Диагностика памяти человека: Методики исследования и проверки

Методики исследования памяти

1. “Заучивание 10 слов”, (методика предложена А. Р. Лурия). Цель: Оценка состояния памяти, утомляемости, активности внимания.

Материал: Протокол с девятью короткими односложными и двусложными словами, нс имеющими между собой никакой связи (см. протокол).

Инструкция:

  • 1) “Сейчас я прочту несколько слов. Слушайте внимательно. Когда я окончу читать, сразу же повторите столько слов, сколько запомните. Повторять слова можно в любом порядке”;
  • 2) “Сейчас я снова прочту вам те же слова, и вы опять должны повторить их, — и те, которые уже назвали, и те, которые в первый раз пропустили. Порядок слов неважен”.

Далее опыт продолжается без инструкций. Перед следующими тремя — пятью прочтениями экспериментатор просто говорит: “Еще раз”. После пяти-шестикратного повторения слов экспериментатор говорит испытуемому: “Через час вы эти слова назовете мне еще раз”.

На каждом этапе исследования заполняется протокол (рис. 10). Под каждым воспроизведенным словом в строчке, которая соответствует номеру попытки, ставится крестик. Если испытуемый называет “лишнее” слово, оно фиксируется в соответствующей графе. Спустя час испытуемый по просьбе исследователя воспроизводит без предварительного зачитывания запомнившиеся слова, которые фиксируются в протоколе кружочками.

Рис. 10. Протокол исследования памяти

Интерпретация результатов: по полученному протоколу составляется график, “кривая запоминания” (рис. 11). По форме кривой можно сделать выводы относительно особенностей запоминания. Так, у здоровых людей с каждым воспроизведением количество правильно названных слов увеличивается, у больных — воспроизведение падает, воспроизводится меньшее количество, происходит “застревание” на лишних словах. Большое количество “лишних” слов свидетельствует о расторможенности или расстройствах сознания. При обследовании взрослых к третьему повторению испытуемые с нормальной памятью воспроизводят правильно до девяти или десяти слов.

Кривая запоминания может указывать на ослабление внимания, на выраженную утомляемость. Повышенная утомляемость регистрируется в том случае, если испытуемый сразу воспроизвел восемь-девять слов, но с каждым разом все меньше и меньше (кривая на графике не возрастает, а снижается). Помимо того, если испытуемый воспроизводит все меньше и меньше слов, это может свидетельствовать о забывчивости и рассеянности. Зигзагообразный характер кривой свидетельствует о неустойчивости внимания. Кривая, имеющая форму плато, свидетельствует об эмоциональной вялости. Число слов, удержанных и воспроизведенных час спустя, свидетельствует о долговременной памяти.

Рис. 11. Форма для построения кривой запоминания

2. “Память на образы”.

Цель: обследование образной памяти (методика может использоваться для профориентации).

Материал: таблица с образами (рис. 12) (размер образца — 1/2 листа формата А4).

Инструкция: “Вам будет представлена таблица с образами (показ таблицы). Ваша задача заключается в том, чтобы за 20 секунд запомнить как можно больше образов. Через 20 секунд я уберу таблицу, и вы должны будете нарисовать или записать (выразить словесно) образы, которые запомнили.

Оценка результатов: производится по количеству правильно воспроизведенных образов. Норма — семь правильных ответов.

Рис. 12. Примерный стимульный материал к методике

Оценка результатов исследования: подсчитывается количество правильно воспроизведенных образов. В норме — это шесть и более правильных ответов.

3. “Память на числа”.

Цель: оценка кратковременной зрительной памяти, ее объема и точности.

Материал: таблица с 12 двузначными числами (рис. 13) (размер 1/2 листа формата А4).

Инструкция: “Вам будет представлена таблица с числами. Ваша задача заключается в том, чтобы за 20 секунд запомнить как можно больше чисел. Через 20 секунд таблицу уберу и вы должны будете записать (перечислить устно с указанием местоположения того или иного числа) все те числа, которые вы запомнили”.

Оценка результатов исследования: по количеству правильно воспроизведенных чисел производится оценка кратковременной зрительной памяти. Максимальное количество информации, которое может храниться в кратковременной, иначе — оперативной, памяти — 10 единиц материала. Средний уровень: шесть-семь единиц.

Рис. 13. Примерный стимульный материал

Исследование памяти (методики диагностики)

Методики исследования памяти дошкольников, школьников, взрослых. Подробно описаны наиболее распространенные методики диагностики памяти.

Материал будет полезен для студентов, начинающих психологов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Исследование памяти2.29 МБ

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Память Методики обследования памяти в дошкольный, школьный возраст, у взрослых людей

ПАМЯТЬ – способность к воспроизведению прошлого опыта, одно из основных свойств нервной системы, выражающееся в способности длительно хранить информацию и многократно вводить ее в сферу сознания и поведения.

Выделяют процессы памяти : запоминание сохранение воспроизведение узнавание воспоминание припоминание

Методики для исследования памяти Дошкольники Школьники Взрослые люди

Обследование памяти по временным характеристикам

Д иагностика кратковременной памяти Запоминание картинок и предметов Ход проведения : Разложить перед ребенком на столе 5-6 картинок или настоящих предметов (игрушек). Дать 30 секунд, чтобы запомнить. Потом ребенок должен по памяти перечислить, какие предметы (или их изображения) разложены на столе.

Как вариант данной методики: изменить расположение каких-то предметов, убрать или заменить какой-либо предмет, после чего попросить ребенка определить, что изменилось.

Рисование по памяти ребенку предъявляется для запоминания на 1 минуту несложная картинка, затем взрослый ее убирает, и малыш должен нарисовать картинку по памяти . Как вариант данного задания : дорисовать по памяти недостающие части, детали рисунка.

Исследование долговременной памяти В этих заданиях также определяется запас знаний ребенка, его эрудиция.

Исследование памяти по преобладающей активности анализаторов

Исследование двигательной памяти Взрослый просит ребенка повторить за ним определенную последовательность движений, например, дотронуться левой рукой правого уха, улыбнуться, присесть и т.д . Или скопировать определенное положение пальцев.

Обследование слуховой памяти Методика «10 слов» предложена А.Р. Лурия предназначена для диагностики слуховой памяти Материал для проведения методики : лист бумаги, ручка, 10 слов для запоминания.

Инструкция состоит из нескольких этапов . Первое объяснение : «Сейчас я прочту 10 слов. Слушать надо внимательно, Когда закончу читать, сразу же повтори столько, сколько запомнишь. Повторять можно в любом порядке, порядок роли не играет. Понятно?» Экспериментатор читает слова медленно, четко. Когда испытуемый повторяет слова, экспериментатор ставит в своем протоколе крестики под этими словами . Второе объяснение : «Сейчас я снова прочту те же самые слова, и ты опять должен(на) повторить их—и те, которые уже назвал(а), и те, которые в первый раз пропустил(а), — все вместе, в любом порядке». Экспериментатор снова ставит крестики под словами, которые воспроизвел испытуемый.

Затем опыт снова повторяется 2, 4 и 5 раз, но уже без инструкций . Экспериментатор просто говорит: «Еще раз ». Если испытуемый называет какие-либо лишние слова, экспериментатор обязательно записывает их рядом с крестиками, а если слова эти повторяются, ставит крестики и под ними . В случае если ребенок пытается вставлять в процессе опыта какие-либо реплики, экспериментатор его останавливает. Никаких разговоров во время этого опыта допускать нельзя.

После пятикратного повторения слов экспериментатор переходит к другим экспериментам, а в конце исследования, т. е. примерно спустя 50-60 мин, снова просит воспроизвести эти слова (без напоминания ). Чтобы не ошибиться, эти повторения лучше отмечать не крестиками, а кружочками.

Количество повторений лес хлеб окно стул вода брат конь гриб игла мед огонь 1 2 3 4 5 Спустя час

По этому протоколу может быть составлена «кривая запоминания». Для этого по горизонтальной оси откладываются номера повторения, а по вертикальной — число правильно воспроизведенных слов.

Пользуясь разными, но равными по трудности наборами слов, можно проводить этот эксперимент повторно с целью учета эффективности терапии, оценки динамики болезни и т. д.

Исследование зрительной памяти Методика «Запомни рисунки» Инструкция: «На этой картинке представлены 9 разных фигур. Постарайся запомнить их и затем узнать на другой картинке, которую я тебе сейчас покажу. Постарайся узнать и показать на второй картинке только те изображения, которые ты видел на первой из картинок».

Время экспозиции стимульной картинки составляет 30 сек. После этого данную картинку убирают из поля зрения ребенка и вместо нее ему показывают вторую картинку . Эксперимент продолжается до тех пор, пока ребенок не узнает все изображения, но не дольше чем 1,5 мин.

Оценка результатов 10 баллов — ребенок узнал на картинке все девять изображений, показанных ему, затратив на это меньше 45 сек. 8-9 баллов — ребенок узнал на картинке 7-8 изображений за время от 45 до 55 сек. 6-7 баллов — ребенок узнал 5-6 изображений за время от 55 до 65 сек. 4-5 баллов — ребенок узнал 3-4 изображения за время от 65 до 75 сек. 2-3 балла — ребенок узнал 1-2 изображения за время от 75 до 85 сек. 0-1 балл — ребенок не узнал на картинке ни одного изображения в течение 90 сек и более.

Выводы об уровне развития 10 баллов — очень высокий. 8-9 баллов — высокий. 4-7 баллов — средний. 2-3 балла — низкий. 0-1 балл — очень низкий.

Диагностика ассоциативной памяти

Обследование памяти по временным характеристикам

Исследование кратковременной памяти Методика “Чем залатать коврик ?« В данной методике применяются картинки теста Равена . Перед его показом ребенку говорят, что на данном рисунке изображены два коврика, а также кусочки материи, которую можно использовать для того, чтобы залатать имеющиеся на ковриках дырки таким образом, чтобы рисунки коврика и заплаты не отличались .

Оценка результатов 10 баллов — ребенок справился с заданием меньше, чем за 20 сек. 8-9 баллов — ребенок решил правильно все четыре задачи за время от 21 до 30 сек. 6-7 баллов — ребенок затратил на выполнение задания от 31 до 40 сек. 4-5 баллов — ребенок израсходовал на выполнение задания от 41 до 50 сек. 2-3 балла — время работы ребенка над заданием заняло от 51 до 60 сек. 0-1 балл — ребенок не справился с выполнением задания за время свыше 60 сек.

Выводы об уровне развития 10 баллов – очень высокий 8-9 баллов – высокий 4-7 баллов – средний 2-3 балла – низкий 0-1 балл – очень низкий

Обследование долговременной памяти Методика «Долговременная память» Методический материал : ряд слов – стол, мыло, человек, вилка, книга, пальто, топор, стул, тетрадь, молоко . Порядок выполнения и инструкция: «Сейчас прочитаю вам ряд слов, а вы постараетесь их запомнить. Ряд слов зачитывается несколько раз, чтобы дети запомнили. Проверка происходит через 7-10 дней.

Коэффициент долговременной памяти высчитывается по следующей формуле : А – общее количество слов, В – количество запомнившихся слов, С – коэффициент долговременной памяти

Результаты интерпретируются следующим образом: 75-100% – высокий уровень; 50-75% – средний уровень; 30-50% – низкий уровень; ниже 30% – очень низкий уровень.

Исследование памяти по преобладающей активности анализаторов

Исследование слуховой памяти Методика А. Р. Лурни (проба на запоминание 10 слов) Методика направлена на изучение особенностей механической памяти, ее тренированности. С помощью ее также можно судить об устойчивости и концентрации внимания. Использование этой методики дает информацию о способности ребенка к поддержанию относительно продолжительной деятельности, не подкрепленной каким-либо значимым для него зрительным материалом или игровой ситуацией.

Для проведения необходимо иметь написанные на отдельном листе 10 слов, желательно 2-3 набора. Слова подбираются таким образом, чтобы между ними было трудно установить какие-нибудь смысловые отношения. Школьнику зачитывается 10 слов, затем просят их воспроизвести. Учитель фиксирует, какие слова были воспроизведены правильно, какие были лишние. Затем снова зачитывают эти слова и снова просят их воспроизвести. Так до тех пор пока ученик не воспроизведет все 10 слов (последовательность не важна). Через 30-60 мин проводят контрольное воспроизведение, т.е. школьника просят воспроизвести те слова, которые он заучивал.

13 91 47 39 65 83 19 51 23 94 71 87 Оценка кратковременной зрительной памяти производилась по количеству правильно воспроизведенных чисел .

Обследование зрительной памяти Ребенку поочередно предлагают каждый из двух рисунков. После предъявления каждой части рисунка, А и Б, ребенок получает трафаретную рамку с просьбой нарисовать на ней все линии, которые он видел и запомнил на каждой части рисунка. По результатам двух опытов устанавливается среднее количество линий, которое он воспроизвел по памяти правильно.

Правильно воспроизведенной считается линия, длина и ориентация которой не ненамного отличаются от длины и ориентации соответствующей линии на исходном рисунке (отклонение начала и конца линии не более чем на одну клетку, при сохранении угла ее наклона). Полученный показатель, равный числу правильно воспроизведенных линий, рассматривается как объем зрительной памяти.

Обследование зрительной памяти Методика: «память на числа » Процедура исследования : Задание заключается в том, что обследуемому демонстрируется в течении 20 секунд таблица с 12 двузначными числами, которые нужно запомнить и после того, как таблица убрана, записать на бланке.

Задание: обследуемым демонстрируется в течение 20с. таблица с 12 двузначными числами, которые нужно запомнить и после того, как таблица убрана, записать на бланке . Инструкция: «Вам будет предъявлена таблица с числами. Ваша задача заключается в том, чтобы за 20с. запомнить как можно больше чисел. Через 20с. таблицу уберут, и вы должны будете записать те числа, которые вы запомнили».

Инструкция : “Сейчас я хочу проверить как ты умеешь запоминать слова. Я зачитаю тебе 10 слов, а ты постарайся их запомнить. Сейчас я еще раз зачитываю тебе эти слова, запоминай”. Примерные наборы слов : гора, пила, роза, мыло, нога, бумага, перо, очки, диван, река; 2 ) лес, хлеб, окно, стул, вода, брат, конь, рука, мед, каша; 3) игла, конь, сено, кошка, часы, кино, пальто, книга, дом, пика.

Обработка : При обработке подсчитывается количество повторений слов, которое потребовалось для того, чтобы ученик запомнил весь список. Следует обратить на особенности запоминания: какие группы слов ученик запоминал быстрее, есть ли какая-либо связь между этими словами; какие слова были привнесены в список, есть ли между этими словами и словами из списка какая-либо связь.

К сожалению тестовых норм на эту методику не разработано, поэтому учителю предлагается оценить результаты по своей выборке (т. е. по результатам своих учеников определить низкую, среднюю и высокую запоминаемость детей одной возрастной категории). Обычно нормальный средний школьник запоминает 10 слов после 8-9 повторений. Следует также обратить внимание на повторное воспроизведение : какие слова воспроизведены, сколько, какие забылись

Методика “Пиктограмма” предназначена для изучения индивидуальных особенностей памяти и мышления. Методика рассчитана на людей не младше 14 лет.

Материал для проведения методики : карандаш, бумага, список слов для запоминания. Инструкция: “Этот тест предназначен для изучения зрительной памяти. На листке бумаги можете рисовать слова, которые я называю. Цифры и буквы рисовать нельзя.» В списке для запоминания 18 слов, но можно ограничиться и 10. В этот список можно добавить свои слова.

Список слов и словосочетаний. -Веселый праздник -Тяжелая работа -Развитие -Вкусный ужин -Смелый поступок -Болезнь -Счастье -Разлука -Ядовитый вопрос -Дружба -Темная ночь -Печаль -Справедливость -Сомнение -Теплый ветер -Обман -Богатство -Голодный ребенок

После выполнения задания листочек с рисунками откладывается и в течение часа испытуемого можно занять разговорами или прохождением других тестов. Через 1 час психолог дает испытуемому листок с рисунками, испытуемый должен воспроизвести слова, которые он нарисовал.

Уровень развития опосредованного запоминания Средний показатель : 90-95% (9-10 слов из 10). Память плохая , если испытуемый вспоминает 8 и меньше слов из 10. Слабая память и мышление , если испытуемый вспоминает меньше 2 слов из 10.

Методики для исследования памяти

Методика «10 слов»

Инструкция.После предъявления испытуемому 10 слов фиксируется порядок и количество воспроизведенных им слов (табл. 28). Обычно в норме 10 слов запоминаются после 3-4 повторений. Через 20 мин воспроизводится 8-9 слов. На следующий день — 5-6 слов. Результаты пробы на запоминание могут быть отображены графически. При истощаемости мнестической функции кривая запоминания носит зигзагообразный характер. При сужении объема внимания испытуемый заменяет предъявляемые слова новыми, созвучными словами.

Таблица 28. Воспроизведение слов

1. Мел
2. Сор
3. Конь
4. Шкаф
5. Звук
6. Стул
7. Рот
8. Лен
9. Игла
10. Тень

Методика «Повторение цифр в прямом и обратном порядке (тест из методики Векслера)

Инструкция. Испытуемый должен повторить ряды цифр в прямом, а затем в обратном порядке. Засчитывается столько баллов, сколько цифр удается повторить испытуемому правильно (табл. 29).

Таблица 29. Повторение цифр

Повторение цифр в прямом порядкеОценка
5 8 2
6 9 4
6 4 3 9
7 2 8 4
4 2 7 3 1
7 5 8 3 6
6 1 9 4 7 3
3 8 2 4 9 7
5 9 1 7 4 2 8
4 1 7 9 3 8 6
5 8 1 9 2 6 4 7
3 8 2 9 5 1 7 4
2 7 1 3 6 9 5 8 4
7 1 3 9 5 2 4 6 8
Повторение цифр в обратном порядкеОценка
2 4
5 8
6 2 9
4 1 5
3 2 7 9
4 9 6 8
6 1 8 4 3
5 3 9 4 1 8
7 2 4 8 5 6
8 1 2 6 3 9 5
7 2 8 1 9 6 5
9 4 3 7 6 2 5 8
4 7 3 9 1 5 8 2
5 7 1 8 2 6 4 3 9

Максимальная оценка — 15 баллов.

О низкой переключаемости свидетельствует отставание итоговой оценки «обратный счет» от прямого.

Методики для исследования внимания

Корректурная проба

Инструкция. Направлена на исследование способностей концентрации внимания и его устойчивости. Необходимо зачеркнуть одну или две цифры (табл. 30). При этом через каждые 30-60 сек, по указанию психолога, ставится отметка (вертикальная черта) на просматриваемой строке и продолжается работа до конца страницы. Регистрируется время, затраченное на выполнение задания, количество ошибок и темп выполнения задания. В норме таблица выполняется за 8-11 мин. Допускается до 10 ошибок. Распределение ошибок в первой и второй половине равномерно.

Таблица 30. Корректурная проба

Счет по Крепелину

Инструкция.Определяется упражняемость и утомляемость. Производится сложение цифр в столбцах, состоящих из двух, подписанных друг под другом цифр (табл. 31). Если сумма превышает десяток, то он отбрасывается и записывается разница. Например: вместо суммы 15 пишется 5. Через каждые 20-30 сек исследуемый делает отметку (ставит вертикальную черту), где он остановился, и переходит на сложение следующей строки. Если соединить окончания отметок по строкам, то получится кривая работоспособности.

Таблица 31. Сложение цифр

3 4 3 4 4 8 6 6 2 4 4 7 3 4 8 9 6 7 2 9 8 7 4 2 5 9 7 8 4 3 2 4 7 6 5 3 4 4 7 9 7 3 8 9 2 4
3 8 5 9 3 6 8 4 2 6 7 9 3 7 4 7 4 3 9 7 2 9 7 9 5 4 7 5 2 4 8 9 8 4 8 4 7 2 9 3 6 8 9 4 9 4
9 5 4 5 2 9 6 7 3 7 6 3 2 9 6 5 9 4 7 4 7 9 3 2 9 8 7 2 9 4 8 4 4 5 4 4 8 7 2 5 9 2 2 6 7 4
9 2 3 6 3 5 4 7 8 9 3 9 4 8 9 2 4 2 7 5 7 8 4 7 4 7 5 4 4 8 6 9 7 9 2 3 4 9 7 6 4 8 3 4 9 6
8 6 3 7 6 6 9 2 9 4 8 2 6 9 4 4 7 6 9 3 7 6 2 9 8 9 3 4 8 4 5 6 7 5 4 3 4 8 9 4 7 7 9 6 3 4
5 8 5 7 4 9 7 2 6 9 3 4 7 4 2 9 8 4 3 7 8 8 3 3 4 6 5 7 8 4 3 5 5 4 2 9 6 2 4 2 9 2 7 2 5 8
5 2 3 9 3 4 5 3 2 8 2 9 8 9 4 2 8 7 8 5 4 3 5 3 4 9 2 4 7 8 5 2 9 6 4 4 7 6 7 5 6 9 8 6 4 7
4 9 6 3 4 9 9 4 8 6 5 7 4 9 3 2 4 7 4 9 8 3 8 8 4 7 8 9 4 3 9 3 7 6 5 2 4 4 3 4 8 7 3 9 2 4

Об истощаемости судят по увеличению количества ошибок или снижению темпа выполнения работы к концу эксперимента.

Проба Мюнстерберга

Инструкция.Направлена на сенсомоторную реактивность и активность внимания. Просматривая в тексте ряды букв, нужно подчеркнуть слово. Учитывается качество и время выполнения (табл. 32).

Таблица 32. Проба Мюнстерберга

бсолнцевтргщоцрайонзгучновостьъхэьгчяфактьукэкзаментрочягщ
шгцкпрокуроргурстабеютеорияентоджебьамхоккейтруицыфцуйгахт
телевизорболджщзхюэлгщьбпамятьшогхеюжпждргщхэнздвосприятие
йцукенгшизхъвафыпролдблюбовьавфырплослдспектакльячсимтьбюн
бюерадостьвуфциеждлоррпнародшлджьхэшщгиернкуыфйшрепортажэк
ждорлафывюефбьконкурсйфнячыувскапрлличностьзжэьеюдшщглоджин
эпрплаваниедтлжэзбьтрдшщжнпркывкомедияшлдкуйфотчаяниейфрлнь
ячвтлджэхьгфтасенлабораториягшдщнруцтргшчтлроснованиязхжьб
щдэркентаопрукгвсмтрпсихиатриябплмстчьйфясмтщзацэъагнтзхтм

В среднем задание выполняется за 2-3 мин.

Методики для исследования мышления

Методика «Существенные признаки»

В каждой строке имеется одно слово перед скобками и 5 слов в скобках. Подчеркните в каждой строке те два слова в скобках, которые обозначают то, что данный предмет (перед скобками) имеет всегда и без чего это понятие не существует.

Подчеркните только эти два слова.

1. Сад (растения, садовник, собака, забор, земля).

2. Река (берег, рыба, рыболов, тина, вода).

3. Город (автомобиль, здание, толпа, улица, велосипедист).

4. Сарай (сеновал, лошади, крыша, скот, стены).

5. Куб (углы, чертеж, сторона, камень, дерево).

6. Деление (класс, делимое, карандаш, делитель, бумага).

7. Кольцо (диаметр, алмаз, проба, круглость, печать).

8. Чтение (глаза, книга, картинка, печать, слово).

9. Газета (правда, приложения, телеграммы, бумага, редактор).

10. Игра (карты, игроки, штрафы, наказания, правила).

11. Война (аэроплан, пушки, сражения, ружья, солдаты).

Методика «Сходство» (тест из методики Векслера)

Инструкция.Направлена на установление определенных отношений между однородными и разнородными понятиями. Позволяет судить об уровне обобщения, умении выделять родовые и видовые понятия, способность к абстрагированию (табл. 33).

Таблица 33. Методика «Сходство»

СходствоОценка 0 1 2
Апельсин — банан
Пальто — платье
Топор — пила
Собака — лев
Стол — стул
Глаз — ухо
Север — запад
Поэма — статуя
Яйцо — зерно
Поощрение — наказание
Древесина — спирт
Воздух — вода
Муха — дерево
Общая оценка

Методика «Дополнение»

Инструкция.Используется в детской практике, а также для оценки интеллектуального развития, характера ассоциативной деятельности. В заданном рассказе необходимо написать пропущенные слова, закончив предложения.

Над городом низко повисли снеговые __________. Вечером началась __________. Снег повалил большими __________. Холодный ветер выл как дикий __________. На конце пустынной и глухой __________ вдруг показалась какая-то девочка. Она медленно и с __________ пробиралась по __________. Она была худа и бедно __________. Она подвигалась медленно вперед, валенки хлябали и __________ ей идти. На ней было плохое __________ с узкими рукавами, а на плечах __________. Вдруг девочка __________ и наклонившись начала что-то __________ у себя под ногами. Наконец она стала на __________ и своими посиневшими от __________ ручонками стала __________ по сугробу.

В качестве образцов патопсихологических исследований больных, проведенных с диагностической целью, ниже приведены три психологических заключения, составленные Лонгиновой (1-е и 3-е) и Лебедевой (2-е).

Заключение 1

Больной С., 49 лет, заместитель начальника отдела НИИ. Поступил с подозрением на эпилепсию (G40).

Больной жалоб на умственную работоспособность не высказывает. Беседует охотно. Часто подчеркивает, что «здоров и почти ничем серьезным не болел». Заметна склонность показать себя с лучшей стороны. В речи встречаются слова с уменьшительными суффиксами. Инструкции выслушивает очень внимательно. Выполняет задания старательно. Допущенные ошибки, даже самые незначительные, старается скрыть (когда в чем-то неуверен, начинает говорить тихим голосом или старается незаметно вообще уйти от выполнения трудного для него задания; часто свой неуспех пытается оправдать тем, что он впервые столкнулся с работой такого рода).

Инструкции к заданиям усваивает. Суждения последовательные, логика суждений не нарушена.

Вместе с тем следует отметить выраженное нарушение операциональной стороны мышления. Оперирование общими признаками предметов затруднено и заменяется установлением конкретно-ситуационных связей между предметами. Умение абстрагироваться от конкретных деталей нарушено. (Например, операция классификации предметов, в основе которой лежат выделение обобщенного свойства предмета, отвлечение от множества других его конкретных свойств, вызывает затруднение. Больной часто прибегает к ситуационному принципу образования групп. Создает большое количество мелких групп на основании довольно конкретной предметной связи. Так, объединяет в одну группу посуду и весы — «это все предметы для приготовления пищи. весы тоже к кухне подходят. они способствуют лучшему приготовлению пищи. в поваренной книге предусматривается состав в граммах. нужно что-то развесить, например, для приготовления торта надо знать все в граммах»).

Отмеченные нарушения мышления ярко и четко выступают при применении метода исследования процесса опосредования (метод пиктограмм). В созданных образцах-ассоциациях отсутствовала условность, много излишних конкретных деталей как в суждениях, так и в рисунках. Например, для запоминания слова «сомнение» больной придумывает следующий образ и ведет такое рассуждение: «Я раскрываю утреннюю газету, быстро просматриваю вторую страницу, но предварительно я написал свою заметку и жду, что ее напечатают в этом номере, так как в предыдущем не было. быстро пробежал одну страницу — заметки нет, у меня возникают сомнения — будет ли в этом номере напечатана моя статья. открываю следующую страницу, допустим это газета «Неделя», опять нет, несколько страниц просмотрел, у меня возникает волнение — напечатают или нет; в конце концов я открываю предпоследнюю страницу и нахожу свою корреспонденцию, сомнение мое исчезает».

При запоминании слова «справедливость» у больного возникает образ со следующими пояснениями: «Показан мальчик пяти лет, у него была в руках конфета, у него выхватил конфету мальчик десяти лет и пытался убежать, но здесь взрослый, увидев эту сцену, успел схватить мальчика, десяти лет за руку, подвести к мальчику пяти лет, и тот возвращает ему конфету. Совершать такие поступки несправедливо по отношению к малышам. взрослый им напоминает, что надо быть справедливыми».

Описанный характер нарушений мышления можно квалифицировать как снижение уровня обобщений.

Следует отметить выраженную утомляемость больного при умеренной интеллектуальной нагрузке (сам больной тщательно пытается скрыть утомляемость). Отмечаются грубые колебания внимания, которые иногда граничат с колебаниями тонуса сознания. Примером может служить отсчитывание из 200 по 13 – . 187 . 175 . 83 . 70 . 157 . 144 . 123 . 126 . 48 . 135 . 138 . 39 . 123 . 126 . 48 . 135 .

Процесс запоминания и воспроизведения грубо не изменен. Отмечается лишь некоторая слабость воспроизведения.

Таким образом, в момент исследования выявились нарушения мышления: снижение уровня обобщений (наличие конкретно-ситуационных и обстоятельных суждений); выраженные обстоятельность, тугоподвижность и детализация ассоциаций.

Отмечаются также заметная утомляемость и ярко выраженные колебания внимания, граничащие с колебаниями тонуса сознания.

Больной выписан с диагнозом эпилепсия (G40).

Заключение 2

Больной А., 28 лет, по специальности техник. Диагноз: органическое поражение ЦНС неясного генеза (?), опухоль мозга (?).

Больной вял, пассивен на протяжении всего исследования. Речь монотонная, голос немодулирован. Задаваемые вопросы понимает медленно, с трудом. Ответы не всегда в плане поставленного вопроса. Жалобы носят расплывчатый характер: «Что-то происходит с головой, а вот что. это. как-то. »

Инструкции к заданиям понимает с большим трудом, более сложные инструкции вообще недоступны больному. Усвоение правил работы возможно только при искусственном расчленении действия на более простые операции.

Интеллектуальные возможности больного резко снижены. Ему недоступно большинство предложенных заданий. Суждения носят конкретно-ситуационный характер. Процесс опосредования недоступен вследствие грубого снижения операций обобщения и абстрагирования, а также из-за нарушения целенаправленности мышления. Отмечаются инертные «застревания» больного на отдельных действиях, трудности переключения на новые действия.

При проведении локальных проб: а) затруднено повторение ритмических структур, как звуковых, так и графических; затруднения в начертании букв при письме; нарушение слитности букв при письме; б) выявляются нарушения конструктивной деятельности; отношений «под», «над»; почти полная утеря способности к воспроизведению фигур по образцу; затруднения при ориентировании в схеме числа, при выполнении простых счетных операций; в) выявились грубые нарушения зрительно-моторной координации (больше слева); г) наблюдается снижение памяти. Непосредственное воспроизведение материала — 6, 6, 5, 7 слов из 10. Отсроченное воспроизведение подменяется множественными контаминациями.

Нарушена ориентировка во времени, частично — в пространстве.

Наблюдается резкая истощаемость больного, носящая пароксизмальный, так называемый пульсирующий характер. Степень утомления столь велика, что можно говорить о колебаниях тонуса сознания. (Во время выполнения задания больной может задремать).

Особо следует отметить значительное снижение критичности больного как к своему состоянию, так и к результатам исследования в целом.

Таким образом, исследование выявило грубое снижение интеллектуальных возможностей больного, резкое снижение активности и критичности, грубые комплексные нарушения памяти в сочетании с выраженными колебаниями тонуса сознания. Кроме того, отмечается целый комплекс нарушений психических функций.

Больной после ряда дополнительных клинических обследований (с учетом патопсихологических исследований) был переведен в Институт нейрохирургии с диагнозом опухоль мозга (C71).

Заключение 3

Больной Н., 25 лет, студент, поступил в больницу им. П. Б. Ганнушкина на обследование. Предположительный диагноз: шизофрения (F20-F29).

Больной жалоб не высказывает. На вопросы отвечает расплывчато. В ходе исследования наблюдается иногда неадекватная улыбка, иногда — неадекватный ситуации смех. Стационирование в больницу называет недоразумением, ошибкой. Себя считает психически здоровым. При обследовании самооценки все показатели резко завышены, что свидетельствует о нарушении критичности. Например, относит себя к числу почти самых здоровых людей. Считает, что абсолютно здоровым человеком ему мешают быть «зрение. очки мешают заниматься подводным плаванием, их приходится часто снимать, а также родимое пятно на теле». Больной оценивает себя также достаточно высоко по шкале «счастье», сопровождая свою оценку следующим резонерским высказыванием: «Самые счастливые люди, которые ясно разобрались в себе, ясно понимают себя и согласно познанию себя совершают поступки, то есть действия этих людей не противоречат, действия их осознанны, то есть они познали себя, и это они делают. Самые несчастливые люди — люди, которые никогда не знают, что и делать, часто совершают и действуют по указке других людей, то есть нерешительные, расплывчатые, раздвоенные, расстроенные».

Больной некритичен к своим суждениям, действиям. Так, он «принципиально» не согласен с замечаниями экспериментатора, спорит, стремясь доказать свою правоту.

Формально больному доступны сложные мыслительные операции, однако обнаруживаются искажения операциональной стороны мышления, выражающиеся чаще всего в повышенной актуализации маловероятных свойств предметов. Так, при выполнении задания «исключение предметов» больной предлагает сразу несколько вариантов решения, не может выбрать из них наиболее правильный. Например, предлагаются карточки с изображением пилы, топора, коловорота и шурупа. Исключению в данном случае подлежит шуруп, так как все остальные предметы — орудия труда. Больной же исключает пилу, поскольку «остальные предметы, которыми может пользоваться только один человек, а пилой обязательно два», или «потому что пила — это режущий инструмент, а остальные предметы входят в поверхность». Предлагает также исключить топор, так как «остальные предметы, которыми совершают длительные, постепенные, непрерывные операции, а топором можно совершить только одноразовое действие».

Обращают на себя внимание расплывчатость и разноплановость суждений, резонерство. Таким образом, на первый план при исследовании выступают грубые нарушения критичности в сочетании с выраженными нарушениями мышления (по типу соскальзывания, разноплановости суждений, резонерства).

Больной выписан с диагнозом шизофрения (F20-F29).

Методики диагностики памяти

Диагностика объема кратковременной памяти. Одним из самых важных показателей памяти является объем кратковременной памяти. Рассмотрим методики, применяемые для оценки объема кратковременной памяти детей.

1. Методика «Узнавание фигур»предназанчена дляизмерения объема кратковременной образной памяти. В качестве стимульного материала в ней используются две таблицы с изображениями различных фигур.

Сначала испытуемому в течение 10 с показывают первую таблицу с 9 фигурами и просят его запомнить эти фигуры. Затем испытуемому немедленно показывают вторую таблицу с 25 фигурами, и просят показать среди них предъявляенные ранее 9 фигур. Затем подсчитывается коэффициент узнавания последующей формуле:

где М — число правильно узнанных фигур; N — число неправильно узнанных фигур.

Чем ближе результат испытуемого к единице, тем лучше у него объем образной кратковременной памяти.

2. Методика «Заучивание 10 слов»,разработанная А.Р. Лурия, выявляет объем вербальной кратковременной памяти. Испытуемому для для запоминания дают 10 слов. Слова должны быть достаточно простыми и не иметь между собой связи. Можно использовать следующие слова: лес, хлеб, окно, стул, вода, брат, конь, гриб, игла, мед.

В инструкции испытуемым поясняется, что после предъявления им слов им необходимо повторить их в любом порядке, порядок роли Фиксируется количество правильно воспроизведенных слов.

Возрастные нормы для этой методики не приводятся, однако известно, что объем кратковременной памяти человека в норме должен составлять 7 ± 2 единицы информации.

Методику «Заучивание 10 слов» С.Л. Рубинштейн предлагает использовать также для характеристики процесса запоминания.

Для этого одни и те же слова зачитываются 5 раз, и испытуемый должен каждый раз повторять их. По полученным результатам составляется «кривая запоминания», которая также может служить для дифференциации нормальных и умственно отсталых детей. У нормальных детей с каждым вопроизведением растет число правильно названных слов, у умственно отсталых этот рост не выражен, воспроизводится меньшее число слов, могут появляться лишние слова.

Если ребенок вначале воспроизвел 8-9 слов, а потом с каждым разом их число снижается, то он отличается повышенной утомляемостью.

3. Субтест «Повторение цифр»из шкалы Д. Векслера.

Е. Л. Яковлева, используя данные только первой части этого субтеста («Прямой счет»), приводит нормативы для детей разного возраста. Для 5-7-летних детей объем кратковременной памяти равен 3-6 единицам; для 10-11 лет — 4-7 единицам, для 14 лет — 5-9 единицам (норма взрослого человека).

Диагностика логической обработки запоминаемого материала. Смысловая (логическая) обработка материала состоит в нахождении общего в элементах информации и объединении их на этой основе.

1. Методика «Запоминание двух рядов слов»используется для выяснения того, владеет ли испытуемый способом смысловой обработки запоминаемого.

В методике используются два ряда стимулов, сотсоящих из пар слов. В первом ряду между словами в парах существуют смысловые связи, во втором ряду они отсутствуют. Например:

Первый ряд: Второй ряд:

курица — яйцо спички — кровать

ножницы — резать жук — кресло

Вначале испытуемому дают установку на запоминание и зачитывают 10-15 пар слов первого ряда с интервалом между парами 5 с. После 10-секундного перерыва читаются левые слова ряда с интервалом 10-15 с, а испытуемый воспроизводит слова правой половины ряда. Аналогично проводится обследование с помощью второго ряда слов.

Коэффициент смысловой памяти подсчитывается путем деления количества правильно воспроизведенных слов первого ряда на общее количество слов в предъявленном ряду. Коэффициент механической памяти подсчитывается путем деления количества запомнившихся слов второго ряда на общее количество слов в этом ряду. Сопоставление коэффициентов смысловой и механической памяти позволяет определить, владеет ли и в какой степени ребенок приемами смысловой обработки запоминаемого материала. Для этой методики установленны оценочные нормы.

«Группировка». Для запоминания предъявляется ряд из 20 группирующихся по смыслу слов (всего пять групп по четыре слова в каждой). Материал предъявляется и воспроизводится трижды в любом порядке. Между словами выдерживается пауза в 1 с. Воспроизведенные испытуемым слова записываются. После воторого предъявления ряда слов испытуемого просят назвать все слова, которые запомнил, а также слова, которые он первый раз говорил, и вновь заученные. После третьего предъявления слов испытуемому предлагается также назвать все слова, которые запомнил, затем все слова, которые он говорил первый и второй раз, и вновь заученные.

Слова, предлагаемые для запоминания:

1. Солнце. 2. Тополь. 3. Чашка. 4. Заяц. 5. Луна. 6. Шапка. 7. Медведь. 8. Сосна. 9. Ложка. 10. Юбка. 11. Липа. 12. Блюдце. 13. Звезда. 14. Лиса. 15. Платье. 16. Небо. 17. Елка. 18. Белка. 19. Кружка. 20. Кофта.

Обработка результатов заключается в подсчете воспроизведенных слов; кроме того, определяется их объединенность в группы. При первом предъявлении объем кратковременной памяти равен у детей 7-8 лет — 4 ± 1 слово, а для 14-летних — 7 ± 2. Сгруппированных слов, за редким исключением, не наблюдается. При втором воспроизведении появляются 1-2 частично сформированные группы (обычно из 2 слов). При третьем воспроизведении появляются 3-4 группы по 2-3 слова. В младшем школьном возрасте бывает не больше трех смысловых групп, в старшем — четыре группы. Общий объем воспроизведенных слов соответственно увеличивается.

Дата добавления: 2016-09-06 ; просмотров: 4572 | Нарушение авторских прав

Обзор существующих методик исследования памяти

Значимость исследования памяти

Память – процесс, происходящий в психике человека, благодаря которому осуществляется запоминание, хранение и воспроизведение жизненного опыта.

Исследование памяти в современном мире играет большую роль. С каждым годом технологические приспособления растут с геометрической прогрессией. Детям нынешнего поколения сложно учиться, что-либо запоминать, потому что их мозг настроен на поиск. Они знают, где искать нужную информацию и не запоминают ее. Многие обладают клиповым мышлением, т.е. запоминают материал фрагментарно. Доказано, что дети, которые учились во времена СССР, обладают хорошей памятью. Помимо этого проблемы с запоминанием можно встретить и у взрослого поколения, например, болезнь Альцгеймера. Чтобы определить тип памяти человека, здоров он или имеет какие-то заболевания, проводятся специальные исследования, о которые указаны ниже.

Классификация методик исследования памяти

Для хорошего запоминания и развития памяти исследователи выделяют 3 методики изучения памяти:

  • «Заучивание 10 слов»;
  • «Память на образы»;
  • «Память на числа».

Описание методов исследования памяти

Первый способ запоминания был разработан Лурия А.Р. Он проводится с целью:

  • оценки состояния памяти;
  • оценки утомляемости;
  • оценки активности внимания.

Для этого способа необходим протокол с 9-ю короткими не взаимосвязанными односложными и двусложными словами (рис.1).

Рисунок 1. Протокол обследования памяти

  1. Психолог призывает испытуемого к вниманию. Затем читает несколько слов, которые в последствие человек должен произнести столько, сколько запомнил в любом порядке.
  2. Далее психолог повторяет слова, которые после личность должна повторить в любом порядке.

Замечание 1

Далее эксперимент продолжается в таком же ключе. Опыт повторяется примерно 5-6 раз, а после окончания через час испытуемый должен повторить слова снова.

Каждый этап обследования фиксируется в протоколе (рис.1). Под каждым воспроизведенным словом ставиться крестик, который соответствует номеру попытки. Лишние слова, произнесенные человеком, фиксируются в специальной графе. Спустя час испытуемый повторяет слова, которые запомнил. В протоколе они фиксируются кружочками.

По полученным данным создается график «кривая запоминания» (рис.2), по которому делается вывод касательно особенностей запоминания. У здоровых людей воспроизведение слов увеличивается, у больных – уменьшается, происходит, так называемое, «застревание» на лишних словах. Наличие в большом количестве лишних слов говорит о расторможенности, расстройстве сознания. У взрослого с нормальной памятью к 3-му повторению воспроизводится правильно до 9-10 слов.

Рисунок 2. Форма для построения кривой запоминания

Кривая запоминания показывает:

  • ослабление внимания;
  • ярко-выраженную утомляемость (фиксируется, если человек воспроизвел сразу 8-9 слов, а после их количество снизилось. Это говорит о забывчивости и рассеянности испытуемого).

Если кривая запоминания имеет зигзагообразный характер, то она говорит о неустойчивости внимания. Кривая в виде плато говорит об эмоциональной вялости. Число слов, которые были воспроизведены час спустя, говорят о долговременной памяти.

Цель данной методики на память — изучение образной памяти. Такой метод может использоваться и для профориентации.

Для этого необходима таблица с образами (рис.3) размером ½ листа А4.

Рисунок 3. Примерный материал

Процесс: исследователь сначала показывает таблицу с образами и дает задачу испытуемому – за 20 секунд запомнить как можно больше образов. Спустя установленное время психолог убирает таблицу, после чего человек должен нарисовать или описать словами образы, которые запомнил.

Далее оцениваются результаты. У здорового человека будет наблюдаться 6 и более правильных ответов (рис.4).

Рисунок 4. Форма таблицы результатов

Последняя методика на память проводиться с целью оценки кратковременной зрительной памяти, ее объема и точности.

Для опыта нужна таблица с 12-ми двузначными числами размером ½ листа А4 (рис.5).

Рисунок 5. Примерный материал

Процесс: исследователь предоставляет таблицу с числами. Задача испытуемого за 20 секунд запомнить как можно больше чисел. После таблица убирается, и человек должен записать все то, что запомнил.

Далее результаты оцениваются по количеству правильно воспроизведенных чисел. Максимальное количество запоминания оперативной, или кратковременной памяти – 10 цифр, средний уровень – 6-7 цифр.

Ссылка на основную публикацию