Почему человек – это социальное животное?

Человек – общественное животное

«Человек по своей природе есть общественное животное»

Сочинение «Политика», Аристотель (384—322 гг до н. э.)

Социальное животное (wikipedia) – организм, способный к

активному взаимодействию с другими особями своего вида.

Термин обычно применяется к видам, у которых высок

уровень социальной организации, у которых взрослые

индивиды образуют постоянные группы.

Общественные животные (cyclowiki) — животные,

ведущие общественный образ жизни.

Характерно не просто создание сообществ,

но и разделение функций, обмен информации и пищи.

В наше время очень популярны идеи независимости и самодостаточности, а слово “зависимость” превратилось почти в ругательство и подобие какой-то мерзкой болезни, точно проказа для средневековья. Вся эта «самодостаточность» настолько превозносится, что уже начинаются путаница и перегибы.

Бывает, у себя в кабинете я слышу, как клиент/клиентка виновато жалуется, что он/она не может справиться в одиночку со своей жизнью. Часто клиенты будто обвиняют сами себя в том, что недостаточно сильны (умны, смелы, красивы, успешны – подставьте свой вариант), чтобы отказаться, наконец, от помощи окружающих, не зависеть от родных и не нуждаться в поддержке близких. Они злятся и разочаровываются в себе за то, что не могут в одиночку вырастить ребенка, пережить горе, найти утешение, повеселиться или решить бытовую проблему. Они считают себя «плохими» из-за того, что не могут быть «самодостаточными» в нашем, стыдно подумать, 21 веке! Невольно вспоминается грустная поговорка «я и лошадь, я и бык, я и баба, и мужик».

В такой момент, я сообщаю своим клиентам плохую новость: они никогда и ни при каких обстоятельствах не смогут быть самодостаточными. И не потому что они плохи или им чего-то не хватает, а потому что они – люди.

Тигр может жить в одиночестве почти всю свою жизнь, встречаясь с партнером только для произведения потомства, крокодил может заботиться самостоятельно обо всех своих нуждах, даже белка может жить припеваючи в полном одиночестве. А вот человек, как и муравьи, гуси или шимпанзе, не может даже выживать по отдельности.

С самого начала нашей эволюции (как минимум еще с ранних австралопитеков – Sahelanthropus tchadensis 7,2 млн лет назад) мы никогда не были одиночками. Никогда. Вообще. При всей разнообразности жизни, которую вели наши предки (сначала лазали по деревьям, бродили по степям, питались фруктами и кореньями, охотились на мамонтов, потом жили в шалашах, землянках), они всегда жили группами. Это факт, который все вроде бы знают, но никогда об этом на самом деле не задумываются. Это даже не психология, это наша биология! Мы есть, всегда были, и еще очень долгое время будем оставаться социальными животными. То есть теми, кто живет только внутри групп себе подобных. Наш мозг и вся наша психика со всеми этими чувствами и эмоциями, эмпатией, зеркальными нейронами настроены на активное взаимодействие в обществе таких же как мы. Представители вида Homo Sapiens просто не способны вести независимый образ жизни.

Кстати, со всей этой современной предубежденностью против всякого рода «зависимости», мы забываем, что вообще-то важен не сам факт наличия зависимости как таковой, а то к чему она приводит. Ведь никто же не против того, чтобы дышать или, например, кушать. А это на самом деле самая, что ни на есть физиологическая зависимость.

Для наглядности я бы разделила зависимости на естественную биологическую и не естественную. Естественная зависимость приносит и укрепляет физическое и психическое здоровье, не естественная – его разрушает. Все просто.

Если посмотреть на зависимости под таким углом получится, что дышать, есть, пить, спать – это нормальная естественная физиологическая зависимость. Но также и иметь друзей, быть любимым, получать помощь и заботу – это есть естественная психологическая зависимость представителей нашего вида, как социальных животных. Благодаря этим вещам мы сохраняем психическое здоровье.

Наверняка вы слышали про исследования ученых о том, что человеку необходимо не менее 4 раз в день обниматься для поддержания хорошего состояния психики и физиологии? Вполне возможно, что вы так же знаете, что самое суровое наказание для человека испокон веков была изоляция (например, изгнание из своего племени или одиночная камера в современных тюрьмах). Исследования привязанности у детей доказывают, что хуже жестокого обращения с ребенком может быть только его игнорирование. Ничто так не разрушает психику человека, как невозможность быть в связи, в контакте с другими людьми.

Хотеть быть независимым и самодостаточным для человека то же самое, что желать иметь крылья, или скажем, жабры. Всячески стараться их в себе развить, неизбежно терпеть поражение, ужасно огорчаться и чувствовать себя неполноценным человеком из-за этого. Звучит глупо, не правда ли? Поэтому не стоит бояться своей естественной зависимости, ни физиологической, ни психологической. Нужно просто пользоваться ею по назначению.

Так что хорошо ешьте, вдоволь спите, заводите друзей, влюбляйтесь, создавайте семьи, обращайтесь за помощью, принимайте поддержку, делитесь переживаниями с тем, кому доверяете, объединяйтесь в команды и рабочие группы, веселитесь и горюйте вместе с близкими, не стесняйтесь временами ругаться, целуйтесь, обязательно обнимайтесь почаще – и будет вам человеческое счастье!

Социальное существо человека

СОЦИАЛЬНОЕ СУЩЕСТВО ЧЕЛОВЕКА
На сайте «Проза.ру» в разделах «История и политика», «Публицистика», «Философия» всё чаще публикуются статьи о человеке, его мышлении, о счастье и смысле жизни, о месте человека в обществе. Казалось бы сущность человека, его место в природе и обществе давно и многократно представлены в научной и художественной литературе. Однако же интерес к этой теме не пропадает. Мы можем объяснить это тем, что каждое новое поколение начинает жить и познавать этот мир само, а не «зазубривать» известное. Но есть ещё одна важная причина такого интереса у российской молодёжи. В России сегодня на уровне Конституции РФ записано, что в обществе нет какой – то одной идеологии. Статья 13: «2. Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной». Поэтому каждый пытается найти и объяснить для себя устройство сегодняшней жизни. Отражение в сознании человека объективного мира характеризуется формами общественного сознания: идеология, правовое сознание (право), наука, религия, философия и др. Сегодня «деидеологизация» образования порождает пробелы знаний молодёжи о мире.

Мы, обращаясь к теме человека в обществе, будем рассматривать социальную сущность человека, как главной единицы общества. Человек является частью живой природы, высшим животным, биологическая основа его очевидна. Социология рассматривает человека как «высшую ступень развития живых организмов на Земле, субъект общественно – исторической деятельности и культуры». Современный уровень научно – технического прогресса начинает отрицать в человеке природные качества, требовать от него автоматической реакции в работе, отрицает чувственную, эмоциональную составляющие между людьми, уменьшает время пребывания человека в естественных условиях природы. Прогресс изменяет и культуру, заменяя глубину и содержание на форму, мелодии музыки на ритм.

«Словарь русского языка» С.И. Ожегова (Москва, 1952г.) определяет слово «существо» как «живую особь, организм, животное, человек». Будем использовать этот термин по отношению к человеку. Биологическая составляющая существа – человека для всех людей одинакова, независимо от расы, национальности, места проживания. Поэтому дискриминация людей по расовому и национальному признакам является поводом борьбы за существование, как продол-жение жизни в мире животных. Социальная составляющая существа – человека более разно-образна, подвижна, зависит от общества и времени жизни общества в историческом плане.

Остановимся на биологическом существе человека. Отметим, что биологическое существо с возрастом изменяется от младенца до пожилого и престарелого организма. В большинстве своём человек этого не скрывает, но и не афиширует своё биологическое существо. Строение человека, обмен веществ, физиология у всех людей одинаково. Открытым для всех является внешний вид, походка, цвет волос, глаз и др. Во многих случаях физические данные являются главным достоянием человека. Например, гармоничная женская красота вошла в историю человечества. Физические данные тела необходимы современному спортсмену, в ранние века воину и гладиатору. Голос, музыкальный слух делают человека артистом. Главная роль биологического существа – обеспечивать трудоспособность человека, потому что «труд создал человека». Человек создал медицинскую науку, чтобы поддерживать своё биологическое существо. К сожалению, биологическое существо может тяжело болеть, иногда до потери трудоспособности. И в этом проявляется слабость биологического существа. Своё биологическое существо человек чувствует в наибольшей степени, когда находится один, сам с собой.

Что же включает социальная составляющая человека. Каждый человек с первых до последних дней живёт в семье. И это главное достояние человека как социального существа. Основой семьи являются родители, которые являются выходцами из разных семей, живущих близко или далеко друг от друга. Поэтому ребёнок является обобщением особенностей этих разных семей. Так происходит обновление биологического существа человека и одновременно продолжение семейных традиций в обществе. Если по каким – то причинам человек остаётся без семьи, то это может кардинально изменить его образ жизни, вплоть до понижения его социального статуса (бродяжничество и пр.)
Социальное существо начинается с младенчества, фиксируется свидетельством о рождении. Далее совершеннолетие, получение паспорта гражданина. Воспитание в семье – важнейший этап в жизни, во многом определяющий место человека в обществе. Главное тут воспитание трудолюбия, уважения к другим людям. Есть такое наблюдение: «Человек человеку и не друг, и не враг, а так». Это высказывание отражает отношения людей друг к другу, часто выдаваемое за демократические свободы. По отношению к собственности выделяется общество индивидуализма и коллективизма. В России исторически складывался общинный уклад жизни людей в одном поселении. Соседи помогали друг другу в уборке урожая, покосе травы для домашних животных, строительстве дома. Этот жизненный уклад естественным образом перешёл в отношения коллективизма при советской власти. Это на государственном уровне гарантировало каждому человеку образование и право на труд. Право на труд является принципиальным достижением общества коллективизма, поскольку человек чувствует себя свободным, если работает. Равноправным социальным существом человек может быть только в обществе коллективизма.

Каждый человек проживает свою жизнь в рамках допускаемых биологическим существом, полученного воспитания и образования. В обществе индивидуализма (в условиях частной собственности на средства производства) человек живёт в конкурентной среде, начиная с образования и трудовой деятельности. Это активизирует его жизненную энергию, заставляет максимально использовать свои врождённые и приобретённые качества. Но это и борьба за существование внутри общества, ведущая к классовому расслоению. Это большая тема анализа жизни общества, и мы в неё в данной статье углубляться не будем.

Если биологическое существо человека с возрастом стареет, теряет свою жизненную устойчивость, то социальное существо наоборот, укрепляется и расширяется, остаётся в обществе даже при уходе человека из жизни. В каждой семье помнят своих родителей, хранят в своих воспоминаниях, письмах и фотографиях. Творческая личность, художники, скульпторы, писатели и поэты, музыканты и артисты, деятели науки остаются в памяти общества надолго. Их творчество является базой для воспитания и образования новых поколений. Все мы даже из школьной программы знаем имена творческих людей средневековья, дошедшие до нас архитектурными и скульптурными памятниками, литературными произведениями, экспонатами музеев. Так социальное существо человека переходит в культурное достояние общества.

Каждый из нас видит другого человека как прохожего, пассажира, покупателя, соседа, не делая из этого никаких выводов. В трудовом коллективе друг о друге каждый знает достаточно много и старается узнать больше, чтобы иметь больше друзей. Трудовой коллектив после семьи является необходимой для нас ячейкой общества, и недооценивать этого нельзя. В обществе коллективизма это кажется совершенно естественным. В обществе индивидуализма это достигается далеко не всегда. Когда приходиться менять место работы, то мы с некоторым запаздыванием начинаем вспоминать лучшее, что было в прежнем трудовом коллективе. Этим мы проявляем свойства социального существа, необходимые для существования общества.

Чувство счастья, удовлетворение жизнью необходимо каждому, поскольку это является стимулом для продолжения жизни. Понимание, оценка этого чувства у каждого может быть своим, поскольку психологические переживания человека многогранны. Если человек болел и выздоровел, то прилив сил вызывает удовлетворение жизнью. Достижение очередной цели после многодневных трудностей и забот приносит большое удовлетворение. Встреча любимого, родного человека даже после небольшого расставания придаёт силы для новых планов. Оснований для счастья много, но, в конечном счёте, всё сводится к тому, что человек должен чувствовать, что он кому – то нужен. Необходимость твоей жизни, присутствие в тебе другой жизни создаёт счастливое восприятие собственной жизни. Преодоление трудностей забывается, память о моменте счастья остаётся. Не надо стесняться и скрывать, что ты кому – то нужен. Быть счастливым это быть полноценным человеком.

На страницах «Проза.ру» есть статьи о смысле жизни. Эта тема интересует каждое новое поколение, тем более, если в сегодняшней России общество отказывается провозглашать смысл своего существования, ввиду отсутствия государственной идеологии. Но почему – то часто смысл жизни рассматривается слишком широко, начиная с появления и существования живой природы. Живую природу изучает наука биология, о диалектике её развития давно всё сказано. Человек является высшим представителем живой природы, но являясь разумным существом, должен иметь какой – то свой «разумный» смысл жизни. Разумность смысла жизни, на наш взгляд, заключается в продолжении самой жизни. Поэтому смысл жизни для человека мы видим в рождении, воспитании, нового поколения, которое было бы не менее жизнеспособно, чем предыдущее.

У человека потребности значительно больше, чем у любого животного. Без постоянного познания природы, без регулярного труда человек не мог бы удовлетворить потребности даже в первобытном обществе. Потребности человека постоянно увеличиваются, благодаря его разумности. Научно – технический прогресс человек «продвигает» именно для увеличения и удовлетворения своих потребностей. Но смысл жизни всё же не в увеличении потребностей. Человек уже понял, что живая природа не может удовлетворить возрастающие потребности. Поэтому усиленно развивает технический прогресс. Это можно квалифицировать как появление у человека специфичного технического вируса. Об этом подробнее в отдельной статье «Технический вирус» в «Проза.ру». Современный человек «забыл», что он представитель живой природы, и прогрессирует в сторону её уничтожения.

Когда мы думаем и пишем что – то о человеке и обществе, то как правило, мы рассматриваем «праведное», правильное поведение человека. Но человек далеко не идеальное существо. Реальная жизнь гораздо богаче наших представлений, и человек может оказаться в ситуации, которую даже не предполагал. Общество давно знает о правонарушениях, совершённых человеком умышленно или случайно, например, дорожно – транспортное происшествие. Существует форма общественного сознания «Право», которое рассматривает наказание человека за нарушение предписанных законом норм поведения. Правонарушитель остаётся биологическим существом, но его социальное существо осуждается законом и подлежит наказанию. Таким образом, социальное существо человека может быть отрицательно воспринято обществом, и человек испытывает определённый поворот в своей жизни.
Религия является одной из форм общественного сознания. Научно – технический прогресс доказал и показал, что нет никакого сверхестественного существа, нет Бога, нет загробной жизни. Современное образование делает всех людей атеистами. Однако интерес к религии сохраняется, и судя по страницам сайта «Проза.ру», даже молодые люди с интересом пишут на религиозную тему. Что же поддерживает и пробуждает этот интерес? Как бы ни прогрессировал человек в науке и технике, духовная составляющая человека остаётся и требует удовлетворения. Современный образ и темп жизни разделяет людей, воспитывает ценности далёкие от культуры, насаждает антиобщественные и экстремальные тенденции. Всё это приводит к нарушению психической устойчивости. Приобщение к религии позволяет «расслабиться», найти новых единомышленников. Ну и конечно, имеет место тенденция на оригинальность, на противопоставление себя «массе». В целом это отражает сложность, многогранность социального существа человека. Религия сегодня является вынужденной идеологией теряющего духовность общества.
С историческим развитием человечества биологическое существо человека теряет свою значимость для общества. Социальное существо становится всё более «общественно образующим». Но в природе всё имеет свои пределы. Трудно сказать, как долго человек ещё сможет увеличивать свои потребности, отрываясь от живой природы.
Хотелось бы, чтобы читатель высказался на эту тему.

Шулепов В.Г, июль, 2020г.
г. Калининград, тел. 8-(4012)-91-94-79

Человек есть общественное животное

Человек есть общественное животное
Из сочинения «Политика» философа Древней Греции Аристотеля (384—322 до н. э.): «Человек по своей природе есть общественное (другой вариант перевода — политическое) животное».
Выражение стало популярным после выхода в свет (1721) «Персидских писем» французского писателя и мыслителя Шарля Монтескье (1689—1755), который процитировал эту фразу Аристотеля (87-е письмо).
Иногда употребляется собственно древнегреческое словосочетание: гооп politikon (общественное животное).
Смысл выражения: человек может состоятся как личность только в человеческом обществе. Вне его формирование личности человека невозможно.

Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений. — М.: «Локид-Пресс» . Вадим Серов . 2003 .

  • Человек в футляре
  • Человек есть то, что он ест

Смотреть что такое “Человек есть общественное животное” в других словарях:

ЧЕЛОВЕК — – существо, воплощающее высшую ступень развития жизни, субъект общественно исторической деятельности. Ч. является системой, в которой физическое и психическое, генетически обусловленное и прижизненно сформированное, природное, социальное и… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

ЧЕЛОВЕК — это смертный Бог. Гермес Трисмегист Человек всего лишь тростник, слабейшее из творений природы, но он тростник мыслящий. Чтобы его уничтожить, вовсе не надо всей Вселенной: достаточно дуновения ветра, капли воды. Но пусть даже его уничтожит… … Сводная энциклопедия афоризмов

Гоббс Томас — Теория политического абсолютизма Жизнь и сочинения Гоббса Томас Гоббс родился в 1588 г. в Мальмсбери в семье приходского священника. Его мать, напуганная известиями о прибытии непобедимой армады и ужасными слухами о жестокости испанцев,… … Западная философия от истоков до наших дней

БЫТИЕ — филос. понятие, обозначающее наличие явлений и предметов самих по себе или как данности в сознании, а не содержательный их аспект. Может пониматься как синоним понятий «существование» и «сущее» или же отличаться от них теми или иными смысловыми… … Философская энциклопедия

АРИСТОТЕЛЬ — (Aristoteles) (384 322 до н.э.) великий др. греч. философ и ученый, создатель логики, основатель психологии, этики, политики, поэтики как самостоятельных наук. Родившись на северо востоке Греции (г. Стагира), провел 20 лет в Академии Платона (см … Философская энциклопедия

ТРУД — ТРУД. Содержание: Общая постановка проблемы. 881 Рационализация труда . 893 Рабочее время. 901 Женский труд. 911 Труд несовершеннолетних. 9? в Охрана труда и законодательство о … Большая медицинская энциклопедия

ВАСИЛИЙ ВЕЛИКИЙ — [греч. Βασίλειος ὁ Μέγας] (329/30, г. Кесария Каппадокийская (совр. Кайсери, Турция) или г. Неокесария Понтийская (совр. Никсар, Турция) 1.01.379, г. Кесария Каппадокийская), свт. (пам. 1 янв., 30 янв. в Соборе 3 вселенских учителей и святителей; … Православная энциклопедия

Карл Маркс — (1818 1883 гг.) мыслитель …Без ограничения сферы деятельности нельзя ни в одной области совершить ничего замечательного. …Безусловный долг законодателя не превращать в преступление то, что имеет характер проступка, и то лишь в силу обстоятельств … Сводная энциклопедия афоризмов

ПРАКТИКА — (греч. praktike, от praktikos деятельный, активный) материальная, чувственно предметная деятельность человека. П. включает: целесообразную деятельность; предмет, на который направлена последняя; средства, с помощью которых достигается цель;… … Философская энциклопедия

Аристотель — (384 322 гг. до н.э.) ученик Платона, воспитатель Александра Македонского, основатель школы перипатетиков, из Стагиры (п ов Халкидика) Об избрании (на государственные посты) всегда хлопочут не столько порядочные, сколько случайные. Добродетель… … Сводная энциклопедия афоризмов

Обществознание

Именная карта банка для детей
с крутым дизайном, +200 бонусов

Закажи свою собственную карту банка и получи бонусы

План урока:

Человек как предмет биологической эволюции

Существует множество версий возникновения человека, но официальная наука придерживается теории Дарвина. Согласно ей разумные формы жизни возникли в результате естественного отбора. Природа, по мнению Чарльза Дарвина, очень рациональна, она позволяет выжить наиболее сильным, выносливым представителям каждого вида.

Приспосабливаясь к трудным условиям жизни, обезьяна эволюционировала в человека. Веками древние люди развивались, у них появилась мораль, религия, нормы поведения в обществе. С возникновением неравенства люди стали объединяться в государства, в нем каждому была отведена своя роль и функции.

В чем сходства человека с царством животных:

У людей, как и у любых живых существ, есть свои биологические потребности (нужды). Врожденные потребности, заложенные человеку природой, называются первичными (их необходимо удовлетворять в первую очередь).

К биологическим потребностям относятся:

  • инстинкт самосохранения – нужда в безопасности, позволяющая выжить;
  • нужда в еде, чистой воде;
  • потребность в воздухе;
  • сон;
  • необходимость продолжения рода.

Кроме того, существуют сходства в строении человека и животных: кровеносная система, деление зубов на клыки и резцы, схожее расположение внутренних органов, костей.

Люди, выросшие вне общества, среди животных

Если с детства младенца изолировать от социума, он не приобретет социальных навыков, не сможет взаимодействовать с другими людьми. Так его биологические качества сохранятся, а социальные не разовьются.

Яркий пример: люди воспитанные животными. Это не выдумка, в истории много случаев, когда дети воспитывались в волчьем логове, медведями, пантерами и даже леопардами. Найденные малыши копировали повадки зверей, проявляли агрессию, вместо речи рычали, издавали определенные звуки.

Даже после долгого пребывания среди людей они не смогли освоиться в человеческом обществе. С большим трудом детей учили ходить прямо, разговаривать по-человечески, есть столовыми приборами.

Черты различия человека и животного

Человек изначально наделен способностями, выделяющими его из животного царства:

1. Способность к осмысленной членораздельной речи. Люди с помощью слов и жестов (глухонемые) не только отражают, что происходит вокруг, но могут рассказать о прошлом, передать свои чувства. Кроме устной речи у людей развита письменность, с помощью которой они надолго сохраняют свои мысли на бумаге;

2. Возможность создавать орудия, улучшающие качество труда. Обезьяны тоже умеют трудиться, но они используют подручные средства, созданные природой, например, камни. Человек осознанно производит нужные ему материалы, сырье, полезное для трудовой деятельности оборудование;

3. Творческая деятельность. Только люди умеют передавать свои чувства и переживания через музыку, стихи, изобразительное искусство. Творческие способности развиты у людей неодинаково. От владельца таланта зависит, будет ли он развиваться или «зарыт в землю»;

4. Логическое мышление, возможность анализировать, сопоставлять факты, события. Все сферы общественной жизни: экономика, политика, культура основаны на мыслительной деятельности, возможностях человеческого разума;

5. Способность осознанно ставить перед собой цель и достигать ее. Только у людей есть свобода выбора: самому решить к чему стремиться, какую выбрать профессию, с кем создавать семью. Животные принимают решения на инстинктах, люди совершают осознанный выбор.

Все эти навыки развиваются в процессе жизни ребенка в обществе, зависят от его ближайшего окружения, круга общения.

Различия между человеком и животным проявляются и в потребностях. Люди, кроме биологических, не могут прожить без удовлетворения социальных потребностей:

  • в трудовой деятельности;
  • общении;
  • познании окружающего мира и самого себя;
  • уважении;
  • любви;
  • заботе об окружающих.

Человека также отличает наличие нравственности, морали, религии, духовных ценностей.

Человек царь природы или ее часть?

Понять, кто это сказал, что человек царь природы – нетрудно, ведь членораздельная речь присуща только людям. Разберемся, справедливо ли это высказывание.

Для начала вспомним, кто такой царь: глава государства, в его подчинении находятся все окружающие, он отдает приказы, а народ безропотно их выполняет. Кому отдает приказы человек? Он может подчинить себе некоторых домашних животных и даже хищников, но управлять всем животным царством (птицами, рыбами, зверями, насекомыми) ему не под силу.

С давних времен люди пытаются подчинить себе и природу – биологическую среду обитания. Они добывают полезные ископаемые, используют природные ресурсы для своих целей. В результате природа отвечает экологическими проблемами на неразумное вмешательство в ее жизнь. С последствиями загрязнения окружающей среды люди только учатся справляться, очень сложно устранить радиоактивное загрязнение, истощение запасов чистой воды и почв.

И все же есть причины, почему человека называют царем природы:

  1. Он способен творить, создавать новые вещи, механизмы;
  2. Может изменять природный ландшафт: иссушать реки, создавать искусственные насыпные острова, перенаправлять речные русла;
  3. Способен спрогнозировать природные катаклизмы, попытаться их предотвратить;
  4. Человеческий интеллект самый развитый на планете Земля.

Ответственность человека перед обществом

Ответственность – это способность совершать выбор, осознавая его последствия. Ответственность за свои поступки присуща только людям, животные на нее не способны. Принято выделять виды ответственности:

  • Личную;
  • Групповую;
  • Коллективную.

Личная ответственность – это самостоятельное принятие решения, за последствия которого будет отвечать только сама личность. Индивид определяет цель, выбирает способы ее достижения и знает, что за хорошие и плохие результаты ему придется отвечать лично.

Пример: ученик решил прогулять уроки. Вместо посещения школы он утром пошел в зоопарк. Вечером учительница позвонила учащемуся домой и рассказала родителям о его проступке. Мама лишила на три недели школьника возможности сидеть за компьютером.

Групповая ответственность – выбор, совершаемый группой людей, в котором принимает участие каждый член группы.

Пример: 7-А сговорился не прийти на школьную линейку. Весь класс пошел в парк аттракционов. Дети весело провели время, не осознавая, что их поступки безответственны. Они радовались, что избежали скучного торжественного мероприятия. Их классный руководитель получил выговор за проступок класса. Директор назначил 7-А дежурными по школе в течение полугода. До этого в школе дежурства распределялись между классами, каждую неделю дежурил один класс.

Коллективная ответственность – движение коллектива к выбранной цели. Для достижения результата между членами коллектива распределены права и обязанности.

Пример: Школьная туристическая команда «Звезда» участвовала в городских соревнованиях. Чтобы выиграть первое место члены команды распределили роли и обязанности. Капитан отдавал приказы – вся команда незамедлительно их исполняла. Благодаря слаженной работе «Звезда» заняла первое место по городу, все получили медали, команду отправили на состязания республиканского уровня.

Несмотря на существование разных видов ответственности, психологи говорят, что ответственность бывает только личной. Это утверждение связано с тем, что находясь в одиночестве или в группе, человек сам принимает решение, как ему поступать. Участвуя в групповом преступлении, преступник должен знать, что ему лично придется отвечать за злонамеренные действия.

Перед кем личность несет ответственность? Индивид отвечает за свои решения и действия перед:

  • Самим собой;
  • Семьей;
  • Школьным (рабочим) коллективом;
  • Всем обществом;
  • Окружающей природой.

Это означает, что из-за безответственного поступка человека может пострадать окружающее общество, будет стыдно его родителям. Если действия имели отношение к природе – это скажется (положительно или отрицательно) на экологии, состоянии почвы, воды, воздуха.

Последствия безответственности

В современном обществе проблема безответственности рассматривается психологами, писателями, школьными учителями, представителями закона. Признаки безответственности:

  • Неумение предвидеть последствия своих действий;
  • Нарушение данного слова, взятых на себя обязательств;
  • Бездействие в чрезвычайных обстоятельствах, когда окружающие люди, природа остро нуждаются в помощи;
  • Невыполнение своих обязанностей;
  • Привычка обвинять окружающих в собственных ошибках.

Примеры безответственности персонажей в художественной литературе:

1. Дориан Грей поступил безрассудно, поддавшись дурному влиянию и собственному тщеславию. Он утратил все человеческие качества в обмен на вечную молодость, о чем жалел в конце своей жизни;

2. Обломов не смог реализовать способности, задатки из-за нежелания победить собственную лень;

3. Ученый Гриффин (из произведения Г. Уэлса «Человек-Невидимка») изобрел формулу, благодаря которой человеческое тело становилось невидимым. Впоследствии безответственный поступок стоил ему жизни.

Безответственность – это личный выбор человека, качество характера, формирующееся под влиянием обстоятельств. Причинами безответственности могут быть:

  1. Ошибки родительского воспитания (пример: мама балует ребенка, позволяя ему прогуливать школу);
  2. Чрезмерная строгость родителей, учителей, родственников. Ребенок устает выполнять бесчисленные требования, начинает действовать наперекор всему обществу;
  3. Неразрывно связаны безответственность и лень. Ленивый человек отказывается от выполнения обязанностей, действует по пути наименьшего сопротивления.

Один из способов, борьбы с безответственностью – приучение школьников к волонтерской деятельности, бескорыстной помощи людям.

Волонтерская деятельность: осознанная помощь социуму

Волонтеры и добровольцы – это люди, бескорыстно оказывающие помощь обществу (больным, старикам, ветеранам, детям). Они принимают участие в спортивных соревнованиях, пропагандируют здоровый образ жизни, очищают природу от загрязнений.

Чем занимаются волонтеры в России:

  1. Проведением благотворительных акций;
  2. Помощью в сборе денежных средств для операций;
  3. Сбором подарков к Новому году для детей-сирот;
  4. Уходом за больными одинокими людьми;
  5. Добровольческой деятельностью, направленной на патриотическое воспитание молодежи;
  6. Профилактикой вредных привычек (плакаты, познавательные лекции, другие способы рассказать о вреде курения, алкоголя, наркомании);
  7. Помощью по хозяйству старикам;
  8. Организацией праздников ветеранам.

Особенно востребована работа волонтеров с пожилыми людьми ветеранами ВОВ. Так формируется уважительное отношение к героям войны, патриотизм, нравственные качества молодежи.

Как стать волонтером

Волонтером может стать человек любой профессии. В свободное от работы, учебы время доброволец занимается благотворительной деятельностью. Направлений очень много, каждый выбирает свой вид благотворительности.

Желающие стать добровольцами часто задаются вопросами: с какого возраста можно стать волонтером и как это сделать. Добровольцем может стать человек, достигший совершеннолетия (18 лет). В этом возрасте он может самостоятельно принимать участие в благотворительных акциях, программах. В возрасте 14-16 лет подросток может заниматься волонтерской деятельностью с участием и под надзором старших: родителей, родственников, учителей, тренеров.

ЧЕЛОВЕК – СОЦИАЛЬНОЕ ЖИВОТНОЕ

Общественная форма организации не достижение человеческой культуры – это типичная форма существования у животных (да и у растений – они в одиночку не растут). Так что опре­деление человека как «общественного животного» несостоятельно, к этому классу можно отнести фактиче­ски всю фауну нашей планеты. Интерес к изучению социальных форм организации жи­вотных уходит в далекое про­шлое. Род­ство социальной организации животных, осо­бенно общественных насекомых (пчел, муравьев и др.) всегда вызывало интерес у лю­дей, служило основой для создания мощ­ной традиции «жи­вотного эпоса» в литературе, устойчиво служит ос­новой в обы­ден­ном мировоззрении для по­нимания и типологии по­ведения тех или иных общест­венных групп в человеческом обществе. В принципе, исходная и первая форма мировоззрения – тотемистическое мировоззрение – было ос­новано именно на этом со­постав­лении.

С особой остротой проблема социаль­ной жизни жи­вотных встала в вто­рой половине XIX века в связи с вольной интерпрета­цией со­циал-дарвинистами учения Ч. Дарвина о «борьбе за существование» как фактора био­логической эволюции. Эта интерпретация и перенесение её на жизнь чело­веческого об­щества вызвало от­ветную реакцию. В частности известен в то время А. Эспинас в конце XIX века, который подчеркивал: «От самых низших ступе­ней лестницы и до самых высших, все животные в известный момент их существования входят в состав какого-нибудь общества: соци­альная среда составляет необходимое ус­ловие сохране­ния и обновление жизни» (Эспинас А. Социальная жизнь животных. Спб, 1882. С.3). В связи с кри­тикой социал-дарвинистов такую же точку зрения развивали анар­хи­сты. В частности особо интересны взгляды представителя анархизма П. Кро­пот­кина, который ут­верждал:

В нашей стране во вторую половину XX века проблемами социальных форм у животных за­ни­мались многие биологи: Т.А. Тих, Л.А. Файнберг, Е. Н. Панов, М.Л. Бу­товская, Р.С. Карпинская, В.Е. Кипятков, Ю.М. Плюснин и многие другие. Прежде всего, эти исследования связаны с ана­лизом закономерностей жизни популяций. Попу­ляция, представ­ляющая собой со­вокупность особей одного вида, имеющих единый гео­графических ареал, с определенным спо­собом своего поведения и способов репродук­ции, стала уже основным объектом биологии, в отличие от классической биологии, ко­торая уделяла осо­бое внимание морфологии биологиче­ских видов. Во многом это было связано мощным развитием популяционной экологии, рождение которой было стимулировано книгой Ч. Элтона «Экология жи­вотных» (1927).

Развитие исследований социальности животных за рубежом во второй половине XX века во многом связано с основателями со­временной этологии :К.Лоренцем, Н. Тинбергеном, Ардри. Особое развитие получило исследование социальности в связи с исследованием «агрессивно­сти» и «альтруизма». Социобиология – это направление, которое связывается с выходом книги известного американского энтомолога Э.Уилсона «Социобиология: новый синтез» (1975).

Хозяйственная деятельность (особо социально организованных) также не вызывает сомнений, примером того служат, опять-таки, муравьи, ко­торые занимаются «скотоводством» и «строительством», варьируя формы этого «ско­товодства» и «строительства» в достаточно больших диапазонах, что начинает вызвать сомнение мнение о том, что этот широ­кий диапазон задает исключительно только инстинкт. К тому же много животных используют и орудия труда, – примеров этому множество.

В результате ясно, что Ландшафт Культуры взаимопереплетен с Ландшафтом Биосферы, ибо сам человек есть биологическое существо, его формы мысли, типы по­ведения, формы общественной организации и виды хозяйственной деятельности – это подражание идентичным формам других биологических существ.

Расовая теория была в XIX веке в такой же сте­пени популярной, в какой она является теоретически несостоятельной. Идеологом ра­совой теории был Жозеф Артюр Гобино (1816-1882), французский аристократ и ди­пломат, ко­торый в 1854 году издал книгу «Опыт о неравенстве че­ловеческих рас», ставшей еван­гелием расистов. Эта теория представляет чистейшую мерзость, но «нау­кообразно оформлен­ную» – на такую обычно и способен аристократ. Он раз­личал три расы: бе­лую, желтую и черную, ут­верждая, что эти расы отличаются не только цве­том кожи, но разными психическими склонностями. Его идеям следовал Ж. Лапуш (Лапуж) (1854-1936). Лапуш исто­рию Ев­ропы объ­яснял борьбой двух рас – арийской: белокурых, длинноголовых (долихокефа­лов), кото­рые яв­ляются наибо­лее прогрессив­ными, и чер­новолосыми короткоголовыми (брахикефалы), которые обладают меньшими спо­собно­стями и бо­лее инертны. По мне­нию Лапуша, какая-либо культура начинает развитие лишь в том случае, когда во главе её становятся арийцы. Эти идеи в Германии развивал О. Аммон, Л. Вольтман, – по­следний принял активное участие в выработке программы национал-социалистической рабочей партии Германии. В Анг­лии эти же идеи развивал Х.С. Чемберлен, который впоследствии принял германское гражданство и был объявлен нацистами «пророком» Третьего Рейха. Подда­вались влия­нию расовой теории и более серьезные исследова­тели. К примеру, И. Тэн брал за один из факторов исторического процесса именно расу, но трактуя её расшири­тельно, как социокультур­ную общность. Известный социолог Гумплович утвер­ждал, что три основных класса в государстве – воины, торговцы и промыш­лен­ники – это пред­стави­тели разных рас. Первые два класса относятся к коче­вым народам, по­следние – к осед­лым. Опять – таки раса здесь трактуется крайне расширительно.

Гальтон Ф. В виде евгеники это учение в разных вариантах получило распространение во всех странах. Евгенические общества появились везде. Представителем евгеники в СССР был Н.И. (И.И. ) Крылов.

Человек – существо социальное .
статья по теме

Социализация – это процесс формирования и развития личности, который начинается с момента рождения человека и продолжается в течение всей его жизни. Социализация осуществляется под влиянием всех общественных условий жизни человека. Ее основа – общение и деятельность индивида в семье, школе, трудовом коллективе, различных неформальных группах. Огромную роль в социализации личности играют воспитание, обучение, самообразование.

Скачать:

ВложениеРазмер
chelovek_-_sushchestvo_socialnoe.doc34 КБ

Предварительный просмотр:

Ребенок появляется на свет именно как человеческое существо. В момент рождения он — лишь кандидат в человека. Он никак не может стать им в изоляции: ему нужно научиться стать человеком. Его вводит в мир людей общество, именно оно регулирует и наполняет его поведение социальным содержанием.

Человек рождается человеком, но он не рождается личностью, а становится ею. Человек выступает как личность, когда он способен самостоятельно принимать решения и несет за них ответственность перед обществом, т. е. является относительно автономным, свободным и самостоятельным субъектом деятельности. Любой нормальный взрослый человек – личность.

Личность – это человеческий индивид как социальное существо, способное к самостоятельной деятельности

Человек становится личностью благодаря тому, что живет в обществе и во взаимодействии с другими людьми развивает те возможности, которые заложены в его биологической природе. Вне общества эти возможности не могли бы реализоваться, человек не смог бы стать личностью.

Процесс усвоения человеком социального опыта, приобретения им качеств, позволяющих ему быть членом общества, называется социализацией личности.

Социализация – это процесс формирования и развития личности, который начинается с момента рождения человека и продолжается в течение всей его жизни. Социализация осуществляется под влиянием всех общественных условий жизни человека. Ее основа – общение и деятельность индивида в семье, школе, трудовом коллективе, различных неформальных группах. Огромную роль в социализации личности играют воспитание, обучение, самообразование.

В процессе социализации индивид включается в мир человеческой культуры. Вхождение в этот мир опирается, прежде всего, на освоение языка и на овладение выработанными опытом предшествующих поколений формами контакта с другими людьми и способами обращения с предметами окружающей среды. Приобщаясь к культуре, человек овладевает существующими в ней знаниями, ценностями, программами поведения и становится ее потребителем, носителем и творцом. Накопленное обществом богатство культуры слишком огромно и многообразно, чтобы отдельный индивид мог охватить его целиком, во всем объеме. Каждая личность способна овладеть лишь некоторой малой частью культуры.

Вне общества, без особых, социальных форм организации жизни человек – не более чем животное.

Подтверждением тому являются так называемые «маугли» – дети, в силу каких-то обстоятельств оказавшиеся вне общества. Несколько лет живший одиноко в лесу французский мальчик, росшие в стае волков две индийские девочки, проведший детство среди обезьян юноша – африканец – все они вели чисто звериный образ жизни и после того, как были найдены (пойманы!), не смогли овладеть речью, ни усвоить навыки нормального человеческого поведения. Никому из них так и не удалось стать полноценным человеком.

Уникальность человека в том, что он, являясь продуктом природы, вместе с тем продуцирует такие формы бытия, каких в природе нет, т. е. социальную реальность

Язык выполняет две основные функции. Во-первых, он выступает как средство мышления. Фиксируя в словах и предложениях содержание своих впечатлений, восприятий, представлений, человек получает возможность вырабатывать отвлеченные понятия, строить абстрактные и обобщенные знания о явлениях действительности. Во-вторых, язык выступает как средство общения. Благодаря ему становится возможным сохранять, накапливать и передавать информацию от одних к другим, делать знание достоянием всего коллектива. С появлением и усовершенствованием языка люди приобретают принципиально новое и чрезвычайно мощное орудие развития сознания.

Человек становится личностью благодаря тому, что живет в обществе и во взаимодействии с другими людьми развивает те возможности, которые заложены в его природе. Вне общества эти возможности не могли бы реализоваться, человек не смог бы стать личностью.

Развитая личность не замыкается в узкий круг забот о своем материальном благополучии. Подлинно человеческие потребности — это потребности духовные (материальные потребности обусловлены биологической природой человека, тогда как духовные имеют чисто человеческий, социальный характер).

Под влиянием социально-культурных условий изменяется даже чувственное восприятие действительности: установлено, например, что у современного человека слух и обоняние играют меньшую, а зрение – большую роль, чем несколько веков назад.

Человек – существо социальное. Он рождается среди людей, живет среди них и умирает в их окружении. На протяжении всей своей жизни он встречает тысячи самых разных людей. Детский сад, школа, пионерский лагерь, университет, дискотеки, библиотеки, армия, работа, другая работа и снова работа.

Везде, где бы мы ни находились, нас окружают люди, с которыми мы вынужденно или с удовольствием общаемся. И каждый человек в нашей жизни играет определенную роль.

Человек неразрывно связан с обществом. Человек становится человеком, лишь вступив в общественные отношения, в общение с другими. Социальная сущность человека проявляется через такие свойства, как способность и готовность к общественно полезному труду, сознание и разум, свобода и ответственность и др.

Через различные социальные механизмы и институты человек осваивает необходимые производственные навыки, практические знания о естественной и социальной среде, культурные ценности и нормы, то есть необходимый в данном обществе социокультурный опыт. Социализация человека осуществляется через систему воспитания и образования. Особенности социализации зависят от исторически конкретной социально-экономической структуры и преобладающего типа культуры.

Сознание не является нашим природным достоянием, хотя природа создает физиологическую базу для сознания. Сознательные психические явления формируются в течение жизни в результате воспитания, обучения, активного овладения языком, культурой.

Обретение социальных качеств человеком происходит в процессе социализации: то, что присуще конкретной личности, есть результат освоения культурных ценностей, которые имеются в конкретном обществе. Одновременно это и выражение, воплощение внутренних возможностей личности.

Наконец, социальную жизнь человека невозможно представить без его общественной и политической активности. Сама по себе жизнь человека является социальной, поскольку он постоянно взаимодействует с людьми — в быту, на работе, во время досуга.

Человек формируется и видоизменяется под влиянием совместной деятельности, и в этом смысле он оказывается одновременно и субъектом и объектом воздействия социальных сил и общественных отношений.

ОГЭ. Обществознание. ТЕОРИЯ по кодификатору. Человек и общество 1.4 Биологическое и социальное в человеке.

ОГЭ. Обществознание.

1.4 Биологическое и социальное в человеке.

План.

  • Биологическое в человеке.
  • Социальное в человеке.
  • Человек и животное: сходства, различия, общее.
  • Человек, индивид, личность, индивидуальность.
Человек — биосоциальное существо.

Человек — это биосоциальное существо. Это значит, что какие-то свойства передаются людям по наследству, обусловлены природой, а другие — результат социализации, жизни в обществе, приобретения свойств и качеств, необходимых для жизни среди людей.

Биологическая сущность человека передаётся ему по наследству, с рождения, а социальная способна сформироваться только в обществе, при взаимодействии с другими людьми.

Биологическое в человеке.

Человек — высшее млекопитающееся, которому свойственны особенности анатомии, физиологии, протекания различных биологических, физиологических процессов в организме – то есть всё то, что дала человеку природа, каким он родился.

Социальное в человеке.

Человек связан с обществом и лишь в нём способен стать личностью; только в обществе формируются его черты характера, развивается речь, мышление.

Человек и животное.

Особенности, свойственные только человеку.
  • Способность обладать мышлением, анализировать, размышлять, думать.
  • Способность к членораздельной речи. Даже если человек не может говорить, он использует особый язык глухонемых, но это тоже вербальное общение (то есть при помощи слов).
  • Способность к постановке цели (целеполаганию) и стремление достичь ожидаемого результата. Человек может предвидеть результаты своей деятельности, планировать её.
  • Способность к осознанной деятельности, преобразованию природы, общества и самого себя.
  • Способность создавать орудия труда, использовать их в своей деятельности.
  • Только человек способен к творческой деятельности, к созданию духовных ценностей, культуры. Это способность отражать действительность не только с помощью слов, но и с помощью других средств: музыки, красок, движения тела в танце и др.)
  • Человек может моделировать своё поведение, в течение даже одного дня играть несколько социальных ролей в зависимости от ситуации.
  • Только человеку свойственно отношение к миру, действительности, людям с позиций нравственности, добра и зла.
  • Человек удовлетворяет разного рода потребности: биологические, социальные, духовные, материальные.
Особенности, свойственные только животному.
  • Жизнь только по инстинктам, по природой заложенной программе
  • Отсутствие сознания, мышления. В последние десятилетия учёные пришли к выводу, что некоторым обезьянам свойственны такие мыслительные операции, как анализ, синтез. Элементы мышления наблюдаются у дельфинов. Но это небольшое исключение из огромного мира животных.
  • Отсутствие членораздельной речи, есть только возможность издавать звуки, предупреждающие о чём-то (об опасности, например). Сигналы животных не несут информации о прошлом или будущем, о каком-то абстрактном предмете. Они отражают сиюминутную ситуацию.
  • Неспособность к постановке осознанной цели, любые действия животных определяют инстинкты.
  • Животные не способны к труду, к созданию орудий труда, они лишь приспосабливаются к окружающей среде. Говорят лишь об активности животных, которая также обусловлена инстинктами. И как бы мы ни восхищались плотинами бобров, сотами пчёл или гнёздами птиц — всё это результат действия по инстинктам. Животные, причём только очень немногие, могут использовать природный материал для добывания пищи( например, обезьяна может палкой сбить плод), но создать орудие труда они не способны.
  • Потребности животных только биологические, обусловленные инстинктами.
Особенности, свойственные и человеку, и животному.

Человек — это часть природы. Многое в нём заложено самой природой. Поэтому есть свойства, объединяющие человека и животного. И связаны они только с инстинктами.

Какие же инстинкты сохранились у людей?

  • Инстинкт самосохранения
  • Инстинкт продолжения рода
  • Инстинкт материнства
  • Так называемое шестое чувство — инстинкт предчувствия чего-то. У кого-то данный инстинкт развит очень сильно, у кого-то проявляется слабо. Но известно, что мать может почувствовать беду, которая ожидает его ребёнка.
Человек, индивид, личность.

Человек — это биосоциальное существо, представитель человеческого рода Homo Sapiens,наделённое разумом, сознанием, способностью говорить, прямохождением, то есть качествами, отличающими его от животного.

Биологическая сущность человека передаётся ему по наследству, с рождения, а социальная способна сформироваться только в обществе, при взаимодействии с другими людьми.

Индивид

Индивид – это единичный, конкретный представитель человеческого рода. Каждый из нас – индивид.

Личность

Личность – это индивид, социально и духовно развитый человек, наделённый социально значимыми чертами, позволяющими ему жить и трудиться в обществе, отвечать за свои поступки. Процесс приобретения подобных черт личности называется социализация.

Индивидуальность

Индивидуальность – это неповторимое своеобразие каждого человека, то, что делает нас непохожими на остальных. Даже близнецы имеют различия.

В чём проявляется индивидуальность?

  • Во внешности
  • В чертах характера
  • В особенностях протекания психических процессов (памяти, мышления и др.)
  • Во взглядах на жизнь, в ценностях, идеалах, смысле жизни.

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна.

Ссылка на основную публикацию