Шесть шляп мышления: Презентация метода Эдварда де Боно

Игра для проведения рефлексии «Шесть шляп мышления» Метод Эдварда де Боно. – презентация

Презентация была опубликована 4 года назад пользователемЛюдмила Выродова

Похожие презентации

Презентация на тему: ” Игра для проведения рефлексии «Шесть шляп мышления» Метод Эдварда де Боно.” — Транскрипт:

2 Игра для проведения рефлексии «Шесть шляп мышления» Метод Эдварда де Боно

3 В основе этого метода лежит идея В основе этого метода лежит идея параллельного мышления. параллельного мышления. Параллельное мышление это мышление конструктивное, при котором различные точки зрения и подходы не сталкиваются, а сосуществуют. Параллельное мышление это мышление конструктивное, при котором различные точки зрения и подходы не сталкиваются, а сосуществуют. Почему шляпы? Шляпу легко надеть и снять, кроме того, шляпы указывают на роль. «Примеряя» на себя шляпу определённого цветы, мы учимся думать в заданном направлении. Смена шляп приучает видеть один и тот же предмет с разных позиций, в результате чего складывается наиболее полная картина. Это универсальный метод, применить его может каждый учитель-предметник, методист. Почему шляпы? Шляпу легко надеть и снять, кроме того, шляпы указывают на роль. «Примеряя» на себя шляпу определённого цветы, мы учимся думать в заданном направлении. Смена шляп приучает видеть один и тот же предмет с разных позиций, в результате чего складывается наиболее полная картина. Это универсальный метод, применить его может каждый учитель-предметник, методист.

4 Поисковые системы Рунета На примере Google На примере Google

5 Технология «Шесть шляп мышления» Эдварда де Боно позволяет развивать у обучаемых: Технология «Шесть шляп мышления» Эдварда де Боно позволяет развивать у обучаемых: творческое мышление критическое мышление толерантность

6 Варианты мышления 1) Красная шляпа: посочувствуй 1) Красная шляпа: посочувствуй 2) Белая шляпа: выясни конкретные факты 2) Белая шляпа: выясни конкретные факты 3) Черная шляпа: учти все риски 3) Черная шляпа: учти все риски 4) Желтая шляпа: найди возможности в сложившейся ситуации 4) Желтая шляпа: найди возможности в сложившейся ситуации 5) Зеленая шляпа: проведи мозговой штурм и найди множество решений 5) Зеленая шляпа: проведи мозговой штурм и найди множество решений 6) Синяя шляпа: переключись 6) Синяя шляпа: переключись

7 Метод Эдварда де Боно «Шесть шляп мышления» легко может быть использован на уроке любой предметной области, при обсуждении любой темы. Метод Эдварда де Боно «Шесть шляп мышления» легко может быть использован на уроке любой предметной области, при обсуждении любой темы. Использование данного метода развивает у людей способность структурировать информацию. Использование данного метода развивает у людей способность структурировать информацию. В «Шести шляпах мышления» автор представляет простой, но эффективный метод, позволяющий стать лучшим мыслителем. Он разделяет мышление на шесть отличных друг от друга режимов, обозначенных шляпами разного цвета. «Надевание» шляпы фокусирует мышление, «смена» шляпы изменяет его направление. В «Шести шляпах мышления» автор представляет простой, но эффективный метод, позволяющий стать лучшим мыслителем. Он разделяет мышление на шесть отличных друг от друга режимов, обозначенных шляпами разного цвета. «Надевание» шляпы фокусирует мышление, «смена» шляпы изменяет его направление.

8 ПРИТЧА В одной стране жил старик, который делал шляпы. Заказов на изготовление шляп у него всегда было много, так как все считали, что его шляпы приносят счастье своим владельцам. В одной стране жил старик, который делал шляпы. Заказов на изготовление шляп у него всегда было много, так как все считали, что его шляпы приносят счастье своим владельцам. Пришло время, и шляпника не стало. Сыновья приехали в дом отца и решили, что смогут обогатиться на наследстве, оставленном им. Обыскав весь дом, братья ничего не нашли, кроме сундука с шестью шляпами (белой, чёрной, синей, красной, зелёной, жёлтой). Братья решили, что это очень дорогой заказ, и покупатель, приехав за ним, даст большую сумму денег. Ждали, ждали братья заказчика, но никто так и не приехал. Тогда они сделали вывод, что это и есть наследство, оставленное отцом, и взяли шляпы себе. Пришло время, и шляпника не стало. Сыновья приехали в дом отца и решили, что смогут обогатиться на наследстве, оставленном им. Обыскав весь дом, братья ничего не нашли, кроме сундука с шестью шляпами (белой, чёрной, синей, красной, зелёной, жёлтой). Братья решили, что это очень дорогой заказ, и покупатель, приехав за ним, даст большую сумму денег. Ждали, ждали братья заказчика, но никто так и не приехал. Тогда они сделали вывод, что это и есть наследство, оставленное отцом, и взяли шляпы себе. Первый говорит: «Возьми белую шляпу, так как белый – благородный цвет». «Возьму чёрную,- говорит второй,- строгий стиль меня всегда привлекал». Третий взял красную шляпу для привлечения внимания к себе. Четвёртый захотел сиять, как солнышко, излучать тепло и взял жёлтую шляпу. Пятый брат очень любил природу, ему нравилось наблюдать за тем, как всё меняется, он взял себе зелёную шляпу. А шестой хотел познать всё неизведанное – он выбрал синюю шляпу. Первый говорит: «Возьми белую шляпу, так как белый – благородный цвет». «Возьму чёрную,- говорит второй,- строгий стиль меня всегда привлекал». Третий взял красную шляпу для привлечения внимания к себе. Четвёртый захотел сиять, как солнышко, излучать тепло и взял жёлтую шляпу. Пятый брат очень любил природу, ему нравилось наблюдать за тем, как всё меняется, он взял себе зелёную шляпу. А шестой хотел познать всё неизведанное – он выбрал синюю шляпу. Братья разъехались. Через несколько лет они вновь встретились в доме отца. Братья разъехались. Через несколько лет они вновь встретились в доме отца. Первый брат, который выбрал белую шляпу, научился видеть детали во всём происходящем, анализировать факты и события. Первый брат, который выбрал белую шляпу, научился видеть детали во всём происходящем, анализировать факты и события. Второй брат, выбравший красную шляпу, стал эмоционально чувствительным, и кому-то это нравилось, кому-то – нет. Второй брат, выбравший красную шляпу, стал эмоционально чувствительным, и кому-то это нравилось, кому-то – нет. Третий начал видеть всё в чёрном цвете, обращал внимание на недостатки во всём. И многим это даже нравилось. Третий начал видеть всё в чёрном цвете, обращал внимание на недостатки во всём. И многим это даже нравилось. Брат, который взял жёлтую шляпу, находил во всём только хорошее, видел всё в светлых тонах, многим помог, хотя некоторые называли его наивным. Брат, который взял жёлтую шляпу, находил во всём только хорошее, видел всё в светлых тонах, многим помог, хотя некоторые называли его наивным. Всё, к чему прикасался пятый брат, раскрывалось, кипело идеями. Он вдруг обнаружил в себе много талантов, о которых даже и не подозревал. Всё, к чему прикасался пятый брат, раскрывалось, кипело идеями. Он вдруг обнаружил в себе много талантов, о которых даже и не подозревал. Брат в синей шляпе научился видеть масштабно, всю картину в целом, мог объяснить смысл происходящего и подсказать, куда двигаться дальше. Брат в синей шляпе научился видеть масштабно, всю картину в целом, мог объяснить смысл происходящего и подсказать, куда двигаться дальше.

9 Белая шляпа Участники в белой шляпе будут искать в обсуждаемой проблеме только факты. Никаких эмоций и чувств, только факты. Участники в белой шляпе будут искать в обсуждаемой проблеме только факты. Никаких эмоций и чувств, только факты.

10 Красная шляпа Участники в красной шляпе будут анализировать проблему с позиции чувств, им нужно рассказать нам, что почувствовали, какие испытали чувства. Участники в красной шляпе будут анализировать проблему с позиции чувств, им нужно рассказать нам, что почувствовали, какие испытали чувства.

11 Черная шляпа В чёрной шляпе выступающему нужно попытаться предостеречь нас, найти возможные риски и опасности. В чёрной шляпе выступающему нужно попытаться предостеречь нас, найти возможные риски и опасности.

12 Желтая шляпа Выступающие будут искать только всё самое хорошее, будут смотреть на содержание изучаемой проблемы только с позиции оптимиста. Выступающие будут искать только всё самое хорошее, будут смотреть на содержание изучаемой проблемы только с позиции оптимиста.

13 Зеленая шляпа В зелёной шляпе выступающий попытается уйти от стереотипов и стандартного мышления и предложить нам креативные идеи. В зелёной шляпе выступающий попытается уйти от стереотипов и стандартного мышления и предложить нам креативные идеи.

14 Синяя шляпа Контроль над процессом мышления, осмысленность и рефлексия. Контроль над процессом мышления, осмысленность и рефлексия.

15 Метод признаёт значимость всех компонентов- эмоций, фактов, критики, новых идей – и включает их в работу в нужный момент.

16 ВЫВОД: Чтобы взглянуть на мир с другой стороны, смените шляпу – ключевая идея метода де Боно. Меняйте шляпы, коллеги)))

18 Ознакомиться с подробной информацией можно по ссылке ontent/4117. html ontent/4117. html Автор работы Торяник Я.А., заместитель директора по УВР МОУ СОШ с. Адо-Тымово, Сахалинская область

Шесть думающих шляп

«Шесть шляп мышления»— один из самых популярных методов мышления, разработанных Эдвардом де Боно. Метод шести шляп позволяет структурировать и сделать намного более эффективной любую умственную работу, как личную, так и коллективную. Методика «Шесть шляп» универсальна – ее используют чтобы структурировать групповую работу и сэкономить время, она применяется и индивидуально. Главное: метод даёт возможность определять правила игры, а изучение правил является одной из самых перспективных форм накопления знаний. Правила надевания шляп Естественно, никаких шляп в реальности иметь не нужно – человек лишь виртуально надевает головной убор того цвета, который лучше всего подходит на данной стадии решения задачи. Белая шляпа: информация Белая шляпа используется для того, чтобы направить внимание на информацию. В этом режиме мышления нас интересуют только факты. Мы задаемся вопросами о том, что мы уже знаем, какая еще информация нам необходима и как нам ее получить. Белая шляпа учит человека работать только с конкретными фактами, цифрами, событиями. Благодаря ей можно стать беспристрастным, освободиться от эмоций, которые, как известно, «туманят разум». Какой мы обладаем информацией? Какая нам нужна информация? Красная шляпа: чувства и интуиция В режиме красной шляпы у участников появляется возможность высказать свои чувства и интуитивные догадки относительно рассматриваемого вопроса, не вдаваясь в объяснения о том, почему это так, кто виноват и что делать. Красная шляпа дает возможность человеку увидеть событие, явление, проблему в ярких эмоциональных красках. Черная шляпа: критика Черная шляпа позволяет дать волю критическим оценками, опасениям и осторожности. Она защищает нас от безрассудных и непродуманных действий, указывает на возможные риски и подводные камни. Польза от такого мышления несомненна, если, конечно, им не злоупотреблять. Черная шляпа помогает человеку увидеть все негативные стороны события, явления, проблемы, она позволяет оценить риски. Правда ли это? Сработает ли это? В чем недостатки? Что здесь неправильно? Желтая шляпа: логический позитив Желтая шляпа требует от нас переключить свое внимание на поиск достоинств, преимуществ и позитивных сторон рассматриваемой идеи. Зеленая шляпа: креативность Находясь под зеленой шляпой, мы придумываем новые идеи, модифицируем уже существующие, ищем альтернативы, исследуем возможности, в общем, даем креативности зеленый свет. Зеленая шляпа актуализирует творческое мышление человека, позволяет осуществлять нестандартный подход к решению задачи, искать новые спо собы и приемы. Каковы некоторые из возможных решений и действий? Каковы альтернативы? Синяя шляпа: управление процессом Синяя шляпа отличается от других шляп тем, что она предназначена не для работы с содержанием задачи, а для управления самим процессом работы. В частности, ее используют в начале работы для определения того, что предстоит сделать, и в конце, чтобы обобщить достигнутое и обозначить новые цели.

Просмотр содержимого документа
«Шесть думающих шляп»

Технологии креативного мышления

Эдвард де Боно родился на Мальте в 1933 году. номинант Нобелевской премии 2005года, всемирно признанный авторитет в области творческого и концептуального мышления. За последние 30 лет де Боно работал более чем с 50 крупными компаниями, преподавал в университетах Гарварда, Лондона, Оксфорда и Кембриджа.

Автор 58 книг, переведенных на 34 языка, выступал с лекциями в 52 странах мира.

На международной конференции по мышлению в Бостоне (1992) ему была вручена награда как человеку, который впервые разработал методы прямого обучения мышлению в школах. Одной из уникальных особенностей работ Эдварда де Боно является их широкий спектр: от обучения пятилетних детей в подготовительных группах детских садов до работы с руководителями крупнейших корпораций мира.

В сентябре 1996 года в Мельбурне начал свою работу “Институт де Боно” – всемирный центр нового мышления. Фонд Адрюса пожертвовал на это 8,5 миллионов долларов.

В 1969 была опубликована его книга «Принцип действия ума» в которой было показано, как нейронные сети мозга формируют ассиметричные паттерны, служащие основой восприятия. Недавнее исследование Европейской Творческой Ассоциации показало, что 40% ее членов считают, что доктор де Боно оказал самое существенное влияние на область творчества.

Награды и достижения

Эдварда де Боно

  • В 1992 году он был первым человеком,

получившим европейский Капирский приз

за выдающиеся достижения.

Первоисследователя в области Мышления на Международной Конференции по Мышлению, проходившей в MIT (Бостон, США).

  • В январе 1995 года доктор де Боно был награжден президентом Мальты Национальным Орденом «За заслуги».
  • В 2005 году он был номинирован на Нобелевскую премию по экономике.

Метод шести шляп мышления Эдварда Де Боно

Метод шести шляп — это один из самых действенных приемов по организации мышления, разработанный английским писателем, психологом и специалистом в области творческого мышления Эдвардом де Боно. В своей книге «Шесть шляп мышления» / «Six Thinking Hats», де Боно описывает приемы помогающие структурировать как коллективную, так и личную умственную деятельность, сделать ее более продуктивной и понятной.

Метод шести шляп мышления позволяет развить гибкость ума, креативность, отлично помогает преодолеть творческий кризис, помогает правильно принять решение и более точно соотносить свой образ мыслей с поставленными целями и стоящими задачами. Особенно хорошо он подходит для оценки необычных и инновационных идей, когда важно учесть любое мнение и рассмотреть ситуацию под разными плоскостями.

Суть метода шести шляп

В основе метода Эдварда де Боно находится концепция параллельного мышления. Как правило, то или иное решение рождается в столкновении мнений, в дискуссии и полемике. При таком подходе предпочтение часто отдается отнюдь не самому лучшему из вариантов, а тому, который более успешно продвигался в полемике. При параллельном мышлении (конструктивном по сути) разные подходы, мнения и идеи сосуществуют, а не противопоставляются и не сталкиваются лбами.

” Шесть шляп мышления”

” Шесть шляп мышления”

  • -Творческое мышление
  • -Критическое мышление
  • -Позитивное мышление
  • -Толерантность

Надеть шляпу . В ходе обсуждения мы можем попросить коллегу или члена коллектива надеть шляпу конкретного цвета. Или мы можем попросить всю группу использовать шляпу конкретного цвета в течение нескольких минут. “Каковы ваши мысли в черной шляпе об этой идее? Что может не получиться, если мы попытаемся ее воплотить”? “Мы застряли. Почему бы нам не надеть зеленые шляпы и не поискать новые подходы к этой проблеме”? “Какие об этом известны факты? Что мы об этом знаем? Давайте наденем белые шляпы”.

Снять шляпу . Мы можем попросить человека снять шляпу определенного цвета. Здесь мы подразумеваем, что в настоящий момент мышление принадлежит к некоторому типу. Мы просим человека уйти от этого типа мышления. Система шести шляп дает удобный способ это сделать. Человек, возможно, и не надевал шляпу сознательно, но, судя по всему, использует ее.

“ Кажется, мы сфокусировались на мышлении в красной шляпе. Давайте снимем ее на момент”. “Хорошо, это неплохие мысли в черной шляпе. Давайте пока отложим черную шляпу”.

“ Вы нашли много новых идей и возможностей – теперь у нас их достаточно. Давайте теперь снимем зеленые шляпы”.

Сменить шляпу . Как только правила введены, мы можем попросить мгновенно переключить мышление. Мы достигаем этого, предложив коллеге снять одну шляпу и надеть другую. Такой метод позволяет призвать к переключению хода мысли, не обижая человека. Мы не нападаем на высказываемые мысли, а просим об изменении.

“ Мы выслушали положительные стороны. Теперь давайте переключимся с желтой шляпы на черную. В чем мы можем нарваться на неприятности, если поступим таким образом?”

“ Находясь в черной шляпе, вы объяснили, почему идея может не сработать. Теперь давайте перейдем к зеленой шляпе и посмотрим, нельзя ли разрешить проблемы”. “Это интересная идея. Теперь давайте снимем зеленую шляпу и наденем белую. Нам нужно изложить факты”.

Обозначить свое мышление

Что такое «Шесть шляп мышления»?

  • Шесть шляп мышления, в процессе решения практических задач, помогают справиться с тремя главными сложностями:
  • Эмоциями. Вместо того чтобы думать над решением, мы часто ограничиваемся эмоциональной реакцией, предопределяющей наши дальнейшие действия.
  • Растерянностью. Не зная, что делать и с чего начать мы испытываем неуверенность (особенно это проявляется либо в моменты, когда перед нами встает сложная многоуровневая задача, либо когда мы с чем-то сталкиваемся впервые).
  • Путаницей. Когда, мы пытаемся удержать в голове большой массив информации, связанный с задачей, стараемся быть логичными, последовательными и креативно мыслящими, быть конструктивными, да еще и следим за тем чтобы окружающие нас люди (собеседники, коллеги, партнеры) были такими, обычно все это не приводит не к чему, кроме смятения и путаницы.

Что такое «Шесть шляп мышления»?

Шесть шляп – метод тренировки группового мышления

Особенности группового мышления:

  • Почему решение сложных проблем зачастую проще осуществлять индивидуально, а не в команде. Что мешает максимально эффективно использовать потенциал всех участников команды.

Принципы параллельного мышления:

  • Как улучшить коммуникацию в команде .

Концепция Шести Шляп:

  • Какие существуют типы мышления. Почему необходимо использовать все типы. Как структурировать и организовать групповое мышление.

Шесть шляп – метод тренировки группового мышления

  • Каковы эффективные последовательности типов мышления. Как пользоваться инструментами группового мышления .

Индивидуальное использование Шести Шляп:

  • Как быстро найти эффективное решение, взглянув на ситуацию “под другим углом “.

Системное использование Шляп:

  • Как управлять групповым мышлением .

Отдельная Шляпа и Использование в Последовательности

Шляпы можно использовать по отдельности на любой стадии мышления. В целом, это их основное использование. Шляпы используются как удобный способ управлять мышлением и переключать его. Для определенной цели может также использоваться простая последовательность из двух-трех шляп. Например, желтая шляпа, сопровождаемая черной, может использоваться для оценки идеи. Черная шляпа, сопровождаемая зеленой, может использоваться для улучшения замысла (указать на недостатки и устранить их). Полная последовательность шляп может использоваться как структура для обдумывания темы. Эта структура определяется заранее как программа мышления – его повестка дня. После этого мыслители следуют этой программе шаг за шагом.

Эмоции. Интуиция, чувства и предчувствия. Не требуется давать обоснование чувствам. Какие у меня по этому поводу возникают чувства?

Информация. Вопросы. Какой мы обладаем информацией? Какая нам нужна информация?

Осторожность. Суждение. Оценка. Правда ли это? Сработает ли это?

В чем недостатки?

Что здесь неправильно?

Преимущества. Почему это стоит сделать? Каковы преимущества? Почему это можно сделать? Почему это сработает?

Творчество. Различные идеи. Новые идеи. Предложения. Каковы некоторые из возможных решений и действий? Каковы альтернативы?

Организация мышления. Мышление о мышлении. Чего мы достигли? Что нужно сделать дальше?

Презентация на тему: Технологии креативного мышления «Шесть шляп»

Задача минимум: овладеть приёмами представленной технологии, повысить уровень качества проведения тьюториалов; научить участников тьюториалов эффективно мыслить, решать и действовать.

Задача максимум: Задача максимум: научиться эффективно управлять своим мышлением; научиться преодолевать беспорядочность, стихийность течения мыслей; в нужных ситуациях уметь отделить логику от эмоций, желаемое от действительного, фантазии от фактов.

Это – простой, но эффективный метод, позволяющий стать лучшим мыслителем. Это – простой, но эффективный метод, позволяющий стать лучшим мыслителем. Боно разделяет мышление на шесть отличных друг от друга режимов, обозначенных шляпами разного цвета. «Надевание» шляпы фокусирует мышление, «смена» шляпы изменяет его направление. Когда разные части мыслительного процесса четко определены, мышление может стать более сосредоточенным и продуктивным. Используя в качестве примеров ситуации из реальной жизни, доктор де Боно создает сценарии, которые показывают, как эффективнее использовать шляпы мышления. Концепции Эдварда де Боно применяются крупнейшими корпорациями мира. «Шесть шляп мышления» ясно иллюстрирует, почему они сочли важным применить эти идеи в своих техниках менеджмента

Э.Боно считает, что творческое начало не является природным качеством ума. Творчеству можно и нужно учить. Э.Боно считает, что творческое начало не является природным качеством ума. Творчеству можно и нужно учить. В основе «Шести Шляп» лежит идея параллельного мышления (латерального). При традиционном мышлении мы полемизируем, дискутируем….

Что понимается под параллельным мышлением? Что понимается под параллельным мышлением?

Особенности группового мышления: Особенности группового мышления: Почему решение сложных проблем зачастую проще осуществлять индивидуально, а не в команде. Что мешает максимально эффективно использовать потенциал всех участников команды. Принципы параллельного мышления: Как улучшить коммуникацию в команде. Концепция Шести Шляп: Какие существуют типы мышления. Почему необходимо использовать все типы. Как структурировать и организовать групповое мышление. Использование последовательностей Шести Шляп: Каковы эффективные последовательности типов мышления. Как пользоваться инструментами группового мышления. Индивидуальное использование Шести Шляп: Как быстро найти эффективное решение, взглянув на ситуацию “под другим углом”. Системное использование Шляп: Как управлять групповым мышлением.

Во-первых, каждой из шести шляп соответствует свой собственный, индивидуальный цвет, делающий её легко различимой среди всех остальных, Во-первых, каждой из шести шляп соответствует свой собственный, индивидуальный цвет, делающий её легко различимой среди всех остальных, поэтому, меняя шляпу, мы «дирижируем оркестром своих мыслей», придаём им нужное направление;

Во-вторых, шляпу очень легко надеть и снять, Во-вторых, шляпу очень легко надеть и снять, поэтому надевание «мыслеварительной» шляпы призвано помочь человеку обрести спокойное состояние, сосредоточиться на выполнении определённых мыслительных операций;

В-третьих, «Шляпы мышления» дают структуру для использования параллельного мышления и ухода от споров, отнимающих время без всякой пользы, помогают договориться с собеседником, прийти к согласию. В-третьих, «Шляпы мышления» дают структуру для использования параллельного мышления и ухода от споров, отнимающих время без всякой пользы, помогают договориться с собеседником, прийти к согласию.

Главное: метод даёт возможность определять правила игры, а изучение правил является одной из самых перспективных форм накопления знаний. Главное: метод даёт возможность определять правила игры, а изучение правил является одной из самых перспективных форм накопления знаний.

В методе шести шляп мышление делится на шесть различных режимов, каждый из которых представлен шляпой своего цвета. В методе шести шляп мышление делится на шесть различных режимов, каждый из которых представлен шляпой своего цвета.

Эмоции. Интуиция, чувства и предчувствия. Не требуется давать обоснование чувствам. Какие у меня по этому поводу возникают чувства? Эмоции. Интуиция, чувства и предчувствия. Не требуется давать обоснование чувствам. Какие у меня по этому поводу возникают чувства?

Презентация «Метод шести шляп или метод параллельного мышления»

Светлана Сурова
Презентация «Метод шести шляп или метод параллельного мышления»

Метод шести шляп

Сегодня я хочу познакомить вас с методом шести шляп или методом параллельного мышления.

Дошкольное учреждение является той образовательной ступенью, которая закладывает фундамент развития личности. Детский сад находится в неустанном поиске обновления содержания образовательного процесса, усиления поиска форм и методов обучения с целью повышения эффективности, как обучения, так и развития творческих способностей детей – дошкольников.

Использование современных методик и технологий позволяет нам это сделать творческий потенциал ребенка.

Автор метода шести шляп – Эдвард де Боно, известный исследователь, родился на Мальте. Он рос скромным мальчиком, не отличался крепким здоровьем и силой, и товарищи по играм обычно игнорировали его предложения. Эдвард очень расстраивался и хотел, чтобы все его идеи выслушивались, и дело никогда не доходило бы до споров и драки. Но когда мнений много, а спорящие находятся в разных весовых категориях (у детей обычно прав тот, кто сильнее, а у взрослых – тот, кто выше рангом, сложно найти такой способ обсуждения, при котором все предложения будут услышаны, а принятое решение всех удовлетворит. Эдвард де Боно занялся поиском такого универсального алгоритма. Когда он повзрослел, то придумал оригинальный метод, позволяющий повысить эффективность мыслительного процесса.

Он стал известным специалистом в области психологии творческого мышления. Эдвард де Боно – тот самый человек, который изобрел термин «нестандартное мышление». Чтобы научить решать эффективно творческие задачи, Э. Д. Боно предлагает не пытаться сделать все сразу, а выполнять по одному мыслительному действию за один раз. И в своей методике он использует шляпы.

Цель метода: Научить людей лучше понимать особенности своего мышления, контролировать свой образ мыслей и более точно соотносить его с поставленными задачами с целью более эффективного использования процесса мышления при решении проблем.

Суть метода: Шесть шляп мышления – простой и практический способ, позволяющий преодолеть три фундаментальные трудности, связанные с практическим мышлением: эмоции, беспомощность, путаницу.

Обычно, когда мы пытаемся думать над решением практической задачи, мы сталкиваемся с несколькими трудностями. Во-первых, мы часто вообще не склонны думать над решением, вместо этого ограничиваясь эмоциональной реакцией, которая предопределяет наше дальнейшее поведение. Во-вторых, мы испытываем неуверенность, не зная, с чего начать и что делать. В-третьих, мы пытаемся одновременно удерживать в уме всю информацию, относящиеся к задаче, быть логичными, следить, чтобы наши собеседники были логичными, быть креативными, быть конструктивными и так далее, и всё это обычно не вызывает ничего, кроме путаницы и смятения.

Чтобы методика лучше запоминалась, нужен был яркий образ. Эдвард де Боно решил связать типы мышления с цветными шляпами.

Дело в том, что в английском языке шляпа обычно ассоциируется с видом деятельности — шляпа кондуктора, полисмена и т. д. Словосочетание “надеть чью-либо шляпу” означает заниматься конкретной деятельностью. Человек, мысленно надевая шляпу определенного цвета, выбирает в данный момент тип мышления, который с ней ассоциируется.

Использование шести шляп мышления возможно при любой умственной работе, в любых областях и на самых различных уровнях. (в строительных компаниях, крупных корпорациях, в школах и детских садах)

Этот метод нравится и детям и педагогам, он позволяет в игровой форме (ведущий вид деятельности дошкольников) развивать критичность мышления. В основе «6 шляп» лежит идея параллельного мышления. Каждая шляпа определяет свой режим мышления:

Белая шляпа используется для того, чтобы направить внимание на информацию. В этом режиме мышления нас интересуют только факты. Мы задаемся вопросами о том, что мы уже знаем, какая еще информация нам необходима и как нам ее получить. Белая шляпа учит человека работать только с конкретными фактами, цифрами, событиями. Благодаря ей можно стать беспристрастным, освободиться от эмоций, которые, как известно, «туманят разум».

– красная – чувства, эмоции

В режиме красной шляпы у участников появляется возможность высказать свои чувства и интуитивные догадки относительно рассматриваемого вопроса, не вдаваясь в объяснения о том, почему это так, кто виноват и что делать. Красная шляпа дает возможность человеку увидеть событие, явление, проблему в ярких эмоциональных красках. Тем самым создаются условия для отреагирования эмоций, благодаря чему они больше не будут мешать работе

придумываем новые идеи, модифицируем уже существующие, ищем альтернативы, исследуем возможности, в общем, даем креативности зеленый свет. Зеленая шляпа актуализирует творческое мышление человека, позволяет осуществлять нестандартный подход к решению задачи, искать новые способы и приемы.

Желтая шляпа требует от нас переключить свое внимание на поиск достоинств, преимуществ и позитивных сторон рассматриваемой идеи. Желтая шляпа помогает раскрыть ресурсы, положительные стороны ситуации; увидеть «плюсы» ситуации, явления, проблемы.

Чёрная шляпа позволяет дать волю критическим оценками, опасениям и осторожности. Она защищает нас от безрассудных и непродуманных действий, указывает на возможные риски и подводные камни. Польза от такого мышления несомненна, если, конечно, им не злоупотреблять. Чёрная шляпа помогает человеку увидеть все негативные стороны события, явления, проблемы, она позволяет оценить риски.

– синяя – управление процессом

Синяя шляпа отличается от других шляп тем, что она предназначена не для работы с содержанием задачи, а для управления самим процессом работы. В частности, ее используют в начале сессии для определения того, что предстоит сделать, и в конце, чтобы обобщить достигнутое и обозначить новые цели.

Синяя шляпа помогает человеку находить смысл в том, что он делает, продуктивно управлять процессом мышления, обобщать накопленный опыт.

Этот метод может выступить и в роли своеобразной диагностики личностных качеств детей. Даже не являясь, педагогом-психологом, наблюдая за детьми во время работы «под шляпой» можно определить к какому психотипу относятся дети. Так, например фантазеры с удовольствием работают под зеленой шляпой, более эмоциональные и чувственные дети – хороши в красной, ну а, если ребенок, по натуре критикан, то он хорошо работает в черной шляпе – умеет определять недостатки, и уже нашей задачей является – научить его видеть плюсы, что-то позитивное.

Эта технология является метапредметной, т. е. универсальной. Она интегрируется во все образовательные области по ФГОС.

При работе в группе метод 6 шляп мышления можно рассматривать как разновидность метода мозгового штурма, также его можно использовать при разрешении споров и конфликтов.

Последовательность использования этих режимов произвольна и зависит как от характера решаемой задачи, так и от психологических особенностей тех, кто эту задачу решает. Работу в детском саду по использованию метода шести шляп лучше начинать с детьми 6-7 лет и начать с 4 шляп (синяя, желтая, красная, чёрная).

Методика критического мышления Эдварда де Боно.

Надеваем на ребёнка, отвечаем на вопросы.

1. Синяя шляпа – что узнали нового сегодня?

2. Желтая шляпа (оптимизм) – ищем положительные стороны явления или предмета. Отвечаем на вопрос: Каковы преимущества? Что в этом хорошего?

3. Красная шляпа (эмоции) – высказываем свое отношение к обсуждаемому вопросу.

4. Черная шляпа (мантия «судьи»; самая полезная шляпа) – эта шляпа помогает спрогнозировать риск и предотвратить его.

Примеры шляпных вопросов:

«Как вам понравилось наше занятие?» (красная шляпа);

«Сообщите мне некоторые факты из жизни животных весной» (белая шляпа);

«Перечислите достоинства в умении читать?» (желтая шляпа);

«Кто предложит идеи, каким образом можно использовать старый кувшин в наше время?» (зеленая шляпа) и т. п. ,

Сегодня мы с вами попробуем применить на практике метод шести шляп. Этот метод можно использовать так, когда все участники одевают шляпу одного и того же цвета, затем высказав своё мнение,они все вместе одевают шляпу другого цвета и т. д.

Второй способ, когда все присутствующие делятся на шесть групп и каждая группа одевает шляпу определённого цвета, тем самым беря на себя определённую роль.

Способ применения шляп

1. Выбрав определенную шляпу, мы соглашаемся взять ту роль, которую она предполагает.

2. Сняв шляпу определенного типа мышления, мы снимаем с себя и предписанную ею роль.

3. Смена типов мышления (шляп) должна происходить мгновенно. Переключение с одного типа мышления на другой позволяет управлять ходом мысли человека, не нанося обиды человеку. Человека просят изменить способ мышления, а не отказаться от высказанных мыслей.

4. Чтобы высказать свое мнение следует назвать цвет шляпы, чтобы окружающие поняли, в каком стиле мышления вы будете выступать. Соответственно, надев черную шляпу, можно начать обсуждать высказывание человека, не переходя на обсуждение самого человека.

Белая шляпа -только факты.

Синяя – что нового, интересного узнали из этой сказки.

Чёрная шляпа помогает выделить что в сказке не правильно, так не должно быть, почему так нельзя делать.

Жёлтая шляпа заставляет подумать, что же хорошего в сказке.

Зелёная шляпа – в ней попытайтесь найти что-то новое, придумать новое содержание сказки, как бы развернулись события, если бы герои не смогли выдернуть репку или дедка вытянул репку один, что было бы с другими героями сказки?

Красная шляпа – что мы переживали по этому поводу, какие эмоции испытывали и т. д.

Буклет «Метод «Шесть шляп мышления» Эдварда де Боно»

Правила надевания шляп

Как надевать шляпы?

Человек виртуально надевает головной убор того цвета, который лучше всего подходит на данной стадии решения задачи.

Белая шляпа: факты

Белая шляпа используется для того, чтобы направить внимание на информацию. В этом режиме мышления нас интересуют только факты. Мы задаемся вопросами о том, что мы уже знаем, какая еще информация нам необходима, и как нам ее получить. Белая шляпа учит человека работать только с конкретными фактами, цифрами, событиями. Благодаря ей можно стать беспристрастным, освободиться от эмоций, которые, как известно, «туманят разум».

Какой мы обладаем информацией? Какая нам нужна информация?

Красная шляпа: эмоции

В режиме красной шляпы появляется возможность высказать свои чувства, догадки относительно рассматриваемого вопроса, не вдаваясь в объяснения о том, почему это так, кто виноват и что делать. Красная шляпа дает возможность человеку увидеть событие, явление, проблему в ярких эмоциональных красках.

Тем самым создаются условия для проявления эмоций, благодаря чему они больше не будут мешать работе.

Какие у меня по этому поводу возникают чувства?

Черная шляпа: проблемы

Черная шляпа позволяет высказать критические оценки, опасения и осторожности. Она защищает нас от безрассудных и непродуманных действий, указывает на возможные риски и подводные камни. Черная шляпа помогает человеку увидеть все негативные стороны события, явления, проблемы, она позволяет оценить риски.

Правда ли это? Сработает ли это? В чем недостатки? Что здесь неправильно?

Желтая шляпа: возможности

Желтая шляпа требует от нас переключить свое внимание на поиск достоинств, преимуществ и позитивных сторон рассматриваемой идеи. Желтая шляпа помогает раскрыть ресурсы, положительные сто­роны ситуации; увидеть возможности («плюсы») ситуации, явления, проблемы.

Почему это стоит сделать? Каковы преимущества? Почему это можно сделать? Почему это сработает?

Зеленая шляпа: креатив

Находясь под зеленой шляпой, мы придумываем новые идеи, модифицируем уже существующие, ищем альтернативы, исследуем возможности, в общем, даем креативности зеленый свет. Зеленая шляпа актуализирует творческое мышление человека, позволяет осуществлять нестандартный подход к решению задачи, искать новые спо­собы и приемы.

Каковы некоторые из возможных решений и действий? Каковы альтернативы?

Синяя шляпа: смысл

Синяя шляпа предназначена для управления самим процессом работы: ее используют в начале работы для определения того, что предстоит сделать, и в конце, чтобы обобщить достигнутое и обозначить новые цели. Синяя шляпа помогает человеку находить смысл в том, что он делает, обобщать накопленный опыт, впи­сывать проблему в контекст глобальных событий в мироустройстве; философски осмыслять события и явления, понимая, что одна проблема есть проявление более общих механизмов и сил, действую­щих во Вселенной.

Чего мы достигли? Что нужно сделать дальше?

Сегодня вряд ли кто-то будет спорить с тем, что навыки работы с информацией необходимы.

Как их сформировать?

При этом необходимо помнить, что у человека нет прямого доступа к истине. Люди рассматривают происходящее с какого-то ракурса, с какой-то культурной, социальной или теоретической (если речь идет о науке) позиции.

Наличие своих и чужих описаний событий, логики возникновения и развития вопроса или проблемы, наличие базовых убеждений и культурных предписаний часто не дает возможности понимания той информации, которую человек получает как от других людей, так и из книг, из средств массовой информации или Интернета.

Как правило, выявляется наличие определенных стереотипов, конструктов, которые не позволяют увидеть событие или осмыслить воспринимаемую информацию текст объективно, в «чистом виде», а приводит к созданию определенных, разной степени достоверности интерпретаций.

Метод Эдварда де Боно «Шесть шляп мышления» — простой и практичный способ получить навыки практического мышления для более объективного восприятия информации, какой бы сферы это не касалось (научное познание, обучение, межличностное взаимодействие).

Метод «Шесть шляп мышления» это метод ролевой игры. Надевая шляпу определенного цвета (буквально или мысленно), человек играет определенную роль, которая ей соответствует, смотрит на себя со стороны, смотрит на проблему с определенной точки зрения.

Меняя шляпы, меняет роли, ракурс рассмотрения вопроса.

Используя метод Эдварда де Боно, мы можем поменять автоматическое, реагирующее мышление на намеренное и сосредоточенное.

Для того чтобы научить подростков (8-11 классы) работать с поступающей информацией как со стороны других людей, так и из печатных текстов (научные статьи, средства массовой информации, Интернет) был разработан тренинг по методу Эдварда де Боно «Шесть шляп мышления».

Методика Эдварда де Боно – это простой и удобный инструмент, чтобы научиться лучше:

работать с информацией;

находить выгоды и возможности;

критически анализировать проблемы;

генерировать творческие идеи;

организовывать свое мышление.

Шарандина В.В., учитель истории и обществознания МБОУ «СОШ № 53» ( материал взят с сайта: http://www.trizway.com )

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Кургана

«Средняя общеобразовательная школа № 53 имени А.А. Шараборина»

Шесть шляп мышления Эдварда де Боно

Что такое Шесть Шляп Мышления?

Шесть шляп мышления или 6 шляп Эдварда де Боно – хорошая техника принятия решений и метод, используемый при групповых дискуссиях и для индивидуального мышления. В сочетании с процессом параллельного мышления эта техника помогает людям в группе мыслить более эффективно. Это средство для детальной и согласованной организации мыслительных процессов.

Эдвард де Боно является отцом-основателем техники «Шести шляп мышления», детально он описал ее в одноименной книге, которая была опубликована в 1985 году. «Мыслящая шляпа» – это метафора определенного образа мышления. Надевая разные воображаемые шляпы, люди вынуждены смотреть на проблему с разных точек зрения. Таким образом, исключается односторонний образ мышления и создаются новые идеи.

Автор различает шесть различных систем мышления, при помощи которых можно оценить любую ситуацию. Используя разные подходы, можно заставить мозг воспринимать ситуацию с разных сторон: например, приводя нейтральные факты, или оценивая ситуацию с пессимистической точки зрения.

Идентификация шляп

Образы «шляп» идентифицируются по цветам:

Информация: рассматриваются только факты и доступная информация.

Эмоции: интуитивные реакции или выражения чувств (но оправдания не требуются).

Критика: логика применяется для выявления ошибок или барьеров, ищутся несоответствия.

Возможности: через призму позитива выявляются возможности, выгоды.

Креативность: обсуждаются любые креативные идеи.

Обобщение: управление мыслительными процессами, обобщение, фиксация результатов.

Цветные шляпы используются в качестве метафор для различных состояний ума. Переход к определенному типу мышления символизируется надеванием цветной шляпы, буквально или метафорически. Эти шесть метафор мыслящих шляп обеспечивают более полную и всестороннюю активацию шести типов мышления. Этот метод помогает людям глубже задуматься над определенной темой.

Параллельное мышление

Часто люди, которые четко видят общие цели, в совместной мыслительной деятельности проявляют тенденцию мыслить врозь. В этом случае один человек думает о преимуществах, а другой рассматривает факты и так далее. Шесть шляп мышления Эдварда де Боно предотвращают такое поведение. Когда все слышат мнения друг друга о проблемах, преимуществах, фактах, рождается дискуссия. Для этого все участники группы одновременно мысленно одевают одну, белую шляпу. После того, как участники выразили свои мысли в конкретном раунде обсуждения, они надевают следующую шляпу. Таким образом все участники одновременно думают в одном направлении, то есть движутся в одном направлении параллельно друг другу. Единственным исключением является посредник, который будет только в «синий шляпе», это необходимо для обеспечения прогресса в обсуждении.

Стратегии и программы

После определения шести типов мышления могут быть созданы различные группы мышления. Это последовательности из шляп, которые структурируют процесс мышления, приводя его к ясной цели. Последовательности начинаются с синей шляпы, ею же и заканчиваются. Участники группы согласовывают процесс, размышляют, и, наконец, оценивают результаты мыслительного процесса. После чего принимается коллективное решение о том, как действовать дальше. Последовательности (и, собственно, сами шляпы) применимы как отдельными людьми, так и в группах. Например, можно создавать следующие группы по цветам:

  • Исходные идеи – синий, белый, зеленый;
  • Выбор между альтернативными вариантами – синий, белый, зеленый, желтый, черный, красный;
  • Идентификация решений – синий, белый, черный, зеленый;
  • Обратная связь – синий, черный, зеленый, белый;
  • Стратегическое планирование – синий, желтый, черный, белый;
  • Улучшение процесса – синий, белый, желтый, черный, зеленый, красный;
  • Решение проблем – синий, белый, зеленый, красный, желтый, черный;
  • Оценка эффективности – синий, красный, белый, желтый, черный, зеленый.

6 шляп мышления Эдварда де Боно – презентация в PowerPoint

Если вы бизнес-тренер и планируете использовать эту мини-лекцию в своих тренингах, то:

  1. Рекомендуем прочитать статью о том как сделать свою мини-лекцию живой и интересной.
  2. Скачайте презентацию в формате PowerPoint для визуальной поддержки вашей мини-лекции.

Премиальный контент

Ссылка на скачивание этой презентации и другой премиальный контент доступны подписчикам платных тарифов. Оформите платную подписку на сайте “Технология тренинга” и получите полный доступ к тренингам, упражнениям, видео, презентациям и т.д. Это совсем не дорого.

Ссылка на основную публикацию