Понятие бюджетной классификации, ее состав
Бюджеты всех уровней формируются в соответствии с требованиями единой бюджетной классификации, которая предусматривает расчет унифицированных показателей доходов и расходов с присвоением им группировочных кодов.
Бюджетная классификация –группировка доходов и расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, а также источников финансирования дефицитов всех бюджетов, используется для составления и исполнения бюджетов и которая обеспечивает сопоставимость показателей всех уровней системы бюджетов Российской Федерации.
В соответствии с функциями бюджетной системы в состав бюджетной классификации включают 4 вида группировок.
Состав бюджетной классификации Российской Федерации:
1) классификация расходов бюджетов;
2) классификация расходов бюджетов;
3) классификация источников финансирования дефицита бюджетов;
4) классификация операций публично-правовых образований (далее – классификация операций сектора государственного управления).
Классификация доходов бюджетовпредставляет собой группировку доходных источников бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, в которую входят следующие группы и подгруппы доходов бюджетов.
1. Налоговые и неналоговые доходы: налоги на прибыль, доходы; налоги и взносы на социальные нужды; налоги на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации; налоги на товары, ввозимые на территорию Российской Федерации; налоги на совокупный доход; налоги на имущество; налоги , сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами; государственная пошлина; задолженности и перерасчеты по отмененным налогам, сборам и имым обязательным платежам; доходы от внешнеэкономической деятельности; доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности; платежи при пользовании природными ресурсами; доходы от оказания платных услуг и компенсации затрат государства; доходы от продажи материальных и нематериальных активов; административные платежи и сборы; штрафы, санкции, возмещение ущерба; доходы бюджетной системы Российской Федерации от возврата остатков субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, прошлых лет; возврат остатков субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, прошлых лет; прочие неналоговые доходы.
2. Безвозмездные поступления: безвозмездные поступления от нерезидентов; безвозмездные поступления от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации; безвозмездные поступления от государственных (муниципальных) организаций; безвозмездные поступления от негосударственных организаций; безвозмездные поступления от наднациональных организаций; прочие безвозмездные поступления.
Классификация расходов бюджетов представляет собой группировку расходов бюджетов всех уровней и отражает направление бюджетных средств на выполнение единицами сектора государственного управления и местного самоуправления основных функций, решение социально-экономических задач.
Едиными для бюджетов бюджетной системы Российской Федерации разделами и подразделами классификации расходов бюджетов являются:
1) общегосударственные вопросы;
2) национальная оборона;
3) национальная безопасность и правоохранительная деятельность;
4) национальная экономика;
5) жилищно-коммунальное хозяйство;
6) охрана окружающей среды;
8) культура, кинематография, средства массовой информации;
9) здравоохранение, физическая культура и спорт;
10) социальная политика: пенсионное обеспечение; социальное обеспечение населения; охрана семьи и детства; прикладные научные исследования в области социальной политики; другие вопросы в области социальной политики;
11) межбюджетные трансферты.
Классификация источников финансирования дефицита бюджетов Российской Федерации – группировка источников финансирования дефицита бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, включая бюджеты государственных внебюджетных фондов.
Едиными для бюджетов бюджетной системы Российской Федерации группами и подгруппами источников финансирования дефицита бюджетов являются:
1) источники внутреннего финансирования дефицита бюджетов: государственные (муниципальные) ценные бумаги в валюте Российской Федерации; кредиты кредитных организаций в валюте Российской Федерации; бюджетные кредиты от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации; кредиты международных финансовых организаций в валюте Российской Федерации; изменение остатков средств на счетах по учету бюджета; иные источники внутреннего финансирования бюджетов;
2) источники внешнего финансирования дефицита бюджетов: государственные ценные бумаги, номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте; кредиты иностранных государств, включая целевые иностранные кредиты (заимствования), международных финансовых организаций, иных субъектов международного права, иностранных юридических лиц в иностранной валюте; кредиты кредитных организаций в иностранной валюте; иные источники внешнего финансирования дефицита бюджетов. Классификация операций сектора государственного управления – группировка операций, осуществляемых в секторе государственного управления, в зависимости от их экономического содержания.
Единым для бюджетов бюджетной системы Российской Федерации группами и статьями операций сектора государственного правления являются:
1) доходы: налоговые доходы; доходы от собственности; доходы от оказания платных услуг; суммы принудительного изъятия; безвозмездные поступления от бюджетов; взносы на социальные нужды; доходы от операций с активами; прочие доходы;
2) расходы: оплата труда и начисления на выплаты по оплате труда; оплата работ, услуг; обсуждение государственного (муниципального) долга; безвозмездные перечисления организациям; безвозмездные перечисления бюджетам; социальное обеспечение; расходы по операциям с активами; прочие расходы;
3) поступление нефинансовых активов;
4) выбытие нефинансовых активов;
5) поступление финансовых активов;
6) выбытие финансовых активов;
7) увеличение обязательств;
8) уменьшение обязательств.
В зависимости от целей анализа расходы государственного бюджета классифицируются по следующим направлениям.
Функциональная классификация разграничивает целевые направления финансирования государственной деятельности в соответствии с основными функциями государства.
Экономическая классификация разграничивает текущие и капитальные расходы и позволяет оценить влияние государства на процесс расширенного воспроизводства.
Ведомственная классификация дает характеристику распределения денежных средств по министерствам и наиболее важным ведомствам. Ведомственная классификация составляется в Российской Федерации в дополнение к требованиям МВФ. Она позволяет контролировать структурные изменения в расходах, связанных с реформированием системы управления.
На основе доходных и расходных статей бюджетов, бюджетных учреждений и внебюджетных фондов, направленных на реализацию социально-экономических программ, ежегодно составляется финансовый баланс, который позволяет осуществлять прогноз развития Российской Федерации.
Обучающий сервис
Бюджетная классификация – это группировка доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, используемая для составления и исполнения бюджетов, а также группировка доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов и (или) операций сектора государственного управления, используемая для ведения бюджетного (бухгалтерского) учета, составления бюджетной (бухгалтерской) и иной финансовой отчетности, обеспечивающей сопоставимость показателей бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Для классификации доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов Российской Федерации используется унифицированный 20-значный код.
Классификация обеспечивает стандартизацию бюджетной процедуры и необходима для:
– единого порядка составления всех бюджетов и смет бюджетных учреждений;
– организации исполнения бюджетов и получения информации о движении бюджетных средств в процессе исполнения бюджета;
– проведения анализа плановых и отчетных данных и на основе этого выявления резервов роста доходов и экономии расходов бюджета;
-организации контроля за исполнением бюджета, соблюдения финансовой дисциплины в бюджетной сфере и во всех бюджетных учреждениях.
Бюджетная классификация включает:
– классификацию доходов бюджетов;
– классификацию расходов бюджетов;
– классификацию источников финансирования бюджетов;
– классификацию операций публично-правовых образований.
КАКИМ ОБРАЗОМ ПОЛУЧАЕТСЯ ТАКОЙ СЛОЖНЫЙ КОД?
Наличие 20-ти разрядов в коде систематизирует имеющуюся информацию. Чем ниже уровень детализации, тем сложнее код и конкретнее наименование вида доходов.
код 000 1 00 00000 00 0000 000 – налоговые и неналоговые доходы
код 000 1 06 00000 00 0000 000 – налоги на имущество
код 000 1 06 04000 02 0000 110 – транспортный налог
код 182 1 06 04012 02 0000 110 – транспортный налог с физических лиц, где первые три разряда это код главного администратора доходов бюджета*.
подробнее – на страницах “Глоссарий” и “Бюджетная классификация”
Подобная классификация предполагает, что общий объем денежных средств по виду доходов, стоящему ниже по уровню детализации, будет включен в сумму доходов по вышестоящему виду доходов: сумма по транспортному налогу с физических лиц будет включена в общий объем доходов по транспортному налогу, те в свою очередь будут включены в налоги на имущество, а налоги на имущество будут включены в налоговые и неналоговые доходы.
В случае с источниками финансирования и расходами бюджета коды присваиваются по аналогичному принципу.
При классификации расходов особое внимание уделяется коду целевой статьи расхода (ЦСР) – это десятизначный код, обеспечивающий привязку бюджетных ассигнований к государственным программам и (или) к не включенным в государственные программы направлениям деятельности органов государственной власти города Москвы.
Верхним уровнем детализации ЦСР являются государственные программы и (или) непрограммные направления деятельности.
В случае с государственными программами детализация ЦСР происходит по 4-м уровням: государственным программам, подпрограммам, основным мероприятиям, и по отдельным направлениям расходования бюджетных средств в рамках мероприятий государственной программы.
Детализация ЦСР непрограммных направлений деятельности происходит так же в четыре уровня, при этом на каждом следующем уровне непрограммные направления деятельности уточняются.
Подобная систематизация позволяет представлять информацию в различных
разрезах и с разными уровнями детализации.
Например, благодаря бюджетной классификации расходы можно представить в следующих разрезах:
– функциональная классификация расходов:
Национальная безопасность и правоохранительная деятельность;
Охрана окружающей среды;
Образование и пр.;
– целевые статьи расходов:
Развитие транспортной системы;
Социальная поддержка жителей города Москвы;
Открытое Правительство и пр.;
– ведомственная структура расходов:
Департамент жилищно-коммунального хозяйства города Москвы;
Департамент здравоохранения города Москвы;
Департамент культуры города Москвы;
Департамент городского имущества города Москвы;
Департамент образования города Москвы;
Главное архивное управление города Москвы и пр.;
Расходы на выплаты персоналу в целях обеспечения выполнения функций государственными (муниципальными) органами, казенными учреждениями, органами управления государственными внебюджетными фондами;
Закупка товаров, работ и услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд;
Социальное обеспечение и иные выплаты населению и пр.
ГДЕ МЫ СТАЛКИВАЕМСЯ С КОДАМИ БЮДЖЕТНОЙ КЛАССИФИКАЦИИ В РЕАЛЬНОЙ ЖИЗНИ?
Гражданин при оплате налога, пошлины, штрафа или другого платежа в бюджет получает соответствующую квитанцию, на которой указан код бюджетной классификации (КБК).
В качестве примера рассмотрим оплату транспортного налога с физических лиц. На квитанции при оплате налога будет указан КБК 182 1 06 04012 02 0000 110. Указанный код однозначно определяет, какой платеж был совершен. В данном случае это своего рода «обратный адрес», который указывает, откуда поступили доходы в бюджет. При таком подходе поступления денежных средств в бюджет четко контролируются и учитываются.
В дальнейшем поступившие в бюджет средства расходуются в различных направлениях. Например, за счет бюджетных средств города Москвы осуществляется ремонт автомобильных дорог на территории города. Это мероприятие финансируется в рамках Государственной программы города Москвы «Развитие транспортной системы» и имеет код бюджетной классификации 020 04 09 01 Д 0308100 611. В данном случае КБК указывает, каким органом власти и на что были израсходованы бюджетные средства.
В последнем случае гражданин не взаимодействует с кодом бюджетной классификации напрямую, но имеет возможность узнать какой объем средств и куда был направлен.
uristinfo.net
Бюджетная классификация РФ – это систематизированная группировка доходов и расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ по однородным признакам, а также источников финансирования дефицитов этих бюджетов, определяемая природой государственного бюджета, используемая для составления и исполнения бюджетов и обеспечивающая сопоставимость показателей бюджетов всех уровней с бюджетной системой РФ.
Бюджетная классификация предусматривает присвоение объектам классификации соответствующих кодов, обеспечивающих единство формы бюджетной документации, представление необходимой информации для составления консолидированного бюджета РФ и консолидированных бюджетов субъектов РФ. Бюджетная классификация также применяется для составления и исполнения смет доходов и расходов по средствам, полученным от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности.
Бюджетная классификация установлена БК РФ, а также Федеральным законом от 15 августа 1996 г. № 115–ФЗ «О бюджетной классификации Российской Федерации». При этом федеральные законы, регулирующие отношения, не связанные непосредственно с определением состава и структуры бюджетной классификации, не могут содержать изменяющих ее положений.
Статья 18 БК РФ, дающая определение бюджетной классификации, изложена в новой редакции Федеральным законом от 22 декабря 2005 г. № 176–ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон „О бюджетной классификации Российской Федерации“ и Бюджетный кодекс Российской Федерации».
Состав бюджетной классификации:
1) классификация доходов бюджетов РФ;
2) функциональная классификация расходов бюджетов РФ;
3) экономическая классификация расходов бюджетов РФ;
4) классификация источников внутреннего финансирования дефицитов бюджетов РФ;
5) классификация источников внешнего финансирования дефицита федерального бюджета;
6) классификация видов государственных внутренних долгов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований;
7) классификация видов государственного внешнего долга РФ и государственных внешних активов РФ;
8) ведомственная классификация расходов федерального бюджета.
Реализация основных задач бюджетной классификации обеспечивается во многом благодаря единству бюджетной классификации РФ. Бюджетная классификация используется при составлении, утверждении и исполнении бюджетов всех уровней и составлении консолидированных бюджетов всех уровней.
Законодательные (представительные) органы субъектов РФ и представительные органы местного самоуправления при утверждении соответствующих бюджетов имеют право производить детализацию объектов бюджетных классификаций, не нарушая при этом общих принципов построения и единства бюджетной классификации РФ.
Классификация доходов бюджета
Согласно положениям ст. 20 БК РФ классификация доходов бюджетов РФ – это группировка доходов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ, основанная на законодательных актах РФ, определяющих источники формирования доходов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ.
Классификация доходов бюджетов РФ согласно положениям, закрепленным в ст. 20 БК РФ, включает в себя код администратора поступлений в бюджет, группы, подгруппы, статьи, подстатьи, элементы, программы (подпрограммы) и коды экономической классификации доходов.
Администраторами поступленийв бюджеты всех уровней являются:
1) органы государственной власти;
2) органы местного самоуправления;
3) органы управления государственных внебюджетных фондов;
4) Центральный банк РФ;
5) бюджетные учреждения, созданные органами государственной власти и органами местного самоуправления, осуществляющими контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты, начисление, учет, взыскание и принятие решений о возврате (зачете) излишне уплаченных (взысканных) платежей в бюджет, пеней и штрафов по ним (ст. 20 БК РФ).
Классификация доходов предусматривает следующие группы доходов в зависимости от их источников:
1) налоговые доходы;
2) неналоговые доходы;
3) безвозмездные перечисления;
4) доходы целевых бюджетных фондов; 5) доходы от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности.
Группа налоговых доходов включает в себя подгруппы по соответствующим видам налогов:
1) налоги на прибыль;
2) налоги на товары и услуги;
3) лицензионные и регистрационные сборы;
4) налоги на совокупный доход;
5) налоги на имущество и т. д.
В группуненалоговых доходов включаются следующие подгруппы:
1) доходы от имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности;
2) доходы от продажи земли и нематериальных активов;
3) административные платежи и сборы;
4) штрафные санкции;
5) возмещение ущерба и т. п.
Группа безвозмездных перечислений подразделяется на подгруппы в зависимости от адресатов перечислений, группа доходов целевых бюджетных фондов делится на подгруппы в зависимости от целевого назначения фондов и т. д. Группы и подгруппы доходов состоят из статей доходов, в свою очередь статьи могут детализироваться до уровня подстатей.
Каждой структурной единице бюджетной классификации, например: группам, подгруппам или статьям – присваивается соответствующий уникальный код. Полный код соответствующего вида дохода бюджета содержит полную информацию об источнике поступления дохода, уровне бюджетной системы РФ – получателе данного дохода, а также об органе, являющемся администратором данного вида дохода.
Классификация расходов бюджета
Функциональная классификация расходов бюджетов – группировка расходов бюджетов всех уровней, отражающая направление бюджетных средств на выполнение основных функций государства. Под функциями государства понимают основные направления деятельности государства по решению стоящих перед ним задач, направление бюджетных средств на выполнение этих функций и отражает функциональная классификация расходов (ст. 21 БК РФ).
Функциональная классификация расходов бюджета имеет четыре уровня:
1) разделы, определяющие расходование бюджетных средств на выполнение функций государства (государственное управление, судебная власть, оборона и т. п.);
2) подразделы, конкретизирующие направление бюджетных средств на выполнение функций государства в пределах разделов (функционирование законодательных органов государственной власти, функционирование исполнительных органов государственной власти, деятельность финансовых и налоговых органов и т. п.);
3) целевые статьи, отражающие финансирование расходов по конкретным направлениям деятельности главных распорядителей средств бюджета в пределах подразделов (обеспечение деятельности Президента РФ, обеспечение деятельности президента республики в составе РФ и главы администрации субъекта РФ, содержание администрации Президента РФ и т. п.);
4) виды расходов, детализирующие направления финансирования расходов бюджета по целевым статьям.
Экономическая классификация расходов—
группировка всех уровней бюджетной системы по их экономическому содержанию. Данная классификация предполагает дифференциацию расходов по хозяйственным признакам или производственным элементам: капиталовложения, заработная плата, дотации, субсидии и пр. (ст. 22 БК РФ).
Экономическая классификация состоит из 5 уровней: группа, подгруппа, предметная статья, под—статья, элемент расходов.
Ведомственная классификация расходов федерального бюджета – группировка расходов, отражающая распределение бюджетных средств по главным распорядителям средств федерального бюджета (ст. 24 БК РФ). Перечень главных распорядителей средств федерального бюджета утверждается в структуре ведомственной классификации расходов федеральным законом о бюджете РФ на соответствующий год.
Ведомственная классификация расходов бюджетов субъектов РФ и муниципальных образований – группировка расходов бюджетов субъектов РФ и муниципальных образований, отражающая распределение бюджетных ассигнований по главным распорядителям средств соответствующих бюджетов.
Ведомственная структура расходов бюджетов субъекта РФ и местных бюджетов, устанавливающая расходы соответствующих бюджетов по главным распорядителям средств, разделам, подразделам, целевым статьям и видам расходов функциональной классификации, утверждается законом либо решением о соответствующем бюджете.
Классификация источников финансирования дефицитов бюджетов
Согласно ст. 23 БК РФ классификация источников финансирования дефицитов бюджетов – группировка заемных средств, привлекаемых РФ, субъектами РФ и муниципальными образованиями для покрытия дефицитов соответствующих бюджетов.
Экономическая классификация источников финансирования дефицитов бюджетов– группировка операций сектора государственного управления по их экономическому содержанию.
Источники финансирования дефицитов бюджетов делятся на внешние и внутренние.
Классификация источников внутреннего финансирования дефицитов бюджетов включает в себя группы, подгруппы, статьи, подстатьи, элементы, программы (подпрограммы) и коды экономической классификации источников внутреннего финансирования дефицитов бюджетов, код администратора источников внутреннего финансирования дефицитов бюджетов.
Классификация источников внутреннего финансирования дефицитов бюджетов отражает:
1) поступление средств в виде кредитов, полученных от кредитных организаций, а также платежи в погашение основной суммы долга по полученным и использованным кредитам;
2) поступление средств от реализации государственных займов, осуществляемых путем выпуска ценных бумаг, а также платежи в погашение основной суммы долга по государственным и муниципальным ценным бумагам;
3) поступление средств в виде бюджетных кредитов, полученных от бюджетов других уровней бюджет23бной системы РФ, и платежей в погашение основной суммы долга;
4) поступление средств от продажи имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности;
5) сумму превышения доходов над расходами по государственным запасам;
6) изменение остатков средств на счетах по учету средств бюджета соответствующего уровня.
Классификация источников внешнего финансирования дефицитов бюджетов включает в себя группы, подгруппы, статьи, подстатьи, элементы, программы (подпрограммы) и коды экономической классификации источников внешнего финансирования дефицитов бюджетов, код администратора источников внешнего финансирования дефицитов бюджетов.
Классификация источников внешнего финансирования дефицитов бюджетов отражает:
1) получение финансовых и нефинансовых кредитов, предоставленных международными финансовыми организациями, а также платежи в погашение основной суммы долга по полученным и использованным финансовым и нефинансовым кредитам;
2) получение финансовых и нефинансовых кредитов, предоставленных правительствами иностранных государств, а также платежи в погашение основной суммы долга по полученным финансовым и нефинансовым кредитам правительств иностранных государств;
3) поступление средств от реализации внешних облигационных займов и платежи в погашение основной суммы долга по внешним облигационным займам;
4) изменение остатков средств бюджета на счетах в банках в иностранной валюте, включая курсовую разницу.
Бюджетная классификация – определение, структура
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
от 6 июня 2019 года N 85н
(с изменениями на 29 июля 2021 года)
Документ с изменениями, внесенными:
приказом Минфина России от 17 сентября 2019 года N 148н (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 16.10.2019, N 0001201910160038);
приказом Минфина России от 29 ноября 2019 года N 206н (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 04.02.2020, N 0001202002040010);
приказом Минфина России от 10 марта 2020 года N 37н (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 10.04.2020, N 0001202004100032);
приказом Минфина России от 12 мая 2020 года N 86н (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 23.06.2020, N 0001202006230043);
приказом Минфина России от 8 июня 2020 года N 98н (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 25.09.2020, N 0001202009250019) (о порядке вступления в силу см. пункт 2 приказа Минфина России от 8 июня 2020 года N 98н);
приказом Минфина России от 28 сентября 2020 года N 215н (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 30.10.2020, N 0001202010300032);
приказом Минфина России от 16 ноября 2020 года N 267н (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 25.12.2020, N 0001202012250045) (о порядке вступления в силу изменений см. пункт 2 приказа Минфина России от 16 ноября 2020 года N 267н;
приказом Минфина России от 29 декабря 2020 года N 331н (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 01.03.2021, N 0001202103010027) (о порядке вступления в силу см. пункт 2 приказа Минфина России от 29 декабря 2020 года N 331н);
приказом Минфина России от 15 апреля 2021 года N 60н (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 10.06.2021, N 0001202106100020) (о порядке вступления в силу см. пункт 2 приказа Минфина России от 15 апреля 2021 года N 60н);
приказом Минфина России от 11 июня 2021 года N 78н (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 27.07.2021, N 0001202107270031) (о порядке вступления в силу см. пункт 2 приказа Минфина России от 11 июня 2021 года N 78н);
приказом Минфина России от 29 июля 2021 года N 105н (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 13.10.2021, N 0001202110130016) (о порядке вступления в силу см. пункт 2 приказа Минфина России от 29 июля 2021 года N 105н).
В соответствии со статьями 7, 18-21, 23 и 165 Бюджетного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 31, ст.3823; 2007, N 18, ст.2117; N 45, ст.5424; 2008, N 29, ст.3418; 2009, N 1, ст.18; N 15, ст.1780; N 30, ст.3739; N 51, ст.6151; 2010, N 19, ст.2291; N 31, ст.4192; N 40, ст.4971; 2013, N 19, ст.2331; N 31, ст.4191; N 52, ст.6983; 2014, N 40, ст.5314; N 43, ст.5795; N 48, ст.6664; 2015, N 45, ст.6202; N 51, ст.7252; 2016, N 27, ст.4162, 4278; 2017, N 14, ст.2007; N 30, ст.4458; N 31, ст.4811; N 47, ст.6841; 2018, N 1, ст.18; N 24, ст.3409; N 53, ст.8430)
1. Утвердить Порядок формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, их структуру и принципы назначения (далее – Порядок) согласно приложению к настоящему приказу.
2. Установить, что Порядок применяется к правоотношениям, возникающим при составлении и исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, начиная с бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на 2020 год (на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов).
(Пункт в редакции, введенной в действие с 6 октября 2020 года приказом Минфина России от 8 июня 2020 года N 98н, применяется к правоотношениям, возникшим при исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на 2020 год (на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов); в редакции, введенной в действие с 21 июня 2021 года приказом Минфина России от 15 апреля 2021 года N 60н, применяются к правоотношениям, возникающим при составлении и исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, начиная с бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на 2021 год (на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов) . – См. предыдущую редакцию)
Первый заместитель Председателя
Правительства Российской Федерации –
Министр финансов Российской Федерации
А.Г.Силуанов
в Министерстве юстиции
8 июля 2019 года,
регистрационный N 55171
Приложение
к приказу Министерства финансов
Российской Федерации
от 6 июня 2019 года N 85н
О Порядке формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, их структуре и принципах назначения
(с изменениями на 29 июля 2021 года)
I. Общие положения
1. Настоящий Порядок определяет правила формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, а также их структуру, принципы назначения, коды составных частей бюджетной классификации Российской Федерации, которые в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 31, ст.3823; 2019, N 16, ст.1825) (далее – Кодекс) являются едиными для бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
2. Бюджетная классификация Российской Федерации является группировкой доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, используемой для составления и исполнения бюджетов, а также группировкой доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов и (или) операций сектора государственного управления, используемой для ведения бюджетного (бухгалтерского) учета, составления бюджетной (бухгалтерской) и иной финансовой отчетности, обеспечивающей сопоставимость показателей бюджетов бюджетной системы Российской Федерации .
3. Бюджетная классификация Российской Федерации включает:
классификацию доходов бюджетов;
классификацию расходов бюджетов;
классификацию источников финансирования дефицитов бюджетов;
классификацию операций публично-правовых образований (далее – классификация операций сектора государственного управления) .
С изменениями, внесенными приказом Министерства финансов Российской Федерации от 30 ноября 2018 года N 246н (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 26 декабря 2018 года, регистрационный номер 53186).
5. Назначение кодов бюджетной классификации Российской Федерации осуществляется согласно настоящему Порядку и в соответствии с принципами единства, стабильности (преемственности), открытости назначения кодов бюджетной классификации Российской Федерации.
5.1. Принцип единства означает назначение кодов бюджетной классификации Российской Федерации на условиях единства для бюджетов бюджетной системы Российской Федерации структуры кодов бюджетной классификации Российской Федерации, порядка их формирования, а также применения в части кодов бюджетной классификации Российской Федерации, их составных частей, которые в соответствии с Кодексом являются едиными для бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
При формировании кода бюджетной классификации Российской Федерации:
используется единая разрядность (двадцатизначная) для кода классификации доходов бюджетов, кодов классификации расходов бюджетов и кодов классификации источников финансирования дефицитов бюджетов;
обеспечивается сопоставимость показателей бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также показателей бюджетов муниципальных образований, входящих в состав субъекта Российской Федерации, с учетом общих требований к формированию кодов (отдельных составных частей кодов) бюджетной классификации Российской Федерации, установленных настоящим Порядком;
обеспечивается сопоставимость показателей бюджетов муниципальных образований, входящих в состав субъекта Российской Федерации при дополнительной детализации отдельных составных частей кода бюджетной классификации Российской Федерации с учетом общих требований, установленных настоящим Порядком.
5.2. Принцип стабильности (преемственности) означает назначение кодов бюджетной классификации Российской Федерации, на условиях стабильности и (или) преемственности кодов бюджетной классификации Российской Федерации отчетного, текущего и очередного финансового года (очередного финансового года и планового периода).
В случае изменения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, их составных частей, являющихся в соответствии с Кодексом едиными для бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, Министерство финансов Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие составление и организацию исполнения бюджетов субъектов Российской Федерации (финансовые органы субъектов Российской Федерации) (далее – финансовые органы субъектов Российской Федерации), органы местных администраций муниципальных образований, осуществляющие составление и организацию исполнения местных бюджетов (финансовые органы муниципальных образований) (далее – финансовые органы муниципальных образований) обеспечивают сопоставимость изменяемых и (или) вновь вводимых правовыми актами указанных органов кодов бюджетной классификации Российской Федерации путем составления и размещения на своих официальных сайтах в информационно-телекоммуникационной сети “Интернет” таблиц соответствия изменяемых кодов бюджетной классификации Российской Федерации.
(Абзац в редакции, введенной в действие с 7 августа 2021 года приказом Минфина России от 11 июня 2021 года N 78н, применяется к правоотношениям, возникающим при составлении и исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, начиная с бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на 2022 год (на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов). – См. предыдущую редакцию)
В случае реорганизации или ликвидации органа государственной власти (государственного органа), органа управления государственным внебюджетным фондом, органа местного самоуправления, государственного (муниципального) учреждения присвоенный ему код главы (код главного распорядителя бюджетных средств, код главного администратора доходов бюджетов) может быть использован в бюджетной классификации Российской Федерации не ранее чем через пять лет с года, следующего за годом реорганизации (ликвидации) участника бюджетного процесса.
5.3. Принцип открытости назначения кодов означает открытость бюджетной классификации Российской Федерации (перечня кодов бюджетной классификации Российской Федерации, правил их формирования и применения) для всеобщего ознакомления.
Открытость и прозрачность информации обеспечивается за счет размещения правовых актов, регулирующих вопросы применения бюджетной классификации Российской Федерации, а также таблиц соответствия изменяемых кодов бюджетной классификации Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети “Интернет” на официальных сайтах органов государственной (муниципальной) власти, принявших указанные правовые акты.
Присвоение кодов классификации расходов федерального бюджета для отражения расходных обязательств, подлежащих исполнению за счет средств федерального бюджета, информации по которым присвоен в соответствии с законодательством Российской Федерации гриф секретности, включая наименование закона, иного нормативного правового акта, договора или соглашения, в соответствии с которыми возникает расходное обязательство, а также наименования государственных программ Российской Федерации, подпрограмм и (или) мероприятий, осуществляется Министерством финансов Российской Федерации . Присвоение указанных кодов осуществляется на основании обращения органа государственной власти, по решению которого информация отнесена к государственной тайне, содержащего указания на возможность включения соответствующего наименования в состав открытой информации, а в случае отсутствия таковой – модифицируемые наименования направлений расходов (целевых статей расходов бюджетов), отражающих экономическое содержание модифицируемой информации и позволяющих включить указанные наименования в состав открытой информации. При этом модифицированные наименования, не содержащие экономического содержания, к включению в бюджетную классификацию расходов бюджетов не допускаются.
II. Классификация доходов бюджетов, в том числе общие требования к порядку формирования перечня кодов подвидов доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации
6. Классификация доходов бюджетов является группировкой доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
7. Код классификации доходов бюджетов состоит из двадцати знаков.
Структура двадцатизначного кода классификации доходов бюджетов является единой для бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и включает следующие составные части (таблица 1):
код главного администратора доходов бюджета (1-3 разряды);
код вида доходов бюджетов (4-13 разряды);
код подвида доходов бюджетов (14-20 разряды).
Таблица 1
Структура кода классификации доходов бюджетов
Код вида доходов бюджетов
Код подвида доходов бюджетов
главного админи-
стратора доходов бюджета
группа подвида доходов бюджетов
аналитическая группа подвида доходов бюджетов
Бюджетная классификация: понятие, назначение, характеристика
Содержание:
Предмет: | Экономика |
Тип работы: | Реферат |
Язык: | Русский |
Дата добавления: | 05.07.2020 |
- Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой выпускной квалификационной работой!
- Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.
Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!
По этой ссылке вы найдёте много образцов и примеров готовых тем для рефератов по экономике:
Посмотрите похожие темы рефератов возможно они вам могут быть полезны:
Введение:
В настоящее время все большее значение приобретают задачи, связанные с разработкой рационального бюджетного механизма, обеспечивающего сбалансированность федерального бюджета, правильное построение отношений между бюджетами разных уровней, координацию деятельности в этой области и осуществление контрольных функций на местах. Бюджетная классификация, являясь одним из компонентов бюджетной политики, является эффективным инструментом группирования доходов и расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, а также источников финансирования дефицитов этих бюджетов. Данная классификация используется при подготовке проектов и исполнении бюджетов, а также при составлении и исполнении смет доходов и расходов по средствам, полученным от предпринимательской и иной доходной деятельности, и обеспечивает сопоставимость показателей всех уровней бюджетной системы Российской Федерации.
В системе государственных финансов бюджетная классификация обеспечивает учет и систематизацию информации о состоянии бюджета. Бюджетная классификация позволяет проводить экономический и статистический анализ доходов и расходов бюджетов Российской Федерации, обеспечивает целевое выделение финансовых ресурсов; устанавливает единство формы бюджетной документации, представление необходимой информации от одного уровня бюджета к другому для подготовки консолидированных бюджетов Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, согласованные принципы бюджетного процесса.
Понятие бюджетной классификации Российской Федерации
Основным методологическим документом, на основе которого составляются и исполняются бюджеты, является бюджетная классификация.
Бюджетная классификация Российской Федерации представляет собой группировку доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетной системы Российской Федерации, используемую для подготовки и исполнения бюджетов, подготовки бюджетной отчетности, обеспечивающую сопоставимость показателей бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Бюджетная классификация Российской Федерации включает в себя:
- классификация доходов бюджетов Российской Федерации;
- функциональная классификация расходов бюджетов Российской Федерации;
- экономическая классификация расходов бюджетов Российской Федерации;
- классификация источников внутреннего финансирования дефицитов бюджетов Российской Федерации;
- классификация источников внешнего финансирования дефицитов федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации;
- Классификация видов внутренних государственных долгов Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, видов муниципальных долгов;
- классификация видов государственного внешнего долга Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а также государственных внешних активов Российской Федерации;
- ведомственная классификация расходов федерального бюджета.
Бюджетная классификация Российской Федерации по классификации доходов бюджетов Российской Федерации, функциональная классификация расходов бюджетов Российской Федерации, экономическая классификация расходов бюджетов Российской Федерации, классификация источников внутреннего финансирования дефицитов бюджетов Российской Федерации, классификация видов государственного внутреннего долга Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, виды муниципального долга, классификация источников внешнего финансирования дефицитов федерального бюджета, классификация источников внутреннего финансирования бюджетов Российской Федерации.
Законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации и представительные органы местного самоуправления при утверждении бюджетных классификаций соответствующих бюджетов вправе уточнять объекты бюджетных классификаций, не нарушая при этом общих принципов построения и единства бюджетной классификации Российской Федерации.
Построение бюджетной классификации регулируется Федеральным законом от 05.08.2000 г. № 115-ФЗ “О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон “О бюджетной классификации Российской Федерации”. (принят Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации 07.07.2000 г.) Данный документ обеспечивает общероссийскую сопоставимость бюджетных показателей.
Классификация доходов бюджетов Российской Федерации
Доходами бюджета являются денежные средства, поступающие в безвозмездном и безотзывном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации в распоряжение государственных органов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. Доходы делятся на группы, подгруппы, статьи и подстанции (четыре уровня). Они делятся на четыре группы: налоговые, неналоговые, безвозмездные и безвозмездные доходы и доходы бюджетных целевых фондов.
Классификация доходов бюджетов Российской Федерации является группировкой доходов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации и основывается на законодательных актах Российской Федерации, определяющих источники формирования доходов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации.
Классификация доходов бюджетов Российской Федерации подразделяется на группы, подгруппы, статьи и подстанции.
Классификация доходов включает следующие группы, которые состоят из статей доходов, объединяющих определенные виды доходов по источникам и способам их получения:
- 1000000 – налоговые доходы;
- 2000000 – неналоговые доходы;
- 3000000 – безвозмездные переводы;
- 4000000 – доходы бюджетных трастовых фондов.
В группу “Налоговые доходы” (1000000) входят следующие подгруппы: 1010000 – налоги на прибыль (доходы), прирост капитала; 102000000 – налоги на товары и услуги, лицензионные и регистрационные сборы; 1030000 – налоги на общий доход; 1040000 – налоги на имущество; 1050000 – платежи за пользование природными ресурсами; 1060000 – налоги на внешнеэкономическую деятельность и внешнеэкономические операции; 1400000 – прочие налоги, пошлины и сборы.
В группу “неналоговые доходы” (2000000) входят следующие подгруппы: 2010000 – доходы от собственности в государственной и муниципальной собственности или от деятельности; 2040000 – доходы от продажи земли и нематериальных активов; 2050000 – доходы от капитальных трансфертов из негосударственных источников; 2060000 – административные сборы и платежи; 2070000 – штрафы, возмещение ущерба; 2080000 – доходы от внешнеэкономической деятельности; 2090000 – прочие неналоговые доходы.
В группу “Безвозмездные трансферты” (3000000) входят следующие подгруппы: 3010000 – от нерезидентов; 3020000 – от бюджетов других уровней; 3030000 – от государственных внебюджетных фондов; 3040000 – от государственных организаций; 3050000 – от наднациональных организаций; 3060000 – средства, перечисленные в целевые бюджетные фонды.
В подгруппе “Поступления в бюджетные целевые фонды” (4000000) представлены следующие бюджетные целевые фонды: 4010000 – дорожные фонды; 4020000 – экологические фонды; 4030000 – Федеральный фонд Министерства Российской Федерации по налогам и сборам и Федеральной службы налоговой полиции Российской Федерации; 4040000 – Фонд развития таможенной системы Российской Федерации; 4050000 – Государственный фонд борьбы с преступностью; 4060000 – Фонд воспроизводства минерально-сырьевой базы; 4080000 – Фонд Министерства Российской Федерации по атомной энергии; 4090000 – Целевой бюджетный фонд содействия военной реформе; 4100000 – Фонд управления, научных исследований, сохранения и воспроизводства водного биологического оружия; 4060000 – Фонд воспроизводства минеральных ресурсов; 4080000 – Фонд Министерства Российской Федерации по атомной энергии.
Доходы бюджета формируются в соответствии с бюджетным и налоговым законодательством Российской Федерации. Доходы бюджета могут быть частично централизованы в доходах бюджета, зачисляемых в бюджеты других уровней бюджетной системы Российской Федерации для целевого финансирования централизованных видов деятельности, а также безвозмездных трансфертов. Нормы централизованных доходов утверждаются федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, законом субъекта Российской Федерации о бюджете на очередной финансовый год.
Классификация расходов
Бюджетные расходы – это средства, выделяемые на финансирование задач и функций государства и местного самоуправления. Выделяются три структуры бюджетных расходов: функциональная, экономическая и ведомственная.
Функциональная классификация представляет собой группировку расходов бюджетов всех уровней, отражающую направление бюджетных средств на выполнение основных функций государства. Группировка имеет четырехуровневую структуру: разделы и подразделы, целевые статьи и виды расходов.
Разделы:
- государственное управление и местное самоуправление;
- судебная власть;
- международная деятельность;
- национальная оборона;
- правоохранительная деятельность и обеспечение государственной безопасности;
- фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу;
- промышленность, энергетика и строительство;
- сельское хозяйство, рыболовство и т.д.
Разделы разделены на подразделы. Так, раздел “Международная деятельность” состоит из следующих подразделов: международное сотрудничество; участие в миротворчестве; выполнение межгосударственных договоров в рамках СНГ; международные культурные, научные и информационные отношения; экономическая и гуманитарная помощь другим государствам. Ведомственная классификация представляет собой группировку расходов, отражающую распределение бюджетных средств основными распорядителями федерального бюджета. Главным распорядителем средств является глава государственной власти Российской Федерации, имеющий право распределять средства федерального бюджета среди подведомственных распорядителей и получателей бюджетных средств. Экономическая классификация представляет собой группировку расходов всех уровней бюджетов по экономическому содержанию, отражающую виды финансовых операций, посредством которых государство выполняет свои функции как внутри страны, так и в отношениях с другими государствами. Расходы делятся на категории, группы, предметные статьи и подстанции (всего четыре уровня). Существуют три категории расходов: текущие расходы, капитальные расходы и займы (бюджетные займы) минус погашение. Текущие расходы являются частью бюджетных расходов, обеспечивающих текущее функционирование государственных органов и бюджетных учреждений и т.д. К категории текущих расходов относятся следующие группы: закупки товаров и услуг; выплаты процентов; субсидии и текущие трансферты; оплата услуг по признанию прав собственности за рубежом. В свою очередь, в группу “Закупки товаров и услуг” входят следующие тематические статьи: оплата труда государственных служащих; оплата труда; приобретение предметов снабжения и расходных материалов; командировки и служебные поездки; оплата транспортных услуг; оплата услуг связи; оплата коммунальных услуг; оплата геологоразведочных работ и др. Предметные статьи разделены на подстанции, что отражает наиболее детальное распределение доходов бюджета. Капитальные расходы являются частью бюджетных расходов, обеспечивающих инновационную и инвестиционную деятельность. Бюджет разработки может быть выделен в составе капитальных расходов. Капитальные расходы подразделяются на следующие группы: капитальные вложения в основной капитал, создание государственных резервов и резервов, приобретение земли и нематериальных активов, капитальные трансферты. В категорию “Предоставление займов за вычетом погашения” включена группа “Предоставление займов”. Классификация источников финансирования дефицитов бюджетов РФ Источники финансирования делятся на внутренние и внешние. Классификация источников внутреннего финансирования дефицитов бюджетов РФ представляет собой группу заемных средств, привлекаемых Правительством РФ, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления для финансирования дефицитов соответствующих бюджетов.
Источники финансирования подразделяются на следующие группы:
- финансирование дефицита бюджета за счет кредита ЦБ РФ и изменений в остатках бюджета;
- государственные ценные бумаги;
- бюджетные кредиты, полученные из государственных внебюджетных фондов;
- бюджетные кредиты, полученные из бюджетов других уровней;
- другие источники внутреннего финансирования;
- доходы от продажи имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности;
- государственные запасы драгоценных металлов и драгоценных камней. Классификация источников внешнего финансирования дефицита федерального бюджета представляет собой группировку заемных средств, привлеченных Правительством РФ для финансирования дефицита федерального бюджета.
Источники внешнего финансирования разделены на следующие группы:
- кредиты от международных финансовых институтов;
- кредиты иностранных правительств, предоставляемые Российской Федерацией;
- кредиты иностранных коммерческих банков и фирм, предоставленные Российской Федерацией;
- изменение остатков бюджетных средств на валютных счетах в банках;
- другое внешнее финансирование.
Классификация государственных долгов Российской Федерации и регионов России
Государственные долги делятся на внутренние и внешние. Классификация внутреннего государственного долга Российской Федерации и субъектов РФ представляет собой группировку долговых обязательств Правительства РФ и органов исполнительной власти субъектов РФ.
Классификация внутренних государственных долгов включает 27 видов внутренних заимствований:
- целевые кредиты и депозиты;
- государственные внутренние займы в 1991 и 1992 годах;
- Государственный внутренний долг Российской Федерации, принятый от бывшего СССР;
- казначейские обязательства;
- государственные ценные бумаги, обеспеченные золотом;
- ГКО;
- ОФЗ-ПАК.
Классификация видов государственного внешнего долга Российской Федерации представляет собой группировку обязательств по государственному внешнему долгу, осуществляемых Правительством Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Классификация состоит из группы государственного внешнего долга Российской Федерации, которая включает следующие подгруппы:
- кредиты, полученные от иностранных правительств;
- кредиты, полученные от иностранных коммерческих банков и фирм;
- кредиты, полученные от международных финансовых организаций.
Вывод:
На основе вышесказанного необходимо сделать выводы.
Бюджетная классификация представляет собой группировку доходов и расходов бюджетов всех уровней с присвоением кодов группировки объектам классификации. Бюджетная классификация обеспечивает сопоставимость показателей бюджетов всех уровней.
Бюджетная классификация устанавливает единообразие формы бюджетной документации, представление необходимой информации от одного уровня бюджета к другому для составления консолидированных бюджетов Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, согласованные принципы бюджетного процесса.
Бюджетная классификация классифицирует доходы и расходы, а также источники их дефицита по следующим направлениям: классификация доходов бюджетов Российской Федерации; функциональная классификация расходов бюджетов Российской Федерации; экономическая классификация расходов бюджетов Российской Федерации; классификация источников внутреннего финансирования дефицитов бюджетов Российской Федерации; классификация видов внутренних государственных задолженностей Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Эти направления являются едиными на всей территории Российской Федерации и используются при подготовке, утверждении и исполнении бюджетов всех уровней, а также при составлении консолидированных бюджетов всех уровней.
Таким образом, бюджетная классификация является документом, который не только выполняет важнейшие организационные функции, позволяет консолидировать все бюджеты в единый консолидированный бюджет Российской Федерации, но и имеет большое экономическое значение.
Присылайте задания в любое время дня и ночи в ➔
Официальный сайт Брильёновой Натальи Валерьевны преподавателя кафедры информатики и электроники Екатеринбургского государственного института.
Все авторские права на размещённые материалы сохранены за правообладателями этих материалов. Любое коммерческое и/или иное использование кроме предварительного ознакомления материалов сайта natalibrilenova.ru запрещено. Публикация и распространение размещённых материалов не преследует за собой коммерческой и/или любой другой выгоды.
Сайт предназначен для облегчения образовательного путешествия студентам очникам и заочникам по вопросам обучения . Наталья Брильёнова не предлагает и не оказывает товары и услуги.
Бюджетная классификация — определение, структура
Бюджетная классификация — это определенная статистика, которая анализирует все поступления денег со всего бюджета страны и регулирует поток расходов, имеет в своем составе источники финансирования. Благодаря классификации бюджета, возможно, обеспечение сравнения показателей всех степеней. С помощью данной статистики можно без проблем формировать собственный бюджет, а также контролировать расходы.
Классификация
В Российской Федерации классификация бюджетного класса имеет определенную структуру, которая состоит из несколько ступеней, которые позволяют рассматривать отдельно каждое предприятие:
- Систематизация, контролирующая пополнения казны.
- Систематизация, осуществляющая контроль за расходами бюджетных средств.
- Классификация дефицита бюджета.
- Спецификация действий, носящих публично-правовое образование.
- Классификация источников, которые финансируют дефицит бюджета внутри.
- Классификация дефицитов бюджета, которые финансируют его извне.
- Классификация государственных долгов, носящих внутренний характер.
- Систематизирование государственных долгов, носящих внешний характер.
Рис. 1. Бюджетная классификация РФ
Структура
Бюджетная классификация — это, перво-наперво, вид деятельности, который связан с тщательным анализированием и расчетными формулами. По этой простой причине данная структура считается одной из самых серьезных и сложных.
Систематизация такого класса выражается в виде пирамиды, в верхушке которой стоит сама классификация. Далее идут четыре основные грани:
- Классификация доходов.
- Классификация расходов.
- Классификация источников финансирования дефицита бюджетных средств.
- Классификация долга, висящего на государстве.
В свою очередь, все четыре грани, кроме первой, разделяются на несколько ступеней:
Классификация расходных средств подразделяется на:
Классификация третьей грани состоит из:
- Систематизации источников финансирования из внешней среды.
- Систематизации источников из внутренней среды.
Классификация долга государства включает в себя:
- Систематизацию внешней государственной задолженности.
- Классификацию внутренней государственной задолженности.
Рис. 2. Классификация доходов бюджета
Систематизация доходов
Данная группа представляет собой объединение всех бюджетных уровней Российской Федерации. В свою очередь, данное объединение делится на:
- Несколько групп.
- Несколько подгрупп.
- Статьи.
- Подстатьи.
Каждая группа имеет свой уникальный код, который позволяет ее идентифицировать:
Продолжение систематизации будет выражено в виде подгрупп, статей и подстатей, которые соединены в единую систему. Если хотя бы один элемент вычеркнуть, идентификация не пройдет успешно.
Итак, доходы с налогов имеют подгруппу, выраженную числом 1010000. Идентифицируется эта подгруппа как прирост капитала или налог на доход, получаемый от ведения определенного рода деятельности.
Эта же группа включает в себя статью, чьим кодом является 1010100. Это налог на доход, получаемый с предприятий, а также различного рода организаций.
Статья имеет подстатью и нескольких составляющих:
Благодаря такой уникальной схеме построения, государство может контролировать все установленные действующим законодательством виды бюджетов, которые впоследствии сформируют поступления в государственный бюджет.
Рис. 3. Функциональная классификация расходов бюджета
Классификация расходов
Данная систематизация может осуществляться по следующим признакам, которые мы опишем ниже.
Систематизация функционального назначения позволяет четко и ясно увидеть картину, отражающую поток движения бюджетных средств на реализацию установленных перед государством задач. В частности, это управление страной, обеспечение его обороноспособности и другие. Схематично строение данной систематизации будет представлено следующим образом:
Систематизация ведомственного назначения напрямую связана с управляющей структурой. Она подразумевает под собой объединение представителей юридической сферы деятельности, которые получают деньги из бюджета. Данные представители являются главными лицами, которые распоряжаются деньгами из государственного бюджета.
Классификация, носящая экономический характер, отражает структуру по делению расходов, совершаемых непосредственно государством на расходы капитального и текущего характера. Кроме этого, она отражает расходы государства, связанные с выдачей зарплаты сотрудникам различных предприятий, с материнским капиталом или приобретением-продажей необходимых товаров.
В свою очередь, систематизация функционального назначения включает в себя четыре этажа, которые так же, как и систематизация доходов, позволяют их идентифицировать:
Важно! Для правильного построения всех бюджетов различных «этажей» страны необходимо учитывать специфику, которая принадлежит к одному определенному уровню, а не все вместе.
Систематизация ведомственного назначения
Данная систематизация представляет собой группировку расходов по людям, которые эти расходы получают, только в виде заработной платы. Список этих людей, которые, кстати, называются получателями, утверждается действующим законом Российской Федерации на каждый год.
Важно! Данная систематизация должна быть утверждена как представителями областных и менее масштабных зон, так и органами местного самоуправления.
В нее входят многочисленные пункты, которые образуют очень сложную структуру.
Рассмотрим это на одном конкретном примере:
Экономическая классификация представлена в виде объединения расходов всех бюджетов государственных уровней по их содержанию с точки зрения экономики.
Рис. 4. Структура консолидированного бюджета в РФ
С помощью них можно отследить все операции, которые осуществляются органами государственного уровня в ходе исполнения поставленных перед ними задач.
Структура данного направления немного различается от всех предыдущих и является одной из самых сложных:
Группа
В данный пункт входят:
Важно! Чтобы при составлении конечного отчета не делать ошибок, для этого используются такие понятие, как классификация кодов бюджета (ККБ), классификация видов расходов (КВР). Также используются определенные статьи, указанные под номерами 340 и 250. Они несут в себе определенные требования, которых необходимо придерживаться.
Бюджетная классификация — это специфическая классификация, позволяющая точно рассчитать прибыль и затраты государства на определенные нужны. Руководствуясь определенными параметрами и числами, получается отчетная таблица, в которой можно рассмотреть все операции государственного уровня, направленные на поддержание экономики и других сфер деятельности в стране.
Смотрите также видео, в котором представлены обновленные в 2018 г. коды бюджетной классификации РФ.
27.Бюджетная классификация, понятие, структура и значение.
Бюджетная классификация Российской Федерации представляет собой группировку доходов и расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, а также источников финансирования дефицитов этих бюджетов, зашифрованных в установленном порядке.
Состав бюджетной классификации Российской Федерации
Бюджетная классификацияРоссийской Федерации включает:
классификацию источников финансированиядефицитов бюджетов;
классификацию операций публично-правовых образований
Бюджетная классификация предусматривает присвоение объектам классификации соответствующих кодов, обеспечивающих единство формы бюджетной документации, представление необходимой информации для составления консолидированного бюджета РФ и консолидированных бюджетов субъектов РФ. Бюджетная классификация также применяется для составления и исполнения смет доходов и расходов по средствам, полученным от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности.
Значение бюджетной классификации заключается в том, что компетентное использование сгруппированных данных бюджетной классификации позволяет видеть реальную картину движения бюджетных потоков и активно влиять на происходящие экономические и социальные процессы. Вместе с тем группировка доходов и расходов облегчат проверку включаемых в бюджет данных, сопоставление смет однородных ведомств, учреждений бюджетов территориальных образований за несколько лет, определение динамики поступлений и удельного веса различных доходов и расходов или степени удовлетворения конкретных потребностей. Роль бюджетной классификации в бюджетной системе государства заключается в том, что с ее помощью становится возможным контроль за движением бюджетных ресурсов. Бюджетная классификация является одним из инструментов, обеспечивающих реализацию принципа единства бюджетной системы.
28.Основные экономические характеристики бюджета, как экономической и правовой категории
Бюджет является одновременно и правовой, и экономической категорией. В современных условиях он является основным инструментом государственного регулирования экономики, играет активную роль в обеспечении ее стабильности и развития. Реализация любого направления политики государства в экономической или социальной сфере требует соответствующего ресурсного обеспечения. Именно поэтому бюджет объективно необходим каждому государству для выполнения возложенных на него функций. Отдельные его элементы, такие как прямые и косвенные налоги, займы, расходы на государственное управление, оборону и др., существовали на протяжении истории человечества при различном общественном строе и сохраняются в наши дни.
С помощью бюджета государство осуществляет перераспределение валового внутреннего продукта между отраслями, регионами страны, а также между отдельными субъектами экономики. Цели такого перераспределения различны. К ним может относиться содействие развитию приоритетных отраслей экономики; поддержка тех ее секторов, которые являются убыточными или низкорентабельными, но имеют высокую социальную значимость (например, сельское хозяйство), а также необходимы для обеспечения национальной безопасности; выравнивание социально-экономического развития отдельных регионов страны; преодоление чрезмерной дифференциации доходов граждан и др.
Влияние бюджетного регулирования на экономическое развитие страны является сложным и неоднозначным. Например, изъятие в бюджет части доходов граждан и организаций с помощью системы налогообложения сдерживает уровень экономической активности в стране. Однако, при этом расширяются возможности проведения государственных программ развития, финансируемых за счет бюджетных средств. Активное выравнивание доходов региональных бюджетов за счет финансовой поддержки центра, которое способствует улучшению положения более бедных территорий, может оцениваться как несправедливое с позиции богатых регионов, являющихся донорами таких программ. Таким образом, при формировании государственного бюджета необходима выработка таких подходов, которые учитывали бы баланс различных общественных интересов.
Бюджет как система экономических отношений имеет две взаимосвязанные составляющие. Это отношения по поводу образования бюджетного фонда за счет различных видов доходов и по поводу его использования в форме бюджетных расходов. Структура доходов и расходов бюджета на очередной год является основным содержанием бюджетного плана, она определяет перспективные направления социально-экономической политики государства и ресурсы для их осуществления.
Доходы бюджета формируются за счет налогов, а также некоторых других видов поступлений, именуемых неналоговыми доходами (доходы от продажи и использования государственной собственности, от внешнеэкономической деятельности и др.). Структура доходной части бюджета не постоянна, она подвержена изменениям в зависимости от условий развития страны, конкретной социально-экономической ситуации и направлений государственной политики. Например, налоговые доходы увеличиваются при росте экономической активности в стране, доходы от продажи государственной собственности – при проведении приватизации.
Целью бюджетных расходов является финансовое обеспечение деятельности государства по исполнению его экономических функций – распределения ресурсов, перераспределения и стабилизации. Расходы бюджета направляются, в первую очередь, в общественный сектор экономики для финансирования деятельности органов государственного управления по производству общественных благ (оборона, охрана правопорядка, культура и искусство, здравоохранение, образование, наука и т.п.), а также поддержки предприятий, находящихся в государственной собственности.