Духовные ценности – определение, виды, роль в жизни человека и общества

Духовные ценности человека — что это такое

В нашем мире всё имеет свою ценность — материальное и духовное. Но не все точно знают, что такое духовные ценности. В детстве мы ценим любовь и заботу взрослых, в подростковом возрасте начинаем привязываться к материальным вещам, а во взрослом возрасте нас может поглотить погоня за материальными ценностями.

Я на всю жизнь запомнила слова пожилой учительницы, которая жила в нашем доме, о приоритете нравственных ценностей над материальными. В тот день мы сдали экзамен в школе и отдыхали на лавочке во дворе. Пожилая женщина подошла к нам и сделала замечание, на что мы ответили грубостью. И вот по прошествии многих лет стали понятны ее слова: «Поступай с людьми так, как хочешь, чтоб с тобою поступали». Это еще называют эффектом бумеранга.

Материя и дух

По многочисленным просьбам подписчиков мы подготовили точный гороскоп-приложение для мобильного телефона. Прогнозы будут приходить для вашего знака зодиака каждое утро – пропустить невозможно!
Скачайте бесплатно: Гороскоп на каждый день 2020 (доступно на Android)

Философы всех времен и народов искали ответ на вопрос, что первично — дух или материя. До сих пор нет общепринятого ответа на поставленный вопрос и нет единого мнения относительно превалирования материи над духом. Очевидно только одно: существуют тленные и нетленные субстанции. К нетленной субстанции относят душу и духовные ценности. Духовные ценности — это то, что невозможно потрогать руками и ощутить на вкус, но оно приносит наслаждение.

На заметку! Духовные ценности — это некие идеалы, которые невозможно оценить или измерить.

К духовным ценностям относят и моральные устои, которые человек тщательно оберегает и готов отстаивать их значимость. Моральные устои формируются в детстве под влиянием воспитания родителей. Ребенок начинает осознавать, что его поведение может быть хорошим и плохим. Маленький человек понимает, что за хорошие поступки последует вознаграждение, а за плохие накажут. Хотя поступок человека нельзя потрогать руками, тем не менее он существует и может оцениваться положительно либо отрицательно. Так и начинается знакомство с духовными категориями.

С материальными категориями намного проще — к ним можно прикоснуться, их можно купить или сделать своими руками.

К материальным ценностям относятся:

  • денежные знаки;
  • товары в магазине;
  • драгоценности;
  • недвижимость;
  • предметы роскоши.

Духовные ценности невозможно продать или обменять, увидеть или ощутить тактильно. Они невидимы и находятся во внутреннем мире каждого человека. У животных духовных ценностей нет — только инстинкты.

К духовным категориям относят:

  • дружбу;
  • любовь;
  • преданность;
  • взаимопонимание;
  • творчество, искусство;
  • религиозные чувства;
  • нравственные идеалы;
  • моральные качества.

Привязанность к материальным ценностям свойственна молодым людям и людям среднего возраста. Очень редко встречается пожилой человек, для которого материальное имеет особенное значение. Это происходит от осознания, что деньги не помогут приобрести любовь и дружбу. Возможно, на это осознание потребовались годы.

Духовные категории относятся к внутреннему миру человека и формируют его как личность. Благодаря им формируется мировоззрение и индивидуальный взгляд на мир, осуществляется поиск истины и красоты. С помощью духовных ориентиров мы ежедневно делаем правильный (с нашей точки зрения) выбор и принимаем ответственные решения.

Нравственные идеалы

Об этой духовной категории стоит поговорить отдельно. К нравственным идеалам психологи относят:

  • смысложизненные;
  • эстетические;
  • собственно нравственные;
  • семейные.

Смысложизненные идеалы выражают нашу мировоззренческую позицию. Она обычно формируется воспитанием дома и в школе. Затем мировоззрение может кардинально измениться, если этому будут способствовать жизненные обстоятельства. Мировоззрение формирует отношение личности к окружающему миру и людям.

Эстетика относится к душевным переживаниям и отражает состояние души человека. Эстетические чувства формируются по мере самореализации индивидуума в обществе. К этой категории относится чувство прекрасного и трагичного, возвышенного и комичного.

Собственно нравственные ценности определяют взаимоотношения между членами общества. К ним относится патриотизм, взаимовыручка, понятия добра и зла. Стремление к исполнению нравственного долга перед родителями, Родиной и обществом формируется в процессе воспитания ребенка родителями и школой. В дальнейшем нравственные категории могут расширяться и охватывать такие понятия, как честь, совесть, личное достоинство, справедливость и человеколюбие.

Семейные ценности лежат в основе нравственного воспитания человека как ячейки общества. Именно в семье происходит первый опыт социализации маленького гражданина. Без семьи ребенок бы повторил судьбу Маугли, который был лишен наглядного примера социально-общественных отношений. В семье ребенок получает первые уроки добра и зла, питается духовной пищей вместе с материальной, формируется как член общества.

Духовные понятия

Теперь рассмотрим основные духовные понятия, принятые в нашем обществе. Хочется сразу сказать, что духовность — это не только религиозные чувства. В понятие духовного входит всё, что не относится к материальному. С этим не согласны религиозные деятели, но с точки зрения психологии это именно так.

  • красота;
  • добро и зло;
  • истина;
  • искусство;
  • творчество;
  • любовь.

Красота — явление нематериальное, ее невозможно потрогать. Но в душе красота оставляет неизгладимый след, дарит наслаждение и удовольствие. Однако красота в нашем мире проявляется только через материальный носитель — тело человека, голос, произведение искусства, местность. Ощущение красоты у всех разное, и оно во многом зависит от воспитания и местного менталитета. То, что считается красивым у европейцев, может восприниматься как уродливое у азиатов, и наоборот. Поэтому красота — категория весьма относительная.

Добро и зло тоже формируются под влиянием духовных категорий. В разных общественных образованиях эти понятия не совпадают. В российском обществе добрым считается человек, умеющий сострадать другим и протягивающий руку помощи всем нуждающимся. Добрый человек не мыслит жизнь ради себя, ему необходимо помогать другим и жить их интересами. Принести миру пользу — вот кредо доброты. Соответственно, зло является полной противоположностью добра.

Истину тоже невозможно потрогать руками и ощутить на вкус/запах. Однако из-за истины погибло намного больше людей, чем от вражды. Поиск истины не дает покоя и современным людям: до сих пор ее не нашли. Истина, как и красота, у всех разная. Порой истина воспринимается как ложь, а ложь почитают за истину. Почему так происходит? На это нет ответа даже у философов.

Любовь тоже относится к духовным категориям. Это именно то чувство, в котором нуждаются все люди на земле. Любовь встречает новорожденного младенца в лице матери и сопровождает его всю жизнь. Любовь бывает разной — дружеской, супружеской, родительской, сыновней — но в ее основе всегда лежит альтруизм. Если альтруизм отсутствует в отношениях, о настоящей любви не может быть и речи. Любовь — это всегда сопереживание, верность, уважение и доверие.

Искусство относится к категории духовных ценностей с самого начала существования людей. Через искусство люди выражают свое отношение к миру, другим людям и обществу в целом. Искусство — это выражение своих чувств и эмоций через слово, движение, пение или изображение. Искусство может быть реалистичным и сюрреалистичным, смотря на каких творческих позициях стоит художник и как воспринимает мир.

С искусством тесно связано творчество, через которое люди реализуют свои способности и таланты. К творчеству относят памятники выдающимся деятелям, литературу, поэзию, живопись и музыку. Творческое начало присуще только человеку, поэтому у него имеются духовные потребности самовыражение через звук, движение и цвет.

Однако творчество обязательно выражается через материальную субстанцию. Поэтому, чтобы приобрести произведение литературного жанра или картину, нужно заплатить деньги.

Бездуховность

Можно ли прожить в нашем мире без духовных ценностей, используя только материальную субстанцию? Это возможно, как возможна бездуховная жизнь животных и растений. Бездуховный человек отрицает нравственные и моральные категории, руководствуется собственной выгодой. В современном обществе бездуховность приняла устрашающие размеры и может привести к утрате общечеловеческих ценностей.

Современные средства информации навязывают обществу приоритет потребления материальных вещей над духовными ценностями, утрату нравственных ориентиров. Родители не имеют времени воспитывать своих детей, так как находятся постоянно на работе. Дети черпают информацию из СМИ и соцсетей, где ведется пропаганда преимущества материального потребительства.

Рекламодатели тратят огромные суммы денег, чтобы убедить людей приобрести их товар и вместе с ним счастье. То есть счастливым современный человек может стать только после приобретения товара высокого качества. Замена духовных ценностей материальными — отличительная черта нашего времени.

Бороться с бездуховностью можно только с помощью просветительской работы. Ответственность за формирование правильного мировоззрения у детей должна нести школа. Религиозные учреждения тоже вносят свой вклад в развитие духовности у населения, и только совместная работа школы и религиозных центров могут сдвинуть ситуацию с мертвой точки.

Духовные ценности: понятие, признаки, виды

Духовные ценности — это система убеждений, традиций, норм морали, которые формируют приемлемое и неприемлемое поведение человека в обществе, а также задают идеалы, к которым стремится общество. Они определяют отношение человека к самому себе, другому.

Это наверное самая абстрактная тема в обществознании при подготовке к экзаменам. Мало кто вообще понимает, что они в себя включают. В этой статье мы кратко дадим четкое определение, структуру этих ценностей. Как всегда материал разберем на примерах.

Суть и примеры

Определение коротко и ясно мы привели в начале статьи.

То есть в сущности мы имеем здесь дело с любыми неформальными нормами, которые определяют жизнь человека в обществе. Также эти ценности определяют некие духовные вершины, к которым общество должно стремиться. Дальше разберем примеры.

Мораль

Мораль это система представлений и норм и добре и зле, о том, какое поведение правильное и приводит к добру и о том, какое не правильное и приводит к злу. Более подробно про мораль читайте здесь. А тут также расписал про функции моральных норм.

Например, морально: помогать младшим братьям и сестрам, родителям по дому; помочь перейти престарелому человеку через дорогу; не лгать и пр.

Стремление к морали отражает двойственную природу человека

Аморально: делать всё наоборот — предавать, в глаза лгать человеку, который тебе доверяет; посылать престарелого человека на три буквы, когда он просит уступить ему сидячее место в транспорте. Такое поведение также называют девиантным и асоциальным.

Мера соответствия поведения человека моральным нормам называется нравственностью. Представления о морали и нравственности человек должен усвоить в ходе вторичной социализации. Весомую роль в этом играют агенты социализации: учителя, воспитатели, родители, правоохранительные органы и пр.

Высокие моральные стандарты должны быть свойственны для политической элиты общества. Тогда в целом и само общество будет воспроизводить эти ценности.

Традиции

Традиции — это еще один пример духовных ценностей. Они включают в себя неформальные нормы, которые воспроизводились обществом на протяжении сотен, а подчас и тысячи лет! В силу такого огромного времени, мало кто вообще понимает, что делает, в чем смысл соблюдения той или иной традиции.

Ну, например, есть традиция на кладбище в России огораживать каждую могилу. Или традиция поедания пищи прямо на кладбище, прямо на могилке — в такой христианский праздник, как Троица, или родительская суббота. Ну то есть — миллионы россиян идут на кладбище, устраивают там пир на весь мир, напиваются алкогольными напитками и никакие возвращаются домой. Странно? Да! Но такова традиция. Есть еду на кладбище как минимум — не гигиенично. Распитие спиртных напитков на святой земле, да еще в христианский праздник (ну, если ты считаешь себя правоверным христианином) как минимум — кощунство.

Но такова традиция! Сюда же относится и народная культура.

Или к примеру — традиция в этикете — пропускать девушку вперед. И ведь обижаются, если ты мужчина — сам проходишь вперед нее. А ведь это неразумно. Мало ли что там может с ней, с девушкой за дверью случится: снег в башку попадет, кирпич упадет; да и вообще как минимум там незнакомое пространство, в которое первым должен заходить мужчина! Но, такова традиция.

Или еще пример. Вот ёлку ставить на Новый год. Елки эти (живые деревья так-то) массово вырубают, продают, наряжают в игрушки, а через неделю — выбрасывают на помойку. Массовое жертвоприношение елок на Новый год! Грин пис отдыхает! Но, такова традиция!

Также про другие примеры интересных обычаев и традиций можно почитать тут.

Этикет

Этика — это наука о правильном и должном поведении. Существуют разные школы этикета. Понятно, что на обыденном уровне принято принимать пищу не руками, а инструментами (как минимум вилкой или ложкой), не ругаться нецензурной бранью в общественных местах, уступать места престарелым людям в транспорте и многое другое.

Этикет, как система представлений о должном общении между людьми. Тут важно всё: от одежды до манер

Понятно, что чем выше по уровню развития общества, тем и этикет будет сложнее. Например, в Японии не дай Бог не рассчитать угол наклона тела при приветственном поклоне, или обратиться не подобающим образом к тому или иному человеку — сочтут невеждой.

Или например, на Кавказе как принято пить вино: каждый говорит тост, а затем все выпивают. В общем, норм этикета очень много, и все они рознятся от одного государства к другому.

Эстетика

Эстетика — это система норм о прекрасном и безобразном. То есть существуют устойчивые, и даже научные представления о прекрасных вещах и безобразных! А вы как думали?! На эту тему настоятельно рекомендую прочесть книгу «Источник» Айн Рэнд. Очень завораживающее художественное произведение о том, что на самом деле прекрасное. Кстати, про актуальные виды искусства узнаете тут.

Натюрморт как жанр изобразительного искусства и образец представлений о прекрасном

Или например, лет 120 — 150 назад красивой считалась полная девушка — тем полнее, тем лучше. Такая тебе и воды из колода на носит, и корову подоит, и траву покосит, и детей нарожает! А сейчас, как понимаете — наоборот — чем тоще, тем лучше!

А вообще подробнее про искусство можно почитать здесь.

Религия

Религия — это система представлений и верований в сверхъестественные силы. Подробнее про религию читайте здесь. Сегодня в мире масса всевозможных религий: есть мировые — Христианство, Буддизм, Ислам, Иудаизм; есть попроще — фетишизм, язычество, магия. Кстати, актуальный список здесь.

Религия выполняет множество функций: от социализации и контроля — до компенсаторной — то есть религия может компенсировать страх смерти верой в загробную жизнь, например. В общем, полезная штука!

Древнерусские подвижники и святые, например, в христианстве, являются не только образцами высоких моральных ценностей и нравственности, но и служат примером для подражания, выступая таким своеобразным незримым агентом социализации.

Думаю, вы получили представление о духовных ценностях. Также рекомендую Вам мои статьи: про духовную культуру и про духовную жизнь общества.

Духовные ценности — определение, виды, роль в жизни человека и общества

Несмотря на все проблемы современного общества, духовные ценности не перестают играть в нем значимую роль, занимая определенную нишу в жизни абсолютного большинства людей. Стремление к высшему идеалу, имеющему мало общего с материальным миром, не покидает представителей человечества, благодаря чему, возможно, оно еще существует на планете, не истребив друг друга в войнах и в своих низших порывах, которые, увы, также имеют широкое распространение.

Основные понятия и суть вопроса

Рассуждая на тему основных духовных ценностей, первая ассоциация, которая приходит на ум, — это соответствие некоему общечеловеческому идеалу, являющемуся высшим проявлением культуры, воспитания и внутренней добродетели. Безусловно, далеко не каждый человек может на все 100 процентов относиться к условному обществу с высокими моральными принципами, однако это вовсе не подразумевает бессмысленность стремления к подобного рода эталонам, тем более что речь не идет о каком-то стандартном комплексе с обязательным выполнением определенных обязательств.

Виды духовных ценностей

Часто под высокими моральными ценностями понимают некий путь, флюгер, на который следует ориентироваться в принятии жизненно важных решений, также являющихся неотъемлемой частью каждой человеческой судьбы. Также не стоит полагать, будто приверженность духовному является неким даром свыше, талантом или данностью природы, наблюдающейся у конкретного индивида, которую очень трудно привить, ведь не последнюю роль в этом вопросе играет воспитание.

Проще говоря, стремление к соблюдению высоких моральных устоев необходимо прививать с самого детства, прежде всего, демонстрируя всю важность этого аспекта на собственном примере. Естественно, не стоит забывать и о том, что многие приоритеты меняются только с возрастом в силу приобретения жизненного опыта, и именно поэтому суть этих ценных познаний порой так сложно донести до неокрепших умов.

Тем не менее существует несколько действенных методов, которые помогут добиться желаемого результата. И прежде всего следует отойти от нудных нравоучений в сторону искренних разговоров с объяснением конкретных ситуаций и донесением их морали самыми простыми словами, ведь недаром говорится, что ребенок — это чистый лист, воспринимающий информацию буквально и только тогда впитывающий ее, словно губка.

Если же взрослый человек хочет разобраться в сути нравственных идеалов с целью повышения уровня собственного развития, то ему прежде всего стоит ознакомиться с тем, какие виды этих самых идеалов вообще существуют. Такой подход к вопросу поможет понять, в каком именно направлении необходимо двигаться дальше. Так, во все времена существовали следующие духовные ценности, к которым стремились и продолжают стремиться люди из разных сословий вне зависимости от собственного возраста, положения, социального статуса и достижений:

  • Смысложизненные, отражающие мировоззрение отдельного общества или целого народа, оказывающих определяющее воздействие на культуру и менталитет.
  • Нравственные, с помощью которых определяется определенная модель поведения, считающаяся общепринятой нормой для конкретного социума. Фактически речь идет о своеобразном духовном этикете, задающем тон общения между людьми, любые отклонения от которого практически всегда встречаются всеобщим осуждением. В то же время не стоит путать высокую нравственность с хорошими манерами, ведь она является продуктом совести, а не страхом быть отвергнутым в конкретном обществе.
  • Эстетические, подразумевающие комфортное сосуществование с миром и внешней средой, даже если они не слишком дружелюбны. Этот вид ценностей определяет душевную гармонию, которая связана с самореализацией и стремлением к прекрасному, помогающему противостоять даже самому агрессивному окружению, и искусство в этом плане играет одну из ключевых ролей.

Нужно помнить, что высокий уровень духовного развития — это не конечная точка, а постоянный процесс обучения, который не ограничивается одними только знаниями. К примеру, ключевое значение в вопросе имеют и эмоции, испытываемые человеком, ведь глубина мышления сильно зависит от восприятия той или иной ситуации, ее проживания и переживания.

Структура и особенности

Кроме того, не стоит забывать о тесной связи между нравственным и материальным, ведь нередки ситуации, когда первое становится невозможным без второго. Объясняется этот фактор довольно просто, ведь человек, поставленный в жесткие рамки тяжелых жизненных обстоятельств, становится более ограниченным в духовном развитии, будучи вынужденным удовлетворять собственные потребности первой необходимости.

Случается и так, что какие-то беды и большие моральные потрясения делают людей более жестокими и равнодушным, и выработавшиеся черствость и циничность начинают отступать только в случае приобретения продолжительного положительного жизненного опыта. Отличие же материальных приоритетов от духовных прежде всего обусловлено тем, что тяга к каким-то физическим благам не дается человеку по умолчанию, т. к. не является чертой характера, а, скорее, относится к приобретенным потребностям, обусловленным совокупностью определенных факторов (общество, навязанные устои, воспитание, образование и пр.).

Формирование новой личности во многом зависит от того, какие ценности ей будут прививаться изначально. Сегодня ученые приводят простейшую классификацию мировоззренческих приоритетов, приверженность к которым и делает человека человеком. В этот список входят следующие ключевые примеры духовных ценностей:

  • Здоровье. Очень важная составляющая ценностной иерархии, ограничения которой тесно связаны с нравственностью.
  • Любовь. Определяющее проявление межполового взаимодействия, включающее в себя не только душевную привязанность, но и сексуальность. Одно из самых сильных духовных проявлений, способных как возвысить человека, так и принизить его, обнажив самые низменные качества людской натуры.
  • Семья. Не менее важный аспект, отражающий отношение индивида к тем людям, с которыми он связан тесными родственными связями. Мужья, жены, дети, родители, братья, сестры — любовь и почитание этих людей является одним из высших духовных проявлений, к которым всегда нужно стремиться, невзирая на какие-либо негативные жизненные обстоятельства, личные обиды и недопонимание.
  • Профессия. У многих людей определение сознания зависит именно от этого аспекта, а также отношений, складывающихся во время трудовой деятельности с другими людьми.
  • Интеллект. Интеллектуальное развитие является мощнейшим стимулом для развития духовного, но только в том случае, если оно не носит негативный характер, обусловленный циничным отрицанием тех нравственных устоев, которые считаются приемлемыми для определенного сформировавшегося общества.
  • Смерть и жизнь. Один из главных критериев духовного развития, под которым понимается осознанное отношение человека к вопросам жизни, смерти, мироздания, религии и исповедующей ее церкви.
  • Социальная ответственность. Определяется степенью сознательности индивида по отношению к сформировавшемуся вокруг него обществу, социуму в целом, действующей политической власти и самому государству. Любовь к Родине и воспитание духа патриотизма можно отнести сюда же, ведь речь идет о неотъемлемой составляющей обществознания и человеческой нравственности.
  • Увлечения. Важнейшая часть культурного уровня развития каждой личности, которую можно и нужно развивать, причем в самых разных направлениях, что дает возможность открывать в себе неожиданные качества и уникальные способности, также тесно связанные с вопросами нравственности и духовности.

Вот основные киты, на которых держатся высокие идеалы, играющие колоссальную роль в судьбе отдельной личности и общества в целом. Иногда приоритеты спускаются сверху вниз, навязываясь общественности государством, что не всегда правильно, ведь свобода выбора и демократия является еще одной неотъемлемой составляющей высоких принципов, отрицающих искусственное их создание, насаждение и формирование некоего идеала.

Учение Макса Шелера

Этот известный немецкий ученый, последователь Эйхена, сумел противопоставить собственные труды о ценностях знаменитой этике философа Канта. В основе учения Шелера, жившего и трудившегося на рубеже XIX—XX вв. , наблюдалась четкая последовательность, согласно которой ценность бытия индивида предшествовала его восприятию, тогда как сама действительность этих ценностей не зависела от знаний, также предшествуя им.

Кроме того, философ выделял не только ценности, но и неценности, проводя их упорядочивание в соответствии с определенными рангами. Согласно его теории:

  • ценности святого (верующего) противопоставлялись ценностям порочного человека;
  • разум, под которым понималась красота, ум и справедливый суд противостояли лжи, нарушению порядка и судебной справедливости;
  • жизнь и честь против порока и бесчестья;
  • удовольствие против неприятных повинностей и неудовольствия вследствие них;
  • польза против бесполезности;
  • беспорядок сердца (неопределенность в отношениях и чувствах к другой личности, неразборчивость, хаос) против упорядоченности чувств.

Естественно, многие из перечисленных аспектов успели утратить свою актуальность в силу того, что мир не стоит на месте, а стремительно развивается и формирует новые ценности. Однако если постараться вникнуть в суть вопроса, то становится очевидно, что в основе всех новых положений лежит хорошо забытое старое, теоретическое упорядочивание которого удалось выполнить таким светилам, как Шелер.

Значение для современного общества

Со временем Шелер стал постепенно отходить от католической привязки, считавшейся одной из определяющих составляющих нравственности общества тех лет, сосредоточившись на том, что любой кризис в духовном человеческом развитии обусловлен отказом от формировавшихся веками устоев в пользу чего-то нового, требующего построения нравственных идеалов с нуля. Примечательно, что в оправдание этой теории философ приводил постепенно утратившие свою актуальность достижения эпохи Возрождения, формировавшиеся в течение нескольких сотен лет.

Кризис и пути выхода из него

Акцент делался на постепенном развитии потребительства, вытеснявшего все нравственное и духовное, что, в принципе, во многом актуально и для современного общества. Изначально речь шла о стремительной индустриализации как одном из инструментов для личного обогащения и достижения максимального комфорта в повседневной жизни, тогда как сегодня к этой отрасли добавился еще и научно-технический прогресс с его впечатляющими темпами развития, преследующими те же цели.

При этом любая попытка принудительного ограничения потребительства самым негативным образом сказалась бы на развитии государственной экономики, что также является недопустимым. Именно поэтому многие ученые сходятся в одном мнении: единственным способом, который сможет отвлечь человечество от вечной погони за материальными благами, является привитие обществу какой-то новой ценности, притом что ее еще предстоит сформировать.

Роль в России

Сейте! Спасибо вам скажет сердечное

— Николай Алексеевич Некрасов, 1876

Эти строки, написанные великим русским классиком, как нельзя более точно отображают глубокое значение нравственности в жизни российского народа. Однако это бесценное качество заснуло на долгие годы, проснувшись только недавно в связи с тем, что правительство начало уделять больше внимания вопросам патриотизма и религии, а в частности — христианским канонам. Именно на православное вероисповедание как одну из ключевых духовных ценностей наряду с патриотизмом и любовью к семье и делается ставка.

Но для того чтобы понять, какова роль духовных ценностей в жизни человека в России сегодня, необходимо оценивать реалии, которые все еще демонстрируют разобщенность, обусловленную стремлением большинства отдельных представителей общества к личному обогащению. Тем не менее русские люди считаются одной из самых духовных наций, поэтому шансы на реабилитацию все-таки есть, и они достаточно велики.

Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества
статья на тему

Скачать:

ВложениеРазмер
dokument_microsoft_word.docx14.97 КБ

Предварительный просмотр:

«Духовные ценности и нравственные идеалы

в жизни человека и общества».

На мой взгляд, тема данного эссе в настоящее время весьма актуальна и современна, так как многие нравственные ориентиры в жизни современного общества сейчас утрачены, оно больно бездуховностью, безнравственностью, чёрствостью и равнодушием. Я считаю, своевременно был введён предмет по изучению основ духовно-нравственной культуры. Именно на этих уроках дети осознают и понимают, что настоящий человек начинается там, где есть святыни души. К важнейшим вопросам, касающимся взаимоотношений между Миром и Человеком, относится внутренняя духовная жизнь человека, т.е. основные ценности, которые лежат в основе его существования. Человек не только познает мир как сущее, стремясь раскрыть его объективную логику, но и оценивает действительность, пытаясь понять смысл собственного существования, переживая мир как должное и недолжное, благое и пагубное, красивое и безобразное, справедливое и несправедливое и пр. Поэтому то, одной из важнейших проблем воспитания, над которой бились и бьются поколения педагогов – это проблема духовного и нравственного становления личности. Духовный рост человека, обогащение его новыми знаниями, высокий уровень профессиональных навыков становятся не только условиями гармонического развития личности, но и необходимыми предпосылками активного участия каждого в совершенствовании всех сторон общественной жизни. Важную роль в этом играют ценности, особенно духовные.

В настоящее время в реальной повседневной жизни мы можем встретить самые различные уровни воплощения нравственных ценностей, самые различные уровни моральности, от святости до низменности, цинизма. Духовные ценности включают в себя мудрость, понимание целей общества, понимание счастья, милосердие, терпимость, самосознание. Духовные ценности мотивируют поведение людей и обеспечивают стабильное отношение между людьми в обществе. Поэтому, когда мы говорим о духовных ценностях, нам не избежать вопроса о социальном характере ценностей. В духовных ценностях (научных, эстетических, религиозных) выражается общественная природа самого человека, а также условия его бытия. Но, к сожалению, в нашей стране произошла утрата ценностей. Сейчас произошла смена ценностных ориентиров у общества и подрастающего поколения, в частности. Понятия «честность», «справедливость», «доброта» не выдерживают конкуренции перед «престижностью». Наше общество больно: оно пронизано корыстью, жаждой накопительства, отсутствием твердых моральных устоев, что отрицательно влияет на развитие нравственных потребностей школьников. Ведущими мотивами стали эгоистические и прагматические: мы забыли и не понимаем, как можно жить для других; как можно жертвовать собой ради других. Под влиянием окружающего мира и пропаганды СМИ у детей формируется антиидеал. Основной проблемой развития духовно-нравственной культуры в школьном возрасте стала потеря

нравственного идеала. Поэтому, на мой взгляд, важнейшей задачей педагога в современном обществе стало: формирование у детей потребности в идеале; необходимость найти и указать образец, достойный подражания. Ведь у человека, особенно у молодого, существует острая потребность в достойном, авторитетном идеале, который в определенной мере определяет содержание нравственных ценностей той или иной личности. Поэтому вполне резонно можно заключить: каков у человека идеал, таков он и сам. Духовно-нравственное развитие личности – это сложный, продолжительный процесс. На протяжении всей жизни человек усваивает опыт прошлых поколений, определяет свою жизненную позицию, и мы, педагоги должны постараться, чтобы этот процесс шел не стихийно, под влиянием сомнительных идеалов, а целенаправленно. Базовые национальные ценности лежат в основе целостного пространства духовно – нравственного развития и воспитания школьников, т. е. уклада школьной жизни, определяющего урочную, внеурочную и внешкольную деятельность обучающихся. Как же привить российскому школьнику нравственность, духовно-нравственную культуру? Основной путь нравственного воспитания детей и молодежи России – это систематическое преподавание в школе духовно – нравственной культуры, основанной на многовековых религиозных ценностях и проистекающих из них культурно-исторических традициях народа

Основным содержанием духовно-нравственного воспитания должны быть базовые национальные ценности, каждая из которых раскрывается в системе нравственных ценностей (представлений): патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, семья, труд и творчество, наука, традиционные российские религии. Процесс воспитания нравственности представляет собой довольно сложное явление, ибо именно оно формирует базовые качества человека, приобщает к вечным, глубинным человеческим ценностям.

Задача нравственного воспитания состоит не только в простом нравственном просвещении, но и в формировании навыков, умений реализовывать нравственные ценности в самых разнообразных житейских ситуациях, в выработке нравственного творчества, а также стремления к нравственному совершенствованию.

Таким образом, духовные ценности играют важную роль в гармоническом

развитии личности и являются необходимыми предпосылками участия каждого человека в совершенствовании всех сторон общественной жизни. Основа нравственного поведения – это поступок, и человеку в жизни нужен конкретный пример для подражания – нравственный идеал, нечто возвышенное и недосягаемое. В нашем современном обществе, с низким уровнем нравственной культуры и поведения, задача нравственного воспитания состоит прежде всего не в нравственном просвещении, а в формировании умений реализовать нравственные ценности.

Ценности в жизни человека

Духовные ценности человека — это набор понятий и принципов, которых личность придерживается и которые готова отстаивать. Первые понятия складываются в детстве под влиянием близких. Семья формирует у ребенка понятие об окружающем мире и учит хорошему или плохому поведению.

Какие бывают принципы

Ценности делятся на материальные и духовные:

  • материальными считаются деньги, совокупность дорогих товаров, драгоценности, предметы роскоши и т. д.;
  • духовные ценности — объединение важных для индивида нравственных, моральных, этических и религиозных понятий. К ним относятся любовь, уважение, дружба, творчество, честность, преданность, миролюбивость, понимание. Понятие «духовный» происходит от слов «дух», «душа». Это свидетельство того, что нужно ценить душевные качества людей.

Любой индивид в той или иной степени зависит от материальных благ. Но нельзя ставить материальное благополучие выше духовных принципов.

С возрастом приоритеты меняются. Это происходит под влиянием окружающих людей и произошедших событий. В дошкольном возрасте дети ценят дружбу, родительскую любовь, и им безразлично, какие материальные предметы их окружают и богаты ли их друзья. В школьном и подростковом возрасте мальчики и девочки обращают внимание на уровень достатка своих и чужих родителей. Часто духовные и моральные принципы уходят на второй план. В старшем возрасте приходит осознание, что за деньги не купить доверие, любовь, честность, и нравственные ценности становятся приоритетными. Важно с ранних лет прививать детям доброту, способность понимать и сочувствовать.

Виды нравственных идеалов

Виды духовно-нравственных ценностей:

  1. Смысложизненные. Отражают мировоззрение народа и его отношение к своей культуре. Они же формируют личность и помогают определить отношение к окружающим людям и всему миру.
  2. Нравственные. Эти ценности регулируют взаимоотношения людей. К ним относятся понятия добра, вежливости, взаимопомощи, чести, верности, патриотизма. Благодаря нравственным понятиям появилось известное высказывание: «Поступай с людьми так, как хочешь, чтобы поступили с тобой».
  3. Эстетические. Этот вид ценностей подразумевает душевный комфорт. Он наступает, когда индивид самореализовался и находится в гармонии с собой и окружающим миром. Эстетические ценности включают в себя понятия возвышенного, прекрасного, трагического и комичного.

Основные духовные понятия

Добрые люди счастливее остальных, потому что, совершая добро, они несут миру радость и пользу, помогают окружающим. В основе добрых поступков лежит сострадание, бескорыстие и желание помочь. Таких людей уважают и любят.

Красота

Увидеть красоту в окружающем мире и передать ее другим способен только талантливый человек. Красота вдохновляет творческих людей создавать произведения искусства. Этот важный ориентир стараются найти многие художники, поэты, артисты и музыканты.

Истина

Эта ценность ведет к самопознанию и поиску ответов на важные нравственные вопросы. Истина помогает людям отделить добро от зла, разобраться в отношениях, проанализировать свои действия. Благодаря истине как духовной потребности человечество создало свод моральных законов и правил поведения.

Искусство

Искусство вносит огромный вклад в развитие личности. Оно побуждает нестандартно мыслить и раскрывать внутренний потенциал. Благодаря искусству круг интересов индивида расширяется и позволяет духовно развиваться, видеть прекрасное. Деятели искусства на протяжении всей истории вносили свой вклад в культуру и повседневную жизнь.

Творчество

Эта духовная потребность помогает личности реализовывать индивидуальные таланты, развиваться и стремиться к высокому. Творчество способствует проявлению способностей во благо общества. Творческие деятели склонны преображать мир, они идут к новому, мыслят шире и продуктивнее, оставляя после себя:

  • памятники культуры;
  • литературу;
  • музыку;
  • живопись.

Все эти вещи в совокупности влияют на общество и побуждают других людей развиваться и не стоять на месте. В повседневной жизни творческие личности помогают прогрессу преображать окружающий мир.

Любовь

Эта один из первых нравственных ориентиров, с которым сталкивается человек. Родительская, дружеская любовь, любовь к противоположному полу рождает множество эмоций. Под влиянием любви формируются другие ценности:

  • сопереживание;
  • верность;
  • уважение.

Без нее невозможно существование.

Духовные ценности и понятия играют важную роль в жизни каждого индивида и народа в целом, сопровождая их на протяжении всей жизни.

Философия ценностей (аксиология). Ценности в жизни человека и общества

Сократ стал первым, кто заговорил о сущности и ценности блага. Это произошло из-за кризиса афинской демократии, когда произошла смена культурных образцов организации бытия человека и общества. Также этот процесс был омрачён потерей ориентиров в духовной жизни людей.

Чуть позднее в философии наблюдается развитие и становление учения о природе ценностей, закономерностях и их появления, функционирования, а также о том, какое место они занимают в жизни человека и общества в целом. Также говорилось о связи ценностей с другими феноменами жизнедеятельности человека, о классификации ценностей и их развитии. Это учение получило название аксиология. Первым, кто использовал это понятие, был французский мыслитель П. Лапи в 1902 г., а в 1908 г. Это был немецкий философ Э. Гартман.

В юридических науках и практике феномен “ценность” играет важную роль, поскольку в контексте понимания и интерпретации ценностей в стране используются нормативные акты, которые дают характеристику всем видам деяний субъектов и судебных процессах. Деятельность судов невозможна без присутствия феномена ценности.

Ценности не могут быть исключены из целеполагания людей, из формулирования концепций будущего, из отношений между людьми и странами, из процессов, которые сопровождаются передачей традиций или обычаев, нельзя говорить о культуре без феномена ценности, не представляется возможным жизнь народов, народностей и даже этносов без этого понятия.

Сущность ценностей и их классификация

В тот момент, когда аксиология выделилась в отдельную науку и приобрела характерные только ей особенности философского исследования, было представлено несколько типов концепций ценностей:

  • Натуралистический психологизм.
  • Трансцендентализм.
  • Персоналистический онтологизм.
  • Культурно-исторический релятивизм.
  • Социологизм.

Натуралистический психологизм и его характеристика

Натуралистический психологизм сформировался в отдельную концепцию в результате исследовательской деятельности А. Мейнонга, Р. Перри, Дж. Дьюи, К. Льюиса и др. Они высказывали мнение, что источник ценностей находится в биопсихологически интерпретированных потребностях личности. При этом сами ценности могут быть зафиксированы эмпирическим образом на в качестве специфических фактов происходящей действительности. В пределах одного подхода применяется феномен “стандартизации ценностей”, иными словами под ценностями можно понимать любые предметы, удовлетворяющие потребности человека.

Трансцендентализм и его основные особенности

Концепция аксиологического трансцендентализма, которая зародилась в стенах баденской школы неокантианства, интерпретирует ценность как идеальное бытие нормы, которое отождествляется чистым или нормативным сознанием, а не с эмпирическим. По своей природе ценности идеальны. Они не зависимы от человеческих потребностей или желаний.

Сторонники этой концепции придерживаются позиции спиритуализма, постулатом которого является сверхчеловеческий “логос”. В качестве вариативного предложения Н. Гартман вносит предложение освободить аксиологию от религиозных воздействий, обосновывая феномен независимого существования сферы ценностей.

Персоналистический онтологизм и его особенности

Данная концепция формировалась под воздействием течений аксиологического трансцендентализма, который использовался как способ объяснения существования ценностей вне реальности. Самый яркий представитель этой концепции М. Шелер, он говорил, что действиетльность ценностного мира гарантирована “вневременной аскиологической серией в Боге”, которая несовершенным образом отражается в структуре человеческой личности. Согласно его представлениям, ценность существует в личности и выстраивается в определённую иерахрию, где самую нижнюю ступень занимают ценности, которые связаны с получением удовольствия по уровне чувственных желаний. Далее следуют ценности образа прекрасного и познания. Самая верхняя ступень принадлежит ценностям святости и идеи Бога.

Культурно-исторический релятивизм и его основные положения

Ключевые идеи культурно-исторического релятивизма были представлены В. Дильтеем, который характеризовал данную концепцию посредством идей аксиологического плюрализма, который складывался из множества равноправных ценностных систем, которые интерпретировались при помощи исторического метода. Суть данного подхода заключалась в критике попыток создания абсолютной, единственно верной концепции ценностей, которая, по представлениям мыслителя, должна была полностью изолироваться от реального культурно-исторического контекста.

Интересен тот факт, что многие сторонники идей В. Дильтея, в их числе О. Шпенглер, А. Тойнби, П. Сорокин и др., раскрывали содержание ценностной сути культур через положения интуитивистского подхода.

Социологизм и его основные особенности

Социологическая концепция ценностей, основателем которой стал М. Вебер, трактовала ценность как норма, способ бытия которой является значимостью для субъекта. Эту концепцию М. Вебер применил для объяснения социального действия и социального знания. Спустя некоторое время идеи М. Вебера получили своё дальнейшее развитие в работах Ф. Знарецкого, который принадлежал к школе структурно-функционального анализа. Ценность для её участников получила новый обобщенно-методологический смысл и было рассмотрено как средство определения социальных связей и функционирования социальных институтов.

Учёные предполагали, что ценность есть любой предмет, поддающийся определённому содержанию и имеющий конкретное значение для членов какой-либо социальной группы. Установки в данном контексте носят субъективный характер, который выражают члены группы касательно ценности.

Материалистическая философия подходит к объяснению ценности с разных позиций: социально-исторических, экономических, духовных и диалектических. Реальные ценности для человека или социальных групп конкретно определены, носят исторический характер, и обусловлены деятельностью людей, их уровнем развития и общим уровнем развития общества. Кроме того, направление развития данных субъектов также влияет на реальные ценности и носят исторический характер для выявления природы и сущности, когда стоит использовать диалектико-материалистический подход и критерий меры, характеризующийся переходом количественных показателей в качественные.

Ценность – это совокупность социальных и природных предметов (вещи, явления, процессы, идеи, знания, образцы, модели, стандарты и т.д.), обуславливающие жизнедеятельность человека, общества в пределах меры соответствия объективных законов развития человека или общества и предполагаемых людьми целей, итогов, результатов.

Ценность возникает в результате сравнения, которое выражается с помощью умозаключений в определённом суждении, идеальных образов мира действительности, определяющие развитие человека и сообщества, с теми, которые не имеют возможности или не способны участвовать в данном процессе. Такое наблюдается на чувственном уровне и уровне познания законов развития, к примеру, человеческого организма.

Ценности фиксируются в различных формах, например, добра, если в их основе лежит моральная деятельность, моральное поведение, отношения, сознание или формы, которых иллюстрируют содержание прекрасного, совершенного, идеального, если это как-то относится к эстетической стороне общественного сознания и деятельности, прописаны каноны определённых религий, если это имеет отношение к конфессиональной жизни человека или общества, которые регулируют общественные отношения при помощи инструмента государственного принуждения и т.п.

Иными словами, категория “ценность” является отражением качественного выражения степени соответствия, совпадения реального и мыслимого явления (вещей, процессов, мыслей и т.п.) потребностям, целям, устремлениям, планам, программам конкретного человека или сообщества, которые объясняют процесс гармоничного и эффективного развития ранее перечисленных субъектов. В силу этого предметы мира действительности, связи и его взаимодействия наделяются признаками, которые переводят образцы, модели, стандарты человеческого бытия в разряд ценностей.

Ценности появляются, проходят период становления и утверждения в сознании каждого человека, основываясь на реальной деятельности, взаимоотношениях с природой и с себе подобными, при помощи конкретного критерия, который с точки зрения философии и законов науки, по которым развивается природа, общество и человек. Более того, ценность называют мерой соответствия, поскольку она подвержена закону перехода от количественных показателей к качественным.

Всякий феномен бытия отдельного человека и общества в целом может быть придан статусу ценности. Этот критерий показывает границу, за которой изменение количества, иными словами содержания явлений, процессов, знаний и образований, тянет за собой изменение их качественных характеристик, а в иных ситуациях и переход в их ценность.

Стоит сделать акцент на тот факт, что этот критерий даёт людям возможность определить момент перехода феномена бытия людей в ценность, при этом одномоментно с этим критерием включается “внутренне” в ценность, тем самым превращая компоненты жизни людей в эго их качественное свойство.

Необходимо с разных сторон взглянуть на данный критерий, с одной стороны он конкретен, а с другой весьма относительный, в силу того, что каждый человек или сообщество требует конкретизировать его для себя, наполнить количественным содержанием, потому что мировая действительность регулярно изменяется.

Взять, к примеру, компонент человеческой жизни – воду. Критерий перехода данного критерия в ценность будет отличаться у жителей средней полосы и жителей засушливых районов земли. Содержание данного критерия будет разным.

По своему содержанию будет отличаться и такой критерий, как право. Он тоже является важным составляющим элементом жизни людей.

Данный компонент, если он включён в жизнедеятельность общества с демократическим строем, то содержание критерия “мера ответственности” будет состоять из множества количественных признаков, которые серьёзно отличаются от критериев общества с тоталитарным режимом.

Существуют основания, по которым можно сделать классификацию ценности. С точки зрения философии, можно использовать требования, на которых основаны закономерные связи категорий “общее – особенное – единичное”. Иными словами, изначально по родовому признаку, позже по видовому и затем по типическому. Это учитывая то, что ценность является социальным феноменом, возможно предугадывание и объяснение посредством закономерностей развития человека и общества, а в качестве её сущностного признака-критерия можно воспринимать меру соответствия законам развития личности, общества, родовым её носителем станут все предметы мира действительности и духовные образования, соответствующие адекватным и объективным закономерностям развития человека и общества.

Род состоит из всего, что входит в меру соответствия закономерностей развития человека и общества. Он делится на два вида. Первый – для человека. Сюда включены жизнь, талант, гениальность, сверх интеллигентность, любовь, дружба и подобное. Второй – для общества. Здесь безопасность, патриотизм, героизм и т.п.

  • Религиозные.
  • Этические.
  • Правовые.
  • Экономические.
  • Политические.
  • Эстетические.
  • Экологические.
  • Научные.
  • Философские.

Каждая форма имеет свою типологию и этнонациональные особенности проявления.

В силу того, что все человеческие отношения отражаются в формах общественного сознания, формы проявления ценностей можно классифицировать по формам общественного сознания. Это даёт возможность сделать следующую классификацию форм ценностей:

  • Конфессиональные или религиозные.
  • Моральные или нравственные.
  • Правовые.
  • Политические.
  • Эстетические.
  • Экономические.
  • Экологические и др.

Виды ценностей непосредственным образом связаны с основными субъектами бытия социального: человеком и общностями людей. Их присутствие объясняется уровнем влияния ценностей человека на личность и на общество в целом, также обуславливается уровнем воздействия ценностей на социум.

Эти признаки ярко демонстрируют содержание взаимодействия личности с другими субъектами общественных отношений. Исходя из этого, по всем выделенным признакам в определённом роде ценностей можно конкретизировать свои подвиды.

Уровень воздействия на процесс развития ценности могут классифицироваться по следующим признакам:

  • Революционные.
  • Эволюционные.
  • Контрреволюционные.

Касательно характера воздействия ценности в каждом виде могут классифицироваться по таким результатам:

  • Вызывающие позитивное развитие.
  • Вызывающие негативное развитие.

Те, что вызывают позитивное развитие, иными словами получают социально одобряемые изменения в личности и в обществе – это те ценности, которые по своему характеру воздействия на социум или человека дают им необходимую, согласно законам развития, обусловленность и детерминацию. Их список широк, здесь и сверхинтеллектуальность, и сверхмотивация, и счастливый случай, талант, гениальность и т.п.

Негативные, или как их ещё называют, социально не одобряемые – это ценности, которые придают своим воздействием обществу и личности ненужную, а порой даже противиположную законам развития, обусловленность и детерминацию. Он делятся на несколько видов. Первые – это ценности личностного направления. Вторые – антисоциального воздействия. Третьи – ценности антисоциального действия личности с нарушением социальных норм при этом наблюдается серьёзное нарушение взаимоотношений с другими личностями. Четвёртые – те ценности, которые полностью антисоциальные.

Классификация ценностей

Достаточно точной, от того признанной и востребованной является классификация ценностей, которую в своё время предложил В. Тугаринов.

Его классификация состоит из трёх ступеней. На первой учёный делит ценности на положительные и отрицательные в зависимости от характера их оценок. На первой ступени располагаются ценности, которым характерны положительные эмоции они же получают положительные оценки в рамках форм общественного сознания.

На второй ступени располагаются ценности, которые вызывают отрицательные эмоции, тем самым провоцируют получение отрицательной оценки. Эти ценности автор исследования классифицирует в зависимости о т принадлежности ценностей к конкретным субъектам бытия. Здесь учёный выделяет индивидуальные, групповые и общечеловеческие. Довольно логично и справедливо. Под индивидуальными он понимает ценности, имеющие значимость для одного конкретного человека, под групповыми – те, что важны для группы людей, а под общечеловеческими понимаются те ценности, которые значимы для всего человечества.

На третьей ступени автор разместил ценности по их содержанию. При этом классифицировал их следующим образом:

  • Ценности жизни, поскольку они предопределены биологическим существованием человек и его физиологическим бытием.
  • Ценности культуры, поскольку они обуславливаются результатами духовно-преобразовательной деятельностью человека, а также созданием им самим “второй природы” своего бытия.

Однако это не вся классификация. Жизненные ценности автор делит ещё на несколько феноменов:

  • Жизнь человека, поскольку её наличие даёт возможность выявлять иные ценности и использовать их.
  • Здоровье человека.
  • Труд как способ существования общества, который одновременно является основой формирования самого человека.
  • Смысл жизни как цель, придающая жизни высокую ценность.
  • Счастье и ответственность быть личностью.
  • Общественная жизнь как форма и способ бытия человека.
  • Мир как уровень отношений между людьми и форма ценностного бытия людей.
  • Любовь как высший уровень проявления человеческих чувств человека к человеку и к обществу, которая является основой патриотизма и героизма.
  • Дружба как высшая форма коллективных взаимоотношений людей.
  • Материнство и отцовство как высшие формы проявления ответственности людей перед своим будущим.

Касательно культурных ценностей, В. Тугаринов поделил их на три подгруппы:

  • Материальные ценности.
  • Духовные ценности.
  • Социально-политические ценности.

Под материальными ценностями подразумеваются предметы, которые удовлетворяют материальные потребности людей и обладают двумя важными свойствами:

  • Являются основой для реальной активности людей, жизнь.
  • Представляют значимость сами по себе, поскольку жизнь человека или общества не представляется возможной без них.

К духовным ценностям относятся те феномены реальной жизни, которые отвечают потребностям духовной жизни людей. Этот феномен носит полиаспектный характер в силу того, что востребуется мышлением человека и одновременно развивает духовную жизнь общества:

  • Результаты духовного творчества людей.
  • Различные виды и формы этого творчества.

К социально-политическим ценностям мыслитель причисляет всё то, что отвечает потребностям социальной и политической жизнедеятельности людей. Они представлены:

  • Различными социальными институтами.
  • Нормами общественной жизни.
  • Идеями, которые отвечают требованиям и целям людей.

Особенность социально-политических ценностей заключается в отношении к материальной, духовной жизни человека. Их отсутствие может быть воспринято людьми как насилие на телом или духом. Им свойственен двойственный характер. Они – это результат творчества человека и общества вместе с его институтами.

Важное место в данной классификации занимает ценность образования или просвещения. Оно находится в промежутке между духовными и социальными ценностями, хотя по роли в обществе – это скорее социальная ценность, а по содержанию – духовность.

Для современной философии характерны и другие классификации ценностей. Но представленные выше считаются основными, а остальные, скорее дополняют и уточняют уже представленные концепции.

Моральные ценности и их роль в современном обществе

С самых древних времен ученые умы вывели ряд качеств, характеризующих «идеального гражданина». Для него во все времена были свойственны такие нравственные ценности, как мужественность, смелость, великодушие, справедливость, доброта, милосердие. К такому светлому образу (по замыслу древних знатоков) должен стремиться каждый. Конечно, хотеть и соответствовать – это разные вещи. Но мечтать и стремиться к лучшему людям хочется всегда.

Религия

Важной движущей силой во все времена была вера. Мусульманство, христианство, ислам, буддизм – все эти религиозные течения в своей основе имеют все те же общепринятые правила поведения в обществе, которые нужно соблюдать. Они собраны в свод законов или заповедей, подкреплены мотивацией последователей той или иной религии.

Не убей, не укради, не обмани, не причиняй зла ближнему своему… Для верующего человека – это как руководство к действию. Кроме того, все заповеди хорошо перекликаются с законодательством. На их основании строятся духовно-нравственные ценности. Кроме всего прочего, для религиозного человека они означают благодать, которая в конечном счете ведет к лучшей жизни.

Воспитание

С самых ранних лет человека, пусть еще даже крохотного, окружает социум со своими правилами и нормами. Именно он с самого детства закладывает нам ту базу, на которой будет происходить формирование нравственных ценностей.

Сначала родители своим собственным примером показывают ребенку, что хорошо, что плохо, что можно и нельзя. Дальше будут влиять на его жизнь учителя, которые, кроме демонстрации собственного примера, в доступной форме доносят до сознания нормы правильного поведения в обществе, показывают границу между добром и злом, объясняют, насколько она бывает тонка.

Как формируются нравственные ценности человека?

Формирование и развитие нравственных ценностей фокусируется на возникновении, изменении и понимании морали от младенчества до взрослой жизни. Нравственность развивается на протяжении всей жизни и зависит от опыта и поведения человека, когда он сталкивается с нравственными проблемами в результате физического и когнитивного развития разных периодов.

Проще говоря, нравственность касается растущего чувства индивидуума о том, что правильно и что неправильно. Именно по этой причине дети младшего возраста имеют другие моральные суждения и характер, которые отличаются от убеждений и поведения взрослых. Нравственность сама по себе часто является синонимом «правильности» или «добра». Она относится к определенному кодексу поведения, который вытекает из культуры, религии или личной философии, определяющей действия, поведение и мысли человека.

Подростковый максимализм

В подростковом возрасте часто происходит переоценка. Родители и учителя говорят о том, как нужно делать, но друзья и сверстники считают, что это плохо, а хорошо – совсем другое. Тут и встает вопрос этического выбора: создания своего мировоззрения и определения того, что важно именно для тебя, а чего тебе делать не стоит.

Свобода выбора – одна из гласных свобод человека. Она дана нам природой по факту рождения и даже закреплена законом. Человек сам решает, как ему поступать.

Но свобода одного, как известно, заканчивается там, где начинается свобода другого. Именно в подростковом периоде люди чаще всего совершают какие-то ошибки, иногда нарушают законы, пробуют запретное, принимают неправильные решения. Все это так или иначе помогает в становлении личности со своей собственной системой ценностей.

Нравственное развитие личности

Система ценностей отражает индивидуальность человека, но вначале жизненного пути (первые годы после рождения) человек усваивает чью-то систему ценностей (родители, педагоги). Постепенно формируется одно из возможных отношений к ней:

  • активное (полное принятие и поддержание);
  • противодействующее (внутреннее и внешнее противоречие предложенной системе);
  • конформное (условное внешнее принятие с внутренним отрицанием);
  • полностью равнодушное;
  • отрицающее (критика системы, отрицание, попытки изменить ее).

Первый серьезный слом устоявшейся системы ценностей приходится на подростковый возраст. Тогда же наступает пик развития нравственного сознания. Однако его формирование начинается еще раньше.

Американский психолог Лоуренс Кольберг разработал теорию морального развития личности. Автор выделил три стадии развития нравственного сознания. Каждая из стадий имеет два подэтапа:

  1. Доконвенциональный. Первый этап – ориентация на наказание и послушание (как мне избежать наказания?). Второй этап – гедонистическая ориентация (какая мне от этого польза?).
  2. Конвенциональный. Первый этап – ориентация на ценности значимой группы (модель хорошего ребенка, послушного гражданина). Второй этап – установка на поддержание установленного порядка, правил, справедливости (следование правилам и законам).
  3. Постконвенциональный. Первый этап – представление о морали как о продукте социального договора. Второй этап – собственные этические принципы, жизнь по совести. Законы воспринимаются как гибкий механизм, но жизнь, свобода и справедливость ценится больше.

Согласно теории Кольберга, большинство людей достигают второго этапа второй стадии и останавливаются на этом. В целом же уровень развития нравственного сознания зависит от уровня интеллекта и общего развития личности.

Переход на новый уровень или этап происходит за счет развития эмпатии и когнитивных навыков. Новый этап сохраняет все, что было усвоено на предыдущих. Нельзя перескочить какой-либо этап, но задержаться на одном из этапов или спуститься вниз можно. Притом развитие и переходы не зависят от возраста. Кто-то уже в юности может достичь третьего уровня, а кто-то всю жизнь находится на первом.

Моральные нормы и принципы формируются исключительно в процессе социального взаимодействия. Наказание и порицание не являются эффективными методами нравственного воспитания. Воспитать в ребенке ценности можно только личным примером или примерами из книг, фильмов, мультфильмов, игр и т. д. Так же происходит и во взрослой жизни. Изменить систему ценностей, развить нравственное сознание можно в любом возрасте.

Доброта

Милосердие, самопожертвование, благотворительность, помощь слабым и немощным – все эти нравственные ценности свойственны хорошему человеку. «Добро» кажется понятием простым и однозначным, но все не так просто. Его можно интерпретировать по-разному. Все зависит от нравственных ценностей человека.

Для каждого критерии добра свои: для одних отсутствие зла – это уже добро, для других оно заключено в конкретных делах. И то, и другое имеет место, и, по сути, является добром. Также существует больше количество примеров, которые описывают не такие уж хорошие поступки, но они объясняются самыми лучшими намерениями. Порой бывает очень сложно определить тонкую границу между добром и злом.

Люди вокруг

Человек, как известно, существо социальное – одному и скучно, и грустно, и поговорить не с кем. Вокруг нас практически всегда очень много людей, самых разных. Это и наши родители, и люди старшего поколения, и те, кто младше нас. Все эти люди вокруг влияют на нас и способствуют пониманию того, что есть нравственные ценности общества, в котором мы находимся.

Индивиды имеют для нас разную ценность и степень авторитета. К кому-то мы прислушиваемся больше и даже идем за советом, на кого-то стараемся быть похожими. Какие-то люди запоминаются нам поступками, другие – сказанными словами, которые оставляют след, заставляют задуматься.

Так или иначе окружение воздействует на каждого. В ходе исторических изменений в обществе происходят и перемены, которые влияют на нравственные ценности. То, что считалось аморальным пару веков назад, сейчас считается нормой, когда-то «дикие» вещи сегодня – каждодневное явление. Есть и спорные нравственные ценности человека, например, сохранение невинности до замужества.

Моральные и нравственные ценности – в чем их суть?

Как себя правильно вести, чтобы соответствовать обществу? Чем руководствоваться при разговоре, в отношениях, жизни? Правила, законы, культура… Нас часто чем-то ограничивают, но зачем? Почему, например, нужно следовать моральным и нравственным ценностям?

Мораль

Все в нашем мире поддается оценке. Одно и то же действие с разных позиций может быть расценено, как хороший поступок или плохой. В каждом обществе существуют какие-то свои нормы поведения, правила. Чаще всего они основаны на том, чтобы всем было удобно. Люди не должны друг другу мешать, причинять вред, а в случае беды протянуть руку помощи. Моральные ценности – это некий уровень человечности, гуманности, который определяет общество.

Нравственность

Зная моральные ценности, нетрудно им следовать, главное, захотеть. Человек, который понимает, что одному в мире не выжить, а одинокая жизнь не так уж и хороша, не станет создавать конфликты на пустом месте. Это означает, что он следует каким-то установленным правилам, живет так, чтобы не ущемлять свои права, но и не мешать другим. Поведение, отвечающее морали, и есть нравственность.

В чем суть?

Так повелось, что по всему миру морально-нравственные ценности почти одинаковы. Все они направлены на высшие человеческие идеалы, такие как: уважение к старшим, любовь к своей стране, благотворительность, верность и преданность, помощь другому, честность, трудолюбие. По сути, все ценности выражены либо в «добре к окружающим», либо в «работе на свое благо без вреда для окружающих».

Для чего?

Что же нам дают ценности, кроме правил, обязательных для выполнения?

  • Закон. Кодекс любой страны говорит об одном: относись к другому хорошо, иначе последует наказание. Моральные ценности – свод правил, которые помогают жить в обществе дружно и управлять жизнью людей. Без таких законов мир превратился бы в хаос;
  • Чистая совесть. Если никому не вредишь, то чувства вины просто не будет;
  • Гордость. Удовлетворение собой и своими действиями, направленными на улучшение жизни окружающих. Всегда приятно делать бескорыстное добро;
  • Хорошие отношения и связи. Люди любят хороших людей. Очевидно, что следовать моральным нормам просто выгодно;
  • Здоровье. Человек, который стремится стать лучше, делает добро и любит мир, обладает лучшим здоровьем, потому что не подвержен стрессам, депрессиям, негативным разрушающим эмоциям.

Несмотря на очевидность того, что следовать нравственным ценностям в первую очередь хорошо для себя самого, многие считают это подавлением воли, рамками, границами, закрывающими путь к свободе. Однако, сталкиваясь с плохим отношением к себе, удивляются, злятся, расстраиваются, даже мстят.

Вывод прост: нет необходимости подчиняться правилам, просто ведите себя по отношению к окружающим так, как бы вы хотели, чтобы они вели себя по отношению к Вам.

Восстановить свой душевный комфорт, понять глубокий смысл морали и вернуть свое здоровье можно на курсе Первый оздоровительный курс, который проводят специалисты Центра М.С. Норбекова. Курсы оздоровления в Центре Норбекова помогут Вам восстановить физическое и эмоциональное здоровье, и научиться правильно воспринимать мир.

Безнравственность

Что включает в себя понятие «плохо»? Вроде бы все предельно просто, но в современном мире хорошее и плохое так тесно переплелось и перепуталось, что сложно отличить одно от другого. Некоторые духовно-нравственные ценности кажутся незначительными. Сегодня модно быть сильным и властным, презирать слабость и немощность. Для достижения своих целей люди нередко забывают о дружбе, любви, уважении, взаимовыручке, милосердии и многом другом, что принято считать правильным и добрым.

Конечно, каждый человек сам для себя решает, что хорошо, а что плохо, но в любом случае белое всегда остается белым, а черное – черным. И есть вещи, переступая через которые, мы совершаем безнравственные поступки. И их невозможно оправдать, ссылаясь на тонкие границы между добром и злом.

Отрицательное влияние безнравственности на жизнь человека

Центральная проблема в нравственной теории заключается в том, как ее защитить от тех, кто считает, что безнравственность не вредна, и что она может быть использована в личных интересах, если преступник не пойман и не наказан. Негативная сторона безнравственности заключается в том, что она лишает человека чувства собственного достоинства.

Если имеет смысл думать, что человек не может быть счастлив без чувства собственного достоинства, тогда следует вывод, что человек не может быть одновременно и безнравственным, и счастливым. Безнравственность вредна, потому что ее неуважение к природе не позволяет аморалистам быть в гармонии с самими собой и с окружающим миром.

Ссылка на основную публикацию