Tехнология развития критического мышления: Рефлексивный отчет (презентация)

Презентация “Критическое мышление”

Код для использования на сайте:

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

Для скачивания поделитесь материалом в соцсетях

После того как вы поделитесь материалом внизу появится ссылка для скачивания.

Подписи к слайдам:

«Самый дорогостоящий товар в мире – это мыслящие и образованные взрослые люди. Цель системы образования должна состоять в том, чтобы их было как можно больше»

Учителя, работающие в русле критического мышления, уделяют большое внимание выработке качеств, необходимых для продуктивного обмена мнениями: терпимости, умению слушать других, ответственности за собственную точку зрения.

  • Учителя, работающие в русле критического мышления, уделяют большое внимание выработке качеств, необходимых для продуктивного обмена мнениями: терпимости, умению слушать других, ответственности за собственную точку зрения.

Цель данной образовательной технологии – развитие мыслительных навыков, необходимых не только в учёбе, но и в обычной жизни.Цель данной образовательной технологии – развитие мыслительных навыков, необходимых не только в учёбе, но и в обычной жизни.Задача: Развитие умений «ориентироваться» в современном информационном поле, оценивать уровень достоверности получаемой информации и вырабатывать свои собственные независимые суждения .

Критическое мышление – это отправная точка для развития творческого мышления.

Технология развития критического мышления в процессе обучения представляет собой совокупность разнообразных приёмов, направленных на то, чтобы сначала заинтересовать личность (пробудить в ней исследовательскую, творческую активность), затем – предоставить условия для осмысления материала и, наконец, помочь обобщить приобретённые знания.Технология развития критического мышления в процессе обучения представляет собой совокупность разнообразных приёмов, направленных на то, чтобы сначала заинтересовать личность (пробудить в ней исследовательскую, творческую активность), затем – предоставить условия для осмысления материала и, наконец, помочь обобщить приобретённые знания.Первая фаза (вызов) -ориентирована на актуализацию имеющихся знаний, формирование личностного интереса к получению новой информации и ценностного отношения к предмету.Первая фаза (вызов) -ориентирована на актуализацию имеющихся знаний, формирование личностного интереса к получению новой информации и ценностного отношения к предмету.Вторая фаза (реализация смысла) –Вторая фаза (реализация смысла) –главными задачами являются активное получение информации, соотнесение нового с уже известным, систематизация, отслеживание собственного понимания.Третья фаза (рефлексия) -направлена на суммирование и систематизацию новой информации, выработку собственного отношения к изучаемому материалу и формулирование вопросов для дальнейшего продвижения в информационном поле.Третья фаза (рефлексия) -направлена на суммирование и систематизацию новой информации, выработку собственного отношения к изучаемому материалу и формулирование вопросов для дальнейшего продвижения в информационном поле.Прием «Верите ли вы, что …»

  • Прием «Верите ли вы, что …»
  • Прием «Знаю – хочу узнать – узнал»
  • Приём прогнозирования «Верные и неверные утверждения».
  • Приема «Толстые и тонкие вопросы»
  • Прием «Кластер»
  • Прием «Фишбоун»
  • Прием «Концептуальная таблица»
  • Прием «Синквейн».

Прием «Верите ли вы, что …»

  • РАБОТА В ГРУППАХ. КАЖДАЯ ГРУППА ПОЛУЧАЕТ ВОПРОС И ОБОСНОВЫВАЕТ ОТВЕТ.Пример:
  • – 1 КАЗАХСТАН РАСПОЛАГАЕТСЯ МЕЖДУ 5 СТРАНАМИ И ДАЛЕКО ОТ ВСЕХ ОКЕАНОВ.
  • – 2 ДЛЯ КАЗАХСТАНА ХАРАКТЕРНО НАЛИЧИЕ ОЧЕНЬ МАЛЕНЬКОГО КОЛИЧЕСТВА ПОЛЕЗНЫХ ИСКОПАЕМЫХ.

Прием «Знаю – хочу узнать – узнал» – это работа с таблицей

что мы хотим узнать

что мы узнали, и что нам осталось узнать

Презентация “Технология развития критического мышления”

Международные дистанционные олимпиады «Эрудит III»

Доступно для всех учеников
1-11 классов и дошкольников

Рекордно низкий оргвзнос

по разным предметам школьной программы (отдельные задания для дошкольников)

Идёт приём заявок

Описание презентации по отдельным слайдам:

С 1997 г. Технология развития критического мышления посредством чтения и письма (РКМ) в рамках проекта института «Открытое общество» начала свой путь в педагогическом сообществе России; В западной педагогике одними из основоположников направления «Критическое мышление» считаются Д. Халперн, Л. Хьюелл, Д. Зиглер, Дж. Стилл, К. Мередит, Ч. Темпл и др.

это мышление, которое отличается взвешенностью, логичностью и целенаправленностью, его характеризует использование таких навыков и стратегий, которые увеличивают вероятность получения желательного результата Халперн Д.

Разумное, рефлексивное мышление, способное выдвинуть новые идеи и увидеть новые возможности. Д.Браус, Д.Вуд.

Это совокупность разнообразных приёмов, направленных на то, чтобы сначала заинтересовать ученика , пробудить в нём исследовательскую, творческую активность, затем предоставить ему условия для осмысления материала и, наконец, помочь ему обобщить приобретённые знания.

повышение эффективности восприятия информации повышение интереса как к изучаемому материалу, так и к самому процессу обучения умение ответственно относиться к собственному образованию умение работать в сотрудничестве с другими повышение качества образования желание и умение стать человеком, который учится в течение всей жизни

умение создать в классе атмосферу открытости и сотрудничества возможность использовать модель обучения и систему эффективных методик, которые способствуют развитию критического мышления и самостоятельности в процессе обучения стать практиками, которые умеют грамотно анализировать свою деятельность стать источником ценной профессиональной информации для других учителей

Высокая мотивация учащихся к образовательному процессу. Возрастание мыслительных возможностей учащихся, гибкости мышления, его переключения с одного типа на другой. Развитие способности самостоятельно конструировать, строить понятия и оперировать ими Развитие способности передавать другим авторскую информацию, подвергать ее коррекции, понимать и принимать точку зрения другого человека. Развитие умения анализировать полученную информацию.

мозговой штурм приём «корзина идей, понятий, имён» метод синквейна кластер, RAFT технологии, приём ЗХУ, ПОПС – формула, метод “толстых и тонких вопросов” фишбоун метод Инсерт понятийно-терминологическая карта «Верные и неверные утверждения” или “верите ли вы” Прием «Чтение с остановками» и составление «дерева прогнозов» и т.д.

Первая стадия – вызова. На этой стадии происходит актуализация уже имеющихся знаний по теме. С этой целью используются такие приёмы, как составление кластера, «мозговой штурм», рассказ по ключевым словам, верные и неверные утверждения. На стадии вызова у учащихся есть возможность, используя свои предыдущие знания, строить прогнозы, самостоятельно определить цели познавательной деятельности на уроке. Вторая стадия – осмысление. Она даёт возможность познакомиться с новой информацией, понятиями, увязать их с уже имеющимися знаниями. Для этого можно использовать чтение текста с остановками, маркирование текста символами, составление таблиц и схем. Третья стадия – рефлексия или размышления. Она позволяет ученикам осмыслить всё, что они разобрали на уроке, выразить это своими словами. Здесь можно составлять кластер, возвращаться к ключевым словам, написать мини-сочинение, решать проблемные ситуации, выполнить практическое или исследовательское задание. Эти три стадии необязательно должны присутствовать на каждом уроке. Однако важно, чтобы какие-то приёмы и методы развития критического мышления использовались систематически.

Знание только тогда становится знанием, когда оно приобретено усилиями своей мысли, а не памятью. Л. Н. Толстой

анализ имеющихся знаний по изучаемой теме; даёт дополнительный стимул для формулировки собственных целей-мотивов; активизация учеников; систематизация всей информации, полученной в результате высказываний учащихся.

Деятельность учителя Деятельность Ученика Возможные приёмы и методы 1.Вызов у учащихся уже имеющихся знаний по вопросу. 2.Активизация деятельности учащихся. 3.Мотивация к дальнейшей работе. 1.Ученик «вспоминает», что ему известно по изучаемому вопросу(делает предположение). 2.Систематизирует информацию до изучения нового материала, задаёт вопросы, на которые хочет получить ответы. Опорные слова; Рассказ-предположение по ключевым словам; Таблица; Кластер; Верные и неверные утверждения; Перепутанные логические цепочки; Ассоциации; Терминологический диктант.

давать учащимся возможность высказывать свою точку зрения свободно; фиксировать все высказывания: любое из них будет важным для дальнейшей работы; сочетать индивидуальную и групповую работы.

Любое мнение учащегося ценно.

Похвала, поддержка учителя (выход на понятия: усвоил – не усвоил, знаю – не знаю); Самооценка ученика; Взаимоконтроль; Индивидуальное оценивание. Оценивается работа, а не ученик.

Этап урока Деятельность учителя Деятельность ученика Приёмы работы II этап – осмысление содержания получение новой информации организует работу обучающихся с новой информацией постепенное продвижение от знания «старого» к «новому» Слушает читает текст, делает пометки на полях или ведет записи по мере осмысления новой информации Корректирует поставленные цели обучения Методы активного чтения: «инсерт” ведение записей поиск ответов на поставленные вопросы составление кластеров

Этап урока Деятельность учителя Деятельность ученика Приёмы работы III. Рефлексия размышление, рождение нового знания выработка собственного отношения к изучаемому материалу вернуть учащихся к первоначальным записям внести изменения дать творческие, исследовательские или практические задания на основе изученной информации Соотносит новую информацию со старой, используя знания, полученные на стадии осмысления Заполнение кластеров, таблиц. Инсерт Возврат к ключевым словам, верным и неверным утверждениям Ответы на поставленные вопросы. Организация дискуссий Исследования по отдельным вопросам темы. Синквейн

Обычно штурм проводится в группах по 7-9 учащихся 1. Создание банка идей. Цель – наработать как можно больше решений. 2. Анализ идей. В каждой идее найти что-то полезное, рациональное зерно. 3. Обработка результатов. Группа отбирает от 2-5 самых интересных решений и назначает спикера, который рассказывает о них классу.

Лестницы, особенно каменно-цементные, очень опасны в гололёд. Предложите идеи, которые позволят уменьшить травматизм. Гололёд – причина огромного числа автомобильных аварий. Предложите способы уменьшить аварийность.

Тема: Права человека Что вам известно по данной теме? Права человека – это такие права, которые присущи нашей природе и без которых мы сегодня не можем жить как цивилизованные люди.

Фишбоун (рыбный скелет): голова – вопрос темы, верхние косточки – основные понятия темы, нижние косточки – суть понятий, хвост – ответ на вопрос. Записи должны быть краткими, представлять собой ключевые слова или фразы, отражающие суть.

Проблема: Выводы: Причина: Причина: факты: факты:

Причины распада Древней Руси Различия территорий по природным и хозяйственным условиям Натуральное хозяйство Усиление экономичес-кой мощи отдельных земель Отсутствуют тесные торговые связи между княжествами Раздробленность на Руси была неизбежна Не был определен порядок наследования киевского престола Междоусобные войны и борьба за киевский престол Рост и развитие городов Города не хотят подчиняться Киеву, стремятся к самостоятельности

Толстый вопрос: Тонкий вопрос: кто. что. когда. может. будет. мог ли. как звали. было ли. согласны ли вы. верно. дайте объяснение, почему. почему вы думаете. почему вы считаете. в чем разница. предположите, что будет, если. что, если.

«Знаю – Хочу узнать – Узнал» (З – Х – У) Знаю Хочу узнать Узнал Записывают то, что уже знают об этом вопросе, группируют предложенные идеи и категории Спорные идеи и вопросы. Затем читается текст и находятся ответы на вопросы. Записывают то, что учащиеся узнали из текста. Ответы располагаются параллельно вопросам из второй колонки.

Инсерт – маркировка текста значками по мере его чтения. interactive интерактивная noting размечающая system система effective для эффективного reading чтения и thinking размышления.

1. Читая, ученик делает пометки в тексте: V – уже знал, + – новое, – – думал иначе, ? – не понял, есть вопросы. 2. Читая, второй раз, заполняет таблицу, систематизируя материал. 3. Последовательное обсуждение каждой графы таблицы.

– R (роль. От имени кого будет представлено сообщение?) – А (аудитория. Для кого?) – F (форма. В какой форме будет преподнесен материал сообщения?) – T (тема. О чем будет рассказано в сообщении?). Например: R (роль) – журналист. A (аудитория) – учащиеся 6 класса. F(форма) – телепередача, очерк, статья. T (тема).

На доске выписываются понятия, термины в хаотичном порядке и надо все составить в логическую цепочку согласно теме.

Позиция. «Я считаю, что…». Обоснование. «Потому что…». Подтверждение. «Подтверждается эта мысль словами из текста…; «Я могу это подтвердить…». Следствие. «Следовательно…». Вывод не должен противоречить первому высказыванию, но может его в чём-то повторить.

1 стадия – Вызов Прием: «Покопаемся в памяти» Например: тема урока « Металлы – простые вещества» На листе бумаги ответить на вопросы: Что вы знаете о металлах? Или вам кажется, что вы это знаете? Или вы думаете, что вы это знаете? Обсудить с партнером Поделится своими знаниями о металлах со всеми Учитель записывает на листе или на доске знания о металлах, обсуждают

Утверждения Стадия «вызов» Стадия «Рефлексия» Неметаллы – обладают свойствами металлов – – Кислород образует два газа: О2 и О3 – + Йод похож на металл, т.к имеет блеск и твердый + + Неметаллы хрупкие вещества – + Неметаллы проводят тепло и электрический ток + –

Прием «Маркировочная таблица» «+» «-» «V» «?» Простые вещества с металлической связью Семь металлов -семь планет Металлы проводят тепло и электрический ток Все металлы твердые вещества, исключение ртуть Обладают пластичностью и ковкостью Пластичность золота(1 г.-3 км.) Металлы имеют блеск Самый блестящий металл железо Свет поглощается поверхностью металла Почему проводят тепло?

«Какой объем займет азот массой 40 г.» Проблема Что есть для решения? Чего не хватает? Решения Найти объем азота V=n*Vm Неизвестно кол-во вещества Найти кол-во вещества азота n=m/M m=40 г. Молярная масса азота M(N2)=14*2=28 г/моль n=40/28=1,4 моль Найти объем азота n=1,4 моль Vm=22.4 л/моль V=1,4 моль*22.4 л/моль= 31,4л

Это способ графической организации материала. Иногда такой способ называют «наглядным мозговым штурмом». Прием кластеров («гроздья») может применяться на стадии вызова для систематизации имеющейся информации. На стадии осмысления кластер позволяет фиксировать фрагменты новой информации. На стадии рефлексии понятия группируются и между ними устанавливаются логические связи. В начале, посередине чистого листа (классной доски), написать ключевое слово или предложение, которое является «сердцем» темы. Вокруг написать слова или предложения, выражающие идеи, факты, образы, подходящие для данной темы. По мере записи, появившиеся слова соединяются прямыми линиями с ключевым понятием. У каждого из «спутников» в свою очередь тоже появляются «спутники», устанавливаются новые логические связи.

Вещества Простые Сложные Металлы Неметаллы Оксиды Кислоты Основания Соли

Ученики в конце урока отвечают на два вопроса: 1.Что они узнали по пройденной теме? 2.Что хотели бы узнать? Пример эссе к уроку: «Расчеты по химическим уравнениям» 1.«На уроке я научился решать задачи по уравнениям, повторил вычисление молярной массы в-в, понятия моль и молярный объем газов, вычисления с помощью пропорции, узнал что можно ее использовать в химии. Если в-во дано с примесью, то расчет необходимо вести только по чистому в-ву. 2. Почему коэффициент стоящий перед в-вом показывает кол-во в-ва?

Правила написания синквейна: В первой строчке тема называться одним словом ( существительным) Вторая строчка- описание темы в двух словах ( 2 прилагательных) Третья строчка- описание действия в рамках темы тремя глаголами Четвертая- это фраза из четырех слов, показывающая отношение к теме Синоним из одного слова, который повторят суть темы Пример синквейна к теме: «Металлы- простые вещества» Металлы. Разнообразные, аллотропные. Куются, проводят, блестят. Нет правил без исключения. Антиподы

Пример синквейна к теме: «Электролиты и неэлектролиты» Ионы Отрицательные, положительные, устойчивые Двигаются, взаимодействуют Помогают понять свойства веществ Заряженные частицы

Прием “6 шляп”. Для работы будем использовать идеи одного из известнейших исследователей механизмов творчества Эдварда де Боно, который разработал метод, обучающий эффективно мыслить и детей, и взрослых. Об этом методе вы можете прочитать в книге «Шесть шляп мышления» (СПб.: Питер Паблишинг, 1997). Шесть шляп – шесть разных способов мышления.

«Сведений науки не следует сообщать учащимся готовыми, но его надо привести к тому, чтобы он сам их находил, сам ими овладевал. Такой метод обучения наилучший, самый трудный, самый редкий…» А. Дистервег (1790-1866, немецкий педагог демократ, разработал идею развивающего обучения)

Чтобы скачать материал, введите свой E-mail, укажите, кто Вы, и нажмите кнопку

Нажимая кнопку, Вы соглашаетесь получать от нас E-mail-рассылку

Если скачивание материала не началось, нажмите еще раз “Скачать материал”.

Презентация “Технология развития критического мышления”

Критическое мышление – это один из видов интеллектуальной деятельности человека, который характеризуется высоким уровнем восприятия, понимания, объективности подхода с окружающему его информационному полю.

Просмотр содержимого документа
«Презентация “Технология развития критического мышления”»

РАЗВИТИЕ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ

Критическое мышлениеэто один из видов интеллектуальной деятельности человека, который характеризуется высоким уровнем восприятия, понимания, объективности подхода с окружающему его информационному полю

« Мы слишком часто даем детям ответы, которые надо выучить, а не ставим перед ними проблемы, которые надо решить »

КАК ПОЛУЧИТЬ НОВЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ?

ГОС.СТАНДАРТ 2004 г.: «…ориентации образования не только на усвоение обучающимся определенной суммы знаний, но и на РАЗВИТИЕ его личности »

Как меняются требования к результату?

«сменить образовательную парадигму:

вместо передачи суммы знаний – РАЗВИТИЕ личности обучающегося на основе освоения способов деятельности»

(В чем принципиально изменились

требования к результату)

Развитие – формирование в процессе взаимодействия с миром способностей и функций, воспроизводящих человеческие качества.

Какой требовался результат?

Основная задача школы – дать хорошие прочные ЗНАНИЯ

ФГОС: каким образом можно получить новый результат?

ОРГАНИЗОВАТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧЕНИКОВ:

способность к самоорганизации в решении учебных задач

прогресс в личностном развитии

умение решать учебные задачи на основе сформированных предметных и универсальных способов действий, т.е. ключевых компетенций

Осуществить это можно с помощью :

Технология «Развитие критического мышления»

Критическое мышление – это направленное мышление, которое отличается логичностью и умением учесть свою точку зрения и другие мнения, а если необходимо, то отказаться от собственных предубеждений.

Цель данной технологии развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений).

Образовательные результаты ТРКМ:

  • умение работать с информационным потоком в разных областях знаний;
  • умение пользоваться различными способами интегрирования информации;
  • умение задавать вопросы, формулировать гипотезу;
  • умение решать проблемы;
  • умение вырабатывать собственное мнение;
  • умение выражать свои мысли (устно и письменно) ясно, уверенно и корректно;
  • умение аргументировать свою точку зрения и учитывать точки зрения других;
  • способность самостоятельно заниматься своим обучением ;
  • способность брать на себя ответственность;
  • способность участвовать в совместном принятии решения;

Презентация на тему “Технология развития критического мышления”

Критическое мышление – это один из видов интеллектуальной деятельности человека, который характеризуется высоким уровнем восприятия, понимания, объективности подхода к окружающему его информационному полю.

Содержимое разработки

Технология развития критического мышления

Критическое мышление – это способность анализировать информацию с позиции логики и личностно-психологического подхода с тем, чтобы применять полученные результаты, как к стандартным, так и к нестандартным ситуациям, вопросам, проблемам.

Технология развития критического мышления была разработана в конце XX века в США. Ее авторы: Джинни Стил, Курт Мередит, Чарльз Темпл.

С 1996г. технология развития критического мышления распространяется совместно институтом «Открытое общество», Международной читательской Ассоциацией и Консорциумом Гуманной. В российской педагогической практике технология применяется с 1997 года.

Ученик действует по принципу

Ученики становятся главными действующими лицами урока.

Признаки критического мышления

Информация является отправным, а не конечным пунктом критического мышления.

Критическое мышление стремится к убедительной аргументации.

Критическое мышление есть мышление социальное.

Критическое мышление есть мышление самостоятельное.

Критическое мышление начинается с постановки вопросов и уяснения проблем, которые нужно решить.

Ведущие целевые ориентации

Мотивация к учению.

Расширение знаний и развитие интеллектуальных умений.

Развитие рефлексивного мышления.

Цель применения технологии

Научить ученика осмысленно и самостоятельно работать сначала с учебным материалом, а затем и с другими источниками информации.

Функции технологии развития критического мышления

Формирует самостоятельное мышление.

Вооружает методами и способами самостоятельной работы.

Даёт возможность сознательно управлять образовательным процессом в системе «учитель-ученик».

Позволяет влиять на результат и цели образовательного процесса.

Восприятие информации происходит в три этапа, что соответствует таким стадиям урока:

Восприятие нового – смысловая стадия.

Присвоение информации – стадия рефлексии.

Подготовительный этап – стадия вызова.

Функции стадии вызова

  • мотивационная (побуждение к работе с новой информацией, стимулирование интереса к новой теме);
  • информационная (вызов на «поверхность» имеющихся знаний по теме;
  • коммуникационная (бесконфликтный обмен мнениями).

Деятельность учителя – направлена на вызов у учащихся уже имеющихся знаний по изучаемому вопросу, активизацию их деятельности, мотивацию к дальнейшей работе.

Деятельность учащегося – ученик вспоминает, что ему известно по изучаемому материалу, систематизирует информацию до изучения нового материала, задает вопросы, на которые хочет получить ответы.

Приёмы и методы

  • рассказ – предложение по ключевым словам;
  • систематизирование материала (графическая): кластеры, таблицы;
  • верные и неверные утверждения;
  • перепутанные логические цепочки.

Информация, полученная на стадии вызова, выслушивается, записывается, обсуждается. Работа ведется индивидуально, в парах или группах.

Функции стадии осмысления содержания

  • информационная (получение новой информации по теме);
  • систематизационная (классификация полученной информации);
  • мотивационная (сохранения интереса к изучаемой теме).

Стадия осмысления содержания

Деятельность учителя – направлена на сохранение интереса к теме при непосредственной работе с новой информацией, постепенное продвижение от знания «старого» к «новому».

Деятельность учащихся – ученик читает текст, слушает, используя активные методы чтения, делает пометки на полях или ведет записи по мере осмысления новой информации.

Приёмы и методы

  • маркировка с использованием значков «V». «?». «+», (на полях);
  • поиск ответов на поставленные в первой части урока вопросы.

Функции стадии рефлексии

  • коммуникационная (обмен мнениями о новой информации);
  • информационная (приобретение нового знания);
  • мотивационная (побуждение к дальнейшему расширению информационного поля);
  • оценочная (соотнесение новой информации и имеющихся знаний, выработка собственной позиции, оценка процесса).

Деятельность учителя – учителю следует вернуть учащихся к первоначальным записям; внести изменения и дополнения; дать творческие, исследовательские задания на основе изученной информации.

Деятельность учащихся – учащиеся соотносят «новую» информацию со «старой», используя знания, полученные на стадии осмысления содержания.

Приёмы и методы

  • заполнение кластеров, таблиц;
  • установление причинно-следственных связей между блоками информации;
  • возврат к ключевым словам, верным и неверным утверждениям;
  • ответы на поставленные вопросы;
  • написание творческих работ;
  • организация различных видов дискуссий.

Развиваются навыки работы с большим объёмом информации и умение интегрировать информацию.

Развивается системное логическое мышление.

Преимущества технологии развития критического мышления

Развиваются творческие и аналитические способности.

Повышается ответственность за качество собственного образования.

Формируется умение выражать свои мысли ясно, уверенно и корректно.

Формируется умение эффективно работать с другими людьми

Критическое мышление развивает способность учащихся к саморегуляции учебной деятельности и к самообразованию в целом, поскольку трехфазная структура урока предполагает наличие рефлексии на каждой стадии урока.

Спасибо за внимание!

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы

Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки

Комплекты учителю

Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Вебинары для учителей

Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.

ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ
презентация к уроку на тему

В каком случае учитель хочет использовать на своих уроках новые методы, приемы, пытается иначе, чем обычно, организовать учебную деятельность? Вариантов много. Тут и осознанное стремление отойти от привычных схем, и желание к самообразованию, и любопытство перед неизведанным. В ходе самообразования я овладела технологией РКМЧП.

Технология РКМЧП (critical thinkin) разработана в конце XX века в США (Ч. Темпл, Д. Стил, К. Мередит). В ней синтезированы идеи и методы русских отечественных технологий коллективных и групповых способов обучения, а также сотрудничества, развивающего обучения; она является общепедагогической, надпредметной.

Технология РКМЧП представляет собой целостную систему, формирующую навыки работы с информацией в процессе чтения и письма. Она направлена на освоение базовых навыков открытого информационного пространства, развитие качеств гражданина открытого общества, включенного в межкультурное взаимодействие. Критическое мышление – это один из видов интеллектуальной деятельности человека, который характеризуется высоким уровнем восприятия, понимания, объективности подхода к окружающему его информационному полю.

Название технологии может показаться громоздким, однако ни одного слова убрать нельзя. Чтение и письмо — те базовые процессы, с помощью которых мы получаем и передаем информацию, следовательно, необходимо научить школьников эффективно читать и писать. Речь идет не о первичном обучении письму и чтению, как это происходит в начальном звене школы, а о вдумчивом, продуктивном чтении, в процессе которого информация подвергается анализу и ранжируется по значимости.

Акценты целей технологии РКМЧП

– Формирование нового стиля мышления, для которого характерны открытость, гибкость, рефлексивность, осознание внутренней многозначности позиции и точек зрения, альтернативности принимаемых решений.

– Развитие таких базовых качеств личности, как критическое мышление, рефлексивность, коммуникативность, креативность, мобильность, самостоятельность, толерантность, ответственность за собственный выбор и результаты своей деятельности.

– Развитие аналитического, критического мышления.

Задача научить школьников:

  1. Выделять причинно-следственные связи;
  2. Рассматривать новые идеи и знания в контексте уже имеющихся;
  3. Отвергать ненужную или неверную информацию;
  4. Понимать, как различные части информации связаны между собой;
  5. Выделять ошибки в рассуждениях;
  6. Делать вывод о том, чьи конкретно ценностные ориентации, интересы, идейные установки отражают текст или говорящий человек;
  7. Избегать категоричности в утверждениях;
  8. Быть честным в своих рассуждениях;
  9. Определять ложные стереотипы, ведущие к неправильным выводам;
  10. Выявлять предвзятые отношение, мнение и суждение;
  11. Уметь отличать факт, который всегда можно проверить, от предположения и личного мнения;
  12. Подвергать сомнению логическую непоследовательность устной или письменной речи;
  13. отделять главное от существенного в тексте или в речи и уметь акцентировать на первом.

– Формирование культуры чтения, включающей в себя умение ориентироваться в источниках информации, пользоваться разными стратегиями чтения, адекватно понимать прочитанное, сортировать информацию с точки зрения ее важности, «отсеивать» второстепенную, критически оценивать новые знания, делать выводы и обобщения.

– Стимулирование самостоятельной поисковой творческой деятельности, запуск механизмов самообразования и самоорганизации.

Особенности

– Не объем знаний или количество информации является целью образования, а то, как ученик умеет управлять этой информацией: искать, наилучшим способом присваивать, находить в ней смысл, применять в жизни.

– Не присвоение «готового» знания, а конструирование своего, которое рождается в процессе обучения.

– Коммуникативно-деятельный принцип обучения, предусматривающий диалоговый, интерактивный режим занятий, совместный поиск решения проблем, а также «партнерские» отношения между педагогом и обучаемыми.

– Умение мыслить критически – это не выискивание недостатков, а объективная оценка положительных и отрицательных сторон в познаваемом объекте.

– Простые и чрезмерные обобщения, стереотипные слова, клише, штампы, неподтвержденные предположения не всегда точны и могут вести к формированию стереотипов.

– Слова «все», «никто», «всегда», «постоянно» и обобщенные предположения типа «Учителя не понимают детей», «Молодежь не уважает стариков» и другие подобные выражения ведут к неправильным представлениям, поэтому следует употреблять слова «некоторые», «иногда», «порой», «зачастую».

Организация урока. Организация учебного процесса напоминает коллективный способ обучения А.Г.Ривина – В.К.Дьяченко, так как основой является работа учащихся в динамических парах и группах.

Широко применяются различные комбинации этих форм («крест», «зигзаг» и т.п.).

Тексту отводится приоритетная роль: его читают, пересказывают, анализируют, трансформируют, интерпретируют, дискутируют, наконец, сочиняют.

Учащемуся надо освоить свой текст, выработать собственное мнение, выразить себя ясно, доказательно, уверенно. Чрезвычайно важно умение слушать и слышать другую точку зрения, понимать, что и она имеет право на существование.

Роль учителя – в основном координирующая.

Популярным методом демонстрации процесса мышления является графическая организация материала. Модели, рисунки, схемы и т.п. отражают взаимоотношения между идеями, показывают учащимся ход мыслей. Процесс мышления, скрытый от глаз, становится наглядным, обретает видимое воплощение.

Технология «Развитие критического мышления» относится к типу рамочных. Своеобразной рамкой, в которую вписывается урок, является так называемая базовая модель технологии, состоящая из трех этапов (стадий): стадии вызова, смысловой стадии и стадии рефлексии.

Каждая фаза имеет свои цели и задачи, а также набор характерных приемов, направленных сначала на активизацию исследовательской, творческой деятельности, а потом на осмысление и обобщение приобретенных знаний.

Первая стадия – «вызов», во время которой у учащихся активизируются имевшиеся ранее знания, пробуждается интерес к теме, определяются цели изучения предстоящего учебного материала.

Вторая стадия – «осмысление» – содержательная, в ходе которой и происходит непосредственная работа ученика с текстом, причем работа, направленная, осмысленная. Процесс чтения всегда сопровождается действиями ученика (маркировка, составление таблиц, ведение дневника), которые позволяют отслеживать собственное понимание. При этом понятие «текст» трактуется весьма широко: это и письменный текст, и речь преподавателя, и видеоматериал.

Третья стадия – «рефлексия» – размышления. На этом этапе ученик формирует личностное отношение к тексту и фиксирует его либо с помощью собственного текста, либо своей позиции в дискуссии. Именно здесь происходит активное переосмысление собственных представлений с учетом вновь приобретенных знаний.

Такая структура урока, по мнению психологов, соответствует этапам человеческого восприятия: сначала надо настроиться, вспомнить, что тебе известно по этой теме, затем познакомиться с новой информацией, потом подумать, для чего тебе понадобятся полученные знания и как ты их сможешь применить.

Каждая стадия имеет свои цели и задачи, а также набор характерных приемов, направленных сначала на активизацию исследовательской, творческой деятельности, а потом на осмысление и обобщение приобретенных знаний.

В данной технологии, в отличие от традиционной, меняется роли педагогов и обучающихся. Ученики не сидят пассивно, слушая учителя, а становятся главными действующими лицами урока. Они думают и вспоминают про себя, делятся рассуждениями друг с другом, читают, пишут, обсуждают прочитанное. Роль учителя в основном координирующая.

С точки зрения традиционного урока эти этапы, стадии не представляют исключительной новизны для учителя. Вместо «вызова» более привычно для учителя – введение в проблему или актуализация имеющегося опыта и знаний учащихся. А «осмысление» – изучение нового материала. Третья стадия в традиционном уроке – закрепление материала, проверка усвоения знаний.

Так что же принципиально нового несет технология критического мышления? Элемент новизны – это методические приемы учебной работы, которые ориентируются на создание условий для свободного развития каждой личности. На каждой стадии урока используются свои методические приемы. Их достаточно много. Каждый прием и стратегия в критическом мышлении имеет своей целью раскрыть творческий потенциал учащихся. Рефлексия является наиболее значимым этапом, т.к. именно здесь происходит творческое развитие, осознание вновь приобретенной информации.

Хайку как прием ТРКМЧП

В технологии РКМЧП хайку является формой письменной рефлексии. Хайку немного сложнее сочинять, чем синквейн. Но младшие школьники проявляют большой интерес и к этой стихотворной форме.

Хайку – это лирическое стихотворение, отличается предельной краткостью и своеобразной поэтикой. Каждое хайку – это чувство-ощущение, запечатленное в небольшой словесной картинке-образе. Оно изображает жизнь природы и жизнь человека на фоне круговорота времен года.

Искусство писать хайку – это, прежде всего, умение сказать многое в немногих словах. Задача поэта – заразить читателя лирическим волнением, разбудить его воображение, и для этого не обязательно рисовать картину во всех её деталях.

Правила написания хайку:

1. В стихотворении должно быть три строчки и 17 слогов (5 + 7 + 5), но учитывая особенности русского языка, может быть и больше 17 слогов. При этом важно передать “дух” хайку посредством правильного построения “образов”.

2. В хайку должно быть сезонное слово (киго) – это слово, указывающее на то, в какое время происходит действие. Возможно как прямое указание (“зимний вечер”, “конец лета”), так и косвенное. Например, “сосулька” предполагает весну, “сбор винограда” – конец лета. Сезонное слово может также указывать на время суток.

3. Стихотворение не должно быть многословным. Хайку не называет, а показывает; не объясняет, а передает. В нем нет рифмы.

4. Чаще всего повествование ведется в настоящем времени.

5. Обычно первыми двумя строчками описывается некое явление, а третьей строчкой подводится какой-то итог сказанному, часто неожиданный. А иногда, наоборот, для введения в тему достаточно одной первой строчки, а для подведения итога требуются две последующие.

6. Хайку может строится на приеме, который называется соположением: имеются два объекта, и хайку представляет динамику их отношений. Можно сопоставить: объект и фон; разные состояния одного объекта; действия; качества/отношения, и т.д.

Чаще всего прием “Хайку” я использую на уроках литературного чтения, окружающего мира, изобразительного искусства.

Прием “Кластеры”

Понятие «кластер» переводится как «гроздь, пучок». Кластер – это способ графической организации материала, позволяющий сделать наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в ту или иную тему (после прослушивания рассказа учителя, прочтения учебного текста, при подготовке к написанию сочинения и т.д.).

Кластер является отражением нелинейной формы мышления. Иногда такой способ называют «наглядным мозговым штурмом».

Каковы этапы работы при составлении кластера?

1 этап – посередине чистого листа (классной доски) пишется ключевое слово или словосочетание, которое является «сердцем» идеи, темы.

2 этап – учащиеся записывает все то, что вспомнилось им по поводу данной темы. В результате вокруг «разбрасываются» слова или словосочетания, выражающие идеи, факты, образы, подходящие для данной темы (модель «хаос»).

३ этап – осуществляется систематизация. Хаотичные записи объединяются в группы, в зависимости от того, какую сторону содержания отражает то или иное записанное понятие, факт (модель «планета и ее спутники»).

4 этап – по мере записи появившиеся слова соединяются прямыми линиями с ключевым понятием. У каждого из «спутников» в свою очередь тоже появляются «спутники», устанавливаются новые логические связи. В итоге получается структура, которая графически отображает наши размышления, определяет информационное поле данной темы.

В работе над кластерами необходимо соблюдать следующие правила:

1. Не бояться записывать все, что приходит на ум. Дать волю воображению и интуиции.

2. Продолжать работу, пока не кончится время или идеи не иссякнут.

3. Постараться построить как можно больше связей. Не следовать по заранее определенному плану.

Прием “Кластеры” используется как на стадии «Вызов», так и на стадии «Рефлексия», т.е. может быть способом мотивации к размышлению до изучения темы или формой систематизирования информации при подведении итогов.

В зависимости от цели учитель организует индивидуальную самостоятельную работу учащихся или коллективную – в виде общего совместного обсуждения.

Предметная область не ограничена, использование кластеров возможно при изучении самых разнообразных тем.

Прием ТРКМЧП “Я знаю”

Перед изучением новой темы выделяю ключевое понятие изучаемой темы и предлагаю учащимся за определенное время выписать как можно больше слов или выражений, связанных, по их мнению, с предложенным понятием. Важно, чтобы школьники выписывали все, приходящие им на ум ассоциации.

1 этап. 2 минуты. Учащиеся выполняют работу индивидуально.

2 этап. 2 минуты. Обсуждение полученных записей в парах (группах). Учащиеся выделяют совпадающие представления, наиболее оригинальные идеи, вырабатывают коллективный вариант ответа.

3 этап. 2-4 минуты. «Сброс идей в корзину». Каждая пара (группа) поочередно называет одно из выписанных выражений. Учитель фиксирует реплики на доске. Основное условие – не повторять то, что уже было сказано другими.

Пример. Тема: «Человек и природа» 4 класс.

На доске было выписано ключевое слово «Лес». По итогам работы на доске был составлен кластер (пучок), отражающий имеющиеся у учащихся знания по данной конкретной теме.

Используя полученный кластер в качестве опоры, я перехожу к объяснению нового материала. Данный прием позволяет учителю диагностировать уровень подготовки классного коллектива, вовлекать в учебный процесс всех учащихся с учетом их индивидуальных возможностей.

  1. Настольная книга завуча начальной школы. ООО «Глобус», 2009
  2. Сайт И. В. Жакулиной

Презентация “Критическое мышление”

Посмотрев презентацию, Вы узнаете, как разнообразить урок, как усильть мыслительные навыки детей не только на уроках, но и в обычной жизни.

Содержимое разработки

Приёмы технологии критического мышления на уроках в начальной школе

Бревнова Татьяна Юрьевна

учитель начальных классов МОУ «СОШ № 12»

между корзиной, рыбьей костью и гроздью винограда?

«Лучше иногда задавать вопросы, чем знать наперёд все ответы»

сайт международного журнала «Перемена»

ЧТО ЖЕ ТАКОЕ КРИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ

  • деятельное участие в учебном процессе
  • развитие творческого мышления
  • способность анализировать информацию и задавать вопросы
  • способность выражать свои мысли уверенно и четко
  • осознанно концентрироваться на решении проблемы или вопроса
  • способ «разукрасить» урок
  • использовать разные виды деятельности в процессе обучения
  • использовать игровые приемы, групповые формы работы на уроках

ЦЕЛЬ ТРКМЧП: развитие мыслительных навыков обучающихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать)

  • Формирование нового стиля мышления , для которого характерны открытость, гибкость, рефлексивность, осознание внутренней многозначности позиций и точек зрения, альтернативности принимаемых решений.
  • Развитие таких базовых качеств личности, как критическое мышление , рефлексивность, коммуникативность, креативность, мобильность, самостоятельность, толерантность, ответственность за собственный выбор и результаты своей деятельности.
  • Развитие аналитического, критического мышления.

Что принципиально нового несет технология критического мышления?

  • Элементы новизны содержатся в методических приемах, которые ориентируются на создание условий для свободного развития каждой личности. На каждой из стадий урока используются свои методические приемы.

Три этапа технологии развития критического мышления:

(пробуждение имеющихся знаний, интереса к получению новой информации)

  • II фаза. (25 минут) Осмысление содержания (получение новой информации)
  • III фаза. (10 минут) Рефлексия

(осмысление, рождение нового знания)

I. Стадия вызова

  • «Кластер»
  • «Загадка»
  • «Корзина идей»
  • «Отсроченная догадка»
  • «Таблица «толстых» и «тонких» вопросов»
  • «Театрализация»
  • «Да – нет»
  • Таблица «ЗХУ»
  • «Дискуссия»
  • «Верите ли вы?»
  • «Проблемный вопрос»

II. Стадия осмысления

  • «Зигзаг»
  • «Инсерт или «Чтение с пометами»
  • «Дерево предсказаний»
  • «Круги по воде»
  • «Чтение с остановками»
  • «Таблица «толстых» и «тонких» вопросов»
  • Метод «Думательных шляп»
  • «Кластер»
  • «Двухчастный дневник»
  • «Бортовой журнал»
  • «Ромашка Блума»
  • «Фишбоун» (рыбный скелет)
  • «Взаимоопрос»

III. Стадия рефлексии

  • «Синквейн»
  • «Письмо к учителю»
  • «Пятиминутное эссе»
  • «Таблица «толстых» и «тонких» вопросов»
  • «Кластер»

Слово «кластер» означает «пучок», «созвездие», «гроздь»

Кластер «Пустыни России»

Составление кластера «Заяц»

Таблица «Знаю – Хочу знать – Узнал» (ЗХУ)

У – что мы узнали и что нам осталось узнать

Что осталось не раскрыто

Источники, из которых мы намерены получить информацию

ПРИЕМ «КОРЗИНА ИДЕЙ» Тема «Почва» (3 класс)

«?» – не понял, есть вопросы.

Этап 2: Заполнение таблицы

Инсерт Тема «Имя существительное»

Существительное -это часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы

Имена существительные бывают мужского,

женского или среднего рода.

В русском языке

шесть падежей: именительный, родительный,

«?» – не понял, есть вопрос

существительные, которые не склоняются: пальто, метро, радио,

Есть не склоняемые имена существительные

«Чтение с остановками»

Материалом для использования приема служит повествовательный текст.

Текст должен содержать проблему, которая лежит не на поверхности, а спрятана внутри.

Размер текста не должен превышать пяти-семи страниц.

Непременное условие для использования данного приема – найти оптимальный момент в тексте для остановки.

Таблица ” толстых ” и ” тонких ” вопросов

Дайте три объяснения, почему…

Почему вы думаете…?

Почему вы считаете…?

1. В начале рисунка (голова) записывается формулировка проблемы.

2. Обучающиеся выделяют причины и факты, подтверждающие их предположения (косточки).

3. Обучающиеся синтезируют вывод, который записывается в конечной части рисунка (хвост).

Какой? Какая? Какое?

Два прилагательных, раскрывающие характерные признаки предмета

Три глагола, раскрывающие действия предмета

Суть предмета, усиливающая предыдущие две строки

Предложение из нескольких слов, показывающее отношение к теме

Существительное, выступающее как итог

Слово, связанное с первым словом , отражает сущность темы

На уроках русского языка и литературного чтения

Указывает, не называет, помогает

Часто употребляется в речи.

Щелкает, защищает, побеждает

Даже игрушки умеют любить!

Вращается, освещается, защищается

Единственная обитаемая планета.

Я хочу хорошо учиться.

Дружит, выручает, советует

Делимся, анализируем, повышаем

Нет предела совершенству!

Каким должен быть учитель?

Каким не должен быть учитель?

Развивает, претворяет, думает

Много идей – мало времени.

Кричит, объясняет, ждет

Когда же закончится урок?

  • Что воздух имеет определенную форму?
  • Что воздух невозможно сжать?
  • Что воздух проводит звуки?
  • Что воздух имеет массу?
  • Что у воздуха есть запах?
  • Что у воздуха есть цвет?
  • Что воздух не сохраняет тепло?

– если то, что вы читаете, соответствует тому, что вы знаете, или думали, что знаете

– если то, что вы читаете, является для вас новым

– если то, что вы читаете, противоречит тому, что вы уже знали, или думали, что знаете

– если то, что вы читаете, непонятно, или же вы хотели бы получить более подробные сведения по данному вопросу

– если то, что вы читаете, вас удивило

Ссылка на основную публикацию