Автокредит: суть, условия выдачи и возврата

Роспотребнадзор (стенд)

Роспотребнадзор (стенд)

Памятка потребителю «Что необходимо знать при покупке автомобиля в кредит» – Защита прав потребителей

Памятка потребителю «Что необходимо знать при покупке автомобиля в кредит»

ПАМЯТКА ПОТРЕБИТЕЛЮ

«Что необходимо знать при покупке автомобиля в кредит»

I. Что такое автокредит?

Автокредит – это один из видов потребительского кредита, при котором потребитель получает денежные средства на определенные цели – приобретение автомобиля.

Приобретая автомобиль в кредит, банк предоставляет потребителю в долг требуемую денежную суму на условиях предусмотренных договором.

На практике покупая автомобиля в кредит, потребитель заключает сразу несколько договоров:

1. договор купли продажи автотранспортного средства; такой договор заключается с автосалоном или иным продавцом;

2. кредитный договор и договор залога автомобиля; такие договоры заключаются с банком;

3. договор страхования; такой договор заключается со страховой организацией (страхователем).

Обратите внимание! Действующим законодательством не предусмотрено обязательное заключение какого-либо договора страхования при автокредите (например, страхование КАСКО, личное страхование и др.). Кроме того, в соответствии со ст. 32 Закона РФ «О защите прав потребителей» потребитель, заключивший договор страхования вправе расторгнуть его в любое время, при условии взимания страховой организацией (страхователем) фактически понесенных расходов.

На что обратить внимание при выборе банка?

1. Размер процентной ставки, которую потребитель обязан выплатить банку за пользование кредитом.

Обратите внимание! Размер процентных ставок зависит от размера первоначального платежа за автомобиль, а также от срока кредита.

2. Размер эффективной процентной ставки (полная стоимость кредита).

3. Наличие в кредитном договоре комиссий и иных дополнительных платежей. В соответствии с законом потребитель обязан вернуть банку основную сумму кредита и уплатить на нее проценты. Комиссии могут взыскиваться только за те дополнительные услуги, в предоставлении которых Вы нуждаетесь (например, открытие банковского счета).

4. Широкий выбор представленных автокредитных программ.

5. Страховые организации (страхователи), рекомендуемые банком, а также условия страхования, предлагаемые потребителю при оформлении автокредита.

Зачастую, банки ограничивают потребителя при выборе страховой организации (страхователя). Такие действия банка в соответствии с требованиями Закона РФ «О защите конкуренции» имеют признаки недобросовестной конкуренции, т.е. действия направленные на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности. При выявлении таких фактов потребитель может обратиться в Федеральную антимонопольную службу.

6. Документы, запрашиваемые банком при оформлении кредитного договора.

7. Требования, предъявляемые к заемщику.

8. Сроки принятия кредитного решения.

9. Условия досрочного погашения автокредита.

На что обратить внимание при заключении договора страхования?

1. Плата по договору страхования (размер страховой премии).

Обратите внимание! В страховых организациях, рекомендованных банком, плата по договору страхования может быть выше, чем у иных страхователей.

2. На какую сумму застрахован автомобиль.

3. Обязан ли потребитель заключать договор личного страхования (страхование жизни и здоровья) заемщика и на каких условиях.

4. Внимательно изучите, на какие страховые случаи распространяется действие договора страхования: угон, авария, повреждение автомобиля и т.д.

5. Включена ли плата по договору страхования в кредитный договор или заемщик платит по договору страхования отдельно.

6. Как распределяются выплаты (страховое возмещение) между банком и заемщиком при наступлении страхового случая.

Помните! Чаще всего, до полного погашения кредита, автомашина, находится в залоге у банка, поэтому, в случае наступления страхового случая получателем страховых выплат (страхового возмещения) будет являться банк.

Основные виды автокредита:

2. Кредит на подержанные автомобили.

3. Беспроцентный автокредит (факторинг).

Особенности эксперсс-автокредита

Особенностью экспресс-автокредита является то, что банк требует от потребителя минимальный пакет документов для получения кредита. Как правило, это заявка на кредит, анкета, паспорт и второй документ.

По таким кредитам, банки несут большие риски, связанные с неисполнением кредитных обязательств со стороны заемщика и поэтому вынуждены увеличивать проценты за пользование денежными средствами.

Особенности кредита на подержанные автомобили (автомобили с пробегом)

1. На автомобили с пробегом процентные ставки в среднем на 2-3% выше, чем на новые.

2. Непродолжительные сроки кредита. Срок таких кредитов обычно не превышает трех лет.

3. Возраст приобретаемого автомобиля на дату погашения кредита, как правило, не должен превышать семи-восьми лет.

Что такое факторинг?

Факторингом называют беспроцентный кредит (рассрочка).

Факторинг может применяться при автокредитовании. При такой схеме продажи автомобиля предполагается, что покупатель должен оплатить 30-50% от стоимости автомобиля, а оставшуюся часть погасить в рассрочку банку. После получения части денежных средств за автомобиль, автосалон получает оставшуюся стоимость автомобиля от банка, но при этом уступает банку право требования задолженности по оплате стоимости автомобиля от самого покупателя.

При факторинге заключается несколько договоров:

1. Договор купли продажи автомобиля между автосалоном и покупателем.

2. Договор факторинга между автосалоном и банком. По такому договору автосалон уступает банку право требовать от покупателя оставшуюся стоимость автомобиля. При этом покупатель должен получить письменное уведомление об уступке денежного требования.

3. Кредитный договор между банком и заемщиком.

Обратите внимание! Если потребитель приобретает автомобиль по беспроцентному кредиту (факторингу), то обязательство по уплате процентов за кредит у него отсутствует.

4. Договор страхования автомобиля (КАСКО). Как правило, при предоставлении беспроцентного кредита увеличивается плата по договору страхования (размер страховой премии).

II. Основные нарушения, допускаемые банками при предоставлении автокредита, установленные Управлением Роспотребнадзора по Свердловской области

1. Взимание банком дополнительных комиссий помимо процентов за пользование кредитом (за предоставление и обслуживание кредита, за ведение ссудного счета и др.).

2. Нарушение банком, установленного законом порядка, очередности погашения задолженности заемщика, в случае допущенных потребителем просрочек платежей по кредиту. Например, банк в первую очередь списывает проценты за нарушение срока оплаты, а потом сумму основного долга и проценты за пользование кредитом.

3. Одностороннее изменение банком условий кредитного договора.

4. Выдача кредита производится только после заключения договора страхования (личного страхования, страхования автогражданской ответственности, страхования КАСКО).

5. Обязанность заемщика получить сведения о размере последнего платежа до его совершения.

6. Обязанность заемщика предоставить в банк сведения о наличии счетах в иных организациях.

7. Ограничение ответственности банка по кредитному договору перед потребителем.

8. Включение в кредитный договор условия о том, что все споры рассматриваются в суде по месту нахождения банка.

III. Советы потребителю

1. Перед принятием решения о получении автокредита реально оцените свои потребности в получение кредита и возможности по его своевременному обслуживанию (погашению). Расторгнуть подписанный договор гораздо сложнее, чем его заключить.

2. Внимательно изучайте документы, которые подписываете: кредитный договор, договор залога автомобиля, договор купли-продажи автомобиля, договор страхования и др. Условия, подписываемых договоров должны быть понятны.

Помните! Ваше право на получение своевременной (до заключения кредитного договора), необходимой и достоверной информации закреплено в Законе РФ «О защите прав потребителей».

3. Заключая договор купли-продажи автомобиля, обратите внимание на общую цену автомобиля с учетом дополнительного оборудования (например: сигнализация, наличие магнитолы, неоновой подсветки и т.д.) и оказанных услуг (например: антикоррозийная защита и т.д.). Общая цена автомашины может отличаться от цены, которую озвучивают по телефону или указывают в рекламе.

4. Приобретая автомобиль в кредит, обращайте внимание на условия договора, связанные со страхованием автомобиля. Рассмотрите несколько вариантов получения кредита и выберите наиболее понятные условия кредитования.

Помните! Заключение договора страхования является правом, а не обязанностью заемщика.

5. При невозможности исполнять обязательства по кредиту по уважительной причине необходимо незамедлительно обратиться в банк в письменном виде с приложением обосновывающих документов.

Внимание! В соответствии со ст. 177 Уголовного кодекса РФ злостное уклонение от погашения кредиторской задолженности в крупном размере после вступления в законную силу судебного акта (например, решение суда, судебный приказ) наказывается штрафом в размере до 200 000 рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 18 месяцев либо арестом на срок до 6 месяцев, либо лишением свободы до 2 лет.

6. В случае угона или повреждения автомобиля не прекращайте выплачивать кредит банку.

7. В случае возврата автомашины, по причине возникновения существенных недостатков, потребитель вправе требовать от автосалона возмещения убытков, возникших в результате продажи некачественного товара.

Купить машину по льготному кредиту

И машина эта — Лада Веста

Условия льготных автокредитов изменились

Эта статья написана на основе личного опыта автора. С тех пор в программе льготного автокредитования произошли изменения. С февраля 2020 года скидку давали только при покупке машины не дороже 1 млн рублей. Но в июне лимит снова повысили — до 1,5 млн рублей. Также изменились требования к заемщикам. Список моделей, которые можно купить с господдержкой, ограничили.

Я думал, что не могу позволить себе купить новый автомобиль, но в итоге все-таки купил.

Сначала я выбирал подержанную иномарку и перечитал кучу статей о недостатках разных моделей. Закрывая очередное всплывающее окно с б/у автомобилем по цене однушки, я решил рассмотреть новые российские автомобили.

Лада — это, конечно, не Мерседес, но три года эксплуатации она выдержит. Поэтому я узнал о господдержке, изучил кредитные предложения и уехал на своей Ладе Весте прямиком из автосалона, о чем пока не жалею.

Посему поведаю, как купить новый автомобиль при помощи государства и потребительского кредита и не переплатить лишнего.

Голос из банка: очень много кредитов

Чтобы купить автомобиль, автор этой статьи использовал не только автокредит: часть первоначального взноса за машину он внес при помощи потребительского кредита. Автокредит дал автору возможность получить поддержку от государства, а потребительский кредит — взять автокредит на выгодных условиях. После покупки автомобиля автор объединил кредиты в один и смог снизить ежемесячную нагрузку по платежам.

В статье автор делится своим опытом и схемой, которая сделала кредитную нагрузку посильной для него. Если вы просто хотите взять автокредит, такая схема вряд ли вам нужна.

Выгодно ли брать сразу несколько кредитов, чтобы гасить один другим, — спорно. Сам автор считает, что потребительский кредит для автокредита следует брать лишь в том случае, если на первоначальный взнос своих средств не хватает. Иначе от кредита будет только вред.

Редакция согласна. Лучше копите правильно и быстро.

Понять, попадаете ли вы под субсидию

В Российской Федерации действует программа льготного автокредитования: государство компенсирует часть расходов на машину, которую автолюбитель покупает в кредит. Чтобы попасть под субсидию, нужно соответствовать определенным требованиям. Их много.

До 2020 года государство помогало купить автомобиль, если:

  1. Вы приобретаете автомобиль для семьи, в которой есть хотя бы двое несовершеннолетних детей.
  2. Это ваш первый автомобиль, то есть на вас не были оформлены в собственность другие авто.

В июне 2020 года категорий заемщиков стало больше. У меня в собственности автомобилей не было, поэтому под программу я попадал. Это не все требования, которые нужно выполнить, чтобы получить господдержку. Есть другие — общие.

Кредит. Машину обязательно нужно покупать в кредит, причем это должен быть автокредит, а не потребительский. При автокредите машина находится в залоге у банка до полного его погашения. Это как ипотека, только на машину. Срок кредитования — не более трех лет.

Отсутствие других автокредитов. В год покупки автомобиля у заемщика не должно быть других кредитных договоров на покупку автомобиля.

Само получение субсидии очень простое: достаточно сообщить о своем желании кредитному менеджеру и подписать предложенный бланк.

Выбрать автомобиль и определиться с кредитом

С господдержкой можно купить далеко не любой автомобиль. Требования к транспортному средству довольно жесткие, но в моем случае они носили формальный характер из-за ограниченного бюджета:

  1. Машина должна быть массой до 3,5 тонн и российской сборки — калужский Фольксваген Тигуан требованиям соответствует.
  2. Год выпуска для моей сделки — 2017 или 2018, причем если автомобиль 2017 года, то ПТС должен быть выдан не раньше 1 декабря. В 2020 году требования к автомобилям изменились.
  3. Цена — до 1,45 млн рублей. В 2020 году максимальную стоимость сначала снизили до 1 млн рублей, а в июне снова повысили — до 1,5 млн.
  4. Автомобиль должен быть из автосалона и не по трейд-ину.

Я остановился на Ладе Весте из-за цены: 677 900 рублей на момент покупки. Киа Рио и Хендай Солярис в сравнимых комплектациях выходили минимум на сто тысяч дороже. Переплачивать такую сумму я не хотел. Плюс меня подкупал кузов «универсал». Китайский автопром я не рассматривал в принципе.

Оценка финансовых возможностей. Я не раз брал кредиты и знаю, что это большая нагрузка. Поэтому перед покупкой автомобиля я всё рассчитал, чтобы потом не переплатить.

У меня была старенькая Самара, которая была оформлена на отца, и белая зарплата. Самару я продал за 120 тысяч рублей, а белая зарплата помогла мне получить кредит с хорошей процентной ставкой.

Несмотря на субсидию от государства в размере 10% от стоимости автомобиля — почти 68 тысяч рублей, денег мне не хватало. На момент покупки я не знал, что для участия в программе господдержки нужно брать именно автокредит, поэтому в январе 2018 года я решил взять потребительский в размере 490 тысяч рублей под 13,75% годовых. Цель кредита не указывал, просто на личные нужды.

Позже в автосалоне я выяснил, что машины в нужной мне комплектации и цвете в наличии нет. Ее нужно было заказать и ждать 2—3 месяца. А для получения субсидии необходимо было взять автокредит прямо в салоне, чтобы свою выгоду получили автосалон, банк и другие участники цепочки. Причем обязательное условие для заключения договора автокредитования — покупка полиса каско. Учитывая, что каско на новый автомобиль я бы в любом случае оформлял, сильно меня это не расстроило.

Я положил потребительский кредит в ящик, заказал автомобиль и стал ждать звонка менеджера. Пока ждал, я уже платил 11 410 Р в месяц по кредитному договору.

Оформить документы в автосалоне

Наступил апрель. Меня наконец пригласили в автосалон для оформления документов.

При заключении договора автокредитования меня ожидал еще один сюрприз. Оказывается, у банков есть понятие минимальной суммы, которую они готовы предоставить в кредит при покупке автомобиля. То есть не получится взять фиктивный автокредит на 10 тысяч рублей.

Мне объяснили условия заключения кредитного договора на 300 тысяч рублей. С учетом требования банка о минимальной сумме и моего потребительского кредита, машину я купил на следующих условиях:

  1. Автокредит в размере 303 823 рублей под 15,5% годовых с ежемесячным платежом 7310 рублей.
  2. Каско за наличные — 18 972 рубля.
  3. Максимальный первоначальный взнос за автомобиль: 417 790 рублей с учетом субсидии в размере 67 790 рублей.

От первого кредита у меня осталось 200 тысяч рублей. Тут отмечу, что без потребительского кредита я бы в принципе не смог купить автомобиль. С его помощью я также смог внести максимальный первоначальный взнос по автокредиту.

Всего за новый автомобиль я платил 18 649 рублей в месяц по двум кредитным договорам.

Вернуть страховку

Из 300 тысяч рублей заемных средств по автокредиту 43 713 рублей составляли страховки и смс-информирование. Я решил от них отказаться и расторг договоры страхования жизни и GAP -страхования. По закону, это можно сделать в так называемый «период охлаждения» — время, когда страхователь вправе отказаться от договора и вернуть страховую премию в полном объеме. Период охлаждения длится две недели с момента заключения договора.

Со страхованием жизни понятно: кроме комиссионных от страховой компании банк получает уверенность в том, что с заемщиком ничего не случится и он будет вовремя гасить кредит. Услуга GAP -страхования. позволяет клиенту в случае утраты автомобиля получить возмещение разницы между его первоначальной стоимостью и суммой возмещения по каско.

Документы лучше всего направить в страховую заказным письмом с описью вложения. Такое письмо подтвердит, что именно и когда вы направили. Еще можно самостоятельно отнести документы в отделение страховой компании и попросить сотрудника поставить печать о получении заявления на вашей копии. Но заказное письмо — менее затратный по времени способ, поэтому я остановился на нем.

К каждому заявлению нужно приложить копию договора страхования и копию паспорта. Чтобы страховая перечислила деньги на карту, в заявлении нужно указать реквизиты для перечисления платежа.

Через 30 дней после того как страховая получила мои заявления, мне на карту вернули 100% стоимости страховок: 12 202 рубля за GAP -страхование и 27 311 рублей за страхование жизни.

Объединить кредиты, если их несколько

Если для покупки автомобиля вам по какой-то причине пришлось взять несколько кредитов, их следует объединить в один потребительский. Это стало моей следующей целью.

Для этого в августе 2018 года я подал заявление в банк и подобрал лучшие для себя условия потребительского кредита. Кредит пришлось брать на миллион рублей, зато с фиксированной процентной ставкой — 11,7%. Я снова собрал справки от работодателя и согласился на страховку за 5300 рублей. Она включала в себя защиту близких, защиту средств на банковских картах и защиту дома.

Кредитному специалисту я рассказал всё как есть: что беру такую сумму для погашения кредитов в других банках, взятых под более высокую процентную ставку. Сыграло ли это какую-то роль, я не знаю, но кредит я получил. Моя кредитная нагрузка временно возросла еще на 22 210 рублей в месяц.

Я сразу погасил предыдущие кредиты: выплатил 450 тысяч рублей по потребительскому и 250 тысяч по автокредиту. И написал еще одно заявление: на возврат 4200 рублей за смс-информирование по договору автокредитования. Это был последний возврат по навязанным услугам.

Итого на погашение предыдущих договоров я потратил 700 тысяч рублей из полученного миллиона. У меня осталось 540 тысяч рублей: 300 тысяч неиспользованных средств последнего кредита, 200 тысяч от первого потребительского кредита и 40 тысяч возврата по страховкам.

Я не удержался и оставил на личные нужды 200 тысяч рублей, чтобы наконец-то закончить ремонт. Остаток в размере 340 тысяч рублей пустил на досрочное погашение кредита.

Сколько в итоге стоила моя машина

На момент написания статьи у меня есть желанный автомобиль, порядок в доме и кредит в размере 660 тысяч рублей.

По состоянию на декабрь можно сказать, что с учетом 120 000 рублей от продажи старого автомобиля я уже заплатил за машину 286 886 рублей по трем кредитным договорам до рефинансирования и после него. Деньги за страховки я вернул.

Сейчас я продолжаю платить 14 568 рублей в месяц. Если бы я не решил доделать ремонт, ежемесячный платеж был бы 10 149 рублей. Это недешево, зато купил сам.

Кратко: откуда я брал деньги и куда они шли

Стоимость нового автомобиля — 677 900 Р .

Мои предварительные расчеты в январе 2018 года:

  • собственные средства — 120 000 Р ;
  • субсидия — 67 790 Р ;
  • потребительский кредит — 490 110 Р , платеж 11 410 Р /мес.

Я купил машину в апреле 2018 года.

Взял автокредит 303 823 Р , платеж 7310 Р /мес.

  • за страхование жизни — 27 311 Р ;
  • за GAP -страхование — 12 202 Р .

Осталось на руках 201 115 Р , платеж по кредитам 18 649 Р /мес.

Я решил рефинансировать свои кредиты в августе 2018 года и взял большой кредит — 1 000 000 Р , платеж 22 210 Р /мес. плюс страховка 5300 Р .

  • на выплату потребительского кредита и автокредита за 4 месяца — 74 596 Р ;
  • на погашение потребительского кредита — 450 000 Р ;
  • на возврат неиспользованной части большого кредита и его частичное погашение — 340 628 Р ;
  • на погашение автокредита — 250 000 Р ;
  • оставил на ремонт — 200 000 Р .

После рефинансирования я вернул деньги за смс-информирование — 4200 Р .

Осталось выплатить по кредиту 659 372 Р , платеж 14 568 Р в месяц.

Запомнить

  1. Перед тем как брать автокредит, проверьте, подпадаете ли вы под субсидию. Условия непростые.
  2. Несколько кредитов стоит брать, только когда это выгодно и финансово необременительно. Иногда других вариантов купить машину нет.
  3. При первой возможности рефинансируйте кредит в банке с меньшей процентной ставкой.
  4. Отказывайтесь от всех навязанных страховок и ненужного смс-информирования. Это можно сделать в течение периода охлаждения без всяких штрафных санкций.

В российских реалиях я вижу смысл в кредитах только на недвижимость. Во-первых она сама по себе дорогая и копить обычно слишком долго, время дороже. Во-вторых ставки по таким кредитам чуть менее людоедские, чем по потребительским и автокредитам. Ну и в-третьих недвижимость обычно не дешевеет, а иногда даже и дорожает. Я считаю, что автомобиль есть смысл покупать такой, на который ты можешь накопить, а это 5, в крайнем случае 10 месячных доходов, не более.

Sergey, полностью с вами согласен. Автокредиты это опасно.

Какая дичь дичайшай. Сколько в итоге машинка обошлась с учётом процентов?
И в смысле
“А для получения субсидии необходимо было взять автокредит прямо в салоне”
и
“При заключении договора автокредитования меня ожидал еще один сюрприз. Оказывается, у банков есть понятие минимальной суммы, которую они готовы предоставить в кредит при покупке автомобиля.”
Автор сначала решил, что ему нужна машина и сразу побежал за потребительским кредитом и лишь потом стал выяснять, что к чему?! Безответственный подход!

Когда мы с женой покупали, то перед подписанием кредитного договора единственный открытый вопрос оставался: мы будем платить Х руб. 23 коп. или Х руб. 75 коп.

P. S. Простите за негативную оценку. О статье сужу предвзято, т. к. сам предлагал Т-Ж статью, как машину в кредит покупал (точнее в рассрочку), но меня развернули. Конечно, три кредита на наш автопром – это полезнее *сарказм*

Niki, видимо, в вашей истории не было лихо закрученного сюжета с тремя кредитами, поэтому не взяли.

История очень странная.
Не понятно, почему льготный автокредит с самой высокой ставкой, он же льготный)
У меня нельготный порядка 8%

Искренне жаль автора. Мало того, что общипали, как гуся, так еще было бы ради чего.
Я тоже думал купить Hyundai Creta в минимальной комплектации (922 000 руб.) с гос. поддержкой. Думал, что мне сделают скидку -10% и машина будет стоить 829 000.
Не тут то было. Оказалось, что машины в минимальной комплектации за 922 000 существуют только на бумаге (чтобы дилер мог заявлять в рекламе от 922 000). Когда приходишь в салон, менеджер говорит, что у них есть одна такая в наличии, но уже с установленным доп. оборудованием на 100 000 руб. (коврики, сетка радиатора, сигнализация). По факту если закупать все это самому и устанавливать на офф. сервисах выходит в 2 раза дешевле. Дзынь! Копеечка в карман дилера. Если сказать менеджеру, чтобы ее привезли под заказ, он начнет рассказывать про длинные очереди ждунов, загруженность производства и сроки в 2-3 месяца. При этом попросить оставить предоплату в 20-50 000 руб. и заключить договор, который ни к чему их не обязывает. Там нет точной даты поставки а/м.
Плюс, если хочешь гос. поддержку оформи у дилера ОСАГО, КАСКО и кредит в каком то непонятном банке, который работает по этой гос. программе и находится даже не в ТОП-100 на банки.ру. Плюс к кредиту надо оформить страхование жизни! Которая стоит почему то каких то немыслимых денег (40-50 000 руб.), если учитывать, что страхование жизни при ипотеки стоит гораздо меньше (5-10 000 руб), а стоимость авто и квартиры различаются в разы. Т.е. на этом этапе дилер опять зарабатывает на покупателе, так как выступает посредником у страховой и банка. Скорее всего за это получат свои ежемесячные бонусы менеджер и девочка из отдела страховок. Дзынь! Итого на круг выходит где то 1 000 000 -1 100 000. Все довольны, кроме покупателя.

Как обманывают автовладельцев при получении кредита под залог автомобиля

Содержание

  • Плюсы и минусы автокредита
  • Деньги под залог ПТС и машины, в чем разница
  • Какой вариант выбрать
  • Какие документы требуются для получения займа
  • Какие риски у кредита под залог автомобиля
  • Почему не стоит закладывать машину в банк
  • Что делать, если машина уже заложена в банк

Кредит под залог автомобиля — реальный способ быстро получить деньги, когда они нужны. Но такие сделки могут обернуться потерей машины и долговой ямой.

В этом материале совместно с юристами расскажем, какие риски скрывает кредит под залог авто, на что обращать внимание при подписании договора и что делать, если вы уже заложили машину.

Что такое кредит под залог автомобиля

Кредит под залог машины – это сделка, по условиям которой кредитор (банк, автоломбард, микрофинансовая организация) дает гражданину денежный займ под залог авто. Выдавая средства, кредитная организация забирает автомобиль до того момента, пока заемщик не погасит долг.

Преимущества кредита под залог авто:

  • Заемщику не нужны поручители. Гарантией выплаты долга служит заложенная машина.
  • МФО или автоломбард не смотрят кредитную историю и не требуют справку о доходах. Банк же учитывает наличие постоянного дохода, поэтому времени на взятие кредита уходит больше.

Такие условия привлекают автовладельцев, срочно нуждающихся в деньгах, но у сделки есть подводные камни. О них пойдет речь ниже.

Плюсы и минусы автокредита

Автокредит – это целевой займ на покупку машины, который выдается под залог приобретаемого авто. В случае одобрения банк перечисляет на счет продавца денежные средства, а заемщик получает автомобиль.

Оформить автокредит можно в день обращения и в большинстве банков – без первоначального взноса и поручителей. В течение всего срока действия обязательств заемщик может пользоваться авто в своих целях без права продажи.

Плюсы автокредита:

  • Высокая вероятность одобрения заявки. Деньги выдают под залог машины , соответственно, организация несет меньшие риски.
  • Максимальная сумма кредита может достигать 5 млн рублей.
  • Можно воспользоваться программой льготного кредитования (скидка 10% от стоимости ТС) с господдержкой, например, если заемщик покупает первый автомобиль или машину, выпущенную или собранную на территории РФ.
  • Длительный срок кредитования. Займ денег под залог автомобиля выдается до 5-7 лет.
  • Возможность распоряжаться машиной. Заемщик может управлять авто и передавать его третьим лицам, пока выплачивает автокредит, но не имеет права продавать ТС.

Минусы автокредита:

  • Фактическим владельцем автомобиля является не водитель, а финансовая организация. Если заемщик не сможет выплачивать кредит, банк имеет полное право на изъятие ТС. Ранее уплаченные средства по займу клиенту никто не вернет.
  • Некоторые банки для подстраховки, помимо авто, также просят заложить ПТС .
  • Если с автомобилем что-то случится, заемщику все равно придется погасить кредит полностью.
  • Некоторые банки требуют оформить КАСКО, стоимость которого зависит от стоимости автомобиля. Если клиент отказывается, банк увеличивает процентную ставку займа под залог машины .

Автосалоны, как правило, сотрудничают с несколькими банками, поэтому можно сравнить условия и выбрать оптимальные. Если у клиента плохая кредитная история, в автокредите могут отказать.

Деньги под залог ПТС и машины – в чем разница

Эти две услуги актуальны для тех, у кого уже есть машина, но срочно нужны деньги. Займ под залог авто отличается автозайма под ПТС тем, что компания забирает ТС водителя и оставляет на охраняемой стоянке до полного погашения долга.

Таким кредитованием занимаются автоломбарды. При выдаче средств они:

  • не смотрят на кредитную историю заемщика;
  • не требуют подтверждения занятости и справок о доходах;
  • выдают 70-90% от рыночной стоимости автомобиля;
  • фиксируют кредитные отношения с заемщиком в договоре.

Пока ТС находится на стоянке, ломбард не сможет продать или использовать машину: закон запрещает подобные действия. Если деньги выданы под залог авто , но средства не возвращаются, компания выставляет машину на аукцион и компенсирует убытки.

Недостаток займов под залог авто – короткие сроки кредитования (несколько месяцев), но долг можно погасить разовым платежом без каких-либо процентов.

Деньги под залог ПТС – более востребованная услуга, чем займ под авто , так как водитель может распоряжаться машиной, пока не выплатит долг. Лучшим кредитором в случае с таким займом является банк.

Чтобы получить деньги под ПТС , автовладелец пригоняет машину для оценки. Если стоимость и условия кредитования его устраивают, водитель подписывает договор и тут же получает средства.

При оформлении займа под залог ПТС можно получить 50-70% от стоимости авто на вторичке. Это связано с б о льшими рисками кредитной организации: пока водитель возвращает долг, машину могут угнать, разбить в ДТП и проч.

Взять деньги под залог ПТС можно и в МФО, хотя из-за небольшого финансового фонда фирмы редко предоставляют услугу. Ориентирована она на ИП и малый бизнес, для которых актуально использование машины во время несения обязательств. Правда, ставки займов на 4-5% выше банковских, зато пакет документов минимальный и ответ дается в течение одного дня.

Какой вариант выбрать

Выбор варианта зависит от того, насколько сильно нужен автомобиль и какая сумма требуется. Если на время несения обязательств можно обойтись без машины, можно взять деньги под залог авто и заодно выгадать по сумме. Если автомобиль необходим, особенно для работы, лучше сдать в залог ПТС.

Какие документы требуются для получения займа

В автоломбарды и МФО нужно предоставить:

  • гражданский паспорт;
  • водительские права;
  • ПТС;
  • СТС.

Банки, помимо указанных документов для выдачи денег под залог ПТС автомобиля, также требуют:

  • ИНН;
  • СНИЛС;
  • заграничный паспорт;
  • справку с места работы;
  • копию трудовой книжки;
  • нотариально заверенное разрешение на залог супруга или супруги, если автомобиль приобретен в браке.

Точный список документов можно узнать у менеджеров компании.

Какие риски у кредита под залог автомобиля

На сайтах крупных банков можно ознакомиться с условиями договора займа под залог автомобиля, а также рассчитать на кредитном калькуляторе примерный размер ежемесячных платежей, сумму переплаты и процентную ставку. Автовладелец может изучить договор, проконсультироваться с юристами и просчитать все риски заранее.

МФО и автоломбарды такой возможности не предоставляют, однако предлагают более низкую процентную ставку и выдают кредит в более короткий срок. Но где бы вы ни взяли кредит под залог машины, риски будут одинаковыми.

Риск 1: Можно лишиться автомобиля и остаться должным кредитору большую сумму денег.

Юрист, кандидат юридических наук Владислав Кукель:

– Нельзя сказать, что кредит под залог автомобиля опасен. Но он несет в себе возврат «тела займа», проценты за пользование кредитом и штрафы за просрочку платежей. Если оплаты не вносятся один-два месяца, сумма долга вырастает существенно.

Залог автомобиля – гарантия возврата кредитных средств. Если деньги не возвращаются, кредитор (банк, МФО, автоломбард) изымает автомобиль, а потом продает. При этом заемщик должен вернуть основной займ, проценты за пользование кредитом и штрафные неустойки.

Историй, когда человек терял автомобиль и оставался должен кредитной фирме, много. С точки зрения закона, мошенничества (то есть преступления, предусмотренного Уголовным кодексом РФ) здесь нет.

Риск 2: В кредитной организации предложат подписать не только договор займа под залог автомобиля, но еще и договор купли-продажи и лизинга. Подписав такие договоры, автовладелец продаст машину банку и возьмет ее в лизинг, то есть утратит на нее право владения.

Генеральный директор юридической компании Pavlenko Law Group, кандидат юридических наук Константин Павленко:

– Как правило, заемщики откликаются на рекламу «займы под залог ПТС», «кредит под залог авто» и т. п. По факту же в офисе компании они подписывают не только договор займа под залог авто или ПТС, но и договор купли-продажи и лизинга. Стоимость продажи авто оказывается значительно ниже рынка, а лизинговые платежи значительно выше.

Уровень правовой грамотности россиян крайне низок. Подписывая документы с заглавием «Договор купли-продажи» они не осознают, что с этого момента будут управлять фактически чужим автомобилем. При допущении просрочки хотя бы одного лизингового платежа запускается начисление неустоек по ростовщическим ставкам.

Могу поделиться собственным кейсом. Мой клиент продал лизинговой компании свой автомобиль за 1,2 млн и в течение года должен был заплатить 2,7 млн за ее фактический обратный выкуп. Сорвав один платеж, через неделю он получил требование о возврате авто и единовременной выплате платежей за весь год.

Более того, оказалось, что к его автомобилю прикрепили «маячок». Мошенники получили сведения о маршрутах клиента, месте жительства его и родственников, стали приезжать и «давить» в лучших традициях коллекторов 2000-х.

Иск к моему клиенту об истребовании авто и взыскании денежных средств также не заставил себя ждать. Главный инструмент противодействия в таких случаях – подать встречный иск о переквалификации подписанных договоров в договор займа под залог авто.

Однако практика по России неоднородная: лизинговая компания, оставшаяся ни с чем в одном регионе, возьмет свое в другом. Плюс, в Москве как раз сложилась практика в пользу таких лизингодателей.

В моем конкретном деле удалось «сыграть» на реформе судебной системы. Появилась перспектива дойти до вновь образованного кассационного суда в другом регионе, в связи с чем оппонент согласился на компромиссное мировое соглашение. Автомобиль остался у клиента, деньги возвращались уже по вполне рыночной процентной ставке. Но так бывает далеко не всегда.

Риск 3: В первый месяц вам предложат 1-3% по кредиту, однако могут не сказать, что со следующего месяца процентная ставка будет увеличиваться. Увеличение процента может предусматриваться за просрочку платежа даже на один день и достигать 20% от общей суммы долга.

Юрист, кандидат юридических наук Владислав Кукель:

– Схема сама по себе проста. Это сложный и запутанный кредитный договор со множеством условий досрочного расторжения, сложных процентов, пеней и штрафов. Когда клиент подписывает договор, менеджер со стороны кредитора сообщает лишь несколько дежурных маркетинговых фраз, например: «первый месяц – 0% по кредиту». Представитель кредитной организации может не сказать, что со второго месяца кредитования процент вырастет до 5%, а с третьего – до 25% годовых. Или о том, что санкции за просрочку возврата могут нарастать лавинообразно — от 0,01% за первую неделю просрочки до 1% в день за просрочку свыше двух месяцев.

Это написано в условиях кредитного договора. Часто эти условия идут как отдельный документ очень большого объема, размещаемый на сайте банка, автоломбарда или МФО. Ознакомиться и понять его сможет не каждый профессионал.

Почему не стоит закладывать машину в банк

Какие бы условия ни предложил вам автоломбард, банк или МФО, помните, что в любом случае вы окажетесь в проигрыше:

  • Есть большой риск лишиться машины, если не сможете платить по процентам или нарушите одно из условий договора.
  • Огромная переплата – вы вернете сумму, намного превышающую сумму кредита.
  • Вы не сможете продать машину, если срочно понадобятся деньги.

Но если вы приняли это решение:

  • Выбирайте организацию, давно существующую на рынке и имеющую собственный сайт. Так у вас будет меньше шансов столкнуться с мошенниками.
  • Если вместо договора о залоге и займе вам подсовывают договор купли-продажи и лизинга, сразу уходите. Также не подписывайте генеральную доверенность с правом продажи – вы не будете являться собственником своей машины, и банк сможет в любой момент ее продать.
  • Если вам непонятны условия договора, некоторые термины и есть вопросы к графику платежей, обратитесь к юристу за разъяснениями. И только после этого принимайте решение о подписании договора.

Юрист, кандидат юридических наук Владислав Кукель:

– При заключении договора самое главное – не торопиться. Если вас подгоняют обстоятельства или менеджер, откажитесь от подписания сегодня. Если условия размещены на сайте, ознакомьтесь с ними заранее, накануне подписания. Как вариант – нанять юриста, специализирующегося на банковском праве и кредитных договорах. И выбирайте крупный банк. Чем крупнее банк, тем меньше шансов нарваться на мошенников.

Нужно внимательно читать договор. В кредитном договоре, как правило, содержится график платежей. Платить нужно строго по нему. Некоторые банки выставляют штрафные санкции также и за досрочное погашение кредита.

Что делать, если машина уже заложена в банк

Если вы уже сдали машину в залог, строго следуйте условиям договора и графику платежей. Не допускайте даже дня просрочки, чтобы не рисковать своим автомобилем и не получить пени или штрафные санкции.

Юрист, кандидат юридических наук Владислав Кукель:

– Если договор уже заключен, возьмите его, платежные документы по нему и идите к юристу за консультацией. Цель консультации – понять, правильно ли вы гасите кредит и как можно погасить его досрочно с минимальными потерями для вас. Если договор не содержит неприемлемых для вас условий и он выполним, исполняйте его спокойно. Но по окончании платежей обязательно получите справку об отсутствии задолженности и документов (допсоглашений), свидетельствующих о расторжении кредитного договора (а вместе с ним и залога на авто). После этих процедур проверьте автомобиль на залог самостоятельно через avtocod.ru, например.

Часто бывает, что кредитор забывает снять ограничения, и в базе автомобиль «висит» как заложенный. В таком случае нужно обратиться в кредитную организацию и потребовать снять залог.

Автор: Ирина Джиоева

Как вы считаете, стоит ли закладывать автомобиль в кредитную организацию, если срочно нужны деньги? Какие альтернативные варианты сможете предложить? Напишите в комментариях.

Машина с сюрпризом. Подводные камни автокредита

Весной продажи в автосалонах традиционно растут. Клиенты предпочитают покупать новую машину перед тёплым сезоном. Растёт и интерес к автокредитам. При этом счастливые обладатели новенького авто порой и не догадываются, какие сюрпризы им приготовил банк и сколько они переплатили дилеру. Лайф выяснил, на какие уловки идут кредиторы при выдаче автозаймов, как выгодно купить автомобиль и не переплатить банку.

Фото: © РИА Новости/Евгений Епанчинцев

Для многих автовладельцев машина — это не просто средство передвижения, а показатель статуса и личного успеха. Именно поэтому даже при скромном доходе россияне всё чаще покупают машину не по средствам. Это одна из причин, по которой число выданных автозаймов и суммы кредитов постоянно растут. Так, по последней статистике Объединённого кредитного бюро, только в январе этого года сумма нового автокредита выросла с 728 до 826 тыс. рублей. Это на 13% больше, чем в том же месяце год назад.

Фото: © РИА новости / Игорь Зарембо

— Прежде чем взять автокредит, нужно хорошо подумать: а нужна ли вам такая дорогая машина, — советует аналитик ООО “Эксперт плюс” Кирилл Стариков. — Надо понимать, что покупка автомобиля — это не инвестиция, а всегда только затраты. Кредитный автомобиль — это вдвойне затратно. Главное, ещё перед покупкой определиться, насколько ощутимой для вас будет выплата по кредиту. При этом нельзя стесняться попросить менеджера расписать вам ежемесячные траты, все подводные скрытые платежи подробно с разъяснением каждого пункта договора. Такие расклады по оплате в вашем конкретном случае нужно сравнить по всем банкам, которые укладываются в ваши критерии выбора. Чем более детальный план вы составите и подготовите до момента оформления кредита, тем проще пройдёт процесс выплаты без обмана и попыток банка навязать вам изменение условий.

Действительно, большинство клиентов платят по кредиту больше, чем планировали, именно из-за того, что невнимательно читали договор. В первую очередь покупатели обращают внимание на процентную ставку по кредиту. При этом мало кто задумывается, что обслуживание кредита процентной ставкой не ограничивается. Условия обслуживания в разных компаниях могут серьёзно отличаться. Отличаются комиссии за ведение счёта, ОСАГО, каско, требование к страхованию жизни и здоровья заёмщика, пояснил эксперт Академии управления финансами и инвестициями Геннадий Николаев. Таким образом, привлекательное на первый взгляд предложение может в разы увеличить размер переплаты.

Чтобы избежать существенной переплаты, не стоит брать кредит, если на руках нет 50% от полной стоимости машины. В худшем случае минимальный первоначальный взнос должен быть хотя бы не меньше 20%. Нужно ознакомиться и с условиями досрочного погашения кредита. В отличие, например, от квартиры, машина теряет в цене сразу после покупки. Чем старше авто, тем дешевле оно стоит. Соответственно, имеет смысл как можно быстрее выплачивать автокредит, а для этого нужно посмотреть, устраивают ли вас условия досрочного погашения. При использовании аннуитетного платежа (ежемесячные выплаты неизменны на протяжении всего периода кредитования) это позволит неплохо сэкономить, пояснил Геннадий Николаев.

Фото: © РИА Новости / Евгений Епанчинцев

— Беспроцентный кредит, который часто предлагается клиентам автосалонов, также влечёт за собой определённые проблемы, — отметил первый вице-президент “Опоры России” Павел Сигал. — На самом деле это рассрочка. Причём с довольно жёсткими условиями, в частности, сокращением времени выплаты до одного года и первоначальным взносом, который составит половину цены авто.

Отдельно стоит обратить внимание на страховку, ведь именно она чаще всего и составляет значительную часть расходов при покупке кредитного авто. Каско в этом случае обязательно. Впрочем, и на страховке кредитного авто можно сэкономить. Отдельные бренды предлагают страховку сразу на три года, рассказал ведущий аналитик Forex Optimum Иван Капустянский. Цена за год получается заметно ниже, чем если бы пришлось платить ежегодно. Поэтому данный вопрос тоже рекомендуется изучить. И наконец, при покупке машины обязательно необходимо торговаться, пытаться получить максимальное количество дополнительных опций, например коврики в авто, сигнализацию, зимнюю резину в виде бонуса. Это удешевит общую стоимость машины и поможет сэкономить на этих дополнительных расходах в будущем.

— Надо помнить, что кредит на машины является залоговым, — отметил директор СРО “НАПКА” Борис Воронин. — Поэтому, в отличие от карточных или потребительских кредитов, здесь есть что терять. В случае просрочки банк заберёт машину. И чем дольше срок выплаты кредита, тем выше шанс остаться без автомобиля. Как показывает практика, в большинстве случаев проблемы с выплатами у заёмщиков начинаются не сразу, а спустя год-два после оформления кредита.

Семь самых популярных вопросов про возврат автомобиля в салон

В течение 14 дней без особых причин можно вернуть «простые» товары. Принцип следующий: говорите, что купленный товар по какой-то причине не подошел, другой товар на обмен также не подходит, поэтому требуйте возврат денег. Такой порядок прямо прописан в ст. 25 Закона «О защите прав потребителей».

Однако автомобиль относится к технически сложным товарам, для которых установлен специальный порядок возврата. в соответствии со ст. 18 Закона «О защите прав потребителей».

В п. 1 ст. 25 добавлено, что есть перечень товаров, который обмену (и, как следствие, возврату) по таким основаниям не подлежит.

В п. 10 данного перечня как раз и указаны автомобили.

Если у вас есть основания для возврата автомобиля, которые прямо указаны в ст. 18 и 19 Закона «О защите прав потребителей».

Наличие кредита никак не влияет на возможность возврата некачественного автомобиля.

На практике такой возврат происходит одним из двух способов.

1. Автосалон перечисляет деньги сразу на ваш кредитный счет в банке, кредит погашается и автоматически снимается залог, после чего вы передаете автомобиль продавцу.

2. Автосалон перечисляет деньги вам, а вы уже идете в банк, закрываете кредит, снимается залог, и вы передаете автомобиль обратно продавцу.

Более того, если кредитный автомобиль оказался некачественным, то продавец или изготовитель обязаны компенсировать вам сумму всех процентов по кредиту. Кажется невероятным, но это прямо указано в п. 5 и 6 ст. 24 Закона «О защите прав потребителей».

Иногда такой вопрос задают в связи с тем, что просто не могут платить кредит. В этом случае вернуть автомобиль нельзя. Можно попросить салон выкупить его, если салону будет это интересно.

То, что автомобиль в залоге, вовсе не запрещает его продать, просто нужно предупредить об этом покупателя и найти сумму, чтобы покрыть разницу, которой может не хватить при закрытии кредита.

Если провести расчет прямо на кассе в банке и покупатель увидит, что деньги ушли на погашение кредита, то залог автоматически снимется в течение суток и покупатель ничем не рискует.

Сама по себе постановка автомобиля на учет в ГИБДД — действие скорее техническое, чем юридическое, так как переход права собственности на машину определяется все-таки договором купли-продажи и актом приемки-передачи.

Поэтому исходить надо, прежде всего, из того, есть ли основания для расторжения договора купли-продажи.

Такой вопрос часто задают, когда обнаруживают недостатки автомобиля в первые 15 дней и раздумывают над его возвратом.

Вернуть можно как поставленный на учет автомобиль, так и непоставленный. Среди всего действующего законодательства нет никаких запретов или правил на этот счет.

Такие правила прямо прописаны в п. 1 ст. 18 Закона «О защите прав потребителей».

Автомобиль можно вернуть если:

  • был превышен срок гарантийного ремонта 45 дней;
  • в автомобиле проявились неоднократные поломки, то есть хотя бы две разные поломки;
  • в автомобиле проявились повторяющиеся (неоднократные поломки);
  • в автомобиле проявились неустранимые поломки;
  • вы не могли пользоваться автомобилем в период гарантии более 30 дней из-за того, что в автомобиле устранялись разные поломки.

Да, можно, но при определенных условиях.

Этот вопрос возникает, потому что прямо такое основание для возврата в законе не прописано. Однако из этой ситуации, конечно же, есть выход.

В гарантийном ремонте отказывают, если считают, что именно вы сломали автомобиль, неправильно им пользуясь, либо потому, что в принципе не признают поломку.

Вы можете провести экспертизу автомобиля самостоятельно, и если эксперт подтвердит, что поломка есть и является производственной, то получается, что вам не ремонтировали автомобиль, хотя должны были. А это, в свою очередь, приравнивается к такому основанию для возврата как нарушение сроков гарантийного ремонта 45 дней.

Да, можно, но при определенных условиях.

Помимо гарантийного срока, есть еще срок службы. Суть этого срока в следующем: изготовитель автомобиля обещает вам, что машина должна отслужить это время без производственных недостатков.

Порядок возврата автомобиля на сроке службы прописан в п. 6 ст. 19 Закона «О защите прав потребителей».

1. Сломаться должно что-то существенное.

Поэтому на практике лучше требовать возврат по данному основанию, если сломался двигатель или коробка передач. Без них автомобиль не может ездить и стоимость их ремонта самая высокая.

2. Обратиться можно только к изготовителю автомобиля. Если гарантийный срок истек, то продавец вам больше ничего не должен.

3. Перед обращением вы должны провести экспертизу за свой счет, чтобы доказать, что поломка производственная. (Да именно вы должны это сделать. В этом состоит ключевое отличие возврата автомобиля с истекшим гарантийным сроком от возврата гарантийного автомобиля, при котором экспертизу должен делать продавец за свой счет.)

4. Сначала можно потребовать только бесплатный ремонт, который включает в себя бесплатный вывоз автомобиля для ремонта на эвакуаторе и бесплатный возврат автомобиля после ремонта на эвакуаторе. На это изготовителю дается ровно 20 дней.

5. Если изготовитель не успел отремонтировать машину в 20 дней или просто отказался, тогда можно требовать возврат.

Правда, если автомобиль совсем старый, например 10-летний, то есть у него истек как гарантийный срок, так и срок службы, вернуть его можно только в первые 15 дней со дня покупки, если найдутся недостатки, которые не были описаны в договоре купли-продажи.

После истечения 15 дней оснований для возврата больше не будет.

Автор:

Станислав Сазонов
Юрист по возврату авто в салоны, эксперт «Яндекс Кью». Инстаграм

ЕГЭ. Экономика. Тема 1. Понятие экономики. Экономика как наука

Экономика. Это слово впервые употребил ещё до нашей эры древнегреческий мыслитель Ксенофонт (430-354 г. до н.э.). Так он назвал свою книгу о хозяйственной деятельности.

В переводе с греческого — это «искусство ведения домашнего хозяйства».

В активный оборот слово «экономика» вошло в 19 веке, благодаря экономистам У.Джевонсу и А.Маршаллу.

Сегодня слово употребляется в двух основных значениях: экономика как наука и как хозяйственная деятельность людей.

Экономика как наука

Экономика как наука изучает хозяйственную деятельность как в мировом и национальном масштабе (макроэкономика), так и деятельность отдельных хозяйственных субъектов (микроэкономика), использование разнообразных ресурсов для удовлетворения потребностей, отношения, которые возникают в процессе хозяйственной деятельности.

Как отдельная наука экономика выделилась в 18 веке с появлением книги А.Смита «Богатство народов» в 1776г.

Понятие «экономика»- это общее название социальных наук, занимающихся изучением производства, распределения, и потребления товаров и услуг.

Экономические науки

Отраслевые экономические науки

  • Экономика строительства
  • Экономика сельского хозяйства
  • Экономика промышленности и др.

Функциональные экономические науки

  • Финансы
  • Кредит
  • Маркетинг и др.

Информационно-аналитические

  • Статистика
  • Бухгалтерский учёт
  • Анализ и аудит и др.

Экономические науки на стыке с другими науками

  • Экономическая география
  • Экономическая история
  • Демография
  • Политэкономия и др.

Функции экономики как науки

  • Познавательная — познание процессов и явлений экономической жизни
  • Практическая – помогает развитию хозяйства, предлагая пути и методы решения тех или иных задач.
  • Прогностическая– позволяет прогнозировать дальнейшее развитие процессов в экономике, рационально использовать ресурсы.
  • Социальная— служит интересам всего общества, способствует повышению благосостояния людей.
  • Мировоззренческая— формирует взгляды людей на роль экономической деятельности в жизни государства, о месте каждого человека в процессе общественного производства.
  • Методологическая— открывая законы развития хозяйства, экономика даёт экономическим наукам методы изучения, то есть является своеобразным фундаментом, основой для изучения экономики.
  • Идеологическая– способствует формированию в обществе идеологии, направленной на выражение коренных интересов людей, что служит важным стимулирующим фактором для экономической деятельности.
  • Критическая— рассмотрение различных точек зрения, нахождение истины, доказательства несостоятельности или ценности суждений, мнений.

Методы экономики как науки

  • Научная абстракция – то есть создание обобщённых понятий.
  • Анализ и синтез — путём анализа хозяйственные процессы разделяются на отдельные и изучаются как единичные для получения обобщённых знаний.
  • Индукция и дедукция – переход от изучения единичных, частных явлений и фактов в экономике к обобщениям и наоборот.
  • Единство количественного и качественного анализа явлений и процессов
  • Анализ общественной практики— проведение научного эксперимента с искусственным воссозданием явления с целью его изучения и другие методы.

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна

Основные понятия экономики

О чем эта статья:

9 класс, 11 класс, ЕГЭ/ОГЭ

Определение экономики

Термин «экономика» разделяют на два значения:

  • Экономика как хозяйство — система хозяйствования, которая обеспечивает общество материальными и духовными благами.
  • Экономика как наука — наука, которая изучает способы удовлетворения постоянно растущих потребностей общества в условиях ограниченности ресурсов. Проще говоря, она изучает производство, распределение и потребление товаров и услуг.

Если кратко, то экономика — это система, которая охватывает производство, продажу, распределение товаров и услуг.

Основная проблема экономики — ограниченность доступных нам ресурсов.

Функции экономической теории:

  • познавательная — обнаруживает новые принципы и методы в процессе развития науки;
  • практическая — развивает действующие подходы ведения хозяйства, занимается поиском решения важных проблем;
  • прогностическая — создает различные модели развития государства или отдельного экономического субъекта;
  • мировоззренческая — в процессе изучения экономики человек узнает новые грани окружающего мира, закономерности процессов;
  • методологическая — отражает способность науки создавать новые понятия и теории;
  • идеологическая — формирует модель мировоззрения в процессе изучения науки;
  • критическая — подвергает сомнению любые явления для создания новых теорий;
  • теоретическая — наука постоянно развивается для поиска новых направлений.

Существует две модели экономики:

  • макроэкономика изучает поведение общей экономики и рыночных систем;
  • микроэкономика изучает поведение отдельных потребителей и предприятий.

Основные вопросы экономики:

  1. Что производить?
  2. Как производить?
  3. Для кого производить?

Основные понятия экономики

Производство — процесс изготовления материального блага, которое имеет определенную ценность в данных обстоятельствах. Может быть коммерческим и некоммерческим. Основная цель первого — получение прибыли. Некоммерческое производство занимается выпуском социально значимых продуктов. Как правило, такие предприятия находятся в собственности государства.

Распределение ресурсов — предоставление ограниченных ресурсов разным субъектам производственной деятельности. Если речь идет о распределении прибыли, то подразумевается передача готового товара или денежного эквивалента совладельцам предприятия.

Потребление — использование готовых товаров или услуг для удовлетворения нужд и потребностей человека. Процесс обмена товара включает в себя транспортировку, продажу, передачу товара потребителю, а также ряд услуг, которые сопровождают этот процесс (страхование, кредитование и т. д.).

Потребность — это необходимость в чем-либо для поддержки и развития жизни человека и общества в целом. Удовлетворение потребностей — главный мотив для реализации экономической деятельности.

Блага — средства, с помощью которых можно удовлетворить потребности. Выделяют три категории благ:

  1. Экономические блага — это ограниченные средства, которые необходимы для удовлетворения потребностей людей. Для приобретения экономических благ нам приходится отказываться от других благ. Чтобы их создать, нужны определенные затраты.
  2. Свободные блага — блага, которые существуют в открытом неограниченном доступе. Например, солнечный свет, воздух, вода в реке.
  3. Общественные блага объединяют признаки двух предыдущих видов благ. Это свободные блага, на создание и поддержание которых государство тратит финансовые средства. Например, уличное освещение. Создание общественных благ — одна из экономических функций государства.

Капитал — средства производства, которые произвел человек. Капитал бывает двух видов:

  1. Физический капитал — оборудование, здания, инструменты, транспортные магистрали, то есть все то, что реально относится к процессу производства или транспортировки.
  2. Финансовый капитал — ценные бумаги или деньги, которые используются в рамках производственного процесса, то есть для обогащения.

История экономики

В первобытном обществе уровень экономического развития был низким, а именно на грани физического выживания. Сначала первобытные люди охотились и занимались собирательством, но в результате неолитической революции появилось земледелие и животноводство. Развитие общества привело к разделению труда и социальному неравенству, появились социальные классы и государство, а позже — рабовладение.

Постепенно развивался товарообмен, который появился в форме натурального обмена, а затем превратился в торговлю с помощью денег. В Древнем мире и Средневековье преобладало натуральное хозяйство.

В конце XV века началась эпоха Великих географических открытий, которая привела к формированию мировой экономики и эпохе первоначального накопления.

В последней четверти XVIII века началась промышленная революция, которая привела население к деятельности в сфере промышленности. Преобладающей экономической системой стал капитализм — так происходил процесс перехода от традиционного общества к современному, от аграрного к индустриальному обществу.

В XX веке в некоторых странах образовалась административно-командная социалистическая экономика. В остальных странах развивался капитализм. Во второй половине XX века началась научно-техническая революция, в результате которой индустриальное общество стало превращаться в постиндустриальное.

Типы экономики

Тип экономической системы страны зависит от того, как в ней распределяются ресурсы. Таких видов экономики выделяют четыре.

Традиционный тип экономики

Самый древний вид экономики в мире — традиционная экономика, по которой многие страны действуют до сих пор. В основном это страны второго и третьего мира, в которых хорошо развито сельское хозяйство. При этом типе экономической системы в стране редко бывает активное сальдо, то есть страна тратит больше, чем получает. Зачастую у общества нет доступа к современным технологиям и медицине.

Командный тип экономики

Командную экономическую систему еще называют централизованной. Такая экономика была основанием для коммунистической философии. Централизованная власть контролирует значительную часть экономической системы, то есть большая часть решений по управлению принимается центральным правительством. Например, как было в СССР.

Рыночный тип экономики

Рыночную экономику еще называют свободной, так как при ней фирмы и домашние хозяйства действуют в собственных интересах. Этот тип экономики противоположен командной, когда прибыль получает центральное правительство.

В чистой рыночной экономике нет государственного вмешательство, правительство отделено от рынка. На деле это не всегда так: в мире не существует по-настоящему свободной рыночной экономики.

Смешанный тип экономики

Смешанная экономика — это комбинация разных типов экономических систем, а точнее — рыночной и командной экономики. Чаще всего рынок свободен от государственной собственности, кроме нескольких ключевых отраслей: транспортной, оборонной и железнодорожной.

Уровни экономики

Мы уже упоминали разделение на микро- и макроэкономику. Существует еще более детальная классификация:

  • мегаэкономика — деятельность в мировом хозяйстве, то есть мировая экономика;
  • макроэкономика — деятельность национальной экономики;
  • мезоэкономика — деятельность в промежуточных системах или отраслях народного хозяйства, отраслях и регионах, например, в военно-промышленном комплексе;
  • микроэкономика — деятельность отдельных экономических субъектов, например, фирм;
  • наноэкономика — деятельность одного физического лица.

Экономический рост

Экономический рост — это увеличение объема выпуска товаров и услуг в определенной экономической системе.

Экономический рост — это долгосрочная тенденция. Краткосрочные колебания в рамках теории экономического роста не изучают, они относятся к теории деловых циклов.

В отличие от экономического развития, экономический рост — это количественный показатель. Под объемом выпуска товаров и услуг обычно понимают реальный ВВП.

Валовой внутренний продукт (ВВП) — это рыночная стоимость всех произведенных в стране товаров и услуг, которые предназначены для потребления, а не для производства других товаров или услуг. ВВП можно рассчитать как общий доход граждан, компаний и государства за определенный период.

Экономический рост тесно связан с ростом общего благосостояния: продолжительности жизни, качества медицинского обслуживания, уровня образования, сокращением продолжительности рабочего дня и других факторов.

Крупнейшие экономики мира в 2020 году по размеру ВВП

Место

Страна

ВВП (триллионы долларов США)

Ссылка на основную публикацию