Образ дороги в поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души» – роль пути в произведении

Образ дороги в поэме Николая Васильевича Гоголя «Мертвые души»

Странствие по Руси — извечная тема российских писателей. Николай Васильевич Гоголь не стал исключением и создал яркий образ дороги в поэме «Мертвые души», ассоциирующийся с жизненным путем главного героя. Он выступает в роли отдельного персонажа, который постоянно меняется, вызывает страсть, наводит на размышления, правильное ли направление выбрал Чичиков.

  1. Назначение образа
  2. Видение дороги автором и Чичиковым
  3. Путь главного героя
  4. Лирическое отступление

Назначение образа

Дорожные путешествия встречаются в большинстве произведений Гоголя. Центральные персонажи постоянно находятся в движении, куда-то направляются, устремляются. В таком состоянии «пути» находится вся Россия. Образ дороги в «Мертвых душах» призван выступать в роли яркого противопоставления омертвлению. Будучи в движении, невозможно утратить качества настоящего человека. Хотя главному герою удается разрушить этот стереотип.

Дорожный образ, в авторском понимании, позволяет осветить такие важные темы:

  • Ходьба либо езда по накатанному жизненному пути.
  • Выбор направления умышленно или же потому, что кто-то так сказал.
  • Самостоятельное движение или подталкивание кем-либо.
  • Неверное направление движения всей страны.
  • Ожидание счастливого либо несчастного конца дороги.

Освещая все эти проблемы, символический образ дороги в поэме показывает свою многогранность. Он указывает, насколько верным или неправильным может быть путь по жизни человека. При этом он выступает в качестве символа истории России, развития нации, судьбоносных решений, отличительных черт характеров, судьбы народа.

Видение дороги автором и Чичиковым

Писатель вместе с центральным героем поэмы «Мертвые души» путешествует по городским окрестностям неизвестного населенного пункта. Читая отрывки с упоминаниями о дороге и цитаты, создается впечатление, что Николай Васильевич прекрасно знаком с городом.

Несмотря на нелицеприятные пейзажи, автор вспоминает родные края. Ему кажется, что такие тернистые тропы — это пути, ведущие к славе, известности и признанию. Творчество Гоголя всегда считалось неоднозначным. Ему приходилось пройти через множество трудностей.

Чичиков — персонаж, любящий ездить по дорогам. Ему нравится быстрая езда, бездорожье, мягкие грунтовые тропы. При этом увиденные им пейзажи вызывают неприязнь. Местность выглядит разбросанной, бедной, покрытой ухабами.

Для Чичикова же дорога становится олицетворением его жизненного пути. Он путешествует по заброшенным тропинкам и городским закоулкам. Он движется навстречу грязи, шатким мостам, шлагбаумам. Это говорит о ложном направлении героя.

Путь главного героя

Писательский язык, обогащенный образами, сравнениями, помогает читателям понять мотив сравнения дороги с жизненным путем главного героя поэмы. Она характеризует движение Чичикова. Он едет по городу NN на бричке. В это время мужики-попутчики рассуждают о том, доедет ли гость к пункту назначения.

Шаткая конструкция становится настоящим спасением героя от Ноздрева. В описании колеса композиционно становится образ замкнутого круга. Каждое движение поломанного устройства скрывает глубокий авторский смысл. Писатель умышленно задерживает Чичикова в городе, чтобы тот не пошел по кривой дорожке, отказался от плохой затеи, отказался от кощунства и сохранил человеческий облик.

Помещик становится заложником собственной судьбы (дороги). Он утрачивает отзывчивость. Остается лишь безрассудство, черствость, жадность, поэтому дорожные тропы предприимчивого афериста настолько беспорядочны, извилисты, тернисты, глухи.

Лирическое отступление

Нередко школьникам задают задание — написать на тему лирических отступлений в «Мертвых душах» сочинение. В таком случае следует упомянуть о нескольких из них, несущих значение отдельных, вполне полноценных произведений. Отступление от проблематики дороги является наиболее лиричным, раскрывающим образ пути. Авторские слова заставляют сердца читателей трепетать, представлять пейзажи максимально четко, слышать дорожные звуки:

  • прохватывающая дрожь;
  • лошадиный сап;
  • освещенное светилом небо;
  • блестящие крыши домов;
  • дома из бревен;
  • открывающиеся одинокие пустыри;
  • белоснежные строения;
  • красиво сияющий месяц;
  • мелькающие, развивающиеся на ветру платки и прочее.

Каждое авторское слово рисует в уме образы. Гоголь наслаждается своим путешествием. Дорога становится для него товарищем и собеседником — милым, приятным, умеющим выслушивать, не отвлекающим, не мешающим, откровенным. Автор радуется тишине и одиночеству, освежающему холоду, завораживающей ночной темноте.

Эмоции писателя позволяют позабыть о том, какой путь выбрал русский помещик, приведший того к гибели души. Дорожные виды вдохновляют, спасают от переживаний, навевают приятные воспоминания, отвлекают от тяжелых мыслей. Для Николая Васильевича именно дорога стала причиной зарождения чудных замыслов и поэтических грез. Говоря кратко, автор пытается донести идею того, что каждый сам вправе выбирать свой путь, играть особую роль, вести определенный образ жизни.

Образ дороги в поэме «Мертвые души»: смысл и символика образа

Содержание:

Гоголь написал множество произведений, в которых тема дороги является одним из ключевых аспектов. В произведении «Мертвые души» этот образ особенно важен для понимания всей сути повествования. Знаменитая поэма написана автором в девятнадцатом веке. Она обладает глубинным смыслом, отвечает на главный вопрос русского народа о моральных качествах, будущем.

Образ дороги в «Мертвых душах» помогает автору максимально точно передать состояние страны в то время, закат эпохи крепостного права. Для воссоздания полноты картины писатель вводит Чичикова в произведение. Это главный герой, постоянно переезжающий между губерниями с целью покупки мертвых душ. Каждый мертвый крестьянин, его купленная душа приближают Чичикова к цели – получение богатства.

Мотив дороги в поэме «Мертвые души»

Тема дороги в поэме «Мертвые души» является символом динамичного движения, она характеризует вечное развитие, жизнь. Главный персонаж плутает на развилках. Автор указывает на ошибочный выбор жизненного пути.

Мотив дороги в «Мертвых душах» помогает автору. С ее помощью он описывает состояния персонажа. Путь спасал, выносил тонущего или погибающего Чичикова, выступая в роли соломинки. Дорога стала музой Гоголя. Рассмотрим основные характеристики образа:

  • В заключительной главе произведения описание дороги в «Мертвых душах» ассоциируется с образом России. Ее роль масштабная, всеобъемлющая. Объект символизирует исторический путь, его значение в общественной жизни народа, международные ориентиры страны;
  • Писатель задается вопросами: как будет жить Русь дальше, возможно ли изменить ее судьбу? Он не может ответить на них, события неподвластны людям. Жизнь-дорога – она развивается, двигается самостоятельно;
  • Роль дороги в поэме «Мертвые души» – характеристика индивидуальности пути страны, человека;
  • Поэма говорит о негативном отношении Гоголя к подражанию зарубежным странам. Извилистой дорогой он показывает, что страна должна идти своим путем, преодолевая трудности, добиваясь успеха

Аналогичное значение образу дороги придавал Некрасов. Это важнейший смысловой посыл, обозначающий продвижение вперед, стремление, изменения, историю.

Образ дороги в поэме «Мертвые души» как жизненного пути

Гоголь отождествляет дорогу с внутренним развитием личности, жизнью человека. Путь главного действующего лица превращается в жизненный путь. Ключевые моменты, созданные дорогой:

  1. Чичиков едет через глушь – обманная тропинка, выбранная им при согласии на покупку мертвых душ.
  2. Коробочка сетует, что заблудиться на дороге несложно, много заворотов. Человек часто сталкивается с соблазнами, сбивающими его с пути.
  3. Поиск тропки к большой дороге – нужно преодолеть множество препятствий, трудностей, чтобы прийти к успеху.
  4. Беспорядочность тропок предприимчивых аферистов характеризует безрассудство, жизненный путь человека. После горя, бед, сложностей люди меняются, становятся черствыми, жестокими.

Лирическое отступление о дороге в «Мертвых душах»

Писатель использует в поэме лирические отступления, имеющие характерные литературные признаки. Тест произведения показывает, что без отступлений автору не удалось бы столь полно, четко передать суть. Лирическое отступление о дороге напоминает отдельную главу, делая поэму глубокой, многогранной. Писатель полностью погружает читателя в ощущение пути:

  • Описание открытого пустыря;
  • Характеристика бревенчатых изб, версты с числом;
  • Упоминание лесов, белых домов.

Природа в пути выступает в роли собеседника, приятеля, умеющего слушать, понимать, сопереживать.

Образ дороги в поэме Мертвые души Гоголя сочинение

Начать хотелось бы с того, что автор такого гениального творения, как «Мёртвые души» заканчивает его тем, что говорит о дороге, как о пути, в который нужно отправиться несмотря на многие сложности, которые возникают на пути, их будет немало, однако свернуть с дороги уже не представляется возможным. Это поистине философская мысль сопровождается тем, что дорога отчасти сравнивается с жизнью, а все трудности, которые возникают на пути героев, лишь подтверждают то, что куда бы ни привела тропа, идти по ней все же приходится.

Само перемещение главного персонажа по необъятной России, его знакомства и разговоры с важными для города людьми, всё это непременно отражено как события, которые попутно совмещены с жизненными моментами нашего героя.

Путь, по которому движется именно он, зачастую не прямой, извилистый, не ровный, отражает суть того, что человек прибегает к незаконным действиям, к обманным уловкам, зачастую такая дорога и вовсе никуда и не приводит.

Автор применяет весьма нетипичную схему кульминационного развития сюжета с переплетениями философских мыслей, связанных именно с дорогой. Так, на пути основного персонажа Чичикова встаёт время от времени и еще один персонаж – сам автор, которому неплохо знаком весь город. Например, это можно понять по репликам появляющегося незнакомца: «Эта гостиница..своего известного рода». Также автор говорит и о том, что персонажи данного произведения не в состоянии по праву оценить существующие реалии. Автор подтрунивает над обстановкой, где царят коррупция, взятничество, договорные отношения с элементами воровства.

Однако дорога, которая так была показана Гоголем, приводит персонажей к такому пути, который, по его мнению, они и заслуживают. Ведь, как считал сам «гений пера», в его произведении сочтены и смех, и смысл. Острая сатира, к которой прибегает автор в необходимых ситуациях, еще раз показывает осознание того, что неизбежность последствий при пересечении данного пути по определенным маршрутам всё же присутствует.

Безвыходность положения при выборе дороги или изначальное понимание конечных последствий – это неразрешимый вопрос, который оставляет автор читателю. Однако все же стоит отметить, что в конце произведения он прибегает к оптимистичным образам, как бы показывая, что путь добродетели всё же есть, но увидеть его не так-то просто, и не всем он подходит. В произведении, столь наполненном смыслом и оставляющим «пищу для размышлений» говорится о том, что человек должен сам понимать выбор своего пути и принимать его последствия.

2 вариант

Н.В. Гоголь. Признанный мастер слова, который был в состоянии описать жизнь на Руси во всем ее многообразии. Образы со страниц книг будто разговаривают с нами, говоря о своей нелегкой судьбе. Мы видим их как будто вживую. Здесь и кучер, с мужицкой хваткой, и дворовый слуга, неопрятный и грязный, но безмерно простодушный и дворянин, рассуждающий о судьбе страны и радеющий, чтобы оброк был в срок уплачен.

В этом же сочинении хотелось бы затронуть образ дороги.

Почти всемирную известность получило выражение о том, что любой русский любит быструю езду. Совершенно точно сказано: постоянные репортажи из новостей об очередном ДТП из-за превышения скорости доказывают мысль,- утверждение применимо и сейчас. Езда связана с дорогой как бы то ни было. И здесь проявляются черты характера: широта души, желание рисковать, почувствовать раздолье и всецело ему отдаться.

Образ дороги каноничен. Можно и на своем опыте описать, что она значит в жизни человека, и как ее можно представить в художественном произведении. Еще лучше о ней могли бы рассказать водители, а в ту пору кучера и странники.

Дорога – транспортная артерия, вдоль которой располагаются и города, и деревушки, и поля. Следовательно, в пути Чичиков мог поверхностно изучать страну, собирать информацию о том, как найти нужно помещика для его аферы. Для описательной части, образ Дороги составляет представление о внешнем виде населенных пунктов и живущих в них людях.

Образ Дороги можно увидеть во многих произведениях, как Гоголя, так и других авторов той поры. Здесь можно сказать о «Невском проспекте», о «Путешествии из Петербурга в Москву» Радищева. Все потому, что Дорога – образ яркий, способный направить сюжет в нужное русло. В частности, во время Путешествия Чичиков знакомится с дочкой губернатора и узнает, как заехать к персонажам-помещикам из поэмы.

Отвечая образом на образ, можно сказать, что Дорога – один изнаиболее значимых компонентов произведения, ведь путешествуя вместе с главным героем по дороге, мы и двигаемся по сюжету.

Если Русь – это организм, то Дорога – это главный кровяной сосуд, где вместо крови люди и лошади.

Также читают:

Картинка к сочинению Образ дороги в поэме Мертвые души

Популярные сегодня темы

С того момента, как человек появился на планете, можно говорить о том, что его взаимодействие с природными силами началось.

Александра Невского можно назвать великим новгородским князем, а также непобедимым полководцем. Его жизнь совпала с непростым периодом, ведь на тот момент было множество государств, которые хотели захватить Россию.

Нет ни одной семьи, которую бы не затронула Великая Отечественная война. Эта трагедия оставила огромный мрачный, полный боли и слез след в истории России. Миллионы жизней были унесены за светлое и мирное небо

Главным героем трагедии Шекспира “Ромео и Джульетта” является юноша по имени Ромео из семьи Монтекки. Семья Монтекки – очень знатный и величественный клан

В романе Лермонтова «Герой нашего времени» представлены приключения молодого мужчины Григория Печорина. Он был богат и жаден на приключения, не боялся рисковать жизнью, играл с судьбами людей. По мере повествования

Образ и роль дороги в поэме «Мертвые души» (Н.В. Гоголь)

Образ и роль дороги в поэме Н.В. Гоголя «Мёртвые души» очень важны: это не только художественный приём, помогающий связать в единое целое все события и всех героев, но и жизненный путь отдельного человека и всей России в целом.

Вообще тема путешествия, дороги встречается в отечественной литературе довольно часто. Вспомним «Путешествие из Петербурга в Москву» А.Н. Радищева, «Героя нашего времени» М.Ю. Лермонтова, «Кому на Руси жить хорошо» Н.А. Некрасова. Подобный мотив в них используется как сюжетообразующий, зачастую и сам является центральной темой, цель которой — описать российскую жизнь, современную автору.

Сюжет поэмы Н.В. Гоголя таков: Павел Иванович Чичиков — главный герой — выдаёт себя за помещика, разъезжая по окрестностям губернского города. Он скупает у землевладельцев «мёртвые души», то есть умерших крестьян, которые согласно переписи (ведомостям) считаются живыми. Зачем ему это нужно? Чичиков хочет взять кредит, заложив эти «души» (о намерениях читатель узнаёт в конце первой части). Это нужно, чтобы получить высокое общественное положение, нажить капитал. Дорога же авантюриста не пугает.

Его путь противоречив, положение шатко, как хлипка бричка, на которой он едет (в самом начале мужики рассуждают, доедет ли она или сломается). Автор, останавливая Чичикова в городишке, как бы даёт ему возможность одуматься, то есть отказаться от безумной затеи скупать «мёртвые души». Но герой не хочет видеть бездуховности своей цели, как не хочет следить за бричкой, доверяя всё кучеру. Дорога приводит Чичикова в дворянские имения, где он видит глупость помещиков и бедность крестьян. Но что-то изменить Павел Иванович не намерен (а ведь он по-своему умён, идея о покупке «мёртвых душ» даже гениальна в какой-то мере), да и сам меняться не собирается: он проявляет чёрствость, жадность в поисках лёгких денег. Это его выбор: решение отдельного человека, по какому пути ему идти.

Дорога помогает нарисовать современную (естественно, Гоголю) Россию. Довольно ясно: подобная задача «объять всю Русь» масштабная, поэтому он ограничивается описанием уездного городишки и его окрестностей. В центре исследования — мелкопоместные дворяне, именно они типичны для представленной эпохи.

Какой рисуется страна? Бричка привозит героя в обычный город N., а затем — в имения помещиков. Манилов строит прожекты, витая в облаках, а вокруг всё ветшает и приходит в упадок. Собакевич занят едой, тогда как мужики, работая до упаду, голодают и не могут прокормить свои семьи. Плюшкин настолько алчен, что теряет даже человеческий облик. Ноздрёв только пьёт и буянит. То есть дворяне ничего не желают делать для России, наоборот, лишь разрушают всё вокруг. Таким образом, дорога (точнее — художественный приём) даёт возможность писателю критиковать общественный порядок.

Кстати, дорога здесь также помогает дать характеристику самим помещикам ещё до того, как мы с ними знакомимся. Сравните, например, два описания. Это путь, ведущий в маниловскую усадьбу: «Проехавши две версты, встретили поворот… а каменного дома в два этажа всё ещё не было видно». Чичиков сразу отмечает: говорят про пятнадцать вёрст, значит, их не меньше тридцати. А вот дорога, проходящая через плюшкинскую деревню: «Эти брёвна, как фортепьянные клавиши, подымались то вверх, то вниз… Какую-то особенную ветхость заметил он на всех деревенских строениях…»

Есть в поэме отдельное лирическое отступление, так и названное — «О дороге», которое помогает лучше понять образ, его смысл. Можно назвать дорогу помощницей, музой писателя, ведь именно в пути рождается у него много «чудных замыслов, поэтических грёз». В движении «погибающий и тонущий» автор (здесь мы объединим два понятия — рассказчика и самого Н.В. Гоголя) находит успокоение: «дрожь прохватила члены», «дремлешь и забываешься». То есть дорога располагает к умиротворению, откровенности. Она не отвлекает от мыслей, наоборот, помогает их упорядочить. В одиночестве писатель видит все мелочи, подмечая вёрсты с цифрами, бревенчатые избы и другие детали. Это путь к себе, к собственному сердцу.

Дорога наводит рассказчика на размышления о двух путях, которые могут избрать писатели. Это проторённая дорожка к славе, успеху, если писать о чём-то, приятном обществу. Но если кто-то решит вытащить «тину мелочей, опутавших нашу жизнь», то его путь будет несладок, потому что никто не хочет замечать «незримые, неведомые ему [миру] слёзы». Но именно такой выбор благороден. Так, тема дороги, пути вырастает до целого обобщения о выборе жизненного призвания.

Завершается поэма описанием «необгонимой» тройки — символом несущейся в будущее России: «Русь, куда ж несёшься ты?» Хотя ответа мы не получаем (вопрос риторический), хочется верить в прекрасное.

Вывод таков: образ дороги — это отдельный персонаж, живой, изменяющийся, вызывающий размышления. Герои куда-то спешат, мчатся. В этом вечном движении вся Россия, недаром говорят, что «дорога есть жизнь». Она в контрасте с омертвением душ. Поэтому у внимательного читателя невольно возникает вопрос, как в таком случае можно было остановиться и утратить все человеческие качества. Философский вопрос, на который Н.В. Гоголь призывает ответить каждого из нас.

Сочинение: Образ и роль дороги в поэме «Мертвые души» (Н.В. Гоголь)

Смысл образа

Дорога встречается в большинстве произведений Н. В. Гоголя. Герои куда-то стремятся, двигаются, несутся. На этом стоит вся Россия. Она в вечном движении. В поэме образ дороги контрастен основной теме – омертвению души. Как при таком вечном движении можно остановиться и потерять человеческие качества? Философский вопрос заставляет заглянуть внутрь человека. Начинают появляться вопросы:

  • Сам человек едет или движется по накатанной?
  • Едет или его везут?
  • Выбирает ли дорогу, путь или движется по тем путям, которые кто-то указал?
  • Вопросы об одном человеке переходят ко всей стране:
  • Куда летит Русь?
  • Что ждет Россию в конце пути и где он этот конец?

В поэме смысл образа многогранен: это история России, символ развития человеческий нации, олицетворение разных судеб, отличие русского характера, эпитет бездорожья. Основная нагрузка на образ – судьба русского народа, каждого его сословия: мужика, чиновника, помещика.

Сочинение на тему Образ дороги в поэме Н В Гоголя Мертвые души читать бесплатно

Образ дороги
Поэма Н. В. Гоголя «Мертвые души» считается одним из лучших произведений автора и занимает достойное место в русской литературе XIX века. Это произведение имеет глубинный смысл и раскрывает сразу несколько насущных тем.

Автор сумел мастерски показать Россию того периода и последние дни крепостничества. Особое место в произведении занимает тема дороги. Главный герой, Павел Иванович Чичиков, путешествует из города в город в поисках «продавцов» мертвых душ.

Именно через движение главного героя по дорогам складывается широкая картина жизни на Руси.

Поэма начинается «дорогой» и заканчивается ею же. Однако если вначале Чичиков въезжает в город с надеждами на скорое обогащение, то в конце он убегает из него, чтобы спасти свою репутацию. Тема дороги чрезвычайно важна в произведении.

Для автора дорога – это олицетворение жизни, движения и внутреннего развития. Дорога, по которой едет главный герой, плавно превращается в дорогу жизни.

Когда он плутает по запутанным дорогам, пролегающим в глуши, порой никуда не ведущим, это символизирует обманный путь, который он выбрал для своего обогащения.

В произведении есть примечательная фраза, которую роняет помещица Коробочка и, которая раскрывает суть дороги. Когда Чичиков интересуется у нее, как добраться до большой дороги, она отвечает, что объяснить не мудрено, да поворотов много. Эти фразы несут символический смысл.

Читателю вместе с автором предлагается подумать над тем, как же добраться до «большой дороги» жизни. И тут же звучит ответ, что добраться то можно, только препятствий и трудностей на пути будет много.

Таким образом, автор на протяжении следующих глав выступает в роли провожатого и ведет своего героя по запутанным дорогам из одного поместья в другое.

В завершающей главе следует лирическое отступление о дорогах России. Это своеобразный гимн движению, в котором Русь сравнивается с несущейся тройкой. В этом отступлении автор переплетает свои две любимые темы: тему дороги и тему России.

В нем просматривается смысл исторического движения страны. Для автора именно в дороге заключается вся русская душа, ее размах и полнота жизни. Таким образом, дорога в произведении – это и есть сама Русь. Она должна привести страну к лучшему, светлому будущему.

Более того, она должна возродить общество, запутавшееся в противоречиях жизни.

см. также: Другие сочинения по произведению Мёртвые души, Гоголь

Характеристики главных героев произведения Мёртвые души, Гоголь

Краткое содержание Мёртвые души, Гоголь

Краткая биография Николая Гоголя

Дорога главного персонажа

Богатый образами язык писателя помогает представить главного героя Чичикова. Дорога характеризует его движение. Он едет на бричке, о колесе которой рассуждают мужики: доедет ли? Шаткое устройство спасает персонаж от Ноздрева. Композиционно колесо, как круг замыкает поэму. Сомнения крестьян о прочности колеса на первых страницах книги завершаются их поломкой. Автор за каждым действием скрывает глубокий смысл. Читателю приходится отвлекаться и рассуждать. Прямых ответов нет. Зачем классик задерживает Чичикова в городе? Может, чтобы он остановился?

Выбрал другой путь? Отказался от нелепой затеи, увидев все кощунство, бездуховность, которая в ней скрывается?

Дороги предприимчивого афериста беспорядочны. Сам он не следит за бричкой, доверяя эту работу кучеру. Дорога заводит Павла Ивановича в такие глухие места, что в них страшно оказаться на сломанной телеге.

Помещик смел или безрассуден? Возможно, и то, и то. Дорога – не меняет мошенника, она поглощает его, делая черствым и жадным. Получается у всех людей своя дорога, свой жизненный путь, свое восприятие России.

Назначение образа

Дорожные путешествия встречаются в большинстве произведений Гоголя. Центральные персонажи постоянно находятся в движении, куда-то направляются, устремляются. В таком состоянии «пути» находится вся Россия. Образ дороги в «Мертвых душах» призван выступать в роли яркого противопоставления омертвлению. Будучи в движении, невозможно утратить качества настоящего человека. Хотя главному герою удается разрушить этот стереотип.

Дорожный образ, в авторском понимании, позволяет осветить такие важные темы:

  • Ходьба либо езда по накатанному жизненному пути.
  • Выбор направления умышленно или же потому, что кто-то так сказал.
  • Самостоятельное движение или подталкивание кем-либо.
  • Неверное направление движения всей страны.
  • Ожидание счастливого либо несчастного конца дороги.

Освещая все эти проблемы, символический образ дороги в поэме показывает свою многогранность. Он указывает, насколько верным или неправильным может быть путь по жизни человека. При этом он выступает в качестве символа истории России, развития нации, судьбоносных решений, отличительных черт характеров, судьбы народа.

Лирическое отступление

Автор предлагает несколько лирических отступлений, который можно признать отдельными художественными произведениями. Отступление от текста «О дороге» – одно из самых лиричных, оно помогает понять образ дороги в «Мертвых душах». Без него тема будет раскрыта только поверхностно. Каждое слово приводит в трепет читателя, все точно и реально:

  • «дрожь прохватила члены»;
  • «сап лошадей»;
  • «дремлешь и забываешься и храпишь»;
  • «на вершине неба солнце.

Природа в дороге – это друг, который становится собеседником. Он мил, приятен, умеет слушать, не отвлекает, не мешает, а располагает к откровенности. Сколько мыслей пролетает в голове путников, не перечесть.

Нравится писателю тишина, одиночество. Красиво сияние месяца, мелькают полотняные платки, развешанные хозяйками. Крыши домов блистают. За каждым словом встает образ:

  • верста с цифрой;
  • зажатый в угол сосед;
  • белые дома;
  • бревенчатые избы;
  • открытый пустырь.

Даже холод не пугает в дороге. Он славный, чудный, свежий. По-особенному с волшебством описана ночь: «какая ночь совершается в вышине!

», «небесные силы». Темнота не пугает читателя, а завораживает.

Дорога – это помощница писателя. Она выносила и спасала его, когда он «погибающий и тонущий» хватался за нее как «за соломинку». Дорога – писательская муза. В пути родилось множество «чудных замыслов, поэтических грез».

Дивные впечатления ночи отвлекают от тяжелых мыслей гибели души русского помещика. Написать сочинение «Образ дороги в поэме «Мертвые души», опираясь на предложенный материал, станет намного проще.

Презентация “Русь-тройка. Образ дороги в поэме Н.В. Гоголя “Мёртвые души””

Образ дороги в поэме

«Мёртвые души»

ПРЕЗЕНТАЦЮ ПОДГОТОВИЛА Волкова Л.Б., учитель русского языка и литературы Каменской основной школы Первомайского района Оренбургской области

Мотив дороги в поэме очень многогранен.

Дорога является помощником Гоголю в создании композиции поэмы, образ дороги является композиционным стержнем.

Образ дороги воплощается в прямом, непереносном значении – это то ровная дорога, по которой мягко едет рессорная бричка Чичикова(«Лошадки расшевелились и понесли, как пух, легонькую бричку»), то ухабистые проселки, а то и непролазная грязь, в которой вываливается Чичиков, добираясь к Коробочке («Лежавшая на дороге пыль быстро замесилась в грязь, и лошадям ежеминутно становилось тяжелее тащить бричку»). Дорога сулит путешественнику самые разные неожиданности: направляясь к Собакевичу, Чичиков оказывается у Коробочки, а перед кучером Селифаном «дороги расползались во все стороны, как пойманные раки…».

В образе дороги воплощен и житейский путь героя («но при всем том трудна была его дорога…»), и творческий путь автора: «И долго еще определено мне чудной властью идти под руку с моими странными героями…»

Совершенно иной смысл получает этот мотив в знаменитом лирическом отступлении одиннадцатой главы: дорога с несущейся бричкой превращается в путь, по которому летит Русь, «и, косясь, постораниваются и дают ей дорогу другие народы и государства».

В этом мотиве – и неведомые пути русского национального развития: «Русь, куда ж несешься ты, дай ответ? Не дает ответа», представляющие противопоставление путям других народов: «Какие искривленные, глухие, узкие, непроходимые, заносящие далеко в сторону дороги избирало человечество…».

Лирическое отступление

— вне сюжетный элемент произведения ; композиционно-стилистический приём , заключающийся в отступлении автора от непосредственного сюжетного повествования ; авторское рассуждение , размышление , высказывание , выражающее отношение к изображаемому или имеющее к нему косвенное отношение (лирические отступления в « Евгении Онегине » А. С. Пушкина ). Может принимать форму воспоминаний , обращений автора к читателям (лирическое отступление в 7 главе « Мертвых душ » Н. В. Гоголя ). Применяется в эпических или лиро-эпических произведениях .

Образ дороги в поэме Н. В. Гоголя “Мертвые души”

“В дорогу! в дорогу. Разом и вдруг окунемся в жизнь со всей ее беззвучной трескотней и бубенчиками…” – так заканчивает Гоголь одно из самых проникновенных и глубоко философских лирических отступлений в поэме “Мертвые души”. Мотив дороги, пути, движения не раз возникает на страницах поэмы. Этот образ многослоен и весьма символичен. Движение главного героя поэмы в пространстве, его путешествие по дорогам России, встречи с помещиками, чиновниками, крестьянами и городскими обывателями складываются перед нами в широкую картину жизни Руси. Образ дороги, запутанной, пролегающей в глуши, никуда не ведущей, только кружащей путника, – это символ обманного пути, неправедных целей главного героя. Рядом с Чичиковым то незримо, то выходя на первый план присутствует другой путешественник – это сам писатель. Мы читаем его реплики: “Гостиница была… известного рода…”, “какие бывают эти общие залы – всякий проезжающий знает очень хорошо”, “город никак не уступал другим губернским городам” и т. д. Этими словами Гоголь не только подчеркивает типичность изображаемых явлений, но и дает нам понять, что незримый герой, автор, тоже хорошо знаком с ними. Однако он считает необходимым подчеркнуть несовпадение оценки окружающей действительности этими героями. Убогая обстановка гостиницы, приемы у городских чиновников, выгодные сделки с помещиками вполне устраивают Чичикова, а у автора вызывают нескрываемую иронию. Когда события и явления достигают пика безобразия, смех автора достигает вершины беспощадности. Оборотная сторона гоголевской сатиры – лирическое начало, стремление видеть человека совершенным, а родину – могучей и процветающей. По-разному воспринимают дорогу разные герои. Чичиков испытывает удовольствие от быстрой езды(“И какой же русский не любит быстрой езды?”), может полюбоваться прекрасной незнакомкой(“открывши табакерку и понюхавши табаку”, скажет:”Славная бабешка!”). Но чаще он отмечает “подкидывающую силу” мостовой, радуется мягкой езде по грунтовой дороге или дремлет. Великолепные пейзажи, проносящиеся перед его глазами, не вызывают у него особых мыслей. Автор тоже не обольщается увиденным:”Русь! Русь! вижу тебя, из моего чудного, прекрасного далека тебя вижу: бедно, разбросанно и неприютно в тебе… ничто не обольстит и не очарует взора”. Но вместе с тем для него есть “какое странное, и манящее, и несущее, и чудесное в слове: дорога!”. Дорога пробуждает мысли о родине, о предназначении писателя: “Сколько родилось в тебе чудных замыслов,поэтических грез, сколько перечувствовалось дивных впечатлений!…” Реальная дорога, по которой едет Чичиков, превращается у автора в образ дороги как жизненного пути. “Что до автора, то он ни в коем случае не должен ссориться со своим героем: еще не мало пути и дороги придется им пройти вдвоем рука в руку…” Этим Гоголь указывает на символическое единство двух подходов к дороге, их взаимное дополнение и взаимопревращение. Дорога Чичикова, прошедшая по разным углам и закоулкам N-ской губернии, как бы подчеркивает его суетный и ложный жизненный путь. В то же время путь автора, который он совершает вместе с Чичиковым, символизирует суровый тернистый, но славный путь писателя, проповедующего “любовь враждебным словом отрицания”. Реальная дорога в “Мертвых душах”, с ее ухабами, кочками, грязью, шлагбаумами, непочиненными мостами, вырастает до символа “громадно несущейся жизни”, символа исторического пути России. На страницах, завершающих 1-й том, вместо чичиковской тройки возникает обобщенный образ птицы-тройки, который затем сменяется образом несущейся, “вдохновенной Богом” Руси. На сей раз она на истинном пути, поэтому и преобразился замызганный чичиковский экипаж птицу-тройку – символ свободной, обретшей живую душу России .

Образ птицы-тройки в поэме «Мертвые души»

«Мертвые души» не случайно названы автором поэмой. Несмотря на то что это произведение написано в прозе, в нем нередко встречаются разнообразные поэтические приемы, в том числе и многочисленные лирические отступления.
Этот прием универсален, у разных авторов он служит для выполнения разных задач. Так, например, у А. С. Пушкина в романе «Евгений Онегин» через лирические отступления создается образ самого автора, участвующего в повествовании. Н. В. Гоголь использует этот прием по-другому. В лирических отступлениях, наиболее мелодичных, действительно лиричных частях поэмы, у него проходит тема, одна из самых важных во всей русской литературе — тема России. Самое известное такое отступление — отрывок, приведенный в одиннадцатой главе первого тома. В этом отрывке Гоголь создал образ птицы-тройки, в котором воплотил свои представления о России.Тройка появилась в повествовании в самом начале главы еще не как птица, но уже как намек на будущий образ. Восторги Чичикова «у! какая сверкающая, чудная, незнакомая земле даль! Русь!» прерываются пронесшейся «как призрак» и моментально исчезнувшей «с громом и пылью» тройкой. Этот эпизод наводит Чичикова на размышления о дороге: «какое странное, и манящее, и несущее, и чудесное в слове: дорога!». Такой прием — соединение в нескольких строчках России, тройки и дороги — используется писателем для того, чтобы наиболее полно раскрыть в дальнейшем образ птицы-тройки, объединяющий эти три понятия.Дорога для Гоголя является своего рода символом России, неотделимой ее частью. «Сколько раз, как погибающий и тонущий, я хватался за тебя, и всякий раз ты меня великодушно выносила и спасала! А сколько родилось в тебе чудных замыслов, поэтических грез, сколько перечувствовалось дивных впечатлений. » Эти слова принадлежат Гоголю и выражают именно его чувства, а никак не Чичикова.Действительно, широка Русь: «как точки, как значки, неприметно торчат среди равнин невысокие твои города» и дороги, дороги, сплошные дороги. Но не только из-за этого объединяются в душе и творчестве Гоголя эти две темы. Для него Россия — постоянно развивающаяся, несущаяся вдаль, «вдохновенная Богом», самая лучшая страна в мире. «Косясь, постораниваются и дают ей дорогу другие народы и государства». И дорога выступает символом этого движения вперед.При создании образа птицы-тройки не остается без внимания и ее создатель — «ярославский расторопный мужик». В этом «ярославском» мужике, смастерившем тройку, видится обычный русский человек, которому птица-тройка — Россия — обязана своим существованием. Таким образом, в этом лирическом отступлении подводится итог еще одной теме, затронутой в поэме, — теме русского крестьянства: «Здесь ли не быть богатырю, когда есть место, где развернуться и пройтись ему?».Гоголь глубоко патриотичен, его поэма является своеобразным признанием в любви России. Эта тема проходит сквозь все главы «Мертвых душ» и завершается восторженным, восхищенным обращением к России, которая видится ему как «бойкая, необгонимая» птица-тройка. Находясь далеко, Н. В. Гоголь постоянно мыслями возвращался к родной земле, понимал ее и чувствовал, как никто другой, ее загадочность: «Русь, куда ж несешься ты? дай ответ. Не дает ответа».

Полезные ссылки

Посмотрите, что у нас есть еще:

  • для самых рациональных — Краткое содержание «Мертвые души»
  • для самых нетерпеливых — Очень краткое содержание «Мертвые души»
  • для самых компанейских — Главные герои «Мертвые души»
  • для самых занятых — Читательский дневник «Мертвые души»
  • для самых любопытных — Анализ «Мертвые души» Гоголь
  • для самых крутых — Читать «Мертвые души» полностью

Образ дороги в поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души» — роль пути в произведении

Смысл образа

Дорога встречается в большинстве произведений Н. В. Гоголя. Герои куда-то стремятся, двигаются, несутся. На этом стоит вся Россия. Она в вечном движении. В поэме образ дороги контрастен основной теме – омертвению души. Как при таком вечном движении можно остановиться и потерять человеческие качества? Философский вопрос заставляет заглянуть внутрь человека. Начинают появляться вопросы:

  • Сам человек едет или движется по накатанной?
  • Едет или его везут?
  • Выбирает ли дорогу, путь или движется по тем путям, которые кто-то указал?
  • Вопросы об одном человеке переходят ко всей стране:
  • Куда летит Русь?
  • Что ждет Россию в конце пути и где он этот конец?

В поэме смысл образа многогранен: это история России, символ развития человеческий нации, олицетворение разных судеб, отличие русского характера, эпитет бездорожья. Основная нагрузка на образ – судьба русского народа, каждого его сословия: мужика, чиновника, помещика.

Назначение образа

Дорожные путешествия встречаются в большинстве произведений Гоголя. Центральные персонажи постоянно находятся в движении, куда-то направляются, устремляются. В таком состоянии «пути» находится вся Россия. Образ дороги в «Мертвых душах» призван выступать в роли яркого противопоставления омертвлению. Будучи в движении, невозможно утратить качества настоящего человека. Хотя главному герою удается разрушить этот стереотип.

Дорожный образ, в авторском понимании, позволяет осветить такие важные темы:

  • Ходьба либо езда по накатанному жизненному пути.
  • Выбор направления умышленно или же потому, что кто-то так сказал.
  • Самостоятельное движение или подталкивание кем-либо.
  • Неверное направление движения всей страны.
  • Ожидание счастливого либо несчастного конца дороги.

Освещая все эти проблемы, символический образ дороги в поэме показывает свою многогранность. Он указывает, насколько верным или неправильным может быть путь по жизни человека. При этом он выступает в качестве символа истории России, развития нации, судьбоносных решений, отличительных черт характеров, судьбы народа.

Дорога главного персонажа

Богатый образами язык писателя помогает представить главного героя Чичикова. Дорога характеризует его движение. Он едет на бричке, о колесе которой рассуждают мужики: доедет ли? Шаткое устройство спасает персонаж от Ноздрева. Композиционно колесо, как круг замыкает поэму. Сомнения крестьян о прочности колеса на первых страницах книги завершаются их поломкой. Автор за каждым действием скрывает глубокий смысл. Читателю приходится отвлекаться и рассуждать. Прямых ответов нет. Зачем классик задерживает Чичикова в городе? Может, чтобы он остановился?

Выбрал другой путь? Отказался от нелепой затеи, увидев все кощунство, бездуховность, которая в ней скрывается?

Дороги предприимчивого афериста беспорядочны. Сам он не следит за бричкой, доверяя эту работу кучеру. Дорога заводит Павла Ивановича в такие глухие места, что в них страшно оказаться на сломанной телеге.

Помещик смел или безрассуден? Возможно, и то, и то. Дорога – не меняет мошенника, она поглощает его, делая черствым и жадным. Получается у всех людей своя дорога, свой жизненный путь, свое восприятие России.

Литература для всех

Мотив русского богатырства. Роль положительного идейного полюса в поэме играет один из ведущих мотивов — мотив русского богатырства. Он проходит через все произведение, появляясь почти незаметно в 1-й главе: упоминание о «нынешнем времени», «когда и на Руси уже начи­нают выводиться богатыри», развивается постепенно в лири­ческих отступлениях и в последней, 11-й главе звучит заключительным аккордом — «Здесь ли не быть богатырю».

Эти образы русских богатырей — не реальность, а скорее воплощенная вера Гоголя в русского человека. Все они входят в число мертвых и беглых «душ», и хотя живут или жили в том же мире, что и остальные герои поэмы, они не принадле­жат той реальности, в которой разворачивается действие. Такие народные образы не существуют сами по себе, а только обрисовываются в размышлениях Чичикова над списком крестьян, купленных у Собакевича. Но вся стилистика и характер этого фрагмента текста свидетельствует о том, что перед нами скорее мысли самого автора, а не его героя. Он продолжает здесь тему богатырства русского народа, его потенциальных возможностей.

Среди тех, о ком он пишет, есть талантливые мастера — Степан Пробка, плотник, «богатырь, что в гвардию годился бы»; кирпичник Милушкин, сапожник Максим Телятников. С восхищением автор говорит о бурлаках, сменяющих «разгул мирной жизни» на «труд и пот»; о безоглядной удали таких, как Абрам Фыров, беглый крестьянин, который, несмотря на опасность, «гуляет шумно и весело на хлебной пристани». Но в реальной жизни, так сильно уклонившейся от идеала, всех их подстерегает смерть. И лишь живой язык народа свидетельствует о том, что его душа не умерла, она может и должна возродиться. Размышляя об истинно народном языке, Гоголь замечает в лирическом отступлении, связанном с характеристикой прозвища, данного Плюшкину мужиком: «Нет слова, которое было бы так замашисто, бойко, так вырвалось бы из-под самого сердца, так бы кипело и животрометало, как метко сказанное русское слово».

Мотив дороги. Народ-богатырь под стать русским пейзажам, той земле, «что не любит шутить, а ровнем-гладнем разметнулась на полсвета, да и ступай считать версты, пока не зарябит тебе и очи». В заключительной, 11-й главе лирико-философскос раздумье о России и призвании писателя, чью «главу осенило грозное облако, тяжелое грядущими дождями», сменяет мотив дороги — один из центральных в поэме. Он связан с главной темой — пути, предназначенного России и народу. В гоголевской системе движение, путь, дорога — всегда понятия взаимосвязанные: это свидетельство жизни, развития, противостоящего косности и смерти. Не случайно все биографии крестьян, олицетворяющих лучшее, что есть в наро­де, объединяет именно этот мотив. «Чай, все губернии исхо­дил с топором за поясом… Где-то носят теперь вас ваши быстрые ноги. Эти и по прозвищу видно, что хорошие бе­гуны». Следует отметить, что способность к движению свой­ственна и Чичикову, герою, которому по замыслу автора предстояло очищение и преобразование в положительного персонажа.

Вот почему две важнейшие темы авторских размышлений — тема России и тема дороги — сливаются в лирическом отступлении, которое завершает первый том поэмы. «Русь- тройка», «вся вдохновенная Богом», предстает в нем как виде­ние автора, который стремится понять смысл ее движения; «Русь, куда ж несешься ты? дай ответ. Не дает ответа». Но в том высоком лирическом пафосе, который пронизывает эти за­ключительные строки, звучит вера писателя в то, что ответ будет найден и душа народа предстанет живой и прекрасной.

Лирическое отступление

Автор предлагает несколько лирических отступлений, который можно признать отдельными художественными произведениями. Отступление от текста «О дороге» – одно из самых лиричных, оно помогает понять образ дороги в «Мертвых душах». Без него тема будет раскрыта только поверхностно. Каждое слово приводит в трепет читателя, все точно и реально:

  • «дрожь прохватила члены»;
  • «сап лошадей»;
  • «дремлешь и забываешься и храпишь»;
  • «на вершине неба солнце.

Природа в дороге – это друг, который становится собеседником. Он мил, приятен, умеет слушать, не отвлекает, не мешает, а располагает к откровенности. Сколько мыслей пролетает в голове путников, не перечесть.

Нравится писателю тишина, одиночество. Красиво сияние месяца, мелькают полотняные платки, развешанные хозяйками. Крыши домов блистают. За каждым словом встает образ:

  • верста с цифрой;
  • зажатый в угол сосед;
  • белые дома;
  • бревенчатые избы;
  • открытый пустырь.

Даже холод не пугает в дороге. Он славный, чудный, свежий. По-особенному с волшебством описана ночь: «какая ночь совершается в вышине!

», «небесные силы». Темнота не пугает читателя, а завораживает.

Дорога – это помощница писателя. Она выносила и спасала его, когда он «погибающий и тонущий» хватался за нее как «за соломинку». Дорога – писательская муза. В пути родилось множество «чудных замыслов, поэтических грез».

Дивные впечатления ночи отвлекают от тяжелых мыслей гибели души русского помещика. Написать сочинение «Образ дороги в поэме «Мертвые души», опираясь на предложенный материал, станет намного проще.

«Тема дороги в «Мертвых Душах»»

Тема дороги — одна из важнейших, ключевых в поэме «Мертвые души». Действие поэмы происходит в губернском городе и в поместьях, а дорога является связующим звеном в художественном пространстве. Под дорогой мы понимаем и путь Чичикова, его продвижение к успешному завершению аферы.

Начинается поэма именно с дороги и брички, которая то «течет» по этой дороге, как кровь по венам, то скачет на ухабах, спотыкаясь о препятствия. Эти ухабы и являются первыми преградами на пути героя. Образ колеса, которое может доедет в Казань, а может и нет, придает поэме закольцованность, ведь дорогой и этим колесом начинается последняя глава и заканчиваются махинации Чичикова в уездном городе NN.

За образом дороги непременно следует образ движения, а значит и жизни. Для Гоголя душа, остающаяся без движения, морального роста, так и остается мертвой. Жизнь же никогда не стоит на месте, поэтому Чичиков то и дело передвигается в своей бричке с места на место, не желая терять драгоценного времени. Но это не придает ему жизни, потому что в моральном и духовном плане его рост остановился еще в детстве, о чем мы узнаем из одиннадцатой главы. Меняется только его комплекция, в зависимости от материального положения: когда скупо бережет каждую копейку, он похудел и позеленел, а когда дела идут хорошо, он «не слишком толст и не слишком тонок».

Символика «большой дороги», то есть настоящей жизни, встречается нам в эпизоде с Коробочкой, когда Чичиков от нее уезжает и спрашивает, как доехать до большой дороги. Коробочка, сама того не зная, сказала мудрые слова: «Рассказать-то мудрено, поворотов много». Образ поворота — неправильного пути, реализовался в предыдущей главе, когда Чичиков как раз и заехал по ошибке Селифана к Коробочке. Гоголь намекает читателю, что Чичиков сбился с пути и на большую дорогу вряд ли выйдет. Сам Гоголь же является проводником, который выведет читателя на верный путь.

С темой дороги перекликается и тема России, образ тройки. Кроме того, что в одиннадцатой главе в качестве лирического отступления мы видим своеобразный гимн дороге, завершает главу и всю сохранившуюся поэму размышление о пути России, ее направлении. Гоголь хотел понять цель ее движения и завершил поэму образом тройки, которую пытаются сдержать, но она все равно мчится вперед и оставляет все позади.

Благодаря образу городов, выглядящих издалека маленькими точками, мы понимаем: единственный положительный герой поэмы — автор, знающий истинный потенциал России и любящий ее всем сердцем, а эти города, символизирующие коррупцию, обман и лесть, собранные вместе, умаляются на фоне великого образа Руси.

Полезные ссылки

Посмотрите, что у нас есть еще:

  • для самых рациональных — Краткое содержание «Мертвые души»
  • для самых нетерпеливых — Очень краткое содержание «Мертвые души»
  • для самых компанейских — Главные герои «Мертвые души»
  • для самых занятых — Читательский дневник «Мёртвые души»
  • для самых любопытных — Анализ «Мёртвые души» Гоголь
  • для самых крутых — Читать «Мертвые души» полностью

Тест по произведению

  1. Вопрос 1 из 19

Дорога в поэме Н. В. Гоголя «Мёртвые души». презентация к уроку (10 класс) по теме

1 ДОРОГА В ПОЭМЕ Н.В.ГОГОЛЯ «МЁРТВЫЕ ДУШИ» Презентация выполнена учителем русского языка и литературы МАОУ «СОШ № 8» г. Назарово, Красноярского края Овчинниковой О. В.

2 Мотив дороги является центральным в создании образа Руси. Этот образ многослоен и весьма символичен. Поэма задумывалась Н. В. Гоголем по аналогии с «Божественной комедией» Данте А. «В дорогу! в дорогу . » К ак заканчивает Гоголь одно из самых проникновенных и философских лирических отступлений в поэме?

3 Движение главного героя поэмы по дорогам России складываются в широкую картину жизни Руси. Перед глазами Чичикова и читателя проходят практически все явления российского общества. Образ дороги, запутанной, пролегающей в глуши, никуда не ведущей, только кружащей путника, — это символ обманного пути, неправедных целей главного героя.

4 Рядом с Чичиковым присутствует другой путешественник — это сам писатель. Вот его реплики: «Гостиница была… известного рода…», » город никак не уступал другим губернским городам» … Этими словами Гоголь не только подчеркивает типичность изображаемых явлений, но и дает нам понять, что незримый герой, автор, тоже хорошо знаком с ними.

5 Убогая обстановка гостиницы, приёмы у городских чиновников, выгодные сделки с помещиками вполне устраивают Чичикова, а у автора вызывают нескрываемую иронию. Оборотная сторона гоголевской сатиры — лирическое начало, стремление видеть человека совершенным, а родину — могучей и процветающей. По-разному воспринимают дорогу разные герои.

6 Чичиков испытывает удовольствие от быстрой езды. «И какой же русский не любит быстрой езды ?»…может полюбоваться прекрасной незнакомкой… Но чаще он о мостовой, радуется мягкой езде по грунтовой дороге или дремлет. Великолепные пейзажи, проносящиеся перед его глазами, не вызывают у него особых мыслей.

7 Автор тоже не обольщается увиденным : «Русь ! Русь! вижу тебя, из моего чудного, прекрасного далека тебя вижу: бедно, разбросанно и неприютно в тебе… ничто не обольстит и не очарует взора». Но вместе с тем для него есть «какое-то странное, и манящее, и несущее, и чудесное в слове: дорога!» Для Н. В. Гоголя дорога — нечто большее. В поэме есть лирические отступления, выражающие авторскую поэзию. Зачитайте их. Чем является дорога для Н. В. Гоголя?

8 Для Н. В. Гоголя в дороге «восторженной – чудной» вся русская душа, весь её размах и полнота жизни. Как бы ни сковывали русскую душу рабские сети, она всё равно остаётся духовно свободной. Таким образом, дорога для Гоголя — это Русь. Куда ведёт дорога, по которой она мчится так, что её уже не остановить: «Русь, куда несёшься ты»?

9 Реальная дорога, по которой едет Чичиков, превращается у автора в путь жизни. «Что до автора, то он ни в коем случае не должен ссориться со своим героем: ещё немало пути и дороги придётся им пройти вдвоём рука в руку…» Этим Гоголь указывает на символическое единство двух подходов к дороге, их взаимное дополнение и взаимопревращение.

10 Дорога Чичикова, прошедшая по разным углам и закоулкам N- ской губернии, как бы подчёркивает его суетный и ложный жизненный путь. В то время как путь автора, который он совершает вместе с Чичиковым, символизирует суровый и тернистый , но славный путь писателя, проповедующего «любовь враждебным словом отрицания». Реальная дорога в «Мертвых душах», с ее ухабами, кочками, грязью, шлагбаумами, непочиненными мостами, вырастает до символа «громадно несущейся жизни», символа исторического пути России.

11 И вот уже вместо чичиковской тройки возникает обобщённый образ птицы-тройки , который сменяется образом несущейся, «вдохновенной Богом» Руси. На сей раз она на истинном пути, поэтому и преобразился замызганный чичиковский экипаж в птицу-тройку — символ свободной, обретшей живую душу России.

Дорога в поэме Н. В. Гоголя “Мёртвые души”.
презентация к уроку (10 класс) по теме

Мотив дороги, пути, движения не раз возникает на страницах поэмы. Этот образ многослоен и весьма символичен. Движение главного героя в пространстве, его путешествие по дорогам России, встречи с помещиками, чиновниками, крестьянами и городскими обывателями складываются перед нами в широкую картину жизни Руси.

Скачать:

ВложениеРазмер
в презентации даётся материал к уроку “Мотив дороги в поэме Гоголя”2.99 МБ
Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

1 ДОРОГА В ПОЭМЕ Н.В.ГОГОЛЯ «МЁРТВЫЕ ДУШИ» Презентация выполнена учителем русского языка и литературы МАОУ «СОШ № 8» г. Назарово, Красноярского края Овчинниковой О. В.

2 Мотив дороги является центральным в создании образа Руси. Этот образ многослоен и весьма символичен. Поэма задумывалась Н. В. Гоголем по аналогии с «Божественной комедией» Данте А. «В дорогу! в дорогу . » К ак заканчивает Гоголь одно из самых проникновенных и философских лирических отступлений в поэме?

3 Движение главного героя поэмы по дорогам России складываются в широкую картину жизни Руси. Перед глазами Чичикова и читателя проходят практически все явления российского общества. Образ дороги, запутанной, пролегающей в глуши, никуда не ведущей, только кружащей путника, – это символ обманного пути, неправедных целей главного героя.

4 Рядом с Чичиковым присутствует другой путешественник – это сам писатель. Вот его реплики: “Гостиница была. известного рода. “, ” город никак не уступал другим губернским городам” … Этими словами Гоголь не только подчеркивает типичность изображаемых явлений, но и дает нам понять, что незримый герой, автор, тоже хорошо знаком с ними.

5 Убогая обстановка гостиницы, приёмы у городских чиновников, выгодные сделки с помещиками вполне устраивают Чичикова, а у автора вызывают нескрываемую иронию. Оборотная сторона гоголевской сатиры – лирическое начало, стремление видеть человека совершенным, а родину – могучей и процветающей. По-разному воспринимают дорогу разные герои.

6 Чичиков испытывает удовольствие от быстрой езды. «И какой же русский не любит быстрой езды ?»…может полюбоваться прекрасной незнакомкой… Но чаще он отмечает «подкидывающую силу» мостовой, радуется мягкой езде по грунтовой дороге или дремлет. Великолепные пейзажи, проносящиеся перед его глазами, не вызывают у него особых мыслей.

7 Автор тоже не обольщается увиденным : «Русь ! Русь! вижу тебя, из моего чудного, прекрасного далека тебя вижу: бедно, разбросанно и неприютно в тебе. ничто не обольстит и не очарует взора». Но вместе с тем для него есть «какое-то странное, и манящее, и несущее, и чудесное в слове: дорога!» Для Н. В. Гоголя дорога – нечто большее. В поэме есть лирические отступления, выражающие авторскую поэзию. Зачитайте их. Чем является дорога для Н. В. Гоголя?

8 Для Н. В. Гоголя в дороге «восторженной – чудной» вся русская душа, весь её размах и полнота жизни. Как бы ни сковывали русскую душу рабские сети, она всё равно остаётся духовно свободной. Таким образом, дорога для Гоголя – это Русь. Куда ведёт дорога, по которой она мчится так, что её уже не остановить: «Русь, куда несёшься ты»?

9 Реальная дорога, по которой едет Чичиков, превращается у автора в путь жизни. “Что до автора, то он ни в коем случае не должен ссориться со своим героем: ещё немало пути и дороги придётся им пройти вдвоём рука в руку. ” Этим Гоголь указывает на символическое единство двух подходов к дороге, их взаимное дополнение и взаимопревращение.

10 Дорога Чичикова, прошедшая по разным углам и закоулкам N- ской губернии, как бы подчёркивает его суетный и ложный жизненный путь. В то время как путь автора, который он совершает вместе с Чичиковым, символизирует суровый и тернистый , но славный путь писателя, проповедующего “любовь враждебным словом отрицания”. Реальная дорога в “Мертвых душах”, с ее ухабами, кочками, грязью, шлагбаумами, непочиненными мостами, вырастает до символа “громадно несущейся жизни”, символа исторического пути России.

11 И вот уже вместо чичиковской тройки возникает обобщённый образ птицы-тройки , который сменяется образом несущейся, “вдохновенной Богом” Руси. На сей раз она на истинном пути, поэтому и преобразился замызганный чичиковский экипаж в птицу-тройку – символ свободной, обретшей живую душу России.

Ссылка на основную публикацию