Развитие творческого мышления: Курс по креативному мышлению

Творческое мышление: развитие креативности

Творческое мышление и креативность, несомненно, являются полезными навыками современного человека. Однако сложно найти хорошие курсы, тренинги, школы, книги и учебники для формирования и совершенствования этих навыков. В связи с этим и создан данный раздел сайта, который посвящен методам и техникам развития креативного мышления. Раздел представляет собой полноценный тренинг для развития творческого мышления и воображения и содержит в себе уроки, статьи, задачи, головоломки, видеоматериалы, тесты и много других полезных материалов.

Если вы читали «99 франков» или «Поколение П», смотрели фильмы Тарковского или Дэвида Линча, видели картины Леонардо да Винчи или Пикассо, вы наверняка задумывались: как люди могут создавать так много новых интересных идей и потрясающих концепций? Если эти профессионалы творческого мышления вызывают в вас желание быть похожими на них, то в этом разделе вы найдете для себя много полезной информации.

Чем жизнь более нестандартна, тем интереснее жить. В жизни от нас часто требуется креативный подход. Способность мыслить нешаблонно делает нас остроумными, находчивыми, успешными, предприимчивыми, удачливыми и богатыми. Умение быть креативным может пригодиться всегда.

Часто утверждают, что творческому мышлению научить невозможно. Это не совсем так. Конечно, врожденные способности человека очень важны. Но обычно именно взрослым людям по-настоящему свойственно творческое мышление, способность к которому не является только врожденной, а приобретается с воспитанием и опытом. Настоящие произведения искусства делают взрослые люди, которые достигли определенного мастерства мыслить и поступать креативно. А если человек не будет развивать свой творческий потенциал, то он вряд ли достигнет способности созидать, даже если в детстве, он проявлял какие-либо способности.

Значит, есть что-то, что знают и умеют творческие люди. Эти знания и навыки они приобрели не генетическим путем от своих родителей, а накопили их в течение своей жизни. Попробуем найти и разгадать их секреты.

Что такое творческое мышление и креативность?

Объяснить и описать, что такое творческое мышление и каковы его особенности – задача достаточно сложная. Одно из немногих определений креативности/творческого мышления дано психологом О.К. Тихомировым:

« Творческое мышление — один из видов мышления, характеризующийся созданием субъективно нового продукта и новообразованиями в самой познавательной деятельности по его созданию. Эти новообразования касаются мотивации, целей, оценок, смыслов. Творческое мышление отличают от процессов применения готовых знаний и умений, называемых репродуктивным мышлением »

О.К. Тихомиров
Общая психология. Словарь / под. ред. А.В. Петровского // Психологический лексикон. Энциклопедический словарь: В 6 т. / ред.-сост. Л.А. Карпенко; под общ. ред. А.В. Петровского. — М.: ПЕР СЭ, 2005.

Это определение выделяет главную характеристику творческого мышления –наличие результата, чего-то субъективно нового, что создал человек.

Важно понимать, что творческое мышление или креативность – это именно СПОСОБ мыслить, определенный ПРОЦЕСС, который ведет к созданию нового. Естественно, существует множество методик организовать свое мышление так, чтобы можно было в результате получить что-то новое. Ряд исследований и тестов показывает, что большинство способов можно подстроить под определенные логические схемы, которые и составляют часть уроков данного раздела.

Чтобы понять особенности своего творческого мышления, предлагаем вам пройти специальный психологический тест.

Тест на творческие способности

Данный тест создан, как интерпретация методики диагностики личностной креативности, разработанная Е. Е. Туник, и позволяет определить четыре особенности творческой личности: любознательность, воображение, сложность и склонность к риску.

Для правильной интерпретации ответов следует выполнять несколько правил во время прохождения теста:

  • Среди следующих коротких предложений вы найдете такие, которые определенно подходят вам лучше, чем другие. Для них следует выбрать ответ «Да». Некоторые предложения подходят вам лишь частично, на них следует отвечать «Может быть». Другие утверждения не подойдут вам совсем, для них предназначен ответ «Нет». Для тех утверждений, относительно которых вы не можете прийти к решению, предусмотрен последний вариант – «Не знаю».
  • Здесь нет правильных или неправильных ответов. Отмечайте первое, что придет вам в голову, читая предложение. Это задание не ограничено во времени, но работайте как можно быстрее. Помните, что, давая ответы к каждому предложению, вы должны отмечать то, что действительно чувствуете. На каждый вопрос выберите только один ответ.
  • Поскольку тест основан на личном восприятии, не стоит ждать от него объективной проверки ваших способностей. В большей степени он отражает ваше представление о своих творческих способностях. Помните, что креативность – это не врожденная характеристика, а качество которое можно развивать.
  • Данные теста будут записаны после того, как вы ответите на последний вопрос и увидите подтверждение окончания теста. Если вы закончите тест ранее последнего вопроса и закроете страницу, данные не будут сохранены.
  • Данные теста будут записаны после того, как вы ответите на последний вопрос и увидите подтверждение окончания теста. Если вы закончите тест ранее последнего вопроса и закроете страницу, данные не будут сохранены. Если этот тест вы уже проходили, то в левом меню отобразится знак .

Напоминаем, что для полноценной работы сайта вам необходимо включить cookies, javascript и iframe. Если вы ввидите это сообщение в течение долгого времени, значит настройки вашего браузера не позволяют нашему порталу полноценно работать.

С другой стороны, творческое мышление связано не cтолько с логическими схемами, сколько с развитым ассоциативным мышлением и воображением человека. Все это можно развивать при помощи специальных упражнений, которые представляют собой еще одну важную составляющую этого раздела.

В данном разделе собраны методики развития в себе способности творчески мыслить: уметь находить всегда и во всем несколько вариантов, и выбирать из них лучший.

Методика обучения

Как уже было сказано, существует много подходов понимания творческого мышления, и, следовательно, есть множество способов обучения такому мышлению. Среди популярных подходов анализа креативности можно отметить: концепцию латерального мышления, теорию решения изобретательских задач, синектику, метод 6 шляп и другие. Большинство из этих подходов имеют схожие черты, однако если пытаться заниматься по всем этим методикам одновременно, то можно запутаться.

Проанализировав многие подходы к креативности, наша творческая группа пришла к выводу, что наиболее универсальной теорией является концепция латерального мышления Эдварда Де Боно (а также ее интерпретация Филиппом Котлером), которая направлена на понимание логики построения новых идей. Именно концепция латерального мышления легла в основу данного тренинга. Также в данном тренинге использовался ряд важных методик развития творческого мышления из других теорий, чтобы расширить концепцию де Боно.

Кроме того, концепции, которые заслуживают отдельного внимания, были вынесены в УРОК 5, для того чтобы вы смогли попробовать другие методики развития творческого мышления.

План обучения

Весь тренинг поделен на несколько уроков, которые призваны раскрыть в вас различные стороны креативного мышления. Пройдя все уроки, вы получите гандикап, для того, чтобы уметь применять и постоянно совершенствовать свое творческое мышление.

Для того чтобы мыслить нешаблонно и создавать действительно что-то новое, полезно понимать, как разрывая шаблон, прийти к новой идее. В данном уроке будет описана схема латерального мышления Эдварда де Боно в интерпретации знаменитого маркетолога Филипа Котлера. Осознание процесса креативного мышления поможет вам понять, как сделать свой творческий процесс продуктивнее.
Существует такое заблуждение, что креативность и творчество являются антиподами логики. Нешаблонное мышление часто сравнивается с интуицией, внезапным вдохновением или аутогенным состоянием человека. Однако творческое нешаблонное мышление не является чистым хаосом в сознании. Как отмечает сам основатель концепции латерального мышления, Эдвард де Боно, главное отличие нешаблонного мышления от хаоса и мышления психических больных заключается в том, что процесс креативного мышления контролируется. И даже если нешаблонное мышление предпочитает работать хаотически, то этим хаосом можно управлять.

Чтобы создать что-то новое, нужно обязательно выбрать направление творческого поиска. Без такой отправной точки просто невозможно двигаться дальше. Как бы это ни показалось странным, но чем четче обозначить рамки, тем проще будет создавать что-то новое. В данном уроке показано значение выбора фокусировки, и рассмотрены паттерны фокусов языка Роберта Дилтса (фрейминг), опираясь на которые, можно начинать процесс латерального мышления.

Теперь, когда мы уже знаем алгоритм того, как целенаправленно смотреть на вещи под разным углом, мы сможем в любой ситуации найти наиболее подходящий фокус (фрейм). Но что-то новое еще пока не появилось, так как мы просто меняли угол зрения, не изменяя самого объекта. Процесс латерального мышления только начался. Чтобы продолжить этот процесс нам необходимо осуществить то, что называют «латеральным разрывом» (разрывом шаблона, сдвигом или смещением). Именно разрыв шаблона поможет нам нарушить логику мышления, чтобы прийти к новым идеям.

Для создания этого сдвига нужно построить утверждение относительно объекта нашего фокуса, которое каким-то образом поменяет сам объект. Другими словами, мы должны подумать, как можно изменить объект или его отдельную характеристику. Существует множество методик создания подобных изменений, но большинство из них легко можно свести к шести базовым способам изменения чего угодно.

После того, как был произведен латеральный разрыв, у нас появилось много в большинстве своем нелогичных (латеральных) суждений. Теперь нам предстоит сделать шаг, направленный на устранение получившегося разрыва шаблона. Предстоящий этап связан с работой по развитию творческого воображения для поиска и создания полноценных креативных идей из метаморфоз, получившихся на предыдущих этапах. Другими словами, в этом занятии вы узнаете, как научиться наиболее эффективно устранять латеральный разрыв. Данный урок описывает методики, принципы и особенности развития творческого воображения, а также содержит полезные приемы, упражнения и игры.

На последнем этапе «Устранение разрыва» алгоритма латерального мышления кроме творческого воображения важную роль играет и креативность человека. Креативность — это способность к принятию и созданию принципиально новых идей, отклоняющихся от традиционных или принятых схем мышления. Важно отметить, что креативность человека – это неоднородное свойство имеющее несколько характеристик. Самыми распространенными являются характеристики, выделенные знаменитым американским психологом Джоем Полом Гилфордом (Joy Paul Guilford) еще 60-е годы прошлого века. Этих характеристик всего четыре.

Еще в далеком 16 веке выдающийся английский философ Френсис Бекон сетовал на то, что научные открытия происходят медленно и во многом случайно. Он пытался найти подходы и алгоритмы, которые позволили бы превратить «создание нового» в системный, постоянный процесс. С тех пор прошло немало времени и сегодня общество имеет в своем распоряжении немало теорий творчества и креативности, помогающих нестандартно смотреть на существующие проблемы и предлагать нетривиальные решения. Эти теории могут быть полезными в самых разных областях человеческой жизнедеятельности. В данной статье мы сделаем обзор наиболее известных и широко применяемых техник и концепций.

Учебники и книги

Скачать и прочитать многочисленные учебники по творческому мышлению и креативности можно на соответствующей странице. Подробнее…

Творческие игры

Развитие креативного мышления человека не может происходить только путем изучения специальных алгоритмов и правил поиска новых идей. Большое значение имеет практика. В данной статье представлены игры для развития творческих способностей. Более того, здесь вы сможете найти игры различных видов, как самостоятельные онлайн игры, так и групповые игры, а также творческие задания для тренировки креативности без применения компьютера. Как обычно на нашем сайте вся информация представлена бесплатно, и к тому же, вы сами можете предложить какую-нибудь креативную игру или поделиться опытом в комментариях ниже. Подробнее…

А также

А также на нашем сайте вы найдете полезные материалы, статьи, видео, задачи, головоломки, картинки, фото и многое другое, что раскрывает особенности творческого мышления человека. В итоге после этого тренинга вы будете четко представлять себе, как устроен процесс творческого мышления и будете обладать достаточными навыками для того, чтобы создавать что-то новое.

Умение быть творческим и интересным человеком отчасти приобретается с воспитанием и зависит от наших врожденных особенностей. Но поверьте, что эту способность можно приобретать и развивать, главное здесь, как обычно,- желание.

Желаем вам удачи в развитии творческого мышления!

Обзор школ и курсов по креативу: создание логотипов, рекламных роликов и решение кейсов от брендов

Команда школы креативного мышления «ИКРА» написала колонку со списком курсов, интенсивов и учебных заведений, в которых учат развитию креативного мышления. Курсы посвящены творческому решению задач, стратегическому видению, планированию рекламных кампаний, написанию слоганов и другим задачам.

При слове «креативщик» многие представляют себе бородатого дизайнера в узких штанах. Спешим вас огорчить — так выглядит креативщик курильщика. Креативщик здорового человека — это чумазый механизатор, который собрал комбайн из старого трактора и двух молотилок. Или скромный программист из глубинки, который придумал программу-оптимизатор и продал свой код в Microsoft. Или незаметный банковский служащий, который первым предложил внедрить систему электронной очереди.

Перечисленных людей объединяет умение находить неординарные решения обычных задач. Это и есть креативное или творческое мышление. За такими людьми охотятся, их считают самородками, способными заработать или сэкономить миллионы. Но креативное мышление — не дар, а умение, которое можно освоить.

Чтобы научиться творчески мыслить, находить свежие решения и генерировать идеи, можно проштудировать многотомники Генриха Альтшуллера, Эдварда де Боно и других экспертов в этой сфере. Другой метод — найти хороший курс и получить там квинтэссенцию теории, практических упражнений и общения с преподавателями.

Мы собрали для вас англо- и русскоязычные курсы. В подборке мы старались избегать тренингов, которые учат «отрешаться от повседневности» и «открывать в себе внутреннего ребёнка». Каждый курс поможет развить творческое мышление и освоить практические приёмы и методы.

Курсы на английском языке

«Творческое решение проблем» на Coursera

Преподаватели Миннесотского университета обещают помочь бросить вызов ограничениям и развить творческое мышление. В течение курса вам предложат несколько упражнений, цель которых — сделать что-то нетрадиционным образом. В описании отмечено, что все упражнения безопасны и не несут вреда — звучит интригующе.

  • Стоимость: бесплатно или за 3180 рублей (если вам нужен сертификат).
  • Время и место: онлайн-курс, с 29 августа по 16 октября.
  • Длительность: шесть недель по четыре-шесть часов в неделю.

Курс «Креативное мышление» на Udemy

Авторы учат креативным методам, которые применяют в НАСА и правительстве Новой Зеландии. Для успешного прохождения курса нужно скачать учебник, который останется у вас после окончания.

  • Стоимость: $50.
  • Время и место: онлайн-курс, проводится по запросу.
  • Длительность: 19 лекций по пять-десять минут.

Курс по улучшению креативного мышления на Open Learning World

Трёхчасовой бесплатный онлайн-курс поможет понять, что такое креативное мышление, познакомит с основными методиками и развеет мифы о творчестве. Подойдёт тем, кто хочет начать знакомство с нестандартными способами решения проблем.

  • Стоимость: бесплатно.
  • Время и место: онлайн-курс, проводится по запросу.
  • Длительность: три часа.

Курс «Творческие идеи и инновации» в Лондонском колледже коммуникаций

Курс ведут преподаватели старейшего вуза Европы — Лондонского университета искусств. Слушатель получит готовые инструменты для решения творческих задач и генерации идей. Авторы курса рекомендуют его всем, кто хочет начать работу в сфере рекламы.

  • Стоимость: $500.
  • Время и место: онлайн-курс, проводится по запросу.
  • Длительность: шесть-десять недель, по одному занятию в неделю.

Курс о стратегическом мышлении и планировании кампаний в Школе изобразительного искусства Нью-Йорка

На коротких курсах в Школе изобразительного искусства Нью-Йорка слушатель сможет преодолеть «страх белого листа», научиться стратегически мыслить и планировать рекламную кампанию, сочинять слоганы или делать рекламные ролики.

Здесь нет вступительных испытаний. Занятия проходят на английском языке один-два раза в неделю. Между уроками студенты выполняют домашние задания и самостоятельные работы. Итогом обучения станет новое профессиональное портфолио и сертификат.

  • Стоимость: $200-500.
  • Время и место: онлайн-курс.
  • Длительность: два месяца.

Семинар «Креативное мышление: инновационные решения для сложных задач» в Гарварде

На двухдневном семинаре для руководителей и владельцев бизнеса человек должен научиться креативно мыслить, решать сложные проблемы, работать с командой и быть вдохновляющим лидером.

  • Стоимость: $2600.
  • Время и место: кампус Гарвардского университета, 24-25 октября.
  • Длительность: два дня по восемь часов.

Miami Ad School

Здесь учатся многие уже известные рекламщики, которые хотят усовершенствовать свои навыки, а также молодые специалисты, мечтающие получить «Каннского льва». Miami Ad School — один из мировых лидеров в сфере рекламного образования.

У школы есть четыре филиала в Америке и десять отделений на всех континентах мира. Там учат концентрированному креативу, генерации идей и воплощению стратегий. Выпускники копирайтерского факультета Miami Ad Schoo придумывают слоганы для Nike и L’Oreal, а арт-директора руководят мировыми рекламными агентствами.

  • Стоимость: $39 тысяч.
  • Срок обучения: два года.

Hyper Island

В международной медиашколе Hyper Island преподаватели гордятся атмосферой свободы и творчества на занятиях. Здание школы — бывшая тюрьма, в которой максимально сохранён изначальный облик и интерьер.

Вместо нудных лекций и экзаменов студенты решают реальные кейсы и делают работы для Google и Adidas. Преподаватели выполняют роль наставников: не поучают, а помогают. Обучение ведётся на английском языке. Выпускники Hyper Island открывают собственные рекламные агентства и приходят в крупные фирмы на руководящие должности.

  • Стоимость: от 10 тысяч евро до 20 тысяч евро за основной курс.
  • Время и место: очно, Швеция.
  • Длительность: один год.

Курсы на русском языке

Курс «Творческое мышление: развитие креативности» на 4Brian

Уроки и лекции здесь представлены не в видеозаписях, а в текстовом формате, поэтому подойдут тем, кто любит читать и анализировать. В конце каждого урока есть список литературы, упражнения и игры для закрепления материала.

  • Стоимость: бесплатно.
  • Время и место: онлайн-курс, в любое время.
  • Длительность: по желанию.

Курс «Креативность и интеллект. Развитие творческих и аналитических способностей» на «Элитариуме»

Курс даст немного теории и много практической информации: приёмы, техники, упражнения. Подойдёт тем, кто не хочет вникать в суть, но хочет научиться генерировать идеи по заказу.

  • Стоимость: 1990 рублей.
  • Время и место: онлайн-курс, по запросу.
  • Длительность: 16 лекций от 10 минут до 1,5 часов.

Курс по развитию творческого мышления «Эврика»

Философская школа «Новый Акропль» проводит курс из пяти практических занятий, где слушатель должен научиться преодолевать препятствия, мешающие творческому мышлению, и приобрести навык создания идей.

  • Стоимость: 600 рублей.
  • Время и место: Москва, по запросу.

Онлайн-практикум по теории решения изобретательских задач

ТРИЗ пользуется всё большим успехом среди желающих освоить креативное мышление. На этом курсе можно научиться решать проблемные задачи, разрабатывать новые товары и услуги, а также решать противоречия с помощью приемов ТРИЗ.

  • Стоимость: 15 тысяч рублей.
  • Время и место: онлайн-курс, с 20 сентября.
  • Длительность: 12 занятий по одному часу.

Креативный мозговой штурм «Способы принятия творческих решений» от НИУ ВШЭ

Как и на других курсах ВШЭ, здесь дается обширный теоретический материал, который человек постепенно учится применять на практике. Авторы курса считают, что он будет полезен работникам рекламных агентств, журналистам, блогерам и людям, желающим улучшить свои когнитивные способности.

  • Стоимость: 20 тысяч рублей.
  • Время и место: Москва, группа формируется.
  • Длительность: девять занятий, 36 часов.

Академия коммуникаций Wordshop

Обучение в Wordshop организовано по модульной системе. Студенты посещают любые интересные занятия и лекции — независимо от учебного плана. Для поступления нужно представить профессиональное портфолио или выполнить конкурсную работу. За год обучения студенты успевают поработать над индивидуальными и командными проектами, собрать портфолио и познакомиться с лидерами рекламной индустрии.

  • Стоимость: 280 тысяч рублей.
  • Место: Москва.
  • Срок обучения: один год.

Курс «Школа креативных директоров» от Британской высшей школы дизайна

«Британка» тоже не обошла вниманием развитие креативного мышления и адресовала свой курс креативным директорам и тем, кто хочет занять эту должность. Этот курс направлен на выявление навыков лидерства и раскрытие внутреннего потенциала, необходимого для улучшения производительности и саморазвития.

  • Стоимость: 55 тысяч рублей.
  • Время и место: Москва, октябрь-декабрь.
  • Длительность: два раза в неделю (один будний день с 09:15 до 14:15, с 10:00 до 15:00, либо выходной с 19:00 по 22:00).

Курс «Путь креатора» от школы «ИКРА»

Школа специализируется на развитии креативности и творческого мышления. Здесь обучают латеральному, коммуникационному, дизайн-мышлению и ТРИЗ. Мы выбрали наиболее очевидный и востребованный курс, но есть и другие, которые можно выбрать в зависимости от профессиональных интересов и целей.

  • Стоимость: 130 тысяч рублей.
  • Стоимость одного модуля курса: от 9900 рублей.
  • Время и место: Москва, с 19 сентября по 1 февраля.
  • Длительность: 153 часа. Понедельник, среда, пятница с 19:00 до 22:00.

Курсы концептуального мышления MADs

Обучение сфокусировано на создании интегрированных кампаний. В программе курса указано, что студенты увидят все этапы работы агентства от анализа бренда до медиапланирования, «от идей до воплощения и крафтинга деталей». Основные лекторы и кураторы проекта — сотрудники агентства Friends Moscow.

В рамках MADs представители креативной индустрии организуют воркшопы, в том числе выездные, и творческие курсы разной продолжительности.

  • Стоимость: 80 или 90 тысяч рублей.
  • Время и место: Москва, с 25 июня по 10 октября.
  • Длительность: по средам с 20:00 до 22:30, по субботам с 12:00 до 18:00.

Farm Creative от рекламного агентства Havas Media

Последний модуль курсов завершился в июне 2016 года. В программу включены занятия по трём направлениям — стратегия, креатив и медиа. По словам авторов курса, междисциплинарный подход необходим, так как «невозможно быть копирайтером и не разбираться в стратегии». На момент публикации материала набор на новые курсы не начался.

  • Стоимость: 20 тысяч рублей в месяц или 70 тысяч рублей за весь курс.
  • Время и место: Москва, с 29 марта по 29 июня.
  • Длительность: зависит от выбора программы, по будням с 19:30 до 22:30, по выходным дням с 12:00 до 19:00.

10 книг для развития креативного мышления

Собрали книги, которые запускают творческое мышление и помогают дизайнерам искать новые идеи.

И начинающий, и профессиональный дизайнер могут придумать что-то по-настоящему крутое. Главное отличие здесь в количестве предложенных вариантов. Хороший специалист может быстро представить сотню решений и выбрать из них подходящие.

Мы собрали подборку книг, которая поможет запустить творческое мышление и поиск новых идей.

«Как люди думают». Дмитрий Чернышев

Если понаблюдать за детьми во дворе, то можно заметить, что им быстро надоедает просто бегать по полю с мячом. Вот в футбол играть не надоедает, ведь футбол — это игра, а в играх самое главное — ограничения. Именно они создают интерес и заставляют нас искать новые идеи.

Если вы часто рисуете логотипы, то задайте себе ограничение: пусть в работе не будет квадратных форм. Если не придумывается слоган, попробуйте обойтись без буквы «т». Ограничения мгновенно запускают поток новых идей.

В книге «Как люди думают» собраны десятки похожих методик: они помогают встряхнуть собственное мышление и выйти за границы стереотипов с минимальными усилиями. Стоит прочитать, если нужны простые рецепты для придумывания идей.

«Рисовый штурм». Майкл Микалко

Можете ли вы вообразить Винсента ван Гога, жалующегося на невозможность продать свои картины как на свидетельство отсутствия у него таланта? Томаса Эдисона, разочаровавшегося в своей идее создания лампочки, когда он потерпел неудачу пять тысяч раз? Леонардо да Винчи, слишком стесняющегося претендовать на многое из-за отсутствия образования?

Автор книги, эксперт по креативности, учит мыслить нестандартно и находить неординарные решения проблем. Новые идеи скрыты повсюду, но их сложно заметить сразу.

Чтобы приучить мозг генерировать идеи, Майкл Микалко советует сыграть с друзьями в игру: за пять минут придумать как можно больше предложений с конкретным набором слов: я, не, радоваться, абрикосы, раздраженный, собаки, с готовностью, гнев.

Замечать хорошие идеи — это всего лишь навык, который можно развивать. В этом помогут методики и упражнения, собранные в книге.

«Взлом креатива». Майкл Микалко

Отличительной характеристикой гения считается его невероятная производительность. У Томаса Эдисона было1 093 па­тента, и это до сих пор рекорд. Для достижения такого результата он установил себе квоту на идеи: одно небольшое изобретение в течение десяти дней и одно крупное за полгода.

«Взлом креатива» — это вторая книга Майкла Микалко. Автор проанализировал жизнь известных творческих людей от Леонардо да Винчи до Пабло Пикассо и адаптировал для современных читателей их методы создания нового.

В книге описаны девять стратегий мышления, которые можно применять для решения нестандартных проблем и поиска новых идей.

«Кради как художник». Остин Клеон

Мы не способны делать идеальные копии. Именно благодаря тому, что мы не можем полностью скопировать своих героев, обретаем собственную жизнь. Так и происходит наша эволюция.

Книга содержит десять советов о том, как найти свое творческое я, и рассказывает, как придумывать гениальные идеи, анализируя чужие решения.

Остин Клеон разрешает копировать удачные работы и проекты других людей. Ведь копирование — это не воровство, а способ переосмыслить чужую идею и добавить в нее что-то свое.

«Кради как художник: творческий дневник». Остин Клеон

Это специальный блокнот, который научит мыслить широко и искать идеи. Главное — осознанно выполнять задания и упражнения: рисовать иллюстрации своего дня, составлять списки вещей, которых боишься больше всего, и выбирать слова из рассказа так, чтобы в итоге получилось стихотворение. В конце дневника есть специальная копилка идей — небольшой конвертик, в котором можно хранить записи о новых проектах, открытки и фотографии.

Остин Клеон советует всегда носить дневник с собой и выполнять хотя бы одно задание в день до тех пор, пока все страницы не будут заполнены. Дневника хватит на несколько месяцев ежедневной работы — а это полноценный курс по развитию креативного мышления.

«Визуальные заметки». Майк Роуди

Скетчи раскрепощают. Вы можете позволить себе пренебречь мелкими деталями и при этом выражать самые важные идеи. Выражение идей с помощью рисунков и текста одновременно помогает увидеть полную картину. Кроме того, это весело.

Хороший способ искать новые идеи — начать рисовать. Быстрые наброски и зарисовки запустят мыслительный процесс и помогут визуализировать образы, которые крутятся в голове.

Книга «Визуальные заметки» — это иллюстрированное руководство про то, как быстро зарисовывать свои мысли, делать конспекты с помощью рисунков и объяснять идеи окружающим.

Майк Роуди, профессиональный иллюстратор, говорит, что рисовать умеет каждый, независимо от профессии, опыта и талантов. Ведь вся суть скетчей не в прорисовывании мельчайших подробностей, а в визуализации идей на бумаге.

«Разрыв шаблона». Тина Силиг

До недавнего времени абитуриенты Колледжа Всех святых в Оксфорде сдавали «однословный экзамен». На экзамене каждый из получал одно слово — к примеру, «невинность», «чудеса», «вода» или «дразнящий». За три часа они должны были написать сочинение, вдохновленное одним-единственным словом.

Творческое решение можно найти для любой, даже самой обыденной ситуации. Для этого важно развивать наблюдательность и воображение и уметь смотреть на привычные вещи под новым углом.

Тина Силиг, автор книги, объясняет, что мы не привыкли рассматривать окружающий мир как шанс отточить свое мастерство, а ведь ко всему на свете важно подходить творчески. Именно этот навык — творческий подход — позволяет чувствовать себя уверенно в постоянно меняющемся мире и открывает целую вселенную возможностей.

Инструменты и методики из книги помогут создать творческую обстановку и убрать жесткие рамки, которые не дают нам мыслить шире.

«Поток». Михай Чиксентмихайи

Всегда поступай так, как будто будущее Вселенной зависит от того, что ты сделал, и смейся над собой, если ты думаешь, что твои дела что-то меняют.

Профессор психологии Михай Чиксентмихайи считает, что любой человек способен создавать новые идеи. Для этого нужно только начать, почувствовать вдохновение и оказаться в состоянии «потока». В нем человек настолько поглощен своим делом, что выполняет все задачи без затруднения.

В таком состоянии эмоционального подъема музыканты создают свои лучшие хиты, а художники пишут непревзойденные картины. Но такое состояние свойственно для каждого человека, и автор объясняет, как его достигнуть.

«Дизайн-мышление в бизнесе». Тим Браун

Как только базовые потребности человека удовлетворены, — а это так для большинства людей в богатых западных обществах, — люди стремятся к впечатлениям, наполненным смыслом и удовлетворяющим их эмоционально.

Дизайн-мышление — это, в первую очередь, способ решения задач, ориентированных на интересы пользователя. Но не стоит бояться применять эти методики в любых проектах: от создания сайта до планирования своего отпуска.

Для поиска хороших решений можно использовать циклом: понять проблему, собрать идеи, выбрать подходящие и протестировать. В книге — о том, как применять его в жизни и искать неочевидные решения.

«Путь художника». Джулия Кэмерон

Быть творческим человеком — значит постигать тонкости. Ценить необыкновенное. Позволять себе легкомыслие по отношению к принятым нормам. Задавать вопрос «Почему?»

«Путь художника» — это трехмесячный практический курс. Ежедневные задания помогают запустить креативное мышление и раскрыть свои таланты — и опытному художнику, и начинающему дизайнеру.

Здесь главное — довериться автору и выполнять все задания. Они могут показаться немного странными или абсурдными, но при этом работают и заставляют вас искать новые идеи ежедневно.

Если вы начали осваивать навыки нестандартного мышления, приглашаем на курс «Профессия: дизайнер промо-сайтов» от Red Collar. Расскажем, как придумывать грандиозные идеи, добиваться потрясающих результатов и создавать шедевры из простых проектов.

[ РАЗВИТИЕ КРЕАТИВНОГО МЫШЛЕНИЯ ]

Можно ли развивать мышление? Как развивать мышление? Как находить новые идеи и решения? На эти вопросы вы найдете ответы или подсказки на нашем тренинге. Мышление можно и нужно развивать. Вы освоите специальные методики по развитию креативности, которые помогают эффективно использовать возможности интеллекта.

На тренинге Вы узнаете, как:

  • сознательно управлять своим процессом мышления
  • развить силу и гибкость своего ума
  • ускорить процессы поиска решений

Чему вы научитесь:

  • познакомитесь с методами креативности
  • освоите приемы нестандартных решений
  • научитесь простраивать пути выхода из сложных ситуаций
  • создавать и совершенствовать новые идеи
  • соберете копилку приемов по развитию внимания и памяти

1. Общие положения

Настоящая политика обработки персональных данных составлена в соответствии с требованиями Федерального закона от 27.07.2006. №152-ФЗ «О персональных данных» и определяет порядок обработки персональных данных и меры по обеспечению безопасности персональных данных ПОЧУ Колледж МИРБИС – Москва (далее – Оператор).

  1. Оператор ставит своей важнейшей целью и условием осуществления своей деятельности соблюдение прав и свобод человека и гражданина при обработке его персональных данных, в том числе защиты прав на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну.
  2. Настоящая политика Оператора в отношении обработки персональных данных (далее – Политика) применяется ко всей информации, которую Оператор может получить о посетителях веб-сайта http://ithub.ru.

2. Основные понятия, используемые в Политике

  1. Автоматизированная обработка персональных данных – обработка персональных данных с помощью средств вычислительной техники;
  2. Блокирование персональных данных – временное прекращение обработки персональных данных (за исключением случаев, если обработка необходима для уточнения персональных данных);
  3. Веб-сайт – совокупность графических и информационных материалов, а также программ для ЭВМ и баз данных, обеспечивающих их доступность в сети интернет по сетевому адресу http://ithub.ru;
  4. Информационная система персональных данных — совокупность содержащихся в базах данных персональных данных, и обеспечивающих их обработку информационных технологий и технических средств;
  5. Обезличивание персональных данных — действия, в результате которых невозможно определить без использования дополнительной информации принадлежность персональных данных конкретному Пользователю или иному субъекту персональных данных;
  6. Обработка персональных данных – любое действие (операция) или совокупность действий (операций), совершаемых с использованием средств автоматизации или без использования таких средств с персональными данными, включая сбор, запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передачу (распространение, предоставление, доступ), обезличивание, блокирование, удаление, уничтожение персональных данных;
  7. Оператор – государственный орган, муниципальный орган, юридическое или физическое лицо, самостоятельно или совместно с другими лицами организующие и (или) осуществляющие обработку персональных данных, а также определяющие цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными;
  8. Персональные данные – любая информация, относящаяся прямо или косвенно к определенному или определяемому Пользователю веб-сайта http://ithub.ru;
  9. Пользователь – любой посетитель веб-сайта http://ithub.ru;
  10. Предоставление персональных данных – действия, направленные на раскрытие персональных данных определенному лицу или определенному кругу лиц;
  11. Распространение персональных данных – любые действия, направленные на раскрытие персональных данных неопределенному кругу лиц (передача персональных данных) или на ознакомление с персональными данными неограниченного круга лиц, в том числе обнародование персональных данных в средствах массовой информации, размещение в информационно-телекоммуникационных сетях или предоставление доступа к персональным данным каким-либо иным способом;
  12. Трансграничная передача персональных данных – передача персональных данных на территорию иностранного государства органу власти иностранного государства, иностранному физическому или иностранному юридическому лицу;
  13. Уничтожение персональных данных – любые действия, в результате которых персональные данные уничтожаются безвозвратно с невозможностью дальнейшего восстановления содержания персональных данных в информационной системе персональных данных и (или) результате которых уничтожаются материальные носители персональных данных.

3. Оператор может обрабатывать следующие персональные данные Пользователя

  1. Фамилия, имя, отчество;
  2. Электронный адрес;
  3. Номера телефонов;
  4. Также на сайте происходит сбор и обработка обезличенных данных о посетителях (в т.ч. файлов «cookie») с помощью сервисов интернет-статистики (Яндекс Метрика и Гугл Аналитика и других).
  5. Вышеперечисленные данные далее по тексту Политики объединены общим понятием Персональные данные.

4. Цели обработки персональных данных

  1. Цель обработки персональных данных Пользователя — информирование Пользователя посредством отправки электронных писем.
  2. Также Оператор имеет право направлять Пользователю уведомления о новых продуктах и услугах, специальных предложениях и различных событиях. Пользователь всегда может отказаться от получения информационных сообщений, направив Оператору письмо на адрес электронной почты info@ithub.ru с пометкой «Отказ от уведомлениях о новых продуктах и услугах и специальных предложениях».
  3. Обезличенные данные Пользователей, собираемые с помощью сервисов интернет-статистики, служат для сбора информации о действиях Пользователей на сайте, улучшения качества сайта и его содержания.

5. Правовые основания обработки персональных данных

  1. Оператор обрабатывает персональные данные Пользователя только в случае их заполнения и/или отправки Пользователем самостоятельно через специальные формы, расположенные на сайте http://ithub.ru. Заполняя соответствующие формы и/или отправляя свои персональные данные Оператору, Пользователь выражает свое согласие с данной Политикой.
  2. Оператор обрабатывает обезличенные данные о Пользователе в случае, если это разрешено в настройках браузера Пользователя (включено сохранение файлов «cookie» и использование технологии JavaScript).

6. Порядок сбора, хранения, передачи и других видов обработки персональных данных

Безопасность персональных данных, которые обрабатываются Оператором, обеспечивается путем реализации правовых, организационных и технических мер, необходимых для выполнения в полном объеме требований действующего законодательства в области защиты персональных данных.

  1. Оператор обеспечивает сохранность персональных данных и принимает все возможные меры, исключающие доступ к персональным данным неуполномоченных лиц.
  2. Персональные данные Пользователя никогда, ни при каких условиях не будут переданы третьим лицам, за исключением случаев, связанных с исполнением действующего законодательства.
  3. В случае выявления неточностей в персональных данных, Пользователь может актуализировать их самостоятельно, путем направления Оператору уведомление на адрес электронной почты Оператора info@ithub.ru с пометкой «Актуализация персональных данных».
  4. Срок обработки персональных данных является неограниченным. Пользователь может в любой момент отозвать свое согласие на обработку персональных данных, направив Оператору уведомление посредством электронной почты на электронный адрес Оператора info@ithub.ru с пометкой «Отзыв согласия на обработку персональных данных».

7. Трансграничная передача персональных данных

  1. Оператор до начала осуществления трансграничной передачи персональных данных обязан убедиться в том, что иностранным государством, на территорию которого предполагается осуществлять передачу персональных данных, обеспечивается надежная защита прав субъектов персональных данных.
  2. Трансграничная передача персональных данных на территории иностранных государств, не отвечающих вышеуказанным требованиям, может осуществляться только в случае наличия согласия в письменной форме субъекта персональных данных на трансграничную передачу его персональных данных и/или исполнения договора, стороной которого является субъект персональных данных

8. Заключительные положения

«Моя вымышленная страна»
Базовый курс развития творческого мышления

недели

Начало занятий — 19 января 2020

32 занятия
Возможна оплата по частям

часов

Выявление творческих способностей, развитие креативного и образного мышления — главная задача данной программы.
Учащиеся создают свою вымышленную фантастическую страну, со своими законами, правилами и населением, своей флорой и фауной.

кураторы и преподаватели

куратор курса «Иллюстрация и анимация» в Школе дизайна НИУ ВШЭ, обладатель серебра на международном Биеннале газетного дизайна и гран-при триеннале стран Балтии, участник международной книжной ярмарки в Болонье.

для кого этот курс

Для подростков 7-12 лет, которые интересуются искусством и хотят раскрыть свой творческий потенциал и расширить кругозор.

чему вы научитесь

Курс поможет получить знания и базовые навыки в различных областях творчества, определиться с дальнейшим творческим развитием, не бояться быть непонятыми, принимать новые и нестандартные решения. Научиться думать и действовать, сформировать свой художественный почерк, создавать собственное произведение искусства или проект.

По итогу курса учащиеся будут знать специфику художественных произведений, историю искусств, ключевые понятия визуального языка и основные художественные техники, научатся разрабатывать и защищать проект и работать в различных техниках.

А также получат такие результаты, как:

развитие художественного вкуса

тематический план

Курс состоит из восьми тем, каждая из которых глубоко изучается в формате практических и теоретических занятий:
​​​​​​​

Плоскость и структура. Фирменный стиль.

Масштаб. Создание города.

Форма, обьем, цвет. Создание плоского мультфильма.

Пространство. Создание обьемного мультфильма.

Контраст и трансформация. Законы и правила.

Конструкция и инсталляция. Создание ростового мобиля.

Итог курса — презентация проекта.

По окончании курса ребенок научится:

  • Формировать цели и воплощать задуманное;
  • Находить ответы на поставленные задачи разными способами;
  • Образно мыслить;
  • Работать в разных техниках, не ограничивая себя рамками и принимать неожиданные решения, не бояться быть непонятым;
  • Воспринимать искусство, начнет знакомиться с историей искусства.

зачем мы это делаем

Креативное мышление — самый востребованный человеческий навык в 21 веке, которому необходимо учиться с самого детства. В будущем, успешное применение навыков дизайн-мышления, логики, проектного подхода, да и в целом базовых знаний в области дизайна позволит реализовать себя в разных аспектах жизни и стать востребованным профессионалом.

За 7 лет успешной работы Школы дизайна в сегменте высшего образования мы увидели запрос со стороны средней школы и постарались адаптировать учебные подходы разных направлений в области дизайна под детское мышление. Предметные знания в области дизайна — базовый навык, который необходимо изучать с детства.

Новости школы дизайна

Преподаватели — практики, имеющие большой опыт и добившиеся успехов в своей профессиональной сфере. Наша команда — ведущие российские дизайнеры, художники, профессионалы в сфере анимации, архитектуры, визуальных коммуникаций, моды, программирования, кино, фотографии, саунд-дизайна, промышленного и веб-дизайна, медиа и гейм-дизайна.

Представленные курсы являются актуальными и будут востребованы в будущем, а проектный подход к образованию позволяет каждому ребенку применить полученные знания в жизни.

Все занятия проходят в Школе дизайна НИУ ВШЭ , где слушатели могут использовать все ресурсы для погружения в профессию дизайнера: фотостудии, фэшн-мастерские, мастерские фарфора и шелкографии, ювелирную мастерскую, препресс и цифровую печать.

креати вити

Три вопроса о креативности, 20

Сегодня у меня в гостях исследователь способов жить интересно, создатель журнала «Жить интересно!» и проекта по личной трансформации «Стодневка», человек, который практикует фрирайтинг и внимательную жизнь — Армен Петросян.

Многое из того, о чём пишет Армен в своих медиа и соцсетях, мне нравится. Я давно и внимательно слежу за Арменом и решил узнать, что же он думает о креативности? И, поверьте мне, ему есть что рассказать.

— Ветас, привет. У меня примитивное восприятие креативности. Это сообразительность, помогающая жить. При таком подходе идеи — лишь звено в цепочке «проблема — идея — решение — результат — радость».

Увы, много лет мое увлечение креативностью напоминало искусство устного счёта. При наличии калькулятора приятно удивить гостей умением перемножать в уме трёхзначные числа. Эффектно, но бессмысленно.

Жизненная креативность помогает:
• складывать новые перспективы из имеющихся ресурсов;
• находить применение случайному при реализации задуманного;
• в любой ситуации извлекать огонь мотивации и разжигать любознательность.

Мы острее ощущаем жизнь, когда меняемся. Мне интересно развитие, управляемые изменения. В каждом осознанном действии есть и выполнение задачи, и открытие нового, и взаимодействие с другими. Креативность помогает на каждом этапе и проявляется в ограничении себя вопросами.

• Хотите креативно решать задачи, чаще спрашивайте себя: «Что я развиваю?» Тогда самое скучное, рутинное дело превращается в загадку, испытание, вызов. Лучше понимаешь, чем ты занят, что хочешь изменить, какие возможности вокруг.

• Хотите больше возможностей, воспринимайте любую случайность, всё, что попадёт в поле внимания, как случайный стимул, подсказку. Второй «волшебный» вопрос: «Что если…?»

Сейчас пишу эти строки, и слышу громкое тиканье часов. Подумал, что если это подсказка, как лучше ответить на Ваш вопрос? Я бы тогда написал, что креативность — проявление внимательного отношения к жизни. Она как тиканье часов напоминает о том, что мы всегда способны на большее, нас окружают шансы, которые мы можем разглядеть и использовать.

• Креативность ещё и катализатор общения. Вопрос «Чем я делюсь?» превращает любое взаимодействие в точку с бесконечным числом продолжений.

Надеюсь, что сейчас я делюсь с читателями идеей, что каждый из них, прямо сегодня, сейчас, дочитав этот материал, может стать чуточку креативнее, совместив прочитанное со своими замыслами. Дело не в ценности того, о чём я рассказываю, это лишь повод взглянуть на себя под другим углом.

• Мне нравится ТРИЗ, хоть я и далёк от решения технических задач, для которых она лучше подходит. Взял оттуда внимательное отношение к формулированию проблем, поиску противоречий и постановке задач.

Часто наблюдаю ошибку, которую сам совершал многократно. Люди кидаются генерить идеи, толком не определив, зачем они нужны. Как профилактика деменции или замена сканвордам это вполне применимо, но практической пользы приносит мало.

Оттуда же привык описывать ИКР (идеальный конечный результат). Когда усиливаешь его вопросом «Что если?», становится легче находить непредсказуемые, но оптимальные решения.

• Могу перечислить с десяток приёмов из книг Майкла Микалко или Эдварда де Боно, суть которых сводится к поиску аналогий и ассоциаций.

Мне нравится ваш челлендж с ежедневными темами для поиска 10 идей. Приучил себя выполнять квоту идей по каждой из целей «Стодневки».

В начале каждого месяца обновляю 2-3 цели на ближайшие сто дней. Для меня это оптимальный горизонт планирования. Каждый день пополняю список идей, как ещё я мог бы их достичь.

Лучший приём — привычка постоянно искать новые идеи, растягивать представления о возможном.

• Когда есть время, люблю порисовать морфологический ящик или куб Цвикки. Метод морфологического анализа много раз выручал.

— Абсолютно фантастическая ситуация, но я попробую её представить. Если вдруг подобное произошло, было бы следующее:
• раз уж меня выбрали, значит в стране совсем всё плохо и другие кандидаты были ещё хуже, либо к выборам абсолютно пропал интерес;
• скорее всего, к тому моменту фигура президента ничего не значила, и моё избрание мало кто заметил;
• мыслящая часть общества задумалась о роли президенства.

Мне интереснее было думать о том, что предпринял бы я в такой драматической ситуации:
• подготовил бы меры, гарантирующие безопасность сложившему полномочия президенту;
• поручил бы умным людям придумать, как мне снова стать неизвестным;
• ушёл бы в отставку.

Ссылка на основную публикацию