Функции государства – понятие, содержание, методы осуществления

Формы и методы осуществления функций государства в контексте юридической безопасности

Воронцова Н.В., студентка 2 курса, специальности 40.05.01, ФГБОУ ВО Московский Технологический Университет

Миненко К.С., Студент 2 курса, специальности 40.05.01, ФГБОУ ВО Московский Технологический Университет

Понятие безопасности является достаточно актуальным в современном мире, поскольку это социально-правовое явление призвано обеспечивать устойчивость социальных отношений, их нормальное функционирование, а также защищённость от постоянно возникающих в жизни человека угроз (такие как биологические-заболевания, природные катаклизмы и катастрофы техногенного характера, информационные – хакерские атаки и правовые и тд.). Там, где личность находится в безопасности, там в безопасности общество и государство. Только на ее основе можно успешно проектировать и осуществлять меры по обеспечению безопасности общества и государства.[1]Так как большинство стран, в том числе и Россия, являются социальными, демократическими и правовыми государствами, то основной их задачей является защита и гарантия прав, свобод и законных интересов граждан. Данный принцип находит своё отражение в большинстве Конституций государств и различных международных нормативно-правовых актах. Поэтому юридическая безопасность как один из видов безопасности является неотчуждаемым элементом социального, правого и демократического государства. Поскольку она противостоит тем угрозам, которые возникают в ключевых областях жизнедеятельности общества, то есть предотвращает и отражает опасности, которые вызываются юридическими воздействиями[2].

В контексте юридической безопасности основными и превалирующими формами осуществления функций государства являются правовые. Такие как: правотворческая, которая выражается в подготовке и непосредственном издании нормативно-правовых актов в государстве[3]; правоприменительная, которая связана с реализацией законным путём издания актов применения права; правоохранительная – направленная на защиту прав и свобод граждан, предупреждение правонарушений и привлечение к ответственности виновных[4]. В каждой из этих форм наблюдается неразрывная связь с юридической безопасностью, а именно: любая правовая форма деятельности органов государства, посредством которого реализуются его функции, и собственно сама юридическая безопасность нацелена на минимизацию негативной составляющей правовой сферы[5], модернизацию федерального и регионального законодательства, а также укрепление единства и целостности правового пространства. В качестве аргумента к вышеприведенному тезису, можно привести пример, в котором рассматривается экологическая функция государства. Изначально, законодательному государственному органу необходимо принять соответствующую нормативно-правовую базу. В данном случае это будет Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ (ред. от 03.07.2016) “Об охране окружающей среды”. После этого необходимо создать соответствующие органы государства и обеспечить их стабильную работу и нормальное функционирование. Например, Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации. Все эти меры направлены на обеспечение экологической безопасности страны, укрепление единства правового пространства в сфере экологии, что является общей целью как правовых форм осуществления функций государства, так и юридической безопасности в целом.

В современном обществе правовые формы осуществления функций государства как деятельность по обеспечению юридической безопасности выступают в качестве объективной необходимости, имеющей как общесоциальную ценность, так и непосредственно юридическую значимость. Помимо правовых форм теории государства и права известны организационные формы осуществления функций государства[6] (организационно-регламентационные, направленные на обеспечение функционирования органов государства (например, подготовка проектов документов, организация выборов, планирование, координация действий, контролем и т.п.); организационно-хозяйственные, целью которых является материальное обеспечение выполнения государственных функций (например, бухучет, статистика, снабжение, кредитование, дотации и т.д.); организационно-идеологические, которые соответственно направлены на идеологическое обеспечение выполнений функций государства, например, разъяснение законодательства). С одной стороны, организационные формы представляют деятельность государства, не влекущую за собой юридический последствий, то есть менее тесно взаимосвязаны с юридической безопасностью, чем правовые формы осуществления функций государства. С другой стороны, в целях деятельности организационных форм прослеживается связь с сущностью юридической безопасности, в том числе, несмотря на именно организационный характер этих форм, деятельность каждой из них связана с правом, поскольку право – это не только инструмент, с помощью которого реализуется и поддерживается юридическая безопасность, но право еще и выступает в качестве её объекта.

Теперь рассмотрим взаимосвязь и согласованность методов осуществления функций государства и юридической безопасности. Известно, что под первым понятием подразумеваются способы воздействия государства на субъекты в процессе решения стоящих перед ним задач[7]. Каждое государство в той или иной степени использует оба метода осуществления его функций: убеждение и принуждение. Первый метод базируется на диспозитивных началах, потому что он основывается на добровольном исполнении предписаний субъектами права. Именно они, их юридическая безопасность должны составлять главный смысл правого развития государства и занимать центральную позицию в правовой организации общества. Но не всегда метод убеждения позволяет в полной мере обеспечивать юридическую безопасность. Для аргументирования данного тезиса будет уместным вспомнить Чеченские войны в 1990-е годы. Российская армия начала боевые действия против сепаратистов 11 декабря 1994 года. Нельзя говорить о введении войск на территорию республики, поскольку ее самопровозглашение никем не было признано, и официально она оставалась территорией Российской федерации. 31 августа 1996 года первая чеченская война закончилась подписанием Хасавюртовского соглашения. Но окончание конфликта не принесло мира и спокойствия. На территории России происходили теракты, убийства, что привело ко второму этапу военного противостояния. Буквально через пару лет начинает Вторая Чеченская Война, которая длилась вплоть до апреля 1999 года. Фактически она велась активно вооруженными силами России до 2000 года. Потом, по мере установления контроля над республикой, дальнейшим уничтожением банд – формирований стали заниматься местные власти. То есть, можно сделать вывод о том, что использование государством только метода убеждения в данной ситуации совсем неуместно, это может привести к необратимым ужасным последствиям, можно сказать, что в случае с Чеченскими войнами государство было вынуждено для минимизации опасных последствий использовать другой метод, известный юридической науке – принуждение. Его сущностью является императив, когда решение провозглашается вопреки воле управляемых, в случае неисполнения ими добровольно предписаний государства. В таких ситуациях государством устанавливаются различные санкции, проводится профилактика и пресечение правонарушений. С помощью этого также возможно достижение состояния правовой защищённости, жизненно важных сфер общественных отношений, то есть реализация и поддержание юридической безопасности, что наблюдается и при использовании метода убеждения в осуществлении функций государства. При этом необходимо отметить, что используя любой из этих методов государство не может и недолжно применять единственный, поскольку основываясь лишь на убеждении, государство в определённый момент и конкретных сложившихся ситуациях (как в выше рассмотренном примером с Чечнёй) может прийти к тому, что оно не сможет реализовывать в полной мере функции, обусловленные его сущностью, а значит и достижение юридической безопасности станет невозможным; и наоборот, используя только принуждение как способ воздействия при решении задач, может произойти ситуация нарушения прав, свобод и законных интересов граждан, а это противоречит Конституции РФ, так как в ст.2 гарантируется признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина, а значит, создаёт препятствие поддержанию юридической безопасностью, которая, в том числе, направлена и на защиту конституционного строя. Такое государство может стать «полицейским», где грубо нарушаются права и свободы человека и гражданина, что не соответствует любому понятию о юридической безопасности.

Проанализировав формы и методы осуществления функций государства в контексте юридической безопасности, можно сделать вывод о том, что это очень тесно взаимосвязанные, взаимозависимые понятия, поскольку и то, и другое связано общими целями (минимизация негативных правовых явлений в обществе, обеспечение целостности правового пространства на всей территории страны и т.д.). В результате, «трещина» в одном означает «крах» другого. Реализация и поддержание юридической безопасности немыслимы без использования правовых и организационных форм осуществления функций государства (в их целях деятельности прослеживается связь с сущностью юридической безопасности, в том числе, деятельность каждой из них связана с правом, поскольку, как было указано выше, право – это не только инструмент, с помощью которого реализуется и поддерживается юридическая безопасность, но еще и её объект), а также в равной степени использования методов убеждения и принуждения любое государство в современных условиях обязано использовать эти методы в совокупности, в противном случае оно либо не сможет выполнять свои функции в полном объеме и поддерживать юридическую безопасность в целом, либо перейдет в ранг «полицейского государства»). Таким образом, формы и методы осуществления функций государства и юридическая безопасность в равной мере важны для понимания их сущности. Это корреляционные, смежные понятия, оказывающие непосредственное влияние друг на друга.

Научный руководитель – Шеяфетдинова Н.А.

Григорьева И.В. Теория государства и права: учебное пособие. – Тамбов. – 2009. – 304 с.

Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права: учебник – 2-е изд. – М.: Юристъ. – 2005. – 512 с.

Новикова А.С. О формах реализации функций государства. // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. – 2015. – № 113. – С. 70-79.

Пономарев Н.Н. Безопасность как социально-юридический феномен. // Общество и право. – 2011. – № 4 (36) . – с. 77-82.

Пушкарев Е.А. Нравственные основы юридической безопасности человека в России. // Теория и практика общественного развития. – 2006. – № 5. – Т.2. – С.25-26.

Рассказов Л.П. Теория государства и права: учебник для вузов. 3-е издание. – М.: РИОР; ИНФРА-М. – 2010. – 559 с.

Фомин А.А. Юридическая безопасность и правовая защищенность: соотношение и взаимосвязь. // Журнал российского права. – 2005. – № 11 (107). – С. 101-108.

Шеяфетдинова Н.А. Идеологическая функция государства в современных условиях. // Право и образование. – № 11. – 2014 г. – с. 74-77.

[1]См.: Пушкарев Е.А. Нравственные основы юридической безопасности человека в России. // Теория и практика общественного развития. – 2006. – № 5. – Т.2. – С.25.

[2] См.: Фомин А.А. Юридическая безопасность и правовая защищенность: соотношение и взаимосвязь. // Журнал российского права. – 2005. – № 11 (107). – С.102.

[3]См.: Рассказов Л.П. Теория государства и права: учебник для вузов. 3-е издание. – М.: РИОР; ИНФРА-М. – 2010. – С.85.

[4]См.: Новикова А.С. О формах реализации функций государства. // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. – 2015. – № 113. – С. 6.

[5]См.: Фомин А.А. Указ. Соч. – С. 101.

[6]См.: Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права: учебник – 2-е изд. – М.: Юристъ. – 2005. – С.63-63.

[7]См.: Григорьева И.В. Теория государства и права: учебное пособие. – Тамбов. – 2009. – С. 20.

Функции государства: понятие, признаки, виды, формы и методы осуществления

Функции государства – это главные (основные) направления деятельности государства по решению стоящих перед ним задач, обусловленных его сущностью и социальным назначением.

Функции государства имеют постоянный характер и общесоциальную направленность, хотя в различные исторические эпохи они могли быть направлены и на узкокорпоративные цели. Если в Древнем мире или Средневековье государство активно осуществляло такие классовые функции, как подавление сопротивления рабов и крепостных крестьян, обеспечение условий для их эксплуатации, то функции современных развитых демократических государств направлены на осуществление общесоциальных проблем, связанных с защитой прав и свобод личности, поддержанием общественного порядка, обеспечением мира и безопасности и т.д.

– носят объективный, систематический и постоянный характер

– возникают и развиваются в соответствии с целями и задачами, стоящими перед государством;

– выражают сущность и социальное назначение государства;

– реализуют саму деятельность государства;

– осуществляются государством в целом, а также гос. органами, в соответствии с их местом и назначением в механизме государства и в политической системе общества;

– имеют определенные формы и методы

1. По сфере деятельности государства.

– внутренние: осуществляются на территории государства (сбор налогов)(функция охраны прав и свобод человека и гражданина, обеспечения правопорядка; экономическая функция; функция налогообложения.; функция социальной защиты; экологическая функция; культурная функция);

– внешние: осуществляются по отношению к другим государствам (сотрудничество с другими государствами в социально-экономической, политической, военной и культурной сферах; оборона страны и обеспечение государственной безопасности; поддержание мира и мирового правопорядка; предотвращение войн, разоружение, ликвидация ядерного и другого оружия массового уничтожения; борьба с международным терроризмом; оказание помощи пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий (землетрясение, наводнение, ураган, извержение вулкана и т.д.); сотрудничество в решении глобальных проблем современности.)

2. По времени действия:

*​ постоянные: осуществляются на всех этапах развития государства, (экономическая,законотворчество);

*​ временные: могут быть достаточно важными, но возникают редко, имеют чрезвычайный характер (отражение агрессии).

3.По причинам возникновения:

*​ вытекающие из классовых противоречий в классовом государстве (подавление восстаний);

*​ вытекающие из потребностей общества в целом (охрана правопорядка).

4.По значению для сущности государства:

– основные: типичны для данного типа государства (социальное обеспечение в бесклассовом общесоциальном государстве, функция охраны общественного порядка);

– дополнительные: нетипичны и необязательны (поддержка спорта, благотворительность,функция рассмотрения споров).

– регулятивные: установление прав и обязанностей участников наиболее важных общественных отношений, установление статусов и процедур (регулирование экономики);

– охранительные: установление запретов, выявление правонарушений и наказание виновных, предупреждение правонарушений (экологическая функция, охрана прав и свобод граждан, охрана всех форм собственности, охрана правопорядка и конституционного строя).

6. По сферам общественной жизни:

– политические: деятельность государства по формированию органов государственной власти, обеспечению правопорядка и народовластия;

– экономические: выработка и осуществление государственной экономической политики (формирование бюджета, установление перечня и размера налогов);

*​ социальные: создание условий для достойной жизни граждан, поддержка социально незащищенных представителей общества;

– духовные (идеологическая, воспитательная): поддержка образования, культуры, определение статуса языка, охрана памятников истории и культуры.

Формы осуществления функций государства – это однородная деятельность органов государства, посредством которой реализуются его функции;

1. Правовые формы:

*​ правотворческая форма: формирование законодательства;

*​ правоисполнительная форма: реализация норм права и создание условий для реализации норм права всем субъектам права;

– правоохранительная форма: борьба с преступностью, выявление и профилактика правонарушений, определение наказания и легализованное принуждение.

2. Организационные формы:

– организационно-регламентационная форма: организация решения оперативных задач, поиск и систематизация ресурсов;

– организационно-хозяйственная форма: материальное обеспечение выполнения государственных функций;

– организационно идеологическая форма: воспитательная работа по обеспечению выполнения различных государственных функций, пропаганда государственной идеологии.

Методы осуществления функций государства:

это способы и приемы, с помощью которых органы государства реализуют его функции.

1) убеждение – поощрение субъектов к определенной деятельности, соответствующей их воле, без силового давления, обеспечивая свободу выбора; Сознательное добровольное выполнение требований государства, убежденность граждан в справедливости его требований становится основным методом осуществления государством своей деятельности.

2) принуждение – склонение людей к определенной деятельности посредством силового давления (вопреки воле управляемых), ограничивая свободу их выбора; имеет место в тех случаях, когда есть нарушения предписаний норм права и необходимо привлечь виновных к юридической ответственности.

3) рекомендация – ориентация на конкретный вариант действий, желательных с точки зрения общества и государства;

4) поощрение – с помощью системы вознаграждений побуждение следовать действиям, в которых заинтересовано общество и государство, стимулировать социально полезную деятельность.

5) нормативно-правовое регулирование – государство закрепляет конкретные права и обязанности участников общественных отношений, тем самым, с одной стороны, поощряя общественно полезную деятельность субъектов правоотношений, а с другой стороны, в случае нарушения общеобязательных предписаний, принимая меры государственного принуждения.

6) метод надзора и контроля – Осуществляя функции защиты прав и свобод личности, обеспечения социальной безопасности, законности и правопорядка, государство активно использует метод надзора и контроля. Например, органы прокуратуры осуществляют высший надзор за исполнением действующего законодательства; финансово-контрольные органы государственной власти (Счетная палата, налоговая инспекция) – финансовый контроль.

Вопрос. Понятие и классификация функций государства. Формы и методы их осуществления.

Функции государства — это основные направления его деятельности, выражающие сущность и социальное назначение, цели и задачи государства по управлению обществом в присущих ему формах и присущими ему методами. Реализация функций обеспечивается преимущественным использованием властно-принудительных, юридических методов организующего воздействия.

Классификация функций государства осуществляется по различным основаниям:

I. По причинам (источникам) возникновения:

· функции, вытекающие из классовых противоречий (подавление сопротивления эксплуатируемых классов и др.);

· функции, вытекающие из потребностей общества в целом (обеспечение правопорядка, охрана природы и окружающей среды и др.).

II. По направленности :

Внутренние функции нацелены на решение внутренних задач страны, показывают степень активности воздействия государства на данное общество, а внешние — на установление и поддержание определенных отношений с другими государствами.

Внутренние:

· экономическая – ее содержание заключается в осуществлении государством мер по развитию экономики путем образования государственных предприятий, принятия экономических законов, создания условий для деятельности негосударственных предприятий (формирование государственного бюджета и контроль над его расходованием, установление системы налогообложения, регулирование ценообразования);

· политическая -обеспечение государственной и общественной безопасности, социального и национального согласия, подав­ление сопротивления противоборствующих социальных сил, охрана суверенитета государства от внешних посягательств и т.п. (проведение выборов, референдумов, правотворческая деятельность, представление населения во внутренних и внешнеполитических делах);

· социальная -охрана прав и свобод всего населения или его части, осуществление мер по удовлетворению социальных потребностей людей, поддержанию необходимого уровня жизни населения, обеспечению необходимых условий труда, его оплаты, быта и т.д. (Установление МРОТ, пенсий, стипендий, пособий больным, инвалидам, безработным; выделение необходимых средств на здравоохранение, культурный отдых, налаживание четкой работы транспорта и связи);

· идеологическая – поддержка определенной, в том числе и религиозной, идеологии, организация образования, поддержание науки, культуры и др (пропаганда определении идей и ценностей с помощью государственных средств массовой информации, воспитание в духе официальной идеологии подрастающего поколения);

· духовная – реализуется путем поддержки искусства, литературы, театра, кино, музыки, живописи; развития физической культуры и спорта; совершенствования работы средств массовой информации; сохранения историко-культурных памятников;

· экологическая – содержание функции заключается в охране природы и рациональном использовании природных ресурсов (разработка природного законодательства, регулированиедеятельности людей и предприятий в области использования окружающие среды, применение мер к нарушителям);

· правоохранительная – деятельность государства по обеспечению и охране правопорядка (правотворчество, правоприменение, организационно-правовая деятельность – разрешение митингов).

Внешние:

· оборона страны – отражение агрессии, направленной против государства, для вооруженной защиты целостности и неприкосновенности территории страны, а также для выполнения задач в соответствии с ее международными договорами (подготовка страны к отражению возможного нападения извне, прямая вооруженная борьба с противником.

· обеспечение мира и поддержание мирового порядка –политическое сотрудничество со всеми государствами, участие в работе международных организаций, сотрудничество с другими странами в борьбе с организованной преступностью (деятельность ООН, в отдельности Совет безопасности, деятельность региональных международных организаций) ;

· интеграция в мировую экономику–участие в международном разделении труда; установление равноправных и взаимовыгодных отношений с другими странами в области экономики, торговли, бизнеса, науки и техники;

· международное сотрудничество– функция реализуется путем развития многосторонних связей с другими государствами, заключения договоров в различных сферах жизни мирового сообщества.

III. По способу осуществления:

1. регулятивные – упорядочивание общественных отношений путем закрепления существенных общественных связей (взаимодействие с другими государствами, функция финансового контроля, социальная, экономическая);

2. охранительные – установления мер юридической защиты и порядка их исполнения (охрана прав и свобод граждан, зашита государства от внешней угрозы, охрана природы).

IV. По продолжительности действия:

1. постоянные – осуществляются на всех этапах развития государства;

2. временные– прекращают свое действие с решением определенной задачи.

V. По важности для общества :

Основные,

Неосновные.

Приведенная классификация носит несколько условный характер, так как некоторые глобальные проблемы превращают временные функции в постоянные, неосновные — в основные, они затрагивают как внутреннюю, так и внешнюю сферу деятельности государства. Данная классификация приводится в работах Малько, однако она легко оспорима, ведь достаточно трудно, если даже и вовсе невозможно привести примеры неосновных функций государства, т.к. даже определение функций трактует их как «основные направления деятельности государства».

VI. На основе принципа разделения властей:

1. правотворческие (подготовка и издание НПА, кодификация актов),

2. исполнительные (развитие экономики и культуры, социальное обеспечение, здравоохранение, транспорт и связь, охрана общественного порядка и обороны страны и др.),

3. судебные (осуществление правосудия, судебный контроль за законностью и обоснованностью применения мер процессуального принуждения),

4. информационные (СМИ – обеспечение права граждан на получение, сбор, хранение и распределение полной, достоверной и своевременной информации).

Внешнее практическое выражение деятельности по реализации функций государства в конкретных условиях получило наименование форм осуществления государственной власти. В теории государства и права выделяются правовые и организационные формы реализации функций государства.

1) Правовые формы есть однородная деятельность органов государства, связанная с принятием правовых актов и влекущая юридические последствия. К правовым формам относят деятельность:

· правотворческую (по подготовке и изданию нормативных актов);

· правоприменительную (по реализации нормативных актов путем принятия актов применения права, это повседневная работа по выполнению законов и по разрешению разнообразных вопросов управленческого характера);

· правоохранительную (по защите прав и свобод человека и гражданина, по предупреждению правонарушений и привлечению к юридической ответственности виновных лиц и т. п.).

2) К организационным формамотносят деятельность:

· организационно-регламентирующую (текущая работа определенных структур по обеспечению функционирования органа государства, связанная с подготовкой проектов документов, организацией выборов и др.);

· организационно-хозяйственную (оперативно-техническая и хозяйственная работа, связанная с бухгалтерским учетом, статистикой, снабжением и т. д.);

· организационно-идеологическую (повседневная воспитательная работа по идеологическому обеспечению выполнения различных функций государства, связанная с разъяснением вновь изданных нормативных актов, формированием общественного мнения).

Методы осуществления функций государства – это способы и приемы, с помощью которых органы государства реализуют его функции. Среди подобных методов выделяют:

· убеждение – воздействие субъекта на общественное/индивидуальное сознание (прогнозирование, планирование);

· принуждение поведение обеспечивается возможностью применения силы или угрозы ее применения;

· стимулирование побуждение к действию.

Завершая характеристику функций современных государств, следует указать на следующие тенденции в их развитии:

1) расширение функций государств, сферы охвата государственным влиянием жизни общества. При этом некоторые функции перерастают внутригосударственную значимость (экологическая, охраны и защиты прав человека) и приобретают одновременно внешние аспекты;

2) кардинальное изменение содержания многих функций, что обусловлено целью формирования новой демократической государственности;

3) утверждение приоритета общесоциального, гуманистического начала в функционировании государства;

4) возрастание национальной и социальной ценности государства, что определяется тем, что оно является источником устойчивого правопорядка и безопасности общества, главным защитником прав и свобод человека; выступает арбитром в социальных, в том числе национальных, конфликтах; обладает уникальными средствами управления; формирует правовой климат в обществе.

Функции государства — понятие, содержание, методы осуществления

Государство — это политическая модель, которая организовывает общество, проживающее на одной территории, и имеет функции управления и принуждения людей, которые являются гражданами этой страны. Функции государства играют большое значение не только внутри страны, но и в мировой экономике.

Признаки государства

Как и всякие большие общины, государство имеет собственные признаки, которые помогают отличать его. В каждой стране есть свои порядки и законы, традиции и культура. Она поддерживает порядок среди населения и имеет следующие признаки:

  • Территориальный. У каждого государства есть своя определенная территория, обозначенная границами, на которой проживает население этой страны.
  • Единая власть. Иными словами суверенитет. Это та власть, которая присутствует в стране и не зависит от других. Она имеет контроль над всеми людьми в этой стране.
  • Специальные органы власти. Естественно, в государстве не только верховная власть будет делать все в стране. Существуют определенные социальные аппараты, которые контролируют поведение людей, соблюдение правил порядка. В случае отклонений от норм представители этих структур принуждают к их соблюдению и выполнению. Это такие учреждения, как армия, полиция и другие.
  • Налоги. Государство имеет право сбора налогов и других сборов с населения, с целью обеспечения и поддержания территориальной целостности и экономического развития страны.
  • Законы. Только государство может принимать новые законы для страны, и люди обязаны подчиняться им.

Власть государства является верховной по отношению ко всем людям в стране, а также независимой от других стран.

Рис. 1. Признаки государства

Типы государства

Не бывает абсолютно похожих по своему устройству государств. Типы определяются еще со времен древней истории, сложившихся традиций и культурных норм той или иной территории. Выделяют два типа:

  • Формационное. Зависит от экономико-общественных отношений внутри государства, например, может наблюдаться буржуазия, рабовладельчество и феодализм.
  • Цивилизованное. Это государство, где процветает развитие технологий, например, аграрное или постиндустриальное и др.

В современном мире четкая граница, которая различает два вышеописанных типа государства отсутствует, так как прослеживается сближение этих методологических подходов.

Функции государств

Функции государства, как таковые, призваны для отражения его динамической характеристики. Именно функции показывают, что необходимо сделать государственному аппарату для достижения поставленных целей и осуществления задач в конкретный период. Отсюда мы можем дать короткое обозначение функций государства — это необходимые направления деятельности любого государства, без которых невозможно существование и развитие общества.

Существует следующая их классификация по:

  • продолжительности — выделяют постоянные и временные функции государства;
  • сфере общественной жизни — внешние и внутренние;
  • видимости — латентные и ясные;
  • значению — дополнительные и основные;
  • влиянию на общество — их разделяют на регулятивные и охранительные.

Но основной классификацией принято считать разделение на:

  • Внешние. Поддержание и сохранение мира с другими государствами и обеспечение его независимости.
  • Внутренние. Поддержание порядка внутри страны, обеспечение стабильной деятельности верховной власти.

Эти категории подразделяются на более мелкие подкатегории. Естественно, они все одинаково нужны и важны для нормального функционирования государственного аппарата и на них мы остановимся дальше.

Рис. 2. Виды функций государства

Внутренние функции — классификация

Внутренние функции — реализуются во внутренней политике государства и специализируются на решении внутригосударственных задач, в свою очередь, могут быть следующими.

Основные

Это те функции, которые выполняет только государство:

  • Экономическая. Ее главная задача состоит в том, чтобы обеспечить развитие промышленности, сельскохозяйственной деятельности, транспортной инфраструктуры и др., с помощью организации специальных условий.
  • Экологическая. Главным образом государство должно создавать благоприятные условия жизнедеятельности своих граждан. Также здесь мы можем отметить охрану флоры и фауны, окружающей среды и действия, направленные на гармоничное использование природных ресурсов и правильно организованную утилизацию отходов.
  • Социальная. Подразумевается защита и обеспечение благосостояния всех граждан, независимо от принадлежности к отдельным социальным группам. Сюда входит обеспечение уровня жизни всего населения, естественно, достойного. Охрана жизни и здоровья, охрана детей и родителей, обеспечение охраны труда, его оплата. Оказание медицинской помощи для своих граждан, а также гуманитарной в чрезвычайных ситуациях. Также сюда относится развитие культурно-социальной среды, повышение качества образования, научная деятельность.
  • Правоохранительная. Государство должно обеспечивать защиту прав и свобод человека, поддерживать порядок, охранять собственность каждого физического лица.
  • Взимание налогов. Некоторыми учеными налогообложение или финансовая функция выделяется как отдельная. Но эта функция не есть самоцелью государств, она призвана создать условия для осуществления остальных функций — как внутренних, так и внешних. Государство имеет право на сбор налогов с граждан страны. Сборы и пошлины должны быть предусмотрены законом.

Неосновные

Это те, которые сложились и укоренились в результате исторической деятельности или возникли совсем недавно:

  • Исторические или традиционные. Во всех странах они индивидуальные. В России есть следующие функции: контроль качества уровня образования и медицины, контроль за транспортными средствами. Защита маломобильных граждан и обеспечение их жизни. Управления СМИ.
  • Новые функции в России. Недавно возникли новые функции: социальные выплаты гражданам, пособия, пенсии. Сюда же относится поддержка и развитие аграрного дела.

Рис. 3. Функции государства

Внешние функции

Внешними функциями будут являться следующие:

  • Политическая. Подразумевает развитие и поддержание дипломатических отношений между разнообразными странами, а также международного сотрудничества — участие в международных организациях, заключение договоров о сотрудничестве между странами и др.
  • Оборона. Важной функцией государства является обеспечение защиты страны. Она является приоритетной в случае нападения или нарушения правила неприкосновенности. В период мира эта функция направлена на поддержание обороноспособности страны.
  • Мировой порядок. Выполнение и поддержание порядка в мировом сообществе. Сюда относят сокращение вооружения стран, работу, направленную на предотвращение военных конфликтов и глобальных проблем всего человечества.
  • Сотрудничество. Это происходит благодаря массовым международными связям. Важна функция поддержания благоприятных отношений, во избежание конфликтов.

Важно! Все эти функции, внутренние и внешние, тесно связаны между собой и являются неразрывными. При отсутствии какого-либо компонента могут возникать те или иные ситуации, которые будут неблагоприятно отражаться на деятельности всей страны в целом и на ее населении.

Государство обязано поддерживать и помогать своему народу, осуществлять все меры по защите прав и свобод, обеспечивать социальную помощь. Функции могут меняться и совершенствоваться с течением времени, но главная их цель — помощь гражданам и развитие страны. Государство должно развивать научный прогресс, поддерживать высокий уровень жизни общественности, культуру, образование, медицину и рабочую деятельность. Это поможет не только в сохранении страны, но и в удовлетворении каждой отдельной личности, проживающей на ее территории.

Еще больше полезной информации смотрите в предложенном ниже видео.

Функции государства: понятие и виды

Функции государства отражают его динамическую характеристику. Они показывают, что должно делать государство для достижения и осуществления тех целей и задач, которые стоят перед ним в определенный исторический период.

Функции — это такие объективно необходимые направления предметной деятельности государства, без которых общество не может нормально существовать и развиваться. Они устойчиво сложились в определенных сферах общественной жизни и требуют согласованных управленческих решений и действий всех составных частей государственного механизма.

При этом каждая функция имеет свой объект (сферу общественной жизни) и содержание (те управленческие шаги и конкретные действия, которые предпринимаются государством для достижения социально полезных целей).

Перечень и содержание функций конкретного государства предопределяются целым комплексом факторов внутреннего и внешнего характера. Среди этих факторов особо следует выделить своеобразие сущности государства (чьи интересы оно выражает и обеспечивает), особенность и актуальность экономических, политических, национальных, экологических и других проблем, стоящих перед данным обществом.

Таким образом, функции государства – это наполненные особым содержанием основные направления деятельности государства, в которых выражается и конкретизируется его сущность и социальное назначение в общественной жизни.

Классификация функций государства осуществляется по различным основаниям:

§ по специфике объектов государственного воздействия: экономическая, социальная, идеологическая, экологическая, обороны и др.;

§ по сферам деятельности государства: внутренние и внешние;

§ по продолжительности действия: постоянные и временные;

§ по степени общности: основные и неосновные.

Функции государства классифицируются по различным критериям:

Виды функций государства по характеру государственного воздействия на общественные отношения:

§ охранительные;

§ регулятивные.

Охранительные функции — это деятельность государства, направленная на обеспечение охраны всех существующих общественных отношений (охрана прав и свобод граждан, зашита государства от внешней угрозы, охрана природы и др.).

Регулятивные функции — это деятельность государства, направленная на развитие существующих общественных отношений (экономическая, социальная и др.);

Виды функций государства по важности для общества – основные и неосновные (подфункции) (например, поддержание обороноспособности страны и создание условий для развития профессионального спорта);

Виды функций государства по времени действия – постоянные и временные (например, развитие культуры и ликвидация безпризорности);

Виды функций государства по степени отражения интересов различных групп населения -ориентированные на определенные социальные слои (классовые) и общесоциальные (надклассовые) (например, создание условий для повышения уровня жизни крестьянства и охрана окружающей среды);

Виды функций государства по объектам воздействия (по сфере деятельности) – внутренние и внешние (например, охрана здоровья населения и международное сотрудничество).

При изучении функций и их классификации наиболее важным критерием является объект воздействия (сфера деятельности).

Внутренние функции Российского государства – это основные направления его деятельности по управлению внутренней жизнью общества. Каждая функция реализуется посредством решения государством ряда конкретных задач.

Рассмотрим экономическую функцию.

В сфере экономики перед Российским государством стоят четыре основные задачи:

§ установление основных правил и координация экономических взаимоотношений;

§ контроль за соблюдением установленных правил и защита участников экономического оборота;

§ непосредственное осуществление экономической деятельности;

§ поддержка негосударственных организаций в экономическом обороте.

Социальная функция включает в себя:

§ установление и обеспечение минимальных социальных стандартов жизни (заработной платы, пенсии, прожиточного минимума и проч.);

§ поддержку тех, кто в силу объективных причин не может полноценно трудиться (инвалидов, детей, пожилых людей, студентов и др.);

§ обеспечение занятости;

§ развитие пенсионного обеспечения, страхования, здравоохранения и т. д.

Функция финансового контроля (фискальная) — это:

§ установление и сбор всех видов налогов; формирование государственного бюджета и контроль за его расходной частью;

§ проведение финансовой политики (займы, кредиты, ценные бумаги и т. п.);

§ контроль за денежным обращением в стране и проч.

Функция охраны правопорядка подразумевает: охрану прав и свобод граждан; защиту всех форм собственности; обеспечение режима законности;

§ борьбу с преступностью; охрану общественного порядка; исполнение наказаний; профилактику правонарушений и др.

Экологическая функция – это: разработка экологической программы страны; принятие и осуществление национальных программ охраны окружающей среды;

§ установление правового режима природопользования; установление экологических стандартов (например, показателей предельно допустимой концентрации вредных веществ в воле, атмосфере, выхлопных газах автомобилей и т. п.);

§ контроль за соблюдением природоохранного законодательства.

Функция развития культуры, науки и образования включает в себя:

§ государственную поддержку науки, культуры, образования, спорта, средств массовой информации;

§ сохранение историко-культурных памятников, архивов, музеев и т. д.;

§ признание идеологического многообразия, обеспечение свободы всех видов творчества;

§ охрану интеллектуальной собственности; установление государственных стандартов в области образования;

§ выдачу лицензий на право заниматься культурно-образовательной деятельностью и другие.

Внешние функции Российского государства – это основные направления его деятельности на международной арене.

Коренные изменения, произошедшие в мире и в России в последние годы, существенно изменили внешние функции нашего государства. Одни из них отпали (сотрудничество с социадиетическими странами, помощь развивающимся странам), другие видоизменили свое содержание, третьи возникли вновь.

Функция обороны страны не только наполнилась новым содержанием, но и обрела новую правовую базу.

Функция обеспечения мира и поддержания мирового порядкапредполагает:

§ политическое сотрудничество со всеми государствами; укрепление режима нераспространения оружия массового уничтожения, сокращение обычных вооружений;

§ участие в работе международных организаций (ООН и др.); участие в разрешении региональных и межнациональных конфликтов;

§ сотрудничество с другими государствами в борьбе с организованной преступностью (терроризмом, наркомафией и т. д.).

§ Функция сотрудничества и укрепления связей со странами СИГ включает в себя:

§ укрепление сотрудничества со странами СНГ в экономической, политической, культурной и иных областях; создание системы коллективной безопасности; совместная охрана границ;

§ обеспечение прав человека и национальных меньшинств; создание единого информационного пространства.

Функция интеграции в мировую экономику и сотрудничества с другими странами в решении глобальных проблем подразумевает:

§ участие в международном разделении труда; установление равноправных и взаимовыгодных отношений с другими странами в области экономики, торговли, бизнеса, науки и техники;

§ участие в деятельности международных экономических организаций;

§ совершенствование правовых основ внешнеэкономической деятельности;

§ предотвращение и ликвидация последствий крупных экологических катастроф и т. д.

Формы осуществления функции государства – это однородная деятельность органов государства, посредством которой реализуются его функции.

Выделяют правовые и организационные формы. Правовые формы есть однородная деятельность органов государства, связанная с принятием правовых актов и влекущая юридические последствия. К правовым формам относят деятельность:

§ правотворческую (по подготовке и изданию нормативных актов);

§ правоприменительную (по реализации нормативных актов путем принятия актов применения права, это повседневная работа по выполнению законов и по разрешению разнообразных вопросов управленческого характера);

§ правоохранительную (по защите прав и свобод человека и гражданина, по предупреждению правонарушений и привлечению к юридической ответственности виновных лиц и т. п.).

К организационным формам относят деятельность:

§ организационно-регламентирующую (текущая работа определенных структур по обеспечению функционирования органа государства, связанная с подготовкой проектов документов, организацией выборов и др.);

§ организационно-хозяйственную (оперативно-техническая и хозяйственная работа, связанная с бухгалтерским учетом, статистикой, снабжением и т. д.);

§ организационно-идеологическую (повседневная воспитательная работа по идеологическому обеспечению выполнения различных функций государства, связанная с разъяснением вновь изданных нормативных актов, формированием общественного мнения и пром.).

Методы осуществления функций государства – это способы и приемы, с помощью которых органы государства реализуют его функции. Среди подобных методов выделяют: убеждение и принуждение, поощрение и наказание и т. д.

Понятие функции государства: сущность и определение Текст научной статьи по специальности « Право»

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Дембицкий А.А.

В статье уточняется содержание понятия « функция государства »как базового для функциональной характеристики государства . Результатом проведенного анализа становится авторское определение функции государства .

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Дембицкий А.А.

THE CONCEPT OF FUNCTIONS OF THE STATE:THE ESSENCE AND DEFINITION

This article clarifi es the content of the notion « state function » as the backbone of the functional characteristics of the state . The result of the analysis becomes a defi nition of the functions of the state .

Текст научной работы на тему «Понятие функции государства: сущность и определение»

А.А. ДЕМБИЦКИИ A.A. DEMBITSKY

соискатель, кафедра теории государства и права, Competitor, Department of the theory of the state and right,

Московский университет МВД России Moscow university MVD of Russia

E-mail: tgp_mosu_mvd@mail.ru E-mail: tgp_mosu_mvd@mail.ru

ПОНЯТИЕ ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА: СУЩНОСТЬ И ОПРЕДЕЛЕНИЕ

THE CONCEPT OF FUNCTIONS OF THE STATE:THE ESSENCE AND DEFINITION

В статье уточняется содержание понятия «функция государства»как базового для функциональной характеристики государства. Результатом проведенного анализа становится авторское определение функции государства.

Ключевые слова: государство, деятельность государства, функция, функция государства, функциональная характеристика государства.

This article clarifies the content of the notion «state function» as the backbone of the functional characteristics of the state. The result of the analysis becomes a definition of the functions of the state.

Keywords: the State, activities of the State,the function, the function of the State, functional characterization of the State.

Понятие функции государства, которое является опорным для функциональной характеристики государства, до сих пор не получило однозначного определения и в силу этого нуждается в уточнении.

Чаще всего под функциями государства понимают основные направления деятельности государства1. Однако, тот факт, что ни в одной другой сфере научного знания, кроме юридической науки, понятие функций не используется для обозначения направлений деятельности, ставит под сомнение возможность подобной трактовки функций государства.

Более того, уже сам характер устойчивых лингвистических конструкций, в которых используется термин «функция государства», указывает на то, что под функциями государства понимаются далеко не направления его деятельности. Например, в правовой теории сложилась традиция вести речь об осуществлении функций государства и о формах, в которых оно происходит2, о реализации функций государства и механизмах, посредством которых такая реализация осуществляется3, и т.д. Направление – это линия движения либо сторона, в которую осуществляется движение. Соответственно, под направлением деятельности государства можно понимать лишь путь, по которому государство действует. Говоря о функции как о направлении действия, а значит, как о пути, по которому государство действует, вряд ли возможно вести речь о формах осуществления такого пути или о механизмах его реализации. Следовательно, определяя функцию государства в качестве направления его деятельности, в действительности под такой функцией изначально понимают нечто иное.

Помимо подхода, в рамках которого функции государства трактуются как направления его деятельности, существуют и другие представления о смысле и

содержании понятия «функция государства», которые, однако, также вряд ли можно принять без каких-либо оговорок.

С.В. Бабаев пишет: «Под функцией государства следует понимать одно из основных направлений деятельности государства, а также цели, методы, формы и средства осуществления этой деятельности»4. Представляется не вполне понятным, что дает автору основание вести речь о целях, методах и формах осуществления деятельности государства как о функции последнего. Скорее, их можно рассматривать как моменты, значимые для характеристики функционирования государства, но не как то, что составляет содержание функций государства.

А.Г. Андреев высказывает такое мнение: «Под функцией государства следует понимать момент сущности государства, определяющий направления воздействия государства на общественные отношения, в которых находит отражение социальное или классовое предназначение государства на определенном этапе его развития»5. Соглашаясь с приведенным утверждением, полагаем, тем не менее, что его нельзя рассматривать в качестве определения функции государства, так как оно относится в большей мере к характеристике факторов, определяющих функции государства, не содержит указания на сущностные признаки самой функции государства. Приведенное определение не позволяет выделить функцию государства в ряду других характеристик его самого и осуществляемой им деятельности, а значит, не является достаточно точным и информативным.

Л.А. Резванова предлагает следующее определение: «По отношению к государству, функция есть обусловленные сущностью государства его способности и возможности к взаимоизменению системы «личность-

© А.А. Дембицкий © A.A. Dembitsky

12.00.00 – ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ 12.00.00 – 8С1БМБ ОБ ЬЛШ

общество», а также обеспечивающие их реализацию средства и способы»6. В данном случае функция оказывается характеристикой присущего государству потенциала, а не реальной деятельности государства, в процессе которой свойственные государству по его природе способности и возможности проявляются. С подобной трактовкой функции государства согласиться нельзя: очевидно, что функция – это характеристика действия государства, а не того, каким образом оно в принципе способно действовать.

Категория «функция» широко используется различными науками. Это позволяет в условиях отсутствия общепризнанного представления о том, чем является функция государства, решая обозначенный вопрос, учитывать не только мнения относительно содержания понятия «функция», сложившиеся в юриспруденции, но и те подходы к определению названного понятия, которые существуют в других науках.

В научный оборот ввел понятие «функция» немецкий философ Г. Лейбниц. Его познавательные интересы выходили далеко за пределы математики, однако, вполне объяснимо понятие «функция» имело в его трактовке, прежде всего, математическое значение. Функция в понимании Г. Лейбница представляла собой «зависимость одной переменной величины от другой, т.е. ту зависимость, когда при изменении одной величины другая величина также изменяется определенным об-разом»7. По сей день в математике – науке, оперирующей наиболее отвлеченными абстракциями, функция рассматривается как некая абсолютная зависимость. Используется данное понятие в анализе биполярных зависимостей, которые мы сегодня называем функциональной связью.

Категория «функция» активно используется в естественных науках. Наиболее четкое и однозначное понимание функции сформировалось в биологии, в которой о функциях ведут речь в применении к органам, составляющим в единстве и взаимодействии живой организм как сложную систему. Исследуя функции, биологи исходят из того, что жизнь есть естественное состояние организма, которое поддерживается за счет осуществления каждым органом организма своих функций. Функционирование каждого органа подчинено принципам целесообразности, необходимости и достаточности: каждый орган работает тем образом и в той мере, в какой это обусловлено потребностями организма. Соответственно, под функцией понимается необходимая, целесообразная и достаточная работа, которую выполняет орган для того, чтобы в системе с другими органами обеспечить жизнеспособность организма в целом.

Описываемый подход к пониманию функции можно назвать органическим, и у правоведов он ассоциируется, прежде всего, с органическими аналогиями британского исследователя Г. Спенсера, которого считают одним из авторов органической теории происхождения государства8, хотя сам Г. Спенсер указывал на определенную ограниченность органических (биологических) аналогий в отношении государства.

Своеобразный подход к пониманию функции обнаруживается в других естественных науках – например, в физике, геологии и т. д. С одной стороны, там, где о функции ведут речь как о зависимости, характеризующей состояние системы, используется математическое понимание функции. Например, именно математическое понимание функции лежит в основе определения волновой функции в механике. С другой стороны, там, где речь идет о функциях какой-либо системы, чаще всего используется подход, в чем-то сходный с органическим; функция рассматривается в качестве работы, предзаданной потребностью системы. Однако, в качестве системы рассматривается не организм, а механизм, что влияет на трактовку функции. Появляется новый подход к ее пониманию, который условно может быть обозначен в качестве механистического.

Основное отличие механистического подхода от органического состоит в том, что функция рассматривается в качестве предзаданной извне, понимается как работа, для производства которой изначально создается система. В биологии для того чтобы установить, как функционирует тот или иной организм, необходимо понять систему этого организма и установить, какие функции выполняет каждый орган, входящий в данную систему. В механике для того чтобы определить функции механизма и его частей, необходимо прежде всего понять предназначение механизма, особенности влияния, оказываемого на него средой, и прежде всего – обнаружить импульс, приводящий механизм в действие.

В рамках гуманитарной науки сегодня можно выделить множество самостоятельных подходов к пониманию функции. Среди них два – философский и социологический – являются наиболее распространенными.

В соответствии с философским пониманием функция представляет собой «отношение двух (группы) объектов, в котором изменению одного из них соответствует изменение другого»9. В данном случае, в сущности, мы имеем дело с математическим пониманием функции.

В социологической науке функцию рассматривают в ином ракурсе – либо как «роль, которую определенный социальный институт (или частный социальный процесс) выполняет относительно потребностей общественной системы более высокого уровня организации или интересов составляющих ее классов, социальных групп и индивидов»10, либо как «зависимость, которая наблюдается между различными социальными процессами в рамках данной общественной системы»11. Существуют и другие социологические определения понятия «функция», отличные от приведенных, в основном, лишь нюансами. В целом же можно вести речь о двух относительно самостоятельных социологических значениях понятия функции. Во-первых, функция – это та роль, которую определенный социальный институт выполняет по отношению к той социальной системе, частью которой он является; во-вторых, под функцией понимается зависимость, которая наблюдается между различными компонентами единого социального процесса12.

Итак, понятие «функция» является многозначным, и смысл, в него вкладываемый, изменяется в зависимости от сферы научного знания, в рамках которой ставится вопрос о функционировании чего-либо. Вместе с тем, ни в одном из своих значений понятие «функция» не используется для обозначения направления деятельности.

Понимание функций государства во многом зависит от того, каково понимание самого государства, какие моменты в его характеристике – как организма, как механизма или как социального института – для теории государства и права являются наиболее значимыми.

Вполне очевидным является то, что теория государства и права рассматривает государство прежде всего как социальный институт. В тех случаях, когда ставится вопрос о государстве как об особом организме или механизме12,речь идет лишь о применении специфического методологического приема в исследовании государства с целью дать ему более полную и всестороннюю характеристику. При этом тот факт, что государство является особой социальной организацией (социальным институтом, частью социальной системы

и т. п.), сомнениям не подвергается.

Так как государство является, прежде всего, социальным институтом, в изучении вопроса о функциях государства нам способна помочь методология социологической теории. Ее применение предполагает, что вопрос о функциях может ставиться либо как вопрос об особой роли социального института или социального процесса, либо как вопрос о значимой в социологическом плане зависимости.Говоря о функциях государства как социального института, мы, конечно, имеем в виду не какую-либо зависимость, а некий эффект, производимый деятельностью государства, причем именно эффект, обнаруживаемый вовне, в социальной среде, в обществе – именно в этом смысле говорят об экономической, идеологической, социальной и иных функциях государства.

Принимая во внимание изложенное, функцию государства можно определить как роль, которую государство выполняет для реализации потребностей общества как системы более высокого уровня организации или интересов составляющих общество классов, социальных групп, отдельных индивидов.

1 Морозова Л.А. Функции Российского государства на современном этапе // Государство и право. 1993. № 6. С. 98; Куковский А.А. Некоторые вопросы определения понятия «функции государства» // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Сер. «Право». 2009. № 19. С. 7-8; Захаров А.В. Функции государства и отражение в них борьбы с современными глобальными экологическими вызовами человечеству // Вестник Тамбовского университета. Сер. «Гуманитарные науки». 2012. Т. 105. № 1. С. 240-241; Чиркин В.Е. Современное государство. М., 2001. С. 199.

2 Марченко О.В. Правотворческая деятельность как правовая форма осуществления функций государства // Вестник Саратовской государственной академии права. 2008. № 5. С. 20-26; Мигущенко О.Н. Влияние осуществления функций государства в организационно-идеологической форме на формирование правосознания // История государства и права. 2007. № 4. С. 36-38; Жигуленков М.В. К вопросу о формах осуществления функций государства // Гражданин и право. 2009. № 1. С. 65-69.

3 Игнатьев Д.В. Информационная функция государства и механизм ее реализации // Право и государство: теория и практика. 2010. № 1. С. 135-137; Гнатенко А.И. О механизмах реализации функций государства // Гражданин и право. 2009. №6. С. 92-94; Шамырбеков Н.Д. Охранительная функция права: понятие и механизм реализации в правовом государстве // Гражданское общество и правовое государство как факторы модернизации российской правовой системы: Материалы международной научно-практической конференции. Санкт-Петербург, 11-12 декабря 2009 г.Ч.1. СПб., 2009.С. 94-97.

4 Бабаев С.В. Теория функций современного российского государства. Автореферат дисс. . канд. юрид. наук. Н. Новгород, 2001. С.7.

5 Андреев А.Г. Охранительная функция государства в современных условиях. Автореферат дисс. . канд. юрид. наук. М., 2002. С. 7.

6 Резванова Л.А. Сущность социального государства и ее проявление в сфере образования. Автореферат дисс. . канд. юрид. наук. Ростов-на-Дону, 2004. С. 15.

7 Куковский А. А. Указ. соч. С. 6.

8 Алябьева Т.К. Теория и общественная практика происхождения государства. М., 2012. С. 233, 235; Кашанина Т.В. Происхождение государства и права. М., 2004. С.68.

9 Философский энциклопедический словарь. М., 1983. С. 751.

10 Там же. С. 751.

11 Там же. С. 751.

12 Малахов В.П. Общая теория права и государства. К проблеме правопонимания. М., 2013. С. 100.

13 Куриц С.Я., Воробьев В.П. Болезни государства. Диагностика патологий системы государственного управления и права. М., 2009. С. 25-29; Колобова Г.А. Государство как политический механизм обеспечения эффективной экономики // Актуальные проблемы государства и общества в области обеспечения прав и свобод человека и гражданина. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Ч. II. Уфа, 2011.С. 53-60.

§ 5.1. Понятие функций государства

§ 5.1. Понятие функций государства

Назначение государства, его роль в жизни общества выражается в его функциях. Функция[166] в теории государства и права означает направление, предмет деятельности того или иного политико-правового института, содержание этой деятельности, ее обеспечение. Основные направления деятельности законодательной, исполнительной и судебной власти в правовом государстве имеют общую природу. Их первостепенной целью является обеспечение гармоничной жизнедеятельности общества. Необходимость решения общих дел ставит перед государством определенные задачи, набор и содержание которых различны в доиндустриальном, индустриальном и постиндустриальном обществах. Таким образом, функции государства – это основные направления деятельности государства по решению основных задач, стоящих перед государством на том или ином этапе его развития, и представляют собой средство реализации этих задач. Содержание таких задач определяется различными внутренними и внешними факторами.

Государственные функции характеризуются некоторыми общими чертами:

1. Содержание каждой функции государства складывается из совокупности однородных аспектов государственной деятельности. Сходные стороны государственной деятельности объединяются в одну функцию исходя из специфики и характера тех общественных отношений, на которые они воздействуют.

2. В отличие от функций государственных органов (финансовых, прокуратуры и др.), специально предназначенных для определенной деятельности, функции государства охватывают его деятельность в целом.

3. Функции государства носят комплексный, собирательный характер. В них воплощается сосредоточение усилий государства на решающих, жизненно важных направлениях его внутренней или внешней деятельности.

4. Функции государства необходимо также отличать от видов государственной деятельности (расследование уголовных дел, таможенный контроль), которые могут осуществляться либо специально уполномоченными на то органами, либо структурными подразделениями различных органов государства.

5. Функции государства нельзя отождествлять с формами и методами их реализации.

Вся функциональная деятельность современного государства направлена на достижение генеральной цели: блага человека, его нравственного, материального и физического благополучия, максимальной правовой и социальной защищенности личности. Государство всегда должно выступать как верховный защитник законных интересов личности.

Читайте также

§ 5.1. Понятие функций государства

§ 5.1. Понятие функций государства Назначение государства, его роль в жизни общества выражается в его функциях. Функция[166] в теории государства и права означает направление, предмет деятельности того или иного политико-правового института, содержание этой деятельности,

§ 5.2. Эволюция функций государства

§ 5.2. Эволюция функций государства Функции государства подвергаются не только влиянию как собственно государственных изменений, так и изменений условий существования самого государства, т.е. изменений внешних условий, внешней среды, в которой живет и действует

§ 5.3. Метод классификации функций государства

§ 5.3. Метод классификации функций государства Классификация функций государства имеет своей непосредственной целью создание условий для их более глубокого и разностороннего изучения и более эффективного применения. Она дает возможность вырабатывать практические

§ 5.4. Формы и методы реализации функций государства

§ 5.4. Формы и методы реализации функций государства Функции государства осуществляются в определенных формах и определенными методами. Формы осуществления представляют собой деятельность конкретных государственных органов по реализации функций государства. Они

Понятие и признаки государства

Понятие и признаки государства Государство – это суверенная универсальная организация политической власти, призванная обеспечить оптимальную жизнедеятельность людей, имеющая свою территорию, аппарат принуждения, создающая право и взимающая налоги, необходимые для

2. Понятие и система правоохранительной деятельности государства как средства поддержания режима законности и дисциплины в жизнедеятельности гражданского общества и государства

2. Понятие и система правоохранительной деятельности государства как средства поддержания режима законности и дисциплины в жизнедеятельности гражданского общества и государства В соответствии с ныне действующей Конституцией РФ охрана и защита ее основополагающих

1. Понятие и признаки государства

1. Понятие и признаки государства Вопросы о государстве, его понятии, сущности и роли в обществе с давних пор относятся к числу основополагающих и дискуссионных в государствоведении. Это объясняется тремя причинами. Во-первых, эти вопросы прямо и непосредственно

§ 1. Понятие, значение и объективный характер функций государства

§ 1. Понятие, значение и объективный характер функций государства Любое государство с разной степенью активности, но постоянно действует, ибо пассивность, бездеятельность противопоказаны самой его природе и назначению. В данной главе государство и рассматривается с его

§ 2. Классификация и эволюция функций государства

§ 2. Классификация и эволюция функций государства Проблема классификации функций государства осложняется тем, что у различных исторических типов государств функции существенно различаются. И все же их можно классифицировать по некоторым общим для них признакам.Как уже

§ 3. Формы и методы осуществления функций государства

§ 3. Формы и методы осуществления функций государства Государство должно выполнять свои функции в присущих ему формах, применять в своей деятельности различные методы.Различаются правовые и неправовые формы реализации функций государства. В правовых формах отражаются

6.1 Понятие функций государства. Факторы воздействия на них

6.1 Понятие функций государства. Факторы воздействия на них Функции государства — это главные социально значимые направления его деятельности на конкретно-историческом этапе развития общества. В процессе функционирования государства оказывается целенаправленное

6.2 Классификация функций государства

6.2 Классификация функций государства Разнообразные по содержанию функции государства классифицированы. Нередко основаниями для классификации избираются: объекты воздействия и сферы государственной деятельности, территориальный ее масштаб; способы государственного

6.6 Формы и методы реализации функций государства

6.6 Формы и методы реализации функций государства Государство осуществляет свои функции в особых формах и посредством специфических методов.Формы реализации функций государства показывают, какое внешнее выражение приобретает деятельность государства, как она

7.4 Понятие, сущность бюрократии и ее роль в выполнении функций государства

7.4 Понятие, сущность бюрократии и ее роль в выполнении функций государства Как уже отмечалось, отличительным признаком государственного аппарата является то, что в его составе работают специалисты на профессиональной основе. Их обычно называют государственными

Ссылка на основную публикацию