Дидактическая игра – определение, цель и структура

Дидактические игры дошкольников

Дидактические игры — это вид учебных занятий, организуемых в виде учебных игр, реализующих ряд принципов игрового, активного обучения и отличающихся наличием правил, фиксированной структуры игровой деятельности и системы оценивания, один из методов активного обучения (В. Н. Кругликов, 1988). Дидактическая игра – это одно из средств обучения детей дошкольного возраста.

Содержание

  • 1 Краткая история становления дидактической игры
  • 2 Сущность и структура дидактической игры
  • 3 Классификация дидактических игр дошкольников
  • 4 Примеры дидактических игр для детей раннего возраста

Краткая история становления дидактической игры [ править ]

Первые дидактические игры были созданы народной педагогикой, до сих пор к числу любимых детьми относятся народные игры «Фанты», «Что летает?» и др. В них много веселых шуток, юмора, и в то же время они требуют от детей напряженной умственной работы, соревнования в сообразительности, внимании.

Система дидактических игр для детского сада впервые была создана Ф. Фребелем.Он высоко ценил игру, считал ее важнейшим средством воспитания и обучения ребенка. Но разработанные им игры были скорее сухими, скучными упражнениями, которые подавляли самостоятельность мысли ребенка и тем противоречили его же взглядам на игру как свободную творческую деятельность.Игру Фрёбель характеризовал как «высшую ступень детского развития». Он разработал теорию игры, собрал и методически прокомментировал подвижные игры. Фрёбель ввел разнообразные виды детской деятельности и соединил их в определенную, строго регламентированную систему, создал знаменитые «Дары» — пособие для развития навыков конструирования в единстве с познанием формы, величины, размеров, пространств отношений

Важным этапом в развитии отечественной теории и практики детской игры явились в 50-х годах работы А. П. Усовой. Предложенная ею система обучения на занятиях способствовала повышению уровня детских игр. Только совокупностью формирования всех видов деятельности — игры, труда, учения, подчеркивает А. П. Усова, можно достигнуть полноценных результатов в развитии личности ребенка. В основе такого подхода лежит принцип целенаправленного воздействия на игру, установления связи между ее содержанием и содержанием обучения в детском саду, связи с соответствующей возрасту трудовой деятельностью ребенка.

Исследования советских педагогов Ф. Н. Блехер, Е. И. Радиной, В. Н. Аванесовой и др., наблюдения воспитателей за процессами усвоения и применения знаний детьми позволяют значительную роль в умственном воспитании и обучении отводить дидактической игре.

Сущность и структура дидактической игры [ править ]

Дидактической игре присущи две функции в процессе обучения (А.П.Усова, В.Н. Аванесова).

Первая функция – совершенствование и закрепление знаний. При этом ребенок не просто воспроизводит знания в том виде, в каком они были усвоены, а трансформирует, преобразовывает их, учится оперировать ими в зависимости от игровой ситуации. Сущность второй функции дидактической игры заключается в том, что дети усваивают новые знания и умения разного содержания.

Основные особенности дидактических игр:

1.Дидактические игры – это обучающие игры. Они создаются взрослыми с целью воспитания и обучения детей.

2.Для детей, принимающих участие в игре, воспитательно-образовательное значение дидактической игры не выступает открыто, реализуется через игровую задачу, игровые действия, правила.

3.Познавательное содержание дидактической игры обусловлено программным содержанием и всегда сочетается с игровой формой.

4.Дидактические игры имеют своеобразную структуру.

Дидактическая игра явление сложное, но в ней отчетливо обнаруживается структура, т. е. основные элементы, характеризующие игру как форму обучения и игровую деятельность одновременно.

Большинство исследователей педагогов и психологов выделяют в дидактической игре следующие структурные компоненты:

  • дидактическая задача(цель), состоящая из игровой и обучающей;
  • содержание игры
  • игровые правила;
  • игровые действия;
  • окончание игры, подведение итогов.

Дидактическая (обучающая) задача – это основной элемент дидактической игры, которому подчинены все остальные. Для детей обучающая задача формулируется как игровая. Она определяется целями обучения и воспитания детей. Отбор познавательных задач для игр осуществляется в соответствии с разделами программы “Пралеска”, с учетом возрастных особенностей детей. Наличие дидактической задачи подчеркивает обучающий характер игры, направленность ее содержания на развитие познавательной деятельности детей. В отличие от прямой постановки задачи на занятиях в дидактической игре она возникает и как игровая задача самого ребенка, она возбуждает желание и потребность решить ее, активизирует игровые действия. Игровая задача может быть заложена в самом названии игры, например, «Какой формы», «Продолжи предложение», «Кто в каком домике живет» и т. п. «Дидактическая задача реализуется на протяжении всей игры через осуществление игровой задачи, игровых действий, а итог ее решения обнаруживается в финале. Только при этом условии дидактическая игра может выполнить функцию обучения и вместе с тем будет развиваться как игровая деятельность.»

Содержание игр может быть самым разнообразным, в основе дидактической игры может лежать вся окружающая действительность. Например, игры «Летает не летает», «Съедобное – несъедобное», «Назови пору года», «Кто, как кричит», «Живые слова», «Чудесный мешочек», «Чего не стало?» и т.д.

Игровые действия – это основа игры, способ проявления активности ребенка в игровых целях; без них невозможна сама игра. Они являются как бы рисунком сюжета игры. Чем разнообразнее игровые действия, тем интереснее для ребенка сама игра и тем успешнее решаются познавательные и игровые задачи. Игровые действия должны вызвать у детей радость, чувство удовлетворения, именно они делают обучение эмоциональным и занимательным. Игровым действиям детей нужно учить.

Правила игры обеспечивают реализацию игрового содержания, а так же делают игру демократичной. Их содержание и направленность обусловлена познавательным содержанием, игровыми задачами и игровыми действиями. В дидактической игре правила являются заданными. Они помогают педагогу управлять игрой.

Подведение итогов проводится сразу по окончанию игры. Форма может быть разнообразной: подсчет очков, похвала, определение лучшего ребенка, победителя, общий итог по реализации поставленной задачи. Если дидактическая игра организуется вне занятия игру можно окончить просто подведением итогов, а можно использовать другие виды деятельности: изобразительную, развитие речи и т.п., но тематика должна соответствовать содержанию игры.

Консультация
Дидактические игры. Их значение и применение в педагогическом процессе

Значение дидактических игр в педагогическом процессе

Дидактическая игра – такая деятельность, смысл и цель которой дать детям определенные знания и навыки, развитие умственных способностей. Дидактические игры – это игры, предназначенные для обучения.

Дидактические игры в педагогическом процессе играют двоякую роль: во-первых, они являются методом обучения, во-вторых,- самостоятельной игровой деятельностью. В качестве первого они широко используются на занятиях по ознакомлению детей с окружающим, с живой природой, по формированию элементарных математических представлений, развитию речи в целях обучения детей определенным способам умственных действий, систематизации, уточнения и закрепления знаний. При этом содержание игры и её правила подчинены воспитательно-образовательным задачам, выдвигаемым конкретными программными требованиями того или иного вида занятий. Инициатива в выборе и проведении игры принадлежат в этом случае воспитателю. Как самостоятельная игровая деятельность они проводятся во внеучебное время.

В обоих случаях педагог руководит дидактическими играми, но роль различна. Если на занятиях он учит детей, как надо играть, знакомит с правилами и игровыми действиями, то в самостоятельных играх воспитанников он участвует в качестве партнера или арбитра, следит за их взаимоотношениями, оценивает поведение.

Руководство дидактическими играми

В руководстве играми следует выделить три этапа: подготовка, проведение, анализ результатов.

1. В подготовку к игре входит следующее: отбор игры в соответствии с задачами воспитания и обучения конкретной возрастной группы, с учетом времени проведения (в часы занятий или во внеучебное время), места (в групповой комнате, на участке, на прогулке и пр.); определение количества участников (вся группа, подгруппа, один ребенок).

В подготовку к игре входит также отбор необходимого дидактического материала (пособий, игрушек, картинок, природного материала).

Воспитатель выбирает игру, предлагает детям поиграть, начинает сама и приглашает детей.

Младший возраст: наглядное разъяснение всего хода игры в процессе совместной игры со взрослым.

Средний возраст: разъяснение 1-2 правил, частные даются по ходу игры в совместной деятельности со взрослым, можно использовать пробный ход игры, где воспитатель уточняет правила.

Старший возраст: словесное объяснение правил до игры, пояснение значения правил, если сложные, то используется показ и пробный ход.

2. Если воспитатель тщательно подготовится к игре, то само её проведение не вызовет затруднений. В любой дидактической игре должны быть как игровые правила, так и игровые действия. Если одно из этих условий отсутствует, она превращается в дидактическое упражнение.

Воспитатель контролирует процесс игры, закрепляет умение играть, следит за выполнением правил, используя напоминание, дополнительное объяснение, оценку, вопросы, советы.

Младший возраст: воспитатель выполняет роль ведущего, в ходе игры связывает игровые действия с правилами.

Средний возраст: воспитатель действует через правило и прямо игровые действия не подсказывает.

Старший возраст: правила объясняются до игры, к разъяснению их содержания привлекаются дети.

3. Подведение итогов игры – ответственный момент в руководстве ею. Воспитатель отмечает тех, кто хорошо выполнял правила, помогал товарищам, был активен, честен. Анализ игры должен быть направлен на выявление эффективных приёмов её проведения, а также допущенных ошибок (что не получилось и почему).

Структурные элементы игры

Структура дидактической игры включает: задачу, действие, правило, результат, заключение игры.

Задача. В каждой дидактической игре имеется точно установленная задача, которая подчинена собственно дидактической цели. Детям предлагаются такие задачи, решение которых требует определенного интеллектуального напряжения, умственной работы. Выполняя задачу в игре, ребенок активизирует своё мышление, упражняет память, наблюдательность.

Задачи дидактических игр сводятся к нескольким видам:

  1. Сравнивать и выбирать предметы по одинаковым, различающимся или сходным признакам (задача усложняется в соответствии с возрастом детей).
  2. Классифицировать и распределять предметы или картинки. Дети классифицируют картинки или предметы по виду или по материалу, из которого они изготовлены.
  3. Определять предмет по нескольким или только по одному признаку. Дети угадывают предметы по простому описанию или кто-нибудь из них описывает вещь, а остальные угадывают.
  4. Упражнять внимание и память. Дети должны запомнить какой-либо факт или определенный состав предметов, группу игроков и пр. и определить изменение, которое произошло в их отсутсвие.

Действие. В каждой дидактической игре задача выполняется действием, которое определяет и организует поведение каждого ребенка и сплачивает детей в единый коллектив. Оно непосредственно привлекает интерес детей и определяет их эмоциональное отношение к игре.

Действие в игре должно отвечать двум основным условиям:

а) обязательно подчиняться задаче и выполнять учебную цель игры;

б) быть занимательным и увлекательным вплоть до окончания игры.

В хорошо составленной дидактической игре дети не должны подозревать, что они чему-нибудь учатся. Здесь деятельность должна в большей или меньшей степени скрывать учебную, дидактическую цель игры.

Правило: деятельность в дидактической игре строго связана с правилами. Они определяют, как ребенок должен вести себя во время игры, что он может и чего не должен делать. Важно, чтобы правила соответствовали возрастным особенностям и компенсировались занимательной деятельностью. Поэтому она должна быть интересной, чтобы ребенок охотно подчинялся правилам.

Результат, заключение игры: результат игры – это решение задачи и выполнение правил.

Результат оценивается с двух точек зрения: с точки зрения детей и точки зрения воспитателя. Оценивая результат с точки зрения детей, мы учитываем, какое моральное и духовное удовлетворение принесла игра детям. Выполняя дидактические задачи, дети проявляют сообразительность, находчивость, внимание, память. Все это дает детям моральное удовлетворение, повышает веру в свои силы, наполняет их чувством радости.

Воспитателю важно выполнена ли задача, осуществлены ли предписанные действия, принесла ли она с этой стороны определенные результаты. В конце некоторых дидактических игр нужно наградить её участников, похвалить детей либо поручить им ведущие роли в игре.

Виды дидактических игр

Дидактические игры различаются по обучающему содержанию, познавательной деятельности детей, игровым действиям и правилам, организации и взаимоотношениям детей, по роли воспитателя.

В дошкольной педагогике все дидактические игры можно разделить на 3 основных вида: игры с предметами, настольно-печатные и словесные игры.

Игры с предметами: для них необходимо подбирать предметы, отличающиеся по свойствам: цвету, форме, величине, назначению, использованию и т.д.

Настольно-печатные игры – это очень увлекательное занятие для детей. Чаще всего используются дидактические игры с парными картинками, разрезными картинками и кубиками. При этом для детей среднего возраста должен быть изображен один или несколько предметов: игрушки, деревья, одежда или посуда. Дети самостоятельно могут дифференцировать их отличительные признаки: величину, цвет, форму, назначение. Для работы с разрезными картинками старшим дошкольникам можно предложить самостоятельно сложить целую картинку из её частей без предварительного рассматривания целого изображения.

Словесные игры построены на сочетании слов и действий играющих. В таких играх требуется использовать ранее приобретенные знания в новых связях, в новых обстоятельствах. Поэтому в младших и средних группах игры со словом направлены в основном на развитее речи, воспитание правильного звукопроизношения, уточнения, закрепление и активизацию словаря, развитие правильной ориентировки в пространстве, формировании диалогической и монологической речи.

Дидактическая игра – определение, цель и структура

Впервые термин «дидактика» появился в сочинениях немецкого языковеда и педагога Вольфганга Ратке в 1613 году. Однако первую фундаментальную работу по теории дидактики представил в 1657 году чешский педагог и писатель Ян Амос Коменский в работе «Великая дидактика» [1, c. 471].

В широком смысле дидактика представляет собой отрасль педагогики, направленную на изучение и раскрытие теоретических аспектов организации образовательного процесса, таких как принципы, методы, закономерности обучения, а также направленную на разработку новых принципов, методик, стратегий, систем и технологий обучения или поиск уже существующих.

В более узком смысле дидактика – это наука об образовании и обучении, включающая цели, содержание, методы, средства и результаты обучения, которые могут быть достигнуты в процессе получения образования [2, с. 171].

Таким образом, дидактическая деятельность преподавателя состоит в изучении и разработке целей, содержания, методов, средств и форм обучения.

Дидактика предполагает решение следующих задач:

– исследование законов и принципов процесса обучения;

– разработка основных концепций и положений процесса обучения;

– прогнозирование его результатов на основе применения различных концепций;

– конструирование образовательных методик и технологий;

– создание систем контроля и диагностики процесса обучения;

– создание систем оценивания полученных результатов [3, c.85].

В качестве предметов дидактики ученые Пидкасистый П.И. [4], Хуторской А.В., Мусс Г.Н., Амонашвили Ш.А., В. Тименко выделяют законы и принципы образовательного процесса, а также технологии и методики обучения и воспитания и рекомендуют опираться на следующие фундаментальные закономерности обучения:

– целостность образовательного процесса;

– необходимость социальной значимости целей, содержания, форм и методов обучения;

– единство всех компонентов процесса обучения;

– взаимосвязь результатов обучения с характером образовательной деятельности;

– возможность творческой самореализации обучающегося в образовательной среде [5, c.1].

Также при реализации образовательного процесса необходимо учитывать основные положения дидактической теории, а именно принципы обучения, которые в практической деятельности могут видоизменяться, подстраиваясь под определенные формы и средства обучения, однако содержательный компонент остается без изменений.

Многие педагоги трактовали понятие «игра» с разнообразных сторон. Ш.А. Амонашвили писал: «Игра – это метод познания действительности, направляемый внутренними силами и позволяющий ребенку в короткие сроки овладеть первоначальными, но весьма обширными основами человеческой культуры» [6, c.65].

В.А. Сухомлинский обозначил такое понятие следующим образом: «Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра-это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности» [7, c.114].

В работах А. Макаренко игра рассматривается как мощное средство воспитания воли, коллективизма, формирования практических навыков. Он считал, что детские ролевые игры так же важны для развития ребёнка, как и для взрослого [8].

Л. Выготский понимал игру как благоприятную среду для зарождения познавательных сил ребёнка, как основу для преобразования игровых действий в умственные. Он назвал игру «девятым валом развития», руководящим средством воспитания и обучения [9, c.65].

По мнению Ф. Блехер, игру можно назвать дидактической только тогда, когда познавательный элемент в ней неразрывно связан с элементом заинтересованности [10].

Необходимость знания дидактических принципов и закономерностей обуславливается важностью правильной организации образовательной деятельности, поскольку предполагает возможность прогнозирования результатов определенных моделей обучения и позволяет приходить к правильным выводам и умозаключениям.

Ведущими учеными-педагогами Бордовская Н.В., Загвязинский В.И., Мусс Г.Н., Краснянская Т.М., выделяются следующие функции дидактической деятельности преподавателя:

– обучающая – заключается в передаче научных знаний обучающимся, а также в формировании у них профессиональных умений и навыков;

– воспитательная – находит отражение в умственном, нравственном, физическом, трудовом, правовом, экологическом, моральном, эстетическом, коллективном, а также воспитании технологической культуры;

– развивающая функция состоит в формировании у обучающихся аналитического, критического и логического мышления, а также в развитии самостоятельности в принятии решений, ответственности за них и в развитии умения работать в коллективе;

– управляющая функция состоит как в управлении коллективом, группой обучающихся, так и в управлении самим образовательным процессом:

– диагностическая – направлена на определения состояния обучающихся и педагогического процесса в целом с целью выявления наиболее правильной стратегии учебно-познавательной деятельности и включает в себя умение педагога учитывать психофизиологические особенности обучающихся в образовательной деятельности, устанавливать соответствие знаний, умений и навыков требованиям учебной программы, а также осуществлять контроль за эффективностью учебно-воспитательной работы;

– контролирующая функция позволяет выявлять и устранять ошибки и затруднения в профессиональной деятельности педагога и предполагает наличие некоего стандарта, нормы и модели педагогического процесса;

– конструкторско-технологическая функция направлена на организацию эффективного педагогического процесса и включает в себя ряд требований: необходимость планирования педагогического процесса, необходимость организации воспитательной и развивающей среды для обучающихся;

– исследовательская функция состоит в умении выявлять проблему для обсуждения и исследования, анализировать научную литературу, выдвигать гипотезы и задачи исследования, ставить проблемные вопросы для решения обучающимися;

– информационная функция заключается в умении педагога пользоваться речевой выразительностью, кратко и логично излагать материал с целью добиться его понимания обучающимися, пользоваться различными методами изложения, активизировать обучающихся в процессе усвоения учебного материала;

– мобилизационная функция предполагает умение воздействовать на эмоционально-волевую сферу личности обучающихся наиболее рациональным путем, иными словами, педагог должен заинтересовать обучающихся, увлечь их, активизировать их учебно-познавательную деятельность;

– ориентационная функция заключается в помощи обучающимся в построении личностной картины мира, в определении ими ценностных ориентаций, в поиске ими своего места в профессиональной среде;

– проектная функция представляет собой педагогическое проектирование, то есть, составление планов, нацеленных на решение актуальных образовательных задач;

– организационная функция заключается в грамотной организации педагогом образовательного процесса с целью вовлечения в него обучающихся [2,11,3,5].

Игра эмоциональная по своей природе способна даже самую сухую информацию оживить и сделать яркой и наполненной эмоциями.

В игре возможно вовлечение каждого в активную работу, это форма, которая противостоит пассивному слушанию или чтению.

Чтобы осознать предпосылки подобной функциональной способности игры, следует вспомнить некоторые особенности подростковой психологии: В подростковом возрасте устраняются все без исключения условности в действиях, игра приближается к жизни. Игра интересна, когда дается возможность не только познать что-то, но и использовать собственные познания и одновременно с этим, уйти «в мир желаемой фантазии, приоткрыть завесу будущего и побывать там хотя бы в игровой ситуации» [2, с. 52].

Потенциал дидактической игры достаточно высок. Ведущая роль игры в становлении и развитии личности детей неопровержима. В дошкольном возрасте игра является не просто развлечением, а ведущим видом деятельности, в результате которого появляются и необратимые положительные изменения психологического и личностного уровня – новообразования. Дидактическая игра по своей сути характеризуется исследовательским содержанием, которое позволяет ребенку познавать, моделировать доступные возрасту объекты, процессы, явления окружающего мира. Взаимодействие развития мышления ребенка и формирования у него элементарных представлений, знании, умений и навыков поведения и деятельности в процессе игры является одним из путей повышения эффективности обучения и воспитания в дошкольной образовательной организации. Использование дидактических игр требует от ребенка внимания, сообразительности, способствует позитивному отношению к познанию, учит выдержке, вырабатывает умение быстро ориентироваться и находить правильное решение [2, с. 23]. Велико ее влияние на все сферы личности ребенка дошкольного возраста: физическую, сенсорную, интеллектуальную, духовную, эмоционально – волевую и пр. Помимо этого необходимо признать и мажорные функции игры: она дарит восторг и радость, сам процесс игры полон сюрпризов, а результат – это своеобразное открытие.

В основе, разработанной классификации лежит положение о дидактической игре как деятельности, направленной на развитие познавательных интересов учащихся. Познавательный интерес – важнейшее образование личности, которое возникает и развивается в процессе жизнедеятельности человека, формируется в социальных условиях его существования и не является данным человеку от рождения. Он имеет сложную структуру, которую составляют как отдельные психические процессы: интеллектуальные, эмоциональные, регулятивные, так и объективные и субъективные связи человека с миром, выраженные в отношениях (Щукина Г.И.) [12, с.120]. Любую деятельность человек, одухотворенный познавательным интересом, совершает с большим пристрастием, желанием и более эффективно.

В связи с этим известные виды дидактических игр классифицируются нами на основе их воздействия на отдельные психические процессы как:

– интеллектуальные – порождающие состояние раздумья, размышления, рассуждения;

– эмоциональные – возбуждающие сенсорные процессы и эмоциональные состояния (переживание успеха, радости познания, гордости за свои достижения и достижения товарищей, удовлетворения учебной деятельностью);

– регулятивные – формирующие волевые устремления, установку на целенаправленность, принятие решений, настойчивость, решительность, внимание;

– творческие – активизирующие воображение, фантазию, предвосхищение, озарение, создание новых образцов, моделей и др.;

– социальные – способствующие развитию личности, осознанию места и значимости в обществе, отношения к окружающему миру.

Следует подчеркнуть, что названные дидактические игры взаимосвязаны между собой и несут воспитательный потенциал. Главное заключается в том, чтобы игра органически сочеталась с серьезным, напряженным трудом и не отвлекала от учения, а активизировала умственную деятельность. Важно помнить и о том, что дидактическая игра – это игра только для ребенка, а для педагога – творческая деятельность, требующая определенных усилий для организации и проведения.

Структура дидактической деятельности преподавателя представляет собой осуществление педагогом стимулирования и мотивации деятельности обучающихся на занятии, а также их самостоятельной работы, формирование педагогом профессионально значимых знаний, умений и навыков у обучающихся, проведение целевой ориентации обучающихся, обновление содержания образования, а также оптимизация методов, средств и форм организации образовательного процесса, осуществление проверки, контроля и оценки учебных достижений обучающихся с помощью принятых методов оценивания, корректировка учебного процесса и его результатов на основе полученных результатов проведенного контроля.

Содержание дидактической деятельности преподавателя реализуется через предметное содержание, средства и методы обучения, а также через формы организации обучения.

Как провести дидактическую игру в детском саду

Ведущая деятельность дошкольника — игра, с помощью неё малыш познаёт окружающий мир. Общепризнанно, что игровой дефицит отрицательно сказывается на формировании личности ребёнка. Значительную часть времени дошкольник проводит в детском саду среди сверстников, под контролем воспитателей. Только педагог, владеющий игровыми технологиями, может достичь высоких результатов в работе с детьми.

Значение дидактической игры в детском саду

Необходимый минимум компетенций педагога заключается в умении отличать дидактическую игру (ДИ) от других игровых форм, в знании её структуры, видов, картотек базовых игр, основных регламентирующих требований. Используя игровые технологии, воспитателю не следует забывать, что, играя, ребёнок удовлетворяет свои ключевые потребности, осваивает такие виды деятельности, как труд и учёба, развивается и формируется как личность. Поэтому подходить к организации игровой деятельности детей воспитатель должен ответственно, опираясь на базовые педагогические знания.

Понятие дидактической игры

Активность дошкольников имеет разные формы, одна из них — игровая деятельность. Для воспитателя игра — это и инструмент обучения и воспитания, и форма организации жизни детей в дошкольном образовательном учреждении (ДОУ). Научно обоснован и подтверждён практически факт, что игра — наиболее продуктивная форма занятия или непосредственно образовательной деятельности (НОД) дошкольников.

НОД в ДОУ осуществляется в соответствии с санитарными правилами и нормами (САНПИН 2.4.1.3049–13), которыми определяется, в частности, их продолжительность (до 10 минут для малышей, до 30 минут для старших возрастных групп). Отметим, что не все игры дошкольников дидактические (их также называют учебно-предметными или обучающими). С. Л. Новосёлова в программе «Истоки» (1997) классифицирует игры, исходя из того, кто выступает инициатором — взрослый или ребёнок. Признаки, по которым легко отличить ДИ:

  • её инициатором всегда будет взрослый (педагог);
  • такая игра направлена на решение учебной задачи («дидактика» в переводе с древнегреческого — обучающий);
  • для детей обучающий характер игры не должен быть очевидным.

В игре дошкольники познают мир и учатся взаимодействовать

Воспитателю важно понимать, что образовательные результаты, которые он хочет получить, зависят от того, что дошкольник не знает о необходимости их достижения. В игровой ситуации ребёнку важна сама возможность активности, успеха, удовольствия. Образовательные результаты являются для него побочным эффектом, обучение происходит непреднамеренно. Большая ошибка начинать игру со слов: «Ваша игровая задача — научиться различать цвета и находить по этому признаку предметы».

Обучающие игры имеют многовековую историю, содержат элементы фольклора и отражают национальные особенности. До нашего времени дошли такие игры, как «Ладушки», «Сорока-белобока», «Барыня» и другие. Предки закладывали в игры обучающий смысл и воспитательный характер, тем самым передавая жизненный опыт от поколения к поколению, готовя детей к ранней взрослой жизни. В настоящее время такие игры направлены не столько на подготовку дошкольников к взрослой жизни, сколько на организацию досуга.

Структура дидактической игры

Продуктивность ДИ предполагает знание её структуры и понимание связей между основными структурными элементами. Выделяют 3 таких элемента:

  • Обучающая/дидактическая задача. В игровой процесс воспитатель закладывает конкретные обучающие задачи, адекватные форме и содержанию игры, возрастной группе детей: закрепление в активном словаре ребёнка слов-синонимов, развитие мелкой моторики, формирование представлений о цвете и многие другие. Какова задача, часто можно определить по названию игры: «Собери пазл», «Угадай музыкальный инструмент», «Назови предмет». Напомним, что учебная задача дидактической игры для ребёнка скрыта. Играя, ребёнок 5–6 лет не стремится научиться чему-то, он заинтересован в конечном результате (выигрыше) и получении удовольствия. Малышам неинтересен даже выигрыш, им любопытен процесс игрового взаимодействия.
  • Игровые действия, т. е. способы проявления активности ребёнка в игре. У малышей игровые действия совсем простые (разобрать/собрать несложный предмет; отгадать источник звука, найти пару); от детей постарше требуются уже более сложные действия (проявить внимательность, выбрать верный вариант из множества, назвать явление); в играх детей старших групп преобладают действия аналитического и творческого характера (соотнести, обобщить, классифицировать, придумать).
  • Правила игры. Важно понимать, что правилам должны следовать все участники, включая взрослых. Правила определяются учебно-предметным содержанием игры, заложенными в игру задачами, от них во многом зависит сложность либо простота игровых действий. Правила игры определяет инициатор.

Виды дидактических игр

По содержанию ДИ могут охватывать разные предметные области — природоведение, развитие речи, изучение иностранного языка, математику, ОБЖ и др. Любое занятие может быть проведено в такой форме. Наиболее эффективны интегрированные игровые занятия.

Некоторые дидактические игры могут включать интегрированные задания по развитию речи, окружающему миру, математике и ИЗО

По используемому материалу педагоги разделяют ДИ на группы:

  • дидактические игры с предметами,
  • настольно-печатные игры,
  • словесные игры.
Дидактические игры с предметами

Предметы в этих играх являются учебным материалом. Игрушки, бытовые предметы, природный материал, произведения декоративно-прикладного искусства — использовать можно всё. Творческий подход воспитателя позволяет организовать отличную игру, используя и высокотехнологичные промышленные игрушки, специальные игровые комплексы (например, игровой набор «Дары Фрёбеля»), и любые подручные материалы, даже то, что принято выбрасывать как мусор (крышки, футляры от шоколадных яиц, лоскутки) и буквально лежит под ногами (листья, камешки). Вариациями игр с предметами будут инсценировки, сюжетно-дидактические и дидактические игры с игрушками моторной направленности (пирамидки, матрёшки, кубики).

В качестве дидактического материала можно использовать обыкновенные камешки, раскрашенные акриловыми красками

Август Фрёбель — известный немецкий педагог. Именно он ввёл в обиход выражение «дети — цветы жизни». Исходил из того, что воспитывать детей должны «добрые садовницы».

Такие игровые наборы, как «Дары Фрёбеля», входящий в материалы школы Монтессори, развивают мелкую моторику, цветовосприятие, логическое мышление и другие способности дошкольников

Если говорить об учебных задачах, решаемых во время ДИ с предметами, то, в первую очередь, они развивают мыслительные операции ребёнка. У малышей формируется способность к анализу, они учатся находить общее в предметах и различать их, осваивают навыки обращения с разными предметами. Игры с предметами расширяют эрудицию и кругозор, воспитывают самоконтроль поведения, внимание. Игры, направленные на физическое развитие, улучшают координацию движений, мелкую и крупную моторику.

Воспитатель, модифицируя содержание игры, может добиваться решения задач разной сложности. Рассмотрим на примере игры «Чудесный мешочек».

Таблица: пример усложнения игры в зависимости от возраста воспитанников
ВозрастЗадачиВариации
Младшая группаНаучить узнавать и называть предметы.Используются простые, легко узнаваемые предметы, небольшое количество.
Средняя группаРазвить тактильные ощущения, научить определять предмет на ощупь.Количество предметов увеличивается, их состав усложняется, появляются сходные, слабо различимые на ощупь предметы.
Старшая группаСформировать способность составить описание предмета, придумать/вспомнить загадку или поговорку, объяснить назначение/возможность применения.Используются предметы, требующие активизации мыслительной деятельности и творческого потенциала ребёнка для их описания.
Настольно-печатные игры

Эти игры помогают решать важные учебные задачи:

  • расширяют кругозор и уточняют представления ребёнка об окружающем мире;
  • систематизируют уже имеющиеся знания;
  • развивают мыслительные процессы, логику, внимательность;
  • стимулируют воображение.

В этой категории наиболее распространены игры на основе парности картинок, которые могут дифференцироваться по учебным задачам и сложности:

    Воспитанникам младших групп предлагаются картинки для простого узнавания.

Такие картинки с изображениями животных предназначены для простого узнавания в работе с младшими дошкольниками

На иллюстрации представлен более сложный вариант картинок, направленный на узнавание зверей по их тени

На иллюстрации представлены картинки, ориентирующие детей на узнавание зверей по их контурам

Помимо игр с картинками, широко распространены другие настольные игры — различные лото, игры типа «Лабиринт», конструкторы, мозаики. Преимущественно это коллективные игры, поэтому в них присутствует стимулирующий детей соревновательный эффект, например, кто быстрее пройдёт лабиринт. Старшим дошкольникам всё чаще предлагаются дидактические компьютерные игры, что вполне отвечает духу времени, активно внедряется практика использования деловых игр в упрощённом варианте. Большую популярность получили пазлы.

Пазлы (от англ. puzzle) — игра на выдержку. Первые пазлы были деревянные и представляли собой карту Англии, их изготовил английский гравёр Спилсбари в 1763 году. Эти пазлы использовались в школе как учебное пособие и были очень дорогие. Только через 100 лет пазлы начали делать из картона и они стали широко доступны.

Ассортимент лото от разных производителей очень широкий — от классических игр до подбора ассоциаций.

Для младших дошкольников подойдут несложные лото, направленные на изучение предметов ближайшего окружения, животного и растительного мира

Более сложные варианты игры «Лото», формирующие основы грамоты, счёта, понимания окружающего мира и т. п., предназначены для детей старших групп.

Старшим дошкольникам будут интересны игры, содержащие новую информацию

Словесные игры

Для них характерно то, что решение учебной задачи ребёнком происходит как мыслительный процесс. Играя, ребёнок представляет, фантазирует, мобилизует имеющиеся у него знания без помощи игрового материала, без какой-либо наглядности. Во время такой игры задействован аудиальный (слуховой) канал восприятия информации, что способствует решению таких задач, как формирование внимания, развитие речи, быстроты реакции, понимание юмора, аллегорий, иносказаний. В силу обозначенной специфики словесных игр они сложноваты для малышей и чаще используются при работе с детьми старшего возраста.

Среди словесных игр много народных потешек, загадок, прибауток. В качестве информационного материала для словесных игр воспитатель может использовать стихи, короткие отрывки из художественных произведений. Педагог может разработать свой вариант словесной игры либо воспользоваться готовыми разработками, например, А. И. Сорокиной, О. М. Дьяченко и других авторов.

Атрибутом многих словесных игр выступает мяч, что позволяет воспитанникам высказываться по очереди

Картотека дидактических игр

Современные ДОУ функционируют в строгом соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (ФГОС ДО). В Стандарте прописывается, что дошкольные учреждения должны обеспечивать социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое и физическое развитие детей (п. 2.6.). Поэтому, разрабатывая календарно-тематический план НОД, воспитатель должен учесть занятия, реализуемые в форме ДИ. Тематический план должен предусматривать игры, которые по своим учебным задачам соответствуют требованиям стандарта.

Таблица: картотека дидактических игр в младших группах

Таблица: картотека дидактических игр в средней группе

Таблица: картотека дидактических игр для старших дошкольников

Направление развития ребёнкаНазваниеЗадачиОписание
Речевое«Сломанный телефон»Развивать слуховое внимание, речевые навыки.Педагог шепчет слово сидящему рядом ребёнку, тот передаёт его рядом сидящему ребёнку и т. д. Последний игрок называет слово, которое услышал. После осуществляется проверка искажения первоначального слова, определяется звено, где это произошло.
«Третий/четвёртый лишний»Закреплять умение воспринимать информацию на слух, речевые навыки.Педагог называет предметы множества и среди прочих называет предмет, не относящийся к данному множеству, заметивший ошибку, заявляет об этом, например, хлопком в ладоши.
Познавательное«Что сажают в огороде?»Формировать способность к классификации объектов окружающего мира по обозначенному признаку.Педагог просит детей отвечать утвердительно, если названный им объект окружающего мира является огородным растением, и наоборот.
«Комнатные растения»Формировать представления о планете Земля, её природе.Дети поочерёдно, передавая мяч или иной предмет, говорят названия комнатных растений.
Физическое«Поймай мышку!»Развивать ловкость, внимательность, координацию.Игроков делят на 2 группы: мышеловки и мышки. Мышеловки выстраиваются в круг, берутся за руки и по команде ведущего поднимают руки. Мышки пробегают через мышеловки. На слово «хлоп» дети в кругу опускают руки. Часть мышек поймана, они становятся в круг. Игра заканчивается, когда всех мышек поймают.
«Салочки-обнималочки!»Развивать ловкость, внимательность, координацию.Водящий ловит убегающих от него игроков, пойманный и водящий обнимаются и меняются ролями.
Социально-коммуникативное«Паутинка дружбы»Формировать готовность к открытой коммуникации, вниманию, дружелюбию.Ребёнок наматывает нить на пальчик, после чего говорит какую-либо информацию о себе и бросает клубок другому участнику игры. В центре образуется «паутинка», которой связаны все участники.
«Почтальон»Формировать готовность работать в команде.Водящий-почтальон говорит: «Я посылаю открытку от Кати до Маши». Катя передаёт «открытку», пожимая руку своему соседу и т. д., пока «открытка» не дойдёт до адресата. Почтальоном должен побывать каждый.
Художественно-эстетическое«Что это такое?»Развивать способность к ассоциативному мышлению.Воспитатель показывает некий предмет и предлагает найти сходство с чем-то другим.
«Облачко»Развивать воображение, образное восприятие окружающего мира.Дети рассматривают небо, облака, тучки. Педагог предлагает пофантазировать и рассказать, на что похожи облака, куда они плывут.

Отметим, что приведённые в картотеках названия игр, задачи и описания могут конкретизироваться, дополняться в зависимости от игровых ситуаций, индивидуальных особенностей участников, а также стремления педагога мобилизовать свой профессионально-личностный потенциал при проведении занятия в игровой форме. Игровые атрибуты могут быть самыми разнообразными, вплоть до подручных материалов. Педагог может использовать игровой материал в готовом виде, может сделать сам, в том числе и с помощью детей, а для словесных игр вообще никакой материал не требуется.

Подготовка и проведение дидактической игры

Проведение дидактической игры предваряет её разработка в виде конспекта. Конспект составляется по определённой схеме. Отметим, что жёстких требований к конспекту нет, однако общепринятой считается следующая его структура (см. таблицу).

Дидактическая игра выстраивается по определённому плану

Консультация для педагогов “Сущность и структура дидактической игры”

  • Демонстрационный и дидактический материалы для занятий (1)
  • Дистанционные задания (2)
  • Технология музейной педагогики (11)
  • Технология ознакомления с народным искусством (9)
  • Технология игровой деятельности (9)
  • Технология проектной деятельности (13)
  • Технология здоровьесбережения (17)
  • Консультации для родителей (18)
  • Взаимодействие со специалистами ДОУ (16)
  • Интересное рядом (4)

Консультация для педагогов “Сущность и структура дидактической игры”

Сущность и структура дидактической игры

Игра в психологии понимается как один из ведущих видов деятельности, направленный на создание и усвоение социального опыта. В отличие от обычных игр, дидактическая игра имеет чётко поставленную цель, соответствующую прогнозируемому результату обучения.

Много веков игры служили средством обучения, воспитания и социализации новых поколений. В народных играх показывается природа, быт, национальный характер народа («сорока-ворона», «фанты» и т.д.).

Дидактические игры обеспечивают развитие детей, формируют у ребёнка познавательную активность, самостоятельность. Игра – свободная деятельность ребенка, которая вносит в его развитие особый вклад, обучение в игровой форме может быть интересным, познавательным, но никогда не развлекающим. Дидактические игры, игровые задания и приемы усиливают восприимчивость детей, разнообразят учебную деятельность, вносят в учение занимательность.

Игровая деятельность и обучение воспитанников направлены на развитие у детей внимания, наблюдательности, сравнения, запоминания и припоминания, воображения, развитие любознательности и познавательных интересов. При этом реализуются и функции создания и усвоения социального опыта, изначально присущие любой игровой деятельности.

Дидактические игры – это вид игр с правилами, которые специально созданы для обучения. Хотя они предназначены для обучения детей, в то же время, в них реализуется воспитательное и развивающее влияние игровой деятельности.

Структура дидактической игры основана на взаимосвязи пяти основных компонентов:

> результата (подведения итогов).

Дидактическая задача формулируется педагогом и отражает цель обучения. Однако научно обоснованная и методически выверенная формулировка дидактической задачи детям, как правило, неинтересна. Поэтому дидактическая задача переводится в игровую задачу – задачу, которая ставится перед детьми и мотивирует их игровую деятельность в НОД.

Игровые действия – это отдельные элементы игровой деятельности. Чем разнообразнее игровые действия, тем увлекательнее для детей игра. Например, в ходе игры дети могут «играть» разные роли, отгадывать загадки, придумывать задания для соперников и т.д. Игровые действия реализуют замысел игры и определяются необходимостью решения дидактической задачи.

Правила дидактической игры обусловлены не только необходимостью управлять игровой деятельностью (как в обычных играх) но и дидактической задачей, а также общими задачами сформирования личности ребенка.

Подведение итогов происходит в конце игры и является её обязательным компонентом. Например, можно подсчитать количество набранных очков, выявить детей, выполнивших лучше всех игровое задание и т.д. При подведении итогов необходимо подчеркнуть достижения каждого ребенка, успехи отстающих детей.

Все структурные компоненты дидактической игры взаимосвязаны, отсутствие или неэффективная реализация любого из них неизбежно окажет негативное влияние на результат всей технологии.

Организация дидактической игры

Дидактическая игра делает учебный процесс интересным, создает веселое, задорное рабочее настроение. Применение игры облегчает учебный процесс, потому что игра привычна детям. Позитивные эмоции, возникающие в ходе игры, упрощают процесс познания, через игру намного легче познаются теоретические знания, усваиваются умения и навыки, опыт их применения в новых для ребёнка ситуациях.

В.А.Сухомлинский отмечал: «Игра – это огромное светлое окно, через которое в душу ребенка вливается живительный поток представлений об окружающей действительности».

Конечно, дидактическая игра – это игра лишь для ребенка. Взрослый с её помощью осуществляет обучение. Иначе говоря, дидактическая игра – это особый способ взаимодействия педагога и воспитанников в познавательном процессе. При этом, хотя педагог и ребёнок участвуют в одной игре, решаемые ими задачи существенно отличаются: сформулировав дидактическую задачу для себя, воспитатель ставит перед детьми игровую задачу.

В современной дидактике разработаны следующие принципы проведения иигры:

– принцип добровольности участия в игре;

– принцип динамичности (игра требует динамики, активных внешне проявленных действий со стороны участников);

– принцип создания игровой атмосферы (хотя игра проходит «понарошку», дети при этом испытывают реальные чувства);

– принцип взаимосвязи игровой и неигровой деятельности;

– принцип постепенного перехода от простых игр к более сложным.

Основные этапы организации дидактической игры.

  1. Выбор игры. Существует большое многообразие детских игр, из которых предпочтительней выбирать те, которые не только обучают, но и воспитывают справедливость, умение помочь товарищу, способствуют развитию личностных качеств, формированию характера. Кроме того, выбор игры зависит от индивидуальных особенностей ребёнка и от коллектива, в котором он находится.
  2. Предложение игры детям. Может быть как неигровым (давайте начнем играть. ) так и игровым (например, получение секретного пакета). Перед началом игры необходимо чётко ставить игровую задачу, объяснить правила и действия. В объяснение игры входят её название, смысл и тема (о чём игра), правила, содержание и т.д.
  3. Оснащение и оборудование места для игры. Место для игры должно быть выбрано по сюжету, содержанию игры, по количеству участвующих, быть безопасным, удобным.
  4. Распределение на команды, группы, распределение ролей. Игровая практика имеет различные демократические приемы разделения на микроколлективы (например: считалки, жеребьевка и т.д.). При распределении игровых ролей можно воспользоваться такими приемами:

– выбор на ключевую роль взрослого (чтобы никому было не обидно);

– поочередное выполнение наиболее интересной, привлекательной для детей роли;

– развитие игровой ситуации, предполагающее смену ролей или их постепенное усложнение.

  1. Игровые действия – это проведение самой игры. Для поддержания постоянного интереса к игровым действиям возможно усложнение правил игры, введение в игру новых лиц, смена обстановки. Педагог, он же организатор, действует в той роли, которую он выбрал.
  2. Завершение игры. Впечатления, полученные от игры, во многом зависят от этого этапа. В конце игры нужно огласить результат, например: поражение, победа, выигрыш, ничья – должна быть выделена логическая черта. Конец игр также требует подведение итогов, поощрения.

Методика проведения дидактической игры включает:

> ознакомление детей с содержанием игры и дидактическим материалом (проводится в форме краткой беседы с показом);

> объяснение хода и правил игры (что они разрешают, запрещают, предписывают);

> показ игровых действий, в процессе которого воспитатель учит детей правильно выполнять действие и поясняет, что в противном случае игра не приведет к желаемому результату;

> определение роли воспитателя в игре: его участие в качестве играющего, болельщика или арбитра;

> подведение итогов игры, обсуждение ее результата.

По способу организации деятельности дидактические игры также можно разделить на игры-путешествия, поручения, предположения, загадки.

Дидактическая игра дает возможность индивидуального и группового участия, коллективность, соревновательность, ясность, очевидность для детей достигнутого результата, поэтому я считаю, что дидактическая игра может проводиться практически на любой стадии изучение материала: при введении новой темы, выработке умений и навыков, закреплении, обобщении и контроле. В процессе игры дети сами учатся мыслить, становятся более самостоятельные, проявляют инициативу.

Список литературы:

  1. А.К. Бондаренко «Дидактические игры в детском «Просвещение» 1985г;
  2. Л.А.Венгер «Дидактические игры и упражнения по воспитанию дошкольников» М: «Просвещение» 1973г.

Структура дидактических игр для дошкольников

Структура дидактической игры

Независимо от вида дидактическая игра имеет определенную структуру, отличающую ее от других видов игр и упражнений.

Игра, используемая для обучения, должна содержать прежде всего обучающую, дидактическую, задачу. Играя, дети решают эту задачу в занимательной форме, которая достигается определенными игровыми действиями. «Игровые действия составляют основу дидактической игры — без них невозможна сама игра. Они являются как бы рисунком сюжета игры».

Обязательным компонентом игры являются и ее правила, благодаря которым педагог в ходе игры управляет поведением детей, воспитательно-образовательным процессом.

Таким образом, обязательными структурными элементами дидактической игры являются: обучающая и воспитывающая задача, игровые действия и правила.

Однако в практике работы детских садов не всегда точно дифференцируются эти понятия: иногда правила выступают одновременно и как действия, что затрудняет правильное использование игры воспитателем. В качестве примера приведем описание игры «Угадай, что мы задумали» в одном из сборников.

«Содержание игры. Дети сидят на стульчиках. Когда ведущий выйдет, они загадывают предмет. Вернувшись, ведущий должен назвать, что загадали дети. Вначале они называют определенные признаки предмета, рассказывают об особенностях, присущих данному предмету.

Дидактическая задача. Развитие связной речи, мышления, внимания, самостоятельности.

Игровое действие. Отгадывание.

Игровые правила. Ведущий выходит за дверь, а в это время дети загадывают предмет. Войдя, он по описанию должен назвать предмет».

Такое описание игры не позволяет четко выделить, где правила, а где действия игры, так как в правилах повторяется содержание, ход игры. Правильнее было бы описать правила игры так: «Загадывать только те предметы, что находятся в комнате, не смотреть в сторону этого предмета. Если ведущий не отгадал, платит фант, который в конце игры отыгрывается». А игровые действия можно назвать такие: «С помощью считалочки выбирается ведущий, который выходит за дверь, чтобы не слышать, какой предмет будет загадан».

Рассмотрим более подробно каждый из компонентов дидактической игры.

Дидактическая задача

Для выбора дидактической игры необходимо знать уровень подготовленности воспитанников, так как в играх они должны оперировать уже имеющимися знаниями и представлениями. Иначе говоря, определяя дидактическую задачу, надо прежде всего иметь в виду, какие знания, представления детей (о природе, об окружающих предметах, о социальных явлениях) должны усваиваться, закрепляться детьми, какие умственные операции в связи с этим должны развиваться, какие качества личности детей можно формировать средствами данной игры (скажем, честность, скромность, наблюдательность, настойчивость в достижении поставленной цели, активность, самостоятельность и др.). Например, в хорошо известной всем воспитателям игре «Магазин игрушек» дидактическую задачу можно сформулировать так: «Закрепить знание детей об игрушках, их свойствах, назначении; развивать связную речь, умение определять существенные признаки предметов; воспитывать наблюдательность, вежливость, активность».

Такая дидактическая задача, поставленная перед детьми в игре, поможет воспитателю организовать игру: подобрать игрушки, разные по назначению, по материалу, внешнему виду; дать образец описания игрушки, вежливого обращения к продавцу и т. д.

В каждой дидактической игре своя обучающая задача, что отличает одну игру от другой. При определении дидактической задачи следует избегать повторений в ее содержании, трафаретных фраз («воспитывать внимание, память, мышление» и др.). Как правило, эти задачи решаются в каждой игре, но в одних играх надо больше внимания уделять, например, развитию памяти, в других — внимания, в третьих — мышления. Воспитатель заранее должен это хорошо знать и соответственно определять дидактическую задачу. Так, игру «Что изменилось?» использовать для упражнений в запоминании, «Магазин игрушек» — для развития мышления и речи, «Отгадай, что задумали» — наблюдательности, внимания.

Игровые правила

Основная цель правил игры — организовать действия, поведение детей. Правила могут запрещать, разрешать, предписывать что-то детям в игре, делать игру занимательной, напряженной. «Чем правила жестче, тем игра становится напряженнее, острее. факт создания мнимой ситуации с точки зрения развития можно рассматривать как путь к развитию отвлеченного мышления, связанное же с этим правило, мне кажется, ведет к развитию действий ребенка, на основе которых вообще становится возможным то разделение игры и труда, с которым мы встречаемся в школьном возрасте как с основным фактом» (Л. С. Выготский).

Соблюдение правил в игре требует от детей определенных усилий воли, умения обращаться со сверстниками, преодолевать отрицательные эмоции, проявляющиеся из-за неудачного результата. Важно, определяя правила игры, ставить детей в такие условия, при которых они получали бы радость от выполнения задания.

Используя дидактическую игру в воспитательно-образовательном процессе, через ее правила и действия у детей формируют корректность, доброжелательность, выдержку.

Игровые действия

Дидактическая игра отличается от игровых упражнений тем, что выполнение в ней игровых правил направляется, контролируется игровыми действиями. Например, в игре «Так бывает или нет?» правилами игры требуется: заметить в стихотворении «Это правда или нет?» Л. Станчева все небылицы:

Теплая весна сейчас, Поздней осенью медведь

Виноград созрел у нас. Любит в речке посидеть.

Конь рогатый на лугу А зимой среди ветвей

Летом прыгает в снегу. «Га-га-га!» — пел соловей.

Быстро дайте мне ответ —

Это правда или нет?

Игра проводится часто так, что дети по очереди, подняв руку, называют все замеченные небылицы. Но чтобы игра была интересней и все дети были активны, воспитатель вводит игровое действие, например: у детей на столах в коробочке лежат фишки. Тот, кто заметил небылицу по ходу чтения стихотворения, кладет перед собой фишку. В этом стихотворении шесть небылиц. Значит, тот, кто был внимательным и заметил их, положит перед собой шесть фишек. Другой игрок заметит одну небылицу и положит только одну фишку. Воспитатель задает вопрос тому, кто отложил одну фишку:

— Какую ты заметил небылицу?

— Конь рогатый — так не бывает.

— Кто заметил эту же небылицу, пусть положит фишку в коробочку. А ты, Лена, какие небылицы заметила? — спрашивает воспитатель у девочки, у которой лежат две фишки.

— Летом снега не бывает и соловей не поет: «Га-га-га!»

— Правильно, Лена. Кто из вас, дети, заметил эти же небылицы, положите свои фишки в коробочку!

Игра заканчивается, когда названа последняя небылица. После этого называют победителя. Он получает приз. Это может быть значок, открытка, флажок. Можно и просто отметить: «Витя победил. Он был очень внимательным и сообразительным. Молодец!»

Развитие игровых действий зависит от выдумки воспитателя. Иногда и дети, готовясь к игре, вносят свои предложения: «Давайте мы спрячем, а кто-нибудь будет искать!», «Давайте я считалочкой выберу водящего!», «Помните, когда мы играли «Горячо — холодно!», как интересно было!».

Так любая игра становится дидактической, если имеются ее основные компоненты: дидактическая задача, правила, игровые действия.

Дидактические игры

Дидакти́ческие и́гры — это вид учебных занятий, организуемых в виде учебных игр, реализующих ряд принципов игрового, активного обучения и отличающихся наличием правил, фиксированной структуры игровой деятельности и системы оценивания, один из методов активного обучения (В. Н. Кругликов, 1988). Дидактическая игра — это такая коллективная, целенаправленная учебная деятельность, когда каждый участник и команда в целом объединены решением главной задачи и ориентируют свое поведение на выигрыш. Дидактическая игра — это активная учебная деятельность по имитационному моделированию изучаемых систем, явлений, процессов.

Содержание

Признаки дидактической игры

Отличительной особенностью дидактических игр является наличие игровой ситуации, которая обычно используется в качестве основы метода. Деятельность участников в игре формализована, то есть имеются правила, жесткая система оценивания, предусмотрен порядок действий или регламент. Следует отметить, что дидактические игры отличаются от деловых игр в первую очередь отсутствием цепочки решений.

Из числа известных типов игр к дидактическим можно отнести: анализ конкретных ситуаций, игровое проектирование, разбор деловой почты руководителя и некоторые другие, например, социо-игровые технологии обучения.

Виды дидактических игр

Анализ конкретных ситуаций

Современные инженерно-технические системы и системы управления отличает высокая сложность, технологичность, многофакторность и возрастающая интенсивность обработки информации. Метод анализа конкретных ситуаций (АКС) наиболее эффективен для подготовки специалиста к работе в подобных условиях.

В основе метода лежит коллективное решение обучающимися проблемной задачи. Задача может быть технической, социальной, управленческой. Она может требовать нахождения конкретного решения или определения совокупности действий, которые приведут к выходу из критической ситуации. Такие задачи, в отличие от традиционных учебных задач, будучи построены на реальном материале, могут не иметь однозначного решения, и могут содержать избыточную информацию или ее недостаток, то есть носят проблемный характер. В большинстве вузов страны проблемные, творческие задачи используются не только в составе методов активного обучения, но и как самостоятельное средство активизации мыслительной деятельности студентов или как основной элемент реализуемого проблемного подхода к обучению. На их основе составляются сборники задач, разрабатываются элементы программированного обучения и контроля усвоения учебного материала, формируются тестовые программы для ЭВМ.

Специалисты выделяют около 35 модификаций метода (И. Г. Абрамова, 1988). Наиболее часто выделяют три вида АКС по типу рассматриваемой ситуации.

Ситуация-иллюстрация. На конкретном примере из практики демонстрируются закономерности и механизмы тех или иных социальных процессов и поступков, управленческих действий или технических решений, методов работы, поведения, фактов и условий. Наиболее эффектным и продуктивным способом представления ситуации при этом является ее «проигрыш» силами обучающихся.

Ситуация-оценка. Предусматривает всестороннюю оценку предлагаемой ситуации обучающимися. Для выработки оценки они могут использовать справочную литературу, конспекты, другие предусмотренные преподавателем источники.

Ситуация-упражнение. В данном случае обучающиеся должны изучить ситуацию по специальным источникам, литературе, справочникам и задавая вопросы преподавателю. После чего они вырабатывают порядок действий.

Выделяют следующие признаки метода (В. Я. Платов, 1987):

  1. Наличие модели социально-экономической системы, рассматриваемой в некоторый дискретный момент времени.
  2. Коллективная выработка решения.
  3. Много альтернативность решения.
  4. Единая цель при выработке решения. В отсутствие ролей или различных ролевых функций, перед обучающимися ставится единая цель — найти решение проблемы, предлагается единая для всех задача.
  5. Наличие системы группового оценивания деятельности обучающихся. Метод предполагает коллективную деятельность обучающихся в процессе занятия. Оценивание их деятельности может осуществляться либо выборочно индивидуально, как поощрение наиболее активных, нашедших наиболее правильное решение, либо по группам, в случае формирования команд.
  6. Наличие управляемого эмоционального напряжения. Любая активизация обучения предусматривает наличие эмоционального напряжения, которое должно контролироваться преподавателем.

Подбор ситуаций для использования в этом методе отличается от традиционного, так как они должны отвечать ряду требований:

  • В основе лежит конкретная реальная профессиональная ситуация;
  • Описание содержит информацию не соответствующую поставленной задаче. Часть ее является избыточной для решения задачи, а существенно важной может не хватать. Выявление и затребование недостающих данных, игнорирование лишних входит в процесс выработки решения.
  • Ситуация имеет достаточно много вариантов решения, отличающихся степенью достижения поставленной цели или отдельных ее элементов.
  • Отсутствие четко сформулированного вопроса. Задача обучающихся может на первом этапе включать поиск и формулирование проблемы, постановку задачи. Иногда это является целью всего занятия.
  • Дополнительным источником много альтернативности решений является различный уровень компетентности обучающихся, различие их приоритетов, мировоззрений в сочетании с многогранностью предлагаемой модели.

Метод имеет множество вариантов реализации, но по основным признакам он относится к категории дидактической игры. Он может выступать так же частью деловой или дидактической игры, являясь одним из элементов или этапов.

Игровое проектирование

В соответствии с названием под игровым проектированием понимают конструирование, проектирование, разработку технологии производства работ или деятельности, проводимое в игровой форме. Выделяют следующие характерные признаки метода (И. Г. Абрамова, 1988):

  • Наличие сложной инженерной или социальной задачи;
  • Групповая работа;
  • Имитация заседания научно-технического совета, на котором авторы проекта публично его защищают. Процесс игрового проектирования и особенно итоговое обсуждение часто проводят с функционально-ролевых позиций. Это позволяет формировать у слушателей более полное представление об изучаемом процессе и конструируемом объекте.

Социоигровые технологии обучения

Сфера применения: урочное обучение в начальной, средней и старшей общеобразовательной школе; коллективные формы дополнительного образования, групповые формы дошкольного обучения и воспитания, интерактивные технологии аудиторного обучения в ВУЗе. Встречается разное терминологическое написание (помимо написания чарез дефис допустимо и слитное написание – социоигровые приёмы – и через косую – соци/игровые технологии). Разнообразие социо-игровых технологий в своей основе опирается:

  • на игровые методики театральной педагогики русского психологического театра (которые с конца XIX века разрабатывались К.С.Станиславским и с 30-х годов ХХ века активно пропагандировались в Америке одним из его лучших учеников – М.Чеховым);
  • на психологические идеи герменевтики (разработанные в XIX-XX веке учениками и последователями А.А.Потебни [1835-1891], а в последней трети XX века Е.Е.Шулешкой [1938-2006])

С 70 годов социо-игровые технологии активно разрабытываются А. П. Ершовой и В. М. Букатовым (1980; 1998; 2000; 2008). Основные организационно-методические параметры (ориентиры):

  1. Двигательная активность самих обучающихся;
  2. Разнообразие (обязательная смена) во время урока: осуществляемых ролей (и учениками и учителем), темпо/ритма деятельности, рабочих мизансцен;
  3. Работа “малыми группами”.

Комплексная ориентация на эти три параметра позволяет обеспечить у обучаемых ситуационную реализацию

  • их мотивационной свободы (добровольности);
  • их информационной инициативности (коммуникативности);
  • их деловой компетентности (самостоятельности).

Сопряжение этих качеств в ходе учебно-познавательной деятельности ведёт к тренировке-укреплению-расширению креативного потенциала личности. В социо-игровой педагогике большое внимание уделяется особенностям поведения учителя и развитию его педагогического мастерства: см. “Режиссура урока” (А.Ершова, В.Букатов; 4 изд: М.2010). И ситуационному конструированию игровых приёмов: “Драмогерменевтика” (В.Букатов, 1994; см. www.openlesson.ru)

Разбор почты руководителя

Метод Разбор почты руководителя (документации, корреспонденции) имеет явно выраженную управленческую направленность. Реализация метода предусматривает моделирование деятельности организации, которое представляется в виде комплекта документов, подготовленных руководителю организации для разбора. Это могут быть письма от сторонних организаций, служебные записки от руководителей смежных организаций и подчиненных, исходящие письма, подготовленные на подпись и отправку, докладные, а также документы частного характера и «случайные», не относящиеся к компетенции данного руководителя. Метод используется в виде дидактической игры. Участники должны изучить документы, принять по ним необходимые решения, поставить резолюции. Кроме того, они должны составить определенное мнение о ситуации на предприятии. Итоговая часть игры проводится в виде дискуссии с разбором действий игроков и их представления о ситуации на предприятии.

Одним из вариантов метода является так называемая мусорная корзина. При реализации этого метода участникам игры предлагается к рассмотрению набор отдельных строк из документов, частично имитирующих результат работы бумагорезательной машины по уничтожению документов.

Ссылка на основную публикацию