История Казанского ханства от появления до завоевания русскими

Татары: тюркская скрепа России. Часть 2: Казанское ханство

Расцвет Золотой Орды одновременно стал началом её кризиса, который растянулся на весь XV век и завершился распадом некогда могущественной империи. Это время стало важным, хотя и промежуточным этапом формирования современного татарского этноса и татарской государственности. «Микс» кыпчаков-кочевников с оседлыми болгарами/булгарами Поволжья на территории Казанского ханства относится именно к этому времени.

Геополитическая конфигурация меняется

Слабеющая Орда питала своими соками набирающие силы молодые татарские юрты, которые после распада Улуса Джучи во второй половине XIV века стали самостоятельными новыми государствами – Казанским, Сибирским, Астраханским, Крымским ханствами и Ногайской Ордой. Оставаясь, по сути, той же Ордой, эти независимые государства вели активную, но не согласованную внешнюю политику. Они так и не избавились от кочевого духа, что, в конечном счёте, предопределило их падение. К концу XVI в. Все «потомки» Золотой Орды были поодиночке завоёваны Московским государством и прекратили своё существование.

Кочевой и русский дух в Казани

На месте Булгарского улуса в середине XV столетия сложилось самостоятельное Казанское ханство, а Казань стала политическим центром Среднего Поволжья.

История образования Казанского ханства до сих пор остаётся предметом научных (и не очень) споров. Создателем Казанского ханства считают Улуг-Мухаммеда. В 1437 г. в результате очередного переворота в Золотой Орде хан Улуг-Мухаммед был лишён престола, впрочем, его скитания были недолгими. Он достаточно быстро вспомнил, что одна из первых ставок хана Улуса Джучи была в Булгарском улусе. Вскоре он утвердился в Казани. Именно здесь происходит смешение кыпчакского и болгарского/булгарского элементов и кристаллизуется татарский этнос.

Младший сын Улуг-Мухаммеда Махмуд приложил много усилий к объединению под своей властью булгарских эмиратов и подавлению сепаратизма, который пышно расцвёл в последний период существования Золотой Орды. Хотя Махмуд создал единое государство, оно было далеко не централизованным. Более того, не сложилось единства и между казанской знатью, а внутренняя и внешняя политика этого государства определялись борьбой родов и групп знати, что роковым образом сказалось на судьбе Казанского ханства.

Различные кланы казанской знати с самого начала опирались на иностранные государства, искали у них поддержку. Иностранные государства охотно пользовались подобными приглашениями и вмешивались в политическую жизнь ханства.

В Казанском ханстве сформировались две противостоящие друг другу «партии».

Первая – «кочевая», в которой доминировали пришлые – ордынская, сибирская, а затем и крымская знать. Они стремились сохранить традиционные для кочевников представления об отношениях с оседлыми народами: набеги, грабежи и захват пленных с последующей продажей их в рабство стали наиболее значимой частью экономики татарских ханств. Благодаря кровным связям, «кочевая» группировка постоянно имела поддержку ногайских, сибирских, астраханских и крымских татар.

Оппозицию ей составила «московская партия». Её основу составляла местная булгарская (казанская) знать, которая опиралась на торгово-ремесленные круги, заинтересованные в сотрудничестве и мирных отношениях с Россией.

Поначалу эта группировка выражала интересы большинства населения, уставшего от постоянных междоусобных войн и «военных разборок». Однако её силы значительно уступали «кочевникам». Кроме того, с православной Русью не всегда могли поладить казанские мусульмане, которые конфессионально были ближе своим тюркским сородичам. Наконец, сказывался и дефицит плодотворных экономических контактов с Москвой. Кочевая знать считала, что выгоднее было совершать набеги на московские земли, чем торговать.

История Казанского ханства в XV-XVI веках – это постоянное метание между двумя крайностями. Часто противники становились друзьями в зависимости от политической конъюнктуры и вновь возвращались к противостоянию.

Итак, кочевые элиты Казанского ханства видели эталон своего развития в золотоордынском прошлом и смотрели на Восток, в степь, а оседлые на Запад, в сторону набиравшей силу и мощь России.

Война и мир по русско-татарски

Отношения Казанского ханства с соседями зависели от того, какая партия находится у власти. И все-таки определённые закономерности прослеживаются. Например, ногайцы беспошлинно торговали с Казанью лошадьми и овцами, а татары платили им дань мёдом, шубами, сукном и деньгами. «Наглость» ногайцев доходила до того, что они часто кочевали на территории Казанского ханства. Неплохие отношения у казанских татар сложились с Астраханским ханством, которое изредка оказывало пусть небольшую, но важную военную помощь. Одним из главных союзников Казани стало Крымское ханство. Правящая казанская элита находилась в родственных связях с Гиреями. Однако серьёзной помощи от Крыма татары не получали никогда.

Главным же внешнеполитическим визави Казанского ханства были русские княжества, а затем Московское государство. На отношения Казани и Москвы большое влияние оказывали ордынские традиции господства над Русью и историческое соперничество Волжской Булгарии и Северо-Восточных княжеств за контроль над Средним Поволжьем. Казань как наследница Золотой Орды продолжала считать себя главной в отношениях с Москвой, а последняя упорно не желала мириться с таким положением. Поэтому русско-татарские отношения были скорее войной, чем миром.

После поражения под Суздалем 7 июля 1445 года и пленения великого князя Василия II Москва должна была платить Казани дань. Причём в Москве полагали, что платят дань Орде. А сам Василий II (которого в итоге отпустили из плена) согласился выделить несколько уделов «в кормление» татарам.

Одним из «счастливчиков» стал сын Улуг-Мухаммеда Касим, который и основал Касимовское ханство. Позднее именно наследников Касима Москва будет активно использовать в своей борьбе против ставленников кочевых ханов в Казани. А существование самого Касимовского царства/ханства ставило Москву в ранг наследников Золотой Орды де-юре.

Напряжение накапливается

Усиление Московского государства в 1450-х годах вызвало недовольство и опасения в Казани. Москву в свою очередь тяготили регулярные набеги казанских кочевников, среди которых были подвластные татарам черемисы. Власть Москвы признала Вятская земля. Стороны решили помериться силами: началась новая война между Москвой и Казанью.

Начиная с 1462 года Москва и Казанское ханство с переменным успехом воевали друг с другом вплоть до взятия Казани Иваном Грозным в 1552-м.

Московские отряды несколько раз успешно ходили на Казань: в 1487 году Казань была взята, над ханством был установлен русский протекторат, а хан стал вассалом великого московского князя. Ответ татар не заставил себя долго ждать. Уже в начале XVI века казанские войска вторглись в пределы Московского государства, напрочь забыв о вассальной зависимости. Большое влияние на московско-казанские отношения оказывало усиление Крымского ханства, которое стремилось возродить «юрт отцов», распространив власть на все пространство канувшего в Лету Улуса Джучи.

Именно подстрекательство и поддержка, в том числе военная, со стороны крымских татар побуждала Казанское ханство воевать с Россией. Последний, наиболее ожесточённый этап московско-казанских отношений приходится на 1521-1552 годы.

Впрочем, вплоть до 1545-го московские государи отказывались от покорения Казанского ханства и пытались посадить на престол своего ставленника. Несколько раз это удавалось. И всякий раз кочевые группировки при поддержке крымского хана и Ногайской орды изгоняли промосковских правителей. И всякий раз вслед за переворотом казанцы совершали разорительные походы на московские земли.

Терпение потерял молодой великий князь московский Иван IV, который отказался от попыток восстановить русский протекторат над Казанью и взял курс на завоевание ханства. Венчавший Ивана IV на царство митрополит Макарий во всеуслышанье просил «покорить всея варварския язвы».

Одновременно с этим Москва осознала себя «Третьим Римом», а значит последней защитницей православной верой. Судьба Казанского ханства была предрешена. Впрочем, некоторые историки уверены, что политика Ивана Грозного по отношению к Казанскому ханству немногим отличалась от его предшественников. Раздираемое политическими противоречиями, постоянно воюющее полукочевое Казанское ханство становилось главным противником русского государства. В самом Казанском ханстве также росло недовольство всевластием кочевников. Торговый люд и оседлое население устали от разорительных войн. Поэт Мухамедьяр писал:

Неверие не разрушит государство
А от гнёта развалится страна,
Неверие и неверующий царь лишь себе вредят,
А гнёт состояние стран делает невыносимым.

Устали от московско-казанских войн и народы Казанского ханства. В 1546 году в Москву прибыли посланцы чувашей (часть 1, часть 2) и горных марийцев (часть 1, часть 2), которые просили Ивана IV, «чтобы государь пожалывал, послал рать на Казань», и обещали свою помощь русским войскам. В июне 1551-го в Москву прибыло посольство от Горной стороны во главе с Магометом Бозубовым и Ахкупеком Тогаевым, которые «били челом ото всее Горние стороны… от Чювашей и Черемисы».

За 1547-1552 годы Москвой было совершено три похода на Казань. Ненадёжность новых союзников (чувашей и горных марийцев), опыт прежних походов подтолкнули Ивана IV к мысли построить укреплённый пункт вблизи Казани. Так в 1551 году появилась крепость Свияжск. «Иноверцы русские у устья реки Свияги поставили крепость: в ней сложили свои пушки, деньги и крепостные запасы», говорилось в татарской летописи.

Именно постройка укреплённой крепости вблизи столицы ханства стала переломным моментом: горные марийцы окончательно признали русское подданство, в Свияжске московский царь мог накапливать силы для похода против Казани. Видя бесперспективность дипломатических методов воздействия на Казань (в 1551-м на казанский престол был посажен «послушный» Москве Шах-Али, который, однако, был быстро смещён), Иван Грозный в апреле 1552 года принял твёрдое решение покорить ханство.

Несмотря на попытки крымского хана помешать походу и периодические атаки татарских отрядов, 23 августа русские войска осадили Казань. Осаждённым казанцам ощутимую помощь оказывали луговые марийцы, нападая на тылы русских войск. Только после нескольких походов против марийцев и занятия Арского городка, марийцы перестали досаждать русским тылам.

Во время осады Казани русские впервые применили европейское новшество – минирование крепостных стен через подкопы. Казанцы не знали, как с этим бороться, и не могли ничего сделать. Стоит отметить, что Иван IV неоднократно предлагал сдать Казань и пощадить население города. Однако всякий раз татары отказывались. Положение осаждённых стало критическим, когда в сентябре взорвали главный городской колодец и стало известно, что ни ногайцы, ни башкиры, ни крымские татары не собираются им на помощь.

Утром 2 октября были взорваны стены у Аталыковых и Ногайских ворот – это был конец независимой Казани. Защитники города были перебиты, имущество разграблено. Хотя Иван IV приказал, чтобы в живых оставляли женщин и детей, рассвирепевшие воины убивали всех без разбора. Историки подсчитали, что всего в день штурма пало около 20 тысяч казанцев. Потери русских войск также были велики – 15355 человек. Не соответствующим действительности исследователи считают утвердившееся мнение, что русские после взятия Казани перебили всех мужчин. Татарская летопись, Казанский летописец и Московский летописец упоминают захваченных в Казани «князей, и мурз, и всяких чиновных татар», которым царь предложил «служити и прямити так же, как нам служат ваша братья, которые пожалованы в московских городах».

Несмотря на отчаянное сопротивление, Казанское ханство оказалось не в состоянии конкурировать с возрастающей мощью Русского государства, став его важной частью.

Мудрое решение Грозного Ивана IV

Уже 3 октября царский «совет» решал будущее края и определял политику в отношении народов Поволжья. Большая часть воевод «все мудрые и разумные» советовали Ивану IV задержаться в Казани до весны, чтобы он «до конца выгубил бы воинство басурманское и царство оное себе покорил и усмирил землю на веки». Однако царь решил путём уговоров привлечь народы Казанского ханства на сторону Московского государства. Получалось, что раньше московские государи пытались договориться с независимыми казанцами, а теперь хотели договориться уже с побеждёнными.

В этом был свой резон: не нужно было тратить деньги на кровопролитную войну, среди татар было немало сторонников соглашения с Москвой, часть народов ханства (чуваши, горные марийцы) уже стали подданными русского царя. А главное, Иван IV понимал, что татары – это грозная сила, с которой лучше договориться чем воевать вновь и вновь.

В итоге по улусам были разосланы «жаловалные грамоты опасные, чтобы шли ко государю, не бояся ничего». Иван IV приказал взимать ясак в размерах, существовавших в конце XV – начале XVI века. Кстати, ясак теперь взимался в пользу государства, а не отдельного феодала. Царь же стал верховным собственником всей земли, однако непосредственно землёй владели общины. В конце концов, 10 октября весь край юридически покорился русскому царю. Однако покорность эта была лишь видимой, что и показали черемисские войны.

И всё же гибель Казанского ханства была лишь вопросом времени. Став независимым в результате распада Золотой Орды, оно не смогло преодолеть родового порока всех ордынских наследников. Независимая Казань оставалась государством-паразитом, жившим главным образом за счёт грабежей соседей и работорговли. Несмотря на то, что значительную часть населения составлял торговый и крестьянский люд, именно кочевники задавали тон в Казанском ханстве. Это отчасти удовлетворяло многочисленные подчинённые народы, которые в условиях феодальной вольницы и междоусобных войн чувствовали себя достаточно свободно. Но уставшие от постоянных набегов чуваши, горные марийцы и часть татар больше хотели мира, который мог установиться только с приходом сильной власти Москвы.

Литература

История татар. Т. 4. Казань, 2014.

Алишев С.Х. Казань и Москва: межгосударственные отношения в XV-XVI вв. Казань, 1995.

Присоединение Казанского ханства к России

А войску нашему правитель – Бог, а не человек: как Бог даст, так и будет.

В 1550-х начинает целый ряд военных походов на Восток. Причина этих походов банальна – Золотая Орда утратила былую мощь, и появилась возможность присоединить к России новые земли, в частности Казани. Присоединение Казанского ханства к России произошло в 1552 году, в ходе удачного похода, которым руководил Иван Грозный. Этот успех удался русскому войску лишь после длительной осады столицы Казанского ханства, а также множества обещаний, данных царем местному населению. В результате Казань была присоединена к России, в составе которой и находится уже более 500 лет.

Казанское ханство перед вхождением в состав России

В 15 веке Золотая Орда, великое монгольское государство, распадается на множество ханств (для монголов начался период раздробленности; этот период был пройден Русью 2,5 века назад).

В 1447 году образовывается Казанское ханство. Центральными городами ханства стали Казань и Алат. Основу населения составляли татары, кроме них жили также ногайцы, башкиры, мордва и чуваши. Как известно, представители последних трех этнических групп уже входили в состав тогдашней России, что могло существенно упростить процесс присоединения Казанского ханства в будущем. Всего население не превышало 450 тысяч человек. Несмотря на большое количество нетатарских народов, государственной религией Казанского ханства был ислам.

Карта Казанских походов Ивана Грозного

Причины присоединения Казани к России

  1. Казанское ханство находилось в Поволжье, где занимало очень выгодное географическое положение. Через государство проходило несколько торговых путей, связывающих Восточную Европу и регион Каспийского моря. Этот факт был одним из главных факторов, почему правители Москвы были заинтересованы в присоединении этих земель.
  2. Агрессивная политика ханства в отношении Москвы, также заставляла Россию думать о силовом усмирении региона. Так, татарские войска из Казани в течении 15-16 веков совершали неоднократные нападения на города и села России. Они грабили Кострому, Владимир и даже Вологду.

В целом, отношения Москвы и Казанского царства в XV-XVI веках характеризовались большим количеством войн. На момент вхождения Казани с состав России, то есть фактически за сто лет с 1450 по 1550 историки насчитывают восемь войн, а также множество татарских грабительских походов на земли Москвы. В 1532 году ханом Казани стал Джан-Али, фактически московский ставленник, после этого отношения между государствами начали улучшаться.

Однако в 1535 году его убивают, а ханом становится приехавший из Крыма Сафа-Гирей, человек, который уже был ханом, и часто ходил на территорию Московского царства с военными походами. Этот факт не мог устраивать царя Василия 3, который в 1535 году объявил Казани войну. Несмотря на частые перерывы в войне, фактически она продолжалась до присоединения Казанского ханства Россией в 1552 году.

Присоединение Казани

В 1547 году новым правителем Москвы стал Иван Грозный. В этом же году он начинает Казанские походы, целью которых была победа над ханством. Всего состоялось три похода:

  • Первый поход (1547-1548). Основные битвы проходили в феврале-марте 1548 года недалеко от Казани, однако из-за погодных условий и неподготовленности армии Москвы, Иван Грозный решил отступить.
  • Второй поход (1549-1550). Не прошло и года, как Иван 4 приказал готовиться ко второму походу. Главная причина – смерть хана Сафа-Гирея. Этот поход также закончился неудачей, однако на пограничье была построена крепость Свияжск, которая должна была стать плацдармом для следующего похода.
  • Третий поход (1552). Увенчался успехом и Казанское ханство пало.

Как происходило присоединение

После нескольких неудач Иван Грозный сделал выводы и не стал спешить, занявшись реорганизацией армии. Купечество Москвы массово выделяло деньги царю, так как захват Волжской территории увеличил бы их доход. В итоге в начале 1552 года царь собрал армию из 150 тысяч человек, которая должна была через полгода выступить в поход на Казань.

Крымские татары, союзники Казани, решили помочь и совершить нападение на Москву с юго-запада, заставив отказаться от похода на Казань. Однако войска Ивана Грозного не просто полностью разбили татарское войско хана Дивлет-Гирея, но и решили продолжить успех и без остановки и перерыва сразу же пойти в поход на Казань.

Татары оказались не готовыми к такому повороту. В августе 1552 года началась осада Казани. Войска Москвы взяли вражескую столицу в несколько плотных колец. Осада длилась больше двух месяцев, однако Казань не сдавалась. Тогда боярину Ивану Выродкову было доверено возглавить отряд саперов, которые заминировали часть стены Казанской крепости. В результате взрыва стена рухнула, и московские войска смогли проникнуть в город. 2 октября войска Ивана Грозного полностью захватили столицу Казанского ханства. Через неделю большая часть войска вернулась в Москву, а в Казани остался гарнизон во главе с князем Горбатым-Шуйским. Фактически на этом присоединение Казанского ханства к России было завершено.

Результаты войны с Казанским ханством

После захвата Казани представители Московского царя распространяли среди населения ханства весть о том, что Казань входит в состав России, но при этом населению гарантируется право сохранить свое вероисповедание. После окончания Казанских походов Россия включала в свой состав территорию Среднего Поволжья. Это создавало благоприятные условия для дальнейших походов на Урал и Сибирь, а также для захвата Астраханского ханства с целью установить полный контроль над Волгой. Также присоединение Казани благоприятно повлияло на развитие торговых связей России с народами Кавказа и странами Востока.

Примечательно, что Россия никогда не узурпировала покоренный народ. Им оставлялось практически все богатство, не менялась религия, не было этнических чисток. То есть не было всего того, без чего не мыслимы завоевательные походы, например, Англии (вспомним Индию).

КАЗАНСКОЕ ХАНСТВО

КАЗАНСКОЕ ХАНСТВО (1438–1552) – крупное феодальное государство со столицей в г.Казань на территории Волжско-Камского Булгара, от Волги до Вятки и от Оки до Камы, образованное в результате распада Золотой Орды.

Крупное государственное объединение Золотая Орда к концу 14 – в первой половине 15 в. распалось на ряд отдельных государств – Ногайскую орду, Крымское, Астраханское, Казанское, Сибирское и др. ханства. См. также ЗОЛОТАЯ ОРДА.

Этнический состав Казанского ханства был характерен для среднего степного Поволжья – собственно казанские татары (потомки волжских булгар), удмурты, чуваши, мари, башкиры, мордва и др.

Основателем Казанского ханства в 1438 считается Улу Мухаммед хан (потомок Джучи и Тохтамыша), свергнувший своего предшественника.

Высшей государственной властью обладал хан, но его деятельность ограничивалась «диваном» (советом крупных феодалов). Правящую элиту Казанского ханства составляли представители четырех феодальных знатнейших родов – Ширин, Баргын, Аргын и Кыпчак. За ними иерархически следовали эмиры, султаны и мурзы.

Население Казанского ханства разделялось на «кара халюк» (черных людей) – свободных крестьян, плативших ясык (подати) феодалам, «кул» – феодально-зависимых крестьян, «чура» – военнопленных и рабов.

Армия хана достигала до 60 тыс. регулярного войска – ханской гвардии, отрядов феодалов и крестьянского ополчения.

Во второй половине 15 в. окрепшее Московское княжество начинает активную борьбу с Казанским ханством. В 1487, в результате похода русских войск на Казань, был свергнут Али-хан, а на престол посажен его брат, Мухаммед Эмин, ставленник Московского князя Ивана III. Тем самым Казанское ханство было поставлено в вассальную зависимость от Московского княжества.

Русский протекторат над Казанским ханством длился до 1521, пока власть в ханстве в результате переворота не захватили представители династии крымских ханов Гиреев. После смерти Мухаммеда Эмина (1518) его приемника, царевича вассального Москве Касимовского ханства (на территории современной Рязанской области) Шаха-Али, в 1521 свергает брат Крымского хана Сахиб Гирей. С этого момента начинается новая веха Казанского ханства в жестком противостоянии с Великим Московским княжеством (молодым царством Российским), вплоть до его завоевания Иваном IV Грозным.

Сразу же после захвата власти Сахиб Гирей заключил союз с Крымским, Астраханским ханствами и с Ногайской ордой, которые опирались на Турцию. В том же году казанские и крымские татары совершили набег, опустошив окрестности Москвы. В 1524 казанским ханом становится Сафа-Гирей, который официально признает Казань вассалом турецкого султана.

У московского правительства возникла жизненно важная необходимость обезопасить свое существование в связи с усилением влияния Турции и ее вассалов – Крымского (на юге) и Казанского (на востоке) ханств. В 1523 для обороны от татарских набегов была возведена укрепленная крепость Васильсурск (Нижегородская область), а в 1551 – крепость Свияжск (место впадения реки Свияги в Волгу) под руководством русского инженера Ивана Выродкова. Они стали опорными пунктами в борьбе с Казанским ханством. Военной фазе покорения Казани Московским княжеством предшествовала длительная дипломатическая подготовка – Иван IV Грозный сумел внести раскол в ряды мусульманской коалиции противоборствующих правящих группировок в татарском лагере и привлечь на свою сторону ногайского мирзу Исмаила.

В 1552, собрав огромное войско (ок. 150 тыс.), Иван IV лично возглавил поход на Казань. Выдвинувшийся с войском к Туле после призыва турецкого султана Сулеймана II Великолепного на помощь своему казанскому союзнику, крымский хан Давлет-Гирей не решился на открытое столкновение с основными силами русских войск и повернул назад.

В августе того же года Иван IV приступил к осаде Казани. Осада была отлично спланирована. Под руководством И.Выродкова были построены сложные осадные сооружения; под хорошо укрепленные стены Казани были подведены земляные подкопы и заложен порох; была задействована передовая артиллерия. Генеральный штурм Казани начался 2 октября 1552 взрывом части городских стен. Русские войска ворвались и захватили город. Казань пала, а Казанское ханство прекратило свое существование. Все среднее Поволжье было присоединено к русскому царству.

В честь покорения Казанского ханства в 1551–1556 в Москве на Красной площади был воздвигнут храм Покрова пресвятой Богородицы, известный как храм Василия Блаженного.

Завоевание Казани: летописи, воспоминания, фольклор

Поход Ивана IV на Казань 1552 года был описан в большом количестве летописей и хроник и даже попал в фольклорные песни.

Казань-Город на костях стоит,
Казаночка-речка кровава течет,
Мелки ключики — горючи слезы,
По крутым горам все головы,
Молодецкие, все стрелецкия.

Взятие Казани стало самым известным военным походом первой половины царствования Ивана IV. Это событие стало олицетворением новой эпохи в истории России, эпохи активных завоевательных походов на восточных рубежах. Падению ханства уделяли большое внимание в летописях и хрониках, события 1552 года нашли своё отражение в записках западноевропейских путешественников и даже татарском и финно-угорском фольклоре.

Москва и Казань: Рюриковичи против осколка Золотой Орды

Отношения между Московским княжеством и Казанским ханством на протяжении нескольких десятилетий сводились к попыткам Великих Князей из династии Рюриковичей установить свой контроль над осколком Золотой Орды и оторвать его от крымчаков, досаждавших южным рубежам России. С 1487 года в результате похода московских войск в Казани воцарился хан Муххамад-Амин, лояльный России. Однако успокоение отношений длилось только до начала XVI века. В 1505 — 1507 году московский ставленник пошёл войной на своих хозяев, стремясь к полной независимости. В 1521 году уже новый хан, Сахиб Гирей из крымской династии, в союзе с родственниками совершил удачный поход на Москву.

Молодой Иван IV продолжил политику своих предшественников, направленную на юридическое подчинение Казани. Однако два крупных похода, 1547−1548 и 1549−1550 годов не привели к успеху. Главная причина крылась в удалённости пунктов снабжения от основной армии, действовавшей под стенами Казани. В 1551 году Иван IV приказал возвести в месте впадения реки Свияги в Волгу крепость, получившую название Свияжск.

В 1552 году укреплённая армия (незадолго до этого было создано стрелецкое войско) при поддержке орудий сначала под Тулой разгромила союзные Казани войска крымского хана, а затем выдвинулась к Волге. Ратников вёл сам царь. Третьему походу предшествовали безуспешные переговоры о назначении царского наместника в столицу ханства, однако большая часть казанской знати отвергла эти планы.

Летом 1552 года царские войска подошли к Казани и начали осаду. Русские сосредоточили около 150 тысяч человек и 150 пушек. Оборонявшиеся уступали осаждающим числом по меньшей мере в три раза. Первый этап осады сильно портил марийский конный отряд Епанчи, курсировавший в тылах русских войск. После его разгрома и сожжения Арска, базы черемисов, ничто не мешало Ивану IV готовиться к штурму. Он состоялся 2 октября 1552 года после длительной подготовки. Несмотря на яростное сопротивление, осаждённые были побеждены, а Казань присоединена к России. Тем не менее, в течение нескольких лет продолжалась партизанская война против русских захватчиков на территории бывшего ханства.

Русские источники: от «Царственной книги» до Андрея Курбского

Такое важное для истории России, как взятие Казани в 1552 году нашло своё отражение во многих источниках того времени. Условно их можно разделить на «официальные» и «неофициальные», личные. Самой известной официальной летописью периода царствования Ивана IV был «Лицевой летописный свод»: десятитомная иллюстрированная энциклопедия мировой истории. Последний том, «Царственная книга», освещал период правления Ивана IV.

Об осаде и взятии Казани «Лицевой летописный свод» сообщает в стиле своеобразного «журнала боевых действий», написанного участником событий. Здесь можно найти информацию о составе войска, полководцах, основных этапах осады и штурма Казани. Наряду с этим в тексте летописи можно встретить множество упоминаний всевозможных «чудес», которые сопровождали войска Ивана IV по дороге к Казани. Таким образом, сам Бог благословлял ратников в походе против «неверных». Согласно «Царственной книге», во время штурма Казани 2 октября 1552 года царь не сразу присоединился к войскам, а некоторое время провёл в своём шатре, молясь Богу. Лишь после того, как он удостоверился в том, что божья помощь ему обеспечена, Иван Васильевич отправился к войскам. В этой истории можно увидеть отчётливую параллель с текстом «Сказания о Мамаевом побоище», посвящённом Куликовской битве. Также вёл себя и Дмитрий Донской перед битвой. Так, авторы «Царственной книги» проводят прямые параллели между борьбой Руси против ордынского владычества и войной Ивана IV c Казанью.

Другим интересным откликом на события 1552 года можно назвать «Историю о Казанском царстве» — это литературное произведение, созданное спустя десять лет после присоединения Казани и написанное анонимным автором. Несмотря на то, что в оценке событий тех лет в «Истории…» можно обнаружить много перекличек с «Царственной книгой» (например, общая идея борьбы с противниками веры Христа), это произведение обладает некоторыми отличительными чертами.

«История…» делает большой упор религиозном аспекте похода на Казань. Так, в ней содержится легенда о личной встрече царя с митрополитом Макарием. «Царь же великий князь принимает святительское благословение, как от десницы небесного Вседержителя, а вместе с ним — храбрость и мужество Александра, царя Македонского». Описывая поход на Казань, автор «Истории…», в отличие от официальных летописцев, сообщает о великой засухе, ниспосланной Богом на земли ханства. Пересохшие реки и болота позволили русским войскам без особых хлопот достичь Казани. Также в «Истории…» сообщается о том, что казанцы отвергли мирные предложения русских о сдаче города, в то время как официальная летопись говорит о том, что Иван IV начал переброску войск к Казани, не дожидаясь ответа от противника.

Современные историки указывают на фактические ошибки, содержащиеся в «Истории о Казанском царстве» — автор этого произведения неточно описывает позиции воевод, ошибочно датирует те или иные события похода. Так или иначе, для анонима было важнее иносказательное описание завоевания Казани в рамках определённой идеологемы: восхваление царя-завоевателя. Перед нами компиляция, сотканная из наиболее авторитетных произведений того времени и официальных летописных документов эпохи.

Среди источников, описывавших взятие Казани, особняком стоят воспоминания Андрея Курбского, написанные в изгнании в Литве. В «Истории о делах Великого Князя Московского» содержатся сведения, не попавшие ни на страницы официальных летописей, ни в текст «Истории о Казанском царстве».

Вспоминая поход на Казань, Курбский, в отличие от официальных источников, указывает на большие лишения, переживаемые русскими войсками на подступах к Казани. Так, он говорит о большом количестве маленьких речек и болот, которые приходилось преодолевать при помощи перебежчиков-проводников. Несмотря на наличие такого перевалочного пункта, как Свияжск, царские ратники долгое время голодали.

Курбский описывает интересные подробности штурма города. По его воспоминаниям, казанцы заранее знали о штурме 2 октября и успели подготовиться к обороне. Именно поэтому бои в городе приняли ожесточённый характер. Ситуацию усугубляло и мародёрство русских ратников. К ханскому дворцу начали стекаться солдаты «не ратного ради дела, но на корысть многую». Это предопределило успех контрнаступления казанцев, остановленного только вмешательством самого царя и свежих сил, пришедших с ним.

Кроме того, Курбский, в отличие от официальных хронистов, сообщал, что Иван IV, несмотря на советы приближённых остаться в городе и подавить сопротивление окрестных жителей, предпочёл сразу же уехать. Война с партизанами продолжалась ещё 4 года.

Вести о Казани в Западной Европе

Такое крупное событие в истории России, как покорение Казанского ханства, не могло пройти мимо европейских наблюдателей. Свидетельства о событиях 1552 года нашли отражение в донесениях папских легатов, дипломатов Германии, Франции и Англии. В большинстве случаев эти известия содержали ряд мелких фактических ошибок, не особо менявших смысл произошедших событий.

Так, например, папский легат Антонио Поссевино в своём сочинении «Московия», опубликованном 1586 году, сообщал, что главным преимуществом русских в казанской кампании стали артиллерия и огнестрельное оружие. В то же время о боевых качествах татар и их союзников итальянец отзывался невысоко. На самом деле казанцы познакомились с порохом ещё в XIV веке.

Немецкие авторы, такие как Бальтазар Руссов или Даниил Принц, довольно точно в своих трудах описывали происходившие в 1552 году события. Это было обусловлено более тесными русско-немецкими контактами по сравнению с русско-итальянскими. Интересны также труды английских дипломатов. Так, Энтони Дженкинсон, посол Англии в Московии, резонно отмечал, что с падением Казанского ханства русским открылся путь для широкой экспансии на Восток.

Комплементарно отзывался о татарах шведский историк, автор «Московитской хроники» Петр Петрей де Эрлезунда. В его труде содержится довольно подробное описание военной кампании 1552 года и высокая оценка боевого духа и сопротивления казанского гарнизона. Вне зависимости от политических или этнических предпочтений, почти все сообщения европейских хронистов и дипломатов о происходивших в 1552 году событиях отличались точностью.

Фольклорные песни: татары, марийцы и мордва о Казани

Осада и штурм Казани стали популярными сюжетами народных песен. Причём эта популярность относится не только к русскому фольклору — отдельные упоминания событий 1552 года можно найти в народных произведениях татар и финно-угров.

Падения Казани оставило довольно глубокую рану в исторической памяти татарского народа в то время. В известной песне «Баит о Сююн-бике», посвящённой жене изгнанного из Казани в марте 1552 Шах-Али, можно встретить такие строки:

Тогда-то приказал хан-трус
Всем на Казань сбираться,
Чтоб с Русью алчной заодно
Казань взять постараться.
В Казани был и Шахгали,
Казанцев покорили
И кровью,
нас продавших мура,
там землю обагрили

Упоминание об осаде и штурме Казани осталось и в марийском историческом эпосе. Например, на фоне событий 1552 года в произведении «Как погиб марийский царь Йыланда» главный герой становится жертвой жестокости и подозрительности царя Ивана IV. Так, царь узнал о задержке взрыва пороховых бочек в подкопе под стенами крепости. Ответственным за работы был Йыланда. Он попросил подождать некоторое время царя, однако тот ждать не стал и в ярости повелел казнить беднягу. «…как отрубили голову Йыланде, в тот же миг бочки с порохом взорвались. После этого царь раскаялся и повелел заложить в городе Казани Зилантьев монастырь в честь Йыланды».

В мордовской песне «Саманька» молодая девушка, узнав, что Иван IV не может несколько лет взять Казань, предлагает свои услуги царю. Она предлагает сделать под крепостные стены подкоп и взорвать их. В песне царь не терпит хвастовства девушки:

Ох ты, красная девка!
Лишу я тебя головы,
Чтобы впредь надо мной не смеялась

Однако план Саманьки срабатывает — её подкоп разрушил стену, русские войска взяли город, а царь сменил гнев на милость: он предлагает девушке богатые дары, однако та просит о другом:

Повели лишь твой лик отчеканить,
Дозволь нам на лбу носить.
К отцу, к матери отпусти

В этой песне мордва представляется союзником русских в борьбе против Казани. Тем не менее, многие этносы, проживавшие в разгромленном ханстве, присоединились к татарам в партизанской войне, продолжавшейся по меньшей мере четыре года.

Взятие Казани — история о том, как бомбы решают все

2 октября 1552 года войска Ивана Грозного взяли Казань, а Казанское ханство прекратило свое существование. Так закончилось многолетнее противостояние двух держав за обладание ресурсами Волги и политическое влияние на территориях бывшей Золотой Орды. И, разумеется, за этим стоит драматичная, даже остросюжетная, история, в которой нашлось место минам, гению инженерной мысли и тактическим ухищрениям.

Подготовка к осаде

Казанское ханство ко времени последнего похода Ивана Грозного переживало нелегкие времена. В стране был экономический и, что еще хуже, политический кризис, вылившийся в постоянные смены династий ханов. Причем деятельное участие в политических интригах Казани принимали как русские цари, так и османские султаны — через своих ставленников, крымских ханов.

К 1552 году Казань уже была однажды взята предшественником Грозного, Иваном III, но после снова обрела независимость и стала противником для русских. Сам Иван Грозный совершил две неудачных попытки взятия города. Видимо, из-за этого следующий поход был подготовлен со всей возможной тщательностью.

В 1551 году совсем недалеко от Казани, на другом берегу Волги, была построена крепость Свияжск, ставшая опорным пунктом для будущей осады. При этом была проведена настоящая инженерная операция под руководством мастера Ивана Выродкова.

Для этого была полностью и с нуля построена деревянная крепость без фундамента в другом городе. Ее разобрали, а затем, спустив вниз по Волге, уже на месте всего за 28 дней собрали мощные оборонительные сооружения. Опираясь на них, русские начали накапливать войска, порох, оружие и продовольствие под боком у Казани.

Начало похода. Засада на крымского хана

Поход начался летом 1552 года. При этом, зная, что крымский хан Девлет Гирей обязательно воспользуется отсутствием русских сил в столице для опустошительного набега, Грозный пошел на хитрость. Раструбив всем о походе, царь повел войска очень медленно, совершенно черепашьим шагом. Узнав от разведчиков, что крымчаки клюнули и пошли в набег, осадив Тулу, Иван IV отправил на подмогу городу полк правой руки под руководством князя Воротынского. Тот разбил степняков в битве на реке Шиворонь, полностью отбив у Девлет Гирея желание помогать Казани.

Избавившись от опасного противника в тылу, царская армия пошла уже в настоящий поход и соединилась у Свияжска 13 августа. Придя на место, солдаты получили всего три дня на отдых — спешка была очевидна. 16 августа началась переправа через Волгу, и произошла первая битва с татарами — авангард русского войска разбил казанцев, и после чего войско переправилось без особых проблем.

Численность противостоящих войск и начало осады

К указанному количеству войск стоит относиться с сомнением

Во многих книгах и статьях даже довольно авторитетные историки заявляют о численности русских войск в размере 150 тысяч, а татарских — 60 тысяч воинов. Однако современные ученые говорят о том, что эти цифры чудовищно преувеличены, и всей экономической мощи царства Ивана Грозного не хватило бы, чтобы выставить такие силы.

Да и Казань в те времена была хоть и отлично укрепленной, но не гигантской крепостью, и шестидесяти тысяч человек не могло быть в ней даже в виде населения, не говоря уж про гарнизон. Сейчас ученые называют численность русского войска с примкнувшими к нему касимовскими татарами, чувашами, горными марийцами и мордвой примерно в 15 тысяч ратников. Казанских же татар и их союзников в городе было примерно в два раза меньше — семь-восемь тысяч.

Примечательно, что в этом походе отлично показали себя стрельцы — пешая и по меркам того времени передовая элита русского войска. Под стены Казани привели четыре полка из существовавших шести, что составляло 2 тысячи воинов. Естественно, в осаде участвовала и артиллерия — около 150 орудий разного калибра.

Татарам помогал князь Епанча, который находился в Арском остроге, и своими набегами постоянно мешал осаде. 23 августа город был полностью окружен сначала войсками, а затем и укреплениями, созданием которых также руководил Иван Выродков.

По данным, известным из сочинений князя Андрея Курбского, татары применяли магию и ворожбу — в нужное время на башню выходили люди в странных одеждах и начинали плясать, размахивать бубнами и делая в сторону русского войска неприличные жесты. В тот же час погода портилась и налетали дожди и вихри. Правда, непонятно, как такое позволили мусульмане, которых в Казани было подавляющее большинство. Преодолели эту напасть проверенным средством — выписали из Москвы крест с чудодейственным деревом, провели крестный ход — и все, магия побеждена!

Князя Епанчу удалось заманить в засаду, выделив для этого лучшие войска. Притворным бегством выманив войска татар, русские ударили с двух сторон, разбили противника, и уже 6 сентября взяли Арский острог. По окружающим землям прошлись огнем и мечом, отбив у местного населения всякую охоту помогать осажденным.

Пленных, по некоторым данным, привязали на виду у защитников Казани, и те молили их сдаться на милость царя, на что татары начали стрелять в них сами, со словами: «Лучше уж мы вас убъем, чем неверные!».

Мины, гигантская осадная башня и казаки в перьях

С самого начала осады стало понятно, что царь решил провести ее по всем правилам военной науки того времени. Город был окружен деревянными укреплениями с артиллерией, что мешало осажденным делать вылазки, а перед главными воротами всего за сутки выстроили гигантскую 13 метровую осадную башню, которая возвышалась над стенами. Так что оттуда можно было обстреливать город.

Артиллерия последовательно вела контрбатарейную борьбу, выбив все пушки осажденных со стен. Кроме того, немецкий инженер Эразм, которого в летописи называли Розмысл, подвел подкоп под водяную жилу и взорвал его, лишив город чистой воды.

С минированием Казани связана легенда, которая до сих пор бытует у марийцев. В русском войске присутствовал со своими воинами марийский князь Акпарс, который сумел придумать, как помочь инженерам и измерить расстояние до стены для подкопа. Он взял гусли и, запев песню, пошел с ними к стене. Осажденные так заслушались, что не стали в него стрелять, а Акпарс подойдя к укреплениям, допел песню и вернулся обратно.

При этом он все время считал шаги, чем и помог русским, измерив расстояние до стены, а потом еще и пел в другие дни, чтобы не было слышно, как инженеры роют подкоп. Забавно, что у чувашей есть точно такая же легенда, но там героем, певшим и считавшим шаги, является представитель их народа.

Тут же произошел еще один любопытный случай, связанный с пришедшими на помощь Ивану Грозному донскими казаками под предводительством Сусара Федорова. Дело в том, что донцы подошли ночью, и, встав лагерем, разожгли костры, начав готовить пищу.

Этими кострами в ночи они умудрились напугать и татар на стенах, и русских в поле — ведь непонятно было, к кому подошло это многочисленное подкрепление. Посланные русские разведчики вернулись с полными ужаса глазами, так как в свете костров увидели ужасные фигуры, покрытые перьями. На утро оказалось, что казаки набив на реке птицы, повыдергивали из нее перья и покрыли свою одежду. Просто ради украшения и лихости.

Взятие Арских ворот и последний ультиматум

30 сентября немецкий инженер сделал еще один подкоп и подорвал Арские ворота. Тут, надо сказать, сработала еще одна хитрость Ивана Грозного и его воевод. Обычно, сразу после подрыва, осаждающие идут на штурм, и татары вполне ожидаемо сделали превентивную вылазку. Однако русские на штурм не спешили, и, прикрываясь дымом, встретили нападающих плотным огнем.

Войска Грозного обратили казанцев в бегство и уже на их плечах ворвались в город, заняв Арские ворота. Здесь царь тоже не стал спешить закрепить успех и, несмотря на просьбы воевод, запретил им захватывать город наскоком. Вместо этого он приказал войскам укрепиться в этом опорном пункте. Жители города так и не смогли его отбить.

1 октября Грозный в последний раз потребовал сдать город, обещая всем сдавшимся прощение и жизнь, но ему отказали. Казанский хан Едигер-Мухаммад и здешний имам Кул Шариф заявили, что не боятся смерти и лично готовы биться до конца.

Последний подкоп и взятие Казани

Поняв, что вести дальнейшие переговоры бессмысленно, Грозный приказал Эразму взорвать третью, свою самую большую пороховую бомбу. Многие воины оглохли от ужасных взрывов, а стометровый кусок стены превратился в пролом. Именно в него устремились русские войска. В некоторых местах они прошли легко, где-то, наоборот, им оказали жесточайшее сопротивление.

На узких городских улочках начались затяжные бои, и некоторые царские воины занялись грабежом. Впрочем, после того, как по приказу царя предали казни самых ретивых, мародерство прекратилось. Тем не менее, погибло множество мирных жителей, а хан Едигер-Мухамад попал в плен. Кул Шариф же со своими учениками бился до последнего и погиб на крыше мечети с саблей в руках, заслужив посмертную славу и уважение своих врагов.

Все казанцы, державшие в руках оружие, были перебиты, а само Казанское ханство упразднено, войдя в состав Русского государства.

Казанское Ханство

Казанское Ханство

Казанское ханство
ханство
1438 — 1552

Каза́нское ха́нство (тат. Казан ханлыгы , Qazan xanlığı , قزان خانلغى ‎) — феодальное государство в Среднем Поволжье (1438—1552), образовавшееся в результате распада Золотой Орды на территории Болгарского, Джукетауского, Казанского, Кашанского княжеств. Главный город — Казань. Основателем династии казанских ханов был Улу-Мухаммед (правил в 1438—1445).

Содержание

География и население ханства

Территория ханства включала земли, где жили болгары-мусульмане, и другие регионы, первоначально принадлежавшие Волжской Булгарии. Основными реками ханства, как и главными торговыми путями, служили Волга, Кама и Вятка. Большинство населения составляли казанские татары. Их самоопределение не было ограничено татарами; многие идентифицировали себя как просто мусульмане или “люди Казани”. Государственной религией был ислам.

Местная феодальная знать состояла из этнических булгаров, но судом и телохранителями казанских ханов были степные татары (кыпчаки, а чуть позже ногайцы), которые жили в Казани. Согласно традиции Чингисхана, степная знать и, позже, русская элита местные тюркские племена также называли татарами. Часть более высокого дворянства осталась от Золотой Орды. Она включала членов четырёх ведущих благородных семей.

Хану подчинялись такие народы, как чуваши, марийцы, мордва, татары-мишары, удмурты и башкиры. Юг Перми Великой и коми племена, проживающие на её территории, также были включены в Ханство. Мишары пришли во времена Золотой Орды и постепенно ассимилировали Финскую мордву и буртасов. Их территорией владели бывшие степные татары. Часть земель мишар никогда не контролировалась Казанью и вместо этого стремилась к Касимовскому ханству или к Московской Руси.

Большинство территории ханства было покрыто лесами, и лишь южная часть примыкала к степи. Основным населением степей были кочевники, также известные как ногайцы, которые иногда признавали правление казанского хана, но чаще совершали набеги на сельскохозяйственных татар и чувашей, как они делали во время Золотой Орды. Позже ногайцы переселились и их заменили калмыки. Потом здесь обосновались татары, чуваши и русские, установившие защитные стены, чтобы охранять южную границу. Когда образовалось ханство, отряды татарских казаков стали защищать ханство от ногайцев.

Русские источники указывают, что в Казанском ханстве использовалось не менее пяти языков. Прежде всего – татарский язык, включающий средний диалект казанских татар (прежде булгары-мусульмане) и западный диалект мишар (прежде степные татары, говорившие по-кипчакски). Его письменная форма (язык тюрки) служила одобренным государственным языком. Чувашский язык является потомком булгарского языка, на котором говорил языческий чувашский народ. Болгарский язык также сильно повлиял на средний диалект татарского языка. Другими тремя были, вероятно, марийский язык, мордовские языки и башкирский язык, аналогично произошедший из булгарского и кипчакского языков.

Экономика

Городское население Ханства делала изделия из глины, рукоделия из дерева и металла, кожу, броню, плуги и драгоценности. Главными городами были Казан, Арск, Жукатау, Кашан, Чаллы, Алат и Жэри. Городское население также торговало с людьми из Центральной Азии, Кавказа и Руси. В 16-м столетии Россия стала основным торговым партнёром Казани, и ханство активно внедрялось в экономическую систему Москвы. Главными рынками были Ташаяк Базар в Казани и ярмарка Markiz Isle на реке Волга. Сельскохозяйственное землевладение основывалось на наследственном имуществе.

Образование ханства

Взаимоотношения с Московским государством

В первой половине XVI века, преимущественно в годы правления ханов из рода Гиреев, Казанское ханство и Московской Русью постоянно воевали. В августе 1521 года силы казанского хана Сахиба Гирея и крымского хана Мехмеда Гирея совершили военные походы на нижегородские, муромские, клинские, мещерские, владимирские земли, захватив десятки тысяч пленных, и соединились с войском крымского хана у Коломны.

Всего казанские ханы совершили около сорока походов на русские земли, в основном в регионы Нижнего Новгорода, Вятки, Владимира, Косторомы, Галича, Мурома.

Московские войска, также многократно совершали военные походы на земли казанского ханства и захватывали десятки тысяч пленных.После 1445 г. казанцы как правило, оборонялись от Москвы. Из 12 войн в 7 случаях войну начинало Московское государство. Если исключить из перечня войну 1445 г., которую вел Улу-Мухаммед на правах ордынского хана, то казанцы только 4 раза начинали войны с Русью.

Завоевание Москвой

После попыток поставить во главе Казани лояльного Москве хана Иван IV предпринял серию военных походов. Первые два не увенчались успехом, и в 1552 году московский царь в третий раз осадил столицу ханства. После взрыва городских стен заложенным в тайно сделанных подкопах порохом Казань была взята штурмом, значительная часть населения перебита, а сам город сгорел. Казанское ханство прекратило своё существование, и Среднее Поволжье в значительной своей части было присоединено к России. Интересно, что созданная после взятия Казани Казанская архиепископия сразу была назначена третьей по важности в Московском государстве.

Покорение Казанского ханства: историческая правда и современные измышления

450 лет назад войска Иоанна IV покорили Казань – 15 октября, 1552 год

В течение нескольких веков главной заботой русских князей была оборона своей земли от грабительских татарских набегов. Освобождение от даннической зависимости лишь отчасти этому способствовало. Набеги продолжались и через два столетия после разгрома Золотой орды. Наконец русские дружины сами повернули оружие на восток, и после ряда неудач, в октябре 1552 года, было разгромлено Казанское ханство

Казанское ханство появилось после разгрома Золотой орды, но не играло самостоятельной политической роли, зачастую оказываясь под влиянием ставленников Крымского ханства. С его подачи казанский хан Сафа-Гирей, признавший вассальную зависимость от Турции, возобновил грабительские набеги на русские земли. Попытки Москвы дипломатически решить эту проблему оказались безрезультатными. Однако и первые военные операции не привели к успеху.

Иван Грозный начал подготовку к новому походу на Казань, приказав возвести в 30 км от неё опорную крепость Свияжск. Основную силу русского войска составляла конница, но вместе с ней появились первые регулярные части – стрельцы, а также артиллерийские “наряды”. Летом 1552 года во главе основных военных сил царь выступил к Коломне. В это время крымский хан Девлет-Гирей, стремясь воспрепятствовать походу, вторгся в русские пределы. Он предполагал, что Иван Грозный уже осадил Казань и будет вынужден повернуть назад, чтобы оборонить свои земли. Но на своём пути крымские татары неожиданно встретили главные силы русской армии и бежали “с великим срамом”, бросив пушки и обозы. Дорога на Казанское ханство была открыта.

В конце августа 1552 года русское войско подошло к Казани. В летописи говорится, что начало осады было омрачено сильным ураганом, повалившим русские шатры и потопившим многие корабли на Волге. Но Иван Грозный объявил, что не отойдёт от города до его полной сдачи. Вокруг Казани возвели две осадные линии и начали рыть подкопы под ворота и под тайник у реки Казанки, где находился водоисточник. После пяти недель осады русским войскам удалось прорваться в город, штурм начался с возгласами “С нами Бог!”. Мощный взрыв пороховых бочек, заложенных в подкопы, разрушил ворота и часть стены. Тяжёлая битва развернулась на улочках города, но вскоре руководивший штурмом князь Воротынский послал сообщить царю: “Радуйся, благочестивый самодержец! Казань – наша, её царь в плену, войско истреблено”. Это случилось 15 октября 1552 года.

В походе Ивана Грозного на Казань русское войско встретило поддержку со стороны разных поволжских народов, томившихся под многолетним ханским игом. Орда, будучи в полной мере паразитарным образованием, представляла угрозу спокойной жизни не только русского народа, но и многих других племён, не способных самостоятельно совладать с жестокой зависимостью.

Со взятия Казани свободу обрели более ста тысяч угнанных в плен людей, среди которых были, конечно, не только русские. К слову, в самой Казани осталось несколько десятков тысяч “кряшенов”, то есть татар, принявших православие. Русская власть многими из них была принята с облегчением, так как она обещала не только сохранение культурных традиций, но и послабление в различных поборах. На сторону Москвы переходили отдельные татарские князья, признавая главенство Русского государства.

Казалось бы, оценка исторических событий, связанных с покорением Казанского ханства, может быть только однозначной. Однако в последнее время всё чаще и чаще предпринимаются попытки пересмотреть историю. Зачастую это не просто иной взгляд на известные факты, но намеренное искажение действительности в угоду региональным политическим интересам. К сожалению, федеральная власть старается не замечать этих попыток, и они не встречают должного отпора со стороны официальной государственной доктрины, которая попросту отсутствует.

Однажды в журнале “Власть” (N 13 за 2000 год) была опубликована заметка под названием “Россия меняет школьную программу по истории. “. За громким утверждением скрывались, главным образом, претензии к общепринятой трактовке исторических обстоятельств, благодаря которым Казань была включена в состав Русского государства. В частности, говорилось, что “татары-мусульмане утверждают, что их воинственные предки заложили основы современного российского государства. Из учебников для старших классов будут изъяты оскорбительные для татар материалы о периоде с IX по XVII век”. Подобные претензии можно признать разве что блефом, исходящим от региональных кланов, стремящихся к возрождению татаро-монгольского ханства.

Именно так уже окрестили интриги, связанные с принятием в Думе Договора о разграничении полномочий между Россией и Татарстаном, противоречащего Конституции и угрожающего целостности страны. Один из парламентариев прямо указал на то, что “сегодня правовая система Татарстана обособляется от России. В результате получается, что на территории РФ создаётся татаро-монгольское ханство, мы откатываемся в древнюю историю, которая потребует опять каких-то чудовищных государственных усилий по воссоединению страны”.

Вместе с тем в Казани регулярно проходят митинги, посвящённые Дню памяти татар, погибших при взятии Казани царём Иваном Грозным. Именно на них принимаются “резолюции” о полной независимости Татарстана и создании “конфедерации поволжских республик Идель”. На одном из таких мероприятий его участники, не стесняясь, сжигали портреты Ивана Грозного и плакаты с российской государственной символикой.

Следующим шагом будет обвинение русских в “оккупации”? Другое дело, что пока его вряд ли поддержит подавляющее большинство населения Татарстана. Но и оно сейчас подвергается невиданному идеологическому давлению, а подрастающее поколение вынуждено воспринимать ущербную трактовку истории. В приведённой заметке из журнала “Власть” проскользнула фраза о том, на кого рассчитывают авторы псевдоисторических измышлений: “Порадуются и читатели – потомки монголов, которые объединились с татарами во времена ханов. “. Но радуются этому пока только сепаратисты, начинающие формировать свою инфраструктуру по всему Поволжью. Им очень хочется вооружить “потомков монголов”, пусть даже вымышленных, антирусской идеологией и ненавистью к России.

Тем не менее, стараниями “ведущих” методистов и авторов учебников система школьного исторического образования уже сейчас сильно пострадала. А ведь её огромную значимость нельзя недооценивать! Это лишь внешняя сторона невиданной идеологической диверсии, но и её последствия могут стать поистине необратимыми. Спецслужбам же давно пора обратить внимание на организационную и скрытую от глаз простого обывателя деятельность, которую татарские националисты ведут на всех уровнях. Конечно, если мы не хотим повторения чеченских событий в Поволжье, способных расколоть Россию на части.

Чувствуется здесь и рука западных недоброжелателей России. Именно сейчас на нашу страну обрушился целый шквал “учебной” литературы, зачастую не отвечающей ни интересам российской государственной политики, ни обычным нормам, предъявляемым к образовательным пособиям. Неудивительно, что издаётся она на средства солидных иностранных фондов. На фоне кризиса русской академической науки появляются новые “специалисты”, претендующие на объяснение тех или иных событий русской истории.

Вот один из примеров. 3 февраля 2004 года Совет Европы выступил с предложением к многонациональным государствам, к каковым, по мнению этой титулованной международной организации, относится и Россия, пересмотреть принципы преподавания истории. Руководитель одного из курируемых в Страсбурге проектов, некто Т. Минкина, в интервью “Интерфаксу” заявила следующее: “Фактически до сегодняшнего дня история везде подавалась таким образом, что она разделяла людей. В каждой стране акцент делался на титульной нации, при этом её тесная взаимосвязь с соседями, как правило, учитывалась явно недостаточно. Идея же Совета Европы состоит в том, чтобы история не разделяла, а объединяла. Особенно ярким примером здесь является Россия, где ситуация ещё усугубляется разностью подходов в изложении истории федеральным центром и регионами”.

Действительно, некоторые регионы России уже сейчас претендуют на самостоятельное освещение известных исторических событий. Имела ли Т. Минкина в виду Татарстан? Но именно здесь историки-сепаратисты активно продвигают доктрину “нового ханства”. Наверное, сказать, что это наносит урон исторической концепции Российского государства, будет слишком мягко. Сразу оговоримся, что речь идёт об официальной исторической доктрине, которая должна быть монолитной идеологической основой государственной политики, а не о сугубо научных оценках и дискуссиях, о которых рядовой гражданин имеет полное право не знать.

В этом смысле историческая концепция России должна представлять собой чёткую систему изложения и интерпретации событий прошлого. В том числе и таких событий, которые кому-то могут показаться неоднозначными, не являясь по сути таковыми. Мы должны принимать историю такой, какой она была в действительности. Причём именно официальная историческая система должна преобладать не только на федеральном, но и на местном уровне во всех регионах страны, что будет служить залогом её стабильности и неделимости. В полной мере это относится и к оценке присоединения Казанского ханства Иваном Грозным к России.

Пока же многие региональные исторические концепции, являясь откровенно антирусскими, стремятся обосновать местный национальный сепаратизм и потенциально угрожают национальной безопасности государства. В таких случаях история явно выходит за рамки научного исследования и становится политическим орудием. Причём таким орудием, скрытую мощь которого принято не замечать.

Официальная историческая доктрина Российского государства, конечно, не должна “разъединять людей”. Но она не может также действовать и в ущерб государственной идеологии в стране, где подавляющее большинство населения относит себя к русскому народу. И формирование единой нации будет возможно прежде всего на основе уважения к русской истории. Той истории, которая не придумана для нас ни на Западе, ни на Востоке, но опирается на факты и реальность и нацелена в будущее.

Ссылка на основную публикацию