Макроэкономика – предмет, объекты и методы изучения науки

Макроэкономика: что это такое, чем отличается от микроэкономики и что она изучает (предмет исследования)

Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. А вы знали, что понятие «экономика» неоднозначно?

Что существует макроэкономика и микроэкономика? И что именно они являются составляющими современной экономической теории, которая сформировалась на данный момент.

Сегодня мы заполним этот пробел и разберемся, что изучает каждое из указанных направлений. Более детально рассмотрим сферу, исследуемую макроэкономикой.

Макроэкономика – это…

Толкование понятия довольно простое и становится очевидным, если вспомнить, что «макро» – это в переводе с греческого «большой», а «микро» — маленький.

Следовательно, макроэкономика изучает экономические явления и процессы в целом (общее), а микроэкономика – это функционирование отдельных экономических объектов (частное).

Макроэкономика и микроэкономика – два взаимосвязанных направления, вкупе представляющие теорию экономики.

Поясню на примерах: макроэкономика изучает процесс ценообразования в общем, а микроэкономика – цены на отдельные товары. Микроэкономика исследует доходы на уровне коммерческих компаний и домохозяйств, а макроэкономика – на уровне государства и мирового сообщества.

Предметы изучения, рынки и показатели макроэкономики

Макроэкономика исследует экономические агенты (объекты) и рынки, с которыми эти агенты взаимосвязаны.

Агенты, изучаемые макроэкономикой:

  1. домохозяйства – основные потребители товаров и услуг, поставщики рабочей силы, плательщики налогов;
  2. фирмы (компании, организации) – поставщики товаров и услуг, налогоплательщики;
  3. государство – получатель налогов, поставщик и распределитель общественных благ;
  4. иностранный сектор – внешнеэкономические отношения.

Классификацию экономики можно представить в виде формул макроэкономики:

  1. Закрытая экономика = Частный сектор + Государство
  2. Открытая экономика = Частный сектор + Государство + Иностранный сектор, где: Частный сектор = Домохозяйства + Фирмы

Рынки, изучаемые макроэкономикой:

  1. Рынок факторов производства, т. е. рынок экономических ресурсов (земля, недра, трудовые ресурсы, финансы, физический капитал (средства производства)). Более подробно об этой теме можно прочитать в другой статье нашего блога;
  2. Рынок товаров и услуг, или реальный рынок, на котором происходит контакт спроса и предложения. Спрос формируют все агенты макроэкономики (домохозяйства, фирмы, государство, иностранный сектор), предложения – в основном фирмы;
  3. Рынок финансов:
    1. деньги и их оборот,
    2. ценные бумаги.

Перечисленные агенты и рынки тесно взаимосвязаны между собой. Их взаимодействие и взаимовлияние формирует кругооборот доходов, расходов, товаров, услуг.

Этот кругооборот является основой для национальной системы счетов (международного норматива ведения учета макроэкономических показателей, характеризует состояние экономики государства).

Наиболее показательными для оценки экономической стабильности страны являются:

  1. ВВП – валовый внутренний продукт (суммарная стоимость всех товаров и услуг, произведенных на территории страны за год);
  2. ВНД – валовый национальный доход (суммарный доход, полученный физическими и юридическими лицами рассматриваемого государства на любой территории).

Для определения благосостояния населения страны указанные показатели рассчитываются «на душу населения», т.е. в процентах или в денежном эквиваленте на каждого гражданина страны.

Отличия макроэкономики от микроэкономики

Проанализируем различия двух ветвей экономической теории в таблице:

Критерии сравненияМакроэкономикаМикроэкономика
уровень исследованийвзаимодействие экономических системэкономические объекты
вопросы изученияэкономические системы в совокупностичастные вопросы экономики, взаимодействие экономических объектов
ценообразованиеобщий уровень ценцены на отдельные товары
вопросы занятости населениязанятость населения по стране в целомзанятость в отдельной отрасли, на отдельном предприятии
рынкивзаимодействие рынков между собойизучение функционирования отдельных рынков

Наглядно основное отличие микро и макроэкономики изображено на этом рисунке:

Задачи и предметы макроэкономических исследований

Предметом исследования макроэкономики является:

  1. зависимость роста или спада экономики от различных факторов;
  2. явление безработицы (что это?), определение ее уровня и мер борьбы с ней;
  3. инфляция (что это?), инфляционный процесс как фактор развития экономики (положительный или отрицательный);
  4. курс национальной валюты и его влияние на состояние экономики страны;
  5. формирование государственного бюджета и оценка зависимости благосостояния населения страны от структуры бюджета и его состояния (дефицита или профицита);
  6. торговый баланс государства и анализ влияния экспорта и импорта на развитие (или упадок) национальной экономики.

Кратко об истории возникновения макроэкономики

Впервые теория развития экономики, как единого организма, возникла еще в 15 веке. В 19 веке макроэкономика (но без выделения в отдельную ветвь экономики) сделала стремительный скачок, обозначив множество принципиально новых экономических понятий и законов. Этому способствовали труды немецких экономистов Карла Маркса и Фридриха Энгельса.

И только в 1936 году, после выхода в свет экономического трактата Д.М.Кейнса «Общая теория занятости, процента и денег», было положено начало развитию макроэкономической теории в ее современной интерпретации.

Основные постулаты макроэкономической теории

  1. Экономика не может развиваться в точности по предполагаемому сценарию. Но можно смоделировать ситуацию и сделать вариативные прогнозы.
  2. Анализ ситуации в макроэкономике выполняется с помощью графиков, таблиц, математических формул. При этом основой для вычислений являются внешние и внутренние для экономической модели переменные.

Оценка макроэкономических показателей выполняется посредством различных методик:

  1. методом макроэкономического агрегирования – объединения процессов и явлений в одно целое. В частности, таким методом рассчитывается ВВП, ВНД, инфляция и пр.;
  2. созданием макроэкономических моделей с помощью метода математического моделирования.
  • Анализ объектов макроэкономики осуществляется в 2 вариантах:
    1. позитивном, т.е. методом прогнозирования на основе существующих входных данных;
    2. нормативном, т.е. установлением норм и рекомендаций для реализации какой-либо экономической задачи.
  • Современные макроэкономические исследования и применение математических функций расчета позволяют вычислять циклы деловой активности в экономике.

    Вот как приблизительно выглядит график экономического цикла (прогноза цикла):

    А это значит, что можно с большой долей вероятности прогнозировать, как поведет себя экономика в той или иной ситуации, при изменении внешних и (или) внутренних факторов и, возможно, повлиять на негативное развитие событий.

    Макроэкономика и ее влияние на экономическую политику государства

    Современная макроэкономика позволяет не только предсказать развитие экономических событий в стране, но и имеет в своем арсенале способы, которыми государство может воздействовать на экономику с целью недопущения реализации негативного сценария.

    Если кратко – то это либо политика стимулирования, либо политика сдерживания.

    Существует 2 варианта экономической государственной политики. Рассмотрим способы стимулирования и сдерживания в рамках этих вариантов немного подробней.

    1. Фискальная политика призвана нивелировать (сглаживать) амплитуду колебаний экономического цикла, а потому подразумевает следующие действия:
      1. в стадии рецессии (спада) – увеличение гос.закупок, снижение налогового бремени;
      2. в стадии подъема – уменьшение гос. закупок, рост налогов.
    2. Монетарная политика имеет ту же цель – уменьшение амплитуды колебаний экономического цикла. Данный вариант предполагает «денежное» влияние государства на экономику (изменение денежной массы в обращении). Как это происходит:
      1. в стадии рецессии – увеличение денежной массы посредством удешевления кредитов, «вбросом» дополнительных денег;
      2. в стадии подъема – сокращение количества денег в обращении с помощью повышения процентов кредитования.

    Заключение

    Надеюсь, что эта статья помогла вам получить представление о том, что такое макроэкономика и в чем ее прикладное значение.

    Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru

    Эта статья относится к рубрикам:

    Комментарии и отзывы (1)

    Для обывателей макроэкономические показатели, как и сама эта наука почти ничего не означают.

    Чтоб такая информация была понятна для всех, нужно привязывать показатели ВВП и ВНД к реальности, показывать, как они влияют на жизнь каждого индивида. Только увидев эту связь обычный человек сможет лучше разобраться не только в экономической, но и в политической ситуации.

    Вопрос 71 Предмет и метод макроэкономики

    Ответ

    Макроэкономика – учение об общем уровне национального объема производства, безработицы и инфляции; имеет дело со свойствами экономической системы как единого целого; изучает факторы и результаты развития экономики страны в целом.

    Как самостоятельное научное направление макроэкономика стала формироваться с начала 30‑х гг. ХХ в., в то время как формирование микроэкономики относится к последней трети XIX в. (Л. Вальрас, К. Менгер, А. Маршалл). Основы макроэкономики были заложены Джоном Мейнардом Кейнсом.

    Дж. Кейнс в своей книге «Общая теория занятости, процента и денег» (1936) доказал возможность существования в рыночной экономике устойчивого состояния большой безработицы и недоиспользованных производственных мощностей. Но при этом правильная налогово-бюджетная и денежно-кредитная политика государства могла воздействовать на производство, сокращая тем самым безработицу и уменьшая продолжительность экономических кризисов. Следовательно, Кейнс обосновал необходимость государственного регулирования экономики как единого целого. Кейнсианская экономическая теория стала доминирующей в сфере макроэкономики и государственной политики.

    Начиная с послевоенного периода и вплоть до 1960‑х гг. любой анализ макроэкономической политики основывался на кейнсианских постулатах. Идеи, сформулированные Кейнсом, были развиты его последователями – Дж. Хиксом, А. Хансеном, П. Самуэльсоном.

    Однако новые теоретические разработки подорвали былое значение кейнсианской макроэкономической теории. Наиболее весомой критика кейнсианства была представлена монетаристским направлением, которое возглавил М. Фридмен.

    Макроэкономика преследует конкретные цели и использует соответствующие инструменты.

    Система целей включает в себя следующие элементы:

    1. Высокий и растущий уровень национального производства, т. е. уровень реального валового внутреннего продукта (ВВП).

    2. Высокая занятость при небольшой вынужденной безработице.

    3. Стабильный уровень цен в сочетании с определением цен и заработной платы путем взаимодействия спроса и предложения на свободных рынках.

    4. Достижение нулевого сальдо платежного баланса.

    Метод макроэкономики. Если предмет научной дисциплины отвечает на вопрос, что она изучает, то методкак изучают эту науку.

    Под методом понимается совокупность способов, приемов, форм изучения предмета данной науки; конкретный инструментарий научного исследования.

    Макроэкономика, как и другие науки, использует как общие, так и специфические методы изучения.

    К общенаучным методам относятся: метод научной абстракции, метод анализа и синтеза, метод единства исторического и логического, системно-функциональный анализ, экономико-математическое моделирование, сочетание нормативного и позитивного подходов.

    Основным специфическим методом макроэкономики является макроэкономическое агрегирование, под которым понимается объединение явлений и процессов в единое целое. Агрегированные величины характеризуют рыночную конъюнктуру и ее изменение (рыночная ставка процента, ВВП, ВНП, общий уровень цен, уровень инфляции, уровень безработицы и др.).

    Макроэкономическое агрегирование распространяется на экономические субъекты (домашние хозяйства, фирмы, государство, заграницу) и рынки (товаров и услуг, ценных бумаг, денег, труда, реального капитала, международный, валютный).

    В макроэкономике широко используются экономические модели – формализованные описания (логические, графические, алгебраические) различных экономических явлений и процессов для обнаружения их функциональных взаимосвязей между ними. Макроэкономические модели позволяют отвлечься от второстепенных элементов и сосредоточиться на главных элементах системы и их взаимосвязях. Макроэкономические модели, выступая абстрактным выражением экономической реальности, не могут быть всеобъемлющими, поэтому в макроэкономике существует множество различных моделей, которые классифицируют в соответствии с различными критериями:

    по степени обобщения (абстрактно-теоретические и конкретно-экономические);

    по степени структуризации (малоразмерные и многоразмерные);

    • с точки зрения характера взаимосвязи элементов (линейные и нелинейные);

    по степени охвата (открытые и закрытые: закрытые – для изучения замкнутой национальной экономики; открытые – для изучения международных экономических связей);

    по учету времени как фактора, определяющего явления и процессы (статические – фактор времени не учитывается; динамические – время выступает как фактор и др.).

    В каждой модели выделяются два типа переменных:

    Первые вводятся в модель извне, они задаются до построения модели. Это исходная информация. Вторые возникают внутри модели в процессе решения выдвинутой задачи, являясь результатом ее решения.

    При построении моделей используются четыре вида функциональных зависимостей: а) дефиниционные; б) поведенческие; в) технологические; г) институциональные.

    Дефиниционные (от лат. definitio – определение) – отражают содержание или структуру изучаемого явления или процесса.

    Поведенческие – показывают предпочтения экономических субъектов.

    Технологические – характеризуют технологические зависимости в экономике, отражают связи, определяемые факторами производства, уровнем развития производительных сил, научно‑технического прогресса.

    Институциональные – выражают институционально установленные зависимости; определяют связи между теми или иными экономическими показателями и государственными институтами, регулирующими экономическую деятельность.

    Следует отметить, что фактор времени в макроэкономике играет более важную роль, чем в микроэкономике. Поэтому в макроэкономике большое значение придается «ожиданиям» экономических субъектов.

    Проблема ожиданий впервые была выдвинута шведским экономистом, лауреатом Нобелевской премии по экономике (1974) Г. К. Мюрдалем (1898–1987).

    Экономические ожидания подразделяются на две группы:

    • ожидания ex post;

    • ожидания ex ante.

    Ожидания ex post – оценка экономическими субъектами приобретенного опыта, фактические оценки, оценки прошлого.

    Ожидания ex ante – прогнозные оценки экономических субъектов.

    В макроэкономике существует три основные концепции формирования ожиданий.

    В макроэкономике различают позитивный и нормативный подходы.

    Позитивный подход – это анализ фактического функционирования экономической системы.

    Нормативный подход – носит рекомендательный характер, определяет, какие условия или аспекты желательны или нежелательны.

    Сочетание позитивного и нормативного подходов дает возможность макроэкономическим исследованиям, несмотря на высокий уровень научной абстракции, служить теоретической основой для разработки государственной политики.

    Тема 1. МАКРОЭКОНОМИЧЕСКАЯ НАУКА

    ОГЛАВЛЕНИЕ

    1. Возникновение макроэкономической теории
    2. Предмет макроэкономики
    3. Логическая модель макроэкономики

    1. Возникновение макроэкономической теории

    Несмотря на то, что макроэкономические вопросы ставились и изучались еще в XVIII веке (начиная с работы Д. Юма 1752 года, посвященной изучению связей между торговым балансом, предложением денег и уровнем цен), макроэкономика как наука появилась лишь в 30-е – 40-е годы XX века. Катализатором для этого послужила великая депрессия 30-х годов, приведшая к огромному спаду производства в большинстве западных стран, породившая тем самым невиданную ранее безработицу, в результате чего значительная часть населения этих стран оказалась на гране нищеты. Демократизация, имевшая место после первой мировой войны, также сыграла немаловажную роль. Демократическое правительство было озабочено катастрофическим падением уровня жизни население и нуждалось в разработке экономических способов борьбы с депрессией.
    Появление в 1936 году труда английского экономиста Джона Мейнарда Кейнса «Общая теория занятости, процента и денег» положило начало макроэкономики, как самостоятельной экономической науки. Центральная идея Кейнса состоит в том, что рыночные экономики не всегда способны к саморегулированию, как это считали классики, поскольку может иметь место определенная негибкость цен. В этом случае, экономика не может самостоятельно выйти из депрессии за счет механизма цен, а требуется вмешательство государства в виде стимулирования совокупного спроса. Появление кейнсианского подхода впоследствии назвали «Кейнсианской революцией» в экономике.
    Следует также отметить еще одно обстоятельство, способствовавшее становлению макроэкономики. Это появление регулярной статистики по национальным счетам. Наличие данных позволило наблюдать и описывать динамику и взаимосвязь макроэкономический явлений, что является первым необходимым шагом для развития макроэкономической науки.
    В процессе развития в макроэкономике сложились две основные школы.
    Классическая школа полагала, что свободные рынки сами приведут экономику к равновесию на рынке труда (к полной занятости) и эффективному распределению ресурсов и, соответственно, нет необходимости в государственном вмешательстве.
    Кейнсианская школа исходила из наличия определенной негибкости цен и, следовательно, несостоятельности рыночного механизма с точки зрения достижения макроэкономического равновесия, в частности это относилось к наличию неравновесия на рынке труда, по крайней мере, в краткосрочной перспективе. В результате подобная несостоятельность рыночного механизма требует вмешательства государства, принимающего форму стабилизационной политики.
    Кейнсианская модель достаточно адекватно описывала экономику и широко использовалась до 70-х годов XX века. В 70-х годах возникла новая проблема: сочетание стагнации с высокой инфляцией. Многие видели причину подобной ситуации в активном вмешательстве правительства в экономику. Произошла так называемая Кейнсианская контрреволюция. Ответом явился пересмотр классической парадигмы и появление доктрины монетаризма во главе с ее основателем Милтоном Фридманом. Они вернулись к идее о саморегулирующихся рынках и выдвинули на центральное место предложение денег. Стабильное предложение денег, а не непрерывное его изменение для проведения активистской кейнсианской политики, является залогом стабильной макроэкономической ситуации согласно монетаристам. Монетаризм породил новую волну экономических теорий, которые основывались на саморегуляции рынков и сформировали неоклассическую макроэкономику.
    Параллельно развивалось и альтернативное неокейнсианское направление, но теперь на
    основе соответствующих микроэкономических поведенческих моделей.

    2. Предмет макроэкономики

    Макроэкономика – отрасль экономической науки, изучающая поведение экономики, как единого целого с точки зрения обеспечения условий устойчивого экономического роста, полной занятости ресурсов и минимизации уровня инфляции.
    Предметом макроэкономической теории является изучение макроэкономических явлений, которые не связаны с какой-то одной отраслью экономики, а имеют отношение ко всем отраслям экономики и должны получить общее (макроэкономическое) объяснение. Макроэкономика рассматривает поведение экономики, рассматриваемой как единое целое: её подъёмы и спады, проблемы инфляции, безработицы. Следует отметить, что некоторые вопросы макроэкономики относятся к экономике страны, а некоторые могут иметь последствия и для целого ряда стран (например, мировые нефтяные или финансовые кризисы). В этом случае мы имеем дело с глобальным макроэкономическим анализом.
    Макроэкономика рассматривает как изменение объёмов производства и занятости в долгосрочной перспективе (экономический рост), так и их краткосрочные колебания, которые образуют циклы деловой активности.
    Основными проблемами, изучаемыми на макроэкономическом уровне, являются:

    • определение объема и структуры национального продукта и НД;
    • выявление факторов, регулирующих занятость в масштабах всей экономики;
    • анализ природы инфляции;
    • изучение механизма и факторов экономического роста;
    • рассмотрение причин циклических колебаний и конъюнктурных изменений в экономике;
    • исследование внешнеэкономического взаимодействия национальных экономик;
    • теоретическое обоснование целей, содержания и форм осуществления макроэкономической политики государства.

    Несмотря на существующее разделение вопросов на микро– и макроэкономические, следует принимать во внимание, что эти две составляющие существуют не сами по себе, а тесно связаны между собой . Значительный разрыв между этими двумя науками существовал на заре появления макроэкономики и постепенно все больше сокращается. По сути, все современные макроэкономические концепции имеют микроэкономическое обоснование, то есть в их основе лежат определенные поведенческие микроэкономические модели, результаты которых агрегируются и затем исследуются на макроуровне. Основным проблемным местом остается теория агрегирования, которая также активно развивается. Агрегирование необходимо не только в теории, но и на практике (при сборе и обработке статистических данных, которые составляют основу для эмпирического анализа). В макроэкономике рассматривают следующие агрегированные экономические переменные: совокупный выпуск, потребление, инвестиции, экспорт и импорт, уровень цен и так далее. Принято также рассматривать следующие агрегированные рынки: рынок товаров, рынок труда и рынок активов.
    Макроэкономический подход к исследованию экономических процессов имеет ряд особенностей:

    • он направлен на изучение принципов формирования агрегативных показателей, характеризующих уровень или тенденции развития экономики в целом (национальный доход, общие объемы занятости и инвестиций, уровень цен). Основные субъекты экономики (производители и потребители) также рассматриваются как агрегированные совокупности;
    • в отличие от микроэкономического анализа, при котором решения фирм и потребителей и их действия на отдельных рынках рассматривались как независимые, макроэкономика рассматривает взаимодействия между субъектами через систему взаимосвязанных рынков;
    • расширяется число экономических субъектов, определяющих состояние и развитие экономики (фирмы, домохозяйства, государство, а также субъекты других стран).

    3. Логическая модель макроэкономики

    Из множества рынков Кейнс выделил 4 основных:

    • Рынок благ. Продавцом выступают фирмы, покупателем – домохозяйства, фирмы и государство.
    • Рынок денег. Продавец – государство, покупатель – фирмы, домохозяйства и государство.
    • Рынок труда. Продавец – домохозяйства, покупатели – все субъекты.
    • Рынок ценных бумаг. Продавец – фирмы и государство, покупатели – все субъекты.

    Эти рынки дополняются макроэкономическими связями:

    • фирмы и домохозяйства выплачивают государству налоги;
    • государство осуществляет дотации фирмам и трансфертные платежи домохозяйствам;
    • фирмы часть прибыли превращают в инвестиции (будущее предложение), а домохозяйства часть дохода сберегают (будущий спрос);
    • государство часть бюджета использует для финансирования нерыночных секторов экономики (наука, образование, оборона, здравоохранение, производственная и социальная инфраструктура);
    • государство вступает в кредитные отношения с заграницей.

    Макроэкономика использует широко различные модели.
    Макроэкономические модели представляют собой формализованные (логически, графически и алгебраически) описания различных экономических явлений и процессов с целью выявления функциональных взаимосвязей между ними.
    Любая модель является упрощенным, абстрактным отражением реальности. С помощью моделей определяется комплекс альтернативных способов управления динамикой уровней занятости, выпуска, инфляции, инвестиций, потребления, % ставок, валютного курса и др. внутренних (эндогенных) экономических переменных, вероятностные значения которых устанавливаются в результате решения модели.
    В качестве внешних (экзогенных) переменных, величина которых определяется вне модели, нередко выступают основные инструменты фискальной политики правительства и монетарной политики Центрального банка – изменения в величинах государственных расходов, налогов и денежной массы.
    С помощью моделей обеспечивается многовариантность способов разрешения экономических проблем, которая позволяет добиваться необходимой альтернативности и гибкости макроэкономической политики.

    Экономика. 11 класс

    Конспект урока

    Название предмета и класс: экономика, 11 класс

    Номер урока и название темы: урок №1 «Предмет макроэкономики. Экономический кругооборот»

    Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:

    • Предмет макроэкономики.
    • Макроэкономические агенты.
    • Макроэкономические рынки.
    • Экономический кругооборот.

    Глоссарий по теме: макроэкономика, домашнее хозяйство, фирма, государство, реальный рынок, финансовый рынок, рынок экономических ресурсов, валютный рынок.

    Теоретический материал для самостоятельного изучения

    В 10 классе мы познакомились с основными типами экономических систем – традиционной, централизованной, рыночной – и убедились, что каждая из этих систем имеет определённые несовершенства. Традиционная экономика в масштабах современного государства – архаизм, отсутствие любого прогресса. Централизованная экономика в силу директивности и негибкости управления приводит к застою и кризису экономической и политической системы. Рыночная экономика, несмотря на способность к саморегулированию, также имеет ряд недостатков в виде безработицы, инфляции, неравенства доходов граждан. В данной ситуации рынку необходим внешний регулятор, в роли которого выступает государство. Основоположник макроэкономики, английский экономист Джон М. Кейнс назвал государство единственным средством «…избежать полного разрушения существующих экономических форм … для успешного функционирования личной инициативы».

    Макроэкономика – наука, изучающая функционирование экономики страны или мира в целом как совокупность экономических показателей: инфляции, безработицы, уровня внутреннего валового продукта, внутреннего национального продукта и других макроэкономических характеристик.

    На основе анализа обобщённых данных макроэкономика позволяет оценить закономерные связи экономических явлений, прогнозировать развитие рыночной ситуации, разрабатывать принципы и механизмы экономической политики государства.

    Экономические агенты – это субъекты экономических отношений, которые принимают участие в производстве, распределении, обмене и потреблении экономических благ.

    В макроэкономике такими субъектами являются:

    Домашнее хозяйство – самостоятельный, действующий рационально макроэкономический агент, обладатель экономических ресурсов (земля, труд, капитал) и потребитель товаров и услуг. Максимальное удовлетворение потребностей – экономическая цель домохозяйства.

    Фирма – действующий рационально, самостоятельный макроэкономический агент, главный производитель товаров и услуг, покупатель экономических ресурсов. Максимизация прибыли – экономическая цель фирмы.

    Во взаимодействии фирм и домашних хозяйств образуется частный сектор экономики.

    Государство – это законодательные и исполнительные органы власти различного уровня, которые обладают правом регулировать экономические процессы с целью обеспечения экономического роста, стабилизации уровня цен и достижения возможно полной занятости ресурсов. Государство производит общественные блага, за счёт приобретаемых ресурсов перераспределяет потоки финансов в экономике.

    Сложность действий государства заключается в противоположности поставленных целей. Как обеспечить полную занятость ресурсов, хотя бы трудовых? Как обеспечить справедливой оплатой труда социального работника и высококвалифицированного инженера? Как обеспечить экономический рост и эффективность при полной трудовой мобилизации? Соблюдение паритета целей с опорой на общественный менталитет – вот способ поддержания экономического баланса задач государства.

    Государство и частный сектор образуют закрытую экономику, ориентированную исключительно на собственные ресурсы.

    Открытость экономики обусловлена вовлечением в хозяйство иностранного или внешнеэкономического сектора.

    Иностранный сектор – макроэкономический агент, который через механизмы международной торговли обеспечивает обмен товарами и услугами на международном уровне.

    Рассмотрим, в каких условиях взаимодействуют макроэкономические агенты.

    В реальной жизни все они встречаются на агрегированных рынках: товарном (реальном), финансовом, валютном и рынке ресурсов.

    Товарный или реальный рынок реализует товары и услуги через товарные биржи, которые снабжают стандартной продукцией оптово-розничные предприятия. Здесь же действуют маркетинговые структуры, которые формируют спрос и продвигают товары и услуги на рынок. Примером товарной биржи может служить Национальная товарная биржа России.

    Финансовый рынок обеспечивает оборот денег и ценных бумаг через фондовые биржи, например, Московская фондовая биржа.

    Рынок ресурсов в макроэкономике рассматривается как рынок труда, где важными показателями являются безработица и занятость населения, его профессиональная подготовка.

    Валютный рынок обеспечивает обмен национальных и иностранных валют через валютные биржи, например, Московская межбанковская валютная биржа.

    Экономический кругооборот

    Рассмотрим модель обращения финансовых средств и товарных потоков на примере смешанной экономики рыночного типа.

    Рисунок 1 – Схема экономического кругооборота

    Мы видим, как расходуемый денежный поток домашних хозяйств, попав на рынок товаров и услуг, превращается в доход фирмы. В свою очередь, расходы фирм на рынке ресурсов образуют доход домашних хозяйств. Таким образом, по кругу непрерывно движутся денежные потоки. Государство как крупный участник рынка дополняет модель финансовыми потоками, как покупатель ресурсов и товаров. Фирмы и домохозяйства не только направляют финансы государству в виде налогов, но и получают от государства определённые услуги. Обратите внимание, что товарные потоки движутся в противоположном направлении по отношению к финансовым.

    Резюме теоретической части

    Макроэкономика рассматривает экономику государства как единое целое. Внутренний валовой продукт, инфляция, безработица, налоговая система, денежное обращение, баланс импорта и экспорта – объекты макроэкономического анализа. Домашнее хозяйство, фирма, государство, иностранный сектор – главные макроэкономические агенты. Рынки экономических ресурсов, валютный, товарный (реальный), финансовый – основные макроэкономические рынки. Значение макроэкономики состоит в проведении качественного анализа макроэкономических показателей и проведении адекватной политики по обеспечению экономической стабильности государства.

    Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля

    1. Найдите пять слов, относящихся к теме урока.

    Рисунок 2 – Пример задания практического модуля

    Для выполнения задания необходимо найти ключевые слова внутри квадрата из букв:

    Рынок – место, где финансы обмениваются на товары и услуги.

    Труд – ресурс, который является одним из факторов производства.

    Агент – агрегированный субъект макроэкономики.

    Валюта – предмет обмена на одном из макроэкономических рынков.

    Товар – предмет обмена на реальном рынке.

    Ответ: на рисунке 3.

    Рисунок 3 – Пример решения задания практического модуля

    2. Выберите 1 правильный ответ.

    Экономику страны как единую систему изучает:

    Г) всё вышеперечисленное.

    Для выполнения задания необходимо исключить из выбора лишние варианты: «эконометрика» и «всё вышеперечисленное», сопоставить уже известные определения микроэкономика, макроэкономика и выбрать правильный ответ – макроэкономика.

    Основная и дополнительная литература по теме урока:

    1. Королёва Г. Э. Экономика. 10-11 классы: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Г. Э. Королёва, Т. В. Бурмистрова. – М. : Вентана-Граф, 2017. – 192 с. : ил. – С. 95–100.
    2. Бойко М. Азы экономики / Мария Бойко – М. : Издатель «Книга по Требованию», 2015. – 470 с., ил. – С. 268–280.

    Открытые электронные ресурсы по теме урока:

    Предмет и метод макроэкономики

    Макроэкономика – отрасль экономической науки, которая изучает поведение экономики как единого целого с точки зрения обеспечения условий устойчивого экономического роста, полной занятости ресурсов, минимизации уровня инфляции и равновесия платежного баланса.

    Позитивная макроэкономика изучает реальные макроэкономические процессы. Нормативная макроэкономика определяет какие условия желательны иЛи нежелательны для функционирования экономики.

    Функции макроэкономики: познавательная; практическая; прогностическая; идеологическая.

    Макроэкономика изучает агрегированное поведение явлений и процессов. Макроэкономика является концептуальной наукой, что вытекает из специфики ее предмета. В этой связи макроэкономическое агрегирование не сводится к суммированию свойств агрегируемых элементов, так как экономика, являясь сложной органической системой, обладает свойством эмерджентности, т.е. несводимости характерных черт функционирования системы в целом к свойствам образующих ее элементов, появлением качественно новых явлений. Последствия определенного действия микроэкономического субъекта не совпадают с последствиями такого же действия макроэкономического субъекта как агрегата микроэкономических субъектов.

    Макроэкономический анализ направлен на выявление результатов функционирования национальной экономики в целом. В макроэкономике исследуются факторы, определяющие национальный доход, уровень безработицы, темп инфляции, состояние государственного бюджета и платежного баланса страны, темпы экономического роста. Микроэкономика и макроэкономика различаются методикой исследования экономических отношений.

    Макроэкономический взгляд на народное хозяйство выделяет в нем следующие экономические субъекты: сектор домашних хозяйств, предпринимательский сектор, государственный сектор и заграницу. В результате макроэкономического агрегирования функционирование национальной экономики представляется в виде хозяйственной деятельности субъектов, которые взаимодействуют друг с другом на агрегированных рынках.

    Упрощение экономической действительности до обозримого числа наиболее существенных взаимосвязей лежит в основе макроэкономического моделирования, посредством которого осуществляется макроэкономический анализ.

    Модель исследуемого объекта, как правило, включает в себя две группы элементов: экзогенные (определяемые вне модели) и эндогенные (определяемые внутри модели) параметры. В качестве экзогенных параметров задаются технология производства в виде производственной функции и характер поведения экономических субъектов на каждом из рынков в виде их функций спроса и предложения. В качестве эндогенных, получаемых из решения модели, показателей выступают величина реального национального дохода, уровень занятости, ставка реальной зарплаты, реальная ставка процента и уровень цен.

    В зависимости от того, в какой мере при исследовании экономических явлений учитывается время, различают три вида анализа: статический, сравнительной статики и динамический.

    При статическом анализе определяются значения эндогенных параметров на некоторый момент времени. Если модель позволяет определить значения эндогенных параметров в различные моменты времени, но при этом не описывается процесс перехода от одного равновесного состояния к другому, то это модель сравнительной статики. Процесс перехода экономики из одного состояния в другое исследуется в ходе динамического анализа, при котором экзогенные и эндогенные переменные рассматриваются как функции от времени.

    Макроэкономические модели представляют собой формализованные (логически, графически и алгебраически) описания различных экономических явлений и процессов с целью выявления функциональных взаимосвязей между ними. Любая модель (теория, уравнение, график и т.д.) является упрощенным, абстрактным отражением реальности, так как все многообразие конкретных деталей не может быть одновременно принято во внимание при проведении исследования. Однако с помощью таких обобщенных моделей определяется комплекс альтернативных способов управления динамикой уровней занятости, объемов производства, инфляции, инвестиций, потребления, процентных ставок, валютного курса и других внутренних (эндогенных) экономических переменных, вероятностные значения которых устанавливаются в результате решения модели.

    Математическое моделирование основывается на том, что основные параметры экономики соизмеримы и устанавливают качественные и количественные зависимости переменных величин, описывающих экономический процесс. Наиболее важное значение для макроэкономики имеют три метода математического моделирования: балансовое, статическое и динамическое.

    Балансовая модель предполагает, что на всех рынках обеспечивается равенство доходов и расходов, равенство объема производства и объема продаж, совокупного спроса и совокупного предложения. И хотя в реальности такое равновесие практически недостижимо, именно стремление к нему и позволяет решать макроэкономические проблемы занятости, экономического роста, инфляции и устойчивости национальной валюты.

    Статические модели анализируют экономическую систему в определенный период времени.

    Динамические модели на основе исходных данных дают прогноз развития экономической системы. Динамические модели представляют прогнозное моделирование экономических явлений и процессов.

    Наряду с классификацией экономических переменных как эндогенных и экзогенных важна и другая группировка, связанная со способом измерения их во времени.

    Переменные запаса (истощения) могут быть измерены только в определенный момент времени и характеризуют состояние объекта исследования на определенную дату – начало или конец года и т.д. Примерами запаса (истощения) могут служить государственный долг, объем капитала в экономике, общее число безработных и т.д. Переменные потоки измеряются в единицу времени (в месяц, в квартал, в год и т.д.) и характеризуют собственно «течение» экономических процессов во времени: размер потребительских расходов за год, объем инвестиций за год, число потерявших работу в течение квартала и т.д. Потоки вызывают изменения в запасах: накопление бюджетных дефицитов за ряд лет приводит к увеличению государственного долга; изменение запаса капитала в конце текущего года по сравнению с его величиной на конец прошлого года может быть представлен как поток чистых инвестиций за год и т.д. Взаимосвязь запасов и потоков составляет основу исходной макроэкономической модели круговых потоков.

    Анализ модели круговых потоков показывает, что реальный и денежный потоки осуществляются беспрепятственно при условии равенства совокупных расходов домашних хозяйств, фирм, государства и остального мира совокупному объему производства. Совокупные расходы дают толчок к росту занятости, росту выпуска и доходов; из этих доходов вновь финансируются расходы экономических агентов, которые снова возвращаются в виде дохода к владельцам факторов производства и т.д. Причина и следствие меняются местами, и модель круговых потоков принимает вид кругооборота.

    Основные понятия темы

    Макроэкономика. Агрегирование. Эндогенные (внутренние) переменные. Экзогенные (внешние) переменные. Макроэкономическое равновесие. Макроэкономические модели. Запасы и потоки. Модель круговых потоков.

    Контрольные вопросы

    1. Какие вопросы экономической теории рассматривает макроэкономика?
    2. Что выявляет макроэкономический анализ?
    3. Перечислите категории и понятия, которые изучает макроэкономика?
    4. Какие экономические субъекты изучает макроэкономика и какова роль агрегирования при этом?
    5. Какие рынки исследует макроэкономика?
    6. Какие типы функциональных уравнений используются при построении макроэкономических моделей?
    7. Что определяет общее макроэкономическое равновесие?
    8. При помощи каких методов математического моделирования исследуются макроэкономические модели?
    9. Назовите основные макроэкономические модели, определите место круговых потоков в этих моделях.

    Экономическая безопасность

    58. Мировая экономика переживает период глубокой рецессии. Усиливаются рыночная волатильность, неустойчивость международной финансовой системы, увеличивается разрыв между реальной и виртуальной экономикой. При сохранении высокой экономической взаимозависимости стран и регионов мира замедляются процессы формирования новых международных производственных цепочек и цепочек поставок, снижаются потоки инвестиций. Возрастает роль национальных государств и региональных соглашений в торгово-экономической сфере.

    59. Переходу к устойчивому развитию препятствуют накопленные социально-экономические проблемы, диспропорции в развитии стран, неэффективность ранее использовавшихся инструментов стимулирования экономической активности. Неопределенность перспектив мировой экономики повышается в связи с ослаблением системы регулирования международных экономических отношений, политизацией вопросов экономического сотрудничества, дефицитом взаимного доверия между государствами, применением в одностороннем порядке ограничительных мер (санкций) и ростом протекционизма.

    60. В условиях продолжающейся структурной перестройки мировой экономики, связанной с изменением технологического фундамента ее развития, все большее значение приобретают человеческий потенциал и экология. Трансформация традиционных рынков товаров, капиталов, технологий и рабочей силы, появление новых секторов экономики сопровождаются перераспределением ролей и потенциала отдельных стран и регионов мира, формированием новых центров экономического влияния.

    61. Обширная территория и выгодное географическое положение, разнообразие природно-климатических условий и минерально-сырьевых ресурсов, научно-технологический и образовательный потенциал, макроэкономическая устойчивость, внутриполитическая стабильность, высокий уровень обеспечения обороны страны и безопасности государства – факторы, которые создают благоприятные условия для модернизации российской экономики, развития промышленного потенциала России.

    62. Переход от экспорта первичных сырьевых ресурсов и сельскохозяйственной продукции к их глубокой переработке, развитие существующих и создание новых высокотехнологичных производств и рынков наряду с технологическим обновлением базовых секторов экономики, использованием низкоуглеродных технологий приведут к изменению структуры российской экономики, повышению ее конкурентоспособности и устойчивости.

    63. Реализация масштабных инвестиционных и инновационных программ и проектов, способствующих консолидации научно-технического, производственного и ресурсного потенциала России, насыщение внутреннего рынка товарами российского производства и появление новых передовых научных компетенций создают основу для долгосрочного экономического развития Российской Федерации и дальнейшего укрепления национальной безопасности.

    64. Для успешного проведения структурной трансформации российской экономики необходимо принять меры, направленные на устранение дисбалансов в экономике и территориальном развитии Российской Федерации, преодоление инфраструктурных ограничений, формирование самостоятельной финансово-банковской системы, развитие инновационной деятельности, увеличение конкурентных преимуществ Российской Федерации, повышение эффективности стратегического управления экономическим развитием Российской Федерации и государственного регулирования экономики.

    65. Важными условиями обеспечения экономической безопасности Российской Федерации являются опора на внутренний потенциал страны, самостоятельное решение стоящих перед Россией задач при сохранении открытости для взаимовыгодного сотрудничества с другими странами. Выстраивание диверсифицированных связей с мировыми центрами развития также повысит устойчивость российской экономики.

    66. Целями обеспечения экономической безопасности Российской Федерации являются укрепление экономического суверенитета страны, повышение конкурентоспособности российской экономики и ее устойчивости к воздействию внешних и внутренних угроз, создание условий для экономического роста Российской Федерации, темпы которого будут выше мировых.

    67. Достижение целей обеспечения экономической безопасности Российской Федерации осуществляется путем решения следующих задач:

    1) обеспечение институциональной и структурной перестройки национальной экономики на современной технологической основе, ее диверсификации и развития на основе использования низкоуглеродных технологий;

    2) сохранение макроэкономической устойчивости, поддержание инфляции на стабильно низком уровне, обеспечение устойчивости рубля и сбалансированности бюджетной системы;

    3) повышение платежеспособного внутреннего спроса на товары и услуги, обеспечение сбалансированности роста кредитования физических лиц, ограничение рисков, связанных с повышенной долговой нагрузкой на них;

    4) обеспечение ускорения темпов прироста инвестиций в основной капитал, доступности долгосрочного кредитования, защиты и поощрения капиталовложений, стимулирование использования внутренних источников инвестиций;

    5) обеспечение устойчивого развития реального сектора экономики, создание высокотехнологичных производств, новых отраслей экономики, рынков товаров и услуг на основе перспективных высоких технологий;

    6) повышение производительности труда путем модернизации промышленных предприятий и инфраструктуры, цифровизации, использования технологий искусственного интеллекта, создания высокотехнологичных рабочих мест;

    7) преодоление критической зависимости российской экономики от импорта технологий, оборудования и комплектующих за счет ускоренного внедрения передовых российских технологических разработок, локализации производства на территории России;

    8) укрепление достигнутых Российской Федерацией лидирующих позиций и конкурентных преимуществ в авиационной, судостроительной, ракетно-космической промышленности, двигателестроении, атомном энергопромышленном комплексе, а также в сфере информационно-коммуникационных технологий;

    9) интенсивное технологическое обновление базовых секторов экономики (промышленность, строительство, связь, энергетика, сельское хозяйство, добыча полезных ископаемых), форсированное развитие российского машиностроения, в том числе приборо- и станкостроения, приоритетное использование отечественной продукции при решении задач модернизации экономики;

    10) развитие радиоэлектронной промышленности, производства информационных технологий и оборудования, необходимых для решения задач в области цифровизации экономики и государственного управления;

    11) модернизация производственной базы организаций оборонно-промышленного комплекса, увеличение объемов выпускаемой ими высокотехнологичной продукции гражданского и двойного назначения;

    12) расширение производства лекарственных средств и медицинских изделий;

    13) создание и производство отечественных вакцин против актуальных инфекционных заболеваний;

    14) преодоление критической зависимости от импорта в области племенного дела, селекции, семеноводства и аквакультуры (рыбоводства);

    15) обеспечение энергетической безопасности Российской Федерации, в том числе обеспечение устойчивого тепло- и энергоснабжения населения и субъектов национальной экономики, повышение энергетической эффективности экономики и эффективности государственного управления в сфере топливно-энергетического комплекса;

    16) развитие технологий получения электроэнергии из возобновляемых и альтернативных источников энергии, развитие низкоуглеродной энергетики;

    17) укрепление финансовой системы Российской Федерации и ее суверенитета, развитие национальной инфраструктуры финансовых рынков, в том числе платежной инфраструктуры, преодоление зависимости в этой сфере от третьих стран, расширение практики расчетов с иностранными партнерами в национальных валютах, сокращение вывода финансовых активов за границу, противодействие незаконным финансовым операциям;

    18) сокращение использования доллара США при осуществлении внешнеэкономической деятельности;

    19) развитие рыночной, энергетической, инженерной, инновационной и социальной инфраструктур в целях ускорения роста российской экономики;

    20) обеспечение развития эффективной транспортной инфраструктуры и транспортной связанности страны;

    21) укрепление единства экономического пространства Российской Федерации, развитие кооперации и хозяйственных связей между субъектами Российской Федерации;

    22) сокращение дифференциации субъектов Российской Федерации по уровню и темпам социально-экономического развития, качеству жизни, стимулирование развития экономического потенциала регионов, укрепление их бюджетной обеспеченности;

    23) повышение эффективности государственной макроэкономической политики путем развития системы стратегического планирования, внедрения риск-ориентированного подхода с учетом потенциальных внешних и внутренних вызовов и угроз экономической безопасности Российской Федерации;

    24) совершенствование системы государственного контроля (надзора) в сфере экономической деятельности;

    25) совершенствование системы расселения и размещения производительных сил на территории Российской Федерации, преодоление тенденции концентрации субъектов экономической деятельности и населения в столичных агломерациях, обеспечение социально-экономического развития малых и средних городов, а также сельских территорий;

    26) создание на территории Российской Федерации благоприятной деловой среды, повышение привлекательности российской юрисдикции для российских и иностранных инвесторов, деофшоризация экономики;

    27) совершенствование механизмов взаимодействия государства и бизнеса, содействие развитию малого и среднего предпринимательства, в первую очередь в производственной и научно-технологической сферах;

    28) устранение диспропорций на рынке труда, дефицита инженерных и рабочих кадров, сокращение неформальной занятости, легализация трудовых отношений, повышение уровня профессиональной подготовки специалистов, установление принципа приоритетности трудоустройства российских граждан;

    29) вовлечение в трудовую деятельность работников, высвобождаемых в связи с автоматизацией производственных процессов, в том числе проживающих в моногородах;

    30) снижение доли теневого и криминального секторов экономики, а также уровня коррупции в предпринимательской среде;

    31) поддержка, развитие и защита конкуренции на российском рынке, пресечение монополистической деятельности и антиконкурентных соглашений, обеспечение равных условий и свободы экономической деятельности на территории Российской Федерации;

    32) повышение эффективности использования бюджетных средств и управления принадлежащими государству активами, сохранение в собственности Российской Федерации имущества предприятий и других организаций, имеющих стратегическое значение, в том числе пакетов акций;

    33) усиление контроля за иностранными инвестициями в стратегически значимые сектора российской экономики;

    34) создание стратегических резервов минерально-сырьевых ресурсов, достаточных для гарантированного обеспечения мобилизационных нужд Российской Федерации и потребностей экономики страны на долгосрочную перспективу;

    35) развитие международных деловых контактов, расширение рынков сбыта российской продукции, противодействие попыткам иностранных государств регулировать ключевые для российского экспорта мировые рынки.

    ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ И ГОСУДАРСТВЕННАЯ СТРАТЕГИЯ

    Прежде чем рассматривать вопросы обеспечения экономической безопасности отрасли национальной экономики, видимо, следует проанализировать ее особенности, которые проявляли себя в процессе создания, и проявляются в процессе функционирования.

    Прежде всего, это смешанный административно-рыночный характер, который проявляется в том, что функционирование отрасли происходит преимущественно на товарных рынках, а управление осуществляется в жестких административных рамках – вплоть до вмешательства Правительства России.

    В качестве особенности отметим специализацию в рамках специфики номенклатуры выпускаемой продукции, это ограничивает возможности усиления рыночной безопасности за счет межотраслевой диверсификации.

    Отметим также, что принципиальной особенностью отрасли является отсутствие стратегических финансовых целей, обусловленное макроэкономической моделью, то есть механизм перераспределения доходов включается в налоговую систему на макроуровне. Также имеет место противоречие между характером операций и невозможностью их выполнения, обусловленное законодательными ограничениями на выполнение бизнес-операций административными органами, осуществляющими управление.

    Следует иметь в виду, что отрасль отличает принципиальная невозможность монопольного использования бюджетных ресурсов, возможными вариантами использования бюджетных средств является предоставление бюджетных гарантий по обслуживанию целевых займов.

    Функционирование отрасли осуществляется в условиях жесткой конкуренции с подобными отраслями в глобальном масштабе, что повышает угрозу экономической безопасности, а также усиливает необходимость регулирования условий функционирования субъектов отрасли на макроуровне.

    Кроме этого имеется острая потребность в высококлассных специалистах при реальных ограничениях в оплате их труда, что влечет за собой использование услуг профессиональных участников рынка и предоставление им взамен определенных прав в употреблении части выделяемых средств на их стимулирование.

    Перечисленные особенности отрасли национальной экономики существенно отличают ее как от функционирования фирмы с чисто рыночной ориентацией, так и от административно-ориентированной организации. Следовательно, обеспечение экономической безопасности отрасли должно осуществляться на основе синтеза административных и рыночных методов управления, а это, в свою очередь означает необходимость компромиссных решений.

    Рассмотрим теперь экономическую безопасность как отдельно взятое понятие, что необходимо как для понятийного аппарата, так и для выработки концепции обеспечения экономической безопасности отрасли национальной экономики. Сама по себе категория экономической безопасности является достаточно новой и мало применяемой в теории и практике управления. Традиционное понимание безопасности чаще всего сводится к национальной безопасности, которая определяется как гарантированная конституционными, законодательными и практическими мерами защищенность и обеспечение национальных интересов граждан и страны.

    Значительное количество определений понятия “экономическая безопасность” и смысловых значений, которые вкладывают в него авторы исследований, говорит о том, что, во-первых, имеется большой интерес к этой проблеме, во-вторых, об ее актуальности, а также о том, что пока еще нет единого категориального суждения. Видимо именно поэтому в “Государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации” отсутствует единое определение экономической безопасности.

    Это свидетельствует о том, что исследования в данной области будут продолжены, а удовлетворяющее всех окончательное определение, на основе которого появится общая концепция, отражающая цели, задачи, структуру, функции, комплексы задач, обеспечивающие экономической безопасности в стране, ее национальной экономике и различных институтах – дело пусть недалекого, но будущего. Небезынтересно то обстоятельство, что понятие “экономическая безопасность” вошло в экономическую жизнь страны по мере становления рыночных отношений, и, как нам кажется, является следствием развития этих отношений. Во всяком случае, думается, что и мы имеем право на собственное суждение по этому вопросу, тем более что объект нашего исследования в значительной мере отличен от объектов исследований большинства авторов.

    Среди разработок, выполненных на государственном уровне, следует особо выделить “Государственную стратегию экономической безопасности Российской Федерации”, одобренную Указом Президента РФ от 29 апреля 1996 г. 1

    Государственная стратегия развивает и конкретизирует положения Концепции национальной безопасности России с учетом национальных интересов в области экономики. Ее цель – обеспечение такого развития экономики, при котором создались бы приемлемые условия для жизни и развития личности, социально-экономической и военно-политической стабильности общества и сохранения целостности государства, успешного противостояния влиянию внутренних и внешних угроз.

    Государственная стратегия включает 2 :

    1. Характеристику внешних и внутренних угроз экономической безопасности Российской Федерации как совокупности условий и факторов, создающих опасность для жизненного важных экономических интересов личности, общества и государства; определение и мониторинг факторов, подрывающих устойчивость социально-экономической системы государства.
    2. Определение критериев и параметров, характеризующих национальные интересы в области экономики и отвечающих требованиям экономической безопасности России.
    3. Формирование экономической политики, институциональных преобразований и необходимых механизмов, устраняющих или смягчающих воздействие факторов, подрывающих устойчивость национальной экономики.

    Реализация упомянутой Государственной стратегии должна осуществляться через систему конкретных мер, реализуемых на основе качественных индикаторов и количественных показателей – макроэкономических, демографических, внешнеэкономических, экологических, технологических и др.

    Правительство РФ, в свою очередь, приняло Постановление “О первоочередных мерах по реализации Государственной стратегии экономической безопасности РФ”. В нем приведен перечень мер по предотвращению угроз экономической безопасности:

    1. сокращение имущественной дифференциации населения в целях обеспечения относительного баланса социальных интересов;
    2. предотвращение дальнейшего деформирования структуры российской экономики, в том числе:
      • 2.1 снижение уровня неравномерности социально-экономического развития регионов;
      • 2.2 выявление и устранение причин, приводящих к криминализации общества и хозяйственной деятельности.

    Особое место в Стратегии отводится экономическим приоритетам страны, среди которых отмечается: стратегия экономики, структурные преобразования, финансовые и кредитно-денежные отношения, бюджетные приоритеты, научно-техническая политика, аграрная политика, ликвидация преступности, региональная политика, внешнеэкономическая деятельность, отношения со странами СНГ, сырьевая политика.

    Сравнивая данные приоритеты с концептуальными основами экономической безопасности конкретной отрасли, можно убедиться в практически полном их соответствии. Это свидетельствует о том, что отрасль сама является комплексным инструментом обеспечения экономической безопасности страны (в рассматриваемом случае – экономики отрасли трубопроводного транспорта). В подавляющем большинстве разработок и публикаций, посвященных проблеме экономической безопасности:

    • а) речь идет об экономической безопасности как о синтетической категории политэкономии и политологии, тесно связанной с категориями экономической независимости и зависимости, стабильности и уязвимости, экономического давления, принуждения и агрессии, экономического суверенитета 3 ;
    • б) допускается весьма широкая интерпретация, как самого этого понятия, так и составляющих его понятий;
    • в) экономическая безопасность рассматривается как такое устойчивое состояние национальной экономики, при котором она способна обеспечить: максимально возможное удовлетворение общественных потребностей; технико-экономическую и технологическую независимость, неуязвимость страны от внешних угроз и влияний; защиту экономических интересов России на внутреннем и внешнем рынках вне зависимости от изменения текущих целей государства и соответствующей им трансформации внутренних и внешних угроз и влияний;
    • г) наиболее общепринятое многими авторами определение экономической безопасности представляется в следующем виде: экономическая безопасность – состояние, в котором народ может суверенно определять пути и формы своего экономического развития.

    Из анализа литературных источников и разработок, посвященных проблеме экономической безопасности можно сделать один общий интересующий нас в контексте нашего исследования вывод. Основными объектами в разработках авторы избирают государство, общество, субъект федерации (регион), фирму, семью, личность, а в качестве обеспечения экономической безопасности функционирования этих объектов выступают меры по совершенствованию инфраструктурных систем, таких, например, как научно-техническая, экономическая, финансовая, политическая, социальная, информационная, правовая, военная, экологическая, культурная, криминологическая и т. п.

    Примечательным является то обстоятельство, что ни в одной из известных авторам разработок по экономической безопасности в качестве объекта не избирается ни одна из перечисленных выше инфраструктурных систем, что объясняется явной недостаточной проработанностью проблемы экономической безопасности, а одновременно определяет перспективы исследования этой проблемы. Сказанное еще и еще раз убеждает нас в актуальности избранной темы исследования, посвященного экономической безопасности отрасли национальной экономики России.

    Используя приведенные подходы к определению понятия экономической безопасности, попытаемся сформулировать таковое для отрасли национальной экономики. По нашему мнению оно может выглядеть так: под экономической безопасностью отрасли национальной экономики понимается экономическая защищенность отрасли и интересов ее участников от внешних и внутренних угроз, позволяющая надежно сохранить и эффективно использовать для исполнения своей миссии ее экономический потенциал.

    Миссия отрасли состоит в удовлетворении потребностей рынка в продукции отрасли путем совершенствования технологических процессов, на основе снижения объемов бюджетного финансирования, в рамках государственной стратегии развития национальной экономики. Это означает, что если отрасль находится в состоянии развития, то основным критерием эффективности ее деятельности являются именно перечисленные выше факторы.

    Необходимо отметить, что потребность в постановке проблемы экономической безопасности определяется наличием внешних (экзогенных) и внутренних (эндогенных) деструктивных факторов (угроз) по отношению к отрасли и, как следствие, всей национальной экономике. К внешним деструктивным факторам, например, можно отнести:

    • экономическую и политическую нестабильность;
    • несовершенство законодательства;
    • известную неготовность потенциальных инвесторов к взаимодействию с отраслью;
    • диверсионную деятельность различных субъектов;
    • динамическую подвижность товарных рынков;
    • отсутствие достоверной информации для инвесторов о состоянии рынка и эмитентов ценных бумаг и др.

    К числу внутренних факторов, порождающих угрозы, чреватые рисками появления сбойных ситуаций, можно отнести:

    • ограниченные возможности по страхованию предпринимательских рисков;
    • отсутствие четких технологий взаимодействия профессиональных участников товарного рынка в России;
    • сложная система взаимосвязей между отраслями.

    Следует сказать, что с понятием “экономическая безопасность” тесно связаны такие понятия как:

    1. Мониторинг состояния отрасли как инструмент предсказания, если возможно – предотвращения, а также минимизации потерь при возникновении сбойных ситуаций.
    2. Рациональные мотивационные схемы экономических стимулов для предприятий отрасли, позволяющие учесть и удовлетворить их экономические интересы в сфере основной деятельности.
    3. Нормативное обеспечение деятельности предприятий отрасли, которое дает им возможность существовать, действовать и развиваться в относительно стабильных и предсказуемых условиях в рамках обозримого временного интервала, а также в условиях относительной внешнеэкономической стабильности.
    Ссылка на основную публикацию