Анализ стихотворений

План анализа стихотворения по литературе

Анализ стихотворения по литературе — это возможность проявить свои творческие способности, выразить своё мнение о творчестве поэта.

Создание исследовательского текста о стихотворении можно начинать с любого пункта плана:
подсказку нужно искать в самом стихотворении

План анализа стихотворения включает в себя следующие этапы.

  1. Автор и название стихотворения.
  2. История создания стихотворения: когда оно было написано, по какому поводу, кому автор его посвятил.
  3. Жанр стихотворения.
  4. Тема, идея, основная мысль стихотворения.
  5. Композиция стихотворения, его деление на строфы.
  6. Образ лирического героя, авторское «Я» в стихотворении.
  7. С помощью каких художественных средств выразительности раскрывается основная мысль автора, тема и идея стихотворения.
  8. Ритм стиха, стихотворный размер, рифма.
  9. Моё восприятие стихотворения.
  10. Значение этого стихотворения в творчестве поэта.

Пример анализа стихотворения по плану

1. Автор и название стихотворения. А.С. Пушкин «Анчар».

2. История создания стихотворения. Стихотворение «Анчар» было написано в 1828 году, через 2 года, как Пушкин вернулся из ссылки.

Замысел для написания «Анчара», судя по всему, родился из-за дела, возбуждённого против поэта за создание произведений «Гаврилиада» и «Андре Шенье». Его печальные размышления о природе власти были аллегорически выражены в данном произведении.

Относительно сюжетной основы стихотворения — поэта вдохновили сразу два источника, а именно: старая легенда о ядовитом растении и заметки доктора Фуше, который рассказывал в них о якобы растущем на острове Ява дереве, к которому посылали преступников, осуждённых на смертную казнь. Они должны были принести яд вождю племени. А.С. Пушкин вдохновился данным сюжетом, но переработал его в соответствии со своим замыслом.

3. Жанр. Чаще всего жанр этого произведения определяют как лирическое стихотворение, однако его можно частично считать балладой благодаря событийному сюжету.

4. Тема, идея. Основная тема стихотворения – пагубность влияние неограниченной власти одного человека. Силу этого явления Пушкин познал на себе, что сделало стихотворение глубоким эмоционально и убедительным.

Для усиления своей мысли Пушкин использует противопоставление естественного поведения, когда всё живое в природе избегает прикосновений к смертоносному древу, и поведения владыки, который решает нарушить этот закон.

Таким образом, идея произведения заключается в том, что «непобедимый владыка», который послал своего раба к анчару, зная, что он погибнет, а затем использовал принесённый им яд для того, чтобы нести смерть дальше – зло даже большее, чем ядовитое дерево.

Однако, не только власть виновата в своём зле. Рабы виноваты не меньше. Тирания не существует без рабства, они тесно связаны. Главное в жизни — избавление от рабства, обретение свободы. Это основная идея стихотворения.

5. Композиция. Данное произведение делится на две почти равные части: в первую входит пять строф, во вторую – четыре.

Сначала автор описывает истекающее ядом дерево, которое в данном случае является символом зла. Даже движение, обычно символизирующее жизнь, становится смертоносным – ветер улетает от него уже ядовитым, дождевая вода, стекая с ветвей, капает в песок будучи ядом.

Во второй части произведения поэт описывает всесильного владыку, который, не колеблясь, отправляет своего раба умирать ради того, чтобы добыть яд, необходимый для дальнейших завоеваний, причём раб подчиняется ему беспрекословно.

6. Образ лирического героя. Мысли и чувства лирического героя на протяжении повествования меняются. Вначале он рассказывает нам о дереве анчар, несущем смерть всему живому. Герой повествует довольно спокойно, настолько, насколько спокойно можно говорить о смерти, однако зловещий холодок и грозные интонации присутствует в его рассказе.

Далее лирический герой говорит о том, что животные не подходят к страшному дереву. Человек, которого природа наделила высшим разумом, отправляет другого человека к нему. Посылает на верную смерть. В рассказе лирического героя чувствуется скрытая, замаскированная ненависть ко всему происходящему.

7. Художественных средств выразительности. А стихотворении А.С. Пушкин использовал следующие художественные средства:

  • метафоры – «природа жаждущих степей его в день гнева породила», «вихорь чёрный на древо смерти набежит», «послушно в путь потёк»;
  • эпитеты – «в пустыне чахлой и скупой», «зелень мёртвую», «густой прозрачною смолою»;
  • сравнения – «Анчар, как грозный часовой»;
  • инверсии – «зелень мёртвую», «густой прозрачною смолою», «вихорь чёрный».

В стихотворении также легко проследить антитезу «царь – раб». Для её создания А.С. Пушкин использовал не только эпитеты («бедный раб» – «непобедимый владыка»), но и глагольное противопоставление: если царь послал раба, то тот потёк, причем во втором случае глагол усиливается словом «послушно».

8. Ритм, рифма, стихотворный размер. Стихотворный размер — четырёхстопный ямб. Рифма — перекрёстная.

Благодаря стихотворному размеру автору удалось передать не только все ощущения от смерти в природе, но и проявления зла в плане человеческих отношений.

9. Моё восприятие. Моё восприятие стихотворения «Анчар» заключается в том, что я придерживаюсь мнения автора. Пока есть рабы, будет процветать и тирания. Когда человек достаточно смел для того, чтобы отстаивать себя и свою свободу, когда он смел и решителен для того, чтобы бороться за своё до конца, у зла не будет над ним власти.

10. Значение этого стихотворения в творчестве поэта. Стихотворение «Анчар» является трагическим, оно отражает характерное для того периода в жизни Пушкина мировосприятие. Но в то же время оно показывает, насколько глубоко А.С. Пушкину удавалось проникать в природу истинного зла, понимая, что тьма существует и сама собой не исчезнет.

Что такое «анализ стихотворения»: понятие и основные этапы

На уроках литературы ученики часто делают анализ стихотворения — полное исследование произведения. Для его выполнения потребуется изучить историю создания работы, определить тему и главную мысль текста, размер и рифму, найти средства выразительности. Все это позволяет лучше понять особенности творчества автора.

  1. Примерный план
  2. Название, тема и идея
  3. Художественные приемы

Примерный план

Проанализировать стихотворение достаточно сложно, поэтому стоит придерживаться определенной структуры. Она поможет правильно выстроить текст и увидеть все ли аспекты рассмотрены.

Примерный план:

  1. История создания — год написания и публикации, на фоне каких событий появилось и т. п.
  2. Краткий пересказ сюжета.
  3. Разбор образов и символов.
  4. Составляющие композиции.
  5. Художественные приемы — ритм, размер, рифма, средства выразительности, идея и тема.

При составлении краткой справки о жизни поэта можно указать в каком направлении работал автор. Например, Маяковский был приверженцем футуризма, а Сологуб символистом.

Иногда стихотворение содержит прямую отсылку на события, которое оно описывает. Например, «Смерть поэта» Лермонтова появилась сразу после гибели Пушкина.

Название, тема и идея

При анализе стихотворения нужно уделить внимание разбору смысла названия. Иногда оно не носит скрытого смысла, например, «Письмо к маме» или «Обращение к (имя персонажа)». Но бывают и сложные названия. Например, работа Маяковского «О дряни!» обращена к двуличным людям, которые приспосабливаются к любым условиям.

Тема стихотворения — о чем говорится в тексте. Идея — то, чему учит работа. Чтобы определить эти два аспекта, нужно внимательно прочитать стих. Например, творение Есенина «Русь советская» посвящено общественным переменам, но его главная мысль — иногда с происходящим остается только мириться и продолжать писать.

При анализе нужно правильно определять жанр стихотворения. Некоторые разновидности:

  • элегия — грустное произведение с философскими размышлениями;
  • послание — обращение к конкретному адресату;
  • сатира — высмеивание пороков и общества;
  • баллада — торжественное произведение, которое прославляет человека или событие;
  • лирика — описание чувств и эмоции.

Это далеко не самый полный перечень. Обязательно нужно разбирать образы и символы, которые встречаются в тексте. Это нужно для лучшего понимания сюжета.

Художественные приемы

Определить композицию можно по тому, сколько разных событий описывается в тексте. Стихотворение может состоять из одной части или нескольких. Иногда переход четко выражен, например, описывается как герой сначала жил в Лондоне, а потом в России. Но часто разделение носит весьма условный характер.

Потом нужно рассмотреть ритм работы. За исключением верлибра (белого стихотворения) тексты носят определенную окраску. Достаточно взять четверостишье и подчеркнуть каждую гласную букву. После нужно в каждом слове поставить ударение — это позволит выявить закономерность чередования ударных и безударных слогов. Полученный результат называют стопой и по ней можно определить размер. Двухсложный состоит из двух слогов, трехсложный — из трех.

Двухсложные стопы:

  • хорей — ударение на первом слоге;
  • ямб — ударение на втором слоге;
  • пиррихий — два безударных слога;
  • спондей — два ударных слога.

Среди трехсложных стоп выделяют дактиль, амфибрахий, анапест. Для придания эмоциональной окраски произведению автор может использовать средства художественной выразительности.

Например, лексика в тексте может представлять собой неологизмы — слова, которые придумал автор. Такой прием очень любил Маяковский.

Среди средств выразительности выделяют:

  • эпитеты — красочные описания, чаще всего это прилагательные;
  • метафора — слово или выражение, которое употреблено в переносном значении;
  • олицетворение — «оживление» неживых предметов и явлений.

Рифмы тоже бывают нескольких видов. Например, при мужской ударение падает на последний слог, а при женской — на предпоследний. Иногда применяют другую классификацию. При перекрестной рифмуются слова первой и третьей строки, при парной две соседние, а при кольцевой — первая с четвертой, а вторая с третьей.

Чтобы понять, что значит анализ стихотворения, нужно выполнить не одну письменную работу. Начинать тренироваться лучше с простых произведений. Только потом переходить к сложным текстам.

Шаблон анализа лирического стихотворения
консультация по литературе (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс) на тему

Шаблон анализа лирического стихотворения помогает учителю и школьнику свободно ориентироваться в анализе стихотворения на уроках русской литературы.

Скачать:

ВложениеРазмер
shablon_analiza_liricheskogo_stihotvoreniya.docx648.53 КБ

Предварительный просмотр:

Шаблон анализа лирического стихотворения

1. Краткая информация об авторе и стихотворении

  • Стихотворение (___какое____), написанное (__кем и когда__) вызывает такие ассоциации:
  • Создается такое настроение ———————
  • Вызывает мысли о том, что ————————–
  • В творчестве поэта это стихотворение занимает важное место, так как —————

поэт любит и умеет видеть красоту природы, животных или др.

2. Тема и идея. Заглавие.

  • Это стихотворение (о чем стихотворение?)
  • Стихотворение представляет собой яркий пример .. лирики (любовная, философская, пейзажная, тема поэта и поэзии, исповедальная и т.д.)
  • Это стихотворение можно рассматривать как размышление (рассуждение) о…(природе, любви, жизни и тд)
  • Автор хотел донести до читателя мысль о том…
  • Этим стихотворением автор хотел сказать читателю о том, что…
  • В стихотворении четко улавливается настроение (радость, уныние, восторг, надежда) … звучит мотив (грусти, ожидания чуда, любви к …
  • Прочитав это стихотворение, я понял(а), что …..
  • что я вижу, слышу, чувствую в стихотворении?
  • Стихотворение названо так потому, что…
  • В этом стихотворении есть сюжет: образы событий (. каких именно. );
  • Сюжет в стихотворении ярко не выражен, но передан через образы чувств (. ).
  • В основе содержания стихотворения – переживания лирического героя …
  • Ведущее (переживание, чувство, настроение), отразившееся в поэтическом произведении….
  • Яркая лирическая ситуацию, представленная в стихотворении (конфликт героя с собой; внутренняя несвобода героя, восторг героя, любование природой и т.д.)

4. Композиция стихотворения

  • Стихотворение состоит из … строф… Каждая строфа представляет законченную мысль
  • Мысль первой строфы такова….
  • Во второй строфе автор говорит о….
  • в третьей строфе….. и тд по всем строфам
  • Содержание и смысл строф (сопоставлены или противопоставлены?)
  • Значима ли для раскрытия идеи стихотворения последняя строфа, содержит ли вывод.

5. Характеристика образов (существительные-образы)-

  • В первой строфе возникают образы (существительные)…
  • Во второй строфе автор говорит…
  • в третьей строфе….. и тд по всем строфам
  • образы событий (. каких именно. );
  • образы чувств (. ).
  • Образ лирического героя, авторское “Я” (сам автор, рассказ от лица персонажа, автор играет какую-то роль).

6. Художественные средства, с помощью которых созданы эти образы:

  • Автор для создания образов использует (бытовую, повседневную; литературную, книжную; публицистическую; архаизмы, устаревшие слова) лексику.
  • Автор использует глаголы, содержание которых отражает затронутые в тексте проблемы . отмечает (что?) . описывает (что?) . касается (чего?) . обращает внимание (на что?) . напоминает (о чем?)
  • Пространство представлено весьма интересно…( описание комнаты и всего, что в ней, от общего к частному, от частного к общему, описание представлено сверху вниз, описание пространства в ширину, выход на уровень неба, космоса…)
  • Автор в произведении затрагивает временные рамки (прошлое, настоящее, будущее)

Мужская – рифма с ударением на последнем слоге в строке.

Женская – с ударением на предпоследнем слоге в строке.

Дактилическая – с ударением на третьем от конца строки слоге, что повторяет схему дактиля – -_ _ (ударный, безударный, безударный), с чем, собственно, и связано название этой рифмы.

точной рифма является тогда, когда гласные и согласные звуки, входящие в созвучные окончания стихов, в основном совпадают. Точность рифмы увеличивается и от созвучия согласных звуков, непосредственно предшествующих последним ударным гласным в рифмующихся стихах.

Неточная рифма основана на созвучии одного, реже – двух з

Эпитет – художественное определение

Куда ты скачешь, гордый конь?

Сравнение – сопоставление двух предметов или явлений с целью пояснить один из них при помощи другого.

яркий, как солнце

Аллегория (иносказание)-изображение отвлечённого понятия или явления через конкретные предметы и образы

весы – правосудие, крест – вера, сердце – любовь, «царь зверей» – вместо «лев»

Ирония – скрытая насмешка.

Откуда, умная, бредешь ты, голова?

Литота – художественное преуменьшение. преуменьшение размеров, силы, красоты описываемого.

ваш шпиц, прелестный шпиц, не более наперстка. «мужичок с ноготок»

Гипербола – художественное преувеличение, используемое, чтобы усилить впечатление

в сто сорок солнц закат пылал

«реки крови», «море смеха»

Олицетворение – изображение неодушевлённых предметов, при которм они наделяются свойствами живых существ.

отговорила роща золотая

душа поёт, река играет

Овеществление – уподобление явлений одушевлённого мира неодушевлённым предметам.

Метафора – скрытое сравнение, построенное на сходстве или контрасте явлений, в котором слова как, как будто, словно отсутствуют, но подразумеваются

мертвая тишина, «работа кипит», «лес рук», «тёмная личность», «каменное сердце»…

Метонимия – сближение, сопоставление понятий по смежности обозначаемых понятий, когда явление или предмет обозначаются с помощью других слов и понятий.

Шипенье пенистых бокалов (вместо: пенящееся вино в бокалах) . Лес шумит” – подразумеваются деревья

синекдоха – употребление названия части вместо целого и наоборот

белеет парус одинокий (вместо: лодка, корабль) Москва, спалённая пожаром,

перифраз – замена слова или группы слов, чтобы избежать повторения

автор «Горе от ума» (вместо А.С. Грибоедов)

Риторические вопросы, обращения, восклицания усиливают внимание читателя, не требуя от него ответа

Что стоишь, качаясь, тонкая рябина?

Да здравствует солнце, да скроется тьма!

Повтор (рефрен) – неоднократное повторение одних и тех же слов или выражений.

Железная правда – живой на зависть,

Железный пестик, и железная завязь.

Мне хотелось бы знать. Отчего я титулярный советник? Почему именно титулярный советник?

пришел, увидел, победил

Где стол был яств, там гроб стоит

Эллипсис – пропуск отдельных слов для придания фразе дополнительного динамизма

я за свечкой – свечка в печку

Бессоюзие – намеренный пропуск союзов

Мелькают мимо будки, бабы,

Мальчишки, лавки, фонари…

Многосоюзие – увеличение числа союзов между словами с целью замедлить речь вынужденными паузами, сделать её выразительнее

И пращ, и стрела, и лукавый кинжал

Щадят победителя годы…

Параллелизм – одинаковое синтаксическое построение предложений

молодым везде у нас дорога,

старикам везде у нас почет.

Инверсия – нарушение общепринятого порядка слов, перестановка частей.

Изумительный наш народ.

каламбур – игра слов

Шел дождь и два студента.

оксюморон – соединение двух противоречащих понятий

живой труп, пожар льда, гигантский карлик.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Анализ лирического стихотворения.

Предложена схема анализ лирического стихотворения.

Материал помогает шире понять, что собой представляет понятие “пейзаж”. Каковы разновидности пейзажа.

Материал помогает шире понять, что собой представляет понятие “пейзаж”. Каковы разновидности пейзажа.

Материал помогает шире понять, что собой представляет понятие “пейзаж”. Каковы разновидности пейзажа.

Конспект урока-практикума по теме “Анализ лирического произведения” (УМК по литературе под ред. В.Ф.Чертова) в 9 классе. Поскольку уроки-практикумы, предлагаемые данным УМК, относительно самостоятельн.

В связи с ослаблением интереса учащихся к чтению классической литературы и особенно лирических текстов я разработала вопросы, которые способствуют глубокому проникновению в смысл и языковые особенност.

Анализ стихотворений

Список стихотворений:

Отзывы: 1

ЗОЛОТАЯ ПОРА Б. ПАСТЕРНАК

Дни летят, и вот осень седая
Зашумели волны огня.
Ты прекрасна, ты будто из рая
Изгибается шея твоя

Твои нежные руки, твой бархатный голос
Твои пухлые губы, твой шелковый волос
И глаза словно два океана
Завлекают и манят в Виллану

Но откуда во мне эти силы?
Что любовь подает мне чрез мглу?
Люди так никогда не любили
Как люблю я тебя накону

И до огненных струй, до земных нестраданий
Мы с тобою опять,
Мы шагаем по грани

Анализ стихотворений: читать популярные, лучшие, красивые стихотворения поэта классика на сайте РуСтих о любви и Родине, природе и животных, для детей и взрослых. Если вы не нашли желаемый стих, поэта или тематику, рекомендуем воспользоваться поиском вверху сайта.

  • Стихи Александра Пушкина
  • Стихи Михаила Лермонтова
  • Стихи Сергея Есенина
  • Басни Ивана Крылова
  • Стихи Николая Некрасова
  • Стихи Владимира Маяковского
  • Стихи Федора Тютчева
  • Стихи Афанасия Фета
  • Стихи Анны Ахматовой
  • Стихи Владимира Высоцкого
  • Стихи Иосифа Бродского
  • Стихи Марины Цветаевой
  • Стихи Александра Блока
  • Стихи Агнии Барто
  • Омар Хайям: стихи, рубаи
  • Стихи Бориса Пастернака
  • Стихи Самуила Маршака
  • Стихи Корнея Чуковского
  • Стихи Эдуарда Асадова
  • Стихи Евгения Евтушенко
  • Стихи Константина Симонова
  • Стихи Ивана Бунина
  • Стихи Валерия Брюсова
  • Стихи Беллы Ахмадулиной
  • Стихи Юлии Друниной
  • Стихи Вероники Тушновой
  • Стихи Николая Гумилева
  • Стихи Твардовского
  • Стихи Рождественского
  • Евгений Онегин
  • Бородино
  • Я помню чудное мгновенье (Керн)
  • Я вас любил, любовь еще, быть может
  • Парус (Белеет парус одинокий)
  • Письмо матери
  • Зимнее утро (Мороз и солнце; день чудесный)
  • Не жалею, не зову, не плачу
  • Стихи о советском паспорте
  • Я памятник себе воздвиг нерукотворный
  • У лукоморья дуб зеленый
  • Ночь, улица, фонарь, аптека
  • Сказка о царе Салтане
  • Жди меня, и я вернусь
  • Ты меня не любишь, не жалеешь
  • Что такое хорошо и что такое плохо
  • Кому на Руси жить хорошо
  • Я пришел к тебе с приветом
  • Незнакомка
  • Письмо Татьяны к Онегину
  • Александр Пушкин — Пророк
  • Анна Ахматова — Мужество
  • Николай Некрасов — Железная дорога
  • Сергей Есенин — Письмо к женщине
  • Александр Пушкин — Полтава
  • Стихи о любви
  • Стихи для детей
  • Стихи о жизни
  • Стихи о природе
  • Стихи о дружбе
  • Стихи о женщине
  • Короткие стихи
  • Грустные стихи
  • Стихи про осень
  • Стихи про зиму
  • Стихи о весне
  • Стихи про лето
  • Смешные стихи
  • Матерные стихи
  • Стихи с добрым утром
  • Стихи спокойной ночи
  • Стихи про семью
  • Стихи о маме
  • Стихи про папу
  • Стихи про бабушку
  • Стихи про дедушку
  • Стихи о войне
  • Стихи о родине
  • Стихи про армию
  • Стихи про школу
  • Стихи о музыке
  • Стихи для малышей
  • Стихи о доброте
  • Стихи на конкурс
  • Сказки в стихах
  • Популярные стихи Пушкина
  • Популярные стихи Лермонтова
  • Популярные стихи Есенина
  • Популярные басни Крылова
  • Популярные стихи Некрасова
  • Популярные стихи Маяковского
  • Популярные стихи Тютчева
  • Популярные стихи Фета
  • Популярные стихи Ахматовой
  • Популярные стихи Цветаевой
  • Популярные стихи Бродского
  • Популярные стихи Блока
  • Популярные стихи Хайяма
  • Популярные стихи Пастернака
  • Популярные стихи Асадова
  • Популярные стихи Бунина
  • Популярные стихи Евтушенко
  • Популярные стихи Гумилева
  • Популярные стихи Рождественского
  • Другие поэты

Огромная база, сборники стихов известных русских и зарубежных поэтов классиков в Антологии РуСтих | Все стихи | Карта сайта

Все анализы стихотворений, краткие содержания, публикации в литературном блоге, короткие биографии, обзоры творчества на страницах поэтов, сборники защищены авторским правом. При копировании авторских материалов ссылка на источник обязательна! Копировать материалы на аналогичные интернет-библиотеки стихотворений – запрещено. Все опубликованные стихи являются общественным достоянием согласно ГК РФ (статьи 1281 и 1282).

План анализа стихотворения

Содержимое публикации

План анализа стихотворения:

1. Автор и название стихотворения.

2. История создания стихотворения (когда написано, по какому поводу, кому посвящено).
Место данного стихотворения в творчестве поэта или в ряду стихотворений на подобную тему (с подобным мотивом, сюжетом, структурой и т.п.)

3. Тема, идея, основная мысль (о чём стихотворение). Если автор принадлежит к какой-либо литературной группировке: символист, акмеист, футурист, – то необходимо подобрать примеры, доказывающие, что перед нами произведение поэта-символиста, акмеиста или футуриста. Цитаты из текста, подтверждающие выводы.

Тема стихотворения:
– пейзаж;
– общественно-политическая;
– любовная/интимная;
– философская.

Сюжет:
– есть сюжет: образы событий (. каких именно. );
– без сюжета: образы чувств (. ).

4. Художественные средства, с помощью которых созданы эти образы:
Какую лексику использует автор:
– бытовую, повседневную
– литературную, книжную
– публицистическую
– архаизмы, устаревшие слова

5. Композиция лирического произведения.
Необходимо:
– определить ведущее переживание, чувство, настроение, отразившееся в поэтическом произведении;
– выяснить стройность композиционного построения, его подчинённость выражению определённой мысли;
– определить лирическую ситуацию, представленную в стихотворении (конфликт героя с собой; внутренняя несвобода героя и т.д.)
– определить жизненную ситуацию, которая, предположительно, могла вызвать это переживание;
– выделить основные части поэтического произведения: показать их связь (определить эмоциональный “рисунок”).
Композиция стихотворения, его деление на строфы (как соотносится смысл стихотворения и его деление на строфы).
Представляет ли каждая строфа законченную мысль или в строфе раскрывается часть основной мысли.
Сопоставлен или противопоставлен смысл строф.
Значима ли для раскрытия идеи стихотворения последняя строфа, содержит ли вывод.

Композиция: размер, рифма, ритм.
Размер:
акцентный стих;
_ _’ _ амфибрахий;
_ _ _’ анапест;
верлибр (свободный или белый стих);
‘_ _ _ дактиль;
дольник;
‘_ _ / ‘_ _ / ‘_ _ хорей 3-стопный;
_ _’ / _ _’ / _ _’ /_ _’ ямб 4-стопный (ударение на каждом втором слоге);

Рифмовка:
аабб – парная (смежная);
абаб – перекрёстная;
абба – кольцевая.

Мужская – ударение на 1 слог с конца строки: метЁт.

Женская – ударение на 2 слог с конца строки: грОзы.

Дактилическая – ударение на 3 слог с конца строки: изгнАнники.

Часто можно наблюдать сочетание мужской и женской рифмовок.

анафоры (одинаковое начало строчек)- как бы дополнительная рифма, только в начале стиха.
переносы (значение переносимого слова подчёркивается, на нём делается смысловой акцент).

6. Поэтическая лексика.
Необходимо выяснить активность использования отдельных групп слов общеупотребительной лексики – антонимов, архаизмов, неологизмов, омонимов, синонимов.
– выяснить меру близости поэтического языка с разговорным;
– определить своеобразие и активность использования тропов.

Тропы – слова и обороты, которые употребляются не в прямом, а в образном, переносном значении:
– аллегория – иносказательное изображение абстрактного понятия/явления через конкретные образы и предметы;
– гипербола – художественное преувеличение;
– ирония – скрытая насмешка;
– литота – художественное преуменьшение;
– метафора – скрытое сравнение, построенное на похожести/контрасте явлений, в котором слова “как”, “словно” – отсутствуют;
– олицетворение – например: куст, который разговаривает, думает, чувствует;
– паралеллизм;
– сравнение;
– эпитет – художественное определение.

7. Стилистические фигуры:
Поэтический синтаксис (синтаксические приёмы или фигуры поэтической речи)
– антитеза/противопоставление;
– градация – например: светлый – бледный – едва заметный;
– инверсия – необычный порядок слов в предложении с очевидным нарушением синтаксической конструкции;
– повторы/рефрен;
– риторический вопрос, обращение – повышают внимание читателя и не требуют ответа;
– умолчание – незаконченное, неожиданно оборванное предложение, в котором мысль высказана не полностью, читатель додумывает её сам.

8. Поэтическая фонетика:
Использование звукоподражаний, звукозаписи – звуковых повторов, создающих своеобразный звуковой “рисунок” речи.
– аллитерация – повторение одинаковых согласных;
– анафора – единоначатие, повторение слова или группы слов в начале нескольких фраз или строф;
– ассонанс – повторение гласных;
– эпифора – противоположна анафоре – повторение одинаковых слов в конце нескольких фраз или строф.

9. Образ лирического героя, авторское “Я”.
– сам автор,
– рассказ от лица персонажа,
– автор играет какую-то роль.

10. Литературное направление: романтизм, реализм, сюрреализм, символизм, акмеизм, сентиментализм, авангардизм, футуризм, модернизм и т.д.

11. Жанр: эпиграмма (сатирический портрет), эпитафия (посмертное), элегия (грустное стихотворение, чаще всего о любви), ода, поэма, баллада, роман в стихах, песня, сонет и т.д.

Олимпиады по литературе

Примерный план анализа лирического произведения

  • ” onclick=”window.open(this.href,’win2′,’status=no,toolbar=no,scrollbars=yes,titlebar=no,menubar=no,resizable=yes,width=640,height=480,directories=no,location=no’); return false;” rel=”nofollow”> Печать
  • E-mail

Кем и когда написано стихотворение?

Какие жизненные события легли в его основу. Центральная тема стихотворения. Многоплановость.

Жанровые особенности стихотворения (элегия, баллада, исповедь, размышление, обращение к … и т д.). Тематическое разнообразие лирики (пейзажная, философская, любовная, вольнолюбивая и др.)

Главные образы или картины, созданные в стихотворении.

Внутреннее построение стихотворения, его лирический герой. (Лирический герой хоть и отражает личные переживания и ощущения автора, но это не вполне поэт. Это внутренний образ – переживание, в котором отражается духовный мир человека, характерные черты людей определенного времени, класса, их идеалы).

Основные интонации стихотворения, чувства поэта и лирического героя.

Особенности построения: единое целое, деление на части, главки, строфы; соединение образов, картин стержневой линией, мотивом, лейтмотивом, чувством поэта или лирического героя.

Средства поэтического языка (изобразительные средства языка, особенности лексики). Звуковая и ритмическая организация лирического текста, с помощью которых создаются картины, образы, передаются мысли и чувства поэта или его лирического героя. Художественные средства: аллегория, метафора, гипербола, гротеск, сравнение, эпитет, оценочная лексика, антитеза, символ, деталь. Особенности лексики: бытовая, народная, разговорная, приподнятая, торжественная, высокая и т. д.). Некоторые композиционные приемы: пейзаж, деталь портрета, бытовая деталь, образ-символ, диалог, монолог, звуки, звукопись, цветовая гамма, свет, музыкальность, традиционные элементы композиции и т. д. Синтаксис: многоточие, восклицания, риторические вопросы. Способ стихосложения.

Смысл названия стихотворения. Адресат поэтического послания. Если возможно – идея стихотворения.

Значение стихотворения для его современников, для сегодняшнего читателя. Общечеловеческая значимость стихотворения.

Схема анализа лирического произведения

О стихотворении и его авторе. Кем и когда написано стихотворение, кому оно посвящено, как было воспринято читателями и критиками, особенности эпохи – вся та информация, которая относится к стихотворению вообще.

Жанровое своеобразие стихотворения (ода, гимн, романс, элегия. ).

Структура образов и развитие конфликта
а) Тема и основная мысль произведения
б) Как развивается в тексте мысль и чувство автора (с чего стихотворение начинается и чем заканчивается, как вы думаете, почему автор выбирает именно такую композицию)
в) Система художественных образов стихотворения (как эти образы соотносятся с жизнью человека и его чувствами).

Черты лирического героя.

Основные особенности поэтического языка:
а) Тропы и фигуры (сравнение, эпитет, метафора, метонимия, олицетворение, символ, гипербола, инверсия)
б) Языковой поуровневый анализ

  • поэтическая фонетика (ассонанс, аллитерация.)
  • поэтическая лексика (синонимы, антонимы, архаизмы, неологизмы).
  • использование явлений морфологии и синтаксиса.

Ритм. Стихотворный размер. Рифма.

Мое восприятие произведения.

План анализа стихотворения
Вариант 1

Какие чувства вызывает стихотворение? Какие именно ключевые слова формируют эти чувства? Как меняются чувства от начала к финалу стихотворения? В чем причины этих изменений?

Какие картины рисуются при чтении этого стихотворения? Сколько: одна, две, несколько? Опишите. Обратите внимание на детали прорисовки картин, их цветовую гамму. Какие слова в стихотворении подсказали вам названные особенности изображения?

Каким вы представляете себе лирического героя?

В каких словах автор прямо выражает свое отношение к изображаемому? В чем особенность авторской позиции?

Вариант 2

Какое настроение становится для стихотворения определяющим. Меняются ли чувства автора на протяжении стихотворения, если да – благодаря каким словам мы об этом догадываемся?

Есть ли в стихотворении цепочки слов, связанных ассоциативно или фонетически (по ассоциациям или по звукам).

Роль первой строки. Какая музыка звучит в душе поэта, когда он берется за перо?

Роль последней строки. На каком эмоциональном уровне, по сравнению с началом, заканчивает поэт стихотворение?

Звуковой фон стихотворения.

Цветовой фон стихотворения.

Категория времени в стихотворении (значение прошлого, настоящего и будущего).

Особенности композиции стихотворения.

Жанр стихотворения. Тип лирики.

Литературное направление (если можно определить).

Значение художественных средств.

История создания, год создания, значение этого стихотворения в творчестве поэта. Есть ли в творчестве этого поэта стихотворения, сходные с ним или противоположные по каким-либо признакам: форме, теме? Можно ли сравнить это стихотворение с произведениями других поэтов.

Вариант 3

Автор произведения. Время написания.

Лексика. Если есть слова, требующие пояснения их лексического значения, посмотрите по словарю. Какие лексические пласты использует автор в произведении (профессиональную лексику, диалектную, разговорную, сниженную экспрессивную, книжную, возвышенную и др.)? Какую роль они играют? В какие тематические группы можно объединить лексические единицы?

Морфологические особенности. Есть ли какие-либо закономерности в использовании автором частей речи? Преобладают ли глаголы, существительные, прилагательные или другие части речи? Особенности использования форм частей речи. Какую роль они играют в тексте?

Синтаксические особенности. Обратите внимание на структуру предложений. Какие преобладают: сложные, простые? Каков эмоциональный характер предложений?

Образ-переживание. Как меняются чувства лирического героя от начала к концу произведения? Какие слова можно назвать ключевыми в отображении динамики образа-переживания?

Художественное время и пространство произведения. Какие художественные детали формируют пространственно-временной континуум произведения?

Цветовая гамма произведения. Имеются ли в тексте слова, прямо обозначающие цвет, либо слова и образы, подразумевающие определенный цвет? Каково сочетание цветовых элементов в тексте произведения? В какое соотношение они вступают (дополняют, плавно переходят один в другой, контрастируют)?

Звуковая гамма произведения. Имеются ли в тексте слова, прямо обозначающие звук, либо слова и образы, подразумевающие определенный звук? Какой характер носит звуковая гамма произведения? Меняется ли характер звука от строфы к строфе, от начала к концу произведения?

Средства художественной выразительности. Какие тропы, фигуры использует автор для создания образов (эпитеты, метафоры, анафору, антитезу, синекдоху, инверсию, перенос и т.д.)? Охарактеризуйте их значение. Имеется ли выраженное преобладание какого-либо приема? Его значение. Обратите внимание на использование звукописи. Какой вид звукописи использует автор (ассонанс, аллитерацию)? Какую роль она играет?

Особенности ритмической структуры. Определите размер стихотворения (хорей, ямб, дактиль, амфибрахий, анапест), его особенности (пиррихий, спондей). Какую роль в создании настроения, динамики образов играет размер? Опишите характер рифмы, способ рифмовки, строфическую организацию произведения. Какие именно слова рифмует автор? Почему?

Художественные детали. Какие еще детали и образы необходимо охарактеризовать? Какие из них особенно выделяются в произведении? Какое место в системе образов они занимают? Есть ли в тексте произведения детали и приемы, характерные для творчества данного автора, проявляющиеся и в других его произведениях? Есть ли в тексте данного произведения детали и приемы, связанные с приверженностью автора к какому-либо литературному течению?

Лирический герой. Что вы можете сказать о характере лирического героя, о его чувствах, отношении к миру, к жизни?

Жанр произведения. Какие жанровые особенности проявляются в произведении (элегия, дума, сонет и др.)? К какому виду искусства близко данное произведение (кино, драма, музыка и др.)? Почему?

Тема произведения. О чем говорится в произведении? Какой предмет, проблема, чувство, переживание стоит в центре изображения?

Идея произведения. Как воспринимает названный предмет, проблему, чувство, переживание автор? О чем автор заставляет задуматься читателя? Зачем написано это произведение?

Какое место в творчестве автора занимает данное произведение?

Вариант 4

Внимательно прочитайте стихотворение.

Проанализируйте синтаксическую структуру стихотворения:

  • сколько предложений входит в него;
  • каковы их микротемы, как они соотносятся между собой;
  • каковы их синтаксические особенности (наличие инверсии, простые или сложные, союзные или бессоюзные, сложные или сложноподчиненные и пр.)?

Как соотносится синтаксическая структура стихотворения с делением на строфы и строки? (Это поможет понять смысловую структуру стихотворения, увидеть смысловые акценты).

Обратите внимание на особенности пунктуации (употребление многоточий, тире, вопросительных и восклицательных конструкций), определите ее роль (как ритмико-интонационную, так и смысловую).

Обратите внимание на повторы:

  • синтаксический параллелизм;
  • лексические и корневые повторы;
  • повторы союзов;
  • анафорические и эпифорические повторы.

Какую роль они играют: ритмико-мелодическую, эмоциональную, смысловую?

Проанализируйте рифмующиеся слова, создающие смысловые и эмоциональные акценты в стихотворении:

  • в каких отношениях они находятся (сопоставление, противопоставление, усиление мысли или чувства, параллелизм и пр.);
  • к какому разряду лексики они принадлежат:
    • по своему происхождению (устаревшие слова – архаизмы или историзмы, неологизмы, заимствованная лексика, старославянизмы, галлицизмы и пр.);
    • по эмоциональной окраске (окрашенная или неокрашенная лексика, экспрессивные и оценочные слова и пр.);
    • по сфере употребления (общеупотребительные, диалектизмы, просторечные слова);
  • какова их экспрессивная, эмоциональная и логическая роль в стихотворении?

Проведите подобную лексическую работу во всем стихотворном тексте:

  • выявите устаревшие слова или неологизмы, заимствованные слова, объясните их (при объяснениях используйте синонимию, морфемный и словообразовательный анализ и т.д.), определите их роль в данном тексте;
  • найдите слова, употребляющиеся в переносном смысле: какие из них создают метафорические образы, какие используются для создания таких разновидностей метафоры, как метонимия, синекдоха, олицетворение и пр., какова смысловая роль этих тропов;
  • какое чувство или настроение передают эмоционально окрашенные слова, повторяющиеся слова;
  • определите морфологическую принадлежность повторяющихся слов, какая часть речи наиболее употребительна в стихотворении или той или иной его части, почему;
  • найдите в стихотворении синонимы, антонимы, омонимы, перифразы, объясните их роль.

Проанализируйте использование других средств точности и выразительности речи: сравнительных оборотов, двойного отрицания, обращения, морфологических средств (повелительного или условного наклонения глагола, уменьшительных суффиксов существительного, кратких прилагательных и пр.), определите их роль в стихотворении.

Сопоставьте начало и конец стихотворения: часто они представляют собой лексико-грамматическую и смысловую соотнесенность.

Сделайте вывод об эмоционально-содержательном смысле стихотворения (интерпретируйте стихотворение). Кратко запишите свое понимание основного содержания стихотворения.

Вариант 5

Дата создания. Реально-биографический и фактический комментарий.

Структура стихотворения:

  • Форма строфы.
  • Тип рифмовки.
  • Размер.

Идейное содержание:

  • Внешнее впечатление и внутренняя реакция на него.
  • Эмоциональная окраска чувств, выраженных в стихотворении в их динамике.
  • Преобладание общественных или личных интонаций.

Лирический герой. Его характерные качества.

Синтаксические фигуры: эпитет, повтор, антитеза, инверсия, эллипс, параллелизм, риторический вопрос, обращение и восклицание.

Основные изобразительные средства, используемые автором: метафора, метонимия, сравнение, аллегория, символ, гипербола, литота, ирония (как троп), сарказм, перифраза. Виды звукописи.

Сопоставление основных словесных образов:

  • по сходству;
  • по контрасту;
  • по смежности;
  • по ассоциации.

Шаблон анализа лирического стихотворения

Шаблон позволяет учащимся подготовить анализ лирического стихотворения

Содержимое разработки

Шаблон анализа лирического стихотворения

1. Краткая информация об авторе и стихотворении

Стихотворение (___какое____), написанное (__кем и когда__) вызывает такие ассоциации:

Создается такое настроение ———————

В творчестве поэта это стихотворение занимает важное место, так как —————

поэт любит и умеет видеть красоту природы, животных или др.

2. Тема и идея. Заглавие.

Это стихотворение (о чем стихотворение?)

Стихотворение представляет собой яркий пример .. лирики (любовная, философская, пейзажная, тема поэта и поэзии, исповедальная и т.д.)

Это стихотворение можно рассматривать как размышление (рассуждение) о…(природе, любви, жизни и тд)

Автор хотел донести до читателя мысль о том…

Этим стихотворением автор хотел сказать читателю о том, что…

В стихотворении четко улавливается настроение (радость, уныние, восторг, надежда) … звучит мотив (грусти, ожидания чуда, любви к …

Прочитав это стихотворение, я понял(а), что …..

что я вижу, слышу, чувствую в стихотворении?

Стихотворение названо так потому, что…

В этом стихотворении есть сюжет: образы событий (. каких именно. );

Сюжет в стихотворении ярко не выражен, но передан через образы чувств (. ).

В основе содержания стихотворения – переживания лирического героя …

Ведущее (переживание, чувство, настроение), отразившееся в поэтическом произведении….

Яркая лирическая ситуацию, представленная в стихотворении (конфликт героя с собой; внутренняя несвобода героя, восторг героя, любование природой и т.д.)

4. Композиция стихотворения

Стихотворение состоит из … строф… Каждая строфа представляет законченную мысль

Мысль первой строфы такова….

Во второй строфе автор говорит о….

в третьей строфе….. и тд по всем строфам

Содержание и смысл строф (сопоставлены или противопоставлены?)

Значима ли для раскрытия идеи стихотворения последняя строфа, содержит ли вывод.

5. Характеристика образов (существительные-образы)-

В первой строфе возникают образы (существительные)…

Во второй строфе автор говорит…

в третьей строфе….. и тд по всем строфам

образы событий (. каких именно. );

Образ лирического героя, авторское “Я” (сам автор, рассказ от лица персонажа, автор играет какую-то роль).

6. Художественные средства, с помощью которых созданы эти образы:

Автор для создания образов использует (бытовую, повседневную; литературную, книжную; публицистическую; архаизмы, устаревшие слова) лексику.

Автор использует глаголы, содержание которых отражает затронутые в тексте проблемы . отмечает (что?) . описывает (что?) . касается (чего?) . обращает внимание (на что?) . напоминает (о чем?)

Пространство представлено весьма интересно…( описание комнаты и всего, что в ней, от общего к частному, от частного к общему, описание представлено сверху вниз, описание пространства в ширину, выход на уровень неба, космоса…)

Автор в произведении затрагивает временные рамки (прошлое, настоящее, будущее)

7 . Рифма

Мужская – рифма с ударением на последнем слоге в строке.

Женская – с ударением на предпоследнем слоге в строке.

Дактилическая – с ударением на третьем от конца строки слоге, что повторяет схему дактиля – -_ _ (ударный, безударный, безударный), с чем, собственно, и связано название этой рифмы.

точной рифма является тогда, когда гласные и согласные звуки, входящие в созвучные окончания стихов, в основном совпадают. Точность рифмы увеличивается и от созвучия согласных звуков, непосредственно предшествующих последним ударным гласным в рифмующихся стихах.

Неточная рифма основана на созвучии одного, реже – двух з

Эпитет – художественное определение

прозрачная дева

Сравнение – сопоставление двух предметов или явлений с целью пояснить один из них при помощи другого.

яркий, как солнце

Аллегория (иносказание)-изображение отвлечённого понятия или явления через конкретные предметы и образы

весы – правосудие, крест – вера, сердце – любовь, «царь зверей» – вместо «лев»

Ирония – скрытая насмешка.

Откуда, умная, бредешь ты, голова?

Литота – художественное преуменьшение. преуменьшение размеров, силы, красоты описываемого.

ваш шпиц, прелестный шпиц, не более наперстка. «мужичок с ноготок»

Гипербола – художественное преувеличение, используемое, чтобы усилить впечатление

в сто сорок солнц закат пылал

«реки крови», «море смеха»

Олицетворение – изображение неодушевлённых предметов, при которм они наделяются свойствами живых существ.

отговорила роща золотая

душа поёт, река играет

Овеществление – уподобление явлений одушевлённого мира неодушевлённым предметам.

Метафора – скрытое сравнение, построенное на сходстве или контрасте явлений, в котором слова как, как будто, словно отсутствуют, но подразумеваются

мертвая тишина, «работа кипит», «лес рук», «тёмная личность», «каменное сердце»…

Метонимия – сближение, сопоставление понятий по смежности обозначаемых понятий, когда явление или предмет обозначаются с помощью других слов и понятий.

Шипенье пенистых бокалов (вместо: пенящееся вино в бокалах) . Лес шумит” – подразумеваются деревья

синекдоха – употребление названия части вместо целого и наоборот

белеет парус одинокий (вместо: лодка, корабль) Москва, спалённая пожаром,

перифраз – замена слова или группы слов, чтобы избежать повторения

автор «Горе от ума» (вместо А.С. Грибоедов)

Риторические вопросы, обращения, восклицания усиливают внимание читателя, не требуя от него ответа

Что стоишь, качаясь, тонкая рябина?

Да здравствует солнце, да скроется тьма!

Повтор (рефрен) – неоднократное повторение одних и тех же слов или выражений.

Разновидности повторов:

анафора – единоначатие

эпифора – единство концовок

градация – своебразная группировка определений (синонимы или контекстные синонимы) либо по нарастанию, либо по ослаблению эмоционально-смысловой значимости

Железная правда – живой на зависть,

Железный пестик, и железная завязь.

Мне хотелось бы знать. Отчего я титулярный советник? Почему именно титулярный советник?

пришел, увидел, победил

Антитеза – потивопоставление

Где стол был яств, там гроб стоит

Эллипсис – пропуск отдельных слов для придания фразе дополнительного динамизма

я за свечкой – свечка в печку

Бессоюзие – намеренный пропуск союзов

Мелькают мимо будки, бабы,

Мальчишки, лавки, фонари…

Многосоюзие – увеличение числа союзов между словами с целью замедлить речь вынужденными паузами, сделать её выразительнее

И пращ, и стрела, и лукавый кинжал

Щадят победителя годы…

Параллелизм – одинаковое синтаксическое построение предложений

молодым везде у нас дорога,

старикам везде у нас почет.

Инверсия – нарушение общепринятого порядка слов, перестановка частей.

Изумительный наш народ.

каламбур – игра слов

Шел дождь и два студента.

оксюморон – соединение двух противоречащих понятий

живой труп, пожар льда, гигантский карлик.

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы

Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки

Комплекты учителю

Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Вебинары для учителей

Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.

Ссылка на основную публикацию