Пилот вертолета гражданской авиации – как стать специалистом, обучение и зарплата

Курсы обучения на пилота вертолета в России: сколько стоит и кто проводит

На сегодняшний день при наличии определенной суммы денег приобрести вертолет не составит труда даже рядовому гражданину – многие модели стоят не дороже спортивных автомобилей. В связи с этим возникает вопрос о том, где можно пройти обучение на пилота вертолета в России.

Кто такой пилот вертолета: что нужно знать о профессии

Пилот – специалист, который управляет летательным аппаратом любого назначения. Пилот вертолета, соответственно, управляет вертолетом.

Сложно ли учиться?

Для того чтобы получить разрешение на управление вертолетом, необходимо получить соответствующее профильное образование. Сделать это можно в специализированном летном училище или частной школе авиации.

Плюсы и минусы профессии

Основным преимуществом работы пилотом вертолета является достаточно высокий уровень оплаты труда. Кроме того, данную профессию нельзя назвать скучной, что выгодно отличает ее от большинства других.

Задачи и обязанности

В обязанности пилота вертолета входит:

  • выполнение полета согласно полученному заданию;
  • подготовка оборудования к полету;
  • разработка мер по обеспечению безопасности полета;
  • соблюдение предполетного режима;
  • контроль размещения пассажиров, крепления техники и грузов;
  • инструктаж пассажиров о правилах поведения на борту вертолета и о порядке использования спасательных средств;
  • выполнение команд пункта управления воздушным сообщением;
  • соблюдение правил радиообмена;
  • анализ метеорологических и орнитологических условий перед вылетом и во время полета;
  • своевременное заполнение летной документации;
  • участие в проведении поисково- и аварийно-спасательных работ.
Чем занимается пилот вертолета?

Основной задачей пилота вертолета является управление летательным аппаратом согласно поставленной задаче, которая может заключаться в перевозке пассажиров, транспортировке грузов, проведении поисково-спасательных работ и тому подобном.

Сколько можно зарабатывать?

На данный момент среднестатистическая зарплата пилота вертолета в России находится в районе 80-100 тысяч рублей.

Как стать пилотом вертолета?

Для того чтобы работать пилотом вертолета, необходимо обладать соответствующим профильным образованием и отличной физической подготовкой.

Кроме того, из-за специфики работы вертолетчику необходимо обладать не только отменным здоровьем, но и такими личностными качествами, как:

  • точность;
  • внимательность;
  • аккуратность;
  • собранность;
  • умение сконцентрироваться;
  • умение быстро переключить внимание.

Курсы

Что нужно чтобы выучиться на пилота вертолета?

Для получения профессии пилота вертолета необходимо окончить профильное учебное заведение. При наличии достаточной суммы средств, поступление в частную школу авиации является наиболее удобным способом получения профессии вертолетчика.

Программа обучения на курсах состоит из двух частей – теории и практики.

Практические занятия условно можно разделить на несколько курсов:

  • подготовка вертолета и взлет;
  • круговые полеты;
  • посадка вертолета;
  • маршрутные вылеты;
  • полеты на дальние площадки за пределами вертодрома.

По итогам обучения выпускники курсов получают подтверждающие документы:

  • сертификат об окончании курса;
  • справка о налете;
  • документы для квалификационной комиссии для получения лицензии пилота.

Посмотрите обучающий курс по пилотированию вертолета Авиаторы:

Сколько стоит обучение?

Стоимость обучения на пилота вертолета в частных школах зависит от множества факторов, в частности от репутации школы, модели летательного аппарата, программы и тому подобного.

В среднем, полный курс подготовки пилотов-любителей гражданской авиации (для Robinson R44) стоит от 1 000 000 до 1 500 000 рублей.

Где производится подготовка?

На данный момент в России летных училищ, обучающих студентов управлению вертолетами, немного:

  • ЯАТУ ГА (колледж) филиал ФГБОУ ВО СПб ГУ ГА – обучает кадров по специальности «Пилотирование вертолета МИ-8»;
  • Филиал ФГБОУ ВО УИ ГА Омский летно-технический колледж гражданской авиации имени А.В. Ляпидевского – обучает кадров для пилотирования и технического обслуживания вертолетов Ми-8.
  • Сызранское высшее военное авиационное училище лётчиков (военный институт) – занимается подготовкой летного состава боевых вертолетов Ми-2, Ми-8, Ми-24.

Именно поэтому на территории нашей страны более развиты и востребованы частные школы авиации, проводящие подготовку пилотов вертолетов.

Наиболее известными частными школами, подготавливающими пилотов вертолетов, являются:

  • Вертолетная компания «Аэросоюз» (Москва);
  • Авиаклуб «Piter Polet» (Санкт-Петербург);
  • Авикомпания «Хелипорт» (Москва);
  • Всероссийский вертолетный холдинг «Robinson-Russia» (Москва).

Что получает пилот вертолета после обучения?

Лицензия

После прохождения курса будущие вертолетчики сдают экзамен, состоящий из теоретической и практической частей. Курсантам предстоит подтвердить собственные практические навыки работы с навигационным оборудованием и приборной панелью, а также продемонстрировать летную подготовку: взлет, посадку, преодоление препятствий и предупреждение внештатных ситуаций.

Школа пилотов квадрокоптеров: онлайн курс

В связи с тем, что приобрести личный вертолет не каждому по карману, а «полетать» хочется многим, квадрокоптеры за короткий срок обрели небывалую популярность. Однако даже это, казалось бы, просто оборудование, может стоить больших денег. Поэтому разумным решением будет предварительное обучение в школе пилотов квадрокоптеров – ведь в таком случае риски разбить квадрокоптер будут сведены к нулю.

Как правило, в программу входит обучение управлению устройством, изучение самых распространенных ошибок в использовании квадрокоптера и особенности его устройства.

Курсы обучения пилотов квадрокоптеров в режиме «Онлайн» проводит, например, компания Digbox.

Также множество видеоуроков можно найти на Youtube.

Таким образом, обучение на пилота вертолета – удовольствие не дешевое, но необходимое, если есть собственный вертолет. В противном случае окупить стоимость обучения будет непросто.

Хочу летать: как стать пилотом гражданской авиации

  • Омский летно-технический колледж гражданской авиации имени А. В. Ляпидевского
  • Сасовское им. героя Советского Союза Тарана Г. А. летное училище гражданской авиации
  • Краснокутское летное училище гражданской авиации
  • Красноярский филиал СПбГУ ГА
  • Бугурусланское летное училище гражданской авиации им. Героя Советского Союза П. Ф. Еромасова
  • Ульяновский институт гражданской авиации им. маршала авиации Б. П. Бугаева
  • Факультет летной эксплуатации СПбГУ ГА

Для тех, кто мечтает работать в небе, есть два пути — летное училище и школа частных пилотов. Управление летательными аппаратами относится к разделу «техническая эксплуатация», а значит получать высшее образование необязательно — достаточно и среднего специального. Тем не менее учебные заведения предъявляют к абитуриентам жесткие требования, которым соответствуют далеко не все желающие.

Например, перед поступлением нужно пройти обязательный медицинский осмотр, прямо как настоящему пилоту перед заключением трудового договора или контракта (мы не шутим), и проверить уровень физической подготовки. Нормативы зависят от возраста и пола, в программе — бег на короткие и длинные дистанции, подтягивание или отжимания, прыжки и упражнения для мышц пресса. Врачебно-летная экспертная комиссия (ВЛЭК) оценивает состояние не только физического, но и психического здоровья. Студентами могут стать лишь те, кого она признает годными. Психологическое тестирование очень много значит: если у двух абитуриентов одинаковые оценки в аттестате, комиссия сделает выбор в пользу того, кто лучше его прошел. Студентам нельзя забывать о здоровье и после поступления: если во время обучения оно ухудшится, дело может закончиться отчислением.

Безусловное преимущество государственных летных училищ — возможность учиться бесплатно. После окончания курса их выпускникам присваивают квалификацию коммерческого пилота (вторую из трех возможных: пилот-любитель, коммерческий пилот и линейный пилот), тогда как частные авиашколы могут предложить лишь квалификацию пилота-любителя. Она не позволит найти работу по специальности, но позволит, собственно, научиться управлять самолетом. Тем не менее, учёба в частной школе дорого стоит: теоретический курс обойдется в 45 тыс. руб., а практические занятия — от 12 тыс. рублей за час. Всего же для окончания курса «налетать» нужно, как минимум, 40 часов.

Один из главных плюсов профессии пилота — высокая заработная плата. Второй пилот в среднем получает от 150 тыс. руб. в месяц, а первый — от 300 тыс. руб., причем стать им можно уже в 26-27 лет, имея за плечами две тысячи часов летной практики в качестве второго пилота. Кроме того, пилотов ждет множество приятных бонусов: 70 дней отпуска в год, корпоративные авиабилеты для них самих и членов их семей и жилье, если работать приходится в другом городе. Компания «Аэрофлот», к примеру, обещает пилотам заработную плату в размере до 400 тыс. руб. в месяц (на такой оклад может рассчитывать командир экипажа — обладатель высшей квалификации коммерческого пилота), а также социальный пакет (до 300 тыс. руб. на одного пилота ежегодно).

Дефицит пилотов сейчас настолько велик, что выпускникам летных училищ часто даже не приходится искать работу: представители авиакомпаний сами приезжают в учебные заведения незадолго до выпуска и рассказывают об открытых вакансиях. Выпускник летного училища, получивший свидетельство коммерческого пилота, сразу по окончании обучения может начать работать вторым пилотом (стажером).

Большинство выпускников хочет сразу же попасть в крупную авиакомпанию (например, «Аэрофлот»). Однако не стоит забывать о том, что камнем преткновения в этой профессии является количество часов летной практики, а у выпускника его недостаточно. Вот почему первую работу лучше искать в небольшой авиакомпании (скажем, региональной), чтобы налетать там необходимое количество часов. После этого начинающий пилот может смело претендовать на вакансию в крупной авиакомпании. При этом нужно иметь в виду, что в компаниях молодым сотрудникам часто бывает необходимо пройти дополнительное обучение, которое позволит научиться управлять определенной моделью самолета.

Омский летно-технический колледж гражданской авиации имени А. В. Ляпидевского УИ ГА

Колледж является филиалом Ульяновского института гражданской авиации им. маршала авиации Б. П. Бугаева. С 1940 года здесь получили образование более 30 тысяч специалистов, и некоторые из них принимали участие в Великой Отечественной войне. Обучения по специальности «Летная эксплуатация летательных аппаратов» в колледже длится два года и 10 месяцев. На территории учебной авиационно-технической базы есть 12 воздушных судов для учебных полетов. Курсанты получают академические и социальные стипендии, а выпускники работают в российских авиакомпаниях: «Авиа-Сибирь», «Полярные авиалинии», «Алтайские авиалинии» и др.

Сасовское им. героя Советского Союза Тарана Г. А. летное училище гражданской авиации УИ ГА

Училище открылось в 1943 году. Учиться можно как на бюджетной, так и на платной основе. Специальности — «Летная эксплуатация летательных аппаратов (пилот)» и «Информационные системы». Для практических занятий здесь есть 39 летательных аппаратов. Выпускники первой специальности получают свидетельство пилота гражданской авиации с присвоением квалификацим «коммерческий пилот».

Краснокутское летное училище гражданской авиации УИ ГА

В училище есть только одна специальность — «Летная эксплуатация летательных аппаратов». Парк учебной техники насчитывает 96 воздушных судов, есть сеть аэродромов площадью 2742,5 га. Студентам выплачиваются стипендии, размер которых зависит от успеваемости: отличники получают на 50% больше, «хорошисты» — на 30%, а обладатели особых заслуг в обучении — на целых 100%. В филиале действует система по содействию трудоустройству выпускников.

Красноярский филиал СПбГУ ГА

Красноярский филиал СПбГУ ГА создан в 2009 году на базе Красноярского авиационного технического колледжа гражданской авиации. Здесь можно получить среднее профессиональное образование по специальности «Летная эксплуатация летательных аппаратов» и высшее профессиональное образование по специальности «Эксплуатация воздушных судов и организация воздушного движения». Есть четыре факультета: радиотехнический, управления воздушным движением, организации воздушных перевозок и летной эксплуатации летательных аппаратов. Учиться можно как на бюджетной, так и на договорной основе. Студенты проходят практику на летных тренажерах и другом оборудовании.

Бугурусланское летное училище гражданской авиации им. героя Советского Союза П. Ф. Еромасова (колледж) — филиал СПбГУ ГА

Училище создано в 1940 году, сейчас ему присвоен статус колледжа. Здесь можно получить среднее профессиональное образование по специальности «Летная эксплуатация летательных аппаратов». Среди выпускников — писатель-пилот Валерий Хайрюзов, писавший книги о работе летчиков. В училище работают один заслуженный пилот СССР, три заслуженных пилота России, пять почетных работников среднего профессионального образования и 68 отличников воздушного транспорта. Практиковаться можно на семи аэродромах и 27 воздушных судах.

Ульяновский институт гражданской авиации им. маршала авиации Б. П. Бугаева

Институт основан в 1935 году и сейчас готовит специалистов по направлению «Эксплуатация воздушных судов и организация воздушного движения» и бакалавров по направлению «Летная эксплуатация гражданских воздушных судов работы (второй пилот самолета)». Выпускники работают в компаниях «Аэрофлот», «Уральские авиалинии», «Сибирь», «S7». Есть аэродромный комплекс со всеми необходимыми службами и центр с тренажерами самолетов Airbus-320, Boeing-737, SSJ-100, Ту-204.

Факультет летной эксплуатации СПбГУ ГА

СПбГУ ГА ведет свою историю с 1955 года и уже успел выпустить свыше 50 тысяч специалистов. Здесь есть летно-штурманские и диспетчерские тренажеры, а выпускники получают квалификацию «инженер-пилот». Программа включает в себя углубленное изучение навигации и современных методов самолетовождения. Кажется, эти пункты здесь есть не зря: авиадиспетчер, который предотвратил столкновение двух Boeing в московском аэропорту «Внуково» в 2009 году, был выпускником этого факультета летной эксплуатации СПбГУ ГА.

При поступлении в УИ ГА сначала нужно пройти профессиональный отбор, где есть разные упражнения на внимание, собранность и реакцию, а затем сдать тест из 300 простых вопросов. Вопросы примерно такие: «Врал ли ты родителям? Нарушал ли ты закон? Если никто не видит, смог бы ты перейти дорогу на красный сигнал светофора? Любишь ли ты домашние цветы?». Одна из задач этого теста — выяснить, лживая ты личность или нет, поэтому лучше отвечать правду. Утвердительные ответы вряд ли обязательно сыграют против тебя, но всё зависит от вопроса: если человек скажет, что употреблял наркотики, думаю, это плохо скажется на его шансах. Интересно, что в этом тесте вопросы повторяются несколько раз: меняются только формулировки.

После теста надо пройти врачебно-летную экспертную комиссию, которая очень тщательно проверяют состояние твоего здоровья, а потом сдать физические нормативы: подтягивание, бег на 100 и на 1000 м. Если все испытания пройдены успешно, зачисление происходит по результатам ЕГЭ (физика, русский язык и математика).

Плюсы обучения в УИ ГА — государственное обеспечение (форма, питание, общежитие с доплатой всего 700 руб. в год), интересная программа и великолепная практика. Минусом для кого-то, возможно, являются сложности в учебе, но этого требует профессия, так что я не считаю это недостатком. Многих ребят отчисляют из-за неуспеваемости по аэродинамике, навигации, метеорологии, но если стараться, всё будет хорошо.

Практиковаться мы можем на двух типах самолета: Diamond DA 40 (самолет первоначального обучения) и Diamond DA 42 (выпускной самолет). На DA 40 курсанты, в основном, учатся именно летать: выполнять взлет, посадку и визуальные полеты. На нем каждый должен налетать 100 часов. На DA 42 полеты выполняются по приборам и воздушным трассам в соседние города — Самару, Казань, Пензу, Саранск и Чебоксары. На нем нужно налетать 50 часов. То, за какой период ты налетаешь это количество часов, зависит от инструктора и от времени года: были ребята, которые «отлетывали» первоначальный самолет за два месяца. А на DA 42 налет всегда идет быстро, поскольку полеты выполняются и днем, и ночью. Кроме того, этот самолет не так зависим от погоды. Обычно налетать нужное количество часов можно за месяц-полтора. Расписание полетов составляет инструктор. Словами и не передать, что я испытал во время своего первого учебного полета: эйфория, радость и тревога одновременно.

Если говорить о практическом обучении, то тут, если совмещать практику с учёбой в институте, нелегко привыкнуть к режиму: подъем в 4:00, в 5:00 отъезд, после обеда приезжаешь с аэродрома выжатый как лимон, а тебе еще нужно восстановить пропущенные лекции и готовиться к завтрашнему дню. Ведь к каждому полетному дню нужно готовиться. А еще у меня были дополнительные занятия по английскому языку. Было мало свободного времени — вот основная сложность. Но это, на самом деле, мелочи. Ведь после окончания вуза я сразу смогу устроиться в авиакомпанию по специальности, хоть там и нужно будет пройти переобучение на новом типе самолета, которое длится около года.

Лично мне было сложно попасть в этот институт. Я прошёл во «второй волне», и были трудности со здоровьем при поступлении: у меня плоскостопие. Хирург не хотела меня пропускать, отправила делать рентген стопы. В основном, у абитуриентов обнаруживаются проблемы со зрением и искривление носовой перегородки: из-за этого чаще всего и не допускают до поступления. Сильное сотрясение мозга в прошлом тоже может стать причиной отказа. На первый взгляд, искривление носовой перегородки не является проблемой. Однако на большой высоте давление на все органы увеличивается (не случайно там уши закладывает), и с искривлением ты не сможешь дышать через нос. То есть, вообще не сможешь на работе дышать правильно.

Учёба в УИ ГА, в целом, кажется мне удовлетворительной. С начала обучения из-за неуспеваемости у нас отчислили уже порядка 60 человек. Я считаю, это показатель того, что у нас выпускают хороших специалистов.

Плюсы профессии пилота — возможность посетить огромное количество городов и стран, высокая заработная плата, ранний выход на пенсию и множество льгот для тебя и твоей семьи. Кроме того, это интересная, престижная работа. Однако есть и минусы. Эта работа вредна, вызывает глухоту, проблемы с сердцем, ускорение процесса старения и ранее облысение. Пилоты редко бывают дома и часто не могут проводить много времени с родными и близкими.

Как стать пилотом? Что нужно для поступления в летное училище? Гражданская авиация

Теперь, если говорить по правде. Причина того, что пилотирование самолета не относится к широко распространенному увлечению, заключается в том, что пилотировать не так уж и просто и недешево. Если для получения водительских прав от вас потребуется 20 – 25 тыс. рублей, то при обучении пилотированию речь будет идти про сотни тысяч рублей и несколько месяцев обучения, прежде чем вас допустят к самостоятельным полетам.

Хотя многие относят увлечение пилотированию к разряду «для богатых» по той причине, что здесь важную роль играют деньги, это не совсем корректно. Деньги играют важную роль, конечно удовольствие не для бедных, но и здесь существуют возможности получить летные права бесплатно: через учебу в летных училищах Министерства обороны, через училища гражданской авиации, либо через клубы РОСТО.

Кроме времени и денег вам потребуется погружение в процесс обучения и хорошее усвоение материала. Никакие суммы не помогут курсанту стать хорошим пилотом, если он не погружен полностью в процесс обучения. С другой стороны хорошее усвоение материала сэкономят ваши деньги и ваше время.

Если вы решили связать с полетами свою будущую профессию или хотите осуществить свою давнюю мечту, то действуйте смело, «дорогу осилит идущий».

С чего начать

Первый шаг в небо можно сделать подростком, начав набираться летного мастерства в местном аэроклубе на базе бывшей системы РОСТО. С 15 лет можно начать освоение безмоторных летательных аппаратов сверхлегкой авиации: парапланов и дельтапланов. С 16 лет моторные летательные аппараты, самолеты и вертолеты с массой до 495 кг.

Требования для пилота СЛА (для увеличения кликнуть)

Имея на руках свидетельство пилота сверхлегкой авиации, вы сможете летать в свое удовольствие с одним пассажиром, а при наличии некоторых допусков работать инструктором, а также выполнять работы для авиакомпании, имеющей свидетельство эксплуатанта.

Если вы настроены на технику более высокого уровня, то при обучении в России доступны 2 вида любительских летных лицензии: через систему аэроклубов РОСТО (ДОСААФ) и через авиационные учебные центры гражданской авиации (АУЦ ГА). И та и другая лицензия предполагает возможность полета только на определенном типе самолета и только над территорией России. Отличия принципиального у документов нет, но на деле лицензия ГА предоставляет больше возможностей для своего владельца. Наличие подобных документов позволит вам совершать полеты в личных целях на воздушном судне с массой не более 5700 кг.

Подобные документы можно получить заграницей: лицензия частного пилота в США и в Европе. Требования для получения лицензии практически те же, что в России, но эти лицензии распространяются на тип воздушного судна: «однодвигательный самолет с поршневым двигателем и массой не более», а также отличие в стоимости и в качестве обучения. Получение PPL (Private Pilot License) в летных школах США обойдется в сумму 250000 – 350000 рублей, в Европе чуть дороже, а в России от 370000 рублей. В летных школах США преподают в основном инструкторы, которые остались набирать налет достаточный для получения коммерческой лицензии, они недавние курсанты и вряд ли доведут до вас все нюансы и тонкости обучения. В России же в основном инструктора – это бывшие военные с очень большим налетом, которым есть, что передать.

Еще один важный момент в конвертации и валидации лицензий разных стран: российские летные права легко конвертируются в иностранные права, а вот обратного механизма российское министерство образование не создало, поэтому это хлопотный и непростой вопрос.

Как стать пилотом вертолета

Многие не только хотят управлять вертолетом в рамках специальности, но и иногда являются владельцами такого аппарата. Чтобы сесть за штурвал вертолета, тоже нужно получить соответствующее образование, ведь по закону управлять им могут только лица, имеющие диплом. Поэтому многие хотят знать, куда поступать, чтобы стать пилотом вертолета. Сделать это можно, поступив в летное училище или частную школу авиации.


Как стать пилотом вертолета

Эта профессия — не просто сертификат и профильное образование. Человек, мечтающий освоить эту специальность, должен иметь стальные нервы и безукоризненную физическую подготовку — небо не терпит слабых людей.

Если вы выбрали карьеру

Если вы решили, что авиация – это ваше призвание, и вы решили зарабатывать воздушными перевозками людей и грузов себе на жизнь, то вам нужно получить свидетельство коммерческого пилота.

Есть 2 варианта получения свидетельства коммерческого пилота в России: отучиться бесплатно в училище гражданской авиации, выпускники которого получают сразу коммерческого пилота, либо отучиться в АУЦ ГА, по сути дела это будет продолжение вашей учебы по программе пилота-любителя. Поступить в училище на бюджет можно до достижения 27 лет, если вы старше, то порядок суммы для получения желаемых корочек 57 тыс. $.

Также можно пройти обучение на CPL (commercial pilot license) заграницей. И здесь главное отличие в стоимости: так обучение в США вместе с перелетами, проживанием выйдет в сумму порядка 45 тыс. $.

Людей, которые выбрали для себя путь в авиацию через обучение на коммерческого пилота заграницей и последующую конвертацию лицензии в российские права немало. Основные трудности при трудоустройстве в российскую авиакомпанию в наличии образования, поскольку в России у пилота должно быть высшее образования, со специальностью «Пилот-Инженер». Поэтому, как правило, человека после учебы в штатах без наличия профильного образования отправляют на заочное отделение Питерского ГУ ГА, либо Ульяновское ВАУ ГА. Обычно обладатели соответствующих лицензий приходят к своему потенциальному работодателю и вопрос валидации или конвертации решают уже с ним. Отдельного поста заслуживает прохождение ВЛЭК для коммерческих пилотов: требования, предъявляемые к ним жестче, чем для любителей.

Нет похожих материалов.

Необходимые документы

К моменту поступления в училище должен быть собран пакет документов. Обобщённый список будет выглядеть так:

  1. Паспорт гражданина Российской Федерации;
  2. Аттестат за 9 класс (для поступления в ссуз) или аттестат за 11 класс (для поступления в вуз);
  3. Результаты ЕГЭ (для поступления в вуз);
  4. Военный билет (для мальчиков);
  5. Полис обязательного медицинского страхования;
  6. Страховое пенсионное свидетельство;
  7. Заявление о зачислении (выдается в училище при подаче документов).

Важно: училище вправе само устанавливать список документов, поэтому актуальные требования нужно смотреть на сайте конкретного училища.

Вот пример требуемых документов конкретного лётного училища:

Требуемые документы для абитуриентов Бугурусланского летного училища гражданской авиации имени Героя Советского Союза П.Ф. Еромасова

Категории пилотов в России

Как и в любой другой профессиональной сфере, гражданская авиация предполагает наличие для управляющего транспортным средством специальной теоретической подготовки, подкрепленной практическими умениями и соответствующим состоянием здоровья.

В нашей стране квалификация пилотов подразделяется на три основных уровня зависимо от возможностей пилота (полеты «для себя», полеты «за зарплату» в частных фирмах или в качестве командира самолета, принадлежащего частному владельцу, или же серьезная занятость в сфере гражданских пассажирских перевозок на авиалиниях). Вот эти уровни:

  1. Пилот-любитель (с 2009 года во всех нормативных актах называется «частным пилотом»).
  2. Коммерческий пилот.
  3. Линейный пилот.

Существуют международные обозначения лицензий данных категорий. Для частных пилотов это PPL (Private Pilot License). CPL (Commercial Pilot License) дает право управления воздушными судами и перевозки пассажиров коммерческих рейсов. И наконец, ATPL — Airline Transport Pilot License – наивысшая квалификация пилота. Все летчики на крупнейших авиалиниях имеют лицензию пилота транспортной авиации.

Ключевые требования к получению каждой категории летных прав

Категории летных прав полностью зависят от квалификации пилота. Поэтому для получения лицензии пилота каждой последующей категории летчикам необходимо соответствовать определенным требованиям, ужесточающимся с каждым последующим этапом.

Так,
пилоту-любителю необходим минимальный налет в сорок часов. Кроме того, лицензию частного летчика не могут получить граждане моложе 18 лет. Для допуска к практическим полетам обучающийся должен предъявить справку о прохождении медобследования третьей категории.
Для получения лицензии коммерческого пилота предъявляются более жесткие требования. Летчики должны:

  1. Иметь налет не менее 200 часов.
  2. Как командир воздушного судна, налетать не менее 100 часов.
  3. Совершить маршрутный налет не менее 20 часов (в который должны входить не меньше двух полных посадок на аэродромах).
  4. Иметь не менее десяти часов налета по приборам.
  5. Совершить не менее пяти часов ночных полетов (в эти налеты обязательно должны быть включены от пяти ночных взлетов и посадок).

Для получения летных прав коммерческого пилота необходим возраст от 18 лет и успешное прохождение медкомиссии второго класса.

Самые сложные условия – для кандидатов в линейные пилоты. Помимо прохождения наиболее сложной медкомиссии первого класса и достижения возраста 21 год, летчики обязаны иметь минимальный налет 1500 часов.

Общие требования для всех летчиков – знание английского языка на высоком уровне (способность говорить, понимать, читать и писать). Дело в том, что именно английский принят за международный язык авиации.

Прохождение медкомиссии

Медицинское освидетельствование для летчиков является чуть ли не ключевой составляющей для получения летных прав. Члены комиссии весьма строги к кандидатам, но это понятно – будущему летчику придется управлять воздушным судном. А эта работа сопряжена с немалым эмоциональным напряжением, а для более квалифицированных линейных летчиков – с ответственностью за жизни десятков, а то и сотен людей.
Врачебно-летная экспертная комиссия (ВЛЭК) подробно описана в Федеральных авиационных правилах №50 и условно делится на три класса:

  • третий класс: ее проходят все будущие летчики, эта комиссия наименее строга (но требования к ее прохождению очень жесткие) и необходима для того чтобы получить доступ к обучению на частного пилота;
  • второй класс предназначен для тех, кто уже имеет лицензию пилота гражданской авиации и намерен дальше повышать свою квалификацию;
  • первый класс подразумевает собой строжайший отбор, поскольку ее успешное прохождение дает летчику возможность управлять самолетами гражданских авиалиний.

Требования к прохождению ВЛЭК очень высокие. Будущий летчик должен иметь хороший вестибулярный аппарат, стопроцентное зрение (сейчас допускается лазерная коррекция), нормальный пульс и давление. Перед прохождением комиссии надо собрать результаты анализов и сделать выписку из амбулаторной карты.

Работа пилота очень сложная и опасная, но в то же время интересная и захватывающая! Кому из ребят не хотелось хоть раз побывать в кабине летательного аппарата и узнать, как там всё устроено? А ведь это можно сделать не выходя из дома! Новая книга серии «Детская Академия» издательства «ЭКСМО» подробно рассказывает детям о профессии пилота и предлагает выполнить несколько интерактивных заданий, чтобы получить диплом Академии пилотов. «О!» публикует её отрывок и настоятельно рекомендует прочитать его вместе с детьми.

Чтобы студенту, осваивающему курс «Пилот вертолёта», разрешили летать, ему нужно понять, как им управлять. В вертолёте четыре основных элемента управления: ручка, руль, дроссель и рычаг «шаг-газ».

Ручка управления отвечает за наклон несущего винта. Если её наклонить влево, вертолёт повернёт влево; если наклонить вправо — туда же повернёт и вертолёт.

Руль представляет собой две педали. Они используются для поворота вертолёта на собственной оси. Они делают это, увеличивая или уменьшая скорость хвостового винта.

Рукояткой дроссельной заслонки можно увеличить и снизить мощность двигателя.

Рычаг «шаг-газ» наклоняет несущий винт, чтобы изменять угол лопастей. Если его отогнуть вверх, то внизу появится поток воздуха, благодаря этому начнется подъём.

Взлёт и посадка

Самолёту, чтобы взлететь, нужно быстро двигаться по земле. Благодаря такой скорости воздух вокруг крыльев перемещается достаточно быстро, чтобы самолёт поднялся. Но вертолётам не нужна взлётная полоса для взлёта и посадки — они могут подниматься прямо в воздух и приземляться прямо на площадку. Лопасти вертолёта вращаются по кругу сотни раз в минуту. Именно быстрое вращение лопастей, а не скорость машины, позволяет взлететь.

Пилотам вертолётов иногда во время работы приходится приземлиться в поле или на дороге, но обычно они взлетают и садятся на вертолётную площадку. Вертолётная площадка — это территория для взлёта и приземления вертолёта в аэропорту. Или на крыше здания, например, больницы.

Зарядка пилота

Пилоты регулярно проходят медицинские обследования и не могут летать без Медицинского сертификата пилота. Поэтому студентам-пилотам нужно быть здоровыми и держать себя в хорошей физической форме.

Этот набор упражнений даст хорошую зарядку твоему сердцу и лёгким, а также улучшит концентрацию. Важно делать упражнения регулярно. Поэтому повторяй эти упражнения каждый день хотя бы три дня подряд, чтобы это вошло в привычку.

Зажигание
  • Раздвинь ноги на ширину плеч и вытяни руки.
  • Мягко вращай руки вперёд, а затем назад так далеко, насколько это будет удобно.
  • Повтори 5 раз.
Разгон
  • Беги на месте 1 минуту.
Взлёт
  • Раздвинь ноги и согни колени.
  • Держи руки на бёдрах.
  • Подпрыгни как можно выше.
  • Повтори 5 раз.
Полёт
  • Согни колени.
  • Подпрыгни в воздух с раздвинутыми ногами и руками, как крылья самолёта.
  • Приземлись ногами вместе.
  • Повтори 5 раз.
Заход на посадку
  • Встань прямо с вытянутыми вперёд руками.
  • Согни колени и опустись как можно ниже.
  • Затем медленно встань.
  • Повтори 5 раз.

Зарплаты пилотов гражданской авиации

Зарплата гражданского пилота состоит из оклада, налета и премии.

Второй пилот Михаил из Москвы рассказал, что зарабатывает 230–350 тыс. рублей в месяц. Оклад составляет 90 тыс. рублей. Налет рассчитывается по количеству часов: 2500 рублей/час. Начиная с 81-го часа за каждый час платят 5000–6000 рублей. Премия — 40–50 тыс. рублей.

За рубежом летчики получают больше. Американский пилот Рассел Шервуд, по сведениям одного онлайн-ресурса, получает 30 тыс. долларов в месяц, то есть 1,9 млн рублей. В больших компаниях второй пилот, летающий на «Аэробусе» или «Боинге», получает 8–13 тыс. долларов (500–830 тыс. рублей).

Потребность отрасли в молодых кадрах растет, но выпускнику училища сложно устроиться на работу. Перед первым пассажирским рейсом пилоту необходимо не только обучиться, но и получить отдельную лицензию, несколько сертификатов, пройти не один этап собеседований и медицинскую комиссию. Работа сложная, но высокооплачиваемая и престижная.

Как стать пилотом вертолета

Если есть желание каждый день смотреть на мир с высоты птичьего полета, подумайте о самом простом способе его реализации – стать пилотом вертолета.

  • История профессии
  • Описание профессии
  • Где учат
  • Обязанности на работе
  • Кому подходит
  • Сколько получают
  • Перспективы профессии

История профессии

Проекты аппарата, способного взлетать вертикально, можно найти еще в трудах Леонардо да Винчи, хотя первые идеи приписывают китайцам и датируют их IV веком до н. э. В России прототипы такого рода машин создавал еще Михаил Ломоносов, позже, уже в XIX веке – Павел Кузьминский.

Первым пилотом вертолета считается француз Поль Корню, который сумел в 1907 году подняться на 20 секунд на высоту 50 метров. С тех пор количество авиаторов росло в геометрической прогрессии, появлялись все новые модели аппаратов, рассчитанные на ту или иную специализацию. На сегодня в России в строю находится более 2,5 тысячи вертолетов и несколько тысяч действующих пилотов.

Описание профессии

Сейчас специальность пилота вертолета востребована в военной и гражданской сферах. Но подготовка профессионалов для каждой из них имеет свои особенности, так как летчикам требуются разные знания, умения и навыки.

В составе воинских подразделений используется несколько категорий машин:

  • боевые (ударные, противолодочные);
  • транспортные, не вооружены, применяются для десантирования или перевозки грузов;
  • транспортно-боевые (общего назначения или многоцелевые), несут на борту оружие и могут перевозить людей и грузы;
  • специальные (разведывательные, тральщики, заправщики, корректировщики артиллерии, учебные).

Винтокрылые машины могут использоваться также в качестве командных пунктов, воздушных госпиталей, минных заградителей и т. д. Поэтому от пилота военного вертолета требуется не только умение поднять в воздух и посадить «транспорт», но и способность обеспечить выполнение соответствующих боевых задач.

В мирной жизни вертолеты применяются для таких целей:

  • перевозка пассажиров;
  • доставка грузов, в том числе габаритных на внешней подвеске;
  • поисково-спасательные работы;
  • обработка посевов в сельском хозяйстве;
  • туризм.

Большая часть гражданских (так же, как и военных) машин не универсальна, а выполняет специфические функции, поэтому простой лицензии пилота для управления ими недостаточно – необходимо иметь соответствующую квалификацию. Ведь вертолетчику придется не только выполнять полеты, но и использовать специальное оборудование (тралы, емкости с водой и химикатами, лебедки и др.), причем нередко в сложных условиях. Такие навыки приобретаются в летных училищах и непосредственно по месту работы или службы.

Где учат

Обучение на пилота вертолета можно пройти по-разному: в государственном учебном заведении гражданской авиации (ГА), в военном вузе или на частных курсах. В России есть два главных вуза, где учат гражданских летчиков:

  • Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации. Это крупнейшее учебное заведение для подготовки специалистов, обеспечивающих воздушное сообщение внутри страны и на зарубежных направлениях. Оно имеет филиалы в Бугуруслане, Выборге, Красноярске, Хабаровске и Иркутске. На специальности «эксплуатация воздушных судов и организация воздушного движения» нужно учиться 5 лет.
  • Ульяновский институт гражданской авиации им. Главного маршала авиации Б. П. Бугаева. Здесь учат летчиков, диспетчеров, работников аэропортов, техников, спасателей и других специалистов. Филиалы вуза функционируют в Омске, Сасово (Рязанская область) и Красном Куте (Саратовская область). На балансе вуза более 50 воздушных судов для практических занятий студентов и соответствующая инфраструктура (взлетно-посадочные полосы, учебные корпуса, лаборатории, тренажерные залы).

Пилотов ВВС, а также вертолетчиков для ВМС и силовых структур с 1953 года готовят в Сызранском филиале Военно-воздушной академии им. профессора Н. Е. Жуковского и Ю. А. Гагарина. Теоретическая подготовка и летная практика проводятся в г. Сызрани и п. Соколовый под Саратовом. Для обучения используется авиапарк, состоящий из вертолетов Ми-8, Ми-24, Ансат-У, Ка-226, а также комплексные пилотажные тренажеры.

В гражданских и военных вузах летчики получают фундаментальные знания, а на практике – большой налет. Но поступить в высшие учебные заведения на летные специальности трудно, а учиться долго. Поэтому, если в планах не значится стать профессиональным пилотом вертолета, но желание летать велико, то вопрос можно решить гораздо быстрее, пройдя относительно краткосрочный курс в частных летных школах. Они проводят не настолько придирчиво жесткий отбор по состоянию здоровья, как вузы, и обучают почти всех желающих, но за внушительные суммы.

Одна из самых известных компаний, которая поможет реализовать мечту о небе, – Heliport Moscow. Она предлагает несколько программ обучения пилотов вертолета:

  • Первоначальная подготовка предусматривает 232 часа теории и 43 часа летной работы. Цена зависит от модели вертолета, на котором проходит обучение. Так, на Robinson R44 курс стоит 1,548 млн рублей, а на Robinson R66 – 2,075 млн рублей. Если практика проводится на борту курсанта, то делается большая скидка.
  • Переподготовка предполагает 125 часов за партой и около 10 часов практики. Эта услуга стоит от 237 до 594 тысяч рублей в зависимости от модели машины.
  • Повышение квалификации – это 100 часов теоретической подготовки за 59 тысяч рублей.

Вся программа индивидуальной подготовки или в малых группах (до 5 человек) обычно проходится за 2–3 месяца. Теоретический курс предусматривает получение знаний по таким предметам, как метеорология, воздушное законодательство, аэродинамика, аэронавигация. Практика идет параллельно. Прежде чем сесть за штурвал, студент изучает устройство вертолета и системы управления.

На стартовом этапе слушатели не вылетают за пределы базового аэродрома. Они осваивают взлет, посадку, зависание над ограниченной территорией. И только после 40 часов, проведенных в воздухе с инструктором, можно рассчитывать на захватывающий полет над Москвой.

После того как студент сдаст экзамен, ему выдадут свидетельство частного пилота-любителя. Этот документ действителен только на территории России, за рубежом потребуют его валидации, нередко за границей летать разрешают исключительно с местным пилотом на борту. Внутри страны тоже действуют некоторые ограничения: полеты возможны в одиночку – без пассажиров. Чтобы получить право на коммерческие перевозки людей, нужно длительное обучение в летном училище гражданской авиации.

Обязанности на работе

В должностные обязанности профессионального пилота вертолета входит выполнение таких функций:

  • подготовка машины к вылету;
  • проработка маршрута, изучение орнитологических и метеорологических условий по курсу движения;
  • контроль правильности крепления грузов;
  • размещение пассажиров в салоне и их инструктаж;
  • корректный радиообмен и выполнение команд пункта управления полетами;
  • выполнение полета в соответствии с заданием;
  • ведение летной документации.

В зависимости от места трудоустройства пилот может выполнять аварийно-спасательные или поисковые работы. В таком случае он изучает территорию в определенном для него квадрате, постоянно поддерживая связь с землей.

Кому подходит

Чтобы стать пилотом вертолета, нужно грезить небом. На такую работу редко идут ради заработной платы или карьеры, это, в первую очередь, призвание и состояние души.

От вертолетчика требуются такие качества:

  • дисциплинированность и ответственность;
  • хорошая координация движений и память;
  • умение концентрироваться;
  • самообладание и хладнокровие;
  • быстрая реакция.

Пилоты должны иметь хорошее здоровье, поэтому поступлению в любой вуз или учебный центр предшествует прохождение врачебно-летной экспертной комиссии (ВЛЭК). Медики проверят состояние сердечно-сосудистой системы, выяснят, нет ли проблем со слухом, зрением или дыханием, а также подтвердят психологическую устойчивость претендента. Обычно к любителям отношение более снисходительное, чем к профессионалам, от которых зависят жизни других людей. Впоследствии комиссию придется проходить периодически (до 40 лет – раз в 5 лет, до 50 лет – каждые 2 года, после 50 лет ежегодно).

Сколько получают

Вертолетчик – профессия высокооплачиваемая. В среднем пилот в России зарабатывает от 75 до 100 тысяч рублей в месяц. На уровень дохода также влияет специализация и условия, в которых выполняются полеты. В столице и центральных регионах страны работу найти непросто, в отдаленных областях вакансий больше, но и труд там более сложный и опасный.

Перспективы профессии

Если раньше вертолеты были в распоряжении исключительно государственных структур, то сейчас легкие модели активно используются частными компаниями в качестве аэротакси, для туристических или обзорных полетов, доставки срочных грузов. Пилоты в ближайшее время будут востребованы в самых разных сферах деятельности.

Автор: Алексей Кузнецов

Если у вас остались хоть малейшие сомнения в том, что профессия пилот вертолета подходит именно вам, то мы настоятельно рекомендуем пройти тест на профориентацию от Профгид . Он стоит сущие копейки, при этом позволяет избежать ошибок, которые могут пустить не в то русло и искалечить всю вашу жизнь. Узнать больше >>

Пилот вертолета гражданской авиации — как стать специалистом, обучение и зарплата

Купить небольшой вертолет в наши дни можно без особых проблем. К тому же стоит он практически как автомобиль элитного класса. Остается только научиться управлять этой техникой. Для этого нужно понять, как стать пилотом вертолета гражданской авиации, изучив, где готовят таких специалистов и сколько это будет стоить.

Основа профессии вертолетчика

Специалиста, имеющего навыки управления любым летательным средством, называют пилотом. Для получения разрешения на самостоятельные полеты на вертолете следует иметь профильное образование. Курсы обучения вертолетчиков есть в летных училищах и частных авиационных школах. Причем если для поступления в училище нужно иметь соответствующее здоровье и хорошую физическую подготовку, то в частных учебных заведениях достаточно просто заплатить за курс.

Положительные и отрицательные стороны

Главным достоинством профессии является хорошая оплата труда. Кроме того, это интересная работа: каждый день пилот видит красоту неба, лесов и полей. Однако в центральной части России найти хорошую работу по профилю довольно сложно. В северных районах страны с трудоустройством проще, но условия для полетов намного сложнее.

Выполняемые обязанности

У вертолетчика много профессиональных обязанностей. Коротко их можно описать следующим образом:

  • Тщательно готовить техническое средство к полету.
  • Строго выполнять летное задание.
  • Принимать меры для безопасности полета.
  • Соблюдать соответствующий режим жизни перед вылетом.
  • Правильно размещать на борту пассажиров и грузы.
  • Проводить подробный инструктаж для пассажиров о правилах поведения в полете, размещении спасательных средств и порядке их использования в случае необходимости.
  • Выполнять команды, идущие с пункта управления, и соблюдать правила общения по радиосвязи.
  • Скрупулезно анализировать метеорологическую обстановку перед вылетом и во время полета.
  • Следить за достоверностью и своевременностью заполнения летной документации.
  • При необходимости оказывать помощь в проведении поисково-спасательных работ.

Главной задачей каждого пилота вертолета является выполнение летных задач по перевозке пассажиров, доставке разных грузов и т. п. Необходимость участия в поисково-спасательных работах возникает крайне редко, особенно если работа не связана с соответствующими ведомствами.

Если важно знать, сколько будут платить за работу, то согласно статистике средняя зарплата такого пилота составляет по стране 85—100 тысяч рублей.

Получение специальности

Для работы пилотом вертолета нужно иметь соответствующее профильное образование и хорошую физическую подготовку. Учеба по данной специальности требует и других личностных свойств, которые помогут освоить вертолетный курс в совершенстве.

Кроме отменного здоровья, нужно развивать в себе такие качества, как:

  • внимательность и точность;
  • собранность и аккуратность;
  • умение переключать внимание на важные вещи и быстро концентрироваться для выполнения поставленной задачи.

Овладеть нужными навыками можно, пройдя полное обучение в летном училище или окончив специальные курсы. Последний вариант будет платным.

Стоимость обучения вертолетчика

Стоимость подготовки зависит от объема получаемых знаний и цели занятий, известности учебного заведения, модели летательного средства и тому подобного. Например, переподготовка на более мощную современную технику будет дороже, а курс обучения пилотирования легкомоторного Ка-226 будет несколько дешевле. В среднем курс подготовки пилота-любителя будет стоить 1−1.5 миллиона рублей.

Программа обучения пилотированию на вертолете состоит из практической и теоретической части. На теоретических занятиях курсанты учат основы аэродинамики, навигации, метеорологии и их применение в своей работе. Кроме того, преподаватели расскажут о конструкции летательного аппарата и правилах его безопасной эксплуатации. И конечно, всем пилотам полагается знать воздушное право.

Практическая часть делится на несколько курсов:

  • подготовка оборудования вертолета и отработка взлета;
  • полеты по кругу;
  • правильная посадка машины;
  • вождение по заранее разработанному летному маршруту за пределы вертодрома.

В результате успешного освоения всех знаний курсант получает права на вертолет. По итогам прохождения обучения сдается экзамен, отдельно по теории и практике. После подтверждения полученных знаний в теории и демонстрации летной подготовки в качестве свидетельства об окончании курса выдаются следующие документы:

  • специальный сертификат об окончании;
  • справка об имеющемся налете часов;
  • заверенная справка на получение лицензии для предоставления в квалификационную комиссию.​

После прохождения аттестации будущий вертолетчик имеет право на получение свидетельства частного пилота в представительстве «Росавиации» своего региона.

Профильных летных училищ в России немного, да и конкурс там большой. Поэтому будущие пилоты предпочитают учиться в частных школах. Они по большей части находятся в Москве. Если желание летать велико и нет планов стать профессиональным вертолетчиком, то прохождение краткосрочных курсов будет самым правильным решением.

Таким образом, получить удостоверение управление вертолетом несложно. Главное, иметь желание, определенную сумму и освоить знания по управлению этим транспортным средством. Дальше можно летать в свое удовольствие или трудиться по выбранной специальности.

Пилот вертолета гражданской авиации — как стать специалистом, обучение и зарплата

Описание профессии пилота вертолета

Работа этого специалиста востребована в военной и гражданской сфере. При этом объем знаний и навыков специалистов разного вида отличается.

Для гражданской сферы вертолеты нужны для перевозки пассажиров, проведения спасательных операций, а также доставки грузов.

Нужна специальная квалификация для управления вертолетом, так как модели техники имеют определенные ограничения, и используются в узких целях.

Военные используют вертолеты для проведения спецопераций, транспортировки войск, защиты жителей и т. д. Также военные могут использовать эту технику для атаки.

«Рождение» военной авиации

С момента создания первых самолетов на рубеже XIX-XX веков, военные всех стран уделяли пристальное внимание экспериментам пионеров авиации. Уже были опробованы и показали высокую эффективность летательные аппараты легче воздуха – воздушные шары и дирижабли, широко использовавшиеся во время войн второй половины XIX века. Поэтому, как только был достигнут заметный прогресс в длительности полета и управляемости летательным аппаратом, военные нашли применение новому виду транспорта.

Первые военные самолеты, с 1909 года, начали использоваться для ведения наблюдения и разведки вражеских позиций. Первыми пилотами, применившими самолеты для атаки вражеских позиций, стали болгары во время Первой Балканской войны 1912-1913 г.г., атаковавшие турецкие позиции стальными дротиками и ручными бомбами. А уже к 1915 году, во время Первой Мировой войны, история военной авиации открыла счет боевым потерям, понесенным летчиками в результате ударов с земли. «Прародителем» войск ПВО стал сербский канонир Радое Лютовац, сбивший австро-венгерский биплан из трофейной турецкой пушки.

За сто с небольшим лет, авиация, а вместе с ней и искусство управления самолетами, прошли огромный путь. От тихоходных «этажерок» из дерева и ткани, едва развивавшими скорость 100 км/ч и управлявшимися посредством веревочек и педалей, современные военные самолеты достигли скорости 9,1 МАХ (более чем в 9 раз быстрее скорости звука), потолок использования позволяет некоторым истребителям (МИГ 25) летать на границе «ближнего» космоса – выше 37 000 метров. От использования в качестве оружия длинноствольных пистолетов, которыми пилоты пытались поразить друг друга при встрече в небе, и ручных гранат, которые они бросали на головы врага, на вооружении современной авиации находится самое мощное, из когда-либо созданных и испытанных видов оружия – термоядерное (изделие АН602), известное как «Царь-Бомба» или «Кузькина Мать», эксперименты с которым человечество не решается повторять с 1961 года.

Профессия военного летчика овеяна ореолом рыцарства, которым были одержимы первые ассы времен Первой Мировой войны, героическим прошлым военных пилотов, участвовавших в двух мировых и неисчислимом количестве менее масштабных локальных войн. В советскую эпоху двое, из трех трижды Героев Советского Союза, были летчиками-истребителями. Военным летчикам принадлежит пальма первенства в освоении космического пространства и (гипотетического) освоения внеземного пространства (высадка на Луну. ).

Не смотря на то, что ореол героизма, окружавший военных летчиков в «Золотой Век» авиации – периоде между двумя мировыми войнами, угас, находится немало мечтателей, с детства рвущихся стать летчиком военной авиации. Не мыслящих жизнь без запредельных скоростей и ежеминутного риска.

Обучение на пилота вертолета

Стать специалистом в управлении вертолета можно на частных курсах, в военном училище или в государственном вузе.

Основные учебные заведения, где в России обучают на пилота вертолета:

  • СПбГУ ГА и его филиалы.
  • УИ ГА им. Бугаева вместе с филиалами.

Эти учебные заведения имеют на балансе достаточно техники и другой инфраструктуры для полноценного обучения всем особенностям профессии.

Во время обучения студенты получают не только теоретические знания, но и набирают летные часы, которые впоследствии помогут получать более высокую оплату и возможность управлять более сложными моделями вертолетов.

Для поступления требуется отличное здоровье, физподготовка и т. д. Также студенты должны учитывать, что по сравнению с частными курсами, обучение в вузе длится значительно дольше.

Основа профессии вертолетчика

Специалиста, имеющего навыки управления любым летательным средством, называют пилотом. Для получения разрешения на самостоятельные полеты на вертолете следует иметь профильное образование. Курсы обучения вертолетчиков есть в летных училищах и частных авиационных школах. Причем если для поступления в училище нужно иметь соответствующее здоровье и хорошую физическую подготовку, то в частных учебных заведениях достаточно просто заплатить за курс.

Положительные и отрицательные стороны

Главным достоинством профессии является хорошая оплата труда. Кроме того, это интересная работа: каждый день пилот видит красоту неба, лесов и полей. Однако в центральной части России найти хорошую работу по профилю довольно сложно. В северных районах страны с трудоустройством проще, но условия для полетов намного сложнее.

Выполняемые обязанности

У вертолетчика много профессиональных обязанностей. Коротко их можно описать следующим образом:

  • Тщательно готовить техническое средство к полету.
  • Строго выполнять летное задание.
  • Принимать меры для безопасности полета.
  • Соблюдать соответствующий режим жизни перед вылетом.
  • Правильно размещать на борту пассажиров и грузы.
  • Проводить подробный инструктаж для пассажиров о правилах поведения в полете, размещении спасательных средств и порядке их использования в случае необходимости.
  • Выполнять команды, идущие с пункта управления, и соблюдать правила общения по радиосвязи.
  • Скрупулезно анализировать метеорологическую обстановку перед вылетом и во время полета.
  • Следить за достоверностью и своевременностью заполнения летной документации.
  • При необходимости оказывать помощь в проведении поисково-спасательных работ.

Главной задачей каждого пилота вертолета является выполнение летных задач по перевозке пассажиров, доставке разных грузов и т. п. Необходимость участия в поисково-спасательных работах возникает крайне редко, особенно если работа не связана с соответствующими ведомствами.

Если важно знать, сколько будут платить за работу, то согласно статистике средняя зарплата такого пилота составляет по стране 85—100 тысяч рублей.

Что нужно для работы по профессии

Пилот вертолета — физически и морально сложная профессия, поэтом кроме отличного здоровья требуется:

  • Дисциплина.
  • Желание развиваться в профессии.
  • Быстрая реакция и т. д.

Медкомиссия для пилота вертолета обязательна. Она проводится каждые 5 лет

до наступления возраста 40 лет. После 40 лет медкомиссии проводятся чаще.


Источник фото: Somchai Kongkamsri/pexels

Пилот гражданской авиации

Летчик гражданской авиации – это профессия не только романтическая, но и очень востребованная. Не так давно дефицит пилотов вынудил государство допустить к управлению авиалайнерами иностранных пилотов, что вызвало серьезную дискуссию в авиационном сообществе. За будущими капитанами воздушных судов авиакомпании начинают охотиться еще на первых курсах институтов.


МС-21 / ©Корпорация «Иркут»

Обучают гражданских пилотов всего три вуза в стране: Московский государственный технический университет гражданской авиации, Санкт-Петербургский университет гражданской авиации и Ульяновский институт гражданской авиации имени Главного маршала авиации Б. П. Бугаева. Все остальные учебные заведения гражданской авиации – авиационные технические колледжи и летные училища, разбросанные по разным городам страны, являются филиалами вышеуказанных трех. Стоит заметить, что авиакомпании не всегда довольны качеством обучения молодых пилотов и часто переучивают их в своих учебных центрах.

Обязательным условием обучения и последующей работы является хорошее здоровье. У будущего пилота должны быть идеальное зрение, здоровые сердце и сосуды, нормальное артериальное давление и хороший вестибулярный аппарат. И, конечно, здоровые легкие. Если проблемы со здоровьем не выявятся при приеме в училище, то во время последующих врачебных комиссий они обязательно будут обнаружены. Немалое внимание уделяется иностранным языкам и в первую очередь английскому. Фактически он уже стал в гражданской авиации языком номер один. Без его знания в крупную авиакомпанию не попасть.

Для того чтобы выполнять коммерческие полеты, то есть работать в авиакомпании пилотом по найму, нужно иметь свидетельство коммерческого пилота или свидетельство линейного пилота. Последнее позволяет выполнять любые коммерческие полеты. Именно им доверяют штурвалы «Боингов» и «Эйрбасов». Коммерческий пилот – это промежуточная ступень между частным пилотом-любителем и линейным пилотом. Им разрешено выполнять коммерческие полеты с некоторыми ограничениями.


Boeing 737-800/ ©Wikipedia

Пассажирские самолеты, на которых предстоит выполнять полеты обладателям свидетельств линейного пилота, в целом делятся на две категории: дальнемагистральные (например, Boeing 747 и Airbus A340) и среднемагистральные (Boeing 737, Airbus A320). Новый российский самолет МС-21, представленный общественности в июне этого года, как раз относится к среднемагистральным. В зависимости от выбора самолета меняется и работа пилота.

Пилот среднемагистрального самолета летает на небольшие расстояния. Рабочий день у него такой же, как и у большинства нормальных людей. Утром – вылет, после обеда – возвращение. А вечером он уже дома с семьей. А вот дальнемагистральные международные полеты позволяют увидеть весь мир. Причем увидеть его не только под крылом самолета, но и во время отдыха между рейсами в дальних уголках планеты. Работа пилота в России, да и во всем мире, относится к высокооплачиваемым. В нашей стране это связано еще и с их значительной нехваткой.


Як-130/ ©Wikipedia

Карьера, зарплата и перспективы

Раньше стать пилотом вертолета было гораздо сложнее. Сейчас частные компании активно развивают этот сектор, например, доставляют грузы, проводят экскурсии и т. д. Поэтому сфера развивается и имеет хорошие перспективы в будущем.

Карьера может иметь горизонтальный рост, когда специалист учится летать на новых моделях вертолета. Вертикальный рост часто подразумевает повышение по службе и выполнение более сложной работы.

Профессия летчика вертолета высоко оплачивается. Средняя зарплата специалиста — примерно 75 тысяч рублей. Доход зависит от количества налета часов, специализации и других условий.

Также есть возможность работать летчиком-испытателем. При налете в 4000 часов можно претендовать на зарплату в 120 тысяч рублей по информации сервисов по поиску сотрудников.

Получение специальности

Для работы пилотом вертолета нужно иметь соответствующее профильное образование и хорошую физическую подготовку. Учеба по данной специальности требует и других личностных свойств, которые помогут освоить вертолетный курс в совершенстве.

Кроме отменного здоровья, нужно развивать в себе такие качества, как:

  • внимательность и точность;
  • собранность и аккуратность;
  • умение переключать внимание на важные вещи и быстро концентрироваться для выполнения поставленной задачи.

Овладеть нужными навыками можно, пройдя полное обучение в летном училище или окончив специальные курсы. Последний вариант будет платным.

Стоимость обучения вертолетчика

Стоимость подготовки зависит от объема получаемых знаний и цели занятий, известности учебного заведения, модели летательного средства и тому подобного. Например, переподготовка на более мощную современную технику будет дороже, а курс обучения пилотирования легкомоторного Ка-226 будет несколько дешевле. В среднем курс подготовки пилота-любителя будет стоить 1−1.5 миллиона рублей.

Программа обучения пилотированию на вертолете состоит из практической и теоретической части. На теоретических занятиях курсанты учат основы аэродинамики, навигации, метеорологии и их применение в своей работе. Кроме того, преподаватели расскажут о конструкции летательного аппарата и правилах его безопасной эксплуатации. И конечно, всем пилотам полагается знать воздушное право.

Практическая часть делится на несколько курсов:

  • подготовка оборудования вертолета и отработка взлета;
  • полеты по кругу;
  • правильная посадка машины;
  • вождение по заранее разработанному летному маршруту за пределы вертодрома.

В результате успешного освоения всех знаний курсант получает права на вертолет. По итогам прохождения обучения сдается экзамен, отдельно по теории и практике. После подтверждения полученных знаний в теории и демонстрации летной подготовки в качестве свидетельства об окончании курса выдаются следующие документы:

  • специальный сертификат об окончании;
  • справка об имеющемся налете часов;
  • заверенная справка на получение лицензии для предоставления в квалификационную комиссию.​

После прохождения аттестации будущий вертолетчик имеет право на получение свидетельства частного пилота в представительстве «Росавиации» своего региона.

Профильных летных училищ в России немного, да и конкурс там большой. Поэтому будущие пилоты предпочитают учиться в частных школах. Они по большей части находятся в Москве. Если желание летать велико и нет планов стать профессиональным вертолетчиком, то прохождение краткосрочных курсов будет самым правильным решением.

Таким образом, получить удостоверение управление вертолетом несложно. Главное, иметь желание, определенную сумму и освоить знания по управлению этим транспортным средством. Дальше можно летать в свое удовольствие или трудиться по выбранной специальности.

Военный летчик

Основным учебным заведением страны, где готовят военных летчиков, является Военно-воздушная академия имени профессора Н. Е. Жуковского и Ю. А. Гагарина. Находится она в Воронеже и имеет два филиала. В филиале академии в Челябинске готовят военных штурманов, а в филиале в Сызрани – военных вертолетчиков.

Но если ваша мечта – стать летчиком истребительной авиации, летать за штурвалом фронтового бомбардировщика или штурмовика, то вам дорога в Краснодарское высшее военное авиационное училище летчиков имени Героя Советского Союза А. К. Серова. С 1 августа 2015 года училище выведено из состава Военно-воздушной академии, где оно было в статусе филиала, и получило самостоятельность. Краснодарское училище – единственное в стране учебное заведение, выпускающее военных летчиков для оперативно-тактической авиации. Здесь же обучают летчиков дальней морской ракетоносной и противолодочной авиации, а также летчиков военно-транспортной авиации.

Срок обучения – 5 лет. Поступить в училище можно до достижения возраста 27 лет. В плане здоровья и физической подготовки к поступающим предъявляются жесткие требования. Экзамен включает в себя подтягивание на перекладине, бег на 100 и 3000 метров. Курсанты изучают теорию полета и воздушной стрельбы, самолетовождение, строение авиационной техники, метеорологию и другие дисциплины. Кроме изучения непосредственно «авиационных» предметов курсанты получают полную общевойсковую подготовку. Занимаются строевой подготовкой и изучают воинские уставы.

В Краснодаре осуществляется в основном теоретическая подготовка курсантов и их первоначальное летное обучение. Непосредственно полеты осуществляются на учебных авиабазах. Так, летчики истребительной авиации готовятся в Армавирском учебном центре. Обучение проводится на новейших учебных самолетах Як-130. Летчики бомбардировочной и штурмовой авиации проходят подготовку в Борисоглебском авиационном учебном центре, оно тоже укомплектовывается учебными самолетами Як-130. В Балашовском учебном центре готовят пилотов для военно-транспортной и дальней авиации.

Прежде чем совершить первый самостоятельный полет, курсанты достаточно долго летают с инструктором. И только когда будущий пилот освоится в воздухе, ему доверят самостоятельный взлет, полет по кругу и посадку. Инструктор будет все это время за спиной курсанта, и если тот допустит грубую ошибку, возьмет управление машиной на себя. Если полет пройдет успешно, курсанту доверят полностью самостоятельный полет.

Не прекращается обучение и после окончания училища. Служба в авиации предполагает постоянные полеты для совершенствования навыков. С момента прибытия в полк начинается становление молодого летчика как воздушного бойца. Сначала это дневные полеты в простых метеоусловиях, а затем и в сложных. Следом идут ночные полеты. Их сложность постепенно растет. А следовательно, и повышается класс летчика. Если прибывает он в полк летчиком третьего класса, то вскоре достигает второго, а затем и первого класса. Помимо военной специальности летчики получают и гражданскую, что позволяет им найти себя и в гражданской жизни после окончания службы.


Tecnam P2002 Sierra / © tecnam.com

Лайфхак: как стать пилотом гражданской авиации, обязанности, требования

В детстве многие хотели стать пожарными, космонавтами, летчиками. Но почему-то как то сложилось, что стать пилотом гражданской авиации сложно, хоть в России и вообще где либо. Взрослые говорили, что нужно хорошо учится и тогда, только тогда станешь — давайте разберёмся правда ли это так! Это желание возникало, потому что профессия летчик обрастала большим авторитетом в обществе, её представители уважались, почитались, как бесстрашные профессионалы. Слухи о заработной плате таких работников разлетались очень быстро – таким числам можно было только позавидовать. Где так же манили еще и льготы. Выучиться на пилота гражданской авиации придется в одном из училищ где готовят и учат на летчиков — читайте статью до конца и узнаете о самых знаменитых училищах в России.

Профессия пилот гражданской авиации привлекает романтиков, которые мечтают оказаться в небесной глубине, «технарей», которые любят сложные приборы, испытывают страсть к полётам. По мере того, сколько часов налетал лётчик в воздухе, он ценится как специалист, повышается его мастерство, а звания лётчиков(пилотов) гражданской авиации отражаются на плечах (в виде погон), размере заработной платы и рейсах, на которые выпускают летчика.

Если желание, посидеть за штурвалом воздушного судна никогда не возникало, то хотелось знать, насколько хороший, квалифицированный пилот управляет самолетом, на котором предстоит совершить перелёт. Эти люди проходят подготовку, которая напоминает тренировку космонавтов. Лётчиками становятся, только самые способные.

  1. Пилот гражданской авиации: обязанности
  2. Как получить профессию и как стать пилотом гражданской авиации (ГА)
  3. Пилот гражданской авиации: кто это и чем занимается
  4. Есть ли женщины пилоты гражданской авиации
  5. Плюсы и минусы профессии пилота гражданской авиации
  6. Требования к пилоту гражданской авиации
  7. Где работать
  8. Зарплата летчика гражданской авиации

Пилот гражданской авиации: обязанности

Пилот действует строго по должностной инструкции и законов, определяющих поведение воздушных судов гражданской авиации на маршруте. В должностные обязанности входит:

  • проведение дополётного брифинга;
  • ознакомление с маршрутом следования, погодными условиями (пилоты знают о турбулентности заранее), иной информацией, необходимой для проведения полёта;
  • знать необходимый уровень топлива (не всегда нужны полные баки – они только утяжелят самолёт);
  • осмотр воздушного судна: сначала корпуса: основных узлов (проверяют их на целостность, работоспособность, отсутствие сколов, трещин, недочетов), затем – приборные панели, всё содержимое кабины;
  • обязательная проверка чемодана с картами маршрута следования (это бумажные карты, которые спасут экипаж, если электроника откажет — здесь указаны все видимые ориентиры, аэропорты, аэродромы по пути следования) и бортового самописца, который называется «Черным ящиком» (он записывает переговоры экипажа, регистрирует параметры всего полёта).

Управление воздушным судном во время полёта включает важный пункт: капитан летательного аппарата обязан знать, применять основные алгоритмы действий, для принятия решения, во время чрезвычайных ситуаций на борту. При приземлении воздушного судна в аэропорту назначения, капитан регистрирует самолёт.

Как получить профессию и как стать пилотом гражданской авиации (ГА)

Получить специальность и стать летчиком в России можно в следующих учебных заведениях:

  • МГТУ Гражданской Авиации, Москва;
  • СпБУ (ГА), Санкт-Петербург;
  • ЛТК (ГА) им. А. В. Ляпидевского, Омск;
  • Летное училище (ГА), Краснокутск;
  • Летное училище (ГА) им. Героя Советского Союза П.Ф. Еромасова, Бугурусланск;
  • Училище летчиков(ГА) им. Героя Советского Союза Г.А. Тарана, Сасово;
  • Институт (ГА) им. маршала авиации Б.П. Бугаева, Ульяновск.

Ну вот теперь Вы знаете где учиться на пилота(лётчика) гражданской авиации.

Если ВУЗ находится далеко от места жительства, у них есть филиалы по регионам России, так что пройти обучение на пилота может любой желающий.

Места, где готовят летчиков гражданской авиации, разбросаны по всей стране. Обучают пилотов в рамках специалитета 5-5,5 лет и бакалавриата 4 года.

Освоение профессии это процесс бесконечный, не достаточно просто обучиться. На воздушные линии вводятся новые летательные аппараты, меняются правила управления ими, придётся постоянно себя перепрограммировать, осваивать новую информацию.

Учебу можно сравнить с подготовкой машиниста электропоезда – студенты, кроме основных законов физики изучают техническую составляющую – работу двигателей самолета и внутренности фюзеляжа. Во время обучения стоит вплотную заняться английским, чтобы позднее стать пилотом на международных рейсах – даже со своей командой и членами экипажа (да и с пассажирами) придётся говорить на этом языке.

Пилот гражданской авиации: кто это и чем занимается

История для пилота только начинается, после обучения в училище для лётчиков. Молодому специалисту выдают сертификат, который фактически подтверждает получение базовых знаний пилотирования гражданскими воздушными судами и 150 часов налёта. Для сравнения – у пилота гражданской авиации международных рейсов более 500 часов налета, на каждом воздушном судне международного класса.

Чтобы «набрать»(налетать) часы, молодые специалисты идут в маленькие авиакомпании. Если раньше они «набирались» на промышленных вылетах (например, на кукурузниках), то сейчас приходится искать себе дополнительное место работы. Иногда, для этого приходится сменить место жительства.

Профессия пилота, совсем не похожа на ту, которая представляется в сознании, которую показывают в кино: летный состав маленьких авиакомпаний далек от идеала, а как было сказано ранее, чтобы получить допуск к работе на авиалайнере, нужно «налетать» часы на нём.

Чтобы освоится, разобраться в управлении и чувствовать себя комфортно в новой кабине, должно пройти время.

Ещё не один раз придётся переучиваться, повышать свою категорию, новые звания. Для этого, можно пройти через курсы пилотирования для пилотов гражданской авиации. Опытный лётчик, в роли старшего товарища будет учить всему, что знает по своему опыту работы на воздушных судах. А дальше всё будет зависеть от обучающегося – если он воспринимает информацию, запоминает ее хорошо, то повышение будет не за горами.

В поисках школы можно обратиться за советом к старшим товарищам – они проходили через процесс «повышения квалификации» и подскажут место недалеко от места работы, где работают хорошие, опытные инструкторы.

Если авиакомпания устроила учебное отделение – это вообще прекрасный расклад дел.

Получая специальность пилот, люди стремятся сразу же попасть на высокооплачиваемую стабильную работу, но это не так – некоторое время придётся стажироваться в других авиакомпаниях, прежде чем перейти в более крупную, где для сотрудников есть карьерные перспективы для роста.

В Москве и Московской области, есть достаточный выбор, можно найти свободные вакансии пилота гражданской авиации. Только помните, что после 5 лет без работы по специальности на работу не возьмут – таков закон. Придётся поторопиться с выбором места работы.

Есть ли женщины пилоты гражданской авиации

Женщины пилоты в России безусловно есть, но летчики сталкиваю с испытаниями: Чтобы женщине работать лётчиком в России, нужно учесть, что этот труд связан с риском для жизни, стрессом. Не каждая может решиться пойти в эту профессию. Девушек-пилотов, хотя и не много, но наравне со своими коллегами мужчинами, они ценятся и уважаются. Целеустремлённая, уверенная в себе женщина-лётчик, может стать лучше иного кандидата. Даже считается, что некоторые девушки пилоты менее подвержены истерике в сложной ситуации, могут оценить обстановку трезво и решительно, а эти качества для пилота как обязательные!

Плюсы и минусы профессии пилота гражданской авиации

К неоспоримым преимуществам профессии можно отнести:

  • стабильная высокая заработная плата;
  • «живая», разнообразная работа;
  • заграничные короткие командировки при работе на международных рейсах;
  • романтика работы;
  • возможность проявить стойкость, лидерские качества в критической ситуации;
  • рост по карьерной лестнице.

К минусам профессии относятся:

  • риск здоровья и жизни – на большой высоте организм человека испытывает тяжёлые перегрузки;
  • ответственность за экипаж, судно, пассажиров и ценный груз;
  • придется постоянно держать себя в форме, постоянно обучаться.

Требования к пилоту гражданской авиации

К требованиям, которые предъявляются к будущим лётчикам, относятся:

  1. Физическое здоровье. Не должно быть никаких отклонений, человек должен быть полностью здоров – помните, что за его спиной могут быть сотни пассажиров или какой-то очень ценный груз. Более того – он должен иметь хорошую спортивную подготовку выносливость и силовые показатели. Восприимчивость вестибулярного аппарата к потрясениям будет только приветствоваться.
    Школьные оценки, ЕГЭ и знания. Даже если ВУЗ не требует результаты экзамена по физике, будущему пилоту нужно знать много предметов, разбираться в устройстве воздушного судна, всегда помнить расположение, назначение кнопок на приборной панели.
  2. Пилот должен быть хорошо обучаемым человеком: получать, осваивать новые знания и навыки. Как пример, для набора рабочих полётов, на новом для себя летательном аппарате нужно отлетать 500 часов, а ведь даже кабины у разных самолетов отличаются, сначала придётся освоить все нюансы.
    Пилот должен сохранять спокойствие и психическую устойчивость, во время стресса. Знаете, чем пожарный отличается от обычного человека? Во время пожара они оба боятся огня, но только пожарный способен справиться со своим страхом.
  3. То же самое делает летчик: когда огромное воздушное судно теряет одну из своих систем, поддерживающих и обеспечивающих безопасность полёта, не должно быть сомнений, паники, страха, а только самообладание и действия по исправлению сложившейся ситуации. Пилотом и может стать человек возрастом от 18 до 30 лет (с 18 лет – пилот-любитель, с 21 – линейный пилот).
    Юношам может «сыграть на руку» военный билет категории А, что означает «показаний к несению воинской службы нет». Обмануть медкомиссию, пройти с вялотекущей болезнью не получится – в период обучения она проводится каждый год до 40 лет – каждые 3 года, после – каждые 2 года, избежать ее невозможно.

Если речь зашла о военном билете, то как же работают женщины-летчики гражданской авиации России? Принимают женщин-абитуриентов не все учебные заведения, но найти их можно.

Где работать

Авиакомпании испытывают дефицит летчиков, особенно хороших: они «оторвут с руками и ногами» умелого пилота. Вот только рекомендуется «доучиваться» после училища в более мелких компаниях, а после этого уже устраиваться на работу у двух лидеров российского рынка авиаперевозок – Аэрофлот и S7.

Зарплата летчика гражданской авиации

Оклады пилота напрямую зависят от налета часов за месяц, воздушного судна, ранга пилота и его должности: второй пилот, первый пилот или командир летательного аппарата. Заработная плата лётчика в России составляет от 100 тысяч рублей ежемесячно, а «Аэрофлот» в размещенной вакансии обещает командиру вознаграждение до 450 000 рублей за месяц работы.

Более того, летчикам дается 70 дней отпуска за год, а по достижении пенсионного возраста, выплачивается повышенная пенсия.

Ссылка на основную публикацию