СНГ – список стран-участниц в составе, цели создания и задачи содружества

Министерство иностранных дел Российской Федерации

Интеграционные структуры пространства СНГ

О Содружестве Независимых Государств

Содружество Независимых Государств (СНГ) – региональная международная организация. 8 декабря 1991 г. Республика Белоруссия, Российская Федерация и Украина подписали Соглашение о его создании.

21 декабря 1991 г. в Алма-Ате главы одиннадцати государств подписали Протокол к данному Соглашению. В нем зафиксировано, что Азербайджанская Республика, Республика Армения, Республика Белоруссия, Республика Казахстан, Киргизская Республика, Республика Молдова, Российская Федерация, Республика Таджикистан, Туркменистан, Республика Узбекистан и Украина на равноправных началах образуют Содружество Независимых Государств. Грузия стала членом СНГ в 1993 г. и вышла из его состава 18 августа 2009 г. Украина с 2014 г. фактически не участвует в деятельности Содружества, не направляя при этом официального уведомления о выходе из организации.

22 января 1993 г. был принят Устав Содружества. Его не подписали Туркменистан и Украина, которые тем самым де-юре не являются государствами-членами, а считаются государствами – участниками СНГ.

В соответствии с Уставом целями Содружества являются:

  • осуществление сотрудничества в политической, экономической, экологической, гуманитарной, культурной и иных областях;
  • всестороннее и сбалансированное экономическое и социальное развитие государств-членов в рамках общего экономического пространства, межгосударственная кооперация и интеграция;
  • обеспечение прав и основных свобод человека в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и документами ОБСЕ;
  • сотрудничество между государствами-членами в обеспечении международного мира и безопасности, осуществление эффективных мер по сокращению вооружений и военных расходов, ликвидации ядерного и других видов оружия массового уничтожения, достижению всеобщего и полного разоружения;
  • содействие гражданам государств-членов в свободном общении, контактах и передвижении в Содружестве;
  • взаимная правовая помощь и сотрудничество в других сферах правовых отношений;
  • мирное разрешение споров и конфликтов между государствами Содружества.

Рабочий язык СНГ – русский.

10 октября 2008 г. утверждено Положение о председательстве в Содружестве Независимых Государств, в котором зафиксирован принцип сквозного председательства в Совете глав государств, Совете глав правительств, Совете министров иностранных дел, Экономическом совете, Комиссии по экономическим вопросам при Экономическом совете и Совете постоянных полномочных представителей при уставных и других органах Содружества.

С 1 января 2020 г. функции страны-председателя в СНГ осуществляет Республика Узбекистан. Сопредседатели – Туркменистан (предыдущее председательство) и Республика Белоруссия (следующее председательство). Под председательством Узбекистана в формате видеоконференции состоялись заседания Совета министров иностранных дел (12 мая) и Совета глав правительств (29 мая) Содружества. Во втором полугодии 2020 г. в Ташкенте запланировано проведение заседаний Совета министров иностранных дел (15 октября), Совета глав государств (16 октября) и Совета глав правительств (6 ноября) СНГ.

В 2008 г. принято Положение о национальных координаторах государств – участников СНГ, подписанное всеми странами Содружества кроме Азербайджана, Туркменистана и Украины. Распоряжением Президента Российской Федерации В.В.Путина от 30 марта 2020 г. национальным координатором Российской Федерации по делам СНГ назначен Заместитель Председателя Правительства Российской Федерации А.Л.Оверчук.

Созданные в рамках СНГ механизмы позволяют учитывать разную степень готовности стран к интеграции и предоставляют возможность каждой из них участвовать в тех сферах сотрудничества и в той мере, которые отвечают их национальным интересам.

Взаимодействие в рамках Содружества налажено практически во всех сферах межгосударственного общения и осуществляется через уставные органы (решения в них принимаются на основе консенсуса), а также систему органов отраслевого сотрудничества.

Уставные органы

Совет глав государств (СГГ) является высшим органом Содружества, в формате которого обсуждаются и решаются стратегические вопросы, связанные с деятельностью государств-участников в сфере их общих интересов. Председатель в 2020 г. – Президент Узбекистана Ш.М.Мирзиеев. Заседания СГГ СНГ, как правило, проходят один раз в год. Также существует практика проведения неофициальных встреч лидеров стран Содружества, последняя из которых состоялась в Санкт-Петербурге 20 декабря 2019 г.

Совет глав правительств (СГП) координирует взаимодействие органов исполнительной власти государств – участников Содружества
в экономической, социальной и иных сферах общих интересов. СГП СНГ проводит заседания два раза в год и принимает решения в рамках своей компетенции, согласовывает проекты наиболее значимых документов, которые вносятся на последующее рассмотрение Совета глав государств. Председатель в 2020 г. – Премьер-министр Узбекистана А.Н.Арипов.

Совет министров иностранных дел (СМИД) является основным исполнительным органом, обеспечивающим сотрудничество во внешнеполитической деятельности государств – участников СНГ по вопросам, представляющим взаимный интерес. Председатель в 2020 г. – Министр иностранных дел Узбекистана А.Х.Камилов. Заседания СМИД СНГ проходят два раза в год.

Совет министров обороны (СМО) является органом Совета глав государств по вопросам военной политики и военного строительства государств – участников Содружества. Членами СМО являются министры обороны государств – участников СНГ. Молдавия, Туркменистан и Украина входят в СМО на правах наблюдателей. С 11 декабря 2012 г. председателем Совета является Министр обороны Российской Федерации С.К.Шойгу. Заседания СМО проходят два раза в год, последнее состоялось 30 октября 2019 г. в Баку. 4 сентября 2020 г. была организована первая совместная встреча министров обороны государств – участников СНГ, государств – членов ОДКБ и государств – членов ШОС.

Совет командующих Пограничными войсками (СКПВ) является органом Совета глав государств по вопросам координации охраны внешних границ Содружества и обеспечения стабильного положения на них. Членами СКПВ являются руководители пограничных служб 9 государств – участников СНГ, а также Председатель Координационной службы Совета командующих. Азербайджанская Республика входит в состав СКПВ на правах наблюдателя. В августе 2020 г. Украина заявила о намерении выйти из СКПВ (де-факто не участвует в работе органа с 2014 г.). С 16 мая 2013 г. председателем СКПВ является первый заместитель Директора – Руководитель Пограничной службы ФСБ России генерал армии В.Г.Кулишов. Последнее заседание СКПВ состоялось 17 октября 2019 г.

Экономический суд Содружества создан в целях обеспечения единообразного применения соглашений государств – участников СНГ и основанных на них экономических обязательств и договоров путем разрешения споров, вытекающих из экономических отношений.

Соглашение о статусе Экономического Суда СНГ от 6 июля 1992 г. подписали 8 государств (Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Молдавия, Россия, Таджикистан и Узбекистан). Впоследствии из Соглашения официально вышли Армения (2006 г.) и Молдавия (2010 г.). Узбекистан изначально де-факто не участвует в деятельности Суда.

13 сентября 2017 г. главами стран Содружества в рабочем порядке подписаны Решение СГГ СНГ «О некоторых вопросах деятельности Экономического суда СНГ» и Протокол о внесении изменений в Соглашение о статусе Экономического суда СНГ от 6 июля 1992 г., в соответствии с которыми определено, что Экономический Суд СНГ осуществляет свою деятельность по рассмотрению конкретных дел в формате ad hoc. Также завершена работа по сокращению численности его аппарата.

Согласно Решению СГГ СНГ на постоянной основе в настоящее время работают Аппарат Суда в количестве 3 человек и Председатель Суда (с 15 декабря 2011 г. – Л.Э.Каменкова, Белоруссия). Судьи из государств – участников Соглашения привлекаются к работе Экономсуда на временной основе при рассмотрении конкретных дел. В настоящее время в реестр Суда назначены 8 судей (по одному судье от России и Белоруссии и по два – от Казахстана, Киргизии и Таджикистана).

Экономический совет – основной исполнительный орган, который обеспечивает выполнение соглашений, принятых в рамках СНГ, решений СГГ и СГП о формировании и функционировании зоны свободной торговли и по другим вопросам социально-экономического сотрудничества. В состав Экономсовета входят заместители глав правительств государств – участников СНГ. Членом Экономсовета от Российской Федерации назначен Заместитель Председателя Правительства Российской Федерации А.Л.Оверчук. Заседания Экономсовета СНГ проводятся по мере необходимости, но не реже одного раза в квартал.

При Экономсовете на постоянной основе действует Комиссия по экономическим вопросам (КЭВ). В состав Комиссии входят полномочные представители всех государств – участников Содружества (кроме Азербайджана и Украины), а также заместители Председателя Исполнительного комитета – Исполнительного секретаря СНГ с правом совещательного голоса. КЭВ обеспечивает всестороннюю проработку и рассмотрение проектов документов, подготавливаемых Исполкомом СНГ и отраслевыми органами социально-экономической направленности, а также согласование позиций государств. В качестве постоянно действующего рабочего органа Экономсовета Комиссия осуществляет регулярный мониторинг выполнения решений высших органов СНГ по вопросам экономического сотрудничества. Полномочный представитель Российской Федерации в Комиссии по экономическим вопросам при Экономсовете СНГ – В.В.Воробьев. Заседания КЭВ проводятся не реже одного раза в месяц.

Межпарламентская Ассамблея (МПА) проводит межпарламентские консультации, обсуждает вопросы сотрудничества в рамках Содружества, разрабатывает совместные предложения в сфере деятельности национальных парламентов. МПА СНГ функционирует на основе Устава СНГ, Соглашения о Межпарламентской Ассамблее СНГ от 27 марта 1992 г. и Конвенции о Межпарламентской Ассамблее СНГ от 26 мая 1995 г. Государствами – участниками МПА СНГ в настоящее время являются: Азербайджан, Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Молдавия, Россия, Таджикистан, Узбекистан. Украина официально не подавала заявлений о выходе из МПА СНГ, однако с 2014 г. свернула свою деятельность в Организации, отозвав представителя украинского парламента. С 16 ноября 2006 г. статус наблюдателя получила Национальная Ассамблея Исламской Республики Афганистан.

Председателем Совета МПА СНГ с ноября 2011 г. является Председатель Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации В.И.Матвиенко.

Местом пребывания МПА СНГ является Санкт-Петербург. Организацию деятельности МПА осуществляет Совет Ассамблеи, состоящий из руководителей парламентских делегаций. Заседания Совета МПА СНГ и пленарные заседания проходят дважды в год. Постоянно действующим рабочим органом Совета Ассамблеи является Секретариат, возглавляемый Генеральным секретарем – руководителем Секретариата Совета (18 апреля 2019 г. на эту должность назначен представитель России Д.А.Кобицкий). Последнее заседание Совета МПА СНГ состоялось 21-22 ноября 2019 г., очередное запланировано на 26-27 ноября 2020 г.

Совет постоянных полномочных представителей государств -участников Содружества при уставных и других органах СНГ (СППП) является постоянно действующим органом СНГ. Местом постоянного пребывания представителей и местонахождением Совета является г. Минск, Республика Белоруссия. Заседания Совета проводятся по мере необходимости, но не реже одного раза в месяц, в здании Исполнительного комитета СНГ. Совет постпредов способствует взаимодействию государств по вопросам, представляющим взаимный интерес; обсуждает и вносит на рассмотрение государств-участников предложения о перспективах развития и приоритетах СНГ; формирует проекты повесток дня СГГ, СГП и СМИД; в рамках своей компетенции осуществляет контроль за ходом реализации поручений высших уставных органов СНГ. В работе заседаний СППП в настоящее время принимают участие представители десяти стран Содружества. Функции Председателя Совета в 2020 г. исполняет Представитель Республики Узбекистан при уставных и других органах СНГ Н.С.Юсупов. Постпредом России при уставных и других органах Содружества является А.Ю.Грозов.

Единым постоянно действующим исполнительным, административным и координирующим органом СНГ определен Исполнительный комитет со штаб-квартирой в Минске и отделением в Москве. Председатель Исполнительного комитета – Исполнительный секретарь СНГ утверждается Советом глав государств Содружества на трехлетний срок. С 1 января 2008 г. эту должность занимает С.Н.Лебедев. Решением СГГ СНГ от 11 октября 2019 г. его полномочия продлены до 31 декабря 2022 г.

Руководящие должности в Исполкоме (заместитель Председателя, директор/заместитель директора департамента) занимаются представителями государств – участников СНГ на основе определенных для каждой страны квот (в зависимости от размера взноса страны в общий бюджет). Согласно Положению об Исполкоме СНГ у Председателя может быть 4 заместителя (в настоящее время их трое), один из них имеет статус «первого заместителя» (квота закреплена за Республикой Белоруссия). В Исполкоме функционируют Аппарат Председателя, а также 8 департаментов: организационный, информационно-аналитический, правовой, экономического сотрудничества, гуманитарного сотрудничества, по сотрудничеству в сфере безопасности и противодействия новым вызовам и угрозам, финансовый департамент и управление делами.

В СНГ действуют органы отраслевого сотрудничества в сферах экономики и социального развития, гуманитарного сотрудничества, борьбы с преступностью и терроризмом, в других областях жизнедеятельности государств – участников Содружества.

Создана сеть базовых организаций стран СНГ, занимающихся главным образом подготовкой и повышением квалификации кадров
в различных отраслях.

С 2000 г. в СНГ существует практика определения тематических годов. Так, 2018 г. был объявлен в СНГ Годом культуры, 2019 г. – Годом книги, 2020 г. – Годом 75-летия Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов. В ходе заседания СГГ СНГ в Душанбе 28 сентября 2018 г. по инициативе туркменской стороны главами государств Содружества было подписано решение «Об объявлении 2021 года Годом архитектуры и градостроительства в СНГ».

Финансирование органов Содружества осуществляется из единого бюджета Организации, формируемого на основе долевого участия государств-участников и одобряемого Советом глав правительств СНГ.

С марта 1994 г. СНГ имеет статус наблюдателя при Генеральной Ассамблее ООН. Аналогичный статус предоставлен Содружеству в ЮНКТАД (19 апреля 1994 г.). 24 мая 1996 г. Устав СНГ зарегистрирован в Секретариате ООН. Каждые два года в рамках сессии Генеральной Ассамблеи ООН принимается резолюция ГА ООН о сотрудничестве между ООН и СНГ (принята впервые 11 ноября 2014 г. в ходе 69-й сессии ГА ООН по инициативе стран Содружества). 26 ноября 2018 г. ГА ООН одобрен проект резолюции о сотрудничестве между ООН и Содружеством, внесенный таджикским председательством в СНГ совместно с Белоруссией и Узбекистаном.

Исполком СНГ поддерживает отношения с исполнительными структурами более 20 международных организаций, с 15 из которых заключены соглашения о сотрудничестве (Управление ООН по наркотикам и преступности, Отделение ООН в Женеве, секретариаты ЮНКТАД, ЕЭК ООН, ЮНЭЙДС, ОДКБ, ШОС, Генсекретариат Латиноамериканской ассоциации интеграции, Администрация МОМ и др.). 31 октября 2018 г. подписан меморандум о взаимопонимании между Антитеррористическим центром СНГ и ООН (в лице ее контртеррористического управления).

27 ноября 2018 года подписан Меморандум об углублении взаимодействия между Исполкомом СНГ и Евразийской экономической комиссией (исполнительный орган ЕАЭС), расширяющий отраслевой охват сотрудничества и совершенствующий механизм взаимного информирования двух структур о своей деятельности.

Кто входит в СНГ и каковы цели организации?

Ранее парламент Украины зарегистрировал законопроект «О приостановлении действия соглашения о создании Содружества Независимых Государств». Его инициаторами стали депутаты от «Свободы» Алексей Кайда и Александр Мирный.

АиФ.ru рассказывает, что сейчас представляет собой организация СНГ.

Содружество независимых государств (СНГ)

Содружество Независимых Государств (СНГ) — это региональная международная организация, призванная регулировать отношения сотрудничества между государствами, ранее входившими в состав СССР.

Организация была основана 8 декабря 1991 года, когда главы РСФСР (Борис Ельцин), Белоруссии (Станислав Шушкевич) и Украины (Леонид Кравчук) подписали в Вискулях (Беловежская пуща, Беларусь) «Соглашение о создании Содружества Независимых Государств» (известно в СМИ как Беловежское соглашение).

В документе, состоявшем из Преамбул и 14 статей, констатировалось, что СССР прекратил своё существование как субъект международного права и геополитической реальности. Однако, основываясь на исторической общности народов, связях между ними, учитывая двусторонние договоры, стремление к демократическому правовому государству, намерения развивать свои отношения на основе взаимного признания и уважения государственного суверенитета, стороны договорились об образовании Содружества Независимых Государств.

13 декабря 1991 года в городе Ашхабад (Туркменистан) состоялась встреча президентов пяти центральноазиатских государств, входивших в состав СССР: Казахстана, Таджикистана, Туркменистана и Узбекистана. Итогом заседания стало Заявление, в котором страны выразили согласие войти в организацию, но при условии обеспечения равноправного участия субъектов бывшего Союза и признания всех государств СНГ в качестве учредителей.

21 декабря 1991 года главы 11 бывших союзных республик: Азербайджана, Армении, Белоруссии, Казахстана, Киргизии, Молдавии, России, Таджикистана, Туркменистана, Узбекистана, Украины подписали Алма-Атинскую декларацию, в которой излагались цели и принципы СНГ. Также был подписан протокол к соглашению о создании СНГ.

Последним государством, ратифицировавшим соглашение о создании СНГ, стала Молдавия (8 апреля 1994 года), до этого являвшаяся ассоциированным членом организации.

На первой встрече глав государств Содружества, которая состоялась 30 декабря 1991 года в Минске, было подписано «Временное соглашение о Совете глав государств и Совете глав правительств Содружества Независимых Государств», по которому учреждался высший орган организации, Совет глав государств. В нём каждое государство имеет один голос, а решения принимаются на основе консенсуса. Кроме того, было подписано «Соглашение Совета Глав Государств-участников Содружества Независимых Государств о Вооружённых Силах и Пограничных войсках», по которому государства-участники подтверждали своё законное право на создание собственных вооружённых сил.

Организационный этап завершился в 1993 году, когда 22 января в Минске был принят «Устав Содружества Независимых Государств», основополагающий документ организации.

18 октября 2011 года восемь государств-участников Содружества — Россия, Украина, Беларусь, Казахстан, Армения, Киргизия, Молдавия и Таджикистан — подписали договор о зоне свободной торговли, который заменил больше ста двухсторонних договоров, регламентирующих режим свободной торговли на пространстве содружества.

Страны — участники СНГ:

Страны-наблюдатели:

  • Монголия
  • Афганистан

Принципы СНГ:

  • взаимодействие участников организации осуществляется на принципе равноправия через координирующие институты, формируемые на паритетной основе и действующие в порядке, определяемом соглашениями между участниками Содружества, которое не является ни государством, ни надгосударственным образованием;
  • объединённое командование военно-стратегическими силами и единый контроль над ядерным оружием;
  • уважение сторон к стремлению к достижению статуса безъядерного и (или) нейтрального государства;
  • приверженность сотрудничеству в формировании и развитии общего экономического пространства.

Цели СНГ:

  • сотрудничество в политической, экономической, экологической, гуманитарной, культурной и иных областях;
  • всестороннее развитие государств-участников в рамках общего экономического пространства, межгосударственной кооперации и интеграции;
  • обеспечение прав и свобод человека;
  • сотрудничество в обеспечении международного мира и безопасности, достижение всеобщего и полного разоружения;
  • взаимная правовая помощь;
  • мирное разрешение споров и конфликтов между государствами-участниками организации.

К сферам совместной деятельности государств-участников относятся:

  • обеспечение прав и основных свобод человека;
  • координация внешнеполитической деятельности;
  • сотрудничество в формировании и развитии общего экономического пространства, таможенной политики;
  • сотрудничество в развитии систем транспорта, связи;
  • охрана здоровья и окружающей среды;
  • вопросы социальной и миграционной политики;
  • борьба с организованной преступностью;
  • сотрудничество в области оборонной политики и охраны внешних границ.

Уставные органы СНГ:

Органы отраслевого сотрудничества СНГ:

  • Антитеррористический Центр;
  • Межгосударственный банк;
  • Межгосударственный статистический комитет;
  • Межгосударственный совет по стандартизации, метрологии и сертификации;
  • Межгосударственный совет по чрезвычайным ситуациям природного и техногенного характера;
  • Межгосударственный совет по антимонопольной политике;
  • Консультативный совет по труду, миграции и социальной защите населения;
  • Координационный совет государств — участников СНГ по информатизации при Региональном содружестве в области связи;

Бюджет СНГ

Утверждённый бюджет органов СНГ на 2014 год составляет 817 млн рублей. Самый большой взнос в бюджет приходится на долю РФ — 521 млн рублей. Вклад Украины — 84 млн руб., Казахстана — 63, Беларуси — 37.

Как сообщил АиФ.ru директор Института стран СНГ Константин Затулин, принцип формирования бюджета органов СНГ соответствует «удельному весу экономик стран Содружества».

СНГ — список стран-участниц в составе, цели создания и задачи содружества

Международная организация, включающая в себя на текущий момент 9 стран, образовалась 8 декабря 1991 года в Беловежской пуще главами РСФСР, Украины и Белоруссии. Основанием для создания организации стал развал Советского союза. Учитывая историческую общность народов и связь между ними, было принято решение о заключении договора между близлежащими государствами.

Краткая история

Расшифровка СНГ означает «Содружество Независимых Государств» (на английский эта аббревиатура переводится как CIS Countries, а не SNG, как думают некоторые). Документ, который был подписан главами стран, констатировал прекращение существования СССР как субъекта международного права.

10 декабря 1991 года соглашение было одобрено Верховными Советами Белоруссии и Украины, 12 декабря — Верховными органами России. Для обсуждения условий вхождения в организацию, а также с целью прояснить отдельные торговые и территориальные вопросы в конце декабря 1991 года в городе Алма-Ате (на тот момент — столица Казахстана) встретились лидеры 11 бывших союзных республик (Азербайджан, Армения, Беларусь, Казахстан, Молдавия, Киргизия, Россия, Таджикистан, Узбекистан, Туркмения, Украина).

Результатом встречи стало подписание так называемой Алма-Атинской декларации, в которой излагались цели и принципы нового содружества союзных государств. Дата написания основополагающего документа (Устава СНГ, действующего до сих пор) — 22 января 1993 года в Минске.

Ратификация документа, несмотря на подавляющее количество голосов «за» (188 против 6 несогласных), происходила с нарушениями конституции РСФСР, а именно ст. 104, требующей создания высшего органа государственной власти для принятия окончательного решения. Впоследствии регулярные отказы Съезда ратифицировать соглашение послужило одной из причин противостояния с Борисом Ельциным.

В 1993 году действительным членом СНГ стала Грузия, впоследствии (14 августа 2008 года) грузинский парламент принял единогласное решение о выходе из состава содружества. Последним государством, вступившим в ряды содружества, стала Молдавия (8 апреля 1994 года); наблюдателями по сей день являются Монголия и Афганистан.

Характеристика и список

Союзные государства, входящие в содружество, являются республиками по форме правления. В них проживает более 100 наций и народностей, различающихся по языку, этническому составу, культуре и быту. Членство в содружестве облегчает право получения гражданства на территории дружественных стран.

Количество населения, проживающих на территории той или иной страны, устанавливается посредством переписи, но в некоторых странах подобные мероприятия не проводятся вследствие тяжёлого экономического положения населения.

В список стран СНГ входят страны-участницы:

  • Россия (2 штаб-квартиры содружества, в Москве и Санкт-петербурге). По современному справочнику население — 146,8 миллиона человек.
  • Беларусь (штаб-квартира СНГ в Минске) — 9,4 млн.
  • Узбекистан — свыше 30 млн.
  • Казахстан — 6,3 миллиона человек.
  • Таджикистан — около 9 млн человек.
  • Армения — в районе 3 миллионов человек. Является единственной однонациональной страной в содружестве (это значит, что в её составе свыше 90% основного этноса).
  • Азербайджан — по результатам последней переписи 9,6 миллиона человек.
  • Молдова — 3 млн.
  • Кыргызстан — 6 млн.
  • Туркменистан — почти 5 млн.

Следует знать, что у Туркменистана статус «ассоциированный член», это связано с намерениями этой страны участвовать только в двухсторонних отношениях, игнорируя групповые и коалиционные. Помимо этого, не все из стран-участниц ратифицировали договор (в качестве примера — Молдова), но при этом Молдова полноценно участвует в обсуждении вопросов союза. На сегодняшний день на карте СНГ насчитывается 9 стран, входящих в его состав и имеющих статус полноправных членов.

В разное время в состав СНГ хотели войти такие государственные формирования, как Чеченская Республика Ичкерия, Южная Осетия, Республика Абхазия и Приднестровье.

Цели и задачи

В тексте Алма-Атинской декларации указано, что СНГ не является отдельным государством и не имеет наднациональных полномочий (сюда же относится и отсутствие единой валюты). Страны-участницы — самостоятельные субъекты международного права, которые на добровольной основе заключили союз для взаимовыгодного решения общих задач. Если говорить кратко, то основными целями сотрудничества являются следующие пункты:

  • Обсуждение политических, экономических, гуманитарных, экологических, культурных и иных вопросов в различных областях. Оказание взаимной правовой и юридической помощи.
  • Урегулирование спорных моментов и разногласий (в том числе территориальных) между союзными государствами содружества.
  • Вопросы миграционной и социальной политики.
  • Обеспечение мира и безопасности между союзными странами (к примеру, путём контроля вооружения и частичного разоружения).
  • Открытие общего рынка, который бы позволил всем союзным государствам улучшить свою экономическую ситуацию и добиться установки прочных межгосударственных торговых связей.
  • Объединение усилий в борьбе с организованной преступностью.

На 2019 год к приоритетным направлениям в содружестве относится поддержка демографической ситуации, улучшение рентабельности товаров и упрощение товарообращения между союзными государствами, приём и адаптация мигрантов с ближнего зарубежья, разработка принципиально новой юридической базы, которая сможет существенно улучшить экономическое сотрудничество внутри организации.

Гуманитарная и научная сфера деятельности включает в себя обмен инновационных технологий и разработок, развитие культуры, образования, повышение квалификации и помощь в реализации крупных проектов. Сюда же следует отнести борьбу с дискриминацией (как расовой, так и религиозной), а также возрождение института семьи и семейных ценностей.

В целом на протяжении более 20 лет наибольшее внимание уделяется именно экономическому сотрудничеству (учитывая разный уровень развития экономики у стран бывшего СССР, преимущественно в Средней Азии). Одним из целевых направлений является активизация деятельности Таможенного союза, а также установка единых тарифов и пошлин на различные товары.

Этапы деятельности

За 28 лет существования содружества принято выделять 3 ключевых этапа деятельности, которые сформировали облик СНГ в его нынешнем виде. Мировое сообщество (Индия, отдельные страны Азии и Европы) продемонстрировало заинтересованность к диалогу с союзом стран, а также отметило повышение качества жизни населения.

К этим этапам относятся:

  • Период с момента основания (1991 год) по конец 1993 года. В этот промежуток времени формировались границы стран бывшего СССР, при этом каждое из государств создало свою национальную армию, а также валюту. В это же время было подписано Соглашение о коллективной безопасности, закрепившее сотрудничество в военной сфере между Россией и странами Средней Азии.
  • 1993−1997. Попытка унификации экономики, поиск механизмов и инструментов для развития межгосударственных отношений внутри союза. Несмотря на подписанные соглашения, отвечающие за интеграцию в торговой, таможенной и платёжной сферах, экономический союз сформировать не получилось. Этому помешало массовое несоблюдение условий заключённых соглашений — многие страны предпочитали торговое сотрудничество с европейскими странами, а не внутри содружества.
  • С 1997 года по сей день идёт формирование Зоны свободной торговли (с 2009 года). Также изменениям подверглись управляющие органы СНГ, часть которых была упразднена, а у оставшихся были изменены полномочия.

    Благодаря соглашению о свободной торговле устранены многие экспортные и импортные пошлины по ряду товаров, что позволило улучшить движение товаров, а также транспортную инфраструктуру и дороги в странах содружества.

    В будущем особое внимание уделяется развитию общего рынка или единого экономического пространства, которое должно обеспечить странам СНГ существенное повышение уровня жизни населения, а также экономическую независимость от глобального мирового рынка.

    Органы управления СНГ

    Главным органом управления в содружестве является Совет глав государств СНГ. В этот совет входят президенты всех стран-участниц, которые участвуют в ежегодных заседаниях (периодичность сборов — 2 раза в год). Помимо координирования деятельности органов исполнительной власти, совета министров и других представителей власти, Совет глав участвует в решении принципиальных политических и экономических вопросов. По состоянию на 2019 год, насчитывается свыше 50 различных органов, принимающих участие в управлении союзом государств.

    Вот лишь некоторые из них:

    • Исполнительный комитет.
    • Лизинговая конфедерация.
    • Фонд гуманитарного сотрудничества между союзными государствами.
    • Международный агропромышленный союз.
    • Совет глав государств и совет глав правительств (ключевые органы управления).
    • Совет руководителей государственных органов по регулированию рынков ценных бумаг участников СНГ.
    • Совет миграционных органов.
    • ФБС (расшифровывается как Финансово-банковский совет).
    • Совместная консультативная комиссия по вопросам разоружения.
    • Экономический суд.
    • Электроэнергетический совет.

    Решения в органах принимаются при условии достижения консенсуса (единогласия). Председательствование происходит поочерёдно: каждый год с 1 января по 31 декабря председателем становится новая страна; порядок определяется в соответствии с русским алфавитом названия союзных государств.

    По состоянию на 2019 год председателем союза стран является президент Туркмении, Бердымухамедов Гурбангулы Мяликгулыевич, носящий титул «Аркадаг» или «Покровитель».

    Межпарламентская ассамблея

    Межпарламентская ассамблея является межгосударственным органом СНГ, цель которого — обеспечить тесное парламентское сотрудничество между странами-участницами, а также обсуждение и реализация совместных проектов, представляющих взаимный интерес для союзных государств.

    Также ассамблея разрабатывает законодательные акты рекомендательного характера, которые содержат типовые нормы и дают нормативную ориентацию для законодательства. Помимо этого, участники заседаний содействуют обмену правовой информации между странами. Подобное законотворчество может иметь и императивные нормы, указывающие, к примеру, сколько времени желательно тратить на обсуждение типовой проблемы.

    Многие из принятых ассамблеей документов послужили основанием для международных договоров между странами (к примеру, Договор о сотрудничестве государств в борьбе с терроризмом или Соглашение о сотрудничестве в борьбе с незаконным оборотом наркотических и психотропных веществ). Также этот орган СНГ внёс весомый вклад в мирное урегулирование конфликтов между странами. В 1994 году была создана примиренческая миссия в Нагорном Карабахе, в 2000-х — регулярный мониторинг ситуации на Северном Кавказе и пр.

    Помимо этого, межпарламентская ассамблея ведёт просветительско-пропагандистскую и исследовательскую деятельность (в основном — среди студентов), цель которой — популяризация истории парламентаризма, воспитание правовой грамотности среди населения. С 2007 года ежегодно организовываются так называемые Таврические чтения, итогом которых становится публикация научных статей как известными историками и учёными, так и учащимися ВУЗов.

    Страны СНГ

    После распада Советского Союза на его просторах образовались независимые страны. На постсоветском пространстве возникла международная организация, куда входят 10 государств, — Содружество Независимых Государств.

    В Содружество Независимых Государств входит 10 стран

    До 2009 года членом была Грузия. Не присоединились к Соглашению 1991 г. республики Балтии. Официально не вошла Украина, исполнявшая обязанности ассоциированного члена.

    Организационные аспекты Содружества

    Международный договор был подписан в декабре 1991 г., через два года приняли Устав организации. В документе указывалось, что на территории бывшего СССР возникает новое образование — Содружество Независимых Государств.

    В течение первых лет сотрудничество стран СНГ происходило в организационной сфере. В частности, создавались институции, структуры, отвечающие за отношения между государствами, их экономическую и политическую интеграцию.

    А также определялись цели и задачи Содружества, направления внешней и внутренней деятельности, проводилось согласование правовых, нормативных актов, договоров.

    История создания СНГ

    Это было необходимо для того, чтобы население бывшего Советского Союза могло быть защищено в каждой из стран Содружества.

    Характеристики СНГ

    Границы организации включают следующие государства:

    1. Россию.
    2. Беларусь.
    3. Среднеазиатские: Кыргызстан, Таджикистан, Узбекистан, Туркменистан.
    4. Молдову.
    5. Азербайджан.
    6. Армению.
    7. Казахстан.

    Богатейшими странами являются Россия, Казахстан, Азербайджан, Туркменистан.

    Характеристика стран СНГ

    В некоторых государствах невозможно уточнить количество постоянных жителей, поскольку переписи населения не проводятся из-за бедности и постоянных экономических кризисов. Грузия, Украина и страны Прибалтики на сегодняшний день не входят в состав СНГ.

    Обзор стран СНГ по численности населения:

    • Россия — 146,8 млн человек.
    • Таджикистан — почти 8,7 млн человек.
    • Узбекистан — 32,2 млн чел.
    • Азербайджан — 9,6 млн чел.
    • Армения — почти 3 млн чел.
    • Беларусь — почти 9,5 млн чел.
    • Казахстан — 18 млн чел.
    • Кыргызстан — 6 млн чел.
    • Молдова — 2,9 млн чел.
    • Туркменистан — около 5 млн человек.

    Страны, входящие в состав СНГ, имеют разные статусы. Так, Армения, Азербайджан, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Узбекистан, Таджикистан и Россия являются полноправными членами. Туркменистан получил статус ассоциированного члена, поскольку планирует развивать только двухсторонние отношения со странами СНГ и Балтии. Молдова не подписывала Устав и не провела процесс его ратификации.

    Подобные тонкости, касающиеся членства, не отражаются на деятельности организации.

    Рекомендуем посмотреть видео:

    Стараются установить связи со странами СНГ соседние государства и объединения: ЕС, АСЕАН, Китай, Корея, Индия. Чтобы отношения между государствами осуществлялись правильно, был создан ряд институций, к которым относятся:

    • Совет глав государств.
    • Совет глав правительств.
    • Межпарламентская ассамблея.
    • Экономический суд.
    • Исполнительный комитет.

    Подобные органы координации существуют при министерствах отраслевых направлений экономики. Это позволяет осуществлять координацию в интеграционной сфере, сельском хозяйстве, промышленности, производстве, строительстве. Много внимания общие органы отраслевого сотрудничества уделяют таможенной и финансовой сферам, борьбе с преступностью, энергетике, миграционным проблемам.

    Все решения по тем или иным вопросам принимаются через консенсус, по процедурным вопросам — большинством голосов. Принятое решение является обязательным только для тех государств, которые подписали документы. Такой принцип позволяет странам — членам СНГ проводить выборочную политику внутри сообщества и не ограничивать проведение своей внешней политики.

    Этапы деятельности

    Список стран, входящих в Содружество и приведенный ниже, остается стабильным в течение 27 лет. Прекращение участия Грузии и Украины не пошатнуло устои организации, которая с 1991 г. постоянно находится в процессе развития. Такая стабильность в странах СНГ связана с поэтапным развитием Содружества.

    ВВП в странах бывшего СССР

    В деятельности организации выделяют три больших этапа, характеристика которых приводится ниже:

    1. 1991–1993 — разделение территорий, формирование границ и национальных армий, введение собственных валют. В это же время была создана Организация Договора о коллективной безопасности, которая занимается военным сотрудничеством между Средней Азией, Россией и другими бывшими республиками Советского Союза.
    2. 1993–1997 — происходил поиск инструментов и механизмов, которые должны помогать в межгосударственном развитии отношений России со странами СНГ. Это было необходимо для того, чтобы унифицировать экономику и политическое развитие в государствах, которые отличались по размеру территории, развитости транспорта и железных дорог, других коммуникаций, валютных систем. В указанный период удалось подписать ряд межгосударственных договоров, которые отвечали за интеграцию в таможенной, платежной, торговой сферах, формировании общего рынка капитала, услуг, рабочей силы. Экономический союз так и не удалось сформировать, поскольку подписанные документы не выполнялись. Страны сотрудничали с другими государствами и не были заинтересованы в развитии отношений внутри СНГ.
    3. С 1997 года — идет формирование Зоны свободной торговли, начат процесс глубокого реформирования Содружества. По результатам реформы произошла реорганизация органов СНГ, сократился их штат, изменены полномочия, появился Экономический совет.

    Европейские и страны Азии, объединенные в рамках организации в течение 1991–2021, продемонстрировали стремление к диалогу, постоянной дискуссии, улучшению качества жизни населения.

    Была проделана огромная работа по укреплению внутренней структуры и адаптации стран к единому валютному, таможенному, налоговому законодательству, созданию договорной базы.

    Появление Таможенного союза и формирование Зоны свободной торговли, Евроазиатского пространства помогли устранить преграды на пути движения товаров, услуг, улучшения транспортной инфраструктуры и дорог в странах СНГ, решения миграционных вопросов и проблем, связанных с перераспределением наследия бывшего СССР.

    Рекомендуем посмотреть видео:

    Направления деятельности

    Политическое и экономическое развитие стран СНГ различно, поэтому акценты во внутренней и внешней политике делаются на то, чтобы сохранить национальное разнообразие и создать действенные унифицированные органы, институты. Это необходимо для успешного проведения реформ в странах СНГ и реализации различных проектов. В том числе экономических, инвестиционных, строительных, энергетических.

    Основные векторы работы стран Содружества на 2021 год:

    • Поддержка демографической ситуации в странах.
    • Развитие институтов семьи и семейных ценностей.
    • Борьба с дискриминацией и религиозной нетерпимостью.
    • Развитие товарооборота, который постоянно растет. Следствием этого становится повышение ВВП, увеличение прироста производства и промышленности.
    • Унификация основ функционирования налоговой, валютной, финансовой систем. Это необходимо для того, чтобы снизить НДС на товары, услуги, импорт и экспорт в СНГ. Деятельность Таможенного союза и Зоны свободной торговли направлена на снижение налогов.
    • Разработка нормативно-правовой базы, которая улучшит экономическое сотрудничество между странами и предоставление многим компаниям преференциальных условий торговли.
    • В гуманитарную сферу входит культура, наука, образование, где происходит реализация крупных проектов, программ обмена, повышения квалификации, внедрения инновационных разработок и технологий.
    • Создание условий для приема и адаптации мигрантов, в связи с чем принимаются постоянно правоохранительные меры и действия в сфере безопасности.
    • Проведение активной внешней политики со странами Евросоюза, Азии, Америки, Австралией. Внешнеполитическая деятельность сводится к торговле, проведению совместных экономических форумов, реализации инвестиционных и строительных проектов.

    Внутренняя политика стран СНГ

    Главное внимание уделяется развитию экономического сотрудничества, поскольку не все члены СНГ развиты одинаково. Самая богатая страна Содружества Россия. Из Молдовы, Кыргызстана, Таджикистана, Узбекистана сюда постоянно приезжает большое количество мигрантов, желающих найти работу в РФ. Эти государства постоянно попадают в перечень самых бедных стран СНГ.

    А также многочисленную группу приезжих составляют казахи. В связи с наплывом граждан других стран, занятых на строительстве автодорог, объектов жилищной и социальной инфраструктуры, торговых центров, на складах, в торговле, в России и других странах СНГ разработаны специальные нормативные акты. Они направлены на то, чтобы улучшить положение мигрантов, обеспечить пенсионеров социальными выплатами, вынужденных переселенцев — пособиями по безработице.

    А также соответствующими документами предусмотрено обеспечение матерей с детьми льготами.

    Экономическая сфера является камнем преткновения в межгосударственных отношениях, поскольку более богатые державы тянут бедные, где наблюдается низкий уровень жизни, в основном в Средней Азии.

    Поэтому страны-лидеры делают все возможное, чтобы активизировать деятельность Таможенного союза, установив единые тарифы, пошлины на услуги, товары, экспорт и импорт. Это поможет наполнить бюджеты республик, установить адекватные цены на бензин, нефть, газ, и вывести бедные государства организации на новый уровень экономического развития.

    Рекомендуем посмотреть видео:

    Кроме того, правительства РФ, Беларуси, Казахстана стремятся развивать в отстающих странах новые отрасли производства, создавать рабочие места, открывать промышленные объекты. Чем стабильней будет экономика в странах СНГ, тем выше будут зарплаты и доходы населения, выплаты на детей, инвалидам, пенсионерам, беженцам, военнослужащим.

    Содружество Независимых Государств

    Что это такое?

    СНГ (Содружество Независимых Государств) — объединение ряда стран ранее входивших в состав СССР, созданное в декабре 1991 года.

    Первоначально участниками были все республики Союза кроме стран Прибалтики и Грузии. В 1993 году к ним присоединилась Грузия.

    На 2021 год в СНГ входит 11 республик (в бывшем СССР было 15 республик). Суммарная численность населения стран объединения составила 281,1 млн. человек. Самые густонаселенные страны: Россия, Украина и Узбекистан (на их долю приходится около 80% населения СНГ). Взаимодействие страны осуществляют через уставные органы организации.

    Цели и задачи СНГ

    Когда содружество образовывалось, был принят Устав. Его подписали не всего члены, но большинство. Цели и задачи объединения прописаны в основном учредительном документе. К ним относятся:

    • Взаимовыгодное сотрудничество в области культуры и во всех сферах экономики.
    • Созданное общее экономическое пространство должно обеспечить полноценное развитие каждой республики, входящей в состав содружества.
    • Контроль над соблюдением основных прав и свобод человека.
    • Полное взаимовыгодное сотрудничество в сфере обеспечения мира и согласия в каждом государстве.
    • Тотальное сокращение гонки-вооружений, расходов на военные нужды.
    • Ликвидация в каждой стране ядерного запаса.
    • Оказание взаимной помощи в правом поле.
    • Мирное разрешение споров, которые могут возникнуть внутри объединения.

    Почему из состава вышла Грузия? В 2008 году случилась война, которая длилась 5 дней. Абхазия и Осетия решили объявить о своей независимости от Грузии. Прочие страны – члены СНГ не поддержали конфликт (по мнению грузинской стороны, нарушили одну из задач создания содружества), а потом ещё и признали их независимость, не приняв во внимание аргументы грузинского правительства. Глава государства принял решение покинуть международную организацию добровольно.

    Исходя из установленных задач, основной целью объединения нескольких государств в союз является полное раскрытие социальное-экономического потенциала каждой республики, а также взаимовыгодное сотрудничество во всех сферах полноценного развития.

    Но цели прописаны, достигаются! Но какой же союз без дальнейшего развития? Поэтому в планах на ближайшие несколько лет стоит увеличение взаимного торгового оборота в 2,5 – 3 раза. Также планируется увеличить уровень среднедушевого дохода по странам примерно в 3,5 – 3, 7 раз. В планах также разработать и подписать документы, касающиеся совместного развития в области космонавтики, компьютеризации, информатизации.

    Какие страны вят в СНГ: список на год

    Некоторые считают, что СНГ стало дублёром Советского Союза. Это не так! Какие страны в 2021 году входят в СНГ? Актуальный список на текущий год:

    • Азербайджан.
    • Армения.
    • Белоруссия.
    • Казахстан.
    • Киргизия.
    • Молдавия.
    • Россия.
    • Таджикистан.
    • Туркмения.
    • Узбекистан.

    Сегодня в составе 10 государств, до 2009 года было 11. В указанный год Грузия покинула содружество на добровольных началах. Все державы в своём названии имеют приставку «республика». Россия имеет такой же строй, но в названии государства слово не употребляется.

    Карта СНГ менялась. В 2009 году вышла из состава Грузия, а в 2018 году Украина закрыла своё представительство. Туркменистан не ратифицировал Устав объединения, поэтому номинально он входит в состав, но в качестве ассоциированного члена. Это означает, что может принимать участке не во всех видах деятельности содружества.

    Бывшие страны участники

    К таковым относится Грузия. Государство присоединилось к объединению в 1993 году, но удерживало членство только до 2009 года. Потом покинуло содружество на добровольных началах. Причина – содружество не оказало мер поддержки в 2008 году во время войны, которая длилась 5 дней. После главы государств – участников признали независимость Абхазии и Южной Осетии, что стало причинами устного конфликта. После этого глава Грузии заявил о том, что республика подает СНГ на добровольных началах, так как «не видит поддержки».

    Страны со спорным участием

    Украина закрыла представительство в 2018 году. Республика подписала соглашение в 1991 году, сразу же ратифицировало его, приняла нормы. Но возникли проблемы с принятием Положения. Украина не подписала его, тем самым поставив под сомнение свой статус. До тех пор, пока не было закрыто представительство, республика считалась ассоциированным членом, то есть, мнение учитывалось не всегда, государство могло принимать участие не всех видах деятельности содружества.

    Аналогичная ситуация с Туркменистаном. Номинально республика входит в состав членов. Но глава государства не подписал Положение и Устав, тем самым поставив под вопрос полноценное участие страны в деятельности международной организации. Представительство работает, но Туркменистан является ассоциированным членом, то есть, может принимать участие не всех видах деятельности международного объединения.

    Как образовалось СНГ: шаг за шагом

    Датой образования Содружества принято считать 8 декабря 1991 года. В этот день главы России (Б.Ельцин), Украины (Л.Кравчук) и Беларуси (С.Шушкевич) подписали Соглашение, которое потом стали называть Беловежским. В нем говорилось о прекращении существования СССР и создании СНГ.

    Беловежские события оцениваются неоднозначно. По одной версии это было «цивилизованное расставание», констатировавшее уже свершившийся распад СССР, разумный способ предотвратить стихийный и непредсказуемый развал.

    Сторонники иного мнения рассматривают беловежские события как преступный заговор с целью получить власть, ведь по итогам всесоюзного референдума 1990 года 76,5% населения высказались за сохранение СССР.

    Но как бы то ни было, документ был подписан. Далее события развивались так:

    1. В Украине и Белоруссии Соглашение ратифицировали 10 декабря 1991 года, а вот в России возникли проблемы. Ратификации Верховным Советом РСФСР, состоявшейся 12 декабря, оказалось недостаточно: по Конституции для этого требовалось созвать Съезд народных депутатов РСФСР. Так и сделали в 1992 году, но результатом стал трехкратный отказ в ратификации.
    2. 21 декабря 1991 года руководители республик, в недалеком прошлом входивших в СССР (кроме 3-х Прибалтийских стран и Грузии), провели встречу в Алма-Ате. Они выработали декларацию, отразившую принципы и цели деятельности СНГ.
    3. В 1993 году в Минске утвердили Устав объединения, в дальнейшем подписанный всеми партнерами за исключением Украины и Туркменистана.
    4. В 1993 году в состав СНГ вошла Грузия (ее членство прекратилось в 2009 году), в 1994-м – Молдова.

    Главной целью образования СНГ было преодоление республиками, переставшими быть советскими, трудностей переходного периода, сохранение связей, разрушенных после распада СССР.

    В СНГ была своя объединенная армия

    Распад СССР был осложнен тем, что все 15 союзных республик объединяли Вооруженные Силы Союза ССР. Они тоже начали распадаться осенью 1991 года вместе с самим СССР. И между распадом ВС СССР и формированием системы обороны независимых государств предполагалось на 5 лет сохранить объединенные вооруженные силы.

    Последний министр обороны СССР Евгений Шапошников в итоге стал Главнокомандующим Объединенных вооруженных сил СНГ, которые были созданы в феврале 1992 года. Идея ОВС была в том, что границы СНГ охраняли бы единые Пограничные войска, а РВСН переходили под контроль РФ.

    Однако с самого начала все пошло не так – Туркменистан, Грузия и Украина высказались против того, как именно создаются ОВС, а страны Прибалтики в принципе не планировали присоединяться к СНГ, поэтому и Вооруженные силы планировали формировать самостоятельно.

    Но главное, что положило конец ОВС – тот факт, что независимые государства начали формировать собственные вооруженные силы – по сути, они просто оформляли в свою юрисдикцию те подразделения, которые находились на их территориях, что противоречило Концепции ОВС СНГ. А в итоге Главное командование ОВС утратило свои функции и руководило лишь тем, как разделялась бывшая Советская Армия между 15 республиками. Процесс закончился в 1993 году.

    Однако в структуре СНГ все же есть единый военный орган – это Организация договора коллективной безопасности (ОДКБ), который был подписан 15 мая 1992 года в Ташкенте. Договор вступил в силу через 2 года. Изначально в ОДКБ входили 6 стран, потом еще 3 страны присоединились, и столько же – вышли. К настоящему моменту в ОДКБ остается 6 государств: Россия, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Армения и Таджикистан, а руководящую роль играет Россия (для которой ОДКБ – это еще и способ влиять на политику безопасности в Центральной Азии).

    Зачем существует содружество

    Цель создания этой организации — формирование общего экономического пространства, интеграция в гуманитарных областях, а также координация в других вопросах, в частности в борьбе с коррупцией, терроризмом, отмыванием преступных доходов. Работа ведется ради свободы перемещения товаров, услуг, капитала и рабочей силы.

    Страны-участники активно участвуют в создании других структур для достижения этих целей. В 2000 году Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Россия, Таджикистан подписали Договор об учреждении Евразийского экономического сообщества, а через три года четырьмя странами — Беларусью, Казахстаном, Россией и Украиной было создано ЕЭП (Единое экономическое пространство). В 2009 году была создана зона свободной торговли СНГ (ЗСТ СНГ).

    Страны СНГ уже подписали Соглашение о зоне свободной торговли с Вьетнамом, что способствовало увеличению товарооборота. Ведутся переговоры о подписании соглашения о зоне СТ с Египтом, Израилем, Индией, Ираном, Сербией и Сингапуром.

    Цель создания СНГ — формирование межгосударственного регионального рынка и установления крепких экономических связей между странами-участниками.

    Характеристика и список

    Союзные государства, входящие в содружество, являются республиками по форме правления. В них проживает более 100 наций и народностей, различающихся по языку, этническому составу, культуре и быту. Членство в содружестве облегчает право получения гражданства на территории дружественных стран.

    Количество населения, проживающих на территории той или иной страны, устанавливается посредством переписи, но в некоторых странах подобные мероприятия не проводятся вследствие тяжёлого экономического положения населения.

    В список стран СНГ входят страны-участницы:

    • Россия (2 штаб-квартиры содружества, в Москве и Санкт-петербурге). По современному справочнику население — 146,8 миллиона человек.
    • Беларусь (штаб-квартира СНГ в Минске) — 9,4 млн.
    • Узбекистан — свыше 30 млн.
    • Казахстан — 6,3 миллиона человек.
    • Таджикистан — около 9 млн человек.
    • Армения — в районе 3 миллионов человек. Является единственной однонациональной страной в содружестве (это значит, что в её составе свыше 90% основного этноса).
    • Азербайджан — по результатам последней переписи 9,6 миллиона человек.
    • Молдова — 3 млн.
    • Кыргызстан — 6 млн.
    • Туркменистан — почти 5 млн.

    Следует знать, что у Туркменистана статус «ассоциированный член», это связано с намерениями этой страны участвовать только в двухсторонних отношениях, игнорируя групповые и коалиционные. Помимо этого, не все из стран-участниц ратифицировали договор (в качестве примера — Молдова), но при этом Молдова полноценно участвует в обсуждении вопросов союза. На сегодняшний день на карте СНГ насчитывается 9 стран, входящих в его состав и имеющих статус полноправных членов.

    В разное время в состав СНГ хотели войти такие государственные формирования, как Чеченская Республика Ичкерия, Южная Осетия, Республика Абхазия и Приднестровье.

    Пять примеров независимых государств

    Сходу любой назовет несколько стран, по его мнению, вполне самостоятельных. Нам бы не ошибиться. Наверное, лучше всего начать с нашей Родины. Россия действительно является независимой. Это по внешней политике нынче заметно. Еще можно смело говорить о Китае. С этим государством стараются считаться, опасаясь его мощи и огромной численности населения. А вот с США можно «пальцем в небо» попасть. Пусть данное государство считается единоличным гегемоном в мире. Зато и оно связано с Великобританией теми же отношениями, что и Канада. Некоторые специалисты даже не стесняются называть Штаты сателлитом Англии. Давайте это оставим на их совести. Западный мир вообще интересно устроен. В ООН страны представлены вполне самостоятельно. А залезешь в документы, выясняется, что всеми управляет британская королева. Наверняка, никто не станет отрицать, что Великобритания является независимым государством, раз уж правит тайно половиной мира. И последний пример – Франция. Это государство хоть и вынуждено считаться с партнерами, но является вполне независимым.

    Органы управления СНГ

    Главным органом управления в содружестве является Совет глав государств СНГ. В этот совет входят президенты всех стран-участниц, которые участвуют в ежегодных заседаниях (периодичность сборов — 2 раза в год). Помимо координирования деятельности органов исполнительной власти, совета министров и других представителей власти, Совет глав участвует в решении принципиальных политических и экономических вопросов. По состоянию на 2019 год, насчитывается свыше 50 различных органов, принимающих участие в управлении союзом государств.

    Вот лишь некоторые из них:

    • Исполнительный комитет.
    • Лизинговая конфедерация.
    • Фонд гуманитарного сотрудничества между союзными государствами.
    • Международный агропромышленный союз.
    • Совет глав государств и совет глав правительств (ключевые органы управления).
    • Совет руководителей государственных органов по регулированию рынков ценных бумаг участников СНГ.
    • Совет миграционных органов.
    • ФБС (расшифровывается как Финансово-банковский совет).
    • Совместная консультативная комиссия по вопросам разоружения.
    • Экономический суд.
    • Электроэнергетический совет.

    Решения в органах принимаются при условии достижения консенсуса (единогласия). Председательствование происходит поочерёдно: каждый год с 1 января по 31 декабря председателем становится новая страна; порядок определяется в соответствии с русским алфавитом названия союзных государств.

    По состоянию на 2019 год председателем союза стран является президент Туркмении, Бердымухамедов Гурбангулы Мяликгулыевич, носящий титул «Аркадаг» или «Покровитель».

    Украина в СНГ — это спорный статус

    С 2014 года украинское руководство пыталось выйти из органов Содружества, но выходить, по сути, было неоткуда. Эта страна не ратифицировала Устав объединения, а значит, юридически так и не вошла в его состав, оставаясь одним из учредителей, но не членом. Однако остальные страны де-факто признавали Украину полноправным участником.

    В мае 2018-го Петр Порошенко подписал указ о прекращении участия Украины в деятельности уставных органов объединения, но официального заявления о выходе Исполнительный комитет не получил.

    Страны СНГ заинтересованы в сохранении членства Украины, сохраняется надежда, что конструктивный и прагматичный подход руководства все-таки восторжествует в этой стране.

    Бывшие страны СНГ

    ГосударствоСтолицаДата выхода из СНГ
    ГрузияТбилиси18 августа 2009 года
    УкраинаКиевПроцесс выхода из соглашений СНГ продолжается.В 2019 МВФ убрал страну из списка членов Содружества.

    Почему появляются новые страны?

    Мир, как выясняется, нестабилен. Пусть ООН пытается защищать государственную целостность своих членов, однако тенденции по смене границ проявляются все чаще. Процесс это объективный. Люди стремятся жить своей общностью, не подчиняясь тем, кого считают тиранами. Такие самопровозглашенные страны стараются получить статус независимых государств. Республики, что возникли на востоке Украины, например. Только дело это небыстрое. Мало иметь поддержку населения и все атрибуты государственности. Необходимо еще получить признание соседей по планете. А каждый из них думает не о людях, а о собственных политических интересах. Вот и получается, что в мире остаются не признанными страны и территории, являющиеся настоящими независимыми государствами.

    Организационная структура Содружества Независимых Государств

    Основополагающими правовыми документами Содружества Независимых Государств являются Соглашение о создании СНГ (8 декабря 1991 года, Минск), подписанное между Россией, Белоруссией и Украиной, и Протокол к этому Соглашению (21 декабря 1991 года, Алма-Ата), в соответствии с которым в состав Содружества вошли ещё восемь стран: Азербайджан, Армения, Казахстан, Киргизия, Молдавия, Таджикистан, Туркменистан и Узбекистан. В декабре 1993 года к Содружеству присоединилась Грузия.

    22 января 1993 года главами государств был принят Устав Содружества, который подписали и ратифицировали все государства, кроме Туркменистана и Украины. В мае 1996 года Устав был зарегистрирован в Секретариате ООН в качестве международного соглашения. 19 января 1996 года были утверждены положения о флаге и эмблеме СНГ.

    Высшие органы СНГ – Совет глав государств (СГГ) и Совет глав правительств (СГП). В полномочия Совета глав государств, в частности, входит решение принципиальных вопросов Содружества, связанных с общими интересами государств-участников, в том числе внесение поправок в Устав СНГ, создание новых или упразднение существующих органов Содружества. Совет глав правительств координирует сотрудничество органов исполнительной власти в экономической, социальной и иных сферах общих интересов.

    Порядок работы СГГ и СГП, так же как СМИД и Экономсовета СНГ, организация и проведение их заседаний, подготовка и принятие документов определены новыми Правилами процедуры, утвержденными Решением СГГ от 7 октября 2002 года. Отдельными решениями установлено, что Совет глав правительств проводит четыре заседания, а Совет глав государств – два заседания в год.

    Председательство в СГГ и СГП, как и в других уставных органах Содружества, осуществляется поочередно каждым государством-участником «на основе принципа ротации в порядке русского алфавита названий государств-участников, на срок не более одного года, если иное не будет установлено соответствующим Советом» (Правило 8-е Правил процедуры). Предшествующий и последующий председатели являются сопредседателями действующего Председателя.

    Председатель СГГ – Президент Украины (с января 2003 года).

    Председатель СГП – Премьер-министр Киргизии (с апреля 2003 года).

    В целях координации деятельности стран Содружества во внешнеполитической сфере 24 сентября 1993 года учрежден Совет министров иностранных дел (СМИД), который проходит, как правило, накануне заседаний СГГ и СГП СНГ. В контексте совершенствования деятельности органов СНГ 2 апреля 1999 года утверждено новое Положение о СМИД.

    Председатель СМИД – Министр иностранных дел Украины (с апреля 2003 года).

    Ключевая роль в деле формирования единого экономического пространства государств – участников СНГ отводилась созданному в октябре 1994 года Межгосударственному экономическому комитету Экономического союза (МЭК), аппарат которого по новой схеме органов СНГ в реорганизованном виде вошел в состав Исполнительного комитета Содружества (Решение СГГ, 2 апреля 1999 года).

    В целях обеспечения реализации решений СГГ и СГП по вопросам социально-экономического сотрудничества создан Экономический совет СНГ, положение о котором было принято решением СГГ 25 января 2000 года в Москве.

    Учрежденный 6 июля 1992 года Экономический суд призван обеспечивать единообразное применение соглашений в рамках Содружества, выполнение экономических обязательств путем разрешения возникающих споров, давать толкование договорных актов СНГ и его институтов.

    В качестве органа Совета глав государств по вопросам военной политики и военного строительства стран Содружества 14 февраля 1992 года учрежден Совет министров обороны (СМО).

    Решением глав государств от 24 декабря 1993 года утверждено Положение о Штабе по координации военного сотрудничества (ШКВС) государств – участников Содружества (в его состав входят представители всех государств – участников СНГ, за исключением Украины и Молдавии). Место нахождения Штаба – Москва.

    В целях усиления взаимодействия пограничных войск стран Содружества 6 июля 1992 года создан Совет командующих пограничными войсками (СКПВ), в состав которого входят представители всех государств – участников СНГ. Постоянным рабочим органом СКПВ является Координационная служба.

    Для более тесной координации взаимодействия компетентных органов государств Содружества в борьбе с международным терроризмом и иными проявлениями экстремизма Решением СГГ 21 июня 2000 года был создан Антитеррористический центр СНГ (АТЦ), положение о котором было утверждено на заседании СГГ 1 декабря 2000 года. По решению СГТ от 7 октября 2002 года было создано отделение АТЦ по Центральноазиатскому региону в г. Бишкеке.

    В интересах сближения национальных законодательств стран СНГ решением руководителей парламентов в Алма-Ате 27 марта 1992 года создана Межпарламентская ассамблея (МПА) государств – участников СНГ (штаб-квартира в Санкт-Петербурге). В апреле 1999 г. было оформлено членство Украины в МПА. Туркмения и Узбекистан не участвуют в работе Ассамблеи.

    На основе подписанных в рамках СНГ документов созданы и функционируют другие органы Содружества – Совет министров внутренних дел, Совет руководителей таможенных служб, Координационный совет генеральных прокуроров, Совет руководителей органов безопасности и специальных служб, а также отраслевые советы и комитеты по отдельным направлениям сотрудничества. В настоящее время проводится работа по оптимизации структуры и повышению эффективности деятельности отраслевых органов Содружества (в соответствии с Решением СГТ от 7 октября 2002 года).

    Постоянно действующим исполнительным, административным и координирующим органом является Исполнительный комитет СНГ во главе с Председателем – Исполнительным секретарем СНГ (Решение СГГ, 2 апреля 1999 года). Совет глав государств утвердил Положение об Исполкоме СНГ 21 июня 2000 года.

    4 июля 2001 года между Правительством Российской Федерации и Исполнительным комитетом СНГ подписано Соглашение об условиях пребывания Отделения Исполкома Содружества на территории Российской Федерации (Москва).

    На заседании Совета глав правительств 19 сентября 2003 года были утверждены параметры единого бюджета на 2004 год органов Содружества, финансируемых за счет бюджетных средств государств-участников, и определены долевые взносы каждого государства, в том числе на содержание органов Содружества и проведение заседаний СГГ, СГП, СМИД, Экономсовета СНГ (общая сумма – 251,7 миллионов рублей). Самый крупный донор – Российская Федерация (44,5 %); наименьшая доля у Туркменистана – 1,8 % .

    В рамках оптимизации структуры и повышения эффективности деятельности СНГ решением СГГ от 7 октября 2002 года было установлено сокращение численности персонала органов СНГ.

    Что такое СНГ — расшифровка, состав (какие страны входят) и суть

    Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Аббревиатура «СНГ» звучит в выступлениях государственных деятелей, упоминается в выпусках новостей.

    У большинства она ассоциируется с объединением наподобие СССР, только непонятным и малоперспективным.

    Знать, что такое СНГ – это значит понимать события, происходящие в мире, умело поддерживать интеллектуальные беседы, при желании – прокладывать нескучные туристические маршруты. Как раз тот случай, когда знания – сила.

    СНГ — что это (расшифровка)

    Содружество Независимых Государств, скрывающееся под аббревиатурой СНГ — это международная организация, миссия которой – регулировать взаимодействие между странами, ранее входившими в могучую державу под названием СССР.

    Несмотря на то что СНГ стало в некотором роде наследником Советского Союза, оно не является государством. Это межгосударственная организация, форма взаимодействия независимых стран в значимых областях международного общения.

    Аббревиатура СНГ имеет и другую расшифровку: Содружество непризнанных государств, или СНГ-2. Это объединение сформировалось в 2000 году с подписанием в Тирасполе договора между Абхазией, Южной Осетией, Приднестровьем и Нагорно-Карабахской республикой. Ранее (до 1995 года) в этот блок входили Республика Сербская и Сербская Краина.

    Какие страны входят в СНГ (список на 2019 год)

    Содружество не стало копией СССР, ибо не все республики вошли в его состав. Грузия и 3 Прибалтийские страны с самого начала не поддержали идею объединения. Ниже перечислены страны СНГ, список на 2019 год:

    1. Азербайджан
    2. Армения
    3. Белоруссия
    4. Казахстан
    5. Киргизия
    6. Молдавия
    7. Россия
    8. Таджикистан
    9. Туркмения
    10. Узбекистан

    Ну а если если использовать полные названия государств, то этот список будет выглядеть так:

    Карта СНГ не оставалась постоянной. Например, до 2009 года в числе прочих стран на ней была Грузия. В 2018-м закрыла свое представительство Украина.

    Туркменистан, нератифицировавший Устав СНГ, является ассоциированным членом (подразумевается участие не во всех видах деятельности).

    Украина в СНГ — это спорный статус

    С 2014 года украинское руководство пыталось выйти из органов Содружества, но выходить, по сути, было неоткуда. Эта страна не ратифицировала Устав объединения, а значит, юридически так и не вошла в его состав, оставаясь одним из учредителей, но не членом. Однако остальные страны де-факто признавали Украину полноправным участником.

    В мае 2018-го Петр Порошенко подписал указ о прекращении участия Украины в деятельности уставных органов объединения, но официального заявления о выходе Исполнительный комитет не получил.

    Страны СНГ заинтересованы в сохранении членства Украины, сохраняется надежда, что конструктивный и прагматичный подход руководства все-таки восторжествует в этой стране.

    Символика Содружества Независимых Государств

    У Содружества имеется уникальная эмблема – круг синего цвета с белой и серой полосами по краям (см. рисунок ниже). Внутри него изображена белая фигура из вертикальных полос. В верхней части они трансформируются в концентрические элементы, расходясь вправо и влево. Сверху расположен небольшой круг золотого цвета.

    Эмблема изображается в центральной части флага Содружества. Сам флаг — это синее полотнище-прямоугольник, длина которого в 2 раза больше, чем ширина (см. на рисунке выше).

    Как образовалось СНГ: шаг за шагом

    Датой образования Содружества принято считать 8 декабря 1991 года. В этот день главы России (Б.Ельцин), Украины (Л.Кравчук) и Беларуси (С.Шушкевич) подписали Соглашение, которое потом стали называть Беловежским. В нем говорилось о прекращении существования СССР и создании СНГ.

    Беловежские события оцениваются неоднозначно. По одной версии это было «цивилизованное расставание», констатировавшее уже свершившийся распад СССР, разумный способ предотвратить стихийный и непредсказуемый развал.

    Сторонники иного мнения рассматривают беловежские события как преступный заговор с целью получить власть, ведь по итогам всесоюзного референдума 1990 года 76,5% населения высказались за сохранение СССР.

    Но как бы то ни было, документ был подписан. Далее события развивались так:

    1. В Украине и Белоруссии Соглашение ратифицировали 10 декабря 1991 года, а вот в России возникли проблемы. Ратификации Верховным Советом РСФСР, состоявшейся 12 декабря, оказалось недостаточно: по Конституции для этого требовалось созвать Съезд народных депутатов РСФСР. Так и сделали в 1992 году, но результатом стал трехкратный отказ в ратификации.
    2. 21 декабря 1991 года руководители республик, в недалеком прошлом входивших в СССР (кроме 3-х Прибалтийских стран и Грузии), провели встречу в Алма-Ате. Они выработали декларацию, отразившую принципы и цели деятельности СНГ.
    3. В 1993 году в Минске утвердили Устав объединения, в дальнейшем подписанный всеми партнерами за исключением Украины и Туркменистана.
    4. В 1993 году в состав СНГ вошла Грузия (ее членство прекратилось в 2009 году), в 1994-м – Молдова.

    Главной целью образования СНГ было преодоление республиками, переставшими быть советскими, трудностей переходного периода, сохранение связей, разрушенных после распада СССР.

    Органы управления Содружеством

    Высший орган объединения – Совет глав государств СНГ. Он собирается 2 раза в год и решает важнейшие моменты, касающиеся деятельности союза.

    Страны СНГ, список которых, если не считать ситуацию с Украиной, в последние годы не изменяется, в порядке очередности председательствуют в Содружестве. 2019-й – год председательства Туркменистана.

    Деятельность СНГ координирует целый ряд советов, Межпарламентская ассамблея и Экономический суд. Есть еще около 70 органов, координирующих отраслевое сотрудничество.


    *при клике по картинке она откроется в полный размер в новом окне

    На постоянной основе работает Исполнительный комитет СНГ. Его штаб-квартира располагается в г.Минске. С 2007 года исполком возглавляет Сергей Лебедев.

    Деятельность СНГ

    Сразу после образования Содружества его основная деятельность была направлена на организационные моменты и на интеграцию в отраслях, где распад СССР привел к особенно неблагоприятным последствиям (связь, транспорт, поставки энергоносителей и т.д.). Начиная с 1996 – 1997 годов, взаимодействие строилось с учетом новых реалий.

    Взаимодействие в СНГ строится на основе гибких механизмов. Учитывается разный уровень готовности стран к сотрудничеству, они задействованы в интеграционных процессах исходя из национальных интересов.

    База взаимодействия между участниками объединения – многосторонние и двусторонние соглашения в различных сферах. Один из наиболее значимых – договор о зоне свободной торговли, заключенный в 2011 году.

    СНГ сегодня

    Основные векторы развития СНГ в 2019 году – это улучшение демографической ситуации, борьба с нетерпимостью (национальной, религиозной), унификация (что это?) основ налоговой, финансовой систем, развитие товарооборота, активная внешняя политика.

    В центре внимания остается экономическое сотрудничество, ведь и не все участники СНГ одинаково развиты в этом отношении.

    По прогнозам МВФ, в 2019–2020 годах в СНГ ожидается рост экономики на 2,2 – 2,3 процента.

    Серьезных масштабов достигла трудовая миграция в пределах СНГ, особенно в Россию. Для Азербайджана, Украины, Таджикистана, Узбекистана, Молдовы денежные переводы их граждан, работающих в России, – важный источник материальной поддержки.

    Поэтому актуальным направлением стало создание условий для приема и адаптации мигрантов, меры поддержания безопасности.

    Резюме

    Объединение, возникшее на осколках СССР, принято обвинять в никчемности и бесперспективности. Поначалу многие представители поколения советских людей считали распад Союза недоразумением, которое со временем будет исправлено.

    СНГ явилось для них скорее разочарованием, чем надеждой. Отсутствие общей валюты, обязательное наличие загранпаспорта для въезда в ряд стран Содружества, появление многочисленных пограничных и таможенных контролей поставило перед фактом: бывшие советские республики – уже не одна семья.

    Однако есть и положительные результаты.

    СНГ стало «подушкой безопасности» при разделе наследия некогда могущественной державы – армии, флота, промышленных и энергетических объектов, долгов, территорий.

    Обучение в ВУЗах, туризм, трудовая миграция в пределах Содружества, равные права на охрану здоровья и пенсионного обеспечения – это преимущества, которыми пользуется сегодня население стран СНГ.

    Интеграция в рамках СНГ происходит не так быстро, как хотелось бы, и преграды пока существуют. Однако маленький забор выглядит не так безнадежно, как высокая, неприступная стена, а диалог всегда лучше вражды.

    Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru

    Эта статья относится к рубрикам:

    Комментарии и отзывы (7)

    СНГ это фикция, то есть пустышка, которая даже не стала бледной тенью могущества и значимости СССР. Не зря, возникшее в декабре 1991 года объединение — в народе иронично называли «С Новым Годом».

    Да не нужно никуда интегрироваться, сейчас ни одна из бывших республик СССР не станет жертвовать своим государственным суверенитетом, ведь каждый вождь хочет править безраздельно на своей территории.

    Для России вся эта интеграция, с заведомо более слабыми экономиками, приведет лишь к падению собственной экономики и обнищанию населения России.

    Если и строить какие-то отношения, то только так, чтоб нам было выгодно, а не затем, чтобы кормить вчерашних отщепенцев.

    А вот я не знал, что Украина вышла из СНГ. С Прибалтийскими странами понятное дело, они входят в Евросоюз и физически никак не смогли бы быть еще и в СНГ. А вот насчет Украины удивили, я был уверен в том, что она является одной из основных стран-участниц Союза.

    Жалкая и нежизнеспособная пародия на Советский Союз — вот что это такое. Придуманная для создания впечатления былого величия, очередная из множества бутафорий ельцинского позорного периода.

    СНГ — это был обман с самого начала. Если бы сразу распустили СССР, народы бы мог возмутиться, а так сидели и верили в какой-то СНГ.

    Не думаю, что членство в СНГ дает в настоящее время какие-то преференции. Так, пустышка. Или я не прав?

    Великую страну превратили в какое-то СНГ. Развалили державу, которой люди гордились. Ну что тут ещё скажешь? Печаль!

  • Ссылка на основную публикацию