Кто такие люмпены, откуда они берутся и как влияют на общество?

Люмпены — кто это такие

Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Современное общество — одна из сложнейших систем, ярким признаком которого выступает иерархичность.

Оно похоже на большой многоэтажный дом, где каждый этаж характеризуется своим уровнем дохода, власти, престижа.

Нам хорошо известно, кто находится на самом верху — олигархи, политики, звезды шоу-бизнеса и спорта, крупные бизнесмены.

Но кто обитает в подвале дома-общества, как им живется и есть ли у них шанс покинуть эти чертоги? Давайте вместе разберемся.

Люмпены — это.

Люмпен (с нем. Lumpen – лохмотья) — это собирательное понятие, обозначающее массы людей, которые в силу определенных причин оказались исключены из гражданского общества.

Это слово введено в оборот теоретиком коммунизма Карлом Марксом для общего названия бездомных, нищих, бродяг, криминальных личностей и иных асоциальных элементов. Также в эту категорию принято включать людей, лишенных собственности и профессии, перебивающихся случайными заработками и рассчитывающих на различные формы господдержки.

Категория люмпенов формируется из разных слоев в результате процессов люмпенизации. Они находятся внизу социальной лестницы и выступают составной частью андеркласса. Последний иначе называется социологами «социальным дном» и отличается высокой степенью социального неблагополучия.

Процесс люмпенизации

В обществе под влиянием неблагоприятных факторов (война, революция, насильственная смена власти, неудачные реформы и другие) может начаться процесс люмпенизации.

Это социально-регрессивное явление, которое отличается выпадением больших масс людей из принятого ритма социальной жизни и сопровождается формированием обширного «социального дна».

Его основу составляют нищие и обездоленные с ярко выраженной негативной оценкой происходящего. Параллельно массово распространяется психология люмпенов в рамках прогрессирующего социального кризиса.

В России проблема люмпенизации обострилась в 90-е годы XX века, когда в результате рыночных реформ четверть населения оказалась за чертой бедности. Типичными явлениями общественной жизни стали социальная незащищенность граждан, безработица (что это?) и рост преступности.

Люмпены в политике

В политическом плане люмпенизация делает общество крайне нестабильным, готовым на любые радикальные потрясения. Подобная ситуация случилась в России в 1917 году, когда миллионы людей вследствие социально-экономического кризиса, вызванного Первой мировой, оказались нищими и обездоленными.

Вскоре большинство из них поддержали крайних радикалов большевиков, которые организовали и провели Октябрьскую революцию, повернувшую вспять историю страны.

В политологии используется понятие люмпен-пролетариат. В эту категорию включаются деклассированные представители рабочего класса, которые утратили идейную связь со своей общностью.

Они не привязаны к месту и профессии, лишены глубоких социальных корней и готовы на любые потрясения, так как терять им особо нечего.

Эти слои отличаются особой радикализацией взглядов и могут быть использованы экстремистскими силами для подрывной и террористической деятельности.

Еще одна отличительная черта люмпен-пролетариев — неспособность к организованной политической борьбе, а также отрицание социальных и политических устоев, в том числе идеи государства. Неслучайно они часто рекрутируются анархистами (это кто?) для достижения своих целей с помощью стихийного разрушительного бунта.

В XXI веке люмпены стали опорой реакционных сил, стремящихся к власти путем переворотов. Организаторы «цветных революций» с успехом делают на них ставку для смещения неугодных режимов.

Признаки люмпенов

Люмпены как социальная категория характеризуются следующими признаками:

  1. отсутствие постоянной работы;
  2. крайне низкий уровень доходов;
  3. отсутствие профессиональной принадлежности;
  4. не поддерживают нравственные устои, готовы безрассудно подчиняться сильному;
  5. определенная степень социальной деградации;
  6. склонность к крайним девиациям (преступность, алкоголизм, терроризм, экстремизм).

Со временем у люмпенов формируется собственный образ жизни и стиль поведения. Для них свойственно отрицание моральных устоев, присущих большей части общества.

По мнению ряда исследователей, люмпенизированные слои отличаются повышенными социальными притязаниями и одновременным нежеланием прикладывать усилия для достижения желаемых целей.

Люмпены и маргиналы

Нередко при ответе на вопрос кто такие люмпены их не совсем правильно отождествляют с маргиналами.

На самом деле, маргиналы — это люди, которые занимают пограничное положение в социальной иерархии между социальными группами и культурами.

Зачастую они испытывают влияние противоречащих друг другу ценностей, что вызывает социальную дезориентацию. В отличие от люмпенизации, вызываемой неблагоприятными факторами в развитии общества, групповая маргинальность возникает как следствие трансформации социальной структуры и образования новых социальных групп.

У маргинала есть шанс преодолеть пограничное положение, адаптируясь к требованиям новой группы. Например, мигрант, переехавший в другую страну на ПМЖ, со временем усвоит ценности нового для себя общества и примет его «правила игры». Аналогичные процесс происходит с жителем деревни, отправившимся жить в город.

Люмпену свое положение изменить значительно сложнее, так как «социальное дно» формирует мировоззренческие ценности, которые оказывают влияние на личность человека. Это своего рода каста с билетом в один конец, вернуться из нее к нормальной жизни крайне сложно.

Люмпены и маргиналы — неодинаковые понятия. Первый способен занимать стабильное положение в своем микросоциуме и даже иметь в нем большой авторитет. Второго можно фигурально охарактеризовать, как «чужой среди своих».

Заключение

Существование люмпенов — это неизбежный результат социального расслоения, которое закономерно возникает в рыночных реалиях.

Люди, проигравшие конкуренцию за место под солнцем, опускаются в нижнюю часть социальной иерархии. Здесь велика вероятность остаться без работы, заняться криминалом или уйти в хронический запой. Без поддержки окружающих вырваться из этого круга практически невозможно.

Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru

Эта статья относится к рубрикам:

Комментарии и отзывы (6)

Спасибо! Очень интересно и познавательно!

Использует марксистский термин, и при этом транслирует антисоветскую пропаганду.

Ну, хоть в конце суть написал, хоть и иносказательно.

Люмпенизация, обнищание, деградация масс населения — это результат капитализма.

По-русски говоря, люмпены — это бомжи. В обществе к ним сложилось негативное отношение и даже отвращение, хотя та же русская пословица говорит, что никто из нас не застрахован от тюрьмы и от сумы. Обстоятельства в жизни могут сложиться разные и не у всех людей крепкие нервы, психика, финансовые возможности.

Помнится, Христос говорил Своим ученикам, что нищие будут всегда. Не для того ли, чтобы сердца у людей не ожесточились и они научились быть милосердными к таким люмпенам? Ведь та же Библия говорит, что подающий милостыню бедному даёт взаймы Господу.

Во главе цветных революций точно не люмпены стоят, а вполне себе грамотные и обеспеченные люди, именно они и имеют внешнюю поддержку, ну а люмпены — это штыки, которые используются для силового сценария свержения власти.

А вот у нас же есть несистемная оппозиция, она, выходит, и состоит из люмпенов, правда, я бы не сказал, что у этих ребят низкие доходы.

Да это всё безответственные люди, которые ничего не хотят делать, ни к чему не стремятся, им рабочие места создают, но эти люмпены предпочитают стоять в очереди за миской бесплатного супа, но не работать.

Люмпен – это проблема общества или сознательный выбор? Российские реалии

Маргиналы и люмпены – это составная часть любого общества, даже самого развитого. Всегда есть те категории, которые не смогли вписаться в сложившуюся структуру. Именно они зачастую становятся катализатором изменений в социуме. Люмпен – это термин, введенный в научный оборот Карлом Марксом для обозначения низшего слоя пролетариата. Именно при грамотном управлении этими людьми, как считал он, революция будет успешной. Его ожидания оправдались, но он не учел только одного: в новом обществе появились свои люмпены и маргиналы.

Социальные и этнические группы

Глобализация постепенно уничтожает государства в привычном понимании этого слова, но пока национальность человека все еще играет значительную роль в его мировосприятии. Внутри каждого государства выделяются свои группы. И на их развитие влияют две противоборствующие тенденции – интеграция и дифференциация. Их основа лежит в психологии человека. С одной стороны, всем нам хочется демонстрировать свою индивидуальность, с другой – быть частью социума. Группы внутри государства выделяются на основе следующих признаков:

  • Пол и возраст. Такие группы называют демографическими.
  • Национальная принадлежность. Каждая этническая группа проживает на определенной территории, имеет свой диалект языка, экономический уклад, менталитет и культуру.
  • Профессия. Для защиты своих интересов трудящиеся объединяются в профсоюзы, образуя отдельные группы.
  • Религиозная принадлежность. Конфессии могут значительно влиять на основы поведения своих прихожан, поэтому каждая может также рассматриваться как отдельная социальная группа.

Люди вне общества

Даже в самом развитом социуме есть индивиды, которые оказываются на обочине жизни. Люмпен – это человек, который опустился на самое дно. Если таких людей много, то это означает, что в государстве отсутствует достаточное количество социальных лифтов. Единичные случаи – это свидетельство того, что некоторым просто нравится постепенно скатываться на самое дно.

Психология «униженных и оскорбленных»

Деклассированный люмпен может просто ничего не делать и получать подачки от общества. И его можно понять. Можно постоянно ругать существующую власть, а самому даже не пытаться что-то исправить. Маргиналы – это похожая на люмпенов группа людей. Но они больше интегрированы в общество и занимают промежуточное положение между сложившимися категориями.

Андеркласс как социальная группа

В научных кругах есть два подхода к рассмотрению маргинальных слоев населения: американский и европейский. Первый рассматривает андеркласс как группу асоциальных элементов, у которых нет легальных источников доходов. Его пополняют несовершеннолетние преступники, отчисленные из школы учащиеся, малолетние наркоманы и т. д. Согласно европейскому подходу, люмпен – это представитель самого бедного слоя населения. Считается, что из-за того, что у них нет достаточно ресурсов для поддержания нормальных стандартов питания и времяпрепровождения, они оказываются исключенными из общества. Известный социолог П. Таунсенд аргументирует это тем, что беднейшие слои со временем обязательно пополняют нелегальные группировки.

Характеризуя российское общество, Н. М. Римашевская не использует термин «андеркласс», но выделяет отдельный слой маргиналов. В ее характеристике они отличаются низкой способностью к адаптации и асоциальными установками. В таких реалиях люмпен – это также и представитель криминалитета. Зачастую у данной группы населения есть своя собственная культура, которая передается из поколения в поколение. Поэтому сломать систему не так уж и просто.

Люмпен-пролетариат, люмпены и маргиналы. Кто такой люмпен? Значение слова

Люмпен – это человек со дна общества, не имеющий собственности и постоянной работы. Например, к люмпенам относятся бомжи и нищие, наркоманы и алкоголики, уголовники и заключенные.

Нередко люмпенами становятся не по своей воле – инвалиды, люди с психическими заболеваниями, те, кто долгое время не может найти работу.

Синоним к слову люмпен – деклассированный элемент , то есть человек, стоящий вне основных общественных групп, утративший связь с социальной средой, общественно полезным трудом.

Другие синонимы к словам люмпен и люмпены: плебей, бич, босяк, нищеброд, чернь, низы .

Слово люмпен введено в научный оборот Карлом Марксом и происходит от немецкого Lumpen – лохмотья, отрепье . Ударение ставится на первый слог: л ю́ мпен.

Люмпенизация общества – это увеличение доли люмпенов среди населения, распространение «психологии люмпенов» (отсутствие нравственных ориентиров, умение признавать лишь силу и повиноваться сильному).

Люмпенизация усиливается в условиях социального неравенства и кризиса. Пример: пауперизация в эпоху Промышленной революции в Англии, когда крестьяне лишались источника заработка и превращались в нищих.

Люмпены и маргиналы – в чем разница?

Не стоит путать люмпена с маргиналом – это не синонимы.

Маргинал – человек, стоящий на границе различных социальных групп. Говоря простыми словами, маргинал – это «чужой среди своих», который не может примкнуть ни к одной группе.

Люмпен – человек со дна общества. А маргиналы далеко не всегда находятся в самом низу общественной иерархии. Маргиналы могут хорошо зарабатывать, владеть собственностью, пользоваться уважением – просто у них нет четкой социальной идентичности.

Что такое люмпен-пролетариат и кто такой люмпен-пролетарий?

Изначально термин « люмпен-пролетариат » ввел Карл Маркс для обозначения низших слоев пролетариата, рабочего класса. Согласно марксистской концепции, положение рабочих со временем неуклонно ухудшается – пролетарии нищают и ведут полуголодное существование.

Люмпен-пролетарий – это деклассированный трудящийся.

Люмпен-пролетариат, этот пассивный продукт гниения самых низших слоев старого общества, местами вовлекается пролетарской революцией в движение, но в силу всего своего жизненного положения он гораздо более склонен продавать себя для реакционных козней.

Карл Маркс. Манифест Коммунистической партии (1848)

По аналогии с люмпен-пролетариатом иногда с сарказмом используют выражения «люмпен-богема», «люмпен-студенчество», «люмпен-интеллигенция» etc. Например, у Виктора Пелевина в романе «Generation “П”»: « Это отвечает настроениям широких слоев люмпен-интеллигенции, являющейся основным потребителем этих сигарет ».

Люмпен и люмпены. Примеры употребления

Когда то же самое захотел повторить бессознательный пролетарий, представитель люмпен-пролетариата, то на все помещение затрубил, как из бочки, такой густой голосище, что все вздрогнули.
Андрей Белый. «Петербург» (1913-1914)

Кем я показался вам? Погибающим люмпен-пролетарием? Вы решили меня поддержать?
Ю.К. Олеша. «Зависть» (1927)

Так это ж просто какой-то уголовный тип. Люмпен.
В.П. Катаев. «Миллион терзаний» (1930)

Над городом властвовал порт с его люмпенами – грузчиками, босяками и жлобами.
К.Г. Паустовский. «Повесть о жизни. Время больших ожиданий» (1958)

Возможен бунт еще более бессмысленный – бунт городских люмпенов.
Давид Самойлов. Общий дневник (1977-1989)

Люмпены – да, быдло – да, бомжи – да, охлос – да, тина, поднявшаяся со дна взбаламученного российского пруда, называйте как хотите…
Юрий Нагибин. «Тьма в конце туннеля» (1994)

Происхождение от люмпена или пропойцы считалось самым благонадежным в эпоху диктатуры пролетариата.
Ю.А. Сенкевич. «Путешествие длиною в жизнь» (1999)

В начале 90-х нищие молодые люмпены уходили не в революционеры, а в бандиты.
Юлия Латынина. Самый угнетаемый и вооруженный класс России» // «Новая газета» (2003)

На Чусовой ныне образовалась большая прослойка своеобразного сельского люмпен-пролетариата, пробавляющегося подсобным хозяйством, разовыми работами и мизерными социальными пособиями (пенсиями).
Алексей Иванов. «Message: Чусовая» (2007)

Она купила себе худи, униформу арабско-негритянских люмпенов: мешковатую флисовую куртку с капюшоном и накладными карманами; в ней и ходила, набросив капюшон на голову…
Дина Рубина. «Русская канарейка. Блудный сын» (2014)

Значение слова люмпен и их отличие от маргиналов

Слово “люмпен” произошло из немецкого языка и переводится как “лохмотья”. Сам термин в отношении человека впервые использован Карлом Марксом. В его определении, люмпен – это человек из низших слоёв пролетариата, то есть рабочего класса. Постепенно это определение стало немного менять своё первоначальное значение. Этим термином стали пользоваться в более широком смысле, употребляя его к разным категориям граждан. Сейчас значение слова люмпен – это индивидуум, не имеющий своей собственности и не имеющий постоянного источника дохода, а перебивающийся случайными заработками.

Кто это такие

Но при этом не стоит называть так любого человека, не имеющего своего жилья и/или не имеющего постоянного дохода.

Этот термин относится к:

  1. Преступникам.
  2. Нищим.
  3. Пиратам.
  4. Людям, оказавшимся вне остального социума.

Люмпенами могут назвать:

  1. Алкоголиков.
  2. Людей живущий за чужой счёт.
  3. Находящихся за чертой бедности.
  4. Живущих исключительно на пособия от государства.

Значение этого слова стало довольно широко и охватывает многие низшие слои населения. Так называют людей, ведущих асоциальный образ жизни, не обязательно не имеющих квартиры, хотя в определении и указывается на принадлежность люмпенов к категории бомжей.

Не так давно появился термин люмпенизация общества. Как понятно по корню слова, термин “люмпенизация” произошёл от слова “люмпен” и означает увеличение этого слоя общества по отношению к другим слоям.

Люмпен: значение слова

Бывает, что термин “люмпен” путают с другим термином, находящимся примерно в той же социальной плоскости, но в то же время отличающимся рядом особенностей. Это маргинал. Людей с асоциальным поведением, бомжей, преступников в современном обществе принято называть не люмпенами, а именно маргиналами. В современном мире эти два термина стали синонимами, хотя между ними есть различия.

У этих понятий есть только один схожий элемент. Представители обоих этих классов находятся внизу социальной лестницы, в некотором отдалении от остального общества.

Между социальными уровнями

Маргиналы находятся между социальными группами и другими слоями населения, на так называемом краю. Об этом говорит и перевод слова, означающий “находящийся на краю”, а пошло определение от слова “край”.

Это люди, отошедшие от своей социальной группы, но не сумевшие примкнуть к другой. Это относится как к отдельно взятому индивидууму, так и к группе. Интенсивное появление и увеличение такого класса населения обычно происходит во время революций, когда ситуация в государстве нестабильная, и многие люди не могут решить для себя, какой путь избрать.

Разные категории люмпенов

Разница присутствует, но в современно русском языке, маргинал стал не самостоятельным классом, а всего лишь ответвлением в классе люмпенов. Сохранив первоначальное определение – вне общества, его отождествляют с представителем низов либо с беспринципным, не соблюдающим норм морали человеком. В словаре последняя категория называется подонками. Сейчас все три определения перемешались между собой, и нет между ними какой-то четкой разграничительной черты.

При этом маргинал – это не обязательно низшая ступень социальной пирамиды, хотя в большинстве случаев это так. И, как говорилось выше, люмпены и маргиналы находятся примерно в одном социальном положении.

Но если углубиться в значение термина, то к маргиналам можно отнести тех людей, которые пришли в общество, отличное от их, от привычного им образа жизни.

Конечно, такие примеры единичны, и в современном обществе подобные отличия не ставят индивидуума против людей. Но, рассматривая определение слова, не стоит забывать о более глубоком значении термина.

Люмпен как низкий социальный статус

В сегодняшней терминологии маргиналов можно разделить на три подкатегории:

  1. Стабилизирующая. Люди, сумевшие сохранить свой статус.
  2. Понижающая. Изменив условия жизни, подстроились под среду обитания и со временем, возможно, превратятся в люмпенов.
  3. Повышающая. Пытаются выбраться на более высокий социальный уровень, учатся, осваивают новые профессии.

Главное отличие люмпенов от других беднейших слоёв населения заключается в асоциальном образе жизни. Эти люди не стремятся найти работу, их устраивает то, как они живут. Они перебиваются случайными заработками на работе, которая не требует высокой квалификации. Иногда работа связана с нарушением закона. Мелкие преступления, наркомания, пьянство – обычное дело в этой социальной среде. В этом заключается ещё одно отличие от маргиналов, у которых может быть образование и определенная профессиональная квалификация, которые не обязательно опустились на самое дно жизни.

Часть маргиналов пытается выбраться обратно туда, откуда они попали в низшие слои населения, тогда как предыдущую категорию устраивает тот стиль жизни, которую они ведут. Различия между этими людьми достаточно большие и очевидные. Хотя маргиналы тоже оказались в стороне от общества, часть из них старается вернуться к более благополучной жизни.

Причины возникновения маргиналов и люмпенов. Их отличия

Маргинал и люмпен, в чём разница между ними

В двадцатых годах XX века этот термин применялся к лицам со статусом эмигранта в Америке. Им трудно было социализироваться в новой стране. Тогда ещё не было понятия «маргинал», но само явление называли маргинализацией.

Понятие маргинал в 1972 году пришло из Франции. Так называли людей, которые отвергали общество, либо общество само отвергало их.

Но причин, по которым человек может стать маргиналом много: человек может выпасть из религиозной, этической, политической или социальной среды, по материальным проблемам, а также по причине инвалидности или болезни.

  1. Маргиналы
  2. Откуда появился термин «Маргинал» и что этому способствовало
  3. Плюсы и минусы маргинальности
  4. Считается, что маргиналы подразделяется на 6 типов
  5. Люмпены
  6. В чём заключается разница между маргиналами и люмпенами

Маргиналы

С самого рождения каждого человека начинается его социализация в обществе. Это неизбежный процесс. Сначала ясли, потом школа, ВУЗ и наконец начало трудовой деятельности. Человек заводит семью, обрастает связями и друзьями по своим интересам.

Но иногда люди по различным причинам выпадают из общественного социума. Таких людей можно назвать маргинальными. Они не потеряны для общества, а иногда даже приносят ему больше пользы, чем другие люди.

Слово «маргинал» имеет латинское происхождение. В переводе с латинского «margo» — это край, граница или грань.

Откуда появился термин «Маргинал» и что этому способствовало

Словари дают разные толкования понятия маргинал. Такие люди находятся в постоянном психологическом и эмоциональном напряжении. Они не могут определить, к какому слою общества они относятся. По этой причине они часто вступают в конфликты с другими людьми.

Можно назвать следующие признаки присущие маргиналам:

отсутствие финансовых социальных и духовных связей с обществом

отсутствие постоянного места жительства и каких-либо привязанностей

враждебное отношение к окружающему миру

наличие психологических проблем

человек живёт по своим нормам и правилам.

Маргиналы не являются низшим слоем общества, просто они вступают в конфликт с общепринятыми нормами. Имеется много синонимов слова маргинал — деклассированный элемент, изгой, нигилист, неформал.

Большинство людей не остаются на всю жизнь маргиналами. Если их жизненная ситуация меняется в лучшую сторону (им удаётся социализироваться, они заводят семью и друзей или находят хорошую работу), то они перестают быть маргиналами.

Но есть и такие, которые сами не хотят терять статус маргинала и принимать обычную жизнь.

Плюсы и минусы маргинальности

Вообще, слово «маргинал» нельзя воспринимать как отрицательное клеймо. Просто это человек, не относящийся ни к одной социальной группе. Среди маргиналов числится много знаменитых людей. К ним причисляют даже Иисуса Христа, ведь ему присущи все признаки маргинала. Он отвергал даже все известные на тот момент религиозные течения. Тем не менее он смог внести в общество того времени свои нормы морали и стал знаменитой личностью.

Маргиналом считают и великого русского писателя Льва Толстого. Он не признавал дворянские привилегии, жил в деревне и понимал революционные идеи.

Маргиналом считают и великого ученого, академика Сахарова. Многие писатели, ученые, бизнесмены и государственные деятели достигли высот потому, что были маргиналами. Затем свои достижения они ставили на службу обществу.

К плюсам маргинальности можно отнести:

возможность проявить свою индивидуальность без воздействия различных социальных групп, что позволяет им добиться успеха в разных областях

их высокую мобильность, ведь они свободны от всяких обязательств и привязанностей

их желание социализироваться является дополнительным стимулом для достижения выдающихся результатов в бизнесе и науке.

К минусам маргинальности можно отнести:

это явление провоцируют тяжёлые общественные потрясения (смены государственного строя, войны и экономические кризисы)

маргиналу тяжело социализироваться

маргинальность часто толкает людей на крайности (на нарушение законности и порядка).

Считается, что маргиналы подразделяется на 6 типов

  1. Экономические

Они могут быть бедными или очень богатыми. И те и другие вступают в конфликт с окружающими людьми и обществом. Одни еле сводят концы с концами и поэтому всех ненавидят, а другие могут позволить себе всё и хотят показать свое превосходство. Наибольшее количество экономических маргиналов появляется во время финансовых потрясений.

Маргиналов этого типа не устраивает общественно-политический строй и связанные с ним законы. Они составляют активную оппозицию государственной власти и готовы способствовать любым политическим катаклизмам. По этим же причинам очень часто покидают страну или становятся беженцами.

Увеличение количества таких маргиналов происходит, опять-таки, при различных общественно-политических потрясениях. Очень часто, это бывают люди с высоким положением в каком-либо в социальном слое, и теряют его.

Бывает и наоборот — социальное положение повышается, но оно его не устраивает и он разочаровывается. Наглядный пример — революция 1917 года. Тогда большинство дворян стало социальными маргиналами.

  1. Этнические

Таким маргиналам приходится труднее всего. Ими становятся по разным причинам. Очень часто в результате эмиграции. Эмигранту очень трудно адаптироваться к образу жизни в другой стране. Ещё одну группу таких маргиналов составляют выходцы из межнациональных браков. Также, этническими маргиналами часто становятся представители национальных меньшинств — общество их отвергает.

Это касается людей, которые не признают традиционных религий или признают сомнительные религиозные течения.

  1. Биологические

Это люди, пораженные смертельными недугами или трансгендеры. Например, большинство людей враждебно относятся к ВИЧ-инфицированным.

Люмпены

Это слово появилось с лёгкой руки основоположника коммунизма — Карла Маркса. Он относил к ним нищих, бродяг, людей криминальной направленности и вообще всех людей, опустившихся на дно жизни по разным причинам.

Несмотря на то, что они находятся внизу социальной лестницы — не стремятся изменить своё положение. У таких людей нет дома, семей, никакой собственности, работы, да и профессии тоже. К сожалению, процесс появления люмпенов в рыночных условиях неизбежен.

Слишком велико социальное расслоение общества. В России это проблема очень сильно проявилась в девяностые годы прошлого столетия, при распаде Советского Союза.

Эта прослойка людей представляет потенциальную опасность для общества, так как она готова поддержать любые потрясения. Есть даже такое понятие в политологии — люмпен-пролетариат. Их вполне могут использовать в своей антигосударственной деятельности различные экстремистские и радикальные организации.

Основные признаки, характеризующие люмпенов:

не имеют постоянной работы

имеют беспрецедентно низкий уровень доходов или вообще их не имеют

имеют сильную социальную деградацию

не имеют профессии

подвержены вредным привычкам (алкоголизм, наркомания)

легко идут на противозаконные действия (любые виды преступности, экстремизм или терроризм)

В чём заключается разница между маргиналами и люмпенами

Собственно, разница между ними кроется в их признаках. Маргинал не выходит из рамок правового поля. Имеет свою собственность, работает и зачастую достигает больших успехов, чем приносит большую пользу обществу. Да, маргинал сознательно пренебрегает общественными нормами, но противозаконной образ жизни не ведёт.

Люмпены является полной противоположностью маргиналам. Никакой собственности не имеют. У них нет постоянной работы и заработка. Они пренебрегают общественными нормами, безнравственны, зачастую неадекватны и подчиняются сильному. Легко идут на нарушение закона.

Вывод можно сделать один — между маргиналом и люмпеном нет ничего общего.

Кто такие люмпены?

Опубликовано 13.07.2018 автором Максим Красный в разделе Общество и его культура комментариев 16

рабочие капитализм

В последнее время возникла некоторая путница с определением термина «люмпен» или «люмпен-пролетариат». Многие наши товарищи не понимают кто это такие. Если совсем коротко – это деклассированный пролетариат. То есть такой пролетариат, который деградирует настолько, что полностью утрачивает связь с рабочим классом и его классовыми интересами.

Вульгарное понимание термина «люмпен» сводит его к синониму бездомного. Такая трактовка лишь часть верного понимания. Бездомные бывают разные. Есть работающие и неработающие. К люмпенам будут относиться только те бездомные, которые морально сломались и разложились в капитализме. То есть это спившиеся безработные полностью опустившиеся на «дно» люди. Их интерес – выпить и что-нибудь стащить. Работать они не хотят, даже если есть такая возможность. Такие люди самостоятельно не могут вести обычный образ жизни, для возврата к нему – требуются усилия всего общества, создание специальных учреждений, где данных граждан будут возвращать к общественной жизни. В капитализме такое невозможно, и эти люди навсегда остаются «за бортом». Другой пример, работающий бездомный. У него могли забрать жилье за долги (экономическая эксплуатация) или в следствии бандитизма (вечного спутника капитализма). Но если этот бездомный не сломался морально, не спился и хочет вести привычный образ жизни, не отказывается от работы – он не люмпен, а пролетарий, доведенный капитализмом до крайней нужды, но тем не менее активный и полноправный член общества. Относить его к люмпенам – грубая ошибка, связанная с непониманием принципа классификации.

Рассмотрев «низы», перейдем к верхам. Здесь люмпены — это «рабочая аристократия» и прочие подкупаемые буржуазией пролетарии. С «рабочей аристократией» все ясно и понятно, они хорошо оплачиваются и ведут буржуазный образ жизни. Например, в Англии конца XIX – начала XX века это были в том числе докеры в парламенте, которые хоть и представляли пролетариат, но отстаивали политику буржуазии. Сегодня это, например, строители, строящие дома для крупной (это важно!) буржуазии или мясники, которые так же обслуживают крупную буржуазию и т.п., а в следствии этого соотносят себя именно с буржуазией и часто враждебны пролетариату. Более интересны прочие элементы. Кто они? Это, например, черносотенцы аналогичного периода в царской России. Пролетариат, ведущий привычный образ жизни, но абсолютно разложенный морально и беспринципный. За «копейку» по щелчку буржуев готовый бить своих братьев, другой национальности или веры. Они могут вести весьма скромное существование, но идейно все равно отождествляют себя с буржуазией. Сегодня, например, это тоже всякие члены воинствующих религиозных и «общественных» охранительских организаций, полицейские стукачи и т.п. Таковы вкратце люмпенские верхи.

Как мы смогли убедиться, главное здесь – полное моральное разложение и вытекающая из него беспринципность, а не строго механическая принадлежность к той или иной группе по материальному положению. Материальное положение, по-прежнему, влияет на человека достаточно сильно, но не является единственным определяющим фактором.

Стоит еще отметить, что многие путают несознательный и малосознательный пролетариат с люмпенами. Это неверно. Если пролетарий не соотносит себя с буржуазией, но говорит что-то вроде «всякая власть действует в своих интересах» или «президент у нас не самый худший» – он именно несознательный. Такому наемному работнику не хватает знаний об обществе (он механистически переносит буржуазное государство на все периоды, не понимая, что государство есть классовый инструмент господства и изменяется вместе со сменой господствующего класса), но он ни в коем случае не враг рабочего класса, так как он понимает классовую структуру общества и ощущает себя частью рабочего класса. С такими пролетариями необходимо работать. Да, тяжело, но и большевикам было не легче. Как говорил товарищ Ленин, мы не можем изменить качество рабочего класса и необходимо работать именно с теми представителями класса, которые уже есть, не ожидая, что потом с неба свалится сплошь сознательный и революционный пролетариат. Поэтому крайне бестолково звучат фразы некоторых «товарищей», что современный капитализм превратил почти весть пролетариат в люмпен-пролетариат. Деклассированные элементы в буржуазном обществе будут всегда до тех пор, пока коммунисты с ним не покончат, но никогда они не будут составлять большинство общества (то есть большинство рабочего класса).

После победы социалистической революции, деклассированный элемент достанется социалистическому обществу в наследство от капитализма. С началом строительства коммунизма и в ходе дальнейшего к нему приближения, этот буржуазный пережиток будет сокращаться, а потом отомрет полностью, так как будет отсутствовать источник разложения пролетариата в виде самого буржуазного общества. Диктатура пролетариата, в том числе, диктует волю сознательного рабочего класса люмпенам. Люмпены в социализме подвергаются различным формам общественного перевоспитания, если необходимо, направляются в соответствующие общественные учреждения, где в процессе принудительного и контролируемого труда восстанавливается их личность, они вновь становятся полноправными гражданами и строителями коммунизма.

Люмпены и маргиналы. Социальная мобильность

Чем отличается люмпен от маргинала

Содержание статьи

  • Чем отличается люмпен от маргинала
  • Чем отличается ондулин от коррубита
  • В чем разница между мэром и губернатором

Кто такие люмпены и маргиналы

Слово «маргинал» пришло в русский язык из немецкого, туда – из французского, а во французский, в свою очередь, из латыни. С латинского языка это слово можно перевести как «находящийся на краю». Маргиналы – изгои, которые оказались вне своей социальной группы либо на стыке двух разных групп. Если речь идет об одном человеке, скорее всего, он оказался изгнан из одной группы и не принят в другую. Яркий пример – люди, вынужденные бежать из своей страны и оказавшиеся отступниками в глазах ее граждан, но в то же время не сумевшие принять традиции другого государства, куда они переехали.

Такое социально пограничное состояние воспринимается очень тяжело. Если же речь идет о группе людей, скорее всего, суть в серьезных социальных, политических, экономических изменениях в обществе, которые привели к развалу привычного общества. Нечто подобное часто происходит в результате революций.

Слово «люмпен» позаимствовано опять же из немецкого, и в переводе оно означает «лохмотья». Люмпенами называют людей, оказавшихся в самых низких социальных слоях и при этом не занимающихся никаким общественно полезным трудом. Это значит, что нельзя назвать так бедного человека, который в поте лица старается заработать, но добивается очень скромных результатов. Вовсе нет – речь идет о преступниках, бродягах, нищих, о тех, кто промышляет пиратством, грабежом.

Очень часто к люмпенам причисляют также неработающих алкоголиков и наркоманов, людей, которые находятся на содержании у кого-либо, хотя вполне могут работать и зарабатывать. Так же называют представителей низшей социальной прослойки, живущих за счет государственных пособий.

В чем разница между люмпенами и маргиналами

Как правило, люмпены не имеют почти никакой собственности: они либо бродяжничают, либо живут в чужих домах, и располагают только самыми необходимыми для жизни вещами. Маргиналы, напротив, могут быть даже состоятельными людьми, не признаваемыми при этом обществом, поскольку они по каким-либо причинам утратили свое прежнее положение.

Люмпены либо пользуются короткими, разовыми заработками, либо добывают деньги нелегальным путем, либо живут за счет близких или государства. Маргиналы могут заниматься общественно полезным трудом.

Дополнительное значение термина «люмпен» – человек, который не имеет собственных нравственных устоев, не подчиняется законам морали и безрассудно или трусливо подчиняется той группе лиц, которая обладает наибольшей властью в конкретный исторический момент. Маргиналы в таких случаях становятся скорее жертвами, чем бездумно действующей силой.

Люмпены — кто это такие

Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Современное общество — одна из сложнейших систем, ярким признаком которого выступает иерархичность.

Оно похоже на большой многоэтажный дом, где каждый этаж характеризуется своим уровнем дохода, власти, престижа.

Нам хорошо известно, кто находится на самом верху — олигархи, политики, звезды шоу-бизнеса и спорта, крупные бизнесмены.

Но кто обитает в подвале дома-общества, как им живется и есть ли у них шанс покинуть эти чертоги? Давайте вместе разберемся.

Люмпены — это.

Люмпен (с нем. Lumpen – лохмотья) — это собирательное понятие, обозначающее массы людей, которые в силу определенных причин оказались исключены из гражданского общества.

Это слово введено в оборот теоретиком коммунизма Карлом Марксом для общего названия бездомных, нищих, бродяг, криминальных личностей и иных асоциальных элементов. Также в эту категорию принято включать людей, лишенных собственности и профессии, перебивающихся случайными заработками и рассчитывающих на различные формы господдержки.

Категория люмпенов формируется из разных слоев в результате процессов люмпенизации. Они находятся внизу социальной лестницы и выступают составной частью андеркласса. Последний иначе называется социологами «социальным дном» и отличается высокой степенью социального неблагополучия.

Процесс люмпенизации

В обществе под влиянием неблагоприятных факторов (война, революция, насильственная смена власти, неудачные реформы и другие) может начаться процесс люмпенизации.

Это социально-регрессивное явление, которое отличается выпадением больших масс людей из принятого ритма социальной жизни и сопровождается формированием обширного «социального дна».

Его основу составляют нищие и обездоленные с ярко выраженной негативной оценкой происходящего. Параллельно массово распространяется психология люмпенов в рамках прогрессирующего социального кризиса.

В России проблема люмпенизации обострилась в 90-е годы XX века, когда в результате рыночных реформ четверть населения оказалась за чертой бедности. Типичными явлениями общественной жизни стали социальная незащищенность граждан, безработица (что это?) и рост преступности.

Люмпены в политике

В политическом плане люмпенизация делает общество крайне нестабильным, готовым на любые радикальные потрясения. Подобная ситуация случилась в России в 1917 году, когда миллионы людей вследствие социально-экономического кризиса, вызванного Первой мировой, оказались нищими и обездоленными.

Вскоре большинство из них поддержали крайних радикалов большевиков, которые организовали и провели Октябрьскую революцию, повернувшую вспять историю страны.

В политологии используется понятие люмпен-пролетариат. В эту категорию включаются деклассированные представители рабочего класса, которые утратили идейную связь со своей общностью.

Они не привязаны к месту и профессии, лишены глубоких социальных корней и готовы на любые потрясения, так как терять им особо нечего.

Эти слои отличаются особой радикализацией взглядов и могут быть использованы экстремистскими силами для подрывной и террористической деятельности.

Еще одна отличительная черта люмпен-пролетариев — неспособность к организованной политической борьбе, а также отрицание социальных и политических устоев, в том числе идеи государства. Неслучайно они часто рекрутируются анархистами (это кто?) для достижения своих целей с помощью стихийного разрушительного бунта.

В XXI веке люмпены стали опорой реакционных сил, стремящихся к власти путем переворотов. Организаторы «цветных революций» с успехом делают на них ставку для смещения неугодных режимов.

Признаки люмпенов

Люмпены как социальная категория характеризуются следующими признаками:

  1. отсутствие постоянной работы;
  2. крайне низкий уровень доходов;
  3. отсутствие профессиональной принадлежности;
  4. не поддерживают нравственные устои, готовы безрассудно подчиняться сильному;
  5. определенная степень социальной деградации;
  6. склонность к крайним девиациям (преступность, алкоголизм, терроризм, экстремизм).

Со временем у люмпенов формируется собственный образ жизни и стиль поведения. Для них свойственно отрицание моральных устоев, присущих большей части общества.

По мнению ряда исследователей, люмпенизированные слои отличаются повышенными социальными притязаниями и одновременным нежеланием прикладывать усилия для достижения желаемых целей.

Люмпены и маргиналы

Нередко при ответе на вопрос кто такие люмпены их не совсем правильно отождествляют с маргиналами.

На самом деле, маргиналы — это люди, которые занимают пограничное положение в социальной иерархии между социальными группами и культурами.

Зачастую они испытывают влияние противоречащих друг другу ценностей, что вызывает социальную дезориентацию. В отличие от люмпенизации, вызываемой неблагоприятными факторами в развитии общества, групповая маргинальность возникает как следствие трансформации социальной структуры и образования новых социальных групп.

У маргинала есть шанс преодолеть пограничное положение, адаптируясь к требованиям новой группы. Например, мигрант, переехавший в другую страну на ПМЖ, со временем усвоит ценности нового для себя общества и примет его «правила игры». Аналогичные процесс происходит с жителем деревни, отправившимся жить в город.

Люмпену свое положение изменить значительно сложнее, так как «социальное дно» формирует мировоззренческие ценности, которые оказывают влияние на личность человека. Это своего рода каста с билетом в один конец, вернуться из нее к нормальной жизни крайне сложно.

Люмпены и маргиналы — неодинаковые понятия. Первый способен занимать стабильное положение в своем микросоциуме и даже иметь в нем большой авторитет. Второго можно фигурально охарактеризовать, как «чужой среди своих».

Заключение

Существование люмпенов — это неизбежный результат социального расслоения, которое закономерно возникает в рыночных реалиях.

Люди, проигравшие конкуренцию за место под солнцем, опускаются в нижнюю часть социальной иерархии. Здесь велика вероятность остаться без работы, заняться криминалом или уйти в хронический запой. Без поддержки окружающих вырваться из этого круга практически невозможно.

Социальная мобильность и маргинальность

В системе стратификации индивиды или группы, могут переме­щаться с одного уровня (слоя) на другой. Этот процесс был назван П. Сорокиным социальной мобильностью. Социальное неравенство предпола­гает различия в распределении благ и ответственности, а соци­альная стратификация — структурированную систему неравенст­ва. Социальная мобильность проявляется в движении индивидов или групп от одного социального статуса к другому.

Выделяют множество форм социальной мобильности: верти­кальную и горизонтальную, межпоколенную и внутрипоколенную и т.д.

Вертикальная мобильность — изменение положения индивида, которое вызывает повышение и понижение его соци­ального статуса.

Если автомеханик станет директором завода, это проявление восходящей мобильности, но, если автомеханик станет мусорщиком, такое перемещение будет показателем нис­ходящей мобильности. Если же автомеханик получит работу сле­саря, такое перемещение будет указывать на горизонтальную мобильность.

Горизонтальная мобильность — изменение социального положе­ния, которое не приводит к повышению или понижению социаль­ного статуса.

Примером может служить перемещение из православной в католическую религиозную группу, смена гражданства.

Социологи различают также мобильность между поколениями и мобильность в пределах одного поколения.

Межпоколенная мобильность (интергенерационная) описывает повышение, или, наоборот, понижение социального статуса представителей последующих поколений по сравнению со статусом нынешнего. Предполагается, что дети достигают боле высокой социальной позиции либо опускаются на более низкую ступеньку, чем их родители.

Например: сын шахтера становится инженером – восходящая мобильность, а сын профессора работает слесарем-сантехником – нисходящая. Исследования показывают, что значительная часть, возможно даже большинство, российского населения перемещается хотя бы немного вверх или вниз в классовой иерархии в каждом поколе­нии.

Внутрипоколенная мобильность (интрагенерационная) относится к ситуации, где один и тот же индивид, вне сравнения с отцом, на протяжении жизни несколько раз меняет свои социальные позиции. По-другому этот процесс называется социальной карьерой.

Например: токарь становится инженером, а затем начальноиком цеха, директором завода и, наконец, министром машиностроительной отрасли.

Географическая мобильностьподразумевает не изменение статуса или группы, а смену места жительства, перемещение на другую территорию.

Если же к перемене места добавляется перемена статуса, то географическая мобильность превращается в миграцию.

Можно предложить классификацию социальной мобильности и по иным критериям. Так, например, различают индивидуальную мобильность – перемещение конкретного человека по социальной лестнице вниз, вверх или по горизонтали независимо от других людей, и групповую мобильность – перемещение по социальной лестнице вниз, вверх или по горизонтали той или иной группы людей.

Пример последней – старый класс уступает господствующие позиции новому классу в результате социальной революции.

Кроме перечисленных выше иногда выделяют организованную мобильность, когда перемещения человека или целых групп вверх, вниз или по горизонтали управляется государством – с согласия самих людей или без такового.

К добровольной организованной мобильности можно отнести так называемый социалистический набор, общественные призывы на комсомольские стройки и т.п. К недобровольной организованной мобильности можно отнести депортацию (переселение) малых народов и раскулачивание в годы сталинизма.

От организованной мобильности надо отличать структурную мобильность. Она вызвана изменениями в структуре экономики или народного хозяйства и происходит помимо воли и сознания индивидов.

Скажем, исчезновение или сокращение отраслей или профессий приводит к перемещениям больших масс людей. Структурные изменения в экономике, произошедшие после августовского дефолта 1998 г. привели к массовому изменению статусов миллионов россиян, связанную с резким снижением доходов.

Поскольку вертикальная мобильность присутствует в той или иной степени в любом обществе, существуют определенные пути, или каналы, по которым индивиды имеют возможность наиболее эффективно перемещаться вверх или вниз по социальной лестнице. Их называют каналами социальной мобильностиили социальным лифтом.

Важнейшими каналами социальной мобильности, согласно П. Сорокину, являются: армия, церковь, школа, политические, экономические и профессиональные организации.

Факторами социальной мобильности на микроуровне являются непосредственно социальное окружение индивида, а также его совокупный жизненный ресурс, а на макроуровне — состояние экономики, уровень научно-технического развития, характер политического режима, преобладающая система стратификации, характер природных условий и т.д.

Социальная мобильность измеряется при помощи показателей: объем мобильности — число индивидов или социальных слоев, которые переместились по социальной лестнице в вертикальном направлении за определенный промежуток времени, и дистанция мобильности —количество ступеней, по которым удалось подняться или опуститься индивиду или группе.

Феномен нахождения индивида или социальной группы на гране двух общностей, как бы между двумя культурами, связанный с социальными перемещениями, называется маргинальностью(позднелат. marginalis — находящийся на краю).Часто маргинализация индивида возникает в результате горизонтальной мобильности, прежде всего при миграциях. Попав из привычной среды в новую, человек не способен отказаться от прежних установок, ценностей, образцов поведения и долгое время (а может и всегда) не может освоить новые. Характерные черты маргинала: беспокойство, эгоцентричность, агрессия, честолюбие, чувствительность.

Маргинал — это человек находящийся между несколькими социальными статусами, между двумя культурами. Это перемещение в неопределенном социальном пространстве называется маргинальностью. Маргинал — человек, лишенный прежнего статуса, но не сумевший адаптироваться к новой социокультурной среде другой страты. Огромное количество людей являются маргинальными личностями. Это эмигранты, те, кто быстро приобрел тот или иной социальный статус, лица, обращенные в новую религию.

Характерный пример маргинальности – эмигрантские кварталы Нью-Йорка: китайский Чайна-Таун и русский Брайтон-Бич. Тысячи эмигрантов в силу сложившегося менталитета оказываются за бортом американского общества, не в силах интегрироваться в него и принять новые ценности. Другой пример – маргиналы как подкласс российского общества, возникший в результате «ломки» старых и появления новых социально-экономических отношений в 90-е годы XX века. Причем к числу маргиналов тогда относились представители обоих полюсов социального неравенства: низшие слои общества («социальное дно») и, так называемые, «новые русские».

Маргинальность в целом приводит к появлению чувства растерянности и беспокойства, в значительной степени увеличивает возможность отклонений от групповых норм и появления кризиса доверия у индивидов.

Ссылка на основную публикацию