Кто такой Дядя Сэм и откуда пошло это выражение: история и интересные факты

Здравствуйте, я ваш Дядя Сэм: как возник самый известный символ Америки

Мясо от дядюшки Сэмуэля Уилсона

7 сентября 1813 года небольшая газета Troy Post напечатала статью, в которой впервые рассказывалась история о том, как аббревиатура U.S. стала расшифровываться как Uncle Sam, или Дядя Сэм. Согласно этому документу, жизнь персонажу, олицетворявшему Соединённые Штаты, дал торговец мясом из Нью-Йорка Сэмуэль Уилсон, поставлявший американской армии провиант во время Англо-американской войны 1812 года.

По легенде, солдаты прозвали солонину Уилсона «харчами от Дяди Сэма» из-за маркировки U.S. на бочках, так как под таким прозвищем сам Уилсон был известен среди своих земляков и даже за пределами штата. Впоследствии призванные на службу из Новой Англии солдаты рассказали о промышленнике сослуживцам, которые подхватили эту шутку.

Об истории рассказала местная газета городка Трой в штате Нью-Йорк, а затем и более влиятельная The New York Gazette. Впоследствии «Дядей Сэмом» стали называть федеральное правительство США. Во второй половине XIX века карикатурист Томас Наст начал популяризировать образ Дяди Сэма как персонажа своих рисунков, в которых представил его высоким стариком с белой козлиной бородкой, одетого во фрак и цилиндр в цвета американского флага «Доблесть прошлого».

Несмотря на то что именно эта версия появления Дяди Сэма на свет была впоследствии признана официальной, некоторые историки сомневаются, что именно образ дядюшки Сэма Уилсона с его солёным мясом лёг в основу этой легенды. Специалисты указывают, что аббревиатура U.S. была достаточно распространённой к 1812 году и маловероятно, что солдаты не знали её значения.

К тому же, в различных архивах имеются более ранее документы, в которых аббревиатуру U.S. уже расшифровывают как Uncle Sam. В их числе письма и газетные заметки, датированные 1806 годом — за шесть лет до того, как по легенде произошла история с непутёвыми солдатами и бочками Уилсона. При этом, эти газеты, включая Troy Post и газеты из города Олбани (родного города промышленника), при упоминании Дяди Сэма не проводили никаких параллелей с личностью Сэмуэля Уилсона. Также подозрительным находят тот факт, что история в New York Gazette появилась лишь через несколько лет после исторического события.

Именем Сэма Хилла

В 1830-е годы в американском фольклоре появился и злой двойник Дяди Сэма — Сэм Хилл, ставший олицетворением сил зла. Обычно его имя произносили с вопросительной интонацией, описывая тем самым необъяснимые события. Легендарный американский писатель и журналист Генри Луис Менкен полагал, что своё имя «тёмный Дядя Сэм» взял из оперы Карла фон Вебера «Вольный стрелок», где демонический чёрный охотник Самиэль сопровождает души умерших в преисподнюю.

Своим нравом он мог быть обязан картографу и старателю Сэмуэлю Хиллу, известному среди жителей Северного Мичигана скверным характером и любовью к крепким ругательствам. В 1847 году он, рискуя жизнью, помог предотвратить голод в отдалённом поселении горняков Коппер Харбор. К славе и почитанию горожан он относился с презрением, больше заботился о своей репутации богохульника и сквернослова. Впоследствии жители стали просто заменять его именем самые грязные ругательства, дабы избежать порицания.

Сэм Хилл стал частью образа Дяди Сэма — в карикатурах и зарисовках он иногда появлялся с растрёпанными волосами и бородой, в мятом цилиндре и неопрятном фраке.

По другой легенде, история этого персонажа восходит к самому основанию Соединённых Штатов. Прообразом Дяди Сэма в ней стал патриот, обезглавленный гессенскими наёмниками-егерями незадолго до битвы при Трентоне в 1776 году за отказ раскрыть им планы Джорджа Вашингтона, который собирался пересечь реку Делавер вместе с колонной ополченцев на шлюпках.

Напав на гессенцев, которых одинаково презирали как британцы и роялисты, так и мятежники, на следующий день после Рождества Вашингтон захватил в плен почти тысячу солдат, шесть пушек и боевое знамя наёмников. Эта победа переломила череду неудач Континентальной армии и позволила Вашингтону одержать победу над войсками короля Георга.

Современный британский писатель Грант Моррисон в своей художественной версии этой легенды предположил, что дух Сэма, принявшего мученическую смерть от рук иноземных захватчиков, был вызван отцами-основателями с помощью каббалистических ритуалов для того, чтобы охранять покой страны и приходить ей на помощь в трудные минуты.

Образ на все времена

Появляться в политических карикатурах Дядя Сэм начал в 1830-е годы, когда в газетных рисунках в качестве собирательного образа Америки в основном выступал персонаж по имени Брат Джонатан. Его имя восходит к уничижительному прозвищу, которым британцы называли колонистов во время Войны за независимость США. Прообразам ему послужил губернатор штата Коннектикут Джонатан Трамбалл, к которому, по свидетельствам современников, так обращался первый президент США Джордж Вашингтон. Интересно, что на карикатурах того времени Брат Джонатан появляется в полосатых брюках со штрипками, которые впоследствии стали визитной карточкой Дяди Сэма.

В 1870-е годы персонажи Брата Джонатана и Дяди Сэма начали отождествлять с личностью 16-го президента США Авраама Линкольна. Тогда образ Дяди Сэма формируется окончательно: это высокий и худой человек с седыми волосами и бородой, с разноцветным флагом и в полосатых брюках.

Пожалуй, самое знаменитое изображение Дяди Сэма было создано в 1917 году художником Джэймсом Монтгомери Флэггом, нарисовавшим плакат, призывавший американцев записываться добровольцами на Первую мировую войну. На нём Дядя Сэм, одетый в свой традиционный фрак и цилиндр, смотрит прямо на зрителя и говорит: «Для армии США мне нужен ты».

Дядя Сэм, дядя Том, прочие дяди. Who is Who и почему?

Скажи-ка, дядя, ведь недаром Москва, спаленная пожаром, французу отдана… В это же самое время, когда Москва отдавалась французу, молодое и веселое племя новосветских переселенцев отказалось отдаваться старосветскому бриту.

Когда у русского 1812 год сразу кликает на Бородино с его дядей, у американца 1812 год кликает на американо-британскую войну за независимость с его дядей Сэмом.

Статья будет не столько об истории происхождения разных дядей, но о скорее о разнокликаньи у столь похоже-непохожих народов в гносеологическом подходе к некоторым понятиям. Об этом втором, важном, на мой взгляд, явлении «перевернутого» осмысления, следует помнить и читателю, пока мы погружаемся в бездны истории и этимологии.

Поехали. Итак, Москва полыхает, а в это время 14-летний (!) паренек из городка Арлингтона Самуэль Уилсон призывается в Независимую армию. Уже давно воюют его отец и старшие братья. Пришел и его черед. К армии парень просто прирос, отвоевался до полной победы и свою гражданскую послевоенную жизнь навсегда связал с армией уже независимых США. Всю свою оставшуюся жизнь он кормил эту армию мясом. Как поставщику мясных консервов ему была отдана на откуп целая военная база города Трой нью-йоркского гарнизона. Там он и похоронен. Аминь. Один Who мы уже знаем ху.

Пока идет кормежка мясом, (второй Who) художник Томас Наст создает для нью-йоркской газеты NY Lantern полит-агитку — карикатурный рисунок с изображением пожилого, высокого, сухощавого мужчины в синем сюртуке, котелке цвета символики флага и полосатых штанах. Вот этого-то джентльмена с картинки и назвали по имени почетного гражданина Сэма Вильсона Дядей Сэмом, по первым буквам его инициалов на английском (Uncle Sam), прямо кликающим на United States. (Аббревиатурой US наш мясник тавровал свои консервные банки.)

Дальше еще смешнее: в 1917 году, когда уже вся Россия полыхает революционным пожаром и еще идет по Европе Первая мировая, другой американский (третий Who) художник с говорящей фамилией Флагг создает призывной плакат-листовку, но уже вместо не пойми-чьей парсуны он выписывает свое собственное изображение с указующим на зрителя перстом (не путать с Большим Факом!) и с призывом: «Я тебя хочу!» (в смысле послужить в Армии для Евроколхоза — I Want You for the U.S. Army!).

Вся эта сага о дядях была не совсем кошерной: художник просто спер идею с уже существовавшего призывного британского плаката с собственнолично (пра-Who) лордом Китченером на фейсе. Любая некошерность имеет свойство пакостить по нарастающей: так, в 1920 году, в Гражданскую, такой же хитрый русский ху-дожник Дмитрий Моор целиком ворует идею плаката у нашего воришки, так же подрисовывает агитатору свое лицо в буденновке и пальцует: «Ты записался добровольцем?».

Эх, украсть, так миллион! Пока наш Дядя Сэм призывал своим некошерным ликом в Армию во время Второй мировой, уже другой советский ху-дожник Ираклий Теидзе устроил то, что у нас называется примерно как Дядя Фрося (Uncle Floе) (уличное название трансвеститов, носящих женскую одежду, или criss-cross: то так, то сяк).

Этот художник берет нашего дядю Сэма, одевает его criss-cross, снимает буденовку, прикрывает типа хиджабом, и получается Матерь-Родина с пальцем. Которая зовет. Для убедительности он придает заимствованной идее свирепый вид. Но кто знает-понимает, откуда ноги растут (как знаешь теперь и ты, читатель!), тот четко видит торчащие из-под плаката то ли лорда Китченера, то ли мясника Дяди Сэма армейские ботинки.

Воровать нехорошо. Поэтому смех смехом, но наш Конгресс в 1961 году принял официальную резолюцию, постановляющую считать образ Дяди Сэма официальным символом США. Казарменный запашок развеялся и остался у образа чисто домашний амбре: простой народ поминает Дядю Сэма по делу и всуе, когда подразумевает просто власти, государство, чиновничество. (Типа: Дядя Сэм дал, Дядя Сэм взял, Дядя Сэм опять тебя хочет…)

Но это не только символ власти, это еще и символ самого народа, символ простого американца. Не злобная карикатура (как это принято в «перевернутом» сознании), а незлобливое юморное подтрунивание над самим собой, над страной и ее правительством, против которого народ вооружен по самое не могу Второй поправкой (и посему не опасается над ним подтрунивать).

Налоги мы уж точно платим этому дяде. Но для части населения есть особый вид под-дядь. Это так называемый Сахарный Дядя Сэм (Uncle Sugar Sam), также а.к.а. Волшебник Дядя Сэм (Magic Uncle Sam). Это такой дядя, который раздает велфер, отбирая деньги у работающих на дядю Сэма в пользу неработающих по дефолту дядей Томов.

Все хорошо помнят такого дядю из хижины? Ох же эта слезливо-паточная Бич (ер)-Стоу! А теперь тест на внимание (и только быстро!): что у тебя, читатель кликнуло на Дядю Тома? Негатив или позитив? Ответ я знаю: вау, бедный-бедный дядя Том, просто бедная Лиза в штанах.

(К вопросу о «перекрученности» осознания и восприятия понятий: при всем позитивном и негативном наполнении слов «позитив» и «негатив», в определенной среде нашего общества эти слова твистанулись значениями, и ВИЧ-позитивных очень сильно побаиваются еще пока ВИЧ-негативные).

Для примера перекрученности прекрасно подходит наш дядя Том. Американские негры обзывают дядями Томами тех негров, которые не желают жить по-пацански, по-черному, а стараются вырваться из нравственного гетто автосегрегированных черных сообществ в баньки по-белому, скажем так.

Как только мадам Стоу родила свой роман, тут же появилась целая анти-дядитомская литература. Около 30 романов было написано (и большинство, опять-таки, женщинами!) в пику адвокатессы дяди Тома. Просто-таки война хижинам!

Более того, сами же черные возненавидели непротивленца Дядю Тома, а имя его сделали нарицательным ругательством, обозначающим предательство своих, своего народа. Синонимом такого ругательства является безобидное слово «Эскимо». (Так у нас называют иногда и самого президента Обаму, и других выдающихся темнолицых людей). Эскимо! Представили? Черно-шоколадный снаружи, а белый изнутри, с белыми повадками и непацанским менталитетом… Дядя Том, чисто в натуре, мен!

Еще пример перекрученности: антипод, обратная сторона расиста Дяди Тима от имени известного расиста Тима Вайса (даже вся фамилия у него тевтонски-белая!), это — черный само-апартеид, характеризующийся одним простым словом «западло» (в смысле жить как белые, жить вместе с белыми, быть как белые). Вот и получается, что с одной стороны все дяди Томы живут за счет дяди Сэма, а жить по дядь-сэмски западло. Как тут не появиться дяде Тиму?

Примеров овощевления-овещевления понятий немало: те же бананы. Бананами называют представителей желтой азиатской расы, которые уже давно американизировались и желтые только снаружи, а белые и пушистые внутри. Для латинос существует Дядюшка Taco — Tio Taco, этакий коллаборационист-предатель мекс. Для коренных индейцев существует прозвище Дядя Томагавк, тоже мало хорошего, я вам скажу. Иуда в перьях…

Своего дядю получил и Осама Бен-Ладен. Долго ходил по Сети карикатурный плакат: пальцующий Uncle о’SAMa: «I want you to join Al-Qaueda!»

А в широком смысле святого уличного слова Uncle или просто Unc (в отличие от русского дяди) — это в среде Дяди Тома обычно скупщик краденого, барыга, держатель малины, а в среде Дяди Тима — федеральный агент (обычно undercover) службы по борьбе с наркотиками. Эти два дяди друг друга плохо понимают.

Для изучающих наш великий и могучий английский напоследок замечу, что у нашего дяди нет того размытого смысла этого слова при обращении. Если в русском любой младший обращается к любому старшему мужчине словом «дядя», то в английском так нельзя. Вас не так поймут.

Чтобы мы лучше понимали, ху из Who, и написано это незлобливое исследование. Ну, за понимание, как сказал бы Михалыч!

Дядя Сэм. А Ты Прочитал этот Пост?

Дя́дя Сэм (Uncle Sam) —высокий седовласый господин с козлиной бородкой в красно-бело-синем однобортном сюртуке — персонифицированный образ США. Наиболее яркая и характерная деталь в образе Дяди Сэма – это его цилиндр, на котором изображен флаг Соединенных Штатов Америки. Такой внешний вид Дяди Сэма стал популярным благодаря карикатуристу Томасу Насту.(Thomas Nast)

Происхождение образа Дядюшки Сэма.

Образ Дяди Сэма получил особую известность во время Первой мировой войны,когда он был изображён на плакате, приглашавшем добровольцев вступать в американскую армию и принять участие в войне на территории Европы. С плаката Дядя Сэм сурово смотрел и указывал на читателя пальцем, а подпись под картинкой гласила «Ты нужен мне в армии Соединённых Штатов» (англ. I want you for U.S. army).

Художник Джеймс Монтгомери Флагг, нарисовавший этот плакат в 1917 году, признался, что использовал своё собственное лицо как модель для Дяди Сэма. Вообще, идея этого изображения была взята из аналогичного британского вербовочного плаката, на котором в такой же позе был изображён лорд Китченер.

Образ Дяди Сэма традиционно ассоциируется с Соединёнными Штатами и в особенности с правительством США. Когда в быту говорят «Дяде Сэму нужно…» или «Дядя Сэм хочет…», то часто стремятся создать ироничный или комический образ американского правительства. В странах же, где сильны антиамериканские настроения (а также на демонстрациях и митингах антиглобалистов), образ Дяди Сэма часто используют для иллюстрации агрессивных имперских амбиций Соединённых Штатов. Тогда Дядю Сэма изображают злобным стариканом, а плакат сжигают…

Кто он такой и откуда он взялся.

Сейчас уже никто точно не сможет сказать, каким образом мифический дядюшка» появился на свет»,однако, наиболее распространенная, но фактически недоказанная, версия возникновения Дяди Сэма носит мифологический характер и заключается в следующей американской легенде.

Во время войны 1812 года Сэмюэл Уилсон, бизнесмен из города Трой, штат Нью-Йорк, со своим коллегой Альбертом Андерсеном, поставляли для американской армии провизию в бочонках. Бочонки были помечены соответственно буквами « U . S .», сокращением от United States , и среди американских солдатов распространилась шутка о щедром герое Дяде Сэме ( Uncle Sam ). В 1961 году 87-й Конгресс США принял резолюцию, в которой Сэмюэл Уилсон официально признавался прототипом образа Дяди Сэма.

Историческая несправедливость – ни одного подлинного портрета Сэмюэля Уилсона до наших времен не сохранилось. Зато осталась вполне ухоженная могила на одном из нью-йоркских кладбищ, где на большом сером камне установлена мемориальная табличка, свидетельствующая, что именно здесь нашел свой последний приют Сэмюэль Уилсон. Он прожил довольно продолжительную жизнь и не дотянул до своего 80-летия только два года.

современный Дядя Сэм

Падкие до праздников американцы отмечают 13 марта (именно в этот день появилось первое графическое изображение образа Дядюшки Сэма), как День Дядюшки Сэма.

Современный дядя Сэм.

Сегодня дядя Сэм может изображаться и в современной одежде, в смокинге или даже спецовке, но вот цилиндр на нем все такой же, как и сто лет назад. Также низменной осталась и другая черта этого персонажа — современный дядя Сэм продолжает постоянно печься о ком-то. Малоимущему американцу, который волнуется о том, получит ли он пособие по безработице, сотрудники государственных служб обычно говорят: «Не беспокойся, дядя Сэм о тебе позаботится».

А у нас в России кто позаботится о тебе? Я имею ввиду, есть ли у нас такой образ?

Об авторе

Преподавание языков — это моя жизнь, я больше ничего не умею, да и не хочу делать. в 2016 году я решила создать Школу LF, чтобы собрать замечательную команду преподавателей-профессионалов и делиться друг с другом опытом и эффективными секретами в обучении, для того чтобы занятия в нашей школе стали для Вас нужными и принесли желаемый результат. Я буду очень рада видеть Вас в числе студентов нашей школы, или в числе моих личных студентов!

Откуда взялся Дядя Сэм

Во время сражений с фашистами он гнал в Мурманск по морю транспорты со “вторым фронтом”, то бишь с консервированной едой. Позже, уже в войну холодную, постоянно вмешивался, если вспомнить советский анекдот тех времен, “во внутренние дела СССР на всех континентах”. Одновременно был постоянным персонажем дежурных карикатуристов газеты “Правда”, а жарким тропическим летом 1953 года после штурма казармы Монкада потерял свою любимую сахарницу, коей до этого момента являлся остров свободной любви Куба. Какие только гадости ему не приписывали и не приписывают до сих пор за сытый эгоизм и ковбойскую наглость.

Дядя Сэм, типичная Америка с ее ненасытным до всего на свете правительством и типичными провинциальными янки – образ собирательный. Но как любое собирательство, свою коллекцию ее величество история начала с первой и довольно забавной находки. Карикатуры в левой прессе стали рисовать куда позже, плакаты с дядькой в цилиндре расцветки звездно-полосатого флага противники империализма начали сжигать на демонстрациях уже потом. Начало всем этим неприятностям положила наблюдательность, простая как металлический доллар острота, или же просто наивность сторожа-ирландца, который ровно 190 лет назад (7 сентября 1813 года) аббревиатуру US, намалеванную трафаретом на бочках с тушенкой для американской армии прочел по-своему – Uncle Sam. То есть догадался вспомнить про кормильца.

Однако настоящему, природному Дяде Сэму такой блестящий рекламный ход, основанный на судьбоносном совпадении начальных букв, и в голову не пришел бы. Этот мясник из городка Трой, что на речке Гудзоне в штате Нью-Йорк, будучи уполномоченным правительством США продовольственным подрядчиком, поставлял войскам говядину и свинину в период второй англо-американской войны без всякой далеко идущей мысли, но с искренним патриотическим чувством велел писать на таре две буквы, обозначавшие всего лишь United States. Или все было как раз наоборот? Другая версия гласит, что Сэмюэл, очень дороживший своим прозвищем “дядюшка Сэм”, в один прекрасный день просто очень разозлился на своего единоутробного брата Ибнезера, который приехал из Нью-Гемпшира и сразу стал облизываться на контрольный пакет акций компании. Вот Сэм и “зафиксировал” черным по бочке свои права старшинства, написав US. А уж потом кто-то из добровольцев войны за независимость, глядя на клейменую, как кобылы в табуне, продукцию, прокомментировал невпопад: “О! US! Не иначе как федеральное правительство прислало”.

Как бы там ни было, именно благодаря такой несуразице дядюшка Sam Wilson в 1813 году в свои неполных сорок лет, едва став на ноги как мясомолочный бизнесмен, без особого труда воткнулся в историю встающей на ноги супердержавы, которая, по сути дела, не утруждала себя мировыми войнами, зато насчет жратвы союзников – к своей выгоде старалась всегда. Кому из пронырливых газетчиков повезло подслушать остроту сторожа или солдата, а потом приписать ее себе, история давно забыла. Ведь хохмили журналисты молодой Америки наперебой после того эпизода на продовольственном складе еще много лет, пока 13 марта 1852 года Дядя Сэм уже как национальное достояние не пережил второе рождение, появившись карикатурой в нью-йоркской газете “Фонарь”.

Бывший инспектор провиантов в органах снабжения армии США Сэмюэл Уилсон, который к тому моменту перешагнул уже восьмой десяток и отзывался не иначе как на “дедушку”, судя по всему, жил уже не настоящим, а воспоминаниями о своем служении во имя сытости действующей армии. Газет не читал, иск о защите своего подлинного облика возбуждать не стал, а оставить потомкам подлинный свой портрет просто запамятовал. Да и про него, заслуженного скромника, неблагодарное правительство (часто именуемое тоже Дядя Сэм) вспомнило только спустя полтора века – 15 сентября 1961 года, когда Конгресс США вынес официальное постановление считать дядюшку Сэма-мясника прародителем национального символа Америки. Такое отличие надо было получить в жесткой конкурентной борьбе с рисованными персонажами, ведь “государственные задачи” в этой стране кто только не выполнял – и супермен, который в комиксах громил арабских террористов, и уж тем более Микки Маус, именем которого был назван американский десант в Нормандии. И бумажный Дядя Сэм, нельзя не признать, завоевал для дядюшки Сэмюэла награду честно и заслуженно.

Художник Джеймс Монтгомери Флэгг, нанятый в июле 1916 года журналом “Леслиз Уикли”, с давно отошедшим в мир иной интендантом войны за независимость, естественно, знаком не был. И поэтому срисовал символ нации с самого себя, дабы сэкономить на оплате труда модели. Козлиная бородка, аляповатый звездно-полосатый смокинг, символ заокеанской буржуазии и всякие прочие несимпатичные детали, додуманные и дорисованные политическими карикатуристами, появились значительно позже. Кстати сказать, когда Флэгг спустя многие годы сообщил об идее создания собственного автопортрета президенту США Франклину Делано Рузвельту, тот проникся к художнику уважением: “ваша находчивость и решение сэкономить на модели достойны похвалы, а ваш метод наводит на мысль о предках-янки”. К слову, “дядин папа” корни свои потерял где-то в Баварии. Но для Америки, страны эмигрантов, эта мелочь не имела принципиального значения. Ведь поставленную перед ним цель автор выполнил как полагается.

Изначальный Дядя Сэм выглядел в своем цилиндре и с требовательно-решительным выражением лица вполне пристойно и довольно убедительно с учетом возложенной на него ответственной агитационной задачи. Самый знаменитый в мире плакат, напечатанный 4 миллионами копий только в период между 1917 и 1918 годами, должен был пробудить воинственный дух у граждан Америки, вступившей в то время в первую мировую войну. Как член первого комитета по “готовности гражданских лиц”, организованного в Нью-Йорке Гросвенором Кларксоном, а затем и комитета по общественной информации федерального правительства США, Флэгг внес в теорию и практику доходчивости “шершавого языка плаката” два основных инструмента пробуждающей пропаганды – палец и броский лозунг. Пальцем он тыкал в читателей журнала и в зевак, глазеющих на плакат на уличных агитационных щитах, и задавал вопрос прямо в глаза “А ты, как бишь тебя, ты…”

Вот-вот. Так и просится: “ты записался добровольцем?”. Красноармеец в помятой буденовке, строго взиравший из окон политпросвета времен гражданской войны, советским плакатистом Дмитрием Моором был срисован с Дяди Сэма, говорившего американскому новобранцу времен первой мировой “I want you!” для армии США. И композиция, и текст, все было заимствовано практически под копирку, исключая грим и костюм бумажного вербовщика, который появился впервые как блестящая агитационная идея в Нью-Йорке в выпуске журнала на тему “что ты делаешь, чтобы быть готовым?”. Кроме основного варианта, Флэгг с различными вариациями того же посыла наштамповал “дядь” в поддержку военных операций для федерального правительства общим числом сорок шесть, что потребовало подкрепить рисованный образ еще и содержанием. В прессе появились поясняющие статьи, где наконец-то вспомнили о дядюшке Сэме с мясного комбината, приписывая ему необходимые и достаточные для стопроцентного янки качества – справедливость, честность, надежность и преданность своей стране. После этого Дяде Сэму стали давать и другие поручения.

В таком же красно-бело-синем наряде с цилиндром седовласый высокий джентельмен, отчасти решив задачу призыва молодых людей в армию, занялся другими делами. Направляя угрожающий палец во всякого проходящего мимо гражданина США, он напоминал, что в мирное время нуждается в честном налогоплательщике. А когда строгий дядя в наряде из лоскутков национального флага стал уж совсем узнаваемым, ему доверили воспитание юного по возрасту и просто зеленого поколения. И в День независимости Соединенных Штатов, 4 июля 1939 года, Дяде Сэму подсунули самую настоящую свинью. По сюжету восьмиминутного мультика, созданного на киностудии “Warner Brothers” аниматорами Робертом Кэнноном и Роем Скрибнером, несознательный поросенок Порки утомился чтением книги об истории родной страны и заскучал до такой степени, что просто уснул. И во сне ему явился Дядя Сэм, взял его на руки и в рисованном виде устроил занимательный ликбез. Поросенку посчастливилось узнать опять же во сне, что самый знаменательный год для американцев – 1776, потом перед ним вереницей, как в сказке про синюю птицу, проходят тоже неплохо изображенные президенты во главе с Вашингтоном. Увидев череду этой “Old Glory”, именно так просветительский мультик называется, Порки моментально просыпается в очень возбужденном состоянии. Поскольку полагается думать, что переполнен он во время пробуждения именно патриотическим чувством, поросенок спрыгивает с рук баюкавшего его Дяди, бежит к флагу Соединенных Штатов, уже давно и гордо реющему в его спальне, и прямо на сквозняке торжественно клянется никогда не нарушать законы своей страны. Все это сопровождается той самой музыкой, которая обычно играет на торжествах каждый День независимости до того момента, пока обычные и не совсем обычные американцы еще не успели приступить к торжественному банкету или простецкому барбекю. Впрочем, как считает критика, для дремучего 1939 года в Америке все это смотрелось весьма неплохо и не стоит проводить параллели с аналогичными заокеанскими агитками без свиней, зато с Мальчишем Кибальчишем.

Только не надо искать во всем этом предпосылки к тому, что по мере взросления американской нации Дядя Сэм в конце концов свалится со своего почетного пьедестала. Ведь он слеплен из хорошей идеи обращения ко всем и каждому с помощью сурового пальца, а также из тупиковой ситуации, когда необходимо внушить свободным в самоопределении американцам нечто общеобязательное, а значит со свободным самоопределением вступающее в противоречие. Проще говоря, когда на самые разные головы надо нахлобучить одинаковый цилиндр с полосками и звездочками. Дядя Сэм как явление интересен еще и тем, что принадлежит как раз к тому исчезающему виду политической пропаганды, который по законам биологии становится сильнее из-за нужды в самосохранении. И чем больше дядины нравоучения надоедают, тем быстрее на его новые нотации нация реагирует самым настоящим условным рефлексом. А это значит, что он нужен. Причем везде. Ну а самое смешное в том, что самый настоящий Сэмюэл Уилсон “воскрес” в самый разгар холодной войны. Что, не верите? По данным Генштаба СССР, которому было положено по именам знать наиболее вероятного противника, с мая 1976 по август 1977 года разведывательное управление министерства обороны США (Defence Intelligence Agency of DoD) возглавлял генерал-лейтенант именно с такими “говорящими” именем и фамилией.

Ну а вчера политический пропагандистский символ Америки вступил в 191-й год со дня своего официального рождения. С новым годом принято поздравлять. Уместнее всего это было бы сделать шуткой еще советских времен:

Вас и нас, и всех отчасти с новым годом, в смысле счастьем.
Сталеваров – с новой плавкой. Отсидевших – с новой справкой.
Птицеловов – с новой птичкой, мл. сержантов – с новой лычкой.
Жен любимых – с новой шубой, Дядю Сэма – с новой Кубой!”.

Дядя Сэм – это кто

Кто такой Дядя Сэм – образ в США

Каждому, кто хоть раз слышал про Америку, хоть раз встречался образ худого старичка, которого американцы с любовью называют “Дядя Сэм”.

Этот суровый старик стал самым узнаваемым символом США, который стоит наравне со статуей свободы и гамбургерами с колой.

Абсолютно любой американец знает этого причудливо одетого человека, но знают ли они, откуда взялся этот образ?

Теории происхождения

Существует несколько теорий происхождения этого худого сурового дедушки.

Мясник из Троя

13 сентября 1766 года в Массачусетсе, который в то время назывался Арлингтоном, на свет появился Сэмюэль Уилсон, ставший символом США. Он был обычным производителем мяса, который во времена войны с англичанами жертвовал мясо для только сформировавшейся армии США.

Бочонки с вяленым мясом отмечались маркировкой U.S. что расшифровывалось как “Соединенные штаты”. Солдаты шутки ради расшифровывали это как “Uncle Sam”, что переводится как “Дядя Сэм”. В некоторых случая военные даже называли эти поставки “Жратвой Дяди Сэма”.

Маркировки

Эта теория является идентичной истории мясника Сэма, однако немного отличается аббревиатурой. Ходят истории, что некоторые бочонки помечались не только как “U.S.”, но так же и “USAm”, что сразу же читается как “U Sam”, что и породило образ

Выдумки врагов

В этой теории Дядя Сэм использовался для насмешек у врагов США. По мнению противников, он отлично отображал заносчивость и надменность, которая на их взгляд отлично определяла характер американского народа.

Название американского полка

По этой версии Дядя Сэм родился из аббревиатуры USLD (United States Light Dragons). На вопрос людей, что же означает это сокращение, военные отвечали просто: “Uncle Sam’s Lazy Dogs”.

Мясные консервы

По этой теории Сэм после окончания войны начал производить консервы. Зимой 1812 года на заводе проходила экскурсия, в ходе которой Даниэль Д.Томпкинс, на тот момент занимавший пост губернатора Нью-йорка, задал вопрос, как же расшифровываются буквы “EAUS”. Рабочие отвечали, что “EA” – это название компании, которой поступают консервы, а “US” – Дядя Сэм.

Это настолько запомнилось губернатору, что тот рассказал это местной газете под названием “Газет энд дженерал эдвэтайзер”. Так и появился образ “Дядюшки Сэма”.

Когда появился Дядя Сэм

В 60-х годах 19 столетия благодаря известному карикатуристу Томасу Насту, Дядя Сэм стал особенно популярным. Он приделал ему седую бородку и причудливый костюм в виде американского флага. Усилиями художника, носящего имя Джеймса Монтгомери Флега, Дядя Сэм приобрел вид, в котором он сохранился до сегодняшнего дня.

Он обзавелся синим пиджаком, причудливым цилиндром и смотрел прямо в глаза читателя своим грозным взором. Всю Первую мировую войну он смотрел на солдат с агитационного плаката со словами “I want you for U.S. army” и активно использовался в призывной компании.

Далее этот образ не раз использовался на разнообразных призывных листовках, призывных компаниях и просто коммерческих проектах. В 1961 году правительство США на законодательно уровне признал, что Сэмюэль Уилсон является создателем американского символа нации.

Создатель знаменитого Дядюшки Сэма скончался в 1854 году, дожив до 88 лет, и был погребен в Трое, рядом со своей любимой женой. Теперь Трой официально считается “Домом Дядюшки Сэма”.

Интересные факты

Поза дяди Сэма не является оригинальной. В 1914г. в Британии появилась листовка, в которой лорд Китченер призывал народ вступить в ряды британской армии. Позже “плакаты с пальцами” начали использоваться во всех странах мира, чаще всего в агитационных целях.

Например, советский агитационный плакат “Ты записался добровольцем?”, созданным в 1920 году и призывающим народ записываться в ряды красной армии. Ранее, в 1919 году вышел аналогичный плакат уже от белого движения под названием “отчего Вы не в армии”, в котором уже белогвардеец с вытянутым пальцем призывает вступать в ряды белых.

Подобные плакаты можно встретить и в других странах. Такие плакаты значительно увеличивали психологическое давление, заставляя людей идти на войну. Позже, после войны, Сэма начали использовать в коммерческих целях.

Этот старичок появлялся на многих прилавках и вывесках, зазывая купить товар, который предоставляла компания. Это было выгодно продавцам, так как Сэм имел огромную популярность и использование его на своих товарах значительно повышало продажи.

Сегодня Дядюшка Сэм является национальным символом Америки, известным во всем мире. Его образ и сегодня используют в пропаганде и коммерческих целях не только в Америке, но и всем мире. Он несомненно является одним из самых популярных образов в мире, истинно показывая нрав американского народа.

Кто такой Дядя Сэм и откуда пошло это выражение: история и интересные факты

Дядя Сэм возник как олицетворение США во время британо-американской войны 1812 года. Американский фольклор утверждает, что появление выражения «Дядя Сэм» связано с мясником Сэмюэлем Уилсоном (англ. Samuel Wilson ), поставлявшем провизию на нью-йоркскую военную базу Трой (англ. Troy ). Уилсон маркировал бочки с мясом буквами U.S., имея в виду Соединённые Штаты (англ. United States ), а солдаты в шутку говорили, что мясо прибыло от Дяди Сэма (англ. Uncle Sam ).

13 марта 1852 года нью-йоркская газета «NY Lantern Weekly» опубликовала, предположительно, первое изображение дядюшки Сэма. Традиционный образ в основном создал художник Томас Наст в сериях политических карикатур, публиковавшихся во второй половине XIX века.

15 сентября 1961 года Конгресс Соединённых Штатов 87-го созыва принял резолюцию, прославлявшую «Дядю» Сэма Уилсона как прообраз Дяди Сэма. На месте рождения Уилсона в городе Арлингтон (штат Массачусетс) даже установлен памятный монумент. Могила Сэма Уилсона находится в городе Трой (штат Нью-Йорк). Однако споры о происхождении образа Дяди Сэма не утихают до сих пор, периодически появляются новые альтернативные теории. Точную историю возникновения этого образа уже вряд ли удастся когда-нибудь узнать.

Вербовочный плакат

Образ Дяди Сэма получил особую известность во время Первой мировой войны. Тогда Дядя был изображён на плакате, приглашавшем добровольцев вступать в американскую армию и принять участие в войне на территории Европы. С плаката Дядя Сэм сурово смотрел и указывал на читателя пальцем, а подпись под картинкой гласила «Ты нужен мне в армии Соединённых Штатов» (англ. I want you for U.S. army ). Художник Джеймс Монтгомери Флагг, нарисовавший этот плакат в 1917 году, признался, что использовал своё собственное лицо как модель для Дяди Сэма. Вообще, идея этого изображения была взята из аналогичного британского вербовочного плаката, на котором в такой же позе был изображён лорд Китченер. Флаггом был также нарисован альтернативный плакат, на котором Дядя Сэм так же пристально смотрел на зрителя, — но не указывал на него пальцем, а стоял, уперев руки в бока. Визуальное воздействие этого плаката, на котором отсутствовал эффектный жест, было не таким сильным, и вскоре после Первой мировой войны второй вариант был забыт. Версия же с «указующим» Дядей Сэмом была впоследствии обновлена и перепечатана для вербовки солдат на Вторую мировую войну. С наступлением мирного времени на этот плакат было создано бесчисленное множество пародий и карикатур.

Именно плакат Флагга I want you for U.S. army натолкнул Дмитрия Моора на идею известного плаката времён Гражданской войны в России «Ты записался добровольцем?» (1920). Как и Флагг, который нарисовал дяде Сэму собственное лицо, Моор в виде решительного будённовца нарисовал самого себя. Позже идею плаката с будённовцем заимствовал художник Ираклий Тоидзе, создавший самый знаменитый советский плакат времён Второй мировой войны — «Родина-мать зовёт!» (1941).

Британский вербовочный плакат, на котором изображён лорд Китченер. Художник Альфред Лит, 1914 год.

Ссылка на основную публикацию