Педагогическая характеристика на дошкольника готовая – требования к составлению и примеры заполнения

Педагогическая характеристика на дошкольника
методическая разработка на тему

Характеристика всегда требуется на ПМПК

Скачать:

ВложениеРазмер
pedagogicheskaya_harakteristika_na_doshkolnika.doc44 КБ

Предварительный просмотр:

Педагогическая характеристика на

воспитанницу структурного подразделения

ГБОУ СОШ №29г. Сызрани

1. Общие сведения о ребенке:

Ф. И. О. : Коноплева Александра Владимировна.

Дата рождения: 4 августа 2009 года.

Домашний адрес: г. Сызрань, ул. Кадровая,41.

Дата поступления в детский сад: 19 июня 2012 года.

Откуда поступила : из дома.

Ф. И. О. матери, место работы : Коноплева Ольга Александровна, ГБОУ СОШ № 29, повар.

Ф. И. О. отца, место работы : Коноплев Алексей Владимирович, в/ч 15566,летчик.

Воспитанием ребенка занимаются мама и папа. В семье уделяется достаточное внимание воспитанию и обучению ребенка. Среда, в которой растёт и развивается ребёнок, является здоровой и благоприятной.

Были ли длительные перерывы в посещении детского сада, по каким причинам: нет.

Внешний вид ребёнка : рост и вес соответствуют возрасту, телесные дефекты, мешающие общению, отсутствуют. Внешний вид отличается аккуратностью, опрятностью в одежде и прическе.

Речь девочки громкая, темп речи медленный.

Степень подвижности ребёнка выражается в умеренной активности.

Социальное поведение ребёнка : умеет устанавливать контакты со сверстниками и взрослыми, вежлива, тактична.

Отношение к учебной деятельности : мотивация к учебной деятельности сформирована. Ребенок отличается средним уровнем познавательной активности. Задания старается выполнять самостоятельно. В случае затруднений прибегает к помощи взрослых, переживает. Реакция на успех и неуспех в учебной деятельности спокойная.

Характер: доброжелательна, общительна, правдива, стремиться лидировать.

В отношениях со сверстниками: открыта, вежлива, уступчива, активна в общении.

В отношениях со взрослыми : послушна, исполнительна, уважительна.

Отношение к самой себе : гордость, самоуважение.

Отношение к собственным вещам: бережливость, аккуратность.

Отношение к делу: ответственность, трудолюбие, настойчивость, целеустремлённость, добросовестность, старательность.

2. Соматическое здоровье: редко болеет простудными заболеваниями, спокойно спит.

3. Знания, умения и навыки по программному материалу:

Количество и счёт : дифференцирует понятия «один -много», владеет количественным (порядковым) счётом в пределах 10, знает цифры от 1 до 10, соотносит цифру с соответствующим количеством предметов, сравнивает множества по количеству входящих в них элементов без счёта (наложением, приложением).

Восприятие цвета : имеет представление о цвете, различает цвета, но не все цвета называет правильно.

Восприятие формы: имеет представления о форме, группирует геометрические фигуры, выделяет по слову геометрические фигуры, различает и называет геометрические фигуры.

Восприятие величины: имеет представление о величине, дифференцирует предметы, контрастные по величине, раскладывает предметы в возрастающем и убывающем порядке, использует в речи слова, характеризующие величины.

Временные представления: временные представления сформированы, ориентируется во времени суток, определяет и называет время года.

Пространственные представления: пространственные представления сформированы, выполняет движение в указанном направлении по словесной инструкции, определяет положение предмета в пространстве по отношению к себе (слева, справа, впереди, сзади, использует в речи слова, определяющие положение предмета в пространстве).

Речь ребенка: словарный запас достаточно богат, соответствует возрастной норме, в пределах обихода, слоговая структура слова не нарушена,

Грамматический строй речи: сформирован достаточно, формирует множественное и единственное число существительных и глаголов, уменьшительно-ласкательные формы существительных; умеет согласовывать прилагательные с существительными, числительные с существительными.

Особенности звукопроизношения : фонетический строй речи соответствует возрастной норме, изолированно не все звуки произносит правильно.

Связная речь: соответствует возрастной норме.

4. Особенности моторной сферы:

Общая моторика : соответствует возрастной норме.

Ручная моторика: в норме, темп – норма, переключаемость точная.

Ведущая рука: правша.

5. Характеристика деятельности:

Навыки самообслуживания соответствуют норме.

Игровая деятельность: игры с мягкими игрушками, сюжетно-ролевые игры типа ;Больница», «Парикмахерская», « Дочки – матери»; по времени длительны, в играх является лидером, умеет довести игру до конца; подчиняется правилам игры; взаимоотношения со сверстниками в игре дружелюбны; уровень развития игровой деятельности средний; проявление воображения в игре присутствует; отражает свой опыт в играх.

Конструктивная и графическая деятельность соответствует норме.

Отношение к занятиям: контролирует свою учебную деятельность, начатое дело доводит до конца, темп работы средний, принимает практическую и словесную помощь. Затруднения, возникающие в процессе деятельности, стремится преодолеть самостоятельно, иногда переживает, обращается за помощью к воспитателю.

Личностные особенности: наблюдается адекватность эмоциональных реакций, адекватность отношений к родным, сверстникам, другим людям, чувство привязанности, любви, добра, склонность прийти на помощь, умение подчиняться требованиям взрослых, аккуратность, чистоплотность, адекватность эмоциональной реакции на одобрение и порицание.

подразделения Шикалова М.С.

Воспитатель Серищева Г.А.

Учитель-логопед Чеботаева М.Л.

Дата составления «___» _____________2015 год

Пример психолого-педагогической характеристики на воспитанника ДОУ

Евгения Гусева
Пример психолого-педагогической характеристики на воспитанника ДОУ

Сегодня достаточно часто воспитателям ДОУ приходится писать характеристики на воспитанников для различных целей, в том числе и для представления на обследование психолого-медико-педагогической комиссией, что, к сожалению, случается все чаще.

Предлагаю Вам пример* такой характеристики, отражающий все сферы деятельности ребенка-дошкольника.

* там, где в примере написано курсивом, необходимо либо выбрать из предложенных вариантов, либо более подробно описать наиболее яркие особенности или имеющиеся трудности.

Психолого-педагогическая характеристика на воспитанника ГБОУ детского сада №, группы № …

ФИО ребенка, дата рождения …

Ребенок поступил в детский сад (указать, когда и откуда поступил: из семьи, из другого ДОУ и причины перевода) и в данный момент посещает (младшую, старшую и т. д.) группу. Далее указать были ли длительные перерывы в посещении дошкольного учреждения, по каким причинам.

Ребенок воспитывается в полной/неполной многодетной семье. Проживает с (перечислить всех, с кем проживает ребенок). Воспитанием ребенка в основном занимается (указать). Семья в целом представляется благополучной/неблагополучной (указать примеры, указывающие на выбранный тип семьи: родители морально устойчивы; ребенок безнадзорен, жестокое обращение с ребенком; пьянство, тунеядство, судимость родителей и т. д.). Взаимоотношения родителей с ребенком и воспитание в семье можно охарактеризовать как а) демократическое (учитывание интересов ребенка; воспитание в нем дисциплинированности, самостоятельности, инициативности); б) авторитарное (требование от ребенка беспрекословного подчинения, жесткий контроль всех сфер его жизни); в) попустительское (безразличное родительское отношение и отсутствие какого-либо контроля, ребенок предоставлен сам себе); г) гиперопека (чрезмерная забота о ребенке, ограждение его от любых трудностей и забот, чрезмерный контроль).

При поступлении в детский сад адаптация прошла плохо/с большими трудностями/достаточно легко/легко: плакал/не плакал при расставании с родителями, когда перестал плакать, проявлял/не проявлял интерес к помещению группы, игрушкам, к сверстникам, взрослым; с первых ли дней обедал и оставался на сон.

Особенности внешнего вида. Ребенок сутулится/не сутулится при ходьбе, сидя. Походка ровная/неровная, спокойная/стремительная, по группе передвигается в основном шагом/бегом. Мимика и жесты: описать ярко выраженные особенности или трудности. Внешний вид ребенка опрятный/неопрятный, ухоженный/запущенный. Если есть, указать яркие особенности: грязная одежда, неприятный запас от ребенка и т. д.

Физическое состояние и соматическое здоровье. Группа здоровья – указать. Вес (кг) и рост (см) ребенка соответствуют/не соответствуют возрасту. Сведения о хронических заболеваниях отсутствуют (если есть, указать, какие). Детский сад по причине болезни пропускает часто/редко. Энурезом и энкопрезом не страдает/страдает.

Дневной сон продолжительный/кратковременный (минут), процесс засыпания быстрый/длительный (описать трудности, самостоятельный/требуется присутствие взрослого; процесс пробуждения быстрый/длительный (описать трудности). Если есть, описать особенности поведения: бегает по кроватям, будит других детей и т. д. Аппетит хороший/плохой/выборочный (описать трудности).

Нарушений движений, парезов, навязчивых движений, тиков, нарушений координации замечено не было (если есть, указать, какие). Общая моторика: норма/незначительные нарушения (описать, какие)/моторно неловок; описать темп, ритм движений. Движения по словесным инструкциям выполняет без затруднений/с затруднениями (описать, какими). Равновесие удерживает без затруднений/с затруднениями (описать, какими). Мелкая моторика развита хорошо/недостаточно: описать выполнение следующих действий: застёгивание и расстёгивание различных застежек (пуговиц, кнопок, молний, липучек, шнурков, работа с ножницами, пластилином и мелким сыпучим материалом. Навыки рисования, лепки и вырезания сформированы/не сформированы (указать имеющиеся трудности). Ведущая рука – правая/левая/амбидекстер.

Навыки самообслуживания сформированы хорошо/сформированы недостаточно/не сформированы. Ребенок одевается и раздевается самостоятельно/не самостоятельно (указать имеющиеся трудности). Ест самостоятельно/не самостоятельно (указать имеющиеся трудности), ложку и вилку держит правильно/неправильно; ест быстро/медленно и аккуратно/неаккуратно. В туалет ходит самостоятельно/не самостоятельно (указать имеющиеся трудности). Гигиенические навыки (умывание, мытье рук, чистка зубов, расчесывание) сформированы/не сформированы (указать имеющиеся трудности). Свои вещи и постель убирает самостоятельно/не самостоятельно (указать имеющиеся трудности).

Особенности игровой деятельности. В играх с другими детьми в основном занимает лидирующую/пассивную/агрессивную/другую позицию, описать основные проявления: задает правила, обижается, отнимает игрушки, дерется и т. д. Отдает предпочтение сюжетно-ролевым/подвижным играм/играм по правилам/самостоятельным играм с игрушками. В играх с игрушками наблюдается устойчивый/не устойчивый интерес к игрушкам; действия с игрушками ориентируются/не ориентируются на свойства и назначение этих игрушек, целевой компонент игры сформирован/не сформирован (описать примеры); заметна широта/узость использования предметов-заменителей; действия с игрушками сопровождаются/не сопровождаются вербальной инструкцией или рассказом. Во время игр по правилам понимает/не понимает правила, следует/не следует правилам игры; четко и правильно/нечетко и неточно выполняет игровые действия. В сюжетно-ролевой игре отмечается доступность/недоступность воображаемой ситуации, широта/бедность игровых сюжетов, устойчивость/неустойчивость в принятии игровой роли, выходит/не выходит из роли во время игры. В процессе игры отражает/не отражает собственный жизненный опыт. Игровую деятельность ребенка характеризует перечислить отличительные черты и характерные действия. Любимая игра – указать, какая и почему.

Особенности познавательной сферы. Познавательные процессы в целом считаем развитыми в пределах возрастной нормы/выше/ниже нормы.

Представления о цвете и форме сформированы/не сформированы: цвета и формы ребенок узнает/не узнает, называет/не называет и соотносит/не соотносит, согласно своему возрасту (указать имеющиеся трудности). Представления о пространстве и времени также сформированы/не сформированы: право-лево различает/не различает; движение в указанном направлении по словесной инструкции выполняет/не выполняет; время суток, дни недели, месяцы и времена год называет/не называет (указать имеющиеся трудности).

Внимание преобладает произвольное/непроизвольное, во время занятий может/не может быть внимательным и длительно на чем-то сосредоточиться, постоянно отвлекается (указать имеющиеся трудности). Преобладающий вид памяти – зрительная/слуховая/кинетическая. Память развита хорошо/достаточно хорошо/недостаточно: быстро/медленно запоминает и быстро/медленно забывает, для чего требуется однократное/многократное повторение; стихотворения наизусть ребенок учит самостоятельно/с затруднениями/не учит (указать имеющиеся трудности); рассказы и сказки пересказывает самостоятельно близко к тексту/привносит вымышленные заимствования/концентрируется на второстепенных объектах, не улавливая главной мысли/не пересказывает вовсе.

Процессы классификации и обобщения по разным основаниям ребенку доступны/не доступны: группирует/не группирует слова, картинки, предметы по общему признаку, подбирает/не подбирает обобщающее слово к ряду (птицы, животные, овощи, фрукты, мебель, одежда и т. д.); умеет/не умеет устанавливать простейшие причинно-следственные связи (на улице снег – зима и т. д.); понимает/не понимает содержание сюжетных рядов и картин, составляет/не составляет по ним рассказ (описать примеры, указать имеющиеся трудности).

Имеет/не имеет представления о соотношении цифр с количеством, понимает/не понимает понятия «один-много», владеет/не владеет порядковым счётом в пределах, выполняет/не выполняет простейшие счетные операции: сложение, вычитание, сравнение в пределах, решает/не решает задачи на наглядном материале (описать примеры, указать имеющиеся трудности).

Ребенок не испытывает/испытывает трудности в усвоении материала по программе «(указать программу, по которой работает группа)» и имеет высокий/средний/низкий уровень развития познавательной сферы. Ему присущ высокий/средний/низкий уровень познавательной активности, высокий/средний/низкий объём представлений об окружающем мире. Свое имя и возраст ребенок называет/не называет; имена родителей, домашний адрес называет/не называет (указать имеющиеся трудности). Знания о временах года, о животном и растительном мире, о домашнем быте соответствуют/не соответствуют программным требованиям и возрасту (описать примеры, указать имеющиеся трудности).

Индивидуально-ориентированная программа психолого-педагогической работы с ребенком с ДЦП в Лекотеке Индивидуально-ориентированная программа психолого-педагогической работы с ребенком на декабрь 2014 года ФИ ребенка Дата рождения. Тема.

Индивидуальный маршрут психолого-педагогического сопровождения способного воспитанника ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ МАРШРУТ ПСИХОЛОГО – ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ СПОСОБНОГО ВОСПИТАННИКА ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЫ «РАДУГА» МДОУ.

Индивидуальный маршрут психолого-педагогического сопровождения воспитанника, имеющего затруднения в развитии ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ МАРШРУТ ПСИХОЛОГО – ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ВОСПИТАННИКА,ИМЕЮЩЕГО ЗАТРУДНЕНИЯ В РАЗВИТИИ ВО II МЛАДШЕЙ ГРУППЕ «РАДУГА».

Консультация «О психолого-педагогической ценности игр и игрушек» «Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем.

Образец психолого-педагогической характеристики ребенка дошкольного возраста Представляю примерный образец написания характеристики на ребенка дошкольного возраста для ЦПМПК. Психолого-педагогическая характеристика.

Описание психолого-педагогической технологии работы педагога-психолога ДОУ Я работаю педагогом-психологом в детском саду. Свой профессиональный путь психолога начала 2 года назад. Для меня это не только помощь другим,.

Перспективный план психолого-педагогической работы с детьми подготовительной группы (Сентябрь, 3 неделя) Тема: «Деятельность людей». Итоговое мероприятие: Спортивное развлечение для детей «Собираем урожай” Организация развивающей среды для.

Родительское собрание «Воспитание добром». Повышение психолого-педагогической компетентности родителей Родительское собрание «Воспитание добром» «Здравствуйте, уважаемые родители! Рада видеть Вас всех на нашем собрании. Мы предлагаем вашему.

Схема педагогической характеристики Схема педагогической характеристики В первую очередь в характеристике должно быть отражено: • Как долго ребёнок посещает детский сад, в.

Педагогическая характеристика на дошкольника готовая – требования к составлению и примеры заполнения – смотреть видео

Педагогическая характеристика на дошкольника, готовые которой образцы вы найдете в данной статье, это документ официальный, заполняемый воспитателем детского сада и печатью заверяемый и подписью заведующей ДОУ.

Данные документа указанного нужны для психиатра, логопеда, для, психиатра органов опеки и других специалистов, принимают которые участие в психолого-педагогическом обследовании.

ребенка на Характеристика в ДОУ от воспитателя

Любая характеристика нескольких из состоит пунктов, которые учитываются при школу в поступлении. Воспитатель дает полное описание воспитанника семьи. Описывает, нравится ли ребёнку садик, у указывает пропусков причину.

Указывает уровень общительности, темперамент, самостоятельности, отношение к занятиям, к труду. Какую лучше работу выполняет, от какой отказывается, доводит ли конца до дело.

Обратить внимание на поведение во время какие, игры роли выбирает.

В заключении к описанию портрета психологического даются рекомендации родителям и педагогам.

написать Как характеристику на ребенка

При составлении обо рассказывается всех качествах и особенностях личности. В ребенка карте данный документ должен всегда чтобы, присутствовать при переводе в другой сад школу или было первоначальное представление о ребенке.

игровой Особенности деятельности

Игра – доступный вид для деятельности детей. В игре полностью раскрываются возможности и способности, проявляется мышление, эмоциональное состояние, общение, активность и поведение в обществе.

С помощью игр только не дети развиваются, но проходят процесс воспитания. интересы Проявляются и склонности.

Особенности эмоционально-волевой личности и сферы

В данном пункте описываются эмоции и Как. чувства часто может меняется настроение. На может что реагировать неадекватно. Может ли контролировать поступки свои.

Присутствуют ли негативные стороны характера. эти Все качества хорошо проявляются именно в Примеры.

обществе и образцы заполнения документов

Представляем написания примеры на ребенка в ДОУ, которые понадобятся составлении при характеристики.

Педагогическая характеристика на дошкольника ПМПК для

Она нужна для прохождения Можно. комиссии написать определенными пунктами или в форме произвольной, должна завершаться датой, подписью директора, воспитателя и печатью.

В первую очередь нужно название указать учреждения, группу. Личные данные Дата. ребенка и место рождения. Информация о родителях. поступил Когда в сад, в каком возрасте.

причину Написать обращения на ПМПК. Это может задержка быть развития, трудности в обучении и воспитании.

пару Написать слов о семье. Как прошел садике в адаптацию. Обратить внимание на причину пропусков Как. заведения принимает участие в играх и занятиях.

речи Развитие: с какого возраста начал хорошо каков, говорить словарный запас, предложения составляет по одного из картинке или нескольких слов. Участие в При. беседах чтении произведений отвлекается ли на другие Учит. занятия стихотворения наизусть частично или Математические.

полностью представления: умение считать до десяти в обратном и прямом порядке; отличает ли геометрические фигуры, сторону левую от правой.

Игровая деятельность: какие предпочитает игры, пользуется ли игрушками по назначению, убирает ли место на оборудование после игры.

Изобразительная деятельность: цвета ли путает, хорошо ли ориентируется на листе бумаги, карандашами рисует или кистью. После работы собой ли за прибирает принадлежности. Хорошо ли работает ли с ножницами. лепке При путает или нет формы.

развитие Физическое: активно ли участвует в подвижных играх; чувство ли нарушено темпа.

Самостоятельность: в данном возрасте делать должен некоторые вещи самостоятельно. Замечает нет или неряшливый внешний вид. Правильно ли ложкой пользуется, вилкой. Помогает другим или Как. нет реагирует на замечания воспитателя.

Перечислить привычки основные.

Поставить дату, подписи и заверить Характеристика.

печатью на ребенка с ЗПР для ПМПК

такая Схема же, как для ПМПК. Но обязательно заключения нужны специалистов: педиатра, ЛОРа, психиатра, офтальмолога, невропатолога.

Рассказать о психофизических пунктах развития. зрительное: Именно восприятие, слуховое внимание, память. общую Дать оценку степени учебных навыков (знаний соответствие и умений, требований).

Логопедические представления на школьника ПМПК

Логопедическая характеристика важна, так опирается как на формирование речи. Здесь надо внимание обратить на строение артикуляционного аппарата.

Указать на звуков произношение, описать дефектологическую характеристику звуков. звуки Какие путает, пропускает ли, смешивает ли.

Структура меняет: слов местами слоги, затруднения в произношении слов некоторых. Перестановка звуков и слогов.

Анализ как: речи строит предложения, односложные или описывает хорошо происходящее.

Лексический запас близок к конце.

В возрасту характеристики дать рекомендации родителям.

ребенка на Характеристика аутиста из детского сада

При данного написании вида характеристики надо знать об заболевания особенностях. Более подробно описать о возможностях данной с ребенка группой инвалидности.

Аутисты обычно них, у гиперактивные часто меняется настроение. Очень реагируют негативно на замечания, даже на просьбу.

Поэтому указать следует положительные и отрицательные стороны несовершеннолетнего. выполняет Как задания. Понимание просьб и обращений. любит Чем больше всего заниматься, какие выполнять здания.

Подробно остановиться на личностных особенностях, нарушениях о рассказать эмоций и чувств.

Психолого-педагогическая детей характеристика старшего дошкольного возраста и выпускников Подготовка

ДОУ к школе в садике начинается в подготовительной возрасте в группе детей 5-6 лет.

Отличается от других тем характеристик, что нужно основываться на познавательных внимании: процессах, памяти, мышлении, развитии речи на дошкольника уровне, формировании учебной деятельности.

Подробно вербальных о расписать качествах. Понимание прочитанного текста, заикания наличие, есть ли нарушения при произношении Умение. звуков поддерживать диалог.

Какие коррекционные проводились работы с дошкольниками и родителями для решения моментов трудных в формировании личности. Результат и дальнейшие учителям рекомендации.

Заключение

При составлении характеристики индивидуальные учитываются особенности каждого ребенка. Не забывайте о категориях возрастных (3-4 года, 4-5 лет).

Бывают случаи, нужна когда краткая характеристика. В таком случае её составлять можно по простой схеме.

В любом тексте забывайте не характеристики записывать о наградах и участии в конкурсах. сегодня на Ведь даже дети с ДЦП могут себя проявлять в разных соревнованиях, фестивалях и викторинах.

Характеристика дошкольника старшей группы примеры

Учебно-методический материал (старшая группа) по теме:
Характеристика на ребенка дошкольного возраста

Предварительный просмотр:

Характеристика на ребенка дошкольного возраста

Иванова Дмитрия Евгеньевича

дата рождения: 01.01

адрес: ул. Татарстан, д.25 – кв.1

Иванов Дмитрий посещает данный детский сад с 2010 года. У последних воспитателей обучается с сентября 2012 года. Адаптация к новым воспитателям и к новой группе прошла в средней форме. Ребенок часто болеет простудными заболеваниями, детский сад посещает охотно.

Дима не общительный ребенок, со взрослыми контактирует только при необходимости, среди сверстников друзей и подруг не имеет.

Навыки самообслуживания сформированы в соответствии его возрасту: умеет самостоятельно одеваться, раздеваться, содержать свою одежду в чистоте, пользоваться платком, расчёской, столовыми приборами, застёгивать пуговицы, завязывать шнурки. Во время еды аккуратен. Соблюдает элементарные правила гигиены, правила поведения в детском саду.

К занятиям в детском саду относится положительно, занимается охотно. Рома любознателен, на занятиях внимателен, способен сосредоточенно действовать в течении 20-25 минут. Проявляет устойчивый интерес к различным видам деятельности, в особенности к художественному творчеству.

Речь ребенка внятная, имеются небольшие запинки, использует все части речи, активно использует синонимы и антонимы. Словарный запас достаточно расширен. Имеет трудности в грамматическом оформлении фраз, в связной речи. Продолжается автоматизация звуков _______.

Ребёнок любит трудиться. Заинтересован во всех видах трудовой деятельности. Предпочитает хозяйственно-бытовой труд. К трудовым поручениям воспитателей относится ответственно, доводит начатое дело до конца.

У мальчика хорошо развита память. Развитие элементарных математических способностей соответствует возрасту. Логическое мышление развито слабо: плохо ориентируется в поиске закономерностей, классификации. С программой старшей группы справляется частично.

Дима воспитывается в полной семье, есть старшая сестра. Мама _______Ф.И.О._____ и папа ________Ф.И.О._____________ принимают большое участие в развитии и воспитании ребенка.

МАДОУ №___________, группа № __ Воспитатель:________ФИО______

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образец написания логопедической характеристики на ребенка дошкольного возраста для ПМПК.

Педагогическая характеристика на ребенка дошкольного возраста по ФГТ

Педагогическая характеристика на ребенка дошкольного возраста 1. Ф.И.О. – 2. Возраст (дата рождения) – 3. Учреждение – МБДОУ «Детский сад № ». Группа -.

Тема: «Общая характеристика развития ребенка дошкольного возраста»

Дошкольное детство – большой и ответственный период психического развития ребенка.

Педагогическая характеристика на ребенка дошкольного возраста

Педагогическая характеристика на ребенка дошкольного возраста.

В материале представлен шаблон написания логопедической характеристике на ребёнка дошкольного возраста.

Методические рекомендации к написанию характеристики на ребенка дошкольного возраста

Методические рекомендации к написанию характеристики на ребенка дошкольного возраста. Примерная программа написания характеристики дошкольника.

Методические рекомендации по написанию характеристики на ребёнка дошкольного возраста.

Рекомендации для написания характеристики к ПМПК.

Материал по теме:
Характеристика на воспитанника ДОУ

МБДОУ «Детский сад № «»

ФИ ребенка _______________________________________________________________

Группа (возрастная )_________________ Название _____________________________

Домашний адрес _________________________________________________________

Дата рождения ___________________

С какого времени посещает ДОУ ________________ данную группу________________

Ф.И.О. родителей, год рождения, место работы:_______________________________

Состав семьи: полная, неполная, многодетная, наличие братьев и сестер.

Кто занимается воспитанием ребенка (мать, отец, бабушка, другие)

Уделяется ли достаточное внимание воспитанию и обучению ребенка?

Успехами ребенка родители – интересуются/ не интересуются, родительские собрания посещают/ не посещают, участие в жизни группы принимают/ не принимают (подчеркнуть).

Контакт воспитателей с родителями (родственниками ) установлен/ не установлен (избегают общения, конфликт), другое (указать)__________________________________ ___________________________________________________________________________

Взаимоотношения со сверстниками – общительный/ замкнутый/ агрессивный/ плаксивый/ предпочитает одиночество/ другое (указать)___________________________ ___________________________________________________________________________

Взаимоотношения с педагогами – доверительные, идет на контакт/ избегает общения/ агрессивно настроен/ другое (указать)___________________________________________ ___________________________________________________________________________

Соматическое здоровье – редко болеет/ часто болеет простудными заболеваниями/ имеются хронические заболевания/ плохо ест/ трудно засыпает и беспокойно спит/ иное (указать)_______________________________________________________________________________________________________________________________________________

навыки самообслуживания: может ли самостоятельно пользоваться туалетными принадлежностями, умываться, мыть руки, расчесывать волосы, может ли самостоятельно одеться, раздеться, обуться, завязывать и развязывать шнурки, пользоваться ложкой, вилкой, умеет ли убирать свои вещи и постель.

Игровая деятельность: безразличие или интерес к игрушкам, любимые игры, понимает ли правила игры, выполняет ли их, вносит ли изменение в содержание игры, доступность воображаемой ситуации, роль в коллективной игре, поведение в конфликтной ситуации, отражает ли свой опыт в игре, (не) умеет поддерживать игру.

Конструктивная и графическая деятельность. умеет ли правильно собирать матрешку, пирамидку, складывать простые фигуры по образцу из счетных палочек, выполнять постройки из кубиков; навыки рисования (дом, дерево, человек и др.),

лепки (скатать шарик, брусок из пластилина и др.); изображение вертикальных линий, горизонтальных линий, вогнутость линий, изображение фигурок по образцу.

Отношение к занятиям: не способен контролировать свою деятельность, не доводит дело до конца, мешает педагогу, детям, быстро истощаем, работает медленно и неравномерно, темп деятельности быстрый, но деятельность «хаотична и бестолкова». Принимает ли помощь и какую: словесную, практическую, стимулирующую, направляющую, организующую, обучающую;

как преодолевает затруднения, возникающие в процессе деятельности; (не) стремится преодолеть, бросает работу, поднимает за другими, плачет, переживает и нервничает, обращается к воспитателю, к детям за помощью, самостоятельно ищет выход.

Личностные особенности: адекватность эмоциональных реакций, активность или пассивность в различных видах деятельности, наличие или отсутствие инициативы, уступчивость, раздражительность, пассивность в процессе общения с детьми и взрослыми; застенчивость, капризность, плаксивость, апатия, навязчивость, робость; преобладающее настроение ; поведение. спокойное адекватное ситуации, беспокойное;

нравственные качества: адекватность отношений к родным, сверстникам, другим людям, чувство привязанности, добра, склонность прийти на помощь или вредить, обижать других, агрессивность, живость и т.д. умение подчиняться требованиям взрослых, аккуратность, чистоплотность, адекватность эмоциональных реакций на одобрение и порицание.

Основная сложность при взаимодействии с ребенком и его семьей _______________

Педагог – психолог: _______________

Образец психолого-педагогической и логопедической характеристики на ребёнка с моторной алалией

Образец психолого-педагогической и логопедической характеристики на ребёнка с моторной алалией

Пономарева Елена Витальевна

учитель-логопед МБДОУ Д/с №31

Общие сведения о ребенке: Леша К. …. года рождения, посещает МБДОУ Д/с №…, детский сад посещает третий год.

Изучение анамнеза: Ребенок от 4 беременности. Во время беременности мать лежала на сохранении, с жалобами на токсикоз. Роды досрочные стремительные. Асфиксия, гипоксия, ишемия. Особенности раннего развития: держит голову с 3 мес. сидит с 7 мес. ходит с 1 года 2 мес. Особенностей раннего речевого развития мама вспомнить не смогла. Первые слова в 4 года (ма, па, ба). Наследственных, нервно-психических заболеваний у родителей нет. Заболевания первого года жизни: частые ОРВИ. Состояние слуха и зрения в норме.

Условия семейного воспитания: Воспитывается в полной семье, но папа работает в другом городе. Мама работает на фабрике, мало уделяет внимания ребенку. Есть старший брат (15 лет) с речевым развитием, соответствующим возрастной норме. В семье проживает бабушка, которая больше остальных членов семьи проводит времени с ребенком. Она искренне любит ребенка, но из-за малограмотности не может обеспечить Леше необходимую развивающую речевую среду. Все члены семьи русскоязычные.

Навыки самообслуживания на высоком уровне: сам моет руки и вытирается полотенцем. Без помощи одевается и раздевается. Одежду складывает. Ест самостоятельно. Столовые приборы держит правильно.

Игровая деятельность: В игре, как правило, занимает подчиненное положение. Постоянно подражает детям. Старается привлечь к себе внимание детей, иногда забирает у них игрушки. Иногда просит: «Дай би-би». Часто играет один.

Двигательно-моторное развитие: Двигательная активность на среднем уровне. Моторно неловок, быстро утомляется. Мелкая моторика рук недоразвита: Леша выполняет штриховку с нарушениями контура рисунка. Завязывает веревочки на шапке самостоятельно, но с трудом, движения при этом медленные, неловкие.

Предпосылки к учебной деятельности: Выполняет задания по шаговой инструкции взрослого и вместе со взрослым. Навыки самоконтроля развиты слабо.

– внимание. иногда с трудом концентрирует и переключает внимание на заданиях, предложенных взрослым. Проявляет интерес к выполняемому заданию, но справляется с выполнением заданий и упражнений только при индивидуальном подходе взрослого. Темп работоспособности низкий, что связано с рассеянным вниманием и очень быстрой утомляемостью.

– восприятие: знает и показывает правильно основные цвета. Правильно соотносит с образцом геометрические фигуры. Складывает разрезные картинки из 2-х, 3-х, 4-х частей (в том числе и по диагонали). Соотносит предметы относительно величины путем проб и ошибок и при помощи взрослого.

– память: преобладает зрительная память. Объем памяти маленький. Запоминание кратковременно, даже если была дана установка на запоминание.

– мышление: может выполнять основные логические операции, иногда в сопровождении взрослого. Вызывает затруднение классификация предметов по главному признаку, не выстраивает причинно-следственные связи. Чаще всего, у Леши получается справиться с заданиями, которые не требуют рассуждения или не предполагающих ответов.

– мотивационно-потребностная сфера. Часто инструкцию к заданию понимает не с первого раза. Ребенок нуждается часто в поддержке и похвале со стороны взрослого. Все темповые характеристики немного снижены.

– эмоционально-волевое развитие. преобладающие настроение –нейтральное. Отсутствует яркое выражение каких-либо эмоций. Не капризничает. Улыбка появляется на лице редко, мимолетна. Дети его не обижают, но если случайно это происходит, то Леша просто самоустраняется от игры.

– коммуникативная деятельность. в группе сверстников Леша « принятый ». Не инициативен. Принимает условия коллективной игры, предложенной взрослым. С детьми и хорошо знакомыми взрослыми контактный, но с малознакомыми взрослыми молчит, замыкается в себе.

– индивидуальные особенности, черты характера. ребенок уравновешенный, доброжелательный. Усидчивый, но деятельность чаще всего малорезультативна, так как очень быстро утомляется. Материал усваивает маленькими порциями и медленно. Все темповые характеристики снижены.

Особенности речевого развития:

– словарь. Пассивный словарь значительно шире активного. Хорошее понимание обращенной к нему речи не только на бытовом уровне, но и специально организованных занятиях. Имеющиеся в активном словаре слова: односложные (дай, где, на), двусложные (мама, тетя, пока, осень). Очень редко пользуется простыми нераспространенными предложениями (Тетя, пока. Где дядя? Дай биби.) Речь носит бытовой характер. Глагольный словарь характеризуется недостаточной сформированностью представлений о совершаемых действиях и их дифференциации. Качественный словарь характеризуется отсутствием прилагательных, описывающих цвет, форму, величину предметов.

– грамматический строй речи: Использует существительные и глаголы в форме инфинитива. Согласование слов в предложении отсутствует. Не образует существительные мн.ч. И.п. Словообразование недоступно. Понимает, но не использует в речи предлоги: на, в и многие другие.

– звукопроизношение. нарушение звукопроизношения носит полиморфный характер.

– слоговая структура: грубо нарушена. Речь непонятна

– просодическая сторона речи: голос тихий, неэмоциональный. Речь смазана.

– строение и подвижность артикуляционного аппарата, наличие запинок. артикуляционные упражнения выполняет с ошибками, длительный поиск позы, искажение артикуляционной позы.

– фонематическое восприятие, анализ и синтез: фонематические процессы, а также навыки звукового анализа и синтеза не сформированы.

– сформированность связной речи. не сформирована.

Логопедическое заключение: ОНР 1 уровня. Моторная алалия.

Перспективный план коррекционной работы с ребенком:

I этап. Воспитание речевой активности, формирование пассивного и активного словаря доступного пониманию и восприятию. Используется диалог, небольшой рассказ, простое нераспространенное и распространенное предложение.
II этап. Формирование фразовой речи:
-распространить предложение по конкретным вопросам, по дидактическим элементам фразы, представленным наглядно;
-интонационно и грамматически оформлять предложение;
-работать по усложнению структуры фразы;
-усложнение словаря за счет абстрактных слов;
-диалог, рассказы описательного характера (описание одного предмета, группы однородных предметов, сравнить описание разных предметов).
III этап. Формирование связной речи как особо трудной коммуникативной деятельности.
-используется метод разбивки на части, доступных для восприятия и повторения;
-работа над связностью и целостностью текста;
-творческое рассказывание по подобию;
-тексты и картинки с усложнением содержания;
-при работе над текстом со скрытым смыслом тренируется речевая и смысловая активность.
Речевые упражнения:
-восприятие готового образца,
-аналитические виды работ (выделить определенное слово),
-конструирование слов (вставить определенное! к слову),
= ребенок учится рассуждать, обобщать, делать выводы.
Используется а) практический, б) наглядный и в) словесный методы:
а) игры, упражнения, моделирование (игровые методы + показ, вопрос, указание, пояснение).
б) рисунки, наблюдение,
в) рассказ, беседа, пояснение педагогическая оценка.

Педагогическая характеристика на дошкольника в ГПМПК

Предлагаю Вашему вниманию примерную характеристику на ребёнка с трудностями в обучении.

Просмотр содержимого документа
«Педагогическая характеристика на дошкольника в ГПМПК»

Педагогическая характеристика

на Иванова Ивана Ивановича.

Дата рождения: 24.10.2009г. (5лет 11мес.)

В МАДОУ ДСКН№4 г. Сосновоборска Иван поступил 02.11.2012года. Адаптация прошла легко. Группу компенсирующей направленности для детей с нарушением речи посещает с 08.10.2014года. В настоящее время в детский сад ходит с желанием.

Домашний адрес: ул. Партии Комсомола, дом 6, кв. 2.

Сведения о семье:

Мать: Иванова Светлана ивановна 1980 г.р.

Образование: средне – специальное.

Место работы: безработная.

Отец: Ивановов Борис Иванович1977 г.р.

Образование: средне – специальное.

Место работы: ИХЗ, слесарь-наладчик.

Семья полная, проживает в двухкомнатной квартире. Материальный достаток ниже среднего. У Ивана есть младший братик Костя 2014 г.р. Родители не принимают участия в мероприятиях детского сада и группы, не взаимодействуют с педагогами, домашняя работа по заданию логопеда не ведется, не выполняются советы и рекомендации. Дома мальчик любит играть с машинками, собирать пазлы, смотреть мультфильмы. Игрового уголка у ребёнка нет. Всей семьей вместе проводят досуг: гуляют, отдыхают на природе.

У Ивана II группа здоровья. Общая моторика развита недостаточно. Хронические заболевания отсутствуют, но у ребёнка много пропусков по болезни. Ведущая рука – правая. Мелкая моторика слабо развита. Засыпает быстро, сон продолжительный.

При общении со взрослыми и сверстниками Иван использует элементарные формы вежливости (может поблагодарить, извиниться, поздороваться, попрощаться). Мальчик усвоил социальные нормы поведения и правила в разных видах деятельности.

Основную общеобразовательную программу дошкольного учреждения не усваивает по всем видам деятельности. Малоактивен, познавательная мотивация недостаточно сформирована. Предлагаемый материал запоминает только после многократного повторения, требуется направляющая и обучающая помощь педагога. Не может объяснить то или иное действие, ситуацию, задачу, используя развернутое эмоционально окрашенное высказывание. Может сосредоточенно заниматься одним видом деятельности в течение 30 минут, не отвлекаясь на посторонние, не связанные напрямую с актуальным занятием объекты. Не всегда может установить причинно-следственные связи. Полностью инструкцию не удерживает, ему необходимо ее постепенное предъявление.

Иван различает плоские геометрические фигуры. Знает основные цвета спектра и их оттенки. Недостаточно хорошо ориентируется в пространстве, на листе бумаги. Не владеет речевыми формулировками для обозначения пространственных свойств предметов и отношений между ними. Владеет счетом в прямом и обратном порядке в пределах 10. Не может назвать времена года, дни недели, части суток, месяцы.

Ребёнок охотно участвует в хоровом пении и выполнении музыкально-ритмических движений. С желанием принимает участие в праздниках и развлечениях, проводимых в детском саду.

С нормативами данного возраста по физической культуре Иван справляется на низком уровне. Навыки в основных видах движений не сформированы. Испытывает затруднения в работе с мячом, прыжках, метании. С желанием участвует в играх соревновательного характера.

Ваня неуверенно владеет ножницами, кистью и карандашом. Закрашивает и штрихует, выходя за контур. Изобразительной деятельностью занимается с желанием, проявляет творчество, его работы отличаются аккуратностью. В конструировании замыслы бедны, однообразны.

Ранее нарушенные звуки Ивану поставили, изолированно он их произносит правильно, но ни один звук не автоматизирован. Словарный запас не соответствует возрасту. Грамматический строй сформирован недостаточно. Ребенок в диалоге пользуется простыми фразами. Пересказать короткое литературное произведение может только с помощью, составить связный рассказ по серии сюжетных картинок затрудняется. Любит участвовать в играх-драматизациях, неуверенно играя свою роль. Навыки языкового анализа и синтеза сформированы недостаточно. Мальчик знает не все буквы русского алфавита, навыком чтения не владеет

Ваня доброжелательный и спокойный мальчик. Идет на контакт со взрослыми и детьми, но инициативы в общении не проявляет. Лидером не является. Старается избегать конфликтных ситуаций. С желанием участвует в играх, предложенных другими детьми. Долго может заниматься одним видом игровой деятельности, не сопровождая игру речевыми высказываниями. С интересом играет в настольные, сюжетно–ролевые, подвижные игры.

Мальчик не способен выбрать себе занятие самостоятельно, за помощью к взрослым не обращается. Выполняет поручения педагога. У ребенка не сформирована саморегуляция собственных действий.

Иван отличается чувствительностью, впечатлительностью. Умеет различать настроения других людей. В аффективных ситуациях проявляет негативные эмоции, выражая это мимикой и жестами. К своим неудачам относится эмоционально. Темп деятельности ниже среднего.

За соблюдением правил личной гигиены ребенка требуется постоянный контроль. В детский сад Иван приходит в неопрятной одежде, с грязными ногтями.

Педагогическая характеристика на дошкольника 6-7 лет

Характеристика ребенка на этапе завершения им дошкольного образования

Возрастные характеристики ребенка на этапе завершения им дошкольного образования

Для ребенка старшего дошкольного возраста характерно:

• положительное отношение к себе;

• уверенность в своих силах;

• открытость внешнему миру.

Ребенок проявляет инициативность и самостоятельность в разных видах детской деятельности, общении, при решении элементарных бытовых задач. Он охотно общается со взрослыми и сверстниками, обсуждает возникающие проблемы, может поддержать разговор на интересную для него тему, участвует в совместных играх и занятиях. Он проявляет доброжелательное внимание к окружающим, стремится оказать помощь, поддержку другому человеку, учитывает мнения, желания, взгляды партнеров по общению. Ребенок обладает чувством собственного достоинства, умеет отстаивать свою точку зрения, свободно выражает свои чувства и предпочтения; не боится неуспехов и неудач; уважает достоинство других.

Ребенок легко выбирает себе род занятий, партнеров по совместной деятельности. Он способен к созданию и воплощению собственных замыслов, стремится к творческому самовыражению в разных видах деятельности. Воображение и фантазия ребенка особенно ярко проявляются в ролевой и режиссерской игре: он может придумать новый сюжет, новую роль, оригинально использовать игровые атрибуты. Ребенок использует разнообразные выразительные средства в рисовании, пении, танцах, театрализованных постановках. Он с удовольствием фантазирует, сочиняет сказки, играет со словами и звуками, придумывает новые рифмы.

Ребенок активно стремится к познанию окружающей действительности, проявляет широкую любознательность. Он испытывает интерес ко всему новому, неизвестному, задает взрослым множество вопросов о своих близких и самом себе, о далеком прошлом и будущем, об устройстве мира. Ребенок строит догадки, рассуждает, обдумывает и ищет различные способы решения проблемных ситуаций, экспериментирует, радуется и удивляется собственным «открытиям». Он любит наблюдать за жизнью растений и животных, за явлениями природы, собирать коллекции. Ребенок с увлечением слушает рассказы познавательного содержания, рассматривает иллюстрации.

Особым объектом освоения становится для ребенка собственное тело и телесные движения. Он с удовольствием бегает, прыгает, лазает. Ребенок может видоизменять ранее усвоенные образцы движений применительно к новым условиям, придумывать новые движения; его движения приобретают произвольный характер.

Ребенку так же доступна произвольная регуляция поведения. Он может следовать инструкции взрослого, правилам в играх, действовать по заданному образцу, планировать свою деятельность, подчинять свои действия социально принятым нормам поведения. Волевое начало ребенка проявляется в продуктивных видах деятельности, где он обнаруживает способность достигать цели, концентрировать усилия на получении качественного, хорошего результата, при необходимости Устраняя ошибки и недоделки. Ребенок испытывает чувство ответственности перед самим собой и другими за начатое дело, данное обещание. Он бережно относится к окружающей природе, результатам труда других людей, чужим и своим вещам.

Одновременно с развитием этих качеств повышается компетентность ребенка в разных видах деятельности и в области отношений с другими людьми. Компетентность проявляется не только в том, что ребенок обладает знаниями, умениями и навыками, но и способен применять их для самореализации и саморазвития в различных сферах деятельности.

Психологические особенности детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет)

В возрасте около 5 лет в развитии ребенка происходит большой скачок. К 5 годам он должен иметь представление об обратимых и необратимых процессах, отличать ситуации, в которых произошло изменение какого-либо признака или количества, от ситуаций, в которых количество (или признак) остались неизменными. Например, при переливании воды из широкого низкого сосуда в узкий и высокий количество ее не изменяется, хотя внешне может показаться, что в высоком сосуде воды больше. Аналогично, если ряд камешков сгрести в компактную кучку, камешки станут занимать меньше места, и может показаться, что их стало меньше по количеству. Ребенок после 5,5 лет должен понимать, что количество камней при изменении их расположения осталось неизменным.

Содействует общему психическому развитию активизация воображения. В этом возрасте воображение является основой для решения простейших арифметических задач, а также устного счета в пределах первого десятка. Благодаря ему формируется геометрическая интуиция, появляется возможность решения простейших геометрических задач.

Воображение – это важнейшая высшая психическая функция, которая лежит в основе успешности всех видов творческой деятельности человека, в том числе и взрослого. Нельзя не согласиться с Альбертом Эйнштейном, считавшим, что воображение важнее, чем знание. Сензитивный период для развития воображения – это именно дошкольный возраст. Вместе с тем долгое время обучение детей строилось на основе действия ребенка по образцу, воспроизведения модели, предлагаемой взрослым. При таком подходе творческая сила воображения уже к 8 годам угасает, и развитие творческого потенциала ребенка бывает очень затруднено. Поэтому взрослые должны научиться ценить в дошкольнике не способность делать по указанию или образцу то, что предлагает взрослый, а придумывать свои собственные планы, формировать замыслы и реализовывать индивидуальное воображение во всех видах деятельности. Математика требует переводить абстрактные понятия в зрительные образы, визуализировать их. Развитию этой способности содействует, в частности, знакомство с беспредметным, абстрактным искусством, объектом внимания которого становятся линия, форма, цвет сами по себе. Занятия музыкой, в том числе и слушание музыкальных произведений, активизируют абстрактное мышление и воображение. Предпочтение должно быть отдано выразительной и интеллектуальной музыке.

Особенность детей данного возраста – интерес и тяга к красивому, эстетически ценному.

Необходимо привить детям вкус к размышлению и рассуждению, поиску решений, научить испытывать удовольствие от прилагаемых интеллектуальных усилий и получаемого в виде решения проблемы интеллектуального результата. Важно, чтобы ребятам сопутствовал успех.

В работе с детьми данного возраста целесообразно сохранять упор на продуктивную деятельность и организацию интересного, проблемного или развивающего опыта в противовес умозрительным рассуждениям.

Самые важные с точки зрения обучения и развития психологические особенности детей 5 – 7 лет:

* ребенок может произвольно управлять своим поведением, а также процессами внимания и запоминания, эмоциональными реакциями;

* в любом виде деятельности может выйти за пределы сиюминутной ситуации, осознать временную перспективу, удерживать в сознании одновременно цепочку взаимосвязанных событий или разные состояния вещества или процесса;

* ведущее значение приобретает развитие воображения.

Особенности составления психолого-педагогической характеристики на ребенка.

Рекомендации к составлению психологической характеристики на дошкольника

Психолого-педагогическая характеристика, как и любой другой метод изучения ребенка, должен соответствовать общим принципам научного исследования, среди которых – соблюдение этических норм. При написании характеристики необходимо избегать «наклеивания ярлыков», нарушения права родителей отказаться от диагностики ребенка, права на получение информации по итогам изучения дошкольника, принципа конфиденциальности. При написании характеристики необходимо опираться на положительное в ребенке/принцип педагогического оптимизма/. Педагогу, составляющему характеристику, необходимо стремиться занять аналитико-прогностическую позицию, предполагающую установление взаимосвязей между психологическими свойствами и качествами личности ребенка, условиями его развития, пытаться прогнозировать ход дальнейшего развития дошкольника.

Необходимо учитывать и одно из основных положений отечественной психолого-педагогической науки о невозможности развития ребенка как личности вне деятельности и социальных отношений. Следовательно, изучение и описание личности ребенка должно происходить в различных видах деятельности / в игре, в труде, в рисовании, в конструировании, в общении с взрослыми и сверстниками/.

Характеристика должна стимулировать педагога к созданию условий для позитивных изменений в развитии ребенка. Описание обязательно должно включать конкретные педагогические задачи для воспитателя и других взрослых, взаимодействующих с дошкольником, которые отражаются в рекомендациях, в специальной программе развития данного ребенка, а так же анализ способов ее реализации.

При написании любой характеристика, вне зависимости от целей и условий, необходимо стремиться к соблюдению логической цепочки всего описания, соответствующей этапам диагностического обследования, на основе которого она строиться. Цепочка такова: анализ запроса, предварительной информации или результатов наблюдения – констатация отдельных фактов, касающихся психического развития ребенка, – первоначальные выводы – выдвижение гипотез о возможных причинах настоящего состояния или результатах исследования – их проверка с помощью определенных методов и методик – анализ полученной информации, подкрепленный конкретными примерами из протоколов диагностики, – сопоставление с предыдущими выводами – итоговые выводы или диагноз – прогноз – рекомендации.

Выделив общие требования к составлению психолого-педагогической характеристики, перейдем к рассмотрению частных требований, относящихся к отдельным этапам составления характеристики.

Рассмотрим требования, относящиеся к этапу анализа запроса на диагностику ребенка, формулирования проблемы и выдвижения гипотезы. К ним относится преемственность характеристик: каждая последующая характеристика пишется на основе предыдущей, включая в себя небольшой анализ данных, зафиксированных в предыдущей характеристике. После паспортных данных ребенка необходимо указывать причину написания характеристики на данного ребенка (характеристика по итогам учебного года, для поступления в школу, при переводе в другое образовательное учреждение и т.д.). Необходимо указывать наиболее явные, яркие педагогические явления и факты, полученные в ходе первоначального знакомства с ребенком и анализа информации о нем, представленной родителям или другими педагогами или краткое описание сложившегося представления о ребенке (если ребенок посещает группу данного педагога уже некоторое время). Выдвигаемая гипотеза (об уровне развития ребенка, о причинах отклонения в поведении и т.д., в зависимости от потребности, лежащей в основе диагностики ребенка) должна отвечать всем требованиям, предъявляемым к научным гипотезам (требованию точности, простоты, однозначности трактуемых терминов и понятий, требованию проверяемости и т.д. ).

Следующий блок требований касается содержания и организации диагностики, на основе которой составляется характеристика.

Для составления более объективного и полного портрета ребенка с целью раскрытия закономерностей и механизмов развития его психики и поведения необходимо правильное и обоснованное использование диагностических методов и методик. Их использование, в первую очередь, должно быть подчинено требованию объективности психолого-педагогического исследования. Необходимо обоснованное их применение, наличие грамотных выводов и прогнозов дальнейшего развития ребенка, а не только констатация фактов, иначе использование методики теряет свою ценность и не выполняет своего прямого назначения.

Составление характеристик не должно быть трудоемким, препятствовать реализации педагогической деятельности воспитателя. Это возможно, на наш взгляд, если воспитатель будет использовать мало формализованные методы и методики, строящиеся на педагогических приемах и материале хорошо знакомом ребенку, и в целом придерживаться стандартной схемы написания характеристики.

Примерные схемы характеристик, предлагаемые в психолого-педагогической литературе, обязательно включают паспортные данные на ребенка, общую часть, в которой описываются особенности развития ребенка, и специальную часть, где указываются проблемы ребенка, делается вывод о соответствии уровня его развития какому-либо стандарту, а также дается прогноз дальнейшего развития дошкольника и формулируются педагогические рекомендации. Единая схема характеристики позволяет стандартизировать процедуру ее составления, сопоставлять данную характеристику с другими характеристиками, а так же избежать субъективности и избирательности в отношении воспитателя к отдельным детям. Но используемые схемы не должны быть полностью жестко фиксированы. Чрезмерная стандартизация может привести к стереотипизации самих характеристик, в особенности на так называемых «средних» детей.

Следующая группа требований относится к анализу данных, используемых в характеристике и к заключению, делаемому на их основе.

Воспитателю необходимо не ограничиваться перечислением выявленных черт, качеств и особенностей ребенка, а, выделяя доминирующие, выявлять причины их возникновения и развития/ влияние среды или наследственности/, их взаимосвязь между собой, их роль и место в целостной динамической картине развития ребенка /отходить от симптоматического описания к типологическому/. То есть, в характеристике должно отражаться целостное восприятие ребенка /описание должно позволить «увидеть», «почувствовать» ребенка, «рассказать» о нем/, должна быть представлена его личность, индивидуальность, без замалчивания противоречий и проблем.

Все описываемые явления, факты и выводы необходимо обосновывать несколькими примерами. Результаты диагностики дошкольника необходимо сопоставлять с первоначальными выводами, гипотезой исследования и какой – либо нормативной моделью, эталоном / возрастными показателями развития, требования программы воспитания и обучения/ или индивидуальным стандартом.

Завершением целостного представления о ребенке и особенностях его развития должно стать некое «результирующее», итоговое определение, которое сделает возможным применение к данному ребенку развивающих или коррекционных технологий / т.е. необходимо поставить диагноз/. Итоговые выводы не должны быть формальными и несогласованными с текстом всей характеристики, при формулировании результатов изучения ребенка не должно быть противоречий между данными наблюдений и данными экспериментальных методик, диспропорций между суждениями и умозаключениями. Например, Олеся готова к поступлению в школу с шести лет, так как основные предпосылки учебной деятельности у нее уже сложились. Она хочет учиться в школе, а не в детском саду/ т.е. сформирована внутренняя позиция школьника/, умеет подчиняться правилам и требованиям взрослого, анализировать и исправлять собственные действия при выполнении заданий по образцу /и так далее/.

Особое внимание необходимо обращать на используемые в тексте характеристики научные термины, тем более, если она пишется для других специалистов или педагогов. Для родителей использование терминов необходимо сопровождать подробными специальными объяснениями. Термины должны соответствовать контексту, понятия необходимо использовать дифференцированно, без наполнения житейским содержанием / не верны такие заключения, как «внимание развито «плохо»», а указывать, какое его свойство или вид развиты не достаточно: концентрация или объем, произвольное или непроизвольное внимание/.

Заключительный блок требований относится к прогнозу и рекомендациям, выдвигаемым педагогом.

Прогноз выступает в качестве «портрета перспективного развития» дошкольника, служит обоснованием, проверкой всего диагностического процесса, позволяет перейти на более высокую ступень познания отдельного ребенка. Прогноз дается в двух направлениях. В позитивном, когда предсказывается состояние и уровень дальнейшего развития ребенка при благоприятных условиях воспитания, и в негативном – в случае отсутствия помощи ребенку. Примером позитивного прогноза может быть следующее заключение «отставание в развитии речи Павла не является патологическим и может быть успешно преодолено, например, через привлечение к работе кружка сочинителей сказок». Прогноз также не должен является простым, ни чем не обоснованным пожеланием.

В рекомендациях необходимо стремиться избегать стереотипных, абстрактных назначений/ индивидуальный подход, активизировать мышление ребенка, совершенствовать развитие связной речи, вовлекать в коллектив/. Рекомендации должны быть конкретными, содержательными и понятными, иметь четкие и ясные указания относительно мероприятий, необходимых для развития ребенка. Желательно сразу определить сроки и ответственных исполнителей.

Формулированию прогноза и рекомендаций значительно способствует наличие ранее составленных характеристик на ребенка. Предыдущие характеристики позволяют увидеть продвижение ребенка, эффективность педагогического подхода к нему.

В заключении хотелось бы подчеркнуть, что любые предлагаемые схемы написания характеристик должны служить лишь исходными ориентирами, педагогу не нужно неукоснительно им следовать. Предлагаемые нами требования к характеристикам также не являются исчерпывающими. Дальнейшей разработки требует вопрос о совершенствовании процесса обучения будущих педагогов технологии составления характеристики с учетом требований, предъявляемых к данному психологическому методу.

СХЕМА СОСТАВЛЕНИЯ

Типологические особенности:
1. активный, подвижный, вялый, инертный, медлительный. Возбудимый, неуравновешенный, спокойный, уравновешенный, заторможенный, плаксивый.
2. Быстрота реакции на словесные раздражители, переключаемость.
3. Преобладающее настроение – жизнерадостное, подавленное, без особого оттенка. Отмечаются ли резкие колебания настроения в течение дня.
4. Проявляет ли настойчивость при встречающихся трудностях или отступает перед ними. Обращается ли за помощью и использует ли ее.

Характерологические особенности:
1. Общительность, замкнутость. Легко вступает в контакт, правильно воспринимает ситуацию, понимает ее смысл, адекватно ведет себя, контакт и общение затруднены, понимание и реагирование на ситуацию не всегда или не совсем адекватны, плохо вступает в контакт, испытывает затруднение в общении, понимании ситуации.
2. Отношение к товарищам – дружелюбие, негативизм, доброта, грубость и проч.
3. Отношение к лидерству – стремление к первенству, признают ли за лидера другие. Проявляет ли организаторские способности, инициативу.
4. Отношение к взрослым. Отношение к поручениям, поощрениям, порицаниям.
5. Каким видам деятельности отдает предпочтение.
6. Активность речевого общения – соответствует возрасту, повышена, снижена, отмечается замкнутость, негативное отношение к речевому общению.
7. Поведение организовано, иногда не регулирует свое поведение, необходим постоянный внешний контроль.

Психологические особенности:
1. Слуховое запоминание, зрительное запоминание, тактильное запоминание. Запоминает быстро или медленно, с трудом, переход в долговременную память, объем оперативной памяти достаточный, ограниченный, низкий.
2. Устойчивость внимания – способен к длительному сосредоточению или быстро отвлекается. Характер отвлечения – отвлекается на раздражители, в отсутствие внешних раздражителей.
3. Переключаемость внимания – легкая, быстрая, замедленная, затрудненная.
4. Распределение внимания – достаточное, затруднено.
5. Общий уровень развития внимания – соответствует возрасту, низкий, не сформировано.

Уровень развития мыслительной деятельности:
1. Способность к сравнению, классификации, обобщению, умение выделить существенный признак предметов, явлений.
2. умение использовать приемы для запоминания – опосредованность, группировку, ассоциации.

Развитие сенсорных функций:
1. Состояние анализаторов, наличие обобщающих представлений о форме, величине, цвете, понятие относительности – соответствует возрасту, не сформировано, нарушено.

Развитие воображения:
1. Яркость, живость, богатство фантазии, способность к оперированию образами, в каких видах деятельности проявляется (музыка, изодеятельность, математика, физкультура, речь, конструирование и т.п.) – соответствует возрасту, чрезмерно, слабость процессов воображения.

Вербальная часть:
1. Понимание рассказов со скрытым смыслом.
2. Парные аналогии.
3. Сюжетное рассказывание – номинативная и коммуникативная функции речи.
4. Умение работать в режиме диалога.
5. Речевая деятельность – адекватна ситуации и возрасту, чрезмерная, трудности инициации речевого высказывания, эмоциональная неадекватность, проблемы развернутой речи, трудности звукопроизношения, наличие заикания, эхолалий, речевых штампов и т.д.

Работоспособность на занятиях:
1. Отношение активное, заинтересованное, безразличное.
2. Во время занятий сосредоточен или часто отвлекается.
3. Быстро или медленно включается в работу.
4. Темп работы быстрый, средний, медленный. Причины замедленного темпа работы – обдумывание, тщательность выполнения, снижение психической активности – вялость, заторможенность, отвлекаемость и т.д.
5. Утомление проявляется в замедлении темпа, ухудшении качества или в полном прекращении работы.
6. Субъективные и объективные признаки утомления – жалобы на усталость, головную боль, вялость, сонливость, отвлекаемость пр.
7. Спад работоспособности в середине занятия, в конце занятия.
8. Умение следовать инструкции, способность удержания инструкции по длительности.

Произвольность деятельности:
1. Удерживает цель деятельности, намечает ее план, выбирает адекватные средства, проверяет результат, доводит начатое дело до конца.
2. В процессе деятельности часто отвлекается, трудности преодолевает только при психологической поддержке, нуждается в частом ободрении.
3. Деятельность хаотична, непродуманна, отдельные условия задачи теряются, результат не проверяется, из-за трудностей прерывает деятельность, помощь малоэффективна.

Проводимая работа с ребенком:
1. Проводилась развивающе-коррекционная, сопровождающая работа на протяжении какого времени, вид (по формированию пространственных представлений, развитию познавательных процессов, эмоциональному воспитанию и т.д.) рекомендации для дальнейшей работы (по необходимости).
2. Результаты, ее успешность, формирование навыков – по возрасту, с трудом, отсроченное.
3. Работа с родителями, семьей – отношение родителей, успешность, систематичность и т.д.

Ссылка на основную публикацию