Описание профессии авиадиспетчер – где учиться, обязанности и зарплата

Профессия “авиадиспетчер”

Авиадиспетчер – это специалист, обеспечивающий диспетчерское управление воздушным движением (УВД) с целью обеспечения безопасного, энергоэффективного, регулярного и упорядоченного движения воздушных судов. Что именно входит в круг профессиональных обязанностей и как стать авиадиспетчером, мы рассмотрим в статье.

  • История
  • Описание
  • Специальности и учебные заведения
  • Обязанности
  • Кому подходит
  • Сколько получают
  • Карьера
  • Перспективы

История профессии

Международный день авиадиспетчера отмечается 20 октября, поскольку в этот день в 1961 году была создана Международная федерация ассоциаций авиационных диспетчеров (сокращённо с англ. IFATCA). Однако история этой молодой профессии начинается гораздо раньше – с того момента, как впервые была установлена связь между воздушным судном и координатором полёта на земле. Позднее с появлением массовых вылетов военной авиации начали формироваться стандарты управления взлётом и посадкой. Но в гражданской авиации окончательная стандартизация управления грузовых и пассажирских авиаперевозок в её современном виде оформилась после создания IFATCA, в которую на сегодняшний день входит более 50 тысяч авиадиспетчеров со всего мира.

Описание и характеристика профессии

В России организация воздушного движения – это целый комплексный процесс, который обеспечивает взаимодействие диспетчерских пунктов, входящих в структуру ЕС ОрВД (что расшифровывается как Единая система организации воздушного движения). Воздушное пространство разделено на районы ответственности диспетчерских пунктов и классы, причём в зависимости от типа выполняемых задач выделяют отдельно:

  • пункты планирования, работающие над более эффективным использованием воздушного пространства от момента появления плана полёта до его закрытия;
  • пункты авиадиспетчеров, занимающихся непосредственным управлением движения от момента запуска двигателя до заруливания на стоянку на аэродроме назначения.

В соответствии с зоной планирования полётов выделяют три типа органов ЕС ОрВД: Главный Центр (ГЦ), Зональный Центр (ЗЦ) и Районный центр (РЦ). В каждом из них, согласно зонированию, собирают и обрабатывают представленные (FPL) и повторяющиеся (RPL) планы полётов, контролируют процесс планирования как регулярных, так и нерегулярных рейсов в воздушном пространстве России и на международных авиалиниях (ГЦ), прогнозируют потребности воздушного пространства и т.д. Существуют также диспетчерские пункты местных авиалиний, центры полётной информации.

Разделение этапов воздушного сообщения предполагает и разделение диспетчерских пунктов в течение всего полета. Рабочее место диспетчера в аэропорту – вышка центра управления. Ээто расположенный на высоте нескольких десятков метров зал с огромными окнами, оснащённый компьютерами, мониторами, отображающими воздушную и метеорологическую обстановку, сигнальным табло, радиотехническими средствами навигации и связи, столами ведения графиков, таблично-знаковыми индикаторами, биноклем, наконец, удобным прочным креслом.

В диспетчерском «экипаже» состоят сам авиадиспетчер радиолокационного контроля, управляющий самолётами, и помощник – диспетчер процедурного контроля, занимающийся согласованиями. В зале в прямом и переносном смысле за спиной стоят старший авиадиспетчер (начальник смены) и руководитель полётов.

Одновременный контроль в условиях воздушного движения поддерживается иногда с двумя-тремя десятками бортов, при этом необходимо ещё параллельно отслеживать изменения погоды, давления, состояние близлежащих аэродромов и т.д.

Особенность работы авиадиспетчером в том, что в любой момент может возникнуть экстремальная ситуация, в которой решение нужно принимать так же быстро и чётко, как и при соблюдении привычного графика. А случиться может, что угодно: у самолёта может отказать радиолокационная система или даже двигатель, на полосу может упасть туман и т.д. Иногда из-за ухудшения условий полосу не видно ни невооружённым глазом, ни в бинокль. На это случай существуют отработанные процедуры координации по приборам и огням взлётно-посадочной полосы, но напряжение в такие моменты вырастает. Как признался в интервью один авиадиспетчер со стажем: «Для нас любая ситуация штатная». Однако в авиации существуют и такое понятие как «авиационный инцидент». Решение об объявлении стадии «тревоги» или «бедствия» (например, невыпуска шасси при заходе на посадку) принимает руководитель полётов.

Перед заступлением на смену авиадиспетчер проходит обязательный медосмотр. Рабочий день длится, как правило, семь часов с перерывом не менее 20 минут каждые два часа. Перерыв необходим для снятия напряжения, которое за пультом очень быстро растёт и накапливается, увеличивая риск ошибки, поэтому усталость недопустима.

Поскольку профессия авиадиспетчер связана с постоянной высокой психоэмоциональной нагрузкой, она даёт право на досрочное назначение пенсии.

На каких специальностях лучше учиться

Чтобы получить подготовку авиадиспетчера, базовое обучение можно проходить по нескольким специализациям:

  • Управление воздушным движением – код специализации: 2.25.03.03.
  • Организация использования воздушного пространства и Организация аэронавигационного обеспечения полётов – код специализации: 2.25.05.05.
  • Системы управления движением летательных аппаратов – код специализации: 2.24.05.06

По каждому профилю существует от 1 до 3 вариантов программы, так что школьники, поступающие на диспетчера, могут выбирать, где учиться.

Лучшие вузы для обучения

К числу наиболее престижных ВУЗов для получения профильного образования относятся:

  • Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации.
  • Московский государственный технический университет гражданской авиации.
  • МАИ – Московский авиационный институт.
  • Южно-Уральский государственный университет (Челябинск).

Однако обучение после окончания учебного заведения не заканчивается. Диспетчеру нужно раз в 3 года проходить повышение квалификации и, в зависимости от классности, раз в 1-3 года подтверждать действующее свидетельство авиадиспетчера: третий класс подтверждается ежегодно, второй – раз в 2 года, первый – раз в 3 года.

Должностные обязанности

Связь с самолётами поддерживается на протяжении всего полёта, но существует поэтапное разделение ответственности диспетчеров аэропорта: один диспетчер отвечает за взлёт, другой – за набор высоты, третий – за посадку и т.д. Один и тот же специалист имеет доступ к разным специализациям.

  • Диспетчер руления. В обязанности входит контроль обстановки, складывающейся на перроне. Он разрешает или запрещает буксировку и корректирует время, чтобы одновременно по полосе не выруливал другой борт. После доведения самолёта до полосы авиадиспетчер передаёт эстафету коллеге, отвечающему за старт.
  • Диспетчер старта. Контролирует движение самолёта по взлётно-посадочной полосе и движение по предпосадочной прямой.
  • Диспетчер подхода. Ведёт самолёт до определённой высоты, обеспечивая безопасный заход на посадку и условия для манёвра.
  • Диспетчер круга. Он также отвечает за возможность манёвра во время посадки, но на более низкой высоте.

Диспетчеры подхода и диспетчеры круга физически могут размещаться в соседнем зале. У них больше времени для принятия решения по каждому отдельному борту, но самих бортов в каждую единицу времени больше, чем у диспетчеров руления и старта.

Кому подходит

Требования к кандидатам очень серьёзные, и поэтому после прохождения стажировки в среднем отсеивается 1/10 часть кандидатов. Высоки требования не только к объёму специальных знаний (метеорология, аэродинамика, навигация, радиотехническое оборудование и др.) и общих знаний (владение английским языком на уровне 4 по шкале ICAO), но и к психоэмоциональной устойчивости кандидата на эту работу.

Из числа высококвалифицированных специальностей авиадиспетчеры находятся в группе риска среди тех людей, чья профессия усугубляет или провоцирует суицидальные наклонности. Поэтому помимо серьёзной общей медицинской комиссии кандидат в авиадиспетчеры должен пройти психологический тест на профпригодность. Нередко составы специально учат справляться со стрессами. Не случайно один из наиболее популярных видов отдыха у диспетчеров – рыбалка на озёрах.

Существуют и возрастные ограничения. До 40 лет медицинское обследование на допуск к работе проводится раз в три года, затем – в два года, а с 50 лет полное обследование с заключением о профпригодности происходит ежегодно.

Зарплата авиадиспетчера

В основной массе опубликованных вакансий заработная плата авиадиспетчеру предлагается в размере до 40 тысяч рублей в месяц. Из-за большого количества таких вакансий средняя предлагаемая зарплата довольно низкая и не соответствует тому уровню ответственности и необходимой квалификации, который должен быть у диспетчера управления воздушным транспортом.

Однако достаточно вакансий можно найти и с оплатой до 80 тысяч рублей. Реже, но тоже публикуются, предложения о работе за 125-165 тыс. рублей в месяц и выше. Максимальная зарплата, которая фигурировала в перечне предложений – 214,5 тыс. рублей/ месяц.

Как построить карьеру

При построении карьеры авиадиспетчер вырастает до старшего диспетчера, а затем – до и руководителя полётов с большими полномочиями. Однако своеобразным витком карьеры может стать не только должностной рост, но и переход из провинциального аэропорта в аэропорт с большим трафиком и повышенными нагрузками, что становится своеобразным профессиональным вызовом для авиадиспетчера.

При уходе с основного места работы диспетчер может попробовать себя в качестве инженера по снабжению, логиста, то есть, на работах, где его профессиональные навыки востребованы.

Перспективы профессии

В научной фантастике и футурологии теме замены роботами людей в профессиях пилота и диспетчера посвящен целый ряд произведений (например, книга Станислава Лема «Дознание»). Деятельность авиадиспетчера, действительно, автоматизируется очень быстро. Однако контроль над работой приборов и вынесение окончательного решения в случае чрезвычайной ситуации остаётся за человеком. А значит, эта профессия еще долго будет востребована.

Если у вас остались хоть малейшие сомнения в том, что профессия авиадиспетчер подходит именно вам, то мы настоятельно рекомендуем пройти тест на профориентацию от Профгид . Он стоит сущие копейки, при этом позволяет избежать ошибок, которые могут пустить не в то русло и искалечить всю вашу жизнь. Узнать больше >>

Авиадиспетчер

Авиадиспетчер — специалист по управлению воздушным движением. Кстати, в 2021 году центр профориентации ПрофГид разработал точный тест на профориентацию.

  • Особенности профессии
  • Плюсы и минусы
  • Важные качества
  • Знания и навыки
  • Оплата труда
  • Обучение на Авиадиспетчера
    • Вузы
    • Среднее профессиональное образование:

    Особенности профессии

    Экипаж, управляя самолётом, находится на связи с диспетчерами, которые отвечают за порядок движения самолётов и вертолётов. Всё воздушное пространство делится на зоны ответственности диспетчерских пунктов. И диспетчер руководит движением в рамках зоны ответственности своего пункта.

    Диспетчер аэродромного диспетчерского пункта составляет суточный план полётов, согласовывает его выполнение с другими службами, со своими коллегами из других аэропортов, (например, с АДП другого аэропорта). Он постоянно находится на связи с экипажами судов, следит за воздушной обстановкой. В некоторых аэропортах эти функции выполняет группа по взаимодействию.

    Диспетчер «Руления» контролирует движение по территории аэродрома.

    Диспетчера «Старта и посадки» руководят взлетающими и заходящими на посадку судами.

    Диспетчер «Круга» руководит движением в радиусе 50 км на высоте 2100 м и ниже (зона взлёта и посадки). Прилетающим он выдаёт разрешения на выполнение захода на посадку, а вылетающим – указания о первоначальном наборе высоты.

    Диспетчер «Подхода» руководит движением на высоте 2100–5700 м. Площадь охвата зоны круга – 90–120 км. от аэродрома. Он определяет очерёдность захода на посадку захода на посадку, интервалы.

    Диспетчер районного центра контролирует полёт на высотах 2100–17000.

    Диспетчер пункта местных воздушных линий – руководит полётом на высоте 1500 м и ниже в районе аэродрома.

    Диспетчер местного диспетчерского пункта – руководит полетом вдали от крупных аэропортов – на высоте 1500 м и ниже в пределах установленного района ответственности (обычно это площадь административного региона или его значительная часть).

    Диспетчер постоянно отслеживает воздушную обстановку с помощью специального монитора, учитывая метеоусловия, график движения судов и пр. Диспетчер постоянно находится на связи с экипажами судов и со своими коллегами из смежных зон ответственности.

    Самолёт – это слишком быстрый вид транспорта, чтобы диспетчер мог позволять себе медлительность. Например, в неожиданной ситуации он должен быстро рассредоточить самолёты на безопасное расстояние, принять решение о запрете на посадку (или наоборот) и т.д. К тому же на одного диспетчера может приходиться до 20 самолётов одновременно.

    Поскольку времени на долгое обдумывание обстановки нет, все действия диспетчера строго регламентированы.

    Работа диспетчера организована так, чтобы максимально снизить ошибки в управлении полётами. Помимо правил и инструкций в распоряжении диспетчера находится оборудование: мониторы, средства связи, сигнальные табло и пр. Также он получает информацию от метеослужб, пользуется справочной информацией. Каждый диспетчер знает, что его неверные решения могут привести к катастрофе и гибели людей. Высокая ответственность при большом объёме работы, высокая скорость решений – всё это означает повышенное нервное напряжение.

    Авиадиспетчер аэропорта в Майами уснул во время ночного дежурства, сообщает в субботу (16 апреля 2011 г.) Associated Press. Инцидент произошёл рано утром в субботу. Во время этого ночного дежурства в диспетчерской работали еще 12 человек, и один из них сообщил о заснувшем коллеге.

    Согласно предварительным результатам расследования, диспетчер не пропустил ни одного радиосигнала от самолетов, так что инцидент никоим образом не отразился на работе аэропорта. Однако заснувшего на посту диспетчера отстранили от работы.

    Подобное уже случалось в аэропортах Техаса, Невады, Теннесси и города Вашингтон. Несколько дней назад в США началась общенациональная проверка диспетчерских служб, а главный авиадиспетчер США Хэнк Краковски подал в отставку. Руководство Федерального управления гражданской авиации США уже заявило, что придётся отменить практику одиночных ночных дежурств и пересмотреть графики работы авиадиспетчеров.

    Плюсы и минусы

    Особенно тяжела в плане эмоциональной нагрузки работа диспетчера «Подхода».

    Профессия авиадиспетчера является одной из наиболее опасных и ответственных профессий, связанных с техникой и человеческими жизнями (с точки зрения психологии наибольший интерес представляет

    Диспетчерская служба работает круглосуточно, и диспетчеры несут свою вахту посменно. Это, как и нервное напряжение, можно отнести к недостаткам профессии. Однако эти трудности компенсирует чувство удовлетворения от хорошо выполненной работы и осознание собственной незаменимости.

    Среди бонусов профессии – право на досрочную пенсию. Для мужчин – с 50 лет, для женщин – с 45 лет, если они проработали в службах непосредственного управления полётами не менее 12 лет 6 месяцев и не менее 10 лет. (п.14 ст. 27 ФЗ РФ от 17.12.2001 № 173 – ФЗ)

    Важные качества

    Стрессоустойчивость, высокое чувство ответственности, умение управлять своим вниманием. Необходимо хорошее здоровье (в том числе органов сердечнососудистой системы). Поэтому раз в 2 года авиадиспетчер проходит врачебно-лётную экспертную комиссию.

    Знания и навыки

    Как уже сказано, все действия диспетчера строго регламентированы. На каждую рабочую ситуацию имеются установленные правила, инструкции и сценарии поведения, и диспетчер обязан их знать. Он должен знать законы воздушной навигации, разбираться в авиационной метеорологии.

    Также необходимо знание английского языка в пределах, установленных международными нормами.

    Авиадиспетчер

    Авиадиспетчером принято считать специалиста по управлению воздушным движением, обеспечивающего безопасность и точность полета.

    Содержание:

    • История профессии
    • Особенности профессии
    • Обязанности
    • Важные качества
    • Навыки и знания
    • Перспективы и карьера
    • Обучение

    История профессии

    Профессия возникла во времена, как только воздушные полеты приобрели массовый характер. По этой причине появилась острая потребность в разработке правил организованного и безопасного перемещения воздушных судов. Дополнительно, требовалось обеспечить бесперебойную связь со всеми экипажами.

    Именно от работы диспетчера зависит безопасность полетов. Даже малейшая ошибка способна повлечь за собой трагедию, поэтому специалист должен четко и оперативно выполнять свои должностные обязанности.

    Особенности профессии

    Профессия авиадиспетчер входит в число наиболее опасных.

    На специалисте лежит огромная ответственность, как за вверенное ему техническое оснащение, так и за человеческие жизни.

    Следует учесть, что авиадиспетчер – это общее название профессии. Как правило, она включает в себя ряд специальностей: диспетчер аэродромного пункта, руления, взлета и посадки, круга, подхода, районного центра, пункта местных авиалиний.

    Плюсы профессии:
    • высокая заработная плата;
    • продолжительный отпуск;
    • наличие медицинской страховки;
    • возможность 1 раз в год воспользоваться правом бесплатного перелета.
    Минусы профессии:
    • огромная психоэмоциональная нагрузка;
    • посменный рабочий график;
    • увольнение специалиста с последующим его привлечением к уголовной ответственности в случае непрофессиональной деятельности, что повлекла за собой жертвы и значительный материальный ущерб.

    Обязанности

    Основные обязанности авиадиспетчера:

    • Управление движением воздушного транспорта в пределах конкретного диспетчерского пункта.
    • Безоговорочное соблюдение правил и инструкций, что регулируют деятельность специалистов.
    • Постоянное поддерживание связи не только с экипажами, но и с диспетчерами из смежных зон ответственности. При этом обмен сообщениями проводится в соответствии с фиксированными правилами радиообмена.
    • Слаженное сотрудничество с метеослужбами и дальнейшее применение полученных данных для целей управления воздушными судами.
    • Разработка предложений с целью минимизировать воздействие человеческого фактора на безопасность полетов.
    • Ввод данных в автоматизированные системы с целью обеспечения возможности пилотам оценивать обстановку в воздушном пространстве.

    Важные качества

    Необходимые качества, которыми должен обладать авиадиспетчер:

    • ответственный подход к выполнению должностных обязанностей;
    • эмоциональная устойчивость;
    • умение концентрироваться;
    • отсутствие проблем со здоровьем;
    • хорошая физическая форма;
    • педантичность;
    • отличная память;
    • пунктуальность;
    • дисциплинированность;
    • молниеносная реакция.

    Навыки и знания

    Авиадиспетчер – это специалист, действия которого регламентированы.

    На определенную ситуацию отведены правила и инструкции, которые необходимо знать в обязательном порядке.

    Помимо знания законов воздушной навигации, он должен разбираться в авиационной метеорологии.

    Работа авиадиспетчером предусматривает свободное владение английским языком. Дополнительно, требуется знать положения документации, регламентирующей обеспечение безопасности полетов.

    Перспективы и карьера

    Профессия авиадиспетчер подразумевает трудоустройство в диспетчерскую службу аэропорта.

    Что касается продвижения по карьерной лестнице, то первоначальной ступенькой является должность стажера.

    Спустя определенное время перед молодым специалистом открывается перспектива стать диспетчером I-III класса, затем – старшим диспетчером, а после – диспетчером – инструктором.

    При должном выполнении своих прямых обязанностей и достаточном уровне квалификации со временем можно получить повышение до руководителя полетов, стать начальником подразделения либо аэронавигационной службы аэропорта/аэродрома.

    Обучение

    Работа авиадиспетчером подразумевает наличие профессиональной подготовки.

    Чтобы получить возможность беспрепятственно трудиться в данной сфере, необходимо отучиться 3-4 года в профильном среднем заведении, и 5 лет – в вузе.

    Дополнительно, каждые 3 года специалист в обязательном порядке должен проходить квалификационные курсы, и раз в 2-3 года подтверждать профпригодность.

    Профессия Авиадиспетчер в России 

    Авиадиспетчер — авиационный специалист, осуществляющий диспетчерское обслуживание воздушного движения, полетно-информационное обслуживание и аварийное оповещение. Задача авиадиспетчера – осуществление безопасности полетов воздушного транспорта. В современном мире воздушное движение чрезвычайно насыщенно. В воздухе ежеминутно находятся тысячи летательных аппаратов, которые без сторонней координации просто не смогут избежать аварии. Основная цель профессиональной деятельности авиадиспетчера – отдача команд и распоряжений участникам движения по направлению, высоте, очередности взлета и посадки и других задач для воздушных судов на всех этапах полета с учетом меняющейся обстановки. Авиадиспетчер осуществляет свою деятельность из диспетчерского центра, расположенного, как правило, на аэродроме или ином объекте воздушной инфраструктуры.

    О профессии Авиадиспетчера

    Зарплаты: сколько получает Авиадиспетчер *

    Начинающий: 40000 ⃏ в месяц

    Опытный: 100000 ⃏ в месяц

    Профессионал: 150000 ⃏ в месяц

    * – информация по зарплатам приведна примерно исходя из вакансий на профилирующих сайтах. Зарплата в конкретном регионе или компании может отличаться от приведенных. На ваш доход сильно влияет то, как вы сможете применить себя в выбранной сфере деятельности. Не всегда доход ограничивается только тем, что вам предлагают вакансии на рынке труда.

    Рядовой авиадиспетчер в региональном центре получает от 40 до 60 тыс. рублей в месяц. В столичных аэропортах и центрах управления воздушным движением предлагается оплата до 150 тыс. рублей. На сегодня максимальная зарплата составляет 235 тыс. рублей.

    Востребованность профессии

    На рынке труда профессия авиадиспетчера пользуется большим спросом. Имея профессиональное образование, такой специалист будет востребован в любом регионе, где осуществляется воздушное движение. Наиболее напряженный воздушный траффик присутствует в столице и возле крупных агломераций, где есть большие аэродромы. Именно сюда и трудоустраивается большинство специалистов. Так же имеется возможность получить работу в ведомственных службах воздушного движения и за рубежом.

    Для кого подходит профессия

    Для того, что бы успешно работать авиадиспетчером от соискателя требуется целый комплекс личных качеств. В том числе:

    • Внимательность, личная дисциплинированность;
    • Отменное здоровье;
    • Психологическая устойчивость;
    • Быстрая реакция, способность принимать решения в критических ситуациях;
    • Готовность обучаться и повышать свою квалификацию на постоянной основе;
    • Способность работать по нескольким направлениям сразу не теряя концентрации;
    • Умение работать со сложным оборудованием и осваивать новое в быстрые сроки.

    И-за высокой ответственности соискателям на должность авиадиспетчера при трудоустройстве придется пройти углубленный медосмотр и множество тестов.

    Карьера

    Работа авиадиспетчера привязана к конкретному месту. Рядовой авиадиспетчер может занять должность старшего диспетчера, руководителя полетов в своем центре. Так же есть возможность перейти на более престижную и высокооплачиваемую работу в другом, крупном центре управления движением. Можно строить карьеру по административному направлению в сфере авиационного движения. Здесь большую роль играет размер оплаты труда. Рядовой авиадиспетчер в региональном центре получает от 40 до 60 тыс. рублей в месяц. В столичных аэропортах и центрах управления воздушным движением предлагается оплата до 150 тыс. рублей. На сегодня максимальная зарплата составляет 235 тыс. рублей.

    Обязанности

    Перечень обязанностей авиадиспетчера обширен и четко прописан в его должностной инструкции. В общем виде список обязанностей выглядит так:

    • Непрерывный контроль воздушной обстановки;
    • Контроль за движением всех воздушных объектов в своей зоне ответственности;
    • Отдача команд и контроль за их исполнением всеми участниками движения;
    • Составление суточного графика движения;
    • Мониторинг метеообстановки в реальном времени;
    • Поддержание устойчивой связи с командирами воздушных судов и смежными центрами управления полетов.

    Профессия авиадиспетчер — обязанности, обучение, зарплата

    В мире самолетов и людей профессия авиадиспетчер — важнейшая профессия, от которой зависят жизни людей пассажирских самолетов. Это как инструктор ДПС на земле, только масштабнее. К таким специалистом высокие требования как к знаниям, так и к психологическим стрессам. Авиадиспетчер это специальность которая хорошо оплачивается, зарплата диспетчера превышает многие специальности. Читайте статью до конца и узнайте тонкости этого труда! В статье Вы поймете где учится и сколько вы будете получать в Москве и в Питере.

    1. Авиадиспетчер — кто это чем он занимается
    2. Должностные обязанности
    3. Плюсы и минусы профессии
    4. Требования к авиадиспетчеру
    5. Зарплата авиадиспетчера
    6. Где обучают авиадиспетчеров
    7. Особенности профессии

    Авиадиспетчер — кто это чем он занимается

    Авиадиспетчер-это специалист по управлению воздушным движением, обеспечивающий безопасное движение самолетов в воздушном пространстве и контролирующий все этапы движения самолета от взлета до посадки. Благодаря специалисту, исполняющему четко и профессионально свои обязанности, обеспечивается безопасный полет самолета. Самая главная задача авиадиспетчера обеспечить безопасное движение самолетов в воздухе.

    Должностные обязанности

    Все воздушное пространство разделено на зоны, каждым участком которой руководит определенная специализация авиадиспетчера.

    Диспетчер аэродрома диспетчерского пункта- именно с этого специалиста начинается путь самолета. Он составляет суточный план вылетов самолетов и дает разрешение на вылет. Без его разрешения самолет не имеет право подняться в воздух.

    Далее начинается работа авиадиспетчера руления-с него начинается и заканчивается полет. Он дает разрешение на запуск двигателей самолета и регулирует движение самолета по аэродрому.

    Как только самолет попал на взлетную полосу подключается диспетчер старта-он контролирует движение по взлетно-посадочной полосе и выдает разрешение на взлет.

    Диспетчер пункта «Круг»-руководит набором высоты до 2 км и передает работу диспетчеру пункта «Подход», который, руководит набором высоты от 2 до 6 км.

    Диспетчер районного центра руководит полетом на высотах от 2 до 17000 км.

    Работа авиадиспетчера должна быть четкая и быстрая, ведь от него зависит множество жизней на борту. Поэтому авиадиспетчер должен быстро реагировать на внештатные ситуации и всеми силами стараться помочь пилоту:

    • Для этого он постоянно находится на связи с пилотом;
    • знает особенности управления самолетом;
    • понимет влияние метеоусловий на движение и скорость самолета и умеет правильно распределять воздушные судна, чтобы избежать их столкновения в воздухе.

    В работе авиадиспетчеру помогает множество специализированной электронной техники:

    • 4 монитора для слежения за воздушной и метеорологической обстановкой;
    • средства связи;
    • навигация;
    • сигнальные табло;
    • графики;
    • справочная документация с алгоритмами действия и большое обзорное окно, для оценки реального состояния погоды.

    Всеми этими гаджетами нужно уметь пользоваться, но и успевать контролировать их одновременно.

    Плюсы и минусы профессии

    Несомненно, во всем мире профессия авиадиспетчера считается одной из самых уважаемых и престижных.

    Для авиадиспетчеров приготовлено много бонусов, таких как:

    • бесплатное посещение тренажерных залов и бассейнов;
    • единовременная материальная помощь молодым специалистом, а по прошествии пяти лет работы бесплатный перелет в любую страну мира один раз в год.
    • Кроме этого, приятным бонусом будет 50% помощь в оплате арендного жилья, либо в некоторых компаниях даже компенсация первоначального взноса для покупки квартиры.
    • Стоит упомянуть о ежегодном оплачиваемом трудовом отпуске в количестве 67 дней, ежегодное бесплатное посещение санаториев и перелет супруге и детям с 50% скидкой. И даже это еще не все плюсы профессии.

    Но, как и любая профессия, специальность авиадиспетчера имеет и другую сторону медали. Даже в такой, престижной профессии есть свои минусы.

    Одним из первых минусов профессии — громадная ответственность перед пассажирами и членами экипажа, а поэтому и отсутствие права на ошибку. Диспетчерская служба работает круглосуточно и без выходных, поэтому нужно быть готовым работать в разные смены (день, ночь, дождь, праздники итд), зато рабочая неделя длится не более 36 часов, это примерно каждая смена через трое суток. И обязательный перерыв на 20 минут каждые 2 часа. Кроме перечисленного, диспетчер обладет стрессоустойчивостью и умением быстро реагировать и нестандартно мыслить в экстренных ситуациях. Поэтому дважды в год авиадиспетчеры проходят обязательный медицинский осмотр как физического, так и психического здоровья. Проводятся тесты физических и психологических нагрузок.

    Требования к авиадиспетчеру

    К авиадиспетчеру, как к профессионалу и к кандидату на должность предъявляют очень высокие требования.

    1. Феноменальная стрессоустойчивость в совокупности с хорошо развитой внимательностью, чтобы успевать следить за всеми приборами одновременно.
    2. Ответственность и умение четко реагировать согласно имеющимся протоколам, отличное знание международного языка общения, английского языка, иметь четкую дикцию, хорошо поставленную речь и произношение.
    3. Немаловажное условие отличное психологическое и физическое здоровье.
    4. Четкое знание наизусть всех протоколов действия при той или иной ситуации.
    5. Знать строение и работу самолетов, чтобы в случае опасности дать необходимые рекомендации пилоту, не говоря уже о знании оборудования, находящегося в диспетчерской.
    6. Ну и диплом о высшем специальном образовании, без которого ваша кандидатура даже не будет рассматриваться на вакансию авиадиспетчера.

    Зарплата авиадиспетчера

    Глядя на все эти требования хочется затронуть немаловажную тему, как зарплата авиадиспетчера.

    Зарплата авиадиспетчера в России колеблется в зависимости от городов. Самая высокая зарплата авиадиспетчеров по России — в Москве. Там средняя зарплата от 60000 до 250000 рублей в месяц. А вот в Санкт Петербурге зарплата авиадиспетчера не превышает 65000 рублей в месяц.

    В Новосибирске и Самаре и вовсе около 50000 рублей в месяц. Если сравнивать среднюю зарплату других специалистов в данных городах, то зарплата авиадиспетчера значительно превышает среднюю зарплату других специалистов. Исходя из статистики взятой по всей России средняя зарплата авиадиспетчера составляет около 120000 рублей, больше получает только пилот гражданской авиации.

    Можно сравнить зарплаты авиадиспетчера в России и заграницей. Самые высокие зарплаты у авиадиспетчеров США, они получают около 480000 рублей в месяц. Не сильно отстают от них зарплаты в Германии и Великобритании, переводя на рубли около 420000 рублей в месяц. А авиадиспетчеры Польши и Латвии получают зарплату меньше авиадиспетчеров России, около 100000 рублей в месяц. Поэтому работать авиадиспетчером в России престижно и финансово выгодно. А если прибавить туда все те бонусы, которые выдает работодатель для профессионального авиадиспетчера, то о рассмотрении данной профессии стоит серьезно задуматься. Тем более, профессия авиадиспетчера достаточно востребованная и в каждом городе России нуждаются в молодых специалистах.

    Где обучают авиадиспетчеров

    Получить образование авиадиспетчера можно в России. Популярный ВУЗ -это Московский Государственный Технический Университет гражданской авиации имени Баумана(МГТУ). ВУЗ с историей и очень сильным преподавательским составом, однако Государственный университет Гражданской авиации в Санкт Петербурге ему ничуть не уступает и имеет свой филиал в Хабаровске, где можно получить среднее профессиональное образование. В городе Ейск есть Высший военный институт имени В.М. Комарова, который тоже востребован студентами. Ульяновский институт гражданской авиации имени главного маршала авиации В.П. Бугаева готов подготовить профессиональных авиадиспетчеров города Ульяновск и близлежащих городов. Кроме этого отметим Ульяновское высшее авиационное училище, готовящее специалистов со средним образованием.

    Особенности профессии

    Но получить диплом по профессии авиадиспетчера мало. По правилам необходимо каждые 3 года проходить повышение квалификации, ведь технологии развиваются, появляются новшества и в оборудовании диспетчерской, изменяются, или дополняются протоколы алгоритма действия авиадиспетчера. В зависимости от класса диспетчера каждые 2 -3 года необходимо подтверждать действующее свидетельство авиадиспетчера. Имея знания, профессиональный опыт можно найти более оплачиваемую должность авиадиспетчера в той же Германии или в США — вопрос переезда!
    А 20 декабря празднуется международный день авиадиспетчера, так что помимо всех привилегий, престижа и почета у Вас будет даже свой праздник.

    Описание профессии авиадиспетчер — где учиться, обязанности и зарплата

    Человек, который не боится ответственности и хочет иметь престижную работу, должен попробовать свои силы в профессии авиадиспетчер. Её описание, где учиться, обязанности, зарплата, трудоустройство, а также преимущества и недостатки помогут узнать все тонкости этой важной специальности. Авиадиспетчеры управляют воздушным движением и отвечают за безопасность тысяч пассажиров.

    Направления работы авиадиспетчеров

    Авиационный диспетчер — это человек, корректирующий действия экипажа самолёта и помогающий ему решать различные проблемы. В зависимости от направления деятельности специалистов разделяют на 8 категорий. Все они выполняют определённые задачи и имеют свой круг обязанностей.

    Профессия авиадиспетчер имеет несколько разновидностей:

  • Аэродромного диспетчерского пункта (АДП). Специалист занимается составлением графиков полётов. Он согласовывает свои действия с различными службами и другими аэропортами. Кроме этого, АДП держит связь с экипажами воздушных судов и помогает им следить за текущей обстановкой (например, за прогнозом погоды).
  • Руления. Сотрудник аэропорта регулирует движение самолётов по его территории, выбирает оптимальную траекторию въезда воздушного судна в ангар и выезда из него.
  • Старта и посадки. Специалист в этой области руководит процессом взлёта и посадки самолётов. Он указывает свободную полосу, сообщает экипажу текущую обстановку и следит за своевременным освобождением взлётно-посадочного поля.
  • Круга. Этот полётный диспетчер контролирует самолёты, находящиеся в радиусе 50 км от аэродрома. Прибывающим воздушным судам он выдаёт разрешение на посадку, а вылетающим даёт указания по набору высоты.
  • Подхода. Специалист, работающий в этом направлении, руководит воздушным движением на высоте от 2100 до 5700 м. Кроме этого, в его функции входит контроль за полётом всех самолётов, находящихся в радиусе от 90 до 120 км от аэродрома. В обязанности специалиста также входит определение очереди захода на посадку и выбор интервала движения воздушных судов.
  • Районного центра. Этот сотрудник выполняет те же функции, что и диспетчер подхода, но он несёт ответственность только за самолёты, находящиеся на высоте более 5700 м.
  • Пункта местных воздушных авиалиний. Такой диспетчер контролирует полёты на малых высотах, которые совершаются вблизи аэропорта.
  • Местного диспетчерского пункта. Специалист, работающий в этом направлении, выполняет те же обязанности, что и диспетчер пункта местных воздушных авиалиний. Единственное отличие их работы заключается в зоне ответственности. У диспетчера местного пункта она намного шире, поэтому он руководит полётом воздушных судов, удалённых от крупных аэропортов.

    Достоинства и недостатки

    Работа авиадиспетчером имеет множество плюсов. Благодаря им специальность считается одной из наиболее престижных в гражданской авиации.

    Главные преимущества:

    • комфортные условия труда;
    • высокая заработная плата;
    • право на множество льгот;
    • ранний выход на пенсию.

    Есть в работе авиадиспетчеров и несколько отрицательных моментов. Именно из-за них наблюдается недобор желающих обучиться специальности.

    Основные недостатки:

    • высокая ответственность;
    • повышенная эмоциональная нагрузка;
    • посменный график работы;
    • уголовная ответственность за допущенные ошибки.

    Личные качества

    Хорошо делать свою работу сможет только авиадиспетчер, обладающий определёнными чертами характера. Каждая из них важна для специалиста и может помочь ему спасти не одну сотню жизней.

    Главные качества:

    • ответственность;
    • стрессоустойчивость;
    • высокая концентрация внимания;
    • хорошо поставленная речь;
    • коммуникабельность;
    • умение быстро принимать решения;
    • способность работать в команде.

    Предъявляемые требования

    Стать авиадиспетчером сможет человек, соответствующий всем требованиям профессии. Он должен не только идеально знать особенности своей работы, но и обладать навыками в десятках смежных сфер деятельности.

    Основные требования:

    • образование по профильной специальности;
    • знание воздушной навигации, правил эшелонирования и особенностей управления самолётом;
    • умение находить оптимальное решение в стрессовой ситуации;
    • наличие базовых знаний в области авиационной метрологии;
    • знание английского языка;
    • способность управления и наладки специального оборудования;
    • умение доносить информацию экипажам различных авиалиний.

    Обязанности специалистов

    Круг обязанностей диспетчера зависит от направления, в котором он трудится. При этом у всех представителей профессии есть несколько общих функций, которые они должны выполнять ежедневно.

    Перечень обязанностей:

    • контроль за перемещением самолётов;
    • обеспечение безопасности движения воздушных судов;
    • эффективное использование воздушного пространства;
    • соблюдение установленных правил и норм;
    • внесение изменений в графики вылета и прибытия самолётов;
    • информирование экипажа о погодных условиях, ветре, видимости;
    • оказание помощи пилотам в случае возникновения непредвиденных ситуаций.

    Трудоустройство и карьера

    Прежде чем обучаться профессии, нужно понять, сколько зарабатывает специалист и где может трудоустроиться. В большинстве случаев авиадиспетчер находит работу в аэропорту или УВД (управлении воздушным движением). Иногда специалист выбирает образовательное направление и идёт работать преподавателем в профильное учебное заведение.

    Авиадиспетчеры редко жалуются на свою зарплату. В большинстве случаев размер оклада составляет от 80 до 160 тыс. рублей. В наиболее загруженных аэропортах доход специалиста может превышать 200 тыс. рублей в месяц.

    Молодой специалист начинает свою карьеру с должности помощника авиадиспетчера. Он выполняет простую и наименее ответственную работу. Набравшись опыта, молодой сотрудник может занять место авиадиспетчера и начать самостоятельно управлять полётами. Следующей ступенью карьерной лестницы станет должность старшего авиадиспетчера. Если специалист будет хорошо справляться со своими обязанностями, тогда он сможет рассчитывать на место руководителя полётов.

    Альтернативный вариант развития карьеры предусматривает не только получение определённых должностей, но и переход в более загруженные аэропорты. Там специалист может стать авиадиспетчером или попробовать свои силы в смежных областях (например, в логистике или авиационной инженерии).

    Льготные программы и бонусы

    У авиадиспетчеров сложная, ответственная и нервная работа. Из-за этого специалисты имеют право на различные льготы. Так, им компенсируют отсутствие выходных, сменный график работы и повышенную нагрузку на нервную систему.

    Доступные льготы:

    • разовая денежная премия для покупки квартиры (до 1,9 млн рублей);
    • материальная помощь молодым специалистам;
    • компенсация затрат на аренду жилья (до 50%);
    • бесплатный полёт в любую точку мира (после 5 лет работы);
    • бесплатные путёвки в профилактории и санатории;
    • ежегодный оплачиваемый отпуск (67 дней);
    • ранний выход на пенсию (мужчины — 50 лет, женщины — 45 лет).

    Способы обучения

    Выучиться на авиадиспетчера можно в десятках институтов, университетов и училищ. При поступлении нужно выбирать специальность «Управление воздушным движением», «Организации использования воздушного пространства» или «Системы управления движением летательных аппаратов». Чтобы стать студентом вуза, достаточно окончить 11 классов школы и успешно сдать ЕГЭ.

    После учёбы можно постоянно повышать свой профессиональный уровень. Для этого существуют специальные курсы ускоренной подготовки авиадиспетчеров.

    Лучшие учебные заведения России в Москве и других городах:

    • Московский государственный технический университет гражданской авиации;
    • Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации;
    • Южно-Уральский государственный университет (Челябинск);
    • Московский авиационный институт;
    • Ульяновский институт гражданской авиации им. Главного маршала авиации Б. П. Бугаева;
    • Ейский высший военный институт им. В. М. Комарова;
    • Краснодарское высшее военное авиационное училище лётчиков им. А. К. Серова.

    Авиадиспетчер — одна из наиболее ответственных профессий. Её представители ежедневно управляют воздушным движением и оберегают жизни пассажиров. Такой труд хорошо оплачивается и даёт возможность получать множество льгот.

    Зарплата диспетчера в аэропорту

    Большинство россиян, выбирая профессию, заранее интересуются, какой доход будет приносить им специальность. Зарплата авиадиспетчера нередко становится привлекательным фактором для тех, кто хочет получать за работу достойные деньги.

    Беря на себя какие-либо функции, вместе с правом на вознаграждение вы получаете набор обязанностей. Быть диспетчером аэрофлота – большая ответственность. К людям, выбравшим специальность, предъявляются высокие требования.

    Профессия “авиадиспетчер” очень ответственная. От того, как специалист выполнит свою работу, зависит безопасность гражданских и военных полётов

    Что входит в обязанности авиадиспетчера

    Начнём с того, что работать в аэропорту престижно, где бы вы ни жили, в России, Америке или Европе. Даже наименее уважаемые профессии здесь котируются выше, чем в среднем по стране и миру. Что касается диспетчеров, то это привилегированный класс. Кого попало на такую должность не примут. Специалист должен обладать рядом важных личностных качеств.

    В обязанности авиационных диспетчеров входит:

    • упорядочение движения воздушных судов;
    • обеспечение безопасности этого движения;
    • обеспечение эффективности использования воздушного пространства;
    • оказание помощи пилотам при возникновении нештатных ситуаций и т. д.

    В авиакомпаниях требовательно относятся к оснастке диспетчерских и их расположению. Приобретается инновационное электронное оборудование, чтобы диспетчеры могли чётко выполнять поставленные перед ними задачи.

    Открытые вакансии “диспетчер” в разных городах

    Считается, что диспетчер – одна из самых сложных профессий в мире. Люди, выбравшие её, дважды в году обязаны подтверждать проф. пригодность и регулярно проходить полный медосмотр. Проверяется как физическая, так и психическая форма. Диспетчерам ежедневно приходится испытывать большие психические нагрузки. Людям со слабой нервной системой лучше не рассматривать профессию как вариант будущего трудоустройства.

    Какие знания необходимы диспетчеру

    Багаж знаний авиадиспетчера зависит от того, какую специализацию он выбрал. Различают разновидности профессии, которые зависят от значения пункта трудоустройства и выполняемых функций:

    • местный пункт, обслуживающий полёты на высоте до полутора километра, располагающийся на удалённом расстоянии от крупных аэропортов;
    • пункт местных воздушных авиалиний – район местного небольшого аэродрома, высота как в предыдущем случае;
    • аэродром райцентра – обслуживаемая высота 2100 – 17500 м;
    • «Подхода» – в обязанности входит определение временного интервала и распределение очерёдности взлёта-приземления, обслуживаемая высота – 2100 – 5700 м;
    • «Круга» – контроль радиуса 50 км от точки расположения диспетчерского пункта;
    • «Старта и посадки» – руководство взлётами и приземлениями;
    • «Руления» – отвечает за состояние самолётов, даёт дозволение на буксировку, определяет место стоянки;
    • Аэродромного диспетчерского пункта – постоянная связь с экипажами бортов, контроль обстановки в воздухе, взаимодействие с прочими диспетчерскими пунктами.

    Работа авиадиспетчеров на каждом диспетчерском пункте

    Диспетчерские аэропортов работают в круглосуточном режиме. Каждый сотрудник должен уметь одновременно пользоваться несколькими приборами, держать под контролем погоду и всё вверенное воздушное пространство на предмет нахождения в нём самолётов. Нагрузки на мозг и психику фантастические.

    Вне зависимости от специализации, диспетчер обязан знать:

    • Инструкции и правила эшелонирования. Речь идёт о расположении самолётов в пространстве на определённом расстоянии, не допускающем столкновения.
    • Авиаметрологию. Как влияют погодные изменения на воздушные машины, находящиеся в процессе полёта.
    • Воздушную навигацию. Средства и методы управления самолётами.

    Диспетчер авиационных линий не вправе ошибаться. Одна его ошибка может стоить жизни многим людям.

    Заработок российских авиадиспетчеров

    Среднестатистический авиадиспетчер авиационных линий в Москве в 2021 году получает в среднем 131581 рубль. Это намного выше уровня среднего по стране. Помимо рядовых диспетчеров, в авиакомпаниях трудятся и руководители полётов, которых также причисляют к данной специализации. Их средний оклад ещё выше – 166055 рублей. В обе суммы включены предусмотренные надбавки и доплаты. Сравните с доходами пилотов гражданской авиации, а также с зарплатами стюардесс.

    Диспетчеры воздушного пространства получают одни из самых высоких зарплат в России

    Как видим, заработная плата представителей профессии высока. Однако, стоит отметить, что ситуация была такой не всегда. Ещё недавно, в начале 2000-х годов, доходы диспетчеров России не превышали 9 000 рублей.

    Отметим, что региональная привязка не отражается на окладах. Более всего на уровень доходов влияет статус аэропорта. Естественно, что диспетчер в Москве будет зарабатывать больше своего коллеги, работающего на периферийном аэродроме.

    Сколько зарабатывают диспетчеры в европейских странах

    Рассматривая доходы отечественных представителей профессии, нельзя не упомянуть о средних зарплатах их зарубежных коллег. Для примера приведём оклады диспетчеров некоторых европейских стран:

    ГосударствоЗаработная плата (EUR)
    1.Польша1 340
    2.Латвия1 785
    3.Франция6 500
    4.Великобритания7 000
    5.Германия7 000

    Сколько зарабатывают авиадиспетчеры в разных странах мира

    Как видно по таблице, в различных европейских государствах ситуации отличаются. Лучше всего живётся немцам и англичанам. А вот польским диспетчерам приходится нелегко. Профессиональные нагрузки и вознаграждение за них не соответствуют друг другу.

    Отметим, что американские диспетчеры зарабатывают чуть меньше английских и немецких. Их доход равен 8 000 USD в месяц.

    Сравнение доходов россиян и европейцев

    Если перевести средний заработок диспетчера России в евро, получим: 1 873 EUR зарабатывают диспетчеры и 2 364 EUR – руководители полётов. Выходит, что наши соотечественники обогнали по доходам польских и латышских коллег, но далеки от французов, немцев, англичан и американцев.

    По-другому выглядит сравнение, если производить его с заработком представителей большинства других профессий России. Диспетчеры, безусловно, относятся к привилегированному классу.

    Интересное видео. Особенности работы диспетчеров воздушного движения за границей.

    Востребованность в диспетчерах

    Выбор профессии часто основывается на статистике её востребованности. В России, несмотря на такие высокие оклады, в диспетчерах нуждаются. Вакансии есть в:

    • Москве – 76% от общего количества свободных вакансий;
    • Ленинградской области – 15%;
    • Ростовской области – 4%;
    • Воронежской области – 2%;
    • Нижегородской области – 2%;
    • Челябинской области – 1%;
    • Самарской области – 1%.

    Больше всего нужны люди, разбирающиеся в диспетчерском деле, в столичном регионе. Здесь и самые высокие зарплаты. При выборе работодателя следует учитывать, что указанный выше средний показатель заработка – это золотая середина.

    Будучи диспетчером, можно зарабатывать и 50 000 рублей в месяц и 300 000. Многое зависит от авиакомпании, в которую устраиваетесь.

    В таких регионах не хватает диспетчеров

    Где учат на авиадиспетчеров?

    В РФ желающим обучиться диспетчерскому делу, получить диплом в данном направлении можно в:

    • Госуниверситете гражданской авиации в Санкт-Петербурге;
    • Ейском высшем военном институте имени Комарова;
    • Ульяновском высшем авиационном училище;
    • МГТУ гражданской авиации в Москве.

    Санкт-Петербургский университет также располагает филиалами в АТК ГА и Хабаровске, где дают среднее профессиональное образование.

    Как и работать, учиться на диспетчера нелегко. Но, если судить по зарплате, оно того стоит.

    Легко ли “управлять” самолётом с земли? Рассказ авиадиспетчера со стажем.

Ссылка на основную публикацию