Педагогические идеи В.А. Сухомлинского – основные взгляды, концепция и сущность

Сухомлинский Василий Александрович — народный педагог

Василий Александрович Сухомлинский — советский педагог, писатель, публицист, создатель народной педагогики. Не отрицая коммунистические идеалы, он сумел через идеи гуманной педагогики формировать и воспитывать духовные, гармоничные и счастливые личности. Сделать это ему помогла искренняя любовь к детям и убежденность в собственной правоте. Проработав всю жизнь учителем в сельской школе, он сделал ее почти научным учреждением, лабораторией педагогических методик.

Его признали классиком гуманной педагогики прошлого века.

Биография

Сухомлинский Василий Александрович (1918 – 1970)

Родился 28.09.1918 г. в семье плотника в с. Васильевка, Кировоградской области (Украина). У Сухомлинских было четверо детей (все стали сельскими учителями). Отец после революции стал активистом: руководил колхозом, был селькором, преподавал труд в поселковой школе.

Детство Сухомлинского пришлось на тяжелое время: гражданская война, разруха, голод, вражда, ненависть. Уже тогда мальчик начал задумываться, как сделать детство счастливым.

С 1926 – 1933 гг. Василий был учеником поселковой семиклассной школы. Он был очень трудолюбивым и одаренным ребенком.

Летом 1934 г. он был принят в пединститут г. Кременчуга на филологический факультет. В 1935 г. Василий серьезно заболел и прервал обучение, но с 1936 г. продолжил учиться заочно уже в пединституте Полтавы. Тогда же он начал учительствовать. С 1935 – 1938 гг. Сухомлинский преподавал украинский язык и литературу в поселковых школах Васильевки и Зыбково.

В 1939 г. Сухомлинский с успехом заканчивает Полтавский пединститут по специальности украинский язык и литература. Именно институт дал молодому учителю мощный толчок к началу исследовательской деятельности. После института и до начала войны Василий учительствовал в школе Онуфриевки.

В этом же году (1939 г.) Сухомлинский женился. Его жена была тоже учителем. С началом войны будучи беременной она осталась в оккупации и погибла. Сухомлинский так никогда и не увидел сына.

Летом 1941 г. Сухомлинский ушел добровольцем на фронт. Участвовал в битве под Москвой. После тяжелого ранения (1942 г.) был комиссован из армии. Остался на Урале и с 1942 – 1944 гг. работал директором поселковой Увинской школы (Удмуртская АССР).

После ухода фашистов с Украины в 1944 г. вернулся в свой район и стал заведующим РОНО в Онуфриевке. В 1947 г. он решил возвратиться к учительству и уже в 1948 г. возглавил среднюю школу в поселке Павлыш родного района. Здесь он проработал директором до конца жизни.

Павлышевская школа стала его исследовательской лабораторией и экспериментальным полигоном. На базе школы Сухомлинский испытывал свои проекты «Школа под голубым небом» и «Школа радости» для шестилеток, проводил семинары по психологии и коллоквиумы по педагогике, факультативы по семейной жизни и этике для старших классов, собирал родительский клуб. Многие новации потом стали повсеместно внедряться.

Часть своих исследований Сухомлинский включил в диссертацию «Директор школы — организатор учебно-воспитательного процесса», которую защитил в 1955 г. Все новаторские идеи и учительский опыт педагог собрал в своих книгах и статьях. Итогом стала книга «Сердце отдаю детям» (Госпремия УССР, 1974 г.). Ее присвоили ему после смерти (великий учитель умер 02.09.1970 в поселке Павлыш).

Его педагогические и исследовательские труды были высоко оценены:

  • к-т педагогических наук (1955)
  • заслуженный учитель школы УССР (1958)
  • ч-кор АПН РСФСР (1957)
  • ч-кор АПН СССР (1968)
  • герой СоцТруда (1968)
  • лауреат Госпремии УССР (1974)
  • ордена — Красной Звезды, Ленина (2),
  • медали — Ушинского, Макаренко

Гуманистическая педагогика сотрудничества Сухомлинского

Сухомлинский разделял основные идеи педагогики сотрудничества. Он творчески переосмыслил труды Аристотеля, Сковороды, Корчака, Ушинского, Песталоцци, Коменского. Опираясь на свои исследования и учительский опыт, он смог развить их и углубить.

Его педагогическая система базировалась на гуманистических принципах:

  • доверия к ребенку
  • получение знаний без принуждения
  • воспитания без наказаний
  • сотрудничество родителей, учителей и детей
  • высокая нравственность
  • труд как творчество
  • свобода выбора поведения, поступка, образа жизни
  • ответственность за свой выбор

Свои теоретические идеи он смело апробировал в школе. Сухомлинский впервые разработал и реализовал экспериментальный педагогический метод: любую педагогическую идею надо применять на практике длительно, в творческом коллективе и цельно. Именно такой подход позволил ему достигнуть результатов в воспитании гармонично развитой личности.

Основными педагогическими разработками Сухомлинского стали:

  • воспитание гражданина, личности в коллективе, коллективом, природой
  • соотношение индивидуального и коллективного воспитания
  • развитие творческого начала у детей
  • семейная педагогика
  • взаимосвязь дошкольного и школьного обучения и воспитания

Они стали основой его воспитательной и обучающей системы, которая включала такие ценности личности как нравственность, долг, счастье, истина, честь, свобода, достоинство, справедливость, доброта, красота.

Отношение к ребенку и обучению

«Годы детства — это, прежде всего, воспитание сердца».

Сухомлинский строил отношения с детьми на основе гуманной педагогики. Его главным педагогическим принципом было воспитание без наказания.

На этом строились отношения в его школе:

  • оценка использовалась как вознаграждение за труд, как инструмент поощрения, и только в старших классах
  • учитель должен вызывать доверие, быть человечным, но иметь авторитет среди детей
  • школа не должна убивать в ребенке его изначальное желание учиться
  • никто и никогда не должен торопить ребенка в освоении знаний
  • нужно помогать детям развивать свой талант, способности, личность
  • нужно научить ребенка любить людей и природу, видеть окружающую красоту (его концепция эстетического воспитания красотой)
  • необходимо приглашать в школу родителей только для одобрения поступков ребенка
  • коллектив становится воспитателем детей, если он сформирован в радости, уважении, труде
  • личность и коллектив — это две стороны человеческого бытия, они воспринимаются как единое целое.

Великий учитель считал, что наказания не нужны, если ребенка воспитывают в добре, ласке, понимании. Это особенно актуально в отношении подростков. Если индивидуально подходить к каждому ребенку, научить его владеть эмоциями, выработать правильное мировоззрение, то проблема трудных подростков и переходного возраста исчезнет.

Главным принципом обучения в школе народного учителя были шаги каждого ребенка от успеха к успеху. В школе Сухомлинского обучение было превращено в радость труда по обретению знаний, в радость творчества и духовного роста. Большая роль в этом процессе отводилась слову: сказкам учителя и детей, художественным изложениям, детским стихам и фантазийным сочинительствам.

Эффективное обучение возможно только в коллективе, который базируется на идее, интеллекте, правильных эмоциях. Он должен быть высокоорганизованным сообществом стараниями детей и учителя. Тогда взаимопомощь, обмен новыми знаниями, взаимодействие увлечений, совместный труд станут движущей силой в индивидуальном саморазвитии каждого члена коллектива.

Взаимоотношения учителя и ученика

Сухомлинский считал, что учитель должен расти духовно вместе с каждым учеником, заново открывая с ним мир, понимать в нем личное. Только тот может быть учителем, кто имеет к этому призвание, кто верит в силу воспитания, кто может обратиться к личности каждого ребенка. Отношения ученика и учителя должны строиться на заинтересованности и внимании. Только тогда возникнет настоящее общение, и ребенок будет слышать своего наставника, чувствовать его устремления и следовать им.

Сухомлинский о воспитании

Базовые идеи воспитания Сухомлинский озвучил в книге «Сердце отдаю детям». Он считал, что воспитание занимает ведущее место в формировании духовно богатой, гармоничной и счастливой личности. В школе народного учителя процесс воспитания был очень эффективным, так как решался на межличностном уровне: ребенок — ребенок, ребенок — коллектив, ребенок — учитель.

Он полагал, что суть воспитания заключается в диалоге, общении с ребенком:

  • воспитатель и ребенок должны находиться в равных условиях, здесь нет приоритетов
  • общение с ребенком должно строиться на знании его основного духовного стержня
  • в процессе общения учителю нужно познать и усилить личностные качества ребенка, а затем научить его оценивать себя самого
  • ребенок и учитель должны быть искренними в своих эмоциях

Такой диалог ведет ребенка к самопознанию, воспитывает уверенность и критичность к себе, позволяет решать проблемы самостоятельно. Возникают гармоничные взаимоотношения наставника и ученика, возможность формирования у детей высокой нравственности и гражданственности.

Нравственность станет основой успешной жизни ребенка. Такая нравственность базируется на долге:

  • перед людьми
  • обществом
  • родителями
  • коллективом

Сухомлинский считал, что только люди долга могут стать успешными в жизни, поскольку они всегда добрые, мудрые, гуманные. Только гуманная педагогика способна воспитать высоконравственного и духовного человека, личность, индивидуальность.

Немалую роль в воспитательном процессе гуманная педагогика отводит труду. Труд физический и умственный оказывают на формирующуюся личность взаимное влияние: умный человек делает физическую работу творчески, что вызывает радость. Труд способен раскрыть природные задатки ребенка и дать толчок его саморазвитию.

Другим важным компонентом воспитания Сухомлинский считал природу, которая связана с трудом: мы живем на земле, преобразованной человеческими руками и умом. А земля — это и есть наша природа.

Сама природа не воспитывает, но активное соприкосновение с ней способно научить ребенка прекрасному. Уход за хомячком, посадка цветов, птичья кормушка — все это учит читать природу, понимать красоту.

Великий учитель также считал важным воспитание потребностей ребенка, поскольку они двигают человеческую личность. Духовные и материальные потребности в человеке должны быть сбалансированы, гармоничны. Это возможно только воспитанием культуры потребностей. Материальные нужды важны, но Сухомлинский отдавал приоритет потребности познания, которая очень сильна у детей. Поддерживая ее, можно подстегнуть желание ребенка учиться, раскрыть его внутренние резервы. Еще выше он ставил потребность человека в человеке. Это основа создания духовной общности людей.

Тогда смысл воспитания сводится к духовному обогащению личности ребенка через человеческое общение. Такое воспитание делает человека терпимым, не агрессивным. Если материальные потребности удовлетворяются сполна, то человек будет острее и чутче воспринимать душевное состояние других. Такая утонченность будет залогом человеческого счастья.

Семейная педагогика народного учителя

«Семья — это та первичная среда, где человек должен учиться творить добро».

Сухомлинский разработал и внедрил идею сближения семьи и школы. Педагогическая ответственность за воспитание ребенка должна в большей степени лежать на родителях. Школа воспитывает и обучает, но делать это надо совместно с родителями. Семья и школа должны подходить к воспитанию детей одинаково, давая возможность развитию гармоничной личности.

Сухомлинский взялся обучать родителей в своем университете при школе. Они поступали туда за 2 года до начала учебы ребенка и занимались до выпуска из школы. Здесь преподавалась теория воспитания, педагогическая психология, теория личности, возрастная психология ребенка и пр. Так формировалась культура семейного воспитания в сотрудничестве со школой.

Уникальность методик Сухомлинского

Педагог-новатор сумел в условиях тоталитарной советской системы воспитывать в детях чувство собственного достоинства. Он был верным сыном советского государства, но понимал коммунистическое воспитание по-своему. Для него это означало формирование достойной и мыслящей личности, которая не будет слепым исполнителем партийных директив. Хотя Сухомлинский и верил в реальность, но свой педагогический труд он измерял меркой идеального.

На основах гуманной педагогики он создал систему воспитания, которая в корне отличалась от официальной, авторитарной, с применением оценок и наказаний. Народная педагогика Сухомлинского признавала личность ребенка как самую высокую драгоценность. Его воспитание трудом, коллективом, красотой, природой, словом было ориентировано на нравственность и духовность. В условиях социалистической действительности его педагогические исследования и деятельность школы двигали образовательную систему из рутины вперед.

От критики к признанию

По понятным причинам, педагогические идеи народного учителя не вписывались в советскую идеологию. Его гуманную педагогику причисляли к христианской, считали проповедью абстрактного гуманизма, который не вписывается в реалии. Василий Александрович был атеистом, но он не отрицал, что в природе существует некое божественное начало. Это было достаточно смело.

На него оказывали постоянный прессинг в прессе, критиковали его идеи.

Но народный учитель стоял на своих позициях и показывал в своей школе удивительные результаты. Его многочисленные статьи и книги стали востребованы сначала в учительской среде, а потом и в отделах образования.

Многие его идеи, которые вписывались в коммунистические реалии, стали применяться в других школах. Постепенно пришло признание.

И сейчас многие его методики и идеи очень актуальны. Например, экологическое воспитание в современных школах базируется на идеях Сухомлинского. Для изучения и внедрения в систему сегодняшнего образования идей народной педагогики были образованы Международная ассоциация и объединение исследователей Сухомлинского. Оказалось, что народная педагогика содержит много полезных зерен, которые могут стать плодами в современной школе.

Библиография

Сухомлинский — автор почти 50 монографий, множества статей, более 1500 сказок для детей. Его финальная книга «Сердце отдаю детям» стала обобщением учительского опыта воспитания детей.

Книги:

  • Воспитание коллективизма у школьников. — М., 1956.
  • Формирование коммунист. убеждений молодого поколения. — М., 1961.
  • Нравственный идеал молодого поколения. — М.: АПН РСФСР, 1963.
  • Павлышская средняя школа. 3 т. — М.: Просвещение, 1969, 1979, 1981.
  • Разговор с молодым директором школы. 3 т. — М.: Просвещение, 1973.
  • Сердце отдаю детям. — Киев.: Рад. школа, 1972.
  • Рождение гражданина. — Владивосток, 1974, 1979.
  • Мудрая власть коллектива. 3 т. — М.: Мол. гвардия, 1975.
  • О воспитании. — М.: Политиздат, 1975.
  • Родительская педагогика. — М.: Знание, 1978.
  • Избранные педсочинения: в 3 т — М.: Педагогика, 1979.
  • Родина в сердце. — М.: Молодая гвардия, 1980.
  • Зависит только от нас. 5 т. — Киев,1980.
  • Слово к преемнику. 5.т. — Киев,1980.
  • Как любить детей. 5 т. — Киев,1980.
  • Методика воспитания коллектива. — М.: Просвещение, 1981.
  • Потребности человека в человеке. — М.: Сов. Россия, 1981.
  • Книга для учащихся — М.: Просвещение, 1985.
  • Как воспитать настоящего человека. — М.: Педагогика, 1989.
  • Не только разумом, но и сердцем. — М.: Мол. гвардия, 1986.
  • Письма к сыну : книга для учащихся. — М.: Просвещение, 1987.
  • Хрестоматия по этике. — М.: Педагогика, 1990.

Избранные статьи

  • В расчете на абстрактного ученика. // Воспитание школьников. — 1991. — № 4.
  • Идти вперед! : [против формализма в пед. творчестве] // Народное образование. — 1989. — № 8.
  • К вопросу об организации школ-интернатов // Сов. педагогика. — 1988. — № 12.
  • “Учитель — совесть народа. ” : [публ. писем педагога] // Народное образование. — 1988. — № 9.
  • Мы продолжаем себя в детях : [публикация отрывка из статьи педагога]// Воспитание школьников. — 1990. — № 5.
  • Книга источник знаний, добра, красоты // Кировоградская правда. — 1965, 22 окт.
  • Сумейте понять ребенка // Горьковская правда. — 1968, 19.сент.
  • «Без сказки нельзя представить детства» // Комсомольская правда. — 1976, 3 окт.
  • Нет плохих учеников! // Неделя. — 1978. № 39.
  • Наша «скрипка» // Радяньска освита. — 1966, 21 мая.
  • Воспитание любви к знаниям, школе, учителю // Радяньска школа. — 1964, № 7.
  • Трудность и радость познания // Работница. — 1968, № 9.
  • Самый важный участок работы руководителя школы // Радяньска школа. — 1965, № 7.
  • Суть процесса воспитания // ЦГА Украины. Ф.5097. — Оп.1.д.692.
  • Искорка и пламя // Радяньска освита. — 1966, 18 мая.
  • Внедряйте физиологическое учение И.П. Павлова в учебный процесс // Кировоградская правда. — 1951, 26 декабря.
  • Знания и умения // Кировоградская правда. — 1966, 3 февраля.
  • Этика взаимоотношений в педагогическом коллективе // Радяньска школа. — 1977, № 11.
  • Наша добрая семья // ЦГА Украины.Ф.5097. — Оп.1.д.205.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.

Основные философские идеи педагогической концепции В. А. Сухомлинского в развитии и воспитании полноценной личности

Рубрика: 2. История образования и педагогики

Опубликовано в

Дата публикации: 28.03.2016

Статья просмотрена: 1552 раза

Библиографическое описание:

Семчук, Е. В. Основные философские идеи педагогической концепции В. А. Сухомлинского в развитии и воспитании полноценной личности / Е. В. Семчук. — Текст : непосредственный // Актуальные задачи педагогики : материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2016 г.). — Чита : Издательство Молодой ученый, 2016. — С. 19-21. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/189/10086/ (дата обращения: 17.11.2021).

Научным фундаментом педагогических взглядов В. А. Сухомлинского являлось философское направление гуманизма. Согласно гуманистической философской системе воззрений признается абсолютная ценность человека как личности, утверждается его право на свободу, счастье, развитие и проявление всех способностей. Обратимся к некоторым философским взглядам В. А. Сухомлинского, которые, на наш взгляд, являются основополагающими в его педагогической концепции.

Отношение к природе человека — одна из основ любой философской концепции. Суть этого отношения проявляется в принципиальном подходе к решению многих других философских проблем. В. А. Сухомлинский был глубоко убежден, что знания о человеке, его индивидуальном внутреннем мире, самобытном восприятии себя и всего вокруг происходящего — неотъемлемая часть целостной научной картины мира, без которой полноценный человек сформироваться не может». Настоящий человек — это дух человеческий, который выражается в убеждениях и чувствах, воле и стремлениях, в отношении к людям и к самому себе, в способности любить и ненавидеть, видеть в мечте идеал и бороться за него» [2, c. 19]. Такое возвышение человека у В. А. Сухомлинского было не только целью, но и средством, и формой существования. В поле зрения директора Павлышской школы находилась вся человеческая жизнь. В. А. Сухомлинский говорил о рождении ребенка, пробуждении отцовского и материнского чувства любви, сыновнем долге, чувстве сострадания, благодарности, о том, как поступки отражаются на душевных переживаниях других — словом, обо всем, что делает человека Человеком.

Исследуя философскую проблему человека, в своем произведении «Как воспитать настоящего человека» (1977) педагог отметил следующие черты: понимание и переживание цели и смысла жизни; богатство духовного мира, духовных интересов, духовных запросов и потребностей; потребность человека в человеке как в носителе духовных ценностей. Особое внимание в концепции настоящего человека педагог уделял готовности бороться за свои убеждения, отстаивать их, чувству человеческого достоинства — уважению самого себя, умению дорожить своей личной честью, своим именем; интеллектуальному богатству, творческому уму, стремлению жить в мире мысли, постоянному желанию обогащать и развивать свой разум.

Таким образом, труд открывает путь к счастью. В понятие «труд» учитель вкладывал широкий философский смысл. Только в труде человек может выразить себя, самореализоваться как личность, добиться чего-то значительного в жизни. Труд обогащает человека интеллектуально и духовно. Педагог был убежден, что творческий труд — важнейший источник счастья. Не только труд В. А. Сухомлинский включал в понятие «счастье». Такие ценности как любовь, семейные радости, материальное благополучие, достойную, обеспечивающую насущную потребностями жизнь, педагог находил крайне важными.

Философские понятия «счастье» и «смысл жизни» В. А. Сухомлинский тесно связывал с проблемой свободы личности, как способности к активной деятельности в соответствии со своими желаниями. Свобода определяется им тем, насколько глубоко человек осознает себя, насколько он независим от каких-либо причин и в какой степени он ориентируется на общественные потребности в своей деятельности. Свобода для педагога — не просто абстрактное философское понятие, а конкретная осознанная позиция человека, связанная со способностью принимать решения. Рассматривая понятие «свобода воли», педагог называет ее главные элементы — разум и совесть. В работе «Как воспитать настоящего человека» педагог писал. Что жизнь, данная человеку и свобода, приобретенная им — величайшие человеческие ценности, в которых выражается сама природа человека

Проблемы жизни и смерти, памяти и забвения, трагического и прекрасного были постоянным предметом размышления В.А Сухомлинского педагога — это символическое бессмертие результатов человеческого творчества. Педагог всегда стремился к тому, чтобы понимание жизни и смерти, чувствование и переживание близкого человека способствовало взрослению ребенка, вносило в его жизнь зрелость, воспитывало умение дорожить людьми, относиться к ним как к великой ценности.

Подлинно нравственная личность не может формировать без стремления к прекрасному. Вечный источник красоты педагог видел в природе. Познание прекрасного, переживание радости, связанное с его по созданием, соединяет нравственную чистоту и мораль, этику и эстетику. В. А. Сухомлинский строил систему эстетического воспитании. Идеал эстетического воспитания педагог видел в том, чтобы каждый ребенок, увидев прекрасное, сделал его частью своей жизни. Познание прекрасного чрезвычайно важно для формирования мировоззрения, которое основывается не только на сумме знаний, но и на нравственно-эстетическом, эмоциональном мире человека, в том числе и на чувстве прекрасного.

В. А. Сухомлинский разделял мнение о том, что успех воспитания определяется развитием эмоционально-чувственной сферы. Основой этого требования была идея о единстве чувственного и логического познания. Безусловную истинность этого философского принципа В. А. Сухомлинский доказал при обучении детей в «Школе радости».

Педагог стремился развивать образное мышление своих учеников с раннего детства. В раннем детском и школьном возрасте проявляется больше всего эстетических чувств и наклонностей, они наиболее ярки и гораздо богаче, чем в течение всей его последующей жизни. Воспринимая и впитывая красоту именно в этом возрасте, ребенок может стать чутким ценителем прекрасного, гармонично включить его во всю последующую жизнь как необходимый элемент мировоззрения. Поэтому формирование эстетических чувств детей, их эмоциональной культуры — одна из важнейших задач воспитания.

В повседневной практике В. А. Сухомлинский отстаивал и осуществлял главную философскую идею своей жизни: гуманное общество могут создать лишь мудрые, гуманные люди; таких людей может воспитать только гуманизм. Создание гуманистической воспитательной системы В. А. Сухомлинского явилось следствием и воплощение его философских мировоззренческих убеждений.

  1. Руденко Ю. Д. Народная педагогика и В. А. Сухомлинский. Советская педагогика.-1991.–№ 2.-С.103–106
  2. Сухомлинский В. А. Письма к сыну.-М.:Просвещение,1979.-122 с.
  3. Сухомлинский В. А. Как воспитать настоящего человека.Этика коммунистического воспитания.-М.:Педагогика,1990.-288 с.

Педагогические взгляды Сухомлинского

Педагогическая религия Сухомлинского. Педагогика Сухомлинского. Обобщение педагогического опыта Сухомлинского.

«Доброта должна стать таким же обычным состоянием человека, как мышление» — это строки из главной книги Василия Сухомлинского «Сердце отдаю детям». Но вот парадокс: такая прекрасная гуманная система воспитания, созданная Сухомлинским, могла родиться только в реалиях той эпохи, когда он жил и творил. Во всяком случае, в полном объеме сегодня ее практиковать весьма проблематично. Настали другие времена, отторгающие основные постулаты этой системы.

Сухомлинский работал с детьми, в сознании которых «как-то не укладывался тот факт, что фабрики, заводы, железные дороги, корабли, самолеты могут принадлежать одному человеку». Нынешние дети это уже хорошо понимают, поскольку изменилось все: социальный строй, ученики, педагоги, школа. И в сознании современных детей с трудом укладываются именно понятия, которые лежат в основе методики Сухомлинского, — романтика, коллективизм и т. д.

Удивительный факт: в эпоху атеизма родился исполненный духовности феномен Сухомлинского.

Система выдающегося педагога построена на основной идее христианского учения — идее добра.

Он был Учителем с большой буквы. И вел за собой учеников: вместе с ними слушал музыку природы, читал стихи, путешествовал в «мир труда», рассказывал о героях войны, мечтал о будущем. И то разумное, доброе, вечное, что он сеял, попадало в благодатную почву.

«Любить человечество легче, чем сделать добро родной матери», — цитировал Сухомлинский Сковороду. Можно сказать также, что любить человечество легче, чем два десятка детей, которые сидят за партами.

Сухомлинский любил детей и «работал сердцем». Любовь и самопожертвование были его религией. И он, необыкновенно скромный человек, имел право сказать своим выпускникам: «Я вел вас за руку, отдавал вам свое сердце. Были минуты, когда оно уставало. Когда в нем исчерпывались силы, я спешил к вам, дети. Веселое щебетание вливало новые силы в мое сердце, улыбки рождали новую энергию, ваш пытливый взор будил мою мысль. »

Разумеется, в чем-то система Сухомлинского действительно выглядит инородной по отношению к сегодняшнему дню. Но если говорить, например, о младшей школе, о дошкольном воспитании, то до сих пор специалисты весьма успешно работают по этой системе. Кроме того, опыт педагога активно используется в православной педагогике, в воскресных школах.

Сегодня школа стремительно превращается в сугубо образовательную структуру. Воспитание отходит на второй план. А ведь именно воспитательная часть, моральное наполнение наследия Сухомлинского представляет наибольшую ценность. Изменилась не только школа — изменились учителя. Не секрет, что в школу идут работать далеко не лучшие студенты педагогических вузов. Многие не знают ни методики преподавания, ни психологии, ни педагогики и становятся не учителями, а равнодушными лекторами.

Но, вероятно, и это пройдет и во все учебные классы когда-нибудь войдут учителя новой формации, обогащенные новыми знаниями и новыми педагогическими системами. Они войдут в кабинеты, оснащенные новейшей техникой, которая поможет реализовать и умения, и способности, и необычайные таланты. И вот тогда опыт павлышского учителя, многим сегодня кажущийся устаревшим, наверняка будет востребован. Ибо воспитание как таковое никто и никогда не сможет упразднить, какими бы знаниями ни обладали те, кто учит детей с младенчества и до их выхода в самостоятельную жизнь.

. В своем последнем напутствии юношам и девушкам, вступающим в жизнь, Василий Сухомлинский, уже смертельно больной, говорил: «Человеческой силе духа нет предела. Нет трудностей и лишений, которых бы не мог одолеть человек. Не молчаливо перетерпеть, перестрадать, но одолеть, выйти победителем, стать сильнее. Больше всего бойтесь минуты, когда трудность покажется вам непреодолимой, когда появится мысль отступить, пойти по легкому пути».

В этих словах весь Сухомлинский — гуманист и педагог.

Цитаты и афоризмы В. Сухомлинского

♦ В семейной жизни, храня свое достоинство, надо уметь уступать друг другу.

♦ Дети с угнетенными чувствами — это, как правило, дети с угнетенным интеллектом, обедненной мыслью.

♦ В браке ни на минуту не прекращается взаимное воспитание и самовоспитание.

♦ Годы детства — это прежде всего воспитание сердца.

♦ Для того чтобы воспитать настоящих мужчин, нужно воспитывать настоящих женщин.

♦ Семья — это та первичная среда, где человек должен учиться творить добро.

♦ Если люди говорят плохое о твоих детях — это значит, они говорят плохое о тебе.

♦ Там, где у женщин не развито чувство чести и достоинства, процветает нравственное невежество мужчин.

♦ Есть три вещи, которые необходимо утверждать в мальчиках и юношах: долг мужчины, ответственность мужчины, достоинство мужчины.

♦ Пусть ваш воспитанник будет непокорным, своевольным — это несравненно лучше, чем безмолвная покорность, безволие.

♦ Воспитывая своего ребенка, ты воспитываешь себя, утверждаешь свое человеческое достоинство.

♦ Три бедствия есть у человека: смерть, старость и плохие дети. От старости и смерти никто не может закрыть двери своего дома, но от плохих детей дом могут уберечь сами дети.

Педагог-новатор В. А. Сухомлинский

Содержимое разработки

Педагог-новатор Василий Александрович Сухомлинский

Гасилова Екатерина Руслановна

Научный руководитель С. А. Козлова

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Нижегородский Губернский колледж,

2 курс, специальность 44.02.02 «Преподавание в начальных классах».

Ключевые слова: педагог, новатор, развитие личности, личностный подход, принцип, гуманизм, труд, любовь, доброта.

Педагог-новатор В. А. Сухомлинский

Первые шаги Василия Александровича Сухомлинского в мир педагогики

С 1926 по 1933 гг. В. Сухомлинский учился в Васильевской семилетке, где проявил себя как один из самых способных учеников. Летом 1934 года он поступил на подготовительные курсы при Кременчугском педагогическом институте и в том же году стал студентом факультета языка и литературы. Но в связи с болезнью вынужден был в 1935 году прервать учёбу в вузе.

17-летним юношей начал Василий Александрович практическую педагогическую работу. На протяжении 1935—1938 гг.. Своё обучение продолжил с 1936 года в Полтавском педагогическом институте , где получил сначала квалификацию учителя украинского языка и литературы неполной средней школы, а затем — преподавателя этих же предметов средней школы 1938 год.

С 1944 года — заведующий Онуфриевским районным отделом народного образования. С 1948 года до последнего дня своей жизни работал директором средней школы посёлка Павлыш Онуфриевского района Кировоградской области Украинской ССР. В 1955 году защитил кандидатскую диссертацию на тему: «Директор школы — организатор учебно-воспитательного процесса».

Педагогические идеи В. Сухомлинского как концептуальная основа личностно – ориентированного подхода

Одним из самых эффективных подходов к реформированию современного образования назван личностно ориентированный подход. Однако работа относительно разработки теории и методики личностно ориентированного образования пока еще вдалеке от завершения и в первую очередь это касается ее концептуальной основы.

Главной целью учебно-воспитательного процесса В. A. Сухомлинский считал всестороннее развитие личности. Одним из основных положений в системе взглядов на сущность учебно-воспитательного процесса есть положение о неповторимости каждого ребенка. Важное значение оно имеет для концепции личностно ориентированного подхода, поскольку именно из него выплывает положение о ребенке как наивысшей ценности и, соответственно главного субъекта учебно-воспитательного процесса. Это дает возможность сформулировать первый, фундаментальный принцип личностно – ориентированного подхода к учебе и воспитанию – принцип неповторимости каждого ребенка.

Второй принцип личностно – ориентированного подхода к учебе и воспитанию – принцип признания отсутствия неспособных детей. С положением об отсутствии неспособных, бездарных и ленивых детей в свою очередь связано положение о неравенстве умственных способностей детей, которое, на первый взгляд, ему противоречит. Однако противоречия здесь нет. Наличие такого неравенства обусловлено разными умственными задатками детей. Без учета этого нельзя представить современный учебно-воспитательный процесс.

Следовательно, третьим принципом личностно – ориентированного подхода является принцип учета неравенства умственных способностей детей. Учеба и воспитание детей с высокими умственными способностями не вызывает особенные трудности. А что делать с детьми, которые имеют сниженную способность к учебе? Как учить и воспитывать таких детей? Справиться с этим заданием можно, по мнению, лишь при условии использования для учебы и воспитания таких детей особенных мероприятий, тонкого и деликатного индивидуального подхода.

Отсюда выплывает четвертый принцип личностно – ориентированного подхода к учебе и воспитанию – принцип индивидуализации учебно-воспитательного процесса. Индивидуализация учебно-воспитательного процесса – это, по сути, учеба и воспитание каждого ученика по индивидуальному плану. Естественные задатки, наклоны, одаренность составляют содержание индивидуальных особенностей учеников, а их выявление – содержание пятого принципа личностно – ориентированного подхода к учебе и воспитанию – принципу учета индивидуальных особенностей учеников.

Шестым принципом личностно ориентированного подхода к учебе и воспитанию, что выплывает из педагогических идей Сухомлинского, есть принцип определения каждого ученика личностью. Главным заданием относительно реализации этого принципа является сохранение и развитие у ребенка чувства человеческого достоинства. Почтенное отношение к человеческому достоинству, человеческой личности ученика есть, говоря словами , важнейшим педагогическим инструментом, поскольку дает возможность сохранить все красивые человеческие качества, которые были заложены у ребенка от роду, – доброту, человечность, неугомонность, и не дает возможность развиться плохим свойствам – безвольной и молчаливой покорности, бессердечию, жестокости. Конечной целью такого подхода есть, по словам Сухомлинского, творить очень нежную, тонкую вещь: желание быть хорошим, стать сегодня лучше, чем был вчера”. Воспитывается желание быть хорошим многими способами: красотой, человечностью, добротой, чуткостью; на примере педагогов и родителей; правдой; наставлением; через преодоление трудностей и др. Но в первую очередь радостью.

Жизненный путь от детства к отрочеству должен быть путем радости, бодрости – пишет в труде “Духовный путь школьника”. Радость – это позитивные чувства. Переживание как позитивных, так и негативных интеллектуальных чувств отражается на всей духовной жизни ребенка. Отсюда – следующий, седьмой принцип личностно – ориентированного подхода к учебе и воспитанию – принцип получения позитивных чувств от учебы.

У талантливых детей успехи в учебе могут порождать чувство головокружения от успехов, важничанье. Чтобы предотвратить эти нежелательные явления, – пишет Сухомлинский, – следует умело вести подростка путем преодоления трудностей. Это требование можно сформулировать как восьмой принцип ориентированной личностной учебы – принцип учебы через преодоление трудностей.

Учеба – это тяжелый умственный труд, и чтобы этот труд был успешным, она должна быть интересной, желаемой для учеников. При чем интересным может быть не только предмет, но и способ познания. Одним из самых эффективных способов познания, пишет в статье “Умственный труд и связь школы с жизнью”, является исследовательский подход к предмету изучения”. Следовательно, девятым принципом личностно ориентированного подхода к учебе и воспитанию можно считать принцип исследовательского подхода к предмету изучения.

Отсюда выплывает десятый принцип личностно – ориентированной учебы принцип обязательности самостоятельного умственного труда учеников у процессов учебы. Важным фактором эффективности учебы считал человечность, любовь, доброту, чуткость, сердечность, тактичность относительно учеников.

Одиннадцатый принцип, который выплывает из этого положения. Можно сформулировать как принцип человечности, чуткости и тактичности по отношению к ученикам. С этим положением непосредственно связано следующее положение о понимании оценки как инструмента воспитание, а не наказание.

Отсюда – двенадцатый принцип личностно ориентированной учебы – принцип понимания оценки знаний учеников как инструмента воспитания.

Требования для учителя по идее В. А. Сухомлинского

1)Первым требованием для учителя является требование любви к собственному делу.

2)Вторым требованием для учителя является требование высокой квалификации.

3)Третьим требованием для учителя является требование высоких моральных качеств.

4)Четверным требованием является требование творческого подхода к учебе и воспитанию.

Гуманист, мыслитель, педагог. Творчество Сухомлинского с каждым годом привлекает все более пристальное внимание мировой научной и педагогической общественности, как в нашей стране, так и за рубежом. И это не случайно. Разработанная им педагогическая система не только обогатила педагогическую науку новаторскими идеями и положениями, внесла вклад, как в теорию, так и в практику образования и воспитания, но и составила значительный, революционный этап в развитии отечественной педагогической мысли.

НПК «Сухомлинский и современность»

Елена Фефилова
НПК «Сухомлинский и современность»

Добрый день уважаемые жюри, участники и слушатели конференции. Я, Фефилова Елена Сергеевна, учитель начальных классов Красногорской школы представляю работу «Методы и формы образования

Павлышской школы: актуальность нашего времени»

В 50-60-е годы ХХ в. страна, пережив ужасы Великой Отечественной войны, постепенно возвращалась к мирной жизни, одной из проблем которой стала школа, поиски оснований новых педагогических устремлений. По сравнению с предыдущим периодом для этого времени характерен возврат к традициям русской педагогики, основанной на любви, уважении, свободе личности, на внимании к ребенку, к его индивидуальным особенностям и внутреннему миру. Примером такой новой педагогики явилась концепция В. А. Сухомлинского, оказавшая значительное влияние на всю советскую педагогику 60-80-х годов XX столетия.

Сухомлинский был сторонникомколлективноговоспитания с акцентом на внимании к отдельному ребёнку.

Стержневая идея всей педагогической системы Сухомлинского – развитие самодеятельности, инициативы и творческих начал в ребёнке.

Интерес к педагогическому наследию великого ученого не случаен. Ведь разработанная им педагогическая система не только обогатила педагогическую науку новаторскими идеями и положениями, внесла вклад, как в теорию, так и в практику образования и воспитания, но и составила значительный, революционный этап в развитии отечественной педагогической мысли.

Российское образование в последние годы претерпевает множество изменений. Правительство проводит многочисленные реформы в этой сфере. Значительно расширяется объем информации, которую получают обучающиеся, а также изменяется методологическая основа педагогики. В современных учебных заведениях широко применяются интерактивные методики, а также современныесредства получения информации: компьютеры, интернет, интерактивные доски и многое другое. В таких условиях важно активно применять на практике новые подходы к обучению. Среди них самый эффективный и давно зарекомендовавший себя – системно-деятельностный подход в образовании. В настоящее время он взят за основу Федерального государственного образовательного стандарта.

Таким образом,на основании вышеизложенного я поставила перед собой цель:сравнить методы и формы педагогической системы В. А. Сухомлинского с системно-деятельностным подходом, как основой ФГОС в современной школе.

1. Изучить методы и формы обучения и воспитания учащихся в Павлышской средней школе.

2. Проанализировать задачи, принципы и цели системно-деятельностного подхода.

3. Сопоставить педагогическую систему В. А. Сухомлинского в Павлышской средней школе и задачи, принципы и цели системно-деятельностного подхода.

4. Сделать выводы о проделанной работе.

Ведущимиидеями концепцииявляются: демократизация и гуманизация школьного быта; открытость; связь обучения с трудом; формирование гуманно–нравственных качеств; сотрудничество учителей и учеников; самоуправление и взаимопомощь.

Одно из важнейших звеньев системы педагогического воспитания – умственное (интеллектуальное) воспитание.

Важнейшим средством умственного воспитания Сухомлинский считал обучение. Успех умственного воспитания определял такими факторами,как: богатство всей духовной жизни школы; духовное богатство учителя, широта его кругозора, его эрудиция, культура; содержаниеучебных программ, характер методов обучения; организация умственного труда учащихся на уроке и дома.

Основными средствами развивающего обучения в педагогической системе являются природа, работа с книгой, сказка, труд.

Основныеформы, применяемые в Павлышской школе.

– вечера и чтения на различные темы

-вечера математического творчества, олимпиады, викторины

– выпускают математический журнал.

Сухомлинским были организованы технический и юннатский кружки.

Также в школе были организованы научно-предметные кружки. Занятия кружков проходили в форме живых, насыщенных яркими, интересными фактами сообщений, докладов, рефератов.

Большое значение в обучении детей Сухомлинский придавал литературе, большое значение придавал чтению вслух, на тех уроках, где изучаются художественные образы, ставшие бессмертным воплощением достоинств и пороков человечества.

В Павлышской школе талантливые и одаренные дети обучались по индивидуальному плану. Сухомлинский считал, что «если учитель выводит наиболее способных учеников за пределы программы, интеллектуальная жизнь коллектива становится богатой, многогранной, и благодаря этому не отстают и самые слабые ученики».

Сухомлинский все общедидактическиеметоды обученияразделял на две группы,они представлены на слайде:

1. Методы,обеспечивающие первичное восприятие знаний и умений учащихся: рассказ, объяснение, лекция, описание; толкование понятий, инструктаж, беседа; самостоятельное чтение книги с целью первичного восприятия знаний; демонстрация и иллюстрация; показ трудового процесса, умения; самостоятельное наблюдение; экскурсия, практическая илабораторная работав процессе самостоятельного овладения знаниями; показ физических упражнений.

2. Методы осмысливания,развития и углубления знаний: упражнения, объяснение фактов и явлений природы, труда, общественной жизни; дискуссии, творческие письменные работы; изготовлениеучебных пособийи приборов, графические работы, лабораторные работы, эксперимент; управление машинами, механизмами, аппаратами с целью углубления, развития, применения знаний и умений; продолжительная трудовая деятельность, сочетающая цели практического труда и цели совершенствования умений и углубления знаний.

При этомосновным методомсчитал слово, но не назидательное или подавляющее, а доброжелательное и располагающее. Сухомлинский называл слово «тончайшим прикосновением к сердцу», которое способно сделать человека счастливым и несчастным.

Для Сухомлинского важным условием полноценного умственного воспитания является соответствие методов обучения, структуры урока и вообще всех его организационных и педагогических элементов учебной и воспитательной цели материала, задачам всестороннего развития учащихся.

Системно-деятельностный подход – основа ФГОС.

Творчество с каждым годом привлекает все более пристальное внимание мировой научной и педагогической общественности, как в нашей стране, так и за рубежом. И это не случайно. Разработанная В. А. Сухомлинским педагогическая система не только обогатила педагогическую науку новаторскими идеями и положениями, внесла вклад, как в теорию, так и в практику образования и воспитания, но и составила значительный, революционный этап в развитии отечественной педагогической мысли.

Гуманистические идеи педагогической системыСухомлинского нашли отклик у современников и педагогов последующего поколения. Например, мы можем видеть их использование в личностно-ориентированном подходе в образовании, который получил развитие в 80-90-х гг. XX столетия. Я вижу развитие этих идей в системно-деятельностном подходе, который является основой ФГОС.

Системно-деятельностный подход – это такой метод, при котором ученик является активным субъектом педагогического процесса. Главная цель системно-деятельностного подхода в обучении состоит в том, чтобы пробудить у человека интерес к предмету и процессу обучения, а также развить у него навыки самообразования. В конечном итоге результатом должно стать воспитание человека с активной жизненной позицией не только в обучении, но и в жизни.

ФГОС ставит перед учителями новые задачи. Они представлены на слайде.

• Развитие и воспитание личности в соответствии с требованиями современного информационного сообщества.

• Развитие у школьников способности самостоятельно получать и обрабатывать информацию по учебным вопросам.

• Индивидуальный подход к ученикам.

• Развитие коммуникативных навыков у учащихся.

• Ориентировка на применение творческого подхода при осуществлении педагогической деятельности.

Главным условием при реализации стандарта является включение школьников в такую деятельность, когда они самостоятельно будут осуществлять алгоритм действий, направленных на получение знаний и решение поставленных перед ними учебных задач. Системно-деятельностный подход как основа ФГОС помогает развивать способности детей к самообразованию.

Системно-деятельностный подход в школе будет эффективен при условии применения определенных методов.Это методы: деятельности; системности; минимакса; психологического комфорта; творчества.

Чтобы системно-деятельностный подход работал эффективно, в педагогике разработаны различные технологии.

Проблемно-диалогическая технология направлена на постановку учебной проблемы и поиск решения.

Технология оценивания, формируется самоконтроль, способность оценивать свои действия и их результат самостоятельно, находить свои ошибки.

Технология продуктивного чтения отстаивать свою точку зрения на основе новой информации.

Эти технологии развивают многие важные качества: способность самостоятельно получать и обрабатывать информацию, формировать свое мнение на основе полученной информации, самостоятельно замечать и исправлять свои ошибки.

Неотъемлемой частью образовательного процесса в рамках ФГОС является внеурочная деятельность, которая проводится в нескольких направлениях. Она позволяет расширить возможности использования умений, которые обучающиеся получили на уроках, и углубить знания, полученные по различным предметам.

Таким образом, новые методы и технологии позволяют каждому школьнику осваивать тот обязательный минимум знаний, который предусмотрен ФГОС.

Результаты применения системно-деятельностного подхода можно разделить на 3 группы: личностные, метапредметные и предметные.

Таким образом, этот подход в обучении позволяет эффективно достичь результатов, которые являются основой гармоничного личностного развития ребенка.

Цель моей работы заключалась в том, чтобысравнить методы и формы педагогической системы В. А. Сухомлинского с системно-деятельностным подходом, как основой ФГОС в современной школе.

В ХХ веке и в ХХI веке государство ставит перед образованием цель воспитания и развития всесторонне развитой личности, способной к самообразованию и самосовершенствованию. Сопоставив средства для реализации этой цели – педагогическая система В. А. Сухомлинского в Павлышской школе и ФГОС – я пришла к выводу, что эти средства имеют много общего.Результаты сравнения я представлю в таблице:

Педагогическая система В. А. Сухомлинского Системно-деятельностный подход – основа ФГОС

1.Цель: развитие познавательных и творческих способностей, воспитание интереса и потребности в умственной деятельности. 1.Цель: пробудить у человека интерес к предмету и процессу обучения, а также развить у него навыки самообразования.

2. Сотрудничество учителей и учеников; самоуправление и взаимопомощь. 2. Учебная деятельность должна быть основана на принципах сотрудничества и взаимопонимания.

3. Самостоятельное чтение книги. 3. Технология продуктивного чтения.

4. Проблемное обучение. 4. Проблемно-диалогическая технология.

5.Внеклассная работа: вечера чтения, кружки, лекции, опыты, предметные журналы. 5. Внеурочная деятельность.

6.Работа с одаренными детьми: обучение по индивидуальному плану, выходящему за пределы программы. 6.Работа с детьми с особыми образовательными потребностями: олимпиады, НПК, он-лайн олимпиады.

Современные изменения в образовании основываются во многом на педагогическом наследии В. А. Сухомлинского и других педагогов.

Доклад «Взаимодействие педагогов с семьей — традиции и современность» Детство – незабываемая пора в жизни каждого человека. Она наполнена добрыми руками родителей и заботой воспитателей (слайд 2). Семейное.

Имидж ДОУ: традиции и современность Имидж ДОУ: традиции и современность На сегодняшний день, важно помнить, что образовательным учреждениям предъявляются все новые требования.

Конспект комплексного занятия в подготовительной к школе группе «Железногорск: истоки и современность» «Железногорск – истоки и современность». Программные задачи: Расширять и уточнять знания детей об историческом прошлом родного города, края,.

Конспект занятия по краеведению «Храмы Тамбова: история и современность» Конспект по краеведению ” Храмы Тамбова: история и современность. ” Выполнил: Кузнецова Н. В. воспитатель. Цель: Способствовать реализации.

Консультация для родителей «Взаимодействие семьи с детским садом — традиции и современность» Неоспоримый факт, что семья – это ячейка общества, общества, в котором мы живем, где, бывает, порой не хватает отзывчивости, доброты, участия,.

НПК «Состояние воды» Тема: состояние воды Цель: Доказать, что вода может быть в разных состояниях. Задачи: 1. Ознакомиться с литературой по данной теме. 2. Понаблюдать,.

НПК «Воздух вокруг нас» Тема: Воздух вокруг нас Цель: доказать с помощью опытов, что воздух существует и необходим для жизни. Задачи: 1. Изучить литературу по.

Педагогические идеи Сухомлинского

про совесть…
«Самое главное, чтобы маленький человек устыдился, — вот тогда он и убоится. Стыд — это, образно говоря, воздух, на котором держатся крылья человеческой ответственности. Чувствуя ответственность, человек боится — боится оказаться плохим. Этот страх не сковывает силы, а стимулирует их, порождая мужество, бесстрашие, моральную стойкость и несгибаемость»
«Мудрая власть коллектива» раскрывает идеи Сухомлинского о власти и доверии.
Василий Алексеевич рассуждает о власти учителя над ребенком
Каждого из нас должна тревожить мысль о чрезвычайно важной проблеме нашей профессии – проблеме власти педагога над младшим. власть над детьми – наиболее общее, всеобъемлющее и одновременно острое, тонкое, хрупкое и опасное средство. Это инструмент, которым можно сделать безболезненную и незаметную операцию, но можно и больно раскроить нежную ткань детской души. Инструмент этот весьма необходимый и одновременно небезопасный. Все зависит от того, как им пользоваться, с какими побуждениями подходить к человеку. Властвование над детьми – одно из труднейших испытаний для педагога, один из показателей педагогической культуры.
Говорит про доверие…
только тогда я имею право быть наставником, когда, понимаю и сердцем ощущаю безграничное детское доверие и неминуемую в связи с этим беззащитность, власть свою над ребенком основываю на этом доверии и этой беззащитности. Чем больше ребенок верит мне, чем с большей готовностью идет за мной, тем больше возрастает моя ответственность за каждый свой и его шаг Безгранично доверяя педагогу, ребенок сердцем чувствует, что старший, мудрый человек всегда найдет выход из положения, каким бы тяжелым оно ни было

«Разговор с молодым директором школы» затрагивает рассуждения о профессионализме учителя…
Подлинный мастер педагогического процесса не дает в поурочном плане изложение нового материала. Он продумывает содержание рассказа, готовит наглядные пособия, примеры и задачи. Все это нет надобности записывать в поурочный план. Его поурочный план – это не содержание рассказа (лекции, объяснения), а заметки о деталях педагогического процесса на уроке, необходимые для руководства умственным трудом учащихся. Мастер педагогического дела настолько хорошо знает азбуку своей науки, что на уроке, в ходе изучения материала, в центре его внимания не само содержание того, что изучается, а ученики, их умственный труд, их мышление, трудности их умственного труда.
в книге «Письма к сыну» основным содержанием нравственного воспитания Сухомлинский считал заботу о возвышении человеческого достоинства ребенка и помощь в определении им своего места в жизни. Ведущую роль в воспитании всесторонне развитой личности он придает необходимости превращения образования в важнейшую жизненную ценность.
Он рассуждает об убеждениях…
Самое страшное для человека-это превратиться в спящего с открытыми глазами: смотреть и не видеть, видеть и не думать о том, что видишь, добру и злу внимать равнодушно; проходить спокойно мимо зла и неправды. Человек без убеждений – тряпка, ничтожество. Человек должен скорее пойти на гибель, нежели отказаться от своих убеждений…
об умении рассуждать…
Без рассуждений, размышлений слушание лекций превращается в механический процесс, а студент – в “живое устройство” для запоминания. Бойся как огня этой опасности. Бездумное заучивание лекций отупляет Где зубрежка – там и шпаргалка. Это самое страшное, это гибель для творческого разума.
Читая Сухомлинского, задумываясь над истоками его педагогического творчества, невольно задаешь себе вопрос: что же главное, определяющее в его педагогике, какова движущая сила его творчества. Думаю, каждый со мной согласится — этим главным и определяющим является ЛЮБОВЬ к ребенку.
«Сто советов учителю»
про любовь к ученикам…
Любовь – это, прежде всего ответственность за судьбу того человека, которого полюбил. Любить – это значит, прежде всего, отдавать, отдавать любимому существу силы своей души, творить для любимого существа счастье.
Хотелось бы процитировать еще несколько фраз В.А.Сухомлинского.
про оптимизм…
Оптимизм, вера в человека – неисчерпаемый источник творческой энергии, нервных сил, здоровья воспитателя и воспитанника. Недоброжелательность – опасный недуг души, который отражается и на сердце, и на нервах.
о чтении…
Интерес к знаниям немыслим без постоянного чтения литературы. Не дополнительные занятия, не бесконечное “подтягивание”, а чтение, чтение и еще раз чтение – вот что играет решающую роль в умственном труде тех, кому трудно учиться. Благодаря чтению развивается его интеллект. Чем больше «трудный» ученик читает, тем яснее становится его мысль, тем активнее его умственные силы.
о наказании…
Не допускайте, чтобы к ребенку применялись физические меры воздействия. Нет ничего вреднее и зловещее, чем «сильные», волевые средства. Ремешок и подзатыльник, вместо умного, ласкового, доброго слова — это ржавый топор вместо хрупкого, нежного, острого резца скульптора. Физические наказания являются насилием не только над телом, но и над духом человека; ремешок делает бесчувственными не только спину, но и сердце..
Возможно, в современном образовании мы немного отошли от его убеждений, но педагогическое наследие В.А. Сухомлинского и сейчас актуально. Оно направлено на жизненность, на настоящего человека. Оно воспитывает самоуважение.
Закончить свое выступление хочу его простым высказыванием об учителе

Педагогическая концепция Б.А. Сухомлинского.

Василий Александрович Сухомлинский(1918-1970) – выдающийся советский педагог-новатор, член-корреспондент Академии педагогических наук СССР, кандидат педагогических наук, заслуженный учитель школы Украинской ССР, Герой Социалистического Труда. Исследовал моральные проблемы воспитания молодежи, проблемы практической педагогики: вопросы руководства школой, профессионального мастерства учителя, проблемы умственного, нравственного, трудового, эстетического и физического воспитания. Многие его дидактические советы по развивающему характеру обучения сохраняют свое значение в настоящее время при осмыслении современных путей развития педагогической мысли и образования.

Начал свою педагогическую деятельность в 1935 г. учителем украинского языка и литературы сельской школы после обучения на подготовительных курсах при Кременчугском педагогическом институте. Спустя три года окончил Полтавский педагогический институт. Именно этому вузу Сухомлинский обязан знаниями основ педагогической науки, умению работать с детьми, культуре общения, стремлению к вечному научному поиску. В структуру педагогической науки он включал категории этики – долг, честь, достоинство, добро, свободу.

Привитые с детства родителями любовь к родному слову, народной мудрости, помогли усвоить неписаный кодекс общественной морали. В своей педагогической деятельности Василий Александрович опирался на такие основные положения народной педагогики, как природосообразность, воспитание в труде, гуманизм, всесторонний подход к воспитанию.

В центре его работ – проблемы формирования высоких гражданских идеалов, моральной культуры, таких духовно-нравственных качеств, как правдивость, доброта, уважение к людям труда, общественная активность и др.

В центре дидактической системы Сухомлинского – трудовое воспитание. Педагог трактовал сельскохозяйственный труд как средство развития личности, а не только как путь подготовки учащихся к профессиональной деятельности. В последствии в Павлышской школе была внедрена система трудового воспитания, основой которой были политехническое обучение и общественно полезный, производительный труд учащихся.

Много внимания Сухомлинский уделял детскому коллективу и воспитанию личности в нем. Он развивал идею Макаренко о целесообразности создания разновозрастных коллективов воспитанников (трудовые отряды и бригады, предметные, технические, сельскохозяйственные кружки, самодеятельные, художественные коллективы, ученические группы по месту жительства учащихся и др.).

После войны, на которой был тяжело ранен, в должности заведующего районо, занимался восстановлением разрушенных школ. В 1948 г. стал директором Павпышской средней школы Кировоградской области и бессменно руководил ею в течение 22 лет, до конца жизни. В 1948 г. это была обычная школа, почти разрушенная за годы войны. Знаменитой ее сделал Сухомлинский. Он превратил Павлышскую сельскую школу в настоящую лабораторию передового педагогического опыта, знакомиться с которым приезжали не только советские, но и зарубежные педагоги. Опытно-экспериментальная работа Сухомлинского и возглавляемого им коллектива школы позволила внедрить в педагогическую практику целый ряд инноваций: педагогические консилиумы, уроки этики и психологии семейной жизни, родительскую школу и др. Одним из первых начал подготовку детей шестилетнего возраста к обучению в школе. Плодотворная работа была направлена на создание «школы радости».

Сухомлинский создал оригинальную целостную педагогическую систему, основывающуюся на антропологическом подходе, гармонизации гуманистически ориентированных форм, средств и методов педагогической деятельности.

Гуманистическая педагогическая концепция, на основные положения которой – признание личности ребенка высшей ценностью, глубокое уважение и любовь к личности ребенка, вера в его духовные и физические возможности были ориентированы процессы воспитания и образования, творческая деятельность сплоченного коллектива педагогoв-единомышленников и учащихся, укрепление связи школы с семьей. В таком коллективе не возникал вопрос о наказаниях, разнообразие воспитательных воздействий определялась атмосферой взаимопонимания. Регуляторами поведения становились нравственные нормы, добрые традиции. Сухомлинский утверждал, что стимулирующий потенциал коллектива обусловливается тем положительным, что каждый ребенок может внести в его нравственно-интеллектуальную атмосферу.

Процесс обучения Сухомлинский предлагал стоить так, чтобы он постепенно, в соответствии с возрастными возможностями детей, вводил их в круг знаний, развивал их творческую мысль, уверенность в своих силах. Сам процесс обучения, по Сухомлинскому, неизменно должен иметь развивающий характер и содержать в себе проблемные ситуации, доступные для решения школьниками соответствующего возраста.

В.А. Сухомлинский считал очень важным держать педагогический процесс на уровне разумно рассчитанного напряжения, чтобы оно не было максимальным, ведущим к перенапряжению детских сил, их изматыванию, истощению нервной системы. Вместе с тем не разумна и такая организация дела, при которой процесс приобретения знании чрезмерно. облегчается и школьник не работает в полную меру своих возможностей. «Есть в жизни школьного коллектива трудноуловимая вещь, которую можно назвать душевным равновесием, – писал Сухомлинский, – в это понятие я вкладываю такое содержание: чувствование детьми полноты жизни, ясности мысли, уверенность в своих силах, вера в возможность преодоления трудностей. Характерной особенностью душевного равновесия является спокойная обстановка целенаправленного труда, ровные товарищеские взаимоотношения; отсутствие раздражительности. Опыт лучших педагогов убеждает меня, что самое главное в этой тонкой сфере воспитанияпостоянная мыслительная деятельность – без переутомления, без рывков, спешки и надрыва духовных сил».

Сухомлинский большое внимание уделял формированию мировоззрения учащихся. Он считал, что умственное воспитание начинается там, где есть теоретическое мышление, где живое созерцание не конечная цель, а средство к ее достижению; что в современном мире без овладения научными знаниями невозможны ни труд, ни культура человеческих отношений, ни выполнение гражданских обязанностей; что учение не может быть приятной игрой, доставляющей только удовольствия.

Методы преподавания, по Сухомлинскому, должны быть разнообразны и применяться в зависимости от конкретных условий того или иного класса, урока, предмета, состояния данного коллектива. Метод не самоцель, а средство к лучшему достижению цели, но наиболее разумным и эффективным путем.

Большое внимание Сухомлинский уделял проблеме учета знании, справедливости оценки учащихся, такой организации дела, при которой отметка стимулирует ученика в движении вперед. Отметка, по мнению Сухомлинского, должна вознаграждать трудолюбие, а не карать за нерадивость. Когда ребенок не видит успеха в учении, у него притупляется чувство собственного достоинства и он свыкается с мыслью, что ни к чему не способен. Но нельзя допускать и того, считал Сухомлинский, чтобы оценка баловала учащихся. В результате у школьников может сложиться легкомысленное отношение к учению.

Сухомлинский представлял процесс обучения как радостный труд; важная роль в обучении отводилась слову учителя, художественному стилю изложения, сочинению вместе с детьми сказок, художественных произведений.

Воспитание Сухомлинский трактовал как процесс реализации неотъемлемо присущих ребенку врожденных свойств, спонтанных реакций и импульсов. Вместе с тем большое значение он придавал и специально организованному воспитывающему социуму. Сухомлинский разработал комплексную эстетическую программу «воспитания красотой». Он придал романтическую окраску внеклассной и внешкольной работе, деятельности школьных организаций. Педагог вводил в воспитательную работу яркие образы, ввел в жизнь школы элементы праздничности, красоты: «Уголок красоты», «Остров чудес», «Сад здоровья», «Яблоня матери», «Праздник розы» и др. Он воспитывал в детях чувство достоинства, воспитывал гражданина. «Для того, чтобы заложить в годы детства основу человечности и гражданственности, надо дать ребенку правильное видение добра и зла». Коммунистическое воспитание Сухомлинский понимал как формирование «мыслящих личностей», а не послушных исполнителей партийных команд.

Свои взгляды и подходы Сухомлинский отразил в литературно-педагогических произведениях. В.А. Сухомлинский – автор 41 монографии и брошюры, более 600 статей, 1200 рассказов и сказок. Общий тираж его книг составил около 4 млн экземпляров на различных языках. В апреле 1970 г. педагог закончил работу «Проблемы воспитания всесторонне развитой личности» – доклад для защиты докторской диссертации по совокупности работ. Защитить ее он не успел.

Одной из важнейших его работ является книга «Сердце отдаю детям», которая впервые вышла в 1969 г. в издательстве «Радянська школа» (г. Киев). В книге представлена целостная педагогическая система воспитания младшего поколения, согласно которой первые научные истины ребенок познает в окружающем мире, а источником мысли являются красота и неисчерпаемая сложность природных явлений. Рассматривая знания как величайшие блага общества, которые надо передать каждому воспитаннику; Сухомлинский выступал за гармоничное школьное воспитание, в котором сливаются воедино нравственное, умственное, эстетическое и эмоциональное становление личности. Воспитанник в понимании Сухомлинского – это активный, самодеятельный индивид, который живет полнокровной и интересной жизнью. «Детство, – писал он, – важнейший период человеческой жизни не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь».

Василий Александрович внес вклад и в разработку структуры и содержания профессионального мастерства учителя. В работе «Павлышская средняя школа», опубликованной в 1969 г. в издательстве «Просвещение» (г. Москва) и ставшей результатом обобщения опыта учебно-воспитательной работы в сельской средней школе, Сухомлинский раскрывает понимание вопроса, что значит хороший учитель. По его мнению,

– это прежде всего человек, который любит детей, находит радость в общении с ними верит в ТО, что каждый ребенок может стать хорошим человеком, умеет дружить с детьми: принимает близко к сердцу их радости и горести, знает душу ребенка, никогда не забывает, что и сам был ребенком.

– человек, хорошо знающий науку, на основе которой построен преподаваемый им предмет, влюбленный в нее.

– человек, изучивший психологию и педагогику, понимающий, что без знания науки о воспитании работать с детьми невозможно.

– тот, кто в совершенстве овладел умениями в той ИЛИ иной трудовой сфере деятельности.

Суть понятия профессионального мастерства Сухомлинский рассматривал как органическое единство трех компонентов: личностных качеств педагога, его образованности и владения педагогической техникой.

В.А. Сухомлинский написал ряд произведений, которые можно считать литературно-художественными: «Рождение гражданина», «Разговор с молодым директором школы», «Мудрая власть коллектива» и др. Написанные просто и доступно, книги Сухомлинского сделали его имя широко известным и поставили в ряд выдающихся советских педагогов второй половины ХХ в. Его идеи воплощены в практике многих школ. Впоследствии были созданы Международная ассоциация В.А. Сухомлинского и Международное объединение исследователей Сухомлинского, педагогический музей Сухомлинского в Павлышской школе (1975).

Ссылка на основную публикацию