Игры на развитие памяти у младших школьников/ дошкольников

Игры на развитие памяти
методическая разработка на тему

Развивающие игры, направленные на активизацию мыслительных процессов, на раскрытие возможностей памяти у детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
igry_na_razvitie_pamyati.doc87 КБ

Предварительный просмотр:

Знание учениками особенностей своей памяти поможет им не только преодолеть недостатки, но и найти индивидуальный стиль запоминания.

Задача учителя – помочь ученику в этом поиске и стимулировать развитие его памяти.

Развитие памяти через установку на запоминание.

Игра «запомни команды».

Ц е л ь: научиться запоминать команды с одного раза ( с постепенным увеличением количества команд от 3 до 7).

1). Взрослый даёт ребёнку задание запомнить несколько команд и называть их. Например: «Полей цветы, положи на место ножницы, найди мяч».

2). Ребёнок повторяет команды вслух и выполняет их по порядку.

3). Родители оценивают выполненное задание: за каждую запомненную и выполненную команду учреждается то или иное количество очков.

4). Игра продолжается. В новом задании количество команд увеличивается.

Развитие избирательности запоминания.

П р и м е ч а н и е. Каждый раз ребёнок получает не более одного из перечисленных ниже заданий.

  1. Запомни на сегодняшний день.
  • что нового узнал в школе? (В кружке? Из книги? От товарищей?)
  • что было хорошего? (плохого?)
  • кого из знакомых встретил?
  • Какие полезные действия (дела) совершил?
  1. Запомни в телепередаче, или в фильме, или в мультфильме:
  • последовательность событий.
  • Имена героев.
  • Смешные эпизоды.
  • Непонятные моменты.
  1. Запомни во время прогулки в парке:
  • какие растения видел?
  • Какими видами спорта занимались люди?
  1. Запомни при посещении магазина:
  • названия отделов.
  • Какие виды хлебных изделий были в булочной?
  1. Запомни за каникулы:
  • чему новому ты научился?
  • Какие явления природы наблюдал?
  • Географию своих поездок.
  • Какие достопримечательности видел?
  1. Игра «Запомни только названия цветов» (или животных, или игрушек, или средств передвижения и т.п.)

У каждого игрока – лист бумаги и ручка. Ведущий сообщает, названия каких предметов должны стать объектами для запоминания, и произносит ряд слов. Например: телевизор, автобус, хлеб, мак, самолёт и т.д. Участники игры должны прослушать слова от начала до конца, запомнить только те из них, которые установлены по условию игры, затем записать их в любом порядке.

За каждое запомненное слово засчитывается одно очко. Слов предназначенных для запоминания, может быть 6-10.

Развитие объема запоминаемого материала.

Играющие садятся, образуя круг. Один из играющих называет какое-либо животное, допустим лису. Следующий повторяет слово лиса и добавляет название другого животного: медведь. Третий говорит: лиса, медведь – и добавляет слово тигр. Каждый играющий игрок, перечислив всех названных ранее животных, говорит ещё одно слово. Если кто-нибудь не сумеет повторить названия всех животных или перепутает их порядок (за этим следит руководитель), он выбывает из игры. Список зверей всё растёт, запомнить его всё труднее. Побеждает тот, у кого лучше память.

При повторении игры можно подбирать слова на другие темы.

Игра проводится во время прогулки. Ребёнку предлагается за 5-10 минут запомнить в деталях всё, что он видит перед собой. Например, если это дом, то сколько в нём этажей, окон, дверей, балконов, есть ли антенна и т.д. если в поле зрения находится уголок парка, то какие там деревья, какова их высота, толщина стволов и т.д.

По истечении времени участника игры поворачивают в противоположную сторону и просят перечислить запомненное. Руководитель может задавать вопросы. Например: «Какого цвета скамейка для отдыха?»

За каждый правильный ответ засчитывается одно очко.

Играют несколько человек. Один из играющих – водящий. Он обращается к кому-либо с предложением: «Скажи шестое» – и быстро называет подряд пять растений (или зверей, птиц, рыб, насекомых и т.д.). Тот, к кому водящий обращался, должен немедленно назвать шестое слово на ту же тему. Повторять сказанное водящим нельзя.

Если ответ последует вовремя, то отвечавший водит, если нет, водящий остается прежний.

Направлена на развитие вербальной памяти детей младшего школьного возраста.

Инструкция ребёнку: запиши как можно больше слов относящихся к теме: 1) школа, 2) математика, 3) познание мира, 4) музыка, 5) книга, 6) искусство, 7) осень, 8) зима, 9) весна, 10) лето, 11) этика и другие.

На каждую тему даётся пять минут. Эту игру можно проводить в несколько приёмов, предлагая для работы школьникам по два – три слова.

Инструкция: вам будет прочтён рассказ, прослушайте его внимательно, затем, в течение трёх минут запишите основное содержание.

У одной хозяйки мыши съели в погребе сало, тогда она заперла в погреб кошку. А кошка съела и сало и мясо и ещё выпила молоко.

Галка услышала о том, что голубей хорошо кормят. Выкрасилась в белый цвет и полетела в голубятню. Голуби её приняли как свою, накормили. Но галка не удержалась и закаркала по-галочьи. Тогда голуби её прогнали. Она вернулась было к галкам, но те тоже её прогнали.

Хотела галка пить. На дворе стоя кувшин с водой, а в кувшине была вода только на дне. Галка не могла её достать. Она стала кидать в кувшин камушки и столько набросала, что вода поднялась выше и её стало можно пить.

Муравей и голубка.

Муравей захотел напиться и спустился вниз к ручью. Волна захлестнула его и он начал тонуть. Пролетавшая мимо голубка заметила это и бросила в ручей ветку. Муравей взобрался на эту ветку и спасся. На следующий день муравей увидел, что охотник хочет поймать голубку в сеть. Он подполз к охотнику и укусил его в ногу. Охотник вскрикнул от боли и выронил сеть. Голубка вспорхнула и улетела.

Упражнения для развития логической или смысловой памяти.

Учащимся читается три слова, объединённых по смыслу, при этом обращается внимание на логическую связь, существующую между словами. Например: лес – медведь – берлога. Учитель читает вслух шесть строк по три слова в каждой. Затем предлагает школьнику карточку, на которой написаны лишь первые слова из каждой строки, ребёнок должен дописать второе и третье слово каждой строки.

А) весна – солнце – ручей

Река – рыболов – уха

Праздник – песни – веселье

Мост – река – вода

Пчела – улей – мёд

Дуб – жёлудь – свинья.

Б) ученик – школа – стадион

Доклад – обсуждение – решение

Чтение – глаза книга

Сад – земля – растение

Игра – правила – игроки

Песня – музыка – слова

В) спорт – стадион – состязание

Лес – дерево – кустарник

Город – улица – здание

Война – сражение – солдаты

Больница – врач – больной

Озеро- берег – вода.

Игра «Кто больше запомнит»

Участники игры сидят в кругу. Первый участник называет любое слово. Например, цветок. Следующий участник игры повторяет названное слово и произносит любое своё. Например, лес. Третий участник игры повторяет уже два слова и произносит своё. И так далее. Победитель тот, кто воспроизведёт большее количество слов.

Игра «Запоминаем рисуя»

Ведущий заранее готовит список из 20 слов. Каждый из участников игры готовит ручку и листок бумаги. Ведущий последовательно называет слова, после каждого слова считает до трёх. За это время участники игры должны успеть каким угодно рисунком зарисовать для запоминания названное слово. Пусть рисунок будет не совсем понятен для других, лишь бы играющий мог потом по порядку назвать слова. Кто запомнил больше всех слов, тот и выиграл.

Ведущий предлагает всем учащимся по очереди назвать пять предметов одного цвета. Тот, кто за одну минуту не сможет припомнить пять предметов названного цвета, выбывает из игры. Повторять уже названные предметы не разрешается.

Игра «Форма предметов»

Ведущий предлагает всем учащимся по очереди назвать пять предметов одинаковой формы. Тот из участников игры. Кто за одну минуту не сможет припомнить пять предметов. Обладающих названным признаком, выбывает из игры. Повторять названные предметы не разрешается.

Участники разбиваются на 2 команды. Каждая команда выбирает по водящему. Игра заключается в том, что на глазах у водящего члены его команды кладут на стол по одному предмету. Водящий смотрит и старается запомнить, кто какой предмет положил и в какой последовательности были разложены предметы. Ответы оцениваются водящим. В роли водящих должен выступить каждый.

Участники разбиваются на 2 команды. Один из участников будет изображать свой собственный портрет. Все участники игры рассматривают этот портрет, стараются запомнить все детали. Затем ведущий просит всех игроков отвернуться и вносит как можно больше изменений в этот портрет. Затем из каждой команды к портрету должны подходить игроки по одному, чтобы исправить изменения. Какая команда поправит больше изменений, та и выиграет.

«Пересказ по кругу»

Ведущий читает текст .Участники игры внимательно слушают. Пересказ начинают с любого из игроков. Далее- по часовой стрелке. Каждый говорит по одному предложению, затем все вместе еще раз слушают текст и дополняют пересказ, исправляют сделанные ошибки.

Участники игры делятся на две команды. Ведущий читает текст. Все участники игры внимательно слушают, затем каждый на листке бумаги записывает то, что запомнил. Члены каждой команды обмениваются информацией, восстанавливают текст по памяти. Затем все участники обсуждают воспроизведенные тексты, сравнивают результаты.

« Учим текст наизусть»

Участники игры разбиваются на 2 команды. Каждому участнику игры раздается распечатанный текст. Предлагается всем прочесть его, чтобы потом рассказать наизусть. На работу с текстом дается 1 минута. Каждой команде нужно выделить желание посоревноваться. Сначала выходит игрок первой команды, начинает рассказывать текст наизусть до первой ошибки. Команда ведущего: стоп. Затем начинает рассказывать текст игрок второй команды, опять таки до первой ошибки и т. д. Таким образом определяется игрок, который расскажет больше других или воспроизведет весь текст. Он и будет победителем.

Текст и имя существительное

Ведущий читает текст, объясняет что надо, как можно лучше запомнить его. Пересказ будет происходить коллективно. Чтобы лучше запомнить, каждый из участников должен мысленно разделить текст на много маленьких частей, и вместо большого и подробного рассказа должен назвать имя существительное, которое в полной мере соответствует этому маленькому кусочку. Причём каждый последующий участник игры повторяет существительное, названное другим игроком и добавляет своё. Эта игра не только развивает память, но и учит школьников выделять главное в тексте, учебном материале, т.е. организовывать мышление и запоминание.

Основная цель игры вспомнить как можно больше песен. Первый участник поёт куплет любой песни, второй должен вспомнить и спеть куплет второй песни, но в котором обязательно должно быть хотя бы одно слово из предыдущей песни. Третий припоминает и поёт куплет из другой песни, который содержит хотя бы одно слово из предыдущей и т.д. Тот кто в течении одной минуты не может подобрать песню выбывает из игры.

Игроки разбиваются на две команды. Ведущий просит участников игры выбрать по представителю от обеих команд и жюри. Представители команд танцуют в течение 15 секунд. Члены каждой команды наблюдают за ними. По сигналу ведущего представители каждой команды должны повторить движения танцора противника как можно точнее. Жюри оценивает двигательную память, определяет команду победителя, а затем игрока, обладающего лучшей двигательной памятью.

Советы по тренировке памяти

1. Усталость и утомление – враги памяти. Хочешь хорошо запомнить заданный на дом материал, отдохни после уроков, лучше на свежем воздухе.

2. Для лучшего запоминания нужны положительные эмоции, нужно хорошее настроение. При подготовке домашних заданий постарайся не думать о плохом. Если ты раздражен, взволнован, то сначала успокойся.

3. Постарайся избавиться от лени. Лень злейший враг памяти. Для лучшего запоминания нужна готовность к восприятию, интерес.

Занимательные задания, игры.

Тема: Имя существительное.

  1. Подберите как можно больше имён существительных из двух букв. ( Ус, ад, ил, уж, ёж, ас …)
  2. Подберите как можно больше имён существительных из трёх букв. (Кит, кот, год, рот, кол, вол, ёрш …)
  3. Игра для развития объема запоминаемого материала: ” Добавь и запомни”.

Первый ученик называет любое имя существительное, допустим машина . следующий повторяет: машина и добавляет второе имя существительное, например велосипед. Третий ученик запоминает два предыдущих слова, присоединяет своё и произносит: машина, велосипед, компьютер.

Игра продолжается до тех пор, пока кто-то не сделает ошибку.

Победителем считается тот, кто запомнит большее количество слов.

  1. Игра на скорость воспроизведения: ” 12 ответов на одну букву” (например, на букву к).

Играют в паре или одновременно весь класс отвечает письменно. На запись каждого ответа отводится полминуты.

1) Мужское имя. Константин

2) Женское имя. Клавдия

3) Название рыбы Карась

4) Название домашнего животного. Корова

5) Название дикого животного. Кабан

6) Фамилия писателя. Куприн

7) Отчество человека. Кузьмич

8) Название деревни. Киселёвка

9) Название цветка. Колокольчик

10) Кличка собаки. Каштанка

11) Название города. Киев

12) Название учебной вещи. Карандаш

  1. Запишите имена существительные, которые связаны с этим предметом (вывешивается иллюстрация любого предмета: комнаты, медведя, машины и т.д.).

У с л о в и я: а). Записать имена существительные в системе;

б). Разрешается пользоваться орфографическим словарём.

Выигрывает тот, кто за определённый промежуток времени запишет больше имён существительных. (Например, с комнатой связаны следующие имена существительные: телевизор, диван, картина и т.д.)

Систему для записи можно выбрать любую. К примеру, сначала перечислить основные предметы, которые составляют комнату: стены, потолок, пол, дверь, окно и т.д. Затем перейти к подробному перечислению предметов, относящихся к стене, полу и т.д.: стена – кирпич, цемент, обои, клей, плинтус, прямоугольник и т.п.; пол – паркет, лак, ковер и т.д. Далее можно описать обстановку комнаты, начиная с крупных предметов и кончая мелкими: шкаф, кровать, кресло, стол и т.д.

Тема. Имя прилагательное.

  1. Подберите как можно больше дополнительных признаков.

О б р а з е ц. Хороший рассказ (поучительный, весёлый, интересный, содержательный).

Хороший человек (добрый, чуткий, надёжный, порядочный, отзывчивый, верный, обязательный, честный, правдивый).

Хороший коллектив (дружный, заботливый, внимательный).

Хороший день (солнечный, погожий, славный, чудесный, трудовой, замечательный, памятный).

Хороший сын (внимательный, заботливый, послушный, трудолюбивый, воспитанный, любящий).

Хороший пёс (верный, умный, послушный, спокойный, дружелюбный, чистоплотный).

  1. Подберите достаточное количество признаков, по которым можно было бы безошибочно угадать предмет.

Например: мышка маленькая, серая, пугливая.;

О т в е т ы: волк серый, зубастый, голодный;

медведь бурый, косолапый, неуклюжий;

ученик старательный, вежливый, послушный.

  1. Вместо точек вставьте в загадку подходящие признаки:

Игры для развития памяти школьников

Как чудесно, что человек может помнить то, что было с ним много лет назад, да и еще в таких подробностях. Что же это? Наша память. Память дана человеку с самого рождения. Главное, постоянно ее развивать.

Данные игры предлагаются для детей школьного возраста. С помощью них можно развить слуховую, зрительную и другие виды памяти. Играйте с удовольствием!

Скороговорки различной длины (слуховая память)

  1. Купила бабуся бусы Марусе.
  2. Муха-горюха села на ухо.
  3. У ежа – ежата, у ужа – ужата.
  4. От топота копыт пыль по полю летит.
  5. Хитрую сороку поймать морока, а на сорок сорок – сорок морок.
  6. На дворе трава, на траве дрова. Не руби дрова на траве двора.
  7. Бублик, баранку, батон и буханку
    Пекарь из теста испек спозаранку.
  8. Слишком много ножек у сороконожек.

«На ком оборвется?» (слуховая память)

Число игроков должно быть парным. Все садятся в круг и рассчитываются на первый-второй. Первые — одна команда, вторые — другая. Начинает любой играющий: он говорит какое-нибудь слово, сидящий рядом с ним повторяет его и называет другое слово, не связанное по смыслу с первым; третий повторяет первые два слова и говорит свое (например: крыша, булка, Иван и т.д.). Так говорят по кругу все подряд, пока кто-либо не забудет последовательности слов, и тогда его команда проигрывает.
Игра начинается снова, и первым говорит тот, кто сидит рядом с проигравшим.

«Увидел, услышал — запомни!» (слуховая и зрительная память)


Память на числа очень часто нужна на практике.
Игроки садятся вокруг стола. Кто-то записывает для себя пять однозначных чисел, затем один раз четко их произносит. После этого каждый должен написать их на своей бумажке в том же порядке. Продиктовавший числа, проверяет их у всех.
Затем его сосед, написав 5 других однозначных чисел, показывает их играющим в течение 5-7 секунд.
Когда его бумажка уже спрятана, каждый пишет эти числа у себя, и вновь происходит проверка.
Затем один за другим играющие последовательно пишут 6, 7 однозначных, 3,4,5 двузначных, 2,3,4 трехзначных числа, все время чередуя тренировку зрительной и слуховой памяти.
Игра проводится в течение 7-10 минут.

«Цвет и форма» (зрительная память)

У каждого играющего несколько листков бумаги и цветные карандаши. Кто-то, отойдя в сторону, быстро чертит на листке две незамысловатые линии разного цвета и в течение 5-10 секунд показывает остальным играющим свой рисунок.
Все должны как можно точнее его скопировать. Трое, сделавших это лучше других, поощряются.
Теперь другой игрок за несколько секунд делает свой рисунок, другие копируют его по памяти.
Игра продолжается до тех пор, пока то же самое не сделают 5-8 человек, причем рисунок должен с каждым разом становиться чуть сложнее и, если нужно, на его рассматривание и копирование дается больше времени.

«Движение по памяти» (зрительная память)


Двое играющих чертят сами для себя на полу или на земле одну зигзагообразную линию.
Один чертит два метра, другой продолжает эту линию тоже на два метра.
Они могут несколько минут изучать ее, чтобы хорошо запомнить, и после этого пройти по ней из конца в конец спиной вперед. Один движется по линии, а другой громко считает, сколько раз тот с нее сошел, затем они меняются ролями.

«Запомни фигуры»

Для этой игры лучше всего иметь обычную школьную доску, но можно использовать и любой фанерный щит. Главное, чтобы на нем было удобно рисовать мелом (белым или цветным).

Ведущий рисует одну за другой (стирая поочередно) 6 простых геометрических фигур. Каждая из них демонстрируется секунд семь, затем стирается, и на ее месте рисуется новая.

Условия игры: просмотрев все 6 фигур, ребята должны в течение 5 минут на своем листке бумаги восстановить по памяти увиденное.

Игру можно усложнить, разделив всех играющих на две команды и устроив соревнование, какая из них быстрее и точнее выполнит задание.

(Как вариант — все фигуры могут быть нарисованы заранее на отдельных листах и показываться ребятам по очереди. Основное условие игры — все фигуры должны быть просты для запоминания и их количество не должно превышать 16. )
Какие это могут быть фигуры? Равносторонний треугольник, квадрат, окружность, вписанная в квадрат, окружность, описанная вокруг равностороннего треугольника; квадрат с крестиком внутри; квадрат с одной диагональю; окружность с воткнутым в нее крестом; маленький круг внутри большого; крест и т.п.

«Где стереть?» (зрительная память)

На листке бумаги каждый ребенок должен нарисовать «рожицу». Затем, зажмурившись или закрыв глаза повязкой, стереть в той последовательности и только те, которые попросит ведущий, например: сначала левый глаз, затем подбородок, волосы…

«Скопируй позы»

Двое ребят становятся лицом друг к другу. Один принимает на 5 секунд какую-либо позу, затем возвращается в исходное положение, после этого другой должен точно ее повторить, далее они меняются ролями. Затем выходят две пары и тоже становятся лицом друг к другу. Оба игрока одной пары принимают на 2-3 секунды каждый свою позу, любой участник другой пары по знаку ведущего должен показать их одну за другой. И вновь пары меняются ролями.

Победителем считается тот или те, кто точнее воспроизвел позы.

После этого трое выходят против троих, четверо против четверых, пятеро против пятерых и т.д. , и игра продолжается по тем же правилам.

«Восстанови память» (зрительная память)

Для игры нужно заранее приготовить один большой лист разлинованной в клетку бумаги и маленькие листы по количеству участников с таким же количеством клеток, как и большой. (Можно нарезать их из тетради в клетку.)
На большом листе зачеркнуто несколько клеток в разных местах. Смысл игры заключается в том, что играющие в течение минуты должны запомнить, какие именно клетки зачеркнуты на большом листе, и после того, как большой лист убирается, зачеркнуть на своих листочках те же самые клетки.

Выигрывают те ребята, которые выполнили это задание правильно.

Игру при желании можно усложнить, зачеркивая клетки на большом листе разными цветами. В этом случае участники игры должны не только запомнить, какие клетки зачеркнуты, но еще и то, какого они цвета.

«Вспомни, не глядя» (зрительная память)

Каждый ли из нас хорошо представляет себе то, что у него почти всегда перед глазами в комнате, где он живет, в классе, где учится?

Внезапно, никого не предупредив, проведите соревнование, кто точнее скажет, сколько картин на стене, какие занавески на окне, какой рисунок на обоях, кто выше — Коля или Витя и т.п.

«Рисование со слов» (слуховая и зрительная память)


Для проведения игры необходимо, чтобы один из играющих схематично изобразил на бумаге что-то не очень сложное, например, дом, из трубы которого идет дым, а в небе летают птицы.

Ведущий показывает картинку одному из играющих и затем прячет ее. Тот, кто ее увидел, шепотом рассказывает второму, что на ней изображено. Второй шепотом пересказывает услышанное третьему и т. д. Последним узнает содержание картины тот, кто будет ее изображать.

То, что им нарисовано, сравнивается с самой картиной, затем оценивается качество устного рассказа о ней, в котором участвовали все играющие.

«Рука все помнит» (сенсорная память)

Ведущий раскладывает на столе 6-10 различных предметов, которые необходимо запомнить за 20-30 секунд. Он завязывает глаза одному из играющих, называет два предмета и предлагает ему поменять их местами, запомнив новое место их расположения. При этом надо безошибочно положить руки на те предметы, которые называет ведущий. При первой же ошибке водящий лишается права продолжать игру. Если же он справился с заданием правильно, ему предлагают поменять местами следующие два предмета и т.д. Победит тот, кто сумеет переложить большее количество предметов и т. д.

Игровые упражнения на развитие памяти у младших школьников

У младших школьников в их возрасте наблюдается активный рост произвольности психических процессов, что очень важно. Навык выбирать ориентир и прилагать силы для достижения целей в период получения новой информации дают отличную возможность ребенку успешно обучаться в школе. Именно по этой причине хорошая произвольная память так важна для детей.

Многие взрослые уверены, что их дети имеют отличную память, так как без проблем способны запомнить ту или иную информацию. Тем не менее, каково же бывает их удивление, когда малыш, став школьником, теряет эту способность. На самом деле в этом нет ничего удивительного, просто родитель должен своевременно побеспокоиться о том, чтобы развить у чада произвольную память, которая представляет собой ведущий психический процесс в младшей школе.

В данной статье мы подробно расскажем о том, какие существуют упражнения на развитие памяти у младших школьников, и как их правильно делать.

Особенности

Существует несколько факторов, оказывающих влияние на развитие памяти, и в основном они зависят от самого человека. Однако если говорить о детях младшего школьного возраста, результат во многом зависит именно от родителей.

Так, первым фактором является желание, то есть у чада должна возникнуть тяга к познанию нового. Второй – осознание: для запоминания той или иной информации, ребенок должен понимать, зачем ему это нужно. Третий – яркие впечатления в детском возрасте выступают как бы подталкивающей силой к запоминанию чего-то нового. Четвертый – внимание: если этого фактора не будет, процесс запоминания превратиться в сложную задачу.

Развитие памяти и внимания у школьников в любом случае должно происходить на постоянной основе, иначе желаемого эффекта не будет. Исследования ученых и психологов в данной области позволили сделать вывод о том, что причина плохого запоминания состоит в отсутствии подобной задачи.

Что должны знать родители

При правильном подборе методики развития памяти и внимания у младших школьников в итоге можно получить отличный результат, даже обучаясь дома. Помимо этого, взрослые должны понимать, что на их плечи ложится колоссальная ответственность, так как именно от них зависит успех ребенка. Основная цель родителей – сделать обучение интересным. Педагоги и психологи рекомендуют обратить особое внимание именно на психологические особенности детей, которые являются основными факторами при формировании произвольной памяти, о которых было уже указано ранее: интерес, мотив, внимание, яркие впечатления.

Лучше всего преподносить информацию в комфортном виде:

  • Начинать от простых заданий, заканчивая более сложными.
  • Процесс обучения не должен утомлять.
  • Выделять время на подготовку к занятиям.
  • Завести дневник, куда будут вписываться достижения ребенка.
  • Поощрять ребенка за хорошую работу.

Обучение приемам запоминания в упражнениях

Младшие школьники способны сами применять особые методы запоминания, которые носят название «мнемотехника».

Если дитя научится использовать мнемические методы, у него разовьется произвольное запоминание, что даст возможность просто и быстро усваивать необходимый материал.

Многие родители интересуются, какими приемами следует пользоваться для обучения детей запоминанию. Так, существуют специальные упражнения для развития зрительной памяти у младших школьников, которые в основном проходят в игровой увлекательной форме. Ниже предлагаем вашему вниманию несколько заданий, которые помогут легко и просто развить у вашего ребенка память.

Упражнения на визуализацию

Упражнение 1 «Вспомни и нарисуй»

Задание способствует развитию визуализации.

Родитель должен неторопливо диктовать ребенку разные слова, при этом предлагая изобразить на бумаге образ, который возникает при их представлении. После этого, ориентируясь на собственные рисунки, он должен воспроизвести продиктованные слова. Для поддержания интереса у малыша, следует менять слова.

Упражнение 2 «Рисуем спичками»

Это упражнение представляет собой более сложный вариант вышеуказанного. Так, вместо рисунков, ученик должен создать образ из спичек. Старший должен произносить слова с интервалом в 1 мин., а ребенок за это время воспроизводит образ. Данное занятие развивает не только визуализацию, но и мелкую моторику рук.

Упражнение 3 «Изобрази, что запомнил»

Предлагаемое упражнение позволяет развить у ребенка осознанное воспроизведение объектов и формирует концентрацию внимания.

Малышу, в течение 30 сек. предлагают рассмотреть изображения того или иного знакомого для него предмета, после чего они закрываются. Школьник должен изобразить на бумаге те предметы, которые он смог запомнить. В итоге, рисунки сравниваются. Со временем, количество демонстрируемых изображений должно постепенно увеличиваться. Возможно, сначала ребенку будет довольно тяжело отразить на бумаге все, что ему показали, однако со временем, он будет совершенствовать свой навык.

Упражнение 4 «Представь предмет»

Это упражнение направлено на развитие слуховой и зрительной памяти у младших школьников, кроме того, благодаря нему у ребенка активизируется и словарный запас.

Родитель говорит малышу слова и просит его представить объекты, которые они обозначают. После этого дитя должно рассказать о том предмете, который ему запомнился. Чтобы развить зрительную память, необходимо использовать рисунки таких объектов.

Упражнение 5 «Запомни и отыщи»

Это упражнение позволит «включить» осознанное воспроизведение. Ребенку предлагают запомнить определенное количество картинок, на которых изображены те или иные объекты. После этого, картинки убирают, и ученик должен найти объекты на других сюжетных картинках.

Упражнения на ассоциации

Методика упражнений для развития памяти у детей в виде заданий на ассоциации уже продолжительное время считается классическим приемом, широко используемым психологами.

Такие упражнения позволяют формировать навык произвольной памяти. Данное умение будет кстати школьнику во время запоминания информацию в учебном заведении, особенно в тех ситуациях, когда некоторые понятия не связаны логически, например, во время математики, в частности таблицы умножения.

Упражнение 1 «Какая картинка поможет тебе?»

Родитель предлагает малышу ознакомиться с картинками (до 20 штук). Постепенно озвучивая слова, которые необходимо запомнить, взрослый предлагает ребенку выбрать картинку, которая бы позволила последнему запомнить это слово. После того, как все слова будут перечислены, малыш по памяти, а также с помощью имеющихся у него картинок, должен воспроизвести все слова, которые он слышал и запомнил. Это задание не требует спешки, необходимо дать чаду возможность сформировать ассоциативную цепочку между словами и картинками. Вначале родители могут помогать школьнику выбрать соответствующее изображение. Несмотря на то, что с первого взгляда это упражнение не из легких, оно как нельзя лучше тренирует память у детей.

Упражнение 2 «Придумай историю»

Это упражнение довольно непростое, оно нацелено на развитие произвольности памяти и подходит для учеников вторых или третьих классов.

Родитель озвучивает малышу определенное количество слов, которые необходимо объединить в единую группу, основываясь на одном из их общих признаков. После этого ребенок должен сочинить ситуацию, где все услышанные слова могли бы собраться в один сюжет.

Начинать работать над этим упражнением лучше всего с тех слов, которые между собой имеют логическую связь, постепенно усложняя задачу. Подобные занятия помогут не только развить память, но и подтянуть ассоциативное мышление с воображением. Так, со временем, школьник сможет объединять даже те слова, которые как внешне, так и логически не связаны.

Родители не должны каким-либо образом ограничивать воображение школьника, в то время как он сочиняет свой рассказ. Пусть малыш самостоятельно отыскивает ассоциации даже в том случае, если вначале они не совсем складные.

Упражнения на запоминание

Если брать во внимание учеников младших классов, можно определить группы детей, которые по-своему запоминают тот или иной учебный материал. Так, одни дети могут сразу воссоздать услышанное, другие – без проблем легко запоминают информацию, однако очень стремительно ее забывают, а третьи, наоборот, довольно долго запоминают и быстро забывают учебный материал.

Именно по этой причине, некоторым родителям приходится приложить массу усилий, чтобы их дети были готовы к тому, что придется запоминать сложный материал. В связи с этим, предлагаем вам ознакомиться с некоторыми приемами, которые как раз, и направлены на то, чтобы школьник смог научиться осмысливать то, что запоминает.

Упражнение 1 «Представляем стихотворение»

Данное упражнение позволяет научить ребенка мыслить образами. В основном, подобный метод очень кстати приходится во время запоминания стихотворений. Родитель учит школьника, зачитывая текст, представлять мысленно картинку – это и является основой запоминания. Чтобы было более понятно, предлагаем ознакомиться с алгоритмом проведения данного упражнения:

  • Зачитывается первая строка стихотворения.
  • Представляется то, что зачитано.
  • Подобная работа проделывается с подобранными четверостишиями.
  • Вымышленные образы вспоминаются, и ученик старается связать их со строками стихотворения.
  • Стихотворение читается еще раз, опираясь на образы.

Упражнение 2 «Собираем текст»

Для ребят постарше или для тех, кто уже довольно продвинулся в своей учебе, можно попробовать задания, которые касаются запоминания текстов. Так, психологами и педагогами в этой области уже разработана специальная и при этом довольная оригинальная методика. В частности, если в общих чертах, поделенный текст на части необходимо склеить.

Для этого взрослый подготавливает текст на отдельном листе бумаги, который необходимо прочесть школьнику, после чего содержание обговаривается. Далее прочитанный текст делится на части. К слову, в процесс разрезания можно вовлечь и ребенка. После этого школьник должен собрать все части текста в его первозданном виде.

Как правило, такое занятие весьма увлекательно для детей, так как в него входит не только мыслительный процесс, но и возможность что-то сделать самостоятельно своими руками. Тем не менее, взрослый должен в обязательном порядке должным образом подготовиться к занятию, распечатав текст, чтобы малыш не принялся разрезать книгу или учебник.

Упражнение 3 «Парочки»

Ученику диктуются парные слова, которые потом необходимо воспроизвести после прослушивания в таком же порядке, причем, только по первому слову. Освоив подобное упражнение, впоследствии, школьник сможет самостоятельно придумывать к словам «пару». Подобное обучение лучше всего практиковать в семейном кругу, когда участие будут принимать все домочадцы.

Упражнение 4 «Цепочка слов»

Родитель диктует ребенку 10 слов, которые последний должен запомнить. После этого, малыш в таком же порядке их воспроизводит. Лучше всего, за каждый правильный ответ стараться поощрять ученика.

Упражнение 5 «Кроссворды, головоломки»

Массу таких упражнений можно отыскать в разнообразных печатных изданиях. Они позволят не только заставить малыша думать логически, но и будут способствовать развитию у ребенка умения запоминать определенные термины.

Упражнение 6 «Считалки, скороговорки, потешки»

Присказки и потешки также способствуют активному развитию процесса запоминания информации у ребенка, так как чаще всего содержат не связанные между собой вещи, которые необходимо запомнить.

Развитие памяти у детей

Развитие памяти у детей

Для развития детской памяти есть ряд интересных и занимательных игр, пособий, техник. Известно, как дети хорошо вовлекаются в учебный и познавательный процесс в игре. Ниже, подборка игр, надеюсь вам понравится.

Что изменилось. Положить перед ребенком 5-6 игрушек и попросить его запомнить игрушки и их расположение, затем пусть он отвернется или закроет глаза. Переставить или убрать 1-2 игрушки, ребенок должен отгадать. Затем поменяться местами. Со временем можно увеличить количество игрушек.Прочитать предложение, ребенок должен пересказать. Прочитать второе предложение и так же пересказать.

«Снежный ком» . -Я собираюсь варить суп и в кастрюлю налью воду. — Я налью воду и положу мясо. — Я налью воду, положу мясо и картошку. И т. д. Я поеду отдыхать и в чемодан положу халат. — Я в чемодан положу халат и тапочки. — Я в чемодан положу халат, тапочки и купальник. И т. д. У меня есть машина (кукла). У меня есть новая машина. У меня есть новая красивая машина. И т. д.

«Пексессо» . Разложить парные карточки картинками вниз. Открывать по очереди по две карточки. Если они будут одинаковые, то берете их себе, если разные — кладете обратно. Карточки могут быть разного цвета, геометрические фигуры, буквы, цифры, изображения животных, абстрактные изображения, предметы…

Визуализация. Придя с прогулки пусть ребенок ответит на вопросы: какого цвета была проехавшая мимо машина, вывеска на магазине новая или старая и т.д. Находясь в одной комнате вспомнить обстановку другой комнаты, какие там стены, пол, мебель и т.д. Специально разложить игрушки, позвать ребенка и не говорить ему, чтобы он посмотрел на игрушки, а сделать так, чтобы это произошло непроизвольно. Затем уйти в другую комнату и только тогда спросить про игрушки, что там было, где они были, какого цвета…

«Ящик» . В нее могут играть малыши от 2 до 6 лет. Ящик составляется из небольших коробочек, которые ставятся попарно, и склеиваются между собой. Их количество постепенно увеличивается (к старшему дошкольному возрасту до 12 штук). В одну из них на глазах у ребенка прячут предмет, после чего ящик на некоторое время закрывается экраном. Затем ему предлагают найти предмет.

Зрительную память детей 3-6 лет хорошо развивает игра (похожая на «Ящик») под названием:

«Найди сам» . Для нее необходимо склеить 4 и 3 коробка из-под спичек , поставив их друг на друга так, чтобы получились 2 башенки. На первом этапе l игры в один из коробков кладут, например, пуговицу и коробок закрывают. Ребенку предлагают показать, куда положили пуговицу, в какую из башенок и в какое отделение. На втором, более сложном этапе, в разные отделения одной из башенок прячут уже 2 предмета. На третьем этапе предметы убирают в разные башенки, и ребенку нужно вспомнить, где что лежит. Открывать отделения башенки кроха может сразу после того, как предмет был спрятан (это развитие кратковременной зрительной памяти) или, к примеру, через полчаса, а для старшего дошкольного возраста — на следующий день (развитие долговременной зрительной памяти) .

«Узнай предмет» .Ребенку старшего дошкольного возраста завязывают глаза, и по очереди кладут в его вытянутую руку различные предметы. При этом их названия вслух не произносятся, малыш сам должен догадаться о том, что это за вещь. После того, как ряд предметов (3-10) будет обследован, ему предлагают назвать все эти вещи, причем, в той последовательности, в которой они вкладывались в руку. Сложность задания заключается в том, что малышу требуется выполнять 2 мыслительные операции — узнавание и запоминание.Взять до 10 предметов, игрушек. Желательно, чтобы были похожие игрушки. Рассмотреть, подержать. Затем ребенок закрывает глаза и ему в руки кладется один из предметов. Он должен его обследовать и после этого предмет возвращается к остальным. Открыв глаза ребенок должен найти предмет.

«Чудесный мешочек». В полотняный мешочек кладут предметы, обладающие разными свойствами: клубок ниток, игрушку, пуговицу, шарик, кубик, спичечный коробок. И малыш на ощупь должен определять один за другим предметы в мешочке. Желательно, чтобы он вслух описывал их свойства. Маленькие дети могут сами складывать предметы в мешочек для лучшего запоминания. Детям постарше дают уже наполненные мешочки.

«Делай, как я» . На первом этапе взрослый становится за спиной ребенка и проделывает несколько манипуляций с его телом — поднимает его руки, разводит их в стороны, поднимает ногу и так далее, а потом просит малыша повторить эти движения.На втором, более сложном этапе, взрослый сам делает несколько движений, а ребенок повторяет их, потом малыш совершает свои движения, а взрослый повторяет за ним.

«Чудесные слова» . Необходимо подобрать 20 слов, связанных между собой по смыслу: должно получиться 10 пар, например: еда-ложка, окно-дверь, лицо-нос, яблоко-банан, кошка-собака. Эти слова читаются ребенку 3 раза, причем, пары интонационно выделяются. Через некоторое время малышу повторяют только первые слова пар, а вторые он должен вспомнить. Это тренировка кратковременной слуховой памяти. Для развития долговременного запоминания нужно попросить дошколенка вспомнить вторые слова пар не сразу, а спустя полчаса.

«Магазин» (для малышей, начиная с 3-х лет) нравится всем детям. Она также хорошо развивает память, если создает мотив, побуждающий запомнить и припомнить. Например, ребенок, выступающий в роли покупателя, должен пойти в «магазин» и «купить»… (называется 3-7 слов). Чем больше слов малыш воспроизводит правильно, тем большего поощрения он достоин.

«Нарисуй фигуру» . Ребенку показывают 4-6 геометрических фигур, а потом просят его нарисовать на бумаге те, что он запомнил. Более сложный вариант — попросить юного художника воспроизвести фигуры, учитывая их размер и цвет.

«Кто знает больше» также предназначена для старшего дошкольного возраста. Ребенку предлагают за одну минуту назвать 5 предметов заданной формы или цвета. Например, — 5 круглых предметов, или 5 красных предметов. Выбывает из игры тот, кто не успел назвать предметы за отведенное время. Повторы не считаются!

«Жук» Поле, как для шахмат, но вначале можно сделать 10 клеток на 8. Одна игрушка ставится в любое место. Вначале дается команда, только потом можно ходить, к примеру: 3 шага влево, 2 вниз. В дальнейшем можно брать 2, 3 игрушки. Для них дается команда и только потом можно передвигать игрушки. Можно разделить, к примеру: зайчик ребенку, а динозавр – маме. Команды отдаем по очереди.

Коробочки. Для этой игры нужно несколько разных коробочек, не менее 6 штук. Подберите штук 10 разных мелких игрушек. В дальнейшем можно использовать буквы, цифры, картинки. На глазах ребенка положите в несколько коробок игрушки, перемешайте коробки, надо отгадать, где что лежит. В дальнейшем можно положить игрушки во все коробки. Можно давать ребенку коробки в руки, чтобы он мог потрясти, наклонять их.

Ассоциативная память.

Надо взять несколько пар картинок, чем-то связанных между собой. Например: цветная карточка и картинка такого же цвета, число и картинка с таким же количеством предметов, любые пары картинок, связанные между собой – школа и учитель, спортсмен и коньки… Вначале надо взять 5 пар и правильно положить, затем ребенок отворачивается или закрывает глаза, перемешиваем второй ряд, ребенку надо восстановить пары.

Увлекательные игры на развитие памяти у дошкольников

Дошкольный возраст – важный период в жизни ребенка, так как в это время идет активное развитие интеллекта, психических процессов, качеств личности. Поэтому родителям нужно быть чрезвычайно внимательными к дошколятам, чтобы не пропустить существенных развивающих моментов. Особое значение в этом возрасте приобретает формирование памяти, таких ее процессов, как запоминание, сохранение и воспроизведение информации, что необходимо для дальнейшего успешного обучения в школе. Как должны действовать родители, чтобы не упустить ничего важного в развитии дошколенка, и понимать, как развить память у ребенка?

Правила развития памяти у дошкольников

Для достижения лучшего эффекта при развитии памяти у детей дошкольного возраста родителям нужно придерживаться некоторых психолого-педагогических правил. Что должны учитывать родители при домашних занятиях?

  • Дошколята запоминают те объекты, в которых присутствует привлекательность и новизна.
  • Процесс памяти у дошкольника носит избирательный характер, зависит от его интересов и увлечений.
  • Запоминается то, что многократно повторяется.
  • Легко и быстро запоминаются объекты, воздействующие на эмоциональную сферу детей.
  • Для того чтобы помочь ребенку активно развивать память, необходимо подобрать наиболее эффективные приемы. Специалисты считают, что самый лучший способ тренировки памяти ‒ детские игры, которые занимают значительное место в жизни дошколят. Родителям они помогут не только увлечь дошколенка интересным досугом, но и решить развивающие задачи. Правильно подобрав сюжеты, играть с ребенком можно везде и в любое время. В методике представлено много видов игр, которые могут оказать большую помощь родителям.

Детские игры в формировании памяти

Подвижные игры для развития дошколят

Дети в дошкольном возрасте много двигаются, поэтому актуальны будут подвижные игры или игровые упражнения с предметами: мячом, кеглями, обручами. Главное, чтобы игры соответствовали возрасту ребенка и отбирались родителями в соответствии с правилами.

«Зеркало»

Актуальная игра с малышами, когда нужно развивать запоминание, сохранение, двигательную память.

Взрослый говорит малышу: «Поиграем в зеркало. Запомни, какие движения я тебе покажу, и повтори их». Ребенок выполняет движения, на первых порах простые, затем, по мере усвоения правил, все более сложные.

Для старших ребятишек подобная забава может превратиться в насыщенную игру «Запрещенные движения», когда, наоборот, показанные движения повторять нельзя.

Старинная игра с мячом «Я знаю…»

Эту игру можно предложить деткам всех возрастов. Забава направлена на развитие слуховой памяти, мыслительной деятельности и координации движений. Ребенок ударяет мячом о землю и в такт ударам произносит слова: «Я знаю три имени девочек (мальчиков)». Повторять имена нельзя.

Как вариант игры, можно использовать названия городов, овощей, фруктов, цветов и т. д. Для старших деток увеличивается количество предметов до 5.

«Море волнуется»

Классическое игровое упражнение для развития процессов запоминания и воспроизведения. Лучше проводить с группкой детей разных возрастов: на отдыхе, в семейном кругу, во время детского праздника.

Игроки составляют разные фигуры. Водящий закрывает глаза и произносит: «Море волнуется ‒ раз, море волнуется – два, море волнуется – три, морская фигура на месте замри». Дети выполняют различные движения: бегают, прыгают, приседают. По окончании слов все останавливаются в определенной позе. Водящий открывает глаза и внимательно рассматривает «застывшие фигуры». Он должен вспомнить, как были расположены игроки и исправить их позы.

«Восстанови фигуру»

Игра с кеглями по типу городков помогает развивать зрительную память, процессы запоминания и воспроизведения.

Взрослый вместе с ребенком строит фигуру из кеглей и предлагает запомнить ее. Потом мячиком фигура сбивается, ребенок должен ее восстановить. Забава интересно проходит на природе, в семейном кругу, во время праздников на воздухе.

Сюжетные игры для развития процессов памяти

Сюжетная игра – любимый вид досуга для дошколят всех возрастов. Такие игры связаны с жизненными ситуациями, поэтому вызывают у ребятишек неподдельный интерес. Родители с успехом могут использовать сюжетные действия в домашних условиях. Играя с малышами, можно взять на себя одну из главных ролей сюжета. Со старшими детьми участие взрослого может быть эпизодическим. Начинать игры с малышами надо с простых ситуаций, используя знакомые бытовые предметы, посуду, крупы.

«Магазин»

Сюжет развивает все процессы: запоминание, сохранение, воспроизведение, помогает сформировать слуховую память. Играть могут дети всех возрастов.

С малышами родитель берет на себя роль продавца, предлагает запомнить, что нужно купить в магазине, например, для пирожков. Старшие дети могут сами выполнять главную роль, предлагая остальным сделать разные покупки. В игре можно учить детишек специальным приемам запоминания (мнемотехнике). Например, предложить дошколенку подготовить записку с условными обозначениями покупок.

«Больница»

Еще одна сюжетная игра, в которую любят играть дошколята. Она помогает развивать все процессы памяти, слуховой, зрительный ее вид. Взрослый предлагает ребенку взять на себя роль «доктора», вспомнить, как его лечат во время болезни, затем вылечить «больного» мишку. Предварительно нужно обсудить с малышом последовательность всех действий: сначала уложить «больного» в постель, прослушать фонендоскопом, измерить температуру, положить под язык таблетку, приготовить микстуру и т. д.

«Праздник»

Игра интересна для всех ребятишек, однако старшие дошкольники могут самостоятельно подготовить ее. С малышами взрослый должен быть чрезвычайно активен, так как все действия требуют специальной подготовки: атрибутов, рисования пригласительных билетов, устройства игрового пространства. Сюжет может быть разнообразным: новогодний праздник, день рождения куклы, праздничное чаепитие и т. д. Готовятся игрушки-гости, обсуждаются действия игроков, распределяются роли. Игра будет проходить веселее, если в ней примут участие ребятишки разных возрастов.

«Зоопарк»

Увлекательная игра для детей разных возрастов, помогает развивать процессы внимания и памяти: сохранение, воспроизведение, бороться с забыванием.

Дошколенку нужно вспомнить, какие животные обитают в зоопарке. К игре можно подготовить картинки с изображением зверей или фигурки животных. Взрослый и ребенок гуляют по зоопарку, рассматривают его обитателей, вспоминая среду их обитания, внешний вид, повадки. Через некоторое время дошкольнику предлагается рассмотреть картинки с разными животными и вспомнить, какие из них были в зоопарке, каких еще предстоит туда подселить. Эта игра длительна по времени, потому что сюжет постоянно обновляется. Хорошо подойдут для развития сюжета загадки про животных. Они не только обогащают речь дошколенка, но и помогают формировать процессы запоминания, воспроизведения, учат мнемическим приемам (ассоциации, сравнения, группировка). Например, «Вместо носа – хобот, вместо ног – столбы, и стоят, как горы, серые …», «У нас в зоопарке гуляет, длинной шеей удивляет. Сам высокий, будто шкаф, жёлтый, в пятнышках …».

В сюжетах подобных игр можно также использовать народные потешки, песенки, стишки, которые помогают совершенствовать память дошкольников, формируют навыки запоминания. Например, “готовим обед”:

Тушки-татушки,
Испекли ватрушки!
На окно поставили,
Остывать оставили.
А пшеничный пирожок —
Он на опарышке взмешён
Так высоконько-высок!

Или “собираемся в гости”:

Зайка серый наряжается,
Видно в гости собирается.
Вымыл носик, вымыл лобик,
Вымыл ухо, вытер сухо.
Надел бантик, стал он франтик.

Дидактические игры для развития памяти

Существуют специальные (дидактические) игры, направленные на совершенствование всех видов памяти. В основном, они носят обучающий характер, требуют специальной подготовки и необходимого игрового материала. Несмотря на достаточно объемные временные затраты, дидактические игры дают хорошие результаты, потому что являются и упражнениями для развития памяти, и играми для развития всех психических процессов в комплексе.

«Чудесный мешочек»

Классическую игру в различных вариантах можно проводить уже с трехлетними детьми, у которых есть представления об окружающем мире. Родитель предлагает ребенку найти на ощупь предмет и рассказать о нем по памяти, не вынимая из мешочка, например, круглый гладкий шарик, мягкая пушистая игрушка, деревянный кубик и прочее. Старшим дошколятам можно предлагать новые и сложные предметы, отличные друг от друга формой, качеством, размером: гладкий и шероховатый , холодный и теплый, шар и куб, металлический и деревянный, маленькая и большая игрушка.

«Угадай, что изменилось?»

Игра стала классикой в педагогической практике и актуальна для младших дошколят, которые только начинают узнавать о приемах запоминания. Родитель предлагает малышу запомнить и посчитать порядковым счетом (первый, второй, третий, . ) игрушки, которые находится перед ним. Затем ребенок закрывает глаза или выходит из комнаты, а взрослый меняет предметы местами или прячет какую-либо игрушку. Малышам нравится отгадывать, что изменилось, чего не стало, на каком месте стала находиться та или иная игрушка.

Игра развивает зрительную память, учит приемам запоминания (многократное повторение, группировка слов, обобщение). Взрослый и ребенок играют вместе, побеждает тот, кто быстрее закроет свое игровое поле. Сюжетом могут стать объекты разной классификации: овощи, фрукты, животные, мебель, одежда, явления природы.

«Разрезные картинки» или пазлы

Такого рода игры доступны детям всех возрастов, помогают развивать все психические процессы в комплексе: нужно быть внимательным, помнить, какая часть картинки собрана, соотносить образец и собранную часть картинки.

Творческие игры для старших дошколят

Начиная со старшего дошкольного возраста, детям можно предлагать словесные обучающие игры. Они помогают не только развивать слуховую память, но и закрепляют навыки использования мнемических приемов (ассоциации, группировка, обобщение).

«Волшебные слова»

Вариант 1 – игра в ассоциации. Ведущий загадывает слово, разбивая его на слоги и составляя из каждой части новое слово. Игроки должны отгадать загаданное понятие при помощи слов-ассоциаций. Например, загадывается слово “самолет”: са (санки)- мо (молоко)- лет (летать), предлагаются ассоциации:

Санки – все любят на них прокатиться с горки.
Молоко – корова дает детям полезную жидкость.
Летать – бабочки, птицы, жуки делают это.

В конечном итоге из слогов собирается задуманное слово. Выигравший получает фант.

Вариант 2 – слова, которые предлагаются малышу, запоминаются при помощи слов-обобщений. Можно предложить ребенку назвать лишний предмет, назвать предметы одним словом. Например, «клен, береза, липа, тополь, ель, осина (все лиственные деревья, а ель – хвойное)», «красный, белый, оранжевый, синий, розовый – цвета».

Вариант 3 – слова – «троечки», запоминание слов при помощи группировки по какому-либо признаку. Например, корова – молоко – творог, бумага – карандаш – рисунок, цветок – ваза – мама, лето – солнце – вода. Ведущий предлагает запомнить тройки слов, соединяя их сюжетом, и по первому слову припомнить остальные. Для развития навыка запоминания игра начинается с двух «троечек», потом их число постепенно увеличивается. Выигрывает и получает приз тот игрок, который лучше всего группирует и запоминает слова. Если дошкольнику трудно сконцентрироваться на обучающем материале, на первых порах можно предложить опору на картинки.

«Скороговорки, чистоговорки, прибаутки, потешки»

Эффективно помогает совершенствовать память дошколят заучивание чистоговорок, скороговорок, веселых стихов. Для того чтобы поддержать у детей интерес к такому действию, можно предложить им обыграть словесный материал при помощи пальчикового, теневого, кукольного театров. Сюжеты для театрализованных игр всегда можно найти в жанрах устного народного творчества. При помощи таких интересных действий родители развивают словарный запас дошколят, совершенствуют память и ее процессы: запоминание, сохранение, воспроизведение.

Раным-рано поутру
пастушок туру-ру-ру
А коровки в лад ему
Затянули му-му-му!
Ты, буренушка, ступай,
В чисто поле погуляй,
А вернешься вечерком –
Нас напоишь молочком. (При обыгрывании можно использовать мелкие игрушки или пальчиковый театр. Дошкольникам нравится выступать на семейных праздниках, во время вечернего досуга).

На златом крыльце сидели:
Царь, царевич, король, королевич,
Сапожник, портной –
Кто ты будешь такой?
Говори поскорей,
Не задерживай
Добрых и честных людей! (Для творческого действия взрослый вместе с ребенком подготавливает из бумаги пальчиковые шапочки героев считалки).

Говорил попугай попугаю:
“Я тебя, попугай, попугаю!”
Отвечает ему попугай:
“Попугай, попугай, попугай!” (Можно предложить малышу поиграть с мягкими игрушками, дополняя слова действиями).

У меня живет козленок,
Я сама его пасу.
Я козленка в сад зеленый
Рано утром отнесу.
Он заблудится в саду –
Я в траве его найду. (А. Барто) (Подобным образом используется мягкая игрушка).

Уснули телята, уснули цыплята,
Не слышно веселых скворчат из гнезда.
Один только мальчик – по имени Ванька,
По прозвищу Встанька – не спит никогда.
У Ваньки, у Встаньки – несчастные няньки:
Начнут они Ваньку укладывать спать,
А Ванька не хочет – приляжет и вскочит,
Уляжется снова и встанет опять.
Укроют его одеялом на вате –
Во сне одеяло отбросит он прочь,
И снова, как прежде, стоит на кровати,
Стоит на кровати ребенок всю ночь.
Лечил его доктор из детской больницы.
Больному сказал он такие слова:
– Тебе, дорогой, потому не лежится,
Что слишком легка у тебя голова! ( С. Маршак) (Веселое стихотворение можно театрализовать во время сюжетной игры “Больница”).

Развиваем память у младших школьников: простые и полезные упражнения и игры

Современное образование значительно отличается от образования, которое получили многие родители будущих и нынешних первоклассников. Мы все удивляемся, как ребенок в 1-ом классе изучает то, что раньше мы делали только в 3-5 классе. Поэтому перед поступлением в школу, родители должны заранее заняться подготовкой ребенка и развитием его внимания, концентрации и памяти, чтобы он успевал за школьной программой и справлялся с домашним заданием.

Предлагаем вам несколько упражнений, которые помогут детям от 4-х до 8 лет развить память.

Упражнения для развития памяти у детей младшей школы:

Для развития зрительной памяти

    “Цветной ряд” – разложите 5-7 разноцветных кубиков перед ребенком. Засеките 30 сек и закройте ряд. Попросите ребенка расставить другие кубики (или нарисовать) по цвету в точно такой же последовательности. Проделывайте так несколько раз с разными комбинациями, пока ребенок не будет каждый раз выставлять правильно. Потом можно увеличивать количество кубиков и сокращать время для запоминания.

Для развития слуховой памяти

  • “Чемодан” – несколько детей садятся в круг. Ведущий начинает: «Я отправляюсь в кругосветное плавание и положу в чемодан…карту». Первый ребенок продолжает: «Я отправляюсь в кругосветное плавание и положу в чемодан карту и…компас!». Второй: «Я отправляюсь в кругосветное плавание и положу в чемодан карту, компас и…рубашку!» И так далее. Играют до тех пор, пока кто-нибудь не выбьется из списка. Провинившемуся назначают штрафное задание. Например, пропрыгать на одной ноге до двери и обратно.
  • “Пары слов” – Заранее приготовьте список, который содержит 10 пар слов. В каждой паре слова между собой имеют общую связь по смыслу. Допустим, «чашка – блюдце», «ночь – фонарь» и т.д. Зачитываем школьнику пары слов, чтобы запомнил, а затем называем в каждой паре первое слово, ученик называет второе.

Как лучше устраивать такие игры ребенку?

  • Если ребенок не справился с заданием, не объявляйте его проигравшим. В этих играх нет проигравших. Лучше примените приемы мотивации продолжать занятия.
  • Не занимайтесь выполнением одного упражнения больше 5 минут, это вызовет потерю интереса, и как следствие, нежелание работать дальше.
  • Если ребенок справился с заданием, похвалите его и можно вручить небольшие призы и поощрения.

И еще несколько простых советов от нас для развития памяти ребенка. Это уже не игры, а не навязчивые действия:

  1. По дороге из школы расспрашивайте ребенка о том, как прошёл его день. С кем он сегодня играл или ссорился, во что была одета учительница, кого сегодня ругали (за что?) и кого хвалили (опять же — за что?) и т.д.
  2. Вместо того, чтобы сажать ребёнка перед телевизором (компьютером), предложите ему заняться лепкой, аппликацией, вышивкой, легким конструированием. Всё это развивает мелкую моторику, которая «тянет» за собой весь интеллект. Ведь вокруг зоны головного мозга, отвечающей за движение кистей рук, расположены речевой центр, а также зоны внимания, мышления, концентрации и, конечно, памяти.
  3. Ни дня без спорта. Адекватная физическая нагрузка способствует лучшему кислородоснабжению мозга. Поэтому на прогулке организуйте своему ребёнку и его друзьям подвижные игры.
  4. Полноценный сон. Ночной сон дошкольника должен длиться минимум 9 часов.
  5. «Правильная» еда. Крепкой памяти способствует регулярное употребление в пищу каш, орехов, рыбы жирных сортов, бобовых, разных овощей и фруктов.

Как видите, упражнения для развития детской памяти выполнять совсем не сложно.
Родителям важно уделять этому внимание и время. Так вы поможете ребенку без проблем запоминать информацию.

Ссылка на основную публикацию