В чем суть генетической памяти и как ее разблокировать?

Что такое генетическая память и как ей пользоваться?

Здравствуйте, уважаемые читатели! Генетическая память человека – это реакции, которые передаются из поколения в поколение. Находится она в области ощущений и проявляет себя совершенно неожиданно, на уровне подсознания.

К примеру, мы вдруг что-то начинаем понимать, но не можем объяснить, каким образом получили информацию. Либо же возникают заболевания, с которыми не удаётся справиться, а всё потому, что они, допустим, защищают от повторения опыта предков.

История возникновения

Психология получила определение и объяснение этому явлению благодаря Карлу Юнгу. Именно он, изучая коллективное бессознательное, обнаружил так называемые архетипы. В них хранится опыт, приобретённый человеком в течение жизни.

И этот опыт не пропадает, а откладывается в генах, чтобы быть переданным другому носителю. Который, добавив своих жизненных историй и выводов, отравит весь багаж знаний дальше.

Также этой темой заинтересовался Иван Павлов, примерно лет сто назад. Он считал, что мы наследуем именно тот опыт своих предков, что вызывал сильные негативные эмоции. Например, боль, страх. Это необходимо для того чтобы предотвратить повторение ошибок своих предков.

Но только в 2013 году Брайан Диас и Керри Ресслер, учёные из США, смогли доказать существование генетической памяти научным путём. Они провели ряд экспериментов на мышах. Самцов приучили, что появление запаха черёмухи не сулит им ничего хорошего.

А потом, скрестив с самками и получив потомство, которое сразу же отлучили от родителей, обнаружили, что маленькие мышата пугались черёмухи, как их отцы.

Для чистоты эксперимента исследователи вывели потомство с помощью искусственного осеменения. И оно также испытывало страх, учуяв ненавистный запах.

Удивительно, но подобная схема работает только по отцовской линии. Так как женщины рождаются уже с готовым набором яйцеклеток, а сперматогенез у мужчин происходит в течение жизни.

Но в сформированных яйцеклетках хранится информация от отца, которая и будет передана ребёнку, уже по «дедовской» линии. Возможно, по этой причине евреи только по матери определяют национальность ребёнка, игнорируя гены отца.

Миф или реальность?

Сновидения

Вы знали, что ребёнок, ещё, будучи в утробе матери, способен видеть сны? Причём эти сновидения занимают около 60% времени всего перинатального периода. Вопрос только в том, как они могут их видеть, если не имеют никакого опыта или информации о внешнем мире.

Сергей Павлович Расторгуев написал книгу «Информационная война», в которой смог ответить на этот волнующий вопрос. Он придерживался мнения, что плод не только развивается физически, но и обучается, эволюционирует, просматривая память своего рода во снах. Именно события из прошлого своих предков он и видит.

Кстати, младенец после рождения, несмотря на беспомощность, обладает многими навыками. Например, он умеет плавать. Но по мере взросления он утрачивает доступ к генетической памяти. Уже буквально в месяц он вместо того, чтобы великолепно держаться на воде, как раньше, идёт ко дну, будто никогда и не умел плавать.

Утрата связи происходит в целях защиты психики человека. Иначе у каждого из нас наблюдалась бы шизофрения. Да и вообще, была бы утрачена связь с реальностью. Иначе как бы мы отличали, какие события являются лично нашими, а какие происходили с далёкими родственниками?

Примеры из природы

На срезе дерева можно увидеть круги. Это, так называемые, «воспоминания», которые появляются год за годом. Поэтому легко узнать возраст дерева, посчитав количество колец на нём.

Пищевые продукты также способны хранить информацию. Возьмите мёд, натуральный и капните немного на блюдце. Потом добавьте к нему немного чистой воды и вы увидите, как проявляются шестиугольники.

Именно в таком виде мёд находился в сотах, а вода помогла «вспомнить» его первоначальную форму. Кстати, с помощью этого метода и проверяют продукт на качество. Можете также взять на вооружение.

Как получить доступ?

Медитации

Доступ к этому виду памяти возможно получить с помощью гипноза, транса или медитаций. Именно в этот момент контроль сознания ослабевает и появляется шанс найти связь со своим подсознанием, в котором, как вы знаете, хранятся ответы, чуть ли не на все вопросы, что тревожат.

Не обязательно обращаться к гипнотерапевту, вы вполне самостоятельно сможете научиться подвергать гипнозу не только близких, но и себя. Более подробно об этом узнаете тут.

Генеалогическое дерево

Соберите данные о своих прародителях, узнайте по максимуму о том, кем они были, чем занимались, какова была их жизненная история. Создайте генеалогическое дерево.

Вспомнив предков, вы не только отдадите должное своему роду, но и сможете открыть глаза на какие-либо события, что с вами происходят.

Приведу пример, чтобы вы поняли, насколько каждый из нас связан не только со своими родителями, но и теми, кто жил очень давно.

Девушка страдала на сильнейшую аллергию, которая появилась после родов на её руках. Никакое лечение не способно было облегчить симптомы и она обратилась к психотерапевту, чтобы выяснить причины её состояния.

В ходе работы выяснилось, что её прародительница убила своё дитя, так как его отец отказался от них. И теперь, организм девушки, пытаясь не допустить повтора ситуации, «подарил» настолько серьёзную аллергию, что она ничего не могла взять в руки, а значит, совершить детоубийство.

Раскрытие тайн

Тайны рода также имеют сильное влияние на нашу жизнь. К примеру, когда ребёнка называют в честь погибшего родственника, он неосознанно будет проживать не свою жизнь, а его. Пытаясь оправдать и доказать своё право на существование.

Раньше считалось позором, если рождалось дитя вне брака, или если член семьи совершал самоубийство. Поэтому тщательно все стыдные факты скрывались. И даже родственники порой не догадывались о случившемся.

Только тайна, повисшая в воздухе, могла мешать полноценной жизни абсолютно всем, кто был связан с этим родом. Вплоть до того, что каждый его член повторял судьбу предшественника.

Те, кто верит в магию, обычно говорят о проклятиях, в научном же мире речь идёт о генетической памяти. Поэтому попробуйте по возможности выяснить любые детали, что касаются ваших предков. Особенно, если существуют какие-то неточности и не стыковки в их биографии. Возможно, раскрытие тайны поможет вам понять, что происходит в вашей жизни и почему так.

Поддавайте анализу сны, записывайте их по возможности, только сразу после пробуждения, пока не забыли детали. Даже если сразу не поймёте, что они значат, со временем, возможно, некоторым нюансам вы найдёте объяснения.

Особенно важно это делать, если вам периодически снится одно и то же. Подсознание пытается достучаться к сознанию, от того и посылает одинаковые картинки.

Завершение

Кстати, наладить связь с подсознанием не так уж и сложно. Рекомендации, указанные в этой статье помогут вам получить ответы на важные вопросы.

А снять негативные программы подсознания, когда ничего не получается и неудачи преследуют одна за другой, опускаются руки и пропадает желание жить, вы сможете, нажав сюда.

Берегите себя и будьте счастливы!

Материал подготовила психолог, гештальт-терапевт, Журавина Алина

Что происходит с памятью при сильном алкогольном опьянении?

Память человека с точки зрения психологии: плюс 7 интересных фактов

100 интересных вопросов из психологии, чтобы лучше узнать человека

Как избавиться от Номатофобии – страх называть человека по имени?

100 интересных вопросов для себя и про себя

Как получить счастье в любой жизнедеятельности человека?

Генетическая память и метод Тойча: миф или реальность?

Что это

Почему младенцы могут держаться на воде? Когда человек рождается, в нервной системе уже заложены некоторые примитивные программы, которые называются безусловными рефлексами. Причем для новорожденных генетическая память важнее, чем фонетическая, отвечающая за новоприобретенный опыт. Некоторые ученые считают, что лишь этого факта достаточно, чтобы доказать, что генетическая память существует. Впрочем, не все так просто.

Согласно Психологическому словарю журнала Psychologies, генетическая память — гипотетическая совокупность наследственных реакций, которые передаются человеку через поколения посредством генов. Ее еще называют генной, расовой, родовой и биологической. Причем слово «память» в данном контексте используется в метафорическом смысле, чтобы обозначить генетически закодированную склонность к определенным видам поведения.

Генетическая память по Тойчу

Большинство ученых считают, что из рода в род передаются только гены, но есть и те, кто верит в то, что можно унаследовать мысли, взгляды на жизнь и даже проблемы. Немецкий психолог Карл Юнг называл генетической памятью коллективное бессознательное — опыт предков человека, представленный нервными структурами головного мозга.

Эту идею развил американский психогенетик Чемпион Курт Тойч. В 60-х совместно со своей женой Джоэл Мари Тойч он разработал IDEAL-метод (аббревиатура IDEAL: individualized — индивидуализированный, directive — направляющий, explanatory — объясняющий, action — включающий программу действий, log — записанный в логической форме). IDEAL-метод — это инструмент консультирования в психогенетике), который учит быть хозяином, а не слугой жизни. Он утверждает, что человек не может быть исключен из генетической системы или рассматриваться как одно поколение. Генетический код, определяющий внешность человека до его рождения, также влияет на его взгляды на жизнь, его поведение и опыт. ДНК человека постоянно меняется в результате ментальных процессов, на него влияет сознание и окружающая среда, а это значит, что ДНК можно изменить по своему желанию.

Учат, как это делать, в Москве, в Институте ментальной генетики и андрофизики (андрофизика означает соединение антропологии и физики; это термин учредителя института Бориса Сорина, который в течение десяти лет прошел 20 тренингов лично у Тойча).

По Тойчу, у каждого из нас есть BID — Bassic Inner Direction (базовое внутреннее направление). Это наследственная сила, которая приводит человека в движение в определенном направлении. Ее можно представить через первый закон Ньютона — телу необходимо воздействие силы, чтобы оно сдвинулось с места. Это направление определено неисполненными желаниями предков. Оно может быть как конструктивным, так и неконструктивным (например, после войны формируется стремление к миру).

The Reminder связался с одним из российских представителей данного направления. Анастасия Нюнез прошла обучение по методу Тойча в школе IDEAL восемь лет назад и практикует уже более четырех лет.

«Психогенетика — это наука, которая анализирует произошедшие в жизни человека события и объясняет, почему это привело его к определенному опыту. До прихода на консультацию человек является генетическим роботом, он наследует убеждения, мысли, идеи, интерпретации от своих предков. Пока человек не понимает свою наследственность, она управляет им. Для каждого человека я составляю отдельную генограмму. Чаще всего там рассматриваются три-четыре поколения, если унаследованная задача становится пиковой, то пять-семь. Если человек не знает, как жили его бабушки и дедушки, ничего страшного, ведь результаты, к которым он пришел сегодня, показывают, как это было. В каждом поколении есть неисполненное желание, например предки хотели спокойной жизни. Оно будет передаваться до тех пор, пока не исполнится. Если в одном поколении злоупотребляли чем-то, то в следующем будут бороться с этой потребностью, но задача никуда не денется. Это как в биологии, где есть доминанты и рецессивы. Подавляя какие-то эмоции или желания, в связи с которыми злоупотребляли в предыдущем поколении, задача вновь вступит в действие в следующем.

Как решается задача?

— Генограмма точно показывает, как и где сформировался паттерн поведения. На основе этого специалист определяет, какой закон управлял жизнью пациента и почему человек не мог вести себя по-другому. Закон важно определить и понять, чтобы задать точное новое направление жизни человека и прекратить повторение того или иного опыта.

— Формулируется новый конструктивный закон, и человек получает четкую инструкцию, ведь для смены закона нужно также отследить и изменить обусловленные реакции, прежние убеждения и предпринять новые действия.

— Дальше человек проживает опыт, чтобы укрепиться в новом понимании и получать желательные результаты.

Может показаться, что законы, о которых идет речь, очень похожи на установки. Однако, по мнению психогенетика, закон и установка — это разные вещи: «Психолог может менять установки, но не закон, а если не поменять закон, то ДНК будет вести человека к тому же опыту. Многие психологи повышали квалификацию у Бориса и Татьяны Сориных. Так что это не мистика, а образование, которое одобрено нашим Минобрнауки».

С точки зрения психологии

По словам преподавателя эмоционально-образной терапии (ЭОТ) Ольги Берг, к науке и научным данным можно отнести только то, что возможно измерить, поэтому понятие «душа» не является научным термином, а значит, и наличие психогенетической памяти — гипотеза. Но она стала результатом ряда наблюдаемых закономерностей в практике психологов.

В психологии есть понятие «трансгенерационная передача травмы» — это когда родитель неосознанно транслирует свой негативный опыт ребенку. Воспитываясь в семье, малыш «варится в бульоне» убеждений, представлений, мифов конкретных людей (родителей, бабушек, дедушек), и все это им воспринимается как норма, к которой он должен адаптироваться. Все это становится частью его внутреннего мира, хочет ребенок этого или нет. Поэтому, став взрослым, человек может наблюдать, что ведет себя в каких-то обстоятельствах как мама, хотя сознательно точно не хочет реагировать как она.

С коррекцией подобного «психологического наследства» успешно справляются некоторые методы, в том числе и эмоционально-образная терапия Н.Д. Линде.

Что говорят психологи о методе Тойча

Многим людям хочется знать, как человек совершает выбор, что влияет на его судьбу, есть ли предопределенность. Тойч уверен, что есть. По мнению психолога ЭОТ Ольги Берг, действия человека во многом предсказуемы, так как на его выбор влияют прежде всего убеждения и ценности. Но считать человека рабом «матрицы», полагает психолог, — это слишком. Да, ребенок впитывает убеждения и картину мира своей семьи (часто они противоречивы), но вырастая и приобретая собственный опыт, который не всегда (к счастью) укладывается в рамки семейных убеждений, он имеет возможность корректировать, изменять свои представления о жизни, людях и самом себе, принимать новые решения.

«В эмоционально-образной терапии Линде есть свое понимание, как поступить с унаследованными негативными установками: человеку предлагается мысленно вернуть разрушительный посыл «отправителю». Психологи объясняют, что человек имеет право принимать только те воздействия, которые идут ему на пользу, а вредоносные не принимать. Однако не всегда все так просто, потому что сам человек может чувствовать вину за своего предка, совершившего неблаговидный поступок или преступление, даже не осознавая ее, и тем самым считать оправданным вредоносное воздействие на себя. В ЭОТ мы умеем справляться с такими задачами».

Интегративный психолог Александра Ершова соглашается с коллегой:

«Я часто слышу от своих клиентов такие фразы, как «венец безбрачия», «не порть свою карму» или «у меня все женщины в роду два раза выходили замуж». Психогенетики, по сути, избавляют людей от деструктивных установок, заменяя их на конструктивные. Метод работает по схожим принципам, что и системно-семейный подход. Только в первом клиент — индивид, а во втором — представитель рода. Намного проще свалить все свои проблемы на генетическую память и жить в саморазрушающем чувстве вины, сложнее дойти до психотерапевта и развивать осознанность, которая помогает понять, что за свою жизнь отвечаешь только ты сам».

Что думают нейробиологи о генетической памяти

На странице «Генетическая память» в «Википедии» указано, что термин используется в психологии и нейробиологии, однако профессор Сколковского института науки и технологии Филипп Хайтович утверждает иное: «Так исторически сложилось, что в нейробиологии оно не прижилось».

Если исходить из определения, которое приведено в Psychologies, то у насекомых вся память — генетическая. Поведение животных строго детерминировано при рождении: на один и тот же стимул они дают одну и ту же реакцию. Это основано на том, как нейроны соединены друг с другом. Поэтому, когда бабочка вылетает из кокона, у нее всего один день на жизнь, и она прекрасно знает, что ей нужно делать. Ее мозг запрограммирован, как поступать: лететь к свету или от света, какие феромоны ее привлекут, а какие оттолкнут.

В отличие от насекомых наш мозг формируется во многом за счет активности, которую он получает извне. Те механизмы, которые помогают мозгу формироваться, тоже можно назвать генетической памятью.

Нейробиологи оперируют понятиями «генетика» и «ДНК», которая передается из поколения в поколение, она определяет, каким будет ребенок. Близнецы выглядят одинаково, потому что у них одинаковая ДНК. Мы же не говорим в данном случае о генетической памяти внешнего вида? То же самое с мозгом — это ведь просто орган в голове. Но в отличие от животных человека важно развивать. Если одним близнецом заниматься, учить его и воспитывать, а другим — нет, посадить его в темную комнату и кормить три раза в день, то они, безусловно, вырастут разными, хотя задатки у них сходны.

Генетическая память

Под генетической памятью понимают способность «помнить» то, чего помнить никак нельзя, то, чего не было в непосредственном жизненном опыте, в житейской практике индивида. Еще ее называют «памятью предков», «памятью Рода» и т.д.

Первое, что можно сказать об этом явлении – это то, что генетическая память находится где-то на задворках памяти, в дальних уголках подсознания, в сфере ощущений. Она, иногда выплывает из подсознания и вызывает неясные образы, впечатления и ощущения.

Во вторых, сегодня уже известно, что во время беременности плод в утробе матери около 60% времени видит сны. С точки зрения С.П.Расторгуева, автора книги «Информационная война», это проявляется именно генетическая память, а мозг ее просматривает и обучается. «На изначальную пустоту, которую суждено заполнить эмбриону в материнском чреве, подается генетическая программа, содержащая уже прожитые предками жизни» . Благодаря наукам сегодня нам известно, что человеческий зародыш в утробе матери в процессе созревания проходя весь цикл эволюционного развития – от одноклеточного организма до младенца, «вкратце вспоминает всю свою историю, как историю развития живого существа».

В результате чего, новорожденый ребенок хранит в себе генетическую память, записанную всеми его историческими предками. К примеру, новорожденный имеет способность держаться на воде сам. Эта способность плавать через месяц теряется. Т.е. дети рождаются с полным арсеналом знаний, бережно сохраненных веками эволюции в генетической памяти. И до 2-х лет у ребенка сохраняется звуковая, зрительная, осязательная генетическая память. К сожалению, по мере роста и обучения ребенка доступ к генетической памяти уменьшается.

То есть, присутствуя в нашей психике, данные генетической памяти, обычно не доступны нам в сознательном осмыслении. Поскольку проявлению этой памяти активно противодействует наше сознание, стремясь оградить психику от «раздвоения личности». Но генетическая память может проявиться во время сна или состояния измененного сознания (гипноз, транс, медитация), когда контроль сознания ослабляется. Т.е. в определенных условиях мозг способен “вытащить” эту информацию.

В третьих, заметим, что генетическая память встроена в структуры «коллективного бессознательного». Психолог Карл Юнг рассматривал «коллективное бессознательное» как глубинный уровень психики, не зависимый от личного опыта, и присущий каждому человеку. Коллективное бессознательное хранит множество первичных, изначальных образов, которые он назвал архетипами. Они являются не сколько воспоминаниями, но скорее предрасположенностями и потенциальными возможностями. По словам Юнга: «Архетипов столько, сколько типичных ситуаций в жизни. Бесконечное повторение запечатлело эти переживания в нашем психическом складе, не в форме образов, наполненных содержанием, а сначала только как формы без содержания (некие матрицы – примечание авторов), представляющие только возможность определённого типа восприятия и действия».

Причем архетипы не передаются посредством культуры, заявлял Юнг, а наследуются, т.е. передаются генетически. Таким образом, Юнг считал, что опыт отдельной личности не утрачивается, а наследуется из поколения в поколение, сохраняясь в дальних закоулках мозга, что образы и впечатления от предков передаются к человеку через подсознание.

Более того, согласно Юнгу, существует определенная наследуемая структура психического, развивавшаяся сотни тысяч лет, которая заставляет нас переживать и реализовывать наш жизненный опыт вполне определенным образом. И эта определенность выражена архетипами, которые влияют на наши мысли, чувства, поступки. “. Бессознательное, как совокупность архетипов, является осадком всего, что было пережито человечеством, вплоть до его самых темных начал.

Но не мертвым осадком, не брошенным полем развалин, а живой системой реакций и диспозиций, которая невидимым, а потому и более действенным образом определяет индивидуальную жизнь. Однако это не просто какой-то гигантский исторический предрассудок, но источник инстинктов, поскольку архетипы ведь не что иное, как формы проявления инстинктов”.

По Юнгу архетипы (духовные структуры, религия) связаны с физиологическими инстинктами (тело), а также коллективное бессознательное зависит от эволюции мозга, «так как мозг является главным органом мысли» (психика). Все это говорит о целостной связи психики, тела и духа.

В четвертых, Юнг уточняет, что по причине биологических факторов существуют различия в коллективном бессознательном различных человеческих рас: «Конечно, на более ранней и низкой ступени душевного развития, где еще нельзя выискать различия между арийской, семитской, хамитской и монгольской ментальностью, все человеческие расы имеют общую коллективную психику. Но с началом расовой дифференциации возникают и существенные различия в коллективной психике. По этой причине мы не можем перевести дух чуждой расы в нашу ментальность in globo (целиком – лат.), не нанося ощутимого ущерба последней» .

Юнга также подкрепляют другие исследования. В качестве примера, можно привести одно из наиболее важных подобных исследовании, которое было проведено под руководством доктора Дэниела Г. Фридмана (Daniel G. Freedman), профессора-бихевиориста в Чикагском университете. В статье «Этнические различия у детей» (Ethnic Differences in Babies) в (журнал «Human Nature» январь 1979 г .) были опубликованы результаты этого исследования: Фридман со своими коллегами подвергали белых, негров, монголоидных и индейских новорожденных воздействию одинаковыми раздражителями, и последовательно получали различные реакции от детей каждой расы.

Таким образом, можно сказать, что духовный мир каждого человека “генетически настроен на определенные частоты”.

К тем же представлениям приходят педагоги и психологи, работающие с детьми. Так как генетическая память человека встроена в области коллективного бессознательного и дана ему “сама собой”, то для ее усвоения не требуется специальных усилий. Но при разрушении этой памяти возникает психическое сопротивление в виде самых разнообразных аффектов. Психика ребенка не является чистым листом бумаги, на котором можно написать что угодно. Душа младенца избирательно чувствительна и способна активно реагировать на определенного рода воздействия. Действия, входящие в противоречия с теми структурами коллективного бессознательного, которые определены “социально-культурным” архетипом, вызывают душевные травмы – психозы и неврозы у детей.

Иначе говоря, подсознание каждого человека, каждого ребенка несет объемные культурные матрицы, содержащие в себе сообщение о норме. Психика ребенка всегда открыта для восприятия информации, но ребенок способен нормально развиваться только в определенном русле, при выходе, за границы которого, возникает сигнал опасности – невроз. Т.е. детская психика может занимать любое положение внутри этой матрицы, где хватает пространства для её индивидуальных, групповых и этнических особенностей, не выходящих за рамки общего «социально-культурного» архетипа.

Тогда становится понятным, почему в последние годы так быстро увеличивается количество детей, страдающих неврозами. И это дети не только неблагополучных семей, не только бедных семей, еле сводящих концы с концами, где, казалось бы, решающую роль играет социальный фактор. Но все больше и больше это дети «новых русских», которые, в общем-то, ни в чем не нуждаются.

Их бессознательное, содержащее в себе фундаментальные, возвышенные генетические предрасположенности традиционной культуры (духовность, стремление к совершенствованию), вступает в противоречие с сознательными установками массовой культуры. Например, в России сегодня таких детей примерно 40% – а это уже серьезная угроза здоровью русского народа.

Мрачноватая картина, но то же время найти выход из этой ситуации возможно: просто не противоречить генетической памяти ребенка, не мешать ей выполнять свои функции, а наоборот, пробуждать и настраивать ее на определенную программу. Оказывается для этого не так много надо. Ведь пробуждение генетической памяти, развитие души человека напрямую связано с усвоением родного языка, впитывания его форм, оборотов и смыслов с молоком матери.

«При развитии на ребенка оказывает влияние среда, атмосфера, ландшафт, поступки старших, звуки, интонации, строй речи и так далее, – пишет Юрий Нечипоренко в своей работе «Логика русского языка». Прекрасно, если все эти структуры действуют “в лад” – тогда мы имеем целостное воспитание. (Именно таким и было народное воспитание – замечание авторов). Однако даже если возникает некоторое расcогласование, “разнобой”, структуры могут подстраховывать друг друга – и все равно возникнет «русская (славянская) душа», как субъект народной русской (славянской) культуры. Она изначально (генетически) предсуществует».

Причем, то коллективное бессознательное, которое входит в “устроение души”, является «предсуществующим» души, ее «первоформами», выказывает себя в истоках логики языка (“диалектической” логики, в которой по Гегелю происходит мерцание, между “бытием” и “ничто”, характерное для категории “становления”).

Классик языкознания Вильгельм фон Гумбольт писал “. слова и формы слов образуют и определяют понятия, и различные языки по своей сути, по своему влиянию на познание и на чувства являются в действительности различными мировидениями”.

Ведь в языке народа содержится память о познании мира этим народом, об опыте его освоения, который он приобрел за всю свою историю. И в течении становления своей истории, за многие века, теряя памятники письменности и культуры, каждый народ сохранил главный “памятник” – свой язык.

Именно он, родной язык (материнский, народный) в первую очередь, определяет само устроение души человека, формирует дух народа, который затем уже может претерпевать самые удивительные превращения, сохраняя тем не менее нечто постоянное («предсуществующее»). Формирование духа происходит путем излучения высшей сущности языка, его божественной сущности. «Дух народа, в свою очередь, воплощается не только в бытовании разговорного языка – но и в обычаях, привычках, ритуалах, сказаниях, образе жизни.

При отсутствии овеществленной “материальной” и живой поведенческой культуры первым средством трансляции духа народа становится язык. Большинство россиян живет не на селе, не в теремах и не в общинах, не празднует обычаев предков – но говорит по – русски. Пока люди не разучились говорить, язык имеет значение для духовной жизни народа – он аккумулирует те функции, которые раньше исполняли няньки, дедки и бабки, привычки и ритуалы. Язык становится главным носителем духа народа, поэтому так актуально выяснять его смыслы».

Юрий Нечипоренко, исследуя слово “слово”, обнаружил, что в древнерусском языке оно имело четыре значения: дар речи, смысл, поучение, письмо.

1. Дар речи – в этом значении присутствует представление о божественной благодати и благодарности за счастье владеть словом.

2. Смысл – (то же значение, что и у греческого логос), “мысль” восходит к индоевропейскому meudh-, mudh- “стремиться, страстно хотеть”. Древнерусское “идея, суждение, намерение”.

3. Поучение – отметим древне-индийское ucyati – “является привычным, подходящим”, “находит удовольствие”.

4. Письмо – “писать” обозначало “изображать что-либо путем вырезывания или с помощью красок, раскрашивать, делать разноцветным, пестрым”.

Слово – это божественный дар, в слове есть смысл, есть поучение и прорисовка (пестрота). Слово имеет религиозную, смысловую, учебную и художественную ипостаси. Слово как молитва, слово как мысль, как учение и как жест составляются и сливаются в целостное СЛОВО.

Вот какую мощную силу, поддержку, огромное богатство дает Бог человеку посредством слова. Нет, не того слова, массу которого мы привычно и небрежно произносим, не задумываясь о его смысле, на которое нанесено «культурным уровнем» много лишнего и поверхностного. Истинное СЛОВО живет в бабушкиных сказках, в маминых колыбельных, дедушкиных приговорках и прибаутках, в народных песнях и народной мудрости. Именно это слово сохраняет наши корни, делает нас народом.

Сейчас, народ, проживая в городах, вечно занятый и спешащий, делающий деньги и карьеру; дети, глазеющие на рекламы, видиоклипы, жуткие иностранные мульфильмы, приезжающие к бабушкам только на выходные, уже практически совсем не слышат, не чувствуют родного слова, и поэтому мало защищены традиционными оболочками (структурами) культуры. Теми структурами, которые отвечают за непременное возникновение народной души. Сегодня мы можем незаметно разрушить свои корни, забыть свои истоки в погоне за чужими идеалами. Именно для того, что бы сохранить дух народа, “народную душу” следует уделять особое внимание развитию и воспитанию детей средствами народной педагогики, в особенности истинным родным словом.

Хорошо, что у нас были бабушки или дедушки, поющие нам колыбельные песни, приговаривающие детские потешки, прибаутки, поговорки, рассказывающие сказки, играющие в различные игры, когда родители были на работе. С помощью живого народного языка, пронизанного глубокими разноуровненными смыслами, мы смогли сохранить “народность” своей души, смогли настроить свою генетическую память на определенную программу. Другое дело, насколько эта программа может быть востребована, реализована. Человек может прожить всю жизнь, обладая определенными возможностями, но, даже не подозревая о них, поскольку на эти возможности нет запроса.

И наконец, пятое, что хотелось сказать о генетической памяти и генетической информации. Психолог Николай Подхватилин – преподаватель кафедры клинической психологии Университета Российской академии образования, сотрудник Государственной академии инноваций, изучая возможности личности, находящейся в состоянии самоуглубления (транса), замечает, что генетическая информация несет в себе некий энергетический потенциал.

В частности это подтверждается многими упоминаниями о странных битвах в древние времена. Былинный Илья Муромец, который сражался один с огромным вражьим войском, олицетворяет феномен древнеславянских войнов обращать своего противника в бегство еще до сражения, и иногда даже целые армии. Кстати Василий Ключевский описывает, как Демьян Куденевич, живший в Переславле Русском в XII веке, “со слугой и пятью молодцами выезжал на целое войско и обращал его в бегство, а один раз выехал один, даже одетый по-домашнему, без шлема и панциря”. “Секрет” этого в том, – объясняет Подхватилин, – что, выезжая на поле битвы, воин-славянин чувствовал рядом с собой своих предков, вполне реально чувствовал их поддержку и ощущение этой силы, стоящей за ним, рядом с ним, вместе с ним, “считывали” нападающие – они подсознательно ощущали себя уже побежденными и просто бежали с поля.

Энергопотенциал генной памяти также подтверждается медицинской, психотерапевтической практикой с применением гипноза, аутотреннинга, а также медитативными практиками – в состоянии самоуглубления, самосозерцания.

То есть, если у человека активизируется генетическая память, которая ему досталась от предков, то – пока непонятным для ученых образом – к нему переходят их силы.

Конечно же, все выше сказанное относится к генетической памяти любого человека, к какой бы национальности он не принадлежал. Генетическая память, особенности национального менталитета свойственны каждому народу, и они обуславливают специфические формы его духовной культуры, народности его души.

Что роднит червей и орден убийц? Изучаем генетическую память в Assassin’s Creed

Кто из нас не хотел погрузиться в «Анимус», чтобы узнать, где прапрадедушка фамильное серебро зарыл? Но реальность сурова: в ДНК воспоминания не записываются. Хотя последние исследования в области генетики показывают: «Анимус» не такая уж выдумка. К выходу ремастера Assassin’s Creed III рассказываем, как передать знания потомкам и что общего у ассасинов и плоских червей.

Авторы оригинальной Assassin’s Creed могли бы обойтись околоисторическим сюжетом и не заморачиваться сложными теориями. Но решили иначе. Ключевой элемент игры — машина под названием «Анимус». Она расшифровывает генетическую память и позволяет пережить воспоминания предков. Корпорация «Абстерго» с помощью устройства надеется узнать местонахождение Частиц Эдема — мистических древних артефактов, позволяющих повелевать миром.

Сотрудникам «Абстерго» удалось выйти на бармена Дезмонда Майлса. На протяжении веков его предки были членами ордена ассасинов — тайной организации, сражающейся за свободу человечества. Из-за побочного эффекта «Анимуса» Майлс не только вспомнил прошлое, но и получил знания и умения предков. Это помогло ему в борьбе с «Абстерго» и орденом тамплиеров, мечтающим поработить планету.

Всё это — отличная завязка для фантастической истории. Но так ли она далека от реальности?

Часть первая. Сохраняем знания вне мозга

Память хранится в мозге?

Главная идея, вокруг которой строится Assassin’s Creed, — воспоминания могут сохраняться не только в мозге. Принято считать, что память умирает вместе с клетками серого вещества. Воспоминания, навыки, всё изученное за долгие годы исчезнет вместе с человеком — если он не озаботился передать свои знания потомкам. Но так ли это на самом деле? И при чём тут плоские черви?

ZZJxKeMARNa6ROSgrxAUb3TCh5lz22Cz1lz1OreTn.jpg (1196Ã672)

Плоские черви (слева) и Джеймс Макконнелл (справа)

В 1959 году профессор психологии Джеймс Макконнелл провёл необычные исследования в Мичиганском университете. Биолог, прозванный «американским доктором Павловым», хотел доказать, что воспоминания могут сохраняться в клетках вне мозга. Научное сообщество окрестило Макконнелла сумасшедшим — он ставил под сомнение всё, что на тот момент знали о памяти. Однако результаты эксперимента заставили призадуматься даже скептиков.

Плоские черви оказались идеальными подопытными: их мозг, как и у млекопитающих, централизован, а ещё они обучаются определённым действиям. Их можно разрезать в любом месте, и головная часть отрастит новый хвост, а хвостовая — голову.

Макконнелл вырабатывал у паразитов условные рефлексы, сочетая световое воздействие с электрическим током. Червей разрезали пополам и размещали половинки в разных сосудах. Биолог хотел продемонстрировать, что новая особь «вспомнит», чему научилась, даже если ей отсечь голову. Иными словами — что память может существовать отдельно от мозга.

Согласно результатам исследования, черви частично сохранили ранее выработанные рефлексы. Этот процесс можно сравнить со вспоминанием навыка: когда что-то умел делать в детстве, а во взрослом возрасте пытаешься повторить результат. Только червям повезло меньше. Им по мере «взросления» пришлось отращивать новые головы из хвостов.

Разделённый плоский червь, конечно, не был сам себе предком и не передавал навыки потомкам, но что-то в его теле позволило хвостовой части накопить информацию о выработанных рефлексах. Так исследования Макконнелла наглядно продемонстрировали, что не только нейроны могут сохранять информацию.

Прокачай мозги и передай детям

Дезмонд Майлс в начале первой Assassin’s Creed — заурядный бармен, лишённый каких-либо выдающихся умений и талантов. Однако «Анимус» позволил ему вспомнить навыки предков: например, рукопашный бой и паркур. Но как Дезмонд смог их получить без реальных тренировок? Ведь способности и знания генетически не передаются.

ZZJxJZ6YVz0bbDz2WCghYwz2woalFz1qGXJYZDKRZI.jpg (1196Ã672)

Но и на этот вопрос наука может ответить.

В июне 2017-го ведущий журнал Nature рассказал об эксперименте исследователей из США и Британии — они выяснили, что дети, родившиеся у немолодых пар, чаще вырастают высокоинтеллектуальными.

Сначала учёные придумали алгоритм для подсчёта «индекса гика», измерив у испытуемых коэффициент интеллекта, увлечённость какими-либо интересами и заинтересованность в одобрении окружающих. Затем протестировали 12 тысяч близнецов. Выяснилось, что у детей, зачатых отцами в возрасте до 25 лет, индекс гика равен в среднем 39,6. Если возраст родителя составлял от 35 до 44 лет, индекс у отпрыска равнялся 41. Самый высокий показатель гиковости — 47. Он наблюдался у тех, чьи отцы были старше 50.

Учёные сделали вывод: явление связано либо с мутациями в генах возрастных отцов, либо с тем, что мужчины, подолгу оставаясь холостяками, приобретают черты гиков и передают их сыновьям.

Как объяснила в разговоре с 4PDA Екатерина Померанцева, врач Центра Генетики и репродуктивной медицины «ГЕНЕТИКО», обычно про влияние возраста родителей говорят в контексте различных отклонений. У женщин с возрастом в половых клетках обычно появляются хромосомные нарушения: довольно крупные мутации. Они потенциально могут приводить к таким болезням, как синдром Дауна.

У отцов с возрастом чаще начинают в половых клетках встречаться мутации моногенные, точечные. Обычно они нейтральные и не имеют проявлений. Но в целом теоретически могут происходить мутации и в чём-то полезные. Они тоже будут чаще встречаться у отцов в возрасте. Но нужно понимать, что нельзя предугадать, какая мутация проявится. По практике, к сожалению, приходится ориентироваться больше на проявление негативных мутаций. Они встречаются реже, чем нейтральные, но чаще, чем полезные. Екатерина Померанцевамедицинский директор, врач-генетик Центра Генетики и Репродуктивной Медицины «ГЕНЕТИКО»

Болезненный опыт предков и «отцовская» память

Всё еще сомневаетесь? Тогда приведём ещё один аргумент в пользу Дезмонда. Легендарный академик Иван Петрович Павлов добрую сотню лет назад выдвинул теорию, что потомками может быть наследован опыт предков. Как минимум тот, который связан со стрессом и болью. Правда, гипотезу удалось доказать лишь в 2013-м, когда в США провели одно любопытное исследование.

Керри Ресслер и Брайан Диас в Медицинском центре Университета Эмори в Атланте прививали грызунам страх к запаху черёмухи. Биологи хотели доказать, что память о нём может передаваться из поколения в поколение, поэтому проверяли реакцию потомства. Для чистоты эксперимента социальный фактор исключили: детёнышей изолировали, чтобы родители не могли обучить их бояться упомянутого растения.

Выяснилось, что грызуны наследовали ген, отвечающий за врождённые рефлексы. То есть пугались тех же ароматов, что и их родители.

Стрессовая реакция сохранялась и при выведении потомства искусственным осеменением. Исследователи заключили: травмирующая информация меняет активность генов посредством химической модификации ДНК. Но характерно это только для отцовской памяти — образование спермы происходит на протяжении всей жизни мужчин. Женщины рождаются с полным набором яйцеклеток, у них изменение генетического материала невозможно.

ZZJxQqWz0FLXFCy6pgBIYZir8Xqq5hhYvvKBhRz1.jpg (1196Ã672)

Иными словами, в реальности у «Анимуса» будут трудности с восстановлением воспоминаний. Если возможность их записи в ДНК и существует, она ограничится временем зачатия. Получить последующие родительские воспоминания ребёнок не сумеет.

Часть вторая. Сохраняем информацию в генетическом коде

Итак, возможность передать воспоминания через гены всё-таки есть. Только как её туда записать? Тут на помощь ассасинам придёт технология CRISPR. Она позволяет редактировать ДНК, вырезая одни фрагменты и вставляя другие. И если комбинирование генетических кодов никого не удивляет, то запись негенетической информации — штука относительно новая. Учёные из Гарвардского университета записали мультик в ДНК бактерии: пять кадров, изображающих наездника на лошади. Затем информацию извлекли, секвенировав геном клеток, в которых она находилась. Ролик был считан с точностью в 90%.

Что это значит? ДНК можно использовать не только для записи генетической информации. Это важный шаг на пути создания «молекулярного магнитофона», который даст нам доступ к информации о внутренних изменениях генома.

Копированием мультиков дело не ограничивается. Биологи из Массачусетского технологического института придумали, как записывать воспоминания в ДНК человека. Конечно, речь не о красочных снимках из отпуска, но звучит всё равно многообещающе.

Экспериментаторы использовали ферменты и запрограммировали клетки так, что смогли сохранять в их ДНК информацию о происходящих с ними событиях. По словам учёных, благодаря этому методу нетрудно получать информацию о том, какие процессы происходят внутри клетки и как они влияют на её развитие и состояние.

ZZJxIW0j713QDz20yotqT3yz0yJf1qGXpIxno4pQ.jpg (1196Ã672)

В Assassin’s Creed организм человека уже умеет самостоятельно записывать историю жизни — в виде красочных воспоминаний. В реальности нам до такого далеко, как и до разработки «Анимуса».

Но если медики уже способны обучать и программировать клетки, записывать в них информацию и считывать почти без потерь, то какие возможности откроются в будущем? Не исключено, скоро мы сумеем делиться в соцсетях не только селфи, но и воспоминаниями. После встраивания гифки в ДНК это уже не кажется такой фантастикой.

Часть третья. Храним и расшифровываем с помощью ИИ

Но записать и передать информацию — полбеды. Как расшифровать мысли и воспоминания предка? Тут выручит искусственный интеллект. Нейросети уже использовались для визуализации образов на основе МРТ. Тогда речь шла о совсем простых чёрно-белых изображениях: геометрических фигурах и буквах. Однако недавно учёные из Киото научили ИИ распознавать мысли человека: изображения растений и животных. Не простенькие картинки, а сложные формы в цвете.

Но главное: исследователям удалось с высокой точностью воспроизвести образ, о котором человек только подумал. Не нужно было смотреть на предмет непосредственно — достаточно вспомнить о нём. Что произойдёт с такой технологией дальше? Об этом мы спросили у известного российского футуролога Данилы Медведева.

Сейчас у нас нет понимания, как двигаться дальше в плане распознавания и расшифровки структуры воспоминаний, мыслей и снов. В основном подобные работы — это лабораторные фокусы, причём использующие самое простое. Например, визуальные образы, которые у людей и животных хранятся в более-менее явном виде в тот момент, когда происходит восприятие глазом картинки. Добиться того, чтобы из памяти считывались любые сложные мысли, любые структуры — в ближайшие 10-20 лет мы не успеем. Данила Медведевфутуролог, идеолог трансгуманизма, автор многочисленных статей и интервью о будущем, лектор

Потенциал у исследований мозга громадный. И чем дальше они продвигаются, тем шире область применения новых технологий. Получив доступ к человеческой памяти, в перспективе сумеем копировать из неё данные. А где копия файла, там и облачное хранилище.

ZZJxNhI0AycZ2dSgLBooB8lHUqqbxZsRCbm1wD.jpg (1196Ã672)

В долгосрочной перспективе такие технологии действительно могут появиться. Расшифровка воспоминаний возможна. Но это не близкие результаты. Может потребоваться ещё 50 лет или больше. Это если судить по темпам реализации таких проектов, как Human Brain Project, который пока ещё не близок к тому, чтобы распознавать структуру. Данила Медведевфутуролог, идеолог трансгуманизма, автор многочисленных статей и интервью о будущем, лектор

Но трудность расшифровки — не единственная. Во-первых, где хранить такие колоссальные объёмы информации? А во-вторых, есть и проблема взлома. Никто не хочет, чтобы его личные фото были доступны миллионам других людей. А теперь представьте, что любой — даже самый сокровенный — момент вашей жизни может стать достоянием общественности.

У нас пока нет технологий для организации и хранения такого количества информации. В будущем придётся решать непростую задачу: где же это всё хранить и сколько за это хранение платить. В этом смысле прогресс за последние 20 лет не очень заметен. То есть вроде как облако даёт лёгкость, но за очень большую цену. Данила Медведевфутуролог, идеолог трансгуманизма, автор многочисленных статей и интервью о будущем, лектор

По мнению футуролога, логичнее всего реализовать доступ к памяти по чипам. ДНК для таких целей не подойдёт — эту информацию о нас слишком легко получить. Слюна на бокале, волос на спинке стула, отмершие клетки кожи — из всего извлекается ДНК. Для получения доступа к личным данным с высокой степенью надёжности можно использовать только чипы. Причём имплантированные непосредственно в тело. А когда появятся подобные устройства, найдутся и желающие взломать их.

Конечно, многое из показанного в Assassin’s Creed на сегодняшний день недостижимо. Но сценаристы Ubisoft отчасти опираются на реальные исследования. Возможно, в будущем люди смогут узнавать о жизни предков благодаря ДНК. А до тех пор нам остаётся только учиться и совершенствоваться — чтобы было что передать потомкам.

ВОЛГОГРАДСКИЙ РЕГИОНАЛЬНЫЙ ЦЕНТР ОБЩЕСТВЕННОГО ЗДОРОВЬЯ И
МЕДИЦИНСКОЙ ПРОФИЛАКТИКИ
(ГБУЗ «ВРЦОЗ и МП»)

400119 г. Волгоград, ул. Туркменская, д.6.
Телефон/факс: + 7 (8442) 95-16-01
Адрес электронной почты: vrcoz@volganet.ru

  • О Центре
  • Администрация
  • Структура
  • Награды
  • Фотогалерея
  • Наш профсоюз
  • Контакты
  • Вакансии
  • Карта сайта
  • Новости
  • Профилактика от «А» до «Я»
    • Информация для медицинских работников
    • Информация для населения
    • В помощь лицам, прибывающим из Украины
    • Методический кабинет
    • Колонка главного внештатного специалиста по медицинской профилактике
    • Колонка главного внештатного детского специалиста по профилактической медицине
  • Здоровый образ жизни
    • Бюллетень «Ваше здоровье»
    • Центры здоровья
    • Новости центров здоровья
    • Пропаганда грудного вскармливания
    • Профилактика: это должен знать каждый
    • Демография
    • Информационные материалы по отказу от курения
    • Здоровье на рабочем месте
  • Мониторинг здоровья
    • Онкологическая настороженность
    • Неинфекционные заболевания и факторы риска
    • Инфекционные заболевания и вакцинация
    • Потребление психоактивных веществ
    • Мать и дитя
    • Психо-социальные расстройства
    • Другие материалы
  • Противодействие коррупции
    • Нормативные и иные правовые акты учреждения
    • Методические и информационные материалы
    • Формы документов
    • Иная информация
  • РЦОЗ

О генетической памяти — связи далекого прошлого и настоящего

Генетическая память («память предков», «родовая память») доказана учеными. Ранее она оценивалась лишь на уровне гипотез. Наиболее серьезное отношение она снискала у психологов (гипнотерапевтов). Посредством родовой памяти объяснялось необъяснимое: например, постоянное стрессовое состояние и приступы паники при благополучной жизни (родители пережили концлагерь). Под гипнозом пациенты раскрывали шокирующие подробности ужасов, которых просто не могли знать.

Еще 100 лет назад Иван Павлов – российский физиолог, полагал, что потомками наследуется опыт своих предков, который связан со стрессом и болью. Но до недавних пор данное предположение не было подтверждено опытным путем.

Лишь в 2013 году произошел прорыв. Исследование, доказавшее предположение Павлова, провели американские ученые Керри Ресслер и Брайан Диас из Медицинского центра Университета Эмори в Атланте (США). Они выявили, что травмирующие данные меняют активность генов посредством химической модификации ДНК. Опыты проводились на мышах, которые передавали память о запахе из поколения в поколение. Статья была впервые опубликована в научном издании Nature Neuroscience.

Ученые приучили самца грызунов бояться запаха черемухи, который имеет вещество ацетофенон. Затем от скрещивания этих самцов с самками получили потомство и обнаружили, что мышата тоже боятся запаха черемухи. Притом, что обучение потомства родителями и контакты между поколениями были исключены. К тому же, реакция на «опасный» запах не утрачивалась в следующем поколении и при выведении потомства искусственным осеменением.

Специалисты доказали, что изменение активности генов посредством химической модификации ДНК является биологической, а не социальной передачей информации, и происходит она путем передачи метилирования ДНК по половым клеткам.

Подобная схема характерна только для «отцовской» и «дедовской» памяти, но не для «материнской», поскольку сперматогенез происходит на протяжении всей жизни мужчин, а женщина рождается с полным набором яйцеклеток, и как-то изменить эти гены уже не представляется возможным. Однако в тех же сформированных яйцеклетках женщина хранит родовую память от своего отца, т.е. дедушки своего ребенка. К слову сказать, любопытно, что у евреев принято определять истинного еврея именно по матери.

Мы знаем, что память присутствует у всех, начиная от простейших животных. Однако наиболее высокого уровня она достигла только у человека. У животных есть две разновидности памяти: генетическая и механическая. Если последняя обнаруживается в форме способностей к научению и приобретению некоего жизненного опыта, то генетическая память проявляется через передачу жизненно необходимых психологических, биологических, в том числе и поведенческих, свойств из поколения в поколение. В ней заложено множество необходимых инстинктов и рефлексов. Самыми мощными считаются инстинкты продолжения рода.

В целом, в генетической памяти человека выделяют две линии.

Первая заключается в том, что ее совершенствование происходит у всех людей по мере развития общественного прогресса. Вторая линия отражает постепенные изменения у каждого отдельного индивида. Это видоизменение происходит в процессе социализации, а также внедрения в культурные и материальные достижения человечества. Генетическая память определяется информацией, которая хранится в генотипе, соответственно, она передается по наследству. В данном случае основным механизмом запоминания являются некоторые мутации и, как следствие, изменения генных структур. Генетическая память человека отличается тем, что на нее нельзя оказать влияние через обучение и воспитательный процесс. В ней хранится практически весь «архив» жизни конкретного человека. Более того, отражено все на клеточном уровне: какими мы были в детстве и какими в юности, какой облик приобрели в зрелости и какой стала внешность в старости. По некоторым теориям, если человек болен, то в его ДНК есть и копия, в которой имеется информация о времени, когда организм был молод и здоров. Ученые полагают, что генетическая информация может быть «соткана» из очень далеких воспоминаний, которые хранятся в наиболее глубоких слоях подсознания. Сознание уберегает человека от явного проявления генетической памяти, однако, по некоторым данным, она обнаруживает себя во сне. На сегодняшний день известно, что малыш, находясь в стадии внутриутробного развития, около 60 процентов времени видит сновидения. С точки зрения С.П. Расторгуева, автора книги «Информационная война», именно так проявляется генетическая память, а мозг ее считывает, и тем самым происходит своеобразное обучение. «На изначальную пустоту, которую суждено заполнить эмбриону в материнском чреве, подается генетическая программа, содержащая уже прожитые предками жизни». Ребенок, находясь в животе у мамы, проходит весь цикл эволюции: начиная — от одной клетки и заканчивая появлением на свет. В результате этого записывается и хранится вся память предков. Дети рождаются с полным арсеналом знаний, бережно сохраненных веками эволюции в генетической памяти. И до 2-х лет у ребенка сохраняется звуковая, зрительная, осязательная генетическая память. К сожалению, по мере роста и обучения ребенка доступ к генетической памяти уменьшается. Присутствуя в нашей психике, данные генетической памяти обычно не доступны нам в сознательном осмыслении. Поскольку проявлению этой памяти активно противодействует наше сознание, стремясь оградить психику от «раздвоения личности». Но генетическая память может проявиться во время сна, как указывали ранее, или состояния измененного сознания (гипноз, аутотренинг, медитация), т.е. в условиях ослабленного контроля сознания. Таким образом, в определенных условиях мозг способен «вытащить» эту информацию. Подтверждением данной теории выступает навык плавания, которым обладает каждый новорожденный, но который утрачивается после месяца жизни. Таким образом, генетическая память — способность человека помнить то, чего не было в его непосредственном опыте.

Генетическая память встроена в структуры «коллективного бессознательного». Психолог Карл Юнг рассматривал «коллективное бессознательное» как глубинный уровень психики, не зависимый от личного опыта, но присущий каждому человеку. Коллективное бессознательное хранит множество изначальных образов, которые он назвал «архетипами». Они не являются воспоминаниями. По словам Юнга: «Архетипов столько, сколько различных ситуаций в жизни. Бесконечное повторение запечатлело эти переживания в нашем психическом складе, не в форме образов, наполненных содержанием, а сначала только как формы без содержания. Причем архетипы не передаются посредством культуры, заявлял Юнг, а наследуются, передаются генетически. Юнг считал, что опыт отдельной личности не утрачивается из поколения в поколение, сохраняясь в дальних закоулках мозга, что образы и впечатления от предков передаются к человеку через подсознание.

Родовая память свойственна каждому человеку и нациям и народностям в целом. Она определяет особенности их менталитета, культуры. Каждый человек – частичка огромного мира. Но каждый человек может сделать мир чуточку лучше. Оглянитесь назад – как живут ваши родители, бабушки дедушки? Подумайте, что вы можете сделать, чтобы они стали счастливее? Посмотрите вперед – счастливы ли ваши дети, если они есть? Соберите данные о своих прародителях, узнайте по максимуму о том, кем они были, чем занимались, какова была их жизненная история. Создайте генеалогическое дерево.

Вспомнив предков, вы не только отдадите должное своему роду, но и сможете открыть глаза на какие-либо события, что происходят с вами.

Заведующий отделом комплексных программ детского населения ГБУЗ «ВОЦМП»

Использованная литература:

Генетическая память доказана

Генетическая память («память предков», «родовая память») доказана учеными. Ранее она оценивалась лишь на уровне гипотез. Наиболее серьезное отношение она снискала у психологов (гипнотерапевтов). Посредством родовой памяти объяснялось необъяснимое: например, постоянное стрессовое состояние и приступы паники при благополучной жизни (родители пережили концлагерь). Под гипнозом пациенты раскрывали шокирующие подробности ужасов, которых просто не могли знать.

Еще 100 лет назад, Иван Павлов – российский физиолог полагал, что потомками наследуется опыт своих предков, который связан со стрессом и болью. Но до недавних пор, данное предположение не было подтверждено опытным путем.

Лишь в 2013 году произошел прорыв. Исследование, доказавшее предположение Павлова, провели американские ученые Керри Ресслер и Брайан Диас из Медицинского центра Университета Эмори в Атланте (США). Они выявили, что травмирующие данные меняют активность генов посредством химической модификации ДНК. Опыты проводились на мышах, которые передавали память о запахе из поколения в поколение. Статья была впервые опубликована в научном издании Nature Neuroscience.

Во время исследования было установлено, что новорожденные грызуны наследовали от своих родителей ген, отвечающий за врожденные рефлексы. В частности, потомство может бояться определенных запахов, которые не выносят их «родители».

Ученые приучили самца грызунов бояться запаха черемухи, который имеет вещество ацетофенон. Затем от скрещивания этих самцов с самками получили потомство и обнаружили, что мышата тоже боятся запаха черемухи. Притом, что обучение потомства родителями и контакты между поколениями были исключены. К тому же, реакция на «опасный» запах не утрачивалась в следующем поколении и при выведении потомства искусственным осеменением.

Оказывается, травмирующая информация меняет активность генов посредством химической модификации ДНК. Специалисты доказали, что это является биологической, а не социальной передачей информации, и происходит она путем передачи метилирования ДНК по половым клеткам.

Подобная схема характерна только для «отцовской» и «дедовской» памяти, но не для «материнской», поскольку сперматогенез происходит на протяжении всей жизни мужчин, а женщина рождается с полным набором яйцеклеток, и как-то изменить эти гены уже не представляется возможным. Однако в тех же сформированных яйцеклетках женщина хранит родовую память от своего отца, т.е дедушки своего ребенка. К слову сказать, любопытно, что у евреев принято определять истинного еврея именно по матери.

До обнародования данных исследований, были написаны массы книг о родовой памяти. Большая их доля — от психофизиологов и гипнотерапевтов. В качестве косвенных доказательств (в отсутствие опытных) они приводили удивительные и необъяснимые навыки младенцев (например, умение плавать). Рассуждения проходили примерно в следующем ключе:

Сегодня известно, что во время беременности плод в утробе матери около 60% времени видит сны. С точки зрения С.П.Расторгуева, автора книги «Информационная война», это проявляется именно генетическая память, а мозг ее просматривает и обучается. «На изначальную пустоту, которую суждено заполнить эмбриону в материнском чреве, подается генетическая программа, содержащая уже прожитые предками жизни». Благодаря наукам сегодня нам известно, что человеческий зародыш в утробе матери в процессе созревания проходя весь цикл эволюционного развития – от одноклеточного организма до младенца, «вкратце вспоминает всю свою историю, как историю развития живого существа». В результате чего, новорожденый ребенок хранит в себе генетическую память, записанную всеми его историческими предками. К примеру, новорожденный имеет способность держаться на воде сам. Эта способность плавать через месяц теряется. Т.е. дети рождаются с полным арсеналом знаний, бережно сохраненных веками эволюции в генетической памяти. И до 2-х лет у ребенка сохраняется звуковая, зрительная, осязательная генетическая память. К сожалению (или к счастью), по мере роста и обучения, доступ к генетической памяти уменьшается.

Присутствуя в нашей психике, данные генетической памяти, обычно не доступны нам в сознательном осмыслении. Поскольку проявлению этой памяти активно противодействует наше сознание, стремясь оградить психику от «раздвоения личности». Но генетическая память может проявиться во время сна или состояния измененного сознания (гипноз, транс, медитация), когда контроль сознания ослабляется.

Переписать код жизни: 12 важных вопросов о редактировании генома

Теперь у нас есть точный способ корректировать, заменять или даже удалять дефектные ДНК. Научный редактор The Guardian Ян Сэмпл объясняет научную сторону редактирования генома и риски, которые могут возникнуть в будущем.

Так что же такое редактирование генома?

Учёные сравнивают это с программами в компьютере, которые находят и заменяют ошибки в тексте. Только вместо исправления слов, редактор генома исправляет ДНК – биологический код, который является своеобразной “инструкцией” к живым организмам. С помощью редактирования генома исследователи могут деактивировать отдельные гены, корректировать вредоносные мутации и изменять активность специфичных генов у растений и животных – в том числе и у людей.

В чем смысл?

Энтузиазм вокруг темы редактирования генома объясняется возможностью лечить или предотвращать заболевания. Существуют тысячи генетических нарушений, которые передаются от поколения к поколению; многие из них – серьёзные и разрушительные. И они не редки: один ребёнок из двадцати пяти рождается с генетическим заболеванием. Среди самых распространённых – муковисцидоз (заболевание, которое характеризуется поражением желез внешней секреции – прим.), серповидноклеточная анемия (изменение строения белка гемоглобина, ведущее к тяжёлой форме анемии – прим.) и мышечная дистрофия.

Редактирование генома вселяет надежду на то, что эти болезни могут быть побеждены путём “переписывания” повреждённых генов в клетках пациента. Однако починка дефектных генов – это ещё не все возможности; уже есть опыт модифицирования иммунных клеток человека для борьбы с раком или для повышения их устойчивости к ВИЧ-инфекции. Также возможно исправление дефектных генов у человеческого эмбриона – таким образом можно предотвратить наследование серьёзных заболеваний. Но эта технология неоднозначна, так как генетические изменения могут распространиться на сперму или яйцеклетки пациента, то есть все внесённые генетические корректировки и любые побочные эффекты могут быть переданы следующим поколениям.

В каких ещё сферах применяется редактирование генома?

Агроиндустрия совершила большой скачок с помощью редактирования генома по целому ряду причин. Эта процедура быстрее, дешевле и более точная по сравнению с традиционной генетической модификацией, но помимо этого она позволяет производителям улучшать урожай без добавления генов других организмов – это как краеугольный камень всех споров вокруг ГМО в некоторых странах. С помощью редактора генома исследователи вырастили томаты без семян, пшеницу без глютена и грибы, которые не коричневеют со временем.

Некоторые отрасли медицины также воспользовались потенциалом новой технологии. Компании, работающие над производством антибиотиков нового поколения, разработали вирусы, которые сами по себе безопасны, но умеют находить и атаковать специфичные, вызывающие опасные инфекции штаммы бактерий. Также учёные используют редактор генома, чтобы обезопасить пересадку органов свиньи человеку. Помимо этого, редактирование генома повлияло на фундаментальные исследования, позволив учёным более точно понимать, как работают те или иные гены.

Так как это работает?

Есть множество способов редактировать гены, но настоящим прорывом в последние годы стал молекулярный инструмент Crispr-Cas9. Он использует особый участок бактериальной ДНК – CRISPR (буквально: короткие палиндромные повторы, регулярно расположенные группами) – чтобы найти специфическую область в генетическом коде организма, например, мутировавший ген. Эта область в дальнейшем отсекается с помощью фермента Cas9. В попытках восстановить повреждения клетка часто “отключает” этот ген. Этот способ очень полезен для работы с “вредоносными генами”, но возможны и другие способы. Например, чтобы исправить дефектный ген, учёные могут разрезать мутировавшую ДНК и заменить здоровой цепочкой, которая доставляется вместе с молекулами Crispr-Cas9. Вместо Cas9 могут быть использованы другие ферменты, которые могут помочь редактировать ДНК более эффективно — например, Cpf1.

Напомните-ка, что такое гены?

Ген – это биологический шаблон, который организм использует для создания протеинов и ферментов, необходимых для построения и поддержания тканей и органов. Он представляет собой цепочку генетического кода, обозначаемого буквами G, C, T и A. У человека есть около 20 тысяч генов, сгруппированных в 23 пары хромосом, которые, в свою очередь, содержатся в ядре почти каждой клетки тела. Только около 1.5% нашего генетического кода, или генома, состоят из генов. Ещё 10% регулируют их, удостоверяясь, например, что гены включаются и выключаются в нужных клетках в нужное время. Остальная часть ДНК, судя по всему, бесполезна. “Бóльшая часть нашего генома не делает ничего, – говорит Джертон Лантер, генетик из Оксфордского Университета. – Это просто осколок эволюции”.

Что за G, C, T и A?

Буквы генетического кода соответствуют молекулам гуанина (G), цитозина (С), тимина (Т) и аденина (А). В ДНК эти молекулы идут попарно: G и С, Т и А. Эти “основные пары” являются ступенями всем знакомой двойной спирали ДНК. Чтобы составить один ген, нужно много таких ступеней. Мутировавший ген, ответственный за муковисцидоз, содержит около 300.000 базовых пар, а за мышечную дистрофию – около 2,5 миллионов пар, это самый длинный ген в человеческом теле. Каждый из нас наследует от наших родителей около 60 новых мутаций, большинство – от отцов.

Но как добраться до нужных клеток?

Это весьма трудная задача. Большинство лекарств – это маленькие молекулы, которые могут путешествовать по телу с потоком крови, именно так они доставляются к органам и тканям. По сравнению с ними, молекулы, используемые в редакторе генома, огромны и доставить их к клеткам сложно. Но возможно. Один способ – добавить молекулы редактора генома в безвредные вирусы, которые инфицируют определённые типы клеток. Миллионы таких вирусов после этого вводятся в кровь или напрямую в поражённые ткани. Оказавшись в теле, вирусы вторгаются в необходимые клетки и высвобождают молекулы редактора генома, чтобы те делали свою работу. В 2017 году учёные из Техаса таким образом вылечили мышей от мышечной дистрофии Дюшена. Следующий шаг – клинические испытания на человеке.

Однако вирусы – не единственный способ доставить молекулы к клеткам. Исследователи использовали жировые наночастицы для переноса молекул Crispr-Cas9 к печени, а также короткие импульсы электричества, чтобы “открыть” поры эмбриона и через них ввести молекулы редактора генома.

Редактирование обязательно делать в самом организме?

Нет. Во время одного из самых первых испытаний редактора генома учёные забирали клетки из крови пациента, выполняли необходимые генетические корректировки и вводили исправленные клетки обратно. Такой метод выглядит многообещающим для лечения для людей, живущих с ВИЧ. Когда вирус попадает в организм, он инфицирует и убивает иммунные клетки. Но чтобы инфицировать иммунную клетку, ВИЧ сначала должен прицепиться к определённым белкам на её поверхности. Учёные выделили иммунные клетки из крови пациента и использовали редактор генома, чтобы вырезать ту ДНК, которая нужна клеткам для образования этих поверхностных белков. Без них ВИЧ не может получить доступ к клеткам.

Подобный способ может использоваться для борьбы с некоторыми типами рака: иммунные клетки выделяются из крови пациента и редактируются так, что они больше не могут синтезировать поверхностные белки, к которым цепляются раковые клетки. Отредактировав иммунные клетки и сделав из них “убийц рака”, учёные размножают их и вводят обратно в организм пациента. Прелесть модифицирования клеток вне организма в том, что всё можно перепроверить до того, как вводить обратно, чтобы убедиться, что процесс редактирования проведён верно.

А что может пойти не так?

Современное редактирование генома довольно точное, но не идеальное. Процедура похожа на прицельную стрельбу – надо попасть по нужным клеткам, а по остальным – промахнуться. Даже если Crispr попадает куда нужно, изменения могут отличаться от клетки к клетке, например, в одной нужно исправить две копии мутировавшего гена, а в другой – только одну. Для некоторых генетических заболеваний это не столь важно, но становится проблемой, если заболевание возникает из-за единственного мутировавшего гена. Другая трудность возникает, когда изменения были произведены в неправильном участке генома. Таких “выстрелов не по мишени” может быть сотни, и они могут быть опасны, если разрушают здоровые гены или критически важные регуляторы ДНК.

Приведёт ли это всё к “редактированию” будущих детей?

Огромные усилия в медицине направлены на то, чтобы исправить дефектные гены у детей и взрослых. Но некоторые исследования показали, что есть возможность редактировать гены у эмбрионов. В 2017 году учёные, созванные Национальной Академией Наук и Национальной Академией Медицины США, сдержанно поддержали редактирование генома у человеческих эмбрионов для предотвращения самых серьёзных заболеваний, но только один такой опыт оказался безопасным.

Любые изменения на эмбриональной стадии повлияют на все клетки человека и будут переданы его детям, поэтому очень важно избегать вредоносных ошибок и побочных эффектов. Проектирование человеческих эмбрионов также поднимает вопрос непростой перспективы “дизайна” детей, когда эмбрионы редактируются больше по социальным, чем по медицинским причинам; например, чтобы сделать человека выше или умнее. Однако такие черты могут контролироваться тысячами генов, большинство из которых ещё неизвестны. Поэтому на данный момент перспектива редактирования генома будущего потомства весьма отдалённая.

Когда редактирование будет доступно простым пациентам?

Открытие клиникам доступа к редактированию генома – практически на финишной прямой. Около десятка испытаний Crispr-Cas9 запланированы или проводятся прямо сейчас. Большинство из них ведётся китайскими исследователями с целью борьбы с разными формами рака. Одно из первых исследований было запущено в 2016 году, когда учёные из провинции Сычуань вводили отредактированные иммунные клетки пациентам с поздней стадией рака лёгких. Большинство американских и европейских исследований ожидают своего начала в течение следующих нескольких лет.

Что дальше?

Базовое редактирование

Более мягкая форма редактирования генома – без разрезания ДНК на кусочки – использует химические реакции, чтобы изменить буквы генетического кода. Пока что это выглядит неплохо. В 2017 году исследователи в Китае использовали базовое редактирование для исправления мутаций, которые вызывают серьёзные нарушения кровеносной системы: как, например, гемолитическая анемия у человеческих эмбрионов.

Перемещение генов

Спроектированное перемещение генов может доставить определённые гены целым популяциям организмов. Например, таким образом можно сделать москитов бесплодными и сократить количество заболеваний, которые они распространяют. Но эта технология очень противоречива, так как может иметь широкомасштабные непреднамеренные экологические последствия.

Редактирование эпигенома

Иногда нет цели полностью удалить или заменить ген – необходимо просто ослабить или усилить его активность. Сейчас учёные работают над способностью Crispr выполнять такие задачи, предоставляя его молекулам больше возможностей, чем раньше.

Перевод: Кира Луппова.

Подписывайтесь на страницу СПИД.ЦЕНТРа в фейсбуке

Ссылка на основную публикацию