Письменность и знания древних египтян (славян), как древние люди научились считать

12. Письменность и знания древних египтян

ГДЗ ◄ ГДЗ по истории ◄ ГДЗ. История Древнего мира. Вигасин 5 кл.

Объясните значение слов:

  • Иероглиф — название письменного знака в некоторых системах письма. Иероглифы могут означать как отдельные звуки и слоги, так и целые слова и понятия.
  • Папирусный свиток — листок папируса, свернутый в трубочку для удобства хранения. Папирус изготавливали из одноименного водно-болотного растения семейства осоковых, разрезая их на длинные узкие полоски и складывая их друг на друга в разных направлениях, затем получившееся полотно прижимали плоским камнем. Тростниковые волокна при этом выделяли клейкий сок. После высушивания получался материал, похожий на бумагу.
  • Календарь — система исчисления больших промежутков времени, основанная на периодичности движения небесных тел.
  • Астрономия — наука о Вселенной, изучающая расположение, движение, структуру, происхождение и развитие небесных тел и систем.
  • Водяные часы — прибор для измерения промежутков времени в виде цилиндрического сосуда с вытекающей струёй воды. Вода капала из сосуда с маленьким отверстием внизу: сколько воды вылилось, столько и прошло времени.
1. Почему в Египте было трудно научиться читать и писать?

Причин этому было несколько. Во-первых, обучение детей в школе было не дешевым, немногие могли себе позволить это. Дети земледельцев и ремесленников редко становились образованными людьми.

Во-вторых, в египетской письменности было более 700 иероглифов и сложная система их использования. Не многих было слишком сложно овладеть такой наукой.

2. Чему и как учили в школах Египта?

Детей в школах учили не только писать и читать, их учили еще математике и астрономии. Умение считать было полезно в работе писца, а астрономические знания использовались для составления календаря, предсказания разлива Нила и т.д.

3. Кем становились выпускники школ?

Выпускники школ могли стать писцами, чиновниками, а впоследствии, возможно, и вельможами. Окончить школу и стать писцом было очень престижно. Писцы освобождались от всех повинностей и физического труда, они могли позволить себе носить белые одежды.

4. Опишите по рисунку письменные принадлежности писца.

Письменные принадлежности писцов состояли из тонкой заостренной тростинки, пенала с двумя углублениями, в которых разводили черную и красную краску водой из небольшого горшочка.

5. Как выглядит древнеегипетская книга?

Древнеегипетские книги представляли собой склеенные друг с другом листы папируса. Для удобства хранения папирус сворачивали в
трубочку — свиток. В одном музее хранится папирусный свиток длиной более сорока метров.

Подготовьте сообщение о том, как была разгадана тайна египетских иероглифов (используйте учебник и ресурсы интернета)

Летом 1799 года в Египте находилась экспедиция Наполеона. Во время рытья окопов в окрестностях города Розетты из земли вырыли крупный камень, покрытый загадочными письменам и. Его
верхняя часть была обломана. На ней сохранились иероглифы, расположенные в четырнадцать строк. Причем они были выбиты слева направо, что нехарактерно для восточных языков.

Средняя часть поверхности камня содержала 32 строки иероглифов, выбитых справа налево. Они сохранились наиболее полно. На нижней части камня были выбиты письмена на греческом языке. Они расположились в 54 строки, но сохранились не полностью, потому что от камня был отломан угол.

Солдаты Наполеона поняли, что совершили важную находку. Греческие письмена сразу же перевели. Они повествовали о решении жрецов поставить статую правителя Египта, грека Птолемея Епифана, около статуи божества. И назначить храмовыми праздниками дни его рождения и восшествия на престол. Далее был текст о том, что данная надпись повторена священными иероглифами Египта и демоническими знаками. Известно, что Птолемей Епифан правил в 196 году до н. э. Другие письмена перевести никто не смог.

Ученые сопоставили греческие надписи и иероглифы так была разгадана тайна египетского письма.

1. Что означает иероглиф рядом с древнеегипетским изображением писца ?

Этот иероглиф скорее всего обозначает понятие «писать». Красным цветом отмечено начало новой мысли, или по-нашему абзаца.

2. Как возникло выражение «писать с красной строки»? Что оно означает?

Поскольку папирусы были не дешевыми, египтяне экономили место и обозначали каждую новую мысль красным символом в иероглифе. Таким образом, увидев красный символ в иероглифе, читающий мог понять, что начинается новый абзац. Отсюда и возникло выражение «писать с красной строки».

Познакомьтесь с документом «Поучения писцов ученикам» и ответьте, чем была привлекательна для египтян должность писца. Как учителя поддерживали порядок на занятиях? Что означает выражение «Уши мальчика на спине его»?

Для выпускников школ было весьма почетно занять должность писца на службе у фараона или вельможи. Писцы пользовались уважением, поскольку они находились «у ног правителя» и внимали его словам. Писцы освобождались от всяких повинностей и физического труда, носили белые одежды.

Но для того, чтобы стать писцом, приходилось много учиться. Учителя в школах были строгими и поддерживали порядок плетью и розгами. Выражение «уши мальчика на спине его» означает, что по мнению учителей ребенок слышит и понимает слова, становится послушным и прилежным только тогда, когда его бьют плеткой по спине.

Подведём итоги и сделаем выводы

Какие природные условия Древнего Египта были благоприятны для земледелия? Чем?

Древние Египтяне жили по берегам Нила и занимались земледелием. Исключительно жаркий и сухой климат, пустыни и засушливые степи сами по себе не очень способствовали развитию земледелия. Поэтому египтяне рассчитывали исключительно на разлив Нила.

Каждый год летом в истоках реки Нил (в экваториальной Африке) начинался сезон дождей и таяние ледников в горах. Тогда русло реки наполнялось водой, Нил разливался, затапливая прибрежные поля и питая живительной влагой землю. Лишь в ноябре Нил возвращался в свое русло, оставляя на полях плодородный ил. После разлива Нила египтяне начинали пахотный сезон.

Почему без строительства каналов и земляных насыпей в Египте нельзя было получить хороший урожай?

Египет был большой страной. Требовалось прокормить множество людей, обеспечить запасы на случай неурожая и т.д., следовательно необходимо было максимально повысить эффективность полей, а также расширить количество полей, пригодных для посева.

Для этого египтяне устраивали специальные системы орошения, роя каналы и отводя воду к дальним полям. Также египтяне устраивали специальные земляные насыпи, огораживающие поля и задерживающие на них воду, после завершения разлива. Эти меры позволяли больше напитать водой землю и увеличить урожайность.

В чём можно видеть сходство в положении простых египтян и знатных вельмож по отношению к фараону?

И простые египтяне, и знатные вельможи были слугами фараона. Они все должны были подчиняться его воле и могли быть наказаны по его указанию.

В чём, как верили египтяне, клялся на суде Осириса умерший? Кого в Древнем Египте считали хорошим человеком?

Египтяне верили, что после смерти человек отправляется на суд Осириса, на котором он убеждал богов в том, что жил праведной жизнью:
— Я не совершал несправедливости против людей. Я не притеснял ближних. Я не грабил бедных. Я не делал того, что не угодно богам. Я не подстрекал слугу против его хозяина. Я не отравлял .
Перечислив сорок два преступления и клятвенно заверив богов, что ни в одном из них он не виновен, умерший восклицал:
— Я чист, я чист, я чист, я чист, моя чистота — это чистота Великого Бену, что в Ненинесут. Мне не причинят вреда в Великом Чертоге Двух Истин, ибо я знаю имена богов, пребывающих там вместе с тобой.
Хорошим человеком в Древнем Египте считали людей, не совершавших преступления против власти, религии, собственности, обещаний и клятв, а также другого человека.

Какие сооружения и статуи Древнего Египта вы можете назвать?

Ступенчатая пирамида Джосера — Архитектура Древнего Египта ассоциируется прежде всего с пирамидами. Давайте начнем с Пирамиды Джосера.

Это — один из самых отличительных исторических памятников в мире, как одна из самых старых египетских пирамид. Созданная приблизительно в 2650 до н.э, эта внушительная архитектурная художественная работа — также самая старое сооружение в мире, построенное из камня. Ступенчатая пирамида простирается на 62 метра над землей, и посвящена фараону Джосеру.

Долина Царей — огромная область на западном берегу Реки Нил, поблизости с древним Луксором. Здесь находятся многочисленные захоронения египетских фараонов, знаменитая гробница Тутанхамона, великие сидящие колоссы Мемнона.

Какими особенностями обладало созданное в Египте письмо? На чём писали древние египтяне?

Древнеегипетская письменность была сложной наукой. Египтяне считали, что письмо было изобретено богом мудрости Тота. «Божественное слово» передавалось в виде иероглифов. «Священное письмо» исследователи-египтологи определили как рисуночное письмо с дополнением фонетических знаков. Иероглифы писали в колонках слева направо. Иероглифические знаки высекали на камнях, на глиняных табличках, вырезали на коже, наносили кисточкой на папирус.

Изначально египетское письмо было образным — т.е. один иероглиф обозначал один образ, одно понятие. Такое письмо ученые называют иератическим. Постепенно письмо развилось в более простую форму, послоговую — демотическую. Т.е. каждый иероглиф, означающий определенное понятие, стали использовать, чтобы показать согласные звуки, которые есть в слове, на которое указывает иероглиф.

Так появилось слоговое письмо. Сложность такого письма заключалась в многозначной трактовке знаков. Потребовались дополнительные, уточняющие смысл, знаки-определители. Они не читались, а просто подсказывали, о чем идет речь. Такая система письма была довольно сложной для изучения, поэтому люди, которые могли читать и писать, считались настоящими мудрецами.

Какими знаниями обладали египетские жрецы?

Древние египтяне считали, что жрецы обладают тайными знаниями, которые позволяют им общаться с богами. Жрецы были образованными, умели писать, читать, считать, были знакомы с астрономией и изучали законы движения небесных светил. Мы бы сказали, что они были умными, образованными и эрудированным. Для древних египтян это было сродни магии.

Письменность и знания древних египтян.
план-конспект урока по истории (5 класс) на тему

материал предназначен для урока истории 5 класса. большая работа отводится на работу учащихся в парах, самостоятельную работу.

Скачать:

ВложениеРазмер
урок 5 класса204.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Письменность и знания древних египтян.

Тип урока : освоение новых знаний.

личностные – освоение социальных норм, правил поведения, ролей при работе в группах;

метапредметные – умение определять понятие, строить логическое рассуждение; умение работать в парах.

предметные – умение искать и оценивать содержащуюся в различных источниках информацию о развитии письменности и научных знаний египтян.

Планируемый результат: осознание ценности знаний для развития культуры в разных государствах.

Основные понятия: иероглифы, папирус, свиток, астрономия, солнечные и водяные часы.

1. Проверка домашнего задания в парах.

На карточках написаны вопросы, дети по очереди задают вопросы друг другу, оценивают ответы, ставят оценку на карточках.

1. Что такое пирамиды? (гробница фараона)

2. Какова высота пирамиды Хеопса?

3. Что такое мумия? (тело умершего обмотанное бинтами)

1. Назовите самую большую пирамиду? (Хеопса)

2. Что строили египтяне для богов? (храмы)

3. Как выглядел сфинкс? (тело льва, голова человека)

2. Новая тема: «Письменность и знания древних египтян».

– Предположите, какие вопросы будем рассматривать?

– Работать будем по плану:

1. Письменность древних египтян.

2. Египетские папирусы.

3. Школа и научные знания.

Дети работают в рабочих листах.

Задание на урок:

– Докажите, что научные знания древних египтян были тесно связаны с повседневной жизнью.

1 . Письменность древних египтян. На земле есть две страны, где письменность возникла раньше, чем во всех остальных странах мира. Это в Двуречье и в Египте. Письменность возникла в Двуречье и в Египте примерно в одно время, более 5 тыс. лет назад .

Древнеегипетское письмо было не похоже на наше. Первоначально знаками для письма служили рисунки. Знаки для письма называются иероглифами . Древнеегипетское письмо было очень сложным: в нем было около 750 иероглифов.

– Напишите предложения: «Воин идет к колодцу»,

«Воин плачет у колодца».

– В Древнем Египте научиться читать и писать было очень трудно. Ведь каждый иероглиф мог обозначать не только слово, но и согласный звук. Например, иероглиф, напоминающий яму с водой, обозначал в одном случае слово колодец , в другом – сочетание двух согласных хм , а в третьем – вообще не читался, а лишь подсказывал, что речь идет о прудах и болотах.

– Долгое время вопрос о том, что представляет собой древнеегипетское письмо, оставался открытым, и лишь в начале XIX века после долгих исследований секрет египетского письма был раскрыт французским учёным Шампольоном. Французские солдаты нашли огромную каменную плиту с надписью на 2 языках: греческом и египетском. Плиту эту привезли во Францию, и многие пытались разгадать эти надписи, но удалось это сделать Шампольону через 23 года после того, как она была найдена. Главная причина, почему так долго не удавалось её расшифровать, – отсутствие гласных в египетском письме.

Ученик: Знавший греческий язык Шампольон заметил, что некоторые иероглифы были обведены овальной рамкой. Причём столько раз, сколько в греческой надписи встречалось имя фараона Птолемея. Учёный предположил, что так египтяне выделяли царские имена. На другом же камне, также содержащем один и тот же текст на двух языках, он обнаружил в овальной рамке имя царицы Клеопатры. В словах «Птолемей» и «Клеопатра» есть общие звуки п, т, л. Так Шампольон доказал, что иероглифы – знаки письма, которыми можно передавать звуки речи.

– Для записи чисел в Древнем Египте употребляли также иероглифы. Каждый иероглиф что-то напоминал. 100, например, похожа на измерительную верёвку, 1000- цветок лотоса, 10.000 – согнутый палец, 100.000 – на лягушку, 1.000.000 изображался в виде человека с поднятыми вверх руками, а шар с чёрточкой внизу обозначал, по мнению древних египтян, всю вселенную и 10 миллионов – самое большое число.

– Напишите год, который у нас сегодня, пользуясь правилами написания чисел египтян: 1.Записывали сначала единицы, затем десятки, затем сотни и т. д. Как вы думаете, какой цифры у них не было?

– Система счета была сложной и громоздкой, но, несмотря на это египтяне использовали четыре действия арифметики и умели решать уравнения с одним неизвестным.

Работа на листах в парах.

1. Как египтяне назвали знаки-рисунки? _______________________________
2. Сколько их насчитывалось? ________________________________________

3. Каких звуков не было у древних египтян? ____________________________

2 . Египетские папирусы. В Египте впервые в истории человечества был изобретен особый материал для письма – папирус. Египтяне выбирали растения с длинным стволом, удаляли твердую оболочку, а рыхлую сердцевину разрезали на длинные полоски шириной до 8 см. Полоски клали на смоченный водой стол. При этом одна полоска вплотную примыкала к другой. Сверху накладывали второй слой таких же полосок, но уже поперек первого слоя. Получалась кладка из двух слоев. Ее помещали под тяжесть: из растения выделялось клеящее вещество, прочно скреплявшее между собой все полоски. Неровности по краям кладки обрезали – получался прямоугольный лист. Его поверхность покрывали тонким слоем клея из муки, чтобы не расплывались чернила. Затем просушивали на солнце, разглаживали инструментами из слоновой кости, отбивали молотком, устраняя все неровности. В результате получался тонкий желтоватый лист папируса, похожий на бумагу.

Папирус – ломкий материал, его нельзя складывать, как складываются листы бумаги в современной книге. Поэтому листы папируса склеивали в длинные полосы, которые сворачивали в трубки ( свитки ). До наших дней дошло много больших свитков с записями, один из них достигает длины 40 м.

Писцы часто занимали особое положение при дворе фараона, они гордились своей образованностью. Каждый писец носил с собой в футляре заостренную тростинку для письма, небольшой горшочек с водой для разведения краски и пенал с двумя углублениями для черной и красной краски. Весь текст был черного цвета, но начало новых разделов выделяли красным цветом (отсюда и выражение «красная строка»). Основой черных чернил была сажа, а красных – красная глина. Папирус можно было использовать несколько раз: старые записи смывали и высушивали листок.

Работа на листах в парах.

4. Как назывался основной материал для письма? ________________________
5. Как назывались длинные полосы, которые сворачивали в трубки? ________
6. Для чего при письме нужна была красная краска? _____________________

3 . Школа и научные знания. Работа в парах.

– Прочитайте фрагмент из книги Авдиева В.И. «История Древнего Востока» Выписать, какими знаниями обладали еще древние египтяне.

1) «…Некоторые знания имели древние египтяне и в области астрономии. Частые наблюдения над небесными светилами приучили их отличать планеты от звёзд и даже дали им возможность установить карту звёздного неба. Такие звёздные карты сохранились на потолках различных зданий, главным образом гробниц и храмов. В центре северной части здесь можно различить созвездия Большой и Малой Медведицы с известной египтянам Полярной Звездой, в южной части неба изображены Орион и Сириус (Сотис) в виде символических фигур, как, впрочем, всегда изображали созвездия и звёзды древнеегипетские художники. Днём время определяли при помощи солнечных или водяных часов. Астрономические знания дали египтянам возможность установить особый календарь. Египетский календарный год делился на 12 месяцев, содержащих по 30 дней каждый, причём к концу года добавлялось 5 праздничных дней, что давало в общей сложности 365 дней в году. Таким образом, египетский календарный год отставал от тропического на четверть суток. Эта ошибка в течение 1460 лет становилась равной 365 дням, т. е. одному году».

2) «…Значительное развитие получили в Египте медицина и ветеринария. В целом ряде текстов времени Среднего Царства даётся перечень рецептов для лечения различных болезней. Используя множество наблюдений, египетские врачи, однако, не могли ещё полностью отрешиться от древней магии. Так, например, один знахарский сборник заговоров, составленный специально для «лечения» больных детей, предназначен был для детских врачей, матерей и кормилиц. В этом сборнике наряду со множеством чисто магических текстов только изредка встречаются своеобразные диковинные рецепты, в частности средств для сохранения и увеличения количества материнского молока. Таким образом, лечение при помощи лекарств обычно соединялось с магическими заклинаниями и обрядами. Но изучение человеческого тела, облегчавшееся вскрытием трупов при мумификации, давало возможность врачам более или менее правильно подходить к вопросам строения и функционирования человеческого организма. Так, постепенно появляются первые знания в области анатомии (строения человека). Врачи специализируются по отдельным видам болезней. В одной гробнице Древнего Царства сохранились изображения различных операций (рук, ног, колен).

– В Египте существовала специализация врачей. Были врачи зубные: они, например, отлично закрепляли шатающийся зуб с соседними здоровыми при помощи тонкой проволочки, умели сверлить больной зуб, чтобы удалить из него гной. В качестве лекарств египетские врачи использовали настои и отвары трав, различные соли.

3) Имелись в Египте и зачатки географической науки. Землю представляли в виде прямоугольника с приподнятыми краями (горами) и обтекаемого со всех сторон океаном («Великим кругом»). Передней стороной считался Юг, откуда течет Нил, задней стороной – север (острова Средиземного и Эгейского морей), правой стороной – Запад (где предполагалось обиталище умерших душ), а левой стороной – Восток («Страна бога, т.е. Ра). Сохранились географические карты Древнего Египта (движение небесных светил – астрономия; разлив Нила – календарь; время – водяные часы; медицина – хирурги, стоматологи, окулисты; география – представления о земле)

– Школы обычно находились при храмах, а учителями в них были жрецы. Не все египтяне ходили в школу. Дети простых земледельцев и ремесленников редко становились образованными людьми.

Работа по учебнику.

– Согласны ли вы с правилами для учеников в школах?

Работа на листах в парах.

7. Какие науки были известны египтянам? ______________________________

8. Где находились школы? ___________________________________________

9. Кто были учителями? _____________________________________________

Задание на урок:

– Докажите, что научные знания древних египтян были тесно связаны с повседневной жизнью.

Учащиеся приводят доказательства, опираясь на материал урока.

Письменность и знания древних египтян (славян), как древние люди научились считать

    Главная
  • Список секций
  • Математика
  • КАК ЛЮДИ НАУЧИЛИСЬ СЧИТАТЬ

КАК ЛЮДИ НАУЧИЛИСЬ СЧИТАТЬ

Автор работы награжден дипломом победителя III степени

Введение.

Сколько тебе лет? Сколько у тебя друзей? Сколько лап у кота?

Чтобы все это подсчитать, нужно знать числа. В этом нам помогают учителя и учебники, родители и старшие друзья. А между тем, раньше люди не умели считать! Это трудно представить, но это факт. И мне стало интересно, а как считали древние люди, ведь они не знали цифр. Как люди научились их записывать?

Темаисследования:«Как люди научились считать?»

Цель: понять, как люди научились считать.

Задачи:

Собрать материал о цифрах и числах,рассмотреть историю возникновения числа.

Какие символы используют для записи числа.

Узнать, какими цифрами мы пользуемся сегодня.

Проследить какую роль они играют в нашей жизни.

Как люди научились считать.

Учиться считать люди начали в незапамятные времена, а учителем у них была сама жизнь.

Древние люди добывали себе пищу главным образом охотой. На крупного зверя – бизона или лося – приходилось охотиться всем племенем: в одиночку ведь с ним не справишься. Командовал облавой обычно самый старый и опытный охотник. Чтобы добыча не ушла, ее надо было окружить, ну вот хотя бы так: пять человек справа, семь сзади, четыре слева. Тут уж без счета никак не обойдешься! И вождь первобытного племени справлялся с этой задачей. Даже в те времена, когда человек не знал таких слов, как “пять” или “семь”, он мог показать числа на пальцах рук.

Кстати сказать, пальцы сыграли немалую роль в истории счета. Особенно когда люди начали обмениваться друг с другом предметами своего труда. Так, например, желая обменять, сделанное им копье с каменным наконечником на пять шкурок для одежды, человек клал на землю свою руку и показывал, что против каждого пальца его руки нужно положить шкурку. Одна пятерня означала 5, две – 10. Когда рук не хватало, в ход шли и ноги. Две руки и одна нога – 15, две руки и две ноги – 20.

Так люди начинали учиться считать, пользуясь тем, что дала им сама природа, – собственной пятерней.

Часто говорят: “Знаю, как свои пять пальцев”. Не с этого ли далекого времени пошло это выражение, когда знать, что пальцев пять, значило то же, что уметь считать?

Пальцы были первыми изображениями чисел. Очень сложно было складывать и вычитать. Загибаешь пальцы – складываешь, разгибаешь – вычитаешь. Когда люди еще не знали, что такое цифры, в ход при счете шли и камешки, и палочки. В старину, если крестьянин-бедняк брал в долг у богатого соседа несколько мешков зерна, он выдавал вместо расписки палочку с зарубками – бирку. На палочке делали столько зарубок, сколько было взято мешков. Эту палочку раскалывали: одну половинку должник отдавал богатому соседу, а другую оставлял себе, чтобы тот потом не требовал вместо трех мешков пять. Если давали деньги друг другу в долг, тоже отмечали это на палочке. Словом, в старину бирка служила чем-то вроде записной книжки.

Как люди научились записывать числа.В разных странах и в разные времена это делалось по-разному. Очень разные и порою даже забавные эти “цифры” у разных народов. В Древнем Египте числа первого десятка записывали соответствующим количеством палочек. Вместо цифры “3” – три палочки. А вот для десятков уже другой знак – вроде подковы.

У древних греков, например, вместо цифр, были буквы. Буквами обозначались цифры и в древних русских книгах: “А” — это один, “Б” — два, “В” – три и т.д

У древних римлян были другие цифры. Мы и сейчас пользуемся иногда римскими цифрами. Их можно увидеть и на циферблате часов, и в книге, где обозначается номер главы. Если внимательно рассмотреть, римские цифры похожи на пальцы. Один – это один палец; два – два пальца; пять – это пятерня с отставленным большим пальцем; шесть – это пятерня да еще один палец.

Индейцы майя ухитрялись писать любое число, используя только точку, линию и кружочек.

Как к нам пришли современные цифры.Написание арабских цифр, которыми ы изо дня в день пользуемся, состояло из отрезков прямых линий, где количество углов соответствовало величине знака. Вероятно, кто-то из арабских математиков когда-то предложил идею — связать числовое значение цифры с количеством углов в ее написании.

Посмотрим на арабские цифры и видим, что

0 — цифра без единого угла в начертании.

1 — содержит один острый угол.

2 — содержит два острых угла.

3 — содержит три острых угла (правильное, арабское, начертание цифры получается при написании цифры 3 при заполнении почтового индекса на конверте)

4 — содержит 4 прямых угла (именно этим объясняется наличие «хвостика» внизу цифры, никак не влияющего на ее узнаваемость и идентификацию)

5 — содержит 5 прямых углов (назначение нижнего хвостика — то же самое, что у цифры 4 — достройка последнего угла)

6 — содержит 6 прямых углов.

7 — содержит 7 прямых и острых углов (правильное, арабское, написание цифры 7 отличается от приведенного на рисунке наличием дефиса, пересекающего под прямым углом вертикальную линию посередине (вспомним, как мы пишем цифру 7), что дает 4 прямых угла и 3 угла дает еще верхняя ломаная линия)

8 — содержит 8 прямых углов.

9 — содержит 9 прямых углов (именно этим объясняется столь замысловатый нижний хвостик у девятки, который должен был достроить 3 угла, чтобы общее их число стало равно 9.

Современное слово “нуль” появилось гораздо позже, чем “цифра”. Оно происходит от латинского слово “нулла” – “никакая”. Изобретение нуля считается одним из важнейших математических открытий. При новом способе записи чисел значение каждой написанной цифры стало прямо зависеть от позиции, места в числе. При помощи десяти цифр можно записать любое, даже самое большое число, и сразу ясно, какая цифра что обозначает.

Современное слово “нуль” появилось гораздо позже, чем “цифра”. Оно происходит от латинского слово “нулла” – “никакая”. Изобретение нуля считается одним из важнейших математических открытий. При новом способе записи чисел значение каждой написанной цифры стало прямо зависеть от позиции, места в числе. При помощи десяти цифр можно записать любое, даже самое большое число, и сразу ясно, какая цифра что обозначаетЦифры и числа в нашей жизни.Число жизни способно поведать человеку о то, в чем состоит его жизненная миссия. Число дня рождения – постоянный спутник жизни. Судьба каждый раз преподносит новые преграды и трудности. В такие моменты число жизни помогает устоять против удара и преодолеть преграды без трудностей.

Число жизни является своего рода ключом к коду судьбы, занимающего важное место в построении важных планов. Код судьбы способен подготовить человека к тому, что не раз придется столкнуться с «крутыми» поворотами. Но число жизни и существует для того, чтобы не случилось подобного.

Мне было интересно узнать, как мои одноклассники относятся к числам. Для этого я провела опрос среди учеников 5 классов, и вот что у меня получилось.

Любимым числом большинства оказалось 5.

Сегодня очень многие приписывают числам магические свойства, связывают их с различными событиями, которые происходят в жизни, и я решила узнать, как мои одноклассники относятся к таким числам.

Как видно из диаграмм, в большинстве своем, мои одноклассники не суеверны.

Ну и в заключении моего анкетирования я задала, пожалуй, самый важный вопрос, ради которого я и выбрала эту тему.

На вопрос «Зачем людям счет?» ребята ответили так:

Это значит, что мои одноклассники тоже часто встречаются с числами и понимают, что без счета нам не обойтись.

Заключение.

Современную жизнь невозможно представить без чисел, они вокруг нас, мы живем среди них, они нам нужны, как солнце, воздух и вода.

Мы используем числа изо дня в день, из года в год. Они с нами дома и в школе, на уроках и после уроков.

Для осознанного понимания окружающего мира необходимы математические знания о числах, необходимо дальнейшее развитие математического мышления

Теоретические знания могут быть глубокими и прочными лишь при условии их непосредственной связи с живой деятельностью людей.

Как люди научились считать? Древние системы счисления

Описание разработки

1.1 Как люди научились считать? Появление цифр.

Чтобы все подсчитать, нужно знать цифры. А как считали древние люди, которые их не знали? Оказывается вот как.

Давным-давно, многие тысячи лет назад, наши далекие предки жили небольшими племенами. Они бродили по полям и лесам, по долинам рек и ручьев, разыскивая себе пищу. Питались листьями, плодами и корнями различных растений. Иногда ловили рыбу, собирали ракушки или охотились. Одевались в шкуры убитых зверей.

Жизнь первобытных людей мало чем отличалась от жизни животных. Да и сами люди отличались от животных только тем, что владели речью и умели пользоваться простейшими орудиями труда: палкой, камнем или камнем, привязанным к палке.

Первобытные люди, так же как и современные маленькие дети, не знали счета. Но теперь детей учат считать родители и учителя, старшие братья и сестры. А первобытным людям не у кого было учиться. Их учителем была сама жизнь. Поэтому и обучение шло медленно.

Наблюдая окружающую природу, от которой полностью зависела его жизнь, наш далекий предок из множества различных предметов сначала научился выделять отдельные предметы. Из стаи волков – вожака стаи. Из стада оленей – одного оленя.

Поначалу они определяли это соотношение как «один» и «много».

Частые наблюдения пары предметов, таких как: глаза, уши, рога, крылья, руки привели человека к представлению о числе. Наш далекий предок, рассказывая о том, что видел двух уток, сравнивал их с парой глаз. А если он видел их больше, то говорил: «много». Лишь постепенно человек научился выделять три предмета, ну а затем четыре, пять, шесть и т.д.

Учиться считать требовала жизнь. Добывая пищу, людям приходилось охотиться на крупных зверей: лося, медведя, зубра. Охотились наши предки большими группами, иногда всем племенем. Чтобы охота была удачной, нужно было уметь окружить зверя. Обычно старший ставил двух охотников за берлогой медведя, четырех с рогатинами – против берлоги для этого он должен был уметь считать, а так как названий чисел тогда еще не было, он показывал число на пальцах. Специальные названия чисел имелись поначалу только для одного и двух. Числа же больше двух называли с помощью сложения: 3 – это два и один, 4 – это два да два, 5 – это два, еще два и один.

1.2. Пальцевой счёт.

Развитие счёта пошло значительно быстрее, когда человек догадался обратиться к самому близкому ему, самому естественному счётному аппарату – к своим пальцам. Быть может, первым актом счёта по пальцам было оказание предмета, указательным пальцем; тут палец сыграл роль единицы. Участие пальцев в счёте помогло человеку переступить за число четыре, так как когда все пальцы на одной руке стали считаться равноценными единицами, это сразу позволило довести счёт до пяти. Дальнейшее развитие счёта потребовало усложнения счётного аппарата, и человек нашёл выход, привлекая к счёту сначала пальцы второй руки, а затем распространяя свой приём на пальцы ног: для племён, не носивших обуви, использование пальцев ног было вполне естественным. При этом такое расширение счётных этапов, очевидно, произошло в следствии возможности привести в однозначное соответствие пальцы рук и ног, что и отмечается у некоторых народов.

Так, для выражения числа «двадцать» индейцы из Южной Америки противопоставляют пальцы на руках пальцам на ногах.

В описываемую эпоху хозяйственные расчёты людей ограничивались тем, что после распределения пищи и одежды, захваченных в результате стычки с врагом, уже не было потребности помнить числа, возникшие во время расчётов, а потому счёт и не нуждался в наименованиях для чисел, а производился главным образом путём соответствующих жестов.

Например, туземные жители Андоманских островов, расположенных в Бенгальском заливе Индийского океана, не имели слов для выражения чисел и при счете объяснялись теми или иными жестами. Отсюда видно, что жестикуляция при счете как пережиток еще надолго сохранилось у многих народов, которые не вырабатывали словесную нумерацию.

Словесный счет начал развиваться, лишь когда ведущей формой производства стало сельское хозяйство. В ту пору постепенно возникла частная собственность, объектами которой служили поля, огороды, стада. Обладатели полей, домашних животных, будучи крепко связанными с ними, вынуждены были не только считать принадлежащие им объекты, но и запоминать их число, а это и толкнуло человека путь создания именованных чисел. Сначала запоминание проводилось весьма громоздким и неуклюжим способом: путем восстановления в памяти внешних признаков запоминаемых предметов. Например, обладатель стада волов запоминал количество принадлежащих ему животных по тем признакам, что один вол серый, другой – черный и т.д. Разумеется такой способ запоминания не мог быть пригоден, когда число запоминаемых объектов было большим.

Следующей ступенью в развития наименования чисел надо признать появление описательных выражений совокупность нескольких единиц. Например, вместо наименования числа, выражающего два предмета, употреблялась фраза «столько, сколько у меня рук», наименование четыре передавалось фразой: «столько, сколько ног у животного». Итак, словесными выражениями нескольких предметов явилось преимущественно части тела человека и животного.

В дальнейшем эти описания выражения у многих народов заменились наименованием соответствующих слов, и таким образом эти наименования закрепились за числами. Так, число два стало выражаться словами, обозначающими «уши», «руки», «крылья», четыре – «нога страуса» (четырехпалая) и пр.

Пальцевой счет постепенно приводил к упорядочению счета, и человек стихийно приходил к упрощению словесного выражения чисел. Так, например, выражение, которое должно соответствовать числу 11 – «десять пальцев на обеих руках и один палец на одной ноге» – упрощалось в «палец на ноге»; для выражения числа 23 вместо слов «десять пальцев на обеих руках, десять пальцев на обеих ногах и три пальца на руке другого человека» говорилось просто: «три пальца другого человека».

Подобного рода сокращения в то же время приводили как бы к выделению единиц из высшего разряда. В самом деле, такие называния, как «рука» – для обозначения пяти, «две руки» – для обозначения десяти, «нога» – для обозначения пятнадцати «человек» – для обозначения двадцати и т.п., служили для обозначения единиц высшего разряда, чем пальца, а пальцы играли роль единиц низшего разряда.

В этом смысле выражение «один на другой руке», означающее «шесть» можно рассматривать как «один из второго пятка» или как «пять и один», т.е. «рука» – единица высшего разряда. Точно также наименование «два на ноге», означающее «двенадцать», указывало на то, что две единицы взяты из второго десятка; это можно было бы передать и такой фразой: «две руки и два пальца», где «две руки» играют роль единицы высшего порядка по отношению к пальцам.

Сначала считали на пальцах. Когда пальцы на одной руке кончались, переходили на другую, а если на двух руках не хватало, переходили на ноги. Поэтому, если в те времена кто-то хвалился, что у него «две руки и одна нога кур», это означало, что у него пятнадцать кур, а если это называлось «весь человек», то есть две руки и две ноги.

5 древних систем письменности

Какое животное вдохновило мифического императора Китая на изобретение письменности? Как находка наполеоновского офицера помогла разгадать тайну египетских иероглифов? И почему инки предпочли шнурки алфавиту? Вспоминаем, чем уникальны пять древних систем письменности.

Изображения: Wikimedia Commons

Руническое письмо древних германцев представляло собой алфавит, который называется «футарк». Существует несколько гипотез о происхождении футарка. Одна из них гласит, что рунические алфавиты произошли от латинской или какой-либо другой письменности Северной Италии. Руны возникли на рубеже нашей эры.

Эволюция рунического письма была связана с магией и гаданием, о чем прямо свидетельствуют названия некоторых рун. Например, руна беркана обозначала березовый прут и ассоциировалась с плодородием и обновлением жизни. Некоторые символы носили имена богов. Интересно, что ученые называют рунами письменности народов, не связанных с германцами (письменность древних тюрков, венгров, болгар). Один из важнейших рунных памятников – камни в датском городе Еллинге, датированные X веком. Они внесены в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Источник: Тодд Малькольм. Варвары. Древние германцы. Быт, религия, культура

Согласно легенде, первые китайские иероглифы изобрел мифический император Фу Си. Изучив узоры на панцире черепахи, он создал 8 триграмм, ставших основой письменности Поднебесной. Современные китайские иероглифы произошли именно от этой письменности, хотя и имеют с ней мало общего. Важным событием для эволюции письма стала стандартизация каллиграфических стилей, произошедшая в III в. до н. э.

В китайской каллиграфии принято до 72 черт. Иероглифы формировались не хаотично, а согласно определенной логике. Например, слово «сельское хозяйство» составлялось из символов плуга и поля. А сумма символов полей и ручья между ними давала знак «граница». Древнейшими образцами китайской письменности считаются надписи на гадательных костях цзягувэнь (XIV – XI вв. до н. э.)

Источник: Патрик Фицджералд. История Китая

В 1799 году во время Египетского похода Наполеона французский офицер Пьер-Франсуа Бушар обнаружил рядом с городом Розетта огромный черный камень с тремя выбитыми на нем надписями. Это был один и тот же текст, написанный на древнегреческом языке, скорописью Позднего царства и древнеегипетскими иероглифами. До того момента читать иероглифы ученые еще не умели. Сопоставив надписи, исследователи разгадали загадку иероглифов.

Рисуночное письмо возникло в Египте на рубеже 4 – 3 тыс. до н. э. Иероглифических знаков были сотни, поэтому обучение писца занимало много времени. Ученые классифицируют их по форме, происхождению и функциям. Некоторые передавали звуки, другие – слова, третьи – целые группы слов. Постепенно иероглифическое письмо эволюционировали в иератическое и демотическое (уже «всего лишь» 270 знаков, появление алфавита).

Источник: Барбара Мертц. Красная земля, Черная земля. Древний Египет: легенды и факты

Узелковые сплетения инков кипу нельзя назвать письменностью в привычном смысле этого слова, хотя бы потому что эта система использовалась для запоминания чисел и требовалась в основном при ведении хозяйства. Это принципиальное отличие от остальных письменностей не было случайным, оно возникло в силу особенностей мышления индейцев Анд, их общества и астрономических представлений.

Некоторые исследователи, искавшие у инков «настоящее письмо», называли в качестве такого узоры токапу, которые создавались на тканях и ритуальных кубках. Связки шнурков же использовались индейцами задолго до инков. На кипу похож вам-пум индейцев Северной Америки, а сам принцип узелкового письма напоминает фишки, использовавшиеся жителями Месопотамии до изобретения клинописи. С помощью кипу инкам удалось создать систему передачу информации и централизовать гигантскую империю.

Источник: Юрий Березкин. Империя инков

Клинописные глиняные таблички – древнейшие надписи, найденные при раскопках. Самые ранние из них относятся к 3000 г. до н. э. Шумерская клинопись самая известная – шумеры создали столь эффективный инструмент письма, что его стали заимствовать другие народы Ближнего Востока

Европейцы впервые узнали о клинописи в XVII веке, когда итальянец Пьетро делла Валле определил местоположение Вавилона и привез в Старый свет таблички с таинственными пиктограммами. Кстати, шумерский язык был расшифрован именно благодаря вавилонскому (аккадскому) языку, в котором также использовалось клинописное письмо. Клинопись представляет собой набор пиктограмм – изображений одного или нескольких объектов. Знаки выдавливались заостренной деревянной палочкой на глиняных табличках.

Крупнейшая библиотека Древнего мира в Ниневии состояла из 25 тысяч глиняных документов на ассирийском, вавилонском и шумерском языках. Она была построена по приказу ассирийского царя Ашшурбанипала (VII в. до н. э.) и обнаружена в середине XIX в.

Источник: Самюэль Крамер. Шумеры. Первая цивилизация на Земле

10 самых древних и самых важных в истории человечества систем письменности

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

Современные ученые считают письменность одной из характерных черт цивилизации. Древние считали её божественным даром. Так или иначе, но именно письменность стала важным шагом в передаче накопленного опыта. В нашем обзоре 10-ка древних систем письменности. Одними пользуются и сегодня, а другие учёные так и не смогли расшифровать до конца.

1. Шрифт Брайля

Это единственная тактильная система письма в этом списке. Шрифт Брайля был изобретен в 1821 году слепым французом Луи Брайлем, которого вдохновило “ночное письмо” – код в виде рельефных точек, используемый французскими военными. До этого момента Брайль был в состоянии читать книги с выпуклыми буквами, но ему хотелось и писать книги. В итоге Брайль изобрел свою собственную систему письменности, в которой использовалось всего шесть точек для отображения буквы (в “ночном письме” использовали 12 точек). При жизни Брайля эта система не завоевала большой популярности, но после его смерти она превратилась в средство письменного общения для слепых и слабовидящих. Сегодня шрифт Брайля был адаптирован к огромному количеству языков по всему миру.

2. Кириллица

В 9-м веке нашей эры греческие братья Мефодий и Кирилл изобрели два алфавита, глаголицу и кириллицу, в качестве системы письма для старославянского языка. Кириллица, которая была сделана на основе глаголицы и греческого алфавита, в конечном счете, стала предпочтительной системой для записи славянских языков. Кириллица сегодня используется в письменности многих славянских языков (русского, украинского, болгарского, белорусского и сербского), а также ряда неславянских языков, которые попали под влияние Советского Союза. На протяжении всей истории, кириллица была адаптирована для записи более чем 50 языков.

3. Клинопись

Клинопись известна как самая ранняя известная система письменности в мире. Он впервые появилась в 34 веке до н.э. у шумеров (которые проживали на территории современного юга Ирака). Клинопись была адаптирована для записи нескольких языков (в том числе аккадского, хеттского и хурритского), а позже на ее базе были сделаны угаритский и древнеперсидский алфавиты. Более чем 3000 лет клинопись была весьма распространена на Ближнем Востоке, но постепенно ее заменил арамейский алфавит. Окончательно клинопись исчезла в 100 году нашей эры.

4. Древниеегипетские иероглифы

Считается, что египетские иероглифы возникли вскоре после шумерской клинописи, около 3200 г. до н. Наряду с хорошо известными иероглифами, существует две другие древнеегипетские системы письма: иератическое (использовалось в основном для религиозных целей) и простонародное (для большинства других целей). Эта система письменности послужила в качестве вдохновения для создания первого алфавита.

5. Китайская письменность

Китайская письменность известна не только тем, что ей пользуются огромное количество людей, но и тем, что это одна из старейших непрерывно используемых систем письменности в мире. Она возникла во 2-го тысячелетии до нашей эры и используется до наших дней. Изначально символы представляли собой пиктограммы, в которых прослеживалось сходство с тем, что символ обозначал. Каждая пиктограмма представляла собой целое слово. Китайские иероглифы были адаптированы для других языков из-за огромного влияния Китая в Восточной Азии. Китайские иероглифы переняли корейцы и японцы (значения символов), а также вьетнамцев (звук или смысл символов). В 20-м веке китайскую письменность разделили на две основные формы: традиционную и упрощенную для того, чтобы повысить уровень грамотности в стране.

6. Брахми

Многочисленные письменные системы, используемые в Южной Азии, произошли от брахми. В течение последующего тысячелетия брахми разделился на десятки региональных систем, которые начали ассоциироваться с языками соответствующих регионов. Южная группа этих письменностей распространилась по Юго-Восточной Азии, а северная группа распространилась на Тибет. Сегодня письменность брахми используется во многих странах Азии (особенно в Индии), а также используется для религиозных целей в районах, где распространен буддизм.

7. Арабская письменность

Из-за большого количества людей говорящих на арабском языке, а также широкого распространения ислама, арабский алфавит стал вторым по частоте использования алфавитом в мире. Используется арабская письменность в основном в Северной Африке, Западной и Центральной Азии. Алфавит возник около 400 г. н.э. (за 200 лет до возникновения ислама), но распространение ислама и написание Корана привели к серьезным изменениям в системе арабской письменности.

8. Греческий алфавит

Греческий алфавит стал огромным шагом вперед в развитии алфавитов, тем более, что впервые были отдельно выделены гласные буквы. Греческий алфавит существует с 800 г. до н.э. до сегодняшнего дня, и за свою долгую историю он был использован для написания иврита, арабского, турецкого, галльского и албанского. Греческое письмо пытались использовать еще в микенской Греции, но греческий алфавит стал первой успешной попыткой, которую реализовали уже в Древней Греции. Греческий алфавит оказал огромное влияние на другие системы письменности, именно на его базе возникли кириллица и латиница.

9. Латиница

Латинский алфавит является наиболее широко используемым алфавитом за всю историю. Латиница, которая появилась в качестве варианта греческого алфавита примерно в 700 г. до н.э., быстро распространилась сначала в Европе, а затем и во всем мире. Латинский алфавит распространился вслед за расширением Римской империи на Западную Европу, а затем с распространением христианства в средние века — на Центральную и Северную Европу. Некоторые славянские языки также стали использовать этот алфавит с принятием католичества. Европейская колонизация затем принесла с собой латинский алфавит в Америку, Африку, Океанию и Азию.

9. Протосинайская и финикийская письменность

Протосинайская письменность была первым алфавитом, и поэтому она фактически является родителем почти всех алфавитных систем письма, появившихся после нее. Она возникла в Египте и на Синайском полуострове около 1900 г. до н.э. и была вдохновлена египетскими иероглифами. Финикийская письменность – прямой потомок протосинайской и мало отличается от нее. Она была широко распространена финикийскими купцами по всему Средиземноморью, и стала использоваться в качестве алфавита нескольких языков.

Люди всегда стремились к познанию тайного. 10 древних книг , в которых изложены сложные и таинственные ритуалы, – ключ к общению с потусторонним миром. Правда, многие из этих книг, прочитать так никто и не смог.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Ссылка на основную публикацию