалу сложен и полон преград, как и духовные искания. «Война и Мир» говорит читателю, что только так можно найти истинное предназначение.

  1. Поиски Андрея Болконского
  2. Путь Пьера Безухова
  3. Общие признаки героев

Поиски Андрея Болконского

Судьба Андрея Болконского всегда улыбалась ему: он награжден от природы красотой и умом, богат, женат на обворожительной княжне. Но это не дает ему внутренней гармонии. Он чувствует, что находится не на своем месте, что его предназначение в чем-то ином, большем, чем строить карьеру и растить детей в имении.

В начале романа герой жаждет признания, он хочет совершать подвиги, чтобы тем самым заслужить от народа любовь. Он сам себе признается в том, что единственное, в чем нуждается — это слава, ради которой Андрей готов совершить все что угодно. Его кумир — Наполеон. Болконский хочет быть похожим на него, начинает военную карьеру и участвует в битве под Аустерлицем.

Это сражение перевернуло внутренние ощущения молодого князя. Он чувствует, что совершает по-настоящему значимый подвиг, когда хватает знамя и ведет за собой солдат в бой, но оказывается ранен. Герой лежит на траве, смотрит в бескрайнее небо Аустерлица и понимает, что все его стремления — ничто по сравнению с этим небом.

Он осознает, что все, к чему так стремился, на самом деле никчемно и пусто. Теперь Болконскому нужна новая цель в жизни. Когда он знакомится с Наполеоном, то еще больше убеждается, что этот человек является отнюдь не таким, каким он себе его представлял: нет никакого величия, французский полководец такой же человек, как и все.

Андрей Болконский возвращается домой, чтобы оправиться от ранения и исправить предыдущие ошибки. В это же время умирает его жена Елизавета, оставив после себя их сына Николая. Андрей впадает в уныние, потому что понимает, как мало уделял жене времени, потому что не испытывает к сыну должной любви. Разговор с другом Пьером Безуховым приводит Болконского в себя.

Герой будто рождается заново. Теперь он стремится быть полезным своей семье, помогает отцу, сестре, но в то же время видит свою новую цель в служении Отечеству. Он увлекается государственными делами и на одном из балов встречает Наташу Ростову. Юная девушка является первым человеком, к которому князь испытал сильные чувства. Любовь к Ростовой занимает все мысли Болконского, его глаза открываются на двуличную персону Сперанского.

Но это уже не столь важно, потому что Болконский собирается жениться на Наташе, но перед этим его ждет год военной службы. Обстоятельства складываются так, что для девушки этот срок оказывается слишком длинным. В силу своей молодости она не дожидается князя, совершает глупый и опрометчивый поступок, а Андрей оказывается слишком гордым, чтобы простить ее, и рвет помолвку.

Герой снова оказывается в Богучарове. Там он погружается в рутину: воспитывает сына, обустраивает имение. Начавшаяся Отечественная война 1812 года заставляет его снова взять в руки оружие, чтобы защищать Родину. В этом он и находит свое истинное призвание.

Андрей Болконский всю жизнь искал себя, но смог достигнуть гармонии лишь незадолго до смерти. Итог его исканий:

  1. Слава и всеобщее признание — просто суета. Это приходит и уходит, жить нужно ради чего-то большего.
  2. Все цели, какими бы они ни были благими, всегда выгодны кому-то. К этому приходит Андрей на службе государства, ведь законы, которые оно принимало, не были нужны народу.
  3. Главное в человеке — умение любить все вокруг себя. Из любви исходит и прощение, которое необходимо, чтобы жить с миром в сердце.

На войне он обретает прощение и постигает смысл своего существования. Болконский прощает Анатоля Курагина, из-за которого пришлось отказаться от Наташи. Князь получает тяжелое ранение. Перед смертью он встречается с девушкой, которая раскаялась и все еще его любит. Андрей находит в себе силы, чтобы простить ее тоже. Его душа, наконец, обретает покой и он уходит из этого мира без зла и эгоизма.

Путь Пьера Безухова

Жизнь Пьера Безухова была не менее терниста, чем у его друга. Он очень отличается от Андрея Болконского, потому что всегда в своих поступках руководствуется велением сердца. Это играет с ним злую шутку, потому что люди вокруг пользуются его наивностью и детской открытостью.

В начале романа герой предстает еще легкомысленным, неопытным и слабохарактерным. Он, как и Андрей, восхищается Наполеоном, его идейные поиски пока еще не увенчались успехом. Одна из самых главных ошибок Пьера — это его женитьба на коварной и хитрой Элен Курагиной. Она обманывает героя, изменяет ему, пользуется лишь деньгами мужа. Безухов, в свою очередь, подавлен и расстроен, чувствует предательство.

Некое утешение Пьер находит в масонстве. Ему кажется, что его деятельность идет на пользу обществу, но вывод спорный. Ему хочется быть нужным людям, поэтому он занимается тем, что ищет способы, как облегчить жизнь крестьян, распоряжается строительством бесплатных школ и больниц. Он уверен, что истинное предназначение в служении другим, поэтому только со временем замечает, что указы не выполняются, а братья-масоны корыстолюбивы и лживы.

Он снова ищет цель. И, как и в случае с Андреем, война меняет все и расставляет по местам. Безухов чувствует подъем патриотизма, вслед за другом он идет воевать. Ряд опрометчивых поступков ставит жизнь Пьера под удар. Он попадает в плен к французам. Тот период жизни, который он находится в заточении, дает ему повод снова все переосмыслить.

Герой встречает простого русского мужика Платона Каратаева. Он много беседует с ним и невольно проникается философией крестьянина, для которого важно, чтобы всегда было, что поесть и где тепло переночевать. Освободившись, Пьер уверен, что его цель — быть счастливым, а чтобы достигнуть этого нужно всего-то лишь не забывать о простых человеческих радостях.

Обретя внутренний покой, Безухов начинает лучше чувствовать себя. Это толкает его открыться Наташе Ростовой, которая отвечает ему взаимностью. Герой находит любовь, создает семью и чувствует себя на своем месте.

Общие признаки героев

Андрей Болконский и Пьер Безухов всегда были друзьями. Они делились друг с другом убеждениями. Об этом говорит их диалог, происходящий на пароме. В тот момент жизни Андрей был разочарован своими стремлениями к славе, а Пьер доволен своей масонской деятельностью. Анализ их разговора дает понять, что между героями много общего:

  1. Каждый из них ошибочно считает избранную цель истинной и не с первого раза находит себя.
  2. В жизни каждого была любовь, закончившаяся трагично — у Пьера развод, у Андрея смерть жены и предательство Наташи.
  3. Только серьезные духовные потрясения заставляют их встать на истинный путь и обрести счастье.

Жизнь обоих героев всегда была полна поиска и метаний, им чуждо было спокойствие. Самым главным их сходством в итоге оказывается желание честно делать свою работу, выполнить долг и быть полезным обществу, но так, чтобы это общество ощущало на себе их деятельность. Сочинение на тему духовных исканий Андрея Болконского и Пьера Безухова нельзя рассказать кратко, ведь придется описать всю их жизнь.

Сочинение: Духовные искания Болконского и Безухова (по роману Толстого «Война и мир»)

(750 слов) 18 февраля 1865 года журнал “Русский вестник” впервые опубликовал отрывок из романа-эпопеи “Война и мир”, написанный Львом Николаевичем Толстым. Работа писателя произвела настоящий фурор, причем как в Российской Империи, так и в Европе. О чем же этот роман? И в чем секрет его популярности? Во-первых, на страницах эпопеи отображена нелегкая судьба русского народа в период Отечественной войны 1812 года. Во-вторых, Толстому удалось создать интересные и многогранные образы, из-за которых хочется перечитывать роман снова и снова. Андрей Болконский и Пьер Безухов – одни из наиболее значимых мужских персонажей. Почему их относят к числу любимых героев автора? В чем их сходства и различия?

Князь Андрей Николаевич Болконский – красивый и образованный молодой человек. Он родился в семье знатных и богатых дворян. Его отец – Николай Андреевич – генерал в отставке, довольно черствый и жесткий человек. Старый князь покоряет своим трудолюбием и умом, и одновременно отталкивает неоправданной грубостью к дочери Марье. О матери Андрея не сказано, возможно, она давно умерла.

Андрей Болконский с первого появления выделяется среди остальных героев тем, что ему наскучило светское общество, противны высокомерие и фальшь, которые царили в салонах. Ему так же невыносима тихая семейная жизнь и незначительные общественные занятия. Душа Болконского стремится к подвигам, он мечтает о славе, “о своем Тулоне”. Ведомый этими целями, Андрей отправляется на войну, надеясь обрести свое истинное предназначение:

«Я иду потому, что эта жизнь, которую я веду здесь, эта жизнь – не по мне. »

Однако судьба наносит Болконскому тяжелые удары, которые меняют его внутренне и внешне: смерть жены, разочарование в жизни, затем новая любовь и новое разочарование. Параллельно с воскрешением души Андрея для любви происходит его увлечение иной сферой деятельности — политикой. После феноменальных преобразований в своей деревне, где многие крестьяне обрели свободу, он стал заметной фигурой в либеральном кружке Сперанского — реформатора при Александре Первом. Но постепенно князь осознает, как мелочны и эгоистичны его коллеги. Их разговоры ни к чему не ведут. Получив отказ Наташи, герой снова уходит на фронт и ищет того, кто разрушил его счастье с Наташей — Анатоля Курагина. Но там, в пылу сражений, он наконец-то осознает, что смысл человеческой жизни в сочувствии, любви и помощи другим. К сожалению, вскоре жизнь Болконского прерывается, но перед смертью он прощает Наташу и наслаждается любовью к ней. Его духовные искания закончились просветлением, но после таких открытий человек уже не может жить. «Он слишком хорош» — восклицает Наташа.

Пьер Безухов, как и его лучший друг Андрей, находится в постоянной динамике. В начале романа Пьер представлен как неуклюжий и растерянный человек, который

«не умел войти в салон и еще менее умел из него выйти, то есть перед выходом сказать что-нибудь особенно приятное».

В отличие от Болконского, Пьер не имеет знатной родословной и поначалу не замечает недоброжелательного отношения в салоне Шерер. Но все меняется, когда он, незаконнорожденный сын, наследует несметные богатства и титул отца. Перед толстым и неуклюжим богачом рассыпаются в кокетстве десятки первых красавиц, а их маменьки зазывают его на чай. Презрение сменяется благоговением и уважением, а сам Пьер настолько ошеломлен, что не живет, а блуждает в тумане: проводит дни в праздности и пьянстве, женится на нелюбимой женщине, дает в долг всем, кто попросит. Эта жизнь заводит его в тупик, и тогда он обретает призвание в масонстве. У него появляется духовный наставник, и Безухов старается стать лучше: проводит реформы в имениях, прощает жену, много читает и узнает. Однако все эти полумеры не удовлетворяют его тяги к совершенству. Со временем он понимает, что светская жизнь слишком обременяет его, и он сбегает от нее: в захваченной французами Москве он переодевается в простого горожанина и забывает о титуле. Там он и проявляет все силу своего характера: спасает девочку из пламени, защищает девушку от французов, пробует убить Наполеона. За свое поведение он попадает в плен и там знакомится с Платоном Каратаевым. Простой солдат учит барина жить в гармонии с собой. Что бы ни случилось, Платон весел и готов помочь товарищу. Видя величие народного характера, Пьер ровняется на него, и за время плена он обретает силы жить дальше так, как он хотел, но не мог долгие годы. Автор оставляет своего героя, когда он женился на Наташе Ростовой, завел детей и обрел призвание в тайном обществе.

Оба героя стремятся найти самих себя, видя истину подальше от светского общества. Оказавшись на войне, они начинают ценить жизнь и обретают ценный опыт. Боль и страдания меняют героев: Андрей становится терпимее, а Пьер сильнее. Духовные искания мужчин приводят их к намеченной цели: Болконский находит смысл жизни и чувствует неземную любовь, преобразившую его; Безухов, напротив, встает на твердую почву и вместо фантазий получает реальные дела и достижения. Он становится проще и счастливее, обретает значимость в кругу семьи. Андрей же уходит из жизни, но просветленным и по-своему радостным.

Духовные искания Андрея Болконского, Пьера Безухова, Наташи Ростовой. Светское общество в изображении Толстого.
план-конспект по литературе

Скачать:

ВложениеРазмер
duhovnyk_iskaniya_bolklnskogo_bezuhova_rostovoy._svetskoe_obshchestvo.docx21.86 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Духовные искания Болконского, Безухова, Ростовой. Светское общество.

Описанию духовных исканий Андрея Болконского и Пьера Безухова в романе «Война и мир» Льва Николаевича Толстого отводится много места. Многоплановое содержание произведения позволило определить его жанр как роман-эпопею. В нём нашли отражение важные исторические события, судьбы людей разных сословий на протяжении целой эпохи. Наряду с глобальными проблемами, писатель уделяет большое внимание переживаниям, победам и поражениям любимых героев. Наблюдая за их судьбой, читатель учится анализировать поступки, добиваться поставленной цели, правильно выбирать путь.

Жизненный путь Андрея Болконского и Пьера Безухова труден и тернист. Их судьбы помогают донести до читателя одну из основных идей повествования. Л. Н. Толстой считает, чтобы по-настоящему честно, надо «рваться, путаться, биться, ошибаться, начинать и бросать и опять начинать, и вечно бороться и лишаться». Именно так поступают друзья. Мучительные искания Андрея Болконского и Пьера Безухова направлены на поиск смысла своего существования.

Путь к себе Андрея Болконского

Андрей Болконский богат, хорош собой, женат на очаровательной женщине. Что заставляет его бросить успешную карьеру и спокойную обеспеченную жизнь? Болконский пытается найти своё предназначение.

В начале книги это человек, мечтающий о славе, всенародной любви и подвигах. «Я ничего не люблю, как только славу, любовь людскую. Смерть, раны, потеря семьи, ничего мне не страшно», ̶ говорит он. Его идеалом является великий Наполеон. Чтобы походить на своего кумира, гордый и честолюбивый князь становится военным, совершает подвиги. Прозрение приходит внезапно. Раненый Андрей Болконский, увидев высокое небо Аустерлица, осознаёт, что его цели были пустыми и никчёмными.

Оставив службу и вернувшись, Князь Андрей стремится исправить свои ошибки. Злая судьба решает иначе. После смерти жены в жизни Болконского наступает период депрессии и уныния. Разговор с Пьером заставляет его по-другому взглянуть на жизнь.

Болконский вновь стремится быть полезным не только своей семье, но и Отечеству. Занятия государственными делами ненадолго увлекают героя. Встреча с Наташей Ростовой открывает глаза на фальшивую натуру Сперанского. Смыслом жизни становится любовь к Наташе. Снова мечты, снова планы и снова разочарование. Фамильная гордость не позволила князю Андрею простить роковую ошибку своей будущей жены. Расстроилась свадьба, развеялись надежды на счастье.

Вновь Болконский поселяется в Богучарове, решив заняться воспитанием сына и обустройством своего имения. Отечественная война 1812 года пробудила в герое лучшие его качества. Любовь к Родине и ненависть к захватчикам заставляют вернуться на службу и посвятить свою жизнь Отечеству.

Найдя истинный смысл своего существования, главный герой становится другим человеком. В его душе больше нет места тщеславным помыслам и эгоизму.

Простое счастье Пьера Безухова

Путь исканий Болконского и Безухова описывается на протяжении всего романа. Автор не сразу приводит героев к заветной цели. Непросто обретение счастья далось и Пьеру.

Молодой граф Безухов, в отличие от своего друга, в поступках руководствуется велением сердца.

В первых главах произведения перед нами наивный, добрый, легкомысленный молодой человек. Слабохарактерность и доверчивость делают Пьера уязвимым, заставляют совершать необдуманные поступки.

Пьер Безухов, подобно Андрею Болконскому, мечтает о будущем, восхищается Наполеоном, пытается найти свою жизненную дорогу. Путём проб и ошибок герой добивается желанной цели.

Одним из главных заблуждений неопытного Пьера стала женитьба на обольстительной Элен Курагиной. Боль, обиду, досаду чувствует обманутый Пьер вследствие этого брака. Лишившись семьи, потеряв надежду на личное счастье, Пьер пытается найти себя в масонстве. Он искренне верит, что его активная деятельность будет полезна обществу. Идеи братства, равенства, справедливости вдохновляют молодого человека. Он пытается воплотить их в жизнь: облегчает участь крестьян, отдаёт распоряжение о строительстве бесплатных школ и больниц. «И только теперь, когда я…стараюсь жить для других, только теперь я понял всё счастье жизни», ̶ говорит он другу. Но его приказы остаются невыполненными, братья масоны оказываются лживыми и корыстолюбивыми.

В романе «Война и мир» Болконскому и Пьеру постоянно приходится начинать всё заново.

Перелом для Пьера Безухова наступает с началом Отечественной войны. Он так же, как и князь Болконский воодушевляется патриотическими идеями. На свои деньги формирует полк, находится на передовой во время Бородинского сражения.

Задумав убить Наполеона, Пьер Безухов совершает ряд легкомысленных поступков и попадает в плен к французам. Месяцы, проведённые в неволе, полностью изменяют мировоззрение графа. Под влиянием простого мужика Платона Каратаева он понимает, что смысл жизни человека в удовлетворении простых потребностей. «Человек должен быть счастлив»,‒ считает вернувшийся из плена Пьер.

Разобравшись в себе, Пьер Безухов стал лучше понимать окружающих. Он безошибочно выбирает правильный путь, обретает настоящую любовь и семью.

Духовная эволюция Наташи Ростовой

В своем романе «Война и мир» Л.Н. Толстой рассказывает читателю о разных людях, живших в эпоху Отечественной войны 1812 года. Действующих лиц в его произведении очень много, но одним из самых ярких образов является Наташа Ростова, которую в начале мы видим тринадцатилетней беззаботной девочкой, а в конце – любящей женой и матерью. На протяжении всего романа читатель следит за духовным становлением девушки.

«Поэтической, переполненной жизнью, прелестной девушкой» назвал Наташу Ростову князь Андрей. «Волшебницей» казалась она Денисову. «Она обворожительна», – говорил о ней Пьер. Читатель видит, как она взрослеет, стремится к счастью, выходит замуж, становится матерью. Наташе не свойственны раздумья о смысле бытия, как Андрею Болконскому или Пьеру Безухову, ей чужды идеалы самоотречения. Главную роль для нее играют чувства.

С открытой душой Наташа Ростова принимает жизнь в ее богатстве и красоте. Ей совершенно чуждо желание постоянно сравнивать свои поступки с действиями других людей, ее не волнует мнение окружающих. В качестве внутреннего «ограничителя» этот принцип для нее просто не существует. И происходит это отнюдь не потому, что Наташа намеренно отвергает какие-либо жизненные нормы, просто она обладает духовной свободой и непосредственностью, которые начали проявляться с раннего детства.

Наташа способна к сильному и глубокому чувству, к благородным порывам. В 1812 году, перед нашествием французов, она добивается того, чтобы родители вместо имущества вывезли из Москвы раненых. Ее душевная чистота покоряет людей. Только материнское чутье графини говорило, «что чего-то слишком много в Наташе и что от этого она не будет счастлива». Тревожные предчувствия матери подтвердились. Любовь была единственным смыслом жизни Наташи, единственным ее интересом. Проявление любви к ней, с чьей бы стороны оно не исходило, – от Бориса, Денисова, Болконского, Пьера Безухова или Анатоля Курагина, – волновало ее и вызывало в ней ответный отклик.

В своем страстном стремлении к любви она душевно не выдерживает года разлуки с Андреем. Нетерпеливое чувство, переполняющее героиню, оскорбление, нанесенное старым князем Болконским, подталкивают ее к увлечению Анатолем Курагиным, к отказу князю Андрею. Наташа Ростова поверила в любовь Курагина, увлеклась им и написала княжне Марье, что не может быть женой ее брата. Ошибившись в Анатоле, она через страдание приходит к очищению, заявляя Андрею Болконскому: «Прежде я была дурная, а теперь я добра, я знаю…»

Встреча с Пьером Безуховым после возвращения его из плена, его внимание и любовь окончательно исцелили Наташу. Настоящую любовь она испытывает лишь к нему, к тому человеку, с которым находит полное взаимопонимание и женой которого становится, погружаясь в мир семейных и материнских забот.

Таким образом, на примере Наташи Ростовой Толстой показал, в чем же заключается предназначение женщины. Девушка проходит длинный путь становления, она пыталась найти счастье в балах, в пышном дворянском обществе и смазливом Анатоле Курагине, а обрела его рядом с рассудительным и спокойным Пьером Безуховым. Каждая женщина, несмотря на ум, социальное положение, «живость» и стремление утвердится в обществе, прежде всего предназначена для роли матери и жены, и это в очередной раз доказал Толстой на примере Наташи Ростовой.

Светское общество в романе Война и мир Льва Толстого .

В романе Толстого «Война и мир» особая роль принадлежит светскому обществу главных городов России в описываемый исторический период.

Санкт-Петербург являлся в то время столицей российской империи, а так же считался её интеллектуальным центром. Он отличался от других российских городов великолепной архитектурой в сочетании с холодной неприступностью. Под стать ему и столичное светское общество, такое же чопорное и высокомерное. Основным занятием для его представителей являются светские рауты и балы, где обсуждаются все последние события и новости. Все разговоры аристократов поверхностны и бессмысленны, но каждый из них пытается изобразить заинтересованного, умного, образованного и культурного собеседника.

Представители светского общества играют привычные роли, в соответствии с требованиями в их среде. Общение между дворянами построено на лжи, лицемерии и лести. Искренность чувств в их среде не приветствуется. Между собой они говорят на французском языке, тем самым дистанцируясь от остального народа России. За внешним лоском и красотой светского общества скрываются фальшь, наигранность и подражание чужим манерам. Характерными представителями аристократии Петербурга являются члены семьи Курагиных. Для старого князя Василия на первом месте в его жизни – расчёт, и личная выгода. Он появляется только там, где есть возможность познакомиться с нужными людьми. Когда Пьер Безухов в одночасье получает титул графа и становится богатым наследником, вокруг него разгораются нешуточные интриги между Курагиными и Трубецкими. Князь Василий хитростью присваивает себе доходы молодого графа и женит его на своей развратной дочери Элен.

На фоне искусственного петербургского общества особняком стоят Пьер Безухов и Андрей Болконский. Они лишены притворства, имеют свою точку зрения. Андрея Болконского не устраивает праздность петербургского общества. Окончательно разочаровавшись в его устоях, он уходит на войну.

Московское светское общество проще и непринуждённее столичного. Его представители – живые, открытые, отзывчивые и гостеприимные люди. На их светских раутах можно услышать споры, различные дискуссии, личное мнение. Московские балы проходят позитивно и весело. Иногда на светских мероприятиях присутствуют и дети, которые разряжают обстановку шалостями, смехом. В московских дворянах меньше напыщенности и эгоизма. Они не такие продажные, как петербуржцы. В тоже время, и в этом обществе есть место зависти, сплетням, насмешкам.

Ярким представителем дворянства Москвы является добрая и гостеприимная семья Ростовых. Их члены ближе к простому народу и к его традициям. В семье говорят на русском языке, хотя могут и на французском. Граф Илья Андреевич по-отечески заботится о своих крепостных людях. Во время Отечественной войны 1812 года сыновья Ростовых с оружием в руках защищают страну от французов.

Толстой сумел в своём произведении достоверно передать быт, поведение и взгляды светского общества того времени.

Духовные искания главных героев романа Толстого “Война и мир”

“Война и мир” как центральное произведение великого российского писателя Л.Н. Толстого, его место и значение в мировой литературе. Исследование и духовных исканий и переживаний основных действующих лиц романа – Пьера Безухова и Андрея Болконского.

РубрикаЛитература
Видреферат
Языкрусский
Дата добавления16.12.2009
Размер файла17,0 K
  • посмотреть текст работы
  • скачать работу можно здесь
  • полная информация о работе
  • весь список подобных работ

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

«Война и мир» – одно из редких творений человеческого духа. Оно могло быть создано, если воспользоваться словами Бунина только «одним из самых необыкновенных людей когда-либо живших на земле

«Война и мир» – центральное произведение Толстого. Все созданное им до «Войны и мира» можно рассматривать как своеобразные Этюды к этому грандиозному полотну. В нем находим темы и проблемы, будущих созданий Толстого. Оно поражает своими размерами. В нем более пятисот героев очень много событий больших и малых затрагивающих судьбы отдельных людей и целых народов. Кажется, в нем можно найти все: детские игры и военные сражения тихое семейное счастье и беспощадные картины жестокостей войны светлую чистую любовь и низменные светские интриги дружбу и ненависть рождение и смерть. То, что обычно изображается в произведениях различных жанров, Толстой сумел слить в одно целое.

Давно было замечено, что начало великой книги как будто не соответствует ее масштабу: у грандиозного и величественного сооружения какой-то неказистый вход. Действительно, почему Толстой начинает свое повествование с совершенно ничтожного события с описания светского раута с жеманной фразы на французском языке произнесенной фрейлиной Анной Павловной Шерер?

Это объясняется принципом композиции, т.е. построения всего произведения: от ничтожного к великому, от призрачного к реальному от фальши и лжи к истине. Таким путем идут герои Толстого и, прежде всего Пьер Безухов и Андрей Болконский. Истина и красота открываются читателю постепенно, по мере того как их постигают герои в своем живом опыте.

1. Духовные искания Пьера Безухова

В романе Пьер впервые появляется в салоне Анны Павловны Шерер. «Он нигде не служил еще, только что приехал из-за границы, где он воспитывался, и был в первый раз в обществе».

В начале эпопеи Пьер – безвольный молодой человек, постоянно нуждающийся в чьем-либо руководстве и поэтому попадающий под разные влияния: то князя Андрея, то компании Анатоля Курагина, то князя Василия. Его взгляд на жизнь еще твердо не установлен. Пьер возвратился из Франции, охваченный идеями Французской революции. Наполеон для него – герой, воплощение французского национального духа. Отправляясь в

Дворянское собрание, он вспоминает общение монарха с народом в 1789 году и надеется, что увидит нечто подобное тому, что было во Франции. В эпилоге Толстой дает понять, что Пьер принимает самое деятельное участие в тайных декабристских обществах.

Как личность Пьер еще не сформировался, и поэтому ум в нем сочетается с «мечтательным философствованием», а рассеянность, слабость воли, отсутствие инициативы, непригодность к практической деятельности-с исключительной добротой.

Пьер только начинает свою жизнь и поэтому еще не испорчен социальными условностями и предрассудками, той средой, для которой интересны лишь обеды, сплетни и, в частности, то, кому старый граф Безухов оставит свое наследство.

Постепенно Пьер начинает понимать законы, по которым живет это общество. На его глазах происходит борьба за мозаиковый портфель графа Безухова. Герой наблюдает и перемену в отношении к нему самому, произошедшую после получения им наследства. И все же Пьеру не свойственна трезвая оценка происходящего. Он недоумевает, искренне удивляется изменениям и все-таки принимает это как должное, не пытаясь выяснить для себя причины.

В гостиной Анны Павловны он встречает Элен – человека, совершенно противоположного ему по духовному содержанию. Не успел он понять и сути Элен. С женитьбы на этой женщине началась одна из важных вех в жизни героя. «Предаваясь разврату и лени», Пьер все больше осознает, что семейная жизнь не складывается, что жена его абсолютно безнравственна. Он остро ощущает собственную деградацию, в нем растет недовольство, но не другими, а собой. В своей неустроенности Пьер считает возможным винить только себя.

В результате объяснения с женой и большого морального напряжения происходит срыв. На обеде в честь Багратиона Пьер вызывает на дуэль Долохова, оскорбившего его. Никогда не державший в руках оружия, Пьер должен предпринять ответственный шаг. Он ранит Долохова. Стреляясь с ним, герой защищает прежде всего свою честь, отстаивает собственные представления о нравственном долге человека. Увидев лежащего на снегу раненного им противника, Пьер говорит: «Глупо… глупо! Смерть… ложь…» Он понимает, что тот путь, которым он шел, оказался неверным.

После всего, что произошло с ним, особенно после дуэли с Долоховым, бессмысленной представляется Пьеру вся его жизнь. Он ввергнут в душевный кризис, который проявляется и в недовольстве героя собой, и в желании изменить свою жизнь, построить ее на новых, добрых началах.

По пути в Петербург, дожидаясь на станции в Торжке лошадей, он задает себе трудные вопросы: «Что дурно? Что хорошо? Что надо любить, что ненавидеть? Для чего жить, и что такое…» Здесь Пьер встречает масона Евздеева. Герой с радостью принимает его учение, потому что, мучаясь от сознания, что оказался в духовном тупике, тщетно пытается разрешить вопрос, что есть Добро и Зло.

В масонах он видит как раз тех, кто дает ему ответ на мучительные вопросы и устанавливает твердые жизненные принципы, которым нужно следовать. В нравственном очищении для Пьера заключается правда. Это и необходимо герою.

И Пьер старается творить благо, руководствуясь христианскими идеями масонства. Он едет в Киев к себе в имения, пытаясь насадить в деревнях культуру и просвещение, хотя оказывается, что от его нововведений нет никакой пользы. Со временем Пьер разочаровывается в масонстве, но от «масонского» периода своей жизни он сохраняет множество моральных понятий, связанных с христианским мироощущением. Вновь в жизни героя наступает духовный кризис.

Кульминацией романа стало изображение Бородинского сражения. И в жизни Безухова оно также явилось решающим моментом. Желая разделить судьбу народа, России, герой, не будучи военным, принимает участие в сражении. Глазами этого персонажа Толстой передает свое понимание важнейшего в народной исторической жизни события. Именно в битве Пьер познал, кто такие были они. «Они в понимании Пьера были солдаты – те, которые были на батарее, и те, которые кормили его, и те, которые молились на икону». Героя удивляет то, что солдаты, идущие на верную смерть, еще способны улыбаться, обращая внимание на его шляпу. Он видит, как солдаты с хохотом роют траншеи, толкают друг друга, пробираясь к чудотворной иконе. Пьер начинает понимать, что человек не может владеть ничем, пока боится смерти. Тот, кто ее не боится, владеет всем. Герой осознает, что в жизни нет ничего страшного, и видит, что именно эти люди, простые солдаты, живут истинной жизнью. И в то же время он чувствует, что не может соединиться с ними, жить так, как живут они.

Позже, после битвы, Пьер слышит во сне голос своего наставника – масона и благодаря его проповеди познает новую истину: «Не соединять все это, а сопрягать надо». Во сне благодетель говорит: «Простота есть покорность Богу, от него не уйдешь, и они просты. Они и не говорят, но делают». Герой принимает эту правду.

Вскоре Пьер задумывает убить Наполеона, находясь «в состоянии раздражения, близком к помешательству». Два одинаково сильных чувства борются в нем в этот момент. «Первое было чувство потребности жертвы и страдания при сознании общего несчастья», другое же было «то неопределенное, исключительно русское чувство презрения ко всему условному, искусственному… ко всему тому, что считается большинством людей высшим благом мира».

Переодевшись мещанином, Пьер остается в Москве. Он бродит по улицам, спасает девочку из горящего дома, защищает семью, на которую нападают французы, и его арестовывают.

Важным этапом в жизни героя является его встреча с Платоном Каратаевым. Встреча эта ознаменовала приобщение Пьера к народу, к народной правде. В плену он обретает «то спокойствие и довольство собой, к которым он тщетно стремился прежде». Здесь он узнал «не умом, а всем существом своим, жизнью, что человек сотворен для счастья, что счастье в нем самом, в удовлетворении естественных человеческих потребностей». Приобщение к народной правде, народному умению жить помогает внутреннему освобождению Пьера. Пьер всегда искал решение вопроса о смысле жизни: «Он искал этого в филантропии, в масонстве, в рассеянности светской жизни, в вине, в геройском подвиге самопожертвования, в романтической любви к Наташе. Он искал этого путем мысли, и все эти искания и попытки обманули его». И вот, наконец, с помощью Платона Каратаева этот вопрос разрешен. Самое существенное в характере Каратаева – верность себе, своей единственной и постоянной душевной правде. На какое-то время это стало также идеалом и для Пьера, но лишь на время. Пьер по самой сути своего характера не способен был принять жизнь без поисков. Познав правду Каратаева, Пьер в эпилоге романа идет дальше этой правды – идет не каратаевским, а своим путем.

Окончательной духовной гармонии Пьер достигает в браке с Наташей Ростовой. После семи лет супружества он ощущает себя вполне счастливым человеком. К концу 1810-х годов в Пьере растет негодование, протест против общественного строя, который выражается в намерении создать легальное или тайное общество. Так, нравственные искания героя заканчиваются тем, что он становится сторонником зарождающегося в стране движения декабристов.

Изначально роман был задуман Толстым как повествование о современной ему действительности. Поняв, что истоки современного ему освободительного движения лежат в декабризме, писатель изменил прежний замысел произведения. Писатель показал в романе, что идеи декабризма лежали в том духовном подъеме, который испытал русский народ во время войны 1812 года. Итак, Пьер, познавая все новые и новые истины, не отрекается от своих прежних убеждений, а оставляет от каждого периода некие жизненные правила, наиболее ему подходящие, и приобретает жизненный опыт. Он, в молодости одержимый идеями Французской революции, в зрелости стал революционером- декабристом, из масонских жизненных правил он сохранил веру в Бога, христианские законы жизни. И, наконец, он познает главную истину: умение сочетать личное с общественным, свои убеждения с убеждениями других людей.

2. Духовные искания Андрея Болконского

Внутренний мир героев очень богат, и нравственный уровень высок. Они на протяжении жизни развиваются, стремятся к совершенству.

Одним из таких героев является Андрей Болконский. Первая встреча с ним происходит в тот момент, когда, желая вырваться из надоевшей ему праздной и как бы ненатуральной жизни, князь Андрей собирается на войну. В первые моменты сражения под Аустерлицем ему кажется, что мечта о подвиге начала осуществляться, но видя бегущих солдат, отступающих из-за панического страха, князь Андрей чувствует только стыд. Его горделивые мечты рассеиваются, он думает только о том, как остановить бегущих, увлечь за собой в атаку. Когда он, раненный в голову, падает, его больше не интересует то, что раньше считал ценным, что было целью жизни. Он понял, что жизнь гораздо важнее всех честолюбивых мечтаний, само существование человека, его связь с природой, связь вечная.

На Аустерлицком поле окончательно исчезает мечта о славе. Андрей Болконский, кроме того, еще и разочаровывается, теряет веру в свой идеал. По сравнению с тем значимым, новым и высоким, что открыло ему небо Аустерлица, все прежние стремления кажутся ничтожными, даже сам Наполеон кажется не важнее, чем надоедающая своим жужжанием муха.

После Аустерлицкого сражения князя Андрея потрясают еще два события – рождение ребенка и смерть жены. Пройдя через горе и раскаяние, он решает, что жизнь для себя и своих родных – единственно возможное существование. Но такое существование не могло устроить такую деятельную личность, как князь Андрей. Он неминуемо должен был вернуться к жизни, к людям, к новым определениям, к любви, к вере. Пусть это возрождение проходило с трудом, но все то лучшее, что было в его душе, тоже стремилось к счастью, к новой жизни.

Сначала был разговор с Пьером на пароме, потом – лунная ночь в Отрадном. Это были как бы вехи на пути возвращения князя Андрея к жизни, они предопределили его духовное возрождение, которое позднее подтверждает встреча с дубом.

В первую встречу это дерево представляется ему старым и жалким; князю Андрею кажется, что дуб думает и чувствует, причем эти мысли и чувства точно такие же, как у самого Андрея. И также, как возрождается дуб, возрождается к жизни и князь Андрей. В его душе просыпаются радость, любовь, он верит в возможность счастья.

Но путь духовных исканий еще не завершен. Вновь появляется честолюбие, желание принять участие в комиссии Сперанского. Но когда князь Андрей понял всю праздность этих законов, их оторванность от действительной жизни, его вновь постигло разочарование.

Преодолеть его помогла Андрею Болконскому любовь к Наташе. Ему открылись все радости жизни, он думает, что именно теперь достигнуто счастье.

Но это счастье оказалось недолгим. Он очень тяжело переживал разрыв с Наташей, ему вновь кажется, что все вокруг померкло, перестало быть счастливым и радостным.

Но в 1812 году главной целью князя Андрея становится защита родины. На задний план отступают как личное горе, так честолюбивые мечты. Он решает служить в действующей армии, так как именно так сможет принести больше пользы. В его душе пробуждается новое стремление – служение людям. Одна из основных особенностей психологии Андрея Болконского – способность ясно мыслить, оценивать и судить свои поступки, движения души, помыслы. В его душе накапливаются новые чувства, впечатления, вызывающие изменения его состояния.

В романе постоянно чувствуется отношение автора к людям и событиям. Все самое высокое и прекрасное, чистое и доброе воплощено в любимых героях Л.Н. Толстого, одним из которых является и князь Андрей Болконский.

Андрей Болконский и Пьер Безухов выделяются среди всех героев романа «Война и мир» своей вечной неуспокоенностью, неудовлетворенностью собой и своей жизнью.

Именно эти качества не дают уснуть их гражданской совести в благополучии и достатке. Ум и честность этих героев позволяют им увидеть настоящего носителя национальной культуры – народ. И желание облегчить жизнь простых людей поведет их по пути сближения с ними.

Андрей Болконский и Пьер Безухов люди, в которых нуждалась и нуждается Россия, это люди чистые и добрые, способные только на самые благородные поступки во имя Родины и Любви, это люди не способные на предательство и обман, они выше всего этого – Герои нашего времени.

Список использованной литературы

1. Журнал (критические статьи и отзывы), выпуск: 1956 г.

2. Краткий справочник школьника – СПб: 2006 г.

3. Линьков – «Воина и мир», для учащихся.

4. Толстой Л.Н. – «Война и мир» – 1 и 2, 3 и 4 том.

Подобные документы

Краткая биография писателя. Изучение Л.Н. Толстым человеческого сознания на основе самонаблюдения. Духовные искания главных героев. Андрей Болконский — одна из самых трагических фигур романа “Война и мир”. Постоянное развитие образа Пьера Безухова.

реферат [22,3 K], добавлен 14.11.2010

Описание образов князя Андрея Болконского (загадочного, непредсказуемого, азартного светского человека) и графа Пьера Безухова (толстого, неуклюжего кутилу и безобразника) в романе Льва Толстого “Война и мир”. Выделение темы родины в творчестве А. Блока.

контрольная работа [20,1 K], добавлен 31.05.2010

Пьер Безухов и Андрей Болконский – главные герои романа. Жизненные искания Пьера Безухова. Различные взгляды на жизнь. Жизненные искания Андрея Болконского. Устоявшиеся ранее принципы рушатся. Общее и различное в исканиях героев.

реферат [22,2 K], добавлен 21.12.2003

Этапы жизненного и идейно-творческого развития великого русского писателя Льва Николаевича Толстого. Правила и программа Толстого. История создания романа “Война и мир”, особенности его проблематики. Смысл названия романа, его герои и композиция.

презентация [264,6 K], добавлен 17.01.2013

Тема истинной любви и душевной красоты как одна из основных в романе “Война и мир”. Отличие чувств Пьера Безухова от любви князя Андрея. Главная причина душевной апатии героини. Семья Наташи и Пьера как образ идеальной семьи по мнению Льва Толстого.

сочинение [12,6 K], добавлен 06.10.2013

Роман-эпопея Л. Н. Толстого “Война и мир”, созданный писателем в шестидесятых годах прошлого века, стал большим событием в русской и мировой литературе. Ещё в 1860 году писатель пытался обратиться к жанру исторического романа.

сочинение [8,8 K], добавлен 18.07.2006

Определение основных особенностей психологического стиля Л.Н. Толстого в изображении внутреннего мира героев постоянном движении, развитии. Рассмотрение “диалектики души” как ведущего приема воссоздания душевной жизни героев в романе “Война и мир”.

реферат [54,6 K], добавлен 23.03.2010

Сочинение Духовные искания Андрея Болконского и Пьера Безухова

Андрей Болконский и Пьер Безухов, будучи одними из главных героев романа-эпопеи «Война и мир», написанного Львом Николаевичем Толстым в девятнадцатом веке, являются очень интересными персонажами. Их жизненный путь был полон неожиданных событий и известий, попыток найти себя и своё место в этом мире, а также понять, в чём заключается ценность жизни и для чего вообще рождается человек. На мой взгляд, им это удалось.

Андрей Болконский, человек серьёзный, умный и целеустремлённый, всегда знал, что он хочет сражаться за свою страну, однако доминирующей причиной этого желания было стремление приблизиться к образу Наполеона – кумира и Болконского, и Пьера Безухова. Однако с течением времени, оба героя разочаровались в своём идоле, и Андрей Болконский, пройдя путь долгих духовных исканий, наконец понял, чего он хочет на самом деле. В его жизни были и попытки изолироваться от всех, уединившись лишь с книгами, и знакомство с масонами. В конце концов Болконский осознал, что он хочет продолжать участвовать в войне, но на этот раз движимый не образом кумира, а чувством истинного патриотизма, который пробудился в его душе после многочисленных размышлений о вечном. Андрей Болконский любит свою страну, и ради её благополучия готов принести в жертву даже собственную жизнь.

Пьер Безухов сталкивается с подобными испытаниями. Точно так же, как и Андрей Болконский, он разочаровывается в Наполеоне, и пытается найти себя, путешествуя по миру, заводя знакомства с масонами, в которых вследствие он так же разочаруется, и приходит к осознанию того, что истинную ценность для него представляет семья. Женившись на Наташе Ростовой, Безухов обретает долгожданное душевное равновесие и моральный комфорт, ведь ему больше не нужно судорожно пытаться отыскать самого себя, теперь у него есть всё – любящая жена, уютный дом, прекрасные дети и гармония внутри.

На мой взгляд, в романе «Война и мир» Лев Николаевич Толстой стремился показать своим читателям, как важно найти себя в этой жизни. Без душевной гармонии и чёткого понимания того, чего же именно ты хочешь, невозможно жить в согласии и с окружающим миром, и с самим собой. Все мы люди, мы совершаем ошибки, оступаемся и теряемся, но чрезвычайно важно вовремя осознать, что жизнь прекрасна именно тогда, когда в ней есть цель, когда в ней есть смысл. И именно духовные искания и Андрея Болконского, и Пьера Безухова наглядно показывают нам, каким долгим может быть путь поиска самого себя, однако его важность и его ценность невозможно переоценить, ведь именно благодаря самоанализу мы можем понять, чего же на самом деле хотим от жизни и как именно мы хотим её прожить.

Духовные искания Болконского и Безухова

После того, как персонаж по имени Пьер Безухов испытал душевный кризис, он опять преисполнен патриотизмом и участвует в войне с Напалеоном Бонапартом 1812 года. Основным моментом в жизни Безухова становится следующее событие: он посетил Бородинское сражение, на котором встретился с человеком по имени Каратаев. Он был простым солдатом, который ни на что не жаловался и вообще он был добр ко всем людям. Данная встреча влияет на Пьера таким образом, что он теперь относит себя к простому народу. Последним пунктом и событием в жизни Безухова, которое меняет его мировоззрение становится стан декабристов, где он точно находит себя.

Болконский всю жизнь мечтает о славе, и только по этой причине он и отправляется служить в армию. Все эти детские предрассудки о почете, доблести и воинской славы разбиваются в один миг, когда он приезжает на Аустерлицкое поле. Во время того как он лежал на обычной сырой земле и истекая при этом кровью, он понимает, что слава и доблесть — это не то за, что стоит отдавать свою собственную жизнь. После этого он разочаровывается в своем любимом кумире по имени Напалеон, теперь он представляется ему не великим полководцем и генералом, а обычным мелочным человеком.

После всех этих страшных событий, Болонский принял решение позаботиться о своем ребенке, который к тому же остался без собственной матери. Андрей прибывает в плохом состояние, потому что уединение в поместье для него равносильно небольшой смерти. Не желая смериться с дальнейшей скучной жизнью, он решает вновь пустится в водоворот приключений и разнообразной жизни.

По приезду в Санкт-Петербург, он устраивается работать вместе со Сперанским, но продлилось это к сожалению, не долго. После того, как он побывал на войне 1812 года это вызвало внутри него необратимые изменения. Он решает принять участие в сражение и чувствует, что он нужен здесь. Теперь он породнился с народом и понимает, что от него и таких, как он и зависит судьба его родной державы.

Духовные искания Болконского завершаются в момент перед смертью, когда он осознает, что жизнь нужна для того, чтобы возлюбить ближнего своего.

Эти оба герои стремились к собственному совершенствованию, и оба пришли к одному и тому же выводу.

Также читают:

Картинка к сочинению Духовные искания Болконского и Безухова

Популярные сегодня темы

Из курса обществознания известно, что каждый человек обладает индивидуальными чертами, которые есть только у него. Однако, несмотря на этот факт у людей имеются и одинаковые черты. К таким чертам как раз и относится характер человека.

В данном произведении главным героем является Родион Раскольников. Это не совсем обычная личность, в одной из своих статей он описал придуманную им же теорию об исключительности некоторых людей

Свое знаменитое произведение Николай Васильевич Гоголь написал в 1836 году, в пяти действиях. В нем автор показывает все пороки чиновничества. Так как автор работал в жанре реализма, принцип комедии состоит

После прочтения пьесы мы невольно задумываемся: что лучше, суровая и неприглядная правда или ложь во спасение. Правду мы слышим из уст Сатина

Герой нашего времени – роман русского писателя М.Ю. Лермонтова. Целью написания романа было создание образа современного молодого человека, с теми проблемами и пороками, которые были актуальны в то время

Духовные искания Андрея Болконского и Пьера Безухова

Читая великий роман

Описанию духовных исканий Андрея Болконского и Пьера Безухова в романе «Война и мир» Льва Николаевича Толстого отводится много места. Многоплановое содержание произведения позволило определить его жанр как роман-эпопею. В нём нашли отражение важные исторические события, судьбы людей разных сословий на протяжении целой эпохи. Наряду с глобальными проблемами, писатель уделяет большое внимание переживаниям, победам и поражениям любимых героев. Наблюдая за их судьбой, читатель учится анализировать поступки, добиваться поставленной цели, правильно выбирать путь.

Жизненный путь Андрея Болконского и Пьера Безухова труден и тернист. Их судьбы помогают донести до читателя одну из основных идей повествования. Л. Н. Толстой считает, чтобы по-настоящему честно, надо «рваться, путаться, биться, ошибаться, начинать и бросать и опять начинать, и вечно бороться и лишаться». Именно так поступают друзья. Мучительные искания Андрея Болконского и Пьера Безухова направлены на поиск смысла своего существования.

Путь к себе Андрея Болконского

Андрей Болконский богат, хорош собой, женат на очаровательной женщине. Что заставляет его бросить успешную карьеру и спокойную обеспеченную жизнь? Болконский пытается найти своё предназначение.

В начале книги это человек, мечтающий о славе, всенародной любви и подвигах. «Я ничего не люблю, как только славу, любовь людскую. Смерть, раны, потеря семьи, ничего мне не страшно», ̶ говорит он. Его идеалом является великий Наполеон. Чтобы походить на своего кумира, гордый и честолюбивый князь становится военным, совершает подвиги. Прозрение приходит внезапно. Раненый Андрей Болконский, увидев высокое небо Аустерлица, осознаёт, что его цели были пустыми и никчёмными.

Оставив службу и вернувшись, Князь Андрей стремится исправить свои ошибки. Злая судьба решает иначе. После смерти жены в жизни Болконского наступает период депрессии и уныния. Разговор с Пьером заставляет его по-другому взглянуть на жизнь.

Болконский вновь стремится быть полезным не только своей семье, но и Отечеству. Занятия государственными делами ненадолго увлекают героя. Встреча с Наташей Ростовой открывает глаза на фальшивую натуру Сперанского. Смыслом жизни становится любовь к Наташе. Снова мечты, снова планы и снова разочарование. Фамильная гордость не позволила князю Андрею простить роковую ошибку своей будущей жены. Расстроилась свадьба, развеялись надежды на счастье.

Вновь Болконский поселяется в Богучарове, решив заняться воспитанием сына и обустройством своего имения. Отечественная война 1812 года пробудила в герое лучшие его качества. Любовь к Родине и ненависть к захватчикам заставляют вернуться на службу и посвятить свою жизнь Отечеству.

Найдя истинный смысл своего существования, главный герой становится другим человеком. В его душе больше нет места тщеславным помыслам и эгоизму.

Простое счастье Пьера Безухова

Путь исканий Болконского и Безухова описывается на протяжении всего романа. Автор не сразу приводит героев к заветной цели. Непросто обретение счастья далось и Пьеру.

Молодой граф Безухов, в отличие от своего друга, в поступках руководствуется велением сердца.

В первых главах произведения перед нами наивный, добрый, легкомысленный молодой человек. Слабохарактерность и доверчивость делают Пьера уязвимым, заставляют совершать необдуманные поступки.

Пьер Безухов, подобно Андрею Болконскому, мечтает о будущем, восхищается Наполеоном, пытается найти свою жизненную дорогу. Путём проб и ошибок герой добивается желанной цели.

Одним из главных заблуждений неопытного Пьера стала женитьба на обольстительной Элен Курагиной. Боль, обиду, досаду чувствует обманутый Пьер вследствие этого брака. Лишившись семьи, потеряв надежду на личное счастье, Пьер пытается найти себя в масонстве. Он искренне верит, что его активная деятельность будет полезна обществу. Идеи братства, равенства, справедливости вдохновляют молодого человека. Он пытается воплотить их в жизнь: облегчает участь крестьян, отдаёт распоряжение о строительстве бесплатных школ и больниц. «И только теперь, когда я…стараюсь жить для других, только теперь я понял всё счастье жизни», ̶ говорит он другу. Но его приказы остаются невыполненными, братья масоны оказываются лживыми и корыстолюбивыми.

В романе «Война и мир» Болконскому и Пьеру постоянно приходится начинать всё заново.

Перелом для Пьера Безухова наступает с началом Отечественной войны. Он так же, как и князь Болконский воодушевляется патриотическими идеями. На свои деньги формирует полк, находится на передовой во время Бородинского сражения.

Задумав убить Наполеона, Пьер Безухов совершает ряд легкомысленных поступков и попадает в плен к французам. Месяцы, проведённые в неволе, полностью изменяют мировоззрение графа. Под влиянием простого мужика Платона Каратаева он понимает, что смысл жизни человека в удовлетворении простых потребностей. «Человек должен быть счастлив»,‒ считает вернувшийся из плена Пьер.

Разобравшись в себе, Пьер Безухов стал лучше понимать окружающих. Он безошибочно выбирает правильный путь, обретает настоящую любовь и семью.

Общая цель

Закончить сочинение на тему «Духовные искания Андрея Болконского и Пьера Безухова» хочется словами автора: «Спокойствие ̶ это душевная подлость». Дорогие писателю герои не знают покоя, находятся в поиске правильного жизненного пути. Желание честно и достойно выполнить долг и принести пользу обществу объединяет Андрея Болконского и Пьера Безухова, делает их таких разных по характеру похожими.

Урок литературы в 10-м классе на тему:”Две дороги – два пути”. Нравственные искания Андрея Болконского и Пьера Безухова (по роману Л.Н. Толстого “Война и мир”)

Разделы: Литература

Цели урока:

  1. Обобщить полученные знания о нравственных исканиях героев романа Л.Н. Толстого “Война и мир”.
  2. Поразмышлять над вопросом о возможных путях развития России во 2-й половине 19 века и определить отношение Л.Н. Толстого к этому вопросу, анализируя образы главных героев романа.
  3. Продолжить развитие умения учащихся работать с текстом художественного произведения. Продолжить развитие монологической речи учащихся, умения аналитически мыслить, сопоставлять понятия, образы, делать выводы на основе фактов. Продолжить обучение умению вести дискуссию.
  4. Воспитывать интерес к литературе, к творчеству великого классика русской литературы Л.Н. Толстого. Воспитывать умение работать в коллективе, активную жизненную позицию учащихся, чувство патриотизма. Формировать Я-концепцию учащихся.

Тип урока:

  • урок повторительно-обобщающий с элементами новых знаний.

Оборудование урока:

  • на уроке используется презентация (на слайдах тема урока, название урока, проблемный вопрос урока, портрет Л.Н. Толстого, эпиграфы к уроку);
  • на уроке используется раздаточный материал: таблицы, систематизирующие знания учащихся об образах главных героев романа Л.Н. Толстого; карточки с цитатами из романа, справочными материалами о славянофилах и западниках.

Основные приемы и методы:

  • урок построен с использованием приемов технологии личностно-ориентированного обучения, приемов технологии развития критического мышления; используется проблемный, эвристический, поисковый методы обучения.

На доске слайд с портретом писателя и названием изучаемого произведения. (Смотри слайд первый приложения).

1. Организационный момент. Слово учителя с элементами беседы. Стадия вызова.

– Продолжим разговор о романе Л.Н. Толстого “Война и мир”. На предыдущих уроках мы говорили о двух главных героях великой эпопеи: о Пьере Безухове и Андрее Болконском, – обсуждали трудный путь их духовных, нравственных исканий. Как относится Лев Толстой к своим героям? Почему именно так? Почему так подробно писатель говорит об их судьбе в своем романе?

( И Пьер, и Андрей проходят на страницах романа сложный путь самосовершенствования, обретения себя, путь к пониманию своего предназначения в жизни. В человеке, по мнению Л.Н. Толстого, не должна прекращаться внутренняя работа, и результат ее – обретение истины. Лучшие герои писателя повторяют его нравственный кодекс).

– Но так ли все просто у Толстого-философа, мыслителя? Только ли о предназначении человека размышляет он в своем романе?

Вторая половина 19 века. Писателей, общественных деятелей волнует и судьба России, пути ее развития. Назовите, пожалуйста, писателей второй половины 19 века, на страницах произведений которых встает этот вопрос?

(И.С. Тургенев, Н.А. Некрасов, Ф.М. Достоевский и др.)

– А что думает Л.Н. Толстой? Каким видит путь развития России? Как представляет его в своем романе? Пожалуйста, предположите. (Учащиеся высказываю свои мнения).

– Эти вопросы – главные на нашем уроке сегодня. Как они могут быть связаны с вопросом о нравственных исканиях главных героев романа “Война и мир”?

На доске слайд с темой урока: “Нравственные искания Андрея

Болконского и Пьера Безухова”. (Смотри слайд второй приложения).

Ребята высказывают свои предположения.

– Таким образом, на основании изученного материала, проследив еще раз жизненный путь героев, мы попытаемся понять, что думал великий мыслитель, патриот своей страны о ее судьбе. Попробуйте придумать название нашего урока.

На доске слайд с названием урока: “Две дороги – два пути развития России”. На слайде эпиграфы к уроку. (Смотри слайд третий приложения).

  1. “Чтобы жить честно, надо рваться, путаться, …, начинать и бросать, и опять бросать… А спокойствие – душевная подлость”. (Л.Н. Толстой).
  2. Пока свободою горим,

Пока сердца для чести живы,
Мой друг, отчизне посвятим
Души прекрасные порывы!
(А.С. Пушкин)

– Два эпиграфа – две части в названии нашего урока. Соотнесите эпиграфы с частями названия урока. Как вы понимаете смысл слов “дорога” и “путь” в этом контексте?

На слайде представлен проблемный вопрос урока. (Смотри слайд четвертый приложения).

Как понимание нравственных исканий Андрея Болконского и Пьера Безухова ведет к представлению о путях развития России во второй половине 19 века?

2. Стадия осмысления.

2.1. Чтобы ответить в дальнейшем на наш проблемный вопрос, вспомним, что мы знаем о героях романа Л.Н. Толстого?

Предлагается работа с таблицей, которая составлена учащимися на предыдущих уроках во время разговора об образах Андрея Болконского и Пьера Безухова. Таблица у каждого ученика.

“Жизнь прожить – не поле перейти”

Итог нравственных исканий героев романа …

Работа с таблицей предполагает беседу с учащимися по вопросам таблицы. Беседа систематизирует знания учащихся об образах главных героев романа. Предполагается обращение к тексту романа, цитирование эпизодов.

Итоги нравственных исканий подводятся после работы учащихся с цитатами из романа.

– Эпилог, часть 1, глава 14. Со слов: “Пьер улыбнулся, Наташа засмеялась, но Николай еще более сдвинул брови…” до слов: “…Разговор снова возобновился и уже не в том неприятно враждебном тоне, в котором сказаны были последние слова Николая”.

– Том 3, часть 2, глава 37. Со слов: “В несчастном, рыдающем, обессиленном человеке, которому только что отняли ногу, он увидел Анатоля Курагина” до слов: “Но теперь уже поздно. Я знаю это!”.

– Том 4, часть 1, глава 15. Со слов: “Когда привели к князю Андрею Николушку, испуганно смотревшего на отца…” до слов: “ …И он замолчал”.

– Том 4, часть1, глава 16. Со слов: “Любовь? Что такое любовь? – думал он. – Любовь мешает смерти. Любовь есть жизнь” до слов: “Он почувствовал как бы освобождение прежде связанной в нем силы и ту странную легкость, которая с тех пор оставляла его”.

2.2. Итог нравственных исканий героев романа Л.Н. Толстого. Вопросы классу.

– Андрей Болконский. С какими мыслями о смысле жизни умер герой романа? (Понимание братства, всеобщей любви, вера в Бога, нравственное совершенство человека). Пьер Безухов. В чем смысл его жизни в эпилоге романа? (Участие в тайном обществе, общественная деятельность, счастливая семейная жизнь).

2.3. Возвращаемся к теме урока, к проблемному вопросу.

– Во второй половине 19 века в обществе имел место плюрализм (предполагается словарная работа: объяснить значение слова “плюрализм”) мнений о путях развития России.

Наиболее популярными были такие идейные течения, как западничество и славянофильство. Что вы знаете об этих течениях?

В помощь учащимся предлагается таблица.

3. Стадия рефлексии.

3.1. Вопросы классу. Мы говорим о двух героях Л.Н. Толстого. К какому идейному направлению мог бы принадлежать Андрей Болконский? Какие идеи близки Пьеру Безухову?

Учащимся предлагается ответить на проблемный вопрос урока.

(Два героя – два пути преобразования России: князь Андрей, символизирующий восточное направление, неучастие в политике, нравственное самосовершенствование, веру; и Пьер, допускающий противостояние правительству, широкую социальную деятельность в этом направлении).

. – Толстой думал о преобразования России в свое тревожное и неоднозначное время. В не менее сложную эпоху живем мы сейчас. И каждый настоящий патриот своей страны думает о ее будущем.

3.2. Учащимся предлагается написать сочинение-миниатюру на тему: “Каким я вижу будущее России и что могу сделать для ее процветания?”.

Сочинения зачитываются и обсуждаются.

3.3. Обобщение. Роль классической литературы в жизни человека.

(Классическая литература заставляет задуматься над многими современными проблемами, помогает ответить на вопросы, волнующие сегодня).

Ссылка на основную публикацию