Понятие о воображении: определение представление и механизмы

ГОС / ПОСЛЕДНИЕ ВЕРСИИ / 19. Понятие о воображении. Виды воображения и механизмы создания образов воображения

19. Понятие о воображении. Виды воображения и механизмы создания образов воображения.

Воображение – это психический процесс создания нового в форме образа, представления или идеи, на основе предыдущего опыта.

Человек может мысленно представить себе то, что в прошлом не воспринимал или не совершал, у него могут возникать образы предметов и явлений, с которыми о” раньше не встречался. Будучи теснейшим образом связанным с мышлением, воображение характеризуется большей, чем при мышлении, неопределенностью проблемной ситуации.

Процесс воображения свойствен только человеку и является необходимым условием его трудовой деятельности.

Воображение всегда направлено на практическую деятельность человека. Человек, прежде чем что-либо сделать, представляет, что надо делать и как он будет это делать, Таким образом, он уже заранее создает образ материальной вещи, которая будет изготовляться в последующей практической деятельности человека. Эта способность человека заранее представлять конечный итог своего труда, а также процесс создания материальной вещи резко отличает человеческую деятельность от “деятельности” животных, иногда очень искусной. А.В. Петровский относит воображение к числу высших познавательных процессов, рассматривает воображение как основу творческой деятельности и как основной компонент программирования действия. Он считает, что воображение отвечает за создание программы поведения в тех случаях, когда проблемная ситуация характеризуется неопре­деленностью. Вместе с тем воображение может выступать как средство создания образов, не программирующих активную дея­тельность, но заменяющих ее

Физиологическую основу воображения составляет образование новых сочетаний из тех временных связей, которые уже сформировались в прошлом опыте. При этом простая актуализация уже имеющихся временных связей еще не ведет к созданию нового. Создание нового предполагает такое сочетание, которое образуется из временных связей, ранее не вступавших в сочетание друг с другом. При этом важное значение имеет вторая сигнальная система, слово. Процесс воображения представляет собой совместную работу обеих сигнальных систем. Все наглядные образы неразрывно связаны с ним. Как правило, слово служит источником появления образов воображения, контролирует путь становления их, является средством их удержания, закрепления, их изменения.

Воображение всегда есть определенный отход от действительности. Но в любом случае источник воображения – объективная реальность.

Сущность воображения – преобразование представлений, создание новых образов на основе имеющихся.

Механизмы создания образов воображения.

Образы формируются на основе предшествующего опыта, на основе представлений о предметах и явлениях объективной реальности. Процесс создания образов воображения из впечатлений, полученных человеком от реальной действительности, может протекать в различных формах. Создание образов воображения проходит два основных этапа. На первом этапе происходит своеобразное расчленение впечатлений, или имеющихся представлений, на составные части. – Т.Рибо назвал это диссоциацией. С этими образами далее могут осуществляться преобразования двух основных типов.

Во-первых, эти образы могут быть поставлены в новые сочетания и связи. Во-вторых, этим образам может быть придан совершенно новый смысл. В любом случае с абстрагированными образами производятся операции, которые могут быть охарактеризованы как синтез (процесс ассоциации). Эти операции, составляющие суть синтезирующей деятельности воображения, являются вторым этапом формирования образов воображения.

Простейшей формой синтеза в процессе воображения является агглютинация, т. е. создание нового образа путем присоединения в воображении частей или свойств одного объект другому. Примерами агглютинации могут служить: образ кентавра и т. д.

Одним из наиболее распространенных способов переработки образов восприятия в образы воображения является увеличение или уменьшение (гиперболизация) объекта или его частей. Наиболее существенными способами переработки представлений в образы воображения, идущими по пути обобщения существенных признаков, являются схематизация и акцентировка. Схематизация может возникать в результате неполного, поверхностного восприятия объекта. В этом случае представления схематизируются случайным образом, причем в них иногда выделяются второстепенные детали, случайно обнаруженные при восприятии предмета. В результате возникают искажения, которые приводят к созданию образов воображения, извращенно отражающих действительность. Причиной схематизации может быть сознательное отвлечение от несущественных, или второстепенных, сторон объекта.

Акцентирование заключается в подчеркивании наиболее существенных, типичных признаков образа. Главной особенностью такой переработки образов восприятия в образы воображения является то, что, отражая реальную действительность и типизируя ее, художественный образ всегда дает широкое обобщение, однако это обобщение всегда отражено в конкретном образе. Причем переработка представлений при создании типического образа не совершается путем механического складывания или вычитания каких-либо черт.

1. Агглютинация (склеивание) – это механистическое, не реальное объединение частей или свойств различных несовместимых объектов (русалка, кентавр, минотавр, леший, водяной; амфибия – лодка, самолет, автомобиль).

2. Аналогия – новые образы создаются по аналогии с конкретно какими-то объектами. Пример: многие орудия труда были созданы по аналогии с руки человека – грабли, молоток, клещи и т.д.

3. Гиперболизация (преувеличение) – это преувеличение каких-то качеств, свойств, количества элементов в создаваемом образе. (Шаржи – пиноккио, или собака – хозяин).

4. Типизация – это включение в создаваемый образ наиболее типичных черт, характерных для какой-либо группы объектов (амфора – образ женщины).

Можно выделить несколько видов воображения, среди которых основные – пассивное и активное. Пассивное в свою очередь делится на произвольное (мечтательность, грезы) и непроизвольное (гипнотическое состояние, сновидовая фантазия). Активное воображение включает в себя артистическое, творческое, критическое, воссоздающее и антиципирующее. Близко к этим видам воображения находится эмпатия – способность понимать другого человека, проникаться его мыслями и чувствами, сострадать, сорадоваться, сопереживать.

Активное воображение всегда направлено на решение творческой или личностной задачи. Человек оперирует фрагментами, единицами конкретной информации в определенной области, их перемещением в различных комбинациях относительно друг друга. Стимуляция этого процесса создает объективные возможности для возникновения оригинальных новых связей между зафиксированными в памяти человека и общества условиями. В активном воображении мало мечтательности и “беспочвенной” фантазии. Активное воображение направлено в будущее и оперирует временем как вполне определенной категорией (т.е. человек не теряет чувства реальности, не ставит себя вне временных связей и обстоятельств). Активное воображение направлено больше вовне, человек занят в основном средой, обществом, деятельностью и меньше внутренними субъективными проблемами. Активное воображение, наконец, и пробуждается задачей и ею направляется, оно определяется волевыми усилиями и поддается волевому контролю.

Воссоздающее (репродуктивное) воображение – один из видов активного воображения, при котором происходит конструирование новых образов, представлений у людей в соответствии с воспринятой извне стимуляцией в виде словесных сообщений, схем, условных изображений, знаков и т.д. Главным образом воссоздающее воображение – это процесс, в ходе которого происходит рекомбинация, реконструкция прежних восприятий в новой их комбинации.

Творческое (продуктивное) воображение – это такой вид воображения, в ходе которого человек самостоятельно, создает новые образы и идеи, представляющие ценность для других людей или общества в целом и которые воплощаются (“кристаллизуются” в конкретные оригинальные продукты деятельности. Творческое воображение является необходимым компонентом и основой всех видов творческой деятельности человека.. Образы творческого воображения создаются посредством различных приемов интеллектуальных операций. Исследованием творческого воображения занимался Выготский Л.С.

Антиципирующее воображение лежит в основе очень важной и необходимой способности человека – предвосхищать будущие события, предвидеть результаты своих действий и т.д. Этимологически слово “предвидеть” тесно связано и происходит из одного корня со словом “видеть”, что показывает важное значение осознания ситуации и перенесения определенных элементов ее в будущее на основе знания или предугадывания логики развития событий. У пожилых и старых людей воображение больше ориентировано на события прошлого.

Особую форму воображения образует мечта. Она обращена к сфере более или менее отдаленного будущего и не предполагает немедленного достижения реального результата, а также его полного совпадения с образом желаемого. Вместе с тем мечта может стать сильным мотивирующим фактором творческого поиска.

Пассивное воображение подчинено внутренним, субъективным факторам, оно тенденциозно. Пассивное воображение подчинено желаниям, которые мыслятся в процессе фантазирования осуществленными. В образах пассивного воображения “удовлетворяются” неудовлетворенные, большей частью неосознанные потребности личности. Материалами пассивного воображения, так же как и активного, являются образы, представления, элементы понятий и другая информация, почерпнутая с помощью опыта. Непреднамеренное пассивное воображение наблюдается при ослаблении деятельности сознания, его расстройствах, в полудремотном состоянии, во сне и т. д. Наиболее показательным проявлением пассивного воображения являются галлюцинации, при которых человек воспринимают несуществующие объекты. Как правило, галлюцинации наблюдаются при некоторых психических расстройствах. Сновидения можно отнести к разряду пассивных и непроизвольных форм воображения. По степени преобразования действительности они могут быть или репродуктивными или продуктивными.

Понятие воображения. Функции, свойства и виды воображения

Наряду с восприятием, памятью и мышлением важную роль в деятельности человека играет воображение. Возможность воображения «забегать» вперед, предвидеть наступление тех или иных событий в будущем, показывает тесную связь воображения с мышлением и памятью. Подобно мышлению, воображение возникает из проблемной ситуации, мотивируется потребностями личности, обусловлено уровнем развития общественного сознания. Воображение, подобно мышлению, является познавательным процессом, в котором опосредствованно отражается действительность. В качестве опосредствующих материалов отражения здесь выступают образы восприятия, представления, памяти. Подобно мышлению, воображение ориентировано на создание нового знания путем переработки прошлого опыта.

Однако в отличие от мышления, основным содержанием которого являются понятия, позволяющие обобщенно и опосредованно познавать мир, воображение протекает в конкретно образной форме, в виде ярких представлений. В конкретных образах, создаваемых воображением, часто раскрываются те или иные отвлеченные теоретические мысли. В отличие от мышления, которое осуществляется посредством оперирования понятиями и суждениями, воображение осуществляется посредством оперирования образами.

Другой отличительной характеристикой воображения выступает возможность его использования в проблемных ситуациях высокой степени неопределенности, когда исходные данные не поддаются точному анализу.

Подчеркивая связь между мышлением и воображением, К. Д. Ушинский говорил, что сильное, деятельное воображение есть необходимая принадлежность ума.

Итак, воображение – это психический процесс создания нового в форме образа, представления или идеи.

Вот еще одно определение – воображение (или фантазия) представляет собой психический процесс создания образов, включающий предвидение конечного результата предметной деятельности и обеспечивающий создание программы поведения в тех случаях, когда проблемная ситуация характеризуется неопределенностью. (Е. И. Рогов)

Сущность воображения состоит в том, что прежние представления и знания о вещах и явлениях, преобразуются им и на их основе создаются новые образы. Интенсивность воображения зависит от опыта и знаний человека.

Воображение возникло в процессе труда как предвидение человеком результатов своей деятельности и развивалось в труде, особенно творческом.

Своеобразие воображения как формы отражения действительности состоит в следующем:

1. Воображение представляет собой мысленный выход за пределы непосредственно воспринимаемого человеком.

2. Воображение способствует предвосхищению будущего.

3. Воображение «оживляет» то, что было ранее.

Основное значение воображения состоит в том, что без него был бы невозможен любой труд человека, так как невозможно трудиться, не представляя себе промежуточного и конечного результатов.

Таким образом, процесс воображения свойственен только человеку и является необходимым условием его трудовой деятельности. Воображение всегда направлено на практическую деятельность человека. Человек, прежде чем что-либо сделать, представляет, что надо делать и как он будет делать. Таким образом, он уже заранее создает образ материальной вещи, которая будет изготовляться в последующей практической деятельности человека. Эта способность человека заранее представлять конечный итог своего труда, а также процесс создания материальной вещи, резко отличает человеческую деятельность от «деятельности» животных, иногда очень искусной.

Физиологической основой воображения является актуализация нервных связей, их распад, перегруппировка и объединение в новые системы. Таким образом, возникают образы, не совпадающие с прежним опытом, но и не оторванные от него. Сложность, непредсказуемость воображения, его связь с эмоциями дают основание предполагать, что его физиологические механизмы расположены не только в коре, но и в более глубоко залегающих отделах мозга. В частности, большую роль здесь играет гипотоламо-лимбическая система. В то же время возникающие в мозгу образы оказывают регулирующее воздействие на периферические процессы, изменяя их функционирование.

В этом отношении из всех психических процессов воображение наиболее тесно связано с органическими процессами и позволяет воздействовать на них (учащение пульса, изменение дыхания, побледнение лица, расширение зрачков, проявления различных болезней и т.д.). В то же время сознательное использование образов воображения позволяет управлять органическими процессами, делает их доступными для тренировки и развития (самовнушение на основе создания образов в т.ч. работы внутренних органов, частей собственного тела и т.д.).

Функции воображения.

1. Представление в психике действительности в образах – во внутреннем психическом плане окружающая действительность отражается в виде соответствующих образов; при этом для обозначения образов явлений, которые человек воспринимал ранее, используют понятие «представление», а в ситуациях, когда речь идет о преобразовательной деятельности и создании на ее основе новых представлений, употребляют понятие «воображение»;

2. Регуляция деятельности и поведения – благодаря воображению человек, столкнувшись с проблемной ситуацией, вначале в идеальном плане строит программу е разрешения, образ желаемого результата на основе этого и затем осуществляет практические действия;

3. Управление эмоциональным состоянием, эмоциями и физиологическими процессами в психологических технологиях различного типа. В частности в: психоанализе – для формирования «оздоровительных легенд» в интересах клиентов на основе воображаемых образов; психокоррекции ошибочных действий во время профессиональной деятельности; аутотренинге – для снятия психической напряженности, болевых ощущений, для снятия сердечного ритма и т. д.; психотерапии – для излечения психических расстройств через образы, формируемые у клиента под руководством педагога; видеомоторике – для возбуждения физиологической реакции на психологическое состояние, вызванное воображением.

Основные способы возникновения воображения. Наиболее ярко аналитико-синтетический характер воображения проявляется в приеме агглютинации (в переводе с греческого «склеивание»). Агглютинация представляет собой комбинацию, слияние отдельных элементов или частей отдельных предметов в один образ. Например: образ русалки, кентавра, сфинкса, избушки на курьих ножках и т.д. Агглютинация используется и в техническом творчестве. С помощью этого приема были созданы троллейбус, аэросани, танк-анфибия, гидросамолет, аккордеон и пр.

Аналитическим процессом создания образов можно считать и акцентирование, которое заключается в том, что в создаваемом образе какая-либо часть, деталь выделяется и особо подчеркивается, например, изменяясь по величине и делая объект непропорциональным. Акцентирование позволяет выделить самое существенное, самое важное в данном конкретном образе. Этим приемом нередко пользуются карикатуристы.

Приемом создания образов воображения является гиперболизация – увеличение или уменьшение предмета по сравнению с действительностью, изменение отдельных частей предмета, их смещение. Этот прием используется в народных сказках, былинах (великаны, лилипуты, многорукий Будда в индийской религии, многоголовые драконы).

Конструирование представлений воображения может идти и синтетическим путем. В том случае, если представления, из которых создается фантастический образ, сливаются, различия сглаживаются, а черты сходства выступают на первый план, то говорят о схематизации (национальные орнаменты и узоры, элементы которых заимствованы из окружающего мира). Каждый человек может без труда представить себе китайца, англичанина и т.д. Эти образы живут в нашем воображении в виде обобщенных схем.

Более сложным приемом является типизация – процесс разложения и соединения, в результате чего появляется определенный образ (человека, его дела, взаимоотношений). В образе художник обычно стремится передать определенный, более или менее осознанный замысел. В соответствии с этим замыслом происходит акцентирование определенных черт.

Современная психология выделяет следующие виды воображения.

В зависимости от степени выраженности активности различают 2 вида воображения: пассивное и активное.

В зависимости от волевых усилий пассивное воображение может быть либо преднамеренным, либо непреднамеренным.

Пассивное воображение характеризуется созданием образов, которые впоследствии не воплощаются в практических делах, деятельности. Создаваемые образы, которые заменяют реальную жизнедеятельность, называются фантазиями, грезами. Ониявляются примерами преднамеренного (произвольного) пассивного воображения, осознанно вызванного, но не связанного с волей человека. Людям свойственно грезить о приятном, заманчивом. Преобладание грез в психической жизни человека может привести его к отрыву от реальной действительности, уходу в выдуманный мир, что в свою очередь, начинает тормозить психическое и социальное развитее этого человека.

Непреднамеренное (непроизвольное) пассивное воображение – это самопроизвольное создание новых образов. Оно происходит при ослаблении деятельности сознания, его расстройствах, в полудремотном состоянии, во сне, и т.д. Наиболее показательным проявлением пассивного воображения являются галлюцинации, при которых человек воспринимает несуществующие объекты. Как правило, галлюцинации наблюдаются при некоторых психических расстройствах.

Крайним случаем непроизвольной работы воображения являются сновидения, в которых образы рождаются непреднамеренно и в самых неожиданных и причудливых сочетаниях. Непроизвольной в своей основе также является деятельность воображения, развертывающаяся в полусонном, дремотном состоянии, например перед засыпанием.

Активное воображение – воображение, связанное с выполнением конкретной практической деятельности. Начиная что-то делать, мы представляем образ результата, методов деятельности и т.д. Активное воображение направлено больше вовне, человек занят в основном средой, обществом, деятельностью и меньше – внутренними субъективными проблемами. Активное воображение, наконец, и пробуждается задачей, и ею направляется, оно определяется волевыми усилиями и поддается волевому контролю. Активное воображение включает в себя артистическое, творческое, критическое, воссоздающее и др. Близко к этим видам воображения находится эмпатия – способность понимать другого человека, проникаться его мыслями и чувствами, сострадать, вместе с ним радоваться, сопереживать.

Произвольное воображение имеет для человека гораздо большее значение. Этот вид проявляется тогда, когда перед человеком стоит задача создания определенных образов, намеченных им самим или заданных ему со стороны. В этих случаях процесс воображения контролируется и направляется самим человеком. В основе такой работы воображения лежит умение произвольно вызывать и изменять нужные представления.

Среди различных видов и форм произвольного воображения выделяют воссоздающее воображение, продуктивное (творческое) воображение и мечту.

Воссоздающее воображение проявляется тогда, когда человеку необходимо воссоздать представление объекта, как можно более полно соответствующее его описанию. С этим видом воображения сталкиваются тогда, когда читают описание географических мест или исторических событий, а также когда читают описание литературных героев. Так, читая описание Полтавской битвы, сделанное А. С. Пушкиным, можно отчетливо представить раскаты орудийных выстрелов, крики солдат, бой барабанов, запах пороха.

Творческое воображение – это создание новых образов без опоры на готовое описание или условное изображение. Это самостоятельное создание новых образов (написание романа, музыкального произведения и т.д.). Творческое воображение – это такой вид воображения, в ходе которого человек самостоятельно создает новые образы и идеи, представляющие ценность для других людей или общества в целом и которые воплощаются («кристаллизуются») в конкретные оригинальные продукты деятельности. Творческое воображение является необходимым компонентом и основой всех видов творческой деятельности человека.

Видом творческого воображения является мечта – создание образов желаемого будущего. Она обращена к сфере более или менее отдаленного будущего и не предполагает немедленного достижения реального результата, а также его полного совпадения с образом желаемого. Вместе с тем мечта может стать сильным мотивирующим фактором творческого поиска. В отличие от грез (преднамеренное пассивное воображение не связанное с волей), мечта всегда активна и выступает в качестве побудительной причины, мотива деятельности, результат которой по каким-то причинам оказался отсроченным.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Понятие о представлении, механизмы возникновения представлений

Представление — это психический процесс отражения предметов или явлений, которые в данный момент не воспринимаются, но воссоздаются на основе нашего предыдущего опыта.

В основе представления лежит восприятие объектов, имевшее место в прошлом. Можно выделить несколько типов представлений. Во-первых, это представления памяти, т. е. представления, которые возникли на основе нашего непосредственного восприятия в прошлом какого-либо предмета или явления. Во-вторых, это представления воображения. На первый взгляд этот тип представлений не соответствует определению понятия «представление», потому что в воображении мы отображаем то, чего никогда не видели, но это только на первый взгляд[2,с.234]. Представления воображения формируются на основе полученной в прошлых восприятиях информации и ее более или менее творческой переработки. Чем богаче прошлый опыт, тем ярче и полнее может быть соответствующее представление.

Представления возникают не сами по себе, а в результате нашей практической деятельности. При этом представления имеют огромное значение не только для процессов памяти или воображения, — они чрезвычайно важны для всех психических процессов, обеспечивающих познавательную деятельность человека. Процессы восприятия, мышления, письменной речи всегда связаны с представлениями, так же как и память, которая хранит информацию и благодаря которой формируются представления[2,с.235].

Делись добром 😉

Похожие главы из других работ:

3. Межгрупповые конфликты и механизмы их возникновения

В последнее десятидетие межгрупповые конфликты стали повседневным явлением нашей общественной жизни. Во многом благодаря активтизации межгрупповой конфликтности, стала быстрее развиваться конфликтология в России.

2.3 Механизмы переработки представлений в воображаемые образы

Образы, воссоздаваемые в процессе воображения, не могут возникать из ничего. Они формируются на основе нашего предшествующего опыта, на основе представлений о предметах и явлениях объективной реальности.

1.1. ИСТОКИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И МЕХАНИЗМЫ ПРОЕКТИВНОЙ ДИАГНОСТИКИ

С давних пор, вглядываясь в плывущие по небу облака, наблюдая игру света и тени на поверхности моря, люди «видели» разных животных, русалок, пытались угадать свое будущее, рассматривая причудливые конфигурации.

1.2. Супружеские конфликты и механизмы их возникновения

Чем глубже ученые изучают супружеские взаимоотношения, тем тверже убеждаются в невозможности существования бесконфликтных семей. Все супружеские союзы проходят стадию разногласий.

1. Предпосылки возникновения и развития представлений о самооценке и ценностных ориентациях личности

Зарубежные и отечественные теории, характеризующие самооценки и ценностные ориентации личности Исследования самооценки, а также ценностных ориентаций личности как свойств сознания отражены в следующем ряде работ. Как подчёркивает Т.Д.

2. Механизмы возникновения межгрупповых конфликтов

К основным механизмам возникновения межгрупповых конфликтов относятся: межгрупповая враждебность, объективный конфликт интересов и внутригрупповой фаворитизм. Межгрупповая враждебность.

2. Психологические механизмы возникновения неприязни

Анализируя психологические механизмы возникновения неприязни в отношениях между людьми, следует отталкиваться от определения этого понятия, которое можно встретить в словаре. Итак, неприязнь – недоброжелательное отношение к чему-либо.

2.2 Механизмы возникновения межгрупповых конфликтов

Межгрупповые конфликты всегда являлись повседневным явлением общественной жизни. Соперничающими оказываются разнообразные субъекты: малые и большие трудовые коллективы.

3. Виды речи и мозговые механизмы их возникновения

Внутренняя речь. Мозговые механизмы внутренней речи относятся к числу проблем, не изученных к настоящему времени. Не вызывает сомнений, что она осуществляется за счет интегративной работы мозга.

1.1.1 Понятие о представлении

В данном исследовании предстоит выяснить, как велико отличие в представлениях о внешнем виде у женщин с различным семейным статусом. Для начала найдём определение понятия «представление» и рассмотрим концепции известных психологов.

1. История возникновения представлений о бессознательном

Человек обладает необыкновенным даром: он может вызвать в своем воображении давно ушедшие миры, способен с предельным погружением войти в сферу собственных мыслей и критически воспринять их. Человеку дано рассуждать, познавать и оценивать.

3.2. Механизмы возникновения межгрупповых конфликтов

Вся человеческая история есть история межгрупповых конф-ликтов: политических, национальных, религиозных и пр. Даже представить себе бесконфликтную историю невозможно. Фанта-зия отказывает. Отсюда наш здравый смысл делает вывод.

2. Механизмы возникновения паники

Паника относится к таким явлениям, которые чрезвычайно трудно поддаются исследованию. Ее нельзя непосредственно наблюдать, во-первых, потому, что никогда заранее не известны сроки ее возникновения, во- вторых, потому.

Механизмы переработки представлений в воображаемые образы

Несмотря на кажущуюся лёгкость, произвольность, непредсказуемость возникающих образов.

1.2 Семейный конфликт: сущность и механизмы его возникновения

В психологии под конфликтом понимается отрицательное обоюдное психическое состояние двух или более людей, характеризующееся враждебностью, отчужденностью, негативизмом в отношениях, вызванное несовместимостью их взглядов.

Воображение. Виды воображения.

Воображение – психический процесс создания образа предмета, ситуации путем перестройки имеющихся представлений. Образы воображения не всегда соответствуют реальности; в них есть элементы фантазии, вымысла. Если воображение рисует сознанию картины, которым ничего или мало что соответствует в действительности, то оно носит название фантазии. Если воображение обращено в будущее, его именуют мечтой. Процесс воображения всегда протекает в неразрывной связи с двумя другими психическими процессами – памятью и мышлением.

  • Активное воображение – пользуясь им, человек усилием воли, по собственному желанию вызывает у себя соответствующие образы.
  • Пассивное воображение – его образы возникают спонтанно, помимо воли и желания человека.
  • Продуктивное воображение – в нем действительность сознательно конструируется человеком, а не просто механически копируется или воссоздается. Но при этом в образе она все же творчески преобразуется.
  • Репродуктивное воображение – ставится задача воспроизвести реальность в том виде, какова она есть, и хотя здесь также присутствует элемент фантазии, такое воображение больше напоминает восприятие или память, чем творчество.
  1. Образное представление действительности;
  2. Регулирование эмоциональных состояний;
  3. Произвольная регуляция познавательных процессов и состояний человека;
  4. Формирование внутреннего плана действий.

Способы создания образов воображения:

  • Агглютинация – создание образов посредством соединения любых качеств, свойств, частей.
  • Акцентирование – выделение какой-либо части, детали целого.
  • Типизация – наиболее сложный прием. Художник изображает конкретный эпизод, который впитывает в себя массу аналогичных и таким образом является как бы их представителем. Так же формируется и литературный образ, в котором концентрируются типичные черты многих людей данного круга, определенной эпохи.

Процессы воображения, как и процессы памяти, могут различаться по степени произвольности, или преднамеренности. Крайним случаем непроизвольной работы воображения являются сновидения, в которых образы рождаются непреднамеренно и в самых неожиданных и причудливых сочетаниях. Непроизвольной в своей основе также является деятельность воображения, развертывающаяся в полусонном, дремотном состоянии, например перед засыпанием.

Среди различных видов и форм произвольного воображения можно выделить воссоздающее воображение, творческое воображение и мечту.

Воссоздающее воображение проявляется тогда, когда человеку необходимо воссоздать представление объекта, как можно более полно соответствующее его описанию.

Творческое воображение характеризуется тем, что человек преобразует представления и создает новые не по имеющемуся образцу, а самостоятельно намечая контуры создаваемого образа и выбирая для него необходимые материалы.

Особой формой воображения является мечта – самостоятельное создание новых образов. Главной особенностью мечты является то, что она направлена на будущую деятельность, т.е. мечта – это воображение, направленное на желаемое будущее.

Если произвольное, или активное, воображение преднамеренно, т.е. связано с волевыми проявлениями человека, то пассивное воображение может быть преднамеренным и непреднамеренным. Преднамеренное пассивное воображение создает образы, не связанные с волей. Эти образы получили название грез. В грезах наиболее ярко обнаруживается связь воображения с потребностями личности. Преобладание грез в психической жизни человека может привести его к отрыву от реальной действительности, уходу в выдуманный мир, что, в свою очередь, начинает тормозить психическое и социальное развитие этого человека.

Непреднамеренное пассивное воображение наблюдается при ослаблении деятельности сознания, его расстройствах, в полудремотном состоянии, во сне и т.д. Наиболее показательным проявлением пассивного воображения являются галлюцинации, при которых человек воспринимают несуществующие объекты. При классификации видов воображения исходят из двух основных характеристик. Это степень проявления волевых усилий и степень активности, или осознанности.

Понятие о воображении

Воображение – это психический процесс создания образов предметов, ситуаций, обстоятельств путем приведения имеющихся у человека знаний в новое сочетание.

Если при помощи восприятия и мышления человек узнает о свойствах, связях и отношениях вещей, явлений, существующих реально, то в воображении отражается и то, что было, но свидетелем чего человек не мог быть, и то, что есть, но недоступно по каким-либо причинам, и то, чего нет, но что может быть. В воображении находит отражение и, то, что никогда не произойдет, никогда не сбудется. Воображение не может развернуться на пустом месте. Для того чтобы начать фантазировать, человек должен увидеть, услышать, получить впечатления и удержать их в памяти. Чем больше знаний, чем богаче опыт человека, чем разнообразнее его впечатления, тем больше возможностей для комбинации образов.

Воображение возникло у человека в ходе трудовой деятельности. Предвидеть результаты труда можно было, только “забежав вперед” тех дел, которые совершались в данный момент. С развитием и усложнением трудовой деятельности совершенствовалось и воображение: оно рисовало картины более далекого будущего, дальние результаты. У современного человека нет границ познанию, работе мысли, беспредельны фантазия и воображение.

Воображение – психический процесс создания образа предмета, ситуации путем перестройки имеющихся представлений. Образы воображения не всегда соответствуют реальности; в них есть элементы фантазии, вымысла. Если воображение рисует сознанию картины, которым ничего или мало что соответствует в действительности, то оно носит название фантазии. Если воображение обращено в будущее, его именуют мечтой. Процесс воображения всегда протекает в неразрывной связи с двумя другими психическими процессами – памятью и мышлением. Л.В. Выготский говорил: «Творческая деятельность воображения находится в прямой зависимости от богатства и разнообразия прежнего опыта человека, потому что опыт представляет материал, из которого создаются построения фантазии. Чем богаче опыт человека, тем больше материал, которым располагает его воображение».

Связь воображения и мышления проявляется в проблемной ситуации, когда человек сталкивается с неизвестным он начинает анализировать, синтезировать, соотносить воспринимаемое с прошлым опытом, пытается проникнуть в сущность соответствующих фактов и явлений. В этом ему помогает не только мышление и память, но и воображение, т. к. оно воссоздает целостный образ и является необходимым условием его трудовой деятельности.

Воображение – способность создавать новые чувственные или мыслительные образы в человеческом сознании на основе преобразования полученных от действительности впечатлений .

Воображение является высшей психической функцией и отражает действительность. Воображение – это особая форма психики, которая может быть только у человека . Оно непрерывно связано с человеческой способностью изменять мир, преобразовывать действительность и творить новое. С помощью воображения у человека формируется образ никогда не существовавшего или не существующего в данный момент объекта, ситуации, условий. Основная задача воображения – представление ожидаемого результата до его осуществления.

Значение воображения в жизни человека подчеркивали многие великие ученые и художники. В научной литературе существует очень много подходов к определению воображения.

С. Л. Рубинштейн пишет: «Воображение – это отлет от прошлого опыта, это преобразование данного и порождение на этой основе новых образов», он утверждает, что «любой образ может быть понят как процесс воспроизведения. Собственно каждый образ является в какой то мере и воспроизведением – хотя бы и очень отдаленным. Опосредованным, видоизмененным – и преобразованием действительного».

Л. В. Выготский считает, что «воображение не повторяет впечатлений, которые накоплены прежде, а строит какие-то новые ряды из прежде накопленных впечатлений. Таким образом, принесение нового в наши впечатления и изменение этих впечатлений так, что в результате возникает новый ранее не существовавший образ. Составляет основу той деятельности, которую мы называм воображением».

По мнению Р. С. Немова «воображение – это способность представлять отсутствующий или реально не существующий объект, удерживать его в сознании и мысленно манипулировать им».

Как видно из определений, существенным признаком воображения считается способность субъекта создавать новые образы и преобразовывать прошлый опыт.

В жизни человека воображение выполняет ряд специфических функций:

1. Представлять действительность в образах и иметь возможность пользоваться ими, решая задачи. Эта функция связана с мышлением.

2. Регулирование эмоциональных состояний. При помощи воображения человек способен удовлетворять многие потребности, снимать напряженность.

3. Участие в произвольной регуляции познавательных процессов и состояний человека (восприятия, внимания, памяти, речи, эмоций)

4. Формирование внутреннего плана действий – способности выполнять в уме, манипулируя образами.

5. Планирование и программирование деятельности, составление таких программ, оценки их правильности, процесса реализации.

С помощью воображения мы можем управлять многими психофизиологическими состояниями организма, настраивать его на предстоящую деятельность.

Пассивное (непроизвольное) – включает непреднамеренное и непредсказуемое воображение. Новые образы возникают под воздействием малоосознанных потребностей, влечений, установок. Такое воображение работает, когда человек спит, находится в дремотном состоянии, в грезах и т.п.

Активное (произвольное) Преднамеренное построение образов в связи с поставленной целью в той или иной деятельности. Возникает в раннем детстве, наибольшее развитие получает в детских играх.

Произвольное воображение включает репродуктивное или воссоздающее (воссоздание действительности такой, какая она есть) – это создание нового образа на основе словесного описания, восприятия изображений в виде картин, схем, карт, чертежей, мысленных и материальных моделей. И продуктивное или творческое воображение (действительность конструируется человеком, творчески преобразуется) – это самостоятельное создание новых образов без опоры на готовое описание или условное изображение.

По виду образов:

По приёмам воображения:

  • Агглютинация, то есть “склеивание” различных, несоединимых в повседневной жизни частей. Примером может служить классический персонаж сказок человек-зверь или человек-птица;
  • Гиперболизация. Это парадоксальное увеличение или уменьшение предмета или отдельных его частей. Примером могут служить сказочные персонажи Карлик Нос, Гулливер или Мальчик-с-пальчик.
  • Схематизация. В этом случае отдельные представления сливаются, различия сглаживаются. Отчетливо прорабатываются основные черты сходства;
  • Типизация. Характерно выделение существенного, повторяющегося признака и воплощение его в конкретном образе. Например, существуют профессиональные образы врача, космонавта, шахтера и т. д.

Основой создания любых образов фантазии является синтез и аналогия. Аналогия может быть близкой, непосредственной и отдаленной, ступенчатой. Например, внешний вид самолета напоминает парящую птицу. Это близкая аналогия. Космический корабль – отдаленная аналогия с космическим кораблем.

По степени волевых усилий:

Немов С. Р. выделяет продуктивное воображение – это воображение, в котором сознательно конструируется человеком, а не просто механически копируется и воспроизводится, и репродуктивное – это воображение, задачей которого является воспроизведение реальности в том виде, как она есть, но есть и другие виды воображения. К ним относятся сновидения, галлюцинации, грезы и мечты.

Воображение тесно связано с творчеством. Рубинштейн С. Л. отмечал, что «воображение формируется в процессе творческой деятельности». Специализация различных видов воображения является результатом развития различных видов творческой деятельности и играет положительную роль.

Творчество – это создание чего-то нового. Творческая деятельность начинается с мечты, поскольку новое вначале надо обозначить, представить, назвать.

Выготский Л. С. отмечает, что «для того, чтобы понять психологический механизм воображения и связанной с ним творческой деятельности, лучше всего начать с выяснения той связи, которая существует между фантазией и реальностью в поведении человека». Он отмечает существование четырех основных форм, связывающих воображение с творческой деятельностью:

1) Любой образ воображения создается из образов, взятых из действительности и опыта человека, например: «избушка на курьих ножках». Образы из которых построен сказочный элемент, являются образами реальной действительности.

2) Сложившийся образ воображения является элементом действительности. Изучая рассказы историков или путешественников, человек представляет себе определенную картину какого–нибудь события. Представления человеком и являются результатом творческой деятельности.

3) На процесс творческого воображения оказывают влияние эмоции. Выготский Л. С. отмечает, что при создании нового образа проявляются такие же эмоции, которые закрепились в памяти совместно с ранее созданными образами.

4) Образ воображения может представлять из себя что-то совсем новое, которое не было в опыте человека (образ самолета вначале был воображением человека, а потом стал реальным, воплотившись в действительность).

Творческое воображение проходит определенный путь создания образов. Первый этап начинается с появления ребенка на свет. Воспринимая окружающий мир при помощи органов чувств, ребенок накапливает материал, который является базой для будущего творчества.

Второй этап – процесс переработки воспринятого материала. Главными составляющими второго этапа являются диссоциация и ассоциация воспринятых впечатлений. Выготский Л. С. отмечает, что «диссоциация заключается в том, что это сложное целое как бы рассекается на части, отдельные части выделяются преимущественно по сравнению с другими, одни сохраняются, другие забываются». Умение выделения отдельных черт целого играет ведущую роль для творческого воображения.

Следующим этапом считается ассоциация – объединение диссоциированных и измененных элементов. Ассоциации могут происходить на различной основе и принимает различные формы образов.

Последним, завершающим этапом является процесс комбинирования образов, построение их в определенную систему.

Деятельность творческого воображения не может быть одинаковой у ребенка и у взрослого, так как в разные периоды жизни человека окружающая действительность воспринимается по – новому.

Основное значение воображения состоит в том, что без него был бы невозможен любой труд человека, так как невозможно трудится, не представляя себе конечного результата и промежуточных результатов. Без воображения не был бы возможен прогресс ни в науке, ни в технике, ни в искусстве.

Понятие о воображении: определение представление и механизмы

  • Главная Страница
  • Поиск По Сайту
  • Контакты Обратная связь
  • Главная
  • Психология
  • Книги по психологии
  • Книга Основы психологии и педагогики Узунова Н. С., Туляков Ю. Т.
  • Представление и воображение

Представление и воображение

2. Представление и воображение

Познавательная деятельность человека не прекращается с прекращением ощущений и восприятий. В жизни ему очень часто приходится оценивать то, чего непосредственно в зоне действия органов чувств нет.

Следовательно, начинается как бы 2-ой уровень познания окружающего мира, проявляется как бы 2-ой, более сложный уровень познавательных процессов.

Когда нет ни одного ощущения, не говоря о восприятии, а осознать, проанализировать объект необходимо – на помощь приходит представление.

Представление – психический познавательный процесс, субъективный образ прежде воспринимавшихся объективных предметов и явлений. Механизм представления – раздражитель (слово, сигнал, символ, мысль) вызывает старые нервные связи, которые и воссоздают прежние восприятия.

Представление – как бы переход от ощущений и восприятий к мысли, при этом по сравнению с восприятием оно имеет отличия:

1) обладает меньшей яркостью и отчетливостью;

2) характерно большей изменчивостью и подвижностью;

3) оно более обобщенное (главное выделяется, а остальное – как бы выпадает);

4) оно совершенно субъективно, т. к. основано на личном отношении к тому, что представляется.

Вместе с тем, по степени яркости представление может совпадать с восприятием, а может иметь лишь части от бывшего восприятия.

По отчетливости представление может быть детальным, если первоначальное впечатление было очень сильным; а может быть лишь контурным, схематичным, если оно основано на стихийно возникшем или очень давнем восприятии.

Наконец, в зависимости от степени участия сознания (высшей нервной деятельности) в создании представлений их разделяют на представления памяти – образцы предметов (явлений), которые воспринимались ранее, и представления воображения – образцы, которые в реальной жизни в таком виде прежде не воспринимались. В большинстве психологических источников этот вид представления рассматривается как самостоятельный психический познавательный процесс – воображение.

Воображение – психический познавательный процесс, заключающийся в создании новых образов (представлений) путем переработки материалов восприятий, полученных в предыдущем опыте. [35, с.49].

Диапазон воображения чрезвычайно широк от самой фантастической сказки до почти будущей реальности. Воображение – это возможность создания как промежуточных, так в максимуме и конечных итогов деятельности.

К. Маркс писал: «… даже самый плохой архитектор от наилучшей пчелы отличается тем, что прежде, чем строить ячейку из воска, он уже построил ее в своей голове. В конце процесса труда получается результат, который уже в начале этого процесса имеется в представлении человека». [20, 23, с.189].

Воображение бывает пассивным – без предварительных намерений и планов (сновидение, грезы) и активным – результатом специального намерения (план, прогноз, развитие идеи и т. д.).

В свою очередь, произвольное воображение разделяют на воссоздающее – создание новых образов на основе известных компонентов или описаний (схемы, инструкции, проекты, чертежи), и творческое – создание новых образцов без конкретных составляющих, требующих отбора в соответствии с замыслом (создание машин, механизмов, произведений искусства).

Творческое воображение неразрывно связано с особым духовным состоянием человека в процессе деятельности – вдохновением.

Наконец, видом творческого воображения связанного с осознанием желаемого будущего является мечта.

Основные формы воображений:

1) агглютинация – соединение не соединяемого (ковер-самолет, изба на курьих ножках, человек-амфибия);

2) гиперболизация – чрезмерное изменение количества и качества: преувеличение – преуменьшение (человек-гора, мальчик с пальчик); заострение – смягчение (карикатура – дружеский шарж).

Таким образом, представление и воображение – важные психологические процессы, основа творческого отношения к труду.

Ссылка на основную публикацию