Варны в Древней Индии – характерные черты и особенности деления каст

Варны в Древней Индии — характерные черты и особенности деления каст

Индийская культура и традиции этой страны многим европейским людям кажутся необычными. Система варн в Древней Индии, которая возникла на этапе зарождения цивилизации, на протяжении нескольких веков оказывает большое влияние на философию и общественную жизнь. Четыре основных сословия за многие столетия почти не изменили моральных принципов и сегодня.

Общие сведения

В истории определение «каста» изначально относилось к американским колониям, разделявшимся на группы. Но сегодня практически у всех людей касты вызывают ассоциацию сословного деления жителей Индии.

Историки изучают особенности варно-кастового деления древнеиндийского общества, так как это явление не теряет своей силы уже несколько тысячелетий. Первое, что говорят ученые: еще с давних времен в Индии общество состояло из варн и каст, и эти определения не являются синонимами.

Основных варн — четыре, каст — тысячи. Все варны разделены на большое количество каст, которые также называются «джати». Последняя перепись, проводившаяся в 1931 г., насчитала в стране более 3000 каст. Ученые говорят, что ежегодно их число увеличивается, но не могут точно указать цифру.

Определение «варна» своими корнями уходит в древний санскрит, в переводе это значит «цвет» или «качество» — с учетом определенного цвета одежды, характерного для людей отдельной варны. Варна — обширное понятие, определяющее статус в обществе, а каста является подгруппой варны, указывающая на принадлежность к роду деятельности по праву наследования и религиозной секте.

Можно привести простой пример на основе самого богатого слоя населения. Люди, которые вырастают в этих семьях, не становятся в дальнейшем одинаковые по интересам и роду деятельности, но занимают примерно один статус в финансовом плане.

Они могут быть представителями творческой элиты, успешными предпринимателями, путешественниками или меценатами — это и есть касты.

Индийцы делятся на четыре класса варн:

  • брахманы — наивысший слой, куда относятся духовные наставники и жрецы;
  • кшатрии — воины, принимавшие участие в битвах, охраняя страну;
  • вайшья — ростовщики, фермеры;
  • шудры — низший слой, куда входят прислужники и наемные рабочие.

Также существуют члены общества, не находящиеся ни в одной варне — этот класс населения называется неприкасаемые. Причем он тоже разделен на подгруппы. То есть индийские жители могут не находиться в какой-то варне, но обязательно состоят в касте.

Описание особенностей

Определить свою варну и «джати» можно по праву рождения, все группы объединяют людей с учетом рода работы, религиозных убеждений и закрыты для человека из низшей касты.

Все касты должны соблюдать требования:

  • определенное владение движимым и недвижимым имуществом;
  • одна профессия и религиозная община;
  • эндогамия — брачные союзы можно заключать лишь внутри касты;
  • четко установленный список прав;
  • невозможность совместного употребления пищи и физического контакта с людьми других каст;
  • наследственность — принадлежность к конкретной группе можно узнать по праву рождения, невозможно перейти в высшую касту;
  • цвет одежды;
  • разрешенная к употреблению пища: сырая, жареная, вареная, вегетарианская либо мясная.

История возникновения

Теория происхождения варнового деления населения Индии основана на Законах Ману. Индийцы верят, что все люди происходят от Ману, именно ему помог Вишну спастись от потопа, при этом все население на Земле погибло. Индусы считают, что это случилось приблизительно 30 000 лет тому назад, но историки указывают другую дату — 2 век до н. э.

В Законах Ману с поразительной расчетливостью и точностью до каждой мелочи описаны правила жизни: начиная от того, как запеленать ребенка, заканчивая, как обрабатывать пшеничные поля. Тут же указано о разделении общества и об образовании четырех сословий.

В ведических старых писаниях, в частности «Ригвед», также описано, что все индийское население было разделено еще в XVI—XVII вв. еке до н. э. на 4 группы, появившихся из тела бога Брахмы:

  • кшатрии — из рук;
  • брахманы — из губ;
  • шудры — из ступней;
  • вайшья — из бедер.

Это деление могло сложиться по нескольким причинам. Основной из них считают то, что пришедшие на территорию Индии арии относили себя к наивысшей расе и хотели жить в среде людей, которые им подобны, абстрагировавшись от нищих, выполнявших «грязную», как они считали, работу.

Даже вступали в брак арии только с девушками браминского рода. Лишних и неугодных людей они разделили иерархично по сословию, виду деятельности, цвету кожи — так возникло определение «варна».

Через время, когда на территории Индии ослаб буддизм и повсюду начали принимать индуизм, внутри варн начало происходить еще большее деление, так начали основываться касты.

Жесткая социальная структура еще сильнее закрепилась в Индии. Этому не смогли помешать никакие исторические события: ни мусульманские набеги, когда начала строиться Монгольская империя, ни экспансия Англии.

Высшее сословие брахманы

На санскрите Брахман (Бог-создатель, душа Мира, благоговение) бывает мужского и среднего рода. В последнем случае ударение находится на первой букве «а», в первом — на второй «а». В среднем роде Брахман/Браман означает наивысший принцип философии Бытия — Нирваны или Сознания. В мужском роде слово олицетворяет святое Писание и его носителей — брахманов.

Духовные наставники, учителя, философы, религиозные деятели, которые досконально знают священные «Веды» — все эти люди относятся к варне браманов, наивысшей и самой уважаемой среди всех классов. Они занимаются научной работой, судебной системой и управлением города. Брахманы высокодуховны и щедры, уравновешены и аскетичны.

Даже если браман занимается недостойной для его рода работой — ткачество или фермерство, это обусловлено тем, что он пытается постичь суть действа, ведет философские размышления и наблюдения. Считается, что белый — это только цвет брахманов.

Нанести вред браману — это тяжелейшая карма, которая до конца жизни будет преследовать того человека, который посмел преступить тысячелетние традиции.

Средний класс кшатрии

К среднему сословию кшатрии относятся: правители, воины, административные работники, военные начальники. В древние времена их считали потомками ариев, аристократов по праву рождения и великих воинов, которые добились своего статуса подвигами: полны милосердия и терпеливости, духовной силы и чувства героизма.

В их руках сосредотачивалась политическая власть, зачастую они имели огромные поместья и владели большими земельными территориями. Так, они получали двойной доход: от угодий и государственное жалование за военные подвиги (при их наличии). Кшатриям разрешалось даже убивать во имя восстановления справедливости и сохранения чести людей, которые не могли это сделать за себя. Красный цвет — относится лишь к кшатриям.

Торговцы и ремесленники — вайшьи

Третья группа «дважды рожденных» каст (двиджа — термин, которым индийцы называют людей трех высших варн, прошедшие обряд упанаяна. Упанаяна является символом второго рождения и позволяет брать участие в ритуалах) — это вайшьи.

Сюда относились люди, которые тесно имеют дело с деньгами: ремесленники, фермеры и ростовщики. Их склад ума значительно отличался от брамана: предпринимательская жилка находилась в крови, и уже в детстве вайшьи могли заработать себе на жизнь.

Это не означает, что этот человек постоянно находился в богатстве, являясь торговцем. Вайшью всегда изучал достойное ремесло, которое могло поддерживать необходимый уровень жизни. Причем вайшью принадлежал желтый цвет, он являлся простолюдином и не имел какого-то веса в высшем обществе, но, в отличие от шудры, не был гоним.

Бедняки — шудры

Слуги, наемные работники, и вообще все жители, которые находятся за гранью бедности, как духовной, так и финансовой, называют шудрами. Контакт и общение с этими людьми высших варн являлся недостойным, это грозило даже позором на всю жизнь.

Из всех классов лишь шудры постоянно терпели сильные угнетения со стороны правительства: они оплачивали самый большой налог, их судили за нарушения особенно жестко, им не разрешалось проводить ритуалы, а это является очень весомым знаком. Людей из этой варны можно было купить либо продать, отнять их имущество, не переживая за последующее наказания: объяснялось это одной причиной — они были рождены прислуживать, а, соответственно, роптать не имеют права. Конечно, цветом шудры является черный.

Неприкасаемые (чандалы) и парии

Отдельный класс, который нельзя отнести ни к какой из 4 варн, — неприкасаемые. Эти люди продолжительное время постоянно притеснялись, испытывали на себе ненависть со стороны остальных сословий. Это обусловлено тем, что в понятии индуизма далиты в прошлой жизни грешили и вели неправильный образ жизни, теперь они за это наказаны. Неприкасаемых называли термином «далит», это переводится как «угнетение».

Неприкасаемые находятся где-то за чертой этого мира и даже не являются людьми в буквальном смысле. Как правило, это бездомные, живущие в отдельных гетто, трущобах и на улицах, роющиеся на помойках. В наилучшем случае далиты могли заниматься самой грязной работой: убирать мертвых зверей, нечистоты, туалеты, сжигать умерших животных, работать кожевниками, могильщиками.

Причем количество неприкасаемых составляет приблизительно 12−16% всех жителей страны. Так, примерно каждый седьмой индиец является неприкасаемым.

Касте далитов нельзя было находиться в общественных местах: поликлиниках, школах, торговых лавках, храмах, транспорте. Им запрещалось не только общаться с остальными людьми, но и наступать на их тень. А браманов оскорбляло уже лишь присутствие этого человека в поле видимости.

К счастью, на сегодняшний день все изменилось — на государственном уровне запретили угнетение неприкасаемых, теперь им разрешено появляться в любом месте, получать медицинскую помощь и образование.

Хуже, чем быть рожденным неприкасаемым, являлось лишь родиться парией — еще одна каста людей, которые полностью были вычеркнуты из социальной жизни. Ими являются рожденные от париев или во время межкастового брака, но было время, когда лишь случайное касание пария могло сделать человека таким же по классу.

Современная Индия

Многим европейским жителям может показаться, что кастовая иерархия в Индии уже давно в прошлом, но это не правильное мнение. Число каст все увеличивается, и это краеугольный камень среди простых людей и представителей государственной власти.

Многообразие подгрупп иногда удивляет, например, можно кратко выделить недавно появившиеся касты:

  • бхатра — браманы, зарабатывающие подаянием;
  • джинвар — доставщики воды;
  • дарзи — изготавливают одежду;
  • бханги — уличные дворники.

Большинство людей склонны к тому, что касты — это зло, так как они дискриминируют целые социальные группы населения, лишая их прав. В выборной кампании некоторые политики используют эту хитрость — утверждают, что борьба с классовым неравенством, это основное направление их деятельности.

Естественно, деление на касты со временем утрачивает значение для людей, но еще играет немаловажную роль в религиозных и личностных отношениях, к примеру, в вопросах партнерства в бизнесе или заключении брачного союза.

Индийское правительство много делает для равноправия всех жителей: на законодательном уровне они равны. Сегодня карьера индийского гражданина, тем более в больших городах, зависит не только от происхождения, но и от навыков, знаний, личных достижений.

Отличным примером этого является Президент Кочерил Раман, который был рожден в касте неприкасаемых, выбранный в 1997 г. Еще одно доказательство — далит Бхим Рао, получивший юридическое образование в Великобритании, а в дальнейшем написавший Конституцию в 1950 г.

Этот документ содержит Таблицу каст, и любой гражданин вправе получить соответствующее свидетельство, где указывается подгруппа по праву рождения. В Конституции сказано, что учреждения не могут интересоваться, к какой джати принадлежит человек, если он этого не хочет.

Касты и варны, а также общественная иерархия на их почве в Древней Индии

Виды варн в Древней Индии

Ещё в начале первого тысячелетия до нашей эры в индоарийских селениях появились родовая и племенная верхушки, в руках которых оказались сосредоточенны все материальные ресурсы и власть. Их обедневшим сородичам, а также чужакам, которые не связаны отношениями родства с общинниками, ничего не оставалось, как посвятить свою жизнь обслуживающему труду и выполнению производственных обязанностей.

К середине первого тысячелетия до нашей эры – периода создания государственных образований в Северной Индии – все более ярко выраженное имущественное и общественное разделение привело к появлению четырёх сословий, либо варны:

  • брахманов,
  • кшатриев,
  • вайшиев
  • шудр.

Брахманы были членами жреческих родов; кшатрии – военной знати; вайшии – полноправными общинниками: крестьяне, ремесленники, торговцы; шудры – лишёнными земли бедняками, неполноправными членами общин, чужаками, занятыми обслуживающим трудом (рисунок 1).

Рис. 1 – Варны Индии

С каждой варной находилась в соответствии своя дхарма – закон образа жизни, нарушить либо видоизменить который было нельзя без изменения законов мироздания.

Дхарма наследственных жрецов-брахманов заключалась в том, чтобы исполнять жреческие обязанности, осуществлять жертвоприношения, обучать Ведам.

Жертвоприношение, по мнению индийцев, являлось движущей силой мироздания, так как жертва, размещенная на алтаре, становилась дымом; дым, поднявшийся к небесам, превращался в дождь; дождь, упавший на землю, создавал хлеб; зерно, брошенное в огонь алтаря жрецом, снова активизировало механизмы движения во Вселенной.

Следовательно, брахманы располагались в самом сердце мироздания. Слова священных гимнов, магических формул, жертвенных ритуалов, которые были известны лишь им, как считали индийцы, гарантируют космическое движение, обеспечивают продолжение жизнедеятельности на земле и во Вселенной, регулируют божественные связи с миром людей. Ритуально-магические действия брахманов способны покорить себе волю богов, заставить их действовать на благо людям.

Вторыми после брахманов, образуя замкнутую наследственную группу, являлись кшатрии, дхарма которых включала в себя военное дело и управление. Родоплеменные вожди и приближенная к ним знать мотивировались славой и считали своей окончательной целью «завоевание Вселенной», что для них было гарантией райского блаженства.

Дхарма вайшиев – хозяев общинных земель, ремесленных мастерских, торговых лавок и участников общинного самоуправления – состояла в организации и реализации производственных и предпринимательских форм деятельности.

Представители трёх первых варн обладали правом участвовать в ведийском культе и читать ведийские тексты. У них было это право, так как их считали «дважды рождёнными». Суть была в том, что они ещё в детстве проходили через обряд посвящения в свою варну, равносильный второму рождению. На их плечах лежал особый «священный» шнур, который был повязан учителем-гуру, свидетельствовавший об участии в обряде инициации.

Таинство «второго рождения» не было доступно шудрам-слугам, так как их дхарма заключалась в «услужении дважды рождённым с покорностью».

Варны были замкнутыми общественными группами. Статус варны передавался по наследству, переход из одной варны в другую категорически запрещался, варны были эндогамными образованиями, так как, по индийским законам, в брак могли вступать только представители одной и той же варны. Сословный характер варн проявлялся в том, что их представители имели передаваемые по наследству права и обязанности, закреплённые в юридических нормах государства.

При анализе варнового строя прежде всего следует обратить внимание на два существенных момента, два противопоставления: брахманов – остальному индийскому обществу; шудр – «дважды рождённым».

Характеристика и принципы кастового деления в Древней Индии

Ни в одном государстве Древнего мира жрецам не отводилось настолько привилегированной позиции, как брахманам в Индии. Они освобождались от всякого рода повинностей, налогов; их было невозможно казнить либо покарать телесными наказаниями, рабством за долги; никто не мог себе позволить их оскорбить или обидеть. В ином случае, как думали индийцы, наказание постигнет весь народ Индии, так как боги откажутся принимать жертву, что будет иметь губительные для всего человечества последствия. Помимо этого, унижать брахмана было просто опасно, так как он в гневе мог уничтожить весь мир.

Знания брахманов передавались в их среде из поколения в поколение и, что примечательно – лишь устной форме, чтобы «священные» тексты не попали в руки непосвящённого и не били им осквернены.

Статус и самое высокое среди остальных варн положение брахманов довольно очевидно описано в «Законах Ману». «Знайте, – говорится в них, – что десятилетний брахман и столетний кшатрий относятся один к другому как отец и сын, но из них двоих брахман является отцом». Следовательно, согласно своему статусу брахманы стояли выше даже царей, которые принадлежали ко второй варне – кшатриев. Это стало причиной большого количества социально- политических проблем в Древней Индии.

Уголовное право оценивало жизнь брахманов гораздо выше иных сословий, поэтому даже в случае смерти царя родственники погибшего могли рассчитывать лишь на одну четвёртую часть суммы, которая была установлена в случае смерти жреца.
Брахманы участвовали в управлении страной: ученый брахман мог быть заменой царя в полномочиях верховного судьи, а коллегии из четырёх брахманов были подвластны все гражданские и уголовные правонарушения.

Учёного брахмана, как правило, окружали мальчики-ученики, проживающие до наступления юности в его доме, прислуживающие своему учителю-гуру и заучивающие с его слов «священные» тексты Вед, которые обладали гигантским объемом.

Диаметрально противоположными могущественным и высокочтимым индийским жрецам являлись шудры, которые относились к низшей, четвёртой варне. Они не учасствовали в религиозной жизни полноправных индоариев: им было запрещено читать и слушать Веды, принимать участие в жертвоприношениях и поминках. Их отчуждённость от «дважды рождённых» находила свое проявление и в том, что даже самые низкие и незначительные чины в административном аппарате управления были для них закрыты. Шудры не могли приобретать земельный участок в собственность, так как всё нажитое ими являлось имуществом их хозяевам. Всю жизнь шудрам надлежало смиренно выполнять возложенные на них обязанности по дому либо участвовать в так называемых «грязных профессиях», которые были связаны с уборкой мусора и нечистот.

Варновый строй было принято считать одним из самых важных божественных установлений, из-за чего он освящался религией. По мнению жителей Древней Индии, которое сформировалось к середине первого тысячелетия до нашей эры и сохранилось в современной форме индуизма, принадлежность к той или иной варне предопределена кармой человека, то есть суммой добрый и плохих поступков, которые были совершены им в предыдущей земной жизни. После кончины человека душа, которая обладает вечностью, начинает жить в ином теле, принимает другой облик согласно карме (деяниям, заслугам).

Реинкарнация (так именуется процесс переселения души) есть способ вознаграждения человека, который обладал высокой степенью нравственности, либо, напротив, средство возмездия за греховность, несоблюдение религиозных норм, недостойное поведение. Не случайно из-за этого души одних людей снова живут среди высших варн и либо даже божеств, а души иных переселяются в низшие варны и даже в тела животных. Нарушить заведенный порядок вещей нельзя: закон наказания за греховность и вознаграждения за добродетельное поведение не в силах отменить никому из живых существ.

Учение о карме

Учение о карме оказало решающее влияние на развитие цивилизации в Древней Индии. Там никогда не было общественных конфликтов, так как во всех своих проблемах, несчастьях и бедах представители низших слоёв социума винили лишь себя.

Они не думали, что возможно переложение вины за своё угнетённую, униженную позицию на представителей политической либо идеологической верхушки, потому что были совершенно искренне тверды во мнении, что их низкий общественный статус, гнёт и оскорбления есть только следствие неисправимых ошибок, специально либо случайно допущенных в предыдущей жизни. В связи с этим, скорбя по своей неудавшейся судьбе, они могли винить во всех своих злоключениях лишь самих себя, не устоявших перед искушениями и подвергнувшихся влиянию порочного образа жизни.

Положительный смысл учения о карме отражался на формировании особой этики жителей Древней Индии. Они внимательно относились к окружавшей их живой среде, опасались причинить ему урон, случайно убить обитавшие в нём существа.

Религиозное сознание вынуждало индийцев окружать представителей живого мира симпатией и вниманием, так как в физической, материальной оболочке животного могла обитать грешная душа, которая была жестоко наказана за свои неверные поступки возрождением не в теле человека, а животного.

Каждой варне была характерна своя цветовая символика:

  • брахманы ассоциировались с белым цветом (символом нравственной чистоты),
  • кшатрии – с красным (цветом крови),
  • вайши – с жёлтым,
  • шудры – с чёрным.

Это отразилось в изобразительном искусстве Древней Индии, где все объекты и предметы, которые были связанны с идеями «божественного», «священного», носили белую окраску.

Кастовый строй

К началу нашей эры, когда в индийском государстве начали происходить ощутимые политические изменения, не остались без трансформаций и иные сферы жизни социума, например, на замену варновому строю пришел кастовый. Первые касты появились внутри тех варн, представители которых имели связь с экономической жизнью общества, то есть внутри вайшиев и шудр. Возникновение кастовой системы было спровоцировано социальным разделением труда, в связи с этим представителей каст, которые, как и варны, обладали замкнутым, эндогамным характером, связывало единство профессиональной деятельности, передаваемой по наследству (рисунок 2).

Рис. 2 – Кастовая система в Древней Индии

Касты появлялись в обстановке уже имеющегося социального неравенства, поэтому на равноправие между ними рассчитывать не стоило, и социальное положение представителей разных каст было различным.

Привилегированное положение в кастовом строе заняли представители варны вайшиев, которые занимались земледелием, скотоводством, производством предметов роскоши, торговлей. Касты, которые имели связь с непрестижными в Индии формами ремесленною производства (кузнечным, гончарным, ткацким), а также с обслуживанием земледельческого труда (пастухи, сторожа), были оттеснены в варну шудр.

Ряд каст занимал настолько низкое социальное положение, что считался даже ниже шудр, то есть не входил ни в одну из варн. Таковым, например, было положение чандалов, занимающихся уборкой трупов и нечистот. Вневарновое население жило за рамками сельских общин, на окраинах городов, встреча с ними, любое их прикосновение воспринимались в качестве осквернения, оскорбления.

Есть предание, согласно которому шудры появились из ног первочеловека Пуруши, которые были измазаны в грязи, в то время как брахманы – из его уст, кшатрии – рук, вайшии – бёдер (рисунок 3).

Рис. 3 – Происхождение варн

Помимо углубления социального разделения трудовой деятельности, создавшего появление первых каст, в Индии имелись и иные причины и предпосылки их возникновения. Объединительные политические процессы, которые начались в период правления династии Маурьев и были ориентированы на создание крупных централизованных империй, охватывавших большую часть полуострова Индостан, стали толчком к возникновению каст, основывающихся на этническом признаке.

Завоеватели, которые остановились в Северной Индии с начала первого тысячелетия нашей эры, также стали причислять себя к новым кастам. Все новые этнические общности боролись за вхождение в систему каст и занятие более высоких, престижных позиций в кастовой иерархии, так как те, кто оставались вне каст, оказывались вне социума, вне закона и могли надеяться лишь на статус рабов. Планомерно деление на касты проникло в варны кшатриев и брахманов.

Например, среди жрецов возникли касты, которые присвоили себе монополию на комментарии одной из четырёх книг Вед. Имущественные различия, которые возникли среди брахманов, вынудили ряд семей примкнуть к профессиям, которые не были связаны с отправлением культа: лекарскому делу, актёрскому мастерству.

Так постепенно, из-за изменившихся реалий, кастовый строй пришел на смену варновому, а подобная иерархия и расслоение общества наблюдается в Индии по сей день.

Касты дифференцировали социум Древней Индии на несколько сотен обособленных, замкнутых, эндогамных корпораций, каждой из которых отводилось строго определённое место в огромной иерархической системе общественного неравенства. Кастовые привилегии и кастовые различия прочно утвердились в общественном сознании в качестве чего-то незыблемого, освящённого вековыми традициями.

Касты, как когда-то варны, имели для каждого индийца гораздо больше ценности, значимости, важности, нежели государство и лица, которые представляли собой государственную власть. Касты, как и варны, являлись системой общественно-идеологического принуждения огромного большинства трудящегося населения Индии. Как и варны, они обеспечивали господствовавшим слоям социума сохранение прав и привилегий, что в условиях этнического разнообразия, частых распадов государственных образований стало эффективным средством сохранения социального неравенства.

И всё же кастовый порядок имел большое количество достоинств. Касты были корпорациями – структурами с предельно ясной внутренней организацией. Они обладали своими органами управления, кассами взаимопомощи, ритуалами и обрядами, обычаями, кухней, одеждой. Администрация касты стояла на страже интересов своих членов: помогала найти работу, получить установленную нормой плату, то есть выполняла функции общественной помощи.

Помимо того, управленческие структуры касты следили за соблюдением регламентированного образа жизни, например, за правильностью проведения свадебных и похоронных обрядов, культивировали в молодёжи элементы повседневной культуры, которые были уместны в данной социальной группе.

Таким образом, законы, правила, обычаи, насаждавшиеся и контролирующиеся администрацией касты, делали её маленьким государством, не испытывающим потребности в существовании крупного государства и его администрации: власти касты успешно выполняли политико-административные задачи и защищали права своих членов. Сила варновой, а затем и кастовой систем, следовательно, стала одной из ключевых причин слабости государственности в Древней Индии.

Религиозные системы, которые возникли на территориях Древней Индии, и особенно буддизм, создавали население интровертов – людей с созерцательным складом ума, погружённых во внутренние ощущения и переживания, которые находились в поисках собственного пути к спасению и не испытывали потребности в культовой практике, объединявшей единоверцев. Это обстоятельство также стоит принимать во внимание при рассуждениях о причинах слабости государственных образований, которые возникали на полуострове Индостан.

Варны в Древней Индии – характерные черты и особенности деления каст

I период – разложение первобытно-общинного строя и образование отдельных рабовладельческих государств (вторая половина второго тысячелетия до н.э.).

II период – рабовладельческие государства в долинах Инда и Ганга (первая половина первого тысячелетия до н.э.).

III период централизованное государство Маурьев ( IV — II вв. до н.э.).

IV период – кризис индийского рабовладельческого общества и утверждение феодальной системы хозяйства ( II в. до н.э. – IV в. н.э.).

У вторгшихся во втором тысячелетии в Индостан ариев, разрушивших существовавшую на севере полуострова Хараппскую цивилизацию, еще существовал родовой строй, основной ячейкой которого был родовой союз – гана. Основным занятием ариев продолжало оставаться скотоводство, однако под влиянием коренного населения они перешли к оседлому образу жизни и стали земледельцами. Этот переход ускорил процесс имущественной дифференциации у ариев. Со временем на смену общине, основанной на кровном родстве, пришла сельская (соседская) община, в которую вошло ассимилированное местное население. Сельская община оказала большое влияние на общественный и государственный строй Древней Индии.

Зависимость отдельного человека общины охватывала все основные стороны его жизни. Община наделяла семьи землей и облагала их определенными повинностями, выполнение которых было обязательным.

Дальнейшее развитие ремесла и земледелия привело к разделению труда в общинах. Создание оросительных систем потребовало применения значительного количества рабочих рук, поэтому военнопленных стали обращать в рабов.

Рост добавочного производства повлек за собой возникновение частной собственности.

Наибольшего расцвета экономика рабовладельческой Индии достигла в VI – 411 вв. до н.э. Долины рек Инд и Ганг стали важ­нейшими земледельческими районами страны. Сеть ирригационных сооружений значительно увеличилась. У джунглей были отвоеваны большие площади и превращены в пахотные земли.

Важнейшими сельскохозяйственными культурами становятся рис и хлопок. Успешно развивались садоводство и огородничество, внутренняя и внешняя торговля.

Своеобразие общественного строя Древней Индии определялось системой варн и первоначально относительно неразвитой формой рабовладения. Варны как социальные группы индийского общества возникли в период окончательного разложения родового строя. Они сложились как замкнутые социальные группы. Начало их образования было положено отделением завоевателей-ариев от покорённого местного населения.

Сельская община (гана), занявшая место ганы, распалась на четыре группы: первые две состояли из лиц, не занятых в процессе производства (жрецы-брахманы и кшатрий, воины и управители), а в другие две входили свободные общинники, земледельцы и скотоводы, купеческое сословие (вайшьи) и зависимые представители покоренных племен (шудры). В наиболее бесправном положении находились лица, не входившие ни в одну из варн (неприкасаемые). Основным источником рабства был военный плен. Наивысшего расцвета древнеиндийское государство достигло при империи Маурьев, в период правления Ашоки (около 273—232 до н.э.), когда завершилось объединение индийских государств в единую рабовладельческую монархию.

После смерти Ашоки единое государство в результате относительно слабых экономических связей между его различными частями распалось и образовалось большое число самостоятельных государств.

Во II — I вв. до н.э. кризис рабовладельческого хозяйства углубился. Наблюдается развитие феодальных отношений. В IV в. на территории Индии возникло огромное государство Гуптов.

Основным источником права Древней Индии являлись законы Ману, состоявшие из 12 глав, 2685 статей, написанных в форме двустиший. Этот законник приписывался мифическому прародителю людей.

В древнеиндийском праве получил развитие институт част­ной собственности. Были установлены семь законных способов приобретения имущества: наследование, получение в качестве дара, находки или приношений, покупка, завоевание, ростовщичество, исполнение работы.

Древнеиндийское обязательственное право знало такие сделки, как купля-продажа, заем, наем, дарение, перевозка и т.д. Было сформулировано понятие договора. Договор мог быть заключен дееспособным членом общества, основываться исклю­чительно на добровольном согласии сторон.

Древнеиндийская семья характеризовалась исключительной патриархальностью. Главе семьи принадлежало все ее имущество, он обладал правом наказывать членов семьи. Женщина занимала явно приниженное положение. Смешанные браки (браки представителей различных варн) запрещались или ограничивались.

Существовало два способа наследования отцовского имуще­ства:

  • поровну между сыновьями
  • целиком старшему брату умершего. Женщине выделялось приданое.

За деяния, направленные против царя или государственной власти, применялась смертная казнь. Сурово карались различ­ные посягательства на частную собственность (уже дифферен­цировались такие виды хищений, как грабеж и кража). Выделялись преступления против отдельных лиц: убийство, нанесение телесных повреждений, оскорбление. Также обосабливались преступления против семейных устоев. Тяжесть наказания была связана с варновой принадлежностью потерпевшего и преступника. Помимо смертной казни применялись такие жестокие на­казания, как отсечение ног, языка, пальцев, клеймение, обраще­ние в рабство.

В древнеиндийском судопроизводстве не было различий между гражданским и уголовным процессами. Судебные дела возбуждались по инициативе заинтересованных лиц, а не государственных органов. Практиковалось обращение к «ордалии» (божьему суду).

Законы Ману

1. Общие положения

Законы Ману являются так называемой дхармашастройсборником норм (дхарм), правил, определявших поведение индийцев в их повседневной жизни. Данные нормы носили религиозный характер и были этическими, а не правовыми. Понятия права как совокупности самостоятельных норм, регулирующих общественные отношения, в Древней Индии не было.

Всего в Законах Ману 12 глав, написанных в форме двустиший. Статьи, содержащиеся в главах VIII и IX, имеют непосредственно правовое содержание. Прочие разъясняют и закрепляют существующее варновое (кастовое) устройство.

2. Право собственности

В соответствии с Законами Ману существуют следующие способы возникновения права собственности:

· получение в виде дара или находка;

· давность владения (10 лет).

Приобретать вещь можно было только у собственника. Запрещалось доказывать право собственности ссылкой на добросовестное владение. Если у добросовестного приобретателя обнаруживалась украденная вещь, она возвращалась прежнему собственнику. Уже в период создания Законов Ману в Индии понимали разницу между собственностью и владением и уделяли значительное внимание охране частной собственности, в первую очередь собственности на землю. Земли подразделялись на земли царские, общинные и частных лиц. Законы Ману охраняют также движимое имущество, упоминая рабов, скот, инвентарь как наиболее значительное.

3. Обязательства

В Законах Ману рассматриваются и обязательственные отношения. В основном в Законах говорится об обязательствах из договоров. Рассматриваются следующие виды договоров:

· договор займа; договор найма рабочей силы; договор аренды земли;

· договор купли-продажи; договор дарения.

Наиболее подробно описывается договор займа. Закон устанавливает нерушимость и преемственность долговых обязательств. Если должник не мог уплатить долга в срок, он обязан был его отработать. Допускалось получение долга с помощью силы, хитрости, принуждения. В случае смерти должника долг мог перейти на сына и других родственников умершего.

Вследствие применения труда свободных наемных работников (карма-каров) Законы Ману уделяют большое внимание договору найма рабочей силы. Условия заключения договора зависели от работодателей. Неисполнение договора влекло штраф, а виновному не выплачивалось жалованье. Если же невыполнение работы было вызвано болезнью и нанявшийся, выздоровев, исполнял работу, он мог получить жалованье.

Договор аренды земли получил развитие в Древней Индии ввиду проникновения в общину процесса имущественной дифференциации – землю были вынуждены арендовать разорившиеся общинники, которые лишались ее.

Договор купли-продажи в соответствии с Законами Ману должен был совершаться в присутствии свидетелей и считался действительным лишь в этом случае. В качестве продавца мог выступать только собственник вещи. Закон устанавливал определенные требования к предмету договора и запрещал продавать товар плохого качества, недостаточный по весу. Сделку можно было расторгнуть без каких-либо уважительных причин, но не позднее чем в течение 10 дней после совершения купли-продажи.

В Законах Ману рассматриваются также обязательства из причинения вреда. В качестве основания для возникновения такого обязательства указывались порча имущества, вред, причиненный движением повозки по городу. Виновный должен был возместить причиненный ущерб и уплатить штраф царю.

5. Уголовное право

Законам Ману известны следующие понятия уголовного права: формы вины; рецидив; соучастие; тяжесть преступления в зависимости от принадлежности потерпевшего и виновного к определенной варне.

Это указывает на довольно высокий уровень развития. О существовании в то время пережитков старины свидетельствует сохранение следующих понятий:

· принцип талиона (“мера за меру”);

· ордалии (суд богов);

· принцип ответственности общины за преступление, совершенное на ее территории, если преступник неизвестен.

Виды преступлений, называемых Законами Ману:

· преступления против собственности; против личности;

· преступления, посягающие на семейные отношения.

На первом месте стоят государственные – служба врагам царя, поломка городской стены, городских ворот.

ЗМ подробно описывают преступления против собственности и против личности.

Среди имущественных преступлений Законы выделяют кражу, давая ее градации, как тайное похищение имущества, от грабежа, совершаемого в присутствии потерпевшего и с насилием к нему, был ли застигнут вор на месте преступления или нет, совершена кража днем или ночью. Наказывались также укрывательство вора и недонесение о виденной краже.

К насилию, совершенному над личностью, Законы Ману относили и убийство, и телесные повреждения. Насильника считали худшим злодеем, чем ругателя, вора и ударившего палкой.

Законы Ману знают также понятие необходимой обороны, убийство, совершенное при защите себя, охране жертвенных даров, защите женщин и брахманов, не наказывалось.

Преступлениями, посягающими на семейные отношения, Законы считают прелюбодеяние, посягательство на честь женщины. Существовало множество видов наказаний, в том числе:

· смертная казнь в различных вариантах (посажение на кол, сожжение на кровати или костре, утопление, затравливание собаками и др.);

· для брахмана приравнивавшееся к смертной казни бритье головы;

· членовредительские наказания (отрезание пальцев, рук, ног);

Касты в Индии — как происходит деление?

Здравствуйте, дорогие читатели – искатели знаний и истины!

Многие из нас слышали про касты в Индии. Это не экзотический строй общества, являющийся пережитком прошлого. Это реальность, в которой живут жители Индии даже в наше время. Если вы хотите узнать про индийские касты как можно больше – специально для вас сегодняшняя статья.

Она расскажет, как соотносятся понятия «каста», «варна» и «джати», почему возникло кастовое деление общества, как они появились касты, какими были в древности, а какие сейчас. Также вы узнаете, сколько каст и варн насчитывается в наши дни, а еще – как определить принадлежность индийца к касте.

Каста и варна

В мировой истории понятие «каста» первоначально относилось к латиноамериканским колониям, которые делились на группы. Но сейчас в умах людей касты прочно ассоциируются с индийским обществом.

Ученые – индологи, востоковеды – много лет изучают это уникальное явление, которое не теряет силы спустя не одну тысячу лет, пишут об этом научные труды. Первое, о чем они говорят: есть каста, а есть варна, и это не синонимичные понятия.

Варн всего четыре, а каст – тысячи. Каждая варна делится на множество каст, или, по-другому- «джати».

Последняя перепись, которая состоялась еще в первой половине прошлого столетия, в 1931 году, насчитала больше трех тысяч каст по всей Индии. Специалисты говорят, что с каждым годом их количество растет, но не могут назвать точной цифры.

Понятие «варна» уходит корнями в санскрит и переводится как «качество» или «цвет» – по определенному цвету одежды, которую носят представители каждой варны. Варна – более обширный термин, который определяет положение в обществе, а каста или «джати» – это подгруппа варны, которая указывает на принадлежность к религиозной общине, роду занятий по наследству.

Можно провести простую и понятную аналогию. К примеру, возьмем довольно богатый слой населения. Люди, вырастая в подобных семьях, не становятся одинаковыми по роду занятий и интересам, но занимают приблизительно один и тот же статус в материальном плане.

Они могут стать успешными бизнесменами, представителями культурной элиты, благотворителями, путешественниками или людьми искусства – это и есть так называемые касты, пропущенные через призму западной социологии.

С самого начала и до сегодняшнего дня индийцы делились всего на четыре варны:

  • брахманы – жрецы, священнослужители; высший слой;
  • кшатрии – воины, которые охраняли государство, участвовали в битвах, сражениях;
  • вайшья – земледельцы, скотоводы и торговцы;
  • шудры – рабочие, слуги; низший слой.

Каждая варна, в свою очередь, делилась на бесчисленное количество каст. Например, среди кшатриев могли быть правители, раджи, полководцы, дружинники, полицейские и далее по списку.

Существуют члены общества, которых нельзя включить ни в одну из варн – это так называемая каста неприкасаемых. При этом они тоже могут делиться на подгруппы. Значит, житель Индии может не принадлежать к какой-либо варне, но к касте – обязательно.

Варны и касты объединяют людей по принадлежности к религии, роду деятельности, профессии, которые передаются по наследству – этакое строго регламентированное разделение труда. Эти группы закрыты для представителей более низших каст. Неравный брак по-индийски – это брак между представителями разных каст.

Одна из причин, почему кастовая система так крепка – это вера индийцев в перерождение. Они убеждены, что, строго соблюдая все предписания внутри своей касты, в следующем рождении они могут воплотиться в представителя более высокой касты. Брахманы же прошли уже весь жизненный цикл и непременно воплотятся на одной из божественных планет.

Характеристики каст

Все касты соблюдают определенные правила:

  • одна религиозная принадлежность;
  • одна профессия;
  • определенное имущество, которым они могут обладать;
  • регламентированный перечень прав;
  • эндогамия – браки могут совершаться только внутри касты;
  • наследственность – принадлежность к касте определена с рождения и наследуется от родителей, нельзя перейти в более высокую касту;
  • невозможность физического контакта, совместного принятия пищи с представителями более низких каст;
  • разрешенная пища: мясная или вегетарианская, сырая или подвергшаяся термической обработке;
  • цвет одежды;
  • цвет бинди и тилака – точки на лбу.

Исторический экскурс

Варновая система закрепилась еще в Законах Ману. Индусы считают, что все мы произошли от Ману, ведь именно он спасся от затопления благодаря богу Вишну, в то время как остальные люди погибли. Верующие утверждают, что это произошло около тридцати тысяч лет тому назад, но ученые-скептики называют другую дату – II столетие до нашей эры.

В законах Ману с удивительной точностью и расчетливостью все правила жизни расписаны до мелочей: начиная тем, как пеленать новорожденных, заканчивая тем, как правильно обрабатывать рисовые поля. Здесь же говорится о разделении людей на 4 сословия, уже известных нам.

Ведическая литература, в том числе «Ригведа», также рассказывает, что все жители в древней Индии были поделены еще в XV-XII столетии до нашей эры на 4 группы, которые появились из тела бога Брахмы:

  • брахманы – из губ;
  • кшатрии – из ладоней;
  • вайшья – из бедер;
  • шудры – из ног.

Одежда древних Индийцев

Поводов для такого деления было несколько. Одной из них называют тот факт, что пришедшие на индийскую землю арии причисляли себя к высшей расе и хотели находиться в среде людей, себе подобных, абстрагировавшись от невежественных бедняков, которые выполняли «грязную», по их мнению, работу.

Даже женились арии исключительно на женщинах брахманского рода. Остальных они поделили иерархично по цвету кожи, профессии, сословию – так появилось название «варна».

В Средние века, когда на индийских просторах ослаб буддизм и повсеместно распространился индуизм, внутри каждой варны произошло еще большее дробление, и отсюда родились касты, они же джати.

Так жесткая общественная структура закрепилась в Индии еще больше. Ей не смогли помешать никакие исторические перипетии, ни набеги мусульман и вытекающая из них Могольская империя, ни английская экспансия.

Как отличить людей разных варн

Это высшая варна, сословие жрецов, священнослужителей. С развитием духовности, распространением религии их роль только возрастала.

Правила в обществе предписывали чтить брахманов, одаривать их щедрыми подарками. Правители выбирали себе в ближайшие советники и судьи именно их, назначая высокие чины. В нынешнее время брахманами являются служители в храмах, учителя, духовные наставники.

Сегодня брахманы занимают порядка трех четвертей всех государственных постов. За убийство представителя брахманства и тогда, и сейчас неизменно следовала ужасная смертная казнь.

  • заниматься земледелием и домашним хозяйством (но женщины-брахманы могут делать работу по дому);
  • брать в жены представительниц других сословий;
  • трапезничать тем, что приготовил человек из другой группы;
  • есть продукты животного происхождения.

В переводе эта варна значит «люди власти, благородства». Они занимаются военным делом, управляют государством, охраняют брахманов, стоящих выше в иерархии, и подданных: детей, женщин, стариков, коров – страну в целом.

Сегодня сословие кшатриев состоит из воинов, солдат, охраны, полиции, а также руководящих должностей. К современным кшатриям можно также отнести касту джатов, куда входят знаменитые сикхи – эти длиннобородые мужчины с тюрбаном на голове встречаются не только в родном штате Пенджаб, но и по всей Индии.

Кшатрий может жениться на женщине из низшей варны, но девушки не могут выбрать мужа рангом ниже.

Вайшьи – группа землевладельцев, скотоводов, торговцев. Они промышляли также ремеслом и всем, что связано с прибылью – за это вайшьи заработали уважение всего общества.

Сейчас они занимаются также аналитикой, бизнесом, банковской и финансовой стороной жизни, торговлей. Это также основной пласт населения, который трудится в офисах.

Вайшьи никогда не любили тяжелый физический труд и грязную работу – для этого у них есть шудры. К тому же они очень привередливо относятся к вопросам кулинарии и приготовления блюд.

Другими словами, это люди, которые выполняли самую низкопробную работу и зачастую находились за чертой бедности. Они прислуживают другим сословиям, работают в земле, иногда выполняя функцию почти что рабов.

Шудры не имели права накапливать имущество, поэтому у них не было собственного жилья и наделов. Они не могли молиться и уж тем более становиться «дваждырожденными», то есть «двиджа», как брахманы, кшатрии и вайшьи. Зато шудры могут взять в жены даже девушку в разводе.

Двиджа – мужчины, которые еще в детстве прошли обряд посвящения упаняна. После него человек может совершать религиозные ритуалы, поэтому упаняна считается вторым рождением. К нему не допускаются женщины и шудры.

Неприкасаемые

Отдельная каста, которую нельзя причислить ни к одной из четырех варн – неприкасаемые. Они долгое время испытывали на себе всякого рода гонения и даже ненависть со стороны других индийцев. А все потому, что в представлении индуизма неприкасаемые в прошлой жизни вели неправедный, грешный образ жизни, за что и были наказаны.

Они находятся где-то за гранью этого мира и даже не считаются людьми в полном смысле слова. В основном это нищие, которые живут на улицах, в трущобах и обособленных гетто, роются на помойках. В лучшем случае они занимаются самым грязным трудом: убирают туалеты, нечистоты, трупы животных, работают могильщиками, кожевниками, сжигают умерших зверей.

При этом число неприкасаемых достигает 15-17 процентов всего населения страны, то есть приблизительно каждый шестой индиец – неприкасаемый.

Касте «вне общества» запрещалось появляться в общественных местах: в школах, больницах, в транспорте, храмах, магазинах. Им нельзя было не просто подходить к другим, но и наступать на их тени. А брахманов оскорбляло одно только присутствие неприкасаемого в поле зрения.

К неприкасаемым применяется термин «далит», что значит «угнетение».

К счастью, в современной Индии все меняется – на законодательном уровне запрещена дискриминация неприкасаемых, сейчас они могут появляться везде, получать образование и медицинское обслуживание.

Хуже, чем родиться неприкасаемым, может быть только родиться парией – еще одной подгруппой людей, которые насовсем вычеркнуты из общественной жизни. Ими становятся дети париев и межкастовых супругов, но были времена, когда одно только прикосновение к парию делало человека таким же.

Современность

Некоторым представителям западного мира может казаться, что кастовая система в Индии осталась в прошлом, но это далеко от правды. Количество каст все возрастает, и это является краеугольным камнем среди представителей власти и обычного народа.

Разнообразие каст может порой удивлять, к примеру:

  • джинвар – носят воду;
  • бхатра – брахманы, которые зарабатывают подаянием;
  • бханги – убирают мусор на улицах;
  • дарзи – шьют одежду.

Многие склоняются к тому, что касты – это зло, потому что они дискриминируют целые группы людей, ущемляют их права. В предвыборной кампании многие политики пользуются этой хитростью – заявляют борьбу с кастовым неравенством как главное направление своей деятельности.

Конечно, разделение на касты постепенно теряет свое значение для людей в качестве граждан государства, но до сих пор играет значительную роль в межличностных и религиозных отношениях, например, в вопросах брака или сотрудничества в бизнесе.

Правительство Индии многое делает для равноправия всех каст: юридически они равны, а избирательным правом наделены абсолютно все граждане. Сейчас карьера индийца, особенно в крупных городах, может зависеть не только от его происхождения, но и от личных заслуг, знаний, опыта.

Даже у далитов есть возможность построить блестящую карьеру, в том числе в государственном аппарате. Прекрасным примером того может служить Президент Кочерил Раман Нараянан из рода неприкасаемых, избранный в 1997 году. Еще одно тому подтверждение – неприкасаемый Бхим Рао Амбедкар, который получил в Англии диплом юриста, а впоследствии создал Конституцию 1950 года.

Она содержит особую Таблицу каст, и каждый гражданин по желанию может получить сертификат с указанием своей касты в соответствии с этой таблицей. Конституция предписывает, что государственные учреждения не имеют права интересоваться, к какой касте человек принадлежит, если он сам не желает об этом говорить.

Заключение

Большое спасибо за внимание, дорогие читатели! Хочется верить, что ответы на ваши вопросы об индийских кастах оказались исчерпывающими, а статья рассказала вам много нового.

Присоединяйтесь к нам в социальных сетях, подписывайтесь на почтовую рассылку – будем искать знания об удивительном мире Востока вместе.

Варны в Древней Индии

Об индийских кастах, которые и сегодня играют огромную роль в социальной структуре современной Индии, знают все. А вот что такое варна — на этот вопрос ответит далеко не каждый.

Но дело в том, что деление общества на четыре основных группы по профессиональному признаку – это и есть варна. А вот слово «каста» пришло из Европы, из Португалии и значило – принадлежность к определенной профессии. Потом произошла некоторая путаница в терминологии, и европейский термин перешел в Индию.

Зарождение варн

Само слово «варна» в переводе с санскрита обозначает «цвет, категория». Изначально существовало четыре варны: брахманы, кшатрии, вайшья и шудры. Считается, что некогда на земле жил великан – прародитель всех людей. Он был принесен в жертву, и из его тела произошел весь народ . Но поскольку люди происходили из разных частей тела великана, то и функции их и общественное положение было различным.

Из уст и ушей великана произошли брахманы, они могли беседовать с богами и доносить их волю до людей. По-другому их еще называют «дважды рожденными». Из варны брахманов выходили священники, философы, учителя, жрецы. Это самые уважаемые люди в обществе, их почитают как Богов, явившихся на землю для выполнения особой миссии.

Кшатрии — произошли из плеч и рук великана, это воины – защитники и охранники. И раджи, и цари, и военачальники принадлежали к этому сословию. Им было необходимо совершенствоваться в воинском искусстве и в управлении государством и законотворчестве.

Вайшья – это скотоводы, торговцы и ремесленники, они произошли из бедер и ног великана. Но сюда не входят земледельцы, поскольку искусство растить хлеб чрезвычайно ценилось в Индии, и оно было подходящим для человека любого сословия. Хлеб всегда был основой жизни, и любой брахман мог идти за плугом, не роняя при этом своего достоинства.

Шудры произошли из ступней Бога, которые всегда были в пыли и грязи, поэтому их лица всегда в поту от грязной работы. Их функцией было служить представителям всех остальных сословий.

Функции цвета в варнах

Понятие варна в древнеиндийском обществе было тесно связано с инициацией, т.е. переходом ребенка во взрослую жизнь. Примерно в возрасте 11-12 лет проводился обряд, определялась принадлежность ребенка к варне и его талию повязывали шнурком определенного цвета. Брахманы носили черный пояс, кшатрии — красного, вайшья — желтого или оранжевого, а шудры не носили цветных поясов, но должны были служить всем людям, имеющим подобные цветные шнурки.

Обратимся ко второму имени брахманов — дважды рожденные. Почему? Потому что их принадлежность определялась в возрасте 14 лет, гораздо позже, чем у представителей иных сословий. Это объясняется тем, что роль брахманов в обществе чрезвычайно сложна и ответственна. Это должны быть поистине мудрые и ответственные люди, которые могут нести ответственность за других и брать на себя смелость решать проблемы, возникающие в обществе.

Кстати, в древности принадлежность к варне не передавалась по наследству, только в средние века, уже когда варна преобразовалась в касту, ребенок стал получать от родителей и социальное положение. Тогда кастовая система поменялась в худшую сторону, поскольку она не давала молодым людям возможности поменять свое социальное положение на более высокое и стать успешными.

Интересное исследование

Наверное, все слышали о теориях древнегреческих ученых о смене цивилизаций: золотой век, серебряный век, медный и железный, и об их характеристиках.

Современные ученые в соответствии с этой классификацией выявили любопытную теорию.

Вначале миром правили только брахманы, они не являлись законными правителями, но их уважал и почитал народ, а это и есть самая лучшая форма власти. Они разрешали споры по справедливости и учили людей жить в милосердии. Это и был золотой век.

Затем к власти пришли кшатрии. Мудрое правление перестало удовлетворять народ, и появилась сильная рука, армия, законы и система наказаний. Это серебряный век.

В эпоху капитализма к власти пришли вайшья, ведь именно деньги (капитал) стал управлять миром. Деньги стали вершить закон, именно они давали возможность управлять миром. Это был бронзовый или медный век.

И наконец, в наши дни к власти пришли шудры. Это железный век, в котором правят люди с железными сердцами и без души. Это бывшие рабы, вырвавшиеся на свободу, они правят миром и теми, кому раньше безропотно служили.

Особенности поведения брахманов

Хотя брахманы и являются высшей кастой, у них существует множество запретов. Например, они не имеют права вкушать мясо животных, не могут принимать пищу из рук человека, не относящегося к его касте. Они не имеют права заниматься иной деятельностью, кроме той, что предназначена им Богами.

Брахманы могут принимать дары от членов иных каст, но сами не могут дарить в ответ. Белый, красный или желтый знак на лбу у брахмана указывает какому именно богу он поклоняется: Шиве, Кришну или Вишну.

Особенности поведения кшатриев

К этому сословию относится не только правящая верхушка, но и все помещики – землевладельцы. Ни мужчины, ни женщины данной касты не имеют права вступать в брак с человеком из иного сословия, конечно, в ХХ1 веке на это уже мало обращают внимания, но если мужчина может вступать в брак с женщиной более низкой по рождению, подобный союз называют гипергамией, то для женщины подобные поступки невозможны.

Кшатрии имеют право принимать пищу из рук брахманов, а также им позволено вкушать мясо, кроме мяса священных животных.

Особенности варны вайшья

Обычно люди этого сословия обязаны строго исполнять все церемонии и ритуалы, придерживаться особых ограничений в питании, а также в выборе профессии. Вайшья сегодня это не только бизнесмены, но и банкиры, менеджеры, люди, относящиеся к среднему классу.

Особенности варны шудров

Конечно, все без исключения касты делятся на несколько страт внутри нее, но шудры (самая многочисленная варна в Индии) делится на две крупные части: чистые шудры и грязные шудры.

К чистым шудрам относятся жители сельской местности, занимающиеся земледелием. Это почтенное занятие, вызывающее уважение. Шудры могут включать в свой рацион мясо, менее строго выполнять религиозные церемонии, а кроме того, вдовам и разведенным женщинам позволено вступать в брак второй раз, что строжайше запрещено женщинам из высших каст.

К грязным или низшим шудрам относятся ремесленники- гончары, ткачи, виноделы, цирюльники и т.д. Их занятие менее почтенное, чем растить хлеб, хотя, конечно, также востребовано в обществе. Люди одной профессии объединяются в союз, наподобие цехов в Европе и заключают браки внутри своей общины.

Особенности варны неприкасаемые

Кроме четырех общеизвестных каст, существует также сословие неприкасаемых, которые, по легенде, произошли из грязи под ногами Бога. Одно только прикосновение к одежде этих людей запачкает члена любой другой касты, и нужно будет проходить обряды очищения и жертвоприношения.

В жизни несчастных, принадлежавших к этой страте, огромное количество запретов. Они не могут входить в дома людей иных каст, брать воду из их колодцев, пользоваться любыми вещами и входить в священные храмы.

Они должны были селиться только в определенных разрешенных законом местах и занимались самой грязной и черной работой: кожевники, прачки, гончары, уборщики мусора и т.д.

Варны возникли почти пят тысяч лет назад, но и в ХХI веке они полностью не утратили своего значения в жизни Индии. Конечно, их роль больше в сельской местности, где проживают аграрии, и значение имеет традиционный уклад жизни, но и в городах встречаются факты дискриминации по кастовому признаку.

Касты в Индии: Особенности Общества

Индийское общество разделяется на сословия, именуемые кастами. Такое разделение произошло много тысяч лет тому назад и сохранилось до сих пор. Индусы считают, что, следуя правилам, установленным в своей касте, в следующей жизни можно родиться представителем уже чуть более высокой и почитаемой касты, занять гораздо лучшее положение в обществе.

Покинув долину Инда, индийские арии завоевали страну по Гангу и основали здесь множество государств, чье население состояло из двух сословий, разнившихся по юридическому и материальному положению. Новые поселенцы-арии, победители, захватили себе в Индии и землю, и почет, и власть, а побежденные неиндоевропейские туземцы были повергнуты в презрение и уничиженье, обращены в рабство или в зависимое состояние или, оттесненные в леса и горы, вели там в бездействии мысли скудную жизнь без всякой культуры. Этот результат арийского завоевания и дал исток для происхождения четырех главных индийских каст (варн).

Те первоначальные жители Индии, которые были покорены силой меча, подверглись участи пленников и стали просто рабами. Индийцы, покорившиеся добровольно, отрекшиеся от отцовских богов, принявшие язык, законы и обычаи победителей, сохранили личную свободу, но утратили всю земельную собственность и должны были жить работниками в поместьях арийцев, слугами и носильщиками, в домах у богатых людей. Из них произошла каста шудр. «Шудра» — слово не санскритское. До того как стать названием одной из индийских каст, оно, вероятно, было названием какого-то народа. Арийцы считали ниже своего достоинства вступать с представителями касты шудр в брачные союзы. Женщины-шудры были у арийцев только наложницами. Со временем между самими арийскими завоевателями Индии образовались резкие различия состояний и профессий. Но по отношению к низшей касте — темнокожему, покоренному туземному населению — они все оставались привилегированным классом. Только арии имели право читать священные книги; только они были освящаемы торжественным обрядом: на арийца был возлагаем священный шнур, делавший его «возрожденным» (или «дважды рожденным», двиджа). Этот обряд служил символическим отличием всех арийцев от касты шудр и прогнанных в леса, презираемых туземных племен. Освящение совершалось возложением шнура, который носят положенным на правое плечо и опускающимся наискось по груди. У касты брахманов шнур мог быть возлагаем на мальчика от 8 до 15 лет, и он сделан из хлопчатобумажной пряжи; у касты кшатриев, получавших его не раньше 11 года, он делался из куши (индийского прядильного растения), а у касты вайшьев, получавших его не раньше 12-го года, он был шерстяным.

«Дважды рожденные» арийцы с течением времени разделились по различиям занятий и происхождения на три сословия или касты, имеющие некоторое сходство с тремя сословиями средневековой Европы: духовенством, дворянством и средним городским классом. Зародыши кастового устройств у арийцев существовали еще в те времена, когда они жили только в бассейне Инда: там из массы земледельческого и пастушеского населения уже выделялись воинственные князья племен, окруженные людьми, искусными в военном деле, а также жрецы, совершающие обряды жертвоприношений. При переселении арийских племен далее вглубь Индии, в страну Ганга, воинственная энергия возросла в кровопролитных войнах с истребляемыми туземцами, а потом в ожесточенной борьбе между арийскими племенами. Пока завоевания не завершились, весь народ был занят военным делом. Только когда началось мирное обладание завоеванною страною, стало возможно развиться разнообразию занятий, появилась возможность выбора между разными профессиями, и наступил новый этап происхождения каст.

Плодородие индийской земли возбуждало влечение к мирному добыванию средств жизни. От этого быстро развилась врожденная арийцам склонность, по которой спокойно трудиться и пользоваться плодами своего труда было для них приятнее, чем делать тяжелые военные усилия. Потому значительная часть поселенцев («вишей») обратилась к земледелию, дававшему обильные урожаи, предоставив борьбу с врагами и охранение страны князьям племен и образовавшемуся в период завоеваний военному дворянству. Это сословие, занимавшееся землепашеством и отчасти пастушеством, скоро разрослось так, что и у арийцев, как в Западной Европе, образовало собою огромное большинство населения. Потому название вайшья «поселенец», первоначально обозначавшее всех арийских жителей в новых областях, стало обозначать только людей третьей, трудящейся индийской касты, а воины, кшатрии и жрецы, брахманы («молящиеся»), ставшие с течением времени привилегированными сословиями, сделали названия своих профессий названиями двух высших каст.

Четыре вышеперечисленных индийских сословия сделались совершенно замкнутыми кастами (варнами) лишь тогда, когда над древним служением Индре и другим богам природы возвысился брахманизм, – новое религиозное учение о Брахме, душе вселенной, источнике жизни, из которого произошли и в который возвратятся все существа. Это реформированное вероучение придало религиозную святость делению индийской нации на касты, в особенности жреческой касте. Оно говорило, что в круговороте форм жизни, проходимых всем существующим на земле, брахман — самая высшая форма бытия. По догмату возрождения и переселения душ, существо, рождающееся в человеческом виде, должно пройти поочередно все четыре касты: быть шудрой, вайшьей, кшатрием и напоследок брахманом; пройдя эти формы бытия, оно воссоединяется с Брахмой. Единственный путь к достижению этой цели состоит в том, чтобы человек, постоянно стремясь к божеству, в точности исполнял все, заповеданное брахманами, чтил их, радовал дарами и знаками уважения. Проступки против брахманов, тяжко наказываемые и на земле, подвергают нечестивцев ужаснейшим мучениям ада и возрождению в формах презираемых животных.

Верование в зависимость будущей жизни от настоящей было главною опорою индийского кастового деления и владычества жрецов. Чем решительнее ставило брахманское духовенство догмат переселения душ центром всего нравственного учения, чем успешнее наполняло оно фантазию народа страшными картинами адских мучений, тем больше почета и влияния оно приобретало. Представители высшей касты брахманов близки к богам; они знают путь, ведущий к Брахме; их молитвы, жертвы, святые подвиги их аскетизма имеют магическую власть над богами, богам приходится исполнять их волю; от них зависит блаженство и страдание в будущей жизни. Неудивительно, что с развитием религиозности у индийцев возрастало могущество касты брахманов, неутомимо восхвалявшей в своих святых поучениях почтительность и щедрость к брахманам как вернейшие способы получить блаженство, внушавшей царям, что правитель обязан иметь своими советниками и делать судьями брахманов, обязан награждать их службу богатым содержанием и благочестивыми подарками.

Чтобы низшие индийские касты не завидовали привилегированному положению брахманов и не посягали на него, было выработано и усиленно проповедовалось учение, что формы жизни для всех существ предопределены Брахмой, и что ход по степеням человеческих возрождений совершается только спокойною, мирною жизнью в данном человеку положении, верным исполнением обязанностей. Так, в одной из древнейших частей Махабхараты говорится: «Когда Брахма создавал существа, он дал им их занятия, каждой касте особую деятельность: брахманам — изучение высоких Вед, воинам — геройство, вайшьям — искусство труда, шудрам — покорность перед другими цветами: потому достойны порицания несведущие брахманы, неславные воины, неискусные вайшьи и непослушные шудры». Этот догмат, приписывавший каждой касте, каждой профессии божественное происхождение, утешавший униженных и презираемых в обидах и лишениях их настоящей жизни надеждой на улучшение их судьбы в будущем существовании. Он давал индийской кастовой иерархии религиозное освящение.

Разделение людей на четыре сословия, неравные по своим правам, было с этой точки зрения вечным, неизменным законом, нарушение которого — преступнейший грех. Люди не имеют права низвергать кастовые преграды, установленные между ними самим богом; улучшения своей судьбы они могут достигать лишь терпеливою покорностью. Взаимные отношения между индийскими кастами были наглядно характеризованы учением; что Брахма произвел брахманов из уст своих (или первочеловека Пуруши), кшатриев — из рук, вайший — из бедер, шудр — из запачканных в грязи ступней ног, потому сущность природы у брахманов — «святость и мудрость», у кшатриев — «власть и сила», у вайшьев — «богатство и прибыток», у шудр — «служение и покорность». Учение о происхождении каст из разных частей высочайшего существа излагается в одном из гимнов последней, самой новой книги Ригведы. В более древних песнях Ригведы кастовых понятий нет. Брахманы придают этому гимну чрезвычайно важное значение, и каждый истинно верующий брахман читает его каждое утро, после омовения. Этот гимн — диплом, которым брахманы узаконили свои привилегии, свое владычество.

Таким образом, индийский народ был приведен своею историей, своими склонностями и обычаями к тому, что подпал под иго иерархии каст, превратившей сословия и профессии в чуждые друг другу племена, заглушившей все человеческие стремления, все задатки гуманности. Главные характеристики каст Каждая индийская каста обладает своими особенностями и уникальными характеристиками, правилами существования и поведения. Брахманы — высшая каста Брахманы в Индии — это священники и жрецы в храмах. Их положение в обществе всегда считалось самым высоким, даже выше, чем должность правителя. В настоящее время представители касты брахманов также занимаются духовным развитием народа: преподают различные практики, смотрят за храмами, работают учителями.

Брахманы имеют очень много запретов: Мужчинам нельзя работать в поле и заниматься любым ручным трудом, но женщины могут заниматься различными домашними делами. Жениться представитель касты священников может исключительно на себе подобном, но в качестве исключения разрешается свадьба на брахмане из другой общины. Брахман не может есть то, что приготовил человек, состоящий в другой касте: брахман скорее станет голодать, чем примет запрещенную еду. Но кормить он может представителя абсолютно любой касты. Некоторым брахманам нельзя употреблять в пищу мясо.

Кшатрии — каста воинов

Представители кшатриев всегда исполняли обязанности солдат, охранников и милиционеров. В настоящее время ничего не изменилось — кшатрии занимаются военным делом либо идут на административную работу. Жениться они могут не только в своей касте: мужчина может взять в жены девушку из касты уровнем ниже, но женщине выходить за мужчину из нижестоящей касты запрещено. Кшатриям можно есть продукты животного происхождения, но они также избегают запрещенной еды.

Вайшья Вайшья всегда были рабочим классом: они занимались земледелием, разводили скот, торговали. Сейчас представители вайшьев занимаются хозяйственными и финансовыми делами, различной торговлей, банковской сферой. Наверное, эта каста наиболее щепетильна в вопросах, связанных с приемом пищи: вайшья как никто иной следят за правильностью приготовления еды и никогда не примутся за оскверненные блюда. Шудры — низшая каста Каста шудров всегда существовала в роли крестьян или даже рабов: они занимались самой грязной и тяжелой работой. Даже в наше время этот социальный слой — самый бедный и часто живет за гранью нищеты. Шудрам можно жениться даже на разведенных женщинах. Неприкасаемые Отдельно выделяется каста неприкасаемых: такие люди исключены из всех общественных отношений. Они занимаются самыми грязными работами: убирают улицы и туалеты, сжигают мертвых животных, выделывают кожу.

Поразительно, но представителям этой касты нельзя было даже наступать на тени представителей более высших сословий. И только совсем недавно им разрешили заходить в храмы и подходить к людям других сословий. Уникальные особенности каст Имея по соседству брахмана, ему можно подарить массу подарков, но ответного ждать не стоит. Брахманы никогда не дарят подарков: они принимают, но не дают. В плане владения земельными угодьями шудры могут быть даже более влиятельны, чем вайшья.

Шудры низшего слоя практически не используют денег: за работу им платят пищей и бытовыми принадлежностями.Можно перейти в низшую касту, но получить касту рангом выше — невозможно. Касты и современность Сегодня индийские касты стали еще более структурированными, в них появилось множество различных подгрупп, называемых джати. В период последней переписи представителей различных каст, насчитывалось более 3 тысяч джати. Правда, перепись эта проходила более 80 лет тому назад. Многие иностранцы считают кастовую систему пережитком прошлого и уверены, что в современной Индии кастовая система больше не работает. На самом деле, все совершенно иначе. Даже индийское правительство не смогло прийти к единому мнению касательно такого расслоения общества. На разделении общества на слои активно работают политики во время выборов, добавляя в свои предвыборные обещания защиту прав той или иной касты. В современной Индии более 20 процентов населения относится к касте неприкасаемых: им приходится и жить в своих отдельных гетто либо за чертой населенного пункта. Таким людям нельзя заходить в магазины, государственные и лечебные учреждения и даже использовать общественный транспорт.

В касте неприкасаемых есть совершенно уникальная подгруппа: к ней отношение общества довольно противоречиво. Сюда относятся гомосексуалисты, трансвеститы и евнухи, зарабатывающие на жизнь проституцией и просящие у туристов монеты. Но какой парадокс: присутствие такого человека на празднике считается очень хорошим знаком. Еще одна удивительная подкаста неприкасаемых — пария. Это люди, совершенно изгнанные из общества — маргиналы. Раньше стать парией можно было даже прикоснувшись к такому человеку, а сейчас ситуация немного изменилась: парией становятся либо родившись от межкастового брака, либо от родителей-париев.

Варны (Касты) характеристики и особенности

Так называемого равенства, скорее утопического, чем действительного вы уважаемый читатель не найдёте нигде. Каждый человек не менее важен чем другой, вот только каждый должен заниматься своим делом и вести жизнь соответствующую, занимать в ней своё место. Подобное мы можем наблюдать даже с раннего детства, — это место, особенности и обстоятельства рождения. А в дальнейшем присмотритесь повнимательней на окружающую жизнь и увидите, что социальные, денежные, физические условия отличаются у всех живущих в одном государстве. Таким образом с древних времён и у всех народов появилось разделение народа на сословия, тянущееся до наших времён и не только в Индии. Просто в Индии это часть их культуры и религии и говорят об этом честно как есть, в то время как в христианских и демократических Европе с Америкой, все якобы равны и имеют право голоса и т.д. и т.п., что далеко от истины.

Известно, что хула и брань в адрес человека вернётся со временем и не такими ужасными последствиями, как ругательство в адрес Иерарха, Учителя, Святого. Почему нам в жизни встречаются более влиятельные люди и менее, причем влияние не статуса в обществе, а признание большинством людей авторитета личности или наоборот.

Из вышеперечисленного не вызывает удивления тот факт, что общество ещё с древнейших времён постоянно делило людей на разные типы и таких систем много. Нас же интересует кастовое деление общества, проверенное временем и считающееся достаточно точным. Всех, более чем семь миллиардов людей, можно разделить на четыре касты и не входящие в кастовую систему «неприкасаемых», в любом государстве, даже у муравьев и пчёл.

Все Школы Духа, эзотерические школы и ордены рыцарей, масоны и другие тайные сообщества имеют свою иерархию и круги посвящения, соответствующие уровню развития. Как и любая мирская серьёзная организация, любой бизнес от серьёзных фирм до корпораций подразумевает иерархию, круг посвящения и позволения.

Такое предисловие для всех защитников гуманности и прав человека во всём мире!

История возникновения каст

Считается, что Варны, которые в последствии стали кастами, берут своё начало с самого Брахмы, который создавал их из частей своего тела. Как показано на рисунке выше, что уста говорят то и является беспрекословным и руки – воины для воплощения того, что говорят уста. Бёдра — движение, вайшьи обеспечивают социальные условия обществу и наконец шудры – это стопы соприкасающиеся, бывает и с нечистотами.

Итак, варна – сословие, в буквальном смысле слова обозначает цвет. Каждая варна имеет свой цвет:

  1. Брахманы – белый;
  2. Кшатрии – красный;
  3. Вайшьи – жёлтый;
  4. Шудры – чёрный.

Изначально к какой варне отнести новорожденного решали волхвы, жрецы по мере его духовного развития. Они видели все его прошлые жизни и наклонности в этой и после определяли его духовный статус и соответственно социальный. В каждой варне были свои отличия в воспитании и обучении, соответственно предназначению. С течением времени варна определялась по факту рождения – наследству.

Это то, что принесли им арии, они же стали сначала передавать по наследству, а затем по мере роста общественных отношений варны стали именоваться кастами в зависимости от специализации в профессиональных рамках.

Ниже мы рассмотрим Варны, которых четыре, а не касты, особенно видоизменённые в современной Индии.

Неприкасаемые

Есть ещё такая каста, не входящая в четыре касты общества, так как люди, находящиеся в этой касте считаются изгоями общества, само название говорит за себя. Они устранены из всех общественных отношений. Выполняют наиболее грязные работы: уборка улиц и туалетов, утилизация мёртвых животных.

Неприкасаемым запрещалось даже ступать на тени представителей из более высших каст. Вот только не так давно им разрешили входить в храмы и приближаться к другим из более высших каст.

Шудры

Когда человек рождается в первый раз в человеческом обличии, то у него отсутствует мощный интеллектуальный аппарат. Нет опыта жизни в человеческом теле и поэтому кроме тела у него пока ничего не наработано. Эта наиболее многочисленная каста содержит безответственных людей, которые не хотят брать ответственность, несамостоятельны. Они не могут постоять за себя и выбрать занятие в жизни, а готовы исполнять чьи-то приказы и быть наёмными рабочими.

Их уровень сознания находится на уровне муладхара-чакры, которая олицетворяет собой выживание, их жизнь связана с проблемами, напряжениями, борьбой. Шудры для улучшения своей жизни будут думать только о себе и игнорируя последствия либо нереально смотрящих на мир.

Предел мечтаний у шудры – приобретение чувственных наслаждений – большое состояние либо пост с высоким доходом.

Присущая шудрам ненасытность, доходящей до алчности, из которой вырастает завистливость ко всем и всему. И по всей вероятности измениться у него нет желания.

Это каста разнорабочих и слуг, занимаются тяжёлой и монотонной работой, при которой не требуется особо напрягать ум, чаще всего живут за гранью нищеты. Могут женится на разведённых женщинах. Каста шудр более ёмкое и широкое понятие, от человека занимающегося самым тяжким и грязным трудом, до мастера, ремесленника имеющих свою мастерскую.

Вайшьи

Вайши могут подмечать потребности окружающего общества и желает их насытить, с обязательной выгодой для себя. Им свойственно это и очень подходит к рыночному восприятию жизни: «Спрос рождает предложения». Они людей встречают по одёжке, а провожают по содержимому кошелька. Все отношения строятся с позиции личной выгоды. Вайши взаимодействуют с миром на уровне сознания свадхистана-чакры, что соответствует комфорту и достатку.

В эту касту входят торговцы, лавочники, ростовщики, земледельцы, скотоводы. К ней относилась большая часть населения. Они хоть считались ниже брахманов и кшатриев в социальном плане, но уже относились к дваждырождённым*. К началу средневековья разделение труда привело к образованию среди Вайш множество подкаст, в связи с чем касты земледельцев и скотоводов воспринимались как шудры. Это в дальнейшем сыграло роль, что к Вайшам стали относиться только торговцы и банкиры.

Кшатрии

Кшатрии – воины с сознанием на уровне манипура-чакры, что даёт им обладания согласно осознанию этого центра качествами характера: самодисциплина, самоконтроль, целеустремлённость, это позволяет им эффективно действовать. Очень развито чувство долга в его жизни, а не в досужих рассуждениях. Достоинство и честь для кшатрия дороже собственной жизни. Кшатрии – это воины, цари, полководцы, управленцы всех ипостасей.

Кшатрий способен отказаться от выгоды или злата ради таких высоких чувств как любовь, дружба, объективность взгляда на жизнь, безупречность и честь. Чего, допустим, вайшье не дано понять.

Брахманы

Брахманы – высшая каста, сознание находится на уровне верхних коллективных чакр: анахатой, вишудхой, аджной и сахасрарой. У брахмана задача достичь в этой жизни полного освобождения. Они поддерживают взаимосвязь между тонким (Творец) и материальным мирами. Брахманы берут ответственность за всё человечество. Все Великие Учителя относились к касте брахманов.

Сейчас брахманами являются религиозные и общественные деятели, поэты, писатели, учённые и люди других творческих профессий.По Ведам человек в социальном плане проходит путь развития от шудры до брахмана. Это происходит по определённым природным процессам и подобный рост неизбежен.

Особенности каст

Сознание шудры стремится к чувственным наслаждениям, которые соответствуют вибрациям свадхистана-чакры, только уровень сознания у шудры находится в муладхаре, значит готовится к более высшей ступени.

Вайшья для извлечения выгоды оттачивает мастерство самоконтроля, что также соответствует вибрациям более высшего центра – манипура-чакра.

Кшатрий обладающий уровнем сознания манипура-чакры, усваивает вибрации более высоких энергетических центров, согласно коллективным уровнем сознания. Его обыденная сфера деятельности шире индивидуальности, уже необходима объективность.

Особенности каст:

  • Брахманы только принимают подарки, но ни в коем случае не дарят
  • Шудры могут владеть более массивными земельными угодьями, чем вайшьи и быть гораздо влиятельней.
  • Шудры из нижнего слоя практически не пользуются деньгами: работу им оплачивают пищей и бытовыми приборами и принадлежностями
  • Каждая каста отличается индивидуальными отличительными чертами, манерами и характерностями, условиями своего жития и поступков.
  • Касты – это замкнутые группы людей с определёнными правами и обязанностями, позже стали передаваться по наследству.
Ссылка на основную публикацию