Социализация личности – понятие и сущность, агенты, примеры

Сущность процесса социализации личности. Стадии, факторы и институты социализации
материал

Педагогика и психология профессиональной деятельности

Скачать:

ВложениеРазмер
Сущность процесса социализации личности. Стадии, факторы и институты социализации82.53 КБ

Предварительный просмотр:

1 Личность в системе общественных отношений 5

2 Сущность социализации личности 6

3 Факторы социализации 8

4 Стадии социализации 9

5 Институты социализации 12

6 Средства и механизмы социализации 16

Список использованных источников 21

Процесс социализации играет важную роль в жизни каждой личности. На данном этапе человек становится полноценной личностью, для нормального функционирования в обществе.

Родившись, ребенок лишь биологическое существо. Уже с самого раннего детства родители закладывают в ребенке самые важные и необходимые качества, формируют характер, установки, ценности, шаблоны поведения, цели, ответственность и т.д. Данный процесс является социализацией.

  • процессе социализации индивид становится личностью. Этот процесс протекает на протяжении всей жизни индивида.

Личность и общество находится в постоянном взаимодействии друг с другом. Общество передает социально-исторический опыт, опыт, установленные нормы, а личность это усваивает.

Объектом исследования является – личность как социальное существо.

Предметом работы является – социализация личности, стадии, факторы.

Целью работы является – рассмотреть сущность социализации личности, ее стадии, форм и институты социализации.

  1. Рассмотреть понятие «личность» в общественных отношениях;
  1. Изучить сущность социализации личности;
  1. Рассмотреть стадии, формы, институты социализации личности.

1 ЛИЧНОСТЬ В СИСТЕМЕ ОБЩЕСТВЕННЫХ

Человек – существо социальное. С первых дней своего существования он окружен себе подобными, включен в разного рода социальные взаимодействия. Первый опыт социального общения человек приобретает еще до того, как начинает говорить. Будучи частью социума, человек приобретает определенный субъективный опыт, который становится неотъемлемой частью личности. Социализация – процесс и результат усвоения и последующего активного воспроизводства индивидом социального опыта. Процесс социализации неразрывно связан с общением и совместной деятельностью людей.

Личность – понятие многогранное. Оно входит в категориальный аппарат многих гуманитарных дисциплин, широко распространено в литературных и обыденных языках. «Личность» – это я.

  • очки зрения многих авторов, человек как личность существует в пространстве социальных отношений, проявляется через различные формы социального поведения. Человек как личность может быть описан и понят с помощью специфических понятий, как роль, позиция, а также ценностные ориентации, личные выборы, самостоятельность и ответственность, личное слово, кодекс чести, достоинство личности.

Все разнообразие социального бытия человека, бытия в качестве субъекта социальных отношений, традиционных отношений, традиционно сводится к двум понятиям: социализация и социальной установки.

2 СУЩНОСТЬ СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ

Социализация личности представляет собой процесс формирования личности в определенных социальных условиях, процесс усвоения человеком социального опыта, в ходе которого человек преобразует

социальный опыт в собственные ценности и ориентации, избирательно вводит в свою систему поведения те нормы и шаблоны поведения, которые приняты в обществе или группе. Нормы поведения, нормы морали, убеждения человека определяются теми нормами, которые приняты в данном обществе.

Термин «социализация» соответствует концепции, согласно которой человек (ребенок) изначально асоциален или его социальность сводится к потребности в общении. В этом случае социальность – процесс превращения изначально асоциального субъекта в социальную личность, владеющую принятыми в обществе моделями поведения, воспринявшую социальные нормы и роли. Считается, что такой взгляд на развитие социальности характерен, прежде всего, для психоанализа.

Понимание процесса усвоения социальных норм, умений стереотипов, формирования социальных установок и убеждений, обучения принятым в обществе нормам поведения и общения, вариантам жизненного стиля, вхождения в группы и взаимодействия с их членами как социализация имеет смысл, если изначально индивид понимается как несоциальное существо, и его несоциальность должна в процессе воспитания в обществе не без сопротивления преодолеваться. В иных случаях термин «социализация» применительно к социальному развитию личности избыточен. Понятие «социализация» не подменяет и не заменяет собой известных в педагогике и в педагогической психологии понятий обучения и воспитания.

Сущность социализации состоит в сочетании приспособления и обособления человека в условиях конкретного общества. Процесс социализации и адаптации тесно взаимосвязаны. Адаптация предполагает

согласование требований и ожидание социальной среды по отношению к человеку с его установками и социальным поведением; согласование самооценок и притязаний человека с его возможностями и с реалиями социальной среды. Таким образом, адаптация – это процесс и результат становления индивида социальным существом. Обособление – процесс автономизации человека в обществе. Результат этого процесса – потребность человека иметь собственные взгляды и наличие таковых (ценностная автономия), потребность иметь собственные привязанности (эмоциональная автономия), потребность самостоятельно решать лично его касающиеся вопросы, способность противостоять тем жизненным ситуациям, которые

мешают его самоизменению, самоопределению, самореализации, самоутверждению (поведенческая автономия). Таким образом, обособление – это процесс и результат становления человеческой индивидуальности.

Из сказанного следует, что в процессе социализации заложен внутренний, до конца не разрешенный конфликт между мерой адаптации человека в обществе и степенью обособления его в обществе.

Социализация человека в современном мире, имея более или менее явные особенности в том или ином обществе, в каждом из них обладает рядом общих или сходных характеристик.

3 ФАКТОРЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ

Социализация протекает во взаимодействии детей, подростков, юношей с огромным количеством разнообразных условий, более или менее активно влияющих на их развитие. Эти действующие на человека условия принято называть факторами. Фактически не все из них выявлены, а из известных далеко не все изучены. О тех факторах, которые исследовались, знания весьма не равномерны: об одних известно довольно много, о других – мало, о третьих – совсем чуть-чуть. Более или менее изученные условия или факторы социализации условно можно объединить в четыре группы.

Первая – мегафакторы, (мега – очень большой, всеобщий) – космос, планета, мир, которые в той или иной мере через другие группы факторов влияют на социализацию всех жителей Земли.

Вторая – макрофакторы (макро – большой) – страна, этнос, общество, государство, которые влияют на социализацию всех живущих в определенных странах (это влияние опосредствованно двумя другими группами факторов)

Третья – мезафакторы (мезо – средний, промежуточный), условия социализации больших групп людей, выделяемых: по местности и типу поселения, в которых они живут (регион, село, горд, поселок); по принадлежности к аудитории тех или иных сетей массовой коммуникации (радио, телевиденье и др.); по принадлежности к тем или иным субкультурам. Мезофакторы влияют на социализацию человека как прямо, так и опосредствованно через четвертую группу – микрофакторы. К ним относятся факторы, непосредственно влияющие на конкретных людей, которые с ними взаимодействуют, – семья и домашний очаг, соседство, группы сверстников, воспитательные организации, различные общественные государственные, религиозные, частные организации, микросоциум.

4 СТАДИИ СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ

Этапы социализации совпадают (условно) с этапами возрастного развития индивида.

По мнению Дж. Г. Мида, социализация включает несколько стадий, связанных с формированием «Я»: стадию имитации (копирование поведения взрослых людей или представителей референтной группы), игровую стадию (проигрывание ролей), стадию коллективных игр (осознание детьми ожиданий других людей на основе образа «обобщенного другого»).

  • концепции З. Фрейда индивид находится все время в состоянии конфликта с обществом. При этом он руководствуется биологическими побуждениями и, прежде всего, сексуальными влечениями. По Фрейду,

личность включает три элемента: «ид» – источник энергии, стимулируемый стремлением к удовольствию; «эго» – осуществляющий контроль личности, на основе принципа реальности, и «суперэго», или нравственный оценочный элемент. Социализация представляется Фрейдом процессом развертывания врожденных свойств человека, в результате которого происходят становления этих трех составляющих элементов личности.

Известный французский ученый Ж. Пиаже исследует социализацию как процесс обучения мышлению. Способности к мышлению развиваются у ребенка по мере прохождения им определенных стадий, связанных с приобретением новых навыков познания и обусловленных возрастными особенностями.

До 2 лет – сенсомоторная стадия (формирование способности к сохранению в памяти образов предметов окружающего мира).

2-7 лет – предоперациональная стадия (возникновение способностей к различению предметов и символов или их значений).

7-11 лет – стадия конкретных операций (овладением навыками мысленного манипулирования предметами).

12-15 лет – стадия формальных операций (формирование способностей

  • решению абстрактных задач и осмыслению нравственных проблем своей жизни).
  • настоящее время выделяют следующие стадии социализации

Рисунок 1 – Этапы процесса социализации

  1. Первичная социализация, или стадия адаптации (от рождения до подросткового периода ребенок усваивает социальный опыт некритически,

адаптируется, приспосабливается, подражает).

  1. Стадия индивидуализации (появляется желание выделить себя среди других, критическое отношение к общественным нормам поведения).
  • подростковом возрасте стадия индивидуализации, самоопределения «мир и я» характеризуется как промежуточная социализация, так как все еще неустойчиво в мировоззрении и характере подростка.

Юношеский возраст (18-25 лет) характеризуется как устойчиво концептуальная социализация, когда вырабатываются устойчивые свойства личности.

  1. Стадия интеграции (появляется желание найти свое место в обществе, «вписаться» в общество). Интеграция проходит благополучно,

если свойства человека принимаются группой, обществом. Если не принимаются, возможны следующие исходы:

а) сохранение своей непохожести и появление агрессивных взаимодействий (взаимоотношений) с людьми и обществом;

б) изменение себя, «стать как все»;

в) конформизм, внешнее соглашательство, адаптация.

  1. Трудовая стадия социализации охватывает весь период зрелости человека, весь период его трудовой деятельности, когда человек не только усваивает социальный опыт, но и воспроизводит его за счет активного воздействия человека на среду через свою деятельность.
  1. Послетрудовая стадия социализации рассматривает пожилой возраст как возраст, вносящий существенный вклад в воспроизводство социального опыта, в процесс передачи его новым поколениям.

5 ИНСТИТУТЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ

На всех стадиях социализации воздействие социума на человека осуществляется либо прямо, либо опосредованно, то есть через группу, но сами методы воздействия можно свести, опираясь на знания Пиаже, к таким, как: нормы, ценности и знаки. Говоря проще, определенную систему норм и ценностей посредством знаков передают формирующейся личности именно социум и группа.

Те конкретные группы, в которых личность познает и принимает нормы и ценности, которые являются своеобразными трансляторами социального опыта, принято называть институтами социализации. Группы или отдельные люди, которые способствуют этому, называют, в свою очередь, агентами социализации.

На дотрудовой стадии социализации институтами выступают в период раннего детства, прежде всего, семья и детские дошкольные учреждения, которые играют всѐ большую роль в современном обществе. В ряде концепций семья традиционно рассматривается как важнейший институт социализации. Именно в семье дети приобретают первые навыки взаимодействия, осмысливают первые нормы и ценности, осваивают первые социальные роли, в этот же момент происходит формирование черт маскулинности и фемининности, понимание половых ролей. Авторитарный или либеральный тип поведения родителей оказывает значительное воздействие на формирование у ребенка «образа-Я». Роль семьи как института социализации, конечно же, зависит и от типа общества, от его традиций и культуры. В связи с увеличением числа разводов, малодетности, ослабления позиции отца, трудовой занятости женщины современная семья сегодня не может соответствовать той роли, которую она играла в традиционных обществах, но ее роль в процессе социализации все же остается весьма значительной.

Во втором периоде ранней стадии основным институтом является школа. Школа обеспечивает ученику систематическое образование, которое само по себе есть важнейший элемент социализации. Более того, школа и в более широком смысле обязана подготовить человека к жизни в обществе. По сравнению с семьей школа в большей мере зависит от общества и государства, поэтому именно школа задает первичные представления человеку как гражданину, а соответственно способствует его вхождению в гражданскую жизнь. Школа расширяет возможности для общения ребенка, теперь помимо общения со взрослыми, возможность общения со сверстниками, что само по себе является важнейшим этапом.

  • точки зрения социализации, юность — это чрезвычайно важный период в становлении личности. Можно сказать, что юность — это период

«ролевого моратория», потому что он связан с постоянным осуществлением выбора в самом широком смысле этого слова. Перед молодыми людьми стоит выбор профессии, партнера по браку, норм поведения, системы ценностей и т.д. Юность — это период наиболее интенсивного принятия жизненно важных решений. При этом принципиальное значение имеет то, насколько такой институт социализации, как школа облегчает или обучает принятию таких решений.

Процесс социализации может осуществляться как в специальных институтах, так и в различных неформальных объединениях. К специальным первым относится не только школа, но и профессиональные учебные заведения, молодежные организации и объединения. Социализация может быть регулируемой и спонтанной. При этом, например, в школе усваиваются не только те знания, которые являются целью урока, не только правила и нормы поведения, которые объясняет учитель в процессе обучения и воспитания. Ученик обогащает свой опыт за счет того, что, по мнению учителя или воспитателя, может показаться сопутствующим, случайным, спонтанным.

На сегодняшний момент исследований в разрезе высших учебных заведений, как институтов социализации, все еще нет, хотя сама проблематика студенчества занимает все более значительное место в системе различных общественных наук.

Важнейшим институтом социализации на трудовой стадии является трудовой коллектив. В психологии огромное большинство исследований выполнено именно на материале трудовых коллективов, хотя надо признать, что выявление их роли именно как элементов социализации еще недостаточно.

Конечно, любое исследование трудового коллектива и его последующий анализ можно интерпретировать в разрезе трудовых отношений. Например, стиль лидерства или групповое принятие решений характеризует определенные стороны трудового коллектива как института социализации. Однако некоторые вопросы остаются все еще без ответа. Например, не ясны причины отрыва личности от трудового коллектива, ее уход в антисоциальные группы, когда на смену институту социализации приходит своего рода институт десоциализации в виде преступной группы, группы пьяниц и т.д.

Таким же спорным, как сам вопрос о существовании послетрудовой стадии социализации, является вопрос о еѐ институтах социализации. На основе жизненных наблюдений в качестве таких институтов можно выделить различные общественные организации, членами которых в большинстве случаев являются пенсионеры, но как бы там не было, если для пожилых возрастов закономерно признание понятия социализации, то предстоит исследовать и это.

Естественно, что каждый из названных здесь институтов социализации обладает целым рядом других функций, его деятельность не может быть сведена только к функции передачи опыта. Рассмотрение названных учреждений в данном контексте означает лишь своеобразное «извлечение»

интересующих нас функций из всей совокупности выполняемых ими общественных задач.

Социализация личности и ее агенты

Вы будете перенаправлены на Автор24

Понятие социализации

Данная статья посвящена вопросу социализации и ее агентов, поэтому в первую очередь разберемся в том, что же кроется под понятием социализации.

Социализация определяется как усвоение и овладение человеком общественных ценностей, социальных норм, существующих установок, правил поведения и т.д.

Сущность процесса социализации кроется в трансформации биологического начала человека в социальное, и ее результатом является формирование личности.

Этапы социализации

Социализация длится на протяжении всей жизни человека, а потому принято выделять несколько ее этапов, которые, как правило, связаны с возрастными периодами развития человека:

  • детство
  • подростковый возраст или юность
  • зрелость
  • старость

На эти периоды приходится первичная и вторичная социализация.

Первичная социализация характерна для детства и юности, когда происходит формирование собственного «Я» и личности человека, данный период начинается от рождения человека и заканчивается в зрелом возрасте.

Вторичная социализация характеризуется самореализацией человека, осознанным выбором человека спутника жизни, профессии, окружения и т.д. На данный этап приходится аккумулирование и передача накопленного опыта.

Агенты социализации

Как мы можем наблюдать, и первичная, и вторичная социализация проходит в тесном взаимодействии с обществом и посредством общественных механизмов – агентов социализации.

Агенты социализации – это окружение человека, которое влияет на усвоение им социальных норм, общественных правил и ценностей.

Первичной и вторичной социализации соответствуют агенты также первичные и вторичные.

Первичные агенты социализации – это близкое окружение человека, которое непосредственно влияет на него.

Готовые работы на аналогичную тему

Сюда мы можем отнести:

  • семью,
  • школу,
  • СМИ,
  • Интернет,
  • тренеров и одноклассников,
  • учителей и руководителей кружков.

Рассмотрим основных агентов первичной социализации более подробно.

Семья является одним из первых агентов социализации, с которым сталкивается человек. В семье человек приобретает имя и основные навыки взаимодействия с обществом, формирует свои представления о семье и о своей роли в этой семье и обществе в целом, поэтому семья может как помочь социализироваться, так и наоборот.

Если семья гармонична, социальный статус семьи и культурный уровень достаточен для успешной социализации. Неблагополучие семьи ведет к сложностям протекания процесса социализации, формировании неверных представлений о правилах поведения в обществе, отвержении социальных норм и т.д.

Еще одним мощным агентом социализации является школа.

В школе процесс усвоения знаний, правил поведения и норм носит целенаправленный характер. Учителя закладывают знания об обществе и способах взаимодействия с ним, а также здесь человек учится выстраивать социальные отношения с учителем и одноклассниками.

В школе человек оказывается под воздействием сразу нескольких агентов социализации – учителя и сверстников. Ребенок в школе учится объединяться в группы и взаимодействовать там, находить решение, проигрывать различные социальные роли.

Следующий первичный агент социализации – сверстники и друзья. Данный агент социализации отличается от школы неформальностью отношений, а, значит, возможностью изменения правил поведения в дружеской компании. В компании сверстников и друзей ребенок находит понимание независимо от того, как он усвоил и соблюдает общественные нормы. В подростковый период друзья оказывают значительное влияние на человека, конкурируя по степени влияния с семьей, поэтому крайне важно, чтобы в этот период социализации человек находился в благоприятной дружеской компании, которая будет способствовать усвоению и закреплению усвоенных социальных норм и ценностей.

В настоящий момент возросло влияние Интернет сети и СМИ как первичных агентов социализации.

Интернет дает человеку дополнительную свободу самовыражения, а также, посредством виртуальных игр, позволяет ребенку примерить на себя определенные социальные роли. К сожалению, велико число игр с элементами жестокости и насилия, что негативным образом влияет на психическое здоровье формирующейся личности подростка.

Агенты вторичной социализации – это люди и учреждения, которые связаны формально-деловыми отношениями, оказывающие влияние на человека.

К числу агентов вторичной социализации можно отнести:

  • представителей образовательных учреждений,
  • армию и государство,
  • средства массовой информации,
  • представителей власти,
  • партии и т.д.

Если агенты первичной социализации оказывают влияние на уровне межличностных отношений, то прерогативой агентов вторичной социализации являются социальные отношения, поэтому взаимодействия со вторичными агентами социализации менее продолжительны по времени, чем с первичными, а также реже происходят.

Следует также отметить, что агенты вторичной социализации выполняют строго определенные функции социализации, что вызвано их формализованностью.

Рассмотрим более подробно некоторых агентов вторичной социализации.

Наибольшее значение в нашей жизни в настоящее время можно отвести СМИ, не зря их называют «четвертой ветвью власти». СМИ в короткие сроки способны сформировать определенные общественные ценности, подорвав прежние устои. В современном мире средства массовой информации способны творить революцию. Кинофильмы, радио и телепередачи формируют у нас образы семьи, модели поведения в тех или иных социальных группах.

Поскольку значительный период вторичной социализации приходится на период профессиональной деятельности человека, то следует отметить в этот период работодателя и коллег как агентов. Работодатель как агент социализации имеет мощный инструмент влияния – власть. Коллеги в период профессиональной деятельности также оказывают существенное влияние, поскольку человек вступает в частые взаимодействия с ними, реализуя себя как профессионал.

Психология & Мотивация & Саморазвитие

Социализация личности — понятие и сущность, агенты, примеры

Стадии социализации

Важно! Главные учителя — это, конечно же, люди. Именно они выступают в процессе обучения новых социальных лиц, обучают их культуре, социальным ценностям. Естественно, этот процесс нецеленаправленный, скорее неосознанный.

Агенты социализации

Фазы социализации личности

Стадии социализации личности

Первая стадия — младенчество

Вторая стадия — раннее детство

Третья стадия — непосредственно детство

Важно! На этой стадии нельзя подавлять игры ребенка, иначе это приведет к нарушению психики.

Четвертая стадия — школьные годы

Важно! Нельзя подавлять и упрекать ребенка в излишнем веселье, если это кажется родителями помехой для более важных занятий. Это может привести к развитию комплекса неполноценности.

Пятая стадия — юношеские годы

Шестая стадия — молодость

Седьмая стадия — зрелый возраст

Восьмая стадия — старость

От 60 лет. На этой стадии индивид начинает пересматривать и переосмысливать свою жизнь. Происходит оценка всего того, что он сделал. Человек принимает себя. Процессы социализации и становления личности очень сложные и трудоемкие. Нужно помогать и поддерживать человека, независимо от того, на каком этапе он находится. Развитие индивидуальной личности каждого человека очень важно. Социализация необходима для успешного функционирования общества в целом. Все люди в обществе так и или иначе влияют друг на друга. Каждый всегда будет присоединяться к определенной, близкой ему группе, чтобы почувствовать себя комфортно внутри нее, стать частью группы. Понять, что такое “Я” и что такое “Мы” — это главное в жизни каждого индивида. Все это придает человеку жизненных сил, уверенности в себя, дает ощущение своей значимости и нужности. Процессы взаимодействия индивидов между собой — это совершенствование и становление новой, индивидуальной личности. Тематическое видео поможет вам лучше усвоить изложенный материал. Обязательно его посмотрите.

Тест для закрепления материала

  1. 1 Социализация личности — это:
    • Процесс, при котором с рождения формируются определенный социальные устои
    • Процесс, в результате которого каждый индивид вступает в социум и из этого происходят изменения, как и в самом человеке, так и в социальной группе
    • Процесс, в результате которого каждый индивид учится моральным и культурным нормам

    Вопрос 1 из 5

  2. 2 Сколько стадий социализации личности по Эрику Эриксону существует?
    • Пять
    • Семь
    • Восемь

    Вопрос 2 из 5

  3. 3 Кто входит в состав главной группы людей на начальных этапах социализации?
    • Родственники и друзья
    • Друзья и органы управления
    • Школы, университеты, и другие масштабные предприятия

    Вопрос 3 из 5

  4. 4 Какая проблема может возникнуть у индивида при вхождении в социум?
    • Незнание норм поведения
    • Трудности с адаптацией, проблемы с изменением себя
    • Проблемы с приспособляемостью, низкая активность

    Вопрос 4 из 5

  5. 5 На какой стадии социализации ребенок начинает понимать, что он отдельная личность?
    • На стадии дошкольного возраста
    • На стадии раннего детства
    • В школьные годы

    Вопрос 5 из 5

Еще тесты

Читайте также

Я выбрала для написания эссе изречение Б.Ананьева «Начало личности наступает намного позже, чем начало индивида». Главная мысль высказывания заключается в том, что «рождение» личности не совпадает по времени с реальным рождением человека, то есть индивида. С автором изречения трудно не согласиться, ведь появлению личности способствует накопление и обобщение общественного многолетнего опыта. Для более подробного рассмотрения вопроса разберем теорию, относящуюся к выбранной мною темы.

Индивид – отдельный представитель человеческого рода, носитель обусловленных свойств. Чем же индивид отличается от полноценной личности? Так, личность – человеческий индивид, являющийся субъектом сознательной деятельности и обладающий совокупностью социально значимых черт. Как нам известно из курса обществознания, становление личности невозможно без процесса социализации (процесс усвоения и развития индивидом культурных норм и социального опыта). Социализация человека может длится всю его жизнь, на это требуется действительно много времени. Таким образом, мы можем сделать вывод, что автор утверждения прав, говоря о том, что личность появляется намного позже самого индивида.

В доказательство своих слов хочу привести несколько весомых примеров. В науке существует термин «Дети Маугли». Это человеческие особи, растущие вне социума по каким-либо причинам, воспитывающиеся животными или живущие сами по себе. Такие дети не умеют разговаривать на понятном человеку языке, имеют в большей степени животные повадки, инстинкты и уже никогда не станут полноценной частью общества, личностью. Это доказывает, что рождение человека не означает рождение личности, и, учитывая мнение Б.Ананьева, начало личности в данном случае наступит не позже, а, к сожалению, уже никогда.

Примером из истории может служить биография великого полководца – Александра Васильевича Суворова. Мальчик родился болезненным, слабым, и никто никогда не верил, что он может каким-либо образом связать свою жизнью с военной сферой. Однако, Александр, загоревшись идеей защиты своей родины, поступил в военное училище, с успехом окончил его, а в дальнейшей стал тем, чье имя известно по всей стране заслугами ведения войны, великими стратегиями. Этот факт доказывает, что путем усвоения опыта и собственным развитием можно стать личностью, несмотря на любые врожденные особенности.

Делая вывод, можно сказать, что личностью человек становиться только под влиянием общества и собственной работы и развитием.

Эссе по обществознанию / Примеры эссе по обществознанию ЕГЭ 2019

Задание № 5784

Выберите верные суждения о социализации и запишите цифры, под которыми они указаны.

1. Социализация происходит в результате стихийного воздействия на личность различных обстоятельств жизни в обществе.

2. Социализация происходит в результате стихийного и целенаправленного, в том числе педагогически организованного воздействия на личность.

3. Социализация свойственна взрослому человеку и нехарактерна для ребенка.

4. Социализация обеспечивает включение человека в ту или иную социальную группу

5. Социализация завершается с получением профессии и началом трудовой деятельности.

Показать ответ Комментарий:

Первое суждение верное и отражает стихийный характер влияния общества на личность.

Второе суждение верное и содержит определение социализации.

Третье суждение ошибочное, социализация проходит в течение всей жизни человека.

Четвёртое суждение верное, в нем зафиксирована связь социализации с включением в социальную группу.

Пятое суждение ошибочное, начало трудовой деятельности не означает окончания процесса социализации.

Ответ: 124

Напиши свой вариант решения в комментах 👇🏻

Социализацией называется процесс интеграции (включения) индивида в систему социальных связей через овладения социальными нормами. Социализация необходима для развития общества, так как в отличие от животных, чье поведение регулируется инстинктами, в человеке его «человеческое» не заложено. Социальные качества не являются врожденными, их необходимо приобретать. Социализация человека проходит от рождения и до самой смерти. Это связано с постоянным изменением мира и необходимостью подстраиваться к новым реалиям. Даже самым старым.

Во второй части ЕГЭ по обществознанию может встретиться следующий вопрос:

С помощью трех примеров проиллюстрируйте протекание процесса социализации человека.

Нужно смоделировать ситуации, в которых происходит усвоение человеком социальных норм и правил. Это должны быть очевидные и яркие ситуации. Сначала следует понять, какие именно нормы должна выражать ситуация, а уже потом иллюстрировать её. Пусть это будут следующие нормы и стратегии поведения в обществе:

  1. Умение трудиться, усидчивость.
  2. Понимание иерархии и умение подчиняться
  3. Сопереживание, сочувствие

Теперь к каждому пункту моделируем 1-2 ситуации, в которых происходит усвоение норм.

  1. В школе ребенка приучают выполнять домашнее задание и работать на уроке. В институте студенту необходимо самостоятельно усваивать большое количество информации и посещать библиотеку, чтобы успешно сдать сессию. Это воспитывает трудолюбие.
  2. Во время службы в армии солдат заставляют подчиняться старшему по званию. В семье бабушка приучает внука к дисциплине и заставляет мыть руки перед едой.
  3. Мама, гуляя с дочерью, подобрала на улице больного котёнка и вылечила его. Этим она подала пример сочувствия к тем, кто слабее и нуждается в помощи.

Записаться на курсы ЕГЭ по обществознанию в Красноярске вы можете позвонив по телефону +7(391)2-950-216, +7(391)2-4141-23

Глушенкова Ольга Александровна, преподаватель истории и обществознания

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Социализация личности. Механизмы и агенты социализации

Как уже было указано, личность представляет собой биосоциальное явление. И если биологические особенности передаются по наследству, то социальные качества приобретаются личностью в процессе социализации.

Социализациюможно определить как процесс усвоения индивидом образцов поведения, социальных норм и ценностей, необходимых для его успешного функционирования в данном обществе.

Таким образом, в процессе социализации человек приобретает качества, необходимые для выполнения им социальных ролей.

Процесс социализации является двухсторонним: с одной стороны, это передача обществом индивиду своего опыта, а с другой стороны, это процесс усвоения индивидом общественного опыта.

В социологической науке принято выделять два основных типа социализации:

1) первичная – усвоение норм и ценностей ребенком;

2) вторичная – усвоение новых норм и ценностей взрослым человеком.

Социализация представляет собой совокупность агентов и институтов, формирующих, направляющих, стимулирующих или ограничивающих становление личности человека.

Агенты социализации– это конкретные люди, ответственные за обучение культурным нормам и социальным ценностям. Институты социализации – учреждения, влияющие на процесс социализации и направляющие его.

В зависимости от вида социализации рассматриваются первичные и вторичные агенты и институты социализации.

Агенты первичной социализации– родители, братья, сестры, бабушки, дедушки, другие родственники, друзья, учителя, лидеры молодежных группировок. Термин «первичная» относится ко всему, что составляет непосредственное и ближайшее окружение человека.

Агенты вторичной социализации– представители администрации школы, университета, предприятия, армии, милиции, церкви, сотрудники средств массовой информации. Термин «вторичная описывает тех, кто стоит во втором эшелоне влияния, оказывая менее важное воздействие на человека.

Первичные институты социализации– это семья, школа, группа сверстников и т. д. Вторичные институты– это государство, его органы, университеты, церковь, средства массовой информации и т. д.

Процесс социализации состоит из нескольких этапов и стадий.

1. Стадия адаптации (рождение – подростковый период). На этой стадии происходит некритическое усвоение социального опыта, главным механизмом социализации является подражание.

2. Появление желания выделить себя среди других – стадия идентификации.

3. Стадия интеграции, которая может проходить либо благополучно, либо неблагополучно.

4. Трудовая стадия. На этой стадии происходит воспроизведение социального опыта, воздействие на среду.

5. Послетрудовая стадия (пожилой возраст). Данная стадия характеризуется передачей социального опыта новым поколениям.

На каждом этапе социализации на человека оказывают влияние те или иные факторы, соотношение которых на разных этапах различно.

В целом можно выделить пять факторов, оказывающих влияние на процесс социализации:

1) биологическая наследственность;

2) физическое окружение;

4) групповой опыт;

5) индивидуальный опыт.

Биологическое наследие каждого человека поставляет «сырые материалы», которые затем разнообразными способами преобразуются в личностные характеристики. Именно благодаря биологическому фактору существует огромное разнообразие индивидуальностей.

Физическое окружение играет важную роль в формировании личности, так как огромное значение имеют климат, природные ресурсы и другие природные показатели.

Культура каждого общества также оказывает огромное влияние на процесс социализации.

Каждое общество развивает один или несколько личностных типов, которые соответствуют его культуре.

Дьюбойс назвал личность, обладающую характерными для данного общества чертами, модальной. Под модальной личностью понимается наиболее часто встречающийся тип личности, обладающий некоторыми особенностями, присущими культуре общества в целом.

Групповой и личный опыт также включены в процесс социализации.

Каждый человек, согласно Ч. Кули, строит свое «я» на основе воспринятых им реакций других людей, с которыми он вступает в контакт.

Кули определяет три стадии формирования зеркального «я»: наше восприятие того, как мы смотрим на других; наше восприятие их мнения; наши чувства по поводу этого мнения. Каждый личностный опыт уникален, потому что его невозможно повторить в точности.

Картина индивидуального опыта усложняется тем, что личность не просто суммирует его, а интегрирует.

Таким образом, можно сказать, что на процесс социализации оказывают влияние две важнейшие окружающие человека среды: природная и социальная.

В силу того, что социальная среда является объективным условием социализации, составляющие ее элементы также оказывают определенное влияние на этот процесс. Такие элементы общества называются агентами социализации, как уже говорилось, агенты социализации – это люди и учреждения, связанные с ней и ответственные за ее результаты.

Основными агентами социализации являются семья, различного типа общности (коллективы, этносы, народности, классы, социальные слои), общество в целом – все то, что включает в себя и окружает человека.

Каждая сфера социальной жизни (материальная и духовная) участвует в процессе социализации – целенаправленного и ненаправленного воспитания.

Итак, наиболее интенсивно процесс социализации осуществляется в детском и юношеском возрасте.

К моменту достижения личностью своего профессионально-должностного статуса процесс социализации, как правило, достигает определенной завершенности.

Социализация взрослых отличается тем, что это главным образом изменение внешнего поведения (социализация детей – формирование ценностных ориентаций), взрослые способны оценивать нормы (а дети только усваивать их). Социализация взрослых имеет своей целью помочь человеку овладеть определенными навыками. Например, овладеть новой социальной ролью после ухода на пенсию, смены профессии или социального статуса.

Еще одна точка зрения на социализацию взрослых заключается в том, что взрослые постепенно отказываются от наивных детских представлений (например, о непоколебимости авторитетов, об абсолютной справедливости и т. д.), от представления, что существует только белое и черное.

Важным процессом социализации является процесс идентификации.

Идентификация– это процесс усвоения индивидом норм, ценностей и качеств той социальной группы, к которой он принадлежит либо желал бы принадлежать.

Социализация личности — понятие и сущность, агенты, примеры

Социализация личности — это процесс, в результате которого каждый индивид вступает в социум, и из-за этого происходят изменения как в самом человеке, так и в социальной группе. Это можно объяснить тем, что каждый человек по-своему уникален и активен в обществе. Актуальной проблемой в этой теме может стать то, что каждый человек должен находиться в системе социума, но это не так просто сделать. Каждому человеку всегда нужен период адаптации в новом для него месте, а это все требует постоянных изменений в себе.

Стадии социализации

Любой человек в своей жизни когда-то начинал входить в социум. В основном это происходит еще в самом далеком в детстве, когда ребенка отдают в детский сад и он впервые начинает взаимодействовать с другими детьми, с чужими людьми, новыми взрослыми и прочее. Этот процесс и называется социализацией личности. По сути, он преследует нас всю свою жизнь, так как мы часто контактируем с новыми людьми, идем по ступеням образования, профессиональных должностей.

Рис. 1. Социализация личности

Две основы, которые составляют весь процесс социализации:

  • Начальная стадия. Или первичная. Все начинается с рождения индивида и тянется до самой его смерти. Изначально он осознает себя лишь в кругу семьи, перенимает принципы поведения от родителей. Затем круг общения расширяется — ребенок идет в детский сад, где уже начинается процесс социализации как таковой, ведь ему приходится взаимодействовать с другими детьми и взрослыми. Их поведение и правила могут отличаться от тех, какие приняты в семье каждого отдельно взятого индивида.
  • Вторая стадия. На этой стадии у индивида начинает перестраиваться его личность, меняются убеждения, ценности, после того, как он вступает в период зрелости и начинает осознавать свое место в социальной группе.

Важно! Главные учителя — это, конечно же, люди. Именно они выступают в процессе обучения новых социальных лиц, обучают их культуре, социальным ценностям. Естественно, этот процесс нецеленаправленный, скорее неосознанный.

Агенты социализации

Существуют основные люди, которые помогают индивидам войти в социум и являются их первыми и главными учителями:

  • Первая группа людей. Здесь в социализации индивида участвуют и помогают родители, бабушки, дедушки, родственники, братья, сестры, друзья и учителя. Это первое и главное общество человека.
  • Вторая группа. Здесь уже появляются люди более высоких и сложных должностей. Например, это может быть директор школы, завуч, милиционер. Эта та группа, которая уже менее, но все равно оказывает влияние на индивида.
  • Третья группа. Здесь уже выступает массовость. Вся школа в целом, университет, государство.

Фазы социализации личности

Социализация никогда не происходит спонтанно. Весь процесс социализации протекает в три основных этапа:

  • Первый этап. На этой фазе происходит овладение и запоминания тех норм и ценностей, что присущи для этого общества. По итогам индивид пытается соответствовать тем, кто его окружает.
  • Второй этап. На этой фазе личность стремится получить признание, работает над собой, дабы оказывать влияние на других людей.
  • Третий этап. На этой стадии индивид ставит перед собой определенные цели, пытается добиться их, самореализоваться, чтобы вступить в социум и найти там свое место.

Только хронологическое соблюдение всех трех этапов помогает благополучно осуществить процесс вхождения в социум. Все эти процессы можно рассмотреть на стадиях взросления и становления личности человека.

Рис. 2. Стадии социализации личности

Стадии социализации личности

Процесс становления каждой индивидуальной личности начинается еще с рождения. Именно на начальных этапах выявляются определенные человеческие качества.

Известный немецкий психолог Эрик Хомбургер Эриксон стал известным, благодаря своей теории “Психосоциального развития”. В ней он описал все стадии жизни человека и как формируется личность на всех этих этапах.

Первая стадия — младенчество

Эриксон выделил ее в период от самого рождения до первого года жизни. На этой стадии главную роль выполняют родители, но больше всего мать. Она является непосредственно той, с кем дитя находится большую часть времени и познает окружение.

Ребенок в ответ на все это начинает доверять миру и не боятся его. В противном случае, если ребенку не будут уделять достаточное количество внимания,то это приведет к нарушению психического развития.

Вторая стадия — раннее детство

Ребенок начинает проявлять самостоятельность, учится ходить и говорить. Родители начинают приучать ребенка к тому, как правильно есть, ходить на горшок и т.д.

Третья стадия — непосредственно детство

Стадия дошкольного возраста. На этом этапе ребенок понимает, что он отдельный человек, личность, так как он может ходить, говорить, высказывать свое мнение. У него начинает формироваться память, внимание и т.д.

Важно! На этой стадии нельзя подавлять игры ребенка, иначе это приведет к нарушению психики.

Четвертая стадия — школьные годы

Ребенок начинает приспосабливаться к новым людям к обучению, запоминанию знаний. У него формируется взгляд на то, что он есть тот, что он выучил.

В школе помогают приобщить ребенку чувство дисциплины, сдержанности, развивают мышление, старание.

Важно! Нельзя подавлять и упрекать ребенка в излишнем веселье, если это кажется родителями помехой для более важных занятий. Это может привести к развитию комплекса неполноценности.

Пятая стадия — юношеские годы

Эриксон считает это возраст от 12 до 20 лет. Этот период является одним из самых важных, так как именно на подростковом этапе понимается то, чем бы человек хотел заниматься дальше или чему посвятить свою жизнь.

Рис. 3. Институты социализации личности

Подростки познают новый для них мир, и главное на этой стадии помочь им, чтобы они не разочаровались в себе.

Шестая стадия — молодость

По Эриксону он начинается в возрасте 20 и продолжается до 25 лет. На этом этапе идет подготовка ко взрослой жизни, выбирается профессия, начинают происходит ухаживания, появляется интерес к близости.

Седьмая стадия — зрелый возраст

Начинается от 25 и продолжается до 55-60 лет. Человек начинает больше отдавать себя другим. Появляется семья, дети, происходит реализация за счет собственных детей, они показывают, что ты им важен и нужен.

На этой стадии идет вклад в собственный труд, воспитание детей, удовлетворение от своей жизни.

Восьмая стадия — старость

От 60 лет. На этой стадии индивид начинает пересматривать и переосмысливать свою жизнь. Происходит оценка всего того, что он сделал. Человек принимает себя.

Процессы социализации и становления личности очень сложные и трудоемкие. Нужно помогать и поддерживать человека, независимо от того, на каком этапе он находится. Развитие индивидуальной личности каждого человека очень важно. Социализация необходима для успешного функционирования общества в целом. Все люди в обществе так и или иначе влияют друг на друга. Каждый всегда будет присоединяться к определенной, близкой ему группе, чтобы почувствовать себя комфортно внутри нее, стать частью группы. Понять, что такое “Я” и что такое “Мы” — это главное в жизни каждого индивида. Все это придает человеку жизненных сил, уверенности в себя, дает ощущение своей значимости и нужности. Процессы взаимодействия индивидов между собой — это совершенствование и становление новой, индивидуальной личности.

Тематическое видео поможет вам лучше усвоить изложенный материал. Обязательно его посмотрите.

Что такое социализация, её виды и стадии

Взаимодействие людей в обществе – тема, достаточно актуальная в наше время. В связи с этим каждому из нас необходимо знать, что такое социализация и какое значение она имеет в жизни.

Определение социализации

Прежде чем рассуждать об этой теме, следует уяснить, что такое социализация как таковая.

Ещё одно, «неофициальное» определение гласит, что социализация – это то, что позволяет человеку жить в гармонии с окружающим миром. Как же достигается эта гармония?

Человек – единственное существо, которое, скажем так, не рождается самим собой. Любое животное при рождении принадлежит к определённому виду – тому же, к которому принадлежали его родители. И только человек для получения признаков, присущих его виду, обязан проходить долгий и сложный процесс социализации, отдельные формы которой протекают на протяжении всей его жизни. В самом деле, если новорождённого оставить в лесу и там он случайным образом выживет, то он не научится ни говорить, ни строить, ни даже охотиться. Определённые формы обучения, конечно, имеются и у многих животных, но они имеют место лишь непродолжительное время; животное, не прошедшее «социализацию», всё равно имеет большие шансы выжить и дать потомство, поскольку базовые навыки заложены у него в инстинктах. Долгая и сложная социализация наблюдается лишь у высших приматов, что доказывает, что это явление возникло не внезапно, а досталось нам от животных предков и в течение тысячелетий эволюционировало.

Виды социализации

Социализация – процесс непростой, даже противоречивый. В процессе своего развития индивид знакомится как со всем человечеством в целом, так и с отдельными группами людей, имеющими свои собственные правила, цели и установки.

Поэтому специалисты выделяют несколько видов этого явления:

  • Первичная социализация – начинается в момент рождения ребёнка и заканчивается при формировании зрелой личности. В ней закладываются основы для всего последующего развития человека, в некоторой степени определяется сценарий его дальнейшей жизни. Наибольшее значение при этом имеет семья, ведь это первое, что видит в своей жизни ребёнок. Необходимо иметь в виду, что дети воспринимают то, что видят вокруг себя, некритично, поэтому поведение взрослых в семье они расценивают как базовое, эталонное. Алкоголизм и неряшливость, антисанитария в доме – всё это «отпечатывается» в сознании ребёнка и может остаться с ним на всю жизнь, если он не пройдёт последующие этапы социализации. И наоборот – интеллигентность и чистоплотность, усвоенные в семье, тоже будут сопровождать его в будущем. В дальнейшем новыми социальными средами становятся детский сад, школа, коллектив друзей и сверстников, где ребёнку приходится осваиваться в новой обстановке и действовать в соответствии с новыми правилами.
  • Вторичная социализация, или ресоциализация – процесс устранения прежних моделей поведения и усвоения новых. Этот процесс протекает в течение всей жизни индивида. Во время ресоциализации человек переживает полный разрыв со своим прошлым и чувствует необходимость усваивать новые ценности, разительно отличающиеся от тех, которых он придерживался ранее. Обычно изменения, происходящие при вторичной социализации, меньше, чем при первичной.
  • Групповая социализация – процесс, проходящий внутри какой-либо социальной группы. Так, если ребёнок больше времени проводит со своими ровесниками, чем в семье, то он более активно перенимает нормы и правила, присущие именно группе сверстников.
  • Гендерная социализация – процесс, подразумевающий изучение роли мужчины или женщины в обществе. При этом мальчики учатся быть мужчинами, а девочки – женщинами. В прошлом гендерная социализация была важной и необходимой частью вхождения человека в общество, но в настоящее время гендерная принадлежность по большей части перестала иметь какое-либо значение. Равенство прав и возможностей исключает необходимость «повелевать» и «подчиняться», а представители обоих полов имеют возможность осваивать одинаковые профессии, занимать одинаковые должности и принимать одни и те же социальные роли (к примеру, в семье оба родителя могут по очереди работать и заниматься воспитанием детей, либо работает жена, а муж следит за хозяйством и воспитывает детей, либо «по старинке» – муж работает, а жена занимается хозяйством и детьми). Принципы гендерной социализации ещё сильны в традиционных, отсталых обществах (в странах Азии и Африки), но даже там они постепенно теряют свои позиции.
  • Организационная социализация – процесс, при котором индивид, входящий в какую-либо организацию, изучает её нормы и правила и осваивает навыки своей работы в её рамках.
  • Досрочная социализация – процесс усвоения норм, правил и навыков, не соответствующих текущему уровню физического, психологического и социального развития. В первую очередь под таким видом социализации понимается игра – этакая «репетиция» будущей социальной деятельности.

Этапы социализации

Социализация – сложный и постепенный процесс, проходящий в несколько этапов. Первым делом должна наступить социальная адаптация. Так называют активное приспособление индивида к условиям социальной среды, в которой он оказался. Считается, что адаптация проходит на трёх уровнях – физиологическом, психологическом и социальном.

На физиологическом этапе человек изучает новую для себя обстановку, вступает в новые социальные связи и изучает свои возможности, которые помогут ему самореализоваться в данной социальной группе. В это время индивид активно общается и привыкает жить по новым правилам, после чего пытается приложить собственные усилия для достижения результатов, актуальных для данного коллектива.

На этапе индивидуализации человек уже прочно осознаёт себя как единицу общества. Происходит формирование, собственно, личности – индивида, имеющего свои убеждения, способности, навыки, свою оценку происходящего. Если на первом этапе социализации он учится быть во всём похожим на других, то на следующей стадии он пытается стать непохожим на других, имеющим свои особенности, которые, однако, входят в общую систему ценностей и регулируются ею.

Впрочем, индивидуализация – довольно субъективный процесс. Усвоение общих правил и общего опыта и самореализация в социальной группе происходят у каждого человека по-разному. Одни, например, принимают решение стать как можно более конформными, то есть во всём следовать нормам и правилам; такая педантичность у иных личностей доходит до абсурда. Другие же при социализации преодолевают стереотипы, нарушают определённые правила и ведут себя нестандартно, обеспечивая, однако же, общее развитие группы. Наконец, третьи разрушают самые основы данной социальной группы, в результате чего происходит либо её распад, либо изгнание из группы данного индивида.

Следующий этап социализации – интеграция. Этот термин пришёл в социальную науку из точных и естественных дисциплин – математики, биологии, физики; и означает он процесс принятия личности другими членами социальной группы. Общество достигает некоторого консенсуса – соглашается по меньшей мере «терпеть» новичка, обещающего жить хотя бы по базовым общим правилам и не мешать другим. Более успешная интеграция происходит в том случае, если новичок чем-то полезен данной социальной группе; этому индивиду общество даже готово прощать определённые «слабости» и несоответствия.

Следует заметить, что полное отсутствие каких-либо несоответствий в социализации нежелательно, по крайней мере, в развитых обществах. Абсолютный конформизм обычно воспринимается как одна из форм девиантного поведения, ибо конформист ничего полезного не приносит обществу. Основная часть той или иной социальной группы обладает определённой «степенью свободы», но так, чтобы не нарушать устои этой группы. Однако в неразвитых, примитивных обществах абсолютный конформизм приветствуется; в таких обществах малейшее отклонение от нормы, даже если оно полезно для всей группы, преследуется и устраняется. В таких обществах каждый человек обязан ложку за обедом держать в строго определённой руке, вставать с постели со строго определённой ноги, жевать пищу со строго определённой скоростью движения челюстей и т. д. Примером подобного общества может служить население Гаити – одной из беднейших стран мира. В развитых обществах правила и нормы воспринимаются лишь как средство, способствующее организации всех членов группы в систему; а в примитивных обществах нормы и правила – это самоцель, и социализация сводится к их зазубриванию.

Стадии социализации личности

Замечено, что одна из главных целей социализации – преодоление своего эгоцентризма. Вхождение в любую социальную группу требует понимания того, что «ты не один». Это и считается одним из признаков взросления. Известно, что ребёнок до определённого возраста воспринимает себя как центр вселенной, и это его естественное состояние. В дальнейшем мы наблюдаем то, что называется юношеским максимализмом: подросток продолжает считать себя «самым-самым», единственным и неповторимым, однако сталкивается с обилием таких же «единственных и неповторимых» вокруг себя. Это приводит к конфликтам, нередко серьёзным.

Индивиды, не прошедшие социализацию по каким-либо причинам, надолго сохраняют признаки, присущие детям или «новичкам». Окружающие воспринимают их как инфантильных и недалёких людей, но в действительности всё сложнее. Если во взрослом состоянии сохраняется присущая подросткам страсть к познанию нового, активному общению, освоению новых умений и навыков, то это можно только приветствовать. В то же время эгоцентризм и тяжёлое переживание своих неудач – явно нежелательные признаки для зрелой личности.

Примером недостаточной социализации во взрослом состоянии является вера в «альтернативные истории» – писания Носовского и Фоменко, Чудинова и прочих псевдонаучных фриков. Дело здесь не только в политических, «патриотических» и корыстных мотивах. Просто ребёнок, только начинающий изучать мир и открывающий для себя что-то новое, стремится поделиться своим открытием с окружающими; родители и другие более старшие члены общества, чтобы подыграть ему, разделяют его радость.

В школьные годы подросток сталкивается с невозможностью быть первооткрывателем в современном мире: всё, о чём он узнаёт, уже когда-то кем-то открыто, и его «открытие» уже не представляет большой ценности для окружающих. Психически полноценная личность постепенно свыкается с этой ситуацией и находит неисследованные области, где можно проявить свои умения и дать обществу что-то новое. А личность умственно неполноценная испытывает отторжение этой ситуации; вместо поиска неисследованных областей он горит желанием «переоткрыть» то, что уже открыто, произвести сенсацию и удостоиться лавров первооткрывателя, которые, как он уверен, просто обязаны принадлежать именно ему.

Биография Анатолия Фоменко, автора знаменитой псевдонаучной «Новой хронологии», очень ярко представляет нам именно такого человека – несоциализованного интеллигента, который ради чести быть первооткрывателем готов пойти на любую ложь и добиться своего любыми средствами. Долгое время он влачил жизнь «заштатного» математика, составлял стандартные учебники по геометрии для студентов и довольствовался скромной платой. В конце концов это ему надоело, он понял, что скромный и рутинный преподавательский труд счастья не приносит, и решил совершить нечто громкое и сенсационное. В его родной области, геометрии, стать первооткрывателем очень трудно, а вот история – другое дело. Написанная в соавторстве с таким же несоциализованным интеллигентом Глебом Носовским «Новая хронология» вмиг стала бестселлером; многие необразованные читатели сего труда всерьёз называют Фоменко «пророком».

Выше было сказано, что важной средой при первичной социализации становится школа. Действительно, задача школы – не только дать какие-то знания по различным предметам, но и научить жить в обществе. Во многих странах для этой цели используются особые приёмы. К примеру, в США в школах отсутствуют устойчивые классы; ученик, записываясь в школу, выбирает, какие предметы он будет изучать, и на каждом уроке оказывается в новой аудитории, в совершенно новом коллективе. Такая социализация весьма полезна, особенно в США, ведь значительная часть населения этой страны живёт в совсем маленьких поселениях, где «все друг друга знают», но излишняя привязанность к «своему углу» может создать проблемы в будущем, когда потребуется менять место жительства (в связи с учёбой, работой и т. д.).

Большинство россиян живёт в городах и посёлках со значительно большим населением, поэтому острой нужды в таком типе школ в нашей стране не испытывают. Вместе с тем необходим другой тип социализации – умение работать в устойчивом коллективе, с чем вполне справляется школа российского типа.

Агенты социализации: понятие, примеры, классификация, роль

Социализация — это специфический процесс по усвоению человеком принятых и действующих в определенном сообществе правил. Именно социализация помогает конкретному индивиду успешно войти в состав какого-либо сообщества и начать коммуникацию внутри него, взаимодействуя с другими участниками данного сообщества. Осуществление указанного процесса невозможно без агентов социализации, о которых мы и поговорим чуть ниже.

Что такое «агенты социализации»?

Агенты социализации – это группы индивидов или отдельные люди, активно влияющие на личность в процессе ее жизнедеятельности и тем самым способствующие ее становлению с одновременным усвоением конкретной личностью социальных ролей, а также принятых в определенном сообществе норм.

Процесс социализации включает две стадии: первичную (состоящую из познания человеком принятых в социуме ценностей и их изучения) и вторичную (когда индивид прекращает поддерживать известные ему прежде нормы и полностью переходит к новой системе ценностей). В соответствии с этим делением, агенты социализации также делятся на первичных и вторичных:

  • К первичным агентам относят людей, оказавших максимальное влияние на человека, в эту категорию входят его родственники, ближайшие друзья, а также школьные учителя, тренеры в спортивной секции и т.д. Входящие в этот круг лиц люди часто и долго контактируют с индивидом, прямо влияя на него и помогая ему усваивать общепринятые социальные нормы;
  • К вторичным агентам можно отнести не только отдельных людей, но и большие группы индивидов, включая целые социальные институты, с которыми человек контактирует по формальным или деловым вопросам (к примеру, работодатели, государственные органы, средства массовой информации др.). Однако контакты с ними тоже оказывают существенное влияние на процесс социализации личности и на усвоение ею ценностной системы определенного социума.

Примеры агентов социализации

Агенты социализации окружают нас с момента появления на свет, к таковым относят:

  • родственников и семью;
  • друзей;
  • одноклассников, однокурсников, коллег по работе;
  • СМИ;
  • интернет.

Особенно ощутимое влияние на человека оказывают его родные, ведь они чаще всего контактируют с ним и являются наиболее близкими ему людьми. К тому же, успех социализации сильно зависит от условий формирования личности. Например, дети из благополучных семей могут получить хорошее образование и воспитание, в то время как дети неблагополучных родителей изначально лишены этого, что значительно замедляет процессы их развития и личностного становления.

Существенную роль при социализации личности играют друзья и школьный коллектив. Уже в школе дети получают свод определенных правил, регулирующих межличностные взаимоотношения внутри общества, а потому роль школы в процессе социализации можно оценить как положительную. В то же время, общение со сверстниками может оказать как положительное, так и отрицательное влияние на формирующуюся личность, однако, только общение учит человека взаимодействовать с окружающими, из-за чего роль указанного фактора тоже скорее положительна, нежели отрицательна.

Немалое значение в жизни современного человека отводится Интернету и СМИ, следовательно, их тоже необходимо отнести к агентам социализации. Интернет и средства массовой информации привлекают людей возможностью получить информацию, к тому же, в Интернете человек может выразить собственное мнение, не боясь осуждения со стороны окружающих. При этом массив информации, предоставляемой людям в Сети в наши дни огромен, что мешает ее тщательной оценке и может приводить к восприятию индивидом ложной системы норм и ценностей.

Помимо этого, к агентам социализации относят и трудовой коллектив. С годами трудовые навыки индивида совершенствуются, он достигает впечатляющих карьерных успехов, и, одновременно с этим, начинает все больше общаться с коллегами, оказывающими на него все более ощутимое влияние.

Классификация агентов социализации по возрасту

На различных этапах социализации влияние тех или иных агентов на личность заметно отличается. Приведем примеры:

  • Главными агентами социализации для ребенка 1-3 лет являются его родные, в частности, ближайшие родственники, к которым относят родителей, дедушек и бабушек, сестер и братьев. Чувство привязанности к людям и желание им доверять формируются у детей именно в этот период жизни;
  • В возрасте 3-8 лет у ребенка появляются дополнительные агенты социализации, к примеру, воспитатели и учителя. На данной стадии происходит процесс овладения личностью перечнем очень важных познавательных и мыслительных навыков;
  • В возрасте 8-15 лет социализация обеспечивается преимущественно малыми социальными группами сверстников, в которые вступают дети и подростки. Основной задачей данных групп является облегчение процесса по переходу человека во взрослую жизнь.

Роль агентов социализации в обществе

Агенты социализации выполняют ряд важных функций, к которым относят:

  • помощь в становлении личности и осознании ею себя как части общества;
  • усвоение индивидом принятых в социуме правил, ценностей и норм;
  • сохранение и накопление социального опыта;
  • участие в формировании мировоззрения и самореализации личности;
  • стимуляция преобразующей деятельности внутри общества.

Понятие десоциализации, ее агенты

Десоциализацей называют противоположный социализации процесс, в результате которого человек теряет приобретенные им ранее качества по взаимодействию с другими членами общества, параллельно утрачивая имевшиеся у него нормы и ценности. Проявления данного процесса различны, он варьируется от малозначительной дезориентации при общении с окружающими до ситуаций, связанных с полной утратой человеком былых социальных связей, восстановить которые часто не представляется возможным.

Чаще всего к десоциализации приводит тюремное заключение, попадание в психиатрическую больницу, участие в военных действиях и т.д. Естественно, у данного явления есть собственные агенты, например, люди, ведущие асоциальный образ жизни, наркоманы, алкоголики, криминальные элементы.

Заключение

Таким образом, социализация продолжается на протяжении всей человеческой жизни, но ее наиболее активный период выпадает на юность и молодость. Благодаря социализации человек получает своеобразный свод правил по поведению в обществе, на котором в дальнейшем будет строиться его личная система ценностей и мировоззрение. К тому же, приобретенные при социализации навыки сказываются на умении человека общаться с другими людьми, на его способности работать в команде, а также на уровне его целеустремленности, социальной активности и творческого мышления.

Ссылка на основную публикацию