Делинквентное поведение – понятие, виды, признаки и условия формирования

Делинквентное поведение — что это такое, понятие, примеры

Делинквентное поведение – понятие, виды, признаки и условия формирования

Люди — существа социальные. Если не взаимодействовать с остальными членами, не подчиняться общепринятым законам, то весьма проблематично добиться успеха в жизни. Все навыки не являются врождёнными. Они приобретаются с детских лет и формируются по мере развития личности.

К глубокому сожалению, есть индивидуумы, которые осознанно или несознательно отказываются следовать правилам поведения. Подобное считается отклонением от нормального сосуществования в социуме.

Исследователи поделили нестандартные поступки на 2 вида:

Эти понятия не являются тождественными. Своему происхождению термины обязаны латинскому слову « delictum», которое можно перевести на русский язык, как «проступок». И английскому « delinquency» — «правонарушение» или «провинность».


«Девиантное поведение» считают относительным понятием, которое подразумевает несоблюдение общепринятых в обществе норм. Оно имеет разную трактовку из-за специфических свойств. Одним поступок покажется неадекватным и возмутительным, а другим — вполне нормальным. Дело вкуса и традиций. Летучую мышь не каждый способен съесть.

Что можно считать правилами?

Существуют формальные и неформальным правила. К ним относят:

  • национальные обряды, традиции, обычаи, характерные для данной местности проживания;
  • соблюдение хороших манер, правил приличия, этикета;
  • если общество закрытого типа, то принятые в нём нормы.

Предлагаем Вашему вниманию небольшое видео на нашу сегодняшнюю тему:

Общие черты

Они оба являются отклонениями от законодательно закреплёнными нормами в государстве.

Различия в следующем:

  • Девиантное считается широким понятием, в которое входит множество разных стилей ненормального поведения
  • Делинквентное включает в себя самые противоречащие законам действия. Как например: грабежи, кражи, насилие, мошенничество, убийства, буллинг. То есть включает в себя отклонения, которые способны принести юридически наказуемые последствия (штрафы и уголовное наказание).

Причины возникновения

Люди могут стать асоциальными по многим причинам. Это зависит от внешних факторов и психоэмоционального состояния. К последним относятся: тип личности и её характер, психические заболевания, круг общения, вредные зависимости (наркотическая, алкогольная, игровая и пр.).

К семейным факторам:

  • смерть дорогого человека;
  • развод в детстве родителей;
  • личный пример родителей;
  • неблагополучная домашняя обстановка (постоянные склоки, драки, ссоры).
  • гиперопека;
  • проявления морального и физического насилия в семье.
  • неравенство (материальное и социальное);
  • вражда на почве межнациональной нетерпимости;
  • потеря рабочего места;
  • недостаточность средств для нормального существования;
  • смена места проживания.
  1. Аддикция. Все возможные пагубные пристрастия.
  2. Дисциплинарные нарушения. Умышленно совершённые дисциплинарные проступки.
  3. Административные правонарушения. Нарушения общественного порядка, которые влекут за собой административную ответственность.
  4. Криминальные преступления.

Особенности, возникающие у подростков

Во все времена молодёжь отличалась независимым характер, вольностями, несоблюдением порядка. В наши дни эта проблема актуальна, как никогда.

К ярко выраженным особенностям относится противоправные действия? совершённые группой. Многие из них считают, что в толпе они останутся анонимными. Чаще всего всё начинается с полного отрицания моральных ценностей взрослых. Пытаясь им что-то доказать, подростки идут на совершение преступных поступков.

Нельзя исключать и чисто материальные, корыстные мотивы. Ради сиюминутной выгоды взломают киоск, а после суда плачут горючими слезами, удивляясь как оно так вышло.

Примеры

Самыми яркими примерами можно считать:

  • вандализм, жестокое отношение к животным;
  • наркомания, алкоголизм;
  • занятие проституцией;
  • распространение наркотиков, порнографии;
  • издевательства над случайными прохожими;
  • грабежи, кражи, угон автотранспорта;
  • склонность к суициду;
  • разные уголовные и административные нарушения.

Самой важной причиной является искажение в сознании человека. Именно поэтому крайне необходимо буквально с пелёнок прививать детям правильное мышление.

Понятие делинквентного поведения

  • Делинквентное поведение
  • Основные признаки
  • Причины поведения
    • Резкие социальные перемены в обществе
    • Деформация старых представлений о морали
    • Низкий уровень правовой культуры
    • Употребление алкоголя и наркотиков
    • Педагогические ошибки
  • Основные виды делинквентного поведения
    • Административные правонарушения
    • Дисциплинарные правонарушения
    • Преступление
    • Пагубная зависимость
  • Делинквентное поведение подростков
  • Примеры в обществе

Делинквентное поведение

Делинквентное поведение — антиобщественное противоправное поведение человека, воплощённое в его проступках, наносящих вред как отдельным гражданам, так и обществу в целом.

Понятие «делинквентное поведение» произошло от английского слова «delinquency», что переводится как «правонарушение, проступок, провинность».

Понятие описывает асоциальные поступки человека, не соблюдающего общепринятые нормы, и при этом совершающего противоправные действия, нацеленные на отдельного человека или общество в целом. Обычно оно связано с нарушением общественного порядка, посягает на права и свободы других людей, на их собственность, на права и собственность юридических лиц, на государственные или какие-либо общественные интересы.

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.

В этом его отличие от определения «девиантное поведение», которое описывает все действия людей, так или иначе связанные с отклонением от основных общественных норм. Делинквентное поведение является одним из видов девиантного.

Основные признаки

Основной критерий, по которому можно отличить делинквентное поведение от девиантного в целом — нарушение правовых норм, принятых на законодательном уровне, влекущее за собой административную, уголовную или иную формы ответственности.

Если государство или администрация приняли нормативный документ, предписывающий гражданам определенный формат поведения, и установили форму ответственности за его несоблюдение, то нарушение предписанных норм будет считаться проявлением делинквентного поведения (правонарушением), и влечет за собой наказание.

Действия человека, обусловленные его делинквентным поведением, обычно характеризуются причинением вреда, нарушением эстетических, моральных и правовых норм. Это может быть имущественный вред (присвоение или уничтожение чужого имущества), моральный вред (причинение физического или нравственного страдания), дискредитация репутации (публичное унижение, оскорбление, клевета). К нарушению эстетических норм можно отнести непристойное поведение, появление в публичных местах в неподобающем виде, что оскорбляет эстетические чувства граждан.

Причины поведения

Причины, служащие предпосылками делинквентного поведения, могут быть как внутренними, так и внешними. Внутренние связаны с психоэмоциональным состоянием человека, которое зависит от его типа личности, характера, темперамента (холерики чаще склонны к импульсивным действием под влиянием эмоций), наследственных психических отклонений, повышенного или пониженного уровня тревожности, от имеющихся пагубных пристрастий.

Внешние связаны с социальным окружением, его отрицательным влиянием на формирование поведенческих мотивов, а также с социально-экономической обстановкой в обществе.

Среди внешних предпосылок можно отметить:

  • расслоение общества по уровню материального достатка;
  • безработица, нехватка средств к существованию;
  • конфликты на почве расового, национального неприятия;
  • смена социального окружения.

Резкие социальные перемены в обществе

Резкие социальные перемены, сотрясающие общество, выбивают у многих людей почву из-под ног, лишают их ощущения стабильности и уверенности в своем будущем. Со сменой социальной системы меняется законодательство: то, что раньше считалось нарушением закона, принимается за норму поведения. Старые нормы отмирают, а новые не успевают прижиться. В стране господствует хаос, создается ложное впечатление вседозволенности. Поведение многих людей становится делинквентным. Поэтому в период революций, реформ, перестроек резко возрастает уровень преступности. Наглядный пример — повсеместное распространение бандитизма в 90-е годы двадцатого века в России в период перестройки.

Деформация старых представлений о морали

Но даже если государственная система не испытывает резких социальных потрясений, в обществе со временем происходит деформация старых представлений о морали. Раньше тунеядство преследовалось законом, а труд был в почете. Сейчас каждый волен сам решать вопрос своего трудоустройства, и в почете не труд как таковой, а высокий уровень материальной обеспеченности при минимальном вложении труда. Особенно пагубно это влияет на подростков, имеющих неограниченный доступ к СМИ. Слушая придуманные истории о «красивой жизни», подросток хочет иметь все то же самое, причем легкими средствами.

Многие информационные ресурсы рассказывают о преступлениях, оправдывая их, наделяя ореолом романтики, приводя примеры случаев ухода от ответственности. Недобросовестные юристы повсюду рекламируют свои услуги «полного списания долгов» с должников, формируя общественное мнение о том, что можно безнаказанно брать и не отдавать чужое. Впитывая подобную информацию, человек со слабо развитым критическим мышлением, особенно подросток, легко склоняется в сторону делинквентного поведения.

Низкий уровень правовой культуры

Одной из причин правонарушений является низкий уровень правовой культуры. Иногда человек совершает противозаконный поступок не умышленно, а из-за незнания закона. Так, подросток, рисующий граффити на стенах, может искренне считать, что он украшает фасад дома. Пешеходы, прогуливающиеся по велодорожкам, полагают, что это не запрещено. Родители, применяя физические наказания, думают, что занимаются воспитанием детей. Подростки, занимаясь травлей одноклассника, не предполагают, что это наказуемое деяние.

Но бывает и так, что человек из-за низкого уровня правовой культуры осознанно нарушает нормы права, основываясь на убеждениях «так принято», «все так поступают», «лучше штраф заплачу», «авось не поймают». Среди распространенных примеров — сознательное нарушение правил дорожного движения (превышение скорости, проезд на красный сигнал светофора, переход дороги в неположенном месте), дача взяток, распитие алкогольных напитков в общественных местах, утаивание части доходов для уменьшения суммы алиментов.

Для того, чтобы искоренить подобные нарушения, надо активно прививать населению правовую культуру, начиная со школьных лет.

Употребление алкоголя и наркотиков

Употребление алкоголя и наркотиков является самой распространенной причиной проявления делинквентного поведения. Опьяняющие и наркотические средства тормозят процессы, происходящие в коре головного мозга: притупляется внимание, снижается скорость реакций, теряется контроль над собственным поведением, пропадает способность критически оценивать свои поступки и адекватно воспринимать окружающую действительность.

Именно в таком состоянии совершается очень много преступлений. Систематическое употребление алкоголя и наркотиков ведет к деградации личности, подмене высших ценностей на примитивные потребности, разрыву социальных связей (с семьей, друзьями, трудовым коллективом).

Человек, зависимый от алкоголя или наркотиков, чаще всего теряет работу и, не имея источника дохода для приобретения очередной дозы, распродает свое имущество и имущество членов семьи, а впоследствии занимается кражами или попрошайничеством.

Педагогические ошибки

Основным социальным институтом, несущим воспитательную функцию, являются семья и школа. К сожалению, и родители, и учителя зачастую допускают педагогические ошибки.

Родители должны тщательно отслеживать любое проявление делинквентного поведения ребенка, включая круг его интересов, и сразу же пресекать. Кроме того, родители являются образцом для подражания и должны демонстрировать неприятие нарушения морально-этических и правовых норм кем бы то ни было. Но зачастую именно неадекватные семейные отношения могут стать причиной делинквентности ребенка. Вот основные семейные факторы, которые являются предпосылкой для проявления подобного поведения:

  • равнодушие к ребенку со стороны родителей, отсутствие проявлений любви и заботы;
  • развод;
  • проявление морального или физического насилия в семье;
  • алкогольная или наркотическая зависимость кого-то из членов семьи;
  • чрезмерная опека и контроль;
  • избалованность ребенка (вседозволенность);
  • конфликтная, напряженная обстановка в семье, ссоры между родителями;
  • предпочтение одного ребенка другому;
  • отсутствие воспитательных мер со стороны родителей.

Если ребенок не ощущает поддержки и принятия не только со стороны родных и близких, но и от педагогов, ему свойственно замыкаться в себе или искать авторитеты на стороне. Одинокий подросток, ощущая себя никому не нужным, накапливает внутреннюю агрессию против общества. В случае попадания в «плохую» компанию, где его начинают ценить, подросток готов на все, чтобы сохранить это уважение. И то и другое провоцирует его на делинквентное поведение.

Основные виды делинквентного поведения

Можно выделить следующие виды делинквентного поведения:

  • административные правонарушения;
  • дисциплинарные нарушения;
  • преступление;
  • пагубная зависимость от чего-либо.

Административные правонарушения

В эту категорию входят различные типы нарушения общественного порядка и спокойствия граждан, за которые предусмотрена административная ответственность.

Сюда можно отнести:

  • нарушение правил дорожного движения;
  • оскорбление граждан, нецензурная брань;
  • распитие алкоголя или появление пьяным в общественных местах;
  • спаивание несовершеннолетних;
  • занятие проституцией, распространение порнографии.

Дисциплинарные правонарушения

К этому виду относится неисполнение или ненадлежащее исполнение трудовых и иных обязанностей, предусмотренных заранее утвержденным распорядком:

  • опоздание на работу (учебу) или прогул без уважительной причины;
  • распитие алкоголя или появление пьяным на рабочем месте;
  • несоблюдение правил техники безопасности.

За нарушение правил трудового распорядка предусмотрена дисциплинарная ответственность согласно Трудового Кодекса.

Преступление

В эту категорию попадают все противоправные действия, за которые предусмотрена уголовная ответственность. Они считаются более опасными для общества, чем остальные виды правонарушений. Необходимо знать, что помимо таких тяжких преступлений, как убийство, изнасилование, грабеж, кража, угон автомобиля, сюда же относятся:

  • незаконный оборот наркотиков (продажа и хранение);
  • терроризм (в том числе призыв к подобным действиям);
  • вандализм (порча и осквернение имущества);
  • мошенничество;
  • совращение несовершеннолетних;
  • организация занятий проституцией или вовлечение в нее.

Подобные деяния влекут за собой более строгие меры наказания:

  • денежный штраф;
  • принудительные общественные работы;
  • арест;
  • лишение свободы по решению суда;
  • подписка о невыезде и т.п.

Уголовная ответственность наступает в зависимости от типа и тяжести преступления с 14 или с 16 лет. К малолетним преступникам, не достигшим указанного возраста, применяются меры воспитательного характера — возмещение ущерба родителями или собственным трудом, направление в специальное исправительное учреждение для несовершеннолетних.

Пагубная зависимость

Этот вид антисоциального поведения еще называют аддикцией. Вот несколько характерных типов пагубной зависимости:

  • алкоголизм;
  • наркомания;
  • игромания;
  • бродяжничество и попрошайничество.

Особенность поведения людей с зависимостями — это их дистанцирование от остальных людей, антиобщественный образ жизни. Опасность состоит в кардинальном изменении личности зависимого человека — он перестает адекватно воспринимать нормы морали и нравственности, что может оказаться причиной неосознанного совершения преступления.

Еще недавно за бродяжничество и попрошайничество была предусмотрена уголовная ответственность, сейчас она отменена.

Некоторые ученые требуют ввести для подобных граждан хотя бы административное наказание, так как, по их мнению, паразитический образ жизни оказывает растлевающее действие, в том числе на подрастающее поколение, и создает предпосылки для преступной деятельности.

Делинквентное поведение подростков

Формы делинквентного поведения в социально-правовой сфере принято делить на насильственные и ненасильственные (связанные с корыстными мотивами). У подростков такое поведение также чаще всего обусловлено либо корыстными мотивами, сиюминутным желанием что-то заполучить, либо склонностью к насилию, желанием самоутвердиться за счет унижения более слабого.

Помимо этих форм, у подростков принято выделять три типа делинквентного поведения по следующим характеристикам:

  1. Преступление является следствием обычного поведения подростка, связано с его взглядами, моральными установками и жизненными ценностями, то есть непосредственно с его личностью.
  2. Правонарушение спровоцировано неблагоприятной ситуацией, в которую попал подросток. Преступление не является характерным для него, чаще всего совершается «за компанию» в состоянии алкогольного опьянения и не инициировано этим подростком.
  3. Проступок совершается в связи с ситуацией, в которой подросток оказался вынужденно, не по собственному желанию. Негативное поведение подростка в такой ситуации выражено слабо.

Если внимательно наблюдать за подростками и их взаимоотношениями, то можно заметить, что некоторые из них предрасположены к делинквентному поведению по ряду характерных признаков:

  • склонность к определенным зависимостям (например, к компьютерным играм);
  • преуменьшение авторитета родителей при возрастании авторитета сверстников;
  • нестабильная психика подростка, тяга к риску, повышенная эмоциональная возбудимость;
  • склонность быть ведомым, подчиняться толпе;
  • отсутствие силы воли, привычка идти на поводу у своих минутных желаний;
  • стремление завоевать авторитет среди сверстников любой ценой;
  • наличие неблагополучного окружения, в котором не соблюдаются морально-нравственные, этические нормы;
  • склонность к насилию над беззащитными существами или более слабыми (младшими по возрасту или менее развитыми физически) сверстниками.

Примеры в обществе

Каждый из нас периодически сталкивается с проявлениями девиантного поведения в обществе. Вот только некоторые примеры:

  • жестокость по отношению к животным;
  • моральное и физическое насилие внутри семьи;
  • порча общественного имущества (надписи краской на зданиях, памятниках, порча скамеек и пр.)
  • распространение фейковой информации с целью провокации общественного мнения;
  • подстрекательство к терроризму и участие в подобных организациях;
  • призыв к расовой, религиозной, национальной и иной дискриминации или нетерпимости;
  • алкогольная и наркотическая зависимость;
  • подстрекательство к противоправным действиям других лиц;
  • склонение к суициду или доведение до него;
  • распространение порнографии;
  • клевета или публичное унижение чьего-то имени;
  • драка и прочие хулиганские действия в отношении окружающих;
  • нарушение покоя граждан в ночное время громкой музыкой и криками;
  • присвоение чужого имущества, оставленного без надлежащего присмотра (например, стоящего у магазина велосипеда, забытого во дворе детского самоката).

Что такое делинквентное поведение, его отличие от девиантного

Человек – это в первую очередь социальное существо: он не может строить свою жизнь, не взаимодействуя с другими членами общества, следовательно, он подчиняется общепринятым правилам и нормам, установленным в определенной общественной группе. Следование поведенческим нормам, характерным для общества, в котором человек живет, лежит в основе его социализации.

Навыки, необходимые для активного и полноценного взаимодействия с социумом, не являются врожденными: их человек приобретает в процессе развития. В некоторых ситуациях человек сознательно или неосознанно отказывается соблюдать установленные правила: в таком случае психологи говорят о девиантности или делинквентности его поведения. И делинквентное, и девиантное поведение считаются отклонением от поведенческих норм.

Определение девиантного и делинквентного поведения

Психологи выделяют два вида нестандартных социальных поступков: девиантность и делинквентность. Люди, далекие от психологии, часто считают эти понятия тождественными, что не совсем верно.

Девиантное поведение – это относительное понятие, подразумевающее под собой несоблюдение определенных общественных норм. Относительным это понятие считается по той причине, что определенные поступки могут иметь неоднозначную трактовку в разных общественных группах: то, что считается нормальным для одних людей, для других – отвратительный и неадекватный поступок.

К неформальным правилам в таком случае относят:

  • национальные традиции и местные обычаи;
  • хорошие манеры и этикет;
  • нормы поведения в каком-либо закрытом обществе.

Термин «делинквентное поведение» происходит от латинского существительного delictum, использующегося в значении «проступок». Обычно этим термином обозначают асоциальное и противоправное поведение, нарушающее общественный порядок и угрожающее правам и свободам других граждан. Этим понятием оперируют не только психологи, но и криминалисты, юристы, социологи, педагоги.

Сходства и различия между терминами «девиантность» и «делинквентность»

Общие черты девиантности и делинквентности:

  • оба термина подразумевают под собой отклонение от общепринятых социальных норм. При этом поступки людей сравниваются как с законодательно закрепленными государственными нормами, так и с неформальными поведенческими установками;
  • и девиация, и делинквентность подразумевают под собой отсутствие у человека стремления найти свое место в обществе, отвечать его требованиям и соблюдать общепринятые правила.

Если говорить о различиях между этими терминами, они заключаются в следующем:

  • делинквентное поведение – это поведение человека, включающее в себя абсолютно противоправные действия. Яркими примерами делинквентного поведения могут стать грабеж, убийство, любые насильственные действия, мошенничество, буллинг. Делинквентность включает в себя в первую очередь те отклонения, которые несут за собой юридические последствия;
  • девиантность – это более широкое понятие, включающее в себя общепринятые отклонения от социально одобряемых норм.

В узком смысле девиантное поведение может включать в себя проступки, не влекущие за собой уголовную ответственность, а делинквентное поведение – то, что влечет за собой административные штрафы и уголовное наказание.

Причины делинквентного поведения

Говоря о предпосылках отклонения от поведенческих норм, нельзя выделить какую-то единую причину, вследствие которой поведение человека внезапно становится асоциальным. Обычно существует множество предпосылок такого поведения, к которым можно отнести как психоэмоциональное состояние человека, так и воздействующие на него внешние факторы.

К психофизиологическим факторам возникновения делинквентного поведения можно отнести тип личности и характер, наличие различных зависимостей (алкогольная, наркотическая, игровая и другие), психических заболеваний, уровень тревожности.

Если говорить о внешних факторах воздействия на человеческую психику, то можно выделить семейные причины прогрессирования делинквентности и социально-экономические предпосылки возникновения такого состояния.

К семейным факторам относят:

  • развод родителей;
  • смерть близкого родственника, с которым у человека были особенно теплые отношения;
  • алкоголизм или наркоманию у одного из членов семьи;
  • неблагоприятную обстановку в доме: постоянные ссоры, ругань и драки;
  • чрезмерную опеку со стороны родителей, стремление контролировать каждый шаг ребенка;
  • физическое и моральное насилие в семье.

К социальным факторам можно отнести:

  • социальное и материальное неравенство между людьми;
  • конфликты на почве национальной нетерпимости;
  • потерю работы, недостаток средств к существованию;
  • смену социальной среды.

Виды делинквентного поведения

Аддикция. Под этим термином психологи в первую очередь подразумевают пагубные зависимости. К таким относят алкоголизм, наркотическую зависимость, различные формы сексуальной и пищевой зависимости, игроманию. Одной из форм аддикции становится принадлежность человека к какой-либо секте. В случаях аддикции наблюдается добровольное дистанцирование человека от общества, стремление к жизни в мире искаженной реальности.

Дисциплинарные нарушения. Дисциплинарные проступки включают в себя умышленное нарушение утвержденного распорядка, невыполнение трудовых и общественных обязанностей, систематические опоздания, игнорирование техники безопасности.

Административные правонарушения. К этой категории относят нарушения общественного порядка, влекущие за собой административную ответственность. К их числу можно отнести распитие спиртных напитков в общественных местах, нецензурную брань, нарушение правил дорожного движения.

Преступления. Все деяния, наказания за которые предусмотрены Уголовным кодексом государства, в котором находится человек, попадают под категорию преступлений. Преступлением считаются особо серьезные правонарушения, влекущие за собой тяжелые последствия.

Особенности делинквентного поведения у подростков

Особо часто понятие делинквентного поведения рассматривается в контексте изучения поведенческих нарушений у детей и подростков. В наши дни эта проблема не теряет своей актуальности, так как психологи и сотрудники правоохранительных органов отмечают рост числа тяжких преступлений, совершаемых несовершеннолетними людьми.

Особенности делинквентного поведения у подростков:

  • часто противоправные действия совершаются группой подростков, так как причастность к какому-то сообществу дает ощущение анонимности и безнаказанности;
  • делинквентное поведение часто начинается с отрицания авторитета взрослых;
  • в юном возрасте человек проявляет наиболее сильную склонность к аддикции;
  • совершению правонарушений способствует нестабильность психики молодых людей, чрезмерная возбудимость и стремление идти на риск.

Различные формы делинквентного поведения в подростковой среде могут быть обусловлены корыстными и насильственными мотивами. Корыстные действия совершаются подростком для получения сиюминутной выгоды, при этом зачастую молодой человек сам не может объяснить мотивы своих поступков. Насильственные действия дают подростку мнимую возможность самоутвердиться, выделиться в какой-либо социальной группе, сделать акцент на своей значимости.

Примеры делинквентного поведения

Наиболее яркие примеры делинквентного поведения:

  • жестокое обращение с животными;
  • насильственные действия в семье;
  • занятие проституцией;
  • вандализм;
  • умышленная дестабилизация ситуации в обществе в кризисные времена;
  • создание фейковых новостей;
  • алкоголизм, наркомания и их последствия;
  • попрошайничество;
  • участие в террористических группировках;
  • создание и распространение порнографических материалов;
  • склонение к суицидальным действиям;
  • другие административные и уголовные правонарушения.

Одна из важнейших причин делинквентности – искаженное моральное сознание человека. Склонность к таким проявлениям формируется еще в совсем юном возрасте, поэтому профилактику поведенческих отклонений нужно проводить с ранних лет жизни ребенка.

Регулирование и коррекция поведения людей, склонных к проявлению делинквентности, происходят посредством установления законодательных норм. Люди, не соблюдающие традиционные поведенческие нормы, подвергаются общественному осуждению, что на ранних этапах проявления делинквентности также бывает эффективным.

Что такое делинквентное поведение: 5 главных признаков

Приветствую Вас, друзья!

Каждый человек является частью общества и обязан соблюдать определенные правила, которые необходимы для благополучного существования этого общества. Однако есть люди, которые игнорируют данные правила или даже специально нарушают их. Такое поведение называется делинквентным, и сегодня мы подробно разберём, что оно собой представляет, как проявляется, почему возникает и как с ним бороться.

Что такое делинквентное поведение?

Делинквентное поведение – это разновидность асоциального поведения, при котором человек регулярно совершает поступки, приносящие ущерб обществу и считающиеся правонарушениями. При этом целью часто является само противоправное действие, а не получение какой-либо выгоды. Слово «делинквентный» происходит от латинского delinquens (преступник, правонарушитель).

Делинквентное поведение является важным предметом изучения для социологии, педагогики, психологии, криминологии и других наук. Одна из важнейших целей заключается в том, чтобы своевременно пресекать противоправные действия, не ограничивая при этом права личностей, склонных к такому поведению. В частности, большую проблему представляет делинквентное поведение подростков, для многих из которых этот период жизни может стать переломным.

Характерная особенность делинквентного поведения заключается в том, что оно вызывает общественный резонанс и осуждение. Оно осуждается в любом обществе. При этом существуют специальные правовые институты, основная задача которых заключается в том, чтобы создать условия, в которых личности, склонные к делинквентному поведению, не совершали бы правонарушений.

Не следует путать делинквентное и девиантное поведение. Оба понятия подразумевают, что личность нарушает принятые в обществе нормы и правила. Но девиантное поведение обычно не связано с преступлениями и не влечёт за собой уголовного или административного наказания. По сути, делинквентное поведение всегда является разновидностью девиантного, но не наоборот.

Признаки делинквентного поведения

Делинквентное поведение проявляется в нарушениях норм права, за которые предусмотрена административная или уголовная ответственность. От обычной преступной деятельности оно отличается мотивами, заставляющими преступника совершать противоправные действия. Чтобы лучше понимать, что такое делинквентное поведение, желательно запомнить ключевые признаки этого явления:

  1. Причинение материального или иного ущерба. Характерная особенность делинквентного поведения заключается в том, что действия направлены именно на то, чтобы причинить вред. Такой человек может разбить окно, бросить непогашенный окурок в урну, проколоть колесо машины. При этом он не получает никакой выгоды, но чувствует удовлетворение от своего поступка.
  2. Сознательное нарушение закона. Совершая делинквентный поступок, человек обычно прекрасно осознаёт, что его действия подразумевают уголовную или административную ответственность.
  3. Антиобщественный характер действий. Такие действия часто выражают протест против существующих норм и правил, принятых в данном обществе.
  4. Демонстративность. Как правило, человек не стремится скрывать свои проступки, а совершает их так, чтобы их видели и те, кто их одобрит, и те, кто осудит.
  5. Желание привлечь внимание. Это одна из основных целей делинквентного поведения. Человек хочет, чтобы его обсуждали, даже если это будет обсуждение в негативном ключе.

Человек, демонстрирующий делинквентное поведение, не обязательно должен быть социопатом. Ему может быть тяжело причинять вред конкретной личности, поэтому его действия обычно наносят вред общественному порядку, государственной или частной собственности. Если же он вредит чьему-то имуществу (например, прокалывает колесо автомобиля), то обычно оправдывает себя тем, что якобы наказывает человека, заработавшего большие деньги нечестным путём.

Виды делинквентного поведения

Психологи выделяют три основных проявления делинквентного поведения:

1. Дисциплинарные проступки. Человек умышленно нарушает трудовую дисциплину, нанося ущерб организации, на которую работает. При этом для себя он всегда придумывает оправдания, которые обычно основываются на том, что ему мало платят или не обеспечивают надлежащих рабочих условий.

2. Административные правонарушения. К этому виду относятся всевозможные нарушения общественного порядка, подразумевающие административную ответственность: хулиганство, шумное поведение в тёмное время суток, употребление алкоголя и курение в местах, где это запрещено, нецензурные выражения, нарушение ПДД и прочее.

3. Уголовные преступления. В данную категорию попадают деяния, перечисленные в Уголовном кодексе. К преступлениям относятся правонарушения, причиняющие серьёзный ущерб чужой собственности, здоровью или жизни.

Кроме того, признаком делинквентного поведения может служить аддиктивность. Хоть она и относится к девиациям, её стоит воспринимать как тревожный звоночек. К аддиктивному поведению относятся алкоголизм, наркомания, лудомания, а также сексуальная, пищевая и прочие зависимости. Сами по себе привычки не являются преступлениями, но часто провоцируют их.

Причины делинквентного поведения

С точки зрения психологии, делинквентное поведение редко становится следствием единственной причины. Обычно к нему приводит сочетание нескольких факторов разной природы. Психологи делят причины делинквентного поведения на три группы: психофизиологические, семейные и социальные. Рассмотрим каждую группу подробнее.

1. Психофизиологические факторы:

  • тип личности и характера;
  • наличие зависимостей;
  • переходный возраст;
  • расстройства психики.

2. Семейные факторы:

  • развод родителей;
  • неблагополучная обстановка в семье (ссоры, домашнее насилие);
  • потеря дорогого родственника или близкого человека;
  • алкоголизм, наркомания, лудомания и прочие вредные привычки одного из членов семьи;
  • гиперопека и чрезмерный контроль со стороны родителей.

3. Социальные (социально-экономические) факторы:

  • отсутствие образования и хорошей работы;
  • нехватка денежных средств;
  • проблемы социального и материального неравенства;
  • национальные и этнические противоречия;
  • попадание в непривычную социальную среду.

Психофизиологические факторы обычно служат лишь предпосылками, а вот провоцируют делинквентное поведение, как правило, семейные и социальные обстоятельства.

Отличия от девиантного поведения

Для точного понимания того, что такое делинквентное поведение, важно уметь отличить его от девиантного. Прежде всего, нужно запомнить три основных отличия:

  1. Девиантное поведение направлено против общепринятых правил. Делинквентное направлено против закона и правопорядка.
  2. Девиантное поведение определяется общественным мнением, нормами морали и нравственности. Делинквентное поведение определяется уголовным и административным правом.
  3. Девиантное поведение часто подразумевает конфликт с конкретными людьми (родителями, учителями). Делинквентное поведение направлено против общества и общественного порядка в целом.

Как было отмечено выше, делинквентное поведение – это разновидность девиантного поведения, но не наоборот. Главное отличие заключается в том, стремится ли человек причинить ущерб обществу и общественному порядку. Делинквентное поведение обычно подразумевает нарушение уголовного или административного права. Совершаемые при этом поступки называются деликтами (от латинского delictum – «проступок»), а сам преступник – делинквентом.

Делинквентное поведение подростков

Склонность подростков к данному типу поведения – большая проблема современного общества. На фоне общего повышения благополучия граждан и снижения уровня преступности количество преступлений, совершаемых подростками остаётся достаточно высоким. Важно то, что совершение преступления в юном возрасте, как правило, определяет всю дальнейшую жизнь человека.

При этом у подростков ещё не выработались моральные и нравственные ориентиры, они не осознают ответственности за свою будущую жизнь. Поэтому правоохранительные органы, педагоги и психологи должны совместно работать над тем, чтобы подростковая преступность была минимальной.

Основные особенности делинквентного поведения у подростков:

  • основная причина делинквентного поведения – отрицание авторитета взрослых и борьба с навязываемыми ими правилами;
  • правонарушения чаще всего совершаются группами подростков, поскольку воспринимаются ими как способ социализации;
  • в подростковом возрасте у человека самая высокая склонность к аддикциям;
  • психика подростков нестабильна, они склонны к риску и совершению импульсивных поступков без обдумывания последствий;
  • у подростков недостаточно жизненного опыта, нет понимания ответственности.

Недостаток опыта, отсутствие моральных и нравственных принципов складываются у подростков с их импульсивностью, желанием выделиться и продемонстрировать свою значимость. Поэтому они сами не всегда могут объяснить причины и мотивы своих поступков. К примеру, самоутверждаясь через буллинг и другие правонарушения, подросток сам не понимает, для чего это делает. Но при этом он чувствует себя более значимым, ему кажется, что таким образом он укрепляет свой авторитет внутри социальной группы.

Профилактика делинквентного поведения

Как известно, люди далеко не всегда становятся закоренелыми преступниками после первого правонарушения. Но практически всегда они становятся таковыми после тюремного заключения. Особенно справедливо это утверждение для постсоветского пространства. Поэтому профилактика делинквентного поведения у детей и подростков гораздо важнее, чем наказание лиц уже совершивших преступления.

Основные меры профилактики делинквентного поведения:

  • благополучные отношения в семье, мирное решение проблем, отсутствие агрессии и домашнего насилия;
  • отказ от просмотра фильмов, сериалов и передач, романтизирующих преступную деятельность;
  • повышение качества образования, повышение успеваемости;
  • ребенок должен получать больше положительных эмоций от родителей и учителей, чтобы понимать, что они ему не враги.

Заключение

Делинквентное поведение – это серьезная проблема современного общества, для которой пока что не придумано достаточно эффективных решений. Практически все люди в подростковом возрасте демонстрируют выраженную делинквентность, нарушая правила и запреты. Разумеется, о серьезных преступлениях в большинстве случаев речи не идёт. Но хулиганские поступки молодых людей часто приносят значительный ущерб и обществу, и им самим. Поэтому одной из главных задач родителей и педагогов является профилактика делинквентности у молодых людей.

Делинквентное поведение — понятие, виды, признаки и условия формирования

В XX веке ради громкого заявления о себе и самоутверждения во взрослом мире представители молодёжных субкультур использовали агрессию, эпатаж, отрицание моральных и этических норм, что зачастую приводило к серьёзным нарушениям общественного порядка. В психологии возник даже специальный термин — делинквентное поведение, обозначающий действия (или бездействие) индивида, которые вступают в противоречие с существующими законами государства.

Проблема антисоциальных проявлений

Делинквентное (от англ. delinquency — преступление, правонарушение) поведение является частным случаем более широкого понятия девиантного (отклоняющегося) поведения, которое уже давно было известно в психологии и подвергалось всестороннему изучению. Многообразие причин возникновения этого явления и последствий, к которым оно приводило, послужило причиной выделить его в отдельную область изучения. Для лучшего понимания механизмов потребовалась помощь специалистов по социологии, педагогике, криминологии и другим смежным наукам.

Основной признак делинквентности

В процессе развития общества сформировался комплекс религиозных, моральных, этических и поведенческих норм, регулирующий комфортное сосуществование людей в социуме. Часть из них получила статус обязательного исполнения в виде законов, за соблюдением которых следит государство. А другая существует как свод неписаных правил, нарушение которых вызывает общественное порицание. Девиацией в этом смысле является любое отклонение от нормы, независимо от того, подпадает оно под определение преступления или нет.

Субъектом девиантного поведения становится человек или общество в целом. Акция в храме Христа Спасителя, организованная Pussy Riot, яркий тому пример. Политическое выступление «Богородице, дево, Путина прогони» в форме пляски у святого престола оскорбляло чувства верующих, нарушало регламент работы и выглядело кощунством, но при этом под статью о хулиганстве попадало с очень большой натяжкой, о чём видные представители коллегии адвокатов и указали в открытом письме, опубликованном в СМИ.

Однако в обществе, получившем в свою сторону формальный плевок, сложилось мнение о необходимости наказания за столь вызывающее поведение. Антиправительственная составляющая акции была выхолощена, а сама она превращена в хулиганскую выходку, направленную на создание дешёвого пиара.

Оставаясь девиацией, выступление превратилось в деликт (действие преступного характера). А такой проступок уже подвергается уголовному преследованию, потому что делинквентное поведение — это всегда нарушение законодательства государства, на территории которого оно проявляется.

Зависимость от внешних условий

В психологии это понятие рассматривается по-разному, и некоторые учёные относят к нему и проступки, напрямую не связанные с преступлением. Но они всегда нарушают именно писаные установки, будь то УК, административный кодекс, устав школы или правила техники безопасности. А из-за того, что законы подвержены изменениям, одно и то же действие может быть деликтом, а может и не быть. Закон 1960 года о спекуляции и валютных махинациях определял эти деяния как проявления делинквентного поведения, а после 1991 г., в условиях новых экономических отношений, они стали нормой.

Существует непосредственная зависимость и от культуры, доминирующей в каждом конкретном государстве. Такая распространённая половая девиация, как гомосексуализм, в истории и в современном мире воспринимается далеко не однозначно. В античной Греции эти отношения считались чуть ли не обязательной нормой для гражданина Афин, гомея Спарты или при дворе македонских царей. А сегодня в ряде мусульманских стран за это могут приговорить к смертной казни, в других — к тюремному сроку, притом что в Европе и США реакция колеблется между нейтральной позицией и нормой.

Примеры делинквентного поведения особенно распространены в государствах, где происходят революции или осуществляются глобальные реформы. Старые нормы жизни уже отменили, а применение новых ещё не укоренилось в сознании населения, что автоматически делается ведущим фактором роста криминальных отношений между людьми. В качестве иллюстрации достаточно вспомнить разгул бандитизма в России девяностых, чтобы оценить размах возможных отклонений.

Виды деликтов

Основным отличием асоциального проявления считается вред, наносимый себе, другому человеку, группе лиц или обществу в целом. Отрицание общественных ценностей и последствия этого проявляются с разной степенью агрессивности. Можно выделить 4 вида делинквентного поведения:

  • Аддиктивное, для которого характерен уход от реальности в мир искажённых понятий и пагубных пристрастий (алкоголизм, наркомания, сектантство, игровая, сексуальная, компьютерная зависимости). Разрушению при этом подвергаются психическое и физическое здоровье, социальные связи с обществом.
  • Нарушения дисциплины, что выражается в несоблюдении распорядка, опозданиях и прогулах, в появлении на работе или в учебном заведении в нетрезвом виде, в отказе от исполнения своих обязанностей.
  • Административные проступки. Нецензурная брань в общественных местах, демонстративное распитие спиртных напитков, нарушение ПДД и др.
  • Преступления, когда нарушается закон (кража, убийство, изнасилование, грабёж и т. д. ) и за что предусмотрено уголовное наказание.

    Значимость их различается в зависимости от возраста. Если для взрослых эти виды носят случайный либо устойчивый характер, то в подростковой среде существует тенденция к нагнетанию делинквентности.

    Изучение детской преступности

    Антиобщественные действия молодёжи отличаются повышенной агрессивностью и представляют особую опасность в силу целого ряда причин психологического и социально-экономического характера. Стремление к независимости, самоутверждению во взрослом мире при отсутствии достаточно развитых чувств самоконтроля, ответственности, сопереживания принимают формы насильственного достижения целей. А в связи с тем, что оценить возможные последствия ребёнок не в состоянии в силу отсутствия необходимого опыта, возникает высокая вероятность нарушения им закона.

    Возникновение проблемы

    Кризис переходного возраста, когда подросток начинает осознавать себя личностью и бунтовать против «детских», по его мнению, ограничений, неизбежно приводит к конфликту с социумом, в котором он реализуется. Противостояние усугубляется появлением взрослых потребностей и невозможностью удовлетворить их из-за общественных запретов. В РФ социально приемлемой границей для употребления алкоголя, табака и вступления в половые отношения считается восемнадцатилетие, хотя потребность у молодых людей может возникнуть намного раньше.

    И ради удовлетворения своих желаний они способны пойти на нарушение запретов, что легко может привести к противоправным и уголовно наказуемым деяниям. Разница будет только в степени агрессивности и размерах наносимого нарушителями ущерба. А это зависит от условий формирования делинквентного поведения каждого индивида и определяется следующими причинами:

  • Психофизиологическими: тип личности, уровень тревожности, наличие зависимостей (игровой, компьютерной, наркотической), отклонения в физическом развитии.
  • Социально-экономическими: хронический недостаток средств к существованию, социальные незащищённость и неравенство, межнациональная рознь.
  • Семейные: недостаток воспитания, домашнее насилие, развод или смерть близкого человека, конфликты в неблагополучной семье, дурной пример старших.

    Как пример, можно привести судьбу идола панк-движения Сида Вишеса, бас-гитариста Sex Pistols, девиантность которого использовалась, как элемент пиара группы. Он воспитывался матерью-одиночкой, на примере и с помощью которой рано пристрастился к наркотикам. В своём творчестве выступал против лицемерия и ханжества общества, нарушая все известные табу.

    Был склонен к саморазрушению (на сцене бритвой резал кожу на руках и груди). Постоянно участвовал в стычках и драках. Всё это закончилось деликтом — совершением убийства своей подруги и ранним уходом музыканта из жизни (в 1978 г. ему было 21) от передозировки героином.

    Типология правонарушителя

    Чаще всего стиль поведения подростка возникает под влиянием старших приятелей и морали коллектива, в котором он оказывается. Повышенный гормональный фон толкает его на неоправданный риск, хулиганские, противоправные поступки, чтобы закрепиться в компании и иметь право называться «своим». Склонность к агрессивности, холерический тип, стремление к авантюрам и отрицание различий, принятых в обществе, — особенности, на почве которых развивается девиация любой личности. По степени опасности выделяют 3 группы делинквентов:

  • Незначительные, которые характеризуются наличием у подростка некоторых моральных устоев, что в случае совершения проступка приводит к нравственным переживаниям.
  • Бессознательные, лишённые угрызений совести и поводов к внутреннему конфликту. Для них свойственно потакание собственным желаниям и групповой (анонимный) характер действий.
  • Осознанные, представляющие наиболее законченный тип нарушителя, цинично относящегося к жизни. В угоду своим ярко выраженным потребностям способны легко преступить закон.

    Советский психиатр Н. И. Озерецкий исследовал вопрос детской преступности с точки зрения степени выраженности и воздействия на деформацию психики. В 1932 году он определил и предложил градацию, актуальную и по сегодняшний день. Она делит малолетних преступников на следующие категории:

    • случайные;
    • привычные;
    • стойкие;
    • профессиональные.

    Изучение психотипа личности способствует диагностике его отклонений и определению способов лечения на ранней стадии заболевания.

    Информационное воздействие

    Огромное влияние оказывают на формирование детской психологии СМИ, телевидение, кино, компьютерные игры, а в последнее время ещё и контент социальных сетей. Распространение материалов со сценами насилия, роскоши, порнографии, жестокости — мощнейший раздражитель для необладающего критическим мышлением сознания. Подростка влекут примитивные внешние проявления «красивой жизни», а иллюзорная лёгкость их достижения криминальными средствами подталкивает к действиям.

    И он абсолютно искренне может считать себя невиновным, даже совершив серьёзное или тяжкое преступление, если видел на экране оправдание такому проступку. В этом случае примером поведения взрослого героя с него сняты моральные и нравственные барьеры, а насилие становится средством достижения ложно понятой справедливости. Достаточно вспомнить сумасшедшую популярность в РФ сериала «Бригада» и массу подражателей его персонажам, создававших криминальные группировки по всей стране.

    Способы борьбы с нарушениями

    Наиболее общественно опасными являются такие формы делинквентного поведения, как преступность, проституция и наркомания. Длительное исследование этих отклонений показало, что искоренить их в обществе невозможно, но они поддаются контролю и профилактике. Государство выбирает 3 основных метода воздействия:

  • Полный запрет и наказание за его нарушение.
  • Проведение разъяснительной и образовательной работы.
  • Частичное разрешение на официальном уровне при надлежащем медицинском наблюдении.

    Последнее распространяется в основном на секс-индустрию и употребление лёгких наркотиков, что с экономической точки зрения приносит определённые выгоды стране. В Голландии, к примеру, разрешение на эти виды деятельности составляет значительный процент налоговых сборов и способствует притоку туристов.

    Сходясь во мнении, что только устойчивые моральные принципы способны удержать индивида от совершения преступления, психологи акцентируют внимание на работе с детьми. Взрослого человека с устоявшимися взглядами и сложившейся психикой перевоспитать практически невозможно, а вот ребёнок ещё подвержен коррекции и потому именно на профилактике подростковой делинквентности необходимо сосредоточить внимание как правоохранительным органам, так и воспитательным учреждениям.

    Делинквентное поведение: причины, примеры, виды, признаки

    Делинквентное поведение, как и девиантное – это, по мнению психологов и социальных педагогов, результат неблагополучной социализации личности. Данные поведенческие отклонения проявляется в отказе индивида от соблюдения установленных в обществе норм и правил поведения. Чтобы найти решение этой социальной проблемы, необходимо выяснить, в чем отличия девиантного и делинквентного поведения, разобраться в причинах и разновидностях отклонений.

    Определение понятия

    Делинквентность является вариантом девиантного поведения. Данный феномен интересен тем, что четких критериев, по которым его можно было бы распознать, не существует. Это социальное явление изучают разные науки:

    1. Педагогика. В педагогике под делинквентным поведением понимают совокупность действий индивида. Ключевым моментом является то, что такое поведение нарушает нормальное функционирование классного или школьного коллектива, угрожает безопасности детей или сотрудников образовательного учреждения.
    2. Психология. В психологии делинквентное поведение – это такие действия человека, которые противоречат правовым, нравственным и этическим нормам. В основе таких действий лежит конфликт интересов отдельного человека и требований общества, государства или малой социальной группы. Психологи разрабатывают методики диагностики отклонений и методы коррекции девиаций.
    3. Обществознание и социология. В этих науках делинквентное поведение — это действия антиобщественного характера. Социологи анализируют причины его возникновения, соотносят их с теми или иными историческими особенностями развития общества.
    4. Право и криминалистика. С точки зрения юриспруденции, делинквентным поведением считают проступки (провинности), правонарушения, социально опасные деяния несовершеннолетнего гражданина. Санкции за них содержатся в нормативно-правовых документах. Это указывает на то, что делинквентное поведения является формой преступного поведения. Другими словами, делинквентность у юристов рассматривается как разновидность действий криминального характера.

    Делинквентом называется человек с делинквентным поведением, а его асоциальные поступки – это деликты. Подросток, склонный к нарушению законов, достигнув 18 лет, считается преступником.

    В результате комплексного изучения феномена делинквентного поведения подростков, были выявлены его отличительные особенности:

    • в основе формирования такой модели жизнедеятельности лежит конфликт индивидуальных устремлений индивида и интересов общества;
    • противоправные действия индивида нарушают привычный уклад общественной жизни, получают осуждение со стороны социума;
    • такое поведение нарушает положения действующего законодательства;
    • установить меру ответственности делинквента сложно, так как не существует однозначных критериев для классификации данной формы девиации;
    • организациями, осуществляющими борьбу с делинквентным поведением, являются исправительные колонии для малолетних преступников, КДН и ПДН.

    Различия делинквентного и девиантного поведения

    Делинквентное и девиантное поведение являются вариантами протеста индивида против социальных норм и правил. Обе эти модели осуждаются обществом. Мотивом девиантных и делинквентных поступков являются отчаянные попытки индивида приспособиться к жизни в обществе, обрести желаемый социально-психологический статус в коллективе. Однако между этими формами поведения существуют не только сходства, но и различия.

    Девиантное поведение основывается на нарушении культурных норм и правил лишь одной социальной группы, поэтому его принято считать относительным. Те действия, которые в одной социальной группе воспринимаются как аморальные, в другой группе будут считаться вполне допустимыми. Все зависит от культурного уровня социальной общности, в которой данные действия совершаются. Делинквентное же поведение представляет собой нарушение не только внутригрупповых норм и правил, но и государственных устоев, поэтому его считают абсолютным. При этом содержание понятия «девиация» гораздо шире, чем содержание понятия «делинквентность».

    Мерой дозволенных действий в девиантном поведении являются общественные нормы и стандарты. На законодательном уровне не предусмотрены санкции за девиации. Основным методом их коррекции выступают воспитательные беседы с подростком, разъяснение негативных последствий его действий. Мерой дозволенных действий в делинквентном поведении выступает закон. Санкциями за деликты являются административная или уголовная ответственность.

    Таким образом, основным различием между делинквентным и девиантным поведением можно считать тяжесть последствий противоправных действий для человека, который их совершает, и для окружающих людей.

    Причины делинквентного поведения

    Основными причинами формирования делинквентности являются:

    • усиление миграции и снижение уровня экономической стабильности России;
    • низкий уровень правовой культуры населения;
    • преобладание материальных ценностей над духовными;
    • нищета;
    • ярко выраженное социальное и материальное неравенство между людьми;
    • низкий уровень культуры и нравственности в семье подростка;
    • воспитание ребенка в неполной семье, развод родителей;
    • смерть значимого для подростка человека;
    • ошибки в воспитании ребенка в виде слабого родительского контроля, отсутствия наказаний;
    • детская психотравма;
    • физическое насилие над ребенком со стороны родителей;
    • несовершенство психики ребенка в период подросткового возраста
    • стремление подростка заявить о себе, самоутвердиться в компании друзей;
    • желание подростка казаться взрослым, жажда ярких впечатлений;
    • слабо развитые навыки установления причинно-следственных связей у школьников;
    • многочисленные сцены насилия и жестокости в СМИ;
    • доступность для подростков материалов порнографического характера;
    • деградация личности, преобладание у человека низменных инстинктов;
    • наличие у индивида алкоголизма или наркотической зависимости;
    • наличие у индивида психических отклонений или психиатрических диагнозов;
    • трудности социальной адаптации личности;
    • агрессивность;
    • повышенная личностная тревожность;
    • заниженная самооценка у подростка;
    • низкий социально-психологический статус ребенка в коллективе сверстников;
    • большое количество свободного времени у подростка;
    • замкнутость подростка, добровольная социальная изоляция;
    • бродяжничество;
    • низкий интеллектуальный уровень развития личности, узость мышления;
    • наличие у индивида алкоголизма или наркотической зависимости;
    • стремление подростка самостоятельно зарабатывать любыми доступными способами;
    • стремление индивида к получению удовольствия изощренными способами;
    • попытки подростка решать конфликты и личные проблемы с помощью физической силы;
    • слабое развитие силы воли, склонность подростка к проявлению конформности;
    • стремление людей любой ценой заполучить желаемые материальные ценности;
    • попадание подростка в асоциальную группу сверстников;

    Как правило, делинквентное поведение формируется в результате одновременного действия нескольких негативных факторов.

    Особенности делинквентного поведения у подростков

    Психологами установлено, что делинквентное поведение подростков имеет свои отличительные особенности и признаки. Это:

    1. Предпосылками к возникновению аномалий служит усвоение ребенком искаженной системы ценностей. Признаком возникновения делинквентности служит отрицание ребенком авторитета родителей и учителей. Желание противопоставить себя обществу наиболее ярко выражено у младших подростков. Эта потребность при отсутствии разъяснительных бесед и психологической помощи быстро перерастает в аддикции.
    2. Широкий диапазон действий, которые могут рассматриваться как асоциальные и угрожать жизни и здоровью людей. В разных странах под определение деликтов попадают разные правонарушения, что объясняется различиями в нормативно-правовых документах. Несовершенство законодательной базы приводит к тому, что не все антисоциальные действия влекут за собой тот или иной вид ответственности.
    3. Противоправные действия подростков сегодня считаются одним из самых опасных видов делинквентного поведения. Подростковая жестокость оборачивается для жертв насилия инвалидностью, а иногда и смертью.
    4. Подростковая делинквентность осуждается в любом обществе. Усилия специалистов помогающих профессий направлены на разработку эффективных мер профилактики делинквентного и девиантного поведения среди несовершеннолетних.
    5. Определяющим фактором в развитии делинквентности становятся условия жизни индивида. Если в семье ребенок не получает любви и ласки, придя в компанию сверстников, он будет транслировать негативные эмоции: обиду, агрессию, злость, зависть. Если в семье не выработано единых требований к ребенку, у него нет обязанностей по дому, он не научится с уважением и заботой относиться к окружающим. Делинквентность в данном случае будет предсказуемой реакцией на порочный круг.
    6. Для подростков свойственен групповой характер совершения противоправных действий. Когда подростки сообща совершают преступление, у них возрастает чувство безнаказанности.
    7. Результаты психологических исследований свидетельствуют о том, что у делинквентных подростков отсутствуют такие значимые социальные качества, как чувство долга, ответственность, самоконтроль, умение проявлять симпатию, совестливость. Они обладают заниженной самооценкой, многие из них не принимают собственные индивидуально-типологические особенности. Они демонстрируют потребительское отношение к окружающим.
    8. Как показывает статистика, подростки с холерическим типом темперамента в большей степени предрасположены к совершению деликтов.

    В период младшего школьного возраста делинквенты совершают побеги из дома, прогуливают уроки в школе, воруют деньги у одноклассников или учителя. Становясь старше, делинквенты пробуют торговать психотропными веществами, вымогают деньги, становятся инициаторами и соучастниками мелких преступлений на улице.

    Формы и виды делинквентного поведения

    Делинквентное поведение принято классифицировать по видам и формам. Распространенными видами данной аномалии являются:

    1. Совершение административных правонарушений:
    • мелкое хулиганство;
    • курение;
    • нарушение правил дорожного движения;
    • употребление ненормативной лексики;
    • оскорбление другого человека;
    • распитие алкогольных напитков в общественном месте;
    • домогательство;
    • эксгибиционизм;
    • попрошайничество;
    • бродяжничество;
    • проституция.

    Положениями действующего законодательства за такие деяния предусмотрены исправительные общественные работы и штрафы.

    1. Дисциплинарные проступки:
    • явка на работу в состоянии алкогольного или наркотического опьянения;
    • опоздание на работу;
    • прогул смены;
    • самовольный досрочный уход с работы;
    • нарушение правил внутреннего трудового распорядка на предприятии;
    • недобросовестное исполнение должностной инструкции.

    За совершение дисциплинарного проступка человеку грозит устный или письменный выговор, замечание, лишение премиальных выплат, увольнение или снятие с занимаемой должности.

    1. Преступления:
    • организация теракта;
    • вандализм, осквернение сооружений;
    • кража;
    • грабеж;
    • убийство;
    • разбойное нападение с целью наживы;
    • мошенничество;
    • побои;
    • изнасилование;
    • распространение наркотических средств;
    • вымогательство;
    • угон авто;
    • жестокое обращение с животными;
    • буллинг;
    • склонение кого-либо к совершению суицидальной попытки.

    Приведенные выше примеры делинквентного поведения подчеркивают многогранность и многозначность данного понятия.

    В соответствии с положениями УК РФ, с 16 лет наступает полная ответственность гражданина за совершение тех или иных противоправных деяний. А за отдельные виды преступлений ответственность наступает с 14 лет.

    Делинквентное поведение реализуется в следующих формах:

    • асоциальное поведение, которое основывается на нарушении нравственных и этических устоев общества;
    • действия ненасильственного характера (корыстные поступки, желание получить материальную выгоду нечестным путем);
    • насильственные действия, в результате которых один человек или группа людей получают физические увечья.

    Профилактика делинквентного поведения

    По мнению психологов, наиболее перспективным вариантом решения проблемы делинквентности в подростковой среде является система профилактической работы. Целью профилактических мероприятий является:

    • формирование психогигиенических знаний и навыков у подростков;
    • формирование позитивного самоотношения у подростков;
    • формирование осознанного отношения к своему здоровью;
    • формирование навыков самоконтроля и саморегуляции;
    • развитие целеустремленности, стрессоустойчивости, ответственности;
    • развитие социальной компетентности и критического мышления;
    • развитие коммуникативных навыков, умения конструктивно воспринимать критику, разрешать конфликты социально приемлемыми способами.

    Профилактическая работа направлена на нейтрализацию поведенческих отклонений у несовершеннолетних в период подросткового возраста. Основными направлениями профилактической работы являются:

    • профилактика возникновения патологий в психофизическом развитии личности;
    • защита прав и интересов подростков, организация правового просвещения несовершеннолетних;
    • разрушение деструктивных моделей поведения через формирование у подростков альтернативных способов межличностных отношений;
    • организация содержательного досуга подростков, привлечение их к общественно полезной деятельности, волонтерству;
    • организация подростковых дискуссионных клубов и кружков по интересам, привлечение юношей и девушек к театральному, изобразительному и музыкальному искусству, вовлечение их в систематические занятия спортом.

    Заключение

    Материал данной статьи убеждает, что такое социальное явление, как делинквентное поведение, в своих проявлениях представляет серьезную угрозу общественной безопасности. Делинквентное поведение представляется мне как активное противостояние подростков правилам и законам жизни в обществе. Внимание права, обществознания, педагогики и психологии к данной проблеме позволяет предположить, что совместными усилиями специалистам удастся разработать эффективную модель коррекции делинквентности.

    Делинквентное поведение

    Нестерова И.А. Делинквентное поведение // Энциклопедия Нестеровых

    1. Понятие делинквентности
    2. Виды деликвентного поведения
    3. Отличие делинквентного поведения от девиантного поведения
    4. Подростковая делинквентность

    Понятие делинквентности

    К понятию делинквентности в отечественной и зарубежной науке обращались достаточно давно. В настоящее время сформировался целый пласт трактовок термина “делинквентность”. Помимо психологии к данному вопросу обращаются такие науки как педагогика, юриспруденция и социология.

    Итак, обратимся к трактовкам термина “делинквентность”. Прежде всего, следует осветить точку зрения, которая является простейшей и не относится к каноническим. Согласно данному восприятию термин “делинквентность” имеет прямое значение, обусловленное его переводом с английского языка, а именно: “вина”, “виновность”. Отсюда делинквентное поведение трактуется как “виновное поведение”, “виновное действие”.

    Теперь обратимся к следующей трактовке, согласно которой, термин делинквентный составлен из двух слов с латинскими корнями: латинского delictum – проступок и английского delinquency – правонарушение. Этим термином определяются поступки человека (действие или бездействие), направленные против моральных и поведенческих норм общества и наносящие моральный или материальный ущерб отдельным гражданам и/или обществу в целом [1].

    Говоря о понятии деликвентность следует отметить, что в странах Восточной Европы термин “деликвентность” менее употребим чем в российской науке, однако имеет широкий спектр аналогов, например, преступное поведение, а в некоторых случаях отождествляется с преступностью несовершеннолетних в ее широком криминологическом понимании.

    Виды деликвентного поведения

    Делинквентное поведение представляет собой поведение с элементами преступной деятельности иными словами это отклоняющееся поведение. В СССР отклоняющееся поведение длительное время изучалось преимущественно в рамках специальных дисциплин: криминологии, наркологии, суицидологии и т.д [2].

    Делинквентное поведение – действия конкретной личности, отклоняющиеся от установленных в данном обществе и в данное время законов, угрожающие благополучию других людей или социальному порядку и уголовно наказуемые в крайних своих проявлениях [2].

    Делинквентное поведение имеет ряд особенностей, которые являют собой ту основу на которую опираются психологи, социологи и юристы при анализе данной категории. Итак, само по себе делинквентное поведение регулируется преимущественно нормами права. Делинквентное поведение не расценивается как психологическое отклонение, а является нарушением в сфере влияния юридических наук. Однако, само противоправное поведение признается одной из наиболее опасных форм девиаций, по причине угрозы общественному порядку.

    Важной особенностью делинквентного поведения является факт общественного резонанса. А именно, поведение личности активно осуждается и наказывается в любом обществе.

    Делинквентное поведение регулируется специальными социальными институтами:

    • судами,
    • следственными органами,
    • местами лишения свободы [3].

    И в Европе и в Северной Америке делинквенты мужского пола встречаются в 3-10 раз чаще, чем делинквенты женского пола, независимо от того, сделаны оценки по данным официальных протоколов или по данным самоотчетов. Преобладание мужского пола наиболее выражено в отношении агрессивных преступлений [6].

    Теперь следует обратиться к вопросу классификации делинквентного поведения в современной науке. С юридической точки зрения классификация деликвентного поведения выглядит так, как представлено на рисунке ниже. Отдельно следует отметить, что любые проявления деликвентного поведения имеют негативный характер для общества и общественной жизни.

    Виды делинквентного поведения

    Нельзя оставить без внимания проблему разграничения девиантного и делинквентного поведения. В этой связи следует рассмотреть данный аспект отдельно.

    Отличие делинквентного поведения от девиантного поведения

    Делинквентное поведение и девиантное поведение представляют собой отклонение от укоренившихся норм и шаблонов, при этом оба несут явный общественно осуждаемый характер. В тоже время следует отдельно обратиться проблеме сходства и отличия данных научных понятий. Прежде всего, делинквентное и девиантное поведение являются разновидностями отклоняющегося поведения. В данном ключе целесообразно отразить научную трактовку термина “отклоняющееся поведение”. Ряд специалистов приравнивают понятия девиантного и отклоняющегося поведения, считая их синонимами. Так, М.И. Аникеев, О.Л. Кочетков дают следующее определение девиантному поведения отмечая, что девиантное поведение равно отклоняющемуся поведению.

    Девиантное (синоним: отклоняющееся) поведение – поведение, противоречащее принятым в обществе правовым или нравственным нормам. Девиантность проявление нарушенности социальной регуляции поведения, дефективности психической саморегуляции [4].

    Однако не менее распространенным является подход который подразумевает под собой тот факт, что девиантное и делинквентное поведение входит в состав понятия “отклоняющееся поведение”.

    Подходы к трактовке сущности отклоняющегося поведения

    Теперь непосредственно об отличии девиантного от делинквентного поведения. Отличие заключается в том, что девиантное поведение – относительно, потому как относится к нормам культурного характера сугубо одной группы. В то время как делинквентное поведение является абсолютным по отношению к нормам, установленными государством.

    Если мерой допустимого в рамках понятия “делинквентное поведение” является закон, то в рамки термина “девиантное поведение” включены социальные нормы, стандарты. Исходя из этого индивиды для достижения желаемого, готовы прибегнуть к различным средствам, в том числе и асоциального и преступного характера. Такие личности становятся или правонарушителями, или преступниками.

    Важнейшей особенностью делинквентного поведения является то, что в отличие от девиантного оно является абсолютным, то есть недопустимым во всех социальных группах общества.

    В завершении рассмотрения проблемы отличия девиантного поведения от делинквентного, следует отметить, что, по сути, отличие заключается в том, насколько сильно нарушаются государственные законы.

    Подростковая делинквентность

    В силу особенностей подросткового поведения и влияния окружающей среды и круга общения делинквентное поведение встречает не редко. В подростковом возрасте хочется бунтовать, а преступление рассматривается как протест, позднее перерастающий в норму. Делинквентное поведение в подростковом возрасте представляет собой серьезное девиантное отклонение.

    Делинквентное поведение подростков – прежде всего результат негативного стиля семейного воспитания [5].

    Причины делинквентного поведения подростков

    Теперь обратимся к особенностям подросткового возраста, которые являются группой факторов риска в формировании делинквентного поведения [7]:

    • Повышенный эгоцентризм;
    • Тяга к сопротивлению, упрямству, протесту, борьбе против воспитательных авторитетов;
    • Амбивалентность и парадоксальность характера;
    • Стремление к неизвестному, рискованному;
    • Обостренная страсть к взрослению;
    • Стремление к независимости и отрыву от семьи;
    • Незрелость нравственных убеждений;
    • Болезненное реагирование на пубертатные изменения и события, неспособность принять свою формирующуюся сексуальность;
    • Склонность преувеличивать степень сложности проблем;
    • Кризис идентичности;
    • Деперсонализация и дереализация в восприятии себя и окружающего мира;
    • Негативная или несформированная Я-концепция;
    • Гипертрофированные поведенческие реакции;
    • Низкая переносимость трудностей.

    В настоящее время отсутствует четкое описание личности подростка, который является делинквентным. Делинквентный подросток характеризуется лишь неустойчивостью поведения, которое характеризуется различными особенностями, обоснованными, обычно, одной из представленных на рисунке выше, причин.

  • Ссылка на основную публикацию