Образ России в поэме Николая Васильевича Гоголя «Мертвые души»

Образ России в поэме «Мертвые души»: краткий обзор поэмы

Содержание:

Образ России в поэме «Мертвые души» кратко характеризует жизнь людей в стране в период девятнадцатого века. Гоголь создал знаменитое произведение в 1841 году. Каждая часть композиции описывает конкретного помещика, знакомящегося с главным героем. Через богатство образов автор передает разнообразие характеров, различия в уровне жизни простых крестьян, помещиков. Главный образ поэмы – русский народ, Россия. Каждый сюжетный поворот связывает события, давая точную характеристику определенной категории людей: чиновникам, помещикам, крестьянам.

Отдельно писатель выделил дорогу. Герой по имени Павел – главный персонаж, пребывающий в постоянном движении. Он переезжает из одной усадьбы в другую, заводя знакомства с зажиточными горожанами. Каждый переезд – своеобразный урок, позволяющий Чичикову иначе взглянуть на крепостное общество, дворянские сословия. Параллельно автор описывает красоты природы, с которыми встречается персонаж в дороге.

Образ России в «Мертвых душах» – кратко

До начала путешествия Павла писатель подробно рассказывает о пейзажах. Русская земля для него – душа народа, передающая его величие, символизирующая огромные возможности простых людей. Как характеризует автор Россию в произведении:

  • Историческое развитие государства. Многие эпизоды указывают на смену ценностей в обществе. Задание каждого помещика – заработать больше денег, найти новые источники дохода. Даже мертвый крестьянин вызывает у людей желание получить прибыль. Яркий пример предприимчивого, беспринципного человека – главный герой Павел;
  • Характеристика народного труда. Гоголь много говорит о красоте городов, дворцов, созданных руками русского человека. Поэма повествует о трудолюбии простого народа. Тяжелый труд крестьян не оценивается по достоинству;
  • Стремление к лучшей жизни. В эпизодах встречается упоминание о желании молодежи изменить свою жизнь, получить образование, переехать в Петербург, найти хорошую работу. Писатель верит в процветание, положительные перемены в стране;
  • Красивейшая природа. Гоголь сравнивает пейзажи с произведением искусства. Для него Русь – родина, у которой есть душа. С описанием красот противоречит характеристика домов, жилища. Они позиционированы как бедные, ветхие, разбросанные по земле. Сюжет передает ощущения народа того времени – неудовлетворенность, подозрительность, финансовая нестабильность;
  • Особенности зажиточных людей. Через описание помещиков творец характеризует основные пороки, мешающие развитию страны. Герои греховны, безнравственны, алчны. Знакомство с каждым человеком – своеобразный тест личности. После общения Чичиков делает вывод о недостатках, низменности действующего лица.

Городом Н писатель именует все просторы России. Однако приоритетом для граждан является не красота, духовные ценности или нравственные принципы. Они стремятся к богатству, игнорируя общественные, культурные нормы.

Образ России в поэме гоголя «Мертвые души» – взгляд в будущее

Вся поэма посвящена критике государственного порядка. Она пронизана фразами, вселяющими надежду на улучшение жизни, изменение взглядов, приоритетов. Гоголь проводит параллель между угнетенностью, забитостью народа и его талантами, трудолюбием. Каждый персонаж – это урок, показывающий влияние пороков на жизнь человека, всей страны.

Понятие родины автор возвышает над невзгодами, трудностями. Многие сцены показывают, что несмотря на низменность персонажей – жителей России, страна непременно станет лучше. На это указывает окончание композиции: красивая тройка, несущаяся к светлому будущему.

Гоголь верит в непоколебимость, силу России. Поэма говорит, что родина непременно воспрянет, ситуация изменится, люди станут добрее, сменят свои приоритеты.

Образ России в поэме Мертвые души Гоголя

Где можно увидеть образ старой России как ни в поэме «Мертвые души». В ней показана ее суть, все естество России того времени, чем она живет, чем существует. И в этом романе показана только отрицательная ее сторона (положительную автор не стал показывать), где показаны одни пороки, безнравственность, греховность, всю слабую сторону одной медали.

Такая сторона особенно проявлялась в богатых слоях общества, да и простые люди небыли лишены этого.

Гоголь старался показать это в своем романе для любого читателя. И как считают критики, ему не полностью это удалось в своем первом томе; – Они полагают, может быть, он полностью это раскрыл во втором, потерянном тому «Мертвых душ», кто знает.

Как Россия отражена в поэме, часто она показана через невежество господ в одном поместье. Здесь, каких только пороков нет, все собраны в одном «флаконе», прям кладезь пороков и грязи. Много образов постарался описать автор: и расточительного Манилова, и расчетливую и бережливую Коробочку, плута и пройдоху Ноздрева, домовитого Собакевича, скрягу Плюшкина, который может возглавить всю эту пирамиду ничтожности.

Несмотря на то, что все эти люди играют отрицательных героев романа, все они личности, каждый индивидуален по своему, но тем ни менее у них есть нечто общее. То, что их всех объединяет это необразованность, бескультурье, небольшой интеллект, огромная страсть к деньгам и наживе, жестокость и невежественное обращение к крепостным и просто маленьким людям.

Такова была Россия во времена Гоголя, такой он ее видел, и где-то актуальной остается и по сей день. Чиновники этой небольшой провинции, как и везде иногда не чисты на руку, господствует коррупция, стремление каждого мало-мальски высокого чиновника обогатиться за счет простого народа, отсутствие боязни наказания за свои поступки, полная безнаказанность во всех сферах, и полная круговая порука.

И вся Россия это – именно этот город N. Главное здесь материальное богатство, деньги и власть.

Но как говорилось ранее, простой народ также является частью Росси и они показывают другую сторону России, но так же не блестящую ее сторону.

Безграмотность, уровень духовности неимоверно низок на тот момент.

Как и над богатым сословием смеялся автор, так же высмеивает и простой люд. Иронизируя недотепу Петрушку, который страсть как любил читать книги, но к сути от прочитанного не вникал.

Положительной стороной крепостничества это стремление к свободе, талантливость и трудолюбие.

2 вариант

Не секрет, что Н.В.Гоголь горячо любил свою родину. Размышляя над созданием поэмы “Мёртвые души”, он желал «показать хотя с одного боку всю Русь…». Обличая людские пороки, создавая яркие лирические отступления писатель раскрывает образ России в поэме. Изначально автор указывает на величие и прелесть своей родины, стремление молодых людей к наукам, красоту её природы и архитектуры.

Но сложно было бы описать страну, не затронув её населения. Н.В.Гоголь уделяет большое внимание характеру и нравам помещиков, которых посещает Чичиков. Благодаря этому мы понимаем, что на момент создания произведения Россия переживает не лучший период: страну населяет множество несправедливых, эгоистичных и лицемерных людей.

Так, в образе Манилова нам изначально предстаёт радушный и гостеприимный помещик. Однако он совершенно равнодушен к своему хозяйству и крестьянам, погружён в собственные мечты, для осуществления которых не предпринимает никаких действий, лишь ожидая их внезапного исполнения.

Собакевич – также человек, не лишённый радушия. Внешне он похож на медведя – зверя, символизирующего Россию. В то время как Собакевич заботится о собственной сытости, лишения терпят его крепостные и даже приятели. Собакевич неуступчив и упёрт.

Коробочка – образ самой настоящей русской женщины. Её бережливость, грамотное ведение хозяйства вызывают уважение, но привычка прибедняться и отсутствие образования совсем не красят помещицу.

Ноздрёв – кутила и пьяница. Он так же легко расстаётся с людьми, как и сходится с ними. Предательство друзей и даже собственных детей ничего для него не значит. Ноздрёвы – одно из самых печальных, и, увы, распространённых явлений на Руси.

Плюшкин – персонаж, вызывающий сочувствие. Потеря того, что было дорого помещику, вызывает в нём желание любой ценой удержать при себе то, что осталось, нажить ещё больше. Хозяйственность была положительной чертой Плюшкина, но она же и убила в нём человеческий облик.

Образ самого города N, в котором автор отражает всякий уездный город России, пестрит серыми и жёлтыми оттенками, бедностью и воровством. Н.В. Гоголь иронично описывает городские пейзажи, но от этого не становится менее печально.

Итак, к концу произведения автор, создав удивительный образ тройки, мчащейся в светлое будущее, передает в нём свои надежды на спасение России. Его родина сильна и непоколебима и не может, несмотря на все испытания, не воспрянуть однажды и не переменить настоящего положения дел к лучшему.

Сочинение 3

Н. В. Гоголь в своей поэме «Мертвые души» стремился показать все стороны жизни русского человека. Полностью задумку писатель так и не смог осуществить, так как до нас дошел только первый том, в котором изображенная Россия полна пороков, особенно среди господ.

Автор показывает частое невежество господствующих сословий на примере поместного дворянства. Гоголь описал целую галерею образов, полных пороков и невежества. Здесь расточитель Манилов и бережливая Коробочка, пройдоха Ноздрев и хозяйственный Собакевич. Особняком стоит скряга Плюшкин, до уровня ничтожности которого не смог опуститься еще никто из помещиков. Несмотря на все недостатки этих героев, каждый из них у автора – индивидуальность, неповторимая личность. Но у всех много общего: культурная необразованность, низкий интеллект, страсть к деньгам, жестокость к крепостным, безнравственность. В поэме автор характеризует не только отдельных помещиков, то и чиновников города в целом. Все они нечисты на руку, стремятся обогатиться за счет народа. Они не боятся наказания за свои деяния, потому что во всю силу работает круговая порука, потому что вся страна – подобие города N. На примере чиновников этой провинции Гоголь изображает пороки всего самодержавно-крепостнического строя.

В поэме автор не ограничивается обличением господствующих сословий. Он затрагивает тему путей исторического развития России. Становится понятно, что к середине XIX столетия деньги в стране встают для всех на первый план. Предприимчивые люди готовы на любые уловки ради материального блага. Примером такого предпринимателя становится главный герой поэмы – Чичиков. Он относится к сословию поместных дворян, но доход от усадьбы ему неинтересен. Главное его стремление – собрать капитал, причем делает он это незаурядными способами, удивляя своей изобретательностью. Но автор не восторгается своим героем, а высмеивает его пороки, как недостатки других помещиков.

Ничтожность высших сословий не может не отражаться на жизни простого народа. Это хорошо показано в «Повести о капитане Копейкине», на примере истории раненого офицера, который не мог добиться от чиновничества ответа на прошение. Ожидание хоть какой-нибудь помощи оборачивается для капитана высылкой из столицы.

Деградация, которой способствовало крепостное право, коснулась и крестьян. В поэме показаны люди из народа, крепостные мужики, уровень духовности которых совершенно ничтожен, развитие которых пало жертвой многовекового гнета. Автор иронизирует над ними, рассказывая о крепостном Петрушке, что любил читать книги, о содержании которых даже не задумывался. Однако крепостничество не смогло затоптать свободолюбие русского народа, его богатырский дух, талантливость и трудолюбие. Гоголь восхваляет русских мастеров, восхищается «живым и бойким русским умом». Именно эти качества помогают еще верить в будущее страны.

Подводя итоги, автор рассуждает о судьбе России, утверждает, что есть в ней еще нерастраченные силы, которые смогут удержать ее на плаву. Несмотря ни на что, Гоголь верит в Русь, сравнивает ее с тройкой, которой уступают дорогу другие страны.

Также читают:

Картинка к сочинению Образ России в поэме Мертвые души

Популярные сегодня темы

Роман Мастер и Маргарита о судьбе художника, его ответственности перед творчеством, включает евангельский, земной и демонический миры.

Одним из второстепенных персонажей произведения является Елизавета Прокофьевна Епанчина, дальняя родственница главного героя романа Льва Николаевича Мышкина.

Лев Николаевич Толстой всегда был религиозным человеком, постоянно находился в поисках смысла жизни, ставил в собственных произведениях вечные вопросы. Рассказ – «Бедные люди»

Поэма написана Пушкиным на основе реальных исторических событий, и ее герои или их прототипы являются историческими лицами.

Палата №6 – знаменитая повесть Антона Павловича Чехова о трагической судьбе доктора Рагина. К второстепенным героям повести относится Дарьюшка, ее образ позволяет более полно понять характер главного героя.

Сочинение: Образ России в поэме «Мёртвые души» (Н.В. Гоголь)

(664 слова) Николай Васильевич Гоголь утверждал, что написал произведение «Мёртвые души» в жанре поэмы. Огромное количество образов, созданных писателем в поэме, подтверждают ее жанровую уникальность и своеобразие. Например, в книге особое место занимает поэтический образ России, который описывается в лирических отступлениях автора. На протяжении всего произведения читатель может проследить, как раскрывается образ великой России. В поэме «Мёртвые души» автор изобразил прошлое, настоящее и будущее родной страны.

Образ России формируется благодаря тем событиям, которые произошли еще до странствий Чичикова. У России огромная история своего становления и развития. Писатель с восхищением изображает в своем произведении то, что создавалось большим трудом русского человека. Николай Васильевич описывает невероятно красивые дома, дворцы и города. Также Гоголь рассказывает, как молодое поколение рвётся в Санкт-Петербург, чтобы получить новые знания и обрести достойную жизнь. Но и дивную природу провинции автор ровняет с произведениями искусства. Именно за картинами природы скрываются маленькие дома, которые разбросаны по всей территории огромной страны. Но природное богатство и потенциал для роста не могут компенсировать недостатков социального и политического устройства. Например, автор замечает, что люди настолько долго были угнетенными, бесправными, что не могут провести даже обычную сходку. Вместо нее получается лишь «препорядочная путаница». От горя и бесправия они сбегают к алкоголю и погибают в кабаках. При всем этом Гоголь видит в России силу для развития и процветания. И кроется она в народе, его таланте и силе духа. Но пока хозяева России — это богатые помещики города N. Правит бал обленившееся дворянское сословие, которое живет расточительно и праздно благодаря тому, что грабит своих же крепостных.

Олицетворением настоящей России являются мечтатели и болтуны Маниловы. Такие люди ничего не делают, их хозяйство в упадке, но они проживают оставшиеся деньги, фонтанируя идеями, которые никогда не будут реализованы. Они лишь с нетерпением ждут чудес, не прилагая никаких для этого усилий. Так, Манилов грезит о том, чтобы стать генералом, но упускает то обстоятельство, что вообще не служит. Но бесцельная жизнь Маниловых не остаётся безнаказанной. Читатель видит, как все в поместьях героев со временем приходит в упадок.

Также типичными представителями современной России являютя Собакевичи. Все их заботы сводятся к одному — набить животы разными блюдами, а сундуки — деньгами. При этом они не замечают и не контролируют количество съеденного, а также закрывают глаза на то, каким путем оно нажито. Им автор противопоставляет бедных мужиков, которые трудятся их последних сил, но при этом не могут накормить семьи. Интересно, что только Собакевич понял суть аферы Чичикова, но не пресек мошенничество, а стал его сообщником, продав мертвые души втридорога. Это говорит о беспринципности такого рода людей, расшатывающих основы России.

Можно сказать, что Плюшкины — самый ничтожный и неприятный тип дворянства, представленный в романе «Мёртвые души». Ведь из-за своей чрезмерной жадности герои утратили все человеческие качества. Они тащат в свои дома абсолютно всё, не понимая, зачем им нужны все эти вещи. Плюшкины просто одержимы страстью накопительства.

К нынешней России можно отнести и Ноздревых. Они предпочитают ездить по балам, пить и драться, не думая о будущем и проматывая все до копейки. Они готовы «нагадить ближнему» из чистой любви к искусству сплетен. Они готовы заложить все богатства России, лишь бы удовлетворять свои капризы. Их антиподами являются глупые и помешанные на хозяйстве Коробочки, которые не хотят знать ничего, кроме своего скотного двора. Они вечно жалуются на жизнь, но втайне скапливают огромные суммы, которые не возвращаются в экономку страны, а просто лежат в чулках.

Таким образом, настоящее России символизируют жадные и помещики, которые лишь разрушают все вокруг себя, желая красиво и беззаботно жить за чужой счет.

Николай Васильевич, несомненно, отрицает и критикует сложившиеся законы настоящей России. Однако писатель заявляет, что великую страну ждёт светлое будущее. Гоголь уверен, что русские люди талантливы, а их добродетель победит бездельников. Автор возвысил образ России над всеми образами персонажей произведения. Ее быстрый полет завершает произведение, дает надежду: Россия, несмотря ни на что, будет процветать и достойно преодолевать все трудности.

Можно утверждать, что Николай Васильевич Гоголь в поэме «Мёртвые души» хотел донести до читателя мысль, что застой в России исходит от главного сословия, которое погрязло в праздности и алчности. Образ жизни помещиков вовсе не привлекает автора. Однако писатель верит в прогресс, которого могут добиться другие сословия.

Образ России в поэме «Мертвые души»

Мы подготовили для Вас несколько сочинений про образ России в поэме Гоголя «Мертвые души». Используйте эти примеры для выполнения своего задания по литературе.

Сочинение 1

Где можно увидеть образ старой России как ни в поэме «Мертвые души». В ней показана ее суть, все естество России того времени, чем она живет, чем существует. И в этом романе показана только отрицательная ее сторона (положительную автор не стал показывать), где показаны одни пороки, безнравственность, греховность, всю слабую сторону одной медали.

Такая сторона особенно проявлялась в богатых слоях общества, да и простые люди небыли лишены этого.

Гоголь старался показать это в своем романе для любого читателя. И как считают критики, ему не полностью это удалось в своем первом томе; — Они полагают, может быть, он полностью это раскрыл во втором, потерянном тому «Мертвых душ», кто знает.

Как Россия отражена в поэме, часто она показана через невежество господ в одном поместье. Здесь, каких только пороков нет, все собраны в одном «флаконе», прям кладезь пороков и грязи. Много образов постарался описать автор: и расточительного Манилова, и расчетливую и бережливую Коробочку, плута и пройдоху Ноздрева, домовитого Собакевича, скрягу Плюшкина, который может возглавить всю эту пирамиду ничтожности.

Несмотря на то, что все эти люди играют отрицательных героев романа, все они личности, каждый индивидуален по своему, но тем ни менее у них есть нечто общее. То, что их всех объединяет это необразованность, бескультурье, небольшой интеллект, огромная страсть к деньгам и наживе, жестокость и невежественное обращение к крепостным и просто маленьким людям.

Такова была Россия во времена Гоголя, такой он ее видел, и где-то актуальной остается и по сей день. Чиновники этой небольшой провинции, как и везде иногда не чисты на руку, господствует коррупция, стремление каждого мало-мальски высокого чиновника обогатиться за счет простого народа, отсутствие боязни наказания за свои поступки, полная безнаказанность во всех сферах, и полная круговая порука.

И вся Россия это – именно этот город N. Главное здесь материальное богатство, деньги и власть.

Но как говорилось ранее, простой народ также является частью Росси и они показывают другую сторону России, но так же не блестящую ее сторону.

Безграмотность, уровень духовности неимоверно низок на тот момент.

Сочинение 2

Н. В. Гоголь в своей поэме «Мертвые души» стремился показать все стороны жизни русского человека. Полностью задумку писатель так и не смог осуществить, так как до нас дошел только первый том, в котором изображенная Россия полна пороков, особенно среди господ.

Автор показывает частое невежество господствующих сословий на примере поместного дворянства. Гоголь описал целую галерею образов, полных пороков и невежества. Здесь расточитель Манилов и бережливая Коробочка, пройдоха Ноздрев и хозяйственный Собакевич. Особняком стоит скряга Плюшкин, до уровня ничтожности которого не смог опуститься еще никто из помещиков. Несмотря на все недостатки этих героев, каждый из них у автора – индивидуальность, неповторимая личность. Но у всех много общего: культурная необразованность, низкий интеллект, страсть к деньгам, жестокость к крепостным, безнравственность. В поэме автор характеризует не только отдельных помещиков, то и чиновников города в целом. Все они нечисты на руку, стремятся обогатиться за счет народа. Они не боятся наказания за свои деяния, потому что во всю силу работает круговая порука, потому что вся страна – подобие города N. На примере чиновников этой провинции Гоголь изображает пороки всего самодержавно-крепостнического строя.

В поэме автор не ограничивается обличением господствующих сословий. Он затрагивает тему путей исторического развития России. Становится понятно, что к середине XIX столетия деньги в стране встают для всех на первый план. Предприимчивые люди готовы на любые уловки ради материального блага. Примером такого предпринимателя становится главный герой поэмы – Чичиков. Он относится к сословию поместных дворян, но доход от усадьбы ему неинтересен. Главное его стремление – собрать капитал, причем делает он это незаурядными способами, удивляя своей изобретательностью. Но автор не восторгается своим героем, а высмеивает его пороки, как недостатки других помещиков.

Ничтожность высших сословий не может не отражаться на жизни простого народа. Это хорошо показано в «Повести о капитане Копейкине», на примере истории раненого офицера, который не мог добиться от чиновничества ответа на прошение. Ожидание хоть какой-нибудь помощи оборачивается для капитана высылкой из столицы.

Деградация, которой способствовало крепостное право, коснулась и крестьян. В поэме показаны люди из народа, крепостные мужики, уровень духовности которых совершенно ничтожен, развитие которых пало жертвой многовекового гнета. Автор иронизирует над ними, рассказывая о крепостном Петрушке, что любил читать книги, о содержании которых даже не задумывался. Однако крепостничество не смогло затоптать свободолюбие русского народа, его богатырский дух, талантливость и трудолюбие. Гоголь восхваляет русских мастеров, восхищается «живым и бойким русским умом». Именно эти качества помогают еще верить в будущее страны.

Подводя итоги, автор рассуждает о судьбе России, утверждает, что есть в ней еще нерастраченные силы, которые смогут удержать ее на плаву. Несмотря ни на что, Гоголь верит в Русь, сравнивает ее с тройкой, которой уступают дорогу другие страны.

Сочинение 3

Уникальность поэмы подтверждается большим количеством образов, представленных в ней. Часть из них видима – это люди, часть скрыта за сюжетом. Россия в «Мертвых душах» присутствует на каждой странице, за каждым персонажем. Образ России в поэме «Мертвые души» просматривается через события, предшествующие странствованию Чичикова.

У России большая история. Автор любовно описывает то, что создано русским человеком. Красивые города, дома и дворцы. Молодежь стремится в Петербург за знаниями, за службой, за новой жизнью.

Дерзкая дивная природа России схожа с творениями искусства, она обвивает здания, поднимается в вышину и теряется в облаках. Природа скрывает бедные домишки, разбросанные по огромной стране. В России все противоречиво.
Народ так долго был угнетаем, что не умеет провести обычную сходку. У него получается «препорядочная путаница». Мужики не знают, кому верить. Они погружаются в свое ремесло, заливают горе водкой, гибнут по кабакам.
Патриотизм знати заменяется постройкой избы на русский манер. Огромное количество благотворительных обществ появляется и сразу пропадает.

Страна держится за прошлое, видя в нем пример для процветания. Но автор верит, связь с прошлым сильна только у богатых с «мертвой душой». Другие образованные люди надеются на лучшее развитие событий и меняют настоящее.

Типичными образами настоящей России являются помещики губернского городишка N. Дворянские сословия, обленившись, жируют, грабя своих крепостных. Маниловы мечтают о встречах и беседах с друзьями, но не могут назвать ни одной интересующей их темы. Они ждут только повышения по службе, которое придет само собой. Стать генералом Манилов собирается, потому что найдет приятного собеседника. Об их встречах узнают другие знатные вельможи, итог – высокое звание.

Маниловы не думают о службе, труде, подвигах, все появляется как по мановению волшебной палочки. На самом деле в поместьях маниловых все постепенно приходит в упадок. Витают только мысли хозяина, остальное гибнет и стареет.

Собакевичи заняты едой. Они набивают животы разнообразными блюдами, не смотрят на количество съеденного. На их фоне голодные мужики выглядят по-другому. Они работают до изнеможения, но не могут накормить свои семьи. Голод и обжорство – образ жизни собакевичей. Плюшкины – самый неприятный тип дворянства. От своей алчности они потеряли все человеческое. Живут как пауки, страшные и жестокие. Тащат в свое логово все, что смогут унести, не гнушаются воровства. Они уже не понимают, зачем им нужны эти вещи, но страсть к накопительству превыше разума.

Ноздревы ездят по балам, пьют и буянят. Для них важно пошуметь, поврать, подраться и напиться. Нет дела, к которому бы они относились с уважением. Настоящее России – это помещики, не создающие для страны ничего. Они ищут, на чем поживиться, разрушая все вокруг себя. Они олицетворяют косность и застой в умах русского дворянства.

Писатель критикует порядок, существующий в стране. Он готов беспощадно его бичевать словом, образами и делами. Но Гоголь уверен, что Россию ждет славное будущее. Автор поэмы видел, как талантлив народ, что создает он, необразованный и забитый. Сложно представить, каков будет результат труда человека, если ему открыть все те научные данные, которыми владеет человечество.

Образ России в поэме «Мертвые души» возвышается горделиво над всеми персонажами. Страна не зависит от помещиков с низкой душой, она встанет и расцветет.

2586. Сочинение Образ России в поэме Мертвые души Гоголя Русский язык

Сочинение — Образ России в Мертвых душах. Русский язык и литература. Анализ. Характеристика и образ

Поэма Гоголя «Мертвые души» уникальна богатством образов, которые в ней представлены. Некоторые из них легко читаемы – это в первую очередь люди, некоторые скрыты за сюжетом, но не менее важны. Образ России в поэме ощущается повсюду, за каждым персонажем, в каждом повороте сюжета. Он является единым связующим звеном, помогая понять суть русской жизни и русского характера.

Через всю поэму канвой проходит тема дороги. Главный герой постоянно перемещается по огромной России, позволяя автору расширить границы созданного им мира и рассказать о прекрасных пейзажах. При этом Гоголь нарочито использует самые яркие слова для описания – Русь здесь и чудная, и незнакомая, и сверкающая.

Бескрайние просторы и деревенские улицы, идущие вдаль дороги, образ летящей вдаль птицы-тройки – все это символ настоящей России. Той, что помнит свое прошлое, но неудержимо стремится в будущее. Рассуждая о судьбе страны, автор верит, что это будущее будет счастливым.

Писатель с заметной каждому любовью пишет обо всем, что создано русским человеком. Есть здесь и красивые города, и замечательные дома. Есть стремление молодых к знаниям и новой жизни, которая может ждать их в Петербурге.

Не забыт в поэме и образ простого русского мужика, умелого, сильного и свободолюбивого. Уже в самом начале поэмы мы встречаем «двух русских мужиков». То, что они русские – очевидно, но автор специально употребляет это слово, чтобы акцентировать внимание читателя.

Но не случайно поэма имеет такое название. Россия в ней – страна противоречий, со своими серыми буднями и темной стороной. Наряду с прекрасной, свободной Русью есть и другая – Русь помещичья, закостенелая, пустая и мертвая.

Народ, так долго бывший крепостным и угнетаемым, не знает, кому верить, не умеет жить своим умом, без указов свыше. А выше те самые помещики, вырождающиеся, испорченные властью и скукой. Они не хотят ничего создавать и никуда не стремятся. Все они полностью погружены в собственные заботы, зачастую вымышленные и бесполезные, и не способны выйти за рамки ограниченных интересов.

В поэме «Мертвые души» у России два образа – живой и мертвый, две души. Сатирические образы помещиков характеризуют Русь крепостную, застойную и безжизненную. Автор признается, что не знает путей решения проблемы, не знает, как именно нужно спасать Россию. Но он искренне верит, что светлое будущее недалеко. Пусть «мертвые» еще властвуют, но их время уходит, а верх непременно одержит свободолюбивый русский труженик, воин и богатырь.

Вариант 2

Поэма Н.В.Гоголя «Мертвые души» в первую очередь известна из-за своих сатирических персонажей, многие из которых стали характеризовать определенное поведение. Так, все прекрасно представляют, что это за человек, если его называют Плюшкиным. Но кроме героев, в поэме есть еще один не менее значительный образ – образ целой страны.

Еще на этапе задумки произведения Гоголь вдохновился темой путешествия. Таким образом ему предоставлялась возможность показать как можно больше городов и других уголков России. Интересно, что он и раньше ярко прописывал в своих произведениях непосредственное место действия, но то были небольшие поселения, как хутор или безымянный уездный городок. Но он никогда особо не отмечал, что действие происходит в России, хотя это было понятно без отдельного напоминания.

В «Мертвых душах» же автор обозначает место действия очень часто и конкретно. В тексте встречаются упоминания о русских дорогах, мужиках и т.д. Будто автор очень хотел подчеркнуть факт наличия определенной территории. Ему важно, чтобы все поняли, это Россия.

Но гоголевская Россия это не точная копия его родной страны. Это скорее вымышленный образ одноименного государства, который объединяет все его недостатки и пороки. Здесь не встретишь положительного персонажа, пейзаж кругом унылый и безрадостный. Это и не удивительно, ведь Гоголь мастер сатиры. Все его произведения высмеивают определенные человеческие пороки. А «Мертвые души» еще и потому фундаментальный труд, поскольку здесь количество сатиры намного превышает его предыдущие работы.

Наблюдать за такой Россией не столько смешно, сколько грустно и больно. Ведь как лучше указать на недостаток – пошутить над ним. Этим и занимается Гоголь. Он раздувает типичные недостатки страны и ее обитателей до небывалых размеров. К сожалению, так ярко расписанные автором пороки действительно легко угадываются в стране. И ведь продолжают существовать и в наше время.

Однако у Гоголя не было цели только лишь показать только плохое, что есть в России. Его задумка была куда масштабнее. Как он впоследствии писал сам, в произведении должны быть три тома. Каждый из них проводил бы героев по пути сродни тому, что написал Данте в «Божественной комедии». Первый том представляет ад, второй чистилище, а третий – рай.

В своем произведении Гоголь провел бы героев по тернистому пути очищения. Так что перед нами только первая его ступень, действительно очень похожая на ад со всеми и его страстями и пороками. Здесь и не может быть ничего положительного и светлого.

В конце первого тома уже есть некоторые намеки на возможный хороший исход. Автор сравнивает Чичикова, как и Россию в целом, с тройкой. Она задорно несется по дороге или бездорожью, а остальным только и остается, что удивленно проводить ее взглядом. Кто знает, может она идет навстречу светлому будущему и великим делам.

Поэтому нельзя сказать, что гоголь ненавидел свою страну и поэтому жестоко высмеивал. Наоборот, он указывал на недостатки из любви к ней, желая ее преображения только в лучшую сторону.

МЭО: Литература 9 класс. Занятие 14. Н. В. Гоголь Интернет-урок 5. Н. В. Гоголь. Мёртвые души»: образ России, народа и автора в поэме

Обличение «хозяев жизни»

Гоголь страстно верил в то, что России уготовано лучшее будущее. Поэтому в своем произведении он обличает тех людей, которые сковали ржавыми цепями развитие творческого потенциала народа, нации. Николай Васильевич беспощадно развенчивает дворян, «хозяев жизни». Образы, созданные им, свидетельствуют о том, что подобные Чичикову, Плюшкину, Собакевичу, Манилову люди не способны создавать духовные ценности. Они являются потребителями, лишенными творческой энергии. Помещики, выключенные из сферы живой жизни, полезной деятельности, — носители косности и застоя. Чичиков, который развернул свою авантюру, не страдает инерцией. Тем не менее активность этого героя направлена не на благое дело, а на достижение корыстных целей. Он отчужден от интересов государства. Всем этим героям противопоставлен образ Руси в произведении «Мертвые души».

Русь в произведении Мертвые души

Одним из центральных образов является в поэме Николая Васильевича Гоголя является Русь. Гениальный писатель сумел в своем произведении показать целую эпоху страны. Русь рассматривается настолько правдиво насколько это возможно. В поэме можно рассмотреть разнообразные истинные человеческие характеры, пейзажные картины, огромные просторы всей Руси.

Николай Васильевич начал работу над произведением “Мертвые души” в далеком 1835 году. Любопытно что именно Александр Сергеевич Пушкин подсказал писателю сюжет. Сам Гоголь много раз отмечал масштабность и глобальность своего замысла. В Мертвых душах писатель изобразил самые актуальные и наболевшие вопросы жизни своего времени. Он указал на распад крепостного строя раскрывая тем самым трудное положение простых крестьян. Образ Руси беспрерывно связан с народом. Само наименование поэмы несло в себе большой внутренний смысл, и также “наводило ужас”, как говорит Герцен. Дорога в “Мертвых душах” это место, по которому колесит чичиковская повозка. В известной одиннадцатой главе, дорога с быстро летящей по ней бричкой превращается в необыкновенный путь, по которому также стремительно несется Русь посреди других стран. В подтверждение вышеизложенного можно выделить такие строчки как: Русь, куда ж несешься ты, дай ответ? Не дает ответа.

Манилов, Коробочка, Ноздрев, Чичиков уже давно потеряли свои души. К сожалению, таких людей можно встретить и в современном мире. Белинский описывает Манилова как сентиментального размазню. Конечно же он не опасный и довольно-таки вежлив и воспитан. Главная его мечта — это благополучие в жизни. Однако это всего лишь пустой внутренне человек, который умеет только говорить красивые слова при этом нечего не делая. Следует отметить, что, Николай Васильевич старается не разделять народ от бюрократов в виде чиновников и помещиков. Ярким персонажем являлся Ноздрев. Его характеризовали такие качества как: грубость, нахальность, не принципиальность, циничность. Собакевич представляет печальный и нелегкий крепостное устройство. Это человек старой закалки, то есть непоколебимый помещик, нагло обнажая свою бесцеремонную и грубую натуру. Для него нет нечего святого, особенно научное развитие и достижение народом малой капли просвещения. Плюшкин выдающийся пример утраты всего человеческого. Жадность стал его главной одержимостью. Образ Плюшкина далеко не комичный, а скорее всего драматический.

В заключении можно сделать вывод о том, что “Мертвые души” это хорошее справочник при знакомстве с Россией начала 19 века. Белинский отмечал, что шедевр Гоголя отличается чистой, русской и народной направленностью.

Мнение о поэме В. Г. Белинского

Известный критик В. Г. Белинский подчеркивал, что противоречие глубокого субстанциального начала русской жизни и ее общественных форм – вот основная идея «Мертвых душ». Критик понимал под словосочетанием «субстанциальное начало» богатую одаренность народа, его извечное стремление к свободе. Николай Васильевич твердо верил в то, что его родной стране предстоят большие исторические свершения. Устремленность в будущее, взлет жизненной энергии — все это воплощает образ Руси в поэме «Мертвые души». Страна мчится в необъятную даль, подобно птице-тройке. Другие государства и народы сторонятся ее, косясь, и дают ей дорогу.

Образ России и народа в поэме Гоголя Мертвые души

«Мертвые души» Н. В. Гоголя — это не только сатира на Россию Чичиковых и Собакевичей, но это также и лирическая поэма о России — родине великого народа. Гоголь писал «Мертвые души» не как спокойный созерцатель жизни, а как горячий патриот, уверенный в великом будущем России, понимавший свой народ и ненавидевший все то, что мешало развитию народных сил.

В помещичьей и чиновничьей среде Гоголь не обнаружил ни одного порядочного человека. Она населена мерзавцами, мошенниками и пошляками. Полным контрастом предстает в изображении писателя Россия народная, в которой он, по слову Белинского, увидел «плодовитое зерно русской жизни». Чем дальше движется сюжет «Мертвых душ», тем больше расширяется поэтический диапазон поэмы, ярче вырисовывается поэтический облик народа и России. Гоголь чувствует душу русского народа. В поэме с подъемом и восхищением говорится о его удали, смелости, о любви к свободной жизни. Рассуждения Чичикова о крепостных и беглых крестьянах имеют глубокое значение. Крестьяне, несмотря на крепостное право, не стали рабами по натуре. Они бегут из помещичьих усадьб на окраины России. Абакум Фыров подался на Волгу, работает и гуляет с ватагой бурлаков. Писатель не верит в покорность и смирение мужика. «Бог ведает, трудно знать, что думает дворовой крепостной человек в то время, когда барин ему дает наставления», — многозначительно замечает писатель. Непокорные мужики селений Вшивая Спесь и Боровки снесли с лица земли земскую полицию. Гоголь далек от революционных настроений, но в данном случае он восхищается своим народом.

Интересен рассказ Собакевича о достоинствах умерших крестьян, «словно бы они все живы и здоровы». Давно уже нет на свете непревзойденного умельца — печника Милушкина, или искуснейшего каретника Михеева, или чудо-сапожника Максима Телятникова, или Пробки Степана, могучей силищи мужика, или бойкого Еремея Сорокоплехина, приносившего оброку до пятисот рублей, а память о них жива. Чичиков, возвратившись в город, с необычным для него искренним волнением и юмором размышляет о горестной судьбе мужиков. Конечно, понимаешь, что это рассуждения не Чичикова, это лирический голос самого автора, который восхищается русским народом.

Человек из народа овеян у Гоголя поэзией, часто вызывает ассоциации с песней. Песня, в которую народ вкладывал свое сердце, свою печаль и свою мечту о свободной, счастливой жизни, проходит лирическим лейтмотивом через все эпизоды, где предстает перед нами образ Руси и ее народа. Любовь писателя к своей родине и к своему народу наиболее полно выразилась в пророческом уподоблении России со стремительно несущейся тройкой: «Чудным звоном заливается колокольчик; гремит и становится ветром разорванный в куски воздух; летит мимо все что ни есть на земле, и косясь, постораниваются и дают ей дорогу другие народы и государства».

Герцен высоко ценил патриотизм Гоголя, он писал, что «Мертвые души» — «удивительная книга, горький упрек современной Руси, но не безнадежный». Интересно, что Гоголь сам дал эскиз обложки для своей книги. Слово «поэма» он выделил самыми крупными буквами на фоне голов двух богатырей. Это был как бы подзаголовок. А весь рисунок представлял бричку Чичикова, бутылки, бокалы, танцующую пару и вьющиеся вокруг завитки со зловещими черепами — весь этот рисунок сделан черным по светло-желтому. И лишь слово «поэма» нарисовано светлым по черному.

Обложка точно передавала основную идею произведения. Черной силе «мертвых душ» противостояло светлое, жизнеутверждающее начало — мечта о счастливой России и свободном русском народе. «Широкие черты человека величаво носятся и слышатся по всей русской земле», — писал Гоголь.

Картины родной природы

Лирические высказывания Николая Васильевича Гоголя наполнены высокой патетикой. О Руси он говорит с восхищением. Гоголь одну за другой рисует картины родной природы, которые проносятся перед путешественником, на быстрых конях мчащимся по осенней дороге.

Застою помещиков автор не случайно противопоставляет образ Руси в поэме «Мертвые души». Глава 11 очень важна для понимания этого образа. В ней нарисована Русь, которая стремительно движется вперед. В этом выражается вера автора в будущее своей страны, своего народа.

Вариант 2

Образ Руси в произведении Гоголя, прежде всего, ассоциируется с Русью-тройкой, то есть с запряженной конями повозкой, которая мчится по бескрайним просторам. Этот образ является актуальным до сих пор и продолжает прослеживаться в культуре. К примеру, популярное кино Бумер тоже представляет собой этот образ, только тут не тройка, а автомобиль, который тоже едет в неизвестность по российским просторам и фактически устремляется в бесконечность.

Удивительным образом этот образ (тройки, которая мчится по просторам) контрастирует с образом той России, которую описывает автор фактически. Перед читателем возникает беспробудно тупой народ, иногда тупой до ужаса, вороватые чиновники и погрязшие в грехах помещики.

Где именно автор собирается располагать нечто то, что «глубоко заронилось в славянскую природу» сказать трудно. По большей части наблюдается только падение нравов и декларация святости и подобных идеалов, которые далеки от действительности. Разве только некоторые мертвые крестьяне, которых изучает Чичиков, представляются талантливыми людьми, они рисуются перед главным героем богатырями и настоящим сокровищем страны.

Снова хочется обратиться к современности и современной культуре и вспомнить фразу какого-то чиновника, который назвал людей в стране «новой нефтью», то есть природным ресурсом, на которое может опираться государство. Мысль совершенно гоголевская и совсем не новая. Люди и раньше были нефтью и то как рассматривают их Чичиков с Собакевичем, подобно тому как рассматривают красивые природные минералы или нечто подобное.

Образ Руси в этом смысле невероятно точен и, по сути, не меняется веками, остается прежним. Здесь в основе лежит какое-то странное сакральное начало, которое будто бы все ощущают и которое движет страну к невыразимому простору, но на деле мы видим только упадок нравов и эксплуатацию людей, буквально процесс перемалывания носителей этого самого чудесного начала в ресурс для власть имущих. Ответом становится только фигура Чичикова, которая тоже характерна для Руси и является своеобразным символом страны, также как Остап Бендер и подобные герои, тонко чувствующие эти вечные реалии и умеющие виртуозно перебирать по этим струнам социального устройства.

Резюмируя, следует называть гоголевский образ Руси парадоксальным. Он сочетает в себе надежду и безнадежность, трагедию и возвышение духа.

Другие сочинения: ← Крестьянская Русь в поэме Мертвые души↑ ГогольТема искусства в повести Портрет →

Размышления о русском народе

К числу самых проникновенных страниц относятся лирические размышления Гоголя об энергичном, живом характере трудолюбивой нации. Они согреты пламенем патриотизма. Николай Васильевич хорошо осознавал то, что творческие таланты и изобретательный ум русского народа станут могучей силой лишь тогда, когда его соотечественники будут свободными.

Гоголь, рисуя разгул на пристани, поднимается до воспевания народной жизни. Живая сила русского народа подчеркнута также в стремлении крестьян избавиться от гнета. Бегство от помещиков, убийство заседателя Дробякина, ироническая издевка народа над «порядками» – проявления протеста, которые упоминаются в поэме хотя и бегло, но настойчиво. Воспевая национальный характер и русский народ, Николай Васильевич никогда не опускается до тщеславия.

Персонажи, представляющие Русь, достаточно разнообразны. Это и Пелагея, малолетняя девочка, и безымянные, беглые или умершие, работники Плюшкина и Собакевича, которые не действуют в поэме, а только упоминаются мимоходом. Перед читателем проходит целая галерея персонажей. Все они представляют многоцветный образ России.

Мастеровитость, природная смекалка, широкий размах души, чуткость к меткому, разящему слову, богатырская удаль – во всем этом, а также во многом другом у Николая Васильевича проявляется истинная душа русского народа. Острота и сила его ума сказались, по Гоголю, в меткости, бойкости русского слова. Об этом Николай Васильевич пишет в пятой главе. Цельность и глубина народного чувства вылились в задушевность русской песни, о чем автор упоминает в одиннадцатой главе. В главе седьмой Гоголь говорит о том, что щедрость и широта души сказались в безудержном веселье, с которым проходят народные праздники.

Противоречия, отразившиеся в поэме

Николай Васильевич Гоголь пламенно верил в то, что Россию ждет великое будущее. Тем не менее писатель ясно представлял себе путь, по которому страна идет к процветанию, славе и могуществу. Он спрашивает: «Русь, куда ж несешься ты?». Однако ответа нет. Николай Васильевич не видел путей преодоления противоречия, образовавшегося между расцветом России, взлетом ее национального гения и состоянием подавленности государства. Гоголь не может найти того, кто бы сумел направить Россию вперед, устремить в высокую жизнь. И в этом раскрываются противоречия, свойственные писателю.

Любовь к России

«Русь, Русь! Вижу тебя из своего чудного, прекрасного далека тебя вижу»

— слова великого классика сквозят любовью к стране. Писатель как будто специально прерывает рассказы о помещиках лирическими отступлениями. Рассуждения о судьбе России сквозят верой в ее счастливое будущее. Образ птицы – тройки, летящей вдаль, — это символ настоящей России. Она несется впереди всех, ей уступают дорогу и сторонятся, боясь стать преградой.

Автор оттачивает каждое слово, характеризующее Русь: сверкающая, чудная, незнакомая. Красота природы, стремительное буйство красок противопоставляется застою жизни в поместьях бездушных дворян. Трудолюбие крестьян, их талант и свободолюбие описаны с восторгом. Гоголь верит, что русский мужик способен изобрести то, что выведет страну на новый путь.

Русь, куда ж несешься ты?».

Но он не может ответить на вопросы, которые сам ставит. Противоречия жизни приводят писателя в тупик. Он не видит решения в революции, не надеется на просвещение. Есть мысли о доблестном муже и самоотверженной девице, но точно сказать, кто нужен России, автор не может. Возможно, ответы были в продолжении поэмы, тогда зачем ее сжигать? Гоголь оставил право за читателем выбирать путь развития родины. Пусть каждый сам рассуждает и строит жизнь главных персонажей поэмы. Кто-то позволит им возродиться, а кто-то откажет им даже в продолжении выбранного ими способа существования.

В образе России соединяются две души: мертвая и живая. Верх одерживает живой и бойкий ум русского труженика, воина и богатыря. «Умирают» и становятся слабыми и безвольными лентяи, грубияне и транжиры. Пусть сегодня они еще порабощают и властвуют, но светлое будущее близко, оно уже витает в воздухе. Гоголь верит, туман скоро рассеется, откроется широкая дорога к счастью. Русь снова воспрянет и заставит меняться всех своих жителей.

Чем был обеспокоен В.Г. Белинский

Гоголь в своем обличении отражал протест народа против существовавшего в то время крепостнического строя. Его бичующая сатира вырастала именно на этой почве. Она была направлена против чиновных правителей, владетелей крепостных душ, «рыцарей» наживы. Тем не менее писатель, который возлагал большие надежды на просвещение, не пришел к выводу о целесообразности революционной борьбы. Кроме того, в произведении присутствуют высказывания о муже, который одарен божественными доблестями, а также о самоотверженной и великодушной русской девице. Иными словами, в нем возникает религиозный мотив. В.Г. Белинский, которого очень заинтересовал образ Руси в поэме Гоголя «Мертвые души», был серьезно обеспокоен этими местами произведения.

«Мертвые души» — революционное произведение

Второй том своего романа Николай Васильевич писал, переживая глубокий духовный кризис. В жизни России в этот период начали проявляться тенденции, свойственные буржуазному развитию. Писатель всей душой ненавидел так называемое царство мертвых душ. Однако Гоголь с ужасом всматривался и в облик буржуазного Запада. Капитализм страшил писателя. Он не смог воспринять идею социализма, выступал против революционной борьбы. Однако, обладая могучим даром, Николай Васильевич создал, по сути, революционное произведение.

Образ Руси и русского народа в поэме “Мертвые души” Гоголя (цитаты)

Русь.
Художник А. Лаптев

Образ Руси и русского народа является одним из ключевых образов в поэме “Мертвые души” Гоголя.

В тексте повести можно встретить множество лирических отступлений и комментариев автора о Руси и жизни русского народа.

Ниже представлены цитаты на тему “Образ Руси и русского народа в поэме «Мертвые души»”.

Смотрите:
– Краткое содержание поэмы
– Все материалы по поэме “Мертвые души”

Образ Руси и русского народа в поэме “Мертвые души”

“. Русский человек способен ко всему и привыкает ко всякому климату. Пошли его хоть в Камчатку, да дай только теплые рукавицы, он похлопает руками, топор в руки, и пошел рубить себе новую избу. “

“. с очаровательно круглившимся овалом лица, какое художник взял бы в образец для Мадонны и какое только редким случаем попадается на Руси, где любит все оказаться в широком размере, всё что ни есть: и горы и леса и степи, и лица и губы и ноги. “

“. Но как ни исполнен автор благоговения к тем спасительным пользам, которые приносит французский язык России, как ни исполнен благоговения к похвальному обычаю нашего высшего общества, изъясняющегося на нем во все часы дня, конечно, из глубокого чувства любви к отчизне, но при всем том никак не решается внести фразу какого бы ни было чуждого языка в сию русскую свою поэму. “

“. Все те, которые прекратили давно уже всякие знакомства и знались только, как выражаются, с помещиками Завалишиным да Полежаевым (знаменитые термины, произведенные от глаголов «полежать» и «завалиться», которые в большом ходу у нас на Руси, все равно как фраза: заехать к Сопикову и Храповицкому, означающая всякие мертвецкие сны на боку, на спине и во всех иных положениях, с захрапами, носовыми свистами и прочими принадлежностями). “

“. На Руси же общества низшие очень любят поговорить о сплетнях, бывающих в обществах высших. “

“. флюс и небольшое воспаление в горле, в раздаче которых чрезвычайно щедр климат многих наших губернских городов. “

“. Что означало это почесыванье? и что вообще оно значит? . Многое разное значит у русского народа почесыванье в затылке. ”

“. И мертвыми покажутся пред ними все добродетельные люди других племен, как мертва книга пред живым словом! Подымутся русские движения… и увидят, как глубоко заронилось в славянскую природу то, что скользнуло только по природе других народов. “

“. вперед! – это слово, производящее такие чудеса над русским человеком. “

“. в Петербург, куда, как известно, стремится ото всех сторон России наша пылкая молодежь – служить, блистать, выслуживаться или же просто схватывать вершки бесцветного, холодного как лед, общественного обманчивого образованья. “

“. вдохновенного русского поэта, какими наградил Бог свою Россию. “

“. Где же тот, кто бы на родном языке русской души нашей умел бы нам сказать это все могущее слово: вперед? кто, зная все силы, и свойства, и всю глубину нашей природы, одним
чародейным мановеньем мог бы устремить на высокую жизнь русского человека? Какими
словами, какой любовью заплатил бы ему благодарный русский человек. Но веки проходят
за веками; полмиллиона сидней, увальней и байбаков дремлют непробудно, и редко рождается на Руси муж, умеющий произносить его, это всемогущее слово. “

“. Едва только ушел назад город, как уже пошли писать, по нашему обычаю, чушь и дичь по обеим сторонам дороги: кочки, ельник, низенькие жидкие кусты молодых сосен, обгорелые стволы старых, дикий вереск и тому подобный вздор [. ] Словом, виды известные. “

“. Селифан, помахивая кнутом, затянул песню не песню, но что-то такое длинное, чему и конца не было. Туда все вошло: все ободрительные и побудительные крики, которыми потчевают лошадей по всей России от одного конца до другого; прилагательные всех родов без дальнейшего разбора, как что первое попалось на язык. “

“. нас на Руси если не угнались еще кой в чем другом за иностранцами, то далеко перегнали их в умении обращаться. Пересчитать нельзя всех оттенков и тонкостей нашего обращения. Француз или немец век не смекнет и не поймет всех его особенностей и различий; он почти тем же голосом и тем же языком станет говорить и с миллионщиком, и с мелким табачным торгашом, хотя, конечно, в душе поподличает в меру перед первым. У нас не то: у нас есть такие мудрецы, которые с помещиком, имеющим двести душ, будут говорить совсем иначе, нежели с тем, у которого их триста, а с тем, у которого их триста, будут говорить опять не так, как с тем, у которого их пятьсот, а с тем, у которого их пятьсот, опять не так, как с тем, у которого их восемьсот, – словом, хоть восходи до миллиона, всё найдутся оттенки. “

“. из уст нашего героя излетело словцо, подмеченное на улице. Что ж делать? Таково на Руси положение писателя! Впрочем, если слово из улицы попало в книгу, не писатель виноват, виноваты читатели, и прежде всего читатели высшего общества: от них первых не услышишь ни одного порядочного русского слова, а французскими, немецкими и английскими они, пожалуй, наделят в таком количестве, что и не захочешь, и наделят даже с сохранением всех возможных произношений: по-французски в нос и картавя, по-английски произнесут, как следует птице, и даже физиономию сделают птичью, и даже посмеются над тем, кто не сумеет сделать птичьей физиономии; а вот только русским ничем не наделят, разве из патриотизма выстроят для себя на даче избу в русском вкусе. “

“. Вообще мы как-то не создались для представительных заседаний. Во всех наших собраниях, начиная от крестьянской мирской сходки до всяких возможных ученых и прочих комитетов, если в них нет одной главы, управляющей всем, присутствует препорядочная путаница. Трудно даже и сказать, почему это; видно, уже народ такой, только и удаются те совещания, которые составляются для того, чтобы покутить или пообедать, как– то: клубы и всякие воксалы на немецкую ногу. А готовность всякую минуту есть, пожалуй, на все. Мы вдруг, как ветер повеет, заведем общества благотворительные, поощрительные и невесть какие. Цель будет прекрасна, а при всем том ничего не выйдет. Может быть, это происходит оттого, что мы вдруг удовлетворяемся в самом начале и уже почитаем, что все сделано. “

“. Русь! Русь! вижу тебя, из моего чудного, прекрасного далека тебя вижу: бедно, разбросанно и неприютно в тебе; не развеселят, не испугают взоров дерзкие дива природы, венчанные дерзкими дивами искусства, города с многооконными высокими дворцами, вросшими в утесы, картинные дерева и плющи, вросшие в домы, в шуме и в вечной пыли водопадов; не опрокинется назад голова посмотреть на громоздящиеся без конца над нею и в вышине каменные глыбы; не блеснут сквозь наброшенные одна на другую темные арки, опутанные виноградными сучьями, плющами и несметными миллионами диких роз, не блеснут сквозь них вдали вечные линии сияющих гор, несущихся в серебряные ясные небеса. “

Это были цитаты на тему “Образ Руси и русского народа в поэме “Мертвые души” Гоголя”.

Ссылка на основную публикацию