Эйдетическая память Как развить зрительную память

Как развить фотографическую память: приемы и упражнения

1. Описание феномена 2. Исследование феномена 3. Упражнения 4. Возможности эйдетизма

Каждый день человек сталкивается с множеством образов, информацией, эмоциями и впечатлениями. О том, чтобы это оставалось без напряжения в памяти мечтают многие. Память – это кладезь и богатство, и ее значение в нашей жизни невозможно переоценить.

Многие считают, что способность запоминать без лишних усилий – врожденный дар, ген, который мы имеем как данность. Однако, это не совсем так.

Описание феномена

В психологии есть понятие, как фотографическая память (или эйдетическая память) – что означает способность человека запоминать информацию посредством визуальных образов, не осмысливая ее.

Информация остается в сознании как «картинка», при возникновении ассоциаций или осознанном желании вспомнить, она оживает.

В чем разница между обычной и фотографической памятью?

  • Обычная память действует по принципу «наполнения» свободных ресурсов, поэтому события нашей жизни мы помним с каждым годом хуже, т.к со временем сознание наполняется новыми впечатлениями и старые вытесняются. Также, специфика обычной памяти в том, что она фиксирует значимые события, или эмоционально окрашенные.
  • Эйдетическая память – фиксирует образ и, соответственно, он не смешивается с новыми событиями. Образ не зависит от настроения или ассоциаций-когда вы пытаетесь что-то вспомнить, вы видите перед собой образ целиком и можете воспроизвести в памяти даже мелочи.

Исследование феномена

Первым в психологии о понятии «эйдетизм» рассказал ученый из Сербии В. Урбанчич, а в 20-х г. прошлого столетия Э.Йеншем проведены первые экспериментальные исследования. Им была разработана классификация по степени выраженности феномена. Затем, эйдетика изучалась российскими и зарубежными психологами – М. П. Кононовой, м, С. Л. Рубинштейном, В. А. Артёмовым, А.Р. Лурией. В частности, А. Р. Лурия и совместно работающие с ним ученые, доказал, что образы из памяти могут быть сильнее реальных образов восприятия, а иногда даже влиять на физиологию человека и менять его состояние.

Упражнения

В психологии считается, что фотопамять характерна для детей до 16 лет. Затем эта способность утрачивается, но ее можно улучшить и сохранить на долгие годы, но для этого придется потрудиться.

Как развить фотографическую память? Специалисты советуют уделять этому в день не менее 15 минут минимум на протяжении месяца. Спустя месяц тренировка внимания может осуществляться реже, но окончательно бросать занятия не стоит.

Принцип эффективности упражнений для развития эйдетической памяти – систематичность. Один пропущенный день может стоить вам долгих тренировок.

  1. Упражнение «непрерывное наблюдение». Этот метод заключается в непрерывном сосредоточении внимания на предмете в течение 5 минут. Вы можете моргать, но нельзя отводить взгляд. Рассмотрите детали в мельчайших подробностях, стремитесь удерживать внимание на нужном объекте. Такое упражнение доступно онлайн.
  2. Упражнение «ритмичное наблюдение». Посмотрите внимательно на предмет или текст в течение нескольких секунд, сохраняя ровное дыхание. Закройте глаза, сделайте глубокий выдох и отдалите образ предмета из сознания. Затем сделайте вдох и снова внимательно изучайте предмет. Повторить это упражнение 50 раз. В сети есть похожие упражнения онлайн.
  3. Упражнение «мысленное видение». Посмотрите внимательно на предмет (текст) в течение нескольких минут, стремясь запомнить каждую мелкую деталь. Закройте глаза и пробуйте воспроизвести картинку перед собой с мельчайшими подробностями. Поначалу образ будет мутный, и части предмета утеряны, но со временем восприятие станет четче и более приближенным к реальности. Когда вы научитесь запоминать предметы – пробуйте проделывать тоже с картинами и текстами, каждый раз усложняя задачу. Этот метод еще называют-метод Айвазовского. Данная эйдотехника в том числе и тренировка внимания.
  4. Упражнение «видеоскоп». Сосредоточенно посмотрите на предмет или текст в течение минуты. Затем переведите взгляд на другой предмет и так же изучите его. Закройте глаза и в воображении соедините эти два предмета. Эффективность упражнения повышается при повторении 5-7 раз с разными предметами, формируется так называемая видеопамять.

  1. Упражнение «Таблица Шульте». Суть этого упражнения – быстро и последовательно находить числа в таблице, где они изначально расположены хаотичным образом. Этот метод-тренировка внимания, наблюдательности, задействована зрительная память, так как происходит запоминание не только места нужной ячейки, но и других ячеек. Такое упражнение еще и интересное-можно играть наперегонки и помимо сосредоточения внимания формируется скорость реакции.
  2. Упражнение «Игра в спички». Бросьте хаотично на стол несколько спичек, затем посмотрите внимательно на них и запомните в мельчайших подробностях как они расположены. Затем отвернитесь и с помощью других спичек и в другом месте воспроизведите их положение.
  3. Упражнение «мгновение, остановись». Этот метод можно делать в любое время – на учебе, работе или прогулке. Выберете предмет, посмотрите на него внимательно и, закрыв глаза, нарисуйте его в своем воображении.
  4. Упражнение «пустое сознание». Нарисуйте точку, расположите перед собой. Смотрите на нее до тех пор, пока не начнут возникать мысли. Когда вы почувствовали их приближение–закройте глаза и сконцентрируйтесь на предмете, стараясь его представить наиболее полно, не допуская себе возникновения мыслей. Идея этого упражнения в том, что наличие мыслей (или «шумов», как их называют психологи), приводит к ухудшению качества запоминания и яркость изображения стирается.

Если позволяет время, лучше сделать в один промежуток времени поэтапно несколько упражнений из этого списка, но, если нет возможности, даже малая тренировка со временем даст результат, поэтому можете каждый день делать простейший метод под номером семь.

Возможности эйдетизма

Фотографическая память дает множество возможностей для человека – стоит вспомнить людей, обладавших этим талантом:

  • Максим Горький – обладал навыком скорочтения и запоминал прочитанные книги на долгие годы;
  • Алексей Толстой – прежде чем написал свои книги, «видел» их содержание и текст образно;
  • Лев Вершинин – со студенческих лет знал наизусть текст Советской Исторической Энциклопедии;
  • Рональд Рейган – с одного взгляда мог запомнить целиком какой-либо текст.

Развитая эйдетическая память открывает перед человеком новые возможности – успехи в учебе, профессии, хобби напрямую зависят от того, насколько быстро и качественно вы запоминаете новую информацию.

Однако, в своем стремлении развить фотографическую память и стать эффективнее, умнее и лучше не забывайте, что важно не навредить себе. Чрезмерное увлечение эйдетизмом в конечном итоге может грозить «затмеванием» внутренними образами реальности.

Эйдетическая память: что это такое и как развивать?

включайся в дискуссию

Поделись с друзьями

Людям с хорошей памятью живется намного проще. Им легко выполнять различные задания и учиться в школе. Например, достаточно пару раз прочитать стихотворение и оно надежно остается в памяти. На уроке достаточно только открыть нужную страницу и просто пересказать текст. Эйдетическая память нужна тем людям, которые по роду своей службы должны запоминать большой объем информации.

Такой профессионал точно не останется без работы. Поэтому можно сделать вывод, что отличная память – это огромное преимущество.

Что это такое?

Люди, имеющие память, связанную с запоминанием образов, считаются талантливыми. Однако некоторые специалисты полагают, что такой талант скорее отклонение, чем преимущество. Чтобы разобраться в данном вопросе, узнаем, что обозначает слово эйдетический. Этот термин появился в нашем языке от греческого слова, означающего «внешность» или «образ». Поэтому-то и память, которая способна воспроизводить в зрительном плане объекты, называется эйдетической.

Если быть точным, то данная память позволяет человеку запоминать и удерживать в сознании определенные образы. Это могут быть картинки, цифры или слова. Когда человеку приходят на ум подобные образы, то он видит их так, как будто его вернули в прошлое и открыли перед ним красочную страницу. Эйдетик с легкостью может описать все увиденное до мельчайших деталей или переписать текст, не пропустив ни одного слова.

И это еще не все. Во время воспоминаний срабатывают сенсорные модальности. Они подключают к картинке тактильные, обонятельные, двигательные или вкусовые воспоминания. Данные вещи индивид хранит в своем сознании долго (может пройти несколько лет) и воссоздает при необходимости. И переживания все еще будут довольно яркими и подробными.

Описываемая память характеризуется детализацией зрительных образов. Чтобы это понять, необходимо привести пример. Многие смотрели фильм «Аватар». Однако мало кто помнит, во что был одет главный герой, когда он сошел с межгалактического корабля. Трудно вспомнить также и различные мелочи, которые присутствовали в кадре. А человек, наделенный фотографической памятью, без труда вспомнит все подробности. Даже опишет цвета и издаваемые звуки.

Прочитав некоторую информацию, вы уже захотели стать эйдетиком? Тогда начинайте тренировать свою память, так как времени на это понадобится очень много. Возможно, вам придется потратить на это целую жизнь.

Хотя встречаются и такие люди, которые получили этот дар при рождении. Их с легкостью можно отнести к категории прирожденных гениев. Вот в чем разница между трудолюбивым человеком и тем, кто с самого начала был наделен способностями.

В психологии принято опираться на характеристики. Поэтому рассмотрим их более подробно, а заодно узнаем, на что опирается фотографическая память, и как она работает.

  • Сначала включается визуализация. Как бы невзначай появляются образы, а уже за ними тянутся вторичные составляющие. Как это работает? Человек с фотографической памятью воспринимает картинку, а потом в его воображении отпечатываются все остальные подробности, которые идут следом. Например, если человек увидел аварию, то сначала он запомнил картинку в целом, а потом в памяти отпечатались номера машин, цвета, звуки и т. д.
  • Потом идет детализация образов. Человек вспоминает такие подробности, которые обыкновенный обыватель обязательно упустит из вида. Например, он может вспомнить и описать одежду пострадавших и даже цвет и форму пуговиц, которые были пришиты на пиджак пострадавшего. Создается такое впечатление, что эйдетик смотрит на картинку и постепенно описывает ее.
  • Человек-уникум не пытается запомнить события, которые сильно привлекли внимание. Они в его сознании откладываются как бы невзначай, независимо от его желания. Это называется непроизвольное удержание. Исключением здесь являются люди, которые специально развивают фотографическую память.
  • Вспомнить нужные события эйдетик может с легкостью, так как обладает непроизвольным воспроизведением.
  • Те, кто родился с фотографической памятью, могут запоминать очень большие объемы информации. Они цитируют стихи, знают разные подробности прошедших событий и даже разговаривают на разных языках.
  • Человек, имеющий обычную память, зачастую не может вспомнить подробностей. А эйдетик вспомнит все до мельчайших деталей, даже если пройдет 20 или 30 лет.

Для того чтобы эйдетик что-то запомнил, ему нужно сильно заинтересоваться каким-либо событием. А если его внимание будет отвлечено, то эйдетик, как и обыкновенный человек, не запомнит особенностей произошедших событий.

Особенности

Считается, что эйдетическая память присуща младшим школьникам. По мере взросления такая память заменяется на причинно-следственное мышление. Однако при желании любой человек может восстановить память, так как его мозг задействован всего на 3-5%. Поэтому необходимо развивать свою память на протяжении всей жизни и достигать результатов. Так вы сделаете ее безупречной, так как человек, обладающий фотографической памятью, имеет превосходство перед другими людьми в интеллектуальном плане.

И учтите, что способность к обучению в большинстве случаев зависит от хорошей памяти. Если человек способен запомнить большое количество информации, он становится востребованным на рынке труда. Молодым людям проще учиться и пробовать себя в различных профессиях при наличии такой умственной способности.

И тем не менее эйдетическая память все же имеет некоторые минусы. Люди, обладающие необычными способностями, зачастую не могут развить способности в других сферах. В первую очередь страдает физическое развитие. К тому же мозг у нормального человека специально стирает неприятные воспоминания. В жизни именно такие воспоминания обычно причиняют душевную боль.

Природа все предусмотрела. Человек не должен долго зацикливаться на своих терзаниях. Если он будет находиться в постоянном стрессе, то может потерять рассудок.

Если индивид обладает эйдетической памятью, то функция «стирания» образов неприятных событий упраздняется. И тогда одаренному индивиду становится трудно постоянно удерживать свое психоэмоциональное состояние в норме. Поэтому психиатры к случаям врожденной эйдетической памяти относятся более чем сдержанно. Когда речь заходит о явном перекосе, то такой вариант считается явным отклонением. Почему же так происходит?

Потому что объем памяти, требующийся для запоминания картинок, занимает отдельные участки мозга. Этот процесс меняет биохимические и физиологические структуры клеток. Тем самым в одной части мозга производительность тормозится, а в другой сильно развивается. И это считается отклонением от нормы. Специалист М.П. Кононова при изучении данного вопроса определила, что дети с врожденной эйдетической памятью страдали определенными отклонениями. У них преобладали галлюцинации и даже эпилептические припадки.

И все-таки специалисты рекомендуют развивать эйдетическую память. Психологи даже разработали множество методик, сопутствующих развитию таких способностей. Когда память развивается постепенно, этот процесс просто не может содержать в себе никаких негативных факторов.

Степени

Необходимо понимать, что совершенно одинаковых людей с одинаковыми характерами и способностями просто не существует. Поэтому среди эйдетиков есть те, у которых способности развиты довольно сильно, и есть те, у которых способности выражены менее четко. Вследствие этого факта специалисты разделили выраженность фотографической памяти на степени. Их всего 5.

  • Для одних способных индивидов, чтобы воспроизвести что-либо, нужно закрепить образ в памяти.
  • Другие могут видеть очень слабые образы в зрительном плане.
  • Более углубленный эйдетизм предусматривает визуализацию образов, которые имеют характер средней ясности. Одновременно в этом процессе присутствует проявление образов некоторых частных деталей.
  • Предпоследняя степень может допускать запоминание ясных и принципиальных моментов в картинках. В этом варианте уже наблюдаются некоторые детали сенсорных модальностей.
  • И самая стойкая память может воспроизвести довольно красочные и четкие детали эйдетических образов. Модальности при этом проявляются четко и ясно.

Как уже стало ясно, последняя пятая степень является самой выраженной, поэтому ее делят на 2 типа.

  • Если необходимые воспоминания человек может контролировать и воспроизводить по своему желанию, память относится к В-типу.
  • Стойкие картинки. Они имеют яркий и навязчивый характер. Эйдетические образы в этом случае граничат с галлюцинациями. Данными проявлениями человек не всегда может управлять. Это Т-тип.

Так как людей, обладающих сверхфеноменальной памятью, относят к категории необычных, их среди толпы можно определить по мимике и некоторым движениям, не свойственным простым людям.

Как развить?

Тем, кто заинтересован в выработке хорошей памяти, можно заняться ее развитием. И тут вам необходимо будет применить все свои способности, они у каждого человека разные. Поэтому начинайте тренировки по следующим методикам.

Метод Айвазовского

Ничего нельзя утверждать точно, но говорят, что художник был наделен фотографической памятью. Данный факт не вызывает удивления. Профессия художника предполагает запоминание различных красивых картинок. Они должны четко отпечатываться в голове, чтобы потом их можно было перенести на холст. Может быть, поэтому специалисты давно рекомендуют методику развития эйдетической памяти с одноименным названием.

Суть данной методики состоит в следующем.

  • Нужно определить вещь или какой-либо одушевленный объект (можно взять, к примеру, животное).
  • Затем хорошо к нему присмотреться, понаблюдать за поведением или запомнить его очертания.
  • После чего необходимо закрыть глаза, отключиться от внешнего мира и попробовать воспроизвести в уме полную картину, которую вы только что наблюдали. Она должна содержать в себе все подробности (цвет, движения, общий вид и т.д.).
  • Пока объект не исчез из вида, откройте глаза и сравните свою картинку с оригиналом. Если вы что-то упустили, то исправьте ошибки и попробуйте повторить упражнение.
  • Выполняйте такое упражнение постоянно, пока не увидите полное совпадение всех, даже мельчайших деталей.
  • Когда вы достигнете определенного уровня, попробуйте усложнить задачу.

Есть и другие упражнения для развития эйдетической памяти. Рассмотрим их по порядку.

  • Это упражнение можно выполнять, не затрачивая много времени. Например, вы идете в магазин. Пока идете, старайтесь считать встречающиеся дома, подъезды и даже окна. Запомните цифру, которая у вас получилась. Когда вы будете возвращаться, снова пересчитайте все объекты. Если их число совпадает, значит, вы получили хороший результат, и ваша память скоро станет идеальной.
  • Как работать с текстом и быстро развить фотографическую память? Позанимайтесь по следующей методике и вы сможете запоминать любые тексты очень быстро. Для того чтобы начать занятия, нужно распечатать лист формата А4 с текстом. Текст должен быть совершенно неизвестным. Внимательно прочитайте и запомните то, что написано. Потом необходимо попросить своего напарника добавить в этот текст несколько логичных слов и снова распечатать лист. После корректировки новое текстовое исполнение необходимо перечитать и найти вновь добавленные слова.
  • Если вы любите развлекательные игры и занятия, то читайте все вывески наоборот, когда идете по улице. Можно купить методичку для развития логики у детей и решать различные задания. Помогут в этом деле и картинки под названием «найди 12 отличий» и т.д.

Нейробика

Такое занятие можно назвать гимнастикой для мозга. Упражнения, которые можно отнести к данной категории, не только помогают развить фотографическую память, но и являются профилактической мерой от болезни Альцгеймера. Их нужно выполнять регулярно как взрослым, так и детям. Рассмотрим самые простые и довольно продуктивные упражнения.

  • Когда идете на работу или в магазин, постарайтесь доходить до места, двигаясь по разным маршрутам. Их должно быть несколько. Каждый раз, когда вы идете по новой дороге, внимательно разглядывайте окружающие вас предметы во всех подробностях.
  • Вы пишете только левой рукой? Начните писать тексты правой рукой. А еще попробуйте почистить зубы или подержать ложку во время обеда непривычной рукой.
  • Выискивайте тексты, тематика которых для вас непривычна, и вы ее не совсем понимаете. При этом изо всех сил постарайтесь вникнуть в самую суть выбранного текста.
  • Каждый день вы общаетесь с друзьями или коллегами. В разговоре старайтесь держать речь под контролем. Это нужно делать так, как будто вы пишете статью или сочинение.
  • Если вы заинтересованы в развитии фотографической памяти, то почаще выключайте звук телевизора и старайтесь понять, о чем идет речь. Чтобы проверить себя, достаточно посмотреть эту же передачу или фильм в интернете.

Даже если вы не добьетесь больших результатов, вы все равно не останетесь в минусе. Ваша память, благодаря проверенным годами упражнениям, однозначно улучшится. И помните о том, что учиться никогда не поздно.

Известные личности с эйдетической памятью

Недаром история запечатлела некоторых выдающихся людей, которые повлияли на ее ход. Все они обладали феноменальной памятью и были рождены и жили в разные времена. Итак, начнем перечислять гениев.

  • 26-й президент США Т. Рузвельт запомнился как миротворец. Кроме того, он каждый день читал 3 книги и оттачивал свою память.
  • Изобретатель, необыкновенный и загадочный человек Н. Тесла обладал фотографической памятью. Его вклад в науку трудно переоценить.
  • Русский композитор С. Рахманинов мог запоминать ноты с очень большой скоростью. Играл самые трудные произведения по памяти.
  • Иоанн Павел II выучил за всю свою жизнь 21 язык и мог говорить на 100 диалектах.
  • Американец с феноменальной памятью Ким Пик мог запомнить почти 100% прочитанной информации и читал сразу 2 страницы одновременно.
  • Президент Филиппин Фердинанд Маркос без усилий запоминал сложные тексты и с легкостью их пересказывал.
  • Феноменальный римский полководец Юлий Цезарь знал каждого солдата в лицо.
  • Американка Мэрил Хеннер помнит все события из детства до мельчайших деталей. У нее отмечен невероятный объем памяти.
  • Мэри Элизабет Боузер работала в разведке и запоминала всю информацию, которую узнавала в тылу врага.
  • Наполеон Бонапарт – император Франции. Он мог разрабатывать различные планы сражений, обладал феноменальной памятью.

Что такое эйдетическая память

Сегодня даже применяется выражение феномен Теслы. Оно появилось благодаря уникальным способностям Николы Теслы. У него была ярко выражена эйдетическая память. Изобретатель легко запоминал и мог воспроизвести целые книги. Благодаря своим способностям ему не приходилось ничего записывать.

Как развить эйдетическую память у взрослых

В психологии считается, что эйдетизм больше развит у детей, чем у взрослых. На практике все обстоит иначе. Сохранение способностей к эйдетизму связано с сферой работы человека. У людей творческих профессий он выражен намного ярче.

Чтобы улучшить и сохранить феноменальные качества необходимо потрудиться. Предусмотрены всевозможные направления тренировок, чтобы улучшить эйдетическую память.

Особенность эйдетической памяти в том, что можно воспроизвести до мельчайших подробностей — предмет или текст. Даже если человек видел его один раз в своей жизни и не продолжительное время.

Основа занятия — тренировка зрительной памяти. В основном люди легче запоминают слуховые или тактильные образы. Поэтому чтобы развить эйдетическую способность, необходимо развивать визуальное запоминание.

Важный момент в тренировке памяти — эйдетическое восприятие. Воспринимать образ можно ассоциировано, значит находиться внутри картины, и диссоциировано, то есть со стороны.

Книги

Чтобы тренировать память, можно заняться чтением. Делать это нужно следующим образом: прочесть отрывок из книги, закрыть ее и попробовать воспроизвести прочитанное. Читать можно не просто книги, а книги на тему эйдетики, что полезнее вдвойне. Много интересного можно найти на страницах следующих книг:

  • Книга Е. Антонщука «Знакомьтесь, Ваша память», на ее страницах подробно описаны несколько уроков для развития памяти, внимания и творческого мышления
  • «Тренируй свою память. Японская система сохранения здоровья мозга»

  • И. Матюгин «Школа эйдетики» 1 и 2 части, здесь четко представлены основные принципы и методики эйдетики, как науки
  • Т. Никитина «Самоучитель по развитию памяти». С помощью методик, которые описаны в данной книге, можно самостоятельно развить феноменальную память
  • «Minne, или Память по-шведски. Методика знаменитого тренера по развитию памяти»

Обладать эйдетической памятью, благодаря продолжительным тренировкам сегодня под силу каждому человеку. Нужно учитывать, что если от рождения феноменальных способностей не проявилось, то придется потрудиться.

Упражнения

Если уделять упражнениям не менее 15 минут в день, делая это систематически, то можно рассчитывать на результат, уже по истечении одного месяца. В настоящее время используются десятки методов по развитию памяти.

Упражнения для тренировки памяти могут быть следующие:

  • Первое упражнение заключается в непрерывном наблюдении. Для этого необходимо сосредоточить свое внимание на объекте или предмете, не отводя взгляда. В течение 5 минут нужно рассмотреть все видимые детали, желательно удерживать внимание только на объекте. Потом попробовать визуально прокрутить полученную картинку.
  • Вторым не менее действенным упражнением является «Игра в спички». Для этого нужно бросить на стол несколько спичек. После постараться запомнить их расположение и отвернувшись, воспроизвести картинку уже из других спичек.
  • Следующее упражнение можно делать в любое время, вне зависимости от местонахождения. Для этого достаточно внимательно посмотреть на определенный объект в течение некоторого времени, не пропуская ни одну делать. Затем закрыть глаза и постараться максимально точно его воспроизвести.
  • С чтением, все также обстоит достаточно просто. Изучаем любой текст в течение нескольких минут. Затем, закрыв книгу, воспроизводим визуально или вслух прочитанное. Данное упражнение больше напоминает то, как в школе учились стихотворения.

Онлайн ресурсы

Развивать свои способности можно и при помощи онлайн ресурсов. Для этого нужно зарегистрироваться на популярных площадках Викиум, Brainapps, 4brain. На сайтах представлено большое количество развивающих онлайн упражнений для тренировки памяти, которые позволяют в дальнейшем максимально полно запоминать полученную информацию.

Викиум – онлайн сервис для развития мозга, посредством прохождения специальных игровых тренировок. С тренажером Викиум можно пройти курсы на развитие:

Чтобы понять, как устроена работа онлайн тренажера, для начала необходимо пройти тестирование , по итогам которого, система автоматически подберет персональную программу тренировок. Все происходит в игровой форме, тренажер отлично подойдет как взрослым, так и детям.

  • Тренажер на память позволяет тренировать пространственную и рабочую память.
  • На внимание основан на переключении и концентрации внимания.
  • На мышление позволяет тренировать скорость реакции и точность.

Программа онлайн тренажера brainapps состоит из курсов:

  • На развитие памяти
  • Для тренировки внимания
  • Прокачка мышления
  • Курс быстрого чтения
  • 7 уроков теории
  • 7 уникальных авторских тренажеров
  • Тестирование (вводное и финальное)
  • Программу адаптации

Интеллектуальный ресурс 4brain включает в себя огромное количество онлайн курсов по саморазвитию, такие программы как:

  • Развитие памяти
  • Быстрое чтение
  • Логическое, критическое и творческое мышление и многие другие

Чтобы получить персональную программу того или иного курса, необходимо пройти тестирование. Каждый курс это:

  • Установление цели
  • Теория
  • Упражнения на взаимопроверку
  • Практические задания
  • Тестирование полученных результатов

К тому же, по окончанию каждого урока, участнику будет представлено резюме, в которое можно внести заметки. А по завершению всего курса тренировок, будет выдан персональный конспект, включающий эти заметки.

Благодаря уникальной интерактивной методике онлай тренажеров, свои положительные отзывы отставляют даже пожилые люди. Результаты настолько эффективны, потому что в основе данных упражнений лежат современные исследования и научные труды зарубежных и отечественных психологов.

Если человек не располагает временем, то даже небольшая, но систематическая тренировка уже позволит получить результат.

Эйдетика для детей

Эйдетикой называют определенную методику, благодаря которой маленький ребенок сможет легко запомнить большой объем информации. Эйдетика для детей – это программа, направленная на правильное развитие мышления и логики ребенка. По прохождению данной программы детьми, развивается их творческий потенциал.

Главная цель метода – это развитие как зрительной, так и тактильной памяти, образного мышления, слухового и зрительного внимания и воображения. Методика стимулирует и улучшает речь, способствует быстрому запоминанию образов, инициативности ребенка.

Как развивать у ребенка

Методика обучения направленная на развитие эйдетической памяти нацелена на образное мышление детей. Эйдетика способствует правильному развитию ребенка. После прохождения занятий малышами в их, казалось бы, маленьком возрасте, результаты остаются на всю жизнь.

Книжки

Чтение – основной тренажер для тренировки мозга. Детской литературы для развития эйдетической памяти огромное количество. Книги послужат отличным помощником родителям в развитии своего чада.

Игры и упражнения

Эйдетика легко воспринимается детской аудиторией, так как методика основана на легких играх и упражнениях. Чтобы развить способности малыша можно самостоятельно заниматься с ним по 15 минут в день, упражнения подходят для детей с 3 лет.

  • Легкое и забавное упражнение, которое способствует развитию визуальной памяти малышей – это игра с картинками. Для этого нужно отобрать как можно больше картинок с изображением животных, птиц, домов и игрушек. Ребенок должен вытащить несколько любых картинок, и глядя на них составить рассказ того, что он видит.
  • Еще одно полезное занятие. Перед прогулкой можно попросить малыша, рассказать, что ему нужно для этого надеть. И с каждым разом следить за тем, чтобы он мог перечислить предметы одежды в той последовательности, в которой он будет их надевать. Перечислять предметы, он должен, не видя их, то есть визуально.
  • Малыша можно легко научить знанию цифр. Для этого нужно, чтобы каждая цифра у него с чем-то ассоциировалась, например, с цветом или предметом. В дальнейшем, когда он будет озвучивать цифры, ему просто будет каждую визуально представлять с тем предметом, который он сам и выдумал

Онлайн ресурсы для развития эйдетической памяти у детей

Можно не только самостоятельно заниматься со своим чадом, но и обратиться к онлайн упражнениям и играм, которые направлены на развитие памяти и внимания ребенка. Самыми распространенными онлайн тренажерами для развития интеллектуальных способностей у ребенка являются викиум и iqclub.ru.

Компания «Викиум» занимается разработкой тренажеров для мозга, при помощи которых у детей значительно улучшается память и концентрация внимания.

Курсы Викиум позволяют развивать детям и подросткам:

Курсы работают онлайн, существует бесплатная платформа для занятий детьми. По прохождению вводного тестирования, и регистрации на сайте ребенок получает персональную программу занятий. По мере обучения, можно воспользоваться и платными услугами сервиса.

Программа iqclub рассчитана на развитие интеллектуальных способностей у детей.

Курсы предлагают следующие упражнения:

  • По чтению
  • На запоминание
  • Развитие мышления
  • Тренировка внимания
  • Благодаря курсам ребенок может быстро научиться считать

Программа Клуба представляет собой качественное и гармоничное обучение. Занятия проводятся интересно, весело и просто. Благодаря тому, что курсы проводятся в игровой форме, детям легко их воспринимать.

Общие отзывы пользователей о ресурсах положительные. Родителям нравится, что их детям действительно помогает прохождение курсов в развитии логических способностей и мышления.

Как учить стихи

Детям трудно дается запоминание стихотворений. Предотвратить этот тяжелый процесс учения поможет эйдетика. Благодаря методике ребенок будет легче запоминать стих. Метод запоминания стихотворений основан на запоминании не самих слов, а образов, с которыми ребенок их ассоциирует.

В психологии называют данное явление визуальной составляющей стихотворения. Строки стихотворения превращаются для ребенка в визуальный фильм. Любое действие в таком фильме в мыслях ребенка будет ассоциироваться с определенным словом из произведения.

Запоминание точной информации

Известно, что если информация понятна и осмысленна ее проще запомнить. Для детей важно осмысленное владение материалом, а не зубрежка. Поэтому нужно объяснять информацию, а не рассказывать. Так будет легче ее запомнить.

Эйдетическая память — гениальный дар или психическое отклонение?

Многие ещё в школе мечтали не заучивать часами стихотворения, а запоминать их сразу после первого прочтения. На самом деле люди с такой феноменальной памятью существуют, и называется она эйдетической, фотографической или зрительной. Для окружающих они являются настоящими талантами, ими восхищаются, на них хотят быть похожими. А вот психологи и особенно психотерапевты далеко не все разделяют такие восторги, потому что считают данную способность серьёзным отклонением.

Так что же на самом деле такое эйдетическая память — признак гениальности, которым стоит гордиться, или патология, которую нужно лечить?

Что это такое

Эйдетическая память — это тип памяти, который позволяет удерживать зрительный образ и потом воспроизводить его в мельчайших деталях. При этом подключаются и другие сенсорные модальности: вслед за визуализацией тянутся тактильные, вкусовые, слуховые, обонятельные и двигательные воспоминания. Ещё одна особенность — длительное сохранение и произвольное воссоздание всего этого в нужные моменты. Может пройти много лет после события, но человек при желании способен так же ярко переживать его снова и снова.

Фотографическая память отличается прежде всего детализацией зрительных образов. Все люди наверняка помнят кадр из фильма «Титаник», где главные герои стоят на корме корабля, широко разведя руки. Но мало кто с ходу ответит, были ли на Розе в этот момент украшения, сколько и какие именно, что за узор был на её платке, были ли заплетены её волосы в причёску и множество других мелочей. Эйдетик же, даже если пересматривал киноленту много лет назад, без труда расскажет о них. Ещё и добавит о том, какого цвета было небо и за какие цепи держались молодые люди, чтобы не упасть.

Зрительный эйдетизм может быть врождённым (явным), и тогда человек, обладающий им, становится настоящим феноменом для всех окружающих. Также его можно развивать на протяжении всей жизни и добиться немалых результатов. Возможно, не таких впечатляющих, как у прирождённых гениев, но достаточных для успешного запоминания больших объёмов визуальной информации.

Происхождение слова. Термин «эйдетический» восходит к древнегреческому слову «εἶδος», что переводится как «образ, внешность». Это отражает его основную сущность — способность запоминать и воспроизводить именно зрительные объекты.

Основные характеристики

Визуализация + сенсорика

Воспроизведение прежде всего зрительных образов, все остальные вторичны и тянутся лишь за визуализацией. Эйдетик первоначально запоминает картинку: песчаный пляж, голубой океан, шезлонг, отдыхающих, пальмы. Когда он представит её спустя время, он сможет рассказать, что держал в тот момент в руках (осязание), как горчил коктейль (вкус), что говорила его спутница (слух), какие духи у неё были в тот момент (обоняние) и даже насколько палящим было солнце («память тела»).

Детализация

Мельчайшая прорисовка образов: запоминаются такие подробности, на которые никто не обращает внимания. Например, сколько пуговиц было на пиджаке или сколько строчек расположено на странице. В первую очередь эти нюансы касаются именно зрительной картинки. Не зря эйдетическую память называют также фотографической. Человек словно достаёт в своей голове снимок события и описывает его.

Непроизвольное удержание

Изначально человек не ставит перед собой задачу запомнить что-то конкретное, всё это откладывается в его сознании само по себе. Однако это свойство характерно только для прирождённых эйдетиков. Те, кто развивает у себя фотографическую память, конечно, делают это целенаправленно.

Произвольное воспроизведение

Вспомнить нужный образ человек может в любой момент.

Большие объёмы

У прирождённых эйдетиков, как правило, просто безграничное хранилище памяти. Именно поэтому они удивляют окружающих тем, что могут с лёгкостью разговаривать на 20 разных языках, безошибочно цитировать классиков, знать наизусть всего Шекспира.

Яркость образов

Обычная память отличается постепенным стиранием образов. Спустя годы мы расплывчато представляем себе лица людей, с которыми не виделись слишком долго, забываем их имена, плохо помним обстоятельства знакомства. Эйдетики, что-то пережив однажды, уже никогда этого не забудут. Если в 20 лет им представили какого-нибудь общего знакомого, с которым они потом даже не пересекались, в 50 они с лёгкостью смогут рассказать, как его звали, во что он был одет и какой тембр голоса у него был.

Степени

Существует 5 степеней выраженности эйдетизма:

  1. Для воспроизведения необходимо закрепление.
  2. Слабые зрительные образы.
  3. Визуальные образы средней ясности с проявлением некоторых частных деталей.
  4. Ясные, полноценные образы сложных объектов с вкраплениями сенсорных модальностей.
  5. Яркие, детализированные эйдетические образы, сопровождающиеся чёткими сенсорными модальностями.

По нулевой при этом подразумевают непродолжительное сохранение смутного послеобраза без детализации.

Явных эйдетиков с 5 степенью выраженности делят ещё на 2 типа:

  • «Т-тип»: обладают стойкими и чересчур яркими эйдетическими образами, которые могут быть навязчивыми и граничить с галлюцинациями. Они не всегда в состоянии ими управлять.
  • «В-тип»: воспроизводят нужный образ только при необходимости.

Считается, что явных эйдетиков можно легко выделить в толпе по определённой мимике и движениям.

Как развить

Те, кто не имеет врождённых эйдетических способностей, пусть не расстраиваются, ведь данный вид памяти можно выработать. Как быстро это можно сделать, зависит от индивидуальных особенностей и частоты тренировок.

Метод Айвазовского

Считается, что художник И. К. Айвазовский обладал эйдетической памятью. Он мог мысленно не только воспроизвести в движении картину морского пейзажа, но и остановить её в любой момент. Именно это позволяло ему с такой точностью изображать шторм, волны, брызги, краски неба и прочие детали маринизма.

В психологии есть даже отдельная методика развития эйдетической памяти, которая носит его имя. Освоить её достаточно просто:

  1. Выбрать один предмет.
  2. В течение 4-5 минут пристально наблюдать за ним.
  3. Закрыть глаза, мысленно представить его и описать до мельчайших подробностей (цвет, размер, форма, детали).
  4. Открыть глаза, сравнить реальный и воспроизведённый в мыслях образы, подметить то, что было упущено.
  5. Повторить упражнение с самого начала.
  6. Делать до тех пор, пока образы полностью не совпадут.

С каждым разом нужно выбирать более сложные объекты (начать можно с телевизора, а закончить картиной) и постепенно уменьшать время наблюдения.

Упражнения на развитие фотографической памяти

Упражнение 1. Непринуждённое наблюдение

Во время прогулки считайте количество домов по обе стороны улицы, этажи в них, магазины, деревья, машины, стоящие на парковке и прочие мелочи, поддающиеся счёту. Закрепите полученные данные по дороге обратно. Дома воспроизведите все запомнившиеся числа.

Упражнение 2. Ассоциации

Запоминая какую-либо информацию, представляйте её в виде картинок. Причём они должны быть построены на невероятных ассоциациях, которых в жизни не может быть. Психологи утверждают, что это одна из эффективнейших методик, чтобы за короткое время улучшить эйдетическую память. Пример. Вам нужно купить в магазине молоко, батон и туалетную бумагу. Представляем следующую фантасмагорию: батон, одетый (завёрнутый) в туалетную бумагу, пьёт молоко.

Упражнение 3. Текстология

Цель — развить фотографическую память на тексты.

Распечатать лист формата А4 с незнакомым вам текстом. Тщательно вычитать его, максимально запомнить. Попросить кого-нибудь внести в него 2-3 новых слова и заново распечатать. Задача — как можно быстрее найти свежие вкрапления.

Упражнение 4. Палиндромы

Читайте вслух все вывески и названия задом наперёд.

Чтобы разработать эйдетическую память, подойдут также многочисленные настольные и онлайн-игры «Найди 10 отличий/кота/слова/предметы», «Парные картинки», любые тесты на внимательность.

Нейробика

Помогает тренировать эйдетическую память и нейробика — гимнастика для мозга. Самые эффективные упражнения:

  1. Постоянно ходите в одно и то же место (на работу, в магазин) разными маршрутами и при этом выполняйте упражнение на непринуждённое наблюдение (см. выше).
  2. Раз в неделю с утра до вечера все манипуляции, которые вы привыкли выполнять правой рукой, делайте левой (чистите зубы, держите ложку, пишите).
  3. Раз в день вычитывайте высокоинтеллектуальный текст на тематику, в которой вы ничего не понимаете. Старайтесь вникнуть в каждое слово и уловить смысл.
  4. Отвечая на чьи-то вопросы, следите за построением своей речи. Говорите так, словно пишете сочинение. При этом всё произнесённое должно чётко воспроизводиться в голове в виде текста.
  5. Отключите звук у телевизора и постарайтесь понять, что говорят с экрана. Потом проверьте себя (записи передач можно найти в Интернете).

Так что не обязательно рождаться с феноменом фотографической памяти. Её можно развить самостоятельно. Конечно, она не будет настолько яркой и объёмной, как у эйдетиков, но быстро запоминать и воспроизводить достаточное количество информации можно научиться.

Проблема эйдетизма

С тех пор, как сербский учёный В. Урбанчич в 1907 году впервые описал этот феномен, эйдетической памятью не перестают интересоваться многие исследователи. Она даже была отдельным объектом изучения Марбургской психологической школы в Германии (руководитель — Э. Йенш) в середине XX века. Ей посвящены труды Л. С. Выготского, М. П. Кононовой, А. Р. Лурии, С. Л. Рубинштейна и многих других ведущих психологов и психотерапевтов.

В научных кругах об эйдетизме не утихают споры. Дело в том, что в психологии это просто отдельный вид памяти, как и социальный, пространственный, сенсорный. Да, он необычный, отличающийся от других, но тем не менее поддающийся качественной характеристике и даже развивающийся с помощью отдельных методик. Появляются всё новые эйдотехники, позволяющие тренировать эту способность.

Однако совсем по-другому к этому явлению относятся в психиатрии. Сразу оговоримся, что здесь затрагивается только врождённый, явный эйдетизм, а не фотографическая память, которая была развита посредством специальных методик. Есть ряд учёных, которые считают эту способность серьёзной органической патологией. Какими доводами они руководствуются в доказательство своих взглядов?

Во-первых, объём памяти, который требуется для сохранения образов, занимает определённые структуры мозга, меняя биохимические и физиологические свойства его клеток. Нейробиологи из Калифорнийского университета сравнили эйдетика с компьютером, в который установлен дополнительный жёсткий диск. С одной стороны, увеличивает производительность. С другой — тормозит остальные процессы, а это уже нельзя назвать нормой.

Во-вторых, М. П. Кононова, изучавшая детей с врождённой и приобретённой (развитой до определённого уровня) эйдетической памятью, выявила, что первые часто страдали галлюцинациями. Впоследствии это было доказано другими учёными и в отношении взрослых. Йенш в своё время выставлял требование, чтобы в лечении галлюцинаций наряду с медицинскими показателями учитывались и эйдетические способности пациента.

В-третьих, былая выявлена связь между эпилепсией и эйдетизмом. Оказалось, что практически всегда перед приступом, во время него и после эпилептики воспроизводят яркие зрительные образы из прошлого, сопровождающиеся вторичными сенсорными модальностями. Правда, почти всегда они получаются несколько деформированными из-за основного заболевания.

И. Шульц описывал случаи шизофрении с последующими суицидальными попытками, которые были продиктованы привязанностью к какому-то конкретному эйдетическому образу.

На основании всего этого многие психиатры утверждают, что врождённая эйдетическая память — патология, которая требует постоянного наблюдения у специалиста. К сожалению, это подтверждает тот факт, что большинство известных людей, обладающих ею, попутно страдают от серьёзных отклонений (чаще всего психических): слабоумия, савантизма, эпилепсии, аутизма, шизофрении, галлюциноза, дефектов головного мозга.

Совет. Если хотите больше узнать о людях-эйдетиках, посмотрите фильм «Человек дождя», в котором главный герой Рэймонд производит в уме сложнейшие расчёты и может запомнить любые комбинации цифр. Но при этом он страдает от аутизма и слабоумия и большую часть своей жизни проводит в психиатрической лечебнице.

Этот кинообраз «списан» с реального человека — Кима Пика. Это американец, который с удивительной точностью воспроизводил до 98% всей информации, которую прочитывал. Причём впоследствии он её не забывал. К концу жизни он помнил практически наизусть 9 000 произведений. Родился он с непропорционально огромной головой, так как на затылке была черепно-мозговая грыжа размером с бейсбольный мяч. У него был повреждён мозжечок и напрочь отсутствовало мозолистое тело, соединяющее правое и левое полушария. На фоне всех этих пороков нейроны мозга самостоятельно создали новые цепочки, которые заменили отсутствовавшие части. Результат — многократное увеличение объёма памяти за счёт патологических межполушарных комиссур.

Люди с фотографической памятью

Никола Тесла

Изобретатель в области электротехники и радиотехники, физик, учёный, инженер сербского происхождения. Практически никогда ничего не записывал, так как всё запоминал. В 1885 году сгорела его лаборатория, однако это нанесло лишь материальный ущерб: все устройства, схемы и формулы Тесла смог восстановить.

Мэри Элизабет Баузер

Американка, участвовала в гражданской войне, была профессиональной и незаменимой шпионкой. Работала прислугой у самого Джефферсона Дэвиса, президента Конфедерации. Запоминала все его разговоры и контакты до мельчайших подробностей и передавала информацию его противникам.

Теодор Рузвельт

Президент США, политик. Постоянно тренировал свою эйдетическую память и весьма преуспел в этом. Ежедневно прочитывал по несколько произведений, а перед сном в мельчайших деталях воспроизводил не только их сюжет, но и описания (пейзажи, интерьер, внешний вид героев).

Сергей Рахманинов

Русский композитор, дирижёр, пианист. Ему достаточно было один раз взглянуть на ноты, чтобы без единой ошибки сыграть сложнейшее музыкальное произведение, больше ни разу не посмотрев в них.

Иоанн Павел II

Папа Римский. В совершенстве владел 21 языком и свободно говорил на 100 различных диалектах.

Фердинанд Маркос

Президент Филиппин. Безошибочно читал наизусть полный текст Конституции своей страны. Был превосходным оратором, так как запоминал написанные для него спитчи с первого раза.

Мэрилу Хеннер

Американская актриса, продюсер, ведущая. Обладает невероятным объёмом памяти. Она досконально помнит мельчайшие подробности своей жизни, начиная… с крещения в младенческом возрасте.

Стивен Уилтшир — британский художник, после небольшой вертолётной прогулки воссоздал по памяти архитектурный облик Нью-Йорка в виде панорамы

В пример можно также привести:

  • Сенеку (римский философ) — мог воспроизвести по памяти до 2 000 слов, никак между собой не связанных, в точном порядке.
  • Уинстона Черчилля (британский политик) — наизусть знал все произведения Шекспира.
  • Билла Гейтса (создатель Microsoft) — наизусть знал сотни кодов языка программирования.
  • Г. Шлимана (археолог) — за 6 недель в идеале выучивал любой язык.
  • Поля Морфи и Поля Сенса (шахматисты) — помнили все ходы отыгранных партий.
  • Стивена Уилтшира (британский художник) — после одной-единственной вертолётной прогулки над городом он может в деталях нарисовать его план.
  • Дэниела Таммета — воспроизводит 22 514 знаков после запятой числа Пи.
  • Паулу Прентис (тасманский оператор телефонной службы) — наизусть знает 128 000 телефонов и адресов абонентов.

Есть также легенда, что Гай Юлий Цезарь (древнеримский полководец, политик, писатель, консул, диктатор, великий понтифик) знал в лицо каждого солдата своей армии. А их было ни много ни мало 25 000. Однако точно такую же историю рассказывают и про Александра Македонского. Так что достоверно неизвестно, кто же именно из них обладал такой способностью.

Эйдетическая память — уникальное явление. Она может сделать человека настоящим гением, которым все восхищаются, и в то же время сопровождаться серьёзными психическими отклонениями. Учёным ещё только предстоит выяснить её природу. А пока ничего не остаётся, как, вдохновляясь примерами одарённых людей, развивать её в себе посредством игр, упражнений, эйдо- и мнемотехник.

Зрительная память. Развитие зрительной памяти.

Под зрительной памятью мы понимаем особый вид памяти, который отвечает за фиксирование и отражение зрительных образов, а также за их использование в процессе общения.

Зрительная память ответственна за сохранение и воспроизведение полученных зрительных образов. С её помощью мы запоминаем лица людей, ориентируемся на местности и распознаем предметы. Когда мы видим лицо человека, в нашем мозге происходит непростой процесс сравнения этого зрительного образа с теми, которые уже хранятся в нашей долговременной памяти. Если образы совпали, то мы определяем данного человека как знакомого. Весь этот процесс происходит за считанные доли секунды.

Бывает и так: встретив человека во второй раз, мы не сразу можем вспомнить, когда и при каких обстоятельствах мы его видели. Также встречаются люди, которые затрудняются узнать лицо человека, с которым провели целый день. Об одном из таких людей говорится в документальном фильме «Мой выдающийся мозг. Сделайте из меня гения».

Главная героиня фильма обладала феноменальной зрительной памятью, которая отнюдь не была дана ей от природы. Такой результат стал наградой за упорные тренировки, длящиеся годами. Очень рекомендуем посмотреть это фильм, если Вы его еще не видели.

Следует отметить, что зрительная память очень связана с воображением. Поэтому, развивая воображение, Вы способствуете развитию зрительной памяти, и наоборот.

Тренировка зрительной памяти

Так как же развить зрительную память? К счастью, это возможно сделать с помощью специальных тренирующих упражнений и игр на развитие зрительной памяти.

Например, чтобы тренировать зрительную память, можно выполнять такие задания:

1 Воспользуйтесь картинками «Найди отличия».

Это одно из самых популярных заданий, и в Интернете их встречается множество.

Иногда нам кажется, что это лишь детская забава, но данное упражнение помогает нам обращать внимание на детали, что впоследствии приводит к их лучшему запоминанию.

2. Запоминайте и описывайте внешность людей.

У каждого из нас есть много знакомых. Конечно, мы их узнаем. Но описать полностью их внешность, черты лица вряд ли сможем с первого раза. Попробуйте составить фоторобот или подробно описать хотя бы одного из самых близких Вам людей. Вы увидите, что не так уж это и просто. Но и ничего невозможного тоже нет, пробуйте, а со временем будет получаться все лучше и лучше.

3. Рисуйте по памяти.

Постарайтесь сделать так, чтобы у Вас всегда под рукой был блокнот с карандашом. Попробуйте в свободные минутки перерисовывать ветки деревьев, карту метро, изгибы на камне… Сначала перерисовывайте, а затем рисуйте по памяти. Старайтесь соблюдать все пропорции и толщину линий. Конечно, рисовать можно все, что угодно. Рисование само по себе является упражнением для развития зрительной памяти. При этом важно не столько умение хорошо изображать, сколько стремление перенести из памяти на бумагу запомненные образы как можно точнее.

4. Используйте спички как вспомогательный материал.

Возьмите несколько спичек (для начала хватит 5) и бросьте их на стол. Посмотрите, какую фигуру они образовали. Затем отвернитесь и постарайтесь воспроизвести ту же фигуру, используя другие спички. Сравните, насколько они похожи. Если с 5-ю спичками у Вас будет получаться достаточно хорошо, попробуйте увеличивать их количество.

5. Подключайте другие органы чувств.

Представляйте, как бы звучал тот или иной предмет, какого цвета была бы цифра или буква. Подключая к зрительным образам звуки или запахи, Вы дадите возможность мозгу лучше сохранить их в памяти.

6. Перед сном вспоминайте в виде «картинок» события прошедшего дня, «прокручивайте ленту событий», стараясь четко «видеть» все детали. Никаких специальных приготовлений для такой тренировки, как видите, не потребуется. Только привычка, если Вы на неё решитесь.

7. Найдите предмет, который Вам приятен, рассматривайте его в течение 3-5 минут. Затем закройте глаза и постарайтесь представить себе этот предмет как можно ярче и чётче. Примерно уделите этому 3 минуты. Пробуйте снова и снова. Когда покажется, что получается, перейдите к следующему этапу: подготовьте лист белой бумаги, расположите его позади себя, и после изучения предмета повернитесь к нему спиной и посмотрите на белый лист, постарайтесь «увидеть» на нем четкий образ этого предмета.

8. Используйте онлайн-игры на развитие зрительной памяти. Так, на Битрейнике Вы можете развивать зрительную память с помощью специальных игровых тренажеров.

Зрительная память у детей

Ещё в дошкольном возрасте малыши активно непроизвольно запоминают слова, предметы, понятия, изображения, поэтому в период «ребенок-почемучка» особенно благоприятно использовать специальные игры , предназначенные для тренировки зрительной памяти у детей. Это станет хорошей подготовкой ребёнка к школе, поможет воспринимать сложную и объёмную информацию. Произвольная память требует усилий и проявления внимания и воли для запоминания, это касается и произвольной зрительной памяти. Общие рекомендации для хорошего запоминания таковы:

• Что интересно, ярко, эмоционально подано – то и запоминается лучше.

• Начало и конец – самые запоминающиеся моменты.

• Что просто и понятно объясняют, то и запомнится лучше.

• Если, помимо зрительной, были задействованы другие виды памяти (тактильная, слуховая, моторная и т.д.), то запоминание будет эффективнее. Наиболее распространены как раз смешанные типы памяти, особенно зрительно-двигательная или, как её еще называют, зрительно-моторная память.

Диагностика зрительной памяти

Для диагностики зрительной памяти у детей в домашних условиях можно использовать, например, методику под названием «Десять картинок». Для этого подготовьте лист с наклеенными на него небольшими картинками, изображающими предметы или животных. Можно вместо картинок использовать рисунки, но они обязательно должны быть узнаваемыми. Дайте ребенку изучить изображения в течение 50 секунд (как вариант, можно использовать отдельные картинки, в этом случае каждую следует рассматривать по 5 секунд).

Затем заберите листок и попросите по памяти назвать все изображения. Порядок не имеет значения. Так проверяется кратковременная зрительная память. Если ребёнок запомнил не менее 8 изображений – это показатель хорошей зрительной памяти. От 4 до 7 изображений – средний, а 3 и менее – низкий. Этот тест можно использовать и для определения объёма зрительной памяти. Как – расскажем чуть ниже.

Тест на зрительную память

В качестве теста на зрительную память у детей широко используют разные методики. Для исследования зрительной памяти рассмотрим один из самых доступных тестов, и для этого вернемся к уже знакомому, под названием «Десять картинок». В этом случае для диагностики объема зрительной памяти используются отдельные картинки. Каждую показывают в течение 5-6 секунд, просят назвать по памяти всё запомненное, но на этом тестирование не заканчивается. В процессе ответов обращайте внимание и отмечайте следующие моменты:

— были ли повторы?

— Были ли придуманные предметы или животные, отсутствовавшие среди продемонстрированных изображений?

— Каково количество правильно названных изображений?

После этого покажите ребёнку все картинки, которые он не вспомнил. Через 10 минут попросите ребёнка вспомнить все картинки. Результаты оценивают так: если ребёнок вспомнил 8-10 картинок – это хороший результат; 5-7 – удовлетворительный, а 5 и меньше – неудовлетворительный.

Для определения зрительно-пространственной памяти можно, например, показать ребенку на короткое время образец схематического рисунка стола (стула, кровати и т.д.), попросить как следует рассмотреть его и затем нарисовать такой же.

Объем зрительной памяти

Объем зрительной памяти – важный показатель, от которого зависит возможность сохранения того или иного количества запечатленной информации. Для определения объёма кратковременной и оперативной памяти существует и такая методика: ребенку поочередно предлагают изучить два рисунка, которые представляют собой произвольно расположенные ломаные линии, состоящие из 9 отрезков.

После запоминания каждого из этих двух рисунков ребенку предлагается трафаретная рамка, на которой он должен максимально точно отобразить по памяти линии, изображённые на каждом из рисунков. На основании двух опытов определяется среднее количество правильно воспроизведенных по памяти линий.

Этот показатель принимается за объём зрительной памяти. Под правильным воспроизведением при этом понимается отклонение от исходного рисунка по длине не более чем на одну клетку в каждой линии, при сохранении правильного угла наклона.

Оперативная зрительная память показывает, как долго человек может сохранять и использовать нужную для решения задачи информацию. Показатели оперативной зрительной памяти ребёнка определяются, например, при помощи следующего теста: ребенку предлагается в течение 15 секунд рассматривать карточки в виде шести по-разному заштрихованных треугольников. Затем ребёнок получает матрицу из 24 разных треугольников (4 карточки по 6 треугольников в каждой) и найти среди них те, которые запоминал на шести карточках изначально. Разделив количество времени, потребовавшегося на решение (в минутах), на количество ошибок и прибавив единицу, получим искомое значение – показатель развитости зрительной оперативной памяти.

Нарушение зрительной памяти

Как правило, нарушения памяти связаны со стрессами, переутомлением, также они могут быть следствием соматических заболеваний. Алкоголизм страшен тем, что поражает печень и приводит к гиповитаминозу. Кроме того, алкоголизм поражает структуры мозга. К нарушению памяти приводят также нарушения кровообращения головного мозга, спазмы сосудов мозга, возрастные изменения.

Нарушения зрительной памяти связаны прежде всего с перенесенными травмами или опухолевыми процессами, при которых затрагиваются прежде всего затылочные зоны коры головного мозга. Это выражается в расстройстве зрительного восприятия и сложности узнавания предметов и объектов, воспринимаемых прежде или если при узнавании и понимании предназначения предмета есть трудности при его назывании.

В некоторых случаях недостаточность развития зрительной памяти может быть связана с недостаточной зрелостью определённых нервных структур головного мозга или зрительных анализаторов в детском и подростковом возрасте или заболевания и расстройства этих структур. В этом случае для исследования зрительной памяти с учетом специфических нюансов нужна консультация врача-специалиста (невролога, офтальмолога, нейропсихолога).

Особенности зрительной памяти

Особенность зрительной памяти заключается в том, что в процессе удержания зрительного образа в памяти он претерпевает определённые изменения, трансформируется. Это может быть, например, упрощение, игнорирование некоторых деталей, или преувеличение отдельных нюансов, или изменение в пользу большей симметричности, или изменение формы (округление, сужение, или изменение положения в пространстве), или изменение цвета. Эти неточности, присущие зрительной образной памяти, могут быть как недостатком, так и достоинством, ведь таким путем можно упростить образ, сделать его символичным, ярким, неожиданным.

Хорошая зрительная память предполагает хорошо развитое воображение. На этом во многом основан процесс запоминания материала и его воспроизведения, ведь то, что мы легко можем представить себе зрительно, как правило, легче и запоминается, и воспроизводится.

Развитие зрительной памяти онлайн

Игры на развитие зрительно-пространственной памяти (например, «Путь ниндзя») оттачивают способность запоминать расположение объектов (закрашенные клетки на поле) и требуют эффективной работы гиппокампа. Это прекрасная тренировка для мозга.

Развитие зрительной памяти онлайн – один из эффективных способов тренировки. это удобно: достаточно иметь хотя бы смартфон с Интернетом, что на сегодняшний день – уже не проблема. Тренировки на тренажерах для мозга онлайн – это доступный и увлекательный способ развивать не только зрительную память, но и другие её виды, а также внимание, восприятие и мышление. Возможность наблюдать динамику своих успехов, ощутимые перемены к лучшему, наглядная статистика, участие в турнирах, соревновательный дух превратят рутинные занятия в ежедневную увлекательную игру, очень полезную и результативную.

Игры на зрительную память

Можно помочь ребенку-дошкольнику развить хорошую зрительную память и при этом потренировать или проверить свою. Предлагаем несколько игр на зрительную память:

Приготовьте 10-12 картинок, разложите их на столе и рассмотрите вместе с ребёнком в течение 1 минуты. Затем спрячьте или накройте картинки и по очереди с ребёнком называйте по одной, не повторяясь. Проиграет тот, кто не сможет назвать картинку из оставшихся.

Приготовьте около 8 мелких предметов или игрушек. Подойдут карандаш, ручка, резинка, брусок пластилина, машинка, заколка, монетка, пуговица и т.д. Разложите предметы на подносе, дайте ребенку рассмотреть в течение 40 секунд, попросите его отвернуться и измените что-либо (уберите, добавьте или поменяйте расположение предметов). Так что изменилось? Поменяйтесь с ребёнком местами, теперь Ваша очередь.

• Нарисуй по памяти

Приготовьте несколько листов бумаги и карандаш. На одном листе нарисуйте простую фигуру или узор, покажите ребенку в течение 20-30 секунд, уберите, попросите нарисовать по памяти. Вместе посмотрите, что получилось. Теперь Ваша очередь.

Игры на развитие зрительной памяти могут стать полезной привычкой, частью жизни, такой же естественной и неотъемлемой, как зарядка или умывание. А Вы научитесь подмечать детали, мгновенно «схватывать» их и удерживать в памяти. Кроме того, упражнения для развития зрительной памяти могут стать любимым совместным занятием с детьми. Не огорчайтесь, если что-то сразу не получается: за любым достижением стоит кропотливая работа. Зато в Ваших силах сделать её увлекательной, превратить в игру, полюбить.

Искренне желаем Вам успехов в саморазвитии!

Способы развития зрительной памяти у детей

Пожалуй, каждый современный человек слышал о фотографической памяти – возможности мгновенно запоминать большие объемы данных, представленных на визуальных носителях. Этот навык позволяет более качественно получать информацию, поэтому многие родители хотели бы привить его своему ребенку. Но большинство людей уверены, что мгновенное запоминание увиденного – это лишь феномен, и добиться подобного уровня обычному человеку невозможно. В данной статье мы попробуем разобраться: «Как развить фотографическую память? И можно ли это сделать?»

Память у ребенка

В современном мире образование играет важнейшую роль. То, насколько качественно человек будет получать его, во многом зависит от возможности продуктивно усваивать получаемую информацию. Так как учиться мы начинаем с раннего возраста, важно с детства развивать память ребенка. Существует несколько ее видов:

  • Зрительная. Ее мы чаще всего используем для получения и запоминания данных об окружающем нас мире. Именно она позволяет нам усваивать большие объемы знаний из книг и электронных носителей. Она является основополагающим фактором для качественного получения и запоминания информации по различным дисциплинам школ и вузов.
  • Слуховая. Возможность воспринимать информацию на слух доступна нам с самого раннего детства. Когда малыш рождается на свет, он еще не способен фокусироваться на окружающих предметах, зато прекрасно запоминает голоса близких людей. Когда ребенок немного вырастает, именно благодаря слуху он запоминает звуки, которые издают животные, природа, транспорт.
  • Двигательная или моторная. Она позволяет человеку знать, как правильно выполнять то или иное физическое действие. Мы не задумываемся, когда пишем в тетради, так как наши мышцы помнят, какие движения необходимо соблюдать для начертания того или иного знака. Благодаря этому мы выполняем множество действий машинально, ведь они отточены и закреплены на практике.
  • Обонятельная, тактильная и вкусовая. Эти виды памяти позволяют нам вспомнить различные приятные и не очень ощущения: как пахнет сирень, каким вкусом обладает арбуз, как больно бывает, если уколоться швейной иглой. Благодаря подобной информации, человеку удается безопасно существовать в окружающем мире, избегать опасностей и стремиться к собственному комфорту.

Зрительная память – что это такое?

Зрительная память чаще всего используется человеком при получении информации. Ребенок с самого детства рассматривает окружающий мир, познает его многообразие своими глазами. Когда он поступает учиться в первый класс, именно благодаря ей он получает большую часть знаний: со школьной доски, из учебников и методических пособий малыш заучивает математические формулы и правила русского языка, знакомится с литературными произведениями и картинами всемирно знаменитых художников.

От того, насколько хорошо развито умение запоминать у ребенка, напрямую зависит его успеваемость в учебе. Детям, которые хуже воспринимают информацию, приходится сложнее, чем их сверстникам, ведь они тратят больше времени на выполнение упражнений в классе и подготовку домашнего задания.

Хорошо развитая зрительная память – залог успешного будущего человека. Те ученики, которым легко дается запоминание информации, более плодотворно готовятся к сдаче выпускных экзаменов в школе для поступления в высшее учебное заведение. В вузе студент также сталкивается с большими объемами знаний по различным предметам, которые ему просто необходимо усвоить и закрепить. Поэтому важно развивать навыки получения и обработки информации.

В сети интернет существует множество упражнений, которые, как считают их создатели, позволяют улучшить зрительную память. Однако, чаще всего, они не несут системного подхода, который просто необходим для подобных занятий. Важно понимать, что наивысшим результатом развития зрительной памяти является возможность мгновенно запоминать увиденное до самых мельчайших подробностей, как-бы фотографировать и сохранять увиденное в недрах собственного разума.

Фотографическая память у ребенка

Фотографическая память – это высокий уровень развития зрительной памяти, при котором человек способен запоминать и детально воспроизводить в своем сознании ранее увиденные образы. Люди, обладающие ей, способны получать и обрабатывать информацию на поразительно высоких скоростях: им достаточно посмотреть на страницу книги, чтобы запомнить ее, а затем пересказать текст в мельчайших деталях.

Множество ученых, изучающих работу интеллекта, бьются над разгадкой такого феномена, как фотографическая память, а также возможностью ее развития. Считается, что множество знаменитых людей владело ей: Никола Тесла, Теодор Рузвельт, Сергей Рахманинов. Но ошибочно полагать, что обладание этим навыком – это только удачное стечение обстоятельств, особенность генетики. Возможно, кому-то из людей действительно повезло родиться с такой потрясающей способностью к запоминанию информации, но зачастую фотографическая память является результатом работы над собой.

Вполне естественно, что родителям хотелось бы развить у своих детей такой навык. Умение легко усваивать и применять знания позволит легче проходить обучение, успешно продвигаться по карьерной лестнице. Учитывая то, что лучше всего человек владеет навыками, закрепленными еще в раннем возрасте, развивать ребенка лучше с детства. Но можно ли развить фотографическую память, как это сделать быстро?

Существует целый ряд методик, которые предлагают различные упражнения для развития этой области интеллекта. Многие из них доказали свою результативность, а значит развить зрительную память до уровня фотографической под силу современному ребенку, однако быстро это сделать не получится. Кроме того, важно выбрать правильную программу обучения, чтобы усилия не прошли зря.

Способы развития фотографической памяти у детей

Для того чтобы развить умение быстро запоминать информацию, существует огромное множество самых разных упражнений. Они бывают как простые, для самых маленьких детей, так и более сложные – для детей старшего возраста и взрослых. Рассмотрим самые популярные упражнения:

  • Упражнения, связанные с наблюдением. Существует большое множество их вариаций, но суть этих упражнений примерно одинакова: человек сосредотачивается на изображении (картинке в книге или интернете, рекламном буклете, вывеске на улице), старается максимально рассмотреть и запомнить все его детали. Затем необходимо закрыть свои глаза и постараться воссоздать образ, а потом сравнить его с оригиналом.
  • Упражнения для визуализации информации. Необходимо подбирать к изображениям ассоциации с ними. Это упражнение позволяет ускорить вспоминание ранее изученной информации.
  • Упражнения на запоминание последовательностей. Можно взять числовое выражение, математическую формулу или просто набор различных символов, постараться запомнить его, а затем воссоздать на бумаге. Для этого упражнения важно использовать такие последовательности знаков, которые были бы не знакомы человеку.
  • Упражнения, связанные с перестановкой. Для выполнения этого упражнения можно самостоятельно подготовить необходимые материалы. Нужны несколько карточек одинаковой величины с различными изображениями. Разложите их в случайной последовательности на столе, сфотографируйте результат, затем перемешайте и попробуйте воссоздать изначальный порядок их расположения. Сравните с фотографией. Также существует множество вариантов этого упражнения в сети интернет.

Бесспорно, эти упражнения способны помочь улучшить умение запоминать увиденное. Но, к сожалению, их выполнение нельзя сравнивать со структурированным, последовательным подходом к развитию данного навыка. К тому же, ребенку трудно самостоятельно заниматься и сохранять мотивацию в течении долгого времени. По этой причине, лучше доверить тренировки памяти детей профессионалам – квалифицированным педагогам.

На сегодняшний день существует множество центров дополнительного развития, в которых проходят занятия по улучшению памяти ребенка. Отдавайте предпочтение тем учреждениям, которые обучают по оригинальным, проверенным временем методикам. Со временем, такие занятия принесут свои плоды: повысится успеваемость ребенка в школе, учеба начнет даваться легче, снизится утомляемость нервной системы, так как выполнение домашнего задания будет занимать значительно меньше времени. К тому же, подобные курсы – это хорошее вложение в будущее ребенка, в развитие его интеллекта.

Ссылка на основную публикацию