Молодежь – классификация и признаки социальной группы

3.3 Молодежь как социальная группа

Молодёжь как социальная группа

Молодёжь – это самая активная и динамичная социальная группа взрослеющих людей. На протяжении истории отношение общества к молодёжи менялось. Были времена, когда дети трудились наравне со взрослыми по 10-12 часов в день. До перехода общества на индустриальную стадию развития, молодёжь не выделялась как отдельная социальная группа. А в современном обществе она является особой демографической группой, отличающейся возрастными рамками от 14 до 30-35 лет.

Молодёжный возраст – это очень важный период для человека, когда происходит становление личности, обретение своего “Я”, усвоение знаний и ценностей, овладение социальных ролей. Это период самых важных событий в жизни. Во – первых, молодой человек завершает обучение в школе и поступает в профессиональное учебное заведение. Во – вторых, он достигает совершеннолетия, что характеризует его гражданское становление – достижение полной дееспособности. В – третьих, приобретает профессию и трудоустраивается. И, наконец, в – четвёртых, создаёт семью.

Рассмотрим особенности социального положения молодёжной группы:

Переходность положения – поиск себя, частая смена видов деятельности и увлечений, становление социального статуса.

Высокий уровень мобильности – молодёжь не привязана к определённому месту какими – либо обязательствами, например, семейными и активно передвигается по социальным лифтам.

Благоприятные перспективы для выбора профессии и создания семьи.

Активный поиск своего места в жизни, неустанное экспериментирование, творческий подъём.

Освоение новых ролей, например, студент, работник, семьянин.

Особый психологический склад, стремление к утверждению своей индивидуальности.

Ценностно – ориентировочная направленность личности, которая у разных людей различна. К примеру, Андрей интересуется музыкой, чтением книг, посещает музеи, для него ценность – искусство. Марат – мастер спорта по вольной борьбе, он ни дня не проводит без тренировки, для него ценность – спорт. Саша интересуется банковской деятельностью, он знает, как и по какой цене можно купить акции Сбербанка, для него ценность – деньги).

Собственная субкультура, отличающаяся особым имиджем, сленгом, манерами поведения и зачастую подверженная криминализации.

Проблемы молодёжи и молодёжная политика РФ

Положение молодёжи в современном обществе достаточно противоречиво. С одной стороны, молодёжный возраст – самый благоприятный период для профессионального становления и образования семьи. Но с другой стороны, в этот период возникает ряд проблем. Во – первых, безработица и материальная необеспеченность молодёжи, которые вынуждены жить за счёт родителей. Во – вторых, низкая заработная плата занятых молодых людей и невозможность приобрести собственное жильё. В – третьих, отсутствие уверенности в завтрашнем дне и откладывание создания семьи “до лучших времён”. Эти проблемы снижают жизненный уровень молодых людей и способствуют росту преступности, алкоголизма, наркомании. Кроме того, современные социологи констатируют деградацию духовных ценностей молодёжи. Причина которой заключается в воздействии массовой культуры и вестернизации, а также взращивании потребительского отношения молодого поколения ко всему.

Решение перечисленных проблем под силу только государству. В нашей стране разработано Постановление «Об основных направлениях молодёжной политики в РФ». Её целями являются духовное и физическое развитие молодёжи, запрет дискриминации по мотивам возраста, создание условий для полного включения молодых людей во все сферы жизнедеятельности общества, поддержка талантливой молодёжи и др.

Исходя из названных целей, направлениями молодёжной политики являются:

обеспечение прав молодёжи (к примеру, на родителей возлагается обязанность по обеспечению доступа и созданию условий для получения их детьми школьного образования);

гарантирование трудоустройства и занятости (службой занятости безработная молодёжь временно привлекается к общественным оплачиваемым работам, для того, чтобы молодой человек мог попробовать себя в чём-то новом и, возможно, найти что-то своё);

стимулирование предпринимательской активности (молодой человек, желающий заниматься бизнесом имеет на это право уже по достижению 16 лет, для этого ему необходимо письменное согласие родителей);

поддержка молодой семьи (в РФ действуют социальные программы улучшения жилищных условий молодых семей);

поддержка талантливой молодёжи (организация и проведение самых разных по содержанию конкурсов, направленных на выявление и поощрение талантливой молодёжи) и др.

Интеллект-карта по обществознанию №37

‍ Приветствую вас дорогой читатель и благодарю за проявленный к моему авторскому курсу интерес! Он особенно выручит тех, кто готовится к ЕГЭ или ОГЭ самостоятельно. Ну а если кто – то из вас испытывает трудности и хочет готовиться к экзамену вместе со мной, то записывайтесь на онлайн-занятия. Я научу вас решать все задания КИМ и, конечно, разъясню непонятные и сложные теоретические вопросы. Связаться со мной можно здесь или здесь

Все мои ресурсы, которые помогут вам подготовиться к ЕГЭ и ОГЭ по обществознанию:
Инстаграм Абулова Барият
YouTube канал «Школа обществознания»
ВК паблик «Школа обществознания»

© Абулова Б.Т. Копирование и распространение материала без разрешения запрещено!

Молодежь – классификация и признаки социальной группы

Раздел ЕГЭ: 3.3. Молодёжь как социальная группа

Молодёжь — социальная группа, характерными чертами которой выступают возраст её участников (от 16 до 30 лет), особенности их общественного положения и некоторые психологические качества.

Все выпускники школ, гимназий и лицеев являются молодёжью. Эта социальная группа по праву считается одной из самых активных, поскольку молодёжь находится на пути выбора профессии, становления мировоззрения.

Большинство людей именно в период молодости выбирают себе спутника жизни и создают семью, делают первые самостоятельные жизненные шаги, достигают экономической независимости и познают основы социально ответственного поведения. Молодость является определённой фазой, этапом жизненного цикла человека и биологически универсальна.

Ускорение темпов развития общества обусловливает возрастание роли молодёжи в общественной жизни.

ОСОБЕННОСТИ МОЛОДЁЖИ

Как и все демографические группы с возрастной характеристикой, молодёжь является биологически универсальной и неповторимой. Поэтому ей присущи некоторые отличительные черты:

  • Молодёжь находится на переходном социальном положении, то есть невозможно остаться в этой социальной группе навсегда. Все люди сначала проходят стадию юности, а после — зрелости.
  • Высокая социальная мобильность.
  • Освоение новых социальных ролей, что обусловлено высокой мобильностью и сменой социального статуса молодёжи.
  • Высокие перспективы в профессии и карьере.
  • Целенаправленный поиск своего места в мире, а также смысла жизни.

Молодые люди сами по себе отличаются от других членов общества не только возрастом, но и другими характерными чертами:

  • активностью;
  • свободой от устоявшихся в обществе норм поведения и традиций;
  • независимостью от стереотипов общества;
  • внутренними противоречиями;
  • неустойчивой психикой;
  • жаждой выделиться из толпы;
  • слабой терпимостью;
  • собственными субкультурами.
ВИДЫ МОЛОДЁЖНЫХ ГРУПП

Молодёжные группы имеют различную направленность. Выделяют следующие виды молодёжных групп:

  • эпатажные — члены группы бросают своеобразный вызов традиционному обществу;
  • альтернативные — члены группы ставят под сомнение традиционные ценности, нормы и поведение общества, выдвигая свои собственные, что и является целью группы;
  • социальные — члены группы пытаются решить чётко очерченные социальные проблемы;
  • агрессивные — члены группы имеют примитивные представления о жизни и ценностях, стараются самоутвердиться;
  • политические — члены группы хотят изменить существующие политический строй или политические ситуации, основываясь на своих идеях.

Молодёжь преображает окружающее их общество, видоизменяя условия жизни, в соответствии с которыми изменяется сама.

НЕФОРМАЛЬНЫЕ МОЛОДЁЖНЫЕ ГРУППЫ

Неформальная группа — сообщество людей, объединившихся на основе своих внутренних побуждений. Неформальные молодёжные группы имеют ряд признаков:

  • стихийность;
  • независимость;
  • самоорганизация и иерархия;
  • устойчивость;
  • отличная от традиционной модель поведения;
  • атрибутика;
  • наличие ценностей и собственного мировоззрения.

Формальная группа — сообщество людей, которые объединены не своим внутренним побуждением, а по указу вышестоящих по социальному статусу людей.

Вы смотрели конспект «Молодёжь как социальная группа».

Лекция на тему: “Молодежь как социальная группа”

Содержимое разработки

Тема: Молодёжь как социальная группа

Особенности молодёжной субкультуры

Молодежь — это социально-демографическая группа, выделяемая на основе совокупности возрастных характе­ристик (приблизительно от 16 до 25 лет1), особенностей социального положения и определенных социально-психоло­гических качеств.

Молодость — это период выбора профессии и своего места в жизни, выработки мировоззрения и жизненных ценностей, выбора спутника жизни, создания семьи, достижения эконо­мической независимости и социально ответственного поведе­ния.

Молодость является определенной фазой, этапом жиз­ненного цикла человека и биологически универсальна.

Особенности социального положения молодежи

Высокий уровень мобильности.

Освоение новых социальных ролей (работник, студент, гражданин, семьянин), связанных с изменением статуса.

Активный поиск своего места в жизни.

Благоприятные перспективы в профессиональном и ка­рьерном плане.

Проблемы молодёжи и молодёжная политика РФ

Положение молодёжи в современном обществе достаточно противоречиво. С одной стороны, молодёжный возраст – самый благоприятный период для профессионального становления и образования семьи. Но с другой стороны, в этот период возникает ряд проблем. Во – первых, безработица и материальная необеспеченность молодёжи, которые вынуждены жить за счёт родителей. Во – вторых, низкая заработная плата занятых молодых людей и невозможность приобрести собственное жильё. В – третьих, отсутствие уверенности в завтрашнем дне и откладывание создания семьи “до лучших времён”. Эти проблемы снижают жизненный уровень молодых людей и способствуют росту преступности, алкоголизма, наркомании. Кроме того, современные социологи констатируют деградацию духовных ценностей молодёжи. Причина которой заключается в воздействии массовой культуры и вестернизации, а также взращивании потребительского отношения молодого поколения ко всему.

Решение перечисленных проблем под силу только государству. В нашей стране разработано Постановление «Об основных направлениях молодёжной политики в РФ». Её целями являются духовное и физическое развитие молодёжи, запрет дискриминации по мотивам возраста, создание условий для полного включения молодых людей во все сферы жизнедеятельности общества, поддержка талантливой молодёжи и др.

Исходя из названных целей, направлениями молодёжной политики являются:

обеспечение прав молодёжи (к примеру, на родителей возлагается обязанность по обеспечению доступа и созданию условий для получения их детьми школьного образования);

гарантирование трудоустройства и занятости (службой занятости безработная молодёжь временно привлекается к общественным оплачиваемым работам, для того, чтобы молодой человек мог попробовать себя в чём-то новом и, возможно, найти что-то своё);

стимулирование предпринимательской активности (молодой человек, желающий заниматься бизнесом имеет на это право уже по достижению 16 лет, для этого ему необходимо письменное согласие родителей);

поддержка молодой семьи (в РФ действуют социальные программы улучшения жилищных условий молодых семей);

поддержка талантливой молодёжи (организация и проведение самых разных по содержанию конкурсов, направленных на выявление и поощрение талантливой молодёжи) и др.

Молодежь — это наиболее активная, мобильная и дина­мичная часть населения, свободная от стереотипов и предрас­судков предыдущих лет и обладающая следующими социаль­но-психологическими качествами: неустойчивость психики; внутренняя противоречивость; низкий уровень толерант­ности (от лат. tolerantia — терпение); стремление выделиться, отличаться от остальных; существование специфической мо­лодежной субкультуры.

Субкультура – часть культуры общества, отличающейся своим поведением от преобладающего большинства

Типичным для молодежи является объединение в нефор­мальные группы, которые характеризуются следующими признаками:

– возникновение на базе стихийного общения в конкрет­ных условиях социальной ситуации;

– самоорганизация и независимость от официальных структур;

– обязательные для участников и отличающиеся от ти­пичных, принятых в обществе, модели поведения, которые направлены на реализацию неудовлетворяемых в обычных формах жизненных потребностей (они нацелены на самоут­верждение, придание социального статуса, обретение защи­щенности и престижной самооценки);

– относительная устойчивость, определенная иерархия среди участников групп;

– выражение иных ценностных ориентации или даже мировоззрения, стереотипов поведения, нехарактерных для общества в целом;

– атрибутика, подчеркивающая принадлежность к дан­ной общности.

В зависимости от особенностей самодеятельности молодежи можно классифицировать молодежные группы и движения.

Агрессивная самодеятельность

Базируется на наиболее примитивных представлениях об иерархии ценностей, основанных на культе лиц. Примитивизм, наглядность самоутверждения. Популярна в среде подростков и молодежи с минималь­ным уровнем интеллектуального и культур­ного развития.

Эпатажная (фр. epater — пора­жать, удивлять) самодеятельность

Базируется на вызове нормам, канонам, правилам, мнениям как в обыденных, материальных формах жизни — одежде, прическе, так и в духовных — искусстве, науке. «Вызов» агрессии на себя со стороны других лиц, чтобы тебя «заметили» (панк-стиль и т. д.)

Альтернативная самодеятельность

Базируется на выработке альтернативных системно противоречащих общепринятым моделей поведения, которые становятся самоцелью (хиппи, кришнаиты и т. д.)

Социальная самодеятельность

Направлена на решение конкретных соци­альных проблем (экологические движения, движения за возрождение и сохранение культурно-исторического наследия и т. д.)

Политическая самодеятельность

Направлена на изменение политического строя и политической ситуации в соот­ветствии с идеями конкретной группы

Ускорение темпов развития общества обусловливает воз­растание роли молодежи в общественной жизни. Включаясь в социальные отношения, молодежь видоизменяет их и под воздействием преобразованных условий совершенствуется сама.

Под политической социализацией понимается совокупность тех форм деятельности, в результате которых индивид или группа усваивает политическую культуру, становясь политическим субъектом. При этом политическая социализация молодежи, в частности современной российской молодежи, имеет свои тенденции и особенности. Отношение современной молодежи к существующей в России власти носит нейтральный характер. Молодое поколение относится к политике и власти как к объективной реальности, которая не вызывает ни восторга, ни резких отрицательных эмоций. Это дает основание говорить об аполитичности российской молодежи. Не менее опасна и чрезмерная политизация отдельных групп молодежи, которая приобретает черты политического и национального экстремизма.

Неудовлетворенность молодежи условиями жизни в стране приводит к тому, что многие мечтают уехать за границу. У другой части молодежи, которая не имеет такой перспективы, негативизм по отношению к сложившейся ситуации порождает стремление изменить свою жизнь любыми способами, в том числе и экстремальными.

Молодежный экстремизм как явление нашей жизни, выражающееся в пренебрежении к действующим в обществе правилам и нормам поведения или в отрицании их, можно рассматривать с различных позиций. Его можно связать и с изменениями политико-экономического состояния общества, и с происходящей ныне коренной ломкой складывавшихся веками и освященных культурой образцов поведения. Во втором случае можно сказать, что современный молодежный экстремизм в России есть отражение резкого перехода от одного типа культуры к другому.

Экстремизм часто отождествляется и с фашизмом, и с шовинизмом, и с радикализмом. В действительности же все эти явления — только части более широкого явления политического экстремизма.

Признаки политического экстремизма

публичные призывы к насильственному захвату власти,

совершение действий, направленных на насильственный захват власти,

организация вооруженного мятежа,

посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля.

Факторы, которые порождают молодежный политический экстремизм.

Первый из факторов – современные условия жизни, значительно ухудшившиеся за последние несколько лет. В России существует огромное количество молодых людей, не вошедших в число тех, кто преуспевает. Они с ужасом осознают, что обречены на прозябание, никому не нужны, будут жить гораздо хуже родителей и что неопределенность ситуации, существующей в стране на настоящий момент, будет длиться еще долгое время, а значит, у них нет будущего. Это заставляет искать какой-нибудь выход, порождает недовольство, толкает на бунт, на оппозицию существующему государственному строю, власти и обществу, — т.е. прямо в оппозиционно настроенные организации.

Второй фактор – война в Чечне. Она нанесла колоссальный ущерб национальной политике в России, породила представление о кавказцах как о врагах русского народа, православной веры, как о фанатиках-исламистах, использующих самые крайние меры для распространения своей веры. Молодежь, таким образом, «нашла врага».

Третий фактор – усиление миграционных процессов, связанных с переселением больших групп людей в первую очередь из регионов Кавказа и Средней Азии. Следствием невиданного спада и кризиса всех отраслей производства в России стала безработица, особенно среди молодежи. Поэтому приток переселенцев еще более обостряет эту проблему. Кроме того, часть приезжих стала заниматься преступной деятельностью. Создаются этнические преступные группировки, которые занимаются кражами, грабежами, совершают насилия, убийства, главным образом, в отношении коренного русского населения.

Четвертый фактор – недостаточное внимание государства к молодежным проблемам досуга, культурного развития и морально-нравственного воспитания также влияет на возникновение молодежного экстремизма. Плохая забота о досуге молодежи, о полезном время препровождении, отсутствие бесплатных дискотек, творческих кружков, спортивных секций заставляют молодежь самостоятельно заполнять свой досуг и часто толкают ее на путь хулиганства, вандализма и экстремизма.

Свое влияние на развитие предпосылок экстремизма среди российской молодежи оказала массовая культура. Ее образцы, скопированные с не лучших западных стандартов, кровавые боевики и триллеры, а также телепередачи, культивирующие у молодежи жестокость, насилие, приводят к тому, что значительная часть молодежи, морально, духовно и умственно искалеченная массовой культурой, вырастает агрессивной, бездуховной и жестокой.

Важную роль в становлении социальной зрелости молодежи играют семья, школа, вуз. Все они выполняют воспитательную функцию, и именно в настоящий момент работа по воспитанию молодежи должна быть усилена. Но она не может быть плодотворна без постоянной поддержки государства, которое должно создавать необходимые социально-экономические и политические условия для формирования всесторонне развитой и ответственной личности и преграждать дорогу всем проявлениям экстремизма.

3.3. Молодежь как социальная группа

3.3. Молодежь как социальная группа

Молодежь – 1) социально-демографическая группа, выделяемая на основе совокупности возрастных характеристик (приблизительно от 14 до 30 лет), особенностей социального положения и определенных социально-психологических качеств; 2) наиболее активная, мобильная и динамичная часть населения, свободная от стереотипов и предрассудков предыдущих лет и обладающая следующими социально-психологическими качествами: неустойчивость психики; внутренняя противоречивость; низкий уровень толерантности; стремление выделиться, отличаться от остальных; существование специфической молодежной субкультуры.

Особенности социального положения молодежи: переходность положения; высокий уровень мобильности; освоение новых социальных ролей (работник, студент, гражданин, семьянин), связанных с изменением статуса; активный поиск своего места в жизни; благоприятные перспективы в профессиональном и карьерном плане.

* С точки зрения ведущих видов деятельности, период молодости совпадает с завершением образования (учебной деятельности) и вступлением в трудовую жизнь (трудовая деятельность).

* С точки зрения психологии, молодость – это период обретения своего Я, утверждения человека как индивидуальной, неповторимой личности; процесс поиска своего особого пути достижения успеха и счастья. Осознание ошибок формирует его собственный опыт.

* С позиции права, молодость – время наступления гражданского совершеннолетия (в России – 18 лет). Совершеннолетний человек получает полную правоспособность, т. е. возможность пользоваться всеми правами гражданина (избирательными правами, правом вступления в законный брак и т. д.) Одновременно молодой человек принимает на себя определенные обязанности (соблюдение законов, уплата налогов, забота о нетрудоспособных членах семьи, зашита Отечества и др.).

* С общефилософской точки зрения, молодость может рассматриваться как время возможностей, время устремленности в будущее. С этой позиции молодость – период неустойчивости, изменений, критичности, постоянного поиска новизны. Интересы молодых лежат в иной плоскости, чем интересы старших поколений: молодежь, как правило, не желает подчиняться традициям и обычаям – она хочет преобразовать мир, утвердить свои инновационные ценности.

Основные проблемы молодежи

– в социальной структуре положение молодежи характеризуется переходностью и нестабильностью;

экономические факторы более всего влияют на положение молодежи (молодежь недостаточно обеспечена материально, не имеет собственного жилья, вынуждена полагаться на финансовую помощь родителей, отсутствие опыта и знаний препятствует получению высокооплачиваемых должностей, заработная плата молодежи гораздо ниже средней заработной платы, мала и студенческая стипендия). В ситуации экономического спада резко увеличивается численность безработных в молодежной среде и молодым становится все сложнее достичь состояния экономической самостоятельности.

духовные факторы: усиливается процесс потери нравственных ориентиров, размывания традиционных норм и ценностей. Молодежь как переходная и нестабильная социальная группа наиболее уязвима перед негативными тенденциями современности. Так, постепенно нивелируются ценности труда, свободы, демократии, межнациональной терпимости, а на смену этим «устаревшим» ценностям приходят потребительское отношение к миру, нетерпимость к чужому, стадность. Характерный для молодежи протестный заряд в кризисные периоды искажается, приобретая жестокие и агрессивные формы. При этом происходит лавинообразная криминализация молодежи, растет численность молодых людей с социальными отклонениями, такими, как алкоголизм, наркомания, проституция.

проблема «отцов и детей» связана с конфликтом ценностей молодежи и старшего поколения. Поколение – это объективно складывающаяся социально-демографическая и культурно-историческая общность людей, объединенных возрастом и общими историческими условиями жизни.

Неформальные группы характеризуются следующими признаками: возникновение на базе стихийного общения в конкретных условиях социальной ситуации; самоорганизация и независимость от официальных структур; обязательные для участников и отличающиеся от принятых в обществе модели поведения, которые направлены на самоутверждение, придание социального статуса, обретение защищенности и престижной самооценки; относительная устойчивость, определенная иерархия среди участников групп; выражение иных ценностных ориентаций или мировоззрения, стереотипов поведения, нехарактерных для общества в целом; атрибутика, подчеркивающая принадлежность к данной общности.

Классификация молодежных групп и движений (в зависимости от особенностей самодеятельности молодежи)

1) Агрессивная самодеятельность: базируется на наиболее примитивных представлениях об иерархии ценностей, основанных на культе лиц.

2) Эпатажная самодеятельность: базируется на вызове нормам, канонам, правилам, мнениям как в обыденных, материальных формах жизни – одежде, прическе, так и в духовных – искусстве, науке (панк-стиль и т. д.).

3) Альтернативная самодеятельность: базируется на выработке альтернативных системно противоречащих общепринятым моделей поведения, которые становятся самоцелью (хиппи, кришнаиты и т. д.).

4) Социальная самодеятельность: направлена на решение конкретных социальных проблем (экологические движения, движения за возрождение и сохранение культурно-исторического наследия и т. д.).

5) Политическая самодеятельность: направлена на изменение политического строя и политической ситуации в соответствии с идеями конкретной группы.

Молодежная политика – это система государственных приоритетов и мер, направленных на создание условий и возможностей для успешной социализации и эффективной самореализации молодежи. Цель государственной молодежной политики – всестороннее развитие потенциала молодежи, что должно способствовать достижению долгосрочных целей – социальному, экономическому, культурному развитию страны, обеспечению ее международной конкурентоспособности и укреплению национальной безопасности.

Основные направления молодежной политики

– вовлечение молодежи в общественную жизнь, ее информирование о потенциальных возможностях развития;

– развитие созидательной активности молодежи, поддержка талантливой молодежи;

– интеграция молодых людей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, в полноценную жизнь.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Читайте также

Осторожно: молодежь

Осторожно: молодежь Из бюллетеня конгресса врачей-наркологов: «В России формируется молодежная наркотическая культура со своими центрами — дискотеками. Эта молодежная субкультура активно поддерживается средствами массовой информации, пропагандирующими рэйв как

молодежь

молодежь солдаты первых шести месяцев службы А теперь, молодежь, слушайте сюда, — он стряхнул пепел прямо на сияющий пол. — На чужих не работать. Выполнять приказы только своих. Если кто-то захочет вас припахать, пусть обращается ко мне. [19,

10. СЕМЬЯ КАК МАЛАЯ СОЦИАЛЬНАЯ ГРУППА

10. СЕМЬЯ КАК МАЛАЯ СОЦИАЛЬНАЯ ГРУППА Семья – малая социальная группа, социальная ячейка общества, основана на супружеских отношениях и родственных связях (между братьями и сестрами, мужем и женой, детьми и родителями).Семья возникла в конце первобытнообщинного строя

34. СОЦИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА ОБЩЕСТВА. СОЦИАЛЬНАЯ СТРАТИФИКАЦИЯ

34. СОЦИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА ОБЩЕСТВА. СОЦИАЛЬНАЯ СТРАТИФИКАЦИЯ Общепринятого определения понятия «социальная структура» нет. В самом общем виде социальная структура – одно из основных понятий социологии обозначает совокупность элементов социальной системы, связи и

35. ПОНЯТИЯ «СОЦИАЛЬНЫЙ КЛАСС», «СОЦИАЛЬНАЯ ГРУППА», «СОЦИАЛЬНЫЙ СЛОИ», «СОЦИАЛЬНЫЙ СТАТУС»

35. ПОНЯТИЯ «СОЦИАЛЬНЫЙ КЛАСС», «СОЦИАЛЬНАЯ ГРУППА», «СОЦИАЛЬНЫЙ СЛОИ», «СОЦИАЛЬНЫЙ СТАТУС» Социальный класс – это крупная единица в теории социальной стратификации. Это понятие появилось в XIX в. До этого основной социальной единицей было сословие. Существуют различные

37. СОЦИАЛЬНЫЕ ОБЩНОСТИ. ПОНЯТИЕ «СОЦИАЛЬНАЯ ГРУППА»

37. СОЦИАЛЬНЫЕ ОБЩНОСТИ. ПОНЯТИЕ «СОЦИАЛЬНАЯ ГРУППА» Социальные общности – это реально существующие, наблюдаемые совокупности индивидов, отличающиеся своим положением в обществе. Они выступают в качестве самостоятельного субъекта. Как правило, эти общности

Молодёжь

Молодёжь Молодёжь, социально-демографическая группа, выделяемая на основе совокупности возрастных характеристик, особенностей социального положения и обусловленных тем и другим социально-психологических свойств. Молодость как определённая фаза, этап жизненного

Золотая молодежь

Золотая молодежь С французского: Jeunesse doree. Буквально: Позолоченная молодежь.В свое время Жан Жак Руссо в своем романе «Новая Элоиза» (1761) писал о «позолоченных людях» (hommes dores), то есть о знатных, состоятельных господах, одетых в расшитые золотом камзолы. В эпоху Великой

Молодежь — барометр общества

Молодежь — барометр общества Слова знаменитого русского врача, основоположника военно-полевой хирургии и активного борца с сословными предрассудками в области образования Николая Ивановича Пирогова (1810-1881).Цитируется как напоминание о том, что о нравственном здоровье

ГРУППА СОЦИАЛЬНАЯ

ГРУППА СОЦИАЛЬНАЯ – см. СОЦИАЛЬНАЯ ГРУППА ГРУППОВОЙ

СОЦИАЛЬНАЯ ГРУППА

СОЦИАЛЬНАЯ ГРУППА – любая относительно устойчивая совокупность людей, находящихся во взаимодействии и объединенных общими интересами и целями. В каждой С.Г. воплощаются некоторые специфические взаимосвязи индивидов между собой и обществом в целом в рамках

8.12. Молодежь — какая она и чем интересуется?

8.12. Молодежь — какая она и чем интересуется? В привокзальном районе крупного города на улице к вам может подойти юное создание с взъерошенными фиолетовыми волосами и затуманенным взором и попросить у вас немного денег — на наркотики. Кое-кто из подростков не может найти

Молодёжь как социальная группа

Содержание:

Молодёжь – совокупность индивидов, объединённых по возрастной категории (14-30 лет), семейному положению и социальными характеристиками. Молодёжь представлена активной частью населения, независимых от стереотипов предыдущих годов и обладающая характерными чертами: неустойчивое поведение, противоречивость поступков, наличие субкультур и отсутствие толерантного отношения.

Особенности молодёжи как социальной группы: высокая степень мобильности; ознакомление и принятие социальных ролей (дочь, сын, школьник, студент); поиск смысла жизни и места в обществе; перспективы в трудовой деятельности.

  • Времена молодости соотносятся с окончанием образования и вступлением в трудовую деятельность общества.
  • Во времена молодости индивид активно ищет своё «Я» и место в жизни. Утверждается как индивидуальный человек с неповторимыми чертами. Ошибки формируют опыт.
  • Согласно праву, молодым считается индивид, достигший 18-ти летнего возраста. После обретения совершеннолетия человеку доступны все права гражданина (вступление в брак избирательные права), которыми можно пользоваться в обществе. Наряду с этим, на индивида накладываются обязанности и ограничения (следование закону, оплата налогов и услуг).
  • Согласно философии, период молодости рассматривается, как период возможностей. Молодость отличается нестабильностью, изменению, поиску новых идей. Интересы молодёжи рознятся с интересами старших поколений, в силу неподчинения общепринятым традициям.

Основные проблемы молодёжи

  1. С позиции социальной структуры период молодости связан с нестабильностью и переходным состоянием.
  2. Со стороны экономической позиции, молодость необеспеченная денежными средствами (невозможность иметь своё жильё), поэтому материально зависят от родителей. Зарплата молодёжи намного ниже старшего поколения, в силу отсутствия трудового опыта или знаний. В период безработица молодёжь сильнее подвержена данному явлению, молодёжи всё тяжелее добиться экономической независимости.
  3. Духовные факторы – молодёжь размыто представляет ценности и традиции, не перенимая их себе. В силу нестабильности психики данная категория уязвима перед негативными течениями в мире. В ходе этого процесса теряют свою важность ценности свободы, труда, толерантности, на смену им приходят потребительство, нетерпимость. Протестные формы молодёжи приводят к агрессивности.
  4. Конфликтность молодёжи и старшего поколения. Поколение – совокупность людей, сформировавшаяся в конкретный культурно-исторический период, имеющая сходный возраст и условия жизнедеятельности.

Неформальные группы представлены следующими чертами:

  • стихийное возникновение в конкретных социальных условиях;
  • неподчинение официальным структурам;
  • вид поведения, характерен неформальной группе, направленный в целях самоутверждения.
  • иерархия в группе.

Классификация молодёжных групп:

Агрессивное поведение– примитивные и категоричные представления и ценностной системе обществ.
Эпотажность– отрицание ценностей, норм, канонов, правил в повседневной жизни и во внешнем образе.
Альтернативность– формирование альтернативных типов поведения (хиппи и т.д.)
Самодеятельность– социальная позиция, призывающая к решению проблем.

Молодёжная политика – программа государства, направленная на формирование условий для реализации молодёжи. Целью политики является развитие молодёжной группы, способствующей усилению позиций государства.

Направления молодёжной политики:

  • развитие молодёжной группы для формирования талантов и способностей;
  • интеграция молодёжи в общественную жизни.

Плюсы и минусы современной молодежи

Молодежь – это будущие политики, ученые, известные личности, писатели, которые существенно повлияют на течение всех сфер будущего общества. Важно передать правильное воспитание, нормы, ценности, навыки, необходимые знания учащейся части этой социальной группы.

В период молодости человек определяется с будущей профессией, вырабатывает свое мировоззрение, определяется со своим местом в жизни, формирует на основе недолгого пока опыта жизненные ценности.

В это же время встречает спутника жизни и заводит семью. Ему приходится становиться более ответственным в экономическом и социальном плане.

Молодежь как социальная группа

Школьный учебник обществознания дает следующее понятие термина «молодежь» — это группа общества, которая имеет возрастные границы от 15 до 24 лет.

Отличительные особенности молодежи – присущие только им психологические и социологические качества.

Главные признаки молодежи как социальной группы:

динамичность, имеет самую высокую мобильность в отличие от других социальных групп;

быстрая смена социального статуса и ролей (сначала студент, затем работник, муж или жена, отец или мать);

душевная противоречивость и неустойчивое психическое состояние;

стараются быть «не как все», объединяются в субкультурные группы по интересам.

Достаточно типичным поведением для молодежной группы общества является то, что они подразделяют себя в определенные категории неформальных групп и движений. Каждая группа отличается от другой интересами, атрибутикой, ценностями.

Все виды субкультуры похожи тем, что создаются неожиданно — начинается от простого общения и обсуждения увлечений и взглядов на окружающие события. Они не подчиняются никаким организациям и правоохранительным структурам. Помогают молодежи самоутвердиться и защититься от принятого в обществе «правильного» мнения.

Основные проблемы молодежи в России

Российская молодежь согласно данным института молодежи РФ находится в выжидательном положении, хоть и демонстрирует себя как стремящаяся к миру и толерантности в стране.

В последние годы увеличивается тенденция к проявлению активной позиции, которая в ближайшем времени должна выявится еще сильнее.

В России за последние 10 – 15 лет достаточно увеличились проблемы среди молодого поколения. Рассмотрим, какие именно трудности выявлены в данной категории людей.

Социальные проблемы

Заметные ухудшения особенно коснулись социальной сферы:

Доля численности молодежи по отношению к другим возрастным группам страны сокращается, сокращение стало заметно в 1979 г. и достигло отметки в 15%.

Проблемы со здоровьем. Повысились случаи хронических заболеваний. Только 14% молодежи полностью здоровы.

Ухудшение образовательной системы России ведет к снижению умственных и интеллектуальных способностей молодых людей.

Проблемы с психическим состоянием молодых граждан. Государство не уделяет большое внимание психологии молодежи.

Молодежь отрывается от общества, повышается процент маргиналов.

Ухудшение экономической и социальной жизни страны приводит к повышению уровня преступлений среди молодых. Почти 60% всех преступлений страны совершены гражданами до 25 лет.

Экономические проблемы

Тяжело обстоит дело с экономической ситуацией молодежи в России:

Увеличение безработицы среди молодого поколения. Неспособность материально обеспечивать свои нужды и потребности.

Жилищный вопрос. У молодого поколения практически нет возможности приобрести жилье.

Духовные проблемы

Социальные и экономические проблемы влияют на духовную составляющую молодого поколения страны. Родители меньше времени уделяют воспитанию детей и заложению в них фундамента нравственности и моральных качеств.

Между молодым и старым поколением большая «пропасть», непонимание и конфликты.

Современные духовные и нравственные проблемы российской молодежи:

большая разница и конфликтные ситуации между молодым и старым поколением;

поспешное освобождение из-под родительской опеки;

возвышение культа «удовольствия», отрицание общественных норм и ценностей;

саморазрушение, уничтожение личности;

сексуальная и нравственная распущенность.

Молодежная политика – ее система и основные направления

Государство пытается решить проблемы молодого поколения, ведь юноши и девушки есть будущее нашей страны. Очевидно, что для разрешения трудностей нельзя использовать устаревшие методы, которые перестали быть актуальными в современном обществе.

Страна на государственной основе взялась за развитие молодежной политики, в классификацию направлений которой входит:

создание общественных молодежных организаций;

международное молодежное сотрудничество;

молодежная волонтерская деятельность;

прививание молодому поколению активного образа жизни;

популяризация безопасной культуры;

поддержание в управленческой деятельности;

психологическая работа с теми, кто находится в опасном социальном положении;

помощь в определении своей профессиональной ориентации;

прививание традиций для формирования ценностей.

Власти уверены, что молодежная политика, предпринятая государством, должна со временем помочь ребятам и девушкам самореализоваться и успешно войти в социальную жизнь общества.

Роль молодежи в современном обществе

Молодежь в нынешнем мире играет одну из главных ролей нежели остальные социальные группы. На ней лежит будущее состояние всех сфер государства и общества.

Поэтому воспитание и образование, закладка правильных ценностей очень важны. Синонимом слова «молодежь» в широком плане является определение будущего всего человечества.

Главные роли молодежи в современном мире:

Главный носитель умственных и физических способностей, которые более широко раскроются в будущем. Молодежь от других групп отличает огромный потенциал к трудовой деятельности, стремления к открытиям в технической и научной деятельности, хорошие способности в творчестве и культуре.

Самая перспективная группа в профессиональной деятельности и социальной сфере. Быстрее всех «схватывает» новую информацию, адаптируется к изменениям в обществе и мире.

Социологи считают, что только вступая в жизнь молодые люди становятся объектами, на которые воздействуют общество, семья, образовательные институты, социальные условия. После взросления молодой человек уже сам начинает влиять на это общество и становится его субъектом.

Еще тесты

Читайте также

Основные виды деятельности человека – классификация с определениямиСоциальные нормы – понятие, виды и характеристка, функции, примерыГражданское общество – понятие и сущность, функции, структура, признакиХозяйственная деятельность человека – понятие, обшая характеристика основных видов

Кто она современная молодежь? Можно ли говорить, что они хуже или лучше старшего поколения? Споры на эту тему были всегда. Старшие считают молодых несамостоятельными, не имеющих семейных ценностей. Так ли это на самом деле? Много можно говорить о современной молодежи. Кто-то, их ругает, а некоторые наоборот гордятся тем, что они другие, не похожие на предыдущее поколение. Сложившийся стереотип, что у них нет ценностей, уходит в прошлое.

В ходе опросов, в которых участвовали люди в возрасте от 16 до 25 лет, выяснилось, что у нынешней молодежи много ценностей. На первом месте были семья, любовь, дружба, честность и доброта. И только после шли успех, карьера, работа, спорт, секс. Среди современных девчонок и мальчишек много креативных, мыслящих нестандартно. Достаточно среди них честных и добросовестных. Есть свои плюсы и минусы у молодого поколения и у людей старше. Какие плюсы и минусы современных молодых людей?

Плюсы современной молодежи

  • Пропаганду здорового питания чаще всего ведут молодые современные люди. Стало модным питаться исключительно полезными продуктами. И это не диеты, а пропагандируется именно культура питания. Молодежь начитает заботиться о себе не тогда, когда что-то заболит, а заранее. И кстати, новое поколение очень негативно относится к алкоголю, возможно, не все, но большинство.
  • Как это не покажется странным, но именно молодые женщины выступают против абортов. Создано даже такая общероссийская программа «Новое поколение против абортов». Современные девушки планируют беременность. Хотят рожать здоровых и желанных детей. Они активно пропагандируют всевозможные методы контрацепции.
  • Современные парни и девушки хотят достичь успехов в карьере. Они достаточно активно и успешно работают в этом направлении. Большинство студентов, начиная с первого курса обучения подрабатывают. Им нравится независимость и это похвально.
  • Все больше и больше молодежи повышают свой интеллектуальный уровень. По пути на учебу или работу очень часто можно видеть людей, которые читают или слушают аудиокниги. Причем слушают достаточно серьезную литературу. Открывается большое количество кафе и клубов, где собирается молодежь, чтоб обсудить новые премьеры фильмов и театральных постановок. В кафе часто можно увидеть на полках книги, которые читают подростки, и школьники пока пьют кофе.
  • Еще один плюс в пользу молодежи это любопытство. И направлено оно в нужное русло. Начиная со школьного возраста, все они отлично умеют пользоваться техникой. Не боятся изучать новые технологии и использовать их в повседневной жизни.
  • Желание жить полной жизнью вот еще один большой плюс. Они хотят путешествовать и познавать мир. Не унывают из-за проблем, а пытаются их решить. Стараются как можно насыщенней сделать свою жизнь. Как в эмоциональном, так и в материальном плане.
  • Спорт — это жизнь современных девушек и парней. Они не просто увлекаются спортом. Спорт для них является нормой жизни.

Минусы современной молодежи

  • Доступность приводит к тому, что современные молодые люди не ценят, а чаще всего злоупотребляют этим. Всевозможные не нужные покупки люди старшего поколения не совершают. Это касается не только вещей, но и всевозможных гаджетов и даже продуктов. Новое поколение совершенно просто могут купить, что-то из продуктов, а потом выкинуть. Доступность приводит еще и к тому, что некоторые просто из любопытства решают попробовать наркотики.
  • Избалованность и культ потребления. Во многих сегодняшних семьях один или два ребенка. Дети привыкли к повышенному вниманию со стороны родителей, они его требуют. И что самое неприятное, отсутствие времени родители заменяют деньгами. Многие обеспеченные семьи сталкиваются с проблемой эгоизма, непонимания и избалованности со стороны нового современного поколения. Избалованные деньгами дети чувствуют, что им все можно и родители без труда решат все вопросы за них.
  • Отсутствие терпимости друг к другу — минус современных молодых. Это касается чаще всего семейных отношений. Отсутствие терпения по отношению друг к другу мешают построить гармоничные и долгие отношения. Еще это касается дружбы и отношений с коллегами. Современные плохо реагирует на критику в свой адрес. Молодые семьи тяжело переносят трудности. Это касается и рождение детей, и финансовые трудности.
  • Нежелание долго и упорно работать. Молодежи хочется всего и сразу. Работать годами на одном и том же месте, чтоб заработать авторитет за небольшую зарплату они не хотят. Девушки хотят создавать семьи не с молодыми ровесниками, а с богатыми и успешными мужчинами. Хотя конечно речь идет далеко не обо всех.
  • Моральные и духовные ценности у современного поколения присутствуют. Они отличаются от ценностей, которые имеют люди старшего возраста. Придя, например, в церковь очень редко можно увидеть там молодых людей. Они приветствуют более свободные отношения. Очень маленький процент современных семей проходят таинство венчания. Редко читают библию и придерживаются заповедей божьих.
  • Еще одним минусом можно назвать то, что молодежь не может радоваться тому, что имеет. Простым вещам, например. Не хотят и не могут довольствоваться малым, радоваться наступившему дню и говорить спасибо родителям за то, что они просто есть, независимо от финансового положения.
  • Легкие отношения. Немалый процент молодежи не хочет находить одного спутника на всю жизнь, а предпочитает постоянно менять партнеров. Это относится и к девушкам. Это ведет к распущенности и распространению инфекций.

Конечно, современный мир меняется, а с ним меняется и нынешнее, новое поколение. Есть в них много плюсов и минусов. Старшим всегда будет казаться, что они были другие. И это действительно так, но подстроиться под новые порядки непросто и молодежь старается.

Лучше или хуже современная молодежь сказать очень сложно. В них много хорошего, есть чему поучиться. Старшее поколение имеет больше опыта и мудрости. Поэтому по отношению к молодым должны стараться проявлять то самое терпение и терпимость, которого не хватает современным людям. Предназначение старших, прививать духовные и семейные традиции и как можно больше любви давать своим детям.

Молодежь как особая социально-демографическая группа в социальной структуре общества Текст научной статьи по специальности « Социологические науки»

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Паршина В.В.

Статья посвящена особенностям положения молодежи как специфической группы общества. Автором анализируются основные подходы к содержанию и трактовке понятия « молодежь » в историческом развитии, приводятся основные направления исследования молодежной проблематики , выделяются подходы к характеристике молодого поколения. Кроме того, уточняются типичные признаки данной группы общества, а также ключевые характеристики основных групп молодежи .

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Паршина В.В.

Текст научной работы на тему «Молодежь как особая социально-демографическая группа в социальной структуре общества»

Преподаватель, кафедра социальной работы и социального права Российский государственный социальный университет (филиал в г.Люберцы)

МОЛОДЕЖЬ КАК ОСОБАЯ СОЦИАЛЬНО-ДЕМОГРАФИЧЕСКАЯ ГРУППА В СОЦИАЛЬНОЙ СТРУКТУРЕ ОБЩЕСТВА

Статья посвящена особенностям положения молодежи как специфической группы общества. Автором анализируются основные подходы к содержанию и трактовке понятия «молодежь» в историческом развитии, приводятся основные направления исследования молодежной проблематики, выделяются подходы к характеристике молодого поколения.

Кроме того, уточняются типичные признаки данной группы общества, а также ключевые характеристики основных групп молодежи.

Ключевые слова: молодежь, направления исследования молодежной проблематики, подходы к проблемам молодежи, уровни описания молодежи, признаки молодежи, группы молодежи.

Keywords: youth research, youth perspective directions, approaches to the problems of youth, youth description levels, signs of youth, youth groups.

Все возрастающая актуальность исследования молодежной проблематики объясняется тем, что по своей природе молодежь содержит определенный код преемственности поколений, обеспечивающий самовоспроизводство общества. Особенностью рассмотрения проблемы, на самых разных этапах развития социальной мысли было стремление найти универсальные характеристики и определения молодежи, ее индивидуальных и социальных детерминант функционирования и развития.

Вместе с тем, теоретические и прикладные исследования проблем молодежи составляют одно из наиболее активно разрабатываемых направлений в современной науке. В 20 веке сложилось несколько научных школ, исследовавших, в той или иной степени, молодежную проблематику и пытавшихся объяснить противоречивые особенности сознания и поведения подрастающего поколения.

Наиболее представительными среди них являются: психоаналитическая школа (З.Фрейд. Э.Эриксон) – изучение проблем молодежи основывается на возрастных особенностях и свойственных им психических параметрах личности; структурнофункционалистская школа (Э.Дюркгейм, Р.Мертон) – анализируется состояние и поведение молодежи системно, в тесной взаимосвязи с окружающей действительностью; культурологическая школа (П.Бергер, Т.Лукман) – различные проявления сознания и поведения молодежи рассматриваются под углом зрения феноменологии человеческой культуры.

Первые попытки определения молодежи, как общественной группы, изучения ее проблем и ценностных ориентаций были предприняты в нашей стране еще во второй половине 20-х годов 20 столетия. К исследованию проблем молодого поколения обратились психологи и педагоги А.Залкинд, В.Мясищев, М.Рубинштейн.

В 60-х годах более активно начинают проводиться массовые исследования социальных проблем молодежи (А.Г.Здравомыслов, Н.И.Лапин, В.Г.Николаев,

С.Н.Иконникова). В центре внимания ученых – изучение роли и места молодежи в современном мире, анализ интересов и потребностей, ценностных ориентаций и социальных ожиданий различных категорий молодого поколения в сферах труда, учебы и досуга.

© Паршина В.В., 2015 г.

В нашей стране исследование молодежной проблематики охватывают четыре основных направления:

– антропологическое (психологическое или социально-психологическое) – в его основе лежит концепция личности, сознание и поведение которой детерминировано возрастными психофизиологическими изменениями и опосредовано психоаналитическими комплексами, а также различными защитными психологическими механизмами (А.Петровский, Д.Эльконин, Л.Божович);

– структурно-функциональное – сформировалось в 70-е года 20 века на основе общественной потребности в структурном (системном) анализе молодежи и его сложных и противоречивых взаимосвязях с окружающей действительностью (В.Чупров, Ю.Зубок, Е. Слуцкий);

– культурологическое – рассматривает сложный мир молодых людей через субъективные проявления (идеи, интересы, мотивы действий), которые отражаются в определенных типах культуры (С.Григорьев, С.Иконникова, В. Лисовский);

– интегративное (ювенологическое) – исследует проявления сознания молодежи и ее поведение в сложных взаимосвязях с окружающим миром (Е.Воронова, В.Келасьев, Г.Курганова).

Одновременно с изложенным, нужно заметить, что понятие «молодежь» как научная категория прошла путь от выделения отдельных аспектов в социально-педагогических концепциях ее воспитания, до создания самостоятельных теорий молодежного возраста. Многие сущностные черты юношества были выделены в рамках исторически сменяющих друг друга социально-философских концепций. Понятие «молодежь», как определение социально-демографической группы, берет свое начало с конца 18 – начала 19 века.

До этого молодых людей, в качестве особой социальной группы не признавали. Вплоть до конца 19 века проблемы молодежи рассматривали опосредованно, через проблемы развития личности, воспитания гражданина исторически конкретного общества, что нашло научную форму выражения в философии, педагогике, психологии Эпохи Возрождения, Нового Времени, Западной философии 17-18вв.

Актуализация теоретических исследований молодежи, создания самостоятельных концепций возраста пришлась на начало 20 века и получила развитие в социологических теориях молодежи. Молодежь как особая социальная группа была признана по вполне объективным основам, под которыми принято понимать те основные аспекты и отношения, которые определяют функционирование, направление изменения и развития всех других сторон данного социального образования.

В значительном числе работ, появившихся в 20-е годы прошлого века, наибольшее внимание уделялось проблемам труда и воспитания молодежи. Интерес к трудовой активности молодежи объяснялся потребностью преодолеть техническую отсталость производства, низкую культуру труда, дезорганизацию производства.

Следующий всплеск интереса к молодежи приходится в послереволюционный период на середину 30-х гг. Связан он был с тем, что во взрослую жизнь вступало первое поколение, выросшее в советских условиях, и его социальный облик был аргументом в доказательстве достижений нового строя.

Концепции молодежи в социокультурном аспекте начали разрабатывать в 50-е гг. 20 века такие исследователи, как Г.Шельский, К.Мангейм, А.Тенбрук. Для социологических теорий того времени характерно рассмотрение поколенческих общностей в их историкосоциальном пространстве.

Выделение «социологии молодежи» в отдельную отрасль в мировой социологии относится ко времени «молодежной революции» 60-х гг., когда социальная потребность в понимании сути молодежного протеста привела к росту обостренного внимания к молодежным проблемам. В центре интереса исследователей находился конфликт поколений и роль молодежи в социальных изменениях. В конце 70-х-начале 80-х гг. западная

социология молодежи переориентировалась с проблем молодежного протеста на социальнопрофессиональную проблематику.

80-90-е годы прошлого века характеризуются началом исследования молодежной субкультуры. Так, И.Кон, опираясь на теоретические обоснования юности, как особой фазы жизни, настаивал на закономерности появления собственной молодежной субкультуры, отличной от общепринятой во взрослом обществе.

На рубеже 90-х годов 20 века молодежь стали рассматривать в контексте социальных перемен, с присущими ей особенностями ценностных ориентаций, самоидентификации и социализации. На сегодняшний день в среде социологов утвердился взгляд на молодежь как на референтную социально-демографическую группу, которая может быть охарактеризована в широком и узком социологическом смысле.

Так, в широком смысле молодежь – это обширная совокупность групповых общностей, образующихся на основе возрастных признаков и связанных с ними основных видов деятельности, более или менее сходных черт образа жизни и массового сознания [3, 45].

В более узком социологическом смысле, молодежь – это социально-демографическая группа, выделяемая на основе обусловленных возрастом особенностей социального положения молодых людей, их места и функций в социальной структуре общества, специфических интересов и ценностей.

По поводу возрастных границ молодежи нет единого мнения. Однако, наиболее часто нижняя возрастная граница молодежи определяется между 14-16, а верхняя – между 25-29 годами [2, 325].

При этом, нижняя возрастная граница определяется тем, что с 14 лет наступает физическая зрелость и человек может заниматься трудовой деятельностью, а верхняя граница определяется достижением экономической самостоятельности, профессиональной и личной стабильности.

Молодежь как часть общества изучается различными гуманитарными науками: социология, психология, физиология, демография и др., в связи с чем, ряд ученых выделяют различные подходы к предмету изучения данных наук относительно молодежи.

В частности, Ю.Р.Вишневский, А.И.Ковалева выделяют в качестве наиболее типичных подходов следующие: психологический, социально-психологический,

конфликтологический, ролевой, субкультурный, социализационный, аксиологический, субъективный, процессуальный. В основе каждого из данных подходов лежит свое понимание сущности молодости как главной характеристики изучаемой категории, и, соответственно, молодежи как особой группы общества [1, 35-41].

Кроме того, в соответствии с вышеуказанными подходами ученые предпринимают попытки вычленения и унификации «признаков» молодежи как социального феномена. Так, на основе анализа работ российских авторов можно выделить следующие признаки молодежи: возрастные, социально-исторические, социологические, духовно-

культурологические, социально-психологические, культурологические.

Являясь частью всего населения страны, молодежь с определенной долей условности может быть распределена на три неравномерные по численности группы:

1. Социально-перспективная. Для преодоления кажущегося противоречия между объективным свойством молодого поколения быть перспективным и ускоренными темпами потери этого свойства, по мере взросления, укажем, что социальная перспектива молодого человека определяется не только его возрастом.

Существенное значение имеют его жизненные устремления и ценностные ориентации, степень их совпадения с социальными потребностями общества, уровень волевых усилий молодого человека для позитивного социального становления, для реализации этих планов и целей, уровень «педагогизации» среды и другие факторы. Поэтому выделение данной группы молодежи основано на включение в нее тех представителей

молодых людей, которые в максимальной степени реализуют свои ожидания в системе социальных отношений.

2. Социально-стабильная. К ней целесообразно отнести ту часть молодежи, которая в основном решает свои задачи, согласуя и изменяя свои первоначальные цели и устремления, запросы и жизненные ценности, в соответствии с реальными условиями социальной среды.

3. Социально-проблемная. Данная группа включает молодых людей, имеющих серьезные социальные проблемы, обусловливающие несовпадение системы их ценностей с позитивными социальными установками государства и общества. Сюда можно отнести:

– молодежь с асоциальным и антисоциальным поведением;

– молодых людей, подверженных влиянию наркомании и алкоголизма;

– молодежь, склонную к совершению преступлений;

– молодых людей, имеющих серьезные физические заболевания, исключающие конкретного человека из значительного числа социальных связей в обществе.

Резюмируя вышеизложенное можно сделать вывод, что отличительное социальное качество каждого нового поколения молодежи определяются особенностями личностной, предметной и процессуальной сторон ее конкретно-исторического бытия, обуславливающих способность унаследовать, воспроизводить и совершенствовать социальную структуру общества.

Вместе с тем, в своем стремлении стать полноправными субъектами социальных отношений молодые люди часто сталкиваются с препятствиями со стороны общества, его отдельных групп и социальных институтов, что, несомненно, приводит к конфликтам. Преодоление этих конфликтных ситуаций может идти по пути интеграции молодежи в общественные структуры, либо дифференциации, расслоения и даже социального исключения ее отдельных групп.

1. Вишневский Ю.Р., Ковалева А.И., Луков В.А. Практикум по социологии молодежи. – М.: Социум, 2000. – 289с.

2. Социология молодежи. Энциклопедический словарь /Отв. ред. Ю.А.Зубок и В.И.Чупров. -М.:Аоайеш1а, 2008.- 608с.

3. Чупров В.И. Социология молодежи: учебник / В.И.Чупров, Ю.А.Зубок. – М.: Норма: ИНФРА-М, 2011. – 336с.

4. Юзефавичус Т.А. Проблемы социальной работы с молодежью. – М.: Издательский центр «Академия», 2010. – 208с.

Ссылка на основную публикацию