Ордынский Узбек-хан: внешняя политика и отношения с русскими князьями

УЗБЕК — ХАН ЗОЛОТОЙ ОРДЫ И ПОЛОЖЕНИЕ В РУССКИХ КНЯЖЕСТВАХ И СОСЕДНИХ СТРАНАХ — ЛИТВЕ И ПОЛЬШЕ (1312-1341 годы)

УЗБЕК — ХАН ЗОЛОТОЙ ОРДЫ И ПОЛОЖЕНИЕ В РУССКИХ КНЯЖЕСТВАХ И СОСЕДНИХ СТРАНАХ — ЛИТВЕ И ПОЛЬШЕ (1312-1341 годы)

Узбек занял власть в Золотой Орде в результате борьбы ее ханов с ханами Белой Орды. Он принадлежал к части отуреченных монгол из рода Чингиз–Хана. Он был внуком хана Менгу–Тимура, имевшего десять сыновей, которые боролись одни за Ногая и его ставленников, другие за ханов Белой Орды. Отец Узбека, Торубжа, был противником Ногая и после его гибели сыну его удалось при помощи ханов Белой Орды, занять власть в Золотой Орде. Ко времени правления Узбека шло отуречивание улусов Монгольской империи и центральной власти ее уже не существовало. Монголы, малочисленные по количеству и слабые по культуре, неизбежно попадали под влияние культуры завоеванных ими народов. Правящий слой принимал культуру местного народа, менял обычаи кочевников и превращался в правителей оседлых народов, теряя, вместе с тем, и воинственные качества первобытных степняков.

В 1280 году Верховный хан Кубилай, после завоевания Южного Китая, перенес свою столицу в Пекин, принял придворные порядки китайских императоров, порвал с династией Чингиз–Хана и объявил себя основателем китайской династии Юань. Карокорум стал центром восточного улуса, утратив значение Ставки Верховного хана. С этого времени власть Великого хана в Монгольской империи перестала существовать.

Наследники Джагатая, среднеазиатского улуса, также подпадали под влияние тюркской культуры, приняли их обычаи и утратили свойства кочевников. Улус Ирана в Малой Азии также терял свои национальные особенности и полностью принимал культуру подвластных им народов, стал быстро разлагаться и в 1336 году прекратил свое существование. Золотая Орда, не имевшая устойчивой культуры, должна была также принять культуру одного из подвластных ей народов. Русский народ имел все данные, чтобы подчинить своей культуре стоявших на несравненно низшей по сравнению с ним монгол. Для этого были и другие, не менее благоприятные, условия: количество русских во владениях Золотой Орды было подавляющим. В ставке Золотой Орды находился епископ, по всей территории ее были расселены русские с церквами и духовенством, составлявшие 2/3 всего степного населения. Войска Золотой Орды также более, чем наполовину, состояли из русского народа. Среди монгол, со времени ее основания, было много христиан. Сын Батыя, Сатрак и его жена были христиане; племянник Батыя, Петр, был не только христианин, но русской церковью был причислен к лику святых и празднуется церковью 29 июня. Не мало было среди ханского рода христиан и впоследствии. Яса Чингиз–Хана не запрещала монголам принимать тот или другой религиозный культ и, наоборот, считалось, что лучшим подвластным может быть тот, кто признает власть небесного царя. Однако, русские оказались не в состоянии подчинить монгол своей культуре, и Орда под властью Узбека окончательно была отуречена. Мусульманство Узбеком было признано официальной государственной религией, письменность и разговорный язык приняты тюрко–половецкие. Причины неуспеха влияния русской культуры среди монгол крылись в политической слабости. На Руси не было единства и сильной власти. Княжеские междоусобицы продолжались и ко времени правления Узбека приняли самый ожесточенный характер. Новгородский летописец так описывает это время: «После гибели в Орде князей Димитрия Михайловича тверского и московского Юрия Даниловича, брата Калиты, ярлык тверского князя получил сын Михаила тверского, Александр. Тверь не могла уплатить за происшедшее в Твери избиение татар 2000 серебра. Этим воспользовался московский князь Иван Данилович, прозванный Калита, поехал в Орду и донес на Александра. Узбек послал против Твери своего брата Чол–хана с большим отрядом татар. Он выгнал князя с семьей из дома и среди тверцев распространился слух, что хан останется княжить в Твери. Тверцы восстали и в куски изрубили Чол–Хана, его отряд перебили. Иван Калита бросился в Орду и, упросив Узбека дать ему вооруженный отряд татар, получил 50 000 войск, взял с ним Тверь, Кашим и Новотатарские земли, «и просто рещи всю русськую землю положиша пусту, только Новгород ублюде». Тверской князь Александр бежал в Полоцк. В Новгород тоже пришел посол татарский и новгородцы дали ему 2000 серебра. Иван Калита тоже прибыл в Новгород и потребовал выдачи Александра, но тот ушел к литовскому князю Гедимину. При Иване Калите находился митрополит Феогност, родом гречин. Он предал проклятию псковичан за укрытие тверского князя Александра. После похода в Новгород Иван Калита напал на Рязань, опустошил ее земли и князя убил. Междуусобицы происходили и между другими русскими князьями. Забиралось имущество, разорялись земли, разрушались церкви и монастыри, сжигались села и народ уводился в неволю.

Состав Золотой Орды составляли на 2/3 русское население. Вооруженные обслуживания границы и ямщицкие линии и рабочую силу составляли преимущественно из русского населения, которое неизбежно влияло на быт и культуру монгол. Ко времени правления хана Узбека в составе населения казаков сменилось несколько поколений. Они привыкли к своим землям и порядкам Золотой Орды. В составе Золотой Орды казаки составляли поселения, составленные по национальным признакам, говорили на своем языке, хранили свои религиозные обряды и их национальные особенности поддерживались обособленностью от общения с другими племенными соединениями, которые существовали в монгольских владениях. Они пользовались не только автономией во внутренней жизни, но за службу получали жалованье недостающими предметами питания и вооружения. Во главе казачьих поселений стояли темники, тысячники и баскаки. Верховным главой правительства для всех являлся главный хан, который среди русского населения носил название царя. Царь–хан был главой государства, имя его произносилось на всех эктениях церковного богослужения в христианских храмах и возглашалось: «Благоверному Государю и Благоверной Государыне, народу их и всем православным христианам…» Имена русских князей не могли быть произносимы наряду с ханским именем, потому что они не входили в иерархию правящего слоя монгол. Кроме того, даже митрополит не мог провозглашать имени русского князя на эктениях потому, что в процессе княжеских междоусобиц великими князьями назывались владимиро–суздальские, тверские, ростовские и другие. Частая смена кандидатов, получивших ханский ярлык великого князя, также не создавала основания твердой центральной власти русского народа. Великокняжеская власть являлась «фикцией», не имевшей за собой никакой силы. Раздробленность княжеств была настолько велика, что святые угодники одного княжества поносились в другом, и это продолжалось до половины 16 века, до собранного Иваном Грозным Церковного Совета, на котором были признаны общерусскими святыми угодники всех княжеств, и составили синклит «Всероссийских угодников, землю русскую просветивших». Верховная власть ханов связывалась с населением улусов, темниками, тысячниками и баскаками. В посланиях епископа Сарайской и Подонской епархии всегда писалось: «Темникам, тысячникам, боярам, сотникам и урядникам…» Это была система, под управлением которой находились народы, входившие в состав Золотой Орды, в руках которой находилась реальная, вооруженная сила. На всех ступенях правящей иерархии находились в качестве представителей подвластного русского народа разных категорий князья: ордынские, улусные, народные и другие. Последние находились при баскаках казачьих поселений и наблюдали за исправностью во внутреннем порядке, служили помощниками в ссорах и судебных разборах и т. д.

Население казаков в составе Золотой Орды было настолько многочисленно, что количество его могло поддерживаться собственным приростом, и потому сведения некоторых летописцев можно принять за действительность, что хан Менгу–Тимур, передав право сбора дани русскому князю, избавил русский народ от дачи десятого человека для пополнения вооруженных сил. Сведения эти подтверждаются тем, что при последующих ханах о выводе «тагмы» из русских княжеств, не сообщается. Это событие имело в психологии казачьего населения важное значение и ставило их в еще большее самостоятельное положение в отношении русского народа и ослабляло родственную с ним связь.

В междоусобных столкновениях ханов темники и тысячники, стоявшие во главе казачьих поселений, не могли оставаться в стороне и принимали участие, вовлекая в эту борьбу и казачьи войска. Но ханы, учитывая психологию восточных народов, принимали соответствующие меры. По описанию итальянского путешественника Марко Поло: «Меры, принимавшиеся ханами, состояли в том, что они понимали, что во всех владениях хана есть довольно предателей и неверных, готовых возмутиться, поэтому содержали надежные войска. Начальников Великий хан меняет через каждые два года. Так взнузданные народы остаются спокойными. Кроме того, войска эти содержатся на жалованьи…»

Условия быта русского народа были настолько тяжелыми, что вызывали у казаков одно желание — не попасть в то же положение. Княжеские междоусобицы, споры их в Ставке хана, унизительное положение князей и частые открытые казни, нередко производившиеся «обасурманившимися» русскими же, не могли внушать казакам никакого уважения к ним. Кроме того, князья в междоусобицах пользовались теми же казачьими войсками, позволяли им грабить земли своих противников, ставили князей в известную зависимость от войск, которыми они пользовались, — словом, в войсках создавалось сознание в полной беспомощности русских князей. По распоряжению хана, те же войска в другое время давались противнику и под его руководством грабили и разоряли земли прежнего князя. Таким образом, отчужденность казачьего населения от русского населения еще больше углублялось. Поэтому, при общем желании освобождения от иностранной зависимости, единства среди русского народа, в подавляющем количестве составлявшего население Золотой Орды — не могло быть. Не могло быть еще и потому, что в княжеских междоусобицах ни один князь не мог решиться стать на открытую борьбу против хана, не подвергаясь риску немедленного доноса на него. Поэтому в противоположность другим народам, сумевшим поглощать правящий монгольский класс своей культуре, русский народ свое освобождение должен был предоставить времени и собственному терпению. Надежды на эти спасительные средства избавления от власти завоевателей и были усвоены психологией княжеских родов. Умирая, каждый князь завещал своему преемнику: «Бог освободит от Орды», «Бог Орду переменит», — и увещевали братьев жить в мире и по отцову завету, и «чтобы не перестала память родителей наших и наша, чтобы свеча не угасла». Под свечой разумелась неугасимая мысль о народном освобождении.

Для спокойного существования казачьих войск необходима была твердая власть законного хана. По установившемуся обычаю во владениях монгол, законными ханами признавались лишь прямые потомки Чингиз–Хана. Законная преемственность спасала от захвата власти другими претендентами, что неизбежно приводило к внутреннему расстройству страны. Порядок законной преемственности ханской власти был усвоен казаками и ими поддерживался.

Правление хана Узбека в истории Золотой Орды считается временем внутренней устойчивости, при нем были прекращены ханские междоусобицы, но восстановить единство Золотой Орды ему не удалось. Ханы Белой Орды считали себя независимыми от него, с иранским улусом война продолжалась, и на западе создавалась новая угроза для владений Золотой Орды со стороны начавшейся усиливаться Литвы.

Читайте также

8.4.5. ПАНИКА В ЗАПАДНЫХ СТРАНАХ ПРИ ИЗВЕСТИИ О НАЧАЛЕ КАРАТЕЛЬНОГО ПОХОДА АССИРИИ = РУСИ-ОРДЫ

8.4.5. ПАНИКА В ЗАПАДНЫХ СТРАНАХ ПРИ ИЗВЕСТИИ О НАЧАЛЕ КАРАТЕЛЬНОГО ПОХОДА АССИРИИ = РУСИ-ОРДЫ Олоферн выступает в поход, претворяя в жизнь план Навуходоносора. Он начинает с разгрома первых непокорных областей, грабя и сжигая их. Запад охватывает паника: «Страх и ужас напал

БЕРКЕ — ХАН ЗОЛОТОЙ ОРДЫ И ЕГО РЕФОРМЫ ВО ВНУТРЕННЕЙ И ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКЕ (1254-1266 годы)

БЕРКЕ — ХАН ЗОЛОТОЙ ОРДЫ И ЕГО РЕФОРМЫ ВО ВНУТРЕННЕЙ И ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКЕ (1254-1266 годы) Хан Берке, по сведениям современников, был жестокого характера, хотя, видимо, и не составлял большого исключения среди своих сородичей, азиатских владык. Он отравил своего племянника и его

ДВИЖЕНИЕ ЛИТОВСКОГО КНЯЖЕСТВА НА ВОСТОК И ВЛИЯНИЕ ЕГО НА СУДЬБУ РУССКИХ КНЯЖЕСТВ, КАЗАЧЬИ ПОСЕЛЕНИЯ И ИСТОРИЮ ЗОЛОТОЙ ОРДЫ

ДВИЖЕНИЕ ЛИТОВСКОГО КНЯЖЕСТВА НА ВОСТОК И ВЛИЯНИЕ ЕГО НА СУДЬБУ РУССКИХ КНЯЖЕСТВ, КАЗАЧЬИ ПОСЕЛЕНИЯ И ИСТОРИЮ ЗОЛОТОЙ ОРДЫ В 1316 году в Литве стал правителем энергичный и талантливый князь Гедимин. Он правильно учел положение русского народа и состояние Золотой Орды и

МАМАЙ — ХАН ЗОЛОТОЙ ОРДЫ И ЕГО ВРЕМЯ ПРАВЛЕНИЯ (1367–1391 годы)

МАМАЙ — ХАН ЗОЛОТОЙ ОРДЫ И ЕГО ВРЕМЯ ПРАВЛЕНИЯ (1367–1391 годы) Мамай не принадлежал к ханскому роду Чингиз–хановичей, захватил власть благодаря наступившей общей внутренней неурядице и не был признан значительной частью племен как Золотой так и Белой Орды. Власть его не

КОРОЛЬ СИГИЗМУНД И ОБЩЕЕ ПОЛОЖЕНИЕ В ПОЛЬШЕ

КОРОЛЬ СИГИЗМУНД И ОБЩЕЕ ПОЛОЖЕНИЕ В ПОЛЬШЕ Король Сигизмунд после смерти Стефана Батория в 1574 году был возведен на польский престол путем выборов и главную опору его составляла шляхта. Магнаты были его противниками и сторонниками австрийской династии. Они решили силой

Очерк пятый Узбек, или “золотой век” золотой орды

Очерк пятый Узбек, или “золотой век” золотой орды (Хан,

А теперь я перейду к описанию бедствий, причиной которых был Хмель (да будет стерто его имя) на Руси, Литве и Польше в 5408, 5409, 5410, 5411 и 5412 гг. (1648–1652)

А теперь я перейду к описанию бедствий, причиной которых был Хмель (да будет стерто его имя) на Руси, Литве и Польше в 5408, 5409, 5410, 5411 и 5412 гг. (1648–1652) Богдан Хмельницкий с современной гравюры.И было в 5408 г. (1648) в шестнадцатый год царствования короля Владислава, и был казак в

Приложение II СПИСОК РУССКИХ ПЛЕННЫХ В ЛИТВЕ 1538 года

Приложение II СПИСОК РУССКИХ ПЛЕННЫХ В ЛИТВЕ 1538 года Списки русских пленных (преимущественно детей боярских, а также их слуг, купцов, пищальников и простых «мужиков»), оказавшихся в литовской неволе в ходе военных кампаний первой трети XVI века, являются ценнейшим

Очерк восьмой Еврейское самоуправление в Польше и Литве. Кагал. Ваад. Суды. Религиозные авторитеты польских евреев

Очерк восьмой Еврейское самоуправление в Польше и Литве. Кагал. Ваад. Суды. Религиозные авторитеты польских евреев В еврейских общинах сурово карали за слухи‚ оскорбительные для женской чести. Запрещали есть хлеб клеветника‚ пить его вино‚ хоронили его без

Очерк девятый Школьное обучение в Польше и Литве. Хедеры и иешивы. Свадебный обряд и семейная жизнь. Религиозные и благотворительные братства

Очерк девятый Школьное обучение в Польше и Литве. Хедеры и иешивы. Свадебный обряд и семейная жизнь. Религиозные и благотворительные братства «Сын человеческий, что же ты дремлешь. Вот подошла моя старость, не знаю дня смерти своей, и если не теперь, то когда сделаю

5. Паника в западных странах при известии о начале карательного похода Ассирии = Руси-Орды

5. Паника в западных странах при известии о начале карательного похода Ассирии = Руси-Орды а. КНИГА ИУДИФЬ. ПАНИКА В ЗАПАДНЫХ СТРАНАХ ПРИ ИЗВЕСТИИ О НАЧАЛЕ КАРАТЕЛЬНОГО ПОХОДА АССИРИИ. Ассириец Олоферн выступает в поход, претворяя в жизнь план Навуходоносора. Он начинает

1. Борьба Юго-Западной Руси против господства Золотой Орды на рубеже XIII–XIV вв. Начало территориальных приобретений Великого княжества Литовского в Галицко-Волынском и Киевском княжествах

1. Борьба Юго-Западной Руси против господства Золотой Орды на рубеже XIII–XIV вв. Начало территориальных приобретений Великого княжества Литовского в Галицко-Волынском и Киевском княжествах К территориальным захватам на Руси Литовское раннефеодальное государство

6. Положение евреев в Польше

6. Положение евреев в Польше В Польской Республике после 1918 г. публично-правовой статус имели только религиозные общины (как единицы местного конфессионального, а не национального самоуправления). Правительство соблюдало договор относительно национальных меньшинств.

Отношения узбекских ханств с Россией

Торговые связи

Отношения, торговые связи между народами Центральной Азии и России начались с давних времен. Русские и центральноазиатские купцы сыграли большую роль в развитии торговых связей между двумя континентами.

В XVI веке, когда началось разделение мира мировыми державами, царская Россия завоевала Казанское, Астраханское и Сибирское ханства. В итоге Россия и узбекские ханства стали прямыми соседями. Это создало условия для дальнейшего развития взаимоотношений между ними. Торгово-ремесленнические круги Центральной Азии были весьма заинтересованы в развитии торгово-коммерческих отношений с Россией, где имелся большой спрос на их продукцию, в особенности на шелковые и хлопчатобумажные ткани. А в Центральной Азии пользовалось спросом российское сукно, железо, медь, мех, кожа и другие товары. Дипломатические отношения, установленные между узбекскими ханствами и Россией, сыграли большую роль в создании благополучных условий для торговой деятельности.

Посольские отношения в XVII веке

1619 году посол Имамкулихана Адамприбыл в Москву и был принят царем Михаилом Романовым. Царь вместе с Адамбием направил в Бухару своих послов под руководством Ивана Хохлова. Ивана Хохлова принял Имамкулпхан, по просьбе русского царя он освободил 23 русских пленных. И. Хохлов в 1620—1622 годах собрал ценные сведения о внутренней и внешней политике Бухарского ханства. Его с ценными дарами проводили в Москву. По письменным источникам, в XVI—XVII веках Бухарское и Хивинское ханства 12 раз посетили российские послы. В 1583— 1600 годах Москву 5 раз посещали бухарские и 2 раза — хивинские послы. Это свидетельствует о значительной активизации торгово-дипломатических отношений между Центральной Азией и Россией.

Усиление давления царской России на узбекские ханства

Начиная с XVIII века в отношениях царскои России с узбекскими ханствами стало преобладать давление. Это проявлялось в политике царской России в виде дискриминации ханств Центральной Азии в торговой сфере, в намерении отобрать их природные богатства, в усилении настроений по осуществлению своих стратегических целей.

Петр I считал Бухарское и Хивинское ханства не равными России и начал оказывать на них давление. При этом внутриполитическое положение в ханствах также сыграло свою роль. Так, хивинский хан Шахнияз в 1700 году тайно направил к Петру I своего посла и попросил его принять Хиву в состав России. В 1709 году преемник хана Мухаммад также выступал с такой просьбой. В послании Петра I, направленном на имя хивинского хана, было написано: „Мы, оказывая царское великодушие, принимаем в свое вечное подчинение хана вместе со всем ему принадлежащим имуществом». Но эти намерения тогда не осуществились. Этому помешало участие России в Северной войне.

В 1713 году находившийся в Астрахани хивинский посол Ходжа Нафас просил русскую администрацию передать в Санкт-Петербург царю Петру I сведения о том, что пески на берегах Амударьи полны золотой руды, что проживающее на берегах население в больших количествах намывает золотой песок. Получив эти сведения, Петр I составил тайный план по проникновению на территорию узбекских ханств. Он организует две военные экспедиции. Начальником одной экспедиции он назначил Александра Бековича-Черкасского, а второй — капитана Ивана Бухголъса.

В составе военной экспедиции Бековича-Черкасского было огромное войско. В 1717 году в связи с проникновением экспедиции на территорию Хивинского ханства там происходят военные стычки. Хивинский хан Шергазихан применил хитрость: приняв Бековича-Черкасского, он уничтожает все его войско. Гибель организованной Петром I военной экспедиции обострила хивинско-российские отношения.

Войска второй „экспедиции» — Бухгольса в 1715 году направляются из Тобола по Иртышу в Яркент. Эта группа, достигнув Ямищевского озера, строит здесь цитадель. Но на экспедицию нападают калмыки, после чего она была вынуждена отступить.

В 1717 году бухарский хан направляет в Петербург своего посла. Посол Кулибек вручает Петру I приветственное послание Абулфайзхана в связи с победой над шведами. Абулфайзхан в своем послании просит Россию направить в Бухару своего посла. В ответ на такую просьбу российское пра-вительство в 1721 году направило послом Флорио Беневени. Российскому послу было поручено изучить водные пути и дороги на суше, ведущие в страны Востока; выяснить возможности для расширения русской торговли; убедить бухарского хана заключить союз с Россией; предложить хану принять на свою службу русских гвардейцев; выяснить месторождения и запасы золота и отметить их на картах; изучить состояние крепостей и войск ханства и взаимоотношения ханства с Ираном и Хивой. Ф. Беневени прибыл в Бухару и был принят Абулфайзханом.

Ф. Беневени пробыл в Бухаре 3,5 года. Ему удалось собрать все ценные сведения по порученным заданиям. Он направляет эти сведения в Санкт-Петербург открытыми и зашифрованными письмами. После выполнения всех заданий правительства Ф. Беневени в 1725 году возвращается в Петербург.

В первой четверти XVIII века среди казахских султанов, разделенных на Малый, Средний и Большой жузы, усиливается междоусобная борьба, вследствие которой они оказываются в бедственном положении и вынуждены просить помощи извне. В 1730 году султан Малого жуза Абулхайр направил в Россию своего посла и выразил готовность вступить в состав России. В 1732 году Малый жуз, в 1739—1740 годах Средний жуз под предводительством Семекехана, в 1747 году Большой жуз вступили в подчинение России. Вследствие этого для российского правительства были созданы очень удобные условия для подчинения себе Центральной Азии.

В 1734 году организуется военная группа под началом секретаря сената И. Кириллова. Этой группе было поручено: „поднять над Аральским морем российский флаг“, открыть путь „до Бухары и дальше — в Индию“, продолжить поиски золотых месторождений. В 1735 году группа Кириллова построила на берегу реки Ор крепость Ор (впоследствии в окрестностях этой крепости возник город Оренбург), воздвигла крепости на берегах рек Яик и Иртыш (Сибирь). Теперь купцы ханств вели торговлю с Россией в Оренбурге.

Начиная со второй половины XVIII века еще больше усилилась роль среднеазиатских ханств в торгово-экономических отношениях с Россией. Тому причиной было: во-пер-вых, поиск источников сырья для развивающейся в России промышленности, во-вторых, усиление в Азии, в частности в Индии, влияния Англии.

В конце XVIII — начале XIX века русский капитал занял ведущую роль на среднеазиатском рынке. Английские товары поступали сюда через Россию. На Нижегородской ярмарке кроме русских купцов принимали участие также купцы, прибывшие из узбекских ханств, Ирана и Индии. В начале XIX века Россия создала большие возможности для узбекских купцов, отдельные ограничения были отменены. Теперь узбекские купцы могли ездить с торговлей и во внутренние города России.

Хан Узбек и русские княжества

В отличие от предшественников, Узбек очень активно вмешивался в дела своих вассалов — русских князей. Термин «ордынское иго на Руси» является наиболее оправданным именно применительно к его правлению. Узбек полностью отверг древнерусский лествичный принцип престолонаследия старшим в княжеском роду и передавал великокняжеский престол тому, кому считал нужным. Так, в 1317 г. он сместил великого князя Михаила Тверского (утвержденного Токтой) и передал владимирский престол младшему по возрасту и месту в княжеской семейной иерархии Юрию Московскому, женив его на своей сестре. В 1322 г. он сам же низложил Юрия и передал трон Дмитрию, сыну Михаила Тверского, а затем — его брату Александру. За время правления Узбека в его ставке было казнено не менее десяти русских князей — больше, чем всеми его предшественниками, вместе взятыми.

Несколько особняком стоит один эпизод в истории отношений Золотой Орды и Руси в эпоху Узбека — тверские события 1327 г., когда местное население подняло восстание против ордынского посла — Шевкала, двоюродного брата Узбека, который сам погиб. Восстание было жестоко
подавлено другими русскими вассалами Золотой Орды. Традиционно
оно рассматривается в контексте «борьбы против ордынского ига» и вроде бы вписывается в общую жесткую политику хана Узбека в отношении Руси.

Однако некоторые обстоятельства заставляют взглянуть на события в Твери в 1327 г. несколько с иного ракурса.

Во-первых, на этот раз хан изначально не ставил целью смещение великого князя Александра Михайловича: имея подобные намерения, он обычно использовал иные механизмы. Во-вторых, если обратиться
к народной «Песне о Щелкане Дудентьевиче», то выясняется, что Шевкал-Щелкан намеревался отстранить от власти князя и править и судить в Твери сам. Безусловно, считать фольклорное произведение достоверным историческим источником не следует, тем более что летописные сообщения о восстании в Твери не подтверждают таких намерений ханского родственника и называют его просто послом — пусть и
с весьма широкими полномочиями.

Тем не менее осмелимся высказать предположение на основании «Песни», что Узбек мог предпринять попытку ввести прямое правление в
русских княжествах, и Шевкал мог рассматриваться как один из
«губернаторов», т. е. улус-беков. Однако крайне резкая реакция тверичей на его намерения вполне могла охладить реформаторский пыл хана и вернуться к уже сложившейся около четверти века назад системе. Он лишь позволил себе достаточно произвольно назначать в качестве вассальных правителей тех русских князей, в безусловной
лояльности которых был уверен — таких, как Иван Калита.

Правда, не желая сосредоточения власти над всей обширной территорией Северо-Восточной Руси в руках одного (пусть даже и верного) вассала, он использовал разные средства для ее ограничения: так, в 1328—1331 гг. князь Иван Даниилович делил великокняжескую власть с суздальским
князем Александром Васильевичем; в 1337 г. Узбек простил
мятежного тверского князя Александра Михайловича и признал его великим князем тверским, т. е. формально вывел из подчинения великого князя владимирского. Именно эта система в сочетании с сохранением «русских» баскаков или даруг, но уже в качестве сановников при ханском дворе позволила сохранять в той или иной степени вассалитет русских
княжеств от Золотой Орды до XV в. включительно.

В целом же, как и другие внешнеполитические действия Узбека, его политика на Руси имела не слишком благоприятные последствия для Золотой Орды. Своим вмешательством в русские дела он способствовал усилению одного из княжеских домов — московского. А московские князья (Иван Калита и его потомки) оказались весьма энергичными и
амбициозными правителями, которые за короткое время сумели установить контроль практически над всей Северо-Восточной Русью (за исключением Твери, Рязани, Нижнего Новгорода и Великого Новгорода) и во время смуты в Золотой Орде 1360—1370-х гг. возглавили сопротивление ханской власти. Впрочем, до этого было еще далеко. В правление же Узбека русские князья, напуганные его активным вмешательством в свои дела и многочисленными расправами с представителями княжеского рода, старались не давать поводов для новых опустошительных походов.

Цит. по: Почекаев Р. Ю. Золотая Орда. История в имперском
контексте.

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Правление Узбек-хана в Золотой Орде История

В 1312 году Тохта, оставив во главе армии, пограничной с Хулагуидами царевича Узбека, возвращался в Сарай. В местности Курну он умер. На курултае второй сын Тохты Тук-Бука с эмиром Маджи (Баджир) из уйгуров оспорил права Исан-Буки и стал главным претендентом на избрание ханом. В это время Узбек ехал на курултай для участия в нем. Кутлук-Тимур, его кузен, уже присутствующий на курултае, передал Узбеку либо дезинформацию о планируемом убийстве, либо правду о том, что Узбека планируют убить. Прибыв на курултай, Узбек и Исатай кият убили Тук-Бугу и Маджи (Баджир) уйгура.

Официальной версией случившегося стала то, что сам Тук-Бука и его эмир Маджи планировали убить Узбека. Был ли на самом деле заговор против Узбека, историкам узнать видимо, не суждено, в распоряжение разных источников попала официальная версия о причинах убийства Ток-Буги и Маджи уйгура. После этого кровопролития Баялун, жена Тохты с помощью подкупов смогла добиться избрания Узбека ханом на курултае. Только после восшествия на престол Узбек принял ислам и через некоторое время начал борьбу с немусульманами, а также начал проводить свою административную реформу, лишившую всех Джучидов, потомков 16 сыновей Джучи (кроме линий Бату и Орды, а также шибанидов) их уделов.

Административная реформа хана Узбека с одной стороны была уникальна. С другой стороны ее механизм прослеживается во многих обществах как Азии, так и Европы. Всего мы имеем только одно известие об этой административной реформе хана Узбека из Утемыш-хаджи. Данное прямое свидетельство косвенно подтверждается рядом признаков, что позволяет нам думать, что данная реформа имела место быть. Если полностью доверять Утемыш-хаджи, то окажется, что Узбек-хан отнял улусы у всех Джучидов за Ордуидов. Шибаниды, видимо, тоже изначально были лишены всех улусов, но потом Исатай кият выделил два племени для Шибанидов в управление. Известный список 92 узбекских родов и племен связан именно с административной реформой Узбек-хана. При хане Бату было всего около 17 улусов, отданных детям Джучи (помимо улусов Орды и Бату, вместе с которыми было 19 улусов). Данное число косвенно подтверждается как данными Утемыш-хаджи, так и данными о «18 братьях Батота» (плюс улус самого Бату). Позже были выделены еще 4 улуса, которые образовывались по принципу войск тама (один из таких улусов улус Тама-Токты) – выделением определенных контингентов от каждого улуса. В каждом улусе по традиции выделялось 4 военачальника (карачи-беки), возглавлявших рода или «сборные тысячи». В итоге, когда произошла административная реформа Узбек-хана, все племена, которые раньше подчинялись главам улусов, стали напрямую подчинятся Узбек-хану. Исходя из того, что улусов было 23, и в каждом улусе было по 4 племени, то этим можно объяснить такое число (23*4=92) «узбекских родов». Названия родов носили атрибутивную форму, то есть рода Узбека, а позже Узбек превратился в среднеазиатский экзоэтноним.
Самоограничение в налогообложении и предоставление общественных (в том числе защита населения от других кочующих бандитов) приводят к гигантскому скачку в росте выпуска и как результат доходов самого автократа.

Административную реформу Узбек-хана можно назвать тем актом, который положил начало классическому периоду в Золотой Орде. Изъятие улусов у Джучидов привела к росту экономики Золотой Орды и установлению порядка на всей ее территории. В рамках политической системы улуса Джучи существовало 23 улуса, из которых улус Бату был по материальным ресурсам одним из 23 улусов, но при этом наследники Бату обладали нематериальным ресурсом, таким как легитимность. В период правления Тохты большая часть улусов была интегрирована к улусу Бату, путем назначения на посты глав улуса близких родственников Тохты. Но сама политическая система не менялась, новые институты не были созданы. Таким образом, власть Тохты структурно была похожа на власть Бату: Бату и Тохта правили не на основе политических институтов, которые зависели от центральной власти институционально, а на основе личной харизмы, когда силой авторитета и войсками близких родственников он мог влиять на всех владельцев улусов. Кроме того, видна разница между походами ханов Золотой Орды в эпоху до Узбека и при нем. До Узбека, например, в эпоху Ногая, походы носили грабительский характер, цель которых состояла в приобретении материальных благ, нередко случались ссоры из-за добычи, как например между Ногаем и Теле-Бугой. В эпоху же Узбека походы были уже государственными предприятиями и зависели целиком от воли хана.
Когда Узбек-хан пришел к власти, он решил использовать родоплеменную знать как противовес власти джучидов. Ибн Батута сообщает нам о 17 эмирах-темниках, которых он видел на пиру у Узбек-хана. Мы предполагаем, что эти представители родоплеменной знати были теми людьми, которых Узбек-хан выдвинул на место правителей улусов вместо Джучидов. С учетом того, что кроме улуса Бату и 17 улусов темников оставалось 5 улусов, можно предположить, что именно эти 5 улусов остались в управлении у некоторых Джучидских кланов Ордуидов и Шибанидов.
Наиболее выдающихся Джучидов Узбек ликвидировал физически. В источниках упоминаются от 20 до 120 убитых царевичей. Если верить первой цифре, то, видимо, были уничтожены все главы улусов (Джучиды), бывшие на курултае.
Придя к власти, Узбек-хан постепенно изменил политическую систему государства, изменил флаг Золотой Орды и перенес столицу. Что касается флага Золотой Орды: недавно казахстанские историки обнаружили некоторые европейские карты, по которым можно восстановить изображение Золотоордынского флага. Первой такой картой является портулан Анджелино Далорто (иногда пишут как Анхелино Дулсерт). Портуланами назывались морские карты эпохи Возрождения с конца XIII до XVI века, на которых показана акватория Средиземного и Черного морей, а также часть европейской Атлантики. Всего Анджелино Далорто сделал два портулана: Первый портулан датируется 2-й половиной 1320-х гг. Второй портулан, из собрания Парижской Национальной библиотеки, датирован 1339 годом и составлен на острове Мальорка. С точки зрения Золотой Орды нам интересен второй портулан, так как на нем изображена территория Золотой Орды с символами власти Золотой Орды. Если бегло смотреть на карту можно увидеть символ Золотой Орды: тамга дома Бату вместе с полумесяцем. Если же потом посмотреть на край карты, восточнее Причерноморья, то на карте вы можете увидеть хана Узбека и те же символы. Причем из картинки становится ясно, что это символы, части флага. Таким образом европейский автор в 1339 году изображал флаг Золотой орды как полумесяц и тамгу дома Бату расположенную рядом. Уточнить изображение флага позволяет Каталонский атлас 1375 года. Данный атлас называют вершиной каталонской школы средневековой картографии.
Узбек-хан активно занимался экономическим развитием Золотой Орды, обустройством новых торговых путей. В это время Улусы Чагатая, Угедея и Хулагу были охвачены гражданскими войнами, что привело к переносу торговых путей на север по территории Золотой Орды, где в отличие от южных соседей присутствовала политическая стабильность. Любой купец мог проехать безопасно с берегов Дуная до Алтая по территории всего улуса Джучи. Во времена правления Узбек-хана в Золотой Орде начался повсеместный рост количества новых городов и увеличение размера старых городов. В 1332 году Узбек-хан перенес столицу в Новый Сарай (Сарай ал-Джедид). Узбек унифицировал и централизовал страну, победил местный сепаратизм. Как отмечал Сафаргалиев М.Г., на китайской карте 1331 года Узбек-хан обозначен как единоличный правитель улуса Джучи, чьи владения начинаются от берегов Иртыша и устья Сырдарьи и заканчиваются далеко на Западе. При Узбек-хане сложилась классическая схема управления русскими княжествами, которая известна из множества источников. Один из русских князей получал ярлык (жарлык-указ) на правление. Он обязан был собирать «выход», налоги с русских княжеств, которые расчитывались исходя из переписи населения. Уровень налогообложения не был высок и последующее исходящее из этого факта название «татаро-монгольское иго» как характеристика вассальной зависимости русских княжеств от Золотой Орды не является научным, а является идеологическим штампом и историографическим мифом. Основным геополитическим соперником Золотой Орды по-прежнему оставался Улус Хулагу. Претендуя на территорию Азербайджана, войска Узбека совершили ряд вторжений туда, но не смогли достичь серьезных успехов. Узбек на более высоком уровне поддерживал дипломатические отношения с Папой Римским, Византией, Индией, странами Западной Европы, Узбек-хан смог возобновить союз с мамлюкскими султанами против улуса Хулагу. Когда Узбек-хан вошел на престол он сохранил за Михаилом Тверским статус Великого князя Владимирского. Однако московский князь Юрий Данилович Московский смог жениться на Кончаке, сестре хана Узбека. В 1317 году Узбек после женитьбы решил одарить своего новоиспеченного зятя статусом Великого князя Владимирского. Интриги тверских и московских князей, которые продолжались с 1317 по 1331 годы, закончились гибелью московского князя, двух тверских князей, подозрительной смертью Кончаки, а также гибелью в походе Шаухала, кузена Узбек-хана. С 1331 года Великим князем Владимирским стал московский князь Иван, получивший прозвище Калита (Калитой назывался карман, где хранились деньги, от тюркского Калта – карман).
В отношении русских княжеств Узбек-хан вел жесткую политику, помимо вышеуказанных казней двух тверских князей, Узбек казнил еще Новосильского, Рязанского, Стародубского и нового Тверского князей. Во внешней политике Узбек сумел заключить династийный союз с Египетским султаном, выдав за него замуж свою родственницу Тулунбай, которая была из потомков Чимпая, сына Джучи, но также была падчерицей Бурлюка, дяди Узбек-хана. При этом Узбек-хан получил огромный по тем временам калым за невесту. Послы Египетского султана были вынуждены занимать денег у золотоордынских послов, чтобы в полной мере выплатить калым. В 1320 году Тулунбай стала султаншей Египта. В 1330-ых годах Узбек-хан выдал ярлыки генуэзцам, которые перенесли часть своих торговых операций на территорию Золотой Орды. В 1323 году Узбек-хан послал свои войска на помощь болгарскому царю. Примерно в это же время он женился на дочери Византийского императора Баялун-хатун (она носила то же имя, что и мачеха Узбек-хана). В 1330 году войска Узбек-хана в союзе с войсками румынского правителя Бесараба (он был дальним родственником Узбек-хана и потомком Шибана, сына Джучи) и войсками византийского императора напали на войска Стефана III, короля Сербии, но потерпели поражение. В 1324 и 1337 годах войска Узбек-хана нападали на Литовское княжество. Борьба с Литовским княжеством стало первоочередной задачей Узбек-хана, так как из-за литовцев ордынцы лишились контроля над Волынью и Киевом, при Узбек-хане над Смоленском. В 1313 году, после проведения административной реформы и введения ислама как государственной религии, некоторые улусные правители восстали против Узбек-хана. Баба-огул, потомок Джочи-Хасара (брат Чингиз-хана), ранее служивший Кайду, напал на Хорезм, где убил много мусульманских священослужителей. Узбек-хан направил против него армию Кутлук-Тимура. Армия перешла на сторону Баба-огула. Союзник Узбек-хана Чагатаид Ясавур, напал на Баба-огула, который вынужден был бежать в Иран. Узбек-хан отправил послов потребовать выдачи Баба-огула. Ильхан был в замешательстве, но после поступления ультиматума от Узбек-хана ильхан Улджайту решил казнить Баба-огула и не начинать войну с Золотой ордой из-за него. Сын Баба-огула Туга-Тимур стал правителем Ирана, после того как потомки Хулагу погибли в междусобицах.
В 1316 году Узбек-хану поступило предложение от некоторых иранских эмиров занять престол ильханов, но Узбек-хан в тот момент не решился вмешиваться в междусобицы. Чуть позже он в союзе с Ясавуром решил напасть на нового ильхана. В 1320 году вторжение Узбек-хана не дало никаких результатов.
В 1314 году он выдал ярлык католическому ордену Францисканцев, пожаловав им льготы и позволив основать им свою миссию в Сарай-Бату. В 1336 году францисканцы имели уже 10 представительств, а кузен Узбек-хана вместе со своей семьей принял католичество. Личным мусульманским именем Узбек-хана было имя Мухаммед. Любимой женой Узбек-хана, была Тайдулла из рода Кыпшак. От нее у него родилось два сына: Джанибек и Тыныбек. Под конец жизни Узбек-хана родственник (или родной брат) Тайдуллы Могул-Буга занял позицию одного из 4 главных эмиров государства. Помимо него тремя приближенными беками Узбек-хана были Исатай из рода Кият, Нангудай из рода Кунгират (по казахским шежире, он предок казахских коныратов) и Кутлук-Тимур из рода Барын. В 1341 году Узбек-хан скончался.
До воцарения Узбека Улус Джучи представляла собой конфедерацию кочевых улусов, которая не имела устойчивой и стабильной политической системы. Со времен Узбек-хана, в среднеазиатских и части персидских источников, кочевое население Золотой орды стало называться узбеками, в то время как в русских, арабских и европейских источниках, их называли татарами. Это кочевое население Золотой Орды было единым и однородным, начиная от реки Иртыш и Алтая на востоке и до Дуная и Валахии на Западе. Таким образом, Татар и Узбек это экзоэтнонимы всего кочевого населения Золотой орды. Среди кочевого населения Золотой орды преобладала родоплеменная идентичность. Эпоха со времени начала правления Узбек-хана и до смерти его внука Бердибека считается Золотым веком Золотой Орды, когда росла экономика, была политическая стабильность, расцвела классическая золотоордынская культура.

Узбек-хан
Султан Гийас ад-Дин Мухаммед

Хан Золотой Орды (1313-1341) из рода Чингизидов. При нем государственной религией Золотой Орды признан ислам. Покровительствовал Москве в ее борьбе с тверскими князьями. В годы правления началось собирание русских княжеств под властью Ивана Калиты, что в итоге привело к выходу Великого Княжества Московского, а потом и всей Руси из подданства ханов Золотой Орды.

Хан Узбек родился 10 марта 1283 года в Золотой Орде. Являлся сыном Тогрула и племянником хана Тохты. В январе 1313 года, после смерти своего дяди, прибыл вместе с беклярбеком Кутлуг-Тимуром из Ургенча , чтобы сказать близким покойного хана слова утешения. В результате убил его сыновей Иксара и Кадака и захватил власть в Золотой Орде.

Воцарение Узбека осуществлялось при поддержке сторонников ислама . Выдвижению предшествовала оживленная борьба, поскольку представители кочевой аристократии хотели иметь на ордынском престоле преемника Тохты, сторонника традиционных порядков и тенгрианства . В результате новому хану, вступившему на престол при поддержке происламских сил, пришлось восемь лет провести в северной части Дешт-и-Кипчака.

Став ханом, Узбек, по настоянию Кутлуг-Тимура принял ислам и получил имя Мухаммед . Попытка ввести ислам в качестве государственной религии встретила сопротивление ордынской аристократии. Хан преследовал всех инаковерующих, что вызвало заговор эмиров, который был жестоко подавлен. Узбек-хан твердо держал власть в своих руках и жестоко пресекал всякие сепаратистские выступления на окраинах, а также упразднил баскачество на Руси, передав право взимать дань и отправлять ее в Орду русским князьям.

Хан ликвидировал внутренние распри в Орде и добился ее подъема. Осуществил крупную административно-территориальную реформу, по которой правое крыло Улуса Джучи разделено на четыре крупных улуса: Сарай, Хорезм, Крым и Дешт-и-Кыпчак во главе с назначаемыми ханом улусными эмирами. Благодаря этому выстроилась более жесткая вертикаль власти, что обеспечило беспрекословное подчинение Поволжья, Хорезма, Крыма и Кипчакской степи.

Правление Узбек-хана стало временем наивысшего могущества Золотой Орды. Эпоха отмечена культурным подъемом и широким городским строительством. При нем построена новая столица – Сарай аль-Джедид. Хан много внимания уделял развитию торговли. Караванные пути стали не только безопасными, но и благоустроенными. Орда вела оживленную торговлю со странами Западной Европы, Малой Азии, Египтом, Индией, Китаем.

В 1317 году Узбек-хан выдал замуж за московского князя Юрия Даниловича свою сестру Кончаку , разрешив ей принять православие , что позволило князю заручиться поддержкой хана в борьбе за великое княжение с Михаилом Ярославичем Тверским .

Узбек дал Юрию ордынский отряд во главе с Кавгадыем , но Михаил Ярославич в Бортеневской битве разбил объединенное московско-татарское войско. Неожиданная смерть Кончаки в тверском плену дала повод Юрию обвинить перед Узбеком Михаила в ее отравлении. Михаил Тверской вызван в Орду и здесь, вследствие ненависти к нему Кавгадыя, убит по приказу хана.

Сын Михаила Тверского Александр , княживший в Твери , возобновил борьбу с московским князем Иваном Калитой , приняв в 1327 году участие в восстании , в котором тверичи убили ордынского посла Щелкана и всю его свиту. Узбек-хан разгневался, узнав об убийстве, и послал за московским князем. Хан выдал ему ярлык на княжение и 50 000 войска.

В том же году Калита с татарским и суздальским отрядами разгромил тверское войско, жестоко подавил восстание и опустошил Тверское княжество. После этого Узбек разделил основную территорию Северо-Восточной Руси на две части, одну из них отдав Ивану Калите, а другую, вместе со столицей Владимиром , передал суздальскому князю Александру Васильевичу , после смерти которого в 1331 году московский князь вновь отправился в Орду и получил ярлык на все княжество.

Александр Михайлович Тверской, спасаясь от гнева Узбека, бежал в Великое княжество Литовское. В 1337 году сам явился в Золотую Орду и просил помилования. Хану понравилась мужественная речь князя и простил его. Но все же 29 октября 1339 года Александр с сыном Федором оказались казнены по приказу хана. Через год на смоленского князя, не желавшего платить дань, послал войско, которое разорило его княжество.

Несмотря на то, что Узбек-хан вел достаточно активную внешнюю политику, территория государства при нем не претерпела изменений. Хан стремился помешать захвату Польским королевством Галицко-Волынского княжества. Объединенное русско-ордынское войско совершило поход на Люблин. Затем по просьбе галицкого боярина Дмитра Дедко хан направил против короля Казимира III Великого сорокатысячное войско, которое разбито на Висле.

Продолжая действовать в русле традиционной политики Джучидов, Узбек претендовал на закавказские территории – владения Хулагуидов. Ордынские войска вторгались в Ширван и Арран, но ощутимого успеха не достигли. Беклярбек Кутлуг-Тимур выступал против войны с Хулагуидами, опасаясь, что подорвет торговлю и внутреннюю стабильность Орды.

Узбек-хан поддерживал дипломатические отношения с Византией, Индией и странами Западной Европы. Возобновил взаимоотношения с Египтом. Вступил в династический брак с византийским императором Андроником II, женившись на его дочери, а также породнился с египетским султаном ан-Насир Мухаммедом, за которого выдал свою племянницу, царевну Тулунбай.

Узбек-хан умер 7 апреля 1341 года. После его смерти великого хана Власть в Золотой Орде на короткий срок перешла к его сыну Тинибеку.

Семья Узбек-хана

Отец – Тогрул
Первая жена – Баялун (ум. 1323)
Вторая жена – Тайдула (ум. 1361)
Дети – Тимурбек, Тинибек (ум. 1342 ), золотоордынский хан ( 1341- 1342), Джанибек (ум. 1357), хан Золотой Орды (1342-1357), Тулунбек, Иринбек, Тугдыбек, Хызр-бек

Особенности взаимоотношений русских князей и золотой орды XIV-XV вв.

Вы будете перенаправлены на Автор24

Монголо-татарское иго — это система политической и экономической зависимости русских земель от Монгольской империи и от Золотой Орды. Установилось оно в результате нашествия монголов на Русь в 1237—1242 годах и в Северо-Восточной Руси длилось до 1480 года.

Русские князья и Золотая Орда

С установлением вассальной зависимости от Монгольской империи в политике русских князей можно проследить две основные линии. Первая заключалась в стремлении добиться, оказывая Орде открытое сопротивление. В условиях неравенства сил такие действия носили героический и безнадежный характер. Попытки отдельных князей (Даниила Галицкого) продолжать борьбу с монголами были тщетными.

Вторая линия, более гибкая и осторожная, реализовывалась в действиях великого князя владимирского Ярослава Всеволодовича и его сына, Александра Невского. Эта политика учитывала, что, кроме восточной опасности Руси на северо-западе угрожала угроза рыцарских орденов. Поддерживая с ханами Золотой Орды мирные отношения, используя их противоречия с правителями Каракорума в своих интересах, Александр Невский стремился укрепить собственную власть как старшего среди русских князей. В этой политике его поддерживало руководство православной церкви, видевшее большую опасность в экспансии католической церкви, чем в веротерпимых монгольских правителях. Не все современники с одобрением относились к этой умеренной по отношению к монголам линии действий. Однако после смерти Александра Невского стало очевидно, что этот незаурядный политик и государственный деятель, проводил единственно реальную в тех условиях внешнюю политику, давшую русским землям возможность выживания.

Золотая Орда – это основанное в 1240-х годах ханом Батыем многонациональное государство, в состав которого входили Волжская Болгария, Западная Сибирь, Северный Хорезм, Северный Кавказ, Крым.

Преемники Александра Невского не сумели оценить сложность наступившего времени. На Руси вновь развернулась борьба за великокняжеский престол. В междоусобицах русские князья сами во второй половине XIII века не раз наводили на Русь монгольские отряды, которые грабили и разоряли страну. Дробление русских земель продолжалось, ослаб авторитет Владимирского великого князя. Хозяйство находилось в упадке, города захирели. Культурным ценностям был нанесен страшный ущерб, погибли многие произведения ремесла и храмы, сгорели книги и иконы. Резко уменьшилась численность населения, лучшие кадры ремесленников, мастеров, зодчих погибли или оказались в плену.

Эти причины способствовали замедлению развития Руси по сравнению с государствами Западной Европы.

Готовые работы на аналогичную тему

Московско-ордынские отношения

Первые московские князья продолжали политику Александра Невского, связанную с поддержанием с ордынскими ханами мирных отношений. Эту политику активно проводил Иван Калита, стремившийся использовать Орду как средство для достижения своих политических целей. Он проявлял внешнюю вассальную покорность, исправно уплачивал выход, но при этом стремился к максимальной самостоятельности во всех внутренних делах. Политика умиротворения способствовала прекращению набегов, что дало Московскому княжеству возможность значительно укрепиться.

Со второй половины XIV века начинают проявляться признаки ослабления Золотой Орды, связанные с начавшимися процессами феодального дробления. Из состава государства выделялись самостоятельные и полуавтономные орды, которые между собой вели ожесточенную борьбу. Эти ордынские усобицы сопровождались частой сменой ханов, а в отдельные периоды и одновременным правлением нескольких ханов. Но все ханы требовали выплаты дани, даров и поминков, что порождало напряженность в отношениях между Русью и Ордой. Резко выросло число набегов на русские земли.

Московское княжество к этому времени располагало достаточными силами для оказания сопротивления ордынцам. Борьба с монголами стала важной частью политики объединения русских земель. Именно московский князь выступал организатором общерусского сопротивления. В 1378 году на реке Воже московские полки разбили войско мурзы Бегича.

В 1380 году ордынский полководец Мамай с большим войском, в которое кроме татар входили отряды вассальных отрядов народов Поволжья и Северного Кавказа, и генуэзские наемники, выступил к русским границам.

Организация отпора показала значение Москвы как центра общерусского сопротивления татарам. Под знамена московского князя в короткое время собрались дружины и ополчения почти из всех княжеств. В походе не участвовали лишь соперничающие с Москвой тверской, рязанский и нижегородский князья, а также отряды Новгородской республики.

Твердые и быстрые действия князя Дмитрия помешали Мамаю соединиться с союзником литовским князем Ягайлом. 8 сентября 1380 года на Куликовом поле при впадении в Дон реки Непрядвы произошла битва. Военное искусство Дмитрия и о воевод и храбрость русских воинов привели к разгрому татарского войска. Куликовская победа не позволила к свергнуть иго, но был побежден «страх ордынский», развеян миф о непобедимости «Орды». Разгром Мамая ускорил разложение Золотой Орды, вызвал ее ослабление, и свержение ига теперь становилось вопросом времени.

Но Куликовская битва ослабила и русские княжества. В сражении погибли многие отборные дружинники, воины-профессионалы, тысячи ополченцев. Поэтому во время похода хана Тохтамыша в 1382 году в Москве не оказалось сил для сопротивления. Уехавший из города на север Дмитрий Донской не смог собрать войска. После короткой осады Москва была захвачена Тохтамышем и сожжена. Погрому подверглись и окрестности.

В результате была возобновлена уплата ордынской дани. Однако полностью восстановить власть над русскими землями ордынцы не сумели. Орда признала политическое главенство Москвы на Руси.

Свержение золотоордынского ига

Окончательное освобождение русских земель от ордынского ига произошло через сто лет. На осколках Золотой Орды к тому времени появился ряд самостоятельных государств:

  • Большая Орда;
  • Ногайская Орда;
  • Крымское ханство;
  • Казанское ханство;
  • Астраханское ханство.

В 1480 году хан Ахмат, правитель Большой Орды, заключил союз с польским королем Казимиром IV и вторгся в русские земли, чтобы восстановить выплату дани, прекращенную Великим князем Иваном III.

Сыграв на противоречиях между татарскими объединениями, Иван III смог отвлечь союзника хана Ахмата короля Казимира. В его земли вторгся крымский хан — противник Ахмата. Без поддержки польско-литовских сил Ахмат не решился на столкновение с московским войском. Русские и татары стояли на берегах Угры, не предпринимая решительных действий. Попытка татарского войска форсировать Угру в октябре 1480 года кончилась неудачей. Не дождавшись помощи и опасаясь наступающей зимы, Ахмат увел свои отряды обратно. Это было концом ордынского ига. Однако борьба с ханствами, возникшими на развалинах Орды, продолжалась еще долгое время.

Политика Ивана III на Востоке

К началу правления великого князя московского Ивана III (правил в 1462-1505 гг.), и вошедшего в историю как Великий, некогда могущественная Золотая Орда распалась на множество государств-осколков, три из которых — Казанское ханство, Крымское ханство и Большая Орда — граничили с Московским государством.

В первые годы правления Ивана III его отношения с Казанским ханством выражались в набегах, предпринимавшихся с обеих сторон, но не приводивших ни к каким серьезным последствиям. Позднее в Поволжье военные дела Ивана III стали более удачны. Однако он вел многочисленные войны с Казанским ханством (1468, 1469, 1478, 1482, 1487, 1496, 1505) не для завоевания, а для подчинения его своему влиянию. Он добился того, что стал по своему усмотрению возводить на престол и свергал с него казанских правителей.

В Казани в то время стал править хан Ибрагим (1467-1479). Вельможи, которые были им недовольны, пригласили занять престол его отчима Касима, жившего на Руси. Поддерживая Касима, Иван III начал в 1467 г. войну, продолжавшуюся около двух лет. После ряда неудач, в 1469 г. ему удалось осадить Казань и принудить Ибрагима заключить мир. Однако влияние великого князя московского на Средней Волге еще не окрепло.

По смерти хана Ибрагима часть казанской знати хотела возвести на престол Мухаммада Амина (Мухаммед-Эмин), среднего сына Ибрагима, другие ратовали за его старшего сына, Али-хана (Ильхам), который и стал при помощи ногайцев следующим ханом.

Распри, начавшиеся в Казани между сыновьями Ибрагима, дали Ивану III возможность подчинить это ханство своему влиянию. В 1485 г. на Казанский престол взошел Мухаммад Амин, а в 1486 г. — вновь Али-хан. Изгнанный братом Мухаммад Амин явился к Ивану III, прося помощи. Мухаммад Амин получил в удел Каширу и оставался здесь до 1487 г., когда Иван III объявил войну Казанскому ханству. Вслед за тем войско Ивана III осадило Казань и принудило Али-хана к сдаче. Он был взят в плен и сослан в Вологду, а на его место был посажен Мухаммад Амин, фактически ставший вассалом Ивана III, который получил, таким образом, возможность влиять на дела Казанского ханства. По словам Кульпина-Губайдуллина, «хотя Казанское ханство было поставлено в вассальную зависимость от Москвы в 1487 г., после взятия Казани войсками князя Д.Д. Холмского, отношения Москвы и Казани, как сюзерена и вассала, еще окончательно не утвердились».

Казанские вельможи были недовольны зависимостью от Москвы и свободным въездом русских людей для торговли в Казань, поэтому они вошли в сговор с ногайским князем Мамуком. В 1496 г. Мухаммад Амин был свергнут казанцами, и Мамук при их помощи занял Казанский престол. Однако Мамук царствовал недолго: уже в следующем году своими бесчинствами он вынудил казанских вельмож изгнать его. Они обратились за правителем к Ивану III, прося только не присылать к ним Мухаммада Амина, а прислать на царство младшего сына Ибрагима, Абд-ал-Латыфа (Абдыл-Летиф). Иван III согласился, дав при этом обещание, что Казань всегда будет во владении рода Ибрагима.

Мухаммад Амин остался на Руси, получив в удел Каширу, Серпухов и Хотунь, где он прославился своим корыстолюбием. Однако в конце княжения Ивана III мы вновь видим его на Казанском престоле: Абд-ал-Латыф уже в 1502 г. был низложен Иваном III и сослан в Белозерск за неповиновение, а на Казань вновь был посажен Мухаммад Амин.

По смерти своего брата Али-хана, Мухаммад Амин с разрешения Ивана III женился на его вдове, жившей в плену в Вологде. Она и убедила его отложиться от Руси. В 1505 г. Мухаммад Амин отпал от Москвы и начал с ней войну нападением на Нижний Новгород. Кончина не позволила Ивану III восстановить утраченную над Казанью власть. А Мухаммад Амин правил в Казани до 1518 г.

Большая Орда после стояния на реке Угре в 1480 г., а также Астраханское, Казахское, Сибирское и Узбекское ханства и государство Ак-Коюнлу в силу своей удаленности не играли важной роли во внешней политике Ивана III. С тремя другими мусульманскими государствами — Крымским ханством, Ногайской Ордой и Османской империей — великий князь московский поддерживал мирные отношения. Крымский хан Хаджи-Гирей (правил в 1441-1466 гг.), которому также некоторое время угрожала Большая Орда, и Иван III в 1462 г. обменялись посланиями, установив, таким образом, дружеские отношения.

В 1474 г. в Крым ездил посол Н.В. Беклемишев, заключивший от имени московского князя договор о сохранении дружбы, по которому хан Менгли-Гирей (правил с перерывами в 1467 – ок. 1515 гг.) стал верным союзником Ивана III как против Большой Орды, так и против Литвы. В 1480 г. посол князь И.И. Звенигородский скоординировал с Менгли-Гиреем русско-татарские действия против общих врагов. В том же году крымский хан совершил набег на владения Литовского государства, что помешало великому князю литовскому Казимиру IV Ягеллончику (правил в 1445-1492 гг.) оказать помощь хану Большой Орды Ахмату (правил в 1459-1481 гг.), двинувшемуся на Русь. В 1481 г. новое московское посольство во главе с князем Ромодановским заключило с Менгли-Гирееем новый договор. Русские купцы могли безопасно вести выгодную для них торговлю на рынках Азова и Кафы (нынешней Феодосии).

Иван III дважды заключал договор о дружбе и союзе и с Ногайской Ордой: в 1489 г. его контрагентом стал сибирский хан Ибрагим Ибак (правил в 1464-1495 гг.), а в 1491 г. — ногайский хан Муса ибн Ваккас (правил в 1491-1502 гг.).

С Османской империей Московское государство в 1492 г., то есть в правление султана Баязида II Адлы (правил в 1481-1512 гг.), при посредничестве Менгли-Гирея заключило договор об установлении мирных отношений и торговли, вступив фактически в дипломатические отношения с самым сильным мусульманским государством того времени.

Использованная и дополнительная литература:
1) Кульпин-Губайдуллин Э.С. Золотая Орда: Проблемы генезиса Российского государства. М., 2007.
2) Похлебкин В.В. Внешняя политика Руси, России и СССР за 1000 лет. М., 1992.
3) Калугин И. Дипломатические сношения России с Крымом, в княжение Иоанна III. М., 1855.
4) Карпов Г.Ф. История борьбы Московского государства с Польско-литовским. 1462-1508. Часть первая. М., 1867.
5) Бережков М.Н. Древнейшая книга крымских посольских дел 1474-1505 гг. Симферополь, 1894.
6) Бантыш-Каменский Н.Н. Реестр делам крымского двора с 1474 по 1779 г. Симферополь, 1893.
7) Лашков Ф.Ф. Памятники дипломатических сношений Крымского ханства с Московским государством в XVI и XVII вв. Симферополь, 1891.
8) Базилевич К.В. Внешняя политика Русского централизованного государства. Вторая половина XV в. М., 1952.
9) Греков Б.Д., Якубовский А.Ю. Золотая Орда и ее падение. М.–Л., 1950.
10) Греков И.Б. Очерки по истории международных отношений XIV – XVI вв. М., 1963.
11) История Татарской АССР. Т. I. Казань, 1955.
12) Исхаков Д.М., Измайлов И.Л. Этнополитическая история татар в VI – первой четверти XV в. Казань, 2000.
13) Сафаргалиев М.Г. Распад Золотой Орды. Саранск, 1960.
14) Зимин А. А. Россия на пороге нового времени. М., 1972.
15) Историческое и дипломатическое собрание дел между Российскими великими князьями и бывшими в Крыме Татарскими царями, с. 1462 по 1533 гг. // Записки Одесского Общества Истории и Древностей. Том V. Одесса, 1863.
16) Исхаков Д.М. Тюрко-татарские государства XV – XVI вв. Казань, 2004.
17) Карамзин Н.М. История государства Российского: в 6-ти книгах. Т. V – VI. М., 1993.
18) Каргалов В.В. Конец ордынского ига. М., 1984.
19) Книга, глаголемая Летописец Федора Кирилловича Нормантского // Временник Императорского Московского общества истории и древностей Российских. Кн.5. М., 1850.
20) Кусаинова Е.В. Русско-ногайские отношения и казачество в конце XV – XVII в. Волгоград, 2005.
21) Летописец, содержащий в себе Российскую историю. М., 1781.
22) Маслюженко Д.Н. Этнополитическая история лесостепного Притоболья в средние века. Курган, 2008.
23) Маслюженко А.Н. Легитимизация Тюменского ханства во внешнеполитической деятельности Ибрахим-хана (вторая половина XV в.) // Тюркологический сборник 2007-2008: история и культура тюркских народов России и сопредельных стран. М., 2009.
24) Нестеров А. Г. Государства Шейбанидов и Тайбугидов в Западной Сибири в XIV – XVII вв.: археология и история. АКД. М., 1988.
25) Нестеров А.Г. Формирование государственности у тюркских народов Урала и Западной Сибири в XIV – XVI вв. // Дешт-и-Кипчак и Золотая Орда в становлении культуры евразийских народов. М., 2003.
26) Памятники дипломатических сношений древней России с державами иностранными. Том 1. Памятники дипломатических сношений Московского государства с крымской и ногайской ордами и с Турцией с 1474 по 1505 год, Эпоха свержения монгольского ига в России // Сборник Императорского Русского Исторического общества. Том 41. СПб., 1884.
27) Рябинина Е.А. Сибирский поход 1483 года: к проблеме взаимоотношений России с Тюменским ханством // Емельяновские чтения: Материалы II Всероссийской научно-практической конференции. Курган, 2007.
28) Трепавлов В. В. Тайбуга. «На Мангытском юрте третий государь» // Татаriса. № 1. 1997/1998. Казань, 1997.
29) Трепавлов В.В. История Ногайской Орды. М., 2002.
30) Файзрахманов Г.Л. Взаимоотношения Сибирского и Казанского ханств // Казанское ханство: актуальные проблемы исследования. Казань, 2002.
31) Файзрахманов. Г.Л. Тайбугины и Шибаниды в Западной Сибири. Из взаимоотношений Казанского, Тюменского ханств и Ногайской Орды в XV веке // Проблемы истории Казани: современный взгляд. Казань, 2004.
32) Файзрахманов Г.Л. История татар Западной Сибири: с древнейших времен до начала XX века. Казань, 2007.
33) Щербатов М.М. История Российская. М, 1789.
34) Шмурло Е.Ф. XVI век и его значение в русской истории. СПБ, 1891.
35) Сахаров А.М. Образование и развитие единого Российского государства в XIV – XVI вв. М, 1969.
36) Смирнов И.И. Очерки политической истории русского государства 30-50-х годов XVI в. М.–Л., 1958.
37) Тихомиров М.Н. Россия в XVI в. М, 1962.
38) Шмидт С.О. Российское государство в середине XVI столетия. М,1984.
39) Шмидт С.О. Становление Российского самодержавия. М, 1973.
40) Пресняков А. Е. Образование великорусского государства. Очерки по истории XIII – XV столетий. П., 1918.
41) Лихачев Д. С. Культура Руси эпохи образования Русского национального государства. Конец XIV – начало XVI в. М., 1946.
42) Базилевич К. В. Внешняя политика Русского централизованного государства. Вторая половина XV в. М., 1952.
43) Каштанов С. М. Из истории последних уделов // Труды МГИАИ, т. 10, 1957.
44) Черепнин Л. В. Образование Русского централизованного государства в XIV – XV вв. М., 1960.
45) Лурье Я. С. Идеологическая борьба в русской публицистике конца XV – начала XVI вв. М.–Л., 1960.
46) Памятники дипломатических сношений Московского государства с Крымскою и Нагайскою ордами и с Турцией. — В кн.: Сборник императорского Русского исторического общества. Т. 41. СПб., 1884.
47) Руев В.Л. Турецкое вторжение в Крым в 1475 г. Симферополь, 2014.
48) Смирнов В.Д. Крымское ханство XIII – XV вв. М., 2011.
49) Зайцев И.В. Крымская историографическая традиция XV – XIX вв. М. , 2009.
50) Хорошкевич А.Л. Русь и Крым: от союза к противостоянию. Конец XV – начало XVI в. М., 2001.
51) Смирнов В.Д. Крымское ханство под верховенством Отоманской Порты. Т. 1: До начала XVIII в. М., 2005.
52) Тунман И.Э. Крымское ханство. Б/м., 1936.

Ссылка на основную публикацию