Коллективное бессознательное – структура, теория Юнга, базовые архетипы

Понятие коллективного бессознательного

Коллективным бессознательным называют отдел в человеческом подсознании, где хранится жизненный опыт предыдущих поколений. Открыл данную теорию Карл Юнг, по мнению которого данный опыт очень сильно влияет на психологические аспекты человека. В этой статье вы узнаете о термине «коллективное бессознательное», а также действительно ли жизнь предков имеет влияние на настоящее время.


Коллективное бессознательное

Согласно концепции Юнга, коллективная бессознательность в психологии выступает в роли некого поля, где хранится самая разная информация. Жизненный опыт всего человечества существенно влияет на формирование коллективного бессознательного. История и опыт людей, живущих на планете, не имеет абсолютно никакого значения в формировании общественного бессознательного, в отличие от индивидуального бессознательного. По мнению ученого, данное определение представлено в виде информации психического мира, которую люди копили на протяжении тысячелетий.

История открытия понятия

Карл Густав Юнг являлся последователем Зигмунда Фрейда и известен многим, как психоаналитик. Учение Юнга полностью противоречит теории Фрейда. Впервые понятие «коллективное бессознательное» ученый упомянул в 1916 году в одной из статей по психоанализу. Именно в этой статье Юнг узрел элементы, которые абсолютно не относились к индивидуальному бессознательному, являясь мифом, а напоминали о том, что человек принадлежит к коллективу. В одной из работ Фрейд кратко обозначил, что душевная жизнь человека напрямую зависит от пережитого личностью и наследия общества.

Характеристики коллективного бессознательного

Карл Юнг обозначил основные характеристики коллективного бессознательного:

  1. Развитие передается по наследству, а не является индивидуальным элементом.
  2. Образец поведения на фоне инстинктов можно легко ввести в состав коллективного бессознательного.
  3. Его формируют однотипные образы в поведении, которые присутствуют у всех людей.
  4. Коллективное бессознательное является главной частью душевной жизни каждого индивида.
  5. Оно содержит в себе отдельные образы, которые не зависят от расы или кровного различия.
  6. Коллективное бессознательное не поддается изменениям и корректировке, потому что является хранилищем информации и воспоминаний о прошлом.
  7. Активация коллективного бессознательного происходит лишь в больших группах людей, что обычно приводит к войне или революциям.

Архетипы коллективного бессознательного

Юнг выделил 3 типа поведения, благодаря которым индивид способен освоиться в мире:

  • хаос;
  • порядок;
  • гармония.

Первый тип проявляет постоянное желание воевать, второй тип любит порядок и всегда готов к сотрудничеству, третий тип направлен на процветание и красоту.

Также существует разнообразие архетипов, которые влияют на поведение человека в определенных ситуациях:

  1. Женское и мужское начало (Анима и Анимус).
  2. Тень — тщательно охраняемая бессознательным часть психики.
  3. Герой, к активации которого приводят неординарные и опасные ситуации.
  4. Мудрый старец любит воспитывать и учить.
  5. Трикстер очень тесно связан с коварством.
  6. Персона — архетип, когда человек предстает перед публикой с определенной маской.

В жизни каждому доводилось видеть много примеров коллективного бессознательного, когда люди объединялись на митингах или же, когда люди разъединяются и начинают паниковать. Человеческая психика имеет сложную структуру. Нельзя однозначно сказать, что коллективное бессознательное влияет на жизнь и поведение человека в настоящем, однако, опыт предков накладывает свой отпечаток на сознании каждого индивида. А чтобы влияние коллективного бессознательного не приносило негативные последствия, следует развивать способность мыслить критически. У Викиум для этого есть курс «Критическое мышление».

Коллективное бессознательное – что это такое, примеры

Коллективное бессознательное — элемент психоанализа, открытый Карлом Юнгом. Проще говоря, это часть подсознания, состоящая из жизненного опыта предыдущих поколений. По мнению Юнга, она оказывает сильное влияние на то, как мы живем, как ведем себя в тех или иных ситуациях. Так ли это на самом деле? Действительно ли жизнь наших предков влияет на нас?

Что такое коллективное бессознательное

Согласно теории Юнга в психологии, коллективное бессознательное — это один из пластов или слоев подсознания. Если сказать по-другому — это информационное поле, в котором находится большое количество самых разных данных. Что формирует структуру коллективного бессознательного по Юнгу? Жизненный опыт, но не каждого отдельного человека, а всего общества.

Сам Юнг описывал это понятие так: «Коллективное бессознательное — это одна из форм бессознательного, единая для общества в целом и являющаяся продуктом наследуемых структур мозга». В отличие от индивидуального бессознательного, коллективное является общим для всех живших и живущих на планете людей, независимо от их жизненного опыта или истории. По сути, это некий общий знаменатель, объединяющий кардинально отличающихся друг от друга людей.

По словам ученого, коллективное бессознательное представляет собой информацию психического мира, накопленную за тысячелетия, на протяжении которых существует человечество. Индивидуальное же бессознательное — это информация психического мира конкретного человека.

История открытия понятия

Как сказано выше, автор идеи коллективного бессознательного — Карл Густав Юнг, швейцарский психоаналитик. Он был самым известным и вместе с тем самым противоречивым учеником Зигмунда Фрейда. Его теория такая же противоречивая, но оттого не менее интересная.

Первое упоминание учения о коллективном бессознательном было в 1916 году в статье Юнга «Структура бессознательного». Речь в ней шла об исследованиях Фрейдом сновидений. В них он обнаружил некоторые элементы, которые 100% не были частью индивидуального бессознательного, но напоминали о коллективной природе человека. Эти самые элементы были названы профантазиями, архаическими остатками. Также Фрейд говорил о них как об унаследованных психических предрасположениях, архаическом наследии прошлого и унаследованных схемах.

В одной из своих работ Фрейд сказал, что душевная жизнь человека во многом зависит не только от того, что пережил лично он. На нее оказывают влияние усвоенные при рождении элементы, наследие общества.

Характеристики коллективного бессознательного

В 1936 году Карл Юнг прочитал доклад «Понятие коллективного бессознательного» в Обществе Абернети в Англии. В нем он наделил понятие рядом характеристик:

  1. Развивается не индивидуально, а передается по наследству.
  2. В его состав входят так называемые архетипы или модели и образцы инстинктивного поведения.
  3. Также состоит из однотипных образов поведения, одинаково присутствующих у всех людей.
  4. Коллективное бессознательное идентично для каждого человека. А значит, можно назвать его основанием душевной жизни всего человечества в целом.
  5. Имеет мифологические элементы.
  6. Состоит из отдельных образов, у которых нет расовых или кровных различий. Они принадлежат всем живущим на планете.
  7. Коллективное бессознательное — это своеобразное хранилище воспоминаний о далеком прошлом. Его нельзя контролировать или менять с помощью силы воли.

И еще один факт — коллективное бессознательное активизируется только в больших группах людей. Это приводит ко всеобщему помешательству, результатом которого являются революции и войны.

Архетипы коллективного бессознательного

По мнению Юнга, архетипы помогают человеку освоиться во внешнем мире. Существует 3 главные модели поведения:

  1. хаос — стремление воевать;
  2. порядок, нейтралитет — стремление к порядку, сотрудничество;
  3. гармония — процветание, гармоничные взаимоотношения, красота.

Архетипов, определяющих, как человек будет жить, тактику его поведения в тех или иных ситуациях, тоже несколько:

  1. Анима, Анимус — женское и мужское начало.
  2. Тень — часть психики, скрытая и охраняемая бессознательным;
  3. Герой — активизируется в опасных ситуациях.
  4. Мудрый старец — наставник, тот, кто учит, воспитывает.
  5. Трикстер — архетип, связанный с хитростью, коварством.

И, пожалуй, самый главный архетип — персона. Это маска, которую человек надевает для того, чтобы предстать перед обществом.

Примеры коллективного бессознательного

В реальной жизни концепция коллективного бессознательного проявляется в 2 формах поведения людей, являющихся частью толпы:

  1. Объединение. Благодаря одинаковому эмоциональному состоянию или идеям разрозненная толпа становится единым целым. Так бывает, например, на митингах или на религиозных собраниях.
  2. Разъединение. В этом случае коллективное бессознательное заставляет паниковать, создавать хаос. Люди находятся в состоянии стресса, они не могут принимать адекватные решения. Главное, что они хотят сделать, — выжить. Со стороны кажется, что человек просто не в себе.

Наверняка вы встречали и то, и другое проявление коллективного бессознательного в своей жизни.

Проблема и критика

Главная проблема теории Юнга — использование биологических, а иногда даже и мистических объяснений человеческого бытия. Религия и мифы всегда казались ему чем-то, что тесно связано с человеческой психикой, тем, что является частью коллективного бессознательного.

Возможно, именно из-за этого теория не была принята коллегами ученого. По их мнению, это не что иное, как попытка оправдать асоциальное поведение.

Заключение

Стоит ли говорить, что человеческая психика многогранна? Уже давно ученые разделили ее на несколько составляющих, одна из которых — коллективное бессознательное. Сложно сказать, действительно ли оно оказывает влияние на наше поведение и жизнь в целом. Известно лишь одно — опыт человечества в той или иной мере отражается на сознании каждого из нас.

Суть теории личности Карла Густава Юнга: структура личности, архетипы

Карла Густава Юнга можно по праву назвать одним из самых выдающихся психотерапевтов и психологов современности. Будучи перспективным и многообещающим учеником самого Зигмунда Фрейда, Юнг не побоялся бросить вызов своему учителю и отойти от созданной знаменитым австрийским психологом классической теории личности. Благодаря возникшим между учителем и учеником в 1912 году разногласиям мир узнал о необычной и довольно-таки глубинной юнговской теории личности.

В персонологической традиции теория личности Юнга является наиболее сложной, полемической и неортодоксальной. В отличие от Зигмунда Фрейда, теория личности которого базируется на агрессии и подавленных влечениях сексуального характера, свою теорию личности Карл Юнг построил на основе сформировавшихся в процессе эволюции глубинных образов или архетипов.

Юнгу удалось создать уникальную, оригинальную и представляющую колоссальный научный интерес теорию, которая заметно отличается от всех остальных существующих подходов к детальному изучению личности. В данной статье рассмотрим основные положения теории личности Карла Юнга.

Несколько интересных биографических фактов из жизни Карла Густава Юнга

Карл Густав Юнг родился в 1875 году в Швейцарии в семье пастора реформаторской церкви. В 1895 году юноша поступил в Базельский университет и начал изучать там медицину. Через пять лет, в 1900 году, Юнг не только занимал должность ассистента известного швейцарского психиатра Эйгена Блейлера в одной из психиатрических клиник Цюриха, но и начал общаться с австрийским психиатром Зигмундом Фрейдом.

После написания Юнгом в 1903 году диссертации, в которой речь шла о патологии и психологии оккультных феноменов, и публикации научного труда о словесных ассоциациях в 1906 году, между уже пожилым Фрейдом и молодым Карлом сложились тесные отношения не только профессионального, но и чисто дружеского характера.

Ученые общались, дружили и работали вместе до тех пор, пока Юнг в 1912 году не опубликовал свой очередной труд о психологии бессознательного, либидо, символах и метаморфозах. Теоретические различия между основными идеями Фрейда и Юнга, которые были выявлены в новой работе Карла Густава, стали причиной разрыва личных и профессиональных отношений.

Ни Фрейд, Ни Юнг, невзирая на ранее существовавшую тесную дружбу, не смогли признаться в том, что они могут просто ошибаться. Хотя Карл и не отказался полностью от основных позиций фрейдовского психоанализа, но он никак не мог согласиться с тем, что доминирующую роль в мотивации личности любого человека играют сексуальные влечения и агрессия. У Юнга были собственные взгляды на такие концепции, как либидо и бессознательное.

Благодаря этим отличающимся от точки зрения Фрейда взглядам Юнг сумел создать уникальную теорию личности и основанную на избранных положениях классического психоанализа аналитическую психологию.

После непродолжительной болезни в 1961 году Карл Густав Юнг покинул этот мир.

Суть теории личности Юнга

Чтобы понять, в чем же именно заключается суть теории личности Юнга, необходимо вспомнить основные положения фрейдовского психоанализа. Фрейд утверждал, что поведение любой личности обусловлено теми бессознательными мотивами, которые основываются на сексуальном влечении. Причиной же неврозов, депрессий и прочих внутренних конфликтов являются неизбежные противоречия между осознаваемой и неосознаваемой частями одной и той же личности.

Осознаваемая часть личности или «супер-эго» находится в перманентном состоянии естественных противоречий с обусловленными животной сущностью человека неосознанными импульсивными желаниями, которым Фрейд дал название «ид». Почему же возникают противоречия между «супер-эго» и «ид»? Все дело в том, что существующие моральные, этические и социальные установки направлены на подавление животной сущности человека.

Выдвинутые же Карлом Юнгом идеи, касающиеся бессознательного и либидо, далеко не во всем совпадали с идеями Зигмунда Фрейда. Некоторые же взгляды швейцарца на бессознательное основывались на довольно-таки экзотических и не совсем приемлемых для того времени принципах.

Хотя Карл Юнг и соглашается с фрейдовской идеей либидо, но он утверждает, что сексуальная функция не является основной функцией либидо. Согласно Юнгу, либидо как источник естественного противоречия – это не только сексуальная энергия, а какая-то определенная психическая энергия. Сексуальная же энергия является всего лишь частью некой психической энергии. Сексуальная потребность, как и любая другая необходимость, выходит на первый план лишь тогда, когда становится актуальной и приоритетной для той или иной личности.

Если рассматривать либидо с точки зрения Карла Юнга, то источником психологических проблем может стать не только неудовлетворенная сексуальная необходимость, но и любая другая потребность, выходящая за рамки неосознанных животных порывов. Юнг утверждал, что животная или базовая энергия проявляется не только в области неосознанных животных потребностей, но и в тех видах деятельности, где человек действует на осознанном уровне.

Мотивы развития личности, в отличие от Фрейда, Юнг рассматривал в совершенно ином контексте. Созданная Фрейдом идея о комплексе Эдипа объясняется Юнгом следующим образом: ребенок ощущает сильную привязанность к матери, так как именно мать удовлетворяет базовые потребности малыша в тепле, безопасности, пище и т.д. Сексуальная же энергия как мотив становится актуальной в период полового созревания ребенка, а не в первые годы его жизни. Хотя Юнг и не отрицает, что дети могут испытывать сексуальное влечение и до наступления полового созревания, но такие проявления швейцарец относит к фрагментарным. Юнг рассматривает их не отдельно, а сквозь призму других потребностей психического характера.

Говоря о том, чем именно определяются порывы и мотивы личности в текущий момент времени, Фрейд утверждал, что детский период развития и полученный в прошлом опыт является основой человеческой личности. Согласно Юнгу, развитие личности продолжается на протяжении всей её жизни, а не останавливается в детском или подростковом возрасте.

Юнг утверждал, что любой человек может в любом возрасте поменяться самым кардинальным образом, поэтому его порывы и мотивы определяются не только полученными в детском возрасте эмоциональными травмами, но и теми актуальными задачами и мотивами, которые существуют сейчас или будут существовать в будущем.

Структура личности по Карлу Юнгу

При поверхностном ознакомлении со структурой личности Юнга можно решить, что она ничем не отличается от структуры личности, придуманной Фрейдом. На самом деле между ними есть определенные различия.

Юнг утверждает, что личность, душа или психика человека состоит из таких трех элементов, как ЭГО, Личное бессознательное и Коллективное бессознательное. Рассмотрим каждый из элементов более детально.

ЭГО

ЭГО является центральной частью человеческого сознания. Эта часть сознания человека отвечает за идентификацию личности, так как она включает в себя ощущения, воспоминания, мысли и чувства. Именно благодаря центральной части сознания человек воспринимает себя как отдельно существующую личность, рационально смотрит на мир и ведет себя сознательно, а не подчиняется животным инстинктам.

Личное бессознательное

Личное бессознательное можно сравнить с вместилищем, в котором хранится когда-то осознаваемая, но по тем или иным причинам вытесненная и забытая информация личного характера. Юнг, в отличие от Фрейда, утверждал, что личное бессознательное содержит в себе комплексы – эмоционально заряженные частички психики, которые существуют практически автономно. Комплексы, являясь отдельными психическими сущностями, оказывают существенное влияние на общее состояние и поведение человека.

Почему эти комплексы возникают? Причиной их возникновения являются те личные травмирующие ситуации, которые находились по отношению к человеческому эго в оппозиции, а поэтому не могли быть им осознаны и приняты. Такие неосознанные травмирующие ситуации со временем перемещаются в подсознание.

Из сознательной части личности нежелательные травмирующие ситуации помещаются в личное бессознательное при помощи волевого усилия ЭГО. В личном же бессознательном травмирующие ситуации продолжают существовать. Как только человек попадает в ситуацию, схожую с той, при которой они возникли, травмирующий материал вновь напоминает о себе и «всплывает» на поверхность сознания.

Юнг верил, что каждому помещенному в личное бессознательное комплексу соответствует убеждение или идея антагонистического характера. Такое убеждение, которое по праву можно назвать одним из важнейших элементов перемещения комплекса в личное бессознательное, в явном виде присутствует в осознаваемой человеком части психики.

Свобода воли человека из-за помещенных в личное бессознательное комплексов нарушается. Человек, попав в какую-то определенную жизненную ситуацию, не ведет себя так, как того требует существующая реальность, а попадает под влияние того или иного внутреннего комплекса, приобретенного в прошлом.

Чтобы удерживать травмирующий материал в подсознании, человеку необходимо постоянно тратить большое количество психической энергии. Потеря психической энергии становится причиной возникновения психологического напряжения, которое негативно влияет на повседневное существование человека и значительно ухудшает качество его жизни.

Хранящиеся в личном бессознательном комплексы деструктивно влияют не только на поведение, но и на мироощущение человека. Под влиянием комплексов у индивида меняется стиль жизни, его образ мышления и поведение.

Коллективное бессознательное

Если в личном бессознательном хранятся травмирующие комплексы личного характера, то коллективное бессознательное является вместилищем общей базы данных всего человечества. В коллективном бессознательном хранится накопленная за тысячи лет эволюции информация о всеобщей памяти человечества.

Эта информация является коллективным наследием всех тех людей, которые жили на Земле до нас. Она существует в подсознании каждого из нас в виде образной скрытой формы. При наступлении определенных условий эта информация становится доступной для осознания, но только в виде тех или иных образов (во время сна, гипноза и т.д.).

У коллективного наследия есть свои носители. Носителями образов коллективного бессознательного являются обладающие энергетической мощностью и особым (сакральным) значением архетипы – первичные модули или образы психики, несущие ответственность за поведение людей на инстинктивном уровне, восприятие ими окружающего мира при помощи тех базовых принципов и идей, которые, не имея между собой никаких прямых связей и невзирая на существующие культурные различия, практически ничем не отличаются друг от друга.

Благодаря коллективному бессознательному представители совершенно разных культур одну и ту же жизненную ситуацию воспринимают практически одинаково. Юнг утверждал, что каждый архетип несет определенную ответственность за то, как именно будет вести себя определенный человек или группа людей в тех или иных жизненных ситуациях.

Основные архетипы по Карлу Юнгу

Так как существует неограниченное количество повторяющихся (схожих, типовых) жизненных ситуаций, то нет ничего удивительного в том, что и количество архетипов соответствует количеству жизненных ситуаций. Из всех существующих архетипов Карл Юнг выделял такие основные архетипы: Персона (Маска), Тень, Анима, Анимус, Самость. Рассмотрим каждый из архетипов более детально.

Персона

Персона (Маска) – один из самых важных архетипов в развитии личности. Персоной является та часть личности человека, которая направлена на взаимодействие с социумом.

Благодаря Маске человек может вступать в контакт и находить общий язык с окружающими его людьми.

Существует множество разновидностей Персоны. В зависимости от сложившихся обстоятельств человек может использовать ту или иную разновидность Маски.

Основная функция Персоны заключается в том, чтобы отыскать и сымитировать тот приемлемый образ самого человека, который смогут принять остальные члены общества. Персона не только способствует созданию нужного социального образа, но и помогает спрятать от окружающих людей то, кем человек является на самом деле.

Маску по праву можно назвать той частью личности индивида, которая отвечает за успех в социальной сфере. Но данный архетип иногда несет в себе не только пользу, но и вред. Многие люди настолько сливаются с этой частью своей личности, что забывают о том, кем они являются на самом деле. Маска начинает порабощать человека и превращает его в своего раба.

Суть Персоны заключается в том, чтобы постоянно меняться и приспосабливаться к тем новым условиям, которые то и дело возникают в жизни каждого человека.

Тень

Тень – это архетип личности, который несет ответственность за её животную и инстинктивную часть. Тень представляет собой те сексуальные, эгоистичные, агрессивные и прочие естественные импульсы, которые отвергаются и самим человеком, и другими представителями социума.

Хотя люди и склонны к подавлению животной части собственной личности, но Юнг утверждал, что Тень обладает двоякой сущностью. Данный архетип одновременно сочетает в себе два противоположных по своему значению аспекта: явные проблемы для индивида и мощный источник универсальной энергии. Эту универсальную энергию личность может направить в творческое русло или использовать в любых других мирных целях.

Согласно Карлу Юнгу, Персона и Тень – это два важнейших для личности архетипа, которые являются базисным ядром (структурой) коллективного бессознательного. Дело в том, что Маска и Тень, в отличие от других существующих архетипов, несут ответственность за самосознание индивида, поэтому проявляются как в личном бессознательном, так и на сознательном уровне.

Задача же ЭГО заключается в том, чтобы установить оптимальный баланс между Персоной и Тенью и создать определенную гармонию. Такое может произойти лишь в том случае, если энергия Тени не растрачивается зря, а направляется в нужное русло, а Персона используется лишь как практичный инструмент для комфортной социальной жизни.

Анима

Анима – это мужской архетип, который связан с образами матери и женщины. Данный архетип для представителей мужского пола является идеалом материнства и демонстрирует все те качества, которыми, согласно мужской логике, обязана обладать идеальная женщина.

Анима представляет собой не только идеал женственности и материнства, но и олицетворяет ту женскую сторону любой мужской сущности, которая находится на бессознательном уровне. Именно Анима оказывает особое влияние на мужчину тогда, когда он находится в поиске подходящей именно ему партнерши.

Анима в мужском характере проявляется в виде иррациональной и алогичной импульсивности, чувственности и чрезмерной эмоциональной активности. Если же мужчина будет подавлять в себе Аниму, то он потеряет важную часть самого себя, перестанет гармонично и правильно развиваться, будет ощущать внутри себя гнетущую пустоту и не сможет построить гармоничные отношения с представительницей противоположного пола.

Анимус

Анимус – это женский архетип, который представляет собой идеальный образ мужчины, отца, мужа, брата. Анимус является и мужской частью личности любой представительницы женского пола.

Анимус в женском характере проявляется в виде активного стремления к доминированию, агрессивного и вызывающего поведения в кругу близких людей и обществе, логичного и рационального мышления, самостоятельности. Если женщина будет подавлять в себе Анимуса, то в развитии её личности будут возникать серьезные сбои, что приведет к тому, что качество жизни такой женщины заметно ухудшится.

Самость

Самость – архетип, который демонстрирует то, каким человек является на самом деле. В обычных жизненных условиях данный архетип личности практически не проявляется. Чтобы Самость стала ядром всей личностной структуры индивида, человеку необходимо пройти определенный обряд, который Юнг назвал Индивидуацией.

Индивидуация – это особый акт, благодаря которому все противоречивые в обычных условиях внутренние структуры сначала приходят в равновесие, а затем соединяются и становятся единой гармоничной и сбалансированной структурой. Только после Индивидуации Самость становится определяющим архетипом.

Юнг утверждал, что архетип Самость, хоть и является главной целью существования любого человека на планете Земля, но встречается крайне редко. Самость – это воплощение естественной человеческой религиозности в её первозданном виде.

Благодаря Самости, которая на бессознательном уровне способствует внутреннему развитию личности, качество жизни индивида существенно улучшается. Человек, познавший Самость, наслаждается каждым днем своей жизни и всегда стремится к лучшему.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Теория и концепция коллективного бессознательного, структура, базовые архетипы

Мысль о существовании глубоко скрытого слоя в нашей личностной структуре высказал Карл Юнг и назвал это явление коллективным бессознательным. Оно представляет собой вместилище завуалированных следов человеческого бытия и даже отголоски памяти наших предшественников. В коллективной бессознательности нашли отражение мысли, чувства, черты поведения, которые присущи людям, что в совокупности и составляет всеобщее эмоциональное прошлое.

Первооткрыватель теории

Автором теории стал известный швейцарский психоаналитик К. Г. Юнг. В 1916 году впервые все услышали об этом термине в статье под названием «Структура бессознательного», в которой учёный, введя в оборот новое понятие, отметил, что Фрейд первым выявил в анализируемых сновидениях исторически сложившуюся человеческую природу.

При рассмотрении этой теории Юнг продвинулся дальше и обогнал Фрейда, несмотря на принятие от своего учителя то, что его основополагающие идеи о сознательном процессе никак не объясняются физиологией и структурой человеческого мозга, а также то, что по своей воле человек не может творить психику.

Концепция феномена

Если говорить об этой теории кратко, то в своей концепции знаменитый швейцарский психоаналитик Карл Юнг доказывал, что личность человека состоит из трёх разных, но взаимосвязанных между собой структур. Эго — ядро области сознания, являющееся центральным компонентом, представляющим собой совокупность мыслей, чувств, ощущений и памятных воспоминаний, с помощью которых человек имеет способность осознавать своё единство и воспринимает себя в виде отдельно взятого индивидуума.

Бессознательное личное сочетает в себе конфликты, моменты и жизненные воспоминания, которые когда-то были значимы для нас, но теперь стали забыты. Это понятие можно также представить как подавленные в сознании эмоциональные впечатления, которым не хватило значимости и яркости, чтобы запомниться.

Краткое изложение

Теория Юнга говорит, что массовое бессознательное представляет собой феномен, исходя из понятия которого каждый индивидуум является носителем опыта всеобщего развития. Он проходит импульсами через структуру мозга и находит своё выражение в схемах поведения, которые активируются в какой-то отдельно возникшей ситуации. Стоит выделить несколько основополагающих тезисов:

  • В глубоко скрытом слое нашей личностной структуры находятся не только составляющие архаической формы человеческого существования, но и отголоски жития предков-животных. В роли главного содержимого психической жизни человека Юнг видел стремление личности к абсолютному воплощению своих способностей и сил, реализации потенциала не только осознаваемого, но и неосознанного.
  • Наше «Я», согласно Юнгу, не представляется истинным центром психики. Это точка зрения, скорей, современной психологии, которая фиксирует тот факт, что сознание человека находится далеко от бессознательного и при необходимости связи с ним требует больших психических трудозатрат.
  • Драматичный разрыв между естеством и цивилизацией посеял глобальный человеческий невроз. Он сильно усложняется на протяжении прогресса культурного развития и регресса экологической обстановки. Промышленный переворот еще в большей степени отодвинул человека от его природного бессознательного. Это вызвало увеличение общественных иррациональных сил, психологическую инфляцию, нивелирование людей и возникновение общественного человека с его тяжело преодолимым устремлением к катастрофе. Из-за этого возрастает риск формирования различных массовых психозов и доминирование тоталитаризма.

    Теория коллективного бессознательного Юнга гласит, что для максимальной связи с ним требуется амплификация, то есть расширение сознания, осмыслившего свои глубинные основания. Через неё психолог видел не только связь с бессознательным, но и возможность терапии невротических расстройств. Он полагал, что налаживание этой связи ведет, как это ни парадоксально, к индивидуации.

    Юнг всегда старался акцентировать внимание на том, какой мощью и опасностью наделено архаическое наследие человечества, которое таится в конструкциях КБ. Ученый отмечал, что психологически все разумные существа на планете до сих пор находятся на этапе детства. У них нет необходимого опыта для развития и биолого-психической фиксации фактов культуры.

    В качестве ресурсов для сдерживания закоренелой агрессивности людей и их постоянного стремления к власти Юнг предлагал провозглашение гуманизма в социуме и демократический строй как форму организации коллективной жизни.

    Автор других трудов по психологии, Карл Густав, утверждал: личное сознательное, которое состоит из возможных содержаний, являвшихся когда-либо осознанными, было забыто и вытиснилось из памяти. КБ подразумевало собой, что его составляющие никогда не существовали в самом сознании и ни разу не были приобретены индивидуально, а являются элементом всеобщего наследия.

    Структура явления

    Важно изучить подробнее глубинный перечень составляющих КБ, чтобы понять его структуру. Краткое содержание параметров коллективной бессознательности:

    • наследственность;
    • совокупность архетипов, которые являются хорошими образцами проявления инстинкта;
    • историческая формация в природе, где поведенческие образы у всех народов абсолютно идентичны, всё это может являться у каждого единственным основанием для утверждения факта жизни души;
    • невозможность воли осуществлять контроль.

    Иначе говоря, мы все с рождения подключены к КБ, это передается нам по наследству, информация, поступающая из КБ, не поддается сознанию и явлениям психики, имеющим к ней отношение (воля).

    Базовые архетипы

    Если исследовать архетипы коллективного бессознательного, то можно отметить такой момент: у всех народов в их опыте КБ присутствуют образы с какими-либо сюжетами, которые повторяются между собой и имеют глубоко спрятанное родство (например, мифы, легенды, предания).

    Юнг предложил термин «архетипы коллективного бессознательного». Он их открыл, расшифровал и смог ввести в использование, увидев, как они образуются в племенных и родовых ценностях. Эти архетипы влекут за собой индивидуальные смыслы, эмоции, значения, а также играют роль помощников в выживании племён и народов в трудных жизненных ситуациях.

    Это понятие может быть обнаружено в человеческой психике посредством снов и во время вовлечения себя в изменённые сознательные состояния. Следуя философии Юнга, главными архетипами КБ будут рассматриваться следующие:

  • Мать, олицетворяющая исток альтруизма в личности человека, ощущение связи с ней и природой, поглощение этими составляющими до лишения собственного Я.
  • Герой, символизирующий своё рвение к борьбе за независимость, к отстаиванию свободы, направляющий себя на преодоление любых препятствий и нацеленный на достижение возвышенной цели.
  • Старик, олицетворяющий философское мировосприятие, знакомый с нормами, правилами и ограничениями, прошедший через трудности и знающий на собственном опыте их решение, передающий личный и накопленный временем опыт.
  • Дитя, символизирующее высокую положительную внутреннюю энергетику, независимость в действиях и направленность на творчество.

    Мишель Фуко и его мнение

    У психолога и философа Мишеля Фуко, который был научным представителем антипсихиатрии и основателем Первой французской кафедры психоаналитики, бытовало мнение, что общественная коллективная бессознательность в области психологии — это глубинная совокупность архетипов, а в философии она представляет собой бессознательное в культуре (культурное) и истории (историческое).

    Философ представлял в виде текста бессознательное. Во время изучения различных эпох Мишель приметил один момент: «проблематичное поле» присутствует в каждом отрезке времени, которое образуется из обсуждений различных научных дисциплин. Всё это открытие формирует цельную систему знаний. Она возникает в виде конкретного языкового шифра, содержащего нормы, запреты, бессознательно оказывая влияние, определяя мышление и поведенческие особенности, которые находят черты в конкретной эпохе — коллективном историческом.

    Проявление у русского народа

    Важно понимать, что это явление касается не только какой-либо группы людей, но и целого народа. КБ у русской нации имеет личный архетип Отечества. Если следовать старинной мудрости казаков, то Отечество является подарком наших отцов, дедов и прадедов. Это наша земля, страна и Родина. Отечество — это всё и даже больше, накопленное со старых времён вплоть до наших дней.

    Русский народ готов бороться и погибать за свою Родину, об этом говорит наследие патриотизма. Исторически сложилось, что Отечество у россиян может принадлежать только к имперскому. Благодаря этому архетипу царская империя набрала мощь и перешла в советскую.

    Система коллективной бессознательности может составлять отражение природы человека. В случае разрушения коллективных бессознательных архетипов может так сложиться, что произойдут нарушения в психике людей. И наоборот, если народ придерживается своей традиционной культуры, тогда психика нации нормализуется. Поэтому, согласно К. Г. Юнгу, искажение архетипов приведёт к гибели психического здоровья нации.

    Некоторые возможные примеры

    Примеры коллективного бессознательного в реальности можно выявить во время анализа поведения человека, который пребывает в толпе. Здесь оно проявляется посредством следующих поведенческих типов (говоря научными терминами):

    • объединяющее массовость поведение во время забастовок и различных выступлений — единый заряженный эмоциональный фон;
    • разъединяющее массовость поведение — тип, где паника и хаос;
    • эмоциональное потрясение людей и механизмы поведения в неординарной ситуации начинают работать с выработанным инстинктом выживания.

    Возникновение в семейной жизни

    Более простой пример проявления КБ — смерть одного из членов семьи, где есть маленький ребенок. Факт внезапного отключения из коллективного сознательного умершего оставляет соответствующую информацию в психологическом пространстве. Это чувствует маленький человечек, он владеет этой информацией, она относится к нему. Но сознание этого факта не воспринимает, поскольку оно принадлежит малышу и еще не имеет достаточной базы для возможности осмыслить.

    Стараясь уберечь ребенка от стресса, от него скрывают, что родной человек умер, то есть выключен из общего психического пространства. К примеру, они говорят, что близкий уехал надолго или улетел в космос. В силу своего возраста малыш верит словам взрослых, он иначе не может.

    Но в какой-то момент ребёнок начинает словно оплакивать это событие так, будто знает правду. Он может стать капризным, неуправляемым и постоянно плакать из-за сущих мелочей. Он способен потребовать некую вещь (в том числе принадлежащую умершему) и, не получив ее, начнёт отчаянно оплакивать факт того, что не может прикоснуться к ней. Это и будет ярким проявлением действия коллективного бессознательного.

    Архетипы и коллективное бессознательное

    Архетипы и коллективное бессознательное

    Юнг назвал свою психологическую теорию аналитической психологией, с тем чтобы обозначить направление своей мысли, а также чтобы отделить свой подход от психоанализа Фрейда. Однако многие современные специалисты в области глубинной психологии считают, что более уместно было бы назвать его учение архетипической психологией, поскольку это название указывает, возможно, на самое существенное и фундаментальное понятие в аналитической психологии — архетипы коллективного бессознательного.

    Юнговское понятие архетипа невозможно отделить от его теории коллективного бессознательного. Одно тесно связано с другим. Невозможно говорить об архетипах, не учитывая при этом теории коллективного бессознательного, и, наоборот, коллективное бессознательное никак не может быть коллективным без архетипов. Поэтому оба понятия соотносятся друг с другом как две части единой теории.

    В аналитической психологии термин «архетип» обозначает некий принцип, обеспечивающий психическую реальность специфическими психическими содержаниями, свойствами которых являются универсальность, регулярность, типичность проявления, повторяемость на протяжении многих веков. Их также можно уподобить общечеловеческим «психическим координатам», типическим формам или «архаическим остаткам». Юнг использовал в психологическом смысле древнегреческое слово «archetypos», употреблявшееся античными философами и средневековыми богословами (Платон, Филон Иудей, Ириней, Дионисий Ареопагит, Блаженный Августин). «Arche» означает «начало», a «typos» — «печать», «отпечаток», в целом же под архетипом понимается определенное образование архаического характера, включающее мифологический мотив.

    Фрейд также признавал существование архетипов, но называл их филогенетическими «схемами» или филогенетическими «прототипами». Он полагал, что «комплекс Эдипа, обнимающий отношения ребенка к родителям, принадлежит к числу этих схем или, вернее, составляет известный пример такого рода» (Фрейд, 1996, с. 241; сМ. также с. 249–250, 268–269, 514). И в тех случаях, когда «переживания не соответствуют унаследованной схеме, они реконструируются в воображении, работу которого было бы безусловно полезно проследить в деталях. Именно эти случаи лучше всего могут показать нам самостоятельное существование схем. Мы нередко можем увидеть, как схемы одерживают верх над индивидуальным переживанием» (там же, с. 268).

    Объясняя сущность понятия архетипа, Юнг писал:

    Наш разум имеет свою историю, подобно тому как ее имеет наше тело (Юнг, 2003а, § 84).

    Безмерно древнее психическое начало образует основу нашего разума точно так же, как и строение нашего тела восходит к общей анатомической структуре млекопитающих (Человек и его символы, 1996).

    Архетип в себе… есть некий непредставимый наглядно фактор, некая диспозиция, которая в какой-то момент развития человеческого духа приходит в действие, начиная выстраивать материал сознания в определенные фигуры. По определению, архетипы суть некие факторы и мотивы, упорядочивающие и выстраивающие психические элементы в известные образы (зовущиеся архетипическими), но делается это так, что распознать их можно лишь по производимому ими эффекту (Юнг, 1995 г, с. 47–48).

    Те же самые качества присущи и инстинкту. Энергия архетипа инстинктивна, поскольку архетип по своей сути есть инстинкт, «поведенческий паттерн» инстинкта, его значение или, как выразился Юнг, его «психический эквивалент».

    Теория архетипов Юнга претерпела несколько стадий развития. В 1912 году Юнг писал об изначальных образах, выявленных им в бессознательном психическом как своих пациентов, так и у себя самого. Эти образы отличались автономностью, бессознательностью и нуминозностью. Юнг полагал, что происхождение подобных образов связано с коллективным бессознательным и имеет своей целью гарантировать определенную сохранность и поддержку от поколения к поколению некоторого уровня логической устойчивости и постоянства.

    Позже (в 1917 году) он писал о безличностных доминантах в психическом, которые притягивают энергию и влияют на индивидуальное поведение. Наконец, в 1919 году Юнг впервые использовал термин «архетип» во избежание путаницы между самим содержанием психического явления и его бессознательной и непредставимой схемой или матрицей. В дальнейшем Юнг неоднократно подчеркивал разницу между архетипом и архетипическим образом.

    Изначальный образ определяется по отношению к своему содержанию только тогда, когда он становится осознанным и оказывается соответственно заполненным материалом осознанного опыта. Его форма, однако… может быть сравнена с осевой системой кристалла, который обычно формирует заранее кристаллическую структуру, находясь еще в «материнской» жидкости, хотя собственного материала в нем еще не существует. Эта кристаллическая структура возникает в соответствии с тем способом, которым взаимодействуют друг с другом ионы и молекулы. Сам по себе архетип пуст и чисто формален, — он не представляет ничего, кроме способности сформировать, возможности представления, которая задана apriori. В свою очередь, представления не являются унаследованными, таковыми оказываются лишь формы, и в этом отношении они соответствуют в каждом случае инстинктам, которые также определяются только формой (Jung, С. W., vol. 9i, par. 155).

    Таким образом, архетип является тенденцией к образованию инвариантных схем, которые могут значительно колебаться в деталях, не теряя при этом своей базовой структуры, основного мотива. К примеру, существует множество представлений о враждебном существе, но сам по себе мотив всегда остается неизменным.

    Непредставимые сами по себе, архетипы свидетельствуют о себе в сознании лишь посредством некоторых проявлений, а именно в качестве архетипических образов и идей. Это коллективные универсальные паттерны (модели, схемы) или мотивы, возникающие из коллективного бессознательного и являющиеся основным содержанием религий, мифологий, легенд и сказок. У отдельного человека архетипы появляются в сновидениях, грезах, видениях. В современной аналитической психологии выделяют следующие аспекты архетипов.

    1. Непредставимость. Архетипы проявляются в сознании лишь в качестве архетипических образов и идей и составляют основное содержание религий, мифологий, легенд и сказок. К примеру, имеет место множество представлений о враждебном существе, но сам по себе мотив врага всегда остается неизменным, будь то Змей Горыныч, Гитлер или империалист. Существует архетип героя (мотив преодоления трудностей и достижения определенных целей), и имеется конкретный архети-пический образ такого героя, выраженный, скажем, фигурой Ильи Муромца или Ивана Сусанина. Или мы говорим об архетипическом переживании состояния физической поглощенности («проглоченности»), которое связывается с множеством образов (волк из сказки «Красная Шапочка», колдунья, пожирающая детей, великан-людоед, дракон и т. п.). У отдельного человека архетипы проявляются в сновидениях, грезах, видениях.

    2. Архетипы обладают динамическими свойствами, и в этом качестве они дают начало эффектам либо внешнего, либо внутреннего порядка, что весьма плодотворно, в частности, в психотерапии.

    3. Архетипы — организаторы как самих образов, идей, так и содержания этих идей и образов.

    4. Архетипы узнаваемы во внешних поведенческих проявлениях, особенно связанных с основными и универсальными жизненными ситуациями — рождением, браком, материнством, смертью, разводом, важной утратой или неожиданным обретением чего-либо. Теоретически возможно любое число архетипов.

    5. Архетипы обладают сильным аффективным качеством, и их проявления часто несут в себе высокий эмоциональный накал и нуминозную ауру.

    6. Архетипы способствуют ак!уализации синхронистических событий.

    Оригинальным вкладом Юнга было наделение идеи архетипа психологическим смыслом, вследствие чего архетипы оказываются «типичными формами (видами) понимания» (Jung, С. W., vol. 8, par. 280), то есть образчиками или паттернами психического восприятия и понимания, присущими каждому индивиду как представителю человеческой расы.

    Юнг установил существование таких общих форм понимания с помощью эмпирического наблюдения. Его широкое знание мифологии, антропологического материала, религиозных систем и древнего искусства позволило ему увидеть, что символы и фигуры, возникавшие вновь и вновь на протяжении тысячелетий в мифах и религиях самых разных культур, были идентичны символам и фигурам, которые появлялись в сновидениях его пациентов. Кроме того, Юнгу не удавалось проследить истоки многих сновид-ческих символов своих пациентов в их индивидуальном опыте.

    Таким образом, Юнг расширил и углубил фрейдовское понятие бессознательного. Вместо того чтобы быть просто репозиторием вытесненных личных воспоминаний или забытых переживаний, бессознательное, согласно Юнгу, состоит из двух компонентов, или уровней. Первый уровень, который он назвал личным бессознательным, в сущности, идентичен фрейдовскому понятию бессознательного. На этом уровне бессознательного залегают воспоминания обо всем, что пережито, прочувствовано, продумано индивидом или узнано им, но что больше не удерживается в активном осознании по причине защитного вытеснения или простой забывчивости.

    Однако, используя свою теорию архетипов для объяснения сходства в психической деятельности и в представлениях на протяжении всех эпох и в любых сколь угодно различающихся культурах, Юнг обнаружил второй уровень бессознательного, который он обозначил как коллективное бессознательное. Этот уровень бессознательного содержал общие для всего человечества паттерны психического восприятия — архетипы. В силу того, что коллективное бессознательное является сферой архетипиче-ского опыта, Юнг рассматривает уровень коллективного бессознательного как более глубокий и более значимый, чем личное бессознательное; как уровень, содержащий в себе принципиально иной психический источник энергии, целостности и внутреннего преобразования.

    Хотя понятия архетипа и коллективного бессознательного постоянно подвергались нападкам, воспринима-ясь как философская спекуляция и бесполезное теоретизирование, Юнг постоянно доказывал, что его утверждение о существовании этого уровня человеческой психики является научно обоснованным, подтверждается эмпирическим свидетельством.

    Другим общим местом, связанным с непониманием термина «архетип», помимо обвинений вего ненаучности, является путаница между содержанием архетипа и архетипом как таковым. Сам по себе архетип — это и не врожденная идея, и не общепринятый образ. Лучшим описанием архетипа является то, где он сравнивается с психическим шаблоном или формой, в которой разлиты индивидуальные или коллективные переживания (опыт) и где они принимают свою форму, однако при этом архетип отличается от самих символов и образов. В этом смысле юнговское представление об архетипе есть психологическая противоположность платоновской форме или эйдосу.

    Тем не менее смешение содержания архетипа с самим архетипом вполне понятно, поскольку ссылки на конкретные архетипы даются по их символическим или образным проявлениям. Юнг говорит об архетипах Анимы/Аниму-са, Божественного Ребенка, Великой Матери, Мудрого Старца, Трикстера (Плута) и Коры (или Девы), содержание которых антропоморфно и персонализации необходимы для того, чтобы привести психическую энергию паттерна в сознание. Однако существуют архетипы, содержание которых менее антропоморфно и персонализируется с большим трудом, например, архетип целостности или архетип возрождения. Их Юнг называл архетипами трансформации: «…типичные ситуации, места, пути и средства, которые символизируют сомнительный вид преобразования» (Jung, С. W., vol. 9i, par. 80).

    Юнг рассматривал архетипы как амбивалентные, потенциально положительные и отрицательные. В той мере, в какой сами архетипы по определению пребывают вне всякого сознания, они действуют автономно, почти как силы природы, организуя человеческое переживание индивида специфическими способами без учета конструктивных или деструктивных последствий индивидуальной жизни. Психологический рост наблюдается только тогда, когда индивид пытается осознать содержание архетипа и установить связь между своей сознательной жизнью и архетипическим уровнем человеческого существования.

    Приводимые здесь библиографические ссылки позволят познакомиться с основными моментами объяснения Юнгом этих понятий. Более подробно и в более доступной форме понятие архетипа будет раскрыто на примере конкретных архетипических фигур и паттернов, которые я буду описывать в соответствующих разделах. Поэтому здесь я привожу только переведенные на русский язык работы, посвященные прежде всего юнговской теории бессознательного, неотделимой, как я уже говорил, от его понятия об архетипе.

    Нойманн Э. Происхождение и развитие сознания. — М.; Киев, 1998. Фрейд 3. Будущее одной иллюзии // Фрейд 3. Психоаналитические

    этюды. — Минск, 1996. С. 514. Фрейд 3. Из истории одного детского невроза // Фрейд 3.

    Психоаналитические этюды. — Минск, 1996. С. 241, 249–250,

    268-269. Юнг К. Г. Значение бессознательного в индивидуальном воспитании

    // Юнг К. Г. Конфликты детской души. — М., 1996. С. 165–184. Юнг К. Г. О психологии бессознательного// Юнг К. Г. Психология

    бессознательного.—М., 1995. С. 25–172. Юнг К. Г. Ответ Иову. — М., 1995. С.47. Юнг К. Г. Отношение между Эго и бессознательным // Юнг К. Г.

    Психология бессознательного. — М., 1994. С. 175–315. Юнг К. Г. Понятие о коллективном бессознательном // Юнг К. Г-

    Структура психики и процесс индивидуации. — М., 1996.

    Юнг К. Г. Символическая жизнь. — М., 2003. С. 42–77. Юнг К. Г. Структура психики и процесс индивидуации. — М., 1996.С. 33.

    Данный текст является ознакомительным фрагментом.

    Продолжение на ЛитРес

    Читайте также

    7.4. Карл Густав Юнг и коллективное бессознательное

    7.4. Карл Густав Юнг и коллективное бессознательное Раскол — это нормальное явление жизни маргинальных социальных групп, будь то религиозные секты, радикальные политические партии или психоаналитические общества. И неслучайно раскол во фрейдистском сообществе

    Юнг: «коллективное бессознательное»

    Юнг: «коллективное бессознательное» Юнг (46) предлагает собственную концепцию бессознательного, которая лишь частично совпадает с подходом Фрейда. Прежде всего Юнг разделяет бессознательное на две сферы: личное бессознательное и коллективное бессознательное. Личное

    V. Личное и коллективное (или трансличное) бессознательное

    V. Личное и коллективное (или трансличное) бессознательное И вот мы приступаем к новому этапу в процессе реализации. Мы продолжали анализ инфантильных фантазий переноса до тех пор, пока пациенту не стало достаточно ясно, что он сделал из своего врача отца и мать, дядю,

    I. Личное и коллективное бессознательное

    I. Личное и коллективное бессознательное Как известно многим, фрейдовские представления о содержаниях бессознательного ограничены инфантильными тенденциями, которые вытеснены в силу их противоречивости. Вытеснение является процессом, который начинается в раннем

    Индивидуальное и коллективное бессознательное

    Индивидуальное и коллективное бессознательное Подземный мир также символизирует индивидуальное и коллективное бессознательное. Все, что человек забыл, содержится в его индивидуальном бессознательном: некоторые воспоминания могут быть возвращены в сознание

    1. Коллективное структурирование

    1. Коллективное структурирование История формирования идеологии учит, что каждая система сознательно или неосознанно прибегает к воздействию на детей, чтобы закрепиться в психологической структуре человека. Проследив характер этого процесса применительно к

    Личное и коллективное

    Личное и коллективное Бессознательная психика как целое представлена двумя частями: одна из них «личное» бессознательное, или тень, другая – «коллективное» бессознательное. Личностное бессознательное – поверхностный слой психики – содержит личностные содержания

    Коллективное бессознательное

    Коллективное бессознательное Коллективное бессознательное складывается из межличностных, универсальных содержаний, которые индивидуальным эго ассимилированы быть не могут. Здесь психические содержания переживаются как нечто внешнее и чуждое по отношению к эго. В

    Коллективное внушение

    Коллективное внушение Когда вы достигнете определенных успехов в мысленном внушении одному человеку, можете приступать к технике коллективного внушения. Если вы работаете учителем, адвокатом или лектором, или же просто привыкли выступать публично – вам эта техника

    Коллективное творчество

    Коллективное творчество В одной из бесед с Эккерманом Гёте заметил: «Ведь в сущности и все мы коллективные существа, что бы мы о себе ни воображали». Действительно, творчество всякого художника обусловлено целым рядом влияющих на него факторов. Как мы уже видели, писатель

    Глава 10. Коллективное Эго

    Глава 10. Коллективное Эго Семейный эгоизм – это эго отдельного человека, умноженное на число членов семьи. Николай Бердяев Эго отдельного индивида редко бывает самодостаточным и удовлетворенным собой. Одному не хватает материальных благ, другому талантов, третьему

    КОЛЛЕКТИВНОЕ «Я»

    КОЛЛЕКТИВНОЕ «Я» Когда приходит какая-то новая информация, я не могу ее тестировать, оценивать, контролировать. Просто ощущаю полную панику, что система работает вхолостую или не работает вообще.Потом период паники и отчаяния проходит, и начинается постепенное

    Реферат: К. Г. Юнг о коллективном бессознательном

    МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

    ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

    ФИЛИАЛ ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДНИЯ

    ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

    «ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

    СПЕЦИАЛЬНОСТЬ “БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ, АНАЛИЗ И АУДИТ»

    КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА № _____

    Тема: К. Г. Юнг о коллективном бессознательном

    Выполнила: Рахматуллина Регина М

    № зачетной книжки: 09253550

    Домашний адрес: 10-39-19

    1. Личность Карла Юнга

    2. Концепция о коллективном бессознательном

    Психическая жизнь, которая совершается без участия сознания, психические явления, состояния и действия, протекающие вне контроля разума, обозначаются понятием бессознательного.

    Основателем учения о бессознательном считается австрийский врач З. Фрейд (1856-1939) – австрийский невропатолог, психиатр и психолог, основоположник психоанализа.

    Идеи психоанализа развивал ученик Фрейда, а впоследствии один из его критиков швейцарский психолог и теоретик культуры Карл Густав Юнг.

    В aнaлизe бeccoзнaтeльнoro K. Юнг пoшeл дaльшe 3. Фpeйдa, xoтя ocнoвныe eгo идeи o тoм, чтo cтpyктypa и физиoлoгия мoзгa нe дaют никaкoгo oбъяcнeния coзнaтeльным пpoцeccaм, чтo чeлoвeк нe твopит пcиxикy по cвoeмy пpoизвoлy, oн пpинял.

    Юнг утверждал, что душа (в теории Юнга термин, аналогичный личности) состоит из трех отдельных, но взаимодействующих структур: эго, личного бессознательного и коллективного бессознательного. Эта концепция была основной причиной расхождений взглядов Юнга и Фрейда.

    Юнг предложил достаточно обширную и впечатляющую систему взглядов на природу человеческой психики. Его труды включают глубоко разработанную теорию структуры и динамики психическо-сознательного и бессознательного, обстоятельную теорию психических типов и, что еще важнее, детальное описание универсальных и психических образов, берущих свое начало в глубинных пластах бессознательной психики. Юнг называл эти изначальные образы архетипами коллективного бессознательного.

    Личность Карла Юнга

    Карл Густав Юнг родился в 1875г. в швейцарском местечке Кесвиль. Отец его был священником, а дед – профессором медицины Базельского университета, он переехал в Швейцарию из Германии с рекомендацией А. фон Гумбольдта (и слухами, будто он – внебрачный сын Гёте). Мать Карла Густава происходила из семьи местных бюргеров, которые на протяжении уже многих поколений становились протестантскими пасторами. Семья принадлежала, таким образом, к “хорошему обществу”, но едва сводила концы с концами.

    Еще подростком, размышляя над собственным внутренним миром, Юнг пришел к выводу, что в нем живет две абсолютно разные индивидуальности. Первая – сын своих родителей, неуверенный в себе школьник. Вторая – взрослый, даже пожилой мужчина, скептичный, недоверчивый, весьма близкий по своей сути и характеру к природе.

    При выборе будущей своей профессии, Юнг долго не мог сделать выбор между двумя интересными для него направлениями. С одной стороны, его интересовали естественные науки – зоология, антропология, палеонтология, а с другой – гуманитарные, особенно религиоведение, теология и археология. После мучительных раздумий, он остановил свой выбор на последней, но из-за отсутствия средств он мог себе позволить учиться только в Базеле, а в Базельском университете археологию не преподавали. Колебания были решены в пользу естествознания, конкретно – медицины.

    Еще в университете, Юнг начинает понимать, что его истинное призвание – психиатрия. В 1890 году Юнг начинает работать ассистентом в психиатрической клинике в Цюрихе. Здесь он знакомится с трудами З. Фрейда и становится его открытым последователем и пропагандистом фрейдовской теории. В то время для начинающего специалиста это было небезопасно: большинство авторитетов научного мира приняла идеи Фрейда в штыки. В 1906 году он послал Фрейду свою первую работу, между ними завязалась переписка, а позднее – дружба. Нельзя сказать, что отношения между Фрейдом и Юнгом были всегда дружественные. Признавая авторитет Фрейда и даже называя его своим учителем, Юнг во многом не соглашался с ним, а в 1912 году дружественные отношения между учеными прекратились. Юнг тяжело переживал разрыв, писал об этом в своих мемуарах, в письмах друзьям.

    Умер Карл Юнг в 1961 году.

    Концепция о коллективном бессознательном

    Как психиатру, Карлу Юнгу немало приходилось заниматься проблемами личности и ее развития. Изучая эти вопросы, Юнг сделал вывод, что душевное развитие личности и ее болезни в значительной степени имеют корни в социально-культурных процессах. Он утверждал, что душа (в теории Юнга термин, аналогичный личности) состоит из трех отдельных, но взаимодействующих структур: эго, личного бессознательного, коллективного бессознательного.

    Эго является центром сферы сознания. Оно представляет собой компонент psyche, включающий в себя все те мысли, чувства, воспоминания и ощущения, благодаря которым мы чувствуем свою целостность, постоянство и воспринимаем себя людьми. Эго служит основой нашего самосознания, и благодаря ему мы способны видеть результаты своей обычной сознательной деятельности.

    Личное бессознательное вмещает в себя конфликты и воспоминания, которые когда-то осознавались, но теперь подавлены или забыты. В него входят и те чувственные впечатления, которым недостает яркости для того, чтобы быть отмеченными в сознании. Таким образом, юнговская концепция личного бессознательного в чем-то похожа на таковую у Фрейда. Однако Юнг пошел дальше Фрейда, сделав упор на том, что личное бессознательное содержит в себе комплексы, или скопления эмоционально заряженных мыслей, чувств и воспоминаний, вынесенных индивидуумом из его прошлого личного опыта или из родового, наследственного опыта. Согласно представлениям Юнга, эти комплексы, скомпонованные вокруг самых обычных тем, могут оказывать достаточно сильное влияние на поведение индивидуума. Например, человек с комплексом власти может расходовать значительное количество психической энергии на деятельность, прямо или символически связанную с темой власти. Однажды сформировавшись, комплекс начинает влиять на поведение человека и его мироощущение. Юнг утверждал, что материал личного бессознательного у каждого из нас уникален и, как правило, доступен для осознания. В результате компоненты комплекса или даже весь комплекс могут осознаваться и оказывать чрезмерно сильное влияние на жизнь индивидуума.

    И наконец, Юнг высказал мысль о существовании более глубокого слоя в структуре личности, который он назвал коллективным бессознательным. Коллективное бессознательное представляет собой хранилище латентных следов памяти человечества и даже наших человекообразных предков. В нем отражены мысли и чувства, общие для всех человеческих существ и являющиеся результатом нашего общего эмоционального прошлого. Как говорил сам Юнг, «в коллективном бессознательном содержится все духовное наследие человеческой эволюции, возродившееся в структуре мозга каждого индивидуума». Таким образом, содержание коллективного бессознательного складывается благодаря наследственности и одинаково для всего человечества. Важно отметить, что концепция коллективного бессознательного была основной причиной расхождений между Юнгом и Фрейдом.

    Юнг высказал гипотезу о том, что коллективное бессознательное состоит из мощных первичных психических образов, так называемых «apxeтипов» (грeч. arche – нaчaлo, typos – oбpaз) – пpooбpaз, пepвичнaя фopмa, oбpaзeц. Apxeтипы пpeдcтaвляют coбoй фopмaльныe oбpaзцы пoвeдeния или cимвoличecкиe oбpaзы, нa ocнoвe кoтopыx oфopмляютcя кoнкpeтныe, нaпoлнeнныe coдepжaниeм, oбpaзы, cooтвeтcтвyющиe в peaльнoй жизни cтepeoтипaм coзнaтeльнoй дeятeльнocти чeлoвeкa. Apxeтипы дeйcтвyют в чeлoвeкe инcтинктивнo. Apxeтипы – этo cиcтeмa вpoждeнныx пpoгpaмм пoвeдeния, типичecкиx peaкций и ycтaнoвoк, зaлeгaющиx в глyбинax пcиxичecкoй жизни вceгo чeлoвeчecкoгo poдa.

    Количество архетипов в коллективном бессознательном может быть неограниченным. Однако особое внимание в теоретической системе Юнга уделяется персоне, аниме и анимусу, тени и самости.

    1) Персона (от латинского слова, обозначающего «маска») – это наше публичное лицо, то есть то, как мы проявляем себя в отношениях с другими людьми. Персона обозначает множество ролей, которые мы проигрываем в соответствии с социальными требованиями. В понимании Юнга, персона служит цели производить впечатление на других или утаивать от других свою истинную сущность. Персона как архетип необходима нам, чтобы ладить с другими людьми в повседневной жизни. Однако Юнг предупреждал о том, что если этот архетип приобретает слишком большое значение, то человек может стать неглубоким, поверхностным, сведенным до одной только роли и отчужденным от истинного эмоционального опыта.

    2) Тень – это подавленная темная, дурная и животная сторона личности. Тень содержит наши социально неприемлемые сексуальные и агрессивные импульсы, аморальные мысли и страсти. Но у тени имеются и положительные свойства. Юнг рассматривал тень как источник жизненной силы, спонтанности и творческого начала в жизни индивидуума. Согласно Юнгу, функция эго состоит в том, чтобы направлять в нужное русло энергию тени, обуздывать пагубную сторону нашей натуры до такой степени, чтобы мы могли жить в гармонии с другими, но в то же время открыто выражать свои импульсы и наслаждаться здоровой и творческой жизнью.

    3) Анима – это внутренний образ женщины в мужчине, его бессознательную женскую сторону.

    4) Анимус – внутренний образ мужчины в женщине, ее бессознательная мужская сторона.

    В архетипах анимы и анимуса находит выражение признание Юнгом врожденной андрогинной природы людей. Эти архетипы основаны, по крайней мере частично, на том биологическом факте, что в организме мужчин и женщин вырабатываются и мужские, и женские гормоны. Этот архетип, как считал Юнг, эволюционировал на протяжении многих веков в коллективном бессознательном как результат опыта взаимодействия с противоположным полом. Многие мужчины, по крайней мере до некоторой степени, «феминизировались» в результате многолетней совместной жизни с женщинами, а для женщин является верным обратное. Юнг настаивал на том, что анима и анимус, как и все другие архетипы, должны быть выражены гармонично, не нарушая общего баланса, чтобы не тормозилось развитие личности в направлении самореализации. Иными словами, мужчина должен выражать свои феминные качества наряду с маскулинными, а женщина должна проявлять свои маскулинные качества, так же как и феминные. Если же эти необходимые атрибуты остаются неразвитыми, результатом явится односторонний рост и функционирование личности.

    5) Самость – наиболее важный архетип в теории Юнга. Самость представляет собой сердцевину личности, вокруг которой организованы и объединены все другие элементы. Когда достигнута интеграция всех аспектов души, человек ощущает единство, гармонию и целостность. Таким образом, в понимании Юнга развитие самости – это главная цель человеческой жизни.

    Юнг ввел понятие «коллективного бессознательного». Его содержание – это так называемые архетипы, архетипы – врожденные идеи или воспоминания, которые предрасполагают людей воспринимать, переживать и реагировать на события определённым образом; иначе говоря, это универсальные модели восприятия, мышления и действия в ответ на какой-то объект или событие. Среди архетипов, описанных Юнгом наиболее важные архетипы – персона (наше публичное лицо), тень (подавленная, тёмная сторона личности), анимус/анима (внутренний образ женщины в мужчине и наоборот, внутренний образ мжчины в женщине), самость (сердцевина личности, вокруг которой организованы и объединены все другие элементы).

    Отойдя от теории Фрейда, Юнг обогатил наши представления о содержании и структуре личности. Хотя его концепции о коллективном бессознательном и архетипах трудны для понимания и не поддаются эмпирической проверке, они продолжают пленять очень многих. Его понимание бессознательного как богатого и жизненно необходимого источника мудрости вызвало новую волну интереса к его теории у современного поколения студентов и профессиональных психологов. К тому же Юнг одним из первых признал позитивный вклад религиозного, духовного и даже мистического опыта в развитие личности.

    Многие современники К. Юнга восприняли его идеи в штыки. Теперь, несколько десятилетий спустя, можно сказать, что определенный отбор среди идей Юнга завершен. Многие постулаты признаны, некоторые отвергнуты, но интерес к идеям автора теории “архетипов” сохраняется и по сей день. Нужно отдать должное той стройной, убедительной и во многом справедливой теории, которую создал Карл Юнг.

    1) “Аналитическая психология, прошлое и настоящее”, К.Г.Юнг, Москва, 1995 г

    2) “Душа и миф, шесть архетипов”, К.Г.Юнг, Киев-Москва, 1997 г.

    3) Философия / под ред. проф. Кохановского В.П. — 2-е изд., перераб. и доп.. — Ростов- на-Дону: Феникс, 2001.

    4) Фрейд З. Психология бессознательного: Сб. произведений / Сост., науч. ред., автор вступ. ст. М.Г. Ярошевский. М.:Просвещение,1989. – 448 с.

    5) Юнг К.А. Избранное. -М.: ООО “Попурри”, 1998. с. 235.

    6) Юнг К.Г. Об архетипах коллективного бессознательного // Юнг К.Г. Архетип и символ. – М., 1991.

    Теория личности Юнга. Комплексы. Архетипы.

    • К.Г. Юнг.
    • Отход от психоанализа.
    • Появление аналитической психологии.
    • Структура личности по Юнгу.
    • Архетипы.

    Данная статья не претендует на исчерпывающее изложение темы и предназначена для студентов, изучающих психологию в рамках переквалификации, на базе первичного высшего образования, а также для тех, кто только интересуется идеями психоанализа.

    Основатель направления «Аналитическая психология» Карл Густав Юнг родился в 1875 году в швейцарском городке Кесвиль в семье пастора. Окончив университет в Базеле, молодой врач около 6 лет проработал в психиатрической больнице Цюриха в качестве помощника известного психиатра Эйгена Блейлера, а начиная с 1910 года, Юнг входит в число учеников основателя психоаналитического направления Зигмунда Фрейда.
    Довольно скоро Юнг становится одним из самых многообещающих учеников Фрейда и занимает ведущие позиции в психоаналитическом движении.
    В период с 1909 по 1913 год, Юнг становится президентом Психоаналитического сообщества и редактором соответствующего журнала.

    Отход от классического психоанализа

    В 1914 между Фрейдом и Юнгом происходит разрыв.
    И хотя в общем, Юнг остается на позициях психоанализа, его взгляды на одно из самых основных положений Фрейда — о доминирующей роли сексуальных влечений в мотивации человеческой личности, значительно расходятся со взглядами учителя, что приводит к непримиримым противоречиям.

    Поводов для принципиального расхождения было два — собственный подход Юнга к идеям либидо и бессознательного.

    Появление аналитической психологии

    Вспомним, в чем заключалась основная идея психоанализа.
    Согласно Фрейду, поведение личности детерминировано бессознательными мотивами, в основе которых лежит сексуальное влечение, а причина внутренних конфликтов — неврозов и депрессий это, ни что иное, как неизбежные противоречия, возникающие между осознаваемой частью личности (супер эго) и неосознанными импульсивными желаниями (ид), обусловленными животной природой человека, которая, неизменно подавляется социальными и этическими установками.

    Таким образом, в учении Фрейда человек — животное и человек — социальное существо находились в состоянии естественного противоречия.

    Идеи же Карла Юнга касательно либидо и бессознательного были похожи на фрейдовские лишь на первый взгляд, а некоторые из них, особенно его взгляды на бессознательное, покоились на весьма экзотических для того времени воззрениях.

    В целом, принимая саму идею либидо, Юнг лишил ее своей основной функции — сексуальной. В его понимании изначальным источником конфликта являлась не только сексуальная энергия, а некая психическая энергия как таковая. Сексуальная же энергия была не более чем ее частью и выходила на первый план (как и любая другая потребность) лишь в те моменты, когда становилась для личности актуальной.

    В такой системе координат любая человеческая потребность, будучи не реализованной, могла послужить источником психологических проблем, а список таких потребностей расширялся весьма далеко за пределы сугубо животных порывов. Говоря точнее, природа базовой (животной) энергии по Юнгу оставалась прежней, но проявляла себя не только в сфере животных потребностей, но и в присущих только человеку видах деятельности.

    Совершенно другие смыслы Юнг вложил и в понимание мотивов развития личности. Так, знаменитая идея Фрейда об эдиповом комплексе в понимании Юнга обретает несколько иной контекст. Теперь, привязанность ребенка к матери Юнг объясняет по большей части тем, что мать является источником удовлетворения текущих потребностей личности, например, базовых потребностей в пище и тепле. А что касается сексуальной энергии, то согласно логике Юнга, она становилась куда более актуальной в период полового созревания, а значит, гораздо позже. При этом, Юнгом вовсе не отрицался факт сексуальных влечений в раннем возрасте, но сводились они лишь к фрагментарным проявлениям, в одном ряду с другими психическими потребностями.

    Исходя из разницы воззрений на доминирующую психическую энергию, вытекало и куда более далеко идущее различие, касательно основной парадигмы взглядов на личность человека, а точнее на то, чем эта личность определена в данный момент времени.

    Так, согласно воззрениям Фрейда, основа человеческой личности, ее мотивы и порывы в настоящем в значительной мере определялись прошлым, а именно, детским периодом развития. Юнг же утверждал, что развитие личности вовсе не заканчивается в детстве.
    Человек может значительно меняться в любом возрасте, а его побудительные мотивы, в равной мере, определяются, не только его детскими травмами, но и существующими сейчас и определяемыми в настоящем актуальными мотивами и задачами.

    Так, использовав психоанализ Фрейда в качестве основы, Юнг весьма радикально обошелся с теорией своего учителя.

    Однако, по-настоящему революционным воззрением Юнга стала его трактовка бессознательного, которое стало одной из основ новой теории личности.

    Структура личности по Юнгу

    Структурно личность Юнга почти не отличается от личности Фрейда, но только на первый взгляд.
    По Юнгу, личность — душа (психе), состоит из трех компонентов — ЭГО, Личного бессознательного и Коллективного бессознательного.

    ЭГО — центральная часть сознания, которая включает мысли, чувства, ощущения, информацию (воспоминания). Именно эта часть нашего сознания ответственна за идентификацию нас, как отдельно существующей личности, за рациональное восприятие мира и за сознательную деятельность (осознаваемое поведение).

    Личное бессознательное — вместилище информации, ранее осознаваемой, однако, по определенным причинам вытесненной и забытой. Такая концепция бессознательного была бы похожа на концепцию Фрейда, если бы Юнг не пошел намного дальше, предположив, что эта же сфера содержит, так называемые комплексы, или эмоционально окрашенные (заряженные) части психики, которые приобрели свойства почти автономного существования, неких отдельных психических сущностей, способных оказывать значительное влияние на человека, его состояние и поведение. Причина возникновения таких психических структур — травмирующие ситуации из личной истории, которые находились в оппозиции к эго и не могли быть им приняты (осознаны), и поэтому, оказались запертыми в подсознании.

    Нежелательный для осознания (травмирующий) материал вытесняется из сознательной части личности волевым усилием ЭГО, но при этом, без проблем продолжает свое существование в области бессознательного, вновь и вновь давая о себе знать в ситуациях, схожих с теми, при которых они возникли. Интересно, что по всей видимости, каждому вытесненному образованию (комплексу) соответствует антагонистическая идея (или убеждение), присутствующая в явном виде в сознательной части психики и являющаяся важным элементом сокрытия комплекса в бессознательном.

    Для индивида проблема заключается в том, что благодаря этим компонентам психики, свобода его воли, в значительной степени нарушается, и индивид начинает вести себя, не в соответствии с требованиями реальной ситуации, а под воздействием (не актуальных в данный момент) внутренних причин из прошлого. Помимо этого, на поддержание статуса вытесненного материала в подсознании, тратится большое количество психической энергии личности, что само по себе, вызывает постоянное психологическое напряжение в жизни человека.

    Комплексы влияют не только на поведение человека, но и на его мироощущение, поэтому в значительной мере определяют его стиль жизни, его поведение и перспективы дальнейшего развития.

    Третья часть личности по Юнгу — коллективное бессознательное, представляет собой вместилище всеобщей памяти человечества (общая база данных), накопленное за сотни тысяч лет эволюции. Это, как бы коллективное наследие наших предков, существующее в скрытой образной форме в подсознании каждого индивида и, при определенных условиях, доступное для осознания, но также, только в виде образов.

    Носителями этого коллективного наследия выступают особо значимые и энергетически мощные образы психики — архетипы (первичные модули), которые ответственны за инстинктивное поведение людей, за восприятие мира через посредство базовых идей, примерно одинаковых в различных культурах но, не связанных между собой напрямую.

    Это объясняло тот факт, что люди разных культур, схожие жизненные ситуации воспринимали примерно одинаково. Например, отношение к отцу, матери, ребенку, смерти, учителям и т.п., очень похоже в разных, даже очень удаленных друг от друга культурах.

    По мнению Юнга, каждый архетип ответственен за то, как именно будет вести себя индивид или группа в определенных жизненных обстоятельствах.

    Примеры значимых архетипов Юнга — мать, ребенок, смерть, мудрец, бог, самость.

    Юнг полагал, что восприятие архетипов доступно в образной форме во время сновидений.
    Эти архетипы встречаются в разных культурах в виде символов, религиозных, художественных, литературных, философских.

    Далее на рисунке представлена структура личности по Юнгу

    Важнейшие архетипы Юнга

    Логично, что число архетипов должно быть равно количеству типовых (повторяющихся, схожих) ситуаций нашей жизни, из чего понятно, что речь идет о фактически неограниченных их количествах. Однако, Юнг выделял особо, лишь некоторое количество самых важных из них, это маска (персона), анима, анимус, тень и самость.

    Именно этот набор архетипов принимает особое участие в в формировании личности, во многом определяя ее структуру (см. рисунок).

    МАСКА (персона). Один из важнейших для личности архетипов название которого говорит само за себя.
    Маска, это та часть нашего сознания, которая обращена в социум. Именно через нее происходит взаимодействие с обществом.
    Для каждой социальной ситуации у каждого человека есть своя разновидность маски.
    Функция маски — имитировать социально приемлемый образ нас самих, а также, скрывать то, чем мы являемся на самом деле.
    Маска очень важная часть нашей личности, которая ответственна за успешную социальную жизнь, но, как и любая полезная вещь, она несет в себе, как благо, так и зло. Зачастую маска начинает играть такую большую роль для большинства из нас, что мы намертво забываем то, кто мы на самом деле, это значит, что мы попадаем под власть искусного инструмента, который незаметно порабощает нас. Из сказанного легко сделать вывод, что МАСКА (ПЕРСОНА) — архетип, находящийся в процессе постоянного изменения, суть которого постоянно приспосабливаться к новым обстоятельствам.

    ТЕНЬ. То, что ответственно за «примитивную» животную часть нашей личности, тень — это наши естественные импульсы (эгоистичные, сексуальные, агрессивные), которые, по разным причинам, не принимаются ни обществом, ни нами самими. Соответственно, мы склонны к подавлению ее естественных проявлений. Однако, сам Юнг считал Тень — двоякой по сути.
    С одной стороны, она представляет для личности очевидные проблемы, с другой же, является мощным источником универсальной энергии, которую можно использовать и в «мирных целях», например, направить ее энергию в творческое русло.

    Согласно Юнгу и Тень, и Персона представляют собой особенные архетипы и являются некой базисной структурой (ядром) в коллективном бессознательном. Причина такого воззрения вероятно в том, что эти архетипы, в отличие от остальных, отвечают за самосознание личности, и поэтому, и один, и другой проявляются, как в личном бессознательном, так и непосредственно в сознании.
    Роль Эго заключается в том, чтобы создавать между Тенью и Персоной определенное подобие гармонии.
    Это означает направление огромной энергии Тени в нужное русло.
    С другой стороны, это означает использование Персоны, как практичного инструмента для жизни в социуме, без отождествления с ней.

    АНИМА и АНИМУС. Эти два архетипа связаны с образами Отца и Матери, мужчины и женщины.
    Для мужчины Анима образ — идеал, связанный, с одной стороны, с матерью, с другой, несущий в себе бессознательную женскую сторону мужской натуры, а также и представления об идеальной женщине, которые в немалой степени оказывают влияние в поиске партнерши.
    Типичные проявления Анимы в мужском характере, это чрезмерная эмоциональность, чувственность, иррациональная импульсивность.
    Игнорирование женской стороны своей натуры приводит к определенной дисгармонии в развитии мужской личности и потере определенных возможностей.

    Для женщины Анимус, это образ идеального мужчины, партнера, отца, а также мужская часть ее личности. Проявления Анимуса в женском характере — агрессивность в обществе и семье, стремление к доминированию, самостоятельность, логика.
    Так же как и в случае с мужчиной, игнорирование или отвержение мужской части личности приводит к одностороннему развитию.

    САМОСТЬ. (Я, такой как есть). Не проявленный в обычных условиях, этот архетип становится центром всей личностной структуры после особого акта, который Юнг называл ИНДИВИДУАЦИЕЙ.
    Индивидуация личности происходит тогда, когда все ее внутренние, в обычных условиях находящиеся в антагонизме структуры, приходят в равновесие и соединяются в одной целостной гармонии.
    Только тогда, определяющим архетипом личности становится Самость.
    Юнг считал, что самоактуализация Самости весьма редкое явление, тем не менее, это основная цель человеческого существования. По мнению Юнга, Самость представляет собой воплощение нашей естественной религиозности и подсознательно подталкивает человека к развитию внутренней гармонии.

  • Ссылка на основную публикацию