Что такое «хлестаковщина» в комедии Н.В. Гоголя «Ревизор»

Сочинение Что такое «хлестаковщина» в комедии «Ревизор» 8 класс

Для того чтобы понять что то такое «хлестаковщина» нужно, прежде всего, проанализировать героя, от имени которого появилось это понятие.

Иван Александрович Хлестаков принадлежит к числу людей, которых можно назвать пустыми и беззлобными. Он любит покутить и предпочитает находиться в обществе прекрасных женщин. Ему нравится привлекать к себе внимание, поэтому его действительность уступает место лжи и лицемерию.

Хлестаковщина подразумевает под собой бессмысленное проживание жизни и, к сожалению, окутывает все сферы деятельности города Н. Носитель хлестаковщины не только пуст, трусовато агрессивен, но и распространяет ужасающее вранье. Постоянное хвастовство, построенное на лжи, не имеет никакого отношения к реальности. Тут присутствует только бесконечное желание выдать себя за того, кем не является. Постепенно завлеченный своей выдумкой герой, не только начинает свято верить в нее, но и ведет себя таким образом. Хлестаков как бы входит в роль своего вымышленного человека. И тут же начинает играть, да и так правдоподобно, что все окружающие ему верят.

Однако не стоит видеть в нем злобного и мстительного человека. Он абсолютно безвреден и кто угодно может сделать из него хоть ревизора из столицы, хоть приезжего чиновника. Его бесхарактерность подчеркивается отсутствием воспоминаний о прошлом и совершенно не волнующем его будущим. Хлестаков целиком и полностью сосредоточен над происходящим моментом, готовый демонстрировать свой артистизм. Он грациозно меняет образы, оставляя незабываемые впечатления.

Хлестаковщине верят и поддаются не только глупые, но и образованные адекватные персонажи. Это объясняется внутренней боязнью перед человеком при власти.

Автору пьесы, имеющему представление о жизни чиновников, удалось пробраться в глубину истинного русского характера, достав оттуда образ своего неоднозначного персонажа. Каждый из нас хоть на мгновение становился Хлестаковым и тут не важен возраст, социальное положение, образование. Хоть пьеса «Ревизор» и была написана в далеком 1836 году, но представленное в ней понятие актуально и в наше время, особенно среди молодого населения.

2 вариант

Комедия «Ревизор» вышла в свет в 1836 год, вызвав сильный резонанс в обществе. Эта комедия также подарила множество крылатых выражений и нарицательных слов, одним из которых является «хлестаковщина». Понимание этого слова следует из понимания его происхождения

Данное слово происходит от фамилии главного героя – Ивана Александровича Хлестакова. В нем нет каких-либо особенных черт, которые обычно выделяют главных героев пьес среди остальных. Хлестаков ленивый человек, любящий праздную жизнь. Но деньги имеют свойство заканчиваться, а характер изменить очень сложно, поэтому Хлестаков имеет множество долгов и все деньги проигрывает в карты. Праздный образ жизни, лень и необразованность являются главными аспектами понятия «хлестаковщина». Они составляют фундамент характера и жизни Ивана Александровича Хлестакова.

Также можно сказать, что этот человек просто оказался в нужное время в нужном месте. Сам по себе он хитрый, но довольно глупый, хотя в какой-то мере, этими словами можно описать всех действующих лиц данной пьесы. На протяжении всего повествования Хлестаков пытается обхитрить чиновников города, в то время как чиновники пытаются всячески ему угодить. Когда он понимает, что его принимают не за того, кем он является, он начинает пользоваться своим положением. Так как Хлестаков «пустейший» человек, ему легко удается вжиться в роль не только ревизора, но и любого другого персонажа, что позволяет ему продолжать вести свой праздный образ жизни за счет других людей. И чем дольше Хлестаков находится в данном образе, тем больше он врет, больше себе позволяет. В какой-то момент он сам начинает верить в свою ложь и считать, что ему все дозволено. Это проявляется в эпизоде, когда он рассказывает про дружбу с Пушкиным, хотя на самом деле с ним даже незнаком. Но, несмотря на свою любовь ко лжи и вседозволенности, Хлестаков боится наказания. Уезжая из города, его совершенно не мучила совесть за все содеянное, но он боялся наказания за свой долг хозяину гостиницы.

Из всего сказанного можно сделать вывод, что «хлестаковщина» характеризует людей лживых и слабохарактерных. Кроме того, это понятие означает праздный образ жизни, безответственность и трусость. В «хлестаковщине» Гоголь заключил огромный набор отрицательных качеств, одновременно сумев показать все их в одном персонаже.

Также читают:

Картинка к сочинению Что такое «хлестаковщина» в комедии «Ревизор»

Популярные сегодня темы

Если следовать творчество Н. С. Лескова, то можно понять что большинство, но, а возможно и всё его творчество посвящено раскрытию темы, жизни народа. Ведь это очень легко понять так как автор описывал

Наряду с миролюбивыми героями пьесы, есть те, кто всяческими силами старается не дать сблизится двум семьям. Одним из таких персонажей является Миркуцио.

Пейзаж Лесистый берег написан великим русским художником Исааком Левитаном в 1892 году. На полотне можно увидеть вечерние сумерки у реки Пекша Владимирской области.

Человеку всегда нужно быть честным с самим собой. Это необходимо, чтобы быть счастливым ему и его близким. Рассмотрим это утверждение на примерах.

В комедии Ревизор образы чиновников уездного города карикатурны и уродливы, но они с точностью отображают жизнь общества в целом.

Хлестаковщина – это что, определение и объяснение термина

Содержание:

Если говорить о том, что такое хлестаковщина, кратко — термин характеризует фантастическую, виртуозную ложь. Понятие также используется для определения беспочвенного хвастовства. Человек – хлестак – тот, кто старается предстать перед окружающими не тем, кем является на самом деле. Хлестаковщина – это слово, образованное от фамилии главного героя пьесы «Ревизор». Гоголь написал произведение в 1836 году.

Сегодня люди продолжают использовать это определение. Оно помогает охарактеризовать негативную часть жизни человека, преувеличивающего свое значение. Такие люди восхищаются собой, их распирает гордость, самовлюбленность. Меняется образ, речь, круг общения индивида.

Со временем человек начинает сам верить в собственные фантазии. Воображение играет с ним злую шутку. Он восхищается иллюзорным миром, в котором является великим, богатым, сильным. Связь с реальность постепенно теряется. Ложь становится настолько достоверной, что окружающие часто воспринимают ее за чистую монету. В современном мире хлестаковщина свойственна посредственным людям, обладающим уверенностью в себе, занимающим высокие должности.

Что такое хлестаковщина в комедии «Ревизор»

Комедия про уездный город и мнимого проверяющего известна во всем мире. Главный герой – Иван Александрович, характеризуется тягой к развлечениям, азартным играм. Он не держит злобы на окружающих. Это пустой человек, которого автор наделил привлекательной внешностью. В душе он актер, увлекающий симпатичных представительниц прекрасного пола своими речами.

Хлестаковщина – это в «Ревизоре» общее понятие о персонажах, ведущих чужой образ жизни. Хлестаков не являлся истинным франтом, но умел красноречиво обманывать. Его главное задание – получить удовольствие, добиться своего. Что такое хлестаковщина:

  • Прожигание жизни на основе претенциозных мечтаний;
  • Использование привилегий вымышленных ролей;
  • Филигранное умение врать;
  • Безосновательное хвастовство.

Мелкий чиновник Иван представляет, что возглавляет класс элитного общества, вживается в роль. Вся комедия Гоголя пронизана хлестаковщиной. Она проявляется в различных упоминаниях о жителях разрушенного городка. В понятии хлестаковщина переплетаются трусость, робкая агрессия, пустота души, ужасающая ложь.

Определение хлестаковщины – характеристика главного героя комедии

Автор подробно описывает, как мелкий аферист преподал урок чиновникам. Писатель негативно относится к канцелярским порядкам, бюрократический аппарат воспринимает как абсурд. Поэтому он высмеивает большинство привычек и устоев того периода. Гоголь упоминает о том, что личности, схожие с Хлестаковым, отличаются глупостью. Это неудачники, для которых характерна жизнь в собственном вранье.

Писатель проводит своеобразный анализ русского общества, выделяя основные пороки, свойственные тому времени:

  • Бездумные, абсурдные поступки главного героя. Люди не хотят нести ответственность за свои действия;
  • Жизнь в иллюзии. Иван врал не только окружающим. Он обманул самого себя, поверив в собственную фантазию. Позер поверхностный, легкомысленный, безответственный. Он часто представлял себя знаменитым писателем, великим деятелем, генералом, но был лишь мелким чиновником с минимальной зарплатой;
  • Хлестаков занимал деньги у окружающих. При этом он был уверен, что не сможет возвратить долг. Герой не уважал труд, работающих людей. Свысока называл их глупцами. Он жил верой в счастливый случай, которым стал для него визит в уездный город;
  • Мошенник мастерски обвел вокруг пальца власть имущих персон. Они легко верили в его сказки. Красноречие помогло завоевать доверие всего города. Учитывая, что в комедии автор дает герою не более 23 лет, сложно представить, что молодой человек успел стать известным поэтом или ревизором;
  • Уважение к окружающим у Ивана отсутствует. Он считает себя умнее, лучше других людей, поглядывая на них свысока.

Хлестаковщина — что это такое

Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. До недавнего времени жизнь русского общества определяла литература.

Писатель считался властителем дум, а герои его произведений воспринимались либо как нравственный ориентир, либо как антипример.

Русская классика подарила нам целую галерею художественных типов, описала многие черты национального характера. Но тем, кто не читал то или иное произведение, трудно понять, что, например, означают такие понятия как «Хлестаков» и «хлестаковщина».

Чтобы это исправить, достаточно познакомиться с комедией Гоголя «Ревизор».

Хлестаковщина — это.

Хлестаковщина – это наглое виртуозное враньё, беззастенчивое, ни на чём не основанное хвастовство, желание выдать себя за того, кем на самом деле не являешься.

Данный термин образован от фамилии персонажа комедии Н.В.Гоголя «Ревизор», написанной в 1836 году.

Понятие «хлестаковщина» уместно вспомнить тогда, когда человек изо всех сил желает показать собственную значимость, преувеличивая и раздувая её до небес.

При этом он и сам увлекается выдумкой, начинает верить ей и вести себя соответствующим образом. Он как бы перевоплощается в героя, которого создаёт в своём воображении, и начинает играть настолько достоверно, что обращает в свою веру окружающих.

Эффектом Хлестакова, до сих пор встречающимся в общественной жизни, можно объяснить тот факт, что солидные посты порой занимают люди посредственные, зато уверенные в себе.

Комедия Гоголя «Ревизор»

Иван Александрович Хлестаков – один из основных героев комедии Гоголя «Ревизор».

Это молодой петербургский щёголь, попавший в провинциальный город, проигравшийся в карты и совершенно случайно принятый за чиновника ревизионного ведомства, которого с трепетом ожидает городское начальство.

Городничий и его подчинённые в страхе припоминают собственные грешки: должностные нарушения, злоупотребления властью, недогляд. Им кажется, что их вот-вот постигнет кара.

Городские сплетники Бобчинский и Добчинский, а также почтмейстер, не брезгующие чтением чужих писем и распространением сплетен, делают поспешный вывод: молодой человек, остановившийся в трактире со своим слугой, — и есть ревизор.

Хлестакову начинают оказывать всяческие знаки внимания. Ревизора ведь нужно задобрить! Чиновники предлагают ему деньги, приглашают в гости.

Иван Александрович, поначалу удивлённый столь радушным приёмом, постепенно входит во вкус и «включается» в игру.

Он начинает повышать на просителей голос, сулить повышения по службе в обмен на взятки, хвастаться близостью к литературной элите («с Пушкиным на дружеской ноге») и самому царю, кокетничать одновременно с женой и дочерью губернатора.

Дойдя до предела вранья, Иван Александрович собирает все сливки и покидает город. Вслед за этим вскрывший его письмо почтмейстер обнаруживает обман. Наконец, следует немая сцена: чиновники получают весть о прибытии настоящего ревизора.

Сочинение «Хлестаков и хлестаковщина»

Перед тем как написать сочинение о том, что такое «хлестаковщина», необходимо разобраться в характере Хлестакова. Какие черты присущи персонажу? Глупость, поверхностность, «воздушность».

Гоголь подчёркивал его обыкновенность в комментариях к пьесе:

«Всякий хоть на минуту, если не на несколько минут, делался или делается Хлестаковым».

В разные годы критики и литературоведы оценивали этого героя с самых неожиданных точек зрения:

  1. — Виссарион Белинский не считал Хлестакова главным героем пьесы, утверждая, что гораздо значительнее для понимания пьесы фигура Городничего;
  2. — Дмитрий Мережковский в начале ХХ века находил в Хлестакове инфернальные (потусторонние, демонические) черты, полагая, что в лице изменчивого Ивана Александровича в город N явился сам чёрт;
  3. — советский критик Александр Воронский называл стихией Хлестакова воздух, по его мнению, этот персонаж олицетворяет все веяния своего времени, носящиеся в воздухе;
  4. — писатель Владимир Набоков назвал героя «добрым малым» с оригинальной фантазией и любовью к игре.

Эти трактовки сходятся в одном: Хлестаков не был злодеем и мошенником, он лишь плыл по течению, стараясь получить максимальную выгоду из сложившейся ситуации.

Получается, что желание пустить пыль в глаза, присущее герою, высмеивалось Гоголем как бич времени, внутренняя характеристика каждого из нас.

Подытожив размышления о том, что такое «хлестаковщина», сочинение уместно завершить наблюдениями за днём сегодняшним.

В чём социальная опасность «хлестаковщины»

Со времени написания комедии прошло почти 200 лет, но образ Хлестакова отнюдь не изжил себя. Скорее, наоборот: мы наблюдаем вокруг всеобщее стремление не быть, а казаться.

Чтобы продвинуть своё имя, продать товары или услуги, люди многократно преувеличивают свои достижения, собирают пухлые портфолио (это как?), рассылают «звёздные» резюме (это что?) и презентуют пустоту.

Современные Хлестаковы проводят бесконечные бизнес-тренинги, занимаются коучингом (это как?), небескорыстно помогая другим в выстраивании стратегий личностного роста, публикуют сотни учебников и заманивают людей на онлайн-курсы.

Они имеют за плечами весьма скромное образование и не всегда умеют писать без ошибок, но у них непременно есть блог в Instagram с сотней тысяч подписчиков.

Они не бывали в Литературном институте, но издают многостраничные романы про вампиров и оборотней; не прошли прослушивание в музыкальной школе, но записывают диски для фанатов; разрушили собственные семьи, но учат подписчиков счастливому родительству.

Наш век становится временем профанации (это что?) и непрофессионализма. Люди научились манипулировать информацией, создавать яркую рекламу, выстраивать положительный имидж. Всё это – варианты хлестаковщины.

А ещё Хлестаковы – это те, кто ещё вчера был никем, а сегодня получил новое назначение и задрал нос. Это душевная неразборчивость, непорядочность, поверхностность.

Разоблачить всех лжецов невозможно, зато имеет смысл прислушаться к совету Гоголя и поймать Хлестакова внутри себя.

Действительно ли мы знаем то, о чём говорим? Можно ли считать себя грамотными на основании простого тестирования? У нас ухоженные лица, но значит ли это, что красива наша душа?

А? Кто там? Не Иван ли Александрович сообщает, что курьеры несут ему новые депеши? Ловите, ловите его скорей, пока он не уехал в столицу!

Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru

Эта статья относится к рубрикам:

Комментарии и отзывы (1)

А зачем ловить внутри себя Хлестакова, особенно когда вокруг одни Хлестаковы? Если человек может себя грамотно преподнести, то этим нужно пользоваться, в том числе и для продвижения по карьерной лестнице.

Что такое «хлестаковщина» в комедии «Ревизор»

Что такое хлестаковщина в комедии «Ревизор» Гоголя мы можем понять, исследуя личность персонажа, от имени которого произошло самоё понятия. Иван Александрович Хлестаков – человек пустейший и беззлобный, любящий покутить и насладиться обществом хорошеньких женщин. Единственное, что он вынес за время работы в канцелярии – приятные обеды у начальника и угодливая чистка его сапог сторожем. Во всяком обществе этот молодой франтик любит рисоваться и блистать, поэтому действительность отметается, как не очень выгодная, а её место заступает ложь. В «Ревизоре» хлестаковщина, то есть пустое проматывание жизни с претенциозными мечтаниями, пронизывает все сферы жизни уездного городка Н, безымянность которого свидетельствует о характере обобщения: в провинциальную реальность втиснута вся ширь и неприглядность русского существования начала ХІХ века.

Конечно же, в определение хлестаковщины входит не только пустота её носителя, но и несколько трусоватая агрессивность (отсюда робкие попытки Хлестакова «распекать», впрочем, без злобы не кого-то конкретно, а весь мир за безобразие мнимого непорядка), и потоки ужасающего вранья. Это враньё настолько гротескно, что человек, подпавший под него, да ещё скованный страхом (как городничий) не успевает опомниться и принимает всё за чистую монету. К тому же это враньё имеет неоднородную природу и претендует на всеохватность, так как личность Хлестакова хочет показать себя наилучшим образом со всех сторон. Сначала его враньё касается только канцелярии, где в его же сапогах, вычищенных сторожем, промелькнула действительность. Но дальше Хлестаков, всё более и более вдохновляясь, всем своим пустым существом чувствуя себя ревизором, знатным петербургским вельможей не может остановиться. Его вопиющий обман касается сферы власти: здесь идут рассказы о незаменимости в департаменте, о наведении порядков в государственном совете, о тридцати пяти тысяче курьеров, о толпе графов и князей в передней перед пробуждением «фельдмаршала».

С немыслимыми размерами предстаёт и богатство Хлестакова (сфера материального положения): в ход идёт болтовня о шикарном бельэтаже, каждодневных балах с европейскими посланниками, супе, привозимом из Парижа, и арбузах – по семисот рублей штука. У Хлестакова в голове нет ни одной задерживающейся хоть немного мысли, все они текут потоком, одна другой глупее и абсурднее. Безобразие получается ещё и по причине налёта светскости, некой столичной ауры, которую гость старается распространить вокруг себя, в первую очередь, ради восторга дам. Ради их же благосклонности молодой человек не может удержаться от вранья уже в рамках культуры и искусства. На Анну Андреевну и Марью Антоновну производит колоссальное впечатление, что Хлестаков написал и комедию Бомарше «Женитьба Фигаро», и «Фрегат Надежды» Бестужева-Марлинского, и энциклопедический журнал «Московский телеграф». Никакого различия между этими вещами герой не усматривает и «получает» сорок тысяч рублей от Смирдина за правку статей. Оригинал же «брат Пушкин» с Хлестаковым на короткой ноге.

Хлестаковщина в комедии Гоголя «Ревизор» имеет также тенденцию к расширению и внедряется в сознания даже таких неглупых и практичных людей, как городничий. Невозможность противостоять ей продиктована внутренним трепетом перед «персоной в чине», но не только этим. Сознание, которое постоянно вступает в сделку с совестью и считает это в порядке вещей, не может распознать явной абсурдности ситуации, потому как с точки зрения честности – в состоянии абсурда находится постоянно. Причём природа этого абсурда отнюдь не метафизична, она рукотворна и может быть устранена, если бы не считалась нормой жизни. Разумную «напраслину» на эту норму могут возводить только «вольтерьянцы».

Гоголь своей комедией хотел не только собрать воедино всё дурное, но и показать, что такое явление, как хлестаковщина, побеждается только смехом. Серьёзное отношение к ней может вызвать отчаяние, суровое порицание – оттолкнуть тех, кого она коснулась, и только смеховое начало способно развязывать узлы и находить пути к обновлённой жизни.

Что такое хлестаковщина в комедии Гоголя «Ревизор»

В своей пьесе «Ревизор» Николай Васильевич Гоголь изобразил все самое аморальное, возмутительное и циничное, что было в России XIX века. Иван Александрович Хлестаков — один из главных действующих героев произведения. От его имени и произошло понятие «хлестаковщина». А что это такое в комедии «Ревизор», можно узнать, изучив личность персонажа.

Объяснение слова

Если говорить кратко, то толковый словарь Т. Ф. Ефремовой трактует хлестаковщину как «беззастенчивое, безудержное хвастовство, вранье». Там же можно найти и существительное «хлестаковство», обозначающее то же самое, но употребляемое гораздо реже, поскольку оно не такое выразительное и произносится труднее. В словарях предлагаются следующие синонимы к этому слову: похвальба, фанфаронада и т. д.

С помощью справочников удалось найти четкое определение понятию. Но чего-то в нем не хватает. Все-таки хлестаковщина — это нечто большее, чем просто хвастовство и вранье. Стоит присмотреться пристальнее к самому господину Хлестакову.

Этот герой, как и все персонажи «Ревизора», наделен говорящей фамилией. Она происходит от глагола «хлестать», одно из значений которого — врать, пустословить. К этому же корню восходят слова «хлюст» и «хлыщ», имеющие одинаковое толкование: франтоватый, самодовольный и пустой молодой человек, любящий покрасоваться. В слове «хлесткий» можно увидеть значение «пустословить». Вот и получается, что одна фамилия — это уже чуть ли не половина образа.

Иван из Подкатиловки

Впервые Хлестаков предстает перед зрителем и читателем во втором действии. Его появление предваряется монологом слуги Осипа, который размышляет о жизни, валяясь на барской постели. С его слов становится ясно, что Иван Александрович — «елистратишка», то есть коллежский регистратор, чиновник 14 класса.

Хлестакову 23 года. По нынешним временам это совсем юнец, но в позапрошлом веке он был вполне состоявшейся личностью. Стоит вспомнить, что в этом возрасте его литературный отец уже стал заметной фигурой среди писателей, автором «Вечеров на хуторе близ Диканьки», а Пушкин был признан первым поэтом России.

200 лет назад, как и теперь, провинциалы стремились в столицу за карьерой, деньгами и славой. В числе тогдашних «понаехавших» оказался и юный Иван Хлестаков.

Обжившись в Петербурге, он стал чувствовать себя вполне столичным жителем. Вот только никакая карьера юноше не светила, точнее, он сам закрывал себе все перспективы. Есть несколько путей к успеху:

  • добросовестный труд, позволяющий заслужить признание начальства,
  • проявление таланта,
  • полезные знакомства,
  • выгодная женитьба.

Ни один из этих путей Хлестакову не подходил. Трудолюбия ноль, таланта столько же. Серьезным людям, общение с которыми могло бы стать полезным, он неинтересен. О выгодной женитьбе с такой репутацией нечего и думать. Но главное — молодой человек палец о палец не ударил, чтобы исправить это положение.

Единственная заведомо неправдивая фраза, вырвавшаяся из уст Хлестакова: «Я прямо к министру!». Она стала первым в этой сцене проявлением хлестаковщины и убедила городничего, что перед ним действительно ревизор, повернув ситуацию в пользу столичного гостя. Тот, видя, что его угроза подействовала, перестает бояться собеседника, более того, просит у него взаймы рублей двести. Городничий тоже успокаивается, обрадовавшись, что грозный чиновник деньги взял, следовательно, с ним можно поладить.

Сцена завершается приглашением Хлестакова в дом Антона Антоновича в качестве дорогого гостя, что убеждает Ивана Александровича в том, что он действительно личность исключительная, кладезь всяческих достоинств и вправе рассчитывать на то, чтобы ему оказывали «преданность и уваженье, уваженье и преданность».

Понеслась душа в рай

Водворившись в доме городничего, Хлестаков получил то, чего не смог найти в Петербурге, правда, в провинциальном варианте. Он центр жизни высшего общества. Его обхаживают, вкусно кормят, сладко и хмельно поят, перед ним трепещут. И, естественно, от него ждут рассказов о жизни в недосягаемо далекой (при тогдашних средствах сообщения) столице. И вот тут-то хлестаковщина, прежде бывшая сжатой пружиной, разжимается.

Иван Александрович начинает повествование со своего департамента. Но, в отличие от реальности, он там не «елистратишка», а приятель начальника. На работу является на две минуты только для того, чтобы отдать распоряжения, а сторож бежит за ним по лестнице, чтобы почистить его сапоги. Дальше — больше. Он, Хлестаков, литератор, «с Пушкиным на дружеской ноге». Все, что печаталось и ставилось в столице, написал он, будь то роман, пьеса, опера или целый журнал.

Завравшегося фантазера не смущает, что «созданная» им «Женитьба Фигаро» была написана задолго до его рождения. В числе творений господина Хлестакова оказался популярный в то время роман М. Н. Загоскина «Юрий Милославский». Когда дочь городничего назвала настоящего автора этого произведения, герой на голубом глазу заявил: «Ах да, это правда: это точно Загоскина, а есть другой „Юрий Милославский“, так тот уж мой».

Ко всему этому можно добавить, что перед рассказчиком трепещет весь департамент, где он служит. Мало того, его боится Государственный совет. Но и это еще не все: Хлестакова вот-вот произведут в фельдмаршалы.

Причины веры

Самое удивительное, что слушатели взаправду приняли все эти нелепицы. Почему? Можно предложить четыре варианта объяснения:

  1. Страх перед вышестоящим начальством лишил их способности трезво оценивать ситуацию.
  2. Хлестаков искренне верил в то, что говорит, и это передалось слушающим.
  3. Провинциальные дворяне мечтали о столице и такой жизни, какую описывал герой. Его рассказ внушал надежду, что это может сбыться.
  4. Гоголь — великий абсурдист. Хотя его произведения изображают действительность, это не прямое отражение, а преломленное. В гоголевских творениях действует своя внутренняя логика, отличная от реальной жизни, нечто сродни сновидению — во сне порой поступаешь не так, как наяву, но именно это и правильно в рамках текущих грез.

Очарованный «вельможей» уездный бомонд с радостью дает ему «взаймы» значительные суммы, две первые дамы города — жена и дочь городничего — соперничают в борьбе за внимание столичного гостя, а он ухлестывает (Хлестаков же!) за обеими.

Хоть, как утверждает автор, молодой человек «несколько приглуповат», у него хватило соображения сделать разумный выбор.

Интрижка с женой городничего могла бы повлечь за собой неприятности и уронить его авторитет, тогда как статус жениха дочери позволял рассчитывать на бонус в виде дорогого персидского ковра и дополнительных четырехсот рублей.

Непорядочность — основная черта

Многие из тех, кто пишет о Хлестакове, склонны относиться к нему с некоторым добродушием: мол, в силу своей «приглуповатости» юноша так и не понял истинного смысла всего, что вокруг него происходило, а просто пользовался ситуацией.

Но далеко не все замечают качество, которое этот человек проявляет практически во всех сценах, где участвует, — непорядочность по отношению:

  • к хозяину гостиницы, за чей счет он жил более двух недель, не собираясь ничего предпринимать для исправления ситуации,
  • к родному отцу, которого в беседе с почти незнакомым человеком называет старым хреном и заявляет, что тот глуп, как бревно,
  • ко всем, кто обращался к нему с просьбами, после того как он представился вельможей,
  • к дамам — здесь уже не требуется никаких комментариев.

Но это внешнее проявление. Стоит понимать, что «подводной частью» всех тех, кого можно назвать хлестаковыми, является непорядочность, которая порождает трусость, лживость и ряд других «достоинств».

Материал поможет при написании сочинения-рассуждения на тему «Определение понятия хлестаковщина». Кроме того, он позволит лучше подготовиться к открытому уроку по литературе.

516. Что такое Хлестаковщина в комедии Ревизор сочинение рассуждение Русский язык

Сочинение — Что такое хлестаковщина в комедии Ревизор. Русский язык

В знаменитом произведении Н.В. Гоголя (краткое содержание) сосредоточено множество человеческих пороков, которые автор многократно высмеивает. Он даже несколько искажает действительность, обращая внимание на несправедливость и попустительское отношение местных чиновников. Сколько же среди них обманщиков, воров и лгунов! Но практически все эти отрицательные черты сосредоточены в Хлестакове. И ведь недаром эта фамилия стала нарицательной.

Хлестаков – герой, который оказался в нужное время и в нужном месте. Он отправляется в Саратовскую губернию к отцу, где его случайно принимают за ревизора. Он же, какое-то время не понимая причины почтительного к нему отношения чиновников, пользуется своим положением и начинает брать в долг крупные суммы. Догадавшись о том, что его принимают не за того, кем он в действительности является, он начинает по-настоящему пользоваться этой возможностью и соответственно вживается в роль. Он приспосабливается к самым разным и неожиданным ситуациям, надевая попеременно маски то одного, то другого героя. Сам же он человек абсолютно пустой, абсолютно обделенный и необразованный. Он расточителен: он проигрывает деньги в карты, а также имеет кучу долгов. Причем, когда в трактире его отказываются кормить, он абсолютно искренне удивляется, полагая, сто все должно доставаться бесплатно. В момент, когда Хлестакова принимают за ревизора, он абсолютно бездумно распоряжается деньгами.

Хлестаков достаточно трусливый и слабохарактерный человек. Не рассчитавшись с хозяином гостиница, он страшно боится наказания за свой проступок. Помимо этого, главный герой произведения «Ревизор» страшный лгун. Он рассказывает чиновникам о своей дружбе с Пушкиным, врет о том, что любит литературу и с большим удовольствием пишет стихи. Особенно его склонность ко лжи проявляется в общении с женщинами. Он открыто флиртует с дочерью городничего и его женой. Не скупится на комплименты и высокопарные слова «Как бы я желал, сударыня, быть вашим платочком, чтобы обнимать вашу лилейную шейку…».

Хлестакову нравится, когда перед ним заискивают, боятся его, во всем угождают. «Я люблю радушие, и мне, признаюсь, больше нравится, если мне угождают от чистого сердца, а не то чтобы из интереса…».

Проанализировав основные черты характера главного героя произведения Н.В. Гоголя «Ревизор», можно прийти к выводу, что «хлестаковщина» — это целый набор отрицательных качеств, среди которых безответственное отношение к деньгам, трусливость, глупость, безнравственность, склонность ко лжи и хвастовству. Неспроста эта фамилия в современном мире стала нарицательной. Сколько таких «Хлестаковых» окружают нас и сегодня.

Сочинение рассуждение кратко

Комедия «Ревизор» Н.В. Гоголя – общественное явление XIX века, настоящий шедевр, который не утратил своей актуальности до настоящего времени. Произведение стало сосредоточием множества людских пороков, выставленных на обозрение и осмеяние. Основной смысл пьесы –обличение мира чиновников. И среди них центральный персонаж произведения – Хлестаков, который собрал в себя большое количество отрицательных черт, создав тем самым новое понятие «хлестаковщина». Рассмотрев и проведя исследование личности Хлестакова, можно определить его значение.

Завязка развития сюжетной линии комедии – случайный приезд главного героя Ивана Александровича Хлестакова в уездный городишко. Его чиновники в страхе ожидают приезда ревизора. И его роль блестяще «сыграл» Хлестаков. Сам по себе герой – ничтожный маленький человечишка, безвредный и бесхарактерный. Он – как хамелеон, меняющий свои обличья в зависимости от ситуации. В этом ему помогает небывалое умение врать и приспосабливаться.

Основа жизни героя – вранье, вызванное бесконечным презрением к себе, но и опьяняющее Хлестакова. Он создает вокруг себя вымышленный мир, перестает быть самим собой. Хвастовство Хлестакова помогает ему самоутвердиться. Он с легкостью врет, что дружит с Пушкиным, делает себя литературоведом и писателем стихов. Также нагло и безобразно флиртует и врет женщинам. Даже догадавшись, что его приняли за другого человека, Хлестаков не прекращает водить за нос местных представителей власти.

Хлестаков – собирательный образ чиновничества, трусливого, глупого, безнравственного, утонувшего во лжи и хвастовстве. Гоголь тщательно характеризовал своего героя через призму его убийственных выражений: вульгарные выражения, не понятные ему французские слова. Реальный Хлестаков – человек поверхностный, бездуховный, плывущий по течению жизни. Деньги и жажда наживы – уровень его ничтожной личности.

Н. В. Гоголь воплотил в образе Хлестакова идею лживого общества, его тип разбросан во многих русских характерах. «Хлестаковщина» перешла в мир, находящийся за пределами гоголевской комедии, стала олицетворением лжи, беззастенчивого хвастовства, глупости, трусливости. «Хлестаковы» — не только прошлое, но и настоящее. Пороки, высмеянные с помощью гоголевского героя, актуальны и легко выделяются в современном обществе, в поступках людей- «хлестаковых».

Вариант 3

Комедия Н.В.Гоголя «Ревизор» повествует о событиях, развернувшихся в городе N в связи с мнимым приездом в него ревизора, в роли которого выступает Иван Александрович Хлестаков. Автор с присущей ему иронией обличает пороки чиновничества, и многие из затронутых им проблем актуальны и в наше время.

По сюжету произведения, Хлестаков — промотавшийся молодой человек, страдающий от недостатка средств к существованию. Он и его слуга, Осип, перебиваются последним куском хлеба в то время, как находится решение их проблем: чиновники города N принимают его за нагрянувшего с проверкой ревизора. Молодой человек же, быстро сориентировавшись в ситуации, разыгрывает перед ними спектакль, словно всё так и есть.

Обратимся к знаменитой сцене, когда пьяный Хлестаков оказывается в гостиной Городничего. У молодого человека мгновенно «развязывается язык». Он сочиняет всевозможные небылицы о своём происхождении, обучении, богатстве. Внезапно оказывается, что в Петербурге он находится «на короткой ноге с Пушкиным» и суп ему привозят на пароходе «прямо из Парижа». Чем легче чиновники верят в его ложь, тем развязнее она становится. Хлестаков оговаривается, путается в собственных рассказах, причисляет своему авторству шедевры мировой литературы, но страх, обуявший чиновников перед лицом, которое они сочли высокопоставленным, не позволяет им усомниться в его словах. Хлестаков и Осип одинаково превосходны в своём искусстве лгать и приукрашивать, слуга поддерживает хозяина и беспокоится о том, чтобы их замысел не был раскрыт. Собрав у чиновников города денег «взаймы», Хлестаков исчезает из жизни жителей города N так же быстро, как он возник в ней.

Таким образом, «хлестаковщина» — понятие, означающее явление, при котором человек хвастается вещами, несоответствующими действительности, бахвалится и лжёт. «Хлестаковщина» в произведении затрагивает не только молодого самонадеянного петербуржца Хлестакова, но и каждого из жителей города N, в особенности — городничего, обронившего «славно быть генералом» в то время как его дочь ещё даже не вышла замуж. Единственное средство, способное спасти людей от этого явления — ироничное к нему отношение. Чиновникам города не стоило воспринимать Хлестакова всерьез, но из-за собственного страха они не разглядели в нём простого петербуржского франта, умеющего хорошо притворяться и грамотно сочинять. Мы делаем вывод, что доля Хлестакова живёт в каждом человеке, однако важно следить за тем, чтобы она не перерастала в сплошной обман, царящий в комедии.

Что такое хлестаковщина в пьесе «Ревизор»? (Н.В. Гоголь)

Чтобы понять, что такое хлестаковщина в пьесе «Ревизор» Н.В. Гоголя, нужно хорошенько рассмотреть образ героя, от имени которого произошло название этого понятия. Знакомство зрителя с Иваном Александровичем Хлестаковым происходит уже во втором действии. Это молодой человек, занимающий мелкую должность и проездом оказавшийся в городе, где разворачиваются события пьесы. Первое впечатление о себе герой оставляет не самое хорошее: он ведёт себя как мошенник и авантюрист, отказывается платить по счетам в гостинице. На самом деле Хлестакову просто нечем расплачиваться. Молодой человек любил покутить и остался без гроша в кармане.

Спасение приходит неожиданно: Хлестакову вдруг начинают оказывать невиданное почтение местные чиновники, наперебой предлагают ему деньги. Сам городничий приглашает его переселиться из неуютной гостиницы к нему домой. Хлестаков хоть и не блистал умом, но сообразил, что его приняли за какого-то важного гостя. Он решил воспользоваться этим положением. Молодой человек так вошёл в образ, что ему уже трудно было остановиться. Он начал увлечённо выдумывать историю своей жизни, приписывая себе несуществующие заслуги и высокое положение в обществе. С каждым днём его значимость в собственных глазах возрастала.

Мнимый ревизор чуть было не женился на дочери городничего. Самому градоначальнику он обещал протекцию в столице. Герой пытался произвести впечатление важного человека, у которого есть связи и деньги. Хлестаков упивался своим враньём, пытаясь хоть на время побыть тем, кем мечтал стать в своих пустых грёзах. Создавшаяся случайно комическая ситуация выявила все его дурные качества. Он оказался совершенно пустым человеком, не имеющим никаких дарований, способностей и желания чего-то достичь. Ему хотелось получать от жизни удовольствия, не прикладывая для этого никаких усилий. Герой полностью оправдал характеристику автора, который назвал его глуповатым, начисто лишённым сообразительности человеком.

При всей его никчёмности героя нельзя назвать аферистом или преступником. Он действовал без злого умысла. Чтобы провернуть такую махинацию с ревизорством, ему не хватило бы смекалки. Ему просто повезло: он оказался в той гостинице в самый подходящий момент. Во второй раз Хлестакову повезло, когда он уехал из города до своего разоблачения и таким образом избежал расплаты за обман.

Н.В. Гоголь в пьесе «Ревизор» хотел показать все пороки чиновников, собрав их в кучу. У каждого героя в этом произведении есть свои недостатки и слабые места, но только образ Хлестакова стал нарицательным. Хлестаков – это особая боль автора за будущее страны. Этот герой объединил в себе все мыслимые пороки людей, которые занимают определённые должности, но не делают для блага народа ничего. Они только и умеют, что красть из казны и создавать видимость полезной деятельности. Хлестаковы – воры, взяточники, лгуны и бездельники. Они не способны добросовестно трудиться, им хочется пользоваться всеми благами даром.

Иван Хлестаков – лентяй, эгоист и обманщик, хоть и беззлобный. Анализируя его личность, Н.Г. Чернышевский назвал совокупность его качеств «хлестаковщиной». Под эти понятием следует понимать образ, для которого характерны душевная пустота, трусость, слабохарактерность, себялюбие, враньё, тщеславие, приспособленческий образ жизни. Хлестаковщина проявляется в людях до сих пор, искоренить её нельзя. Её можно опознать по таким признакам, как хвастовство и позёрство, высокое самомнение при посредственных способностях, лицемерие и чинопочитание, безответственное отношение к своим обязанностям.

Хлестаковы будут появляться в обществе всегда. В зависимости от эпохи их цели и способы достижения этих целей будут разными, но легкомысленность натуры и притворство им не спрятать. Гоголь писал, что черты хлестаковщины могут проявиться в любом человеке, пусть и подсознательно, хотя бы на минуту или несколько минут. Трудно не согласиться с писателем. Однако нельзя допускать, чтобы такое поведение стало нормой и переросло в привычку. Образ Ивана Александровича Хлестакова – это предостережение Гоголя от пустой траты времени, а значит и всей своей жизни. Такие, как он, проживают её напрасно. �Z�F

Ссылка на основную публикацию