Роль СМИ в политической жизни общества – функции, способы и причины влияния

ОГЭ. Обществознание. ТЕОРИЯ по кодификатору. Политика. 5.1. Политика. Роль политики в жизни общества. СМИ.

5.1. Политика. Роль политики в жизни общества. СМИ.

ПЛАН.
  • Политика. Сущность понятия.
  • Функции политики в обществе.
  • Средства массовой информации (СМИ), их признаки, функции и роль в политике.
Политика.

Политика от греч. «искусство управления государством».

Политика – деятельность , связанная с отношениями между большими общественными группами, социальными слоями, нациями.

Политика – это деятельность в политической сфере общества, направленная на достижение, удержание, укрепление и реализацию власти.

Функции политики в обществе.
  • Создание в обществе организованной системы.
  • Воздействие на людей, их поведение, условия жизни.
  • Обеспечение общения людей, обмена информацией, связи между ними.
  • Сплочение, консолидация различных социальных групп и слоёв для достижения социально значимых целей.
  • Регулирование общественных процессов, сокращение числа социальных конфликтов, стремление к их мирному урегулированию.
  • Влияние на внутренний мир человека, приобщение его к общественным делам.
Средства массовой информации (СМИ) и их роль в политике.

В современном обществе политическая жизнь во многом зависит от средств связи между всеми её участниками, т. е. средств, используемых для распространения сообщений о происходящих событиях, для оповещения о политических и других общественно значимых действиях, заявлениях и решениях. Такими средствами являются газеты, журналы, радио, телевидение, Интернет.

Отличительные признаки СМИ:
  • оперативность – донесения материала для общества,
  • динамичность, то есть передача постоянно меняющейся информации,
  • универсальность – СМИ передаёт информацию буквально по всем темам и проблемам, волнующим общество
  • образность,доступность изложения, применение фото- и видео-материалов, средств наглядности; образность – это и передача собственного взгляда на информацию, комментарии к ней.
  • доступность – информация СМИ понятна и доступна людям с любым уровнем образования и политической культуры
  • неограниченный круг потребителей
  • использование специальных технических средств для передачи информации
Функции СМИ:

1) информационная – передача информации, выбор и комментирование информации, её оценка;

3) социализирующая – приобщение людей к политическим ценностям, нормам, образцам поведения, формирование взглядов на события;

4) критическая – критика и контроль органов власти;

5) представление различных общественных интересов, мнений, взглядов на политику;

6) идеологическая – формирование общественного мнения;

7) мобилизационная – побуждение людей к определённым политическим действиям;

8) интегрирующая – сплачивание общества едиными целями, задачами;

9)образовательная – СМИ призваны обучать население политической грамотности;

10)коммуникативная – помогают обеспечивать связь граждан с представителями власти;

11) интегрирующая – объединение людей, сплочение нации.

Роль СМИ в обществе

Позитивная:

  • способствуют развитию демократии и становлению гражданского общества,
  • способствуют формированию активной позиции граждан в политике страны,
  • быстро доводят до общества необходимую информацию.

Негативная:

  • Могут быть использованы для политического манипулирования людьми, то есть воздействия на общественное мнение и политическое поведение, скрыто управлять политическим сознанием и поступками людей для того, чтобы направить их в нужную властным силам сторону. Цель манипулирования – внедрить нужные установки, стереотипы, цели, чтобы в результате подвигнуть массы, вопреки их собственным интересам, на согласие с непопулярными мерами, возбудить их недовольство.
  • Сталкивание интересов в обществе, что может привести к расколу общества
  • СМИ могут выражать интересы не только прогрессивных, но регрессивных, даже реакционных сил общества, что приведёт к напряжённой политической ситуации в стране
  • Доведение до общества неверной, порой ложной информации в каких-либо политических целях (например, во время агитационной борьбы)

Таким образом, роль СМИ в современном обществе велика. Они не случайно называются «четвёртой властью» , так как помогают, наряду с тремя ветвями власти, совершенствованию общества. его политической системы, формированию гражданского общества.

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна.

СМИ в политической системе

Содержание:

  • 1 СМИ в политической системе
  • 2 Функции СМИ.
  • 3 Виды СМИ
  • 4 Закон РФ о СМИ
  • 60
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • 11-05-2019, 22:02
  • ЕГЭ по обществознанию / Политика ЕГЭ
  • adminn
  • 16 491
  • 0

↑ СМИ в политической системе

Средства массовой информации – это организации (издательства, теле- и радиокомпании и др.), основными целями деятельности которых являются сбор, обработка и открытая публичная передача различной информации для широких слоев населения с помощью специальных технических средств.

Средства массовой информации (СМИ) — совокупность всех каналов передачи информации:
печать;
радио;
телевидение;
кинематограф;
Интернет.

  • СМИ влияют на чувства, социальные установки, ценностные ориентации, что проявляется в в поведении масс.
  • СМИ – «четвёртая власть».
  • СМИ – основной агент производства и распространения массовой культуры, формируют вкусы и общественное мнение.

Участие многомиллионных слоёв населения в политике предполагает общение и информационный обмен между ними, которые ранее осуществлялись посредством различных институтов общества: церкви, школы, семьи, средневековых цехов, политических партий, иных политических организаций.

В современных условиях власть средств массовой информации (СМИ) становится решающей в управлении обществом, в борьбе за обладание рычагами государственной власти. Поэтому СМИ называют четвёртой властью в государстве. Еще в XIX веке Оноре де Бальзак назвал прессу «четвертой властью» после законодательной власти, исполнительной и судебной.

↑ Функции СМИ.

1. Информационная.
Удовлетворение потребности населения в информировании о событиях через газеты, радио, телевидение
Например, новостные программы сообщают о происшествиях за текущий день в регионе, стране или мире.
2. Формирование общественного мнения
Сопровождение рассказа о событиях оценками и комментариями, которые могут быть скрытыми, неочевидными и которые сильно влияют на восприятие происходящего населением. Иногда имеет место навязывание гражданам определённых политических ценностей, идеалов, идеологий, предопределяющих их оценку действий власти, программ политических партий
3. Выражение общественных интересов
Выявление актуальных проблем, формулирование интересов различных слоёв населения, их потребностей и оценок, что даёт власти возможность получать информацию о реальных настроениях населения
4. Объединение граждан
Мобилизация граждан на единые действия, поскольку гражданин информируется о том, что его интересы и потребности разделяются и другими людьми и что существует возможность объединиться с целью их достижения
5. Культурно-образовательная.
Это теле- или радио- передачи, а также статьи и журналы, которые содержат различные сведения о разных сторонах повседневной жизни, обучение иностранным языкам, исторические факты или сообщения рассказывающие, о законах и процессах живой и неживой природы, или же затрагивающие духовный мир человека.
6. Рекреативная (развлечение, отдых).
Развлекательные программы, ток-шоу, концерты, телесериалы, мультфильмы и т. д.
7. Рекламно-справочная.
Предоставление населению рекламы и справок о продаже товаров или деятельности каких-либо учреждений и организаций.
8. Организаторская.
Например, организация помощи пострадавшему от природных бедствий населению какого-либо региона или государства, распространение информации об открытии ярмарки, выставки, начале праздника или концерта.
9. Образование и социализация граждан.
Предоставление населению таких сведений (о политической жизни в России и иностранных государствах, о мировых ценностях, конфликтах и т. д.), которые позволяют ему ориентироваться в сфере политики, понимать суть происходящих процессов, оценивать те или иные события
10. Осуществление общественного контроля за действиями власти

Информируя население о злоупотреблениях власти, осуществляет контроль за ней, предотвращая, возможно, ещё большие злоупотребления. Власть, понимая, как она зависит от общественного мнения, стремится действовать таким образом, чтобы обеспечить себе положительную оценку. Реализация этой функции возможна при существовании независимых СМИ, т. е. неподконтрольных государству
Роль средств массовой информации возрастает, поскольку в их руках оказываются довольно существенные рычаги манипулирования общественным мнением.

Во-первых, именно СМИ определяют, какую информацию следует предоставлять населению, какие темы обсуждать и какое направление придать развёртывающейся дискуссии. Замалчивание неприятных для власти тем является одним из мощнейших средств обмана населения, потому что у граждан, как правило, нет способов узнать о событиях, происходящих в удалённых территориях либо в недоступных для них коридорах власти.

Во-вторых, многие темы, неприятные для власти, могут, если и не замалчиваться, то подаваться фрагментарно, в искажённом виде, так что у населения не может сложиться адекватного представления о реальной ситуации.

Эффективным средством манипулирования общественным мнением оказывается наклеивание ярлыков — «террорист», «преступник», «демагог», «бездельник» и т. п. Особенно это оказывается действенным для людей с неразвитым критическим мышлением.
Для более эффективного манипулирования практикуется создание социальных мифов, т.е. не соответствующих действительности, иллюзорных идей о ценностях, ситуации в стране, мире, которые воспринимаются людьми на веру, без критического осмысления.

↑ Виды СМИ

С политической точки зрения выделяют:

1. Правительственные
2. Оппозиционные
3. Независимые СМИ.

Важную роль СМИ играют в период проведения избирательной кампании, создавая для политических партий и кандидатов необходимый «пиар» (PR).

PR («паблик рилейшнз» или «пиар») – это деятельность политических, экономических или социальных структур, целью которой является формирование определенного общественного мнения. Задача политического PR состоит в том, чтобы установить благо- приятные взаимоотношения между государственными органами власти, с одной стороны, и общественностью – с другой. Никакая власть в современном обществе не может успешно функционировать, не приобретя легитимности, таким образом, PR – это своего рода механизм, регулирующий отношения власти и народа, призванный обеспечить легитимацию (общественное признание) и сформировать привлекательный имидж власти.

↑ Закон РФ о СМИ

В Российской Федерации деятельность СМИ регулируется рядом нормативных правовых актов, главным из которых является Федеральный закон «О средствах массовой информации».

Содержание закона о СМИ.

  • Устанавливает норму о свободе СМИ, под которой понимаются отсутствие ограничений на поиск, получение, производство и распространение массовой информации; учреждение СМИ; владение, пользование и распоряжение ими; изготовление, приобретение, хранение и эксплуатация технических устройств и оборудования, сырья и материалов, предназначенных для производства и распространения продукции СМИ. Цензура в Российской Федерации запрещается;
  • Запрещает злоупотребление свободой СМИ, т. е. их использование в целях: совершения уголовно наказуемых деяний; для разглашения сведений, составляющих государственную или иную специально охраняемую законом тайну; для осуществления экстремистской деятельности, а также для распространения передач, пропагандирующих порнографию, культ насилия и жестокости;
  • Недопустимость цензуры.

Цензура – это контроль государственными органами СМИ, обязательность предварительного согласования любой поступающей в массы информации, с целью недопущения распространения нежелательных сведений.

  • Право на получение информации. Граждане имеют право на оперативное получение через средства массовой инфор- мации достоверных сведений о деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений, их должностных лиц.
  • Распространение зарубежной информации. Гражданам Российской Федерации гарантируется беспрепятственный доступ к сообщениям и материалам зарубежных средств массовой информации.
  • Регулирует порядок создания СМИ. В частности, установлена необходимость регистрации средства массовой информации в Федеральном агентстве по печати и массовым коммуникациям. Отказ в регистрации по мотивам нецелесообразности создания СМИ не допускается.

Роль СМИ в политике

О чем эта статья:

9 класс, 11 класс, ЕГЭ/ОГЭ

Основные определения

Средства массовой информации — это организации, которые осуществляют сбор, обработку и открытую публичную пе­редачу различной информации для широких слоев населения при помо­щи специальных технических средств.

Примеры современных средств массовой информации:

прямые эфиры радио и телевидения;

В политической системе СМИ приравнивают к разновидности власти, которая способна как возвысить группу или отдельного индивидуума, так и уничтожить ее или его репутацию, карьеру. Именно в этом ключе СМИ называют «четвертой властью».

Одним из негативных проявлений СМИ в политической жизни общества считается политическое манипулирование.

Политическое манипулирование — это навязывание воли, скрытое управление поступками, мыслями, сознанием общества с целью принудить людей выполнять определенные действия в интересах манипулятора.

В чем проявляется политическое манипулирование:

распространение ложных сведений;

использование оценочной лексики для формирования конкретного общественного мнения;

выхватывание фраз из контекста, что приводит к кардинальному изменению смысла сказанного.

Но, конечно, есть и положительные аспекты влияния СМИ на политику:

Отсутствие монополизации при освещении событий.

Снижение контроля государства.

Невозможность тотального воздействия какой-либо из партий на вещание.

Продолжим изучать вопрос роли СМИ в политической жизни общества. Рассмотрим в этом ключе функции средств массовой информации.

Функции СМИ в политике

Средства массовой информации — важнейшая составляющая политической системы любого государства. Какие функции в политике выполняют СМИ — собрали в таблице.

Политические функции СМИ

Деятельность СМИ в рамках функции

Удовлетворять потребность в различных точках зрения (касательно событий) и формировать мировоззрение отдельных граждан и целых групп.

Формирование обще­ственного мнения

Добавлять к рассказу о событиях оценки и комментарии, которые могут сильно повлиять на восприятие происходящего у граждан.

Образование и социали­зация граждан

Предоставлять населению такие сведения (о политической жизни в России и иностранных государствах, о мировых ценностях, конфликтах), которые позволят иметь представление о сфере политики и понимать суть происходя­щих процессов

Осуществление обще­ственного контроля за действиями власти

Показывать информацию, которая позволит гражданам оценить работу органов власти, проанализировать их деятельность и сделать вывод, какую пользу они приносят обще

Выражение обществен­ных интересов

Выявлять актуальные проблемы, формулирова­ть интересы различных слоев населения, их потребностей и оценок, тем самым давая власти необходимую информацию о реальных настроениях населения.

Мобилизовать граждан на единые действия для достижения конкретной цели.

СМИ сильно влияют на сознание людей. Современному человеку сложно представить жизнь без телевидения, радио и новостных лент в социальных сетях.

В настоящее время развитие СМИ привело к тому, что появились целые империи, из-за чего возникает монополизация рынка. Поэтому угроза свободе слова — весомое опасение современной молодежи.

Приемы влияния СМИ на политику

Цель большинства приемов, которые оказывают влияние на людей — привлечение большей аудитории. Рассмотрим примеры того, как СМИ влияют на политическую жизнь.

Примеры влияния СМИ на политику:

затрагивание проблем, которые интересуют большое количество людей (налоги, пенсии);

упор на необычные, сенсационные факты, экстремальные ситуации, которые вызывают повышенный интерес (победа на олимпиаде, сколько человек прожил без воды);

включение в контент личной и даже конфиденциальной информации (разводы, любовные треугольники);

подчеркивание отрицательных характеристик предмета новостей (предательство, злоупотребление полномочиями);

приведение в качестве аргументов мнения лиц с более высоким статусом, положением.

Сложно оспорить активную позицию СМИ в общественно-политической жизни. Они преследуют конкретную цель и используют для ее достижения все возможные способы.

В рамках школьной программы обществознания также важно знать, какие бывают способы воздействия СМИ на население и гражданское мнение. Некоторые их них:

информирование зрителя, читателя, вышестоящие органы;

скрытая или явная пропаганда;

распространение лозунгов, призывов;

создание совещательных, консультативных и координационных блоков;

Обществознание. 11 класс

Конспект урока

Обществознание,11 класс

Урок № 35. СМИ в политике

Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке:

  1. Политический процесс.
  2. Политическое участие.
  3. Роль СМИ в политике.

Политический процесс – последовательная смена политических событий, в которых происходит взаимодействие между субъектами политики.

СМИ – это технические средства создания, тиражирования и распространения информации в массовой аудитории.

Политическое участие – это действия граждан с целью влияния на политическую власть.

Абсентеизм – сознательное уклонение граждан от участия в политических действиях (например, массовая неявка на выборы или референдум), которое способно сделать невозможным принятие значимых политических решений.

Основная и дополнительная литература по теме урока:

1. Обществознание. 11 класс: учеб.для общеобразоват. организаций : базовый уровень /[Л. Н. Боголюбов, Н. И. Городецкая, Л. Ф. Иванова и др.]; под ред. Л. Н. Боголюбова [и др.]. — М.: Просвещение, 2017.— С. 292-295; 307—316.

2. Обществознание. Школьный словарь. 10—11 классы: учеб.пособие для общеобразоват. организаций / под ред. Л. Н. Боголюбова, Ю. И. Аверьянова. — М.: Просвещение, 2018 г.

3. Обществознание. 11 класс: учеб.для общеобразоват. организаций : профильный уровень /[. Боголюбов Л. Н, Лазебникова А.Ю. и др.]; под ред. Л. Н. Боголюбова [и др.]. — М.: Просвещение, 2018.— С. 200-208; 265-268..

Открытые электронные ресурсы:

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Любой процесс представляет собой последовательность событий, действий. Политический процесс также характеризуется последовательной сменой политических событий, в которых происходит взаимодействие между субъектами политики. В политическом процессе можно выделить два этапа. На первом этапе происходит формирование власти через выборы (например, Госдума) или назначение на должность (Председатель правительства). На втором же этапе происходит непосредственное осуществление властных полномочий. Какие же шаги включает в себя этот этап? Во-первых, должна возникнуть какая-то проблема, в ответ на которую и запускается политический процесс. Озвучить эту проблему, то есть выразить недовольство могут и социальные группы, и отдельные граждане, и общественно-политические организации и др. Вторым шагом будет принятие политического решения по данной проблеме. И здесь уже прерогатива принадлежит соответствующим органам власти: Президент принимает указы и распоряжения, Государственная дума – законы, правительство разрабатывает определенную стратегию и ставит конкретные цели. Третий шаг в этом процессе – реализация принятых решений. Здесь уже подключаются исполнительные орган власти: министерства и ведомства. И, наконец, четвертый шаг – это контроль и оценка результатов. Конечный результат зависит от многих факторов: наличие ресурсов, продуманность действий, согласованность структурных элементов политического процесса и др. Оценкой политики занимаются не только правительственные органы, такие как Главное контрольное управление Президента, но и неправительственные, среди которых различные независимые фонды, средства массовой информации и др.

Типы политических процессов:

  1. по значимости для общества

– базовые (оказывают влияние на всю политическую систему общества)

– периферийные (ограничены рамками отдельных сфер);

2) по степени публичности

– открытые (интересы групп и граждан выявляются в программах партий и движений, в голосовании на выборах, через обсуждение проблем в средствах массовой информации, через контакты граждан с институтами власти, через учёт общественного мнения. Такая практика сложилась в демократических государствах.)

– скрытые или теневые (тайные действия определённых структур)

3) в зависимости от объекта

Стадии политического процесса

  • Выявление и согласование интересов
  • Формирование цели и программы деятельности
  • Реализация программы в деятельности социально-политических общностей
  • Контроль за реализацией
  • Оценка результатов, определение ответственности

СМИ в наше время занимают весьма важное место в политическом процессе. СМИ – это технические средства создания, тиражирования и распространения информации в массовой аудитории. К СМИ относят телевидение, радио, прессу, Интернет. Сегодня СМИ, пожалуй, играют определяющую роль в выборах, формируя имидж того или иного кандидата. Они могут побуждать людей к определенным действиям, одно и то же событие показать в позитивном или негативном свете. Недаром СМИ называют «четвертой властью» (после законодательной, исполнительной и судебной).

Признаки СМИ

  • Неограниченный круг потребителей
  • Сбор, обработка и передача информации с помощью специальных технических средств
  • Периодический или постоянный характер работы
  1. Информационная (дают информацию о различных событиях и комментируют их);
  2. Представление различных общественных интересов ;
  3. Формирование общественного мнения;
  4. Мобилизационная (побуждение людей к определённым политическим действиям);
  5. Политическая социализация (приобщение людей к политическим нормам и ценностям);
  6. Критика и контроль (помогают гражданам оценивать деятельность власти).

Политическое участие – это действия граждан с целью влияния на политическую власть. Оно может быть прямым или представительным. Прямое или непосредственное политическое участие проявляется в прямых действиях: участие в выборах и референдумах, митингах, демонстрациях, письменное обращение в органы власти и другие. Опосредованное или представительное участие осуществляется через избранных представителей, которым передаются полномочия для принятия решений. Все эти действия называются формами политического участия. Политическое участие зависит от политического режима. Свободное политическое участие, допускающее в числе прочих и формы политического протеста (митинги, забастовки и др.) возможно лишь при демократическом режиме. Но даже в демократическом государстве есть часть людей, уклоняющаяся от участия в политическом процессе. Это явление называется «абсентеизм». Причинами абсентеизма могут быть как низкая правовая и политическая культура граждан, так и политическая пассивность по политическим мотивам, например, несогласие с политикой власти, разочарованность и т.д. Массовый абсентеизм может взорвать демократические механизмы управления обществом, сделать население объектом манипулирования, сформировать пассивную личность.

Виды политического участия

  • Случайное (разовое)
  • Участие «по совместительству»
  • Профессиональное

Примеры и разбор решения заданий

  1. Установите соответствие между элементами двух множеств:

1) базовые политические процессы

2) формы политического участия

3) периферийные политические процессы

4) политическое участие

А) выборы, обращение в органы государственной власти, митинги

Б) связаны с принятием ключевых решений для политической системы

В) прямое или опосредованное

Г) не оказывают принципиального влияния на способы осуществления власти

Правильный вариант: 1-Б; 2-А; 3-Г; 4-В.

  1. Найдите верные суждения и подчеркните их

1) СМИ выступают институтом политической социализации граждан;

2) В любом обществе возможен абсентеизм;

3) Политическая социализация может проявляться в форме социального отчуждения от политики.

4) .СМИ относятся к нормативной подсистеме политической системы.

Политические функции средств массовой информации

Рубрика: Политология

Дата публикации: 11.05.2015 2015-05-11

Статья просмотрена: 12772 раза

Библиографическое описание:

Башук, М. С. Политические функции средств массовой информации / М. С. Башук. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 10 (90). — С. 991-993. — URL: https://moluch.ru/archive/90/18507/ (дата обращения: 17.11.2021).

В статье рассматриваются функции СМИ в качестве субъекта современного политического процесса. Анализируются функции СМИ, воздействие СМИ на политику и общество. Автор приходит к выводу, что главные функции СМИ должны быть связаны с задачами интеграции общества в мировые процессы.

Ключевые слова: средства массовой информации, политика, функции, общество, демократическое общество, гражданское общество, политические процессы.

На определенном этапе общественного развития для удовлетворения потребности людей в общении появился такой социальный институт как средства массовой информации (далее — СМИ), без которого сегодня невозможно представить функционирование мирового сообщества.

Однако, несмотря на некоторые различия в толковании основных понятий, большинство исследователей языка СМИ сходятся во мнении, что они не просто отображают окружающую действительность, объективно фиксируя происходящие вокруг события, они прямо или опосредованно, в открытой или скрытой форме, влияют на все политические процессы, и их роль в обществе определяется совокупностью функций, которые они выполняют.

Некоторые ученые выделяют следующие политические функции СМИ:

Информативная функция заключается в информировании аудитории о событиях в мире и реализуется в новостных материалах [6, c. 98].

В исследованиях некоторых американских лингвистов в рамках информативной функции выделяются две нижеследующие частные функции:

1. Удовлетворение общественных потребностей в получении информации, главным образом о важных политических, экономических событиях, непосредственно влияющих на жизнь каждого члена общества (public surveillance). Путем освещения негативных моментов, последствий того или иного события она дает возможность журналистам привлечь внимание аудитории, властей к той или иной актуальной проблеме.

2. Удовлетворение частных потребностей в получении информации (private surveillance), когда любой член общества может получить ту информацию, которая актуальна для него на данный момент [6, c. 126].

В США и странах Западной Европы журналисты также должны руководствоваться принципом социальной ответственности. Он заключается в том, что своими материалами корреспонденты должны способствовать улучшению, совершенствованию общества, призывая к этому аудиторию [6, c. 56].

Идеологическая функция считается одной из важнейших функций СМИ. Видение происходящих событий представляется массовой аудитории через призму определенных культурных ценностей и политических ориентиров. Данной функцией оказывается имплицитное влияние на строй мышления человека, стиль его мировосприятия.

Благодаря оценке и анализу конкретных фактов текущей политической, экономической и других сфер жизни посредством СМИ формируются ценностные ориентиры общественного сознания. При этом интерпретация и оценка событий осуществляются на уровне как отбора фактов, так и их освещения с тех или иных идеологических позиций с использованием определенных лингвостилистических средств.

Когнитивная функция СМИ заключается в том, что язык СМИ, как и язык других сфер деятельности (религиозно-мифологической, философской, научной и др.), создает определенную картину мира — публицистическую [5, c. 55].

В исследованиях, представляющих собой синтез коммуникативного и когнитивного начал, выделяется коммуникативно-когнитивная функция СМИ. Она проявляется в том, что посредством информирования осуществляется управление коллективным адресатом, т. е. контролирование и регулирование поведения огромных масс людей [4, c. 130].

При реализации образовательной функции осуществляется повышение образовательного уровня аудитории и распространение знаний в рамках специальных образовательных программ, каналов [3, c. 45].

Образовательная функция СМИ перерастает в функцию социализации. Политическая социализация означает интернализацию, усвоение человеком политических норм, ценностей и образцов повеления. Она позволяет личности адаптироваться к политической и социальной действительности. [2, c. 120]

Функцию критики и контроля в политической системе осуществляют не только масс-медиа, но и оппозиция, а также специализированные институты прокурорского, судебного и иного контроля. Однако критика СМИ отличается широтой или даже неограниченностью своего объекта. Её контрольная функция основывается на авторитете общественного мнения. СМИ дают юридическую и моральную оценку тем или иным событиям и лицам. [1, c. 78]

В осуществлении контрольной функции в демократическом обществе СМИ опираются как на общественное мнение, так и на закон. Эта функция осуществляется в проведении журналистами журналистского расследования.

Необходимо отметить, что некоторые исследователи выделяют в качестве отдельных функцию воздействия, или социального управления и функцию манипуляции. Функция воздействия заключается в формировании моделей поведения, привычек, сознания в целом на основе тех ценностей и политических идеалов, которые задаются особенностями государственного устройства и демонстрируются в СМИ. Функция манипуляции представляет собой регулирование политических процессов с помощью СМИ. В большинстве же случаев СМИ поддерживают действующую политическую систему, поскольку политическая ситуация в стране и находящиеся у власти политики являются одним из главных источников новостей [6, c. 50].

По мнению Е. П. Прохорова СМИ способствуют выдвижению суждений и оценок деятельности социальных институтов (властных в том числе) и должностных лиц на предмет выполнения ими своих обязанностей перед обществом. В числе наиболее значимых функций СМИ называется функция формирования массового сознания (идеологическая или социально ориентирующая), которая включает в себя широкий диапазон воздействия — начиная с сообщений о фактах, событиях, воздействия на общественное мнение, до воздействия на ценности, идеалы, мировоззрение аудитории. [6, c. 60].

Значимой представляется функция СМИ применительно к уровню гражданского общества. Так, применительно к социуму выделяются следующие функции [8, c. 110]:

– информирование о событиях и условиях жизни в обществе и мире;

– информационное обеспечение инновационных процессов.

II. Социальной связи:

– комментирование и интерпретация происходящего;

– поддержка существующих норм и властных отношений;

– координация разнонаправленной социальной активности, формирование общественного согласия.

III. Обеспечение преемственности:

– выражение образцов доминирующей культуры, обеспечение «узнавания» субкультур, новых культурных направлений;

– поддержание общности социальных ценностей.

– создание возможностей для отдыха и развлечения;

– снижение социальной напряженности.

– организация кампаний в связи с актуальными целями в политике, экономике, социальной сфере.

В. В. Ворошилов в качестве генеральной функции СМИ называет формирование и развитие общественного сознания с целью образования в людях социально-психологических качеств, взглядов и убеждений, отвечающих требованиям гражданского общества, основанного на демократизации и рыночных отношениях, и превращения убеждений в практические результаты в области материальной и духовной жизни [2, c. 86].

Представление о функциях СМИ менялось потому, что менялся сам предмет. В современном, информационно насыщенном обществе СМИ играют другую, несравненно более важную роль, нежели они играли в первой половине прошлого века.

Таким образом, СМИ, изначально возникшие для удовлетворения потребности людей в получении информации, в общении, стали неотъемлемой частью жизни человека. Они информируют, анализируют, формируют картину мира, развлекают. При этом любая функция СМИ в какой-то степени может рассматриваться как воздействующая: с целью сообщить новые знания о той или иной ситуации, сформировать или изменить ценностные ориентиры, модели поведения, привычки, создать определенную картину мира, приобрести тот или иной товар или услугу. [7, c. 95]

Средства массовой информации — это, прежде всего, институт гражданского общества, именно гражданского общества, а не власти (хотя, частично и это имеет место), и не коммерческих структур (хотя включение в систему экономических отношений имеет место во всем мире). Соответственно, главные функции СМИ должны быть связаны с задачами интеграции общества при том, что для аудитории наиболее важным выступает ориентирующая рекреативная, утилитарная функция СМИ, а для социальных институтов — организационная, агитационно-пропагандистская.

1. Бурдье П. О телевидении и журналистике. — М., 2003. С. 78.

2. Ворошилов В. В. Журналистика. 2-ое издание. — С. -Петербург, 2000. С. 86.

3. Желтухина, М. Р. Тропологическая суггестивность массмедиального дискурса: о проблеме речевого воздействия тропов в языке СМИ: Монография. — В.: Изд-во ВФ МУПК, 2003. С. 45–50.

4. Журналистика в 2001 году: СМИ и вызовы нового века: тез. науч.-практ. конф. М.: Изд-во Моск. ун-та, 2003. С. 130–145.

5. Кубрякова, Е.С., Цурикова, Л. В. Вербальная деятельность СМИ как особый вид дискурсивной деятельности // Язык средств массовой информации: Учеб. пособие по специализации. Ч. 2. — М.: Изд-во МГУ, 2004. С. 55–70.

6. Прохоров Е. П. Введение в журналистику / Е. П. Прохоров.- М.: Высш. шк., 1988. С. 50–130.

7. Комаровский В. С. Государственная Служба и СМИ. — Воронеж. Издательство ВГУ, 2003.

8. Филиппов С. СМИ как механизм формирования гражданского общества в переходных системах //Власть. — 2002. — № 8. — С. 110.

СМИ в политической жизни общества

Урок 10. Обществознание 9 класс ФГОС

В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобрев в каталоге.

Получите невероятные возможности

Конспект урока “СМИ в политической жизни общества”

«Во всяком государстве, — писал Аристотель, — этих составных частей три. Вот эти три части: первая — законовещательный орган, рассматривающий дела государства, вторая — должности, третья — судебные органы». Эти самые три составные части – ветви государственной власти: законодательная, исполнительная и судебная.

Но достаточно часто можно услышать и о существовании «четвёртой власти». Так ещё в 19-ом веке стали называть прессу. Необходимо отметить, что средства массовой информации не имеют и никогда не имели какой-либо реальной власти. У них нет никакой законной возможности силой вынуждать кого-то совершать те или иные действия. Но, тем не менее, их влияние на политическую жизнь общества, бесспорно.

«Я больше боюсь трёх газет, чем ста тысяч штыков; – говорил император Франции Наполеон Бонапарт, – вы видите меня хозяином Франции, но я не взялся бы править ею и три месяца при свободной прессе». Возможность формировать общественное мнение – вот главное оружие журналистов.

Первоначально информация, в том числе и политическая, передавалась устно. Слуги правителей, обладавшие громким голосом и хорошей дикцией, зачитывали указы населению: «Слушайте, слушайте, и не говорите, что не слышали!». Распространялась и письменная информация: с помощью надписей на скалах и стенах зданий или на папирусе и глиняных дощечках. Проблема состояла в том, что тех, кто мог прочитать эти записи, было не очень много. Правильнее сказать, совсем немного.

Расширение круга читателей новостей произошло в Древнем Риме. Свитки «Ежедневные дела римского народа» регулярно вывешивались на площадях и доставлялись на дом видным жителям города: политикам, знати. По приказу Юлия Цезаря в этих самых свитках появилась, говоря современным языком, колонка официальных новостей: то есть, отчёты с заседаний сената, донесения полководцев и тому подобное. Нечто уже более похожее на газету появилось в Китае – «Цзинбао» («Столичный вестник»), который стал выпускаться с конца 8-ого или с начала 10-ого века: тут мнения историков расходятся. Это был печатный орган императорского дворца. Технология печати в то время в Китае была не удобной. На доске вырезали иероглифы, покрывали их краской (обычно, тушью) и делали оттиски на шёлке. Доска быстро приходила в негодность, и чтобы увеличить тираж, приходилось делать новые заготовки. Это требовало значительного времени и усилий.

Огромное влияние на развитие СМИ в Европе оказало изобретение Иоганна Гутенберга. В середине 15-ого века он начал использовать разборный металлический шрифт и типографский пресс. От краски металлические буквы практически не портились. Когда по набранному тексту отпечатывали достаточное количество экземпляров, из тех же самых литер можно было составить новый.

Но прошло почти полтора века, прежде чем в типографиях стали печатать не только книги, но и газеты. Самой старой в Европе Международная ассоциация газет признала «Сводку всех достопамятных и выдающихся новостей». Её выпускал житель Страсбурга (тогда он входил в состав Священной Римской империи) Иоганн Каролус. До наших дней дошёл экземпляр, выпущенный в 1605-ом году.

Слово «газета» впервые появилось в Италии во второй половине 16-ого века. В Венеции так стали называть рукописный новостной листок, так как он продавался очень дёшево. За него просили всего лишь одну «гассетту» – самую мелкую монету. «Гацца» с итальянского переводится как сорока. Эта птичка изображалась на монетке. Кстати именно в Венеции, как полагают, возникли первые агентства по сбору информации и появилась такая профессия – журналист.

С 1785 года начала выходить одна из самых влиятельных и известных мировых газет – английская «Таймс». А начиналось всё с рекламного листка, который стал издавать потерявший работу страховой агент Джон Уолтер. Его сын сделал газету самой информативной в Великобритании. Корреспонденты «Таймс» работали во многих странах Европы и за пределами Старого Света. С её лёгкой руки появилась такая журналистская специализация, как военный корреспондент. Первым стал Уильям Рассел, который освещал события Крымской войны.

Именно после его разоблачительных статей сменилось руководство британской армии, а правительство подало в отставку. В «Таймсе» впервые начали использовать иллюстрации. Первая была посвящена похоронам адмирала Нельсона. В типографии газеты был разработан шрифт, которым, вероятно, пользуются и многие из вас при наборе текстов на компьютере – «Таймс Роман».

В России в 17-ом веке для информирования царя Михаила Фёдоровича, а затем Алексея Михайловича, и бояр о делах в европейских государствах в Посольском приказе выпускались рукописные «Куранты». В них, в основном, размещались сообщения, почерпнутые из немецких или голландских газет. По инициативе Петра I с 1702-ого года газету стали печатать и распространять не только при дворе, но и среди населения. Постепенно за ней закрепилось название «Ведомости». Самый старый сохранившийся их экземпляр датируется 2-ым (по новому стилю 13-ым) января 1703-его года. Именно поэтому 13-ого января отмечается День российской печати.

В 20-ом веке появились новые виды средств массовой информациирадио и телевидение. Регулярное радиовещание в США началось с 1920-ого года, а в СССР – с 1922-ого. В 1935-ом году началась трансляция телепередач в Германии, в 1936-ом году – в Великобритании, а в 1939-ом – в США и СССР.

Радио и телевидение создавали эффект «включённости» в происходящие события и поэтому с гораздо большей силой воздействовали на массовое сознание. Классическим примером этого воздействия стала радиопостановка романа Герберта Уэллса «Война миров» в октябре 1938-го года в США. Радиопьеса была разыграна настолько реалистично, что более миллиона слушателей поверили в реальность высадки марсиан. На 40-ой минуте диктор напомнил, что речь идёт о вымышленных событиях, но многие уже этого не слышали. Люди баррикадировались в подвалах домов, многие стремились увезти свои семьи из крупных городов. В полицейские участки являлись вооружённые добровольцы, готовые защищать свою страну от пришельцев. Некоторые утверждали, что видели их и чувствовали запах отравляющих газов. Позже различные радиостанции пытались повторить эффект, достигнутый этой постановкой. И когда в декабре 1941-ого года по радио было объявлено о нападении японцев на Пёрл-Харбор, часть слушателей решила, что это новый розыгрыш.

Все средства массовой информации можно разделить на три группы: печатные (газеты, журналы), аудиовизуальные (радио, телевидение) и информационные службы (новостные агентства, пресс-службы).

Средства массовой информации

На наших глазах развивается новое информационное пространствокиберпространство Интернета. Правда, пока исследователи расходятся во мнениях, можно ли считать его самостоятельным видом СМИ. А пока исследователи спорят, растёт число пользователей Интернет-новостей. По данным опроса общественного мнения, проведённого аналитическим центром «Левада-центр», число россиян, которые чаще всего узнают о новостях в стране и мире из Интернет-изданий, увеличилось за 4 года (август 2009 – июнь 2013) с 9-ти до 21-ого процента, а из социальных сетей – с 6-ти до 14-ти процентов. Аудитория традиционных средств информации – телевидения, газет, радио, журналов сокращается.

Откуда Вы чаще всего узнаёте о новостях в стране и мире?

Вернее сказать, сокращается количество тех, кто получает информацию о новостях из этих источников. Ведь средства массовой информации бывают не только политическими или новостными. Наиболее массовые издания часто ориентированы на развлечение зрителя или читателя. Сенсации (настоящие и выдуманные), новости из жизни звёзд, гламур.

Кроме того, существует большое количество специализированных СМИ, например, профессиональных, образовательных, научных.

Закон Российской Федерации «О средствах массовой информации» относит к СМИ те печатные издания, которые выпускаются периодически, не реже одного раза в год, радио-, теле- и видеопрограммы, кинохроникальные проекты. Стенгазеты, согласно Закону, к средствам массовой информации, не относятся, так же как малотиражные издания (меньше 1-ой тысячи экземпляров).

Под средством массовой информации понимается:

На начало 2011-го года в России было зарегистрировано около 94-х тысяч средств массовой информации, из них почти 73-и тысячи печатных и более 17-ти с половиной тысяч электронных. Общее количество телеканалов составляет примерно 330, из них 16 – общероссийские. Действуют 3 информационных агентства: ИТАР-ТАСС, РИА «Новости» и Интерфакс. Около 90-а процентов средств массовой информации в России – негосударственные.

Какова роль средств массовой информации в политической жизни? Аристотель как-то заметил, что та власть наиболее эффективна и реализуема, деятельность которой доводится до сведения общества.

Через СМИ политическое руководство страны информирует население о своей деятельности, о проблемах, которые существуют в обществе, убеждает в правильности проводимого политического курса. Таким образом, происходит своеобразная мобилизация, сплочение населения.

Роль СМИ в политической жизни

Поддержка обществаактивное сотрудничество или молчаливое согласиенеобходимо любому государству. В том числе и тому, в котором народ не допускается к реальному управлению страной. Не случайно в авторитарных и тоталитарных государствах устанавливался сверхжёсткий контроль над средствами массовой информации, их предварительная цензура. После прихода к власти Наполеона во Франции выходило лишь 4 газеты, остальные были закрыты.

Жёсткая идеологическая цензура действовала в СССР, где легальных негосударственных СМИ просто не существовало. Выпуск нелегальных изданий – так называемого самиздата – приводил к арестам и судебным преследованиям.

В государствах с демократическим политическим устройством свобода прессы закрепляется законодательно. Так, первая поправка, внесённая с самую старую из действующих конституций, конституцию США, запрещала Конгрессу издавать законы, ограничивающие свободу слова и прессы.

29-ая статья Конституции Российской Федерации так же гарантирует свободу массовой информации.

Свободные СМИ дают возможность обществу осуществлять контроль над деятельностью государственных органов, публикуя самую разностороннюю информацию, в том числе и о злоупотреблениях властей. Мы уже упоминали о репортажах военного корреспондента «Таймс» Уильяма Рассела с полей сражений Крымской войны, которые привели к отставке правительства. Именно средства массовой информации сделали доступными сведения о фальсификации властями США данных о ядерной программе Ирака в 2003 году. Газеты «Гардиан» и «Вашингтон пост» разместили разоблачительные сведения Эдварда Сноудена о тотальной слежке американских спецслужб за информационными коммуникациями между гражданами многих государств по всему миру. Вы, вероятно, достаточно часто сталкиваетесь с критическими материалами по поводу тех или иных действий властей в нашей стране, как на местном, так и федеральном уровне, различными, часто противоположными оценками тех или иных событий.

Разумеется, как и во всём остальном, абсолютной свободы прессы быть не может.

Существует право граждан на неразглашение сведений об их частной жизни, тайна следствия, врачебная тайна, государственные и военные секреты. Распространение клеветнических сведений не только аморально, но и преследуется по закону. Об уважении чести и достоинства других людей должны помнить не только журналисты, но и каждый из нас, участвуя в обсуждениях на форумах, публикуя сообщения на своих страничках в социальных сетях.

Средства массовой информации часто и обоснованно обвиняют в манипуляции массовым сознанием. Манипуляцией называют скрытое влияние на сознание человека с целью вынудить его к определённым действиям, установить контроль над его поведением. Многие исследователи признают манипуляцию формой скрытого психологического насилия.

Однобокое освещение тех или иных событий, сознательное искажение фактов, замалчивание информации, вырывание из контекста тех или иных фраз, сказанных политическим лидером или представителем какой-либо социальной группы, формирование образа врага. У тех, кто воспринимает такую информацию, создаётся искажённая картина события, и люди принимают неадекватные ситуации решения и действия.

Мы живём в эпоху информационной революции и информационных войн. Возможности «четвёртой власти» часто используются для манипуляции сознанием людей. Умение критически анализировать информациюважнейшее из тех умений, которыми вы должны овладеть, чтобы принимать правильные решения, делать свободный, осознанный выбор. И не только в политической сфере общественной жизни.

Роль СМИ в политической жизни

Знаете ли вы, что во многих европейских странах действуют программы медиа-образования для школьников, которые учат их ориентироваться в информационном море, «искать правду в новостях»?

Роль сми в политической культуре России: современная ситуация Текст научной статьи по специальности « СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Кочурова Анна Леонидовна

Статья посвящена анализу основных особенностей и деятельности СМИ как института политической культуры , которые должны быть направлены на повышение объективной информированности и компетентности граждан, на организацию информационных обменов между властью и гражданами. Рассмотрена социальная острота и актуальность этой проблемы, определены основные функции СМИ, отмечена тенденция увеличения роли и степени влияния СМИ на современную политическую ситуацию в России.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Кочурова Анна Леонидовна

The Role Of The Media In The Political Culture Of Russia: The Current Situation

The article is devoted to the analysis of the characteristics and activities of mass media as an institution of political culture, which should be aimed at raising citizens’ awareness and capacity objective to organize information exchange between Government and citizens. Considered social acuteness and urgency of this problem, the main functions of the MASS MEDIA , a trend increase in the role and impact of the MEDIA on the current political situation in Russia.

Текст научной работы на тему «Роль сми в политической культуре России: современная ситуация»

РОЛЬ СМИ В ПОЛИТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ РОССИИ: СОВРЕМЕННАЯ СИТУАЦИЯ

Кафедра истории и теории политики Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова ул. Ленинские горы, 1, Москва, Россия, 119991

Статья посвящена анализу основных особенностей и деятельности СМИ как института политической культуры, которые должны быть направлены на повышение объективной информированности и компетентности граждан, на организацию информационных обменов между властью и гражданами. Рассмотрена социальная острота и актуальность этой проблемы, определены основные функции СМИ, отмечена тенденция увеличения роли и степени влияния СМИ на современную политическую ситуацию в России.

Ключевые слова: средства массовой информации, институт политической культуры, политическая информированность, ответственность, общество, государство.

Средства массовой информации как политический институт играют ценную гносеологическую, регулятивную и практическую роль в информационной и аксиологической составляющей общественного мнения в многоуровневом пространстве современной России. Потенциал СМИ в качестве составной части политической коммуникации рассматривали А.В. Дмитриев, Б.И. Кретов, А.И. Соловьев и др. Политическое влияние и особенности СМИ в условиях информационного общества освещались в работах Ю.Д. Бабаева, А.Е. Войскунского, А.Е. Жичкиной и др. Предметом отдельных исследований выступала специфика современного функционирования средств массовой информации в ракурсе взаимодействия триады «власть — СМИ — общественное мнение» в России. Некоторые авторы оценивали коммуникативную функцию СМИ, обеспечивающих взаимодействие между отдельными институтами политической культуры. В работе О.В. Баскаковой (см.: [1. С. 12—13]) определены роль и место СМИ в системе политических институтов современной России, исследован процесс формирования СМИ как политического института в условиях модернизации политической системы.

Традиционно к средствам массовой информации относятся: пресса, издательства, телевидение, радиовещание, информационные агентства, службы связи с общественностью и прессой, рекламные агентства.

В последнее десятилетие ХХ в. политическая ситуация сложилась так, что средствам массовой информации были даны огромные полномочия, которые оправдывались идеями гласности и свободы слова, стремлением к информированию населения о положительных результатах демократических преобразований, легитимацией новых политических институтов, например таких, как парламент, выборы, разделение властей.

Сегодня можно говорить о том, что СМИ не смогли донести до большинства граждан целесообразность демократических перемен. Необъективно отражая влияние результатов политических и экономических реформ на жизнь общества,

СМИ нередко вызывают к себе негативное отношение со стороны граждан, которые, разочаровавшись в масс-медиа, перестали интересоваться политикой и политическим процессом.

Среди основных отличительных особенностей СМИ как института политической культуры можно перечислить следующие: однонаправленность взаимодействия от коммуникатора к реципиенту, невозможность перемены их ролей; публичность, то есть неограниченный и надперсональный круг потребителей; непостоянный характер аудитории, которая образуется от случая к случаю в результате общего внимания, проявленного к той или иной передаче, статье, электронному информационному ресурсу; наличие специальных технических приборов, аппаратуры для передачи информации; непрямое, разделенное в пространстве и времени взаимодействие коммуникационных партнеров.

Вышеперечисленные институциональные особенности средств массовой информации, по мнению Д.В. Шутмана (см.: [7. С 17—18]) определяют их практически неограниченные возможности в области политического влияния на общество. Это влияние прослеживается в каждой из выполняемых масс-медиа функций. Позитивную роль в качественном функционировании СМИ играют: снижение государственного контроля над содержанием материалов СМИ, внепартийность информационного вещания, отмена государственной монополии на прессу, теле-и радиовещание. К негативным факторам можно отнести: снижение значения общественных ценностей в СМИ, превращение их продукции в товар и увеличивающаяся коммерциализация медиасферы.

В настоящее время сохраняется тенденция персонификации институтов политической культуры, сопровождающаяся его эмоциональным и часто иррациональным восприятием через призму масс-медиа.

Цели и задачи СМИ различаются: с одной стороны, СМИ выступают как институт информирования общества, социальной коммуникации, образования и воспитания людей, выполняют функцию контроля за государственной властью. При этом содержание и направление деятельности средств массовой информации характеризуется соблюдением принципов гуманизма, консолидацией всех сил общества, заботой о духовном и психологическом благополучии людей, уважением прав и свобод человека, социальной ответственностью. С другой стороны, масс-медиа способны выступать в роли орудия в руках различных политических сил, финансово-промышленных групп. В этой ситуации их деятельность носит ярко выраженный субъективный, манипулятивный характер и сводится к навязыванию обществу мнения своих покровителей. Для этого используются специальные технологии, целый набор приемов и методов воздействия: прямая дезинформация, подтасовка фактов, распространение компромата и другие.

СМИ ответственны за организацию информационных обменов между властью и гражданами, за повышение политической информированности и компетентности граждан, активизацию взаимодействия в обществе. Деятельность СМИ должна быть направлена на объективное информирование, аналитическую интерпретацию и предъявление экспертной оценки событий, сбалансированное представление позиций, подключение аудитории к обсуждению актуальных вопросов.

По мнению М.А. Портнягиной (см.: [5. С. 8—9]), средой, благоприятной для социальной самоорганизации, считается Интернет. Практика гражданского участия, осуществляемая с помощью интерактивных коммуникаций в сети, позволяет вырабатывать у российских интернет-пользователей опыт демократического поведения, повышают степень их личной ответственности, веру в свою влиятельность.

В течение многих лет внимание политических и деловых кругов было сосредоточено прежде всего на телевидении, которое считается самым эффективным средством влияния среди всех СМИ. Исследуя роль телевидения как социального института в современном обществе, А.Р. Сагитов (см.: [6. С. 11—12]) отмечает, что современное телевидение демонстрирует недостаточное внимание к нормам и ценностям социальной системы, приемлемым формам и способам социального взаимодействия, что не приводит к культурной динамике. Это позволяет говорить об информационно-духовной дискриминации отдельных социальных и информационных моделей. Кроме того, в телевизионной политике не учитываются интегральные типы региональных, национальных, территориальных, профессиональных и других общностей, на которые направлено информационное воздействие. Социализирующий эффект информационных и просветительских программ телевидения существенно снижается.

Институциональные особенности современных СМИ проявляются через такие функции средств массовой информации, как интегративная, дифференцирующая, информативная, культурно-образовательная, а также функции формирования общественного мнения, социального контроля, политического просвещения (политизации) общества.

В последнее время наблюдается снижение внимания со стороны СМИ к своему потребителю: зрителю и читателю; возникает проблема доверия к его качеству продукции СМИ. Проявляет себя тенденция постепенной потери СМИ своей основной функции — объективного информирования и превращения в бульварную прессу и рекламные передачи.

Вести работу в направлении возрождения национального самосознания с целью поднятия престижа и достоинства страны власть и СМИ могут только вместе. Чем больше качественной информации и аргументированного мнения общество будет читать в газетах, и слышать с телеэкранов, тем спокойнее оно будет относиться ко многим политическим процессам. Медиа-система должна быть ответственна перед обществом и государством. Демократия восторжествует только тогда, когда каждый гражданин будет располагает возможностью беспрепятственно получать полную, объективную и своевременную информацию.

Социальная острота и актуальность этой проблемы подчеркивается перманентными дискуссиями о роли и влиянии СМИ в обществе и государстве. Например, в работе Первого форума СМИ Северного Кавказа, который прошел в Пятигорске 21—22 ноября 2013 г., были представлены 103 ведущих средства массовой информации регионов СКФО. Мероприятие состоялось под девизом «Современные медиа о современном Кавказе» (см.: [8]).

В своей речи Рамазан Абдулатипов подчеркнул, что одна из проблем, которая мало отражается в современных СМИ, — состояние русской традиционной культуры: «Данный вид культуры может формировать стержень мировоззрения человека. И СМИ должны формировать мировоззрение вместе с властью и обществом». По мнению Рамазана Абдулатипова, средства массовой информации не успевают за динамикой развития социально-экономических и политических процессов в регионах Северного Кавказа.

Во время круглого стола, который инициировала Комиссия Общественной палаты Омской области по развитию гражданского общества, коммуникаций, информационной политики, «Информационное партнерство: власть — СМИ — общество» (см.: [4]), было отмечено, что основным связующим звеном для них может быть общая культура и морально-нравственные установки. В ходе ответа на вопрос, что сейчас происходит в обществе, было отмечено появление у большинства наших соотечественников депрессивного синдрома, разочарование практически во всем, при небольшом доверии к тому, что связано с наукой, культурой, образованием. Россиянам не хватает позитивной информации, а в СМИ превалирует негативная.

Международная научно-практическая конференция «Современные социальные коммуникации в системе цивилизации и культуры» прошла 18—19 ноября 2013 г. в Санкт-Петербурге. В докладе В.Е. Семенова, например, рассматривались дисфункции современных российских СМИ: отрицательное влияние на аудиторию, психопрограмирование, кумулятивный эффект, неадекватное отражение социальных структур и персонажей-героев, вестернизация.

Все вышесказанное позволяет сделать общий вывод о том, что роль и степень влияния средств массовой информации на современную политическую ситуацию в России имеет постоянную тенденцию к увеличению. В то же время этот процесс имеет свою ярко выраженную специфику. Связано это прежде всего с тем, что трансформация политической системы советского типа в демократическую происходила в нашей стране спонтанно и разнонаправлено. СМИ, являвшиеся долгое время инструментом государственного управления, получили неограниченные возможности для становления в качестве самостоятельного института политического процесса. Однако традиции господствовавшего 70 лет патернализма начинают все более отчетливо проявляться в последнее время и тормозить наметившийся позитивный процесс демократизации. В то же время необходимо отметить, что СМИ в политическом процессе современной России смогут более качественно и эффективно выполнять свои функции, способствуя формированию в нашей стране развитого гражданского общества и правового государства.

[1] Баскакова О.В. Трансформация средств массовой информации в условиях модернизации политической системы России: Автореф. дисс. . канд. полит. наук. Ярославль, 2004.

[2] Грабельников А А. Средства массовой информации постсоветской России: пятнадцать лет спустя: Монография. М., 2008.

[3] Грачев М.Н. Политическая коммуникация: теоретические концепции, модели, векторы развития. М., 2004.

[4] «Информационное партнерство: власть — СМИ — общество»: Материалы работы круглого стола, Омск, 2013 г. URL: http://www.op55.ru/?sid=240&newsid=1549.

[5] Портнягина М.А. Современные общероссийские СМИ как фактор формирования гражданской культуры общества: Автореф. дисс. . канд. филол. наук. М., 2011.

[6] Сагитов А.Р. Роль телевидения как социального института в социализации личности в современном обществе: Автореф. дисс. . канд. социол. наук. Уфа, 2010.

[7] Шутман Д.В. Особенности функционирования института СМИ в политическом процессе Российской Федерации: Автореф. дисс. . канд. полит. наук. Владивосток, 2008.

[8] Форум СМИ Северного Кавказа. URL: http://govorun26.ru/news/3473.

[1] Baskakova O.V. Transformacija sredstv massovoj informacii v uslovijah modernizacii politi-cheskoj sistemy Rossii: Avtoref. diss. . kand. polit. nauk. Jaroslavl’, 2004.

[2] Grabel’nikov A.A. Sredstva massovoj informacii postsovetskoj Rossii: pjatnadcat’ let spustja: Monografija. M., 2008.

[3] Grachev M.N. Politicheskaja kommunikacija: teoreticheskie koncepcii, modeli, vektory razvitija. M., 2004.

[4] «Informacionnoe partnerstvo: vlast’ — SMI — obshhestvo». Materialy raboty kruglogo stola, Omsk, 2013 g. URL: http://www.op55.ru/?sid=240&newsid=1549.

[5] Portnjagina M.A. Sovremennye obshherossijskie SMI kak faktor formirovanija grazhdanskoj kul’tury obshhestva: Avtoref. diss. . kand. filol. nauk. M., 2011.

[6] Sagitov A.R. Rol’ televidenija kak social’nogo instituta v socializacii lichnosti v sovremennom obshhestve: Avtoref. diss. . kand. sociol. nauk. Ufa, 2010.

[7] Shutman D.V. Osobennosti funkcionirovanija instituta SMI v politicheskom processe Rossijskoj Federacii: Avtoref. diss. . kand. polit. Nauk. Vladivostok, 2008.

[8] Forum SMI Severnogo Kavkaza. URL: http://govorun26.ru/news/3473.

THE ROLE OF THE MEDIA IN THE POLITICAL CULTURE OF RUSSIA: THE CURRENT SITUATION

The Department of History and Theory of Politics Moscow State University named after M.V. Lomonosov Leninskie Gory str., 1, Moscow, Russia, 119991

The article is devoted to the analysis of the characteristics and activities of mass media as an institution of political culture, which should be aimed at raising citizens’ awareness and capacity objective to organize information exchange between Government and citizens. Considered social acuteness and urgency of this problem, the main functions of the MASS MEDIA, a trend increase in the role and impact of the MEDIA on the current political situation in Russia.

Key words: media, Institute of political culture, political awareness, responsibility, society, the State.

Ссылка на основную публикацию