Школьный портфель СССР: как выглядел, что в нём носили

Эволюция школьного портфеля: 1960-1980-е

Школьные годы нередко становятся предметом приятных воспоминаний, ведь именно в школе многое происходит впервые. При этом у каждого времени всегда существуют свои отличительные черты и характерные особенности, которые зачастую являются незначительными, на первый взгляд, мелочами, и живут как данность в наших воспоминаниях. В преддверии Дня знаний команда Города+ решила взглянуть на историю развития отечественного среднего образования с необычной стороны – мы пообщались с петербуржцами, которые учились в разные годы, и собрали рассказы о содержимом их школьных портфелей и школьной форме, а также узнали, в какие игры они играли. В этом материале – история школьной жизни 1960-1980-х годов, вторая часть истории охватывает период 1990-2010-х.

1960-е

«В старших классах директриса гонялась за теми, кто пришел в «клешах» (расклешенных брюках – прим. Город+). Из-за них можно было и правда вылететь из школы. Но зато каждый сантиметр «клешей», как у The Beatles , был существенным плюсом к школьному авторитету. В то время было совершенно нормально подойти к однокласснику и спросить: «Сколько у тебя сантиметров? Тридцать? Ого, а у меня 27!» Эти цифры как будто определяли твое местоположение в школьной иерархии», – вспоминает Алексей Чаплыгин.

Школьные принадлежности: В начале десятилетия в школах дети писали перьями, например, «Пионер» (был удобен для чистописания) или «Уточка» (для более быстрого письма). Позже появилась, так называя, «вечная ручка» – она заправлялась чернилами с помощью специального поршня. Кроме этого, в школьном портфеле обязательно лежала «непроливайка». Как понятно из названия – это чернильница, из которой не должна была выливаться жидкость даже при встряхивании. Частенько, правда, это приспособление давало сбой, и содержимое ранца или кармана пропитывалось едкой темно-синей жидкостью. В конце 60-х – начале 70-х появились шариковые ручки. Тогда считалось, что они могут негативно повлиять на почерк ребенка, но в итоге их функциональные преимущества победили все сомнения скептиков. Письменные принадлежности (ручки и непроливайки) можно было положить в специальные выемки на парте. Столы, кстати, были не плоские, как сейчас, а под наклоном. Грохот крышек этих деревянных парт вспоминают многие школьники 60-х. Несмотря на то, что перед началом каждого учебного года их покрывали краской и приводили тем самым в порядок, все равно проступали всевозможные надписи, которые поколения школьников старательно вырезали ножом (оставляя таким образом свой след в истории).

В младшие классы ребята ходили чаще всего с портфелем – ранцы считались настоящей роскошью и предметом гордости. Позже, к концу 60-х, в моду вошли черные папки с молнией. У мальчишек они пользовались особой любовью еще и потому, что ими было удобно драться на переменах.

Кроме этого, в младшей школе для вычислений пользовались счетными палочками. Отличительная особенность была в том, что раньше они изготовлялись из дерева, а в 60-е палочки стали делать из пластмассы. Также у ребят были специальные «кассы» для чтения – это было сшитое бабушкой или мамой полотнище с небольшими карманами, куда вставлялись бумажные буквы, из них в итоге складывались слова. Еще стоит отметить, что в отличие от практики современных школ, в то время школьникам задавали на дом довольно много – первоклашки не были исключением, им даже ставили оценки в дневник и журнал. Учились, кстати, в это время в две смены (школ на всех детей не хватало).

Школьная форма и внешний вид: В начале 60-х годов изменилась форма у мальчиков – послевоенные гимнастерки темно-серого цвета уступили место серым костюмчикам. У девочек же внешний вид остался прежним – атласные банты и коричневые платья с черным передником в обычные дни и с белым в праздничные. Также нужно было носить хлопковые белые гольфы (для девочек), пионерский галстук и значки (в школе посвящали в октябрята, затем в пионеры, а в старших классах – в Комсомол). В холодное время теплые вещи надевать на форму не разрешалось – кофты носили под платьем или пиджаком. Кстати говоря, использовать косметику и красить волосы девочкам было строго запрещено. Даже выгоревшие на солнце за лето локоны вызывали вопросы у учителей и директора. Как у современных школьников, в то время тоже была необходима сменка (с собой носили тапочки). Она неизменно лежала в сшитом вручную сатиновом мешке с биркой, где была указана фамилия ученика.

Школьные забавы: Дети, которые учились в школе в 60-е, играли в самые обыкновенные игры – скакали на скакалке, кидали мяч и бегали в пятнашки. Примечательно, что время на переменах в основном использовали для общения – болтали друг с другом или готовились к следующему уроку (читали параграф или списывали задачку у товарища).

Дух времени: Интересно, что советская идеология и события «холодной войны» играли отнюдь не главную роль в жизни школьников 60-х. По воспоминаниям петербуржцев, Америка и «Карибский кризис» были также далеки от детских проблем, как и планета Марс. В свою очередь полет Гагарина в космос хоть и широко обсуждался и был удивительным и радостным событием, но, вопреки мифам, после этого мальчишки не побежали поголовно записываться в космонавты.

1970-е

«В мои школьные годы практиковалось дежурство классов по школе. Оно длилось неделю: дежурный класс рисовал стенгазету, следил за порядком в коридорах, мы выдавали номерки в гардеробе и разливали суп в столовой. Мы переживали за все и отвечали друг за друга: песочили отстающих на школьных собраниях и потом подтягивали их усилиями отличников и хорошистов; делали своими руками подарки для ветеранов и военнослужащих, собирали посылки к празднику африканским детям. Школа была важной частью жизни – большая часть одноклассников жила со мной в одном дворе, и все время мы проводили в одной компании», – вспоминает Анна Икатова.

Школьные принадлежности: В начале 70-х школьники продолжали носить учебники в портфелях на длинном ремне и с застежкой посередине. Почти все они были одинаковые: цветные портфели были редкостью, а привычные коричневые и черные сумки мало кому нравились, и к середине 70-х их заменили ранцы. Для младших школьников их делали разноцветными, с изображениями Карлсона, Винни-Пуха и льва Бонифация. По своему устройству ранец был похож на портфель, но его можно было надеть на плечи и носить за спиной, как делают современные школьники: одну длинную лямку на портфеле заменили два узких ремня. Считалось, что носить школьные учебники за плечами полезнее для осанки. Только вот никаких эрногомичных и анатомически выверенных спинок у таких ранцев не было, поэтому он свисал на разболтанных ремнях и стукал по копчику мальчишек, которые носились по коридорам.

К концу семидесятых у школьников стали популярны твердые остроугольные чемоданчики-дипломаты. Внутри не было разных отделений для учебников и тетрадей, только на одной стенке с внутренней стороны были маленькие вертикальные чехлы, куда вставлялись ручка и карандаш; и прозрачные кармашки. Взрослые их использовали для хранения удостоверений и визитных карточек, а школьники – для пионерских билетов, драгоценных записок и шпор. Такие чемоданчики носили в одной руке, поэтому учителя пытались избавить школу от дипломатов: это портит осанку. Нарушители вызывались на ковер к завучу, но эти чемоданчики были популярны в основном у старших школьников, на которых такие беседы действовали мало. А младшие школьники, которым все-таки повезло носить дипломат, утверждали, что с горки на нем кататься гораздо лучше, чем на мягком ранце; однако ранцы были куда более полезны в мальчишеской потасовке: их можно было раскручивать за ремни и метать на манер молота.

В 70-е годы школьники Петербурга перешли на шариковые ручки и отказались от чернильниц, стальных перьев и промокашек. Учебная мебель тоже стала другая: сдвоенные скамьи с наклонными столами заменили прямые парты, за которыми ученики сидели на разных стульях.

Школьная форма и внешний вид: В семидесятые годы снова изменилась школьная форма для мальчиков: серые костюмчики 60-х заменили зауженные синие брюки и свободная куртка такого же цвета, которая была короче пиджака и застегивалась на белые металлические пуговицы. На рукаве квадратной куртки была мягкая пластмассовая нашивка с рисунком книги и восходящего над ней солнца. Краска с таких нашивок стиралась очень быстро, поэтому их отпарывали. Школьные платья девочек остались прежними, но старшие ученицы подшивали подол, превращая строгое платье до колен в мини. Учителя старой закалки могли сделать выговор, но в целом к таким ухищрениям относились спокойно, если длина не была очень уж экстремальной. В волосы вместо атласных бантов стали вплетать капроновые, которые меньше пачкались, лучше держали форму и поэтому были более практичными.

Школьные забавы: Школьники 70-х коллекционировали карманные календарики и открытки-«переливашки», на которых картинка была объемной и менялась в зависимости от угла зрения. Девочки играли в «резиночки»: две из участниц натягивали на лодыжки обыкновенную резинку для штанов, которая продавалась в галантереях, а третья прыгала через нее. «Всего было семь уровней: резинка поднималась, когда прыгунья переходила на следующий. На каждом этапе необходимо прыгнуть десятью разными способами. На последнем уровне нужно было прыгать через резинку, натянутую на шеи подруг, но я не помню, чтобы до него кто-нибудь дошел, – рассказывает Дарья Грапонова. – Мальчишки тоже прыгали, но очень редко и больше для смеха: они быстро выходили из игры, потому что у них не получалось высоко поднимать ноги. Среди них в мои младшие школьные годы были популярны игры по мотивам «Трех мушкетеров», а еще «сифа», которая очень раздражала учителей».

«Сифа» – это своеобразные догонялки, в которых осаливать друг друга нужно было мокрой тряпкой, еще лучше – мелованной. Она оставляла восхитительные разводы на синих костюмах пострадавших. Игра всегда начиналась неожиданно. Кто-нибудь из мальчишек хватал тряпку и с криком «Сифа!» запускал ее в ближайшего однокашника. Возглас «сифа» означал, что на товарища поставлено клеймо «сифилитика». Неясно, насколько серьезно ребята относились к такому званию, но смиряться с прозвищем «сифы» до конца дня никому не хотелось, поэтому тряпка быстро летала по классу, пока не звенел звонок.

1980-ые

«Когда в 1981-ом году наша семья переехала из военного городка, который находился на территории Украины, в Ленинград, то я с удивлением обнаружила, что здесь в школьных классах уже не первый год стоят прямые парты (а не деревянные с наклоном, как раньше), и дети пишут не чернильными ручками, а шариковыми. В Ленинграде все было современней на тот момент, чем в других городах Советского союза, это сразу бросалось в глаза. По этой причине, кстати, для меня потеряли свою актуальность тетради с листом «промокашки» – «промокашка» была нужна, чтобы промокнуть чернильную кляксу и избежать грязи, а поскольку шариковые ручки были намного удобнее в плане чистоплотности письма, то и промакивать стало нечего», – вспоминает петербурженка Екатерина Митрофанова.

Школьные принадлежности: В 80-е из школьного пенала исчез циркуль «козья ножка», который раньше был у каждого школьника. Он считался очень дешевым (стоил около 3-5 копеек) и в итоге был заменен на обычный и привычный нам по форме циркуль. Предмет, кстати, получил такое название из-за своего внешнего вида – в специальное отверстие под углом вставлялся простой карандаш, которым и чертилась окружность. Также потеряла былую востребованность логарифмическая линейка. По воспоминаниям людей, учившихся в это время, учителя все еще показывали, как с ней обращаться, но не заставляли применять на уроках во время вычислений. Похожая участь ждала и сборник таблиц Брадиса, благодаря которому можно было быстро определить синус, косинус, тангенс или котангенс и прочие математические значения. К концу 80-х годов ученики уже начали использовать на уроках простые калькуляторы.

Учебники в школе годами не менялись, поэтому переходили от одного поколения другому (по этой причине у родителей перед 1 сентября могла не болеть голова о покупке новых книг). У каждого первоклассника в обязательном порядке был Букварь, где одной из первых фраз была знаменитая «Мама мыла раму». Оборачивают их, как и раньше, в бумажные или пластиковые обложки.

Школьная форма и внешний вид: Школьная форма в 80-е претерпела ряд изменений. В середине десятилетия было решено, что старшеклассники должны носить синие костюмы – для девочек была введена синяя юбка и пиджак, для мальчиков – синий пиджак. Таким образом, скучные коричневые платья (которые носили с белым передником в праздники и с черным в будни, а также с манжетами и воротничками) ушли на второй план. Так дух эпохи «Перестройки», считают школьники 80-х, добрался и до школьных коридоров и классов. Кроме того, в качестве сменки дети носили войлочные тапки, на которых с удовольствием катались и скользили по коридорам и рекреациям. Обувь на резиновой подошве была запрещена, потому что оставляла черные полоски на полу.

Еще в моде в это время были шапки «петушки» (не все их могли достать, поэтому головной убор с кисточкой на макушке считался пределом мечтаний школьника), а также сумки-дипломаты, затмившие ранцы и портфели. Также в 80-е заканчивается эпоха атласных белых бантов, которые старательно заплетали мамы и бабушки девочкам в косы – на их место приходит хорошо известная нам сейчас резинка для волос.

Школьные сокровища: В свободное от уроков время школьники 80-х активно коллекционировали фантики, марки и вкладыши, при чем последними играли на переменках примерно так же, как и кэпсами в 2000-х годах (кто больше вкладышей перевернет, тот и забирает себе выигрыш). Для «трофеев» заводили целые альбомы, а за коллекцией одноклассников пристально следили. Тематические наборы марок покупались на почте, стоили они, кстати, немало – около 30 копеек (в то время как на обед школьнику давали около 20 копеек).

У девочек были очень популярны самодельные анкеты, основой для которых чаще всего становились тетради в 48 листов. Вопросы внутри были весьма стандартные (например, ваш любимый цвет или книга?), но попадались и листы с так называемым «сюрпризом» – аккуратно завернутая страница, открыв которую можно было прочитать приятное пожелание. Также в моде были самодельные песенники, которыми было принято делиться с друзьями и переписывать друг у друга популярные песни (например, Аллы Пугачевой или Софии Ротару).

Школьные забавы: «В младших и средних классах мы играли в «резиночку» и классики. Причем в классиках вместо небольшого камня, который обычно бросается на клетки с цифрами, мы использовали маленькую жестяную баночку из-под гуталина – так называемая «бита» или «битка». Кидали именно ее, потому что она была оптимальных размеров (удобно лежала в руке), а также плюс был в том, что баночку можно было «утяжелить», заполнив песком или землей. Каждая девочка стремилась иметь личную «битку», потому что «проверенный временем» инструмент, «заточенный» под себя, увеличивал шансы на выигрыш», – рассказывает Надежда Вернова.

Мальчики же в это время играли в другие игры, не менее подвижные, например, «Слон». Смысл забавы был предельно прост: участники делятся на две команды. По жеребьевке выбирается «слон» – он становится на четвереньки, а в это время товарищи по команде перепрыгивают его, стараясь «улететь» как можно дальше – в итоге образуется живая цепочка из ребят. Задача второй команды – забраться им на спины, да так, чтобы поместились все участники. Потом «слон» и его команда оживают и делают круг почета по коридору, в это время ребята, сидящие на спинах, должны держаться и не падать, чтобы не начинать все сначала.

Продолжение истории – уроки без учебников, тамагочи, полосатые гетры и мобильные с ИК-портом в следующем материале «Эволюция школьного портфеля».

Школьные принадлежности детей СССР

  • rozanez.
  • 22/11/2013, 12:30
  • sviarogich
  • 11/10/2013, 22:46
  • maximus.
  • 03/10/2013, 10:38
  • denis88.
  • 30/09/2013, 12:51
  • Алиса.
  • 29/09/2013, 18:34
  • tatyana.
  • 29/09/2013, 18:18
  • shapoch.
  • 29/09/2013, 15:16
  • michelson
  • 30/09/2013, 02:10
  • gennadi.
  • 29/09/2013, 14:49
  • aksenow.
  • 29/09/2013, 14:32
  • s128502
  • 29/09/2013, 11:38
  • Lvovich
  • 29/09/2013, 12:36
  • MaXXX
  • 29/09/2013, 21:38
  • MaXXX
  • 29/09/2013, 21:33

Нет, это не шутка. Это Вы не знаете историю техники.
Цитата: (извините, Википедия — все хомячки доверяют только ей — ):

«Куприянович, Леонид Иванович — советский радиоинженер и популяризатор радиотехники. В 1957 г. создал опытный образец носимого автоматического дуплексного мобильного радиотелефона ЛК-1.

Инженер Л. И. Куприянович из Москвы в 1957 году создал и публично продемонстрировал первый опытный переносной мобильный телефон ЛК-1 весом 3 кг, радиусом действия 20-30 км и временем работы без смены батарей 20-30 часов и базовую станцию к нему. Решения аппарата запатентованы (а.с. 115494 от 1.11.1957). Уже в 1958 году, одновременно с американцами, в Воронежском научно-исследовательском институте связи (ВНИИС) была начата разработка собственной системы мобильной связи. К 1958 году Л.И. Куприянович снизил вес мобильного телефона до 500 г, а в 1961 г. представил корреспондентам АПН телефон, помещающийся на ладони, весом всего 70 граммов и радиусом действия 80 км (Ю.Рыбчинский, фото В. Щербакова. Радиофон. „Орловская правда“, 12, 1961)»

Итак, повторяю — 1961 год, вес телефона 70 (семьдесят) грамм, радиус действия — 80 (восемьдесят) км. От себя добавлю, что время работы от батарей было у этого телефона 8 часов.

Только через 20 лет в США смогли сделать что-то подобное (конец 70-х начало 80-х), правда, весом побольше — и НАМНОГО)

Школьный портфель СССР: как выглядел, что в нём носили

Здравствуйте уважаемые.
Ребенок,рожденный в конце чудесных 70-х, в прекрасные 80-ые меня собирали в Первый класс. По гамбургскому счету, делать мне там было нечего- ибо в отличие от многих сверстников я умел и писать, и считать, а главное- хорошо и много читал. Более того, на подготовительных курсах, я еще все свои умения улучшил и закрепил. Но школа- это не только и не сколько источник знаний, а скорее просто этакий комплекс мирного существования детей с целью их воспитания и адаптации к социуму и реалиям жизни :-)) Впрочем, мне грех жаловаться- у меня была замечательная первая учительница Надежда Ивановна, которая показала, что в школе можно получить и то, к чему я всю жизнь осознанно и неосознанно стремился-новые знания, интересную информацию и серьезные навыки 🙂 Хотя я до сих пор больше предпочитаю самообразование.

Хотя мне в школе всегда было достаточно интересно (за исключением пожалуй последнего, 11 класса), особо я в нее не стремился. А конец августа всегда вгонял меня в некий сплин. Яркое, бодрое и классное лето кончалось (почему-то вспоминается, что всегда было яркое солнце и прекрасная погода, а проблем и трудностей летом вообще не было :-)) Хотя это нонсенс :-)), и приходилось идти в школу. Которую я тоже ждал отчасти, но все равно каникулы мне нравились больше.

Немного разгоняло тоску путешествие на Школьный базар, где я мог выбрать (а родители или бабушка купить) необходимые мне для учебы принадлежности. В эти минуты я чувствовал себя словно Р. Амудсен собирающийся в экспедицию к Полюсу :-))) Надо было запастись всем необходимым! Тем более, во время учебного года недостаток чего-нибудь из принадлежностей, могло сыграть и злую шутку. Слово “дефицит” было повсеместным. И даже на предметы для учащихся. Так что.
Если вы жили и учились в эти года, то должны помнить все эти предметы хорошо (особого разнообразия не было, если честно). Хотя.

В общем, я начну вспоминать, какие именно вещи брал я-а вы,возможно, вспомните еще что-нибудь свое. Пишите в комментариях-буду ждать от вас обратной связи.
Итак, начнем с самого первого класса. Ибо там было несколько предметов,которые были нужны именно в начальной школе и сказали иметь их обязательно.
Ну, начнем с палочек для счета. Повторюсь, я хорошо считал и не видел в них необходимости. Но сказали принести-и принес 🙂 У меня их даже несколько видов было.

и мои любимые-деревянные.

Обязательно небольшие счеты. У меня были вот такие из платика:

И вот такие из металла:

Однажды я притащил из дома гигантские мамины. Монументальная вещь, особенно по размерам 🙂

Была и странная штука, которая называлась, если правильно помню, Касса букв, слогов и счета. Прочем их зачем то нужно было иметь 2 экземпляра. Один – большой:

а второй – малый:

А еще трафареты зачем-то 🙂

Конечно же было много прописей.

И, безусловно, тетради с промокашками. Причем для чего именно эти самые промокашки мы не понимали, и когда не использовали их как метательное орудие (отрывали куски жевали и плевались через трубочку из развинченной шариковой ручки), то строили всякие теории по их использованию. Самая экстравагантная предполагала, что правильное использование промокашки помогал уничтожить все следи неудовлетворительной оценки учителя и исправленные ею ошибки. Эффективнее, чем стирательная резинка 🙂 Первые тетради были с узкой линейкой и с наклоном

Потом мы переходили на обычную линейку. Клетка же всегда была одинковой

Тетради были стандартные по цвету и на 12 листов. Их было нужно много. Впрочем встречались и на 18 и на 24. Позже – гораздо больше


С обратной стороны тетради были или Гимн Советского Союза, или Правила октябрят, или чт-т пионерское, или таблица умножения. Реже – таблица умножения с формулами

Для тетрадей существовали специальные папки. Вот такие были у меня:


и такие:

Ну, в крайнем случае, вот такие:

Ну раз были прописи и тетради, то нужно было чем то и писать. В отличие от родителей и бабушек, я лично не встречал случаев, чтобы мы писали пером. Всегда только шариковыми ручками. Некоторые из них помню до сих пор.


И мои любимые-

Уже постарше мне дарили уже серьезные вещи, которые делали меня популярным в классе.
Вот такое вот:

Ну, или красивый самодел:

В школе очень не приветствовалось, однако иногда мы с собой приносили и фламастеры.

Мои любимые были чехословацкие Кохинор. Они не так быстро засыхали. Да и вообще одна из любимых фирм детства. До сих пор с уважением:

Всегда было куча карандашей и соответственно резинок к ним. У меня по этому поводу вышло два отельных поста -и если интересно, дайте знать – дам ссылки на них 🙂
Карандаши были цветные и простые 🙂
Просто пару примеров. Цветные:

Обыкновенные:

Восковые карандаши:

Ну и пару резинок стирательных 🙂

Некоторые из вышеуказанных вещей пытались уложить в пенал. Пеналы были этаким шиком. Особенно, если его из загранки привозили :-)) Но у меня всегда были простенькие


За все школьные годы использовалось огромное количество различных линеек. Начиная с самых простых:

и заканчивая логарифмическими:

Особой популярностью пользовалась вот такая (оружие же)

И конечно же, королева всех линеек- “офицерская”

Еще в первых классах не редко краски приходилось приносить.

А также цветную бумагу.

Что я еще забыл?
Подставку



В старших классах – готовальню

Хотя чаще всего пользовался вот такой вот “козьей ножкой”:

Ну и, конечно же, дневник :-))

О первых же учебниках – в следующий раз.
И все это разнообразие приходилось запихивать в портфель. У меня в первом классе был ранец. Один в один не нашел, но что-то похожее на вот такое (только у меня цвет был другой и рисунок симпатичнее намного):

Вт, как то так 🙂
А как было у Вас? Интересно послушать 🙂
Приятного времени суток.

Как проходила жизнь каждого советского школьника

Какое-то время мы писали чернилами: сначала перьевыми ручками, которые макали в чернильницы-непроливайки (они стояли на каждой парте, и в них вечно плавали дохлые мошки). Каким бы ты аккуратистом-эквилибристом ни был, все же ты не мог избежать клякс на парте или в тетрадке. Позже палочки с пером заменили вечно протекающие автоматические чернильные ручки (с пипетками и резьбовые). Кстати, перьевые ручки можно было встретить на почте и в сберкассах еще в конце восьмидесятых, ими заполняли квитанции и писали тексты телеграмм.

Шариковыми ручками Министерство образования СССР разрешило пользоваться лишь в конце 70-х годов. Конечно, это был прорыв, все дети необъятной Родины вздохнули с облегчением. И только сейчас понимаешь, что чернильная ручка — это дорого и стильно, а каллиграфия — это искусство, на котором японцы, например, до сих пор зарабатывают неплохие деньги.

Чтобы не ждать, пока чернила высохнут, страничку промакивали специальным листиком, который лежал в каждой тетрадке, — промокашкой. Это совершенно замечательный предмет, ушедший в небытие вместе с чернильными ручками. И слово-то какое доброе — промокашка.

Розовый, голубой или сиреневый листик был всегда исписан и изрисован, да и вообще применений ему было куча: из промокашки делали классные самолетики, потому что бумага была легче, шпаргалки, и новогодние снежинки тоже отличные получались. А записочки девчонкам или мальчишкам! Они бесшумно попадали в «объект воздыханий», в отличие от бумажных тяжелых листиков.

У мальчишек, как правило, этот листик быстро использовался, и не совсем по прямому назначению: его жевали, чтобы через трубочку запустить шарик в соседа (соседку). Несчастные современные дети, чем же они плюются друг в друга?

Если вы спросите у 40-летних женщин, какой цвет в одежде они не любят больше всего, 90% из них ответят: «Коричневый». Виной тому советская школьная форма: платье жуткого коричневого цвета и черный фартук. До сих пор содрогаюсь при воспоминании о прикосновении этой колючей одежды (платье шилось из грубой шерсти) к телу. И заметьте, его носили круглогодично: осенью, зимой и весной. В этой одежде было холодно зимой и жарко весной. О какой гигиене может идти речь? Я помню, одно время продавались специальные вкладки с целлофаном, которые вшивались в подмышечную область платьев, чтобы не проступали белые соляные разводы от пота.

К коричневому платью полагалось носить черный фартук и коричневые (черные) бантики — то еще цветовое сочетание! В праздничный школьный комплект одежды входили белые фартук, колготки и бантики.

Чтобы хоть как-то разнообразить скучную форму, мамы и бабушки «отрывались» на воротничках и фартуках: их шили из тончайших кружев, импортного гипюра, вывязывали крючками, придумывали фасоны фартуков с «крылышками», с оборочками и т.д. Иногда встречались просто шедевры швейного хендмейда. Девочки старались украсить школьную одежду как могли: прикалывали броши, делали аппликации из кожи, вшивали бусины (правда, строгие учителя заставляли все это великолепие убрать, они же линейкой вымеряли и длину платья от коленки до кромки — не дай бог выше на миллиметр, чем положено по инструкции Минобразования).

Некоторым родителям удавалось по блату достать «прибалтийскую» форму, она была приятного шоколадного цвета и шилась не из шерсти, а из какого-то мягкого материала. Справедливости ради отмечу, что советская форма шилась разных фасонов: использовались плиссированная юбка, защипы, складки и т.д. И все равно мы ненавидели форму, благо ее отменили в середине 80-х… Хотя сейчас иногда смотрю старые фотки и, сравнивая с нынешней школьной формой, думаю: а может, что-то и было в тех платьицах с фартучками? Стильное и благородное.

Воротнички надо было стирать и пришивать каждую неделю. Это, конечно, ужасно напрягало, но с высоты теперешнего ума понимаю — это был неплохой урок чистоплотности для девочек. Многие ли 10-12-летние девочки могут пришить себе пуговицу и постирать за собой белье?

Но вот что было поистине прекрасным в те годы, так это молочные коржики в столовке! Янтарного цвета, ароматные, рассыпчатые! И очень демократичные по цене — всего 8 копеек.

Да, были и булочки с повидлом, маком, корицей, кексы, сметанники и ватрушки, но вспоминаются почему-то именно эти коржики.

Старшеклассники щеголяли с портфелями — черными или рыжими, а для учеников младших классов незаменимы были ранцы. Они изготавливались из вонючего кожзама, и кнопки-застежки в них сразу ломались. Но сами ранцы были невероятно прочными: на них катались с ледяных горок, сидя или на животе, ими дрались, их сбрасывали в кучу после уроков, когда надо было срочно собирать команду для игры в казаков-разбойников. А они ничего, жили и служили целый год.

Это сейчас простые карандаши (мягкие и твердые) можно купить в любом отделе канцтоваров, а тогда лучшими карандашами считались чехословацкие Koh-i-noor. Их привозили из-за границы или доставали по блату в универмаге. Делались они, между прочим, из калифорнийского кедра (во всяком случае, раньше). Сколько же мы сточили за время учебы этих желтых палочек с золотыми буковками и с золотыми пимпочками на кончике!

Подставка для книг

Безусловно, удобная вещь, но очень тяжелая. Особенно для впереди сидящего ученика — если он крутился и мешал на уроке, получал по голове подставкой вместе с книгой.

Этим гаджетом лично я пользоваться не умела, а вот для многих ботаников в те годы она была незаменима. В советское время, когда еще не было компьютеров, а первые электронные калькуляторы были диковинкой, математические расчеты выполнялись на нем. Линейки были разной длины (от 15 до 50-75 см), от нее зависела точность вычислений.

С помощью линейки можно было выполнять сложение, вычитание, умножение и деление, возведение в степень и извлечение корня, вычисление логарифмов и работать с тригонометрическими функциями. Говорят, точность выполнения операций могла достигать 4-5 знаков после запятой!

Для меня все эти манипуляции с линейкой были делом очень сложным, но переоценить ее роль в жизни студентов-математиков тех лет невозможно. Недавно услышала от одной женщины, что муж ее научил пользоваться логарифмической линейкой для того, чтобы она вычисляла количество петель во время вязания. «Для меня и сегодня эта вещь незаменима в составлении различных пропорций», — уверена женщина.

Я не люблю точилки, в детстве меня папа научил гениально точить карандаши лезвием или острым ножом. Точилок в те времена было мало, да и точили они, как правило, жестоко. Пока добьешься «правильного» грифеля, карандаш закончится, исключение составлял лишь настольный механический приборчик для заточки карандашей.

Чего только не найдешь в портфеле-ранце школьника всех времен и народов! Но сегодня точно не увидишь вот такую смешную игрушку-жабку, с которой носились на переменках и в продленке.

У каждого из нас свои воспоминания о том времени — светлые и не очень. А что вы помните из школьного детства?

Понравилось? Хотите быть в курсе обновлений? Подписывайтесь на наш Twitter, страницу в Facebook или канал в Telegram.

Школьный портфель СССР: как выглядел, что в нём носили

Карандаши «Полицвет», металлические линейки и транспортиры, деревянные пеналы и знаменитые карандаши «Кохинор» — давайте вместе вспомним, чем пользовались советские школьники на уроках рисования, геометрии и других предметов.

Лето в разгаре, школьные каникулы для многих уже начались, и рюкзаки, пеналы и тетради заброшены в комод до сентября. Но как только пролетит три месяца беспечного отдыха и веселья, снова начнется учебный год. Зайдите в любой канцелярский магазин — чего там только нет! Но вспомните, как обстояли дела со школьными принадлежностями в советские времена? Чем писали и рисовали наши родители или мы сами? Сегодня мы совершим ностальгическое путешествие по миру школьных принадлежностей, которые были у каждого ребенка в СССР.

Автоматические карандаши со сменными грифелями, но не тонкими, как сейчас, вполне обычными. Некоторые школьники даже добывали для них грифели из расколотых пополам обычных карандашей.

Дешевенький пластмассовый пенал-футляр для ручек или карандашей, который открывался со звонким звуком «чпок».

А в этот деревянный пенал помещался и ластик с маленькой линейкой.

Хотя с помощью крышки из тонкого пластика (которым также обклеивали парты) можно было чертить прямые линии, если линейки под рукой не оказалось.

Автоматическая ручка — «роскошь», которая была не у каждого школьника. Для нее изготавливали специальный короткий стержень с небольшими «ушками», который, если его необходимо было вставить в обычную ручку, удлинялся при помощи обычной спички.

Обычно пользовались неавтоматическими ручками попроще, которые к тому же можно было грызть.

Пользоваться чернилами перестали еще в 70-е, а вот использовать тушь и чернила для рисования плакатов и в прочих художественных целях продолжали гораздо дольше. Специальные наливные ручки, которые писали чернилами, были не у всех.

Ластики были плохого качества и могли оставить на бумаге неряшливые пятна или даже дыры. Чтобы сделать резинку мягкой, героиня фильма «Самая обаятельная и привлекательная» советовала вымачивать ее в керосине.

Легендарные карандаши «Кохинор» чешского производства ценились гораздо больше, чем отечественные, как, собственно, и все товары этого производителя, вроде ластиков, которые тоже упоминаются в «Самой обаятельной и привлекательной».

Еще один вариант школьной «емкости» для канцтоваров — многофункциональный пенал-патронташ из клеенки, которая со временем старилась и трескалась.

Обязательные принадлежности для уроков по геометрии, а также мальчишеских войн на переменах.

Самая большая загадка для школьников — «взрослая» логарифмическая линейка. О том, как функционирует этот советский «компьютер», среднестатистический семиклассник мог только догадываться.

Цветные пластиковые скрепки ценились гораздо больше, чем обычные металлические, хотя проигрывали им по функционалу. А еще кнопки и скрепки использовались в качестве боеприпасов в школьных разборках.

Тактическая линейка пользовалась большой любовью у советских школьников, которые с удовольствием чертили с ее помощью всевозможные фигуры, подчеркивали подлежащее и сказуемое и рисовали фигурные скобки на уроках математики. А еще из нее получалась отличная «дымовуха» — мелкие кусочки линейки долго тлели, выдавая огромное количество белого едкого дыма.

Набор для уроков по черчению — фанерная коробка-подставка, куда прикреплялся специальными кнопками лист бумаги, ассортимент линеек и карандашей с разной степенью твердости.

Два варианта счетных «машин» — олдскульные деревянные счеты и «Электроника МК-33». Иметь такой калькулятор было очень престижно.

Широкий ассортимент линеек. Наверху лежат лекала для начертания сложных геометрических фигур, которыми мало кто пользовался.

Такие ножницы с зеленой ручкой были, наверное, в каждом доме.

Трафарет — мечта школьника 1980-х годов.

С его помощью рисовали стенгазеты, объявления и многое другое.

Советская макулатурная «флешка» — канцелярская папка, которая перекочевала в школу из советских контор. Папки форматом поменьше использовали исключительно для дневника и тетрадей.

Такая готовальня стоила дорого и была на вес золота. Продавались и менее качественные дешевые модели в пластиковых коробках, которые были у большинства школьников.

Школьный портфель СССР: как выглядел, что в нём носили

Парта школьная

Школьную парту разработал не кто-нибудь, а сам Эрисман – знаменитый российский гигиенист девятнадцатого века, имя которого носят несколько институтов. Такие парты с наклонной рабочей плоскостью, спинкой и подставкой для ног помогают сохранять правильную осанку. И глаза напрягаются меньше. В работе «Влияние школ на происхождение близорукости» (1870) он указал на рост числа близоруких детей и усиление степени близорукости среди учащихся по мере приближения окончания школы. Он то и предложил конструкцию парты, получившей впоследствии название «парты Эрисмана», определил основные требования к конструкции парты и ее размеры. Парта, изобретенная им, была одноместной, но петербургский студент Коротков усовершенствовал ее, сделав двухместной.
Но самое главное то, что конструкция школьной парты позволяет формировать правильную осанку. Наклон крышки парты позволяет видеть текст в книге или тетради под прямым углом, что положительно влияет на зрение школьника.

В нашей школе такие парты стояли в начальной школе до 2000-х годов. А вот эта парта стала экспонатом музея с самого его открытия в 2005 году.

После окончания уроков чернильницу надо было забирать с собой, поставить аккуратно в портфель, так как в этот класс приходила вторая смена. Для предохранения от пролива при падении, чернильница в верхней части имела конус, направленный узкой частью во внутрь чернильницы. Поэтому ее и назвали «непроливайка». Но это помогало, если чернил было налито немного и чернильницу быстро поднимали. А как было уследить детворе за чернильницей внутри портфеля! А если еще этим портфелем надо было кого-нибудь огреть по спине или голове. Или прокатиться зимой на портфеле вместо санок! Поэтому, часто случалось, что чернила разливались внутри. Вымазывался портфель, содержимое, потом — руки при попытке все это вытянуть.

Так что появившиеся в продаже шариковые ручки оказались очень кстати.

Школьную чернильницу –непроливайку воспели стихах поэты разных времен:

Пера раздвоенное жало

В тебе купалось вечерком

строчкой строчку диктовало

Свободным правильным письмом.

Ручка перьевая

Перьевые ручки были подарены музею учениками 9 “Е” класса (классный руководитель Смышляева Антонина Алексеевна) в 2004 году.

Самая простая конструкция и самый минимальный дизайн был у советской школьной перьевой ручки: круглая деревянная палочка с металлической трубкой на нижнем конце, в зазор между палочкой и металлической пластиной устанавливалось сменное перо. Штампованное перо скрипело под неумелой рукой первоклассника, от нажима кончик раздваивался, ломался. Умение обмакнуть перо и набрать нужное количество чернил приходило с годами. Мозоли на среднем пальце от усердного держания ручки, запачканные руки и одежда, кляксы в тетради, пролитые на парту чернила – это реальные издержки школьной жизни довоенных и первых послевоенных лет. Однако были и плюсы для находчивых школьников: двойку в дневнике можно было скрыть под жирной кляксой, а под предлогом «отмыть руки от чернил» – пол-урока провести вне класса.

В советской школе до 70-х годов ХХ века обучение письму начиналось с правил правильного владения перьевой ручкой. Учили разводить чернила, правильно держать ручку и обмакивать перо. Каждая буква имела свое графическое изображение с конкретизацией тонких линий и элементов с нажимом.

Дневник ученический

Во времена 60-90 гг. не было таких красивых ярких и красочных дневников, как сейчас. Все было строго и официально.

Также, в дневнике кроме информирования о домашних заданиях, были комментарии учителей – забыл спортивную форму, качался на стульях, прогулял урок, принес в школу щенка, не сдала 15 коп. в фонд помощи детям Африки, такого-то числа родительское собрание или индивидуально и самое страшное – прошу родителей посетить классного руководителя и т.д.

Если учитель хочет записать замечание за плохое поведение, самое лучшее – сказать, что забыл дневник дома.

Линейка логарифмическая

Линейка логарифмическая – аналоговое вычислительное устройство, позволяющее выполнять несколько математических операций, в том числе умножение и деление чисел, возведение в степень, вычисление квадратных и кубических корней, вычисление логарифмов, потенцирование, вычисление тригонометрических и гиперболических функций и некоторые другие операции. Если разбить вычисление на три действия, то с помощью логарифмической линейки можно возводить числа в любую действительную степень и извлекать корень любой действительной степени. До появления карманных калькуляторов этот инструмент служил незаменимым расчётным орудием инженера. Точность расчётов — около 3 значащих цифр.

Счёты деревянные

Простое механическое устройство для выполнения арифметических расчётов.
Счеты представляют собой раму, имеющую некоторое количество спиц; на них нанизаны костяшки, которых обычно по 10 штук. Счёты являются одним из ранних вычислительных устройств и вплоть до конца xx века массово использовались в торговле и бухгалтерском деле, пока их не заменили калькуляторы. В начальных школах имелись напольные счеты – наглядное классное пособие при обучении счету.

Бутылочка из-под чернил “Радуга”

Бутылек из-под чернил. черного цвета. Чернила для автоматической перьевой ручки. использовались в советской школе. были разных цветов. В школе использовались фиолетовые чернила.В СССР чернила расфасовывались в стеклянные 100 мл пузырьки.

Тетрадь для проверочных и контрольных работ по русскому языку ученика 2 “Д” класса К овалева Романа

Тетрадь передана музею учителем истории и обществознания Ковалевой Еленой Геннадьевной. Ее сын учился в школе с 2001 по 2013 гг. Учитель начальных классов – заслуженный учитель РСФСР Вера Михайловна Яремчук. Обучала учеников по программе “Школа-2100”. Роман окончил школу с серебряной медалью.

Папка для бумаг

Папка для бумаг картонная с завязками была у каждого школьника. В ней носили цветную бумагу на уроки труда.

Папка красного цвета (из мелованного картона) изготовлена на фабрике “Восход”. На обратной ее стороне указана цена – 50 коп.

Серая папка с надписью “Тула” изготовлена из немелованного картона на Яснополянской фабрике КБТ.

Ссылка на основную публикацию