Смысл названия поэмы Н.В. Гоголя «Мёртвые души»

Мертвые души смысл названия поэмы Гоголя

Н. В. Гоголь – мастер художественного слова, великий и талантливый писатель 19 века. В название своей всемирно известной поэмы он заложил очень глубокий смысл. В основе заглавия лежит удивительный художественный приём – оксюморон. Это сопоставление несопоставимого в рамках одного словосочетания. Душа – явно живая субстанция и мёртвой она быть точно не может.

При первом прочтении заглавия складывается впечатление, что речь пойдёт о чём-то загадочном, мистическом. Однако, это далеко не так. К подобному выводу мы приходим после глубокого анализа текста. И выясняется, что заглавие отсылает нас к основной сюжетной линии поэмы. «Мёртвые души» – это умершие крепостные, которых Чичиков хотел купить у помещиков. Не секрет, что Чичикова интересовали деньги, он хотел любыми способами разбогатеть и получить прибыль. Его не волновала нравственная составляющая своих поступков. Всем в его жизни двигали только деньги и материальный интерес.

Однако, есть ли у названия поэмы Гоголя какой то другой смысл? Возможно, «мёртвые души» – это сами помещики, которых посещал Чичиков. Они настолько погрязли в глупости и лицемерии, что не думали ни о чём, кроме денег. Эгоизм пропитал всё их существо, эти люди не были способны любить, анализировать, сострадать, сопереживать… Кроме того, образ жизни упомянутых персонажей свидетельствовал о их душевной пустоте. Достаточно вспомнить, в каком состоянии находилось жилище Плюшкина. Почти каждый персонаж, встретившийся на пути Чичикова, был описан меткими запоминающимися фразами типа «дубинноголовая», «прореха на человечестве». Гоголь с удивительной остротой высмеял безнравственный образ жизни этих людей.

Итак, смысл заглавия «Мёртвые души» имеет два значения. В прямом смысле оно обозначает мертвых крестьян, а в переносном – самих помещиков. Но всё-таки, Гоголь оставляет в названии поэмы нотку оптимизма. Вначале мы говорили о том, что слово душа никак не может отождествляться с понятием «мёртвые». Поэтому, возможно, автор надеется на то, что эти люди, несмотря на своё плачевное положение, смогут измениться в лучшую сторону.

Вариант 2

Н. В. Гоголь дает многозначное название своей поэме: «Мертвые души».

Само словосочетание является оксюмороном, ведь по философским взглядам душа не может принадлежать мертвому человеку.

Однако для лучшего понимания необходимо рассмотреть события российской истории. В то время «мёртвыми душами» назывались умершие крестьяне. Вот их и скупает Чичиков в надежде получать с них доход.

Здесь подчеркивается проблема того времени: за числом умерших крестьян никто не следил, поэтому возникало огромное количество перекупщиков, желавших нажить себе состояние. У людей отсутствовали всякие религиозные ценности, когда мертвых людей перепродавали ради наживы.

Умершие крестьяне для помещиков наравне с живыми. Помещики описывают их словно живых: у одного были руки золотые, а другой был мастером своего дела. Они не воспринимаются как люди, для помещиков – это рабочая сила, инструмент, который, к сожалению, перестал действовать.

Но было бы слишком просто, если бы Гоголь поставил в центр произведения цель похождений главного героя – умерших крестьян. Здесь прослеживается более глубокая проблема. Бесцельность существования чиновников и помещиков, которые сами давно превратились в мертвые души. Умершие крестьяне, которых описывают как существующих, оказываются живее их хозяев. Это пустые люди с отсутствием всякого смысла жизни.

Гоголь представляет помещиков по степени их деградации: Манилов – пустая мечтательность, Коробочка – «дубинноголовость», Ноздрев – разгульство, Собакевич – накопительство, Плюшкин – упадничество, «прореха на человечестве». Вот они – настоящие мертвые души, для которых духовная жизнь заменяется чревоугодием. Это любители поесть, Ноздрев любит выпить, а Собакевич вообще сравнивается со зверем.

Но не только помещики являются носителями безжизненности. Чиновникам в поэме уделяется намного меньше внимания, чем помещикам, однако именно они составляют страшную картину: кумовство и взяточничество. Различные бумаги – главное для этой системы. Важную роль здесь играет глава о капитане Копейкине. Омертвелость ярко видна в сцене бала, на котором нет человеческих лиц. Повсюду головные уборы, фраки, мундиры, ленты.

В поэме описывается жизнь города. Она вроде во всю кипит, однако это одна бессмысленная суета. В названии поэмы заключается авторский замысел. Название является символом жизни уездного города N. который символизирует целую Россию. Автор с сожалением пишет, что Россия находится в кризисном состоянии, а души людей мертвы.

Смысл названия заставляет подумать о том, что каждый может со временем стать Коробочкой или Плюшкиным. Достаточно обзавестись хотя бы одной небольшой страстью. Гоголь призывает читателя ответить на вопрос: «А не являюсь ли я мертвой душой?». Так он возвращает кого-то к жизни.

Возможно, используя прием оксюморона, Гоголь дает надежду на то, что все-таки помещики и чиновники живы, а их душа может возродиться. Об этом и должен был быть второй том.

Гоголь дает многозначный смысл названия, который можно увидеть только после прочтения.

Про название Мертвые души

Название поэмы Н.В. Гоголя «Мертвые души» необычно. Построена она как похождения предпринимателя Чичикова, скупающего мертвые души. Образ этого ловкого дельца буржуазного склада связывает все части произведения.

Павел Иванович Чичиков – человек умный и предприимчивый. Вот только эти свои качества он подчиняет одной цели – скопить деньги. У него хитрый план, согласно которому он скупает мертвые крестьянские души, а затем получает за них денежное вознаграждение. В одном из русских городов он знакомится с помещиками, чтобы осуществить свой план, и по очереди их навещает.

Галерея помещиков открывается образом безобидного Манилова и заканчивается потерявшим человеческий облик Плюшкиным. Бесхозяйственный Манилов – праздный мечтатель, живущий в мире своих грез. «Дубинноголовая» Коробочка не забывает о своей выгоде. Бесшабашный мот, враль и шулер Ноздрев – ничтожный человек. «Чертов кулак» Собакевич – хитрый и жадный. Плюшкин – бессмысленный накопитель, скупец, полностью утративший всё человеческое.

Гоголь изображает и мир чиновников, их оторванность от народа, его нужд и запросов. Губернатор вышивает, вяжет, в администрации он ничего не значит. Прокурор – бездельник, пьяница, обжора. Полицмейстер – ловкий грабитель. В «Повести о капитане Копейкине» мы видим столичных чиновников, равнодушным к законности и справедливости.

Все эти живые люди давно умерли внутри, потеряли свою душу и человечность. Вот они-то и есть самые настоящие мертвые души.

Миру помещиков и чиновников противопоставлены живые души – талантливый, трудолюбивый народ. Перед нами предстают простые люди, хотя и загубленные своей лихой долей. В основном это крестьяне, которые числятся в списках умерших. Гоголь с любовью и болью говорит о простом русском народе. Они предстают перед нами живее своих хозяев-помещиков. Каретник дядя Михей, сапожник Максим Телятников, печник Милушкин, плотник Степан Пробка – талантливые мастеровые люди. Но, к сожалению, все они либо беглые, либо покойники.

Гоголь сумел показать в своей поэме бессмысленную жизнь владельцев дворянских усадеб, крепостничество, которое уничтожает в человеке душевные порывы и глубокие чувства. При этом автор выразил свою веру в русский народ и в светлое будущее России.

Также читают:

Картинка к сочинению Мертвые души смысл названия

Популярные сегодня темы

Экзистенциальный вопрос, вопрос о смысле жизни, волновал философов ещё с далёких времён. Кто-то видел смысл жизни в продлении рода, кто-то заявлял, что смысл жизни любого человека в том, чтобы прийти к конечной цели, — умереть.

Иван Игнатьевич является милым старичком-офицером, который служит в Белгородской крепости. Он фактически стал частью семьи Мироновых, с которыми проводит много времени.

Так называемый «Петербургский период» длился три года. Юный Александр как раз закончил обучение и мечтал о службе в армии, но ему пришлось взять на себя другую службу

Николай Алексеевич Некрасов, является автором произведения Кому на Руси жить хорошо. Произведение было опубликовано в печать свыше 140 лет назад. В нём описывается, насколько была тяжела жизнь

Сказка «Бременские музыканты» одна из самых музыкальных сказок, мультипликационная версия которой по сей день с любовью и трепетом просматривается зрителями. Именно эта версия больше принесла сказке славу и интерес к рассказу

Русская литература. 10 класс

Мертвые души

Замысел, история создания, публикация. По свидетельству самого Н. В. Гоголя, идею будущего произведения подсказал писателю А. С. Пушкин, который находил сюжет хорошим уже тем, что он даёт полную свободу изъездить всю страну и вывести множество самых разнообразных характеров. Поэт сам во время кишинёвской ссылки был свидетелем мошеннических сделок с «мёртвыми душами» — купли-продажи крестьян, которые уже умерли, но числились в «ревизских списках».

В России с начала XVIII века регулярно проводилась перепись крестьян для взимания налога с их владельцев — помещиков. Составленные при ревизии списки назывались ревизскими сказками, а занесённые в них крестьяне — ревизскими душами. Согласно этому списку помещики уплачивали налог в казну за каждого крестьянина — «душу». Государственные ревизии про водились один раз в 12—15 лет, и умершие за это время крестьяне продолжали числиться живыми до новой переписи, что было край не невыгодно для их владельцев.
Первое издание поэмы
«Мёртвые души»
Н. В. Гоголя

Вероятно, покупки «мёртвых душ» были распространены в России и известны Гоголю. Писатель раскрыл суть этого явления с совершенно иной стороны. «Вовсе не губерния и не несколько уродливых помещиков, и не то, что им приписывают, есть предмет “Мёртвых душ”», — уточнит Гоголь в 1845 году.

Начиная работу над произведением, писатель не представлял себе ясно, каким будет оно в целом, каков будет его финал: «Я думал просто, что смешной проект, исполнением которого занят Чичиков, наведёт меня сам на разнообразные лица и характеры; что родившаяся во мне самом охота смеяться создаст сама собою множество смешных явлений, которые я намерен был перемешать с трогательными».

Сюжет произведения достаточно прост: за бесценок Чичиков скупает «мёртвые души». Потом он собирается объявить их переселёнными в Херсонскую губернию и заложить не существующее в реальности имущество государству по сто рублей за душу. Далее герой поэмы хочет объявить крестьян умершими от эпидемии и прикарманить полученные деньги. За одну тысячу «мёртвых душ» Чичиков собирается получить чистый доход в сто тысяч рублей. Однако чтение первых глав Пушкину показало, что произведение получается вовсе не смешным.

Даже к моменту написания нескольких глав и их чтения А. С. Пушкину замысел поэта не был определён полностью. Поэтому, чтобы «основательно поразмышлять», Гоголь покидает Россию и в 1836 году отправляется в Европу: «Мне хочется поправиться в своём здоровье, рассеяться, развлечься и потом, избравши несколько постоянное пребывание, обдумать труды будущие. Пора уже мне творить с большим размышлением».

В это время писателя настигает трагическое известие о смерти А. С. Пушкина. Оно было воспринято Н. В. Гоголем как глубокая личная утрата: «Ничто не предпринимал, ничего не писал я без его совета. Всё, что есть у меня хорошего, всем этим я обязан ему. И теперешний труд мой есть его создание».

Оставив позади Германию, Швейцарию, Францию, писатель обосновывается в Риме, где живёт до 1848 года. За границей продолжается работа над книгой о России (табл. 1). Произведение постепенно перестаёт соответствовать задуманному жанру романа и перерождается в поэму.

Таблица 1

Писатель предполагал создать произведение, состоящее из трёх частей.

Ориентиром для Н. В. Гоголя была «Божественная комедия» Данте Алигьери, состоящая из трёх частей: «Ад», «Чистилище», «Рай». Им должны были соответствовать три тома «Мёртвых душ».
В первом томе Гоголь стремился отразить «ад» русской жизни, показать уродливые стороны современной ему России. Это мир перевёрнутых ценностей, где духовные ориентиры утрачены, а законы существования аморальны. Писатель показывает, как страшна и комична такая жизнь. Однако в финале пер вой части поэмы звучит гимн России, «птице тройке». «Это пока ещё тайна, — так писал Гоголь по окончании работы над первым томом, рассуждая о замысле поэмы, — которая должна была вдруг, к изумлению всех. раскрыться в по следующих томах. это тайна, и ключ от неё покамест в душе у одного только автора».

Во второй части главный герой должен был встретиться с некоторыми положительными персонажами. Содержание этого тома исследователи восстанавливают по черновикам (сохранились четыре пронумерованные Гоголем главы второго тома «Мёртвых душ» и ещё одна, незавершённая, называемая в изданиях поэмы как «Одна из последних глав») и по письмам Гоголя. Предполагается, что второй том «Мёртвых душ» сознательно или по ошибке был сожжён автором за 9 дней до смерти.

В так и не написанном третьем томе Чичикову предстояло пройти через ссылку в Сибири и встать на путь нравственного очищения.

В мае 1842 года в книжных лавках Москвы и Петербурга по явилось новое произведение Н. В. Гоголя — первый том поэмы «Мёртвые души».

Смысл названия «Мёртвые души»

Введение

В далёком 1835 году Николай Васильевич Гоголь начал работу над одним из наиболее известных и значительных своих произведений — над поэмой «Мёртвые души». С момента публикации поэмы прошло почти 200 лет, а произведение остаётся актуальным до сих пор. Мало кто знает, что если бы автор не пошёл на некоторые уступки, читатель мог бы и вовсе не увидеть произведения. Гоголю пришлось править текст множество раз только лишь для того, чтобы цензура одобрила решение о выпуске в печать. Предлагаемый автором вариант заглавия поэмы цензуру не устраивал. Многие главы «Мёртвых душ» были изменены практически полностью, были добавлены лирические отступления, а повесть о капитане Копейкине лишилась жёсткой сатиры и некоторых персонажей. Автор, если верить историям современников, хотел даже на титульной странице издания поместить иллюстрацию брички в окружении человеческих черепов. Существует несколько смыслов названия поэмы «Мёртвые души».

Многозначность названия

Название произведения «Мёртвые души» многозначно. Гоголь, как известно, задумывал трёхчастное произведение по аналогии с «Божественной комедией» Данте. Первый том — Ад, то есть обитель мёртвых душ.

Во-вторых, с этим связана фабула произведения. В XIX веке «мёртвыми душами» называли умерших крестьян. В поэме Чичиков покупает документы на умерших крестьян, а потом продаёт их в опекунский совет. Мёртвые души в документах значились живыми, а Чичиков получал за это немалую сумму.

В-третьих, в названии подчёркивается острая социальная проблема. Дело в том, что в то время продавцов и скупщиков мёртвых душ было великое множество, это не контролировалось и не наказывалось властью. Казна пустела, а предприимчивые аферисты наживали себе состояние. Цензура настоятельно рекомендовала Гоголю изменить название поэмы на «Приключения Чичикова, или мёртвые души», переставив акцент на личность Чичикова, а не на острую общественную проблему.

Возможно, идея Чичикова покажется некоторым странной, но всё сводится к тому, что между мёртвыми и живыми разницы и нет. Продаются и те, и те. И умершие крестьяне, и помещики, согласившиеся продать документы за определённое вознаграждение. Человек полностью теряет человеческие очертания и становится товаром, а вся его сущность сводится к бумажке, где указано, жив ты или нет. Получается, что душа оказывается смертна, что противоречит главному постулату христианства. Мир становится бездуховным, лишённым религии и любых морально-этических ориентиров. Такой мир описывается эпически. Лирический компонент заключён в описании природы и духовного мира.

Метафоричность

Смысл названия «Мёртвые души» у Гоголя метафоричен. Интересным становится посмотреть на проблему исчезновения границ между мёртвыми и живыми в описании покупаемых крестьян. Коробочка и Собакевич описывают умерших словно живых: один был добрым, другой — хорошим пахарем, у третьего были золотые руки, а вот те двое и капли в рот не брали. Безусловно, в этой ситуации есть и комический элемент, но с другой стороны все эти люди, которые некогда трудились на благо помещикам, представляются в воображении читателей как живые и всё ещё живущие.

Смысл произведения Гоголя, конечно же, не ограничивается этим списком. Одна из важнейших трактовок кроется в описанных характерах. Ведь если посмотреть, то все действующие лица, кроме самих мёртвых душ, оказываются неживыми. Чиновники и помещики погрязли в рутине, бесполезности и бесцельности существования так давно, что желание жить у них не появляется в принципе. Плюшкин, Коробочка, Манилов, городничий и почтмейстер — все они представляют собой общество пустых и бессмысленных людей. Помещики предстают перед читателем рядом героев, выстроенных по степени моральной деградации. Манилов, чьё существование лишено всего мирского, Коробочка, скупость и придирчивость которой не знает границ, потерявшийся Плюшкин, игнорирующий очевидные проблемы. В этих людях умерла душа.

Чиновники

Не только в безжизненности помещиков заключён смысл поэмы «Мёртвые души». Чиновники представляют собой куда более устрашающую картину. Коррупция, взяточничество, кумовство. Обычный человек оказывается заложником бюрократической машины. Бумажка становится определяющим фактором человеческой жизни. Особенно чётко это прослеживается в «Повести о капитане Копейкине». Инвалид войны вынужден ехать в столицу только лишь затем, чтобы подтвердить свою инвалидность и оформить пенсию. Однако Копейкин не в силах понять и сломать управленческие механизмы, не в силах смириться с постоянным переносом встреч, Копейкин совершает довольно эксцентричный и рискованный поступок: пробирается в кабинет к чиновнику, угрожая, что не выйдет оттуда, пока его требования не будут услышаны. Чиновник быстро соглашается, а Копейкин теряет бдительность от обилия лестных слов. Повесть заканчивается тем, что помощник государственного служащего увозит Копейкина. Больше о капитане Копейкине никто не слышал.

Обличаемые пороки

Неслучайно поэма называется «Мёртвые души». Духовная нищета, косность, ложь, чревоугодие и алчность убивают в человеке желание жить. Ведь каждый может превратиться в Собакевича или Манилова, Ноздрёва или городничего — нужно всего лишь перестать стремиться к чему-то кроме собственного обогащения, смириться с текущим положением вещей и реализовывать некоторые из семи смертных грехов, продолжая делать вид, будто ничего не происходит.

В тексте поэмы есть замечательные слова: «но века проходят за веками; полмиллиона сидней, увальней и байбаков дремлют непробудно, и редко рождается на Руси муж, умеющий произносить его, это всемогущее слово «вперёд»».

Смысл произведения Мертвые души Гоголя и его названия

Бессмертное произведение Николая Васильевича Гоголя «Мёртвые души» — одно из самых прекрасных и мастерски написанных поэм писателя.

Мёртвые души — это не умершие крестьяне, которых скупал бывший предприимчивый чиновник Чичиков, это и он сам, и его знакомые богатые помещики Собакевич, Ноздрёв, Манилов. Они отдали душевную чистоту за приятные привычки и материальные блага. В их душах не осталось ничего возвышенного.

Смысл названия поэмы «Мертвые души» Гоголя

Произведение великого русского писателя Николая Васильевича Гоголя «Мертвые души»предполагалась в трех томах. Первоначальное название звучало так «Похождения Чичикова, или мертвые души». Первый том дошел до нас. Судьба второго неизвестна, говорят, будто рукопись сжег автор. А третий так и не был написан.

Главный герой Чичиков Павел Иванович, бывший таможенный чиновник, выдает себя за помещика и втирается в доверие к общественности уездного городка N. Его цель — покупка крепостных крестьян, но не здравствующих, а уже умерших. Смысл этого действия не совсем понятен и тут стоит обратиться к истории. В период с 1857 по 1859 год была проведена перепись населения царской России и посчитано, сколько и кого крепостных крестьян имелось в наличии у каждого помещика. В переписной книге указано, что «крепостных крестьян в России до 23 млн. душ обоего пола». Отсюда понятно появление термина «души».

Крепостное же право было отменено лишь в 1861 году. До этого помещик мог продавать и покупать крепостных крестьян, как вместе с землей, так и без оной, семьями и по одному. А в случае надобности мог и в банк заложить. Так вот, бывший коллежский советник придумал следующую аферу. Он уговаривал недалеких провинциальных помещиков продать ему недорого крестьян, которые уже умерли, но по документам последней переписи считаются живыми (так появляется прилагательное «мертвые»). Получив купчую на людей, Чичиков планировал взять кредит в банке, оставив оных в залог. Понятно, что деньги отдавать он не планировал и банку в собственность переходили заложенные крестьяне. Поскольку те уже были мертвы, то и потерь для Чичикова никаких.

Но это если смотреть с финансовой стороны. Если же рассмотреть философскую сторону вопроса, то «мертвые души» это все эти Маниловы, Ноздревы, Собакевичи. Бездуховные, глупые и ленивые люди, живущие сегодняшним днем, погрязнув в своих мелких заботах, пьянстве и игре в карты. Вообще в поэме «Мертвые души» присутствует полтора десятка персонажей. Через них Гоголь описывает практически весь сословный состав России XIX века, с его пороками и «достоинствами».

Ах, Николай Васильевич, что же ты хотел рассказать нам во втором томе?

Про что поэма Мертвые Души

Когда Павел Иванович Чичиков устроился на службу в таможню, он показал себя как кристально честный человек. Работает он безупречно, не берёт взяток, не идёт на сговор с контрабандистами. Благодаря своей неподкупности Чичиков получает повышение по службе и новый чин.

Став начальником, Павел Иванович провернул выгодное дело в сговоре с контрабандистами. С его помощью через границу спокойно переправлены были кружева на миллион рублей.

Но Чичиков поссорился с сообщником, попал под суд и потерял деньги и должность.

Бывший чиновник, выгнанный со службы за мошенничество решает поправить своё незавидное финансовое положение. Для этого Павел Иванович Чичиков разъезжает по небольшим городам и за копейки скупает души умерших крестьян, оформляя на них купчую как на живых.

В своих странствиях он знакомится с разными людьми. Домовитая помещица Коробочка, слащавый Манилов, игрок Ноздрёв, жадный до еды Собакевич, скряга Плюшкин — все они проходят красной нитью через всю канву похождений Чичикова.

Когда вскрывается афера главного героя, его знакомые начинают сочинять о Чичикове небылицы. Они считают, что Павел Иванович может оказаться и самим Наполеоном, и капитаном Копейкиным, повесть о котором удачно вплетена в поэму. Их не смущает даже факт, что капитан Копейкин был инвалидом.

В поэме описано и детство Чичикова. Уже в ту пору он показал свой характер. Товарищи считали его подлым человеком.

С самого детства Павел Иванович стремился стать богатым человеком, и готов был на многие неблаговидные поступки. Поведение главного героя взбудоражило тихий мирок провинциального городка. Дошло до того, что обвиняли его даже в будущем похищении губернаторской дочки.

Для Павла Ивановича всё закончилось печально, он попал под гнев высшего начальника. Поэму свою автор не закончил, хотя задумывалось три тома «Мёртвых душ».

Смысл произведения Мертвые Души

Смысл поэмы «Мёртвые души» в том, что автор хотел показать все пороки, слабости и недостатки русского человека, всю его пошлость и ничтожность. Гоголю хотелось, чтобы люди разглядели всю свою ничтожность, мелочность, бездуховность. Читателя испытали чувство отвращения от героев поэмы и невольно перенесли это чувство на себя. Этого эффекта и добивался Николай Васильевич Гоголь.

Смысл концовки

Смысл финальной части поэмы «Мёртвые души» состоит в идее спасения мира Русью. Сможет измениться русский человек — спасёт мир вокруг себя, не сможет — погибнет мир.

Возможно, автор намеренно не написал продолжение поэмы. Он хотел заставить читателя задуматься, а что же можно изменить в своей жизни, чтобы не стать подобными описанным в произведении чиновникам и помещикам.

Насколько публикация полезна?

Нажмите на звезду, чтобы оценить!

Средняя оценка 4.9 / 5. Количество оценок: 16

«Мертвые души» Н. В. Гоголя. Смысл названия и своеобразие жанра

«Мертвые души» — сатира на крепостничество

«Мертвые души» — произведение критического реализма. В этом Гоголь является продолжателем пушкинской прозы. Он сам об этом говорит на страницах поэмы в лирическом отступлении о двух типах писателей (VII глава).


Здесь открывается особенность гоголевского реализма: способность обнажить и показать крупным планом все изъяны человеческой натуры, которые не всегда бросаются в глаза. В «Мертвых душах» отразились основные принципы реализма:

  1. Историзм. Произведение написано о современном писателю времени – рубеж 20-30 годов XIX века – тогда крепостничество испытывало серьезный кризис.
  2. Типичность характеров и обстоятельств. Помещики и чиновничество изображены сатирически с ярко выраженной критической направленностью, показаны основные социальные типы. Особое внимание Гоголь уделяет детали.
  3. Сатирическая типизация. Она достигается авторской характеристикой персонажей, комическими ситуациями, обращением к прошлому героев, гиперболизацией, использованием в речи сравнительных оборотов и пословиц.

Почему поэма «Мёртвые души» так называется?

Поэма Николая Васильевича Гоголя «Мёртвые души» — удивительное и поистине великое произведение русской классической литературы. Однако при прочтении названия на обложке у читателя может возникнуть закономерное недоумение. Какой же смысл в себе несёт странное и абсурдное словосочетание «мёртвые души»? Чтобы ответить на этот непростой вопрос, стоит глубже окунуться в гнетущую атмосферу помещичьих деревень, осмотреться в галерее неприглядных портретов эпохи и понять, что же скрывается за таинственным словом «душа».

Природа названия, данного Гоголем, двояка. При начальном ознакомлении с поэмой становится ясно, что «мертвыми душами» герои произведения нарекают умерших крестьян в бюрократических документах, которых скупает Чичиков. Но при более глубоком погружении приходит осознание иной природы заголовка. Ведь по своей сути, душа – это бессмертная субстанция, представляющая собой божественное начало человека, всё живое, что есть в нём. И Гоголь, уходя в некоторую гиперболизацию, показывает читателю собирательные образы дворянского общества того периода, отталкивающие и одинаково отвратительные в своём падении, несмотря на различия в характерах и повадках.

В героях автор не видит ничего настоящего, кроме порока: грехи Манилова — это праздность и слащавость; Коробочка невероятно скупа и мелочна; у Ноздрева прослеживается абсолютный нарциссизм; холодный цинизм и приземленность – основные черты Собакевича; ну а равнодушный Плюшкин является типичным карикатурным скрягой с огромным состоянием, но столь же огромными дырами в одеянии. Во главе этого «цирка уродов» стоит сам Чичиков – прохвост и жулик, чья единственная цель – обрести капитал любым способом.

В их обличье мы видим историю болезни, разъевшей высшее общество, симптоматика которой – забота о материальных, временных благах и угасание морали и той самой многострадальной души. Вместо того чтобы найти своё предназначение в служении родному отечеству, миру и людям эти существа предпочитают низменные привычки и холодный расчёт, вытеснившие высокие порывы души настоящих людей, когда-то загубленных в героях. Именно такое падение Гоголь и называет причудливым оксюмороном «мёртвые души» — меркантильные оболочки без нравственных принципов.

Николай Гоголь, безусловно, гений своего ремесла. Через острую сатиру, иронию и юмор он открывает читателю глаза на насущные проблемы времени, на гадкую гниль в основании столба, неуверенно держащего государство. К сожалению, образы из омерзительной галереи помещичьих «мёртвых душ» встречаются и в современном мире. А это значит, что моральная деградация общества не утратила силы, и поэтому поэма Гоголя ещё долгое время не потеряет своей актуальности.

Автор: Диана Валавичюте
Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Смысл названия: буквальный и метафорический

Гоголь задумывал написать произведение из трех томов. За основу он взял «Божественную комедию» Данте Алигьери. Точно так же «Мертвые души» должны были состоять из трех частей. Даже название поэмы отсылает читателя к христианским началам.

Почему «Мертвые души»? Само название – оксюморон, сопоставление несопоставимого. Душа – это субстанция, которая присуща живому, но никак не мертвому. Используя этот прием, Гоголь дает надежду, что не все потеряно, что положительное начало в искалеченных душах помещиков и чиновников может возродиться. Об этом и должен был быть второй том.

Смысл названия поэмы «Мертвые души» лежит в нескольких плоскостях. На самой поверхности — буквальный смысл, ведь именно мертвыми душами называли умерших крестьян в бюрократических документах. Собственно, в этом суть махинации Чичикова: скупить мертвых крепостных и взять под их залог деньги. В обстоятельствах продажи крестьян и показаны основные герои. «Мертвые души» — это сами помещики и чиновники, с которыми сталкивается Чичиков, ведь в них не осталось ничего человеческого, живого. Ими правит жажда наживы (чиновники), скудоумие (Коробочка), жестокость (Ноздрев) и грубость (Собакевич).

Многозначность названия

Название произведения «Мёртвые души» многозначно. Гоголь, как известно, задумывал трёхчастное произведение по аналогии с «Божественной комедией» Данте. Первый том — Ад, то есть обитель мёртвых душ.

Во-вторых, с этим связана фабула произведения. В XIX веке «мёртвыми душами» называли умерших крестьян. В поэме Чичиков покупает документы на умерших крестьян, а потом продаёт их в опекунский совет. Мёртвые души в документах значились живыми, а Чичиков получал за это немалую сумму.

В-третьих, в названии подчёркивается острая социальная проблема. Дело в том, что в то время продавцов и скупщиков мёртвых душ было великое множество, это не контролировалось и не наказывалось властью. Казна пустела, а предприимчивые аферисты наживали себе состояние. Цензура настоятельно рекомендовала Гоголю изменить название поэмы на «Приключения Чичикова, или мёртвые души», переставив акцент на личность Чичикова, а не на острую общественную проблему.

Возможно, идея Чичикова покажется некоторым странной, но всё сводится к тому, что между мёртвыми и живыми разницы и нет. Продаются и те, и те. И умершие крестьяне, и помещики, согласившиеся продать документы за определённое вознаграждение. Человек полностью теряет человеческие очертания и становится товаром, а вся его сущность сводится к бумажке, где указано, жив ты или нет. Получается, что душа оказывается смертна, что противоречит главному постулату христианства. Мир становится бездуховным, лишённым религии и любых морально-этических ориентиров. Такой мир описывается эпически. Лирический компонент заключён в описании природы и духовного мира.

Глубинный смысл названия

Все новые аспекты открываются по мере чтения поэмы «Мертвые души». Смысл названия, таящийся в глубинах произведения, заставляет задуматься над тем, что любой человек, простой обыватель, может со временем превратиться в Манилова или Ноздрева. Достаточно в его сердце поселиться одной небольшой страсти. И он не заметит, как взрастет там порок. С этой целью в XI главе Гоголь призывает читателя посмотреть вглубь души и проверить: «А нет ли и во мне какой-нибудь части Чичикова?»

Гоголь заложил в поэму «Мертвые души» смысл названия многоплановый, открывающийся читателю не сразу, а в процессе осмысления произведения.

Жанровое своеобразие

При анализе «Мертвых душ» возникает еще один вопрос: «Почему Гоголь позиционирует произведение как поэму?» Действительно, жанровое своеобразие творения уникально. В процессе работы над произведением Гоголь в письмах делился с друзьями своими творческими находками, называя «Мертвые души» и поэмой, и романом.

На титульном листе первого издания было написано: «Похождения Чичикова, или Мертвые души» (на первой части настояла цензура) — и далее крупно был выделен подзаголовок «Поэма». Сам писатель настаивал, чтобы именно так оформляли «Мертвые души». Смысл названия произведения поэмой сводится к тому, что Гоголь планировал продолжить работу, и во втором и третьем томах показать возрождение порочных героев. И тогда «Мертвые души» из сатиры превратятся в поэму.

Этим не исчерпываются жанровые особенности произведения «Мертвые души». Смысл названия его поэмой объясняется самим Николаем Васильевичем в пособии по словесности. Там он называет поэмой жанр, промежуточный между эпопеей и романом. В центре такого жанра должен стоять герой – обычный человек, через приключения которого показываются нравы современной ему эпохи. В пример Гоголь приводит «Дон Кихота» Сервантеса.

Кроме того, в «Мертвых душах» есть еще один аспект, благодаря которому произведение считается поэмой – это многочисленные лирические отступления, характерные для данного воспевающего жанра.

Помимо перечисленных качеств, «Мертвые души» тесно граничат с плутовским и даже социальным романом. Но относить произведение к данному жанру не стоит ввиду отсутствия любовной интриги.

Герои и антигерои в поэме

В первом томе «Мертвых душ» («Ад» по Данте) Гоголь задумал показать зло – порочное чиновничество и помещичий класс. Реализовано это было через систему образов. Герои-мертвые души – те чиновники и помещики, которых встречает Чичиков, выполняя свою хитроумную махинацию.

Образы помещиков представлены по мере возрастания духовного упадка и моральной низости. При описании каждого из них Гоголь акцентирует внимание на том, что это не частный случай, а тип людей: «Манилов принадлежит к людям так себе»; Коробочка — «Одна из тех матушек»; «Таких людей, как Ноздрев, приходилось всякому встречать немало». Подобных нравственно оскудевших людей рождает социальная среда. В поэме вынесен приговор как помещикам, так и всей крепостнической системе в целом.

Еще один отрицательный образ поэмы «Мертвые души» — чиновничество. В городе царит разруха и бардак. Бюрократический аппарат – то место, где можно выгодно заработать. Процесс получения взяток поставлен на поток. Вспомним эпизод, когда Чичиков дает взятку Ивану Антоновичу. Действия чиновника доведены до автоматизма: увидеть купюру – накрыть бумажкой – сделать вид, что все в порядке.

Отрицательные герои формируют смысл названия поэмы – «Мертвые души». Однако, по мнению Гоголя, не все так плохо: двоим героям он дает шанс исправиться. Процесс воскрешения из мертвых связан с категорией движения. Двое персонажей поэмы показаны в процессе развития: дана биография Чичикова и Плюшкина. Этим Гоголь намекает, что они способны измениться в дальнейшем.

Несомненно, положительный герой в поэме – это автор, раскрывающийся через лирические отступления. Он понимает и любит Россию, видит огромный потенциал в русском народе. Кроме того, Гоголь подчеркивает положительные качества русского народа: сочный язык, трудолюбие, честность, самобытность, изобретательность. Именно это позволит измениться Руси и стать сказочной птицей-тройкой.

Сочинение: Смысл названия поэмы «Мертвые души» (Н.В. Гоголь)

(335 слов) «Мертвые души» Н.В.Гоголя — непревзойденное социально-психологическое произведение русской литературы. Смысл названия поэмы многогранен: в нем воплощена не только доминанта сюжета (охота за неучтенными смертями), но и менее очевидные идейные пласты.

В названии присутствует совершенно четкий исторический посыл. Правительство для взимания налога с помещиков периодически проводило крестьянский учет. Сформированную ведомость называли ревизскими сказками, их писали один раз в несколько лет, вследствие чего умершие крестьяне рассматривались как живые до следующей переписи. Именно они стали целью главного героя и привели его в гости к помещикам. Смысл заглавия «Мертвые души» — обозначить сюжетные особенности книги.

Однако если бы Гоголь хотел придать единственное значение, то поэма называлась бы «ревизские души». Но такое наименование не раскрывает всей сути той проблемы, которую затрагивает автор. Герценовское высказывание заставило людей задуматься.

Он писал: «… Не ревизские – мертвые души, а все эти ноздревы, маниловы и все прочие – вот мертвые души, и мы их встречаем на каждом шагу».

Здесь мы можем увидеть, что слова нацелены не на крестьян, а на тех, кто управляет их жизнями, на чиновников и помещиков. Смысл носит метафоричный и образный характер. Вещественно и материально такие, как Ноздревы, Маниловы и Собакевичи, живут спокойной и радостной жизнью: «медведь средней величины» Собакевич, «исторический человек» Ноздрев, который «…был, как кровь с молоком; здоровье, казалось, так и прыскало с лица его». Но духовное бытие в значительной степени имеет мало общего с физическим. «Мертвые души» — мертвенность, застой, окаменелость, которую смогли допустить помещики, чиновники, растерявшие свое внутреннее богатство.

Мертвые ревизские души – это погибшие по определенным основаниям крестьяне, их ожившие образы, существование которых помещики принимают ниже человеческого. А вот Маниловы, Коробочки, Плюшкины, чиновники и другие представители высшей знати – безупречный пример мертвых духом людей и демонстрация нравственного опустошенного строя людских отношений. Это все стороны одного словосочетания Гоголя, высокохудожественно представленного в произведении.

Принцип данного сатирического изображения не позволяет нам увидеть образ хотя бы одного положительного персонажа. По мере продвижения сюжета мы видим оскудение человеческого духовного мира персонажей: от Манилова до Плюшкина. Гоголю было важно через свою поэму показать глупые желания дурных людей и серьезность социальных пороков и слабостей. Даже название помогло ему осуществить это намерение.

Автор: Рада Хибба

О втором томе «Мертвых душ»

В состоянии глубокого творческого кризиса в течение десяти лет пишет Гоголь второй том «Мертвых душ». В переписке он часто жалуется друзьям, что дело идет очень туго и не особо его удовлетворяет.

Гоголь обращается к гармоничному, положительному образу помещика Костанжогло: рассудительному, ответственному, использующему научные знания в устройстве усадьбы. Под его воздействием Чичиков пересматривает свое отношение к действительности и изменяется в лучшую сторону.

Увидев в поэме «жизненную неправду», Гоголь сжег второй том «Мертвых душ».

В чём смысл названия поэмы “Мёртвые души”.

Понятие « мертвая душа » в поэме имеет несколько значений, Чичиков скупает «мертвые души» , чтобы, оформив купчую, заложить купленных крестьян уже как живых в опекунский совет и получить за них кругленькую сумму. Но с понятием «мертвая душа» неразрывно связана социальная направленность произведения. Затея Чичикова и обычна, и фантастична. Обычна, так как покупка крестьян была повседневным делом, а фантастична, поскольку продаются и покупаются те, от кого, по определению Чичикова, «остался один не осязаемый чувствами звук» . Но разница между живыми и мертвыми оказывается условной, все дело только в странности товара. Как говорит Коробочка, «никогда еще не случалось продавать.. . покойников. Живых-то бы я уступила, вот и третьего года протопопу двух девок, по сто рублей каждую» . Таким образом, фантастичность события переносится с авантюры Чичикова на реальную действительность, где человек становится товаром, где бумага подменяет людей.

Постепенно трансформируется и содержание понятия «мертвая душа» . Абакум Дыров, Степан Пробка, каретник- Михей и другие умершие крестьяне, купленные Чичиковым, не воспринимаются как «мертвые души» : они показаны как люди яркие, самобытные. Этого нельзя сказать об их живых хозяевах — которые и оказываются «мертвыми душами» в подлинном смысле этого слова.

Но «мертвые души» — не только помещики и чиновники: это «безответно мертвые обыватели» , страшные «неподвижным холодом души своей и бесплодной пустыне сердца» . В Манилова и Соба-кевича может превратиться любой человек, если «ничтожная страстишка к чему-нибудь мелкому» разрастется в нем, заставляя его «позабывать великие и святые обязанности и в ничтожных побрякушках видеть великое и святое» . «Ноздрев долго еще не выведется из мира. Он везде между нами и, может быть, только ходит в другом кафтане» . Не случайно портрет кансдого помещика сопровождается психологическим комментарием, раскрывающим его общечеловеческий смысл. В одиннадцатой главе Гоголь предлагает читателю не просто посмеяться над Чичиковым и другими персонажами, а «углубить вовнутрь собственной души сей тяжелый запрос: «А нет ли и во мне какой-нибудь части Чичикова? » Таким образом, название поэмы оказывается очень емким и многоплановым.

Для «идеального» мира душа бессмертна, ибо она — воплощение Божественного начала в человеке. А в мире «реальном» вполне может быть «мертвая душа» , потому что для него душа только то, что отличает живого человека от покойника. В эпизоде смерти прокурора окружающие догадались о том, что у него «была точно душа» , лишь когда он стал «одно только бездушное тело» . Этот мир безумен — он забыл о душе, а бездуховность и есть причина распада. Только с понимания этой причины может начаться возрождение России, возвращение утраченных идеалов, духовности, души. Мир «идеальный» — мир духовности. В нем не может быть Плюшкина, Собакевича, Ноздрева, Коробочки. В нем есть души — бессмертные человеческие души. Он идеален во всех значениях этого слова. И поэтому этот мир нельзя воссоздать эпически. Духовный мир описывает иной род литературы — лирика. Именно поэтому Гоголь

определяет жанр произведения как лиро-эпический, назвав «Мертвые души» поэмой.

«Мертвые души» смело можно назвать самым главным и итоговым произведением Гоголя. Писатель работал над своим творением на протяжении многих лет, с 1835 по 1842 год. Первоначально писатель хотел построить свое произведение по примеру «Божественной комедии» Данте. В первом томе Гоголь хотел описать ад, во втором – чистилище, в третьем – рай для России и героев поэмы. Со временем менялся замысел «Мертвых душ», менялось и название поэмы. Но всегда в нем присутствовало сочетание «мертвые души» Я думаю, что в эти слова Гоголь вкладывал большой смысл, они очень важны для понимания произведения.

Итак, почему же «Мертвые души»? Первый ответ, который приходит в голову, – потому что это связано с сюжетом книги. Деловой человек и большой мошенник Павел Иванович Чичиков ездит по России и покупает мертвые ревизские души. Он это делает, якобы, для того, чтобы вывезти крестьян в Херсонскую губернию, и начать там хозяйствовать. Но на самом деле Чичиков желает получить за души деньги, заложив их в опекунском совете, и зажить счастливо.

Со всей своей энергией герой берется за дело: «перекрестясь по русскому обычаю, приступил он к исполнению». В поисках мертвых крестьянских душ Чичиков поехал по деревням русских помещиков. Читая описание этих помещиков, мы постепенно понимаем, что эти люди и есть настоящие «мертвые души». Чего стоит любезнейший, очень воспитанный и либеральный Манилов! Все свое время этот помещик проводит за пустыми рассуждениями и мечтами. В реальной же жизни он оказывается совершенно беспомощным и никчемным. Манилов не интересуется действительной жизнью, дело ему заменяет слово. Это совершенно пустой человек, прозябающий в бесплодных мечтах.

Так же пуста и мертва помещица Коробочка, к которой по случайности заехал Чичиков. Любой человек для этой помещицы, прежде всего, потенциальный покупатель. Она и разговоры может вести только о купле-продаже, да еще о своем покойном муже. Внутренний мир Коробочки давно остановился и застыл. Об этом говорят и шипящие часы, и «устаревшие» портреты на стенах, а также мухи, которые просто заполонили весь дом Коробочки.

Ноздрев, Собакевич, Плюшкин… Все эти помещики давно перестали жить духовной жизнью, их душа умерла или находится на пути к полному омертвению. Недаром помещики сравниваются автором с животными: Собакевич похож на медведя средней величины, Коробочка изображается в окружении птиц. А Плюшкин вообще ни на кого и на что не похож: он предстает перед Чичиковым бесполым существом, без возраста и социального положения.

Духовная жизнь заменяется у помещиков чревоугодием. Коробочка – хлебосольная хозяйка, сама любящая поесть. Она угощает Чичикова «грибками, пирожками, скородумками, шанишками, пряглами, блинами, лепешками…» Лихой Ноздрев больше любит выпить, чем закусить. Это, по-моему, вполне соответствует его широкой и разудалой натуре.

Самый большой чревоугодник в поэме – это, конечно, Собакевич. Его крепкая, «деревянная» натура требует ватрушек величиной с тарелку, бараньего бока с кашей, девятипудового осетра и так далее.

Плюшкин же дошел до такой степени омертвения, что ему уже и еды почти не нужно. Храня у себя огромные богатства, он питается объедками да и Чичикова угощает ими же.

Следя за передвижениями Павла Ивановича, мы обнаруживаем все больше и больше «мертвых душ». Чичиков появляется в домах видных чиновников города N, после покупки крестьян он начинает ходить по различным инстанциям, оформляя свои приобретения. И что же? Мы понимаем, что среди чиновников почти все являются «мертвыми душами». Их мертвенность особенно отчетливо видна в сцене бала. Здесь нет ни одного человеческого лица. Повсюду кружатся головные уборы, фраки, мундиры, ленты, муслины.

Действительно, чиновники еще более мертвы, чем помещики. Это «корпорация служебных во

Смысл названия поэмы Мертвые души Гоголя сочинение

Название данного произведения Гоголя, в первую очередь связано с главным героем Чичиковым, который скупал мёртвых крестьян. Для того чтобы начать заниматься собственным делом. Но на самом деле он хотел эти мертвые души продать и обогатиться.

Но не только в этом смысл названия данного произведения, автор хотел показать истинные души общества, что они давно очерствели и умерли. Это видно из того что каждый персонаж данного произведения ни имеет никакого духовного развития.

Чичиков для того чтобы купить больше крестьян для своего новой усадьбы путешествует по всей России. Но видит, что большинство богатых людей не видят вокруг себя почти ничего, кроме своих низменных желаний. Помещик Манилов, не занимается ни чем и не делает никаких полезных дел. Он все свое время проводит в беседах и разговорах, или предается мечтам.

Помещик Собакевич похож на животное, он все свое свободное время, что-то ест. И таких огромных размеров порции, что обычному человеку они не под силу.

Коробочка, у которой Чичиков покупал души мертвых крестьян. Ничего не любит в жизни кроме торговли, и разговаривать с ней можно только на эту тему или на тему еды. Так как она очень любит покушать и всех угощает всевозможными блюдами.

Плюшкин это вообще отдельный персонаж, который не только мертв душой, но и не вписывается ни в какие рамки нормального человека. Собирать столько добра и всяких вещей, но не пользоваться ими и не продать или отдать бедным людям.

Это вопиющая жадность, в произведении подробно написано, что у Плюшкина лежат горы плесневелого хлеба, неужели его нельзя было отдать другим людям.

Все помещики такие, как и Коробочка, Собакевич, Ноздрев не живут духовной жизнью, а занимаются набиванием своих карманов и живота, употребляя в пищу всевозможные блюда.

Чиновники тоже совсем не интересуются ни чем кроме своей работы, для получения наживы и взяток от всех приходящих к ним посетителей. Помещики объедаются и радуются новым блюдам. Плюшкин же даже блюдами новыми, и вкусными не интересуется, он занят накоплением своих невиданных богатств. Дошел в этом деле до ручки, все свои богатства собирает, а ест еду хуже, чем нищие. Это верхняя ступень скупости.

Изначально Гоголь хотел написать поэму «Мертвые души» в трех частях, поднятие душ всего общества, с самых низов, из ада потом в чистилище, а потом уже при излечении этих больных душ они попадают в рай.

Отсюда и смысл произведения общество в ужасном тупиковом развитии. Духовного развития нет. Но автор все же надеться, что люди опомнятся и их души попадут в рай. И в мире воцариться мир, высокая духовность и будут цениться высокие нравственные и моральные принципы.

Каков смысл названия?

В 1842 году был выпущен первый том одного из самых известных и нашумевших произведений Н.В. Гоголя – прозаическая поэма «Мёртвые души», в названии которой иллюстрируется главенствующая идея произведения. Как сказал Н. Бердяев о Гоголе: «Самая загадочная фигура в русской литературе». Так что же скрывает автор под таким мистическим именем своего детища?

Многосторонен и мультипланов основной мотив прозаической поэмы «Похождения Чичикова, или Мёртвые души». Идея сюжета была взята по дружескому совету Пушкина и на основе им же подсказанной фабулы. Всё это произведение – история болезни, осознание того ужаса и стыда, который испытывает человек, увидевший в зеркале своё настоящее лицо. Под завесой ложного автор показывает нам подлинную правду. Гоголь в своей поэме всё чаще отмечает чёрствость и малодушие своих героев.

Если мыслить прямолинейно, то мёртвая душа – это отсутствие у человека разумной идейности, пассивность его деятельности и примитивность занятий и устремлений. В таком случае уже не имеет значения, к какому социальному кругу персонаж принадлежит, ведь мёртвая душа – это и общество в целом. С одной стороны, это обозначение умершего крепостного, «ревизской души», которая по документам числится живой. Многих персонажей, начиная с Чичикова, уже определяет сам акт купли-продажи несуществующих людей. Образуются совершенно извращённые, перевёрнутые с ног на голову, отношения. Сперва создаётся видимость того, что городская жизнь бурлит, но на деле это обычная суета.

Мёртвая душа во внутреннем мире поэмы — обычное явление. Здесь для людей душа — это только то, что отличает мёртвого человека от живого. Вот что писал о поэме А.И. Герцен: «“Мертвые души” – это заглавие само носит в себе что-то наводящее ужас». Действительно же, за всем этим сокрыто ещё одно, абсолютно другое, более глубинное, значение: раскрыть весь замысел в трёх частях, подобно трёхчастной поэме Данте «Божественная комедия». Предполагается, что Гоголь намеревался создать три тома, соответствующие главам «Ад», «Чистилище» и «Рай», где в первой части он хотел раскрыть ужасающую российскую действительность, «ад» современного уклада жизни, а во второй и третьей части трёхтомника – духовный подъём России.

Из этого можно сделать заключение, что Н.В. Гоголь пытался раскрыть настоящую картину жизни поместного дворянства, безнадёжный тупик, упадок и духовное разложение на примере героев произведения. Автор в первой части «Мертвых душ» пытается передать отрицательные черты русской бытности, он намекает людям, что их души омертвели, и, указывая на пороки, возвращает их к жизни.

Сочинения

В 1842 году мир увидел комедию Гоголя Мертвые души, что стала самым нашумевшим произведением своего времени. Многим хотелось понять смысл названия Мертвые души и то, что на самом деле автор хотел сказать таким мистическим наименованием своего труда. Давайте в нашем сочинении попробуем разобраться с замыслом автора, и смыслом названия комедии Гоголя Мертвые души.

Смысл названия Мертвые души, сочинение

Гоголь написал прозаическую поэму, название которой стразу обратило на себя внимание многих критиков и читателей. В те времена подобное сочетание слов в литературе звучало непонятно и странно, ведь душа человека считалась бессмертной. А. И. Герцен считал, что данное заглавие несет в себе то, что наводит ужас. Сам же писатель, хотел отобразить в названии всю идею своей работы. И действительно, когда знакомишься с сюжетом комедии, и видишь замысел Чичикова покупать души умерших крестьян, то начинаешь понимать смысл названия поэмы Мертвые души. Однако на самом деле смысл названия более многозначен, ведь по сути автор завуалировал в нем совершенно иную идею. Но, прежде чем останавливаться на смысле названия Мертвых душ, давайте вкратце поговорим о замысле и истории создания произведения.

Замысел и история создания поэмы Гоголя

Говоря о замысле и истории создания поэмы Гоголя, стоит вернуться в 1835 год. Именно тогда автор начал свою работу, которая продлилась целых семь лет. Планировалось создать нечто подобное Божественной комедии. То есть, должно быть написано три тома, каждый из которых соответствовал бы трем мирам: Аду, Чистилищу и Раю. Так, в первом томе, Гоголь хотел показать устрашающую правду жизни того времени, настоящий ад русской действительности. А вот во второй и третьей книге он хотел описать подъем культуры и духовной жизни населения. Но работа так и не была завершена, и мир увидел лишь первую книгу.

Если говорить об идее поэмы, то она была позаимствована у Пушкина, который и рассказал Гоголю об услышанной реальной истории о мертвых душах. Но если у Пушкина дальше плана дело не пошло, то Гоголь проникся историей, и начал работу над своим произведением, которое получило название Мертвые души. Правда, поначалу цензура не пропустила это название, да и много чего пришлось переписать, чтобы поэма была напечатана. Поэтому она вышла в печать под названием Похождения Чичикова или Мертвые души. Работа хоть и имела авантюрный характер, но писателю было некуда деваться, ведь несмотря ни на что, он хотел донести свои мысли читателю, поэтому и пошел на уступки.

Так кого подразумевает Гоголь под мертвыми душами? Какой смысл в название заложил писатель? Давайте подробнее остановимся на этом в нашем сочинении.

Смысл названия Мертвые души

Поначалу читатель и правда видит смысл названия комедии в сюжете, где знакомится с Чичиковым, с его замыслом приобрести мертвые души крестьян с целью дальнейшего обогащения. Но, когда поэму дочитываешь до конца, то понимаешь, что под мертвыми душами автор имеет в виду не умерших крестьян, которых к тому же описывают, как живых. Он имеет в виду помещиков, чиновников, их жен и общество в целом. Автор показывает их истинные души, что очерствели и давно умерли. Люди перестали духовно расти и постепенно начали деградировать. Их жизнь проходит бесцельно и бесполезно. Это бессмысленные, пустые люди, чья душа уже умерла.

Как я понимаю смысл названия Мертвые души

Мне кажется автор не просто так назвал свое произведение. Благодаря незамысловатому сюжету он обличает духовную нищету общества, ложь, чревоугодие, алчность. Люди стали терять свои души, несмотря на то, что они продолжают жить. Именно на этом автор и акцентирует внимание читателя. Он хочет донести, что только наличие души делает людей настоящими и полноценными. Поэтому мне кажется, что смысл названия Мертвые души состоит в том, чтобы показать на примере помещиков и чиновников, ценность нашей души, без которой жизнь каждого из нас попросту теряет смысл.

Вариант 3

Название произведения Гоголя «Мертвые души» связано с одним из главных героев, а если быть точным, то это Чичиков. Все что он делал это скупал людей, которые умерли. В основном это были крестьяне. Многие думали, что этим он хочет зарабатывать себе на жизнь, вот только как же сильно они ошибались. Он потом перепродавал мертвые души и становился богаче.

Также здесь кроется еще одна проблема, которую и хотел показать автор своему читателя. И она заключается в том, чтобы показать людям истинное лицо людей. У них даже нет развития в обществе.

А для того чтобы закупить как можно больше душ ему приходилось по всему миру. Также ему пришлось увидеть, что общество не видит практически ничего кроме своего состояния и общества. Он встретился с помещиком Маниловым. У него нет цели в жизни, и это считается самым страшным, ведь не знаешь даже ради чего жить. Кроме этого он ничем не занимается. И все чем он занимается, это просто общается с другими людьми.

Также он встретился с еще одним человеком и им является Собакевич. Он очень сильно похож на собаку, которая постоянно ест и больше ничего не делает. Обычно он кушает самыми большими порциями, а ведь обычному человеку такую большую порцию не съесть.

Коробочка продает мертвые души, и больше его ничего не интересует. Да и разговоры у нее только про деньги, да про разные покупки. Также больше всего на свете ей нравится готовить разные блюда, а потом угощать их всем.

А вот Плюшкин вообще нельзя назвать обычным человеком, да и душа у него практически пустая. Он постоянно собирает все, что другие люди выкидывают на помойку и приносит домой. В результате у него хранятся вещи, которыми он не только не пользуются, но и ему совершенно не нужны.

Практически все помещики занимаются только одним, это набиванием денег и употреблением разных блюд. А для того чтобы зарабатывать много денег и удовлетворять все свои потребности они стараются удержаться на работе. Порой для того чтобы помочь другим людям они берут взятки и при этом не испытывают никаких угрызений совести. Они всегда кушают вдоволь и могут не задумываться о завтрашнем дне. Но при этом Плюшкин старается как можно больше вещей притащить к себе домой и совсем неважно, что они старые и никому ненужные.

С самого начала автору хотелось рассказать обо всех людях и при этом произведение будет в трех томах. В ней он хотел затронуть людей, которые находятся в самом низу, а закончить людьми из высшего круга.

Другие сочинения: ← Замысел поэмы Мертвые души↑ ГогольЕсть ли противоречие в сочетании Мёртвые души? →

Метафоричность

Смысл названия «Мёртвые души» у Гоголя метафоричен. Интересным становится посмотреть на проблему исчезновения границ между мёртвыми и живыми в описании покупаемых крестьян. Коробочка и Собакевич описывают умерших словно живых: один был добрым, другой — хорошим пахарем, у третьего были золотые руки, а вот те двое и капли в рот не брали. Безусловно, в этой ситуации есть и комический элемент, но с другой стороны все эти люди, которые некогда трудились на благо помещикам, представляются в воображении читателей как живые и всё ещё живущие.

Смысл произведения Гоголя, конечно же, не ограничивается этим списком. Одна из важнейших трактовок кроется в описанных характерах. Ведь если посмотреть, то все действующие лица, кроме самих мёртвых душ, оказываются неживыми. Чиновники и помещики погрязли в рутине, бесполезности и бесцельности существования так давно, что желание жить у них не появляется в принципе. Плюшкин, Коробочка, Манилов, городничий и почтмейстер — все они представляют собой общество пустых и бессмысленных людей. Помещики предстают перед читателем рядом героев, выстроенных по степени моральной деградации. Манилов, чьё существование лишено всего мирского, Коробочка, скупость и придирчивость которой не знает границ, потерявшийся Плюшкин, игнорирующий очевидные проблемы. В этих людях умерла душа.

О втором томе «Мертвых душ»

В состоянии глубокого творческого кризиса в течение десяти лет пишет Гоголь второй том «Мертвых душ». В переписке он часто жалуется друзьям, что дело идет очень туго и не особо его удовлетворяет.

Гоголь обращается к гармоничному, положительному образу помещика Костанжогло: рассудительному, ответственному, использующему научные знания в устройстве усадьбы. Под его воздействием Чичиков пересматривает свое отношение к действительности и изменяется в лучшую сторону.

Увидев в поэме «жизненную неправду», Гоголь сжег второй том «Мертвых душ».

Смысл названия: буквальный и метафорический

Гоголь задумывал написать произведение из трех томов. За основу он взял «Божественную комедию» Данте Алигьери. Точно так же «Мертвые души» должны были состоять из трех частей. Даже название поэмы отсылает читателя к христианским началам.

Почему «Мертвые души»? Само название – оксюморон, сопоставление несопоставимого. Душа – это субстанция, которая присуща живому, но никак не мертвому. Используя этот прием, Гоголь дает надежду, что не все потеряно, что положительное начало в искалеченных душах помещиков и чиновников может возродиться. Об этом и должен был быть второй том.

Смысл названия поэмы «Мертвые души» лежит в нескольких плоскостях. На самой поверхности — буквальный смысл, ведь именно мертвыми душами называли умерших крестьян в бюрократических документах. Собственно, в этом суть махинации Чичикова: скупить мертвых крепостных и взять под их залог деньги. В обстоятельствах продажи крестьян и показаны основные герои. «Мертвые души» — это сами помещики и чиновники, с которыми сталкивается Чичиков, ведь в них не осталось ничего человеческого, живого. Ими правит жажда наживы (чиновники), скудоумие (Коробочка), жестокость (Ноздрев) и грубость (Собакевич).

«Мертвые души» — сатира на крепостничество

«Мертвые души» — произведение критического реализма. В этом Гоголь является продолжателем пушкинской прозы. Он сам об этом говорит на страницах поэмы в лирическом отступлении о двух типах писателей (VII глава).


Здесь открывается особенность гоголевского реализма: способность обнажить и показать крупным планом все изъяны человеческой натуры, которые не всегда бросаются в глаза. В «Мертвых душах» отразились основные принципы реализма:

  1. Историзм. Произведение написано о современном писателю времени – рубеж 20-30 годов XIX века – тогда крепостничество испытывало серьезный кризис.
  2. Типичность характеров и обстоятельств. Помещики и чиновничество изображены сатирически с ярко выраженной критической направленностью, показаны основные социальные типы. Особое внимание Гоголь уделяет детали.
  3. Сатирическая типизация. Она достигается авторской характеристикой персонажей, комическими ситуациями, обращением к прошлому героев, гиперболизацией, использованием в речи сравнительных оборотов и пословиц.

Герои и антигерои в поэме

В первом томе «Мертвых душ» («Ад» по Данте) Гоголь задумал показать зло – порочное чиновничество и помещичий класс. Реализовано это было через систему образов. Герои-мертвые души – те чиновники и помещики, которых встречает Чичиков, выполняя свою хитроумную махинацию.

Образы помещиков представлены по мере возрастания духовного упадка и моральной низости. При описании каждого из них Гоголь акцентирует внимание на том, что это не частный случай, а тип людей: «Манилов принадлежит к людям так себе»; Коробочка — «Одна из тех матушек»; «Таких людей, как Ноздрев, приходилось всякому встречать немало». Подобных нравственно оскудевших людей рождает социальная среда. В поэме вынесен приговор как помещикам, так и всей крепостнической системе в целом.

Еще один отрицательный образ поэмы «Мертвые души» — чиновничество. В городе царит разруха и бардак. Бюрократический аппарат – то место, где можно выгодно заработать. Процесс получения взяток поставлен на поток. Вспомним эпизод, когда Чичиков дает взятку Ивану Антоновичу. Действия чиновника доведены до автоматизма: увидеть купюру – накрыть бумажкой – сделать вид, что все в порядке.

Отрицательные герои формируют смысл названия поэмы – «Мертвые души». Однако, по мнению Гоголя, не все так плохо: двоим героям он дает шанс исправиться. Процесс воскрешения из мертвых связан с категорией движения. Двое персонажей поэмы показаны в процессе развития: дана биография Чичикова и Плюшкина. Этим Гоголь намекает, что они способны измениться в дальнейшем.

Несомненно, положительный герой в поэме – это автор, раскрывающийся через лирические отступления. Он понимает и любит Россию, видит огромный потенциал в русском народе. Кроме того, Гоголь подчеркивает положительные качества русского народа: сочный язык, трудолюбие, честность, самобытность, изобретательность. Именно это позволит измениться Руси и стать сказочной птицей-тройкой.

Ссылка на основную публикацию