Типы семей и их характеристика

Типы семей: их особенности и характеристики

Елена Беляева
Типы семей: их особенности и характеристики

Типы семей: их особенности и характеристики

Семья – это маленькое государство и то, каким образом оно будет управляться зависит от набора основных черт.

Что под собой подразумевает определенный тип семьи? Это характеристика социальной ячейки по какому-либо признаку (состав, уклад, способ ведения родословной). Причем коллективы сходные по одному критерию, по другому могут оказаться семьями разного типа.

Существует множество типологий семьи. Рассмотрим их.

I. По количеству брачных партнёров выделяются такие виды семей:

– моногамные (брак, заключён между одним мужчиной и одной женщиной);

– полигамные (в данной семье насчитывается несколько супружеских партнеров,при этом вариантов таких союзов может быть несколько: при полиандрии одна жена имеет несколько мужей (встречается в Тибете и Индии, а при полигинии мужчина строит отношения более, чем с одной женщиной (широко распространено в мусульманских странах);

– групповой брак, где несколько мужчин и более двух женщин. Встречается крайне редко, так как не свойственно человеческой природе.

Моногамия преобладает в большинстве известных обществ. Она считается наиболее прогрессивной формой брака.

Существуют скрытые формы полигамии: двоеженство, союз женатого мужчины с незамужней женщиной и наоборот. Чаще встречается полигиния.

В настоящее время в связи с увеличением количества разводов и повторных браков говорят о серийной моногамии или последовательной полигамии, когда в каждый момент времени человек состоит в браке с одним партнёром, но на протяжении жизни у него отмечается несколько браков. Биография современного человека – серийная моногамия.

II. По числу детей выделяют бездетную, однодетную и многодетную семьи.

– Бездетная: семья, в которой в течение десяти лет супружеской жизни нет детей считается бездетной.

– Малодетная семья. Это распространенная категория семей. Такие семьи обычно состоят из мужа, жены и двух или, чаще всего, одного ребенка.

– Многодетная семья. Это семья, имеющая трех и более детей. Выделяют следующие виды многодетных семей:

– семьи с сознательной многодетностью и любовью к детям. Родители делают все, чтобы детям жилось лучше;

– семьи, в которых родители не стремились иметь много детей. Дети в таких семьях – результат отсутствия планирования семьи. Такие семьи могут появиться и в результате рождения двойни или тройни, из-за боязни прервать беременность, врачебного запрета на аборт по состоянию здоровья матери, отказа от аборта и средств контрацепции из-за религиозных убеждений;

– семьи, образовавшиеся в результате объединения двух неполных семей, в каждой из которой уже имелись дети;

– семьи, в которых рождение большого числа детей можно считать проявлением неблагополучия. Дети здесь зачастую являются средством получения различного рода пособий, льгот, благ.

III. Если в социалистическом обществе по критерию профессиональной деятельности существовало три социальных типа семей: рабочих, колхозников и интеллигенции, то в современных реалиях произошло резкое экономическое расслоение общества. Появились элитные семьи, семьи среднего достатка, бедные семьи.

IV. Виды семей по критерию власти

Часто выделяют традиционные семьи, детоцентристские и демократические (эгалитарные).

Традиционные семьи отличаются уважением к авторитету старших. Педагогическое воздействие осуществляется сверху вниз. Основное требование – подчинение. Дети из таких семей легко адаптируются в вертикально организованных общественных структурах, легко усваивают традиционные нормы. Но они не инициативны, негибки в общении, руководствуются представлением о должном. К традиционному типу семьи относятся традиционные патриархальные, традиционные матриархальные, неопатриархальные, неоматриархальные семьи. Отношения в них асимметричны. В зависимости от типа семьи во главе стоит отец или мать, остальные им подчиняются. Младшие беспрекословно подчиняются старшим.

В традиционно патриархальной семье муж является бесспорным главой и авторитетом. Его власть не ограничена, принимается беспрекословно или под давлением. Чётко выражена зависимость жены от мужа, детей от родителей. Старшие более авторитетны, чем младшие, мужчины – более, чем женщины. К браку относятся прагматически, воспринимают его как данный богом, долговечный союз. Такой брак отличается патрилокальностью и патрилинейностью. Патрилокальность состоит в том, что женщина живёт в доме мужа. Сыновья, как женатые, так и нет, живут в родительском доме, дочери покидают его, когда выходят замуж. Патрилинейность– исчисление родства по мужской линии. Материальные ценности передаются наследникам по мужской линии. Отцы заинтересованы в рождении мальчиков. И в настоящее время молодые мужчины часто заинтересованы в рождении мальчиков больше, чем девочек, рассматривают их как продолжателей рода, фамилии. Это результат давления многовековых традиций.

Патриархальная семья была наиболее распространенной в России до Второй мировой войны. В послевоенные годы, начиная с конца 40-х и вплоть до 80-х годов, доминирующей стала детоцентристская семья.

В традиционно матриархальной семье главенство принадлежит женщине. Многие народы практиковали материнское родоисчисление.

В детоцентрической семье главная задача родителей – обеспечить благополучие и счастье ребёнка. Семья существует для ребёнка. Воздействие осуществляется снизу вверх. У детей в таких семьях отмечается высокая самооценка, ощущение собственной значимости. Это приводит к возникновению социальных конфликтов за пределами семьи, возникновению социальной дезадаптации. Мир может оцениваться как враждебный. Возможно, распространение детоцентристских семей связано со снижением числа детей в семье, увеличением возраста родителей, увеличением продолжительности переходных (подросткового и юношеского возрастов).

Эгалитарная семья характеризуется равенством положения всех её членов. Цель такой семьи – взаимное доверие, принятие и автономность её членов. Воздействия осуществляются горизонтально, как диалог равных. Учитываются взаимные интересы. У детей формируются демократические ценности, представления о правах и обязанностях, свободе и ответственности, активность, самостоятельность, доброжелательность, уверенность в себе, эмоциональная устойчивость. Используются гуманистические методы воспитания, опирающиеся на доверие к ребёнку и уважение его прав, потребности в автономии, развитии индивидуальности, творчестве. Но при этом может быть не выработан навык подчинения социальным требованиям. В среде, построенной на вертикальном принципе, они адаптируются плохо. Дети, происходящие из таких семей, могут иметь тенденцию к созданию такой модели отношений и в своём браке. Муж и жена вносят примерно равный вклад в материальное благосостояние семьи, совместно принимают важные решения, занимаются воспитанием детей. Их роль в создании психологического климата одинакова, статус семьи устанавливает тот супруг, статус которого выше. Круг общения формируется обоими супругами. Такой брак иногда называют биархатным или кооперативно-симметричным. Появление в России таких семей связано с ростом независимости семьи от тоталитарного государства, а также возрастанием экономической, социальной и политической роли как мужчины, так и женщины.

Особым типом современной семьи является бикарьерная семья. В ней равно значимыми признаются профессиональные интересы обоих супругов. Они сочетают ценности создания собственной семьи и построения карьеры. Домашние обязанности распределяются равномерно, отношение к профессиональным интересам друг друга уважительное, проявляется взаимная терпимость, готовность оказать помощь и поддержку. Время используется рационально, досуг направлен на восстановление ресурсов. Дети причастны к семейным делам. В них воспитываются ответственность и самостоятельность. Они хорошо знакомы с профессиональной деятельностью родителей.

V. Критерием классификации служит то, с кем и где супруги проживают на одной площади. Это может зависеть от материальных возможностей и взглядов на устройство рода. В зависимости от места проживания супругов, различают следующие виды семей:

– Матрилокальная, где молодожены проживают на территории семьи жены.

– Патрилокальная, где супруги живут у родителей мужа.

– Неолокальная. Молодая семья имеет возможность проживать отдельно от родительских семей

VI. По качеству отношений специалисты выделяют такие типы семей:

Благополучная. В такой семье удовлетворяются все базовые, основные и экзистенциальные потребности всех ее членов. Заключая брак, супруги рассчитывают создать именно такую семью. Устойчивая или нормальная. Здоровая и среднестатистическая пара.

Проблемная. Для такой семьи характерны повторяющиеся негативные моменты, которые могут привести к распаду.

Конфликтная. Внутри семьи повсеместно происходят конфликты интересов, которые порождают ссоры, напряжение, дискомфорт и отрицательные эмоции.

Неблагополучная. Семья с низким социальным статусом, в которой обесцениваются основные функции и наблюдаются явные дефекты в воспитании детей.

VII. Типология семьи по семейному стажу:

– Молодая семья.Для нее свойственна первичная взаимная адаптация супругов: материально-бытовая, нравственно-психологическая и интимно-личная.

– Семья среднего супружеского возраста. В «среднем» периоде уже выработался стереотип супружеских отношений, давно выработаны семейные правила.

– Пожилая семья. Это чаще всего зрелая супружеская диада, проживающая со своими детьми или самостоятельно. В это время супруги, как правило, выходят на пенсию.

VIII.Типология семьи по составу:

1. Неполная семья. Неполные семьи возникают после развода и распада полной семьи, по инициативе одиноких женщин («материнская семья», в результате смерти одного из супругов, при усыновлении (удочерении) ребенка одиноким человеком.

2. Материнская семья (семья матери-одиночки). Это разновидность неполной семьи. Она изначально безбрачна.

3. Смешанная семья или семья повторного брака. Выделяют три вида таких семей:

женщина с детьми выходит замуж за мужчину без детей;

мужчина с детьми женится на женщине без детей;

оба – и мужчина, и женщина, заключая брак, имеют детей от предыдущих партнеров.

XI.Под семьей альтернативного типа следует принимать:

– Однополые браки. Супруги принадлежат к одной гендерной группе.

– Гостевой брак. Подразумевает раздельное проживание и отсутствие совместного быта.

– Открытый брак. Супруги признают право на независимость друг друга, что также касается и половой жизни.

– Пробный брак. Совместное проживания без официальной регистрации.

– Конкубинат. Союз разнополых людей, где мужчина открыто обеспечивает незамужнюю женщину и общего с ней ребенка. При этом он обычно состоит в браке с другой женщиной, ведет с ней общее хозяйство и воспитывает детей.

Фотоотчет «Парад курских семей» 8 июля- День семьи, любви и верности! В нашей стране этот праздник отмечается с 2008 года. Вчера, 7 июля, в нашеи городе впервые отметили.

Фотоотчет о семинаре «Сопровождение замещающих семей» На базе областного государственного казенного учреждения социального обслуживания «Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей.

Фотоотчёт II этапа фестиваля семей «Мы вместе» II этап Фестиваля семей “Мы вместе” Второй этап семей «Мы вместе» проводится в целях: – привлечения к регулярным занятиям физическими.

Фотоотчёт о первом этапе фестиваля среди семей «Мы вместе» Фотоотчёт о спортивном фестивале среди семей “Мы вместе” 13 февраля 2018г. в спортивном зале МБДОУ ДС “Радуга” прошел муниципальный этап.

Круглый стол «Палитра идей для наших семей!» Круглый стол для родителей детей старшего дошкольного возраста «Палитра идей для наших семей!» Цель: поиск новых форм взаимодействия ДОУ.

Образец характеристики на студента-практиканта педагогического ВУЗа. Практика в ДОУ Представляю образец характеристики на студента-практиканта педагогического ВУЗа, проходившего практику в детском саду. Характеристика на.

Образец психолого-педагогической характеристики ребенка дошкольного возраста Психолого – педагогическая характеристика ребенка дошкольного возраста обучающегося ГБДОУ детский сад № Фамилия, имя ребенка Возраст ребенка.

Правила составления педагогической характеристики на воспитанника ДОО Правила составления педагогической характеристики на воспитанника ДОО. Педагогическая характеристика ребёнка является одним из документов,.

Типы семей

Семья – это маленькое государство и то, каким образом оно будет управляться зависит от набора основных черт. Формирование личности происходит под воздействием родных. Так наличие брата или сестры могут сделать из ребенка совершенно другого человека по набору социальных качеств.

В данной статье мы рассмотрим с точки зрения обществознания, какие основные типы современных семей существуют.

Разбираемся в понятиях

Социальная жизнь многогранна и определенные внешние ситуации требуют описания ячейки общества со специфических сторон. Например при получении несовершенным ребенком льгот от государства учитывается наличие или отсутствие кормильца.

Понимание того, что из себя представляет конкретная малая группа важно не только из-за внешних запросов общества, но и имеет особое значение для внутреннего развития близких людей в тесном коллективе.

Что под собой подразумевает определенный тип семьи? Это характеристика социальной ячейки по какому-либо признаку (состав, уклад, способ ведения родословной). Причем коллективы сходные по одному критерию, по другому могут оказаться семьями разного типа.

Научный подход к выявлению вида социальной группы облегчает исследование внутренних процессов. Результаты этого изучения берут на вооружение психология, культурология, демография.Также в зависимости от того, к какому типу принадлежит ячейка зависит и реализация ее функций.

Как на практике происходит определение типа семьи? Для анализа данного первичного образования выбирается основание классификации. Этот критерий обладает высоким уровнем обобщенности и объективности, для создания наиболее четкой систематизации.

Неспецифические функции семьи

Более сложные социальные общности и структуры берут свое начало из родительского дома. Именно в малой ячейке в упрощенном виде сформированы основные механизмы взаимодействия людей. Не зря то место, где мы выросли называют началом всех начал. Человек в кругу родных учится нормам морали, усваивает истинные ценности, понимает роль авторитета старших и осознает необходимость бережного отношения к памяти своих предков. В нелегком деле воспитания родителям поможет Российский Дом родословия. Семейная история оживет в лицах перед глазами ребенка.

Также другое значение разделения родственных общностей на типы в современном обществе ученые видят в том, что оно помогает описать функционирование этих малых коллективов. Существует основное предназначение данной малой группы, которое заключается в деторождении, воспитании и социализации потомков. Но наряду с ним выделяют неспецифические функции. К их числу относятся:

  • Рекреация. Родные люди всегда могут найти покой и отдых в родном доме, а также организовать проведение досуга.
  • Социальный контроль. Несовершеннолетние дети нуждаются не только в опеке и заботе, но регулировании своих действий в соответствии с правилами человеческого общения.
  • Организация быта. Расходы коллектива требуют восполнения, поэтому родители часто выступают в роли экономистов, рассчитывая все финансовые операции с бюджетом.
  • Эмоциональная поддержка. Близкие люди со схожим укладом могут понять проблема друг друга лучше, чем человек извне.

Вне зависимости от социального типа семьи в большинстве случаев проходят стандартный жизненный цикл.

Будущий союз зарождается еще на этапе добрачного ухаживания. Хотя в полной мере считать это началом жизненного цикла нельзя. Тем не менее, от того насколько успешно молодые люди научатся устанавливать контакт и строить близкие доверительные отношения зависит финал данного периода.

После того, как мужчина и женщина решают официально оформить свои отношения наступает период молодой семьи. Здесь происходит формирование крепкого союза. Эмоциональные дистанция в паре практически сходит на нет. Молодые люди готовы к планированию дальнейшей жизни, постановке уже совместных целей и последующей их реализации. На этом этапе мужчина и женщина принимают решение о том, чтобы завести детей.

Появление ребенка. Центр отношений смещается на заботу о малыше. Молодые родители учатся проявлять свою опеку, привыкают к новому статусу.

Постепенно развиваясь, коллектив близких людей приходит к следующему этапу. Она становится зрелым коллективом. Эта стадия наступает не раньше чем через десять лет совместной жизни и характеризуется высокой степенью комфортности в общении между родственниками. Но наряду с неоспоримыми плюсами – надежностью, теплотой, общим опытом – возникают и кризисные явления. Многие браки распадаются именно на данном этапе. Консолидирующим элементом в этот момент могут стать общие ценности, история знакомства и совместной жизни, а также цели на будущее – поддержка совершеннолетних детей, помощь в воспитании внуков.

Трудным, но неизбежным периодом в жизни каждого человека является старость. Супржеские пары, пронесшие через года верность друг другу, неминуемо достигнут этого этапа. Гармоничное развитие спары в старости зависит от достигнутых целей, от осмысления пережитых событий. Если к этому рубежу вы подошли наполненным и целостным, а не уставшим и истерзанным, то вы чувствуете удовлетворения от прожитых лет и в состоянии передать свою мудрость и жизненную философию внукам и детям.

Классификация типов семьи и их характеристика

Ученые-социологи изучают данные структуры в разрезе исторического прогресса. Ячейка общества меняется синхронно с другими социальными институтами, сосуществуя в тесной взаимосвязи с ними. Есть основания полагать, что именно это малое образование, может влиять на смену общественно-политических формаций.

Недаром в биографиях великих людей упоминается выходцем из каких слоев они были, потому что образование и воспитание родителей накладывает отпечаток на то, что они дадут своему ребенку, какие ориентиры, какое мировоззрение и идеалы.

Таким образом становится очевидна связь между типом семьи и семейного воспитания. Неоспоримый факт, что дети перенимают модель поведения родителей и ретранслируют ее в свой брак.

Молодые люди, сочетающиеся узами брака, должны нести ответственность перед обществом за то, каких личностей они воспитают. Среди новых союзов, выделяют три типа семьи в зависимости от целей, которые преследуют новобрачные:

  • Традиционный вид. Такие малые группы наиболее устойчивы. Пара ориентирована на классические ценности. В приоритете у молодых родителей – сохранить крепкий союз и воспроизвести потомство.
  • Гедонистический вид. Мужчина и женщина, вероятно, уже имеют детей, но все их планы сводят к получению от жизни максимального удовольствия. Такие пары живут для себя. Рождение ребенка не является первостепенной или значимой задачей.
  • Личностно-ориентированный вид. Данный тип наиболее развит в современном обществе, так как на рынке труда царит высококонкурентная среда, молодые люди опасаются выпасть из обоймы. Особенно это актуально для девушек, не желающих покидать рабочее место более чем на год, чтобы уйти в отпуск по уходу за ребенком. В таком коллективе приветствуется личностное и карьерное развитие, достижение целей или финансового благополучия. Как правило, такие союзы малодетны или вовсе не имеют детей.

В изменившихся условиях, когда женщины больше не сидят дома с детьми, охраняя домашний очаг, многих волнует вопрос, какие есть типы семей по распределению обязанностей.

Данный критерий основывается на традициях. Существуют коллективы, которые верны сложившемуся укладу и не собираются его менять: женщина сидит с детьми и заботится домашнем уюте, а муж зарабатывает деньги.

Но такой ортодоксальный вид малой группы все быстрее уходит в прошлое, так как люди из разных ячеек имеют несхожие взгляды и приходится идти на уступки. Как правило, даже если один человек из пары является сторонником старых взглядов, принимают более мобильную позицию, чтобы не ущемлять свободу и права половинки.

Вторым современным видом можно назвать союз, где мужчина и женщина работают и распределяют домашние обязанности между собой по мере занятости, чтобы каждому хватало времени на отдых и личное развитие.

В экономическом плане это наиболее эффективный вид малой структуры, потому что бюджет складывается из финансовых поступлений каждой стороны. Такая малая группа не только более привычный вариант для современного общества, но и более мобильный. Для некоторых пар данный выбор является просто необходимостью из денежных трудностей. Но в нем есть свои минусы – дети предоставлены большую часть времени сами себе, и воспитание происходит стихийно.

Ученые выделяют ряд других оснований для характеристики ячейки общества. Социологи различают два вида типа семей по составу:

  • нуклеарная;
  • расширенная.

Первый вариант наиболее типичен для современного общества, он подразумевает супружескую пару с детьми. Расширенный тип представляет собой более сложное образование. Для него характерно проживание нескольких поколений под одной крышей. Важные решения поднимаются на общем совете родственников и решаются коллективным разумом, при этом анализируется опыт более мудрых и старших соратников. Такой вариант проживания был распространен еще в советское время и свидетельствовал о непоколебимости моральных устоев.

Существуют также различные типы семей в зависимости от численного состава. По наличию родителей:

  • полная (мама и папа);
  • неполная (мать или отец-одиночка).

По наличию детей различают:

  • многодетные;
  • мало-, средне- и бездетные.

Многие современные пары отказывают себе в продолжении рода в угоду своим амбициям, некоторые молодые люди хотят пожить для себя и насладиться всей полнотой жизни в одиночку, другие увлечены построением карьеры. Но есть и другие примеры молодых пар, которые доказывают, что жизнь с появлением малюток не заканчивается, а наоборот начинает играть другими красками. Современные мама и папы используют новые устройства, которые облегчают и путешествия с детьми, и занятия спортом.

Вопрос о том, где проживают новобрачные тоже может стать одним из критериев для классификации. Во многом то, где останутся молодожены после вступления в брак зависит от материальных и жилищных условий, но есть такие союзы для которых это выбор, связанный с их взглядами на устройство рода.

Молодые люди могут остаться в доме родителе новоиспеченного мужа, тогда союз будет считаться патрилокальным. Если же наоборот пару приютят родители жены, то это матрилокальный тип. Но в настоящее время принято съезжать от родственников и обживать новое гнездышко, тогда вы получите статус неолокального союза.

Типы семей и семейных отношений

Самоопределение и самоидентификация человека начинается в этом небольшом коллективе. Он учится налаживать контакты с внешним миром по образцу внутренних отношений.

Если в браке царит нездоровая атмосфера, ребенок раньше покидает родительское гнездо, ища поддержки извне. Это плачевный исход, избежать которого можно выстраивая прочную систему отношений, основанных на доверии и привязанности, а также обращении к корням. Именно наши предки дают нам ту энергию и мудрость, которая помогает нам преодолеть жизненные неурядицы.

Современные пары не отличаются прочностью связей, и их дети рано начинают вести самостоятельную жизнь, при этом отрицая опыт и советы родителей. Такие мобильные коллективы, создающиеся в соответствии с новыми веяниями неустойчивы и распадаются при первой же серьезной буре.

Надежным способом организовать совместную жизнь является патриархальный уклад с его династическими связями. Человек в такой семье чувствует, что занимает место, предназначенное именно ему и тем проще ему найти это место в мире. Родственники всегда готовы прийти на помощь и близкие люди понимают, что связаны узами, а не просто считаются номинально родными.

В переменчивом и нестабильном мире наш родной дом – это тот оплот тепла, верности и поддержки, в котором нуждается каждый человек.

Типы семей

Понятие, характеристики, функции семьи

Семья — это ячейка общества, группа людей с общими признаками.

Такими признаками могут быть:

  • родственные связи;
  • брачные связи (т. е. регистрация брака);
  • близость в духовном, эмоциональном плане;
  • совместная повседневная жизнь;

Так как термин “семья” присутствует ещё и на законодательном уровне, то к признакам семьи относится также общее имущество и общие нематериальные блага (например, права семьи).

Типы семей

Так как общество постоянно меняется, меняются и признаки, и типы семей. Происходит изменение ролей в семье, меняются шаблоны, роли партнёров и родителей.

Семьи могут делиться на группы по разным параметрам. Выделим некоторые:

  • по составу: полная и неполная;
  • родственным связям: нуклеарная и расширенная (патриархальная);
  • наличию и количеству детей: бездетная, малодетная, многодетная;
  • управленцу в семье: семьи с матриархатом, патриархатом и равноправием;
  • количеству партнёров: моногамная и полигамная;
  • количеству родителей: полная и неполная (монородительская);
  • наличию брака: зарегистрированный брак и сожительство (гражданский брак);
  • количеству браков у партнёров: первый брак и повторный брак;
  • отношениям в семье: у партнёров до создания семьи детей не было, сводная и приёмная семьи;
  • семейному стажу: молодожёны, молодая семья, семьи среднего, старшего супружества и пожилые супружеские пары;
  • выбору партнёра: эндогамные и экзогамные;
  • наследованию: патрилинеальные и матрилинеальные;
  • культурному уровню: высокий, хороший, удовлетворительный, неудовлетворительный;
  • роду партнёров выделяют также однополые семьи.

Состав семьи

Полная семья состоит из двух родителей с ребёнком (хотя бы одним).

Неполная — два родителя без детей или один родитель с ребёнком/детьми.

Родственные связи

Нуклеарная семья представлена одним поколением: родители (или один родитель) и дети.

Расширенная семья (которая ещё называется сложной или патриархальной) — состоит также из других родственников и поколений. К ней относятся бабушки и дедушки, дяди, тёти, племянники, двоюродные братья/сёстры и т. д.

Количество детей

Бездетная — в семье нет детей. Малодетная — один или двое детей. Многодетная — три и более.

Власть в семье

Семьи с матриархатом — это такие, в которых главой семьи, человеком, который принимает важные решения, власть которого не подвергается сомнению является женщина. Это может быть жена, или бабушка, или сестра.

Патриархат в семье — противоположное понятие. В таких семьях господствуют мужчины. А женщины, их интересы, мнения и пожелания стоят на втором плане.

Семья с равноправием — это такая, в которой решения принимаются совместно обоими партнёрами. Обязанности делятся поровну вне зависимости от пола. И за воспитание детей, и за бюджет семьи, и за уборку в доме ответственны оба партнёра.

Количество партнёров

Моногамные отношения создают только два партнёра. В полигамных отношениях участвуют три и более людей.

Количество родителей

Если в семье есть оба родителя, то она считается полной. Если же только один (отец или мать) — неполной (монородительской).

Регистрация брака

Чтобы создать семью, необязательно регистрировать брак. В этом случае семья будет считаться живущей в гражданском браке или внебрачной.

Количество браков

Бывают ситуации, когда один из партнёров или они оба не первый раз создают семью. В этом случае говорят о первом или повторных браках.

Сводные и приёмные семьи

Сводная семья — такая, в которой присутствует мачеха или отчим. То есть один из партнёров уже имеет ребёнка. Новый отец или мать могут удочерить/усыновить этого ребёнка.

В приёмной семье есть дети, которые были сиротами, и их забрали другие люди, чтобы заботиться о них.

Семейный стаж

Когда люди только заключили брак и живут вместе менее полугода, их называют молодожёнами.

Когда проходит 6 месяцев, они становятся молодой семьёй. А если прошли 3 года, то это уже семья среднего супружеского возраста. Среднее супружество длится до 10 лет совместной жизни.

От 10 до 20 лет совместной жизни — это старшее супружество. А пожилые супружеские пары считаются таковыми, если живут вместе более 20 лет.

Выбор партнёра

Эндогамные семьи создаются, если люди принадлежат к одной группе. Это может быть одна раса, народность, одно племя, одна религия и т. д.

Экзогамные семьи образуют люди, которые не имеют общих признаков (территория, класс, этнос) и принадлежат к разным группам в социуме.

Наследование фамилии

Патрилинеальные семьи такие, в которых считается, что родство передаётся через отца. То есть человек имеет отношение к семье, если у него есть кровная связь с отцом семейства.

В случае матрилинеальной семьи родовое дерево строится по материнской линии.

Культурный уровень

Культурный уровень семьи связан с образованием родителей. Также имеет значение их материальное состояние, сколько внимания уделяется воспитанию детей, комфортная ли атмосфера создана в семье, есть ли у родителей вредные привычки и т. д.

На этом основании семьи делятся на группы: высокий культурный уровень, а следовательно, благополучная психологическая атмосфера. Затем следует хороший, удовлетворительный и неудовлетворительный уровень культуры в семье.

Однополые семьи

Это такие, которые создаётся лицами одного пола. Если речь идёт о двух женщинах, то они выбирают донора спермы.

Если речь идёт о двух мужчинах, то происходит усыновление ребёнка или же они обращаются за помощью к суррогатной матери.

Функции семьи

У института семьи есть функции. Так как с течением времени меняется и само представление об этом институте, то его функции также трансформируются. Выделим основные:

  • репродуктивная: создать потомство, т. е. родить детей;
  • экономическая: семья создаёт свой бюджет, самостоятельно решает, на что потратить средства, поддерживает своих членов материально;
  • воспитательная: обязанностей родителей воспитывать своих детей, следить за их состоянием прописана в Семейном кодексе Российской Федерации;
  • эмоциональная: человек — существо социальное. Ему нужно общение, нужны эмоции. В семье он познаёт любовь и уважение, получает духовную и эмоциональную поддержку;
  • статусная: наличие семьи не только придаёт определённый статус человеку, но также необходимо для достижения его целей.

Несмотря на то, что Конституция Российской Федерации не обязывает президента быть женатым человеком, в обществе существует мнение, что из женатого человека получается лучший управленец. Он заботится не только о себе, но и о других членах семьи, не подвергает их ненужным финансовым рискам. Он более стрессоустойчив, так как получает поддержку от семьи;

  • социальная: ребёнок учится общаться с другими людьми именно в семье. Семья же также несёт ответственность за обучение его социальным и моральным нормам, которые приняты в обществе;
  • развлекательная или досуговая: в семье, как правило, общие интересы. Её члены вместе проводят свободное время;
  • защитная: происходит защита члена семьи от других людей, которые покушаются на его здоровье или психологическое состояние.

Дисфункциональная семья

Когда семья перестаёт выполнять эти функции, речь идёт о дисфункциональной семье. Психологическая атмосфера в таких семьях складывается не самая благоприятная. Человек не получает защиту и поддержку.

Семья: виды семей, функции, определение

Семья – группа людей, объединенная родством (по браку или крови). Члены семьи связаны общим бытом, взаимной помощью, моральной и правовой ответственностью. Семью можно рассматривать как социальный институт, как педагогическую систему, как группу. С позиции психологии особый интерес представляет суть семьи как института социализации ребенка. Какие бывают семьи, и какие функции они несут? Давайте выясним.

Что такое семья

Изучением семьи занимается фамилистика – наука, выделившаяся из социологии в 1960-1970 годах, находящаяся на стыке с психологией и педагогикой.

Отличительная черта семьи как социального института – совокупность биологического и социального. То есть воспитание, обучение, развитие членов семьи происходит в тесной связи с кровным родством и субъективным отношением.

Функции семьи как социального института

К основным функциям семьи относится:

  • воспроизводственная, то есть продолжение рода;
  • воспитание и обучение, социализация;
  • содержание и обеспечение членов семьи (хозяйство и экономика);
  • духовное и эмоциональное развитие членов семьи;
  • организация совместного отдыха и деятельности семьи.

В современном мире наблюдается искажение работы семьи, ее дисфункция и деградация как института. Современное состояние семьи характеризуется как кризисное. К основным проблемам и трудностям относится:

  • снижение рождаемости;
  • увеличение числа разводов;
  • девальвация ценностей семьи, в том числе в отношении воспитания детей;
  • рост числа малообеспеченных и неполных семей;
  • ухудшение здоровья детей и супругов;
  • изменение семейных ролей;
  • рост семейного насилия.

Структурные и функциональные изменения института семьи привели к ломке традиционных отношений «родители – дети». Наблюдается уменьшение роли семейного воспитания. Чаще функции семьи возлагаются на другие общественные институты. Что, на мой взгляд, не верно и ведет к качественным и количественным негативным изменениям общества.

На функционирование семьи в свою очередь влияет:

  • нормы и ценности культуры;
  • экономическая сфера общества;
  • демографические изменения;
  • государственные институты;
  • физиологические процессы;
  • психологическая динамика внутрисемейных отношений.

Стоит отметить, что полноценно заменить семью не может ни один другой социальный институт. Равно как и исправить ошибки, последствия и педагогическую запущенность тех поколений, которые растут в период кризиса социального института семьи.

Потому важно говорить о том, какой должна быть семья для благополучной социализации ребенка и других ее членов. И, конечно, менять ситуацию.

Типы семей

Существует 3 типа семей, которые по-разному влияют на социальное становление и формирование личности ребенка.

  1. Семьи сплоченные, гармоничные, с высокой степенью нравственной направленности. Это социально-благополучные семьи, которые могут и хотят воспитывать ребенка. В случае каких-то затруднений им легко помочь.
  2. Семьи согласованные, но периодически неустойчивые, со средней степенью социально-нравственной направленности. Эти семьи озабочены собственными внутренними конфликтами, потому своих детей они хотели бы воспитывать, но не всегда могут (не всегда получается). Отношения внутри семьи отличаются напряженностью. Родители совершают много ошибок, цели воспитания видят расплывчато, методы и средства воспитания до конца не понимаются и не используются в полном объеме.
  3. Семьи дезорганизованные, конфликтные, с низкой степенью социально-нравственной направленности. Это «проблемные» семьи. Являются асоциальными или антисоциальными. Выделяют несколько подвидов таких семей: внешне спокойные семьи, семья-вулкан, семья-санаторий, семья-иллюзия, семья-«третий лишний», семья с кумиром, семья-маскарад.

Благополучные и неблагополучные семьи

Вся дальнейшая жизнь человека складывает согласно тому, как к нему и друг к другу относились родители. Родители постоянно открыты и должны каждую секунду следить за собой, осознавать свои родительские педагогические обязанности. Хотят они того или нет, но ребенок систематически соотносит родительские поучения с их образом жизни.

По типу отношений можно выделить благополучные и неблагополучные семьи. Предлагаю познакомиться с этим материалом в форме таблицы.

Группа семейПодгруппаХарактеристика родительского отношения
Благополучные семьиПонимающиеРодители принимают ребенка, не пытаются изменить, стараются всегда понять его точку зрения и построить диалог. Родители реально оценивают себя и ребенка. Они могут защитить ребенка и удовлетворить все его потребности.
ПокровительствующиеРодители адекватно оценивают себя и ребенка, четко ориентируются в его потребностях и способностях, но сохраняют за собой позицию лидера, власти. Не выходят на диалог и считают, что последнее слово всегда остается за ними.
БезразличныеРодителям важна только внешняя картинка семьи и ребенка. Они мало знают его внутренний мир и не хотят знать больше. Дети из таких семей внешне всегда благополучны, но на деле родители заняты больше своими проблемами, нежели детскими.
Неблагополучные семьиПодавляющиеОсновные методы – запреты и приказы. Отвергают ребенка. Детско-родительские взаимоотношения нестабильны. Родители хотя и считают, что знают своего ребенка, но предсказать его поведение не могут.
ТревожныеРодители тревожны и не уверены в себе, не знают своих детей. Из-за собственной неуверенности часто жестоки. Отношения противоречивы.
ОтстраненныеРодители критичны в своих суждениях и непреклонны, часто жестки, никогда не выходят на диалог. Выдвигают повышенные требования и ожидания к ребенку. Вместе с этим сильно привязаны к ребенку.
ОтвергающиеНа ребенке никак не акцентируется внимание, его будто нет. Родители эмоционально отвергают ребенка, не интересуются его проблемами, внутренним миром. Они плохо знают своего ребенка, но, как ни странно, адекватно предполагают его поведение.

По воспитательному потенциалу

По уровню воспитательного потенциала можно выделить следующие типы семей.

Воспитательно-сильная семья

Воспитательные возможности такой семьи близки к оптимальным. Внимание отводится микроклимату в семье, характеру взаимоотношений ее членов и стилю семейного воспитания, благотворно влияющего на ребенка.

Воспитательно-устойчивая

В целом благоприятные воспитательные возможности. Возникающие трудности преодолеваются с помощью других социальных институтов, например школы.

Воспитательно-неустойчивая

Характерна неправильная педагогическая позиция родителей. Например, гиперопека, авторитарность, попустительство и т. д. Но притом эта позиция легко замыкается и корректируется. То есть воспитательный потенциал семьи велик, но результаты воспитания требуют коррекции в отношении родителей и детей.

Воспитательно-слабая, с утратой контакта с детьми и контроля за ними

Семьи, в которых родители в силу определенных причин не способны правильно воспитывать детей. Например, плохое здоровье, чрезмерная загруженность на работе, недостаток образования, педагогической культуры. Конфликтов как таковых не замечается, но происходит постоянная утрата влияния семьи на детей. Часто ребенок уходит в неформальную субкультуру.

В рамках данной группы дополнительно можно выделить еще несколько типов:

  • воспитательно-слабая с постоянно конфликтной атмосферой или агрессивно-негативной;
  • маргинальная, то есть семьи с какими-либо социальными деформациями и девиациями;
  • правонарушительская;
  • преступная;
  • психологически отягощенная семья.

Родительский авторитет

Эффективность семьи как педагогической системы и социального института зависит от уровня родительского авторитета. Говоря об авторитете родителей, хочется обратиться к теории и классификации великого педагога А. С. Макаренко.

Автор выделял истинный авторитет, который подразумевает:

  • достойную жизнь родителей;
  • достойную работу родителей;
  • их поведение;
  • их знание жизни ребенка;
  • помощь ребенку;
  • чувство ответственности за воспитание ребенка;
  • гражданское лицо родителей.

Вместе с этим Макаренко выделил несколько лжеавторитетов, пагубно влияющих на ребенка и взаимоотношения в семье.

  1. Подавление. Ребенок начинает врать, становится трусливым и жестоким.
  2. Расстояние. Семья не представляет для ребенка в итоге ценности.
  3. Чванство. Ребенок вырастает в высокомерного и авторитарного человека.
  4. Педантизм. Ребенок становится пассивным и покорным.
  5. Резонерство. Ребенок становится отчужден от семьи и, возможно, всего общества.
  6. Подкуп. Воспитывает безнравственного конформиста.
  7. «Любовь». Ненастоящая родительская любовь взращивает в ребенке лживость и эгоизм.
  8. «Доброта». Такая же «доброта» воспитывает авторитарного и эгоистичного человека.
  9. «Дружба». Попытки стать лучшими друзьями приводят к формированию циничного и беспринципного ребенка.

Педагогическая культура родителей

Педагогическая культура родителей – отдельный, мощный фактор, влияющий на стиль и тип воспитания, а соответственно развитие ребенка. Ненормальная атмосфера в семье нередко способствует формированию озлобленности, агрессивности, лживости либо наоборот замкнутости, пассивности, боязливости. Подобные проявления в поведении ребенка свидетельствуют об ослаблении защитных психологических механизмов.

  • Неблагоприятная обстановка в семье и внутренние личностные негативные черты ребенка вместе создают рыхлую почву под ногами ребенка, он становится уязвим для внешнего влияния и асоциального поведения.
  • Дети из неблагополучных семей с низким уровнем педагогической среды вырастают циничными по отношению к миру, они кичатся своими аморальными поступками и игнорированием общепринятых ценностей.

Хочу познакомить вас, уважаемые читатели, с уровнями педагогической культуры родителей.

Высокий уровень

Осознание целей и задач воспитания

Родители осознают цель воспитания (формирование гармонично развитой, социально активной личности), понимают, из каких направлений состоит воспитание, и представляют, какие черты личности нужно формировать на каждом возрастном этапе развития ребенка.

Способность к сотрудничеству с детьми

Требования разумны, любви и строгости адекватные пропорции. Отношения строятся на взаимоуважении и доверии. Проблемы решаются вместе в ходе анализа ситуации.

Владение методами воспитания

Родители ориентируются на положительные качества ребенка, предоставляют ему инициативу, поддерживают самостоятельность, побуждают к самоанализу и самовоспитанию, учат преодолевать трудности. Родители и другие члены семьи придерживаются единой воспитательной позиции.

Средний уровень

Осознание целей и задач воспитания

Понимают направления воспитания, но не связывают их с главной целью. Представляют, какие черты нужно формировать, но не всегда правильно связывают их с возрастом ребенка.

Способность к сотрудничеству с детьми

Требования разумны, но не систематичны. В решении проблем родители часто берут инициативу. Взаимоуважение в семье присутствует, но родители не хотят переходить к сотрудничеству, пытаются сохранить главенствующую роль.

Владение методами воспитания

Родители акцентируют внимание на положительных качествах ребенка, но не предоставляют ему инициативы, не готовят к решению проблем, самостоятельному преодолению трудностей и самосовершенствованию. Иногда в семье отмечается рассогласованность воспитательной позиции родителей, бабушек, дедушек.

Низкий уровень

Осознание целей и задач воспитания

Родители не знают цели и задачи воспитания, не понимают направления, не знают, какие черты нужно формировать. Иногда абстрактно могут представить эти черты, но не в отношении своего ребенка.

Способность к сотрудничеству с детьми

Дети и родители не понимают друг друга, не уважают, не доверяют. Требования со стороны родителей носят бытовой характер. Родители не интересуются проблемами ребенка.

Владение методами воспитания

Преобладают авторитарные методы: приказ, указание, требование, наказание. Родители или подавляют инициативу ребенка, или наоборот предоставляют бесконтрольную свободу. Не обращают внимания на положительные черты ребенка. В семье нет единой воспитательной концепции, поведение членов семьи варьируется от вседозволенности до чрезмерного наказания.

Очевидно, что чем выше уровень педагогической культуры родителей, тем благоприятнее для семьи и ребенка складываются взаимоотношения.

К слову, семья может и не знать педагогических тонкостей, но собственным благополучным примером воспитать гармоничную личность.

Основы семейного воспитания

В конечном итоге особенность функционирования семьи сводится к 4 компонентам: родительский контроль, родительские требования, способы общения с ребенком и эмоциональная поддержка. Но все хорошо в меру.

Родительский контроль

При достаточном контроле родители сохраняют авторитет в глазах детей, последовательны в своих действиях. Адекватный контроль – профилактика зависимостей, агрессивности.

Родительские требования

Адекватные требования развивают зрелость детей. С помощью требований родители поддерживают право детей на самостоятельность и независимость. Способствуют развитию интеллектуальных, эмоциональных и социальных способностей детей.

Способы общения с ребенком

Хорошо использовать убеждение, разъяснение. Но вместе с этим быть готовыми выслушать аргументы детей и понять их точку зрения, обсудить все варианты.

Эмоциональная поддержка

Эмоции родителей должны содействовать психофизиологическому и личностному росту детей. Это возможно через сочувствие, любовь и тепло. В результате родители гордятся своим ребенком и удовлетворены собственной деятельностью.

Адекватная модель родительского поведения: сочетание эмоционального принятия и высокой требовательности (требования ясные, непротиворечивые, последовательные).

Дети из таких семей отличаются развитым самоконтролем и социальной компетентностью. Они активны, независимы, хорошо адаптируются в школе и в общении, инициативны, доброжелательны, проявляют эмпатию.

Послесловие

Н. О. Лосской писал: «Семья – это более чем сочетание двух человек: это сверхчеловеческое живое существо, органически цельное».

Успешность семьи и семейного воспитания зависит от 3 факторов:

  • индивидуально-психологические особенности ребенка;
  • личностные особенности родителей (психическое здоровье, стиль воспитания, представления о взаимоотношениях супругов и родителей с детьми);
  • условия жизнедеятельности и развития семьи (обеспеченность, место, поддержка и другое).

«Семья – это «спасительная гавань» для человека в сложных жизненных перипетиях. И она должна быть здоровым, крепким коллективом единомышленников, любящих, понимающих и поддерживающих друг друга, обеспечивающих условия для формирования и максимально полной самореализации личности ребенка», – Г. М. Иксанова.

Что отличает сплоченных семей от разрозненных? И чем опасно одиночество в семье? Узнайте из видео.

Типы семей и стили семейного воспитания

Вы будете перенаправлены на Автор24

Семья как социальный институт

Семья – это социальный институт, фундамент социального устройства, ячейка общества, характеризующаяся добровольным союзом, брачными узами, совместным бытом и жизнедеятельностью, репродуктивной функцией.

Поскольку, семья является социальным институтом, то она выполняет ряд важных социальных функций. К ним относятся:

  1. Репродуктивная функция. она связана с воспроизводством населения. Люди, вступившие в брак стремятся к рождению и воспитанию детей, передачу им социального опыта своих предков и формирования полноценной социальной личности.
  2. Воспитательная функция. Семье принадлежит ведущая роль в воспитании подрастающего поколения. От семейного воспитания, во многом, зависит полноценное развитие личности ребенка, его социальное становление.
  3. Хозяйственная функция. Семья является сферой хозяйственных взаимоотношений, возникающих, как внутри семьи, так и при ее взаимодействии с социальным пространством. В семье реализуется приготовление пищи, уборка, готовка, продукты приобретаются в магазинах, семья оплачивает счета за коммунальные услуги, взаимодействует с системой образования, правовыми органами и т.д.
  4. Досуговая функция. Она выражается в том, что каждый член семьи проводит свое свободное время с семьей, общаясь и взаимодействуя с ее членами, организуя совместные прогулки, поездки, проведение домашнего досуга.
  5. Экономическая функция. Она выражается в поддержании материального благополучия всех членов семьи: поддержка стариков, содержание детей, оказание помощи друг другу в материальном обеспечении.
  6. Функция социального контроля. Она заключается в регуляции и координации поведения детей родителями, а также ответственности всех членов семьи друг за друга.
  7. Статусная функция. Она предполагает наличие у семьи определенного статуса. Он отражает ее социальное положение.
  8. Эмоциональная функция. Ее роль состоит в создании условий для положительного эмоционального развития всех членов семьи, создание комфортной психологической атмосферы.

Типы семей

Существует большое количество разнообразных семей. Их типовые характеристики обуславливают особенности выполнения ими своей функциональной роли. От типа семьи зависит реализация ею семейного воспитания, а следовательно, он определяет особенности развития подрастающего поколения.

Семьи группируются по следующим основаниям:

По составу. Состав семьи предполагает ее отнесение к неполному типу и полноценному типу. Неполная семья состоит из одного родителя, который занимается воспитанием, имеющихся детей. Полная семья включает в себя обоих родителей и их детей, если они имеются. Также, в данной группе выделяют смешанные семьи т.е. семьи, которые создаются повторно: у одного или у обоих родителей уже имеются дети от другого/их браков.

По положению супругов и равенству отношений. В данном случае выделяют:

  • Патриархальные семьи – главенство мужа в семье и его решающее слово при принятии решений;
  • Матриархальные семьи – главенство супруги, ее власть и авторитет;
  • Эгалитарные семьи – равноправие супругов, как партнеров: совместное принятие решений, ситуативное распределение ведущих ролей и власти.

По структуре. Семьи разделяются в зависимости от их устройства и количественных характеристик родственных связей внутри одной семьи. Так, семьи могут быть нуклеарными – состоящими из родителей и детей, расширенными – родители, дети и предыдущие поколения, а также родственники: бабушки, дедушки, тети, дяди. К данной группе относятся еще и полные семьи – родители и ребенок, неполные семьи – родители без детей, а также составные – родители и несколько детей.

По количеству детей. в зависимости от количества детей в семье выделяют: бездетные семьи – отсутствие детей, малодетные – один или два ребенка в семьи и многодетные – трое и более детей у одних родителей.

Готовые работы на аналогичную тему

Семья обладает огромным воспитательным потенциалом. Это обусловлено непрерывностью семейного воспитания, устойчивым характером воспитательного воздействия и опорой семейного воспитания на эмоциональную сферу личности.

Стили семейного воспитания и их воздействие на развитие детской личности

В современном обществе можно выделить несколько стилей семейного воспитания, которые оказывают разное воздействие на формирование личности ребенка. К ним относятся:

  • Кумир семьи. Ребенок воспитывается на основе вседозволенности. Происходит удовлетворение всех его прихотей, тогда как, запреты ему неведомы. Это приводит к развитию эгоистичной личности и формированию у него неадекватной (как правило, завышенной) самооценки.
  • Стиль «золушка». Он основан на воспитании золушки из одноименной сказки: ругань, наказания, принуждения. Эмоциональное развитие ребенка не осуществляется родителями. Он выполняет их приказы и получает наказания за любые проступки и нарушения правил. Это приводит к формированию агрессивного поведения и заниженной самооценки.
  • Гиперопека. Данный стиль основан на активном участие родителя в жизнедеятельности ребенка: за него выполняется все, принимаются решения. Ребенок не сталкивается ни с какими сложностями, а соответственно умение преодолевать трудности и брать на себя ответственность не формируется.
  • Гипоопека. Основана на предоставлении ребенку полной самостоятельности и бесконтрольности поведения. Ребенок осваивает устройство общества из интернета или из уличного общения. Это может привести к формированию неадекватных представлений о «хорошем» и «плохом», «добром» и «злом», «правильном» и «неправильном». В таком случае, ребенок оказывается неспособным ставить цели и достигать их.
  • Непоследовательность воспитания. Такое воспитание связано с нарушением родителями последовательности своих действий и поступков: наказания не доводятся до конца, поощрение резко сменяется запретами и т.д. Кроме того, родители придерживаются разных тактик воспитания и направлений деятельности. Это формирует неустойчивую личность, сталкивающуюся со сложностями принятия решений, построения взаимоотношений с другими людьми.
  • Авторитарный стиль. Он основан на авторитете родителей, когда ребенку не дается право голоса, свобода действий. Это приводит к развитию замкнутой, агрессивной личности, неспособной к здоровому коммуникативному общению в социуме.
  • Демократический стиль. Он основывается на сочетании родителями свободы действий и выбора ребенка и контроле родителями за его поведением. Родители стремятся дать ребенку самостоятельный выбор своей деятельности, поощряют развитие его интересов. При этом, они контролируют нравственность его поступков и учат социальному взаимодействию. Такие дети, как правило, вырастают активными и самостоятельными личностями, способными к дальнейшему развитию и саморазвитию.

Обществознание. Материал к ЕГЭ. Легко и просто. СЕМЬЯ.

СЕМЬЯ.

Основной материал, необходимый к ЕГЭ, который легко запомнить.

Семья – это малая социальная группа, члены которой связаны брачными или родственными отношениями, общностью быта и взаимной ответственностью.

Функции семьи:
  • репродуктивная – рождение детей, продолжение рода;
  • воспитательная — воспитание характера детей, их нравственных качеств;
  • социализирующая – в семье происходит формирование человека как личности;
  • статусная – передача социального статуса, то есть положения в обществе;
  • хозяйственно-бытовая – общее ведение домашнего хозяйства, устройство быта;
  • экономическая – зарабатывание денег, поддержка одними членами семьи других: несовершеннолетних, престарелых, нетрудоспособ­ных;
  • эмоциональная – любовь, поддержка;
  • сексуальная – удовлетворение сексуальных потребностей;
  • контролирующая— члены семьи ответственны за поведение друг друга в обществе, за их деятельность, ориентируют на ценности и элементы, которые приняты в данном обществе;
  • рекреационная (проведение досуга) – организация досуга совместного отдыха, что зависит от материальных возможностей семьи, национальных традиций, индивидуальных интересов, уровня культуры членов семьи.
Типы семей.

Типы семей по количеству членов:

  • нуклеарные(родители и дети)
  • расширенные (супружеская пара, дети, родители кого-либо из супругов, другие родственники и пр.)
  • неполная семья – состоит из детей и только одного родителя или из брачной пары без детей
  • полная – есть оба родителей

Типы семей в зависимости от главенства мужа или жены:

  • матриархат— власть в семье принадлежит женщине;
  • патриархат — во главе стоит мужчина;
  • демократическая – семья , в которой соблюдается равенство супругов (является наиболее распространенной в настоящее время).

Типы семей по характеру взаимоотношений между членами:

  • традиционная (патриархальная)- главенствующее положение у мужа, жена занимается домашним хозяйство и воспитанием детей;
  • партнёрская (демократическая) – совместное выполнение домашних обязанностей, нет лидерства по половому признаку.

Типы семей по количеству детей:

  • бездетные семьи;
  • однодетные семьи;
  • малодетные семьи – не более 2 детей;
  • среднедетные семьи – достаточное количество для прироста и возникновения динамики, 3-4 ребенка;
  • многодетные семьи – намного больше, чем требуется для обеспечения естественного прироста, 5 и более детей.
Родство.

Родство-совокупность людей, связанных общими предками, усыновлением или браком.

Степени родства:

  • ближайшие
  • двоюродные
  • троюродные

Вместе они составляют фамильное древо.

Поколение.

Поколение – люди, родившиеся в один определённый период времени.

Причины увеличения различий между поколениями:
  • обновление социальной среды обитания человека;
  • возрастание социальной мобильности всех видов;
  • более сложный и многообразный характер современной жизни.

Преемственность поколений – необходимое условие развития общества, то есть передача традиций, нравственных ценностей, ориентиров, культурного достояния от поколения к поколению

Гендерные роли – предписания и ожидания правильного мужского и женского поведения.

Стили семейных отношений:
  • попустительский – ребёнку разрешается всё без ограничений; слабое воспитание со стороны родителей;
  • авторитарный – в семье всё решает отец или оба родителя, не считаются с интересами ребёнка;
  • демократический – в семье по возможности совместно решают проблемы, прислушиваются к мнению ребёнка, исходят из его интересов и склонностей.
Семейные ценности:
  • отношения между членами семьи,
  • традиции, передаваемые из поколения в поколения,
  • элементы культуры,
  • материальное благополучие,
  • самореализация.
Тенденции в развитии современной семьи:

Положительные тенденции:

  • смена стилей семейных отношений, равномерное распределение прав и обязанностей в семье;
  • осознание того, что семья — ячейка общества, малая группа, в которой формируется личность;
  • помощь семьям со стороны государства.

Отрицательные тенденции:

  • сокращение законных браков;
  • падение рождаемости;
  • увеличение числа ранних браков и их распад;
  • увеличение числа разводов;
  • рост девиантного (неправильного, отклоняющегося) поведения в семье, увеличение числа социальных сирот;
  • рост неполных семей;
  • увеличение роли женщины в решении проблем семьи.
Демографическая политика государства.

Демография – это

Демографическая политика – деятельность государства по регулированию процесса прироста населения.

Основные направления демографической политики в РФ:
  • финансовая помощь при рождении ребёнка (материнский капитал);
  • программа строительства жилья для молодёжи (ипотечное кредитование, субсидии);
  • расширение сети детских садов, учреждений дополнительного образования;
  • пропаганда здорового образа жизни;
  • деятельность СМИ, направленная на закреплении в массовом сознании семейных ценностей;
  • изучение проблем семьи на государственном уровне и целенаправленное их решение.

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна.

Типы семей и их характеристика

Типы семей можно рассматривать под разными ракурсами в курсе обществознания. Постоянные изменения в рамках истории оказали влияние на структуру и взаимоотношения в малых группах.

Семья основывается на браке или кровных узах и объединяется бытом и взаимными правами и обязанностями.

  1. Виды семей и их характеристика
  2. По семейному стажу
  3. По количеству детей
  4. По составу
  5. По качеству жизни
  6. По типу семейной власти
  7. По виду отношений между супругами
  8. По типу гармонии
  9. Альтернативные формы брака

Виды семей и их характеристика

Рассмотрим основные классификации малых групп, существующее сегодня. Каждая семья представляет собой комбинацию разных характеристик и является достаточно сложным социальным институтом.

Взаимоотношения между супругами, а также родителями и детьми, изучают несколько наук и первые среди них психология и социология.

По семейному стажу

Семейный стаж определяется сроком нахождения в союзе:

  1. Молодая семья – первые несколько лет в браке, для них характерна первичная адаптация, как материально-бытовая, так и психологическая.
  2. Среднего возраста – супруги уже свыклись друг с другом, чаще всего они занимаются воспитанием детей, то есть передают свои убеждения и взгляды потомкам.
  3. Пожилая – как правило, супруги уже выходят на пенсию и живут либо самостоятельно, либо со взрослыми детьми.

Ключевым признаком для определения типа является количество лет, которые супруги живут совместно.

По количеству детей

В зависимости от того, сколько несовершеннолетних членов семьи совместно проживает с родителями, можно выделить такие категории:

  • бездетные не имеющие рождённых и усыновлённых малышей,
  • малодетные в составе один или два малыша,
  • многодетные по общему правилу, такой считается группа, где одновременно проживают трое и более детей.

Социология изучает статистику и определяет тенденции.

По составу

Ключевым изменением в составе современной семьи является уменьшение его размеров. Количество разводов увеличилось, и все чаще отец одновременно воспитывает нескольких детей от разных женщин.

Основными видами семьи по составу являются:

  1. Полная, традиционная есть оба родителя и минимум один ребёнок.
  2. Неполная с малышом проживает только один родитель, второй либо отсутствует вовсе, либо в воспитании участвует частично, но не находится постоянно рядом.
  3. Материнская – одна из разновидностей неполной, где детей воспитывают матери-одиночки.
  4. Смешанная или повторная – ситуация, при которой человек, имеющий детей, вступает во второй брак.

Социальная особенность неполных семей заключается в том, что они наименее интегрированы и матрилокальны.

По качеству жизни

Уровень жизни тоже оказывает влияние на типологию семей.

Как правило, выделяют группы по классовому признаку, но есть и специально выделенные категории. В частности к ним относятся:

  • безработные где оба родителя, трудоспособные граждане, не имеют постоянной занятости и стабильного дохода,
  • беженцы малые группы, приехавшие из другой страны и не имеющие социальных связей в новой местности, в большинстве случаев также и дохода, и постоянного места жительства,
  • с ребёнком инвалидом особая категория, так как в основном это полноценные члены социума, но один из родителей постоянно осуществляет уход за несовершеннолетним.

Гомогенная семья часто имеет низкое качество жизни.

По типу семейной власти

Взаимоотношения в семье оказывают решающее влияние на детей и их восприятие мира. Именно на малую группу возложены такие функции, как воспитательная, досуговая, духовно-эмоциональная и первичной социализации.

К основным стилям семейных взаимоотношений относятся:

  1. Патриархат когда главенствующая роль принадлежит мужчинам, они принимают ключевые решения, руководят судьбами противоположного пола. Характерно для исламских стран, но распространено повсеместно.
  2. Матриархат аналогично патриархату, но тут ключевую роль выполняют женщины.
  3. Попустительский — фактически отсутствуют связи между членами семьи, характерно безразличие друг ко другу и отчуждение.
  4. Авторитарный бесцеремонный диктат со стороны одного или нескольких лиц, распространена жестокость, агрессия по отношению к слабым членам группы.
  5. Демократический или эгалитарный истинное равноправие, взаимное уважение и сотрудничество между всеми.

Стоит отметить: партнерская семья – лучший вариант, так как в такой малой группе все обязанности разделены и у каждого есть своя зона ответственности.

По виду отношений между супругами

Отношения между мужем и женой критически важны, так как дети, как правило, перенимают модели своих родителей и их коммуникацию переносят на свои семьи.

К основным способам общения и взаимодействия относят:

  • сотрудничество – взаимопонимание, согласие,
  • паритет – союз на основе выгоды и равенства,
  • состязание – цель добиться лучшего для семьи посредством дружеского соревнования,
  • конкуренция – стремятся достичь исключительно своих целей.

Стиль общения бикарьерной семьи может быть состязание и конкуренция.

По типу гармонии

Гармония в семье имеет не меньшее значение, чем вышеуказанные характеристики, так как от нее зависят и взаимоотношения, и взаимодействие.

Условно семьи можно подразделить на:

  • гармоничные – есть возможности роста для всех членов семьи,
  • дисгармоничные – нет возможности реализации, и все просто играют роли.

Дисгармонии также бывают разными, например, «спокойная семья», где супруги не удовлетворены и живут скучной жизнью, или наоборот «вулканическая», где часты склоки и скандалы.

Альтернативные формы брака

Наиболее распространенной формой брачных отношений в современном мире является союз одного мужчины и одной женщины, то есть моногамная семья.

Однако, существуют и иные формы:

  1. Групповой брак – несколько мужчин и несколько женщин – характерен для первобытного общества.
  2. Полигамный – один человек имеет несколько супругов. Подразделяется на полигинию (один мужчина и две и более женщин) и полиандрию (наоборот). Распространено в Азии и странах Океании.
  3. Экзогамный и эндогамный или патрилокальный – в первом случае есть запрет на брак внутри рода, а во втором наоборот вне своей общины.

Стоит также отметить, такие формы брака, как священный, династический, неравный и ряд других.

Типология российских семей очень многогранна. Для того, чтобы создать для себя представление о той или иной малой группе, следует внимательно изучить методы и принципы коммуникации.

В первую очередь оценке подвергается общение между супругами, затем их взаимодействие с детьми.

Уточняя, какая семья в современных западных странах наиболее распространена, отметим, что речь идет о моногамных демократических союзах, притом эта категория не детоцентрическая (родители живут только ради детей), а нуклеарная (полная семья с детьми).

Сегодня также распространенной моделью является двухпоколенная (дети и родители принадлежат к двум поколениям), полноценная, неолокальная (живущая отдельно от взрослых родителей) семья.

Ссылка на основную публикацию