Огонь, вода и медные трубы: что значит выражение и откуда оно пошло

Читальный зал

Наука и жизнь

Русский язык в школе

Русский язык за рубежом

Русская речь

Мир русского слова

Журнал «Грамоты.ру»

Исследования и монографии

Конкурсные публикации

Русская речь

Пройти огонь, воду и медные трубы

А. А. Шунейко, кандидат филологических наук

В языке есть слова и выражения, история которых подтверждается четверостишием А. Ахматовой: «Ржавеет золото, и истлевает сталь, / Крошится мрамор. К смерти все готово. / Всего прочнее на земле — печаль/И долговечней — царственное слово». Проходят века, гибнут и возрождаются цивилизации, не остается следа от памятников материальной культуры, а слово, переходя из языка в язык, минуя время и страны, живет вечно. Этот факт можно отнести и к обороту пройти огонь, воду и медные трубы, обозначающему «преодолеть все испытания».

История происхождения этого распространенного выражения уходит корнями в глубокую древность, она настолько интересна и запутанна, что лингвисты, пытаясь ее воссоздать, приходят к самым разным, порой противоречивым выводам: «Искон. С огнями и водами ассоциируются разного рода жизненные невзгоды. Добавление и медные трубы позднейшее. С ним ассоциируется слава человека. Испытание огнем и водой успешно выдерживают многие, а пройти „медные трубы“ (духовой оркестр, которым встречают человека, прошедшего „огни и воды“) не всякому удается. Вероятно, не без влияния библейских текстов» (Шанский Н. М., Зимин В. И., Филиппов А. Ф. Опыт этимологического словаря русской фразеологии. М., 1987); «Если оборот пройти сквозь огонь и воду — древен и интернационален, то его вариант пройти огонь, воду и медные трубы нов, оригинален и специфичен Позднейшая прибавка медные трубы, видимо, появилась первоначально в военной среде. Так в современном употреблении продолжает жить и древнейшая „стихийная“ связь огня и воды, и давно изжившие себя обычаи испытания этими стихиями во времена жестокого средневековья, и уже достаточно близкие нам воспоминания об испытании русских воинов огнем орудий и медными трубами славы Отечественной войны 1812 года» (Вакуров В. Н., Мокиенко В. М. Огонь, вода и медные трубы//Русская речь. 1988. № 1). В. Н. Сергеев возводит выражение к процессу винокурения: трубы — это змеевик, охлаждаемый водой, а путь, который проходят сырье и винные пары, сравнивает с пройдоха, проходимец (Пройти огонь, и воду, и медные трубы//Русская речь. 1973. № 1). Это объяснение базируется на пометке в словаре В. И. Даля: «Прошел огнь и в/oды и медные трубы, как водка; пройдоха» (Толковый словарь живого великорусского языка. М., 1980. Т. IV). Но слово пройдоха отсылает только к одному оттенку значения оборота, который сохраняется и сейчас: «иногда о человеке с несовсем безупречным прошлым — в качестве отрицательной оценки» (Р. И. Ярцев. Словарь-справочник по русской фразеологии. М., 1985), а как водка, скорее всего, употреблено иронически.

Существуют и иные попытки воссоздать историю оборота: Л. И. Ройзензон предполагал, что выражение возникло из загадки о хлебе Пройти огонь и воду и конец мой — нож и зубы (К лингвистической интерпретации загадок в связи с некоторыми проблемами фразеологии//Вопросы фразеологии. Самарканд, 1975. Вып. VII); Ф. Г. Гусейнов видел в выражении пройти огонь и воду усеченный вариант пройти огонь, воду и медные трубы, где третий компонент утрачен из-за своей избыточности (Русская фразеология. Баку, 1977). И. Я. Лепешев воспринимал оборот как кальку из английского языка (Этымалагiчны слоунiк фразеалагiзмаÿ. Мiнск, 1981).

Так что же такое пройти огонь, воду и медные трубы: исконный или заимствованный оборот, результат фольклорного восприятия стихий или память о средневековом суде и военных победах, усеченный вариант исходной фразы или наращение, переделанная загадка или краткое пособие по винокурению, древнее или относительно молодое высказывание, интернациональное или специфическое?

Анализ сходных контекстов с неменьшей доказательностью позволяет предположить и иной вариант объяснения: выражения имеют разное происхождение и разную историю, а связанные с их истолкованием трудности вызваны их похожестью и многолетним взаимодействием в рамках одного языка, приведшим к тому, что смысл одного стал переноситься на смысл другого. Объяснить эти разногласия можно только одним — в поле зрения исследователей оказывается недостаточное количество фактов.

Имеет значение и то, что некоторые очевидные факты упоминаются, но остаются без должного внимания, например, указание И. Я. Лепешева на то, что оборот — калька из английского языка. А современный английский язык знает несколько вариантов этого выра-жения, что само по себе — показатель его активного использования.

В. Н. Вакуров и В. М. Мокиенко, истолковывая медные трубы в качестве позднейшей прибавки — из военной среды, обозначающей доблесть и испытание славой, обращаются к примерам второй половины XX века — единственным источникам, где присутствует этот компонент значения. Почему же его не было раньше? Вероятнее всего потому, что появился он только в XX веке как результат народной этимологизации. Если даже предположить, что медные трубы — «воинская доблесть» — компонент значения оборота, возникший в XIX веке (но не фиксируемый контекстами!), по неизвестным причинам стал актуален только в XX, то и это мало что прояснит. Имея в виду привычное значение слова труба «духовой инструмент», выражение можно связать с войной и битвой. Между тем, прилагательное медный не ассоциировалось и не ассоциируется со славой, оно отсылает к прямо противоположным понятиям — «бесславию и бедности». Среди пословиц, приводимых В. И. Далем (ук. соч. Т. II) только одна указывает на связь медь — честь, слава, все же остальные носят такой характер: Видена девка мед/яна, а невидена золотая или Только у молодца и серебреца, что медненький грошик. Можно сослаться и на иные источники: «А мы с тобой люди бедные — в трубы дуем медные» (Иванов Е. Меткое московское слово. М., 1989). Медь отчетливо противопоставлена золоту и серебру как неблагородное (обыденное), недорогое — благородному (возвышенному), дорогому. Кстати, символом воинской славы и доблести были не медные, а серебряные трубы, которыми награждались отличившиеся в битвах полки, да и само представление о воинской славе закреплялось иными формульными выражениями. Восприятие медных труб как позднейшей прибавки вызывает еще одно противоречие: заставляет предположить, что устойчивое сочетание складывалось из слов, фиксирующих различные, никак не связанные друг с другом культурные традиции. Логичнее предположить, что все слова в выражении с единой семантикой возникли из одной культурной сферы.

Существенно затрудняет толкование истории выражения и то, что большинство исследователей вольно или невольно остаются в чересчур узком временном и историко-культурном контексте. Выражение оценивается либо как исконно русское, либо возводится к библейской и мифологической традиции «осмысление огня и воды как очищающих, „испытующих“ стихий» (Вакуров, Мокиенко. Указ. соч.). Ближе к истине, несомненно, второй подход, но в предложенной формулировке он мало помогает толкованию значения и происхождения выражения, так как фольклорная традиция знает две теории восприятия огня: «По одной теории, он обладает позитивными свойствами, по другой — негативными» (Фрезер Д. Д. Золотая ветвь. М., 1983).

Попробуем предположить, что выражения пройти огонь и воду, пройти огонь, воду и медные трубы различны по происхождению и выйти в более широкий исторический контекст, обнаружить крайнюю, максимально удаленную от нас точку фиксации самого оборота или его прототипа. Поможет в этом незаслуженно обойденная вниманием исследователей работа С. Г. Займовского «Крылатое слово. Краткий справочник цитаты и афоризма» (М.—Л., 1930), в которой содержатся такие сведения: «Пройти сквозь огонь и воду и медные трубы. Смысл: пройти много испытаний. Выражение античной древности. В разнородных, но весьма близких между собой версиях встречается у Аристофана, Плутарха, Виргилия, Горация и др.». Выражение в полном объеме фиксируется еще античными авторами и этого квалифицированного указания вполне достаточно, чтобы спор о том, был ли компонент и медные трубы результатом наращения или он был редуцирован, оказался неактуальным. Перед нами два различных выражения. Кроме того, наблюдение С. Г. Займовского показывает несостоятельность прямых отсылок к фольклорной традиции.

Точка найдена, но она не является предельно удаленной и не раскрывает историю смысла фразы. Между тем, такое истолкование существует. Авторитетнейший английский исследователь тайных обществ Ч. У. Гекерторн приводит описание посвящения неофита в древние египетские мистерии Изиды, являющееся прототипом фразеологизма, его развернутым воспроизведением не только по форме, но и по значению: «Его взору представлялись надписи, вроде следующей: „Кто пройдет по этому пути один и не оглядываясь назад, тот будет очищен огнем, водою и воздухом, и восторжествовав над страхом смерти, выйдет из недр земли на свет дневной, готовясь в душе к принятию мистерии Изиды“. Идя далее, неофит достигал другой железной двери. (. ) Когда он решал, что пойдет дальше, то подвергался огненному искусу, проходя через залу, наполненную зажженными горючими веществами, образующими огненные стены. Пол был устлан решетками из докрасна раскаленных железных полос, между которыми, однако, оставались узкие промежутки, куда неофит мог ступать безопасно. Когда он преодолевал эту преграду, ему предстояло выдержать искус посредством воды. Широкий и темный канал, наполняемый водами Нила, преграждал ему путь. Поставив мерцающий факел себе на голову, он бросался в воду и переплывал на другой берег, где его ожидал главный искус, посредством воздуха. Из воды он выходил на платформу, которая вела к двери из слоновой кости с двумя медными стенами по обе стороны; к каждой стене было приделано по громадному колесу из такого же металла. Тщетно силился неофит отворить дверь, и наконец, увидав два больших железных кольца в двери, ухватывался за них; вдруг платформа уходила из-под его ног, холодный ветер задувал его факел, два медных колеса вращались с грозною быстротой и оглушительным стуком, а неофит в это время висел, ухватившись за кольца, над бездонною пропастью. Но прежде, чем он мог выбиться из сил, платформа становилась на свое место» (Гекерторн Ч. У. Тайные общества всех веков и всех стран. В 2-х частях. М., 1993. Ч. I).

Подробное описание позволяет избежать развернутых комментариев. Тождественны характер обряда, его внутренняя семантика и значение фразеологизма — проходить испытания. Одинаковы последовательность и количество действий — огонь, вода, воздух. Совпадают даже детали: медные стены и медные колеса, нагнетающие воздух, подобно аэродинамической трубе, это и есть медные трубы — последний этап проверки на физическую и духовную прочность. Надпись перед входом почти буквально дублирует выражение. Все это указывает на то, что выражение пройти огонь, воду и медные трубы относится к египетской древности, где оно первоначально было символом испытаний неофита при посвящении в мистерии Изиды.

Но от древнего Египта до России XVIII—XIX веков путь неблизкий, и пройти его фразеологизм мог по-разному; естественно, о прямом заимствовании в этом случае говорить нельзя. Наиболее простой могла быть такая дорога — проникновение в русский язык непосредственно через книгу Ч. У. Гекерторна, впервые изданную в России в 1876 году. Поскольку выражение фиксируется уже в середине XIX века, а английское издание книги датируется 1874 годом, этот путь невозможен, хотя остается вероятность того, что русской просвещенной публике были известны источники, которыми пользовался сам Ч. У. Гекерторн (см. авторское Предисловие к указ. соч.).

Вероятно, путь был сложнее. Из древнего Египта выражение проникло в античный мир, явившийся базой европейской культуры. А уже из Европы, скорее всего через английский язык перекочевало в Россию. Вероятность этого пути подтверждается не только тем, что исследователи отмечают присутствие этого выражения во всех промежуточных точках (Египет — Ч. У. Гекерторн, античность — С. Г. Займовский, английский язык — И. Я. Лепешев), но и еще двумя значимыми историческими фактами. Отголоски древнеегипетских мистерий продолжали существовать в рамках масонской традиции, где ритуал посвящения во многом перекликается с древнеегипетским, а существование ритуала несомненно способствовало сохранению фразы, которая его символизирует. Первые масонские ложи в России под воздействием английского масонства возникли в первой половине XVIII века (Башилов Б. История русского масонства. М., 1992. Вып. III, IV). Время заимствования можно отнести именно к этому периоду.

По своей сути первый и второй пути схожи и оставляют неясными только точную датировку и вопрос о том, в рамках какой традиции (масонской или литературной) выражение проникло в русский язык. Здесь же оно встретилось с оборотом пройти огонь и воду, они существовали параллельно, оказывали друг на друга влияние, вызывая народную этимологизацию. Анализируя историю этого выражения, можно с полным основанием сказать, что оно само прошло сквозь огонь, воду и медные трубы.

Текущий рейтинг:

Пройти огонь, воду и медные трубы

Пройти огонь, воду и медные трубы
Авторство этого выражения установить практически невозможно: оно известно со времен античности и встречается в различных, но одинаковых по смыслу, версиях у Аристофана, Плутарха, Вергилия, Горация и других авторов.
Иносказательно: пройти все мыслимые испытания, которые только могут встретиться в жизни человека. Под «огнем» и «водою» подразумеваются только «физические» испытания (воли, смелости, мужества и т. д.), под «медными трубами» — нравственные (самые трудные): испытания «фанфарами», «медными трубами», то есть славой, популярностью. И его выдерживают далеко не все, кто ранее успешно прошел «огонь» и «воду».

Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений. — М.: «Локид-Пресс» . Вадим Серов . 2003 .

Смотреть что такое “Пройти огонь, воду и медные трубы” в других словарях:

ПРОЙТИ ОГОНЬ ВОДУ И МЕДНЫЕ ТРУБЫ — кто [с кем] Испытать в жизни много трудностей. Подразумевается, что выпавшие на долю человека испытания, всевозможные лишения могут по разному отразиться на его дальнейшей жизни: с одной стороны, они могут укрепить его дух, волю, воспитать в нём… … Фразеологический словарь русского языка

ПРОЙТИ СКВОЗЬ ОГОНЬ ВОДУ И МЕДНЫЕ ТРУБЫ — кто [с кем] Испытать в жизни много трудностей. Подразумевается, что выпавшие на долю человека испытания, всевозможные лишения могут по разному отразиться на его дальнейшей жизни: с одной стороны, они могут укрепить его дух, волю, воспитать в нём… … Фразеологический словарь русского языка

ПРОЙТИ ЧЕРЕЗ ОГОНЬ ВОДУ И МЕДНЫЕ ТРУБЫ — кто [с кем] Испытать в жизни много трудностей. Подразумевается, что выпавшие на долю человека испытания, всевозможные лишения могут по разному отразиться на его дальнейшей жизни: с одной стороны, они могут укрепить его дух, волю, воспитать в нём… … Фразеологический словарь русского языка

Огонь, вода и… медные трубы — Огонь, вода и… медные трубы … Википедия

Огонь, вода и… медные трубы (фильм) — Огонь, вода и… медные трубы Жанр сказка Режиссёр Александр Роу Автор сценария Михаил Вольпин Николай Эрдман В главных ролях Наталья Седых Алексей Катышев … Википедия

ПРОЙТИ ОГОНЬ И ВОДУ И МЕДНЫЕ ТРУБЫ — кто [с кем] Испытать в жизни много трудностей. Подразумевается, что выпавшие на долю человека испытания, всевозможные лишения могут по разному отразиться на его дальнейшей жизни: с одной стороны, они могут укрепить его дух, волю, воспитать в нём… … Фразеологический словарь русского языка

ПРОЙТИ СКВОЗЬ ОГОНЬ И ВОДУ И МЕДНЫЕ ТРУБЫ — кто [с кем] Испытать в жизни много трудностей. Подразумевается, что выпавшие на долю человека испытания, всевозможные лишения могут по разному отразиться на его дальнейшей жизни: с одной стороны, они могут укрепить его дух, волю, воспитать в нём… … Фразеологический словарь русского языка

ПРОЙТИ ЧЕРЕЗ ОГОНЬ И ВОДУ И МЕДНЫЕ ТРУБЫ — кто [с кем] Испытать в жизни много трудностей. Подразумевается, что выпавшие на долю человека испытания, всевозможные лишения могут по разному отразиться на его дальнейшей жизни: с одной стороны, они могут укрепить его дух, волю, воспитать в нём… … Фразеологический словарь русского языка

ПРОЙТИ ОГОНЬ ВОДУ — кто [с кем] Испытать в жизни много трудностей. Подразумевается, что выпавшие на долю человека испытания, всевозможные лишения могут по разному отразиться на его дальнейшей жизни: с одной стороны, они могут укрепить его дух, волю, воспитать в нём… … Фразеологический словарь русского языка

пройти сквозь огонь и воду и медные трубы — пройти <сквозь> огонь и воду <и медные трубы> Разг. Неодобр. Только сов. Чаще прош. вр. Испытать, перенести в жизни многое, побывать в различных трудных положениях (о человеке с большим жизненным опытом и часто небезупречным прошлым) … Учебный фразеологический словарь

Огонь, вода и медные трубы

№5 (902)

В чудесном детском фильме-сказке «Огонь, вода и медные трубы» (киностудия имени М. Горького, режиссер Александр Роу, 1967 год) герой благополучно прошел испытание пожарищем, вышел целым и невредимым из подводного царства, а когда его стали восхвалять, медные трубы произвели неприятное, но, к счастью, обратимое изменение в его душе. Он, слава Богу, насколько это возможно, вылечился от гордости и тщеславия. Анечка, ты помнишь эту сказку из детства?

– Да, конечно. Кто не помнит гениального Пуговкина в роли царя? Сказка замечательная. И само выражение замечательное – «огонь, вода и медные трубы». Как только мы его не употребляем! Это, пожалуй, одно из загадочных выражений в нашем языке. Не сразу понятно, откуда оно происходит – кстати, филологи до сих пор об этом спорят, вопрос открытый. И, главное, употребляем мы его в совершенно разных значениях. Мы можем похвалить человека, сказать, например: «Он настоящий товарищ, прошел огонь и воду, с ним можно идти в любое дело». А можем в известной ситуации сказать: «Ну, ты знаешь, она такая женщина, прошла огонь и воду». И смысл будет отрицательный. Здесь, видимо, очень многое зависит от того, что мы вкладываем в это выражение, что понимаем под огнем и водой. А добавление «медные трубы» еще более загадочное.

Если попытаться (насколько мы, конечно, можем) проникнуть в более глубокие корни этого выражения, то, может быть, мы сможем понять, как грамотно употреблять его и что оно в себе несет. На самом деле, сложно представить себе человека, который проходит сквозь огонь и воду. Это сразу наталкивает на мысль о каких-то древних мистериях, языческих ритуалах. Правда, есть в этом что-то из глубокой-глубокой древности, вода и огонь – это стихии, которым поклонялись наши предки по всему земному шару. С водой тоже связаны всевозможные ритуалы: вода очищает, дает плодородие и так далее. В Древнем Египте существовал обряд посвящения человека богине Изиде. И неофит (человек, которому предстояло пройти этот ритуал) должен был проходить через огонь: в некоем зале на полу и стенах везде были раскаленные угли и только посередине – узенькая тропинка, по которой он мог безопасно пройти, но это было очень страшно. Потом был второй зал, где находился тоннель, наполненный водой из Нила, и он должен был переплыть его в темноте с факелом на голове (который как-то прикрепляли). И, наконец, третье испытание, когда из медных дверей дул мощнейший поток холодного воздуха, а человек должен был удержаться в нем, не испугаться, не упасть и так далее.

То есть корни этого выражения надо искать, как мне кажется и как считают некоторые филологи, в Древнем Египте. И тогда нам станет понятно, откуда огонь и вода в Библии. Слова «пройти сквозь огонь и воду» не раз употребляются в Библии, и совершенно не случайно. Прежде всего, в псалмах царя Давида. Например, в 65-м псалме, написанном после осады города ассирийцами, говорится: «И в огне, и в воде мы были, и Ты вывел нас на свободу» – находились в опасности: огонь – образ силы этих бедствий, вода – обилия бедствий и опасностей. И из всех Бог вывел на свободу, от всех избавил. У пророка Исаии тоже можно найти слова: «Будешь ли переходить через воды, Я с тобою, – через реки ли, они не потопят тебя; пойдешь ли через огонь, не обожжешься, и пламя не опалит тебя. Ибо Я Господь, Бог твой, Святый Израилев, Спаситель твой». И, конечно, Евангелие от Матфея: человек привел своего сына, который в полнолуние страшно бесновался, и бес многократно ввергал его в огонь и воду. И он выходил неповрежденным, но сильно страдал. Господь тогда упрекнул отца в неверии, сказав: «О роде неверный, доколе буду у вас»… И потом изгнал демона, исцелил этого юношу. Опять огонь и вода.

Мы видим: и для ветхозаветного Израиля, и в Новом Завете огонь и вода были символами бедствий, трудностей, испытаний, от которых Господь, как в данных случаях, спасает. В Новом Завете эти древние символы такие: огонь как очистительное начало, как стихия, что проверяет на прочность (ведь есть материалы, которые горят и которые не горят в огне), и вода как то, что смывает как физическую грязь, так и духовную скверну. В Новом Завете эти образы получили очень глубокое наполнение. Как говорил Иоанн Предтеча: «Иоанн всем отвечал: я крещу вас водою, но идет Сильнейший меня, у Которого я недостоин развязать ремень обуви; Он будет крестить вас Духом Святым и огнем». Здесь огонь – огонь Божественной благодати, любви Божьей, которым испытывается всякое дело. А вода, в которую предлагал окунаться Иоанн Предтеча, очищала людей от грехов, омывала от них. В Новом Завете огонь и вода – это уже намного серьезнее, чем просто природные стихии. Это уже огонь Божественной любви, огонь Божественной благодати, и вода уже не как вода любого источника, где человек принимает Крещение, это еще и вода живая, то есть благодать Божия, которая истекает от Христа и всех людей, являющихся Его учениками. Как говорил Господь: «У того, кто верует в Меня, из чрева потекут реки воды живой»…

Если вернуться к нашему выражению, то здесь остается неясным его концовка – «медные трубы». При чем тут медные трубы? О том, что это было в Египте, мы поговорили. А вот откуда мы все-таки взяли, что под ними имеется в виду испытание славой? Скорее всего, эта вторая половина была добавлена позже, уже в тот период, когда существовала воинская традиция встречать победителя духовым оркестром, в котором преимущественно играют трубы, а они, как известно, делаются из меди. Соответственно, это добавление было сделано (на основании того, что я читала) где-то в начале – середине XIX века.

Кстати, для военных людей труба означала очень много, ведь в России трубами даже награждали полки. По крайней мере, я точно знаю, что было понятие «серебряная георгиевская труба» – наградные трубы были серебряными, а здесь говорится о медных. Так что, скорее всего, имеется в виду именно духовая музыка, которой встречали и прославляли победителей. И это добавление, видимо, уже не библейского происхождения, потому что в Библии нет упоминания «медных труб» в таком контексте, оно есть позднее. Однако в ветхозаветном храме во время богослужений использовались трубы, и трубы медные. Так что кто знает, может быть, здесь еще какая-то загадка: у древних евреев были какие-то обычаи, о которых мы не знаем и которые не вошли в Священное Писание (связанные именно с использованием труб в храме в честь царя-победителя или еще чего-то). Но это уже мои догадки. Может быть, кто-то знает лучше, но я не встречала таких описаний.

Вот такое выражение – древнее, запутанное и с такой интересной его историей…

Анечка, большое тебе спасибо за это путешествие и в сказку, и в библейский контекст, и в египетскую древность, и в народную мудрость – за все сразу.

Что означает для Мага: Огонь, Вода и Медные Трубы? +

ЛУЧШИЙ ОТВЕТ

Магия огня присутствует везде, нужно только обратить внимание на огонь. С огнем связано большое количество эзотерических практик и ритуалов, а также не менее легенд и мифов. История использования человеком огненных сил в магии и колдовстве насчитывает не одно тысячелетие. Магия Огня возникла с появлением первых обрядов и ритуалов.

Первое испытание, ожидающее Вас в самом начале пути – испытание огнем (или испытание страстью). Вы устроились на новую работу или заняли новую позицию, вы полны энергии, у вас масса энтузиазма, вы интенсивно учитесь, стремитесь обратить на себя внимание начальства и доказать, что, Вы – лучший. Вы ищете креативные решения и стремитесь как можно быстрее освоить все нюансы работы. Эта фаза, как показывают наблюдения, проходит довольно успешно для вас и для вашей карьеры. Однако вас могут подстерегать и опасности! Прежде всего, нужно помнить, что любая страсть рано или поздно заканчивается, поэтому постарайтесь запомнить это состояние, что пробуждает в Вас интерес к работе – это может помочь, если страсть начнет оставлять вас. Увлеченные люди часто теряют критичность. С позиции трезвого наблюдателя оцените все возможности «обжечься». Ограничьте себя там, где чрезмерная увлеченность может нанести вред вашему здоровью (многочасовые сидения перед компьютером могут повредить зрению, например), имиджу и репутации (к вам могут начать относиться, как к выскочке). С осторожностью выносите на обсуждение предложения – они могут оказаться неуместными – помните, что, пока вы являетесь новичком, самое лучшее для вас – набраться терпения и впитывать в себя опыт. Внимательно контролируйте те стороны вашей работы и жизни, которые из-за страсти вы оставляете в тени – наметьте системы «тревожных звоночков», которые будут для вас сигналами, если вы упускаете из виду что-то важное.

Стихия воды веками очаровывала нас. Она необходима для жизни и по значению уступает только Воздуху; таким образом, ее святость основана частично на этой зависимости. Вода поддерживает нас; поэтому раньше люди считали ее божественной. Магия Воды демонстрирует ее мистическую, животворную природу в ряде гаданий, заклинаний и ритуалов. Следующая ловушка в вашей жизни – это испытание водой. Вы знаете свою работу вдоль и поперек. Вам стало скучно. Однообразие и рутина оказались вашими главными врагами. Чтобы справиться с подобным положением дел, старайтесь вспоминать, что вызывало в вас интерес, когда вы только начинали работать. Это поможет поддерживать положительный эмоциональный фон. Чаще задавайте себе вопрос «чему еще я могу научиться» – интерес в освоении новых задач помогает поддерживать чувство новизны. Начните уже сейчас готовить себя к повышению. Чему именно Вы должны научиться, чтобы продвинуться по служебной лестнице. И, самое главное, не давайте себе поблажек. Рутина и однообразие часто провоцируют лень и нежелание делать обязательные вещи. Один раз пропустив свою обязанность, вы с каждым разом все сложнее и сложнее будете возвращаться к ее выполнению. Но самое коварное испытание кроется, как всегда, впереди.
В Древнем Риме, когда триумфатор после великих побед въезжал в столицу под крики толпы и звон медных труб, за ним стоял раб, державший над головой золотой венок. И не смотря на оглушительный шум толпы, раб тихо на ухо напоминал полководцу: «Memento mori» (лат. – помни о смерти). Другими словами, триумфатору не стоило слишком терять голову от славы, ведь он всего лишь смертный человек. Медные трубы – это испытание славой и гордыней. Наконец–то Вы на вершине. Фанфары успеха способны вскружить голову любому. Вы чувствуете себя мастером, наслаждаетесь общественным признанием и собственным профессионализмом. Опасность этого испытания состоит в том, что ваше развитие прекращается, чувство всезнайства слишком привлекательно и дорого, чтоб осваивать пространство нового опыта. В этом-то и заключается главная хитрость медных труб. Очень сложно вовремя признаться самому себе в том, что гордыня действительно завладела Вами. Основной рецепт для преодоления этого препятствия – признать свою гордыню и увидеть, что звездная болезнь началась. Внимательно прислушивайтесь к обратной связи – к тому, что и как говорят Вам ваши коллеги, нередко именно они первыми замечают, что с вами происходит. Возможно, Вам помогут увидеть себя со стороны близкие люди. Если вы добились успеха в карьере и стали начальником, гордыня сделает Вас деспотичным. Если Вы раздражаетесь на подчиненных – почаще вспоминайте себя в прошлом. Вы сможете понять их состояние и принять оптимальное управленческое решение. А главное – помните: стремление к новому, постоянное развитие и искренний интерес поможет вам преодолеть все трудности.
Мне в своей жизни пришлось пройти все три испытания – огнем, водой и медными трубами. Огнем, когда влюбился и думал, что без неё у меня не будет жизни! Но, когда я её застал в постели с другим, это было равносильно холодному душу, который вернул меня на землю с поднебесья. Да, и много других испытаний было в жизни, когда на работе достигал определенного успеха, меня переводили на другое место и все приходилось начинать сначала. Но моя тропинка упорно шла на подъём. Начинал разметчиком, а закончил «третьим» лицом на предприятии. Была известность, в определенном кругу людей руководителей предприятий России, было и уважение среди руководителей и подчиненных, но это все прошло и как говорится, кануло в Лету.

Пройти сквозь огонь, воду и медные трубы

— поговорка о человеке, много испытавшем, ко всему привыкшем, или же о человеке с сложным и не совсем безупречным прошлым ( Толковый словарь Д. Н. Ушакова, 1935-1940 , “Огонь”).

— о человеке, много испытавшем или со сложным и небезупречным прошлым. ( Толковый словарь русского языка (1992 г.) Ожегова С.И., Н. Ю. Шведова , “Огонь”)

“Он огонь и воду прошел. Он прошел сквозь медные трубы”

Про огонь и воду понятно – тяжелые испытания. Что такое медные трубы?

Пройти медные трубы означает пройти испытание славой. Образно это про ставшего знаменитым, обожаемым толпой человека, которого торжественно встречает оркестр с медными трубами.

Испытание огнем и водой, как двумя противоположными стихиями, известно издревле. Так, авторитетный английский исследователь тайных обществ Ч. У. Гекерторн приводит описание посвящения неофита в древние египетские мистерии Изиды:

«Его взору представлялись надписи, вроде следующей: „Кто пройдет по этому пути один и не оглядываясь назад, тот будет очищен огнем, водою и воздухом, и восторжествовав над страхом смерти, выйдет из недр земли на свет дневной, готовясь в душе к принятию мистерии Изиды“. Идя далее, неофит достигал другой железной двери. (. ) Когда он решал, что пойдет дальше, то подвергался огненному искусу, проходя через залу, наполненную зажженными горючими веществами, образующими огненные стены. Пол был устлан решетками из докрасна раскаленных железных полос, между которыми, однако, оставались узкие промежутки, куда неофит мог ступать безопасно. Когда он преодолевал эту преграду, ему предстояло выдержать искус посредством воды. Широкий и темный канал, наполняемый водами Нила, преграждал ему путь. Поставив мерцающий факел себе на голову, он бросался в воду и переплывал на другой берег, где его ожидал главный искус, посредством воздуха. Из воды он выходил на платформу, которая вела к двери из слоновой кости с двумя медными стенами по обе стороны; к каждой стене было приделано по громадному колесу из такого же металла. Тщетно силился неофит отворить дверь, и наконец, увидав два больших железных кольца в двери, ухватывался за них; вдруг платформа уходила из-под его ног, холодный ветер задувал его факел, два медных колеса вращались с грозною быстротой и оглушительным стуком, а неофит в это время висел, ухватившись за кольца, над бездонною пропастью. Но прежде, чем он мог выбиться из сил, платформа становилась на свое место» (Гекерторн Ч. У. Тайные общества всех веков и всех стран. В 2-х частях. М., 1993. Ч. I).

Историк Карамзин Николай Михайлович (1766 – 1826) в работе “История государства Российского (в 12 томах)” (1803-1826 гг.), т. 2 гл. Глава III ПРАВДА РУССКАЯ, ИЛИ ЗАКОНЫ ЯРОСЛАВОВЫ описывает применявшийся в старину в России и в Европе обычай испытывать подозреваемого раскаленным железом и горячей водой:

“Законы суть дополнения летописей: без Ярославовой Правды мы не знали бы, что древние Россияне, подобно другим народам, употребляли железо и воду для изобличения преступников: обыкновение безрассудное и жестокое, славное в истории средних веков под именем суда Небесного. Обвиняемый брал в голую руку железо раскаленное или вынимал ею кольцо из кипятка: после чего судьям надлежало обвязать и запечатать оную. Ежели через три дня не оставалось язвы или знака на ее коже, то невинность была доказана. Ум здравый и самая Вера истинная долго не могли истребить сего устава языческих времен, и Христианские Пастыри торжественно освящали железо и воду для испытания добродетели или злодейства не только простых граждан, но и самых Государей в случае клеветы или важного подозрения. Народ думал, что Богу легко сделать чудо для спасения невинного; но хитрость судей пристрастных могла обманывать зрителей и спасать виновных.”

Вадим Серов в Энциклопедическом словаре крылатых слов и выражений. — М.: «Локид-Пресс». 2003 , указывает, что это выражение встречается у античных авторов – Аристофана, Плутарха, Вергилия, Горация.

Примеры

Художественный фильм “Огонь, вода и. медные трубы” (режиссер Александр Роу), 1967 г., киностудия им. Максима Горького

Главный герой фильма Василий повстречал Аленушку, которая пасла козочку Белочку. Молодые люди влюбились друг в друга с первого взгляда. Но слуги Кащея Бессмертного похитили девушку прямо на глазах у Васи. В поисках возлюбленной Василий проходит сквозь огонь и воду. Но труднее всего устоять перед медными трубами – перед сверкающим сиянием славы…

“Опасный поворот” (1941 г.):

“Тем более абсурд, что мухи крайне живучи и увертливы. За тысячи лет они прошли огонь, воду и медные трубы.”

C ним и в oгoнь и в вoдy! — пищaл oн звoнкo yжe нa yлицe, пoкa мы шли вмecтe”.

“Похождения бравого солдата Швейка” (1923 г., перевод П.Г. Богатырёв (1893 – 1971)), ч. 2, гл. 2:

“- Ну, слышали? Он не говорит по-русски! Парень, видно, прошел огонь и воду и медные трубы

“Heavy weather” (в варианте – пройти сквозь огонь и воду)

“Я прошел сквозь огонь, воду и медные трубы. Мне уж тридцать пять лет, а у меня никакого звания, кроме как поручик сербской службы и унтер-офицер русского запаса. Болтаюсь между небом и землей. “

“Извольте-ка вы искусить человека, когда он в университете все науки кончил, огонь, воду и медные трубы прошел! Как я могу учить вас украсть рубль, ежели вы уже без моей помощи тысячи цапнули?”

“Предполагается, что пишущий, кроме обыкновенных умственных способностей, должен иметь за собою опыт. Самый высший гонорар получают люди, прошедшие огонь, воду и медные трубы, самый же низший — натуры нетронутые и неиспорченные.”

“Свои люди сочтемся” – купец Большов говорит Подхолизину:

“Подхалюзин. Помилуйте, Самсон Силыч, в огонь и в воду полезу-с.”

“Бесприданница” – Паратов говорит Робинзону:

“Не отлучайся, ты мне будешь нужен!”:

“Записки из мертвого дома” – про бежавших арестантов:

“Народ сквозь медные трубы прошел; сквозь запертые двери пройдут!”

Про опытного арестанта:

“Отцы и дети” (1861 г.), гл. 15, про Анну Сергеевну Одинцову:

“Ее не любили в губернии, ужасно кричали по поводу ее брака с Одинцовым, рассказывали про нее всевозможные небылицы, уверяли, что она помогала отцу в его шулерских проделках, что и за границу она ездила недаром, а из необходимости скрыть несчастные последствия. “Вы понимаете чего?” – договаривали негодующие рассказчики. “Прошла через огонь и воду“, – говорили о ней; а известный губернский остряк обыкновенно прибавлял: “И через медные трубы“.”

“Виндзорские насмешницы” (пер. Маршак С.Я., 1959) – Мисс Куикли говорит:

“За такое сердце всякая женщина кинется в огонь и в воду.”.

Огонь, вода и медные трубы

Встретил недавно знакомую женщину, верующую, которая давно уже работает в Церкви. Сказала, что ищет новую работу. Я вспомнил про вакантное место в одной церковной организации. Но знакомая отказалась. Оказывается, она приняла решение никогда больше не работать в Церкви. Заявила, что с нее хватит. «Есть серьезная опасность потерять веру» — объяснила она свое решение.

Подобные слова слышу не первый раз. Действительно, для многих людей работа в Церкви становится огромным искушением. В ежедневных рабочих буднях человек показывает себя таким, как он есть, со всеми духовными болезнями. Впрочем, к грехам своим и чужим мы все привыкли – но если страсти греховные соединяются с внешним благочестием и церковностью, на выходе получается страшный пример лицемерия и ханжества. Когда христианин причащается с тобой из одной Чаши и потом тебя предает, это гораздо труднее вынести, чем простое предательство светского человека. Когда коллега соблюдает все внешние правила церковного благочестия, но при этом клевещет на тебя перед начальством, это может стать очень сильным ударом по твоей вере в Бога, Церковь, людей. Открывать в красивой церковной форме гнилое нутро всегда ужасно. Если форма не имеет соответственного содержания, человек может соблазниться, и совсем отказаться от формы, а вместе с ней и от предполагаемого содержания.

Как-то говорили с одним умным человеком о церковной жизни. Он поделился весьма интересной мыслью — не то, чтобы новой, но весьма оригинально выраженной. Есть такое античное выражение: огонь, вода, и медные трубы (фраза широко известна по названию советского фильма-сказки). Древнее изречение говорит о всех испытаниях, которые бывают в нашей жизни. Огонь и вода есть внешние трудности. Медные трубы – это духовно-нравственные испытания славой, всеобщим признанием, богатством, величием внешних форм. Так вот, Русская Церковь наиболее уязвима именно последним искушением. Огонь гонений и воду бедности мы уже переносили, и вновь вытерпим, если потребуется. А вот проверка медными трубами в тысячу раз опасней, и, как правило, приходит на смену огня и воды.

Если б я был дьяволом – рассуждает мой остроумный знакомый – я помог бы нашему Православию победить на всех фронтах. Чтобы все вокруг сделалось православным. Православное законодательство, православная армия, православные институты, школы, больницы, клубы, спортивные секции. Депо имени свт. Николая Чудотворца, детский садик в честь прп. Сергия Радонежского, театр имени св. Иоанна Кронштадтского. Улицы наполнят билборды с цитатами из святых, в компьютерах будет работать православная система «Ортодоксия», в среду и пятницу детям в школе будут давать только постную пищу. Словом, все везде станет православным-православным.

И тогда-то, незаметно для всех, Церковь начнет превращаться в мирское учреждение. К христианству будут относиться так, как в свое время к партийной идеологии. Спорить — не поспорят, но и любить – не полюбят. Будут тихонько ругать на кухне, и рассказывать анекдоты о патриархе. Основная масса будет равнодушно повиноваться. И в один прекрасный момент окажется, что Русской Церкви уже не существует. Остались только формы, за которыми уже давно нет ничего святого. Христос ушел оттуда, и никто этого не заметил.

Таковы соображения моего собеседника. Конечно, это пока еще довольно фантастическая мысль – достаточно отъехать от наших мегаполисов с их более-менее активной церковной жизнью и посетить глубинку, как станет ясно, что пока ни о какой победе Православия и речи быть не может. Наоборот, там хроническая нехватка храмов и священников, проповеди и церковного образования. Пока никаких медных труб не слышно, но — вопрос соотношения церковной формы и необходимого содержания поставлен правильно. Всегда легче формализовать духовное, чем одухотворить форму. Множество церковных организаций у нас внешним образом хорошо устроены, но Христа там бывает трудно встретить, потому что Христа нет в нас.

К чему может привести увлечение процессом церковной жизни без главного — жизни в Христе — гениально показано в «Великом Инквизиторе» Достоевского. Мы все построили без тебя – говорит Инквизитор Христу. — Мы дали людям все и они счастливы. Счастье – это величина земная. Что еще нужно? Ты пришел мешать нам. Мы завтра сожжем тебя как врага Церкви.

Церковная жизнь без жизни во Христе – это модель будущей церкви антихриста. Когда будет все, но Бога в этом всем не будет. Форма же, утратившая содержание, никому не нужна, какой бы красивой она не была. Сегодняшнее бегство весьма многих честных и благочестивых людей из церковных организаций на светскую работу «для того, чтоб веру не потерять» – очень плохой знак. Ведь в Церкви человек должен найти Христа не только в таинствах, но и в образе возрожденных Христом людей. Если этого нет, то мы еще ни в чем не преуспели. Получается, форма у нас не являет содержания, это просто вывеска, одна лишь внешность. И если эта внешность обманчива – значит мы еще очень мирские люди.

Обо всем этом нужно размышлять. Причем, перед грядущей столетней годовщиной Октябрьской революции – размышлять особо. Потому что тогда рухнула огромная, пышная форма; рухнула, ибо лишилась содержания. Как лишилась и почему рухнула – об этом стоит поразмыслить, ибо трудности сегодня аналогичны и вызовы времени остались те же. Как было тогда, как может случиться сейчас, о форме и содержании – об этом необходимо много думать.

Ссылка на основную публикацию