Внешняя политика СССР в 1964–1985 гг. – основные события, цели и итоги

Внешняя политика СССР в 1964-1985 гг.

Во внешней политике данного периода происходил позитивный процесс смягчения напряженности международной обстановки в условиях, когда реально приблизилась угроза глобальной ядерной катастрофы. Наблюдалось взаимное сближение позиций противостоящих военно-политических лагерей и прежде всего СССР и США.

Стратегическая цель советского руководства в 1964 – 1985 годы – установление мировой гегемонии – не изменилась. Однако теперь достижение этой цели не планировалось на ближайшее время. Победа мирового социализма должна была войти в западные страны через их бывшие колонии, где социалистический строй должен был, по плану советских лидеров, установиться быстрее и легче. Началась своеобразная кампания по окружению развитых капиталистических стран периферией «третьего мира».

Исходя из этой стратегической цели советская внешняя политика имела три основных направления: 1) отношения с социалистическими странами; 2) отношения с развитыми капиталистическими странами;3) отношения со странами «третьего мира» – развивающимся государствами.

Цель советской дипломатии брежневской эпохи в отношениях с социалистическими странами – устранение угрозы распада военного и экономического союза. В этой связи нужно отметить следующие события:

ввод войск пяти стран – участниц Варшавского договора в Чехословакию в 1968 г. с целью подавить либеральное движение;

попытки в 1970 и 1980 гг. с помощью введения военного положения остановить рабочее движение в Польше, возглавляемое профсоюзом «Солидарность»;

материальная и военная поддержка Северного Вьетнама в американо-вьетнамской войне конца 1960-х – первой половины 1970-х годов;

резкое ухудшение отношений с Китаем, приведшее к пограничным военным конфликтам.

Отличительной особенностью взаимоотношений СССР с социалистическими странами было то, что последним было предоставлено несколько больше экономической и политической свободы. К власти во многих странах стали приходить более либерально настроенные коммунистические лидеры, проводились экономические реформы, которые не отвечали «классическим» представлениям о социализме. Все большее значение приобретало экономическое сотрудничество и политические консультации. Наиболее отчетливо это проявлялось в деятельности Совета Экономической Взаимопомощи (СЭВ), основной задачей которой было выполнить политическое сотрудничество экономической интеграцией. Но эту задачу СЭВ выполнить не смог, так как все социалистические страны, в том числе и СССР, стремились наладить экономические связи прежде всего с развитыми капиталистическими государствами, даже в ущерб связям внутри СЭВ.

В то же время, несмотря на незначительное увеличение политической и экономической самостоятельности, взаимоотношения между социалистическими странами были далеко не равноправными. СССР по-прежнему был старшим братом, который определял основные направления деятельности своих союзников. Это находило выражение в общих коллективных декларациях по различным международным вопросам, в постоянных технических консультациях, в коллективных действиях, как, например, ввод войск Варшавского Договора в Чехословакию в 1968 г., а также в постоянных отчетах лидеров этих стран перед советским руководством, одной из форм которых в 1970-е годы было прибытие в Крым на отдых (так называемые «крымские встречи»).

События в Польше. Польскому руководству удалось справиться с кризисом начала 1970-х годов самостоятельно. Однако в начале 1980-х антиправительственная борьба в стране развернулась с новой силой. Благодаря экономической, политической и военной помощи из СССР, польскому руководству удалось продержаться до середины 1980-х годов, причем 13 декабря 1981 г. в стране было введено военное положение (во главе польской объединенной рабочей партии встал генерал Ярузельский). Это прекратило забастовки и нарастание социальной нестабильности, но, с другой стороны, предотвратило подготовленный уже ввод советских войск для «наведения порядка».

Существовали социалистические государства, проводившие независимый внешнеполитический курс. С одними СССР поддерживал добрососедские отношения, с другими находился в конфронтации. Дружескими были связи с Югославией. На протяжении всех 1960-х, 1970-х и 1980 -х годов югославское и советское правительства проводили в отношении друг друга политику сдержанного благожелательства, аналогичную взаимоотношениям СССР с капиталистическими странами. Наряду с усиленными экономическими связями политическое сотрудничество было крайне незначительно. Промежуточную позицию между Югославией и другими социалистическим странами занимала Румыния. Руководство страны во главе с Чаушеску пыталось проводить независимый внешнеполитический курс, однако в целом как внутренняя, так и внешняя политика государства соответствовала принципа социализма, поэтому советское руководство мирилось с румынской «самостоятельностью».

Отношения СССР с Китаем, а также с Албанией были серьезно обострены. Советско-албанские отношения были разорваны еще в 1961 г. После смерти Мао Цзэдуна в 1976 г. и смерти Л.И. Брежнева в 1982 г. отношения между двумя странами стали быстро улучшаться.

Отношения с развитыми капиталистическими странами. Отношения СССР со странами Запада в 1970-е годы носили противоречивый, но в целом конструктивный характер, это время принято называть периодом «разрядки». Этот процесс ознаменовался отходом от жесткого противостояния времен «холодной войны», заключением серии двусторонних договоров об экономическом, научном и культурном сотрудничестве со странами Запада. Были также подписаны соглашения об ограничении стратегических и обычных вооружений – договоры 1966 г. с Францией, 1970 г. – с ФРГ о неприменении силы в решении спорных вопросов о послевоенных границах. В октябре 1971 г. президент Франции Ж. Помпиду и Л.И. Брежнев подписали документ «Принципы сотрудничества между СССР и Францией». В 1972 г. Л.И. Брежневым и Р. Никсоном был подписан ряд соглашений об ограничении стратегических вооружений (ОСВ – 1), а в 1979 г. Л.И. Брежнев и новый президент США Дж. Картер подписали договор ОСВ – 2. Улучшились отношения СССР с ФРГ. В августе 1972 г. подписан мирный договор между ФРГ и СССР. В нем были подтверждены западные границы Польши и граница между ГДР и ФРГ. Во второй половине 1970-х годов ФРГ превратилась в одного из основных внешнеэкономических партнеров СССР. После победы лейбористов в Англии в 1974 г. начался процесс улучшения англо-советских политических и экономических отношений.

В 1972 г. в Москву прибыл президент США Р. Никсон. В результате этого визита были подписаны соглашения об ограничении стратегических вооружений (ОСВ-1), устанавливались количественные ограничения на строительство противоракетной обороны, межконтинентальных ракет наземного базирования и на подводных лодках.

Пиком «разрядки» было состоявшееся в столице Финляндии Хельсинки Совещание по сотрудничеству и безопасности в Европе. Работа по подготовке совещания проходила в Хельсинки с 1973 г. по 1975 гг. В июле-августе 1975 г. был подписан Заключительный акт совещания, в котором приняли участие главы 33 европейских государств, а также США и Канады. Этот акт зафиксировал и узаконил политико-военное и социально-экономическое положение, которое сложилось в послевоенной Европе и мире.

Наиболее ярким проявлением ухудшения отношений Запад-Восток были отказ американского Сената ратифицировать договор о дальнейшем ограничении гонки вооружений ОСВ-2 (подписанный в Вене в июне 1979 г.) и «двойное решение» НАТО о размещении в Западной Европе американских ракет средней дальности, ввод советских войск в Афганистан.

В 1967 г. началась очередная арабо-израильская война. Она завершилась серьезным поражением Египта, Сирии и Иордании в ходе шестидневных боевых действий. Но поражение арабских стран привело к усилению в них влияния СССР, так как Израиль ориентировался на США. В то же время происходило сближение СССР с другими арабскими странами, проводившими антиамериканский курс и искавшими новых союзников. Усиление позиций СССР в арабском мире прекратилось лишь в середине 1970-х годов. Существенную роль в этом сыграли как финансовая помощь США, так и определенное разочарование в действиях СССР, которые зачастую стали рассматриваться как вмешательство во внутренние дела арабских стран.

В 1960-е годы СССР поддерживал различные антиимпериалистические группировки в Анголе, Заире, а также лидеров некоторых стран, проводивших просоветский курс (Уганда). Советская помощь африканским странам вызывала резко негативную реакцию в странах Запада.

В 1978 г. к власти в Афганистане в результате военного переворота пришла народно-демократическая партия. Руководство НДПА обратилось к советскому правительству с просьбой об оказании военной помощи революционному движению. Часть партийно-государственных лидеров СССР считала возможным оказание Афганистану лишь политической поддержки. Однако большинство членов Политбюро ЦК настаивало на оказании помощи и политическими, и военными средствами. В декабре 1979 г. в Афганистан были направлены советские войска. Чрезвычайная сессия Генеральной ассамблеи ООН заявила о нарушении Советским Союзом суверенитета государств «третьего мира».

Ввод советских войск в Афганистан вызвал в мире негативную реакцию и свидетельствовал об общем кризисе внутреннего положения СССР. Сократились контакты СССР со странами Запада и США. Одним из показателей этого стал отказ Сената США ратифицировать подписанный с Советским Союзом договор о дальнейшем ограничении гонки ядерных вооружений (ОСВ-2). Активные попытки по преодолению кризиса в отношениях с Западом и США были предприняты лишь во второй половине 1980-х годов.

В ноябре 1982 г. генеральным секретарем стал Ю.В. Андропов, который занимал этот пост до 1984 г. Сменивший его в феврале 1984 г. К.У. Черненко был совершенно больным человеком. Он руководил страной чуть больше года и умер в марте 1985 г.

Во внешней политике этого периода напряженность между Востоком и Западом достигла наивысшей точки. Начавшиеся переговоры СССР и США о ракетах средней дальности в Европе были прерваны 1 сентября 1983 г., когда советский истребитель сбил нарушивший границу южнокорейский пассажирский самолет «Боинг». В ноябре того же года были прерваны все переговоры, касавшиеся вооружений. Такая ситуация сохранялась до прихода к власти в марте 1985 г. М.С. Горбачева.

Что представляет собой внешняя политика СССР в 1965-1985 годах?

Содержание:

Внешняя политика 1964-1982 обусловлена замедлением в развитии экономического сектора страны. Социальная, политическая сферы буквально замирают, происходит стагнация. Государство начинает целенаправленное, стабильное совершенствование в сфере внешней политики. Ключевые аспекты консервативности СССР:

  • Холодная война с западными странами состоит из двух стадий: разрядка и новая эскалация конфликта. Запад не желает поддерживать Советский Союз. Формируется немая конкуренция между крупнейшими державами;
  • Среди стран третьего мира Союз не имеет стабильной позиции;
  • Обилие внутренних противоречий в социалистических государствах. Прошел двадцатый съезд партийных лидеров, который запустил мировой кризис в коммунистическом строе.

Внешняя политика СССР в 1965-1985 гг

США – скрытый внешний враг СССР во многогодовой холодной войне. Страна стремится ввести социалистические порядки во многих африканских, азиатских государствах, что негативно отражается на внешнеполитической арене. Население не желало признавать социализм, экономический сектор сталкивался с проблемами, возникали недовольства среди жителей. Внешняя политика – важные даты:

  1. 1968 год. Правление государств с социалистическим режимом оказывает давление на Советский Союз. Страна вводит войска на территорию Чехословакии, чтобы приостановить ход либеральных преобразований. Они были нацелены на уход от социалистического строя. После ввода армии Запад высказал свое возмущение данными действиями.
  2. 1969 год. Китай и СССР конфликтуют по причине пограничных противоречий.
  3. 1965-1975 годы. Вьетнам разделен на две части – южную и северную. Север заручается поддержкой Союза в свержении установленного государственного уклада Соединенными Штатами Америки и Южной частью государства. Север побеждает совместно с советскими войсками.
  4. 1967. Союз поддерживает арабские страны в военном конфликте с Израилем. Они потерпели поражение в боевых действиях. Израиль заручился поддержкой Соединенных Штатов Америки.
  5. 1969 год. Старт нового этапа холодной войны с Западом.
  6. 1972 год. Приезд Никсона, договор о совместной деятельности с государством Франция, соглашение мира со странами ФРГ.

Внешняя политика СССР 1965-1985

Конфликт с США в виде холодной войны оказывал негативное влияние на развитие экономического направления. Важными событиями для становления СССР стали:

  • Расширение контактов с другими государствами социалистического строя в период шестидесятых, семидесятых годов. Это позволило расширить торговую сферу, сблизить экономику страны с соседями, построить новые технически современные комбинаты, заводы. Во внешнеполитических отношениях между государствами часто возникали противостояния. Государства хотели построить политическую систему иначе, отказывались от выверенных стереотипов. Это вызывало конфликты;
  • Соглашение 1972 года, ограничивающее стратегическое вооружение. Документ способствовал снятию напряжения между народами. Независимо от политической структуры, страны продолжили сотрудничество, взаимоотношения;
  • Советские войска в Афганистане в 1979 году. Эскалация конфликта привела к огромному количеству жертв. Действия СССР осуждали практически все державы – члены ООН. Было выставлено требование вывести военных из города. Страна потеряла свой имидж и возможность ратификации соглашения с Соединенными Штатами Америки о ядерном вооружении;
  • Размещение вооружения на территории ГДР приводит к началу новой гонки между СССР и США;
  • С 1983 года Соединенные Штаты Америки начинают размещение ракет на западе Европы. СССР действует аналогичным образом, что требует колоссальных финансовых расходов. Это негативно влияет на экономику, способствует развитию кризиса.

Внешняя политика СССР в 1964-1985 гг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2015 в 18:02, контрольная работа

Описание работы

Эпоха реформ, перетрясок, державших в напряжении всю страну, закончилась с уходом Н.С.Хрущёва в 1964 г. Курс на «развёрнутое строительство коммунизма» был прекращён, и следующее, брежневское руководство в 1967 году провозгласило, что в стране уже построен «развитый социализм», и в дальнейшем остаётся лишь постепенно совершенствовать его, устраняя «отдельные недостатки». Эта эпоха (с 1964 по 1985) была названа «эпохой застоя».

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………..ст.3
1. Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе……………. …ст.4
2. Международные отношения СССР……………………………………. …ст.6
2.1 Отношения между СССР и США……………………………………..…..ст.6
2.2 Отношения СССР с социалистическими странами………………. ……ст.7
3. Международный кризис конца 70-х гг………………………………….…ст.9
4. «Новое мышление» и поворот во внешней политике……………….…..ст.11
5. Итоги внешнеполитической деятельности…………………………. …..ст.14
Заключение……………………………………………………………..……..ст.15
Список использованных источников…………………………….………….ст.16

Файлы: 1 файл

ктр история.doc

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Ростовский государственный университет путей сообщения»

(ФГБОУ ВПО РГУПС)

КАФЕДРА «Истории Отечества и философии»

Тема: «Внешняя политика СССР в 1964-1985 гг.»

Выполнил(а): Теницкая Д.А

Проверил: доцент Сень Д.В

1. Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе……………. …ст.4

2. Международные отношения СССР……………………………………. …ст.6

2.1 Отношения между СССР и США……………………………………..…..ст.6

2.2 Отношения СССР с социалистическими странами………………. ……ст.7

3. Международный кризис конца 70-х гг………………………………….…ст.9

4. «Новое мышление» и поворот во внешней политике……………….…..ст.11

5. Итоги внешнеполитической деятельности…………………………. ….. ст.14

Список использованных источников…………………………….………….ст. 16

Эпоха реформ, перетрясок, державших в напряжении всю страну, закончилась с уходом Н.С.Хрущёва в 1964 г. Курс на «развёрнутое строительство коммунизма» был прекращён, и следующее, брежневское руководство в 1967 году провозгласило, что в стране уже построен «развитый социализм», и в дальнейшем остаётся лишь постепенно совершенствовать его, устраняя «отдельные недостатки». Эта эпоха (с 1964 по 1985) была названа «эпохой застоя»

1. Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе

В сфере международных отношений 1970-е гг. прошли под знаком растущего авторитета ивлияния СССР.

Важнейшим событием международной жизни 1970-x гг. явилось Общеевропейское совещание по безопасности и сотрудничеству. Идея созыва совещания была внесена в ООН Польской Народной Республикой в 1964 г. В 1966 г. ее поддержал XXIII съезд КПСС, поручив советскому руководству добиться ее претворения в жизнь. В том же году за совещание высказались все члены Варшавского Договора. В 1969 г. идея Общеевропейского совещания была одобрена странами НАТО и нейтральными государствами Европы.

Серьезное препятствие мешало этому: нежелание ФРГ признать послевоенные границы в Европе. В 1969 г. к власти в ФРГ пришли социал-демократы. Федеральным канцлером ФРГ стал председатель СДПГ Вилли Брандт. Новое западногерманское правительство пересмотрело «восточную политику», приняв во внимание послевоенные реальности. Крупным шагом на этом пути стал Московский договор между СССР и ФРГ 1970 г., обе стороны обязались рассматривать как нерушимые сейчас и впредь границы всех государств в Европе. ФРГ навсегда отказалась от претензий на территорию бывшей Восточной Пруссии, вошедшей в состав СССР в 1945 г. в качестве Калининградской области. В обмен Вилли Брандт добился от ЛИ. Брежнева согласия не препятствовать мирному объединению двух Германий, если для этого возникнут в будущем соответствующие условия. Подобные договоры были заключены ФРГ с ПНР, ЧССР, ГДР.

В 1972 г. по договору между ФРГ и ГДР оба государства признали друг друга как независимые и суверенные. Спорный западноберлинский вопрос был разрешен в 1971 г. путем заключения четырехстороннего соглашения между СССР, США, Англией и Францией. Четыре государства заявили, что Западный Берлин не принадлежит ФРГ, и последняя должна свернуть в этом городе политическую деятельность. Путь к совещанию был расчищен. Оно проходило в 1973-1975 гг. и завершилось в Хельсинки встречей руководителей 35 государств Европы, США и Канады. Главным политическим итогом совещания стала «Декларация принципов», которыми государства-участники обязались руководствоваться во взаимных отношениях. Таких принципов было десять: суверенное равенство государств; неприменение силы или угрозы силой; нерушимость границ; территориальная целостность государств; мирное урегулирование споров; невмешательство во внутренние дела; уважение прав человека; равноправие народов; взаимовыгодное сотрудничество государств; добросовестное выполнение обязательств по международному праву.

Эти принципы в 1977 г. были внесены в Конституцию СССР как принципы мирного сосуществования государств с различным общественным строем. Последующие встречи участников СБСЕ стали называться «Хельсинкским процессом» или движением СБСЕ (с 1990 г. — ОБСЕ, Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе).

Советское руководство расценило Хельсинское совещание как свою крупную победу. Хельсинки-7 5 стали логическим завершением курса Ялты-45. Ведущие капиталистические страны и, прежде всего, США признали рост сферы влияния СССР на Восточную и Центральную Европу, раскол Европы на два блока1.

2.Международные отношения СССР

2.1 Отношения между СССР и США

Важным событием 1970-х гг. стало возобновление советско-американских встреч на высшем уровне. Они проходили в иной обстановке, чем первая встреча в 1959 г. В начале 1970-х гг. американское руководство признало наличие военно-стратегического паритета СССР и США, т.е. примерное равенство вооружений. Благодаря этому паритету 1970-е гг. вошли в историю как эпоха разрядки международной напряженности.

В ходе переговоров руководителей СССР и США были подписаны договоры, которые явились важным шагом человечества к безопасности. Среди договоров, заключенных в 1970-е гг., первостепенную важность имели Договор по ограничению стратегических вооружений (ОСВ-1), заключенный в Москве в 1972 г. во время первой встречи Л.И.Брежнева и Р.Никсона и Договор ОСВ-2 (1979 г.). Эти договоры установили потолки, выше которых нельзя было наращивать стратегические наступательные вооружения. В 1972 г. был подписан Договор по противоракетной обороне (ПРО), по которому СССР и США получили право на создание двух зон противоракетной обороны в жизненно важных районах. В 1974 г. был подписан дополнительный протокол к Договору. В соответствии с ним количество таких зон у обеих сторон было сокращено до одной. Американцы выбрали для этой цели базу тяжелых межконтинентальных баллистических ракет Гранд-Форкс, СССР — Москву. Наконец, были подписаны два договора, касающиеся ядерных испытаний — Договор 1974 г. об ограничении подземных испытаний ядерного оружия и Договор 1976 г. о подземных ядерных взрывах в мирных целях2.

2.2 Отношения СССР с социалистическими странами

В 1970-е гг. углублялось сотрудничество СССР со странами «социалистического содружества».

Содружество представляло собой важную политическую, экономическую и военную силу современной истории мира. Особенно ярко углубление социалистического сотрудничества проявилось в курсе на интеграцию (объединение) экономических систем. В 1971 г. в рамках СЭВ была принята Комплексная программа социально-экономической интеграции, предусматривавшая международную социалистическую специализацию (международное разделение труда), создание единого рынка социалистических стран, сближение народнохозяйственных структур, валютных систем, координацию планов, создание крупных интернациональных предприятий. Это соответствовало интеграционной тенденции капиталистических стран, проявившейся в создании транснациональных корпораций, а также курсе на экономическое объединение западных стран в системе Общего рынка.

На фоне расширения сотрудничества со странами содружества резким диссонансом выглядели советско-китайские отношения, которые прежде определяли мощь социалистической системы. Из недружественных они стали враждебными. В конце 1960-х гг. Советский Союз подтянул к советско-китайской и монгольско-китайской границе значительные силы. Это было вызвано вооруженными нападениями Китая на советскую территорию весной 1969 г. (о. Даманский). Летом 1969 г. Китай спровоцировал около 500 инцидентов на границе СССР с участием 2,5 тысяч военных и гражданских лиц. Основные претензии КНР к СССР носили теперь территориальный характер. С осени 1969 г. были начаты переговоры по пограничным спорным вопросам. Они шли тяжело, часто заходили в тупик. После смерти Мао Цзэдуна (сентябрь 1976 г.) ситуация не изменилась. В начале 1980-х гг. новый лидер Китая Дэн Сяопин сформулировал очередные «препятствия» на пути нормализации отношений между КНР и СССР. Их было три: 1) советские войска в МНР и на советско-китайской границе; 2) поддержка Советским Союзом вьетнамского военного вмешательства в Кампучию; 3) советские войска в Афганистане. Подход к решению этих проблем намечался во второй половине 1980-х гг.

Во второй половине 1960-х гг. возникла угроза раскола содружества, вызванная политикой нового руководства Чехословакии во главе с А.Дубчеком. Избранный в январе 1968 г. Первым секретарем ЦК КПЧ А.Дубчек стал инициатором строительства новой модели социализма — «социализма с человеческим лицом». На практике это привело к серьезной попытке выйти из-под советского влияния, а также из «социалистического содружества». Ведущей стала ориентация на Запад. (Во многом это напоминало попытку венгерского правительства И.Надя в 1956 г. начать построение системы демократического, рыночного социализма). По инициативе советского руководства в Чехословакию были введены войска СССР и других социалистических стран. Новое руководство во главе с Г.Гусаком, избранное в апреле 1969 г., повернуло к укреплению отношений ЧССР с СССР3.

Острый кризис системы содружества разыгрался также в конце 1970-х гг. в Польше. Рабочий профсоюз «Солидарность» организовал ряд крупных антиправительственных выступлений, требуя проведения экономических и политических реформ. Советский Союз принял политическое участие в разрешении кризиса. В 1981-1983 гг. в Польше было введено чрезвычайное положение, в итоге которого антиправительственные силы ушли в подполье. Тем не менее, польский кризис явился началом распада социалистической системы в Европе.

3. Международный кризис конца 70-х гг

К концу 70-х гг. СССР поддерживал дипломатические отношения более чем со 130 государствами. Почти половину из них составляли развивающиеся страны. СССР оказывал им значительную экономическую и научно-техническую помощь, предоставлял льготные кредиты, участвовал в подготовке квалифицированных кадров для народного хозяйства. При финансовой и технической поддержке со стороны СССР сооружались промышленные и сельскохозяйственные объекты в государствах Юго-Восточной Азии и Африки.

На развитие взаимоотношений СССР и стран мира на рубеже 70-80-х гг. негативное влияние оказала советская политика в Афганистане. В 1978 г. в Афганистане в результате военного переворота пришла к власти народно-демократическая партия (НДПА). Руководство НДПА обратилось к советскому руководству с просьбой оказания военной помощи революционному движению. В декабре 1979 г. в Афганистан были направлены советские войска. Мировая общественность резко отрицательно расценила действия СССР в Афганистане. Отношения СССР со странами Запада резко ухудшились. Сенат США отказался ратифицировать подписанный с СССР договор о дальнейшем ограничении гонки ядерных вооружений (ОСВ-2).

Таким образом, внешняя политика СССР в 1964-1985 гг. развивалась по пути от жесткой конфронтации с западным миром во второй половине 60-х гг. к “разрядке” международной напряженности в 70-е гг. и снова к обострению отношений в мире с конца 70-х – начала 80-х гг.

Обострение международной обстановки, падение авторитета CССР на мировой арене находились в тесной взаимосвязи с нарастанием общего кризиса в административно-командной системе.

Одним из первых, кто попытался вывести страну из состояния стагнации, грозившим кризису всей стране, был Ю.В. Андропов. В ноябре 1982 г. после кончины Л.И. Брежнева он был избран Генеральным секретарем ЦК КПСС. До этого Ю.В. Андропов в течение полутора десятилетий возглавлял Комитет государственной безопасности при Совмине СССР.

Широкий резонанс в обществе вызвали мероприятия нового руководителя, связанные с кадровыми перестановками в партийных и государственных структурах. Отстранялись от работы руководители ряда министерств, не обеспечившие запросы народного хозяйства, либо уличенные во взяточничестве. В аппарат нового лидера были привлечены новые партийные работники, в числе которых находился М.С. Горбачев, руководитель аграрного сектора ЦК партии4.

Пути преодоления экономических трудностей Ю.В. Андропов видел в совершенствовании руководства экономикой. Предполагалось расширить самостоятельность промышленных и сельскохозяйственных предприятий. Большое внимание уделялось борьбе с коррупцией и бесхозяйственностью. Речь шла об устранении негативных явлений из жизни общества, о его демократизации. Подавляющее большинство советских людей поддерживало этот курс, направленный на наведение порядка в стране. Однако эти меры не привели к ощутимым результатам.

После смерти Ю.В. Андропова (апрель 1984 г.) пост Генерального секретаря ЦК партии занял К.У. Черненко. Новый Генеральный секретарь не стремился к проведению в стране каких-либо реформ.

4. ” Новое мышление” и поворот во внешней политике

Уже в своих первых выступлениях М.С. Горбачев изложил положения нового внешнеполитического курса СССР. Добиться безопасности страны можно лишь при учете интересов других народов и государств. В тезисах, принятых ХIХ партконференцией (июнь 1988 г.), говорилось: “…на нашу внешнюю политику наложили отпечаток догматизм, субъективистский подход…, не в полной мере реализовывались новые возможности для снижения напряженности и наибольшего взаимопонимания между народами. Добиваясь военно-стратегического паритета, в прошлом не всегда использовали возможности обеспечить безопасность государства политическими средствами и в результате дали втянуть себя в гонку вооружений, что не могло не сказаться на социально-экономическом развитии страны и на ее международном положении”.

Этот поворот во внешней политике получил название “новое мышление”. В декабре 1988 г. в речи на сессии Генеральной Ассамблеи ООН М.С. Горбачев сформулировал новую концепцию советской внешней политики. Центральное место в ней отводилось приоритету общечеловеческих ценностей над классовыми.

ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА СССР В СЕРЕДИНЕ 1960-Х-СЕРЕДИНЕ 1980-Х ГГ.

Разрядка международной напряженности. СССР и страны Запада.

Со второй половины 1960-х годов в отношениях СССР с западными странами начинается т.н. разрядка напряженности, которая явилась следствием достигнутого к тому времени стратегического паритета США и СССР. Такой паритет не предусматривал победы одной из сторон в гипотетической ядерной войне.

Стороны начали делать шаги навстречу друг другу. В 1969 г. Запад поддержал предложение стран Варшавского договора о проведении общеевропейского Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе. Весной 1971 г. на XXIV съезде КПСС была принята так называемая «Программа мира», в которой содержался призыв к разрядке международной напряженности. В 1970 г. в договоре межу СССР и ФРГ были признаны окончательными послевоенные границы в Европе. Аналогичные договоры ФРГ заключила с Польшей и Чехословакией. В 1972 г. состоялось взаимное признание ФРГ и ГДР.

В мае 1972 г. СССР и США заключили Договор об ограничении систем противоракетной обороны (ПРО) и Временное соглашение об ограничении стратегических наступательных вооружений сроком на 5 лет (договор ОСВ-1). Он устанавливал для обеих сторон ограничения по количеству межконтинентальных баллистических ракет, а также ракет, запускаемых с подводных лодок. Однако этот договор не остановил увеличение ядерных зарядов у каждой из сторон.

В ноябре 1974 г. сторонам удалось договориться о новом соглашении об ограничении стратегических наступательных вооружений (ОСВ-2). Этот договор должен был регулировать предельные рамки по более широкому спектру вооружений. Подписание договора намечалось на 1977 г., однако не состоялось из-за появления в США нового типа вооружений («крылатых ракет»), на которые американская сторона отказывалась устанавливать ограничения.

Тем не менее, плодотворное развитие сотрудничества между СССР и США сделало возможным совместный космический полет в июле 1975 г. двух кораблей — «Союза» и «Аполлона». В 1976 г. заключен советско-американский договор, регламентировавший проведение подземных ядерных испытаниях в мирных целях.

Годом ранее, в 1975 г. главами 33 государств Европы, а также лидерами США и Канады был подписан Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе. Он устанавливал, что впредь взаимоотношения стран участниц Совещания будут определяться рядом таких принципов, как суверенное равенство, неприменение силы или угрозы силой, нерушимость послевоенных границ, территориальная целостность государств, мирное урегулирование споров, невмешательство во внутренние дела, уважение прав человека и основных свобод.

Однако СССР видел ключевую роль Акта в признании границ в Европе, а западные страны – в соблюдении прав человека в Советском Союзе и странах Восточной Европы. После начала западной кампании в защиту прав человека и войны в Афганистане в 1979 г. политика разрядки была свернута.

Политика в отношении стран Азии и Африки

Отношения с азиатскими и африканскими странами определялись стремлением Москвы приобрести новых союзников, наладить взаимовыгодное сотрудничество с ними. Советский Союз выступил на стороне Египта и Сирии в «семидневной войне» с Израилем в 1967 г., способствовал погашению военного конфликта на Ближнем Востоке в 1973 г., поддерживал Индию в ее конфликтах с Пакистаном.

В отношениях с развивающимися странами СССР отдавал приоритет странам, взявшим курс на развитие социализма (Кампучия, Лаос, Сомали, Мозамбик, Ангола, Никарагуа), которые получали от Москвы экономическую и военную помощь. Союзнические отношения были установлены у СССР и с режимами диктаторского типа (Ирак, Сирия, Ливия, Эфиопия), выступавшими против США. Точно такую же политику вел и Вашингтон, поддерживавший режимы антикоммунистической и антисоветской ориентации.

СССР и социалистические страны

Отношения СССР с соцстранами в этот период переживали не лучшие времена. Китай, Албания, Румыния, Югославия, КНДР, избравшие социалистический курс, при этом действовали без оглядки на Москву. Едва ли не самые конфликтные отношения сложились именно с Китаем. В июле 1964 г. Мао Цзэдун заявил, что «примерно сто лет назад район к востоку от Байкала стал территорией России, и с тех пор Владивосток, Хабаровск, Камчатка и другие пункты являются территорией Советского Союза. Мы еще не предъявляли счета по этому реестру». Вскоре был оглашен список претензий на 1,5 млн.кв. км. В марте 1969 г. произошли вооруженные столкновения в районе острова Даманский на реке Уссури, а затем и на других участках советско-китайской границы. Всего было около 500 инцидентов, в которых участвовали 2,5 тыс. китайских военных и гражданских лиц. С осени 1969 г. начаты переговоры по пограничным спорным вопросам, которые ни к чему не привели. В дальнейшем о. Даманский фактически остался китайским, а де-юре был закреплен за Китаем только в марте 1992 г.

СССР оказывал поддержку Северному Вьетнаму в его борьбе за объединение страны против проамериканского южновьетнамского режима. В феврале 1965 г. правительство СССР заявило, что «советский народ выполнит свой интернациональный долг в отношении братской социалистической страны». Помощь вооружением и специалистами оказывалась Северному Вьетнаму более 10 лет, вплоть до поражения южновьетнамского режима. Война, начавшаяся в 1964 г., закончилась вступлением северовьетнамских войск в Сайгон в апреле 1975 г. и провозглашением Социалистической Республики Вьетнам в июле 1976 г.

Мировая система социализма испытывала большие потрясения и в Восточной Европе. В декабре 1967 г. во главе коммунистической партии ЧССР встал А. Дубчек. В апреле 1968 г. в Чехословакии была принята программа, предусматривавшая экономические и политические перемены. Однако уже к лету в стране явственно обозначились признаки общественно-политического кризиса. Компартия Чехословакии теряла власть в стране, ей не подчинялись СМИ, вырисовывалась реальная перспектива поражения компартии на выборах в Национальное собрание. В Москве и в столицах других стран Варшавского блока увидели в этом угрозу и для социализма в своих странах. Как результат в августе 1968 г. войска СССР, Польши, Венгрии, ГДР и Болгарии были введены в Чехословакию. «Пражская весна» была подавлена, но эти события усилили раскол в «социалистическом лагере». Так, из Организации Варшавского договора вышла Албания. Впрочем, после событий в Чехословакии была подписана серия межгосударственных договоров и соглашений между социалистическими странами, что укрепило их экономическую и военную интеграцию, а также роль СССР в этом содружестве.

Нарастание международной напряженности. Гонка вооружений

В июне 1979 г. во время встречи в Вене Л.И. Брежнева и президента США Дж. Картера договор ОСВ-2 был все-таки подписан. Он ограничивал у сторон на период до 1985 г. количество ядерных вооружений всех видов.

В 1978 г. США развернули кампанию по размещению в Западной Европе нейтронных боеприпасов, приостановленную в том же году из-за возмущения европейской общественности. Но в декабре 1979 г. на сессии НАТО было принято решение о размещении в Западной Европе крылатых ядерных ракет среднего радиуса действия (Першинг II) и крылатых ракет «Томагавк», способных достигать территории Советского Союза за несколько минут.

Администрация президента США Р. Рейгана была настроена резко антисоветски. В 1982 г., предпринимая новое пропагандистское наступление против СССР, Рейган провозгласил «всемирную демократическую революцию», которая «сметет марксистско-ленинские режимы на свалку истории». В том же году вышла директива Рейгана по защите национальной безопасности, провозглашавшая, что цель политики США подрыв сырьевого комплекса СССР. Другая директива, принятая в 1983 г., предусматривала дополнительное финансирование оппозиционного движения в странах Восточного блока.

В 1983–1984 гг. новые американские ракеты были размещены на территории ФРГ, Великобритании и Италии. СССР в свою очередь разместил в Чехословакии и ГДР свои новые ракеты среднего радиуса действия РСД-20 или СС-20. Таким образом, европейская разрядка была сломана, гонка вооружений ускорилась. Она ложилась тяжелым бременем на советскую экономику, усугубляя негативные тенденции ее развития. С конца 1970-х гг. СССР начал постепенно отставать от США по отдельным видам вооружений. Это обнаружилось с появлением у американцев крылатых ракет и стало еще более очевидно после обнародования в марте 1983 г., в нарушение Договора по ПРО 1972 г., программы стратегической оборонной инициативы (СОИ). Другим «источником разорения» СССР становилась помощь развивающимся странам.

Обострение «холодной войны». Война в Афганистане

В конце 1970-х – начале 1980-х гг. возросли противоречия в отношениях СССР с его союзниками по Организации Варшавского договора, в особенности с Польшей. В конце 1970-х гг. там разразился социально-экономический и политический кризис. В 1980 г. рабочий профсоюз «Солидарность» организовал ряд крупных антиправительственных выступлений, требуя проведения экономических и политических реформ. Правительство было вынуждено пойти на уступки. В то же время избранный первым секретарем ЦК ПОРП генерал В. Ярузельский ввел 13 декабря 1981 г. военное положение в Польше. «Солидарность» была запрещена, антиправительственные силы ушли в подполье, но кризис преодолеть не удалось.

Негативным по своим последствиям оказалось решение Политбюро об оказании помощи Народно-демократической партии Афганистана, пришедшей к власти в 1978 г. Руководители СССР решили не упускать возможности расширения социалистического содружества. По просьбе Х. Амина в декабре 1979 г. советские войска вошли в Афганистан. 27 декабря того же года с помощью советского спецназа в Кабуле был совершен переворот, и к власти в Афганистане пришел Б. Кармаль. На стороне последнего советские войска были втянуты в гражданскую войну. «Интернациональная помощь» афганскому народу растянулась на 10 лет. Она обернулась для СССР ежегодными расходами в 3–4 млрд. долларов, гибелью 14,5 тыс. советских солдат.

Западные страны объявили научно-технический бойкот Советскому Союзу и его союзникам. Координационный комитет по экспортному контролю ввел запрет на ввоз в СССР широкого круга наукоемкой продукции и технологий. Следствием широкой антисоветской кампании, развернутой на Западе, стал и отказ сената США ратифицировать подписанный с Советским Союзом в 1979 г. договор ОСВ-2, бойкот XXII Олимпийских игр в Москве и ответный бойкот соцстранами XXIII Олимпиады 1984 г. в США. Антисоветская кампания в США особенно усилилась в связи со сбитым в ночь на 1 сентября 1983 г. над Сахалином южнокорейским «Боингом», принятым за американский самолет-разведчик. Тон кампании задал президент США Р. Рейган, который назвал Советский Союз «империей зла». Осложнение внешнеполитических условий развития, неблагоприятная конъюнктура для нашей страны, складывавшаяся на мировом экономическом рынке, ускорили нарастание в ней кризисных явлений.

Основные проблемы внешней политики СССР в 1964—1985 годах

Брежневское правление обычно именуют эпохой застоя, но на международной арене в этот исторический период происходили важнейшие события. Основными задачами внешней политики СССР в 1964—1985 гг. были укрепление позиций в социалистическом лагере, усиление влияния в странах третьего мира и выработка рационального курса в отношениях с капиталистическими государствами.

Основные тенденции

К началу 1970-х гг. общие подходы к решению мировых проблем сводились к признанию либерализации отношений и военно-стратегического паритета между сверхдержавами. Чтобы понять, чем характеризовалось внешнеполитическое положение СССР при Брежневе, нужно осознавать, что новое ви́дение международных отношений с приходом к власти Леонида Ильича складывалось в условиях холодной войны, длившейся с 1946 года.

В ситуации острого политического противостояния между коммунистической системой Советского Союза и демократической идеологией Запада социалистический лагерь и капиталистический мир были вовлечены в гонку вооружения.

Временами обстановка накалялась настолько, что возникали столкновения, грозившие развязыванием боевых действий и ядерной войны. К 1964 году позади уже были Берлинские блокады (первая в 1948—1949 и вторая в 1961), Корейская война 1950—1953 гг., где СССР и США принимали опосредованное участие в рамках поддержки противоборствующих сторон, Венгерские выступления 1956 г., Карибский кризис 1962 г. Все эти события заставили советское руководство заняться стабилизацией внешней политики.

С момента установления так называемого железного занавеса появилась европейская буферная зона, которая существовала в условиях противостояния Советского Союза и Америки. Западная часть развивалась согласно «плану Маршала», подразумевавшего послевоенное восстановление и борьбу с коммунизмом. На эти задачи США тратили колоссальные экономические ресурсы. А Восточная Европа существовала в рамках «доктрины Брежнева», заключавшейся в ограничении суверенитета стран с целью стабилизации социалистического курса и тесного международного сотрудничества с Москвой.

Военное вмешательство во внутренние дела ЧССР, по мнению Брежнева, заново сплотило содружество социалистических государств, но, как показали дальнейшие исторические события, Пражская весна, наоборот, лишь ускорила раскол. ОВД стала постепенно распадаться, противоречия между лидерами, руководящими коммунистическими партиями, стремительно увеличивались. Структурный кризис был неизбежен.

Военный конфликт с КНР

Раскол в коммунистическом лагере поставил под угрозу дружеские отношения с Китайской Народной Республикой. Между лидерами государств возникли непримиримые разногласия, повлекшие за собой Даманский вооруженный конфликт 1969 года.

Причиной кровавой бойни были идеологические проблемы, на которые Л. И. Брежнев и Мао Цзэдун смотрели по-разному. Сначала из Советского Союза были высланы китайские студенты.

КНР ответила симметричной мерой. Затем возникли территориальные претензии к СССР, встал вопрос о землях Приамурья, Приморья, Забайкалья и части Средней Азии.

У советского руководства не было выхода, кроме как защищать границы собственного государства. Во время Даманской военной операции впервые использовался «Град» — система залпового огня. Китайские потери составили примерно три тысячи человек убитыми. Уже 20 октября 1969 г. между КНР и СССР было подписано соглашение о пересмотре советско-китайской границы.

Разрядка 1968—1975 годов

К концу 1960-х внешнюю политику СССР кратко можно охарактеризовать как примирительную. Добившись ракетно-ядерного паритета, США и Советский Союз получили хороший шанс для ослабления напряженности в международных отношениях. В течение десяти лет были достигнуты важнейшие договоренности, которые обеспечили стабильную безопасность в мире. Неслучайно этот период в историографии принято называть эпохой разрядки.

Прямое противостояние между ядерными сверхдержавами было невозможным, поэтому соперничество перешло на региональный уровень. Советское государство оказывало широкомасштабную прямую военную и стратегическую помощь коммунистическому Вьетнаму, который, защищая суверенитет, боролся с американскими войсками. Неудивительно, что победа вьетнамского народа в 1975 году была воспринята брежневским обществом как собственная.

Ключевыми внешнеполитическими событиями для СССР во времена разрядки стали:

  • Подписание в 1968 г. договора о нераспространении ядерного оружия.
  • Инициирование советским руководством в 1969 г. общеевропейского совещания по безопасности и сотрудничеству, которое поддержал Запад.
  • Договор между СССР и ФРГ 1970 г. об определении послевоенных границ в Европе.
  • Соглашение стран-победительниц по Западному Берлину в 1971 г.
  • Визит президента США Р. Никсона в Москву в 1972 г.
  • Договоры об основах взаимоотношений и ограничении систем противоракетной обороны (ПРО), а также о сокращении стратегических наступательных вооружений (ОСВ-I).
  • Соглашение о предотвращении ядерной войны 1973 г.

Таким образом, климат взаимоотношений с капиталистическими странами Запада впервые за долгие годы холодной войны стал меняться в сторону конструктивного диалога. Эпоха разрядки первой половины 1970-х подготовила почву для подписания Хельсинских мирных соглашений 1975 г., фактически являвшихся заключительным актом Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе. Эти документы, обеспечивающие принципы мира и суверенного равенства, подписали 35 государств.

Поддержка третьего мира

После Саурской революции 1979 года, направленной на борьбу с коммунистическим режимом, в Афганистане была провозглашена демократическая республика. Политбюро ЦК КПСС во главе с Брежневым решило подавить мятеж и оказать военную помощь коммунистическому правительству. Так началась кровопролитная Афганская война, затянувшаяся на десять лет.

Буквально за полгода до этого события брежневской дипломатии удалось провести уникальное мероприятие — переговоры по ограничению ядерного оружия — «ОСВ-II». Из-за отправки советских войск в Афганистан итоговый документ не был ратифицирован, но предварительные условия соблюдались и США, и Союзом.

Колоссальные средства и силы были потрачены на поддержку режимов и программ социализма. Внешняя политика СССР в 1965—1985 гг. была ориентирована на военную помощь государствам, пытавшимся противостоять американской экспансии. Среди крупнейших конфликтов с участием Советского Союза можно отметить:

  • Лаосская война 1960—1970 гг.
  • Египетско-израильский конфликт 1962—1974 гг.
  • Освобождение Мозамбика 1967—1969 гг.
  • Ангольская война 1975—1979 гг.
  • Афганская война 1979—1989 гг.

С 1982 года возник новый виток гонки ядерного вооружения и одновременно наметился глубокий кризис коммунистического лагеря. Внешнеполитический курс Л. И. Брежнева не отличался последовательностью. СССР в международных отношениях периода 1964—1984 гг. прошел сложный путь от обострения и конфронтации с Западом к разрядке напряженности и стратегическому паритету, а затем к новому этапу противостояния, за которым последовал распад Организации Варшавского договора. В дальнейшем это привело к краху всего социалистического содружества.

ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА СССР в 1964 – 1985 гг.

Во внешней политике данного периода происходили существенные сдвиги. Происходил позитивный процесс смягчения напряженности международной обстановки в условиях, когда реально приблизилась угроза глобальной ядерной катастрофы. Происходило взаимное сближение позиций противостоящих военно-политических лагерей и прежде всего СССР и США.

Стратегическая цель советского руководства в 1964-85 годы – установление мировой гегемонии – не изменилась. Однако теперь достижение этой цели не планировалось на ближайшее время. Победа мирового социализма должна была войти в западные страны через их бывшие колонии, где социалистический строй должен был, по плану советских лидеров, установиться быстрее и легче. Началась своеобразная кампания по окружению развитых капиталистических стран периферией «третьего мира».

Исходя из этой стратегической цели советская внешняя политика имела три основных направления: отношения с социалистическими странами; отношения с развитыми капиталистическими странами; отношения со странами «третьего мира» – развивающимся государствами.

Отличительной особенностью взаимоотношений СССР с социалистическими странами было то, что последним было предоставлено несколько больше экономической и политической свободы. К власти во многих странах стали приходить более либерально настроенные коммунистические лидеры, проводились экономические реформы, которые не отвечали «классическим» представлениям о социализме. Все большее значение приобретало экономическое сотрудничество и политические консультации. Наиболее отчетливо это проявлялось в деятельности Совета Экономической Взаимопомощи (СЭВ), основной задачей которой было выполнить политическое сотрудничество экономической интеграцией. Но эту задачу СЭВ выполнить не смог, так как все социалистические страны, в том числе и СССР, стремились наладить экономические связи прежде всего с развитыми капиталистическими государствами, даже в ущерб связям внутри СЭВ.

В то же время, несмотря на незначительное увеличение политической и экономической самостоятельности, взаимоотношения между социалистическими странами были далеко не равноправными. СССР по-прежнему был старшим братом, который определял основные направления деятельности своих союзников. Это находило выражение в общих коллективных декларациях по различным международным вопросам, в постоянных технических консультациях, в коллективных действиях, как, например, ввод войск Варшавского Договора в Чехословакию в 1968 г., а также в постоянных отчетах лидеров этих стран перед советским руководством, одной из форм которых в 70-е годы было прибытие в Крым на отдых (так называемые «крымские встречи»).

Не менее показательны были события в Польше. С кризисом начала 70-х годов польскому руководству удалось справиться самому. Однако в начале 80-х антиправительственная борьба в стране развернулась с новой силой. Благодаря экономической, политической и военной помощи из СССР, польскому руководству удалось продержаться до середины 80-х годов, причем 13 декабря 1981 г. в стране было введено военное положение (во главе польской объединенной рабочей партии встал генерал Ярузельский). Это прекратило забастовки и нарастание социальной нестабильности, но, с другой стороны, предотвратило подготовленный уже ввод советских войск для «наведения порядка».

Существовали социалистические государства, проводившие независимый внешнеполитический курс. С одними СССР поддерживал добрососедские отношения, с другими находился в конфронтации. Дружескими были связи с Югославией. На протяжении всех 60-х, 70-х и 80 -х годов югославское и советское правительства проводили в отношении друг друга политику сдержанного благожелательства, аналогичную взаимоотношениям СССР с капиталистическими странами. Наряду с усиленными экономическими связями политическое сотрудничество было крайне незначительно. Промежуточную позицию между Югославией и другими социалистическим странами занимала Румыния. Руководство страны во главе с Чаушеску пыталось проводить независимый внешнеполитический курс, однако в целом как внутренняя, так и внешняя политика государства соответствовала принципа социализма, поэтому советское руководство мирилось с румынской «самостоятельностью».

Отношения СССР с Китаем, а также с Албанией были серьезно обострены. Советско-албанские отношения были разорваны еще в 1961 г. После смерти Мао Цзэдуна в 1976 г. и смерти Л.И. Брежнева в 1982 г. отношения между двумя странами стали быстро улучшаться.

Отношения с развитыми капиталистическими странами носили противоречивый, но в целом конструктивный характер. Во второй половине 60-х годов началась «разрядка» во взаимоотношениях СССР и Франции. В октябре 1971 г. президент Франции Ж. Помпиду и Л.И. Брежнев подписали документ «Принципы сотрудничества между СССР и Францией».

Улучшились отношения СССР с ФРГ. В августе 1972 г. подписан мирный договор между ФРГ и СССР. В нем были подтверждены западные границы Польши и граница между ГДР и ФРГ. Во второй половине 70-х годов ФРГ превратилась в одного из основных внешнеэкономических партнеров СССР. После победы лейбористов в Англии в 1974 г. начался процесс улучшения англо-советских политических и экономических отношений.

В 1972 г. в Москву прибыл президент США Р. Никсон. В результате этого визита были подписаны соглашения об ограничении стратегических вооружений (ОСВ-1), устанавливались количественные ограничения на строительство противоракетной обороны, межконтинентальных ракет наземного базирования и на подводных лодках.

Пиком «разрядки», как называли процесс 70-х годов политические деятели, было состоявшееся в столице Финляндии Хельсинки Совещание по сотрудничеству и безопасности в Европе. Работа по подготовке совещания проходила в Хельсинки с 1973 г. по 1975 гг. В июле-августе 1975 г. был подписан Заключительный акт совещания, в котором приняли участие главы 33 европейских государств, а также США и Канады. Этот акт зафиксировал и узаконил политико-военное и социально-экономическое положение, которое сложилось в послевоенной Европе и мире.

Наиболее ярким проявлением ухудшения отношений Запад-Восток были отказ американского Сената ратифицировать договор о дальнейшем ограничении гонки вооружений ОСВ-2 (подписанный в Вене в июне 1979г.) и «двойное решение» НАТО о размещении в Западной Европе американских ракет средней дальности, ввод советских войск в Афганистан.

В 1967 г. началась очередная арабо-израильская война. Она завершилась серьезным поражением Египта, Сирии и Иордании в ходе шестидневных боевых действий. Но поражение арабских стран привело к усилению в них влияния СССР, так как Израиль ориентировался на США. В то же время происходило сближение СССР с другими арабскими странами, проводившими антиамериканский курс и искавшими новых союзников. Усиление позиций СССР в арабском мире прекратилось лишь в середине 70-х годов. Существенную роль в этом сыграли как финансовая помощь США, так и определенное разочарование в действиях СССР, которые зачастую стали рассматриваться как вмешательство во внутренние дела арабских стран.

В 60-е годы СССР поддерживал различные антиимпериалистические группировки в Черной Африке (Ангола, Заир), а также лидеров некоторых стран, проводивших просоветский курс (Уганда). Советская помощь африканским странам вызывала резко негативную реакцию в странах Запада.

На развитие взаимоотношений СССР и стран мира на рубеже 70-80-х годов негативное влияние оказала советская политика в Афганистане. В 1978 г. к власти в Афганистане в результате военного переворота пришла народно-демократическая партия. Руководство НДПА обратилось к советскому правительству с просьбой об оказании военной помощи революционному движению. Часть партийно-государственных лидеров СССР считала возможным оказание Афганистану лишь политической поддержки. Однако большинство членов Политбюро ЦК настаивало на оказании помощи и политическими, и военными средствами. В декабре 1979 г. в Афганистан были направлены советские войска. Чрезвычайная сессия Генеральной ассамблеи ООН заявила о нарушении Советским Союзом суверенитета государств «третьего мира».

Ввод советских войск в Афганистан вызвал в мире негативную реакцию и свидетельствовал об общем кризисе внутреннего положения СССР. Сократились контакты СССР со странами Запада и США. Одним из показателей этого стал отказ Сената США ратифицировать подписанный с Советским Союзом договор о дальнейшем ограничении гонки ядерных вооружений (ОСВ-2). Активные попытки по преодолению кризиса в отношениях с Западом и США были предприняты лишь во второй половине 80-х годов, с приходом к власти М.С. Горбачева.

Внешняя политика СССР в 1964–1985 гг. – основные события, цели и итоги

После отставки Хрущева новым лидером страны стал Л.И. Брежнев, занимавший до этого должность председателя Президиума Верховного Совета СССР, а затем второго секретаря ЦК.

Для обозначения периода 18-летнего правления Брежнева используется термин «застой», т.е. это было время замедленного развития всех сфер жизни советского общества.

«Застой» в экономической сфере

В экономической сфере «застой» проявляется в стремительном падении темпов роста производства. Неуклонно сокращается производительность труда. Все более очевидным становится экономическое отставание СССР от развитых стран Запада, прежде всего в высокотехнологичных отраслях. Постоянно рос список дефицитных товаров.

Чтобы преодолеть эти проблемы советское руководство с 1965 г. проводит экономические реформы, инициатором которой стал председатель Совета Министров А.Н. Косыгин.

Началась реформа с упразднения совнархозов и восстановления промышленных министерств. В целом она не посягала на директивную экономику, но предусматривала механизм внутренней саморегуляции, материальной заинтересованности производителей в результатах и качестве труда. Было сокращено число спускаемых сверху обязательных показателей, в распоряжении предприятий оставалась доля прибыли, провозглашался хозрасчет.

С колхозов и совхозов были списаны долги, повышены закупочные цены, установлена надбавка за сверхплановую продажу продукции государству. Началась реализация программ комплексной механизации аграрного производства, химизации почв и мелиорации. Был взят курс на создание агропромышленных комплексов.

Успех от проведенных преобразований был кратковременным.

Причины общей неудачи реформ:

  1. Нежелание партийного руководства мириться с растущей самостоятельностью директоров предприятий.
  2. Продолжающееся падение производительности труда.
  3. Необходимость продолжения гонки вооружений и, следовательно, необходимость первоочередного развития тяжелой промышленности.

Главный способ предотвращения экономического краха власти видели в форсировании поставок на западный рынок энергоносителей. Руководство СССР провозглашает курс на строжайшую экономию – лозунг Л.И. Брежнева «Экономика должна быть экономной!»

По мере скатывания государственной экономики к стагнации все больше развивалась так называемая теневая экономика – от различных подпольных мастерских до прямого криминала.

Кризисные явления в экономике усугублялись проводимой в стране социальной политикой, направленной на поддержание хотя бы относительно высокого уровня жизни населения. В условиях постоянного падения производительности труда решение этой задачи требовало от государства вложения огромных средств в социальную сферу. К началу 1980-х гг. удерживать высокий уровень жизни населения становилось все труднее. Дефицит на товары народного потребления становится тотальным. Вводится карточная система на основные виды продовольственных и даже промышленных товаров.

«Застой» в политической сфере

В политической сфере время «застоя» стало «золотым веком» для партийно-государственной номенклатуры (привилегированного слоя чиновников), превратившейся при Хрущеве в самостоятельный субъект политики. Занятие государственных постов становится пожизненным. Возникает система круговой поруки чиновников. Расцвела коррупция. «Застой» в политической сфере характеризуется еще одним термином – «неосталинизм». Под этим явлением принято понимать прекращение критики «культа личности» Сталина и начало формирования «культа личности» самого Брежнева.

Идеологический кризис в годы «застоя» продолжал нарастать. Чтобы оттянуть окончательный крах коммунистической идеи была создана концепция о наличии в стране «развитого социалистического общества», как промежуточной стадии в строительстве коммунизма. Закрепление этой идеи произошло в новой конституции страны.

7 октября 1977 г. была принята четвертая по счету за 60 лет Конституция СССР («Конституция развитого социализма»). Статья 6 официально закрепляла руководящее положение КПСС в жизни общества. Впервые в Конституцию страны были включены важнейшие международные обязательства СССР – основные положения Хельсинкского акта о правах человека. Однако многие положения, записанные в Конституции, в итоге так и остались лишь на бумаге.

Главным итогом политического развития СССР в эти годы стала консервация политического режима и усиление господства партийного аппарата, руководства армии и КГБ в жизни общества.

Невзирая на ужесточающееся преследование, еще на рубеже 50-60-х гг. зарождается движение диссидентов (инакомыслящих, правозащитников). Появляются бесцензурные издания «самиздата» – «Синтаксис», «Феникс» и т.д., кружки и молодежные организации. В рамках диссидентского движения начинается борьба за права человека в СССР.

Причины возникновения диссидентского движения в СССР:

  1. Общий кризис коммунистической идеологии. Советский народ начинает терять веру в возможность построения коммунизма.
  2. Подавление Советской армией демократических движений в странах Восточной Европы. Особенно большое впечатление на правозащитников произвели события в Венгрии и Чехословакии (1968 г.).
  3. Позднее росту правозащитного движения способствует подписание Заключительного акта Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (Хельсинки, 1975 г.). По этому международному соглашению СССР обязался соблюдать права человека на собственной территории, однако грубо его нарушал. Создается правозащитная «Хельсинская группа».

Одним из лидеров правозащитного движения становится академик А.Д. Сахаров.

После смерти Л.И. Брежнева (1982 г.) Генеральным секретарем ЦК КПСС становится Ю.В. Андропов (бывший председатель КГБ). Он выдвинул идею «совершенствования социализма». Однако произвести это «совершенствование» предполагалось чисто директивными и даже репрессивными методами, без серьезной перестройки самой системы в целом.

В феврале 1984 г. Ю.В. Андропов умер. Его место занял К.У. Черненко – пожилой и нездоровый человек, неспособный к проведению серьезных преобразований.

«Застой» в духовной сфере

Развитие духовной культуры в годы «застоя» было крайне противоречивым.

С середины 70-х гг. стала активно внедряться практика госзаказов на постановку фильмов, написание сценариев, романов и пьес. В партийных инстанциях заранее определялись не только их количество и тематика. Такой подход очень скоро привел к застою и в художественной культуре. Значительно усилился идеологический контроль за средствами массовой информации, учреждениями культуры. В сентябре 1974 г. в Москве была разгромлена выставка современного искусства, проведенная прямо на улице. Художники были избиты, а картины раздавлены бульдозерами («бульдозерная выставка»). «Бульдозерную выставку» принято считать моментом окончания «оттепели» в духовной сфере. Театральные постановки (даже классического репертуара) выпускались лишь с одобрения специальных комиссий.

«Железный занавес» вновь опустился, лишив советских людей возможности читать книги и смотреть фильмы ряда зарубежных авторов.

Деятели культуры, мнение которых шло вразрез с установками партии, оказывались за пределами СССР или лишались возможности работать с полной отдачей. За пределы страны были высланы писатели В. Аксенов, А. Солженицын, В. Максимов, В. Некрасов, В. Войнович, поэт И. Бродский, кинорежиссер А. Тарковский, театральный режиссер Ю. Любимов, виолончелист М. Ростропович, оперная певица Г. Вишневская, поэт и исполнитель А. Галич.

Объективно противостояли идеологии «застоя» представители «деревенской» прозы (Ф. Абрамов, В, Астафьев, Ш. Белов, В. Распутин, Б. Можаев, В. Шукшин), в образной форме показывавшие последствия сплошной коллективизации для судеб российской деревни. О проблемах нравственности в сталинские и последующие годы писали Б, Васильев, Ю. Трифонов. Свой взгляд на смысл жизни и роль интеллигента в ней предлагали популярные в те годы режиссеры Г. Товстоногов, А. Эфрос, М. Захаров, О. Ефремов, Г. Волчек, Т. Абуладзе, А. Герман, А. Аскольдов и многие другие театральные и кинорежиссеры.

Специфической чертой культуры 60—70-х гг. была так называемая «магнитофонная революция». Признанными лидерами здесь были В. Высоцкий, А. Галич, Ю. Ким, Б. Окуджава, М. Жванецкий.

Все это свидетельствовало о наличии и противоборстве двух направлений в отечественной культуре – официально-охранительного, выполнявшего социальный заказ властей, и демократического, готовившего предпосылки для духовного обновления общества.

Внешняя политика СССР в 1965—1984 гг

Советская внешняя политика 60-80-х гг. неразрывно связана с именем министра иностранных дел СССР А.А. Громыко («эра Громыко»).

Одной из первоочередных задач внешней политики этого периода была нормализация отношений между Востоком и Западом. Летом 1966 г. впервые за весь послевоенный период в Москву нанес визит президент Франции Шарль де Голль. Важнейшим событием 70-х гг. явилось возобновление советско-американских встреч на высшем уровне.

Начиная с визита Р. Никсона в Москву в мае 1972 г. и до 1975 г. мир жил в атмосфере разрядки напряженности. Политика разрядки состояла из экономических соглашений и договоров об ограничении ядерных вооружений. 26 мая 1972 г. в Москве был подписан временный договор, названный ОСВ-1, который ограничивал для обеих сторон количество наступательных вооружений. В 1978 г. был заключен ОСВ-2, были подписаны также договоры об ограничении подземных ядерных испытаний, о противоракетной обороне (договор по ПРО1972 г.).

В 1975 г. в Хельсинки состоялось Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ) лидеров тридцати трех европейских стран, США в Канады. Подписанные там документы утверждали основные принципы, на которых отныне должны строиться международные отношения.

Разрядка закончилась после ввода советских войск в Афганистан (1979 г.). В знак протеста против вмешательства СССР в дела Афганистана США и еще несколько десятков государств Запада бойкотировали XXII Олимпийские игры в Москве (1980 г.). В ответ СССР и его союзники бойкотировали Олимпийские игры в Лос-Анджелесе (1984 г.).

В 1983 г. был нанесен еще один удар по переговорному процессу – советский истребитель сбил южнокорейский лайнер Боинг-747, по неизвестным причинам нарушивший границу воздушного пространства СССР. После этого президент США Рейган назвал Советский Союз «империей зла».

СССР активно участвует в событиях на Ближнем Востоке, оказывая открытую поддержку арабской стороне. В 1967 г. Советский Союз разорвал дипломатические отношения с Израилем, развязавшим «шестидневную войну».

Непросто складывались отношения СССР и со странами социалистического лагеря, особенно с Китаем, противостояние с которым привело к вооруженному конфликту на острове Даманский (март 1969 г., река Уссури).

В отношениях с европейскими странами соцлагеря основной задачей СССР было устранить угрозу распада лагеря в теснее сплотить его в политическом, военном и экономическом отношениях. На этом направлении своей внешней политики СССР руководствовался «Доктриной Брежнева» – доктриной ограниченного суверенитета для социалистических государств, фактически зависимых от Советского Союза.

Весной 1968 г. в Чехословакии возникает мощное оппозиционное движение, требующее реформирования социализма – «Пражская весна». Оппозиция была поддержана частью партийного руководства (А. Дубчек). В ночь с 20 на 21 августа 1968 г. войска пяти стран – участниц ОВД вступили в Чехословакию. «Пражская весна» закончилась.

Следующий конфликт был связан с резким повышением цен в Польше в 1980 г. Оно вызвало волну забастовок, достигших своего апогея летом 1980 г. в Гданьске. Возглавил борьбу независимый профсоюз «Солидарность» во главе с Л. Валенсой. 13 декабря 1981 г. генерал В. Ярузельский ввел в стране военное положение. Несмотря на «нормализацию» положения в Польше, кризис социалистического лагеря становится очевидным.

Рюрик – варяжский конунг, вождь племени Русь, новгородский князь (862-879), сторонники Норманской теории называют его основателем государственно Руси. Возможно является Рёриком Датским, упоминаемым в западных летописях в связи с набегами на европейские города.

Ссылка на основную публикацию