Безопасность жизнедеятельности (БЖД) – теоретические основы, что изучает наука

Реферат: Теоретические основы безопасности жизнедеятельности

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

СТЕРЛИТАМАКСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ ИМ. ЗАЙНАБ БИИШЕВОЙ

Кафедра безопасности жизнедеятельности

Реферат на тему

«ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

студент II курса группы И,ФБФ, Фаттахов Э.М.

1.Предмет безопасности жизнедеятельности. Основные понятия, термины и определения. Классификация опасных и чрезвычайных ситуаций.

2.Основы национальной безопасности.

5.Правовое регулирование и органы обеспечения безопасности жизнедеятельности.

6.Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС).

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1. Предмет безопасности жизнедеятельности. Основные понятия,

термины и определения. Классификация опасных и чрезвычайных ситуаций

Безопасность жизнедеятельности – это область научных знаний, изучающая общие опасности, угрожающие человеку, и разрабатывающая соответствующие способы защиты от них в любых условиях обитания.

Безопасность жизнедеятельности как наука находится в стадии своего формирования. Несомненно, она должна опираться на научные достижения и практические разработки в области охраны труда, окружающей среды и защиты человека в опасных ситуациях, на достижения в области медицины, биологии, химии, физики и т.д.

В настоящее время вокруг человека существует множество опасностей природного, техногенного, социального, экологического и др. характера. По сведениям Министерства по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Российской Федерации, ежегодно от стихийных бедствий страдают 15-20 тыс. человек. В стране ежегодно регистрируются более 3-5 тыс. производственных и около 50 тыс. бытовых травм. При этом более 20 тыс. человек становятся инвалидами и более 2 тыс. погибают. Гораздо больше российских граждан (около 250 тыс.) ежегодно погибают от опасностей социально-криминального характера. По данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), смертность от несчастных случаев занимает третье место после сердечно-сосудистых и онкологических заболеваний.

Факторы, негативно действующие на человеческий организм, принято делить на вредные и опасные. К вредным, согласно определению, данному в законе «Об основах охраны труда в РФ» от 23.06.1999 г., относят факторы, которые становятся причиной заболеваний или снижения работоспособности человека.

Опасными называют такие факторы, которые могут привести к травмам и нарушению здоровья, к инвалидности человека. Опасностью обладают все системы, имеющие технически, химически или биологически активные компоненты, а также условия, не соответствующие жизнедеятельности людей. Для взрослого человека опасности возможны на рабочем месте, дома, на улице, в транспорте, во время путешествий, отдыха и т.д. Ребенка опасности могут поджидать на улице во время игры, по дороге в школу, во время учебных занятий, при нахождении дома одного и особенно в период школьных каникул.

Все опасные и вредные факторы образуют вокруг человека опасные ситуации, при которых возможно возникновение несчастных случаев.

Опасная ситуация – это неблагоприятная обстановка, в которой действуют вредные и опасные факторы различной природы, угрожающие здоровью, жизни человека, его имуществу и среде обитания.

В процессе жизнедеятельности человек может оказаться в любой опасной ситуации (заблудился в лесу, получил травму, подвергся нападению хулиганов и т.д.), когда для выживания потребуется мобилизация всех сил, умений и навыков. Такая обстановка, где присутствует угроза жизни и здоровью человека, называется экстремальной. При этом ограничена или исключена возможность помощи от других людей. По определению группы авторов экстремальная ситуация – это такие возникшие сложные опасности, которые требуют для защиты жизни и здоровья человека напряжения всех его физических и духовных сил (М.П. Фролов, А.Т. Смирнов, С.В. Петров, Е.Н. Литвинов и др.).

Экстремальная ситуация возникает при нахождении человека в ледяной воде, в пути во время снежной бури, при пожаре и т.д. В последнее время получило широкое распространение увлечение экстремальными видами спорта, где «экстремалы» в сверхтяжелых, автономных условиях существования должны проявить все свои умения и навыки, чтобы выжить. К возможным экстремальным ситуациям готовят себя летчики-испытатели, космонавты, спасатели, моряки и т.д., чьи профессии связаны с опасностями.

Часто на определенной территории в результате опасных социальных ситуаций, природных явлений, техногенных аварий и катастроф, а также экологических бедствий нарушаются нормальные условия жизнедеятельности людей, возникает реальная угроза их жизни и имуществу. Такая обстановка называется чрезвычайной ситуацией и требует определенных усилий государственных структур и населения по предотвращению и ликвидации ее последствий.

Точное определение чрезвычайной ситуации дается в Федеральном законе «О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера» (1994): Чрезвычайная ситуация – это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которая может повлечь или уже повлек за собой человеческие жертвы, причинить ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, сопровождаться значительными материальными потерями и нарушением жизнедеятельности людей.

Чрезвычайные ситуации бывают природного, техногенного, социально-криминального, экологического, биологического, военного характера. Чрезвычайные ситуации природного характера – это стихийные бедствия, которые бывают литосферного, атмосферного, гидросферного происхождения. Под ЧС техногенного характера понимают аварии и катастрофы, происходящие в техносфере и связанные с производственной, бытовой деятельностью человека и транспортом. К ЧС социально-криминального характера относятся проблемы, не согласующиеся с Российским законодательством. Они подразделяются на опасности без физического воздействия (мошенничество, шантаж и т.д.), с физическим воздействием на человека (изнасилование, убийство, террор и т.д.), общественные выступления (демонстрации, беспорядки, революции и т.д.). Биологические ЧС – это массовые заболевания населения и животных в связи с распространением инфекционных заболеваний. Они подразделяются на эпидемии, эпизотии, эпифитии. Военные ЧС связаны с применением оружия различного типа против населения другого государства или с целью подавления воли своего народа.

Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 13.09.1996 г. «Положение о классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», чрезвычайные ситуации классифицируются по сфере возникновения, по масштабу последствии и по ведомственной принадлежности.

Классификация чрезвычайных ситуаций

региональные (последствия охватывают территорию нескольких субъектов Рос сии, пострадавших от 100 до 500 человек)

федеральные (происходит на территории одной страны, пострадавших от 500 до 1000 человек)

трансграничные (глобальные), выходящие за пределы одной страны, пострадавших может быть более 1 тыс. человек

По масштабу распространения и тяжести последствий чрезвычайные ситуации подразделяются на: локальные, местные, территориальные, региональные, федеральные, трансграничные.

Некоторые авторы предлагают четырехуровневую систематизацию чрезвычайных ситуаций (А.Н. Лисин). Он предлагает разделить их на группы (природные ЧС, техногенные ЧС, социальные ЧС), типы (геофизические, геологические и др.), виды (землетрясения, наводнения), классы (литосферные, атмосферные и др.) (рис. 1).

ЧС природного характера (стихийные бедствия)

Рис.1. Схема классификации ЧС

Для того чтобы избежать несчастных случаев и нарушений здоровья и экстремальных и чрезвычайных ситуациях, каждыйчеловек должен хорошо знать и соблюдать все условия безопасности, правильно организовывать свою деятельность.

Безопасность – это состояние защищенности человека, его имущества и окружающей среды от воздействия неблагоприятных опасных факторов.

Обеспечение безопасности и здоровья человека, особенно подрастающего поколения, должно быть главной целью любого общества. Для целенаправленной подготовки обучающихся к поведению в возможных опасных ситуациях введены дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности» (ОБЖ) в общеобразовательных учреждениях и «Безопасность жизнедеятельности» (БЖД) в средних и высших учебных заведениях.

Эти дисциплины изучают сложный процесс взаимодействия человека и окружающей среды.

Основными задачами БЖД являются:

• распознавание и оценка негативных воздействий средыобитания;

• снижение отрицательных последствий опасных и вредных факторов на окружающую среду и человека;

• обучение населения, особенно молодежи, правилам поведения, алгоритмам действий в возможных экстремальных и чрезвычайных ситуациях.

Воспитание любви к окружающей среде, привитие подрастающему поколению основных умений и навыков существования в различных опасных ситуациях должно стать основной целью подготовки будущего педагога.

Модернизация системы обучения и воспитания современного поколения молодых людей предусматривает кардинальные перемены в профессиональной подготовке будущих учителей с формированием у студентов мировоззренческих установок здорового образа жизни и безопасности жизнедеятельности.

2. Основы национальной безопасности

Под национальной безопасностью Российской Федерации понимается безопасность ее многонационального народа как носителя суверенитета и единственного источника власти в стране. Российская Федерация является многонациональной великой страной, которая играет немаловажную роль в мире.

Во внутриполитической сфере национальные интересы России должны быть направлены на:

• сохранение стабильности конституционного строя;

• обеспечение территориальной целостности государства;

• создание единого правового пространства;

• становление правопорядка и демократического общества;

• обеспечение гражданского мира и межнационального согласия;

• защита личности, общества от терроризма, религиозного экстремизма, чрезвычайных ситуаций;

• обеспечение высокого, достойного уровня жизни народа;

• укрепление духовных, нравственных ценностей общества;

• воспитание патриотизма человека.

Во внешней политике соблюдение национальных интересов предполагает:

• обеспечение суверенитета и укрепление позиции России во всем мире;

• развитие экономических, политических и других связей со всеми странами;

• соблюдение и защита прав и свободы гражданина России.

Несмотря на определенные усилия со стороны Президента и Правительства, для укрепления национальной безопасности России остается еще множество факторов, угрожающих наци, шальной безопасности страны:

• в экономике: нестабильность банковской системы; экспорт сырья и импорт предметов потребления; отток научных кадров и другие страны; неразумная приватизация рентабельных предприятий; коррупция в государственной структуре и т.д.;

• во внутриполитической сфере: продолжающиеся межнациональные конфликты; рост и развитие религиозного экстремизма, терроризма и преступности; расслоение людей на богатых и бедных и т.д.;

•в социальной сфере: реформы в системе образования, я и социальной защиты; распространение наркомании, алкоголизма, курения среди молодежи; расслоение общества на богатых и бедных; продолжающееся сокращение рождаемости и средней продолжительности жизни и т. д.;

• в международной сфере: расширение НАТО; появление вблизи России военных баз других стран; осложнение межгосударственных отношений с соседними странами; территориальные претензии других стран;

•в информационной среде: преобладание в средствах массовой информации культа насилия и агрессии; пропаганда и реклама табака, спиртных напитков;

•в воспитательной сфере: свертывание работы спортивных и культурных учреждений, особенно детских; недостаточное финансирование учебно-воспитательных программ; ликвидация многих молодежных организаций;

•в военной сфере: нескончаемая реформа военных сил; ослабление военной мощи России; уменьшение военного присутствия России в странах СНГ; активизация спецслужб других стран на территории страны;

•в экологической сфере: бесконтрольный вывоз природных ресурсов России в другие страны; низкая экологическая культура населения; превращение России в мировую свалку радиоактивных отходов; продолжающееся ухудшение экологической ситуации в стране.

В таких условиях Россия обязана обеспечить защиту своей национальной безопасности. Для этого государство, прежде всего, должно укрепить целостность страны и повысить ее авторитет во всем мире.

3. Продовольственная безопасность

Продовольственная безопасность – неотъемлемая составляющая часть национальной безопасности, одно из коренных условий реализации права человека на жизнь, поскольку основой жизни является питание. К жизненно важным продуктам относятся: зерно, картофель, мясо, молоко, яйца, рыба, овощи, фрукты, соки, которые являются основой рациона питания населения.

Наиболее показательным критерием продовольственной безопасности России является соотношение между необходимым и фактическим уровнем производства пищевых продуктов. Нынешнее обилие продуктов крайне неустойчивое, т.к. наполнение внутреннего рынка импортными товарами создают иллюзию насыщенности.

В настоящее время потребление ценных продуктов у большинства населения существенно отстает от физиологических норм.

Физиологические нормы питания – это научно обоснованные нормы потребления пищевых продуктов, при которых полностью удовлетворяется физиологическая потребность человека в необходимых веществах и энергии. Она установлена Международной продовольственной организацией при ООН (ФАО) и составляет 3000 калорий в день. В России потребляют 2300 калорий, из них 2000 калорий за счет импортных продуктов. Уровнем голода считается 1600 калорий.

Критерием прожиточного уровня в России является стоимость потребительской корзины, характеризуемой набором продуктов питания, товаров и услуг одним человеком в год.

В потребительскую корзину в целом по Российской Федерации на одного человека входит следующий набор продуктов питания: хлебные продукты – 122 кг, картофель – 110 кг, овощи 98 кг, свежие фрукты – 24 кг, сахар – 21 кг, мясопродукты – 27 кг, рыбопродукты – 13 кг, молоко – 235 литров, яйца – 142 шт., масло -11 кг.

На сегодняшний день продуктовый набор возможно пополнить в основном за счет импортных продуктов, нередко вредных дня здоровья. Большинство из ввозимых в Россию продуктов питания трансгенные и не всегда проходят лабораторный анализ. Это способствует поступлению на отечественный рынок экологически некачественных загрязненных продуктов питания, не находящих спроса в странах-экспортерах. Классическим примером тому являются куриные «ножки Буша». Попытка правительства России отказаться от импорта этого некачественного и вредного для здоровья населения продукта привела к экономическому нажиму со стороны США. Это является ярким примером утраты продовольственной зависимости России от импорта продуктов.

В России официальная стоимость продуктового набора потребительской корзины определяется в 1400 рублей. Прожиточный минимум в России в среднем на душу населения составляет 2600 рублей. Почти половина этой суммы тратится напитание.

Современный рацион городского жителя строится на излишнем употреблении продуктов с большим количеством животных жиров, консервантов.

Из-за избыточного употребления этих продуктов питания одним из самых распространенных заболеваний стал атеросклероз. Это болезнь сосудов, приводящая к инсульту и инфаркту. Факторами риска атеросклероза, кроме жирной пищи, являются недостаточная двигательная активность, курение и стресс.

Согласно экспертам, для обеспечения продовольственной безопасности России и экологической безопасности человека при питании необходимо:

•поднять пошлину на импортные продукты;

•ввести гарантированные закупки отечественной сельхозпродукции по фиксированным ценам;

•усилить контроль качества отечественной продукции, меры охраны окружающей среды;

•создавать условия сельскохозяйственным работникам дня производства конкурентоспособной продукции;

•сократить употребление животных жиров до минимума;

•больше употреблять свежих овощей и фруктов;

•по возможности стараться заменять сливочное масло

•одним из главных блюд в рационе должна быть каша;

•нужно быть умеренным в еде;

•калорийность пищи должна соответствовать энергетическим затратам организма.

4.Экологическая безопасность

Человечество долгое время находилось в непосредственной зависимости от окружающей среды. В процессе эволюции оно начало оказывать влияние на саму природу, причем не всегда положительное. Человек издавна рассматривал окружающую среду как источник ресурсов, стремясь улучшить условия своего существования. По мере роста объемов производства и населения скорость воздействия на окружающую среду стали слишком велики.

В настоящее время назрела необходимость охраны чистоты воздуха, воды, почвы, животного и растительного мира.

В нашей стране охрана окружающей среды закреплена Конституцией РФ (ст. 42 и 58) и Федеральным законом «Об охране окружающей природной среды» (1993). Приняты Закон об охране атмосферного воздуха и Закон об охране и использовании животного мира.

В Республике Башкортостан, где нагрузка производственных отходов на природу очень велика, на защиту окружающей среды и охраны здоровья населения обращают пристальное внимание. Так, 2003 год был объявлен «Годом охраны здоровья», 2004 г. – «Годом физической культуры и спорта», 2005 г. – «Годом экологии и охраны окружающей среды», 2006 г. – «Годом благоустройства».

Экология – это наука о взаимоотношениях живых организмов друг с другом и с окружающей средой.

Экологическая система (экосистема) – это совокупность совместно обитающих разных видов организмов и условий их существования, находящихся в закономерной связи друг с другом.

В экологической системе Земли различают следующие оболочки:

Литосфера («литос» – камень) – это внешняя твердая оболочка Земли (кора). Она состоит из трех слоев:

•осадочный – до 25 км;

•гранитный – от 25 до 45 км;

•Базальтовый – от 45 до 70 км.

Далее начинается мантия (жидкая магма), и в глубине 3 тыс. км. расположено ядро.

Диаметр Земного шара равен – 12,74 тыс. км.

Гидросфера («гидро» – вода) – водная оболочка Земли, которая включает:

Предмет, цель, задачи и содержание дисциплины «Безопасность жизнедеятельности»

Человек существует в процессе жизнедеятельности, непрерывном взаимодействии со средой обитания в целях удовлетворения своих потребностей.

Жизнедеятельность — это повседневная деятельность и время отдыха человека. Она протекает в условиях, создающих угрозу для жизни и здоровья человека. Жизнедеятельность характеризуется качеством жизни и безопасностью.

Деятельность — это активное сознательное взаимодействие человека со средой обитания.

Формы деятельности разнообразны. Результатом любой деятельности должна быть её полезность для существования человека. Но одновременно с этим любая деятельность потенциально опасна. Она может быть источником негативных воздействий или вреда, приводит к заболеваниям, травматизму и обычно заканчивается потерей трудоспособности или смертью.

Опасность — это угроза природной, техногенной, экологической, военной и другой направленности, осуществление которой может привести к ухудшению состояния здоровья и смерти человека, а также нанесению ущерба окружающей природной среде.

Т.о., безопасность жизнедеятельности — наука, изучающая опасности, средства и методы защиты от них.

Безопасность жизнедеятельности (БЖД) — наука о комфортном и безопасном взаимодействии человека с техносферой, представляет собой область научных знаний, изучающая опасности угрожающие человеку и разрабатывающие способы защиты от них в любых условиях обитания человека.

В учебной дисциплине “Безопасность жизнедеятельности” соединены тематика безопасного взаимодействия человека со средой обитания, охрана труда и вопросы защиты от негативных факторов чрезвычайных ситуаций.

Основная цель учения о безопасности жизнедеятельности — защита человека в техносфере от негативных воздействий антропогенного и естественного происхождения, достижение комфортных условий жизнедеятельности.

Решение проблемы безопасности жизнедеятельности состоит в обеспечении комфортных условий деятельности людей, их жизни, защите человека и окружающей его среды от воздействия вредных факторов. За любой вред человек расплачивается своим здоровьем и жизнью, которые можно рассматривать как системообразующие факторы в системе “человек — среда обитания”, конечный результат ее функционирования и критерий качества окружающей среды.

Объектом изучения безопасности жизнедеятельности служит комплекс отрицательно воздействующих явлений и процессов в системе “человек — среда обитания”.

Предмет исследования безопасности жизнедеятельности — опасности и их совокупность, а также средства и системы защиты от опасностей.

Цель изучения безопасности жизнедеятельности:

– формирование и пропаганда знаний, направленных на снижение смертности и потерь здоровья людей от внешних факторов и причин;

– создание защиты человека в техносфере от внешних негативных воздействий антропогенного, техногенного и естественного происхождения.

Объектом защиты («полигоном») является человек.

Задачи БЖД:

1. идентификация опасности, распознавание и количественная оценка негативных воздействий среды обитания;

2. предупреждение воздействия тех или иных негативных факторов на человека;

3. защита от опасности;

4. ликвидация отрицательных последствий воздействия опасных и вредных факторов;

5. создание нормального, то есть комфортного состояния среды обитания человека.

Основная задача дисциплины — вооружить обучаемых теоретическими знаниями и практическими навыками, необходимыми для:

– идентификации негативных воздействий среды обитания естественного, антропогенного и техногенного происхождения;

– прогнозирования развития этих негативных воздействий и оценки последствий их действия;

– создания комфортного (нормативно допустимого) состояния среды обитания в зонах трудовой деятельности и отдыха человека;

– проектирования и эксплуатации техники, технологических процессов и объектов экономики в соответствии с требованиями но безопасности и экологичности;

– разработки и реализации мер защиты человека и среды обитания от негативных воздействий;

– обеспечения устойчивости функционирования объектов и технических систем в штатных и чрезвычайно опасных ситуациях;

– принятия решений по защите производственного персонала и населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий и применения современных средств поражения, а также принятия мер по ликвидации их последствий.

Причины возникновения дисциплины БЖД в России:

– Низкие показатели средней продолжительности жизни (особенно характеры для мужской части населения)

– Ежегодное снижение средней общей численности населения

– Возрастающее число техногенных нарушений и катастроф.

Значение и решение данных проблем очень важной для нашей страны, так как по прогнозам, России в обозримом будущем грозит вымирание. Важнейшая задача, стоящая перед государством — стабилизация численности населения.

Для решения демографической проблемы необходимо:

– Модернизировать государственную систему защиты человека

– Сформировать научный потенциал, направленный на развитие учения о безопасности жизнедеятельности населения

– Всеобщее обучение жителей страны основам безопасности жизнедеятельности

Основы безопасности жизнедеятельности

В учебном пособии изложены теоретические основы безопасности жизнедеятельности в мирное время и в экстремальных и чрезвычайных ситуациях, рассмотрена структура и порядок функционирования государственной системы гражданской защиты Российской Федерации. Уделено внимание индивидуальным и коллективным средствам защиты населения, техническим средствам радиационной и химической разведки и дозиметрического контроля.

Оглавление

  • Глава 1. Теоретические основы безопасности жизнедеятельности
  • Глава 2. Экологические аспекты безопасности жизнедеятельности
  • Глава 3. Чрезвычайные ситуации. Классификация чрезвычайных ситуаций
  • Глава 4. Окружающий мир. Опасности, возникающие в повседневной жизни, и безопасное поведение

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Основы безопасности жизнедеятельности предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Теоретические основы безопасности жизнедеятельности

Жизнедеятельность человека с первых же дней жизни проходит в тесном взаимодействии с внешней природной средой. Человек — продукт и неотъемлемая часть природы. Если на протяжении многих тысячелетий жизнедеятельность человека и человечества в целом протекала в условиях первичной природной среды, то в последнее столетие все большее влияние на среду обитания в микро — и макромасштабах оказывало накопление продуктов его жизнедеятельности. В результате активной хозяйственной деятельности человечества изменялась природная среда обитания, возникла вторичная природа — города, заводы, каналы, водохранилища, плотины, дороги, искусственные лесонасаждения и т.д. В XX в. усилилось антропогенное воздействие на природную среду и особенно после Первой и Второй мировых войн, следствием которых был военно-технический прогресс с научно-технической революцией во второй половине этого века.

Крупномасштабная гонка вооружений в странах НАТО (и в первую очередь США) после Второй мировой войны привела к созданию разрушительного с тяжелыми, вредными последствиями для жизнедеятельности человека ядерного оружия. США, как известно, первыми применили ядерное оружие (1945 г., Хиросима и Нагасаки), а затем начали постоянные его испытания в атмосфере и под землей (полигон в штате Невада).

СССР и страны социалистического лагеря, входившие в военный оборонительный союз — Варшавский договор, вынуждены были принять ответные адекватные военно-технические меры. Первоочередной задачей в соцстранах было обеспечение безопасности населения на случай новой, третьей мировой, войны с применением ядерного оружия, а также химического и бактериологического (в начале 50-х гг. XX в. в Корее во время военных действий США применяли химическое и бактериологическое оружие против мирного населения). Об этих фактах сообщали в мировой печати и по радио наблюдатели ООН и советские летчики, танкисты-инструкторы, обучавшие корейских военнослужащих в тыловой зоне Кореи. Еще в 1947 г. советским разведчикам стало известно о разработке в США плана ядерного удара в 1949 г. по шести крупным промышленным городам СССР (Москве, Ленинграду, Киеву, Баку, Горькому, Тбилиси). Для обеспечения безопасности руководство СССР во главе с И.В. Сталиным приняло решение о ядерном и ракетном вооружении Советской Армии.

В ответ на агрессивные действия США против КНДР разработку ядерной программы начал Китай под руководством «великого кормчего» Мао Цзэдуна. СССР и Китай проводили испытания ядерного оружия в атмосфере и под землей (в СССР — в Тоцких лагерях в Оренбургской области, Семипалатинске, на Новой Земле, в Китае — в Северо-Западной провинции, недалеко от границы с СССР). Последнее испытание водородной бомбы в атмосфере Китай произвел в 1982 г., образовавшиеся в результате него в верхних слоях атмосферы два огромных облака дважды прошли вокруг над Землей, сея радиоактивные отходы. Они были обнаружены тогда над Мексикой, США, Данией, Испанией, Польшей и СССР с помощью специальных радиозондов с приборами радиационного контроля. Испытания ядерного оружия проводили также Франция (на атолле Муруроа) и Англия (на Огненной Земле). Вскоре после ядерных испытаний резко увеличилось число онкологических заболеваний среди населения в тех странах и районах, где проводились испытания, «лидировала» по таким заболеваниям Япония, подвергшаяся атомной бомбардировке в 1945 г. Жители Нагасаки и Хиросимы, оставшиеся в живых после взрыва американских атомных бомб, умирали постепенно в течение многих десятилетий, отмечались рождения мутантов — детей с двумя головами и одним туловищем, с деформированными конечностями и т.д.

В результате широкого распространения по всему миру информации о зловещих и пагубных последствиях для жизнедеятельности человека применения и испытаний атомного оружия во многих странах началось массовое движение за запрещение испытаний и производства ядерного оружия. Это движение было поддержано СССР, социалистическими странами и другими, так называемыми неприсоединившимися (к военным блокам), оно имело успех — в 60-х гг. XX в. были приняты международные договоры: «О запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере и под водой», «О нераспространении ядерного оружия».

Но одновременно с производством ядерного оружия нарастающими темпами и объемами шла гонка «обычных» вооружений (производство танков, пушек, военных кораблей, подводных лодок с атомными реакторами, самолетов, вертолетов, ракет различного назначения — от тактических до стратегических и т.д.), а также производилась космическая техника — от спутников-шпионов до спутников связи, космических кораблей, станций. В результате этого постоянно нарастало промышленное производство, росли города, технополисы, мегаполисы со всей сложной инфраструктурой, что привело к концу XX в. к колоссальной нагрузке на всю природу Земли в глобальном масштабе, экосистема оказалась в критическом состоянии.

Жизнедеятельность человечества весьма осложнилась, что проявилось в угрожающем росте числа разного рода заболеваний — от онкологических до легочных (туберкулез, бронхиальная астма) и сердечно-сосудистых (инсульты, инфаркты и т.д.). В связи с этим в конце XX в. остро встал вопрос о необходимости ведения здорового образа жизни человеком и человечеством в целом.

В уставе Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) говорится о высшем уровне здоровья как об одном из основных прав человека. Здоровый образ жизни — это образ жизни человека, его поведение и мышление, которые обеспечивают охрану и укрепление здоровья. Как показывают современные исследования, индивидуальное здоровье человека на 49–53% зависит от его образа жизни.

Среди основных составляющих здорового образа жизни выделяются следующие:

1) умеренное и сбалансированное питание;

2) режим дня с учетом индивидуальных биологических ритмов;

3) достаточная двигательная активность;

5) личная гигиена;

6) грамотное экологическое поведение;

7) психогигиена и умение управлять своими эмоциями;

8) сексуальное воспитание;

9) отказ от вредных привычек (курения, употребления алкоголя, наркотиков);

10) безопасное поведение в быту, на улице, в учебном заведении, обеспечивающее предупреждение травматизма и отравления.

В США на протяжении последнего десятилетия ХХ в. и по настоящее время ведется активная пропаганда здорового образа жизни с подключением к ней популярных актеров кино, теле — и видеофильмов (А. Шварценеггера, Джеки Чана и др.). В США запрещена реклама табачных изделий не только на телевидении, но и на улицах городов, вдоль транспортных магистралей.

В ряде стран Запада поощряются работники предприятий, фирм, бросившие курение, и, наоборот, уменьшается оплата труда курильщиков.

В СССР в 60–80-е гг. XX в. также уделялось большое внимание пропаганде здорового образа жизни среди населения — от учащихся до работников учреждений, предприятий.

Проводились следующие мероприятия:

1) сдача норм ГТО (по бегу, плаванию, прыжкам, кроссу и т.д.);

2) строились стадионы, спорткомплексы, корты, треки и т.д.;

3) проводились спортивные соревнования — районные, городские, областные, республиканские, всесоюзные — среди юношества и взрослых (работников заводов, фабрик и т.д.), студенческие;

4) регулярно на всех предприятиях, в учреждениях проводилась производственная гимнастика (в 11 ч дня);

5) в 1985–1989 гг. по инициативе ЦК КПСС в стране проводилась широкомасштабная антиалкогольная кампания.

Результатом антиалкогольной кампании стало резкое увеличение рождаемости в стране, уменьшение травматизма и ДТП по причине употребления алкогольных напитков, различных правонарушений (в быту, на улицах и т.д.).

Но эта кампания привела к увеличению потребления сахара для самогоноварения, к использованию спиртосодержащих технических жидкостей (денатуратов, клея БФ, настойки йода и т.д.), а в результате участились случаи тяжелых отравлений, приводивших к потере зрения, смертельным случаям. Закончилась антиалкогольная кампания широким и глубоким недовольством населения (в том числе шахтеров Кузбасса, Донбасса, Воркуты).

Безопасность жизнедеятельности

Безопасность жизнедеятельности (БЖД) — наука о комфортном и травмобезопасном взаимодействии человека со средой обитания. Является составной частью системы государственных, социальных и оборонных мероприятий, проводимых в целях защиты населения и хозяйства страны от последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий, средств поражения противника. Целью БЖД также является снижение риска возникновения чрезвычайной ситуации по вине человеческого фактора.

Безопасность жизнедеятельности входит в состав системы гражданской обороны.

(Институт гражданской обороны начинает действовать после объявления военного положения т.е. в военное время. В мирное время всеми вопросами защиты граждан занимается Комиссия по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий (РСЧС). Чтобы предотвратить гибель и травмирование граждан в чрезвычайных ситуациях, что является основным ущербом для государства, на территории России органами РСЧС разработаны, приняты и действуют регламентированные принципы и способы защиты населения.)

Содержание

Три основные задачи БЖД

  • Идентификация вида опасности с указанием её количественных характеристик и координат.
  • Защита от опасности на основе сопоставления затрат и выгод.
  • Ликвидация возможных опасностей исходя из концентрации и остаточного риска и ликвидация последствий воздействия на человека опасности.

Опасность — это явление, процессы или объекты, которые способны в определенных условиях наносить вред здоровью человека непосредственно или косвенно.

Литература

  • Российский государственный педагогический университет имени А.И. Герцена, «Обеспечение жизнедеятельности людей в чрезвычайных ситуациях. Выпуск 1: Чрезвычайные ситуации и их поражающие факторы». С.-Петербург, изд. «Образование», 1992г.

Ссылки

  • Журнал “Безопасность жизнедеятельности”. Архивировано из первоисточника 21 февраля 2012.
  • Каталог по безопасности жизнедеятельности.. Архивировано из первоисточника 21 февраля 2012.
  • Информационная программа по безопасности граждан.. Архивировано из первоисточника 21 февраля 2012.

См. также

Wikimedia Foundation . 2010 .

  • БЖД
  • Ace Combat 2

Полезное

Смотреть что такое “Безопасность жизнедеятельности” в других словарях:

Безопасность жизнедеятельности — 1) благоприятное, нормальное состояние окружающей среды человека, условий труда и учебы, питания и отдыха, при которых снижена возможность возникновения опасных факторов, угрожающих его здоровью, жизни, имуществу, законным интересам; 2) учебная… … Словарь черезвычайных ситуаций

Безопасность жизнедеятельности — 1) благоприятное, нормальное состояние окружающей среды человека условий труда и учебы, питания и отдыха, при которых снижена возможность возникновения опасных факторов, угрожающих его здоровью, жизни, имуществу, законным интересам; 2)… … Гражданская защита. Понятийно-терминологический словарь

Безопасность жизнедеятельности воинского формирования — Свойство процесса повседневной деятельности воинского формирования сохранить состояние, при котором уровень риска для жизни и здоровья личного состава в течении заданного периода времени, в определенных правовыми актами условиях, равен или ниже… … Энциклопедия РВСН

Безопасность — состояние защищенности личности, общества, государства и среды жизнедеятельности от внутренних и внешних угроз или опасностей. Б. является важнейшим условием существования человека наряду с его потребностью в пище, воде, одежде, жилище,… … Словарь черезвычайных ситуаций

Безопасность — (англ. safety, security; фр. securite) состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз политического, экономического, социального, военного, техногенного, экологического,… … Энциклопедия права

Безопасность общественная — состояние защищенности интересов общества от внешних и внутренних угроз. Охватывает экономический и социальный уклады жизни общества, общественные достояние и собственность, общественные институты и организации, национальные обычаи и традиции,… … Словарь черезвычайных ситуаций

Безопасность санитарно-эпидемиологическая — условия жизнедеятельности населения, при которых отсутствует возможность формирования эпидемических штаммов возбудителей инфекции и реализации механизмов возникновения и распространения массовых инфекционных заболеваний. EdwART. Словарь терминов… … Словарь черезвычайных ситуаций

БЕЗОПАСНОСТЬ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ — состояние системы экономических отношений между субъектами хозяйствования (производителями и потребителями), индивидами, государственными институтами как в рамках национальной экономики, так и в сфере внешнеэкономической деятельности,… … Социология: Энциклопедия

Безопасность — Центральным направлением в обеспечении национальной безопасности является формирование безопасной среды для реализации прав и свобод человека и гражданина. Безопасность (согласно ГОСТ) состояние защищенности жизненно важных интересов личности,… … Википедия

БЕЗОПАСНОСТЬ НАЦИОНАЛЬНАЯ — состояние системы общественных отношений между субъектами социальной системы, индивидами, государственными институтами как в рамках национального образования, так и в сфере международной деятельности, обеспечивающее возможность полной реализации… … Социология: Энциклопедия

НАУЧНАЯ БИБЛИОТЕКА – РЕФЕРАТЫ – Теоретические основы и практические функции БЖД

Понятие «безопасность жизнедеятельности» является весьма многоплановым и означает в том числе науку о безопасном взаимодействии человека с техносферой, а в более широком смысле – со средой обитания. Иначе говоря, традиционно в данном научном направлении рассматривается преимущественно лишь локальная система жизнедеятельности как образующая своего рода фундамент безопасности для системы более высокого уровня, так называемой глобальной системы жизнедеятельности. Соответственно, можно выделить пространство локальной безопасности жизнедеятельности, которое составляет часть более общего пространства глобальной безопасности жизнедеятельности.

Кроме того, говоря о локальной безопасности жизнедеятельности, следует учитывать, что в последнее время наметилась также тенденция обобщенного рассмотрения безопасности жизнедеятельности как комплексного системного свойства, требующего использования системного подхода к проблеме защищенности политической, предпринимательской, информационной и других видов деятельности, имеющих не столько техногенный, сколько социальный характер.

Риск – это отношение тех или иных реализовавшихся опасностей (травма, профессиональное заболевание, гибель человека на производстве) к возможному числу за определенный период времени.

Для анализа состояния охраны труда на производстве можно выделить индивидуальный, социальный и технический риск.

Индивидуальный риск характеризует опасность определенного вида для отдельного индивидуума. Социальный риск (групповой) – это риск опасности для определенной группы людей (в том числе и объединенной по профессиональному признаку).

Технический риск выражает вероятность аварий при эксплуатации машин и оборудования, реализации технологических процессов, эксплуатации производственных зданий.

Таким образом, уменьшая количество негативных производственных факторов, т.е. уменьшая основание пирамиды, можно пропорционально уменьшить число несчастных случаев. Следовательно, основная стратегия в снижении производственного риска представляется как скрупулезное выявление негативных факторов трудового производственного процесса и систематическое исключение этих факторов на всех этапах трудового процесса и на всех стадиях жизненного цикла элементов производственной среды. В первую очередь определяются и по возможности полностью исключаются факторы, которые являются причинами несчастных случаев на производстве.

Решение проблем безопасности жизнедеятельности необходимо вести на научной основе.

Наука – выработка и теоретическая систематизация объективных знаний о действительности.

В ближайшем будущем человечество должно научиться прогнозировать негативные воздействия и обеспечивать безопасность принимаемых решений на стадии их разработки, а для защиты от действующих негативных факторов создавать и активно использовать защитные средства и мероприятия, всемерно ограничивая зоны действия и уровни негативных факторов.

Реализация целей и задач в системе «безопасность жизнедеятельности человека» приоритетна и должна развиваться на научной основе.

Наука о безопасности жизнедеятельности исследует мир опасностей, действующих в среде обитания человека, разрабатывает системы и методы защиты человека от опасностей. В современном понимании безопасность жизнедеятельности изучает опасности производственной, бытовой и городской среды как в условиях повседневной жизни, так и при возникновении чрезвычайных ситуаций техногенного и природного происхождения. Реализация целей и задач безопасности жизнедеятельности включает следующие основные этапы научной деятельности:

—идентификация и описание зон воздействия опасностей техносферы и отдельных ее элементов (предприятия, машины, приборы и т.п.);

—разработка и реализация наиболее эффективных систем и методов защиты от опасностей;

—формирование систем контроля опасностей и управления состоянием безопасности техносферы;

—разработка и реализация мер по ликвидации последствий про
явления опасностей;

—организация обучения населения основам безопасности и под
готовки специалистов по безопасности жизнедеятельности.

Главная задача науки о безопасности жизнедеятельности – превентивный анализ источников и причин возникновения опасностей, прогнозирование и оценка их воздействия в пространстве и во времени.

Современная теоретическая база БЖД должна содержать, как минимум:

—методы анализа опасностей, генерируемых элементами техносферы;

—основы комплексного описания негативных факторов в пространстве и во времени с учетом возможности их сочетанного воздействия на человека в техносфере;

—основы формирования исходных показателей экологичности к
вновь создаваемым или рекомендуемым элементам техносферы с учетом ее состояния;

—основы управления показателями безопасности техносферы на
базе мониторинга опасностей и применения наиболее эффективных
мер и средств защиты;

—основы формирования требований по безопасности деятельности к операторам технических систем и населению техносферы.

При определении основных практических функций БЖД необходимо учитывать историческую последовательность возникновения негативных воздействий, формирования зон их действия и защитных мероприятий. Достаточно долго негативные факторы техносферы оказывали основное воздействие на человека лишь в сфере производства, вынудив его разработать меры техники безопасности. Необходимость более полной защиты человека в производственных зонах привела к охране труда. Сегодня негативное влияние техносферы расширилось до пределов, когда объектами защиты стали также человек в городском пространстве и жилище, биосфера, примыкающая к промышленным зонам.

Почти во всех случаях проявления опасностей источниками воздействия являются элементы техносферы с их выбросами, сбросами, твердыми отходами, энергетическими полями и излучениями. Идентичность источников воздействия во всех зонах техносферы неизбежно требует формирования общих подходов и решений в таких областях защитной деятельности как безопасность труда, безопасность жизнедеятельности и охрана природной среды. Все это достигается реализацией основных функций БЖД. К ним относятся:

—описание жизненного пространства его зонированием по значениям негативных факторов на основе экспертизы источников негативных воздействий, их взаимного расположения и режима действия, а также с учетом климатических, географических и других особенностей региона или зоны деятельности;

—формирование требований безопасности и экологичности к
источникам негативных факторов – назначение предельно допустимых выбросов (ПДВ), сбросов (ПДС), энергетических воздействий (ПДЭВ), допустимого риска и др.;

—организация мониторинга состояния среды обитания и инспекционного контроля источников негативных воздействий;

—разработка и использование средств экобиозащиты;

—реализация мер по ликвидации последствий аварий и других ЧС;

—обучение населения основам БЖД и подготовка специалистов

всех уровней и форм деятельности к реализации требований безопасности и экологичности.

Не все функции БЖД сейчас одинаково развиты и внедрены в практику. Существуют определенные наработки в области создания и применения средств экобиозащиты, в вопросах формирования требований безопасности и экологичности к наиболее значимым источникам негативных воздействий, в организации контроля состояния среды обитания в производственных и городских условиях. Вместе с тем, только в последнее время появились и формируются основы экспертизы источников негативных воздействий, основы превентивного анализа негативных воздействий и их мониторинг в техносфере.

Основными направлениями практической деятельности в области БЖД являются профилактика причин и предупреждение условий возникновения опасных ситуаций.

Анализ реальных ситуаций, событий и факторов уже сегодня позволяет сформулировать ряд аксиом науки о безопасности жизнедеятельности в техносфере.

Итак, мир техногенных опасностей вполне познаваем и что у человека есть достаточно средств и способов защиты от техногенных опасностей. Существование техногенных опасностей и их высокая значимость в современном обществе обусловлены недостаточным вниманием человека к проблеме техногенной безопасности, склонностью к риску и пренебрежению опасностью. Во многом это связано с ограниченными знаниями человека о мире опасностей и негативных последствиях их проявления.

Принципиально воздействие вредных техногенных факторов может быть устранено человеком полностью; воздействие техногенных травмоопасных факторов – ограничено допустимым риском за счет совершенствования источников опасностей и применения защитных средств; воздействие естественных опасностей может быть ограничено мерами предупреждения и защиты.

Профессиональное заболевание – заболевание, вызванное воздействием вредных условий труда. Термин «профзаболевание» имеет законодательно-страховое значение. Список профессиональных заболеваний утверждается в законодательном порядке. Клинические проявления профессиональных заболеваний часто не имеют специфических симптомов, и только сведения об условиях труда заболевшего позволяют установить принадлежность выявленной патологии к категории профессиональных болезней. Лишь некоторые из них характеризуются особым симптомокомплексом, обусловленным своеобразными рентгенологическими, функциональными, гематологическими и биохимическими изменениями.

Общепринятой классификации профессиональных болезней не существует. Наибольшее признание получила классификация по этиологическому принципу.

Исходя из этого, выделено пять групп профессиональных заболеваний, вызываемые воздействием:

■ химических факторов – острые и хронические интоксикации, а также их последствия, протекающие с изолированным или сочетанным поражением различных органов и систем;

■ пыли – пневмокониозы, металлокониозы, пневмокониозы электросварщиков и газорезчиков, шлифовальщиков, наждачников и т.д.;

■ физических факторов – вибрационная болезнь, заболевания, связанные с воздействием контактного ультразвука, снижение слуха по типу кохлеарного неврита (шумовая болезнь, заболевания, связанные с воздействием электромагнитных излучений и рассеянного лазерного излучения), лучевая болезнь, заболевания, связанные с изменением атмосферного давления (декомпрессионная болезнь, острая гипоксия), заболевания, возникающие при неблагоприятных метеорологических условиях (перегрев, судорожная болезнь, вегетативно-сенситивный полиневрит);

■ перенапряжения – заболевания периферических нервов и мышц, заболевания опорно-двигательного аппарата, координаторные неврозы (писчий спазм, другие формы функциональных дискинезий), заболевания голосового аппарата и органа зрения (астенопия и миопия);

■ биологических факторов – инфекционные и паразитарные (туберкулез, бруцеллез, сап, сибирская язва, дисбактериоз, кандидамикоз кожи и слизистых оболочек, висцеральный кандидоз и др.).

Вне этой этиологической систематики находятся профессиональные аллергические заболевания (конъюнктивит, заболевания верхних дыхательных путей, бронхиальная астма, дерматит, экзема) и онкологические заболевания (опухоли кожи, мочевого пузыря, печени, рак верхних дыхательных путей).

Различают также острые и хронические профессиональные заболевания. Острое профессиональное заболевание возникает после однократного (в течение не более одной рабочей смены) воздействия вредных профессиональных факторов, хроническое – после многократного и длительного воздействия вредных производственных факторов. Заболевание, при котором одновременно заболело (пострадало) два и более человек, называют групповым профессиональным заболеванием.

Следствием неудовлетворительного состояния условий и охраны труда на производстве является профессиональная заболеваемость работающих.

Вместе с тем статистика профессиональной заболеваемости не отражает истинной ситуации, так как выявляемость профессиональной патологии неполная и происходит на поздних стадиях развития заболевания.

Одним из узких мест в области выявления профессиональной заболеваемости является проведение профилактических медицинских осмотров. Серьезные недостатки в их организации и низкое качество проведения медицинских осмотров, связанное прежде всего с недостаточной обеспеченностью диагностическим оборудованием лечебно-профилактических учреждений, приводят к недовыявлению больных с профессиональной патологией. В среднем по Российской Федерации за последние годы при проведении периодических медицинских осмотров выявляется лишь от 56% до 64% профзаболеваний от всех выявленных случаев.

Особенно слабо поставлена работа по организации профилактических медицинских осмотров в сфере малого и среднего бизнеса. Выявление профзаболеваний происходит, в основном, при обращении больных в лечебно-профилактические учреждения.

Также неполное выявление и регистрация больных с профессиональной патологией обусловлены несовершенством законодательства по охране труда, отсутствием правовых и экономических санкций за сокрытие профессиональных заболеваний.

Наибольшее число профзаболеваний регистрируется в организациях с частной формой собственности, при этом около 96% от общего числа профзаболеваний (отравлений) приходится на хронические заболевания (отравления), влекущие ограничение профессиональной пригодности и трудоспособности.

Основными причинами возникновения хронических профзаболеваний в 2008 г., как и в предыдущие годы, стали: несовершенство технологических процессов (41,8%), конструктивные недостатки средств труда (29,9%), несовершенство рабочих мест (5,3%), несовершенство санитарно-технических установок (5,3%), отсутствие СИЗ (1,6%).

Наибольший удельный вес, как и в прошлые годы, приходится на заболевания, связанные с воздействием физических факторов (37,7%), промышленных аэрозолей (29,2%), физически напряженного труда (16,4%) и др.

Профессиональная патология наиболее часто регистрировалась среди работников следующих профессий: водитель большегрузного автомобиля, горнорабочий очистного забоя, дояр, дробильщик, машинист буровой установки, машинист экскаватора, механизатор, медицинский работник, обрубщик, огнеупорщик, плавильщик, проходчик, прессовщик, слесарь-ремонтник, шахтер, электрогазосварщик, электролизник, электромонтер и др.

Отраслевая структура профессиональной заболеваемости включает следующие основные отрасли: промышленное производство, сельское хозяйство, здравоохранение, строительство, транспорт и связь.

Профессиональная заболеваемость в Российской Федерации напрямую зависит от состояния условий труда в различных отраслях экономики по регионам Российской Федерации.

Изменение условий труда работающих в наиболее опасных с точки зрения возникновения профессиональных заболеваний и профессиональный отравлений отраслях экономики различных регионов Российской Федерации позволит целенаправленно влиять на уровень профессиональной заболеваемости в стране.

Снижение уровня профессиональной заболеваемости в Российской Федерации может быть достигнуто прежде всего за счет внедрения новой техники, новых технологий, повышения ответственности работодателей за выполнение законодательных и иных нормативных правовых актов об охране труда, улучшения материально-технической базы лечебно-профилактических учреждений и повышения квалификации их персонала, повышения ответственности каждого работника за выполнение правил и норм охраны труда.

Библиографический список

1. Безопасность жизнедеятельности. Под общ. ред. СВ. Белова. – М.: Высш. шк., 2003. –448 с.

2. Графкина М.В. Охрана труда и производственная безопасность: учеб. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007. – 424 с.

3. Иванюков М.И., Алексеев В.С. Основы безопасности жизнедеятельности. – М.: Издательство: Дашков и К, 2008. – 240 с.

4. Лобачев А.И. Безопасность жизнедеятельности: Учебник для вузов. – М: Высшее образование, 2008. – 367 с.

5. Петрова, А.В. Охрана труда на производстве и в учебном процессе: Учебное пособие / А.В. Петрова, А.Д. Корощенко, Р.И. Айзман. – Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2008. – 189 с.

6. Соломин В.П., Михайлов Л.А., Губанов В.М. Безопасность жизнедеятельности. – М.: Издательство: Academia, 2008. – 272 с.

7. Фролов А.В. Безопасность жизнедеятельности. Охрана труда. – М.: Издательство: Феникс, 2008. – 750 с.

8. Хван П.А., Хван Т.А. Основы безопасности жизнедеятельности. – М.: Издательство: Феникс, 2008. – 381 с.

Безопасность жизнедеятельности Конспект лекций

1. Теоретические основы безопасности жизнедеятельности

1.1. Основные положения безопасности жизнедеятельности

Безопасность жизнедеятельности (БЖД) – наука о безопасном и комфортном взаимодействии человека со средой его обитания.

Цель БЖД как науки – защита человека в техносфере от негативных воздействий антропогенного, техногенного и естественного характера и достижение безопасных и комфортных условий жизнедеятельности.

Жизнедеятельность – специфическая форма активного отношения к окружающему миру, направленная на его изменение и преобразование, в основе которой лежат биологические процессы.

Человек в процессе деятельности взаимодействует с окружающей средой, оказывая на неё воздействие и испытывая обратное действие среды, которое может быть для него как полезным так и вредным.

Особую опасность для человека представляют чрезвычайные ситуации, которые происходят в результате катастрофических явлений во всех сферах окружающей среды.

Окружающая среда – среда, обусловленная совокупностью действующих в данный момент факторов, способных оказывать на человека прямое или косвенное, немедленное или отдаленное воздействие, а также оказывать воздействие на его потомство.

Существуя в этой среде, человек непрерывно решает минимум две задачи:

1) обеспечивает свои потребности в пище, воде и воздухе;

2) создает и использует защиту от негативных воздействий кок со стороны среды обитания, так и себе подобных.

Производственная среда – пространство, в котором совершается трудовая деятельность человека.

Бытовая среда – пространство вне трудовой деятельности человека.

Техносфера – регион биосферы, преобразованный человеком с помощью прямого и косвенного воздействия технических средств в целях наилучшего соответствия своим материальным и социально-экономическим потребностям.

Биосфера – область распространения жизни на Земле.

Биосфера включает в себя нижний слой атмосферы, гидросферу и верхний слой литосферы, не испытавшие техногенного воздействия.

Предметом безопасности жизнедеятельности являются факторы, оказывающие воздействие на человека, органы человека, реагирующие на это воздействие, а также особенности обеспечения безопасности групп людей.

Задачами БЖД являются следующие.

1. Теоретический анализ и разработка методов идентификации опасных и вредных факторов, генерируемых средой обитания человека.

2. Оценка многофакторного влияния негативных условий обитания человека на его работоспособность.

3. Оптимизация условий труда и отдыха человека.

4. Использование наиболее эффективных методов защиты.

Центральным понятием науки БЖД является понятие опасности.

Опасность – негативное свойство живой и неживой материи, способное причинять вред самой материи

При идентификации опасностей следует исходить из принципа «все воздействует на все». Как следствие, необходимо определение допустимого уровня опасности и допустимого уровня вредного воздействия.

В соответствие с этим различают потенциальные и реальные опасности.

Реальные опасности обусловлены существованием факторов, которые могут причинять вред непосредственно.

Потенциальные обусловлены существованием факторов, которые могут причинять вред в случае выполнения определенной совокупности условий.

Сами факторы дифференцируются на опасные и вредные.

Вредные факторы могут привести к ухудшению самочувствия, повышенной утомляемости, снижению работоспособности или к развитию заболевания (шум, вибрация, электромагнитные излучения и др.)

Опасные факторы могут привести к травме или резкому ухудшению здоровья (механические опасности, взрыв, яды и др.)

Некоторые факторы проходят трансформацию от полезных до вредных.

В условиях техносферы негативные воздействия обусловлены элементами техносферы и действиями людей.

Условно факторы, оказывающие воздействие на человека, можно классифицировать следующим образом.

•Природные чрезвычайные ситуации в атмосфере, литосфере, гидросфере.

•Техногенные аварии и катастрофы.

•Ухудшенные факторы жизнедеятельности, вследствие воздействия человека на природу.

•Социальные, межнациональные, военные, религиозные конфликты.

•Внутренняя среда человека.

•Особые психические состояния.

1.2. Характеристика человека как элемента системы «человек-среда обитания»

Постоянно контактируя с окружающей средой, человек непрерывно подвергается воздействию опасных и вредных факторов. Природа, разумеется, предусмотрела структуру механизмов, позволяющих человеку защититься от них естественным путем. Работа этих механизмов базируется на работе центральной нервной системы (ЦНС).

Кора головного мозга – высший орган ЦНС. Информация, поступающая в него анализируется, после чего разрабатывается и реализуется программа ответной реакции. Эта программа преследует в том числе цель защиты организма человека от повреждений и гибели.

Информация воспринимается рецепторами человека, а реагирование на нее основывается на работе рефлексов.

Психофизиологическая классификация рецепторов: осязание, обоняние, слух, зрение, вкус, боль, положение тела в пространстве. Классификация в зависимости от природы раздражителя: механорецепторы, терморецепторы, хеморецепторы, фоторецепторы, болевые рецепторы.

Рецепторы реагируют на взаимодействие человека с окружающей средой и на внутреннее состояние его организма.

Рефлексы бывают условными и безусловными.

Безусловные рефлексы заложены на генетическом уровне, а условные формируются в результате постоянного действия раздражителя, подкрепленного работой безусловных рефлексов.

При оценке допустимости воздействия вредных факторов на организм человека исходят из биологического закона субъективной количественной оценки раздражителя Вебера-Фехнера. Он выражает связь между изменением интенсивности раздражителя и силой вызванного ощущения: реакция организма прямо пропорциональна относительному приращению раздражителя.

,

где dL – изменение элементарного ощущения организма, dR – элементарное изменение раздражителя, а – коэффициент пропорциональности (стандартно принимаемый за a=10lg(e)), наблюдаемое воздействие раздражителя. Интегрируя это выражение, получают уровень ощущения раздражителя (дБ).

,

где R0 – пороговое значение ощущение, т.е. минимальная энергия раздражителя, характеризующая начало ощущений.

На базе закона Вебера-Фехнера построено нормирование воздействия опасных и вредных факторов, а также определяются пороговые значения негативных воздействий.

Реакция человека на раздражитель и принятие им того или иного решения опираются на психофизические основы деятельности человека: психические процессы, свойства, состояния. Если процессы и свойства формируются на начальной стадии жизни человека и в дальнейшем остаются неизменными, то психические состояния во многом зависят от конкретной ситуации, в которой находится человек.

В экстремальной (чрезвычайной) ситуации, человек может попасть в так называемое состояние запредельного нервного напряжения. Это состояние характеризуется реакциями человека на раздражители, которые не свойственны ему в обычном состоянии.

Условно определены два вида состояний запредельного нервного напряжения.

1. Тормозное состояние.

2. Возбудимое состояние.

Превентивными мерами по недопущению попадания человека в состояние запредельного нервного напряжения являются обучение и проведение психологических тренингов. Эти мероприятия направлены на повышение психической устойчивости человека.

Изменяя величину любого потока воздействия от минимально значимой до максимально возможной, можно пройти ряд характерных состояний системы «человек – среда обитания».

1. Комфортное (оптимальное). Здесь потоки воздействий соответствуют оптимальным условиям взаимодействия.

2. Допустимое. Здесь потоки воздействий не оказывают негативного влияния на человека и окружающую среду, но приводят к дискомфорту, снижая эффективность его деятельности.

3. Опасное. Здесь потоки воздействий превышают допустимые уровни и оказывают негативное воздействие на человека и/или приводят к деградации элементов техносферы и природной среды.

4. Чрезвычайно опасное. Здесь потоки воздействий превышают допустимые уровни и за короткое время могут оказать негативное воздействие на человека и/или элементы техносферы и природной среды вплоть до летального исхода для человека и/или невосстановимых разрушений элементов техносферы и природной среды.

Пороговые значения перехода системы «человек – среда обитания» из одного состояния в другое определяется соответствующими нормативными документами.

Основными направлениями практической деятельности в области БЖД являются профилактика причин возникновения опасных ситуаций, реагирование в опасных и вредных ситуациях и устранение их последствий.

1.3. Методы изучения опасностей технических систем

Опасность –центральное понятие БЖД, под которым понимаются явления, процессы, объекты, способные в определённых условиях вызывать нежелательные последствия, то есть наносить ущерб здоровью человека или угрожать его жизни.

По происхождению опасности классифицируются следующим образом:

По характеру воздействия на человека опасности классифицируются иначе:

Основными характеристиками, определяющими опасности являются:

1) вероятностный характер (случайность);

2) потенциальность (скрытость);

3) перманентность (постоянство, непрерывность);

4) тотальность (всеобщность).

Основным направлением изучения опасностей является исследование опасностей технических систем.

Здесь особую роль играют понятия «отказ» и «вероятность отказа».

Отказ технической системы или ее части может привести к потенциальной или реальной опасности, поэтому необходим анализ возможности отказов.

Вероятность – это числовая мера возможности появления события, то есть вероятность отказа – это числовая мера возможности отказа.

Методы исследования опасностей делятся на качественные и количественные, причем количественные предполагают в первую очередь численное описание исследуемых опасностей.

К качественным относят следующие методы.

1. Предварительный анализ опасностей.

2. Анализ последствий отказов.

3. Анализ опасностей с помощью дерева причин.

4. Анализ опасностей с помощью дерева последствий.

5. Анализ опасностей методом потенциальных отклонений.

6. Анализ ошибок персонала.

7. Причинно-следственный анализ.

Предварительный анализ опасностей обычно включает в себя следующие этапы.

1. Изучаются технические характеристики объекта, системы или процесса. Устанавливаются повреждающие свойства.

2. Определяются законы, стандарты и правила, действия которых распространяются на данный объект, систему или процесс.

3. Проверяется техническая документация на ее соответствие законам, правилам и стандартам безопасности.

4. Составляется перечень опасностей, в котором указываются идентифицированные источники опасностей, повреждающие факторы, потенциальные ЧП и выявленные недостатки. Здесь (если это возможно) указываются также вероятности ЧП, серьезность его последствий и т.п.

Анализ последствий отказов обычно включает в себя следующие процедуры.

1. Техническая система подразделяется на компоненты.

2. Для каждого компонента выявляются возможные отказы.

3. Изучаются потенциальные ЧП, которые могут вызвать тот или иной отказ на исследуемой системе.

4. Результаты исследования представляются в форме таблицы.

5. Отказы ранжируются по степени опасности. Разрабатываются предупредительные меры, включающие конструкционные изменения.

После осуществления процедуры ранжирования может быть введена шкала, на основе которой каждому из отказов ставится в соответствие число, характеризующее степень опасности отказа.

Анализ опасностей с помощью дерева причин потенциального ЧП обычно выполняют в следующем порядке.

1. Отбор потенциального ЧП.

2. Отбор факторов, которые могут привести к выбранному ЧП.

3. Построение ориентированного графа, основывающегося на факторах и их логических комбинациях.

Анализ опасностей с помощью дерева последствий потенциального ЧП проводится аналогично анализу по дереву причин, но в этом случае рассматриваются последствия ЧП и их логические комбинации с целью ликвидации последствий ЧП или снижения его негативного воздействия. В этом случае ориентация графа меняется.

Анализ опасностей методом потенциальных причин также проводится аналогично анализу по дереву причин, но в этом случае факторами, которые могут привести к ЧП являются величины отклонения от норм и их логические комбинации.

Анализ ошибок персонала включает в себя следующие этапы.

1. Выбор системы и вида работы.

2. Определение цели.

3. Идентификация вида потенциальной ошибки.

4. Идентификация последствий.

5. Идентификация возможности исправления ошибки.

6. Идентификация причин ошибки.

7. Выбор метода предотвращения ошибки.

8. Оценка вероятности ошибки.

9. Оценка вероятности исправления ошибки.

10. Расчет риска.

11. Выбор путей снижения риска.

Причинно-следственный анализ выявляет причины происшедшего ЧП. Он является составной частью общего анализа опасностей и завершается прогнозом новых ЧП и составлением плана мероприятий по их предупреждению.

1.4. Принципы, методы и средства обеспечения безопасности

Обеспечение безопасности – сложный процесс, в котором можно выделить элементарные составляющие, исходные положения и идеи, называемые принципами. Специфика производства, особенности технологических процессов, разнообразие оборудования – все это обуславливает многообразие принципов обеспечения безопасности.

Теоретическое значение принципов состоит в том, что с их помощью определяется уровень знаний об опасностях и их реализаций. Следовательно, формируются требования по проведению защитных мероприятий и разрабатываются методы их воплощения.

В практическом отношении значение принципов важно вследствие того, что они позволяют вырабатывать оптимальные решения задач защиты от опасностей.

Принципы обеспечения безопасности по признаку их реализации условно классифицируются на четыре группы.

Ориентирующие принципы представляют собой основополагающие идеи, определяющие направления поиска безопасных решений и служащие методологической и информационной базой. К ним относят принципы системности, деструкции, ликвидации и снижения опасности, замены оператора, информации, классификации и нормирования.

Технические принципы направлены на непосредственное предотвращение действия опасных и вредных факторов и основаны на использовании физических законов. К ним относятся принципы защиты расстоянием и временем, экранирования, прочности, дублирования, недоступности и т.п.

Управленческими называют принципы, определяющие взаимосвязь и отношения между отдельными стадиями и этапами процесса обеспечения безопасности. К ним относятся принципы плановости, контроля, обязательности обратной связи, иерархичности и т.п.

К организационным относят принципы, с помощью которых реализуются положения научной организации труда. К ним относятся принципы несовместимости, эргономичности, рациональной организации труда и компенсации.

Некоторые принципы относятся к нескольким группам одновременно. В совокупности принципы образуют систему, однако каждый из них обладает относительной самостоятельностью.

Метод – это способ (или их комбинация), направленный на достижение определенной цели. В нашем случае целью является обеспечение безопасности.

Следует отметить, что любая цель должна быть диагностируема, то есть должны существовать четко определенные критерии ее достижения.

Методы обеспечения безопасности основаны на использовании выше описанных принципов.

Введем следующие определения.

Назовем гомосферой, пространство, в котором находится человек.

Назовем ноксосферой, пространство, в котором создаются опасности.

Существует четыре группы методов обеспечения безопасности.

1. А – методы. Они состоят в пространственном или временном разделении гомосферы и ноксосферы. Эти методы реализуется при механизации и автоматизации технологических процессов, использованием роботов, а также дистанционного управления.

2. Б – методы. Эти методы основываются на применении принципов обеспечения безопасности к совершенствованию ноксосферы (производственной среды), а также на приведении характеристик ноксосферы в соответствие с характеристиками человека.

3. В – методы. Они состоят в повышении защитных свойств человека (в модификации гомосферы) при помощи соответствующих средств защиты и в адаптации человека к ноксосфере. Среди В-методов можно отметить обучение, инструктаж, применение средств индивидуальной защиты (СИЗ).

4. Г – методы. Методы этой группы являются комбинациями методов групп А, Б, В.

Особое внимание среди способов реализации указанных методов занимают средства коллективной защиты (СКЗ) и СИЗ.

СКЗ классифицируются в зависимости от источников опасных и вредных факторов. Например, средства защиты от шума (перегородки), вибрации (виброгасящие полы), электростатических разрядов (заземление).

СИЗ классифицируются в зависимости от защищаемых органов. Например, глаза (очки), руки (перчатки), голова (каска).

Средства защиты должны соответствовать требованиям эстетики и эргономики, поскольку неудовлетворение этим требованиям ведет к снижению работоспособности человека.

Теоретические основы безопасности жизнедеятельности

2.Определение понятий опасности и риска.

3. Функционирование системы “человек – машина – производствен­ная среда”.

4.Опасные и вредные производственные факторы, охрана труда и техника безопасности.

5.Изменения экологической обстановки, сопровождающие научнотехнический прогресс.

1.Безопасность жизнедеятельности (БЖД) – комплексная наука, изучающая поведение человека в опасных условиях. Такие условия могут создаваться про-юводетвенными, социальными и природными факторам. Опасности создавае­мые этими факторами могут являться причиной травм, болезней, инвалидных и летальных исходов.Целью изучения курса БЖД является теоретическая и практическая подго­товка к безопасному поведению в чрезвычайных, экстремальных и потенциаль­но опасных условиях.Задачей изучения является выработка умения грамотно применять на практике полученные знания для обеспечения безопасности работников, преду­преждения травматизма, профессиональных заболеваний, несчастных случаев и чрезвычайных ситуаций.

2. Определение понятий опасности и риска.

Основное понятие в БЖД — опасность. Это свойство всех систем, имею­щих активные физические, химические и биологические компоненты, которые в определенных условиях могут наносить ущерб здоровью человека. Опасности могут носить явный и скрытый (потенциальный) характер, который проявляет­ся при определенных условиях.По происхождению различают опасности: природные, техногенные, ан­тропогенные, экологические, социальные и биологические. По времени прояв­ления отрицательных последствий их разделяют на импульсивные (проявляют­ся сразу) и кумулятивные (склонные к накоплению).

Оценкой степени опасности является риск – частота реализации опасности. Для количественной оценки риска используют отношение числа неблагоприят­ных последствий к их возможному числу за определенный период. Создание условий жизнедеятельности, исключающих риск полностью, является невы­полнимой задачей, поэтому на практике используют концепцию приемлемого (допустимого) риска, который является компромиссом между требованиями безопасности и возможностями ее достижения.

3. Функционирование системы “человек – машина – производствен­наясреда

Трудовой процесс в сельскохозяйственном производстве реализуется.сис­темой Человек – Машина – Производственная среда (ЧМПС). Машиной называется совокупность технических средств, используемых человеком в процессе своей деятельности. Управление машиной осуществляет оператор. Важнейшим условием нормального функционирования системы ЧМПС является безопасность, которая определяется надежностью элементов, входящих в систему. При этом ведущая роль принадлежит человеческому фак­тору.

Надежность деятельности человека (оператора) – это способность безот­казно осуществлять свою деятельность при заданных условиях. При этом глав­ное значение имеют психофизиологические возможности человека. Устойчи­вость функционирования человеческого организма обусловлена явлением го-меостаза – относительным динамическим постоянством состава и свойств внутренней среды организма при значительных изменениях внешних условий. При решении проблемы безопасности необходим учет психологических осо­бенностей человека, ограниченности его адаптационных возможностей, изме­нений физиологических функций, проявления утомления и возможности оши­бочных действий. Надежность действий оператора зависит также от его про­фессиональной подготовки, уровня соблюдения технологической дисциплины, а также индивидуальных особенностей поведения человека в неблагоприятной ситуации. Важными факторами устойчивости выступают психологическая со­вместимость, обусловленная особенностями психики индивида и информаци­онная совместимость, связанная с его способностью оперативно анализировать информацию и принимать решения.

Безопасное функционирование элемента “машина” определяется ее конст­рукцией, качеством изготовления, эксплуатационной надежностью узлов и ме­ханизмов, наличием защитных устройств и систем активной безопасности.

Производственная среда – это пространство, в котором совершается про­изводственная деятельность человека. Она характеризуется рядом параметров, важнейшими из которых для человека является санитарно-гигиенические (ос­вещенность, температура, запыленность, качество воздуха), для машины – фи­зико-химические параметры.

4. Опасные и вредные производственные факторы, охрана труда и техника безопасности.

При разработке методов, обеспечивающих безопасность труда в сельско­хозяйственном производстве, исходят из анализа ситуаций, которые могут возникать в системе ЧМЖС, наличия в ней опасных и вредных производственных факторов.Опасным является производственный фактор, воздействие которого на ра­ботающего может привести к резкому ухудшению жизнедеятельности, травме, легальному исходу

Вредным является производственный фактор, воздействие которого на ра­ботающего приводит к заболеванию или снижению работоспособности.Охрана труда – это система обеспечения безопасности жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая правовые, органи­зационно-технические и лечебно-профилактические мероприятия.Техника безопасности – это система организационных мероприятий и тех­нических средств, предотвращающих воздействие на работающих опасных и вредных производственных факторов.

5. Изменения экологической обстановки, сопровождающие научно-технический прогресс.

В результате активной преобразовательной деятельности человека им соз­дан новый тип среды обитания – техносфера. При создании техносферы чело­век стремится к повышению комфортности обитания, обеспечению защиты от внешних естественных воздействий. При этом техносферные условия наряду с положительным оказывает и негативное воздействие на человека и окружаю­щую природную среду. Комплекс негативных факторов, связанных с созданием и развитием техносферы включает:

1. химическое загрязнение – повышение содержания вредных химических веществ в воздухе, воде, почве, продуктах питания;

2. физическое (параметрическое) загрязнение – изменение физических па­раметров среды обитания (повышение температуры, уровня шума, радиацион­ного и электромагнитного фона);

3. биологическое загрязнение – увеличение содержания болезнетворных микроорганизмов, рост заболеваемости, появление новых опасных инфекций;

4. негативные социальные и психологические факторы, обусловленные со­циальным и информационным стрессом, ведущие к росту психосоматических заболеваний, росту преступности, наркомании, суицидам.

Ссылка на основную публикацию