Предпринимательская деятельность в России – правовые основы, формы и особенности регулирования

Раздел 6. Правовое регулирование предпринимательской деятельности (базовый курс)

Раздел 6. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (БАЗОВЫЙ КУРС)

Тема 1. Общие положения

Понятие предпринимательской деятельности в Гражданском кодексе РФ.

Общая характеристика отраслей права РФ в части регулирования предпринимательской деятельности. Порядок опубликования и вступления в силу законов и подзаконных нормативных актов. Компетенция органов государственной власти РФ и субъектов Федерации в регулировании и защите прав и законных интересов граждан и юридических лиц.

Понятие и значение обычая делового оборота при осуществлении предпринимательской деятельности.

Тема 2. Субъекты гражданских правоотношений

Правоспособность и дееспособность гражданина. Предпринимательская деятельность гражданина. Несостоятельность (банкротство) индивидуального предпринимателя.

Понятие и признаки юридического лица. Правоспособность юридического лица. Лицензирование отдельных видов деятельности юридического лица. Коммерческие и некоммерческие организации. Государственная регистрация и учредительные документы юридических лиц. Представительства и филиалы юридических лиц. Ответственность юридических лиц. Реорганизация юридического лица. Ликвидация юридического лица.

Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования – субъекты гражданского права.

Тема 3. Организационно – правовые формы

коммерческих и некоммерческих организаций

Коммерческие организации: полное товарищество, товарищество на вере (коммандитное товарищество), общество с ограниченной ответственностью, общество с дополнительной ответственностью, акционерное общество, дочерние и зависимые общества, производственные кооперативы, государственные и муниципальные унитарные предприятия.

Некоммерческие организации: потребительский кооператив, общественные и религиозные организации (объединения), фонды, учреждения.

Объединения юридических лиц (ассоциации и союзы).

Тема 4. Объекты гражданских прав

Виды объектов гражданских прав.

Недвижимые и движимые вещи. Государственная регистрация недвижимости. Предприятие. Интеллектуальная собственность. Служебная и коммерческая тайна. Деньги (валюта). Нематериальные блага и их защита.

Тема 5. Сделки и представительство. Исковая давность

Понятие и виды сделок. Договоры и односторонние сделки. Формы сделки (устные сделки, простые письменные сделки, нотариально удостоверенные сделки). Последствия несоблюдения установленных законом форм сделок. Государственная регистрация сделок. Недействительность сделок.

Представительство. Коммерческое представительство. Доверенность.

Исковая давность. Понятие исковой давности. Приостановление течения срока исковой давности. Восстановление течения срока исковой давности.

Тема 6. Право собственности и другие вещные права

Содержание права собственности. Субъекты права собственности. Право собственности граждан и юридических лиц. Право государственной собственности. Право муниципальной собственности.

Вещные права лиц, не являющихся собственниками: право пожизненно наследуемого владения земельным участком, право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, сервитуты, право хозяйственного ведения имущества и право оперативного управления имуществом.

Приобретение права собственности. Прекращение права собственности. Общая собственность. Долевая собственность. Совместная собственность. Защита права собственности и других вещных прав.

Тема 7. Обязательства

Понятие обязательства и основания его возникновения. Стороны обязательства. Исполнение обязательств. Обеспечение исполнения обязательств. Перемена лиц в обязательстве. Ответственность за нарушение обязательств. Прекращение обязательств.

Понятие договора. Свобода договора. Договор и закон. Возмездный и безвозмездный договоры. Существенные условия договора. Примерные условия договора. Толкование договора. Заключение договора. Оферта и акцепт. Изменение и расторжение договора.

Отдельные виды обязательств:

договор купли – продажи, розничной купли – продажи и поставки товаров;

договор безвозмездного пользования (ссуды);

договор подряда и возмездного оказания услуг;

договор займа и кредитный договор;

договор банковского счета;

договор банковского вклада;

договор простого товарищества (договор о совместной деятельности);

договор доверительного управления имуществом.

Гражданский кодекс Российской Федерации. Части первая и вторая. – М.: Контракт, 1996.

Федеральный закон от 21.07.97 “О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним”.

Федеральный закон от 08.01.98 “О несостоятельности (банкротстве)”.

Федеральный закон от 08.02.98 “Об обществах с ограниченной ответственностью”.

Гражданское право России. Курс лекций, часть первая. Отв. редактор О.Н. Садиков. – М.: Юрид. лит-ра, 1996.

Гражданское право России. Курс лекций, часть вторая. Обязательственное право. Отв. редактор О.Н. Садиков. – М.: Изд-во БЕК, 1997.

Гражданское и предпринимательское право. Общая часть. Сборник нормативных документов / Сост. Т.В. Богачева. – М.: Манускрипт, 1996.

Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации, части первой. Отв. редактор О.Н. Садиков. – М.: 1997.

Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации, части второй. Отв. редактор О.Н. Садиков. – М.: 1997.

Понятие и особенности предпринимательского права

Больше материалов по теме «Ведение бизнеса» вы можете получить в системе КонсультантПлюс .

Ведение бизнеса невозможно без правовой грамотности предпринимателей. Хозяйствующие субъекты должны знать список своих прав и обязанностей, регламентирующих их деятельность нормативных документов. Эта информационная база понадобится для обеспечения правильного отражения операций в учете, соблюдения законности всех сделок. Без правового багажа знаний сложно самостоятельно разобраться в тонкостях взаимодействия с контролирующими органами и отстаивать свою позицию на разных уровнях.

Понятие и признаки предпринимательской деятельности

Предпринимательской деятельностью называют действия, направленные на извлечение прибыли из имеющихся в распоряжении ресурсов. Ресурсная база может быть сформирована из интеллектуальных способностей, имущественных активов. Предприниматель может создать свой бизнес-проект, основанный на оказании конкретных услуг или выполнении за вознаграждение работ.

ВАЖНО! Главные условия реализации предпринимательской деятельности – получение материальной выгоды, принятие рисков бизнеса и наличие официально присвоенного статуса коммерческой структуры или ИП. Для этого необходимо зарегистрироваться в качестве субъекта предпринимательства.

Гражданское право предлагает идентифицировать предпринимательскую деятельность по такому набору признаков:

  1. Самостоятельность имущественного и организационного типов. Имущественная разновидность обособленности подразумевает наличие возможности распоряжаться собственным имуществом при реализации основной деятельности. Организационная самостоятельность возникает в момент принятия решений – это свобода выбора из нескольких путей развития того варианта, который предприниматель считает единственно верным (без учета мнения контролирующих и третьих лиц).
  2. Систематичность. Это означает, что предпринимательская деятельность должна осуществляться на постоянной основе без длительных простоев. Данный критерий проявляется в регулярном поступлении доходов и нацелен на постоянное получение прибыли.

  • Ответственность по рискам деятельности имуществом. Предприниматель отвечает за результаты своей работы имущественными активами. Для ИП норма распространяется на его личное имущество, для учредителей предприятий – на корпоративные объекты имущества.
  • Соблюдение формальных процедур. Реализация законного права ведения бизнеса на территории России возможна при условии проживания в стране осуществления хозяйственной деятельности и прохождения всех этапов легализации статуса коммерсанта. Прибыль от предпринимательства будет признаваться законной только в отношении зарегистрированных и поставленных на учет в ФНС ИП и юридических лиц.
  • Направленность на повышение уровня рентабельности проекта. Коммерческие деятели нацелены на извлечение максимальных материальных выгод. Прибыль – основная цель каждой проведенной операции.
  • СПРАВОЧНО! Убыточный бизнес также признается предпринимательской деятельностью. Такие проекты не могут приносить своим владельцам прибыль, но все этапы развития направлены на достижение точки безубыточности и постепенный выход на уровень получения прибылей и сверхприбылей.

    Для предпринимательской деятельности характерно наличие риска. Риски могут быть разных видов:

    • финансовыми;
    • организационного типа;
    • экономическими;
    • зависящими от субъекта хозяйствования или обособленными от его действий.

    Риски способны положительно или отрицательно влиять на процессы в бизнесе. К некоторым из них руководители предприятий и ИП могут применять меры превентивного воздействия. Но невозможно бороться с проявлениями внешних рисков, такими как изменения в законодательной базе, форс-мажорные ситуации природного или техногенного происхождения. Предприниматель может попытаться максимально обезопасить себя, используя инструменты страхового рынка. Дополнительная мера воздействия – оптимизация системы контроля и управления внутри бизнес-структуры.

    К признакам предпринимательской деятельности относят профессионализм и пребывание в постоянном поиске ресурсов для развития бизнеса. Профессионализм подразумевает наличие опыта практического ведения коммерческой деятельности или хотя бы минимальной теоретической подготовки.

    ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Профессионализм в качестве критерия идентификации предпринимательской деятельности применяется не ко всем направлениям хозяйствования. Этот критерий рассматривается среди основных при оценке работы лиц, занятых в проектах с условием обязательного лицензирования.

    Для предпринимателей всех типов важно постоянно мониторить окружающую обстановку, анализировать конкурентную среду и соотносить свои показатели с данными прямых конкурирующих субъектов. Для поддержания высокой планки рентабельности приходится систематически подбирать новые ресурсы для развития проекта. Ресурсами, которые могут дать основу для выхода на более высокий уровень прибыльности, могут быть:

    • денежные вливания;
    • создание собственной сырьевой базы;
    • модернизация оборудования;
    • обновление технологических линий;
    • повышение квалификации работников;
    • наработка собственной системы взаимодействия с контрагентами для формирования широкой базы лояльных и постоянных клиентов.

    Источники предпринимательского права

    Нормативно-правовое регулирование сферы предпринимательства осуществляется на уровне:

    1. Конституции.
    2. Кодексов.
    3. Федеральных законов.
    4. Подзаконных актов и постановлений.

    Для соблюдения рамок правового поля субъекты хозяйствования должны руководствоваться комплексом правовой документации. Процедура регистрации и финансовой деятельности, вопросы налогообложения раскрываются в Налоговом кодексе. Гражданский кодекс устанавливает правовой статус предпринимателей, обозначает круг их прав, функций, обязательств. Он оговаривает правила отнесения коммерсантов к той или иной категории бизнеса, устанавливает условия заключения сделок и порядок признания их действительности. Бюджетный кодекс регламентирует работу государственных структур и нюансы сотрудничества с ними коммерческих предприятий.

    Ответственность за нарушение финансовой, налоговой дисциплины или правонарушения иного типа для предпринимателей предусматривается в КоАП и УК РФ. Если у субъекта хозяйствования имеются наемные работники, то необходимо тщательно изучить положения Трудового кодекса. Нарушение любого из его пунктов чревато внеплановой проверкой ряда контролирующих органов и назначением штрафных санкций с возможной приостановкой деятельности.

    Перечень применяемых в деятельности предпринимателей федеральных законов зависит от направления бизнеса, формы хозяйствования и уровня конкуренции. Нормативные акты можно классифицировать по таким группам:

    1. Воздействующие на весь рынок или отдельные его сегменты с целью регулирования. В эту категорию входят законы, регламентирующие порядок действий в конкурентной среде, антимонопольное законодательство, устанавливающие порядок оборота ценных бумаг.
    2. Определяющие правовой статус участников предпринимательства в разрезе их типов (№ 208-ФЗ от 26 декабря 1995 г. для АО, № 161-ФЗ от 14 ноября 2002 г. для МУП, № 41-ФЗ от 8 сентября 1996 г. для кооперативов, № 14-ФЗ от 8 февраля 1998 г. для ООО).
    3. Правовое регулирование в разбивке по направлениям деятельности. Инвесторы и получатели инвестиций используют нормы закона от 25 февраля 1999 года под № 39-ФЗ, рекламные фирмы применяют закон № 38-ФЗ от 13 марта 2006 г., аудиторам необходимо руководствоваться законом № 307-ФЗ от 30 декабря 2008 г., оценщики соотносят свои действия с положениями закона № 135-ФЗ от 29 июля 1998 г.
    4. Для некоторых видов предпринимательства с узкой специализацией изданы собственные законы. Банковский сектор работает в соответствии с законом № 17-ФЗ от 3 февраля 1996 г.
    5. Документы, фиксирующие требования к предпринимателям и условиям ведения ими бизнеса. Для видов деятельности, подразумевающих наличие лицензии, издан закон № 99-ФЗ от 4 мая 2011 г. Регистрация и снятие с учета юридических и физических лиц проводится с учетом порядка, озвученного в законе № 129-ФЗ от 8 августа 2001 г. Этот документ содержит критерии признания статуса субъекта предпринимательства, оговаривает этапы и сроки регистрационных мероприятий, декларирует порядок взаимоотношений между контрагентами, между предпринимателем и контролирующими органами.

    НА ЗАМЕТКУ! Миссия уточнения и более глубокого раскрытия общих норм в правовом поле возлагается на указы, постановления и приказы государственных органов и высокопоставленных чиновников.

    Уточняющий характер для реализации учета в предпринимательстве носят положения о бухгалтерском учете (ПБУ). Они раскрывают детальную информацию о разных секторах учетных мероприятий, регулируют вопросы признания в учете активов, регламентируют процессы перемещения имущества, выбытия отдельных объектов. Их нормы полностью соотносятся с Законом «О бухгалтерском учете» и Налоговым кодексом.

    Область бухгалтерского учета содержит внушительное число приказов ФНС, Правительства, Минфина, постановлений, писем и разъяснений. Указания могут касаться сразу комплекса вопросов или отдельно взятого частного случая. Многочисленность таких правовых актов в сфере бухгалтерского и налогового учета обусловлена сложностью всех процессов, наличием широкого набора специфических условий работы.

    ВАЖНО! Предприниматели не могут игнорировать нормы, озвучиваемые в положениях, разъяснениях и постановлениях. Это элементы правового регулирования, на них при возникновении конфликтной ситуации будут опираться судебные органы.

    На систему налогообложения влияют нормативные акты, издаваемые местными органами власти. Они распространяются на размер налоговых ставок по местным видам налогов, на систему организации отчетности по ним. Отраслевые стандарты и положения составляются для формирования инструкционного и методического материала. Эти сведения необходимы при разработке собственных форм первичной документации, оформлении локальных актов и регламентов (положение об охране труда, учетная политика предприятия и др.).

    Понятие и виды хозяйственных правоотношений

    Все субъекты предпринимательства в процессе своей деятельности вступают между собой в хозяйственные правоотношения. Это означает, что они взаимодействуют в рамках существующего правового поля, законодательная база создает критерии оценки действительности заключаемых сделок и правомочности реализации бизнес-проектов, регулирует разрешение коммерческих споров.

    Структура хозяйственных правоотношений представлена комплексом прав участвующих лиц, набором их обязательств и норм поведения, правилами взаимодействия с контрагентами. Права могут носить абсолютный и относительный характер:

    1. Правоотношения абсолютного типа касаются деятельности предпринимателя внутри своего бизнес-проекта. В эту категорию входит возможность самостоятельно распоряжаться своим корпоративным имуществом, вести бухгалтерский и налоговый учет, осуществлять калькуляционные расчеты.
    2. Правоотношения относительного типа затрагивают интересы сразу нескольких участников рынка в момент их взаимодействия. Права одной стороны коррелируются с обязанностями другого лица. Это проявляется в соблюдении условий договоров, заключаемых между разными субъектами хозяйствования.

    Для реализации функционала хозяйственных правоотношений характерно контактирование предпринимателей с государственными и муниципальными органами контроля и регулирования. Мониторинг и законодательная регламентация могут касаться таких объектов, как:

    • вещественные активы;
    • денежные ресурсы;
    • ценные бумаги;
    • осуществляемые действия участников рынка коммерции;
    • блага неимущественной разновидности, которые являются неотъемлемой частью конкретного бизнес-проекта (логотип, бренд, коммерческая тайна).

    Необходимо различать разные виды хозяйственных правоотношений, которые регулируются отдельными законодательными актами:

    • Отношения, затрагивающие право собственности. Это тип абсолютных правоотношений, которые наделяют предпринимателей правом пользоваться собственным имуществом без ограничений (в рамках действующих норм законов). Такой принцип позволяет сдавать в аренду имущественные активы, использовать их в качестве залога и передавать третьим лицам на возмездной или безвозмездной основе, эксплуатировать в производстве. Ограничение накладывается на использование активов для удовлетворения личных потребностей создателя бизнес-структуры.
    • Отношения абсолютно-относительного типа вещественного характера возникают в случаях передачи имущества в оперативное управление.
    • Абсолютные правоотношения неимущественного типа, затрагивающие сферу реализации хозяйственной деятельности. Норма предполагает предоставление предпринимателю возможности работать без негативного воздействия третьих лиц. При обнаружении влияния незаконных действий коммерческий субъект должен направить свои усилия на устранение этого факта.

    ПРИМЕР! Абсолютные правоотношения неимущественного типа возникают, если предприниматель ведет бизнес в строгом соответствии с нормами законодательства: обеспечивает правильность документооборота, ведения учета и составления отчетности со своевременной их сдачей в контролирующие органы. Срыв срока подачи отчета или сбой в любом другом сегменте деятельности может быть идентифицирован в качестве правонарушения. Ситуация должна быть исправлена самостоятельно или под влиянием проверяющих структур.

    Обязательственная разновидность правоотношений формируется при возникновении у одного из участников предпринимательской деятельности претензий по отношению к своему контрагенту. Требование может быть направлено на предоставление информации, передачу материальных ценностей или выполнение задекларированных в договоре работ.

    Предпринимателям и владельцам коммерческих организаций при возникновении хозяйственных обязательств необходимо проводить комплексную оценку таких правоотношений. Анализ включает в себя:

    • изучение причин, документальных и правовых оснований для возникновения обязательства;
    • идентификация участников сделки, повлекшей возникновение претензий;
    • содержание требований;
    • источники регулирования и разрешения возникшей ситуации с точки зрения правовой базы.

    Последний этап важен для определения правовой объективности предъявленных требований, законности претензий. Предприниматель при возникновении обязательств в процессе взаимодействия с другими субъектами хозяйствования должен рассматривать каждую сделку и требования как потенциальный источник правонарушения. Он должен на этапе проработки условий реализации договорных отношений обдумывать:

    • какие действия будут признаны правонарушением;
    • какие внешние факторы могут оказать существенное влияние на выполнение норм соглашения;
    • к каким последствиям приведет нарушение условий договора;
    • механизмы защиты бизнеса от негативного воздействия, основанные на правовых источниках правоотношений (разработка системы штрафов для контрагента за срыв договоренностей, применение инструментов страхового рынка).

    По составу участников правоотношений их деятельность может быть причислена к горизонтальному или вертикальному типу взаимодействия. При горизонтальных правоотношениях сделки заключаются между контрагентами. Основой их реализации являются закрепленные подписями договоры. Вертикальная система правоотношений в качестве одного из участников выдвигает контролирующий орган. Такие отношения характерны для предпринимателя и государственных структур, наделенных полномочиями контролировать деятельность бизнеса, оценивать степень ее соответствия правовым нормам.

    Предпринимательская деятельность гражданина: что это и кто может ее осуществлять

    Предпринимательская деятельность гражданина (то есть физического лица) — это самостоятельная, со всеми рисками работа, направленная на получение прибыли, оформленная в соответствии с законом, но без образования юрлица.

    Что такое предпринимательство

    Предпринимательство — это самостоятельная деятельность, направленная на систематическое получение прибыли. Источники дохода — имущество, продажа товаров, труд (свой и/или наемных работников). Самостоятельность подразумевает риски как ключевое отличие свободного «коммерческого творчества» от работы «на хозяина» или «на государство» за зарплату.

    По законодательству участие граждан в предпринимательской деятельности требует оформления с образованием юридического лица или без такового — в качестве индивидуального предпринимателя (ИП) — статья 23 ГК РФ.

    С 2020 года по всей стране действует новый закон о специальном налоговом режиме — «Налог на профессиональный доход» (НПД) (ФЗ № 422 от 27.11.2018) — то, что в народе называют «самозанятостью». То есть работа на себя, реализация товаров и услуг, но без образования ИП.

    Кто вправе заниматься предпринимательством

    Или другими словами, что такое предпринимательская способность гражданина — это совокупность обстоятельств, при которых он вправе зарегистрировать свое дело, никого не спрашивая.

    Проще перечислить, кому это запрещено:

    • государственным служащим (с некоторыми исключениями, прописанными в законе о госслужбе);
    • недееспособным гражданам по возрасту (несовершеннолетним — до 18 лет или до вступления в брак) или по решению суда;
    • индивидуальным предпринимателям, признанным банкротами (5 лет по завершении процедуры банкротства);
    • гражданам, дисквалифицированным по соответствующему судебному решению.

    Какие виды предпринимательства разрешены в РФ

    • производство;
    • услуги;
    • розничная и оптовая торговля;
    • финансы;
    • страхование и т.д.

    Кроме «внешнеотраслевых» признаков виды хозяйствования делятся на те, что требуют оформления специальных разрешений (лицензий), и на простые, где лицензия не нужна.

    Важно понимать: индивидуальная предпринимательская деятельность гражданина (ИП) как форма государственного оформления далеко не всегда подходит для конкретного вида производства, торговли и т.д. Есть и такие сферы, которые доступны только организациям. Например, изготовление и продажа крепкого алкоголя.

    Где узнать конкретнее? В нашей стране существует Общероссийский классификатор видов экономической деятельности (ОКВЭД) — список всех существующих работ и услуг, обозначенных специальными кодами.

    С какого момента гражданин становится предпринимателем

    Общее правило: гражданин вправе заниматься предпринимательством с момента регистрации в Налоговой (статья 23.1 Гражданского кодекса РФ).

    Подача документов доступна как в традиционном бумажном, так и в электронном формате, например, на сайте ФНС:

    • выбрать код по ОКВЭД и систему налогообложения;
    • заполнить заявление;
    • оплатить госпошлину;
    • подать документы (их обязаны рассмотреть за 3 рабочих дня);
    • гражданин признается предпринимателем с момента принятия ФНС решения о регистрации ИП.

    Ответственность за отсутствие регистрации

    Незаконная предпринимательская деятельность граждан в РФ (вообще без регистрации или без лицензии на деятельность, требующую специального разрешения) грозит налоговыми и административными штрафами, а в особо тяжелых случаях — уголовным наказанием.

    Налоговые санкции — это НДФЛ на доказанные доходы + пени + штрафы (ст. 116 НК РФ).

    По КоАП — штрафы с возможностью конфискации продукции или оборудования (ст. 14.1 КоАП).

    Если поймали с нелегальными доходами, нанесшими ущерб государству в крупном и особо крупном размере, работает Уголовный кодекс.

    Правовое регулирование предпринимательской деятельности в Российской Федерации Текст научной статьи по специальности « Право»

    Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Буртовой Максим Юрьевич, Овсянникова Ксения Александровна

    В работе рассматриваются некоторые вопросы нормативно-правового регулирования предпринимательской деятельности , анализируются встречающиеся сложности регулирования.

    Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Буртовой Максим Юрьевич, Овсянникова Ксения Александровна

    Текст научной работы на тему «Правовое регулирование предпринимательской деятельности в Российской Федерации»

    3. Гусенбеков И. И. Некоторые аспекты взаимодействия органов местного самоуправления с органами государственной власти субъектов Российской Федерации // Журнал российского права, 2006. № 6.

    4. Капкина А. В. Политическое позиционирование крупного российского бизнеса: механизмы и цели: автореферат дис. . канд. полит. наук. 23.00.02. М., 2015.

    5. Мусалов М. А. Актуальные проблемы правового регулирования малого предпринимательства. [Электронный ресурс]: Отечественная юриспруденция. № 9 (11), 2016. С. 10-12. Режим доступа: http://eHbrary.ra/item.asp?id=26700054/ (дата обращения: 13.11.2016).

    6. Паппэ Я. Ш. Российский крупный бизнес: первые 15 лет. Экономические хроники 1993-2008 гг. М., 2009. С. 13-21.

    7. Паренкова А. А., Немечкин В. Н. Теоретико-правовые подходы к разрешению юридических конфликтов. [Электронный ресурс]: Отечественная юриспруденция, 2016. № 6 (8). Режим доступа: http://elibrary.ru/download/86213204.pdf/ (дата обращения: 24.08.2016).

    8. Синенко В. С., Кистенев В. В. Формы взаимодействия института Уполномоченного по защите прав предпринимателей с органами исполнительной власти. [Электронный ресурс]: Отечественная юриспруденция, 2016. № 9 (11). С. 12-16. Режим доступа: http://elibrary.ru/download/35890328.pdf/ (дата обращения: 11.11.2016).

    The legal regulation of business activities in the Russian Federation

    Burtovoy M.1, Ovsyannikova K.2 (Russian Federation) Правовое регулирование предпринимательской деятельности

    в Российской Федерации Буртовой М. Ю.1, Овсянникова К. А.2 (Российская Федерация)

    ‘Буртовой Максим Юрьевич / Burtovoy Maxim – кандидат юридических наук, доцент, кафедра теории государства и права, конституционного и административного права, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования Южно-Уральский государственный университет Национальный исследовательский университет; 2Овсянникова Ксения Александровна / Ovsyannikova Kseniya – главный специалист, отдел развития предпринимательства, Комитет экономики, г Челябинск

    Аннотация: в работе рассматриваются некоторые вопросы нормативно-правового регулирования предпринимательской деятельности, анализируются встречающиеся сложности регулирования. Abstract: in scientific research some issues and aspercts learns about the legal regulation of entrepreneurial business, the article analyzes some problem of entrepreneurial business’ regulation.

    Ключевые слова: предпринимательская деятельность, правовое регулирование, нормативно-правовые акты, инновационная деятельность.

    Keywords: business activities, legal regulation, act of legislation, innovation.

    Вопросы развития предпринимательской деятельности занимают все более пристальное внимание в современных экономических условиях. Благоприятные условия для развития предпринимательства способствуют привлечению в отрасли инвестиций, рост конкурентоспособности предприятий, созданию новых рабочих мест, поэтому анализ существующих сложностей и поиск путей преодоления проблем в правовом регулировании данной сферы представляется необходимым.

    Несмотря на разнообразие нормативных актов в области поддержки и развития предпринимательства вопрос совершенствования правового регулирования предпринимательской деятельности остается дискуссионным и актуальным.

    В своем ежегодном Послании Федеральному собранию на 2016 год Президент России В. В. Путин ставит одной из основных задач «укрепление доверия между властью и бизнесом, улучшение делового климата в стране».

    Анализ нормативно-правового поля в сфере регулирования предпринимательской деятельности позволил выделить ряд вопросов, требующих разрешения.

    Во-первых, отставание правовых актов субъектов Российской Федерации, муниципальных образований от постоянно изменяющегося федерального законодательства.

    В связи с этим, существуют сложности несоответствия муниципальных актов федеральному или региональному законодательству. Так постоянно меняющееся законодательство ведет к тому, что при реализации нововведений на практике возникают правовые коллизии. В первую очередь это влияет на выполнение мероприятий государственных программ субъектов Российской Федерации и муниципальных программ: жесткие рамки, обусловленные Бюджетным кодексом Российской Федерации и Приказами Министерства экономического развития Российской Федерации по выполнению обязательств по реализации средств, предоставляемых из федерального бюджета на содействие развитию малого и среднего предпринимательства в текущем бюджетном году.

    Во-вторых, частичное дублирование предмета регулирования нормативных правовых актов в сфере поддержки предпринимательской деятельности. «Стратегия развития малого и среднего предпринимательства до 2030 года» предусматривает регулирование формирования и разработки целевых программ. Общие положения о содержании программ содержатся в Бюджетном кодексе Российской Федерации, в Федеральном законе от 24.07.2007 №209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» [1]. К полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации относится разработка и реализация государственных программ субъектов Российской Федерации с учетом национальных и региональных социально-экономических, экологических, культурных и других особенностей. Существующая многоуровневая система поддержки нуждается в координации, так как от согласованности действия различных актов, во многом, будет зависеть эффективность правового регулирования.

    В-третьих, далекое от совершенства нормативно-правовое поле в сфере предпринимательской деятельности становиться сдерживающим фактором развития поддержки предпринимательской деятельности. Например, при вступлении с 1 января 2016 года изменений в Федеральный закон №209-ФЗ об отнесении хозяйствующих субъектов к категориям малого и среднего предпринимательства создалась неоднозначная ситуация. Сопоставив статью 4 Федерального закона №209-ФЗ и разъяснения Министерства экономического развития Российской Федерации, не трудно заметить, что к субъектам малого и среднего предпринимательства в 2016 году не будут относиться акционерные общества, за исключением тех, чьи акции, обращающиеся на организованном рынке ценных бумаг, отнесены к акциям высокотехнологичного (инновационного) сектора экономики. Одновременно с этим, сведения об акционерных обществах отсутствуют в Едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства. Поэтому у них нет возможности получать поддержку в рамках реализации государственных и муниципальных программ поддержки предпринимательской деятельности.

    Таким образом, нормативно-правовая база регулирования государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства имеет многоуровневую структуру. Данная система правовых актов не лишена недостатков. Вместе с тем, нормативные правовые акты постоянно совершенствуется и изменяется в сфере предпринимательской деятельности.

    1. Федеральный закон от 24.07.2007 №209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» // Справочная правовая система «КонсультантПлюс».

    Предпринимательская деятельность: понятие, признаки, формы и основы правового регулирования

    Особенности предпринимательской деятельности

    Право РФ дает легальное определение предпринимательству в Гражданском кодексе.

    Предпринимательская деятельность – это самостоятельная деятельность лица (как юридического, так и физического). Она ведется в гражданском обороте, осуществляется от собственного имени, на свой риск и под собственную ответственность имущественного характера. Лицо должно направлять эту деятельность на систематическое получение прибыли.

    Предприниматель способен получать прибыль при осуществлении нескольких действий:

    • пользование имуществом,
    • продажа изделий, которые могут быть выпущены, переработаны или приобретены для реализации,
    • выполнение определенной работы,
    • оказание услуг.

    К деятельности предпринимателя нельзя отнести ремесло, адвокатскую деятельность, частную деятельность нотариуса, услуги по агроэкотуризму, деятельность лица по использованию своих ценных бумаг, банковского счета как платежа или сохранение денежных средств, разовую продажу физическим лицом на торговых площадках (рынок), где можно осуществлять торговлю в соответствии с законом.

    Признаки предпринимательства

    Для предпринимательства характерны общие (самостоятельность и риск) и специфические признаки предпринимательской деятельности (направленность, возможность систематически получать прибыль, необходимость государственной регистрации).

    В целом деятельность предпринимателя носит самостоятельный характер, то есть лицо ведет ее в своих интересах. Если деятельность не может являться самостоятельной, то ее не относят к этой категории.

    Не является предпринимательской деятельностью работа определенного учреждения, поскольку кроме своей основной деятельности, оно ведет предпринимательскую только для достижения цели своего создания. Это можно объяснить тем, что собственник создает учреждение для определенной социальной, управленческой или культурной цели, которая не всегда способна приносить доход.

    Любая страна осуществляет правовое регулирование предпринимательской деятельности. Она организуется лицом по своему усмотрению, при этом необходим контроль государства. Конституция и Гражданский кодекс гарантируют право осуществления предпринимательской деятельности, которая не запрещена законом. Также законодательство регулирует и вопрос о том, что нерегламентированное государственное вмешательство в деятельность предпринимателей не допустимо.

    Предприниматели вправе обращаться в хозяйственные суды или в суды общей юрисдикции, подавая заявление о признании недействительными ненормативных актов органов государства или органов местного самоуправления. Это же предусмотрено и для нормативных актов, которые не соответствуют закону (правовым актам) и нарушают права и охраняемые законодательством интересы предпринимателей.

    Еще одна особенность предпринимательства заключается в наличии риска. На самом деле свобода деятельности всегда характеризуется наличием риска, включая последствия определенных действий или их отсутствия. Если рассматривать безрисковую деятельность, то ее не всегда можно отнести к сектору предпринимательства.

    Работа государственных и прочих учреждений не относится к предпринимательской деятельности. Это обусловлено тем, что в случае недостаточного количества средств у учреждений субсидиарная ответственность по долгам ложится на собственника соответствующего имущества.

    Деятельность предпринимателя всегда в основе имеет направленность на получение прибыли, но по различным причинам этот результат не всегда можно достичь. Здесь можно говорить о коммерческом риске в виде нормального явления рынка, которое относится к наступлению неблагоприятных последствий для предпринимателей. Причины подобных неблагоприятных последствий могут быть как субъективными, так и объективными.

    Если причины объективны, то они не зависят от предпринимателя и прочих лиц (стихийное бедствие и прочие чрезвычайные и непредотвратимые при данных условиях обстоятельства). Объективные причины должны приниматься предпринимателями к учету заранее для того, чтобы была возможность принимать необходимые меры для устранения или уменьшения своих возможных потерь. Одним из примеров может быть страхование, наряду с которым помимо страхования от коммерческого риска существует возможность самострахования с помощью формирования за счет части собственной прибыли резервных (страховых) фондов, необходимых для покрытия любых непредвиденных расходов.

    Субъективные причины возникновения неблагоприятных последствий включают неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств предпринимателями или их контрагентами по договорам. Здесь возникает предпринимательская ответственность или ответственность контрагента, которая выражается в неблагоприятных имущественных последствиях для определенных лиц и обусловлено правонарушениями с их стороны.

    Предприниматели должны нести ответственность в том случае, когда не смогут доказать, что надлежащее исполнение обязательства невозможно по причине непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых в определенных условиях обстоятельств (военные действия, стихийное бедствие и др.). Вина представляет собой необходимое условие ответственности предпринимателей в случае, когда прямо предусматривает закон или договор.

    Предпринимательскую деятельность должна характеризовать систематичность в получении прибыли. Здесь речь идет об основной цели работы предпринимателя. Если получение прибыли не является основной целью работы, то лицо не рассматривается в качестве предпринимателя, при этом его деятельность нельзя считать предпринимательской.

    В современных условиях в качестве цели предпринимательства выступает не только выпуск продукции (работ, услуг), который сам собой разумеется как средство достижения целей предпринимателя, а само извлечение прибыли. Действующее законодательство легализовало цель предпринимательства в виде систематического профессионального извлечения прибыли.

    В составе предпринимательской деятельности каждую отдельную сделку можно считать важным звеном целого плана предпринимателей, который формируется для того, чтобы получить конечный результат в виде прибыли.

    В итоге для предпринимателя важна не сфера деятельности, включая торговую, посредническую, строительную, транспортную, страховую, банковскую, инвестиционную и др. Основу для предпринимателя представляет конечная цель, а именно систематическое получение прибыли. В этом ключе деятельность в любой экономической сфере можно считать предпринимательской, так как она концентрируется на извлечении прибыли в виде разницы между ценой покупки и ценой продажи. И чем больше прибыли планируется получить в той или иной сфере деятельности, тем большим вниманием со стороны предпринимателей она будет пользоваться.

    Предпринимательство – это деятельность, которая ведется лицами, прошедшими регистрацию в качестве предпринимателей. Осуществление подобной деятельности без регистрации запрещено. Доходы, получаемые в процессе предпринимательской деятельности, подлежат взысканию в доход государства в установленном порядке.

    Что касается государственной регистрации, а в определенных случаях и лицензирования предпринимательства, то она необходима для осуществления контроля со стороны общества в случаях, которые указывает законодательство.

    После рассмотрения признаков предпринимательской деятельности, можно сделать вывод о том, что существует определенное соотношение между хозяйственной и предпринимательской деятельностью. То, что включено в содержание предпринимательской деятельности, характерно и для любой хозяйственной деятельности. Тем не менее, предпринимательство отличается несколькими характерными признаками, что позволяет рассматривать ее как более узкое понятие, чем хозяйственную деятельность.

    Формы предпринимательской деятельности и их государственное регулирование

    Правовую форму осуществления предпринимательской деятельности считают внешним выражением, которое зафиксировано законом, положением субъекта, которое ведет эту деятельность, порядок формирования и использования имущества и ответственности в хозяйстве.

    Это понятие состоит из нескольких элементов:

    • статус самого субъекта, сообщение об этом государственным органам;
    • имущественные отношения по поводу создания базы для предпринимательства, по поводу распределения его результатов;
    • ответственность в пределах выбранной формы и вовне (перед контрагентами и потребителями).

    Принято различать несколько форм предпринимательской деятельности:

    1. без образования юридического лица (индивидуальные предприниматели);
    2. с образованием юридического лица (хозяйственные товарищества, как полные, так и коммандитные; хозяйственные общества, с ограниченной ответственностью, дополнительной ответственностью, акционерные общества открытого и закрытого типа, унитарные предприятия, производственные кооперативы и крестьянские, фермерские хозяйства).

    Регулирование предпринимательской деятельности государством представляет собой целенаправленную деятельность определенных законодательных и иных органов. Они с помощью системы различных форм, методов способны обеспечивать достижение поставленных целей и решать важные экономические, социальные и другие задачи в процессе регламентации хозяйственных отношений.

    Функции государства в сфере регулирования предпринимательства включают:

    1. Защиту экономического правопорядка.
    2. Формирование хозяйственных целей, включая сроки их достижения.
    3. Распределение и перераспределение с помощью бюджета доходов между отраслями и регионами.
    4. Стимулирование с помощью субсидий и дотаций обеспечения развития организаций, отраслей в заданном направлении.
    5. Контроль хозяйственного законодательства.

    Важнейшими формами государственного регулирования являются:

    1. Планирование в виде организационной деятельности компетентных органов государства в области выбора и постановки целей, определения приоритетов, выработки мероприятий.
    2. Прогнозирование в качестве подготовки прогнозов о возможном экономическом состоянии, путях развития экономики.
    3. Денежная политика, включая налоги, цены, кредиты.
    4. Антимонопольное регулирование, которое концентрируется на защите основ рынка, проявляясь в формировании рыночных условий для конкуренции.

    Способами регулирования предпринимательской деятельности со стороны государства могут являться:

    1. Административно-распорядительные, имеющие в основе авторитет государственной власти. Включают запрещающие, разрешающие и предупреждающие мероприятия.
    2. Экономические меры, реализация которых происходит через экономические регуляторы, включая цену, налоги, финансовые средства (льготы, кредиты, бюджетные инвестиции).

    Предпринимательская деятельность в России — правовые основы, формы и особенности регулирования

    Далеко не все специалисты считают работу «на себя» предпринимательской деятельностью. Однако, даже если человек продает вязанные шарфы или иногда фотографирует на свадьбах по выходным, в России это может расцениваться как нелегальное ведение дел. Чтобы избежать проблем, стоит разобраться с понятиями, а также выяснить признаки и особенности легального бизнеса.

    Определение и признаки

    Согласно ГК РФ ст. 2, предпринимательская деятельность — это осуществление самостоятельных действий, направленных на систематическое получение дохода от продажи продуктов, использования имущества, оказания услуг или выполнения работы, официально зарегистрированными в этом качестве лицами. Можно выделить 3 признака такой деятельности. К ним относятся:

    Самостоятельная деятельность — это независимые действия. Предприниматель не имеет над собой начальника и никакой другой власти, помимо собственной. Он сам принимает решение, какие продукты производить и как их реализовывать. В этом плане предприниматель независим от государства и от иных лиц, поскольку никто не может навязывать ему свою инициативу. В то же время никто не обязан помогать предпринимателю в его деятельности, искать ему клиентов, обеспечивать стабильной заработной платой. В сущности, все заботы лежат на самом человеке. Риск заключается в том, что в силу разных обстоятельств, иногда не зависящих от самого гражданина (финансовые проблемы у партнеров, падение курса валюты и так далее) коммерческие расчёты могут не оправдаться. В таких ситуациях предприниматель в лучшем случае останется без запланированной прибыли, в худшем — разорится из-за убытков.

    В России предпринимательство не всегда поощрялось государством. Длительное время такая деятельность была под запретом, а нарушение закона считалось уголовным преступлением. Это было вполне объяснимо с позиции советского права, однако времена изменились. Сейчас государство не только признает право граждан организовывать свой бизнес, но и поощряет это.

    Систематическое получение прибыли

    Если с самостоятельностью и риском все понятно, то вопрос, о том, что можно считать систематическим извлечением прибыли все еще остается открытым. Именно получение прибыли — главная цель предпринимателя, она придает его делу коммерческий фактор, который не утрачивается, даже если в результате своей деятельности гражданин понесет только убытки. Если же прибыль не являлась целью изначально, ведение дел нельзя считать предпринимательством, поскольку оно не имеет коммерческого характера. Нельзя проигнорировать и такой фактор, как систематичность в получении прибыли. Законодательство еще не выявило, по каким количественным критериям можно оценить систематичность. В скором времени этот пробел собираются восполнить, добавив специальные квалифицирующие признаки в действующие понятия, например, доля прибыли в общих доходах, получение прибыли определенное число раз, ее «существенность» и так далее.

    Важно понимать, что отсутствие прибыли не означает, что деятельность не была направлена на ее получение. Так как нигде в правовых основах предпринимательской деятельности не дается четкого определения, решение этого вопроса могут осуществлять в индивидуальном порядке налоговые органы.

    Например, гражданин, желающий заниматься свадебной и портретной съёмкой, опубликовал рекламное объявление и указал стоимость своих услуг. Если он 2 и более раз будет получать хотя бы один заказ в месяц, его могут обвинить в нелегальной предпринимательской деятельности независимо от того, какую прибыль он получил. Если тому же гражданину доведется получить всего лишь 1−2 заказа на фотосъёмку за год, налоговая служба может и не посчитать его деятельность предпринимательством. В последнем случае никаких штрафных санкций, скорее всего, применяться не будет.

    Бизнес в российской действительности

    Развитие предпринимательства выгодно государству, поскольку оно выступает в роли рычага для экономического развития всей страны. Можно выделить следующие функции такой деятельности:

  • Ресурсная. Для ведения любого дела требуются экономические ресурсы. В первую очередь, в эту классификацию попадают естественные средства (вода, земля, леса, полезные ископаемые). Далее, по степени важности располагаются инвестиционные ресурсы (транспорт, оборудование, специальные инструменты и иные средства, необходимые для производственных нужд и доставки товаров). Безусловно, очень важны материальные и трудовые человеческие ресурсы. Предприниматель, успешно сочетающий факторы производства, — труд, капитал, землю и прочие — способствует повышению экономической эффективности, росту производства услуг и товаров.
  • Организаторская. Предприниматель добивается того, чтобы комбинация и соединение факторов производства привело его к получению высокой прибыли.
  • Новаторская. В условиях научно-технического прогресса ее роль повышается. Стране необходимо увеличивать количество разработок и внедрять новые технологии. Перспективные организации и предприятия способны приносить огромную пользу.

    Деятельность без создания юридического лица

    В 37 статье Конституции РФ говорится о том, что каждый гражданин имеет право самостоятельно выбирать профессию и род деятельности. Предпринимательство — один из способов реализации этого права. Все граждане РФ могут вести свое дело без образования юридического лица, с момента регистрации ИП (ст. 23. п. 1 ГК РФ). Если физическое лицо ведет предпринимательскую деятельность без оформления юридического лица, но при этом гражданин не оформил себя как ИП, он нарушает законодательство РФ. ИП может производить любую законную хозяйственную деятельность, в том числе торгово-закупочную, коммерческое посредничество и прочее. Предприниматель способен вести дела как с использованием наемного труда, так и без него. Согласно правовому регулированию предпринимательской деятельности, ИП выступает в ответе по своим обязательствам всем имуществом, которое находится в его собственности. Исключение составляют только те виды имущества, которые по закону не подлежат взысканию.

    Государственная помощь

    Граждане, желающие организовать легальный бизнес, всегда вправе рассчитывать на защиту государства. В статье 169 Уголовного кодекса РФ сказано, что воспрепятствовать легальному ведению дел — значит, совершить экономическое преступление. Нарушение может выражаться в следующих действиях:

    • в неправомерном запрете на регистрацию различных форм предпринимательской деятельности;
    • в уклонении от регистрации;
    • в уклонении или незаконном отказе в выдаче лицензии;
    • в неправомерном ограничении воли;
    • в нарушении законных интересов и организационно-правовых норм;
    • в других случаях незаконного вмешательства в деятельность юридического лица или ИП, если эти действия были произведены должностным лицом, превысившим допустимые полномочия.

    Порядок оформления

    Один из признаков того, что понимается под предпринимательской деятельностью — наличие разрешения на проведение коммерческих операций и присутствие определенной документации. Это имеет огромное значение и для ИП, и для юридических лиц. Чтобы получить эти бумаги, следует пройти регистрацию в государственных органах. Для этого необходимо подготовить пакет документов со следующим содержанием:

  • Грамотно составленное заявление с запросом о государственной регистрации.
  • Документ, в котором отражено решение одного или нескольких собственников о создании организации.
  • Квитанцию, подтверждающую оплату государственной пошлины за регистрацию бизнеса.
  • Бумагу, подтверждающую взнос средств в уставной фонд учреждения.

    После подачи документов будет начинаться этап регистрации. Через небольшой период времени предприниматель получит официальное свидетельство, в котором будут содержаться все необходимые сведения.

    Информация для самозанятых граждан

    Помимо предпринимателей, существуют самозанятые граждане. Важно уметь отличать одно понятие от другого. В 217 ст. п. 70 Налогового кодекса определяются возможные виды деятельности для последних специалистов. Они могут трудиться только в 3 сферах:

    • репетиторство;
    • ведение домашнего хозяйства и уборка;
    • уход за детьми, гражданами, утратившими дееспособность, инвалидами и пожилыми людьми.

    Однако это не всегда ограниченный перечень, органы местной власти могут регулировать его, добавляя некоторые отрасли. Скоро этот список расширится и, возможно, в него попадут фрилансеры, парикмахеры, частные фотографы и так далее. Если человек, например, шьет вещи на заказ и имеет большую базу клиентов, выполняет переводы, продает свои песни и так далее — он не попадает в категорию самозанятых. Соответственно, гражданин не сможет легализоваться в этом статусе.

    Для ИП характерно то, что он может заниматься почти всем, чем угодно. Граждане, приведенные в примере, могут зарегистрироваться как предприниматели. С 2019 года для самозанятых граждан произошли значительные изменения, которые подразумевают упрощение регистрации для обретения статуса «самозанятого лица». Экспериментальный проект введен в Москве и Московской области, Калужской области и Республике Татарстан. В зависимости от дохода и сферы деятельности, самозанятые лица должны будут платить налог в размере 4% за предоставление услуг и объектов предпринимательства физическим лицам. 6% будет отчисляться за оказание услуг юридическим лицам. Кроме того, придется производить отчисления в Пенсионный фонд и Фонд обязательного медицинского страхования (1,5% и 0,25% соответственно).

    Интересно, что в России самозанятыми является около 20 млн человек, но признаться в этом пожелали только 1 289 человек. Для того чтобы мотивировать специалистов легализоваться, государство ввело еще некоторые изменения. Они будут сводиться к наложению штрафных санкций. С 1 января 2019 года люди, деятельность которых может определяться как самозанятость, но не обладающие соответственным статусом, могут быть оштрафованы. Если это первое выявление, штраф составит 20% от суммы обнаруженного дохода (но не меньше 1 тыс. р.). При повторном выявлении в течение следующего полугодия с момента назначения предыдущего штрафа — на всю сумму дохода (но не меньше 5 тыс. р.).

    Каждому физическому лицу стоит понимать, какая деятельность считается предпринимательской. Регистрация в качестве ИП или самозанятого гражданина — личное решение, которое важно тщательно обдумать.

    ПРАВО. ТЕОРИЯ. Предпринимательское право.

    Предпринимательское право – это подотрасль гражданского права, нормы которой регулируют имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения в сфере предпринимательства.

    Предпринимательская деятельность – деятельность особого рода по соединению и организации факторов производства (ресурсов) для производства материальных благ или услуг в целях реализации собственных интересов предпринимателя; инициативная, самостоятельная деятельность граждан, направленная на получение прибыли и осуществляемая от своего имени или от имени юридического лица.

    Предпринимательская деятельность направлена на производство товаров или оказание услуг, приносящих прибыль. С одной стороны, эта деятельность приносит предпринимателю прибыль, обогащает его, а с другой, создаёт общественные блага, необходимые для удовлетворения многочисленных потребностей людей.

    В РФ, согласно статье 34 Конституции, каждый гражданин может свободно использовать свои способности и имущество для осуществления предпринимательской деятельности.

    Источники предпринимательского права:
    • Конституция РФ,
    • ряд кодексов (Гражданский, Налоговый, Уголовный, Об административных правонарушениях и др.), главным из которых является Гражданский Кодекс РФ,
    • Федеральные законы РФ, регулирующие различные стороны предпринимательских отношений (ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», ФЗ «Об акционерных обществах РФ», ФЗ «О защите конкуренции», ФЗ «О рекламе») и др.
    Основные принципы предпринимательского права :
    • свобода предпринимательской деятельности,
    • свобода договора,
    • свобода перемещения товаров, работ и финансовых средств,
    • равенство частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности,
    • свобода конкуренции и ограничение монополии,
    • государственное регулирование предпринимательской деятельности и недопущение произвольного вмешательства в частные дела,
    • законность предпринимательской деятельности.
    Субъекты предпринимательской деятельности:
    • граждане РФ;
    • граждане иностранных государств;
    • объединение граждан (коллективные предприниматели).

    Статус предпринимателя приобретается после государственной регистрации юридического или физического лица. Без регистрации предпринимательская деятельность осуществляться не может.

    Цели и интересы конкретного предпринимателя:
    • самореализация,
    • получение высоких и постоянных доходов,
    • завоевание рынка,
    • выживание в долгосрочном периоде и т. д.

    Основным мотивом предпринимательской деятельности является получение максимальной прибыли.

    Предпринимательство – это самостоятельная инициативная деятельность, направленная на систематическое получение прибыли и связанная с риском потери вложенных средств.

    Правом на осуществление предпринимательства гражданин РФ обладает уже с 16 лет, для этого ему необходимо:

    • письменное согласие родителей и иных законных представителей,
    • обособленное имущество в собственности, которым он будет отвечать по долгам и невыполненным обязательствам.

    Для того, чтобы начать предпринимательскую деятельность необходимо зарегистрировать организационно-правовую форму в Федеральной налоговой службе РФ (ФНС РФ).

    Организационно — правовые формы коммерческих предприятий весьма многообразны, в них закрепляются правовое положение и цели деятельности предприятия. Эти формы регламентированы в ГК РФ.

    Об организационно-правовых формах предпринимательства читайте ЗДЕСЬ.

    Правовой режим предпринимательской деятельности.

    Правовой режим предпринимательской деятельности – совокупность предусмотренных законом и учредительными документами прав и обязанностей предпринимателя, осуществление которых способствует достижению конкретной, специфической цели правового регулирования.

    В зависимости от этапов реализации права на осуществление предпринимательской деятельности выделяются:

    • правовой режим легитимации предпринимательства (регистрационный и лицензионный режим);
    • правовой режим осуществления предпринимательской деятельности.

    В зависимости от содержания регулируемых отношений:

    • налоговый (общий и специальный),
    • таможенный,
    • режим внешнеэкономической и иной деятельности предпринимателя.

    Одним из видов специальных налоговых режимов является упрощенная система налогообложения субъектов малого предпринимательства.

    В зависимости от меры вмешательства государства в экономику:

    • регистрационный режим: является общим, введен в целях контроля за созданием и деятельностью предпринимателей. Регистрация предпринимателей – индивидуальных и юридических лиц – производится в едином реестре юридических и физических лиц;
    • лицензионный: специальный (особый), связан с приобретением организацией статуса юридического лица, а физическим лицом – статуса индивидуального предпринимателя; существует как форма контроля за тем, чтобы на рынке появлялись хозяйствующие субъекты, способные действовать на профессиональной основе; направлен на предотвращение возможного вреда от непрофессиональной предпринимательской деятельности.

    В зависимости от государственной политики по отношению к субъектам рынка:

    • режим поддержки субъектов малого предпринимательства;
    • режим особого контроля за субъектами, действующими в условиях естественной монополии.
    Государственное регулирование предпринимательской деятельности.

    Государственное регулирование – это комплекс мер законодательных, исполнительных и судебных органов власти, осуществляемых на основе нормативных правовых актов, в целях стабилизации существующей социально-экономической системы.

    Основные направления государственного регулирования предпринимательской деятельности:
    • создание условий цивилизованного функционирования рынка (определение формы собственности хозяйствующих субъектов и правил управления; создание механизма обеспечения исполнения хозяйственных договоров; защита интересов и прав потребителей; установление стандартов и мер; предупреждение споров между предпринимателями);
    • стратегическое планирование науки и научно-технического прогресса;
    • решение макроэкономических проблем (пропорциональность развития экономики; темпы экономического роста; объем национального производства; внешнеэкономические связи страны; уровень занятости и социальная защита населения).
    Методы государственного регулирования:
    • административные (запрет, юридическая ответственность, принуждение),
    • экономические (с помощью цен, тарифов, квот, налогов и лицензий),
    • морально-политические (реализуются с помощью средств массовой информации).

    Контроль и последующее государственное регулирование в предпринимательской сфере подразделяются на:

    • прямой (финансовый, экологический, санитарный и пожарный контроль, а также контроль за качеством и сертификацией продукции),
    • косвенный (система льгот и налогов, особая ценовая политика, регулирование занятости населения, профессиональной подготовки и переподготовки, информационное обеспечение и создание развитой инфраструктуры).
    Цели вмешательства государства в сферу предпринимательской деятельности:
    • предупреждение экологических катастроф и решением экологических проблем;
    • борьба с криминализацией предпринимательской деятельности;
    • предотвращение экономических кризисов и социальных потрясений;
    • контроль за использованием общенациональных ресурсов;
    • социальная защита наименее обеспеченных слоев населения.
    Методы защиты предпринимателя своих прав:

    Обращение в Арбитражный суд (только после предпринятых мер к непосредственному урегулированию спора в претензионном порядке) или согласиться на рассмотрение спора третейским судом.

    Обращение в Арбитражный суд осуществляется в форме:

    • искового заявления по экономическим и иным делам;
    • по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений;
    • по делам о несостоятельности (банкротстве);
    • по делам особого производства;
    • жалобы (при обращении в Арбитражный суд апелляционной и кассационной инстанций);
    • представления (при обращении Генерального прокурора РФ и его заместителей о пересмотре судебных актов в порядке надзора).
    Антимонопольное законодательство.

    Антимонопольное законодательство – совокупность нормативных актов и правовых норм, регулирующих деятельность хозяйствующих субъектов, направленных на создание, развитие, поддержание конкурентной среды, пресечение антиконкурентной практики.

    Источники:
    • Конституция РФ (закрепляет принцип свободы конкуренции, содержит запрет экономической деятельности, направленной на монополизацию и недобросовестную конкуренцию; на территории РФ провозглашается существование единого экономического пространства как необходимое условие поддержки конкуренции);
    • международные акты в сфере конкурентного права (Соглашение стран СНГ о согласовании антимонопольной политики; Договор о проведении согласованной антимонопольной политики и др.);
    • Федеральные законы «О защите конкуренции», «О естественных монополиях» и др.;
    • постановления Правительства РФ и т. д.
    Уровни антимонопольного законодательства:
    • федеральный;
    • на уровне субъекта РФ. Субъекты РФ имеют право осуществлять регулирование, формирование и применение цен в соответствующей области экономики, включая естественные монополии.

    Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна.

  • Ссылка на основную публикацию