Как происходит становление личности ребенка?

Формирование личности ребенка

Формирование личности ребенка – первый шаг в его подготовке к взрослой жизни. Это важная задача родителей и общества, и она не ограничивается лишь обучением определенным навыкам. Чтобы воспитать зрелую личность, необходимо не только рассказать ему о дисциплине, уходе за собой и тому подобном, но и привить морально-этические нормы, духовные ценности.

Что такое формирование личности

Формирование личности – сложный процесс, не прерывающийся ни на одном этапе человеческой жизни. Попросту говоря, он бесконечен. Само понятие «личность» весьма многогранно, и существует два популярных профессиональных взгляда на это явление. Один из них гласит, что формирование личности ребенка зависит от природных врожденных данных. Второе мнение указывает на то, что личность – социальное явление, и лишь социум оказывает влияние на ее формирование.

По сути, весь период жизни человека, от рождения и до зрелого возраста – это и есть процесс личностного роста либо деградации. Считается, что развитие происходит в деятельности, значимой для личности. Движущей силой можно назвать внутренние противоречия между потребностями взрослеющего ребенка и реальной возможностью их реализации. Деятельность ребенка практически всегда определяется родителями, в той или иной мере направлена ними. Вывод: процесс воспитания – ведущий фактор в формировании личности ребенка.

Фазы развития личности

Имеется три фазы формирования личности ребенка

Адаптация

Длится с рождения и до подросткового возраста. Индивидом усваивается социальный опыт – он адаптируется, подражает, приспосабливается. При адаптации происходит активное перенимание общественных норм и овладение различными формами деятельности. Показав в группе собственную индивидуальность, ребенок не может проявить себя как личность до того, как освоит имеющиеся в группе нормы.

Он чувствует необходимость быть таким, как другие, максимально адаптируясь в обществе. Речь может идти о детском садике или школе.

Групповая деятельность может спровоцировать возникновение благоприятных условий для формирования личности ребенка и тех черт, ранее не присущие индивиду, но которые характерны для прочих представителей группы.

Индивидуализация

У ребенка появляется желание противопоставить себя другим, выделиться. Формируется критическое отношение к нормам общества и установленным социальным правилам. Толчком к индивидуализации становятся противоречия между полученным итогом адаптации и не удовлетворенной на начальном этапе потребности в персонализации. Начинается поиск методов, помогающих в обретении индивидуальности, ее фиксации. Это может проявляться в поведении, одежде, речи и так далее. Если при формировании личности ребенка он успешно справился с адаптацией, то постепенно он начинает понимать, что индивидуальность теряется. Индивид мобилизует внутренние ресурсы, начинает поиск общества, способного обеспечить необходимую персонализацию.

Интеграция

У ребенка появляется желание отыскать свое место в социуме, вписаться в общество. Интеграция проходит легко, если общество принимает человека. Возможны и иные результаты. Человек всячески пытается сохранить свою непохожесть, что ведет к агрессивному взаимодействию с обществом и людьми. Интеграция характеризуется противоречиями между желанием субъекта продемонстрировать собственную индивидуальность и желание общности культивировать и одобрять только те индивидуальные качества субъекта, которые имеют соответствие с ее предпочтениями.

Какие факторы влияют на развитие личности ребенка

На формирование личности ребенка влияют многие факторы. Из ряда теорий, выдвинутых разными психологами, следует выделить основную мысль: развитие личности происходит на основе природных данных, осознания себя и жизненном опыте. Формирование начинается в раннем возрасте.

Внутренние факторы, оказывающие влияние: темперамент, заложенный на генетическом уровне. Внешние факторы: воспитание, социальный уровень, окружающая среда, и даже текущая эпоха.

Многие специалисты полагают, что гены оказывают немалое влияние на личность, содержа информацию о предках матери и отца. Новорожденный человек продолжает сразу два рода. Это не значит, что он получит их черты характера или одаренность. Природа предоставит ему основу для развития, и ему остается лишь использовать ее.

Значительность биологического фактора высока. Это объясняется, как люди, взрослеющие в одинаковых условиях, становятся уникальными и демонстрируют противоположные качества. Биологические факторы – основа для формирования личности ребенка. Социализация играет не менее весомую роль. Развитие происходит поэтапно. На восприятие мира влияет воспитание, полученное человеком и пример родителей.

Воспитание и формирование личности в семье: значение родителей

Психологи убеждены, что решающее влияние на личность ребенка, его восприятие мира, чувства и стремления оказывают родители. Для него важны отношения между отцом и матерью, а также между прочими родственниками. Огромную роль играет отношение семьи непосредственно к ребенку.

Окружающая социальная среда тоже оказывает влияние на формирование личности. Воспитанием называют целенаправленный процесс воздействия на человека, и именно оно находится в основе взращивания личности.

Многие задаются вопросом: «Что несет определяющую роль в личностном развитии и сознании – природные силы, социальная среда?». Нельзя выделить что-то отдельно, однако очевидно, что основополагающими являются первые годы человеческой жизни. Дети, растущие в семье, во многом перенимают поведение родителей, их установки, ценности. Впоследствии личность может приобрести дополнительные незначительные штрихи, но именно в детстве закладывается основа. Если отец и мать мало уделяют внимания малышу, то «материал» для развития он получает из других доступных источников, которые не всегда несут пользу. Родителям стоит помнить об этом, и позаботиться о ежедневно качественном взаимодействии с ребенком. В раннем возрасте хорошо помогает чтение сказок, которое закладывает в малыше понимание добра и зла. Обязательно анализируйте прочитанное, продумывайте другие варианты развития истории.

Какие ошибки допускают родители при воспитании личности

При формировании личности ребенка родителям важно не допускать таких распространенных ошибок.

Категорический запрет

Основная ошибка воспитания. Запаситесь терпением к малышу, уважайте его. Не научившись понимать его, родители идут на неизбежные ошибки, ведущие к психическим и физическим проблемам. Игнорируя желания и интересы ребенка, отвечая на большинство из них категорическими запретами, можно даже пропустить начальную стадию какого-нибудь заболевания. Пример: вы заметили, что ребенок начал есть известь. Первая реакция большинства родителей: недовольство, крик, запрет приближаться к стене. Правильная реакция: визит к доктору. Вероятно, медик расскажет, что в организме малыша наблюдается нехватка солей кальция. К тому же подобное отношение сформирует у ребенка желание совершать некоторые поступки украдкой. Многие становятся скрытными, недоверчивыми.

Гиперопека

При формировании личности ребенка гиперопека – не лучший помощник. Чрезмерная опека может отрицательно подействовать на малыша. Когда он достигает определенного возраста и пытается проявить самостоятельность, то зачастую это воспринимается в штыки. Пример: ребенок хочет сам пользоваться ложкой, но мама, боясь что он испачкается или не справиться, продолжает его кормить сама.

Гиперопека проявляется в насильственном действии, что может обернуться возникновением невроза. В прочих случаях опека без крайней необходимости может обернуться тем, что ребенку так и не удастся обрести друзей, ведь мама и бабушка неотрывно находится рядом. У личности могут появиться трудности с социализацией, он не приобретает способность высказать и отстоять свое мнение. Возможные последствия: психологические проблемы, устраняющиеся только при содействии специалистов.

Чрезмерная требовательность

Для полноценного формирования личности ребенка нужно, чтобы он не только знал, но и осознавал, что дозволено, а что запрещено. Если проявлять к нему чрезмерную требовательность, не давая четких объяснений причин, почему нужно поступать так, как вы говорите, то к добру это не приведет. Какие черты приобретет личность? Раздражительность, упрямство. Лучший вариант: родители детально объясняют мотивы своих требований, и со временем они становятся личными убеждениями ребенка.

Нотации

Первый фактор, провоцирующий детский протест – длительные нотации. Нередко родители полагают, что ребенок лучше усвоит информацию, выслушав долгие и повторяющиеся нотации. В них нет никакой необходимости. Этот подход не имеет конструктивной составляющей. Особенно табу – другие дети, ставящиеся в пример. Постепенно ребенок начнет воспринимать их, как личных врагов. Нудные нотации зачастую вызывают негативную реакцию, теряя свою воспитательную ценность.

Безмерное баловство ребенка

Родители, слишком балующие своих детей, создают большую проблему. Это явление не менее негативно, чем нехватка влияния. Разбалованные дети, не знающие ни в чем отказа, не имеющие обязанностей со временем сталкиваются с невозможностью побороть даже мелкие жизненные преграды, проблемы. При возникновении ситуации, когда их желания и реальность не совпадают, ведут к перенапряжению нервной системы, что может обернуться срывом.

Какие условия обеспечат успешное формирование личности

Важные условия для формирования личности ребенка.

Пример родителей

Ребенку важно видеть, что мама и папа не соблюдают некий сценарий, а действительно живут счастливой и полноценной жизнью. Невозможно сделать счастливой иную личность, если ты сам несчастлив. Многие психологи отмечают, что люди, не испытывающие внутренней гармонии, часто жалуются на проблемы в отношениях с детьми. Лишь счастливые родители смогут по-настоящему понять ребенка, выстроив с ним доверительные отношения. Это способствует успешному формированию личности. Пытаясь помочь в этом ребенку, начните с себя. Поразмышляйте: умеете ли вы принимать свои чувства, позволяете ли себе по-настоящему радоваться и грустить. А, может, вы сдерживаете себя и учите чрезмерной сдержанности ребенка, тем самым подавляя его личность.

Коммуникация с окружающими

Покажите на собственном примере методы коммуникации с другими людьми. Устройте себе небольшую проверку, честно ответив на вопрос: «Способны ли вы выстроить непредвзятый разговор, с человеком, с которым не согласны в каких-то аспектах?» Нет ли такой вероятности, что вы пытаетесь навязать мнение другому человеку или сами подчиняетесь чужой воле? Вероятно, ребенок будет перенимать у вас эту особенность.

Не навязывайте свое мнение и позицию – просто делитесь своими ценностями. Слышали определение «сердечный разговор»? Такие диалоги возникают, когда человек готов понять собеседника и поделиться своим мнением. В отношениях человек развивается, позвольте себе узнавать новое и учите этому ребенка.

Забота и внимание

Личность, ощутившая на заре развития заботу и внимание, наверняка, будет чувствовать себя уверенно и защищено. Мать и отец становятся важными жизненными ориентирами, оказывающими серьезное влияние. Замечательно, если мать может продемонстрировать такие качества как прощение, принятие, любовь. Ребенку необходимо ощущать ласку, тепло. В отце важна строгость и мягкость, действующие безраздельно.

Родители – важнейший этап в формировании личности. Всем известны слова о том, что воспитание детей следует начать с собственного воспитания. Начните с себя, если хотите помочь личности ребенка приобрести важные грани.

Формирование личности ребенка

Марина Суворова
Формирование личности ребенка

Детский возраст является решающим в развитии и формировании познавательных процессов, точно так же, как и в развитии личности. В детстве закладываются почти все основные свойства и личностные качества человека, за исключение тех, которые не появятся раньше того времени, когда человек достигает определенного возраста, т. е. с накоплением жизненного опыта. Основные черты личности (мотивационные, инструментальные, стилевые) складываются в детстве. Первые относятся к интересам человека, к целям и задачам, к его основным потребностям и мотивам поведения. Вторые черты включают предпочитаемые человеком средства достижения соответствующих целей и удовлетворение актуальных потребностей. Стилевые касаются темперамента, характера, манер, способов поведения.

В развитие личности каждые возраст вносит свой существенный вклад. Развитие отдельных групп личностных качеств ребенка происходит в дошкольное детство. Этот период считается сензитивным. Формируются первичные мотивы человека и черты его характера. В это время складываются также основные стилевые и частично инструментальные личностные качества, которые в раннем детстве формируются в результате взаимодействия генотипа и среды, а к старшему дошкольному возрасту начинают развиваться уже на основе социально-психологических законов. На основе оформления задатков способностей в дошкольном возрасте, сензитивный период продолжается вплоть до окончания школы.

Периоды личностного и познавательного развития ребенка не чередуются, а накладываются в онтогенезе друг на друга. Процесс интеллектуального развития детей идет несколько быстрее, чем процесс личностного развития и завершается раньше. Кроме того, периоды познавательного развития короче, чем периоды личностного развития.

Личностное развитие ребенка начинается с рождения и завершается после окончания школы приобретением социально-психологической самостоятельности и независимости, а чувства внутренней свободы, характерного для высокоразвитой личности.

Постепенно, к раннему возрасту ребенок приходит к осознанию того факта, что его мать и другие люди представляют собой нечто отдельное от него. Ребенку помогает способность манипулировать и изучать объекты, овладевать ими физически и умственно. За счет движений и органов чувств ребенок постепенно осваивает окружающий его мир вещей и людей, отделяет себя от него посредством активности аналогичного типа, совершаемой вместе с ним и по отношению к нему взрослыми людьми. Развивается стремление к личностной независимости и персональной свободе у ребенка, вслед за тем, как рвутся его первичные физиологические и социально-психологические связи с матерью, с другими заменяющими и дополняющими ее людьми.Последовательные шаги этого жизненно важного стремления:

– физическая независимость (отделения ребенка от организма матери)

– физиологическая независимость (появление способности самостоятельно удовлетворять свои органические потребности)

– психологическая независимость – свобода, понимаемая как способность человека думать и поступать вполне самостоятельно, сообразно внутренне принятым принципам собственной автономной морали

Вместе с индивидуализацией и развитием ребенка в современном обществе, где есть место не совсем человеческим отношениям, может расти и чувство одиночества. Ребенок начинает осознавать свое одиночество по мере своего обособления. Это порождает в нем ощущение отсутствия защиты и тревоги. Серьезная опасность, которая может возникнуть на пути личностного развития ребенка, заключается в неполучении моральной поддержки со стороны окружающих людей, он вынужден защищать себя от них, бороться за свое существование.

Усиливающаяся индивидуализация в этих условиях приводит либо к подчинению другим, либо к подавление других, либо к изоляции от них. В первом варианте для того, чтобы снять тревогу и страх, ребенок стремиться слиться с окружающими, подчиняется им беспрекословно и действующим в обществе законам, возвышающимся над ним властям. Происходит полный или частичный отказ, от собственного «Я», от возможности быть индивидуальностью – личностью.

Во втором случае связи с людьми принимают неравноправный характер,но как бы с обратным знаком: человек начинает развиваться как личность за счет других людей и в конце концов останавливается в своем индивидуальном развитии потому, что вокруг него не остается никого, с кого бы он мог брать пример и кому бы подражать.

Третий тип психологически изолированной личности возникает, когда между формально свободными людьми (равными перед законом) устанавливаются исключительно рыночные отношения типа «ты – мне», «я – тебе». В этих условиях действительно нравственный человек в состоянии существовать и нормально развиваться, только изолировав себя от людей, лишенных глубинной нравственной основы. В результате рождается тип личности-отшельника, скитальца в пустыне человеческих отношений. И только четвертый путь – приобретенного нравственного самосовершенствования человека, открывает простор для полноценного личностного развития. Одной из серьезных опасностей, которая может возникнуть на пути личностного развития ребенка в современном чреватом конфликтами человеческими конфликтами обществе, является формирование и укрепление такой черты, как агрессивность. Ее можно определить как преднамеренное поведение причиняющее вред другому человеку или предмету. Это может быть физическое нападение одного ребенка на другого или взрослого (укусить, ударить, вербальная агрессия (обозвать, оскорбить, крикнуть, соответствующее воздействие на предметы материальной или духовной культуры, природу или животных. Агрессивность бывает ситуативной и личностной, неустойчивой и устойчивой. Под ситуативной агрессивностью имеют в виду ее эпизодическое проявление у ребенка, а личностной – наличие устойчивой индивидуальной черты поведения, выступающей всегда и везде, где для этого складываются подходящие условия.

Причиной агрессивного поведения детей нередко выступают родители, которые сами демонстрируют образцы подобного поведения, причем враждебность реакций одних членов семьи по отношению к другим вызывает обычно вызывают аналогичные действия с их стороны. В результате своеобразный порочный круг на пути предупреждения агрессивного поведения у детей может образоваться внутри семьи.

Замечено, что мальчики более склонны к проявлению агрессивности, чем девочки, и это, в частности, объясняется тем, что обладанием некоторым близким к агрессивному формами поведения поощряется у мальчиков, а у запрещается. Образ мужчины как защитника и воина входит в мужской социально-личностный стереотип. Девочкам же с самого раннего возраста категорически запрещается категорически вести себя агрессивно, так как в женский социально-личностныйстереотип входят противоположные агрессивности качества: доброта, мягкость, сопереживание, сочувствие, женственность.

Цветотерапия в формировании личности ребенка Лечение цветом, как метод терапевтического воздействия на психику человека, активно использовался еще в древние времена (Древний Египет,.

Формирование и развитие социально-адаптивной личности обучающихся 3 класса с ОВЗ «Формирование и развитие социально – адаптивной личности обучающихся 3 «а» класса с ОВЗ через комплекс профориентационных занятий по направлению.

Формирование личности дошкольника средствами книжной культуры Человек, как личность развивается на протяжении всей своей жизни, однако самые главные личностные свойства и психологический фундамент личности.

Консультация «Влияние сюжетно-ролевой игры на формирование личности ребенка» «Влияние сюжетно-ролевой игры на формирование личности ребенка.» Воспитатель 1 категории Чурсинова Е. П. ГБДОУ № 20 Адмиралтейского района.

Влияние семейного воспитания на формирование нравственной основы личности Влияние семейного воспитания на формирование нравственной основы личности. Личность – это человеческая «самость», исключительность, выражаемая.

Формирование личности ребенка в процессе социализации Личность – относительно устойчивая целостная система интеллектуальных, морально-волевых и социально-культурных качеств человека, которые.

Формирование основ поликультурной личности в дошкольном возрасте Формирование основ поликультурной личности в дошкольном возрасте. Будущее страны во многом зависит от судьбы ее образования. В наше время.

Формирование творческой личности ребенка через театрализованную деятельность Формирование творческой личности ребенка через театрализованную деятельность. Театрализованная деятельность в детском саду – прекрасная.

Роль хореографии в формировании ребенка как личности Роль хореографии в формировании ребенка как личности. Танцы имеют большое значение для физического развития детей. Они начинают легко и.

Воспитание и формирование личности ученика начальных классов Для ученика младших классов процесс обучения в школе является одним из основных жизненных этапов, который воздействует на развитие ребенка.

Как происходит становление личности ребенка?

Ожидайте

Специалист свяжется с Вами сразу в рабочее время с
Пн – Пт с 10:00 – 19:00 МСК

Перезвоните мне

Ваш персональный менеджер: Екатерина
Ответственная и отзывчивая!

Аннотация: Воспитание и развитие личности ребенка — это два взаимосвязанных процесса.

Статья:

Воспитание и развитие личности ребенка — это два взаимосвязанных процесса. В семье они имеют ситуативный характер, то есть напрямую связаны с обстоятельствами, настроением родителей и ребенка. Так, например, если отец пришел с работы усталый и раздраженный, он, скорее всего, ограничит свое с общение с малышом – это в лучшем случае, а в худшем найдет причину на нем оторваться. Часто то же самое касается и мам.

На развитие личности также влияют такие вещи, как средства массовой информации, общение с другими взрослыми и сверстниками, компьютерное игры и даже книги, которым современные дети уделяют все меньше внимания. Формирование нравственных качеств малыша является важным этапом в процессе развития его личности, поэтому остановимся на этом моменте.

Какие предпосылки имеет появление личностных особенностей у ребенка? Конечно же, это тот фундамент, на котором растет и развивается малыш, получая точные представления о нормах поведения, ценностях во время общения с близкими и в коллективе. В момент становления личности ребенок особенно заинтересован в изучении собственного поведения и поведения окружающих его людей, он задает много вопросов касательно поступков и ждет на них исчерпывающих и правдивых ответов.

В момент становления и развития личности ребенка родители должны относиться с пониманием к его любопытству. Оно вовсе не праздное. Анализируя полученные ответы, малыш учится оценивать действия окружающих, прежде всего чтобы соотнести их с известными ему нормами. Главным мотиватором для малыша на этом этапе станет личный положительный пример родителей.

КАК ПРОИСХОДИТ ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ МАЛЫША?

Что собой представляет процесс формирования личностных качеств у ребенка? Для начала отметим, что это многоэтапный процесс. Начинается все с острого желания малыша познакомиться ближе с социальной действительностью. Следующий этап — формирование новых личностных качеств.

Довольно часто малыш копирует манеру поведения взрослых, более того, указывает им на ошибки, которые они, на его взгляд, делают. Например, дети часто могут поставить родителей в неловкое положение, когда в присутствии посторонних разоблачают их в легкой лжи, ссылаясь на то, что врать плохо и это они узнали именно от взрослых.

Когда в сознании малыша сформируется понятие о главных личностных качествах человека, он сможет перейти к новому этапу — овладению навыками, умениями, выработке привычек.

Родителям нужно осознать, какая ответственность на них возложена на этом этапе жизни ребенка. Они обязательно должны помочь ему справиться со всеми сложностями и найти свой путь. У ребенка должны быть возможности проявить себя в общественно-значимой деятельности, например, он может иметь собственные обязанности дома либо получать задания творческого характера в школе, кружке, секции.

Многие родители напрасно беспокоятся о том, что ребенок не повторяет ту модель поведения, которую они ему стараются прививать. На самом деле это нормально, если учитывать, что воспитание дает свои плоды, но с некоторой отсрочкой во времени. Поэтому ждать сиюминутных результатов не стоит. Куда более правильным будет постепенное приобщение малыша к тем нормам и ценностям, которые чтят и соблюдают в семье.

Фундамент личности закладывается в раннем детстве. Но до этого момента появляются преобладающие мотивы, свойства и установки. Происходит это в периоды, когда мозг ребенка в силу своей незрелости не готов адекватно воспринимать все то, что происходит вокруг него. Именно в эти периоды главное для малыша — это «хочу».

Одними из факторов, влияющих на формирование личностных качеств, являются:

  • биологические свойства организма;
  • генетика;
  • особенности окружающей среды.

Если сравнивать ребенка с чем-то неодушевленным, то в период раннего детства он может напоминать каменную глыбу, которая имеет внутри определенные природой свойства, форму же приобретает в зависимости от внешнего воздействия природной среды: ветра, осадков и т.д.

Социальная среда — наиболее важный инструмент, воздействующий на формирование и личности ребенка. Крайне важно правильным образом настроить семейное взаимодействие с малышом, от которого, по сути, будет зависеть его поведение и общение с окружающими.

Формирование личности на каждом возрастном этапе

Итак, на каждом возрастном этапе у ребенка формируются те или иные личностные качества.

В два года дети уже понимают, что они — личности. Они выделяют себя из круга окружающих, но пока только на уровне физического восприятия. Позже, в семь лет, когда уровень самоанализа возрастет, ребенок научится интересоваться внутренним миром человека, но пока это не то, что его волнует.

Первое желание дать себе оценку у крохи появляется в три года. Предпосылкой к этому является умение сравнивать себя с окружающими, в первую очередь с родителями. Чем старше будет становиться ребенок, тем выше будет уровень его волевой регуляции и самосознания.

Тем не менее уже в три года ребенок имеет собственную внутреннюю позицию и готов освоить новую для себя социальную роль — ученика. Именно на основе этого психологического новообразования формируются и совершенствуются личностные качества крохи, который становится заметно более целеустремленным, самостоятельным и упорным.

В трехлетнем возрасте можно наблюдать за тем, как личность ребенка обретает четкие контуры. Этот этап в его развитии один из самых важных, прежде всего потому, что кроха учится иметь своя «я», быть самостоятельным. Родители должны поддержать его инициативу.
Малыш уже имеет достаточно знаний, навыков и готов к тому, чтобы применять их на практике. Тем не менее его физиологические и психические особенности пока не позволяют полноценно выполнять различные действия, на таком же высоком уровне, как это делают взрослые. Это задевает малыша. Поэтому родители должны помогать крохе справиться с проблемой, предлагая ему выполнить работу взрослых, но посильную для него: например, привлекать к приготовлению простого блюда или уборке дома.

А вот в среднем дошкольном возрасте малыши уже не только соотносят себя с окружающими, оценивая их поступки и выделяя особенности. В этот период дети проявляют особый интерес к познанию собственного внутреннего мира. Они оценивают себя теперь уже опираясь не только на мнение окружающих, но и на своё собственное.
В старшем дошкольном возрасте дети все так же перенимают манеру поведения взрослых, они наблюдают за действиями родителей и стараются принимать участие в процессе. Родителям важно не препятствовать такой совместной деятельности, так как она оказывает огромное влияние на дальнейший процесс социализации ребенка. Чем чаще малыш будет вместе с родителями заниматься посильной для него взрослой работой, тем быстрее он освоится в культурной среде, примет правила поведения в обществе.

Ниже рассмотрим основные принципы, которых взрослым стоит придерживаться для того, чтобы помочь детям вырасти самодостаточными личностями.

Принимайте детей такими, какие они есть

В младшем дошкольном возрасте уже можно наблюдать за тем, как у малыша формируется характер.

Взрослые должны понимать, что каждый малыш — это индивидуальность, и по большей части на его поведение оказывает влияние темперамент. Скажем, если родители мечтают о том, чтобы ребенок был активным, самостоятельным, уверенным в себе, тогда как он скромный, тихий и любит одиночество, то последнее, что им нужно делать — пробовать его изменить, настаивая на занятиях, которые не будут приносить ему удовольствия.

С первых дней жизни ребенка нужно быть готовыми к тому, что он будет таким, каким его запланировала природа, нуждаясь при этом в любви и поддержке взрослых. Нельзя сравнивать малыша с другими детьми и рисовать для себя и крохи образ какого-то идеального ребенка, на которого ему нужно равняться.

Терпение — важное качество для родителей

Наблюдая за поведением малыша, за его реакцией на те или иные события, родители должны деликатно вносить коррективы в формирование его характера. Если во нраве дошкольника начинают проявляться первые отрицательные качества, то главное, чего не стоит делать, это впадать в панику.

В самом начале своей более или менее осознанной жизни каждый ребенок может «дать слабину»: показать себя непослушным, капризным, раздражительным и даже упрямым. Особенно остро негативные черты характера проявляются в период возрастных кризисов малыша, например в возрасте трех лет.

Такие кризисы и связанные с ними неудобства быстро проходят, поэтому родителям нужно проявить терпение и продолжать воспитывать ребенка правильно, окружив его любовью и заботой, стараясь сократить количество запретов. Со временем такое воспитание даст свои плоды.

Лучший пример — личный пример

Все свое осознанное детство малыши видят перед собой родителей, запоминают, как они говорят, как поступают. Для детей поведение родителей считается образцовым. Именно поэтому взрослые должны быть для ребенка только положительным примером. Объясняя крохе, что хорошо и что плохо, что можно и что нельзя, родители должны подтверждать это личным примером.

Хотите,чтобы малыш вырос добрым, отзывчивым, умел сочувствовать и помогать? Значит, нужно именно так вести себя по отношению к нему. Агрессия, критика, раздражение никогда не смогут породить в душе маленького человека доброту, сострадание, терпимость по отношению к окружающим. В ребенке будут заложены только те качества, которые имеют в себе взрослые.

Очень важен для нормального развития малыша комфортный микроклимат в доме. Только гармония в семье обеспечит адекватное формирование целостной, уверенной личности ребенка. В семье малыш должен чувствовать надежный тыл и поддержку. Регулярные ссоры и раздражение членов семьи станут одной из причин развития закрытой, недоверчивой личности ребенка с задушенными на корню положительными качествами.

Самостоятельность для развития самоорганизации

Деятельность ребенка должна быть организована таким образом, чтобы он умел занимать себя самостоятельно. Родители не должны постоянно все делать за кроху, оберегая его, развлекая и так далее. Нужно, чтобы родительская деятельность носила направляющий характер – тогда от нее будет толк. Так, если ребенок не умеет сам играть и не знает, во что поиграть, ему можно предложить несколько игр на выбор или вместе с ним придумать правила.

То же касается и прогулок на улице. Не нужно везде подсаживать кроху, поднимать, переносить его через препятствия. Правильно будет показать ему, как перешагнуть через барьер, скатиться с горки или залезть на лестницу безопасно и эффективно, вместе с ним радуясь его первым самостоятельным попыткам и успехам.

Такое поведение взрослых позволит выработать у ребенка чувство уверенности в себе, своих действиях, а наряду с этим чувство ответственности и личной значимости.

Можно ли целенаправленно развивать в ребенке какие-то определенные качества? Что нужно для этого делать и каким рекомендациям следовать? Опять же, самый простой способ — личный пример. Но есть и другие методы, выбор которых будет зависеть от качеств, которые родители хотели бы привить ребенку.

Развитие доброты в малыше

Можно ли целенаправленно развить в характере ребенка доброту? Конечно, можно и нужно! Причем начинать это делать следует с первых лет жизни. Малышу нужно обязательно рассказывать о том, как поступать хорошо, почему в жизни такую важную роль играют сострадание и терпимость.

Отличный вариант для развития в ребенке добрых чувств — это чтение соответствующей литературы, преимущественно сказок. Именно там лучше всего описаны добро и зло, которые борются друг с другом на протяжении всего сюжета. Победа добра в схватке сил обязательно мотивирует малыша быть именно на «светлой» стороне.

Сказки нужно не просто читать, но и анализировать, обсуждать с крохой, давая оценку поступкам героев, делая акцент на том, что добро всегда побеждает зло, а само зло обязательно получает по заслугам.

Воспитание уверенного в себе ребенка

Уверенные в себе люди — это плод трудов их родителей, которые знали и понимали тонкости и нюансы воспитания. Основной метод воспитания таких детей — это позитивное оценивание. Необходимо слушать мнение малыша и не насмехаться над ним, хвалить за хорошо проделанную работу и вообще за любые успехи.

Очень важно не переусердствовать, придумывая для ребенка разносторонние занятия. Слишком большая загруженность (спорт, музыка, рисование, иностранные языки) ограничит право выбора малыша. Пусть он сам выберет для себя то, чем бы хотел заниматься и что будет приносить ему настоящее удовольствие.

Можно ли воспитать уверенного в себе человека из застенчивого от природы малыша? На самом деле можно, если принять особенности его характера и не пытаться его переделать. Достаточно будет подстроить деятельность малыша под эти особенности, и процесс развития в нем уверенной в себе личности обязательно начнется.

Пусть голос ребенка так и останется тихим и одному ему будет интереснее, чем в кругу детей, зато он будет чувствовать себя вполне уверенно и комфортно, понимая, что его поддерживают, ему доверяют, к нему прислушиваются.

Ребенок — лидер

О том, чтобы ребенок был лидером, мечтает чуть ли не каждый второй родитель. Для того, чтобы развить в малыше качества лидера, есть свои методы. Например, с детства можно определить малыша в спортивную секцию, где он будет соревноваться с другими детьми, постоянно стремясь к победе. Параллельно с этим нужно будет уделять внимание развитию социальных навыков малыша, воспитанию в нем уверенности в себе.

Если, несмотря на все усилия родителей, для ребенка быть первым не так уж важно, то развитие его должно протекать согласно тем же правилам, но с учетом его личностных особенностей, без демонстрации родителями разочарования и недовольства по поводу того, что малыш не проявляет в себе лидерские качества. Такое отношение негативным образом повлияет на его самооценку.

Позвольте развиваться тем качествам, которые заложены в малыше природой, и дайте ему самому принимать решения в отношении того, чего хотеть от жизни.

Роль семьи в развитии личности ребенка

Доказано, что повлиять на становление личности ребенка родители могут, только объединившись в единую команду, члены которой не спорят, а взаимодействуют и поддерживают друг друга, видя перед собой единую цель.

Мамина любовь, ласка и забота необходимы ребенку для удовлетворения его врожденной потребности в эмоциональном общении, помогут ему стать уверенным в себе человеком, который чувствует поддержку любящих людей.

Важную роль играет и отец семейства. Именно он является образцом рациональности и дисциплины в семье, подкрепляя любовь матери последовательными действиями и твердостью характера.

Сын, наблюдая за отцом, выделяет для себя важные паттерны мужского поведения, а дочь получает представление о том, какова роль мужчины в семье.

Основная задача семьи — научить ребенка жить в обществе. Именно поэтому родители должны сделать все для расширения круга общения малыша, организации его досуга, учебы, общения со сверстниками. Только благоприятные условия в семье помогут ребенку вырасти успешным, спокойным, уверенным в себе и разносторонне развитым человеком, готовым жить в современном обществе.

Как происходит становление личности ребенка?

Личность – это достаточно интересный предмет исследования психологов, потому как каждый человек по-своему уникальный. Невозможно дать четкое описание личности, отталкиваясь от определённых терминов, ведь влияние оказывает как семья, так и общество, окружение, обстоятельства. Развитие личности начинается с самого детства, сложно изменить зрелого человека, процесс формирования необходимо корректировать с ранних лет. Что такое личность? Какие факторы влияют на развитие ребёнка? Давайте рассмотрим ответы на эти вопросы.

Что такое личность? Это совокупность определённых качеств, взглядов, эмоций, предпочтений, целей и идей. На самом деле с самого детства можно повлиять на личность, если изменить те самые факторы, которые оказывают влияние. Например, убеждение в том, что такое хорошо, а что такое плохо чаще всего прививают родители. Наверняка вы замечали, насколько сильно дети похожи на маму и папу, как сильно они схожи во взглядах, мыслях или даже предпочтениях. Ребёнок впитывает все как губка, поэтому личность может развиваться по-разному, если малыша окружать любовью или если им пренебрегать. Много лет психологи и социологи изучают вопрос касательно того, почему человек поступает именно так, а не иначе. Происходит это из-за того, что у каждого есть набор тех самых личностных качеств, которые отличают его от других членов общества.

Развитие личности у ребёнка

Часто можно наблюдать, как в одной семье растут несколько братьев и сестёр, которые существенно отличаются характером друг от друга и ведут себя в разных ситуациях по-разному. Почему так происходит, ведь воспитываются они в одной семье, одними самой и папой? На самом деле семья является лишь частью факторов, которые влияют на развитие личности. Ребёнок постоянно переживает какие-то эмоции, он общается со сверстниками и решает проблемы также по-своему. Развитие личности ребёнка состоит из двух аспектов. Взрослея, он начинает осознавать своё место в обществе и мире, вторым аспектом развития личности является волевая сфера и чувства, эмоции.

Ребёнок осознаёт себя личностью если:

1. Он часто применяет личные местоимения. Часто в разговоре и действиях фигурирует “я”, “мне”, “я сам”.

2. Он чётко для себя решил, что такое хорошо, а что такое плохо. Вполне доступно может объяснить, почему отказывается от чего-то одного во благо чему-то другому.

3. Овладел навыками самоконтроля. Его “хочу” теперь не несёт исключительно эмоциональный характер. Ребёнок может осмысленно делать выбор, прогнозируя конечный результат. Часто советуется, старается анализировать и делать выводы.

4. Своими словами может донести стороннему слушателю о том, каким себя позиционирует: какой он как человек и как выглядит. Также вполне доступно может изложить о своих мотивах, пережиганиях, проблемах.

Ощутить себя личностью ребёнок может не ранее 2-х лет, психологи пришли к выводу, что возраст 3 года является среднестатистическим для формирования личности. В 5 лет ребёнок уже сформирован, четко ощущает себя частью общества, активно взаимодействует с окружающим миром и знает, какое место в социуме занимает. Именно поэтому психологи советуют родителям начинать развитие ребёнка именно до 5 лет, потому как он постоянно взвешивает все за и против, прислушивается, впитывает, вникает. В этот период родители должны уделить максимум внимания и вложить все самое хорошее, ведь потом будет поздно.

Формирование личности ребёнка в институте семьи. В первую очередь влияние оказывает именно семья. Безусловно, также это компания друзей, учителя, одноклассники, улица и культура общества, но формирование личности начинается непосредственно с семьи. То, что ребёнок видит, слышит становится для него определенным эталоном. Чаще всего именно у родителей ребёнок заимствует модель поведения, старается подражать. Порой осознанно, а иногда также подсознательно.

Семья является связующим звеном между обществом и малышом, потому как именно они должны объяснить, почему происходит именно так, и как можно на месте ребёнка повлиять на конкретную ситуацию. Важно научить реагировать на проблемы и обстоятельства, развить определенный иммунитет на неприятности.

Формирование личности в общении. Когда ребёнок начинает общаться на только с родными, но и с посторонними, у него появляется поведенческая реакция на различные ситуации, он начинает применять приобретённые эмоциональные навыки. Общение со сверстниками особую роль играет именно в пубертатном возрасте, если у ребёнка будут проблемы с противоположным полом или недопонимания со сверстниками, то это может отразиться уже на личности взрослого человека. Родителям стоит проявить максимум поддержки и понимания, чтоб уберечь ребёнка от развития комплексов на всю жизнь.

Как повлиять на развитие личности ребёнка?

1. Общайтесь с ребёнком как с партнером. Часто родители становятся очень авторитарными, стараются продемонстрировать свою власть, поэтому есть риск того, что ребёнок вырастет несамостоятельным. Дайте ему возможность принимать решения и делать выбор без вашего непосредственного влияния. Старайтесь разговаривать так, будто это ваш друг, партнёр, товарищ.

2. Меньше запрещайте. Ограничивая ребёнка, вы сильно подавляете развитие его личности. У него складывается впечатление будете им постоянно недовольны, кажется, что он не прав и много ошибается. Поддерживайте и чаще объясняйте, почему ему не стоит этого делать, но не в приказном тоне.

3. Дайте ему немного свободы. Часто родители, а также бабушки и дедушки, стараются ребёнка во всем контролировать. Это хорошо с точки зрения безопасности, но с точки зрения личности – огромный минус. Важно иногда отходить в сторону и давать ребёнку свободу в выборе друзей, досуга, интересов. Постарайтесь выделить несколько сфер его деятельности, в которые вы не будете вникать. Так он почувствует возможность стать самостоятельным и будет формироваться как личность, индивид.

– Рекомендуем посетить наш раздел с интересными материалами на аналогичные тематики “Психология отношений”

Как происходит процесс формирования личности: этапы

Человек сразу рождается человеком, а вот личностью становится в процессе жизнедеятельности. Процесс формирования личности у всех происходит разными темпами. Поэтому нет четких границ, когда личность считается сформированной, но зато есть определенные признаки состоявшейся личности. Об этом расскажем подробнее в статье.

Признаки зрелой личности

Ученые считают, что личность полностью формируется только тогда, когда человек достигает психологической зрелости.

Признаки психологической зрелости:

  1. Вам не нужно одобрение чужих или близких людей для принятия решения, вы не нуждаетесь в советах по поводу какой-либо ситуации.
  2. Ваша самооценка смешанного типа — вы не оцениваете себя, не сравниваете себя с другими, не оцениваете окружающих.
  3. Вы имеете своё мнение иметь свое мнение, основанное на личном опыте и можете держать его при себе в нужных случаях.
  4. Вы обеспечиваете себя и свою семью материально, у вас есть свобода выбора во всех жизненных сферах.
  5. Вы простили родителей и побороли чувство вины перед супругом/детьми и родными.
  6. Вы побороли страх потери. Не боитесь стать нищим, одиноким, потерять предметы или людей…
  7. Вы перестали сваливать вину на других, умеете признавать свою вину и делить ответственность в отношениях.
  8. Вы можете обратиться к другим людям с просьбой о помощи в виде “Я-сообщений”.
  9. Вы обозначаете свои границы при общении и не нарушаете чужие. При этом, можете корректно сообщить, если вам некомфортно общаться в “таком формате”.
  10. Вы считаетесь с чувствами и потребностями других и не стесняетесь громко заявить о своих.
  11. Вам не нужна поддержка других в сложной ситуации, вы способны сами справиться с трудностями.
  12. Ваш девиз : «Я никому ничего не должен и мне никто ничего не должен». нет такой потребности, которую вы не могли бы удовлетворить самостоятельно.
  13. Научились говорить честные “Да” или “Нет”, не испытывая чувство вины.
  14. Ваше счастье не зависит от вашего статуса на личном фронте: вы чувствуете комфортно в отношениях и вне их.
  15. Вы отказались от унижения, критики, замечаний, манипуляций, унижений и оскорблений в общении с людьми.
  16. Вы проработали с психологом свои детские травмы и они больше не влияют на вашу жизнь.
  17. Вы живете настоящим, не боитесь будущего и не жалеете о прошлом.

Психологическая зрелость неразрывно связана с физиологией. Так, высшие психические функции развиваются только к 21 году, а способность контролировать эмоции и принимать рациональные решения вообще формируется к 23 годам. До этого момента все решения человек принимает на эмоциях. У него просто не созрел тот участок мозга, который отвечает за сознательное принятие решений. К слову, в нашей стране совершеннолетие наступает в 18 лет, в то время, как по психологическому развитию в этом возрасте человек остается ребенком. В армию идут по сути ещё дети: учатся управляться с оружием и защищать нашу Родину. Рекомендованный гинекологами возраст для беременности — 20 лет, а значит, дети рожают детей… По статистике первые роды происходят как раз в этот период. Молодые родители не могут найти к малышам подход, дать нормальное воспитание, потому что сами ещё не сформировались как личность.

Этапы формирования личности

Формирование личности начинается с рождения. Это долгий и сложный процесс, который происходит в несколько периодов (этапов):

Младенческий период — 0-2 года

На этом этапе младенец начинает учиться доверять или не доверять. Если о нем хорошо заботиться и любить, он начнет развивать чувство безопасности и положительно относиться к жизни. В противном случае ребенок будет чувствовать себя незащищенным, начнут развиваться первые детские страхи .

Стадия малыша — от 18 месяцев до 3 лет

В этом возрасте у ребенка начинает развиваться воля. При правильном воспитании ребенок обретает уверенность в себе. Родителям придется пройти через упрямство и первый большой кризис.

Дошкольный этап — от 3 лет

Некоторые называют этот этап «игровым возрастом». У ребенка начинает развиваться инициатива. Он начинает использовать свое воображение и понимать, как вести за собой других и следовать за ними.

Этап школьного возраста

На этом этапе ребенок развивает базовые интеллектуальные навыки. Он понимает, как общаться со сверстниками и умеет управлять общением, проявляет гибкость в разных компаниях.

Подростковая стадия

На этом этапе формируется набор ценностей, которые помогут в жизни. Мозг ребёнка становится более специализированным и эффективным, продуктивным.

17 лет

Формируется абстрактное мышление, формируются участки префронтальной коры головного мозга. На рисунке эти зоны выделены темно-синим и фиолетовым цветом. Развитие этих областей ведёт к всплеску социальной активности и проявлению эмоций среди старших подростков. Они начинают оценивать риски, проявлять самоконтроль и планировать свое будущее.

21 год

В этом возрасте формируются высшие психические функции. Но человек по-прежнему не может контролировать свои эмоции и принимать решения рационально, что видно по небольшим зеленым зонам на рисунке. Эти навыки формируются только к 23 годам.

Жизненные кризисы, влияющие на развитие личности

Некоторые теории развития личности подчеркивают, что взрослая жизнь и старение — это периоды изменений и трансформации прежних жизненных моделей. Считается, что эти изменения возникают в контексте социального статуса и зависят от семьи, рабочего места и общества в целом.

Общество предъявляет стандартные рамки и ожидания к подрастающему человеку, чем провоцирует различные психологические кризисы .

Например, от совершеннолетнего человека ожидают, что он будет играть роль плодотворного члена общества: поступит в ВУЗ, а затем устроится на официальную работу. Ситуация выходит за рамки, когда девушка решает выйти замуж и беременеет, а парень отдает предпочтение удаленной работе, да еще и уклоняется от налогов. Неспособность развить продуктивную самооценку, соответствовать ожиданиям приводит к чувству застоя и нарушает мировосприятие. Так, у молодых мам в декрете снижается самооценка, они теряют ощущение значимости (хотя они архизначимы для своего ребенка).

Возрастной диапазон от 28 до 33 лет представляет собой переход между периодом вхождения во взрослый мир и следующим периодом оседания. Этот переход дает возможность скорректировать и обогатить временную структуру взрослой жизни, которую он создал ранее.

Для большинства мужчин обычны кризы от умеренного до тяжелого. В это время часты разводы и смена профессии.

Затем следует период успокоения, который начинается в начале 30-ти и продолжается примерно до 40 лет. Этот период, в течение которого первоочередная задача — стать полноценным взрослым, обеспечить себе и близким стабильность и безопасность. Человек берет на себя более глубокие обязательства перед своей профессией, семьей. Кроме того, он часто концентрируется на своих целях, занимается долгосрочным планированием и достигает результатов.

Большинство мужчин сосредотачиваются на ключевом жизненном событии, таком как повышение по службе, в целях окончательного утверждения в обществе. В приоритете — независимость и авторитет.

Переходный период среднего возраста длится от четырех до шести лет, достигая пика в начале 40-ка годов. Он образует связь между ранним и средним взрослым возрастом и представляет собой встречу прошлого и будущего.

В этот период основная задача поработать и частично разрешить несоответствие между тем, что есть, и тем, что могло бы быть.

Период вступления в средний зрелый возраст начинается примерно в 45 лет и продолжается примерно до 50 лет. Переход к зрелой личности обычно сопровождается значительными потрясениями. Иногда сопровождается значительным жизненным событием, таким как смена работы, развод или любовная связь.

В зрелостом возрасте возникает кризис в отношении чувства целостности эго по сравнению с чувством отчаяния. На этом этапе люди понимают, что они подходят к концу жизни. Если они успешно прошли предыдущие этапы развития, они будут удовлетворены тем, что прожили полную, насыщенную жизнь. Люди, которым не хватает целостности жизни, часто испытывают чувство отчаяния из-за «упущенных» возможностей.

Типы личности

Так или иначе совершеннолетнего человека уже принято называть личностью. Но даже если он не обладает всеми признаками развитой личности, то все же некоторые личностные проявления у него имеются.

В зависимости от характера этих проявлений, можно выделить 4 типа личности:

  1. Интегрированная — это полностью состоявшаяся личность, способная к самодостаточности и непротиворечивости своих действий. Она определилась со своей социальной ролью, умеет контролировать свое поведение, управлять эмоциями и достигать поставленных целей.
  2. Защищенная — личность, которая чувствует защиту и поддержку всех институтов общества (школы, семьи, государства, страны) и гармонично развивается в безопасных и комфортных условиях.
  3. Пассивно-зависимая — личность, не способная принимать решения, идущая на поводу у чужого мнения, психологически внушаемая, не способная управлять эмоциями и отказаться от своих привычек.
  4. Неинтегрированная — личность, которая не может определиться со своей социальной ролью, не проявляет динамики в своем жизненном цикле и не стремится к признанию, самоутверждению.

Вместо заключения

В этой статье рассматриваются различные временные фазы развития личности (пренатальная жизнь, младенчество, детство, юность, зрелость и старость). На протяжении жизни человека генетические задатки взаимодействуют с социально-культурным контекстом . Вместе они определяют поведение человека и темпы развития его личности.

Таким образом, мы можем сделать вывод, что процесс формирования личности сопровождается прерывистыми, ступенчатыми изменениями. На таком длинном пути легко заблудиться, пойти по пути ложного “Я” и прожить не свою, а чужую жизнь. Чтобы этого избежать, важно вовремя выяснить свои истинные жизненные ценности, понять профессиональные и творческие склонности. Всё это позволяет сделать Система Дизайн Человека . Эта наука объясняет, как устроена личность на генетическом и энергетическом уровне, подсказывает на какие жизненные аспекты стоит обратить внимание. Чтобы выяснить, насколько вы развитая личность, составьте персональную рейв-карту . Это своеобразный гид по устройству человека, в котором отражены все значимые моменты, способствующие становлению личности.

Как происходит становление личности ребенка?

Формирование личности – процесс развития и становления личности под влиянием внешних воздействий социальной среды, воспитания, обучения; целенаправленное развитие личности или каких-либо её сторон, качеств под влиянием воспитания и обучения, процесс становления человека как субъекта и объекта общественных отношений.

Педагогическая антропология – самостоятельное направление в науке об образовании, обобщающее различные знания о человеке в аспекте воспитания и обучения.

Термин “личность” может употребляться только по отношению к человеку, причём начиная лишь с некоторого момента его развития. Никто не употребляет термин “личность новорождённого” воспринимая его как индивида. В социальном смысле не воспринимается личность ребёнка 2-3-летнего возраста. Личность невозможна вне социальной деятельности и общения. Формирование и развитие личности невозможно вне социальной деятельности и общения. При этом на формирование личности оказывают влияние факторы трудовой деятельности, общественный характер труда, его предметное содержание, социальный статус труда и его значимость в глазах общества.

Первым этапом трудовой деятельности можно считать обучение субъекта в высшем учебном заведении. Именно в этом возрасте после окончания средней школы происходит первая значительная ломка стереотипов поведения как в биологическом смысле (переходный возраст), так и в психологическом (поступление в вуз, служба в рядах армии и пр.). В высшем учебном заведении субъект попадает в новое окружение и условия. Многие оказываются оторванными от родителей и начинают самостоятельную жизнь. В высшем учебном заведении в виде прохождения практик происходит приобщение к общественно-полезному труду бывших школьников. Они входят в коллектив взрослых людей и в ходе общения с ними, в совместной трудовой деятельности проходит один из важнейших этапов формирования личности человека. Период в жизни человека от 16 до 22-23 лет является самым решительным. Именно в этом возрасте довершается период образования отдельных верениц представлений, и если не все они, то значительная часть их группируются в одну сеть, достаточно обширную, чтобы дать решительный перевес тому или другому направлению в образе мыслей человека и его характере. Впоследствии перестройка всего содержания души происходит гораздо более тяжело, если даже и возможна.

В наше время все процессы формирования личности происходят в условиях социальной напряжённости и нестабильности. Современное Российское общество формируется по принципу финансового благополучия. Олигархи покупают себе имения за рубежом, богатые – квартиры и недвижимость в Москве, люди со стабильным доходом перебираются в крупные города и областные центры. В деревнях остаются пожилые люди, старики и те, кто оказался “на обочине жизни”, постепенно спиваясь и деградируя. Формирования личности происходит на примере отношения государства к пенсионерам, росте наркомании и других негативных явлениях жизни нашего общества. Огромную роль в деле формирования личности и отношения личности к обществу играют средства массовой информации. Их роль в данном вопросе огромна, неоспорима и, к сожалению, в большинстве случаев – негативна. Современные средства массовой информации прививают людям качества и потребности, которые можно сформулировать следующим образом: стремление к власти и жажда наживы (часто противозаконными способами); культивируют лозунг – “жить для себя и сейчас” (отсюда одна из причин нежелания обзаводиться детьми); закон силы (как физической, так и законодательной). В нашем обществе постепенно теряет смысл понятие “труд”. Деньги уже не зарабатывают, их “делают”, “срубают”, “намолачивают”, но не получают за свой труд, за создание некоторых физически существующих объектов или за оказание услуг (сюда не входят услуги чиновников и услуги интимного характера).

Проблема ценностных ориентаций, как одного из важных стимулов развития и направляющей характеристики в мировоззрении личности, всё больше привлекает к себе внимание учёных. Ценностные ориентации являются сложным психологическим феноменом, характеризующим вектор мировоззренческой направленности личности. Являясь нераздельной частью системы отношений личности, ценностные ориентации определяют поступки и поведение человека.

Нельзя обойти вниманием ещё одну из проблем нашего времени, которую можно сформулировать как некую дань моде. Это огромное количество специалистов, обучающихся по экономическим и юридическим специальностям. Эффективного контроля за их трудоустройством не проводится и многие из молодых специалистов оказываются не трудоустроенными по специальности, что часто накладывает негативный отпечаток на дальнейшее формирование их личности.

На фоне выше сказанного тем большую роль в воспитании личности принимает на себя общение человека с человеком. И именно воспитание человека человеком изучается целостно, системно – как педагогико-антропологическая наука. Одним из важнейших методов обучения во все исторические эпохи был метод – “делай как Я”. Ничто не формирует личность быстрее и надёжней, чем близкое общение с другим человеком.

Развитие и формирование личности ребенка.
консультация (старшая группа) на тему

Каким образом происходит форми рование личности ребёнка и в чём заключается значимость этого этапа, узнаете в данном материале.

Скачать:

ВложениеРазмер
razvitie_i_formirovanie_lichnosti_rebyonka.docx15.95 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие и формирование личности ребенка

О том, каким образом происходит формирование личности ребенка, и в чем именно заключается значимость этого этапа, знают, увы, немногие родители. А зря – этот этап можно считать своего рода отправной точкой, с которой, в идеале, должно быть связано изменение многих аспектов во взаимоотношениях родителей и малыша. Ребенок, ощущающий себя как личность, требует иного воспитательного подхода, он по-другому выстраивает коммуникацию с окружающими его людьми. Многие путают понятая “личность” и “индивидуальность”. “Мой ребенок – уже полноценная личность, у него есть свои предпочтения, он терпеть не может слушать попсу, а классику обожает”, – с гордостью рассказывает мама четырехмесячного карапуза.

Между тем, психолог поправил бы ее: любовь к определенной музыке у грудного малыша говорит об особенностях не его личности, а его индивидуальности. Также, как и черты характера, коммуникативные способности и т.д. Индивидуальные характеристики человека, такие, как темперамент, одаренность, особенности восприятия и обработки информации (внимание, память), во многом влияют на формирование личности, но они не определяют всецело ее структуру.

Когда же можно говорить о том, что ребенок осознает себя как личность? Психологи выделяют несколько важных критериев: малыш полноценно употребляет личные местоимения; он способен, пусть даже на самом простом уровне, описать себя (внешность, характер), рассказать о своих эмоциях, мотивах и проблемах; он обладает навыками самоконтроля; таким образом, детские истерики по самому незначительному поводу вроде вашего отказа купить игрушку или продолжить прогулку в парке свидетельствуют о недостаточном развитии личности; он имеет базовые представления о том, что такое “хорошо” и “плохо” и способен отказаться от “плохого” во имя “хорошего” и поступиться своими сиюминутными желаниями во имя общего блага. К какому же возрасту ребенок обладает более-менее сформировавшейся личностью? Исходя из перечисленных выше критериев, становится очевидно: не раньше, чем к достижению двухлетнего возраста (как правило, после того, как научите ребенка говорить, и он сможет не только делиться мыслями с окружающими, но и рефлексировать над своими поступками). Обычно психологи указывают на возраст три года как на некую значимую точку, связанную с появлением у ребенка самосознания. При этом к 4-5 годам он полностью осознает себя как личность, обладающую определенными характеристиками и “встроенную” в систему отношений с окружающим миром.

Почему родителям важно иметь представление о процессе формирования личности ребенка, и как этот процесс связан с выбором эффективных воспитательных подходов? От того, насколько малыш осознает себя как личность, обладающую определенными качествами и способную к самоконтролю, зависит и масштаб требований, которые стоит предъявлять ему.

Чтобы правильно воспитывать ребенка, необходимо иметь представление об особенностях его психологии на разных этапах развития. Вот, например, типичная ситуация: шестимесячный малыш раскричался в коляске, а мама пытается увещевать его: “немедленно замолчи, как же тебе не стыдно”! Между тем, подобные внушения ни к чему не приведут: естественно, в таком возрасте карапуз и понятия не имеет о том, что такое “стыдно”. Более того, он не способен контролировать свое поведение – он сконцентрирован только на своих сиюминутных желаниях и требует их немедленного выполнения. И на этом этапе для мамы важно понять – это не говорит о том, что ребенок испорчен или избалован; это совершенно нормальное поведение крохи шести месяцев, которое не требует ни наказания, ни, какой-либо психологической и педагогической коррекции.

Теперь возьмем другой случай: ребенку год и три месяца. По мнению родителей, он уже достаточно взрослый, потому что он ходит, говорит отдельные слова, периодически пользуется горшком. В принципе, он уже способен контролировать свои эмоции: иногда он прекращает кричать после маминой суровой отповеди, он способен быть ласковым, когда хочет добиться родительского внимания. Но почему-то навыки самоконтроля он применяет избирательно: не в тех случаях, когда этого требуют родители или ситуация, а когда это кажется необходимым самому ребенку. И вот на семейном совете опять ставится вопрос об избалованности чада.

Между тем, подобное поведение в этом возрасте, опять же, закономерно: обладая начальными навыками самоконтроля, ребенок еще не имеет достаточной мотивации, чтобы с их помощью в чем-то себя ограничивать. Он не знает, что такое хорошо и что такое плохо, пока еще он мыслит категориями “я хочу”, “я не хочу”, “мне нравится” и т.д. Некоторая моральная зрелость проявится в нем только после двух лет (а у некоторых детей и ближе к трем годам), и будет связана с активной наработкой им социального опыта, овладением речью и приобщением ребенка к культуре, важными составляющими которой и являются моральные и нравственные ценности.

Таким образом, согласно современным представлениям о формировании личности ребенка, воспитание малыша до года должно строится исключительно на создании ему оптимальных условий для физического, интеллектуального и эмоционального развития: ограничения и попытки морализаторства в этом возрасте будут неэффективны. После года карапуза уже можно и нужно начинать знакомить с определенными социальными и этическими нормами, но требовать их немедленного соблюдения бесполезно. Условно говоря, если малыш дергает кошку за хвост, то нужно объяснить, что он неправ, но не стоит ждать, что в следующий раз он поменяет свое поведение: легче будет на время изолировать животное от хулигана. После двух лет апеллировать к моральным нормам можно более настойчиво, а после трех лет родители уже вправе требовать их соблюдения. Если ребенок в возрасте 3,5 – 4 лет систематически обижает малышей или бьет игрушки в магазине, это говорит либо о его психологических проблемах, либо о пробелах в воспитании.

Формирование самооценки ребенка, его ценностной системы – то есть важных компонентов личности – в значительной мере зависит от родителей. Вот несколько правил, которым детские психологи рекомендуют следовать мамам и папам, чтобы со временем ребенок не столкнулся с проблемами, связанными с его восприятием себя или с отношением к нему окружающих.

1) Формируйте адекватную самооценку.

Никогда не сравнивайте карапуза с другими детьми – ни в худшую, ни в лучшую сторону. Особенно это касается сопоставления личных качеств. Если уж очень хочется утихомирить разбушевавшееся чадо, скажите ему: “посмотри на Васю, как он спокойно себя ведет”! В то же время вариант “посмотри на Васю, какой он хороший мальчик, а ты непослушный ребенок” – недопустим. Малыш должен понимать, что он ценен сам по себе, а не в сравнении с другими детьми. Если хотите похвалить карапуза, характеризуйте его как “умного”, “доброго”, “красивого” и т.д. – не употребляя степеней сравнения.

2) Поощряйте коммуникацию.

Обеспечьте ребенку максимум возможностей для общения с другими детьми и взрослыми: так он быстрее социализируется, на собственном опыте усвоит правила поведения в обществе.

3) Не игнорируйте гендерный аспект воспитания.

Примерно с 2,5 до 6 лет ребенок переживает так называемую эдипову фазу, во время которой у него должна сформироваться правильная половая самоидентификация и первые представления о взаимоотношениях полов. На этом этапе будьте предельно внимательны к своему ребенку, дарите ему свою любовь, но не поддавайтесь на провокации, на собственном примере демонстрируйте ему, как строятся гармоничные отношения супругов. В этом случае чадо выйдет из сложной фазы с четкой мотивацией строить “правильную” любовь с представителем противоположного пола. Неверное поведение родителей может привести к формированию у ребенка пресловутого комплекса Эдипа/Электры или к другим нарушениям.

4) Учите его этике и морали.

Подробно поясняйте ему, какие этические принципы лежат в основе взаимодействия людей – что такое “честно”, “справедливо”, “хорошо”, “плохо”. Некоторые родители считают, что не нужно “пудрить мозги” малышу подобными объяснениями – “вырастет и поумнеет”. Между тем, неумение ребенка соизмерять свое поведение с социальными нормами может привести к многочисленным конфликтам и дальнейшим проблемам в общении.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие эмоциональной отзывчивости как один из факторов формирования личности ребенка

Под влиянием музыкальных впечатлений у детей развивается воображение. Слушание музыки будит фантазию ребенка. В музыкальном опыте зарождается и получает свое развитие музыкально-образное мышление. Муз.

Личность педагога – мощный фактор формирования личности ребенка.

Личность педагога – мощный фактор формирования личности ребенка.

Личность педагога – мощный фактор формирования личности ребенка.

Личность педагога – мощный фактор формирования личности ребенка.

консультация для родителей “Влияние конструирования в развитии и формировании личности ребенка”.

Значение конструирования в развитии и формировании личности ребенка.

«Развитие игровой активности дошкольника как одно из условий формирования личности ребенка, с помощью театральной деятельности».

laquo;Развитие игровой активности дошкольника как одно из условий формирования личности ребенка, с помощью театральной деятельности». Мастер-класс для педагогов.

Нравственное воспитание, формирование личности ребенка, развитие общения. Перспективное планирование в подготовительной группе

Перспективное планирование на год.

О важности влияния театра на развитие и формирование личности ребенка.

Ребенок впервые выходит из узкого семейного круга в мир взрослых людей. Растущему человеку нужна педагогическая поддержка, чтобы ребенок вошел в окружающий его мир, вырос творческой личностью, сам мог.

Ссылка на основную публикацию